Культура русских земель в период феодальной раздробленности. Международное положение Руси

Культура русских земель в период феодальной раздробленности. Международное положение Руси

В XII - XIV вв. развитие культуры проходило в сложных условиях феодальной раздробленности Руси. В древнерусской культуре этого времени наблюдается все новые успехи. К особенностям культуры этого времени относится появление местных различий в культурной жизни отдельных земель. При наличии общей основы уже в XII веке в обособившихся землях появляются диалекты с местными языковыми особенностями. Появляются местные черты в летописании, архитектуре и живописи. В то же время сохраняются и общерусские начала культуры. К важным центрам древнерусской культуры на юге относились города: Киев, Чернигов, Галич, Холм и др.

Несмотря на феодальную раздробленность, стремление к единству нашло отражение в литературных произведениях XII века. В частности, автор "Слова о полку Игореве" выразил глубокую озабоченность судьбой русской земли, выступил с горячим призывом к князьям прекратить раздоры, объединиться и организовать отпор кочевникам.

В период феодальной раздробленности меняется характер летописания. Возникают новые центры в Чернигове, Холме, Владимире-Волынском и др. Пишутся семейные и родовые княжеские летописи, жизнеописание князей.

В Звенигороде и Бресте найдены берестяные грамоты, а также в некоторых городах бронзовые приспособления для письма на восковых дощечках, что свидетельствует о развитии образования. Образованные люди, знающие иностранные языки работали в княжеских канцеляриях. Они готовили тексты грамот, вели дипломатическую переписку. Сохранились тексты грамот галицко-волынских князей написанные на латыни, с требованием вернуть купцам города Владимира сукно с корабля, который потерпел аварию.

Большого развития достигла архитектура края. Сохранился Успенский собор в городе Владимире (1160 г.). Он повторяет план Успенского собора Киево-Печерской лавры. В городах Галичины началось строительство церквей из белого камня, широко стали практиковать разные орнаменты.

Иконопись развивалась в Галицко-Волынских землях под влиянием Киевской школы. До нас дошла икона богоматери Одигитрии к XIII - XIV вв. (г. Луцк), икона Юрия-змиеборца на черном коне (XIVв.).

Многие ценные памятники этого времени погибли. Но и то, что нам известно говорит о подъеме в культурной жизни народа.

Таким образом, Киевская Русь была страной высокоразвитой культуры. Уже в XIвеке она достигла уровня стран Европы и насчитывала два столетия своей государственности. Период феодальной раздробленности в развитии культуры сопровождался развитием местных стилей в изобразительном и прикладном искусстве, зодчестве и летописании. Завоевание Руси монголо-татарами, хотя и замедлило темпы культурного развития, однако не только не прервало его, но отчасти даже и обогатило. На стыке взаимодействия славянской и тюркской культуры начинают возникать новые явления в языке, быте, обычаях, искусстве, которые особенно ярко проявят себя в последующую эпоху.

Культурные процессы в литовско-польский период украинской истории (сер. XIV – сер. XVII в.В.) План

2. Распространение просвещения и появление высшей школы на Украине.

3. Новые явления в фольклоре и литературе. Развитие художественной культуры

1. Исторические условия развития и формирования украинской культуры. Борьба украинцев против культурной ассимиляции

В сложных исторических условиях проходило развитие украинской культуры в период, который хронологически совпадает с эпохой Возрождения в Западной Европе.

Став частью Речи Посполитой, Украина попала в сферу стимулирующего влияния Запада. В то же время борьба украинцев за сохранение культурной самобытности на долгие века становиться главной темой их истории, их культуры.

В Европе того времени все идейные споры и противоречия, в конце концов, сводились к религии. В Украине это была дискуссия между защитниками православия и приверженцами католичества. Роль православия в общественной жизни украинцев выросла во много раз. При отсутствии государства церковь выступала единственным средством общественного самовыражения и национального единения. Но, украинская церковь в этот период переживала тяжелые времена.

Великие князья литовские, а затем и польские короли пользовались правом патронажа. Более того, они назначали и самого киевского митрополита. Самым страшным порождением патронажной системы была коррупция. При таком положении вещей культурное влияние церкви было весьма ограниченным.

Большую роль в поддержке православия играли Братства – общественные организации купцов, ремесленников и др. слоев украинского общества. Они появились еще в XV веке. Но их роль усиливается особенно во второй половине XVI века в связи с усилившимся притеснением православной религии в Речи Посполитой.

2.Распространение просвещения и появление высшей школы на Украине .

В области образования сохранились традиции Киевской Руси. Школы существовали при больших церквях и монастырях, а также в поместьях крупных магнатов. Постепенно количество школ увеличивалось. Во второй половине XVI в. они действовали во Львове, Ровно, Кременчуге, Заблудове, Владимире-Волынском и в других местах.

С развертыванием реформаторского движения на Украине появляются протестантские школы. В Гоще, Белзе, Львове, Берестечке действовали школы лютеранского и кальвинистского направлений – в основном начальные, но кое-где и средние. После принятия Брестской унии 1596 г. в ряде городов появляются униатские школы. Наиболее многочисленными среди неправославных школ были католические. С 70-х годов XVI в.в на территории Речи Посполитой развернули активную деятельность по созданию школ иезуиты.

Таким образом, в конце XVI в. на Украине действовало большое количество школ, которые отличались уровнем преподавания и религиозной принадлежностью. Они способствовали развитию образования. Вместе с тем униатские и католические школы отстаивали идеологические и политические цели правящих кругов Речи Посполитой. Это понимала украинская общественность. Украинские деятели культуры взялись за организацию отечественных школ, которые бы действовали на национальной основе, а по содержанию и уровню обучения отвечали бы потребностям времени.

В 1576 г. в Остроге на Волыни возник культурно-просветительный центр. Его основателем был князь Острожский – представитель старинного украинского православного рода. Составной частью культурно-просветительного центра стала школа, основанная не позднее 1578 года. Она положила начало новому этапу в развитии школьного образования на Украине. По содержанию образования Острожская школа основала «славяно-греко-латинский тип» школ на Украине. Первым ректором школы был Герасим Смотрицкий.

Новую страницу в истории отечественного образования открыли братские школы. В 1585 году возникает первая на Украине братская школа во Львове. В конце XVI – начале XVII в. такие школы появляются также в Рогатине, Городке, Перемышле, Луцке, Виннице, Немирове, Каменец-Подольском, Киеве и в других городах и селах (всего около 30). Братские школы противостояли полонизации, воспитывая украинскую молодежь в духе патриотизма и уважения к своему народу, отечественной истории, языку, культуре, вере отцов. Значительное место отводилось изучению основ православной религии. Главное внимание уделялось изучению славянского и украинского языков. По традиции изучали греческий язык, латынь. Нелегко приживался в украинских учебных заведениях латинский язык, – поскольку с ним ассоциировалось все католическое, польское. Однако знание латыни – было влиянием времени: без нее невозможно было войти в европейскую культуру и науку. Латинский язык был тогда языком ученых, философов, поэтов, языком преподавания в университетах и международного общения. Да и украинские полемисты, которые готовились в братских школах для квалифицированных, обоснованных идеологических дискуссий, должны были досконально владеть языком противника.

Это обусловило возникновение и развитие на Украине славяно-греко-латинских школ, учащиеся которых изучали языки и овладевали программой «семи вольных наук». Таким образом, начатое в Остроге дело продолжали братские школы.

В 1632 году путем объединения Киевской братской школы (1615 г.) и Лаврской школы (1631 г.) было создано первое высшее заведение на Украине, которое получило название коллегии (коллегиями в Польше называли учебные заведения высшего типа). Называя новую школу коллегией, Петр Могила – ее опекун и наставник – исходил, прежде всего, из уровня образования, который она могла обеспечить. Так был сделан важный шаг в становлении высшего образования в Украине

Просветительская деятельность Могилы не ограничивалась основанием Киевской коллегии. Он возглавлял кружок лаврских ученых, на протяжении 20 лет руководил книгоиздательским делом на Украине, основал школы, типографии в разных украинских городах. Свои произведения Могила большей частью писал простым языком, стремясь донести их содержание до широких народных масс. С его именем связан новый этап в развитии полемической литературы.

Киевская коллегия была высшим учебным заведением гуманитарного типа. Однако несмотря на все усилия Петра Могилы и его последователей, так и не получила от польского правительства статуса академии. И не удивительно, поскольку она не только обучала молодежь высшим наукам, но и готовила идеологов народно-освободительного движения, воспитывала защитников национальной культуры и веры.

Первым официальным документом, который получила Киевская академия в подтверждение статуса высшей школы, была царская грамота в 1701 году.

Определенную роль в развитии образования на Украине сыграл и Львовский университет (1661 г.), хотя это учебное заведение было основано с целью полонизации украинского населения.

2.Новые явления в фольклоре и литературе. Развитие художественной культуры.

В конце XIV – в первой половине XVI ст. развитие народного творчества украинцев происходило на основе древнерусских фольклорных традиций, в условиях борьбы крестьянства и городского населения против феодального гнета и иноземных захватчиков. Вместе с тем новые исторические и общественные условия порождали и новые формы фольклора. Например, обрядовая поэзия в значительной степени освобождалась от культовых элементов. Народным языком создавались сказки, пословицы, поговорки.

Несмотря на преследования со стороны церкви сохранялись народные обряды: колядования, щедрования, праздник Купала. Церковники осуждали эти обряды, вместе с тем пытались приспособить к своим нуждам. Продолжали сохраняться веснянки, русальные обряды и песни. В обрядовой поэзии зарождаются социальные (прежде всего антифеодальные) мотивы и настроения.

В XV веке возникает эпическая поэзия украинского народа – исторические песни и думы. Исполняли их народные певцы – кобзари. Возникновение дум связано с зарождением казачества и восходит своими корнями к героическому эпосу Киевской Руси. Одна из известнейших и наистарейших – «Дума про казака Голоту». Думы и исторические песни-баллады воспитывали в народных массах чувство любви к родине, будили протест против ее врагов и панского гнета, прославляли народных героев. Устное народное творчество сыграло большую роль в формировании и развитии литературы украинского народа.

В летописании XIV - первой половины XVI вв. продолжались традиции Киевской Руси. Важными летописными произведениями этого периода были «Краткая киевская летопись XIV - XV ст.” и так называемые «литовские» или «западнорусские летописи». Краткая Киевская летопись, в которой использовались древнерусские летописи, также дает ценные сведения по истории Украины XIV - XVI вв., в частности о борьбе против крымских татар, литовско-российской войне, описывает действия князя К.Острожского на полях сражений (в частности под Оршей в 1515 г.). Завершается рассказ похвалой Острожскому. В отдельных «литовских» летописях приведены факты про «отъезды» украинских и белорусских феодалов в российское государство. Идея российского летописания об единстве исторического процесса всех восточнославянских земель находили отклик на украинских землях, порабощенных Литвой и Польшей.

В этот период появились также новые церковно-литературные произведения: послания, «слова», жития святых и т.д. Замечательным литературным памятником той эпохи был «Киево-Печерский патерик». Наряду с житием монахов и рассказами о разных чудесах в Киево-Печерской лавре в нем имелось немало фактов из общественной жизни, а также относительно быта монахов. Большое значение имели также сборники житий святых Четьи-Минеи (XV в.).

Одновременно с идеями гуманизма на Украину с Запада пришло течение Реформации. Под его влиянием происходило сближение литературного и народного языка, предпринимались попытки сделать Библию доступной для широких общественных слоев. С этой целью на народный язык переводились книги Священного писания. Например, Пересопницкое евангелие. До нас дошел ряд списков этого Евангелия, украшенного заставками, инициалами, миниатюрами, орнаментом в стиле Возрождения.

Наряду с религиозной начинает развиваться светская литература. Ярким свидетельством этого является сборник «Измарагд», в котором содержалось около ста произведений, написанных в жанре «слово», на морально-бытовые темы: о книжной мудрости, об уважении к учителям, о добропорядочности и грехах, а также о богатых и бедных. В XV в. появляются также переведенные повести об Александре Македонском (Александрия), о Троянской войне и другие. В этих произведениях раскрываются подвиги, мужество и храбрость героев, и одновременно в полной мере изображается реальная действительность того времени, взгляды разных слоев общества на современные или политические явления и события.

Во второй половине XVI века в украинской литературе появляются явления, свойственные литературе Возрождения: - формирование и развитие новых жанров: полемической публицистики, стихосложения, мемуарно-исторической прозы, школьной драматургии.

В 1574 г. во Львове Иван Федоров издал «Апостол» – первую книгу украинского книгопечатания. Глубокий след в украинской литературе оставили произведения представителей полемической литературы Г. Смотрицкого, С. Зизания, Х. Филарета, М. Смотрицкого, З. Копыстенского.

Вершиной полемической литературы было творчество И. Вишенского, который заклеймил измену епископов-ренегатов, выступил с критикой всего политико-государственного строя Речи Посполитой, в защиту прав и человеческого достоинства простого народа.

Религиозная полемика с католицизмом, униатством, протестантизмом отражена в литературе второй половины XVII в. (Л. Баранович, И. Галятовский, Ф. Сафонович, В. Ясинский и другие). Ораторско – проповедническая проза нашла свое дальнейшее развитие в творчестве К.Ставровецкого, автора “Евангелия учительного” (1619 г), Даниил Корсунский в конце XVI в. описал свое путешествие к «святым местам» («Книга беседы о пути иерусалимском»).

Со второй половины XVI в. приобрели популярность новые формы исторической прозы (завещание В. Загоровского, 1577 г; воспоминание о московских событиях 1612 г. Б. Балыки; Острожская 1500 – 1636 гг.; Львовская (1498 – 1649 гг.); Хмельницкая (1636 – 1650 гг.); Густынская (20-е годы XVII в.) летописи и др).

С середины XVI в. берет свое начало украинское книжное стихосложение.

В конце XVI в. – начале XVII в. зарождается драматургия в форме декламаций и диалогов, предназначавшихся для исполнения в братских школах: «На Рождество…» П. Берынды (Львов, 1616 г.) и др.

Освободительная война украинского народа середины XVIIвека идейно и эстетически переориентировали украинскую литературу, сблизили ее с русской литературой. Литература начала освобождаться от религиозной идеологии. В художественных произведениях стали ставиться и решаться актуальные проблемы общественно – политической жизни.

В конце XIV - начале XVI в.в. в творчестве художников прослеживалась более тесная связь с жизнью и интересами народных масс. В искусстве этого времени усилился интерес к человеку, его духовному миру, а также к природе. Украинские художники творчески развивали традиции искусства прошлых веков, обогащали свое мастерство, усваивая достижения художников других стран, в частности прослеживается влияние западноевропейского Возрождения. Достигает расцвета иконопись, сохранившаяся главным образом на западно-украинских землях (Перемышль, Львов и др.). Иконы, расположенные в определенном порядке образовывали отдельную композицию – иконостас. Со временем структура иконостаса усложнилась, он стал неотъемлемой частью интерьера храма.

В украинской иконописи XV – XVI вв. проявляется влияние московской школы («Архангел Гавриил» из села Далява, Львовская область XV в.). Иногда ощутимы готические влияния западной Европы («Петр и Василий» из села Лесятичи, Львовской области XV в.).

Высокую художественную ценность имеют миниатюры рукописных произведений: «Житие Бориса и Глеба», и «Радзивиловская летопись».

Начало книгопечатания способствовало дальнейшему развитию искусства оформлению книги. В художественной культуре второй половины XVI - первой половины XVII вв. происходили существенные изменения содержания и формы, развивались новые жанры искусства (в том числе светские). Появился живописный и скульптурный портрет («Портрет К. Корнякта», начало XVIIв.), надгробие К. Острожского в Успенском соборе Киево – Печерской лавры, 1579 г. Выдающимися художниками этого времени были Ф. Сенькович, Н. Петрахнович, С. Корунка.

Благодаря книгопечатанию одним из ведущих видов графики стала гравюра. Гравюрами (преимущественно на дереве) иллюстрировали книги, изданные в украинский типографиях.

В архитектуре рассматриваемого периода в Украине продолжали развиваться и совершенствоваться традиции древнерусского зодчества. Архитектура этого периода приобретает фортификационный характер, для нее характерны суровость и величие, ограничение декоративных украшений. Вокруг городов возводили крепостные стены, рвы и валы. Планировка улиц была радиальной (Луцк, Меджибож) и радиально – кольцевой (Владимир – Волынский, Путивль), часть городов имела нерегулярную планировку (Киев, Нежин).

Сформировался композиционный центр города: - главная рыночная площадь с ратушей, имевшая высокую башню и собором. Развивалась и деревянная, и каменная архитектура. В первой половине XVIв. в архитектуре появляется новая форма замков – замки-дворцы, в которых жилые помещения размещались по внутреннему периметру дворца. В них строили открытые двухэтажные аркады – галереи с большими окнами; а внешние стены замков носили оборонительный характер и имели бойницы (замок в Бережанах, Тернопольской области, серединаXVIв.).

Строились монастыри – крепости.

В связи с развитием ремесла и торговли разрастались старые и новые города, а в них общественные сооружения – ратуши, дома ремесленных цехов, новые типы двух – трехэтажных жилых домов: на первом этаже размещались лавки, различные мастерские, на верхних этажах – жилые помещения.

На западных землях Украины, находившихся в более тесных отношениях с западной Европой, в архитектуре жилых домов все больше проявлялись формы итальянского Возрождения в своеобразной местной трактовке (например, дом Корнякта, архитектора П. Барбон, 1572 – 1582 гг., Львов). В культовом строительстве распространились храмы, стены которых, сооруженные из белого камня или кирпича не имели украшений (Покровская церковь в Луцке); центрические, так называемые церкви – ротонды (с. Готряни близ Ужгорода); трехнефные церкви с 1, 3, 5-тью куполами (Богоявленская церковь в Остроге).

Новые тенденции появляются в культовой архитектуре. Главными заказчиками на строительство становятся шляхта, городские и сельские общества, чьи вкусы и эстетические идеалы оказали влияние на церковную архитектуру. Сказывались также взаимосвязь с передовой гуманистической культурой западной Европы. Все эти тенденции отразились в строительстве безкупольных храмов. Законченным типом церкви – крепости является Покровская церковь в Суткивцах (XVст.).

После освободительной войны украинского народа наступил новый этап в развитии архитектуры. Наплыв населения на Приднепровье и Слобожанщину вызвало быстрое развитие старых городов (Киев, Чернигов, Переяслав) и возникновения новых (Харьков, Сумы, Ахтырка, Лебедин, Полтава).

В XV–XVIвв. появился новый вид героического эпоса – думы, развивалось кобзарское искусство, инструментальное музицирование среди бандуристов.

В Киево – Могилянской коллегии (с 1701 г. – академия) изучалась нотная грамота, было распространено хоровое пение и игра на музыкальных инструментах, существовали хор и симфонический оркестр. Хоры были также в Черниговском, Харьковском и Переяславском коллегиумах.

В этот период на Украине появились иезуитские школьные театры (Львов, Луцк, Винница и др.). В них ставились драмы, написанные на латинском, а позднее на польском языках.

Таким образом, несмотря на сложные политические условия, тяжелый социальный гнет и религиозное притеснение, культура украинского народа продолжала развиваться. Она, опираясь на древнерусские традиции, достигла успехов во многих сферах.

Вторжения захватчиков и стихийные бедствия привели к гибели множества драгоценных произведений зодчества, живописи, прикладного искусства и литературы. Почти не сохранились и имена простых людей, создававших для светских и духовных феодалов «измечтанные разною хитростью» шедевры стенной живописи и каменной резьбы, тончайшей серебряной чеканки и монументальной архитектуры. Лишь немногие из русских мастеров упомянуты в дошедших до нас летописях.

Русский язык и культура обогащались в результате взаимодействия с культурой ряда народов. Такое взаимодействие нашло отражение в суздальском зодчестве (в котором прослеживаются связи с грузинской и армянской архитектурой), в новгородской живописи (в которой встречаются общие мотивы с армянской фресковой живописью), в народном фольклоре и литературе , где имеются многочисленные упоминания о других народах, об их культуре и быте.

Несмотря на господство богословия, по мере роста опыта, накапливаемого в производстве и развития просвещения (хотя оно затpaгивало лишь незначительную часть общества) на Руси распространялись начатки знаний в области изучения природы и истории . Заметно росла грамотность среди феодальной знати, дворянства и горожан. Развитие исторических знаний получило яркое отражение в летописании. Во всех крупных городах, от Новгорода до Холма, от Новгородка до Рязани, велись исторические хроники-летописи и составлялись летописные своды (целостные исторические произведения, представлявшие собой обработку летописных записей). До нашего времени частично сохранились лишь летописи владимиро-суздальские, волынские и новгородские.

На Руси, так же как и в других странах, существовала тесная связь между развитием ремесла, прикладного народного искусства и зодчества . Поскольку в обществе господствовала религиозная идеология, лучшие образцы зодчества были связаны с церковью, бывшей к тому же богатым заказчиком. С переходом к феодальной раздробленности для памятников архитектуры стали характерны уменьшенные размеры храмов, упрощенность их внутреннего убранства и постепенная замена мозаики фреской. Господствующим видом церковного зодчества сделался «кубический» храм с тяжелой главой. Эти изменения были связаны и с быстрым распространением каменной архитектуры.

В изобразительном искусстве возросло стилистическое разнообразие, причем местное народное творчество нередко вступало в борьбу с господствующей церковной идеологией.

Прикладное искусство и скульптура , менее чем живопись связанные с церковными канонами, нередко отражали в своих сюжетах народные игры и пляски, сцены борьбы и т. п. Значительного подъёма достигло искусство чеканки монет, печатей и каменной резьбы (убранство соборов, каменные иконки и т. п.). Мотивы народного творчества нашли богатое отражение в вышивке, а также в украшениях книг - заставках, концовках, заглавных буквах и т. д., где наряду с растительным и цветным орнаментом зачастую представлены сцены народного быта и труда.

В памятниках литературы периода феодальной раздробленности проводились идеи господствующего класса. В лучших её творениях, призывавших князей к миру и защите независимости родины, отражены и чаяния широких народных масс.

Церковная проповедническая литература, идейная направленность которой заключалась в призыве населения к повиновению властям небесным и земным, представлена произведениями Климента Смолятича, Кирилла Туровского и др.

В составе летописных сводов сохранились повести о князьях (об Андрее Боголюбском, Изяславе Мстиславиче Волынском и др.), о крупных исторических событиях - о взятии крестоносцами Константинополя и т. д. В этих повестях имеется много деталей, свидетельствующих о возрастании интереса к человеческой личности, к действиям и переживаниям отдельных людей.

Величайшим памятником русской культуры XII в. является «Слово о полку Игореве».

Развитие русской культуры в XII-XIII вв. происходило в тесной связи с дальнейшим развитием русской народности.

В Русской земле и в период феодальной раздробленности сохранялся общий язык (при наличии различных диалектов) и действовали общие гражданские и церковные юридические нормы. Народ был чужд феодальных распрей и хранил память о былом единстве Руси. Это нашло своё отражение прежде всего в былинах.

Культура переживала даль­нейший подъём. Возникли местные очаги куль­туры (владимир­ский, новгородский и т.д.).

Ремесло. Совершенствуется кузнечное дело, об­работка серебра, золота. С XII в. применяются во­дяные мельницы.

Летописание. Общерусское летописание сменилось ме­стным. Уве­личилось количество центров летописания (Владимир, Суздаль, Галич и др.), склады­ваются его местные особенности. Новгородские лето­писи ха­рактеризо­вались деловитостью и простотой изложения событий, отсутст­вием церков­ной риторики. Владимиро-Суздальское летописание имело религиозный характер, утверждало идею сильной княжеской вла­сти, при­тязание влади­миро-суздальских князей на главенство.

Литература. Жемчужиной литературы XII в. является «Слово о полку Иго­реве» , повествующее о неудачном походе новгород-север­ского князя Игоря Святославича (1151–1202) на половецкого хана Кончака в 1185 г. Неизвестный автор призывает князей прекратить усобицы, объединиться в борьбе с кочевниками: «Сказал брат брату: «Это моё, и то моё ж». А поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую»). Некоторые учёные считают этот па­мятник поддел­кой XVIII в. (А. А. Зимин). Д. С. Лихачёв доказал его подлинность.

Известны произведения епископа из г. Туров Кирилла Тýровского (1130–1182) и митрополита из г. Смоленск Кли мента Смол я́ тича († 1164). «Киево-Печерский патер и́ к » содержит поучения, жития свя­тых Киево-Печерского монастыря. «Слово Даниила За­точника» и «Моление Даниила Заточника» кри­ти­куют своеволие бояр, ратуют за укрепление княжеской власти и государства перед лицом иноземной опасности.

Архитектура. Типичной по­стройкой XII в. являлся кубический храм крестово-купольного стиля со световым барабаном и главой шлемовидной формы (храм-«богатырь»).

Для новгородской архитектуры характерны монументальная строгость и простота форм. Храмы Новгорода внешне скромны, но они прекрасно гармонируют с суровой северной природой: церкви Спаса на Нерéдице, Петра и Павла на Синичьей горе , Параскéвы Пятницы . В нач. XII в. артель мастера Петра воздвигла соборы в Антониев­ском и Юрьев­ском монастырях, церковь Ни­колы на Ярославовом дворище .

Влади­миро-Суздальское зодчество, в отличие от суровой архитек­туры Новгорода, вы­деля­лось изящест­вом и утончённостью резьбы по белому камню – блокам известняка размером 50 на 50 см. Влия­ние европейского ро­манского стиля выра­зилось в аркатурно-колончатых поясах и пил я страх . При Андрее Боголюбском во Владимире по­строены крепостные стены и башни (сохранились валы и Золотые во­рота ), в 1158–1161 гг. построен Успен­ский собор , в 1165 г. – церковь По­крова на Нерли́ , а в Боголюбове воздвигнут замок – резиденция князя. (Есть предположение, что строителями были европейцы – немцы или итальянцы). В 1194–1197 гг. Всеволод Большое Гнездо построил во Владимире Дмитровский собор , отличаю­щийся богатством каменной резьбы, а также Георгиевский собор в г. Юрьев-Польский.

Живопись . Икона «Владимирская богоматерь » («Бого­ма­терь Бо­голюб­ская»), замечатель­ное произ­ведение византийского искусства нач. XII в., отличается мягкостью, глубиной чувств. Известна мозаичная икона XII в. «Дмитрий Солýнский » из Михайловского собора Киева (ныне – в Третьяковской галерее). Новгородские живо­писцы XII в. создали иконы «Ангел Златые власы », «Спас Нерукотворный », фре­ски церкви Спаса на Не­рéдице .

Скульп­тура на Руси была развита слабо, в храмах она запрещалась по причине борьбы с языческими идолами. Резьба по дереву являлась характерной чертой жилищ, деревян­ных храмов.

Быт – уклад повседневной жизни народа (пи­тание, одежда, жилище, поддержание здоровья, отдых, развле­че­ния). Быт складывается и изменяется под воздействием уровня культуры, географиче­ских условий и оказывает влияние на формиро­вание личности, менталитета.

Брачные обычаи . На Руси, как и в Западной Европе, практиковались ранние браки. Согласно церковным нормам, взрослыми считались люди, достигшие 12–14 лет. Всеволод Большое Гнездо женил сына Константина в 10 лет, а дочь Верхуславу выдал замуж в 8 лет.

Жилище . Княжеские хоромы строились из дерева, позднее – из камня. Стёкла в окнах до XVI в. заменяла слюда. Дочь Ярослава Мудрого Анна Ярославна , вышедшая замуж за короля Франции Генриха I, была удивлена провин­циальностью и серостью Парижа XI в. по сравнению с пышно украшенным Киевом.

Сельское население жило в деревнях-вéсях . Центром нескольких весей яв­лялся погост – село с церковью. Бревенчатые избы с земляными полами топились без трубы, по-чёрному, освещались лучиной. Окна затягивали бычьим пузы­рём. Простые люди пользовались глиняной или деревянной посудой. Спали на лавках, без подушек.

Существовали два типа жилых построек:

-северные (срубные стены, поднятый над землёй пол, большая печь);

-южные (пол углублён, небольшая глинобитная печь-каменка).

Питание . Основу пищевого рациона составляли растительные и жи­вот­ные продукты – хлеб, овощи, рыба, реже – мясо. Картофель заменяла репа. Крепкого алкоголя русичи не знали, употребляли медовые хмельные напитки.

Одежда . Основным видом одежды была ру­баха: из дорогих тканей у знати, домотканая грубая вотола у простолюдинов. Муж­чины но­сили длинные штаны – «порты, или ноговицы ». Верхней одеждой про­стых людей была свита – длинное, плотно облегающее одеяние. Женская одежда – сарафан , головной платок – убрус. Князья носили застёги­вающиеся на плече плащи – «кóрзно » и шубы («кожухи »), кожаные сапоги. Лапти-лыченицы с онýчами были крестьянской обу­вью. Знать, следуя византийским традициям, но­сила нижнее бельё. Анна Ярославна поразила французский королевский двор не только своей грамотностью, но и использованием ночных рубашек.

З доровье . Антропологи полагают, что на Руси средняя продол­жи­тельность жизни составляла 32–44 года, а в Западной Европе – 30–35 лет. Распространёнными заболева­ниями были цинга, рахит, кариес – болезни, связанные с не­достатком еды и низким качеством питания. Скученность городского населения создавала условия для распространения эпидемий чумы.

Широкое распространение имела баня . В ПВЛ Нестора даётся описание новгородской бани: «Бани древяны прежгут рамяно и разденутся и будут наги. И обольются квасом крепким, и возьмут молодые прутья, и бьют сами себя и до того себя добьют, едва вылезут живы. И обольются водой студёною, и так оживут. И то творят всякий день, не мучимы никем, но сами себя мучат. И то творят мовенье себе, а не муче­нье». Русь в разви­тии гигие­ниче­ских навыков шла впереди Европы, где существовал запрет католической церкви на смывание грязи с тела.

Развлечения . Забавой знати были соколиная, псовая охота («лóвы» ) и дружин­ные пиры. Простой народ пел песни, водил хороводы, играл на гуслях и свире­лях, устраивал скоморошьи забавы и игрища.

Таким образом, культура Древней Руси до монгольского завоева­ния испытывала сильное влияние Византии, развивалась в общем русле с западноевропейской культурой.

Развитие культуры происходило в сложных условиях раздробленности рус­ских земель. Однако, несмотря на постоянные междоусобицы и угрозы со стороны соседних государств и племен, в древнерусской культуре этого пе­риода были достижения и успехи. Ока стала более демократичной: в куль­турную жизнь активно вовлекались новые территории, города, новые слои общества. К примеру, заказчиками культовых сооружений, монументальных росписей и драгоценных ювелирных изделий были не только князья и бояре, а и зажиточные представители городского населения, которые имели свои взгляды, вкусы, представления.

Происходили изменения в древнерусской архитектуре. Русские зодчие начали отходить от традиционных византийских архитектурных канонов и форм и под воздействием местных условий стали искать новые решения. В удельных княжествах возникли архитектурные школы, которые отличались своими особенностями. Известны киевская, черниговская и переяславская ар­хитектурные школы, которые были объединены единой стилистикой. На Ру­си стали строить меньшие по размеру храмы упрощенной конструкции. Из­менилось внутреннее и внешнее убранство храмов. Более характерной стала новая декорация фасадов: их стали украшать пилястрами, полуколоннами, аркатурными поясами и так называемым поребриком.

Рост и усиление городов - политических и культурных центров от­дельных княжеств - сопровождалось строительством большого количества культовых и гражданских строений в Киеве, Чернигове, Галиче, Переяславе и многих других городах. Некоторые т них сохранились до наших дней.

Наиболее известными из них являются: церковь Богородицы Пирогощи (1132 год) в Киеве на Подоле, Борисоглебский и Успенский собором Елецкого монастыря в Чернигове и др.

Интерьер древнерусских дворцов и храмов, как и раньше, украшали мозаикой, фресками, мозаичными полами и разнообразными изделиями при­кладного искусства. Последние использовались не только в качестве украше­ний, но часто выполняли и роль амулетов-оберегов и призваны были защи­тить своих владельцев от злых сил природы. Роль оберегов исполняли и ма­гические орнаменты, которыми украшали многие свои изделия мастера-ювелиры и ремесленники, создававшие предметы быта. В период раздроб­ленности продолжалось написание летописей. Появились новые центры ле­тописания в Чернигове, Переяславе, Холме, Владимире-Волынском. При не­которых монастырях имелись целые библиотеки, которые состояли исклю­чительно из летописей. Этими летописями пользовались последующие поко­ления летописцев, которые создавали целые летописные своды, изображая события прошлых лет с разных точек зрения, и стараясь дать этим событиям максимально объективную оценку.


Появились новые оригинальные формы исторических произведений; семейные и родовые княжеские летописи, жизнеописания князей и др. К со­жалению, большая часть этих произведений не сохранилась.

Шедевром древнерусской, художественной литературы является «Слово о полку Игореве». Это произведение было написано в трудное для Руси время, когда она страдала от набегов половцев, и повествует о неудач­ном походе новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 году. Слово пронизано идеей объединения всех сил Руси для борьбы с врагами. На примере поражения князя Игоря автор «Слова» стремился пока­зать, к чему могут привести споры и враждебность князей.

Центром культурной жизни украинских княжеств периода раздроблен­ности, стала Галицко-Волынская земля. Так, как и везде в то время, важную роль в развитии культуры играла церковь. В монастырях создавались летопи­си. Наиболее известна Галицко-Волынская летопись, в которой освещаются события Галицкой и Волынской земель с 1201 по 1292 год. Особенностью данной летописи является ее светский характер. Автор летописи образно по­вествует о времени княжения Романа и Данилы, о жизни князей и бояр, о во­енных походах русских дружин, об их борьбе с татарами, венграми, поляка­ми и другими завоевателями.

Ярким свидетельством высокого уровня культуры была архитектура края. Там строили преимущественно из дерева, долгое время каменными строениями оставались храмы, в отдельных случаях палаты.

Храмы строили, в основном, из белого камня с использованием резных
орнаментов. Археологи установили, что в Галичи в XII веке было около 30
монументальных каменных строений, однако только небольшая их часть
изучена на сегодняшний день. Интересными архитектурными памятниками
Галицкой земли является княжеский дворец и церковь Пантелеймона в Гали­че.

Галицкое и Волынское княжества, на рубеже XII и XIII вв. слившиеся в единое Галицко-Волынское княжество, во второй половине XII в. и в XIII в., в пору упадка Киевского княжества, достигают значительного политического могущества и культурного расцвета. Княжения Ярослава Осмомысла, Романа Мстиславича, его сыновей Даниила и Василька Романовичей и внука Владимира Васильковича связаны с наиболее славными страницами галицко-волынской истории. Но с начала XIV в. Галицко-Волынская земля политически слабеет и в половине этого же столетия она входит в состав Польско-Литовского государства.

Галицко-волынская книжность, развивавшаяся на основе киевской литературной традиции, если не количественно, то качественно стояла на значительной высоте. До нас дошел ряд списков евангельского текста, в том числе Галицкое четвероевангелие 1144 г., Добрилово евангелие 1164 г. и др., жития Нифонта и Федора Студита в выголексинском сборнике XII-XIII вв Пандекты Антиоха 1307 г. и другие рукописные книги XII- XIII вв. Князя Владимира Васильковича летописец характеризует как «великого книжника» и философа, какого не было на всей земле». В один из монастырей он пожертвовал евангелие, переписанное его рукой, а также «Соборник великий», принадлежавший его отцу. Нескольким церквам он разослал богослужебные книги, в том числе в Чернигов апракосное евангелие, писанное золотом и богато украшенное. По его инициативе были списаны полное житие Дмитрия Солунского, Кормчая книга и, вероятно, Беседы Григория Двоеслова. У него были сотрудники так же, как и он, книголюбы, занимавшиеся перепиской богослужебных и четьих книг. В числе галицко-волынских деятелей той поры должен быть упомянут митрополит Петр.

Во второй половине XIII в. в Галицко-Волынской земле был, видимо, составлен сборник (использованный в так называемом Архивском сборнике XV в. и в Виленской рукописи), в состав которого входили Толковый апокалипсис, Хронограф, заключавший в себе библейские книги, хроники Георгия Амартола и Иоанна Малалы, Александрию и Историю Иудейской войны Иосифа Флавия; далее - под заглавием «Русский летописец» - Повесть временных лет и сборник типа Изборника Святослава 1073 г.

Таким образом, Галицко-Волынская земля в XII-XIII вв. владела лучшими произведениями переводной и русской исторической литературы Киевского периода.

Книжная деятельность в Галицко-Волынской земле продолжалась, хотя и не столь интенсивно и после утраты ею политической самостоятельности.

Не может быть сомнения в том, что немало памятников литературы погибло в той беспокойной исторической обстановке, какая выпала на долю Галицко-Волынского княжества.

Летописание в Галиции началось видимо, в ХI в. судя по отдельным рассказам, вошедшим, несомненно, из Галицкой летописи в «Повесть временных лет» и в Киевскую летопись (описание ослепления князя Василька и последовавших событий 1098-1100 гг., изложенное под 1097 г.). Сохранившаяся именно в русских списках, основанная на источниках, вошедших и в русский oбиxoд Галицко- Волынская летопись XIII в. поддерживала в северо-восточной Руси традиции той дружинной поэзии, высшим достижением которой в конце XII в. было Слово о полку Игореве,

Искусство Галицко-Волынской земли XII-XIII вв. нельзя разделить гранью монгольского завоевания на две половины. Более высокая военная подготовка галицких вооруженных сил, крепкие оборонительные стены городских центров затруднили быстроту татарского завоевания, а последующая международная политика Даниила Галицкого смягчила тяготы татарского ига и обеспечила почти нормальное течение общественной жизни, а вместе с ней и развитие искусства. Здесь, как и в Новгороде, избегнувшем непосредственного разгрома земли монгольскими полчищами, роковые 1238-1240 гг. не прервали культурного развития.

Своими истоками искусство Галицко-Волынской Руси связано с общей для всех с древнерусских княжеств сокровищницей художественной культуры - искусством Киевской земли. Судить о галицко-волынском искусстве мы можем лишь по памятникам зодчества, которые к тому же плохо изучены и представлены почти исключительно археологически вскрытыми развалинами храмов.

В киевском зодчестве XI-XII вв. было положено начало решению ряда новых задач - городского собора удельной столицы, дворцового княжеского храма и ансамбля княжеской или вообще феодальной резиденции в целом; они были даны в соборе Киево-Печерского монастыря, в церкви Спаса на Берестове - загородном дворце Мономаха, а затем много раз повторившиеся с различными модификациями, как в строительстве самого Киева, так и других феодальных центров XII в.; Галич и Владимир-Волынский были в их числе.

Весьма существенно отметить черты своеобразия, отличающие архитектуру Волыни и Галичины. Памятники Владимира-Волынского - Мстиславов Успенский собор (1157-1160) и находящиеся в урочище «Старая катедра» развалины храма, относящегося, по-видимому, к тому же времени, представляют исключительную близость к киево-черниговским памятникам.

Волынь в искусстве, как и в литературе, была прямой наследницей Киевской земли и довольно ревностно следовала ее традициям.

Искусство Галича шло несколько иным путем и более критично воспринимало художественное наследие и канонические образцы. Своеобразию галицкого зодчества способствовало само международное положение Галича, облегчавшее непосредственную связь с Западной Европой и прямое воздействие западной художественной культуры. Обилие естественного строительного камня позволило заменить им обычный кирпич и обогатило возможности декоративной обработки зданий - резьбой, игрой различных тонов облицовочного камня и пр.(Еще в середине XII в) в Галиче был создан сложный архитектурный ансамбль княжеского дворца. Рассказ летописи об обстоятельствах смерти князя Владимира Галицкого рисует нам эту постройку в виде совокупности ряда зданий: жилой части дворца, «сеней» и дворцового храма, объединенных между собою системой переходов; в основе этой композиции лежит получившая здесь значительное развитие (система богатого деревянного жилья - «хором», установившаяся еще в условиях быта княжеско-дружинных верхов Киевской Руси. Открытые раскопками фундаменты белокаменной дворцовой церкви Спаса дают типичный пример зданий этого рода. Галицкий дворец обнаруживает много общих черт с композицией Боголюбовского замка XII в.

Построенная на рубеже XII-XIII вв. церковь Пантелеймона в Галиче с ее порталами и резьбой романского характера показывает, как в галицком зодчестве переоформляется киевское наследие, как на общерусскую киево-византийскую основу ложатся романские черты, создающие своеобразный облик зодчества.

Особо пышное развитие оно получает с 40-х годов ХIII в. Этот факт нельзя не связать также и с отмеченным выше обстоятельством, что Галицко-Волынская земля была тем уголком Русской земли, где и в первые годы монгольского владычества продолжалось культурное развитие, где общественная жизнь не оборвалась. Сюда, несомненно, устремлялись все избежавшие плена и гибели культурные силы; Летопись, рассказывая о застройке Холма, рисует красочную картину заселения нового княжеского города; на зов князя «прихожаа Немце и Русь иноязычники и Ляхы идяху день и в день и уноты и мастери всяции бежэху_ис Татар, седелници и лучници и тулници и кузнице железу и меди и сребру, и бе жизнь, и наполниша дворы окрест града, поле и села».

Именно в связи с этим рассказом о многочисленности стекавшихся в Галицкую землю мастеров разнообразных профессий и сообщает Галицко-Волынская летопись о прекрасных постройках, созданных в 40-50-х годах князем Даниилом в Холме, вызвавших неподдельный восторг и удивление современников.

Особенное внимание и восхищение летописца заслужила церковь Ивана: ее своды опирались на резные четырехсторонние капители с изображением человеческих голов. «изваянных от некоего хытреца», «римские стекла», т. е. цветные витражи на окнах храма, создавали причудливое освещение его внутреннего пространства; в алтаре над престолом вздымалась на двух колоннах из целого камня прекрасная сень А киворий украшенный по лазурному фону вызолоченными звездами; пол был слит из меди и олова и блестел подобно зеркалу.

Другая постройка Холма - церковь Марии (1260) не уступала, по словам летописца, своей красотой и размерами другим храмам. Для этой церкви была изготовлена прекрасная водосвятная чаша из красного мрамора, по краям она была украшена змеиными головами. Чаша была поставлена перед главными церковными дверями, как это делалось у храмов того времени на Западе.

Эти характеристики, посвященные летописцем Холмским постройкам, раскрывают перед нами исключительно сложную и своеобразную по составу слагающих ее элементов. Облик Холмских храмов позволяет увидеть своеобразное переплетение черт, рожденных в процессе развития древнерусского зодчества XII в., с явно заимствованными приемами-романского искусства. Этими же чертами характеризуется второй половины XII в. во Владимирском княжестве; более того, отдельные подробности убранства и оформления зданий Боголюбовского замка (1158-1165) настолько поразительно повторяются столетием позже в Холме, что возникает мысль о возможности непосредственной работы у князя Даниила владимирских зодчих и резчиков, бежавших от татарской неволи, и, вместе с другими мастерами, строивших и украшавших Холмские храмы.

Для галицко-волынской культуры характерно отсутствие резко выраженного и непримиримого вероисповедного и национального отвращения от «латинского» мира, и эта ее черта способствовала также и обогащению искусства знакомством с Западом. Обращение к романскому искусству было вполне понятным для Владимира XII в. и для Галицкой Руси XIII в., так как это искусство более полно, нежели византийское, выражало идеи и вкусы феодального мира, передовыми представителями которого на Руси в XII в. были владимирские «самовластцы», а в XIII в. - галицко-волынский «король» Даниил.

С другой стороны, обращение к западной культуре было своеобразной формой утверждения своих собственных путей художественного и вообще культурного развития и отхода от традиций.

Этим объясняется также и тот знаменательный факт, что в галицко-волынском искусстве, в отличие от других княжеств, получило значительное развитие искусство ваяния, отрицавшееся православной византийской церковью в применении к религиозным сюжетам. Оно выразилось здесь не только в декоративной пластике Холмских храмов, но развилось в самостоятельную ветвь искусства, носящую даже светский характер. Летопись рассказывает об интересном изваянии, поставленном князем Даниилом вне города Холма, вероятно, на пути к нему.

То же влияние романского искусства ощущается и в галицко-волынской живописи, о которой можно судить лишь по нескольким миниатюрам.

В них прослеживаются приемы романо-готической живописи, как в отношении красочной гаммы, так и в самом построении живописного образа.

Итак, галицко-волынское искусство XIII в. является одной из наиболее ярких и значительных страниц истории древнерусского искусства. Начав свой путь вместе с литературой от общего для всей древней Руси истока - киево-византийской художественной культуры, оно обогатилось общением с искусством западных соседей. Эти привнесения были органически освоены галицкими мастерами, создавшими вполне своеобразные и высококачественные памятники искусства Галицко-Волынской Руси.

Княжество стало наследницей К. Руси, боролось за воссоединение й консолидацию земель, способствовало развитию хозяйства, городов, ре­месла, торговли, культуры; способствовало защите населения юго-запад­ных земель от физического уничтожения монголо-татарами; подняло авторитет украинских земель на международной арене, особенно в усло­виях феодальной раздробленности.

Галицко-Волынское княжество после упадка Киева продолжило на целое столетие существование государственного образования на славян­ских землях и стало главным политическим центром будущей Украины.

Слово «украинский» впервые употребляется в «Проповедях» теолога Григория еще середины XI века. Термин «Украина» упомянут в Киевской летописи в 1187 г. как синоним понятия «краша», то есть - край, род­ная земля (для сравнения: Сербия. по сербо-хорватски - Сербска Краша). С 1335 года для Галиции стало употребляться заимствованное у греков понятие «Мала Русь», позднее превратившееся в понятие «Малороссия». Однако в различные периоды оно обозначало различные регионы Украины.


Культура Руси периода политической раздробленности

Период феодальной раздробленности является временем широкого каменного строительства во всех княжествах. В стольных городах создавались прекрасные архитектурные сооружения , и число их составляло более десяти. В архитектуре периода феодальной раздробленности появляются свои отличительные черты. Постройки XII - XIII вв. отличались от сооружений предшествующего периода меньшей масштабностью зданий, простыми, но красивыми формами, простотой отделки. Типичной постройкой стал кубический храм с массивным световым барабаном и главой шлемовидной формы. Со второй половины XII в. византийское влияние в архитектуре ослабевает, что сказалось появлением в древнерусской архитектуре храмов башнеобразной формы, неведомой византийскому зодчеству. Русь в это время приобщается к общеевропейскому романскому стилю. Это приобщение не затрагивало основ древнерусской архитектуры - крестово-купольной конструкции храма, но сказалось на внешнем оформлении построек: аркатурные пояса, группы полуколонн и пилястр, колончатые пояса на стенах, перспективные порталы и, наконец, причудливая каменная резьба на внешней поверхности стен.
Элементы романской архитектуры распространились в XII в. в Смоленском и Галицко-Волынском княжествах, а затем и во Владимиро-Суздальской Руси. Архитектурные постройки Галицко-Волынской земли плохо сохранились и многие из них известны лишь по литературным описаниям и археологическим данным. В середине XIV в. галицко-волынские земли вошли в состав католических государств - Польши и Венгрии. Католическая церковь на протяжении многих веков уничтожала всякие следы русской культуры, поэтому восстановить подлинный облик храмов Западной Руси особенно трудно. Особенность архитектуры этой земли заключалась в соединении византийско-киевской композиции с романской строительной техникой и элементами романского декоративного убранства. Зодчие Галича использовали белый камень - местный известняк, а также брусковый кирпич вместо киевской плинфы, из которых они возводили храмы самого разного плана: и четырех-, и шестистолпные, и бесстолпные, и круглые в плане - ротонды. Круглые церкви - ротонды - свидетельство влияния западной раннеготической архитектуры. О высоком уровне галицкой архитектуры этого периода свидетельствует церковь Пантелеймона близ Галича (начало XIII в.) с ее перспективным порталом и резьбой капителей.

Общая демократизация новгородской жизни периода феодальной раздробленности сказалась и на новгородской архитектуре . В 1136 г. Новгород стал вечевой республикой, а князья превратились в наемных начальников дружины, охраняющей город с его владениями. Князь был выселен за пределы города - на Городище в 3 км от Новгорода. Там князья обосновываются и строят монастыри - крепости с храмами.Самый замечательный из княжеских храмов - Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119) , построенный по заказу Всеволода Мстиславича. Храм имеет три ассиметрично расположенные главы, сдвинутые на запад, что нехарактерно для православных храмов. Здание построено в технике смешанной кладки, сочетавшей каменные блоки и кирпич. Собор фактически лишен декора, так как новгородский известняк рыхлый, перенасыщен раковинами и плохо поддается обработке. История не донесла до нас имена зодчих того периода, но имя зодчего Георгиевского собора сохранилось в новгородских летописях - "мастер Петр". Строительство собора продолжалось 11 лет, перед окончанием его стены были покрыты фресками, уничтоженными в XIX веке. 12 июля 1130 года он был освящён во имя Георгия Победоносца. В отличие от внутреннего убранства изначальный внешний облик собора практически полностью сохранился (в ходе реставраций 1931-1935 годы были убраны все его многочисленные пристройки, построенные в различное время).

Первая каменная церковь Параскевы Пятницы на Торгу (святая Параскева-Пятница считалась покровительницей торговли) была построена в 1207 году на месте деревянной, возведенной в 1156 году заморскими купцами. В документах сохранилось 15 известий о постигших храм пожарах и поновлениях. Современный облик храм приобрел в результате послевоенной реставрации, в процессе которой были выявлены многие древние формы.

Ярким образцом памятников новгородского зодчества последней трети XII в. По праву считается церковь Спаса Преображения на Нередице . Возведена за один сезон около 1198 года при новгородском князе Ярославе Владимировиче в память о двух погибших сыновьяхНесмотря на сравнительно небольшие размеры она производит впечатление монументального сооружения. Объем церкви, увенчанный одним куполом, покоящимся на четырех столпах, разделен на 3 нефа и завершен с востока тремя алтарными апсидами. Характерную особенность ее композиции составляют резко пониженные боковые апсиды. Облик церкви по-новгородски сдержан и строг: ни одна деталь не нарушает гармонии целого. ЕЕ единственное украшение – аркатурный пояс под куполом массивного барабана, прорезанного восемью узкими окнами, - усиливает впечатление простоты и величия.
Мировую известность церкви Спаса Преображение на Нередице принесли фрески, выполненные свободно и энергично в необычайно светлом колорите: сочетаниями желто-красных охр, нежно-зеленого и синего цветов. К сожалению, в годы Великой Отечественный войны церковь на Нередице была разрушена в результате обстрелов, почти полностью погибли и ее древние фрески. В восстановленном в 1956-1958 гг. здании сохранились лишь фрагменты росписи алтарной части и нижних участков других стен.

Со строительством церкви Рождества Богородицы в первой четверти XIII в. На месте языческого святилища в Перыни (по имени бога Перуна) создаётся новый тип церкви, ставший определяющим для новгородской архитектуры XIV – XV вв. К высшим достижениям новгородских зодчих можно отнести церкви Спаса Преображения на Ковалеве (1345), Федора Стратилата на Ручью (1360-1361), Спаса Преображения на Ильине улице (1374), Петра и Павла в Кожевниках (1406), Симеона Богоприимца в Зверином монастыре (1467).
Фасады всех новгородских храмов имеют обычно трехлопастное завершение, крыши, как правило, восьмискатные. Такое отступление в строении крыши от общевизантийского стиля определялось местными климатическими условиями – частыми холодными дождями, снегопадами. Новгородские храмы строили целиком из кирпича или разноцветного булыжника с вставками из плоского кирпича – плинфы, что обеспечивало переливы цвета от серовато-голубого до ярко-красно-коричневого и сообщало зданию необычайную живописность.
Украшали храмы очень скромно: вставленными в кладку крестами из кирпича; тремя маленькими прорезями там, где должно было быть одно большое окно; «бровками» над окнами и типичным псковско-новгородским узором на барабане. Узор этот состоял из квадратов и треугольников. Выше орнаментального пояса, а иногда вместо него шла цепь кокошников - дуговых ступенчатых углублений. Алтарную апсиду оформляли вертикальными валиковыми разводами, соединенными поверху дугами. Особо следует сказать про свойственные только новгородским церквам так называемые голосники: горшки и кувшины, вмазанные горизонтально в стены, в барабан купола, в «паруса» и своды и служившие своеобразными микрофонами.

В период раздробленности, с середины XII в., крупнейшим центром Руси становится Владимиро-Суздальское княжество . Окраинная область Киевской Руси, лежавшая в междуречье Оки и Волги, начинает свое бурное развитие. Широкомасштабное строительство новых городов развернулось во времена правления князя Андрея Боголюбского (1157-1174), сына Юрия Долгорукого. Помимо древних городов – Ростова, Суздаля и Ярославля – выдвигаются новые: Переславль-Залесский, Кидекша, Юрьев-Польский, Дмитров, Москва и особенно Владимир. Здесь создаются выдающиеся памятники искусства, многие из которых сохранились до наших дней.
Храмы строили в основном из тесаного белого камня. Именно к этому времени относится создание общерусского типа храма, обладающего сложной динамичной композицией. Четырехстолпные храмы увенчивались одной главой, возвышающейся на высоком барабане с выступающими с восточной стороны апсидами. Архитектуру этого периода отличали простота декора, строгость пропорций, симметрия.

Успенский собор , возведенный в 1158-1160 гг., был расписан на следующий год. Первый камень в фундамент храма заложил князь Андрей Боголюбский в 1158 году. 21 сентября 1164 г. в новоустроенный соборный храм была перенесена из Боголюбова чудотворная икона Божией Матери, после чего князь Андрей провозгласил Владимир престольным городом.До возвышения Москвы, был главным (кафедральным) храмом Владимиро-Суздальской Руси, в нём венчались на великое княжение Владимирские и Московские князья. Здание Успенского собора воздвигли из известняка и украсили белокаменной резьбой. Центральная глава храма, увенчанная золочёным шлемом, вознеслась ввысь на 33 метра, превзойдя по высоте Собор святой Софии в Киеве. Великолепие Успенского собора было выше всех оценок. Мастера оковали листами золочёной меди торжественные входные порталы, устроенные с трёх сторон. Фасады декорировали сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали расчленили на два яруса арочным фризом. Стены и свода храма расписали фресками. От первоначальных фресок сохранились лишь фрагменты орнаментальной живописи, в которой угадывается высокий профессионализм выполнявших ее художников.

Одновременно с храмом началось строительство резиденции владимирских князей в Боголюбово, неподалеку от которой, на берегу реки Нерль, среди заливных лугов, в 1165 г. Был возведен белокаменный храм Покрова Богородицы . Место расположения храма уникально: Покровская церковь выстроена в низине, на небольшом холме, расположенном на заливном лугу. Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму (ныне русла рек изменили своё положение). Церковь находилась практически на речной «стрелке», оформляя перекресток важнейших водных торговых путей.Изящный четырехстолпный храм с членением наружных стен на 3 неравные прясла (часть поверхности наружной стены здания, ограниченная с двух сторон пилястрами или лопатками) венчала глава, поставленная на четырехгранный пьедестал. Четкий ритм аркатурно-колончатого пояса на поверхности барабана, основном объеме и галереях, резные изображения составляют главное декоративное украшение храма.Изысканность пропорций и общая гармоничность храма отмечается многими исследователями; часто церковь Покрова называют самым красивым русским храмом.
В конце XII – начале XIII в. На владимиро-суздальских землях были возведены столь же прославленные архитектурные шедевры, такие как: Дмитриевский собор во Владимире (1190-е гг.), Рождественский собор в Суздале (1222-1225), Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1230-1234).
Важнейшую роль в художественном оформлении владимирских храмов играла резьба по камню. В стремлении выразить собственное отношение к миру, к красотам природы резчики по камню проявили подлинное мастерство. Среди многочисленных храмов Владимира нарядностью и обилием украшений выделяется Дмитриевский собор. Тонкое резное кружево, сплошь покрывающее поверхности стен от аркатурно-колончатого пояса вплоть до самого купола, - главная примечательность собора, придающая ему особую легкость и изящество. Фигуры Христа, пророков и апостолов, христианских мучеников и святых воинов сочетаются с изображениями зверей, львиными масками и цветущими деревьями. Простенки между окнами украшены переплетенными медальонами с изображениями «горних» птиц.
Рельефы нигде не повторялись и располагались сверху вниз. Верхние изображения были крупнее нижних, что способствовало их лучшему рассмотрению с земли. В целом скульптурное убранство Дмитриевского собора – это одно из высших достижений владимирских резчиков, составляющее славу и особую гордость древнерусского искусства.

Распад Киевской Руси имел чрезвычайно важные положительные последствия. Небольшими территориями было легче управлять . Теперь каждый правитель заботился о княжестве, как о своей собственности, стремился его усилить и обогатить. На новый качественный уровень поднимается экономика (ремесленное, сельскохозяйственное производство). Отсутствие внутренних границ способствует развитию торговли , товарно-денежных отношений .
Русь и раньше называли «страной городов» . Теперь их становится больше, они увеличиваются в размерах, растет их общественно-политическое значение.
Города играли на Руси огромную роль. Прежде всего, город - это средоточие власти: здесь находился князь или его наместник. В городах жили бояре и другие знатные люди, здесь находились их усадьбы. Велико также военное значение городов: в хорошо укрепленных крепостях находился военный гарнизон, а жители городов формировали свои ополчения - городовые полки. Город был религиозным центром окрестных земель, сюда назначался митрополит, которому подчинялись протопопы и приходские священники. В городах или рядом с ними возникали монастыри. Город являлся также центром культуры.

Древнерусские города чаще всего вырастали на возвышенностях, на месте слияния рек или реки и оврага. Реки в то время были основными торговыми путями, а их крутые берега - естественной защитой города. Сначала на возвышении возникала крепость (её также могли называть «детинец» или «кром», «кремль» ), поселение обносилось укрепленной стеной для защиты от врагов, первоначально деревянной, в более позднее время - каменной. Внутри укреплений располагались княжеский дворец, храмы, административные учреждения, приказы, подворья, торг, дома жителей.
Приведем в качестве примера город Псков , где детинец, называвшийся Кромом, располагался на скалистом мысу при впадении реки Псковы в реку Великую и представлял собой грозную крепость, отрезанную от посада рвом. Во Пскове это был вечевой центр - сердце и страж всех городских «концов» (кварталов) и всей псковской земли. Суровая неприступность городского ядра адресовалась врагам. Для хозяев же Кром был надежным убежищем, хранителем их святынь, имущества и самих жизней. Нечто подобное можно видеть и в других древнерусских городах, где во время вражеских набегов жители посадов и пригородных сел затворялись в детинцах, а свои посадские дворы зачастую сжигали собственными руками.


Псковский Кремль

Если в IX-X вв. территория русских городов в основном вмещалась в пределы небольших крепостей - детинцев . (Внутренний замок - детинец - получил своё название от «детских», дружинников, составлявших его гарнизон.) То к XII-XIIIв. города значительно выросли и вскоре перестали вмещаться в узкие пределы детинцев. Рядом с детинцем вырастали поселения ремесленников и купцов, оседавших за пределами стен замка, создавались два городских мира: княжеский и свободный (торгово-ремесленный). Наиболее яркий пример такого соседства двух разных миров даёт Киев . В летописных известиях явно выступают две части Киева - Гора и Подол. Посады впоследствии присоединялись к городу, и их окружали новой стеной. Она составляла внешний укреплённый пояс. В больших центрах в черту города постепенно включались городские предместья, окружённые лёгкими укреплениями в виде частокола, поставленного на невысоком валу. Такое укрепление называлось «острогом».

В местах пересечения улиц с оборонительными сооружениями строили башни с проездными воротам. Их количество зависело от размеров поселения. В Киеве было, по меньшей мере, 4 ворот, во Владимире-на-Клязьме - 4, в маленьких крепостях довольствовались одними воротами. Значение ворот для города подчеркивается тем, что термин «отворити ворота» обозначал сдачу города. В больших княжеских городах заметно стремление к выделению особых парадных ворот. В Киеве они получили название Золотых, в подражание Золотым воротам в Константинополе. В средневековой Руси над воротами всегда или сооружались церкви, или устанавливались в киотах иконы. Часто рядом с воротами ставились церкви и часовни - для их духовной защиты.

Исключительно большое значение для города имели монастыри , располагавшиеся как вдали от городов, так и в их центрах, и среди посадов, и на ближних и дальних подступах к городам, где они иногда становились «сторожами» - передовыми форпостами, говоря языком другой эпохи. Стены монастырей могли приобретать крепостной характер. Но монастыри имели и другое значение в жизни городов: именно в монастырях протекала культурная жизнь городов, здесь писались летописи и книги, создавались прекрасные произведения искусства.
В центре древнерусского города находились храм и княжеский дворец - символы двух властей, духовной и светской. В дохристианское время религиозным центром города было языческое капище, с приходом христианства на Русь в городах стали возводить православные церкви. Крупнейшие соборы домонгольской Руси были возведены в Киеве. Вторые по величине княжеские и епископские соборы появились в Новгороде, Чернигове, Полоцке, а несколько позднее - в Ростове, Суздале, Владимире-на-Клязьме, Владимире-Волынском, Галиче. Города меньшего значения, отдававшиеся во владение младшим князьям (или куда направлялись княжеские наместники), получали соответственно более скромные храмы. Например, собор Переяславля-Залесского получил такую величину, какую в великокняжеских столицах придавали лишь второстепенным посадским и дворцовым церквам.


Символом светской власти был княжеский дворец - «княж двор» , который был центром политической и административной жизни города. Сюда вели на расправу воров, пойманных за ночь на месте преступления, здесь разбирались князем и его тиуном (управителем) тяжбы между горожанами, сюда сходилось городское ополчение перед выступлением в поход - одним словом, «княж двор» или заменявший его двор посадника в небольших городах был местом, вокруг которого сосредоточивалась городская жизнь. Из всех строений выделялся княжеский терем или хоромы. С жилищем князя соперничали сооружения для жилья бояр и других знатных людей. Отдельные части богатых домов высоко поднимались над бедными жилищами ремесленников и других горожан. Выдающейся частью боярских или княжеских хором был терем - высокая башня или вышка, с комнатами для женщин. На Руси известно было также слово «вежа», которым обозначались не только городские башни, но и вышки при домах. Княжеские или боярские дворы, огороженные высоким тыном, вмещали не только господские хоромы, но и подсобные помещения: медуши для хранения мёда, погреба, бани, даже темницы - порубы.

И все же основное население древнерусских городов составляли ремесленники и люди, связанные с различными промыслами и подённой работой. Они жили не в палатах и хоромах, а в простых домах - избах . Каждая изба, или клеть, была ли она просторной или тесной, надземной или полуподземной, находилась в особом дворе. Ограда («тын») из кольев, или плетень, отделяла один двор от другого. Дворы, огороженные плетнем и тыном, составляли пейзаж типичной городской улицы Древней Руси. Для обозначения городских районов в Древней Руси употреблялись слова «улица» и «конец» . В ряде городов (например, в Москве) можно наблюдать, что направление улиц было тесно связано с направлением первоначальных дорог, сходившихся к городу-крепости.

Монголо-татарские нашествия внезапно прервали тот блестящий расцвет искусства, который запечатлен в архитектуре, живописи, скульптуре киевского государства и Владимиро-Суздальского княжества. Хотя северные русские земли в борьбе с врагами отстояли свою независимость, но и здесь в период усиления угрозы набегов художественная жизнь замерла. Монголо-татарское иго нанесло огромный ущерб культуре русского народа, исчезли многие ремесла, надолго прекратилось строительство, огромное количество материальных ценностей было увезено в Орду. В огне пожаров гибли тысячи рукописных книг, сотни тысячи икон, произведений прикладного искусства, потеряны многие памятники зодчества.

После знакомства с представленными материалами необходимо выполнить проверочные и контрольные задания, представленные здесь же. В случае необходимости, контрольные материалы отсылаются на электронную почту преподавателя по адресу:[email protected]