В день юбилея школьного музея. Программа мероприятия

В день юбилея школьного музея. Программа мероприятия
В день юбилея школьного музея. Программа мероприятия

В этом году Комнате Боевой и Трудовой Славы - центру военно-патриотического воспитания молодежи отмечается 10 лет. На ваш суд представляем Сценарий юбилея музейной комнаты, который был отмечен 14 ноября 2013 года в МБОУ СОШ с. Новополеводино Балаковского района Саратовской области.

Юбилей музейной Комнаты «Юбилейный салют!»
МБОУ СОШ с. Новополеводино Балаковский район, Саратовская область
Коннова Н.Б., учитель истории и обществознания
Дата проведения: 14 ноября 2013 года, 11.00.
Зал празднично украшен: ширма с гирляндой шаров, образующая российский флаговый триколор: белый, синий и красный, красные гвоздики, на приспущенной красной ткани, надпись «Юбилейный салют!». музыкальное оформление: фанфары, барабанная дробь, военная музыка.
Звучит военная мелодия, входит Василий Теркин:
Теркин. Слева – горки, справа – горки, посередке – это я. Рядовой Василий Теркин Вас приветствует, друзья!
А скажите мне, ребятки, что за город? Балаково? Курск? Берлин? Балаково, Новополеводино, вы сказали? Значит верным курсом шли! Как врага мы уложили на лопатки навсегда, То немного захандрили без солдатского труда.
(голос за кадром) Теркин! Командир приметил это, головою покачал и дает приказ: идти в разведку, в Новополеводино, там привал. В год 2013(две тысячи тринадцать) в ноябре месяце прибыть. Там за сценой лечь в засаду, все разведать, расспросить. Хорошо ли дети пляшут, как и чем ученики живут? Чтут ли там Победу нашу, что добыли мы в бою? Нашим правнукам на свете хорошо ли стало жить? Все разведать и приметить, по прибытью доложить! (к Теркину подходит капитан).
Голос. Рядовой Василий Теркин! Закругляйтесь, вам пора.
Поступило донесенье: ожидается в Новополеводино юбилейный концерт. Ваша точка наблюденья – в этой школе, в том конце. Вам понятно? Выполняйте!
Теркин. Есть, товарищ капитан! (зрителям). Вы уж нас не выдавайте! (уходит строевым шагом) Голос за кадром. Остальные по местам! Чтоб никто не понял даже, не узнал про вас, друзья. И посмотрим, что покажет школа зрителям, гостям!
Ведущий. Память времени – к ней обращаемся чаще и чаще. Нет прекраснее чувства веков, постигать глубину. И как важно, что ценности непреходящи, что мы бережно любим, храним нашу балаковскую старину!
Ежегодно по традиции 14 ноября мы отмечаем День памяти нашего прославленного героя-земляка, Михаила Семеновича Волкова. И сегодня мы посвящаем наше мероприятие юбилею Комнаты Боевой и Трудовой Славы, которая носит имя полного кавалера Ордена Славы М.С. Волкова, хранителям народной памяти, которые любят и чтят историю родного края, села.
На нашем празднике присутствуют почетные гости:
1. Уполовников Виктор Иванович, председатель комиссии по героико-патриотическому воспитанию учащихся объединенного совета ветеранов войны и труда, заслуженный учитель РФ;
2.Пазина Людмила Павловна, член Президиума объединенного совета ветеранов войны и труда
3. Василенко Сергей Александрович, руководитель военно-патриотического центра «Набат»
4.Отряд ОМОН при ГУМВД, командир отряда подполковник полиции Чебуков Сергей Александрович;
5.Глава НМО Волкова Людмила Ивановна.; глава администрации НМО –Валиева Казима Алишевна
6. Волковы: Николай Михайлович, Юрий Михайлович, Шолохова Тамара Михайловна –дети прославленного героя-земляка, внуки и правнуки.
7.Горенков Владимир Семенович, ветеран Афганской войны, Председатель комитета ветеранов и военной службы при объединенном совете ветеранов войны г. Балаково
Ведущий 1.-У нас сегодня – юбилей! - Мы от души всех поздравляем!
- Приветствуем наших гостей - И славный праздник начинаем! (музыка торжественная)
Дорогие друзья, уважаемые гости! Для Вас танцевальная композиция в исполнении группы «Вдохновение». Руководитель: Шейко Н.Ю. (танец «Огонь и вода»)
Слово предоставляется директору школы Е.Г. Барановской. (Награждение лучших поисковиков, краеведов, экскурсоводов)
Ведущий 1:Родимый край… Балаковская земля… Земля, вдохновлявшая великих мастеров слов и рождавшая не менее талантливых писателей, сохранившая обычаи, традиции, самобытный характер.
Ученица1: Земля Балаковская - нива золотая! Холмы да степи, реки и поля.
И синь от края и до края. Ты - часть России, русская земля.
Ученица 2. Лазоревая степь лежит передо мной, И я бегу, срывая ковыли.
Люблю тебя, мой край, всем сердцем, всей душой, мой край, поволжских песен и былин. Дорогие ребята, педагоги, уважаемые гости, для Вас в исполнении вокальной группы учащихся звучит песня «Родная земля» (исполняется песня уч-ся о родном крае)
Ведущий 1: Сколько же памятных народу страниц можно прочитать – славных и горьких, громких и тихих, но всегда открытых и честных, как и сердца тех людей, что назвали край Саратовский своим отчим краем! Слово предоставляется Пазиной Людмиле Павловне, член Президиума объединенного совета ветеранов войны и труда

Ученик 1: Оглянись на предков наших, На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом, Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне! Слава русской старине!
Ученик 2: Слава нашей стороне! Слава русской старине!
И про эту старину Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли о делах родной земли!
Ведущий: У каждого музея, комнаты свое лицо, свой неповторимый облик. Ведь именно в нем самая обширная информация об истории села, культуре, быте, традициях, природных богатствах своей малой Родине, своего уголка России.
Слово предоставляется Горенкову Владимиру Семеновичу, ветеран Афганской войны,Председатель комитета ветеранов и военной службы при объединенном совете ветеранов войны г. Балаково
1.Ведущий: - Пройдясь по школьному коридору, с множеством дверей, мы обязательно обратим свое внимание на одну заветную с надписью «Комната Боевой и Трудовой Славы» или как ее еще именуют односельчане маленький сельский школьный музей». По другую сторону этой двери скрывается не просто учебный класс, не просто комната, за ней – история нашей страны, родного края, села, школы, судьбы простых жителей, старожилов, целинников, ветеранов войны и труда, тружеников тыла. Хранителем славной истории нашего родного края, села, любимой школы является школьная музейная комната!
Ученица 1.Звените фанфары громче,
Мы отмечаем первый юбилей!
10 лет еще не возраст, все же,
О многом вам расскажет наш сельский музей! (фонограмма барабанщиц)
Ученица 2:
От юбилеев в жизни не уйти.
Они настигнут каждого, как птицы.
Но главное – сквозь годы пронести
Тепло души, сердечности частицу.
Ведущий. Слово предоставляется Уполовникову Виктору Ивановичу, председателю комиссии по героико-патриотическому воспитанию учащихся объединенного совета ветеранов войны и труда, заслуженному учителю РФ;
Теркин: Сорок пятый! Сорок пятый! Мне, пожалуйста, Берлин! Я 2013, мы пробились, мы пришли!
Голос. Где вы?
Теркин: Новополеводино. Сцена. Юбилейный концерт. Сообщаю все в порядке, живы все, здоровы все. Наши внуки, дети наши поминают нас и чтут. Хорошо поют и пляшут, замечательно живут!
Голос за кадром. Где наш Теркин? Вася, где ты? Вася, дети – это славно! Пусть танцуют и поют. Ты задумайся о главном: как там правнуки живут? Вдруг они о нас не знают? И времен порвалась нить?
Теркин. Принял. Понял. Обещаю очень скоро доложить! А пока мне снова в школу нужно срочно прибыть!
Ведущий 1: Хранители памяти, времени в музейной Комнате работают,
Службу Отечеству верно несут. Память истории долгую, вечную в руки столетиям передают. (Слово нашему музейному совету) Блок совета музея. (Живая газета)
Вот, познакомьтесь, наш музейный совет! Шлет вам пламенный привет!
Мы - сотрудники совета! Мы - экскурсоводы, заметки. Мы – лекторы, портреты! Мы – поисковики, краеведы. Мы – стихи, рассказы, песни. Мы – все вместе!!!
Руководитель: В 2002-м году, когда человечество стояло на пороге третьего тысячелетия, родилась идея создания школьной Комнаты Боевой и Трудовой Славы. Задача, которая стояла перед организаторами – это передать опыт, накопленный поколениями, молодежи. Школьная музейная комната призвана способствовать формированию гражданско-патриотических качеств у учащихся, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов, овладению навыками поисково-краеведческой и исследовательской работы.
Ученик 1: Работа по сбору экспонатов, оформлению экспозиций заняла более восьми месяцев. Итогом работы стало торжественное открытие музейной комнаты 14 ноября 2003 года, в канун дня рождения прославленного героя-земляка, полного кавалера ордена Славы М. С.Волкова.
Слово предоставляется сыну прославленного героя- земляка Волкову Николаю Михайловичу.
Ученик 2: Большая заслуга в открытии музейной комнаты принадлежит поисковой группе, краеведам, выпускникам 2004-го года и краеведческой группе 2006 года. Сегодня мы рады приветствовать бывших членов поисковой и краеведческой групп на нашем юбилее.

Ученик 3: За прошедшие 10 лет со дня открытия, музейная комната стала центром краеведческой и военно-патриотической работы в школе. Организатором музейной работы является Совет музея, куда входят представители администрации, общественности, учащиеся.
Ученик 4: На базе нашей музейной комнаты работают лекторские и экскурсионные группы, поисковые отряды, краеведы, руководит которыми учитель истории Н.Б. Коннова.
Ученик 5: Экскурсионным советом музея разработаны и проводятся экскурсии по родному краю, по городам-героям, о ветеранах войны, тружениках тыла. За истекшие 10 лет на маршрутной карте нашего маленького сельского музея появились десятки городов, стран, из которых в нашей Музейной Комнате побывали гости:
Казахстан, Германия, Украина, Белоруссия, Саратов, Вольск, Хвалынск, Пенза, Воронеж, Москва, Балашов, Маркс, Санкт- Петербург Пугачев.

Ученик 6: С каждым годом растет число посетителей музейной комнаты. Это учащиеся школ города и района, родители, ветераны войны, выпускники школы, жители села, представители городской и районной администрации. За 10 лет проведено 625 экскурсий.
Коннова Н.Б. Письма и воспоминания фронтовиков, встречи с ветеранами войны, экскурсии по местам боевой славы нашли достойное отражение в экспозициях музея. Раздел «Великая Отечественная война» - один из самых содержательных! Учащимися школы написана Книга Памяти села, куда золотыми буквами вписаны имена героев-односельчан, мужественно и стойко защищавших нашу Родину от немецко-фашистских захватчиков.
Ученик 7: Мы вечно перед Родиной в ответе,
Оберегая тишину полей, Чтоб мирно спали люди на планете,
Чтоб взрывов больше не было на ней!
Ведущий. Всем тем, кто не вернулся с войны, остался на полях великих сражений, кого нет с нами сегодня, но кто отдал свою жизнь за мир на земле, за нашу счастливую жизнь посвящается эта песня в исполнении вокальной группы учащихся.
(вокальная группа уч-ся исполняет песню «Птицы белые»)
Ученик 8: « Село моё родное» - это наиболее яркая экспозиция. Экспонаты, собранные силами учащихся, учителей, жителей села хранят историю школы, родного села, нашего края.
Ученик 9: В 2008-м году школа отметила 10-летний юбилей. Под руководством Совета музея была организована большая поисково-исследовательская работа. Фонды музея пополнились десятками новых экспонатов: архивными документами 50-х -60-х годов прошлого века, фотографиями учителей и выпускников, почетными Грамотами.
Коннова Н.Б.: Музейная деятельность обширна и разнообразна. Ребята работают с архивом, ведут учет экспонатов и их инвентаризацию, организуют сбор информации, проводят музейные уроки, линейки, устные журналы, уроки мужества, памяти, встречи с интересными людьми к знаменательным датам, участвуют в конкурсах и конференциях, ведут переписку с бывшими выпускниками, которые проходят службу в рядах вооруженных сил России. Вот строки из последнего присланного письма выпускника (зачитываются строки из письма Каймульдина Рината)
Ученик 10.
Хранят страницы, стенды и витрины Сиянье славы и горечь прошлых лет. Все в памяти сберечь должны мы, Забыть о прошлом мы не смеем, нет!
Ученик 11. Мы сегодня, музейная комната, праздник твой отмечаем. Ты имеешь немало преданных, верных друзей. И успехов тебе, и свершений тебе. С 10-летием! От души тебя все поздравляем, наш маленький сельский музей!
Ученик 13. Наша музейная Комната – это целая в жизни эпоха. Это десятки и сотни с сельчанами встреч. Экспонаты собирали все вместе по крохам, то, что сельчане сумели сберечь!
Ведущий 1: Школа по праву может гордиться лучшими воспитанниками поисковиками и исследователями и своими учащимися - победителями городских, областных и Всероссийских конкурсов творческих и исследовательских работ:
Павлова Катя, Павлова Саша и, Бурмистрова Ирина - победители, 2 место во Всероссийском конкурсе, посвященном 450-летию Покровского собора, они ездили в Москву на торжественную церемонию награждения, апрель,2010 г.;
Коннова Даша, поощрительная грамота за активное участие во Всероссийском конкурсе исследовательских работ «Человек в истории России ХХ век»; январь, 2009 г.
Зайпулаева Эльвира, 3 место в муниципальном конкурсе поисково-исследовательских работ « П.А. Столыпин – наш земляк!», февраль,2008г.;
Шейко Наталья, 2 и 3 места в муниципальной научно-практической конференции «Люди, история, культура!», апрель, 2009 г.
Банковская Даша -2 место в областном конкурсе «Моя семья», март, 2010 г.,
Починок Кристина – приз зрительских симпатий в конкурсе «Моя семья», март, 2010 .
Бурмистрова Ирина, 2-е место в сетевом конкурсе «Люблю тебя, мой край родной!» «Письмо П.А. Столыпину!», апрель 2013 г.;
Шейко Стас и Жиналиев Азамат – 1 и 2 место во Всероссийской викторине, посвященной 70-летию Сталинградской битвы, май, 2013 г.

Ведущий 2: Работа школы и школьной музейной комнаты по военно-патриотическому воспитанию отмечена многочисленными грамотами и благодарностями:
2 грамоты совета ветеранов (2007г,2008г.)
3 благодарности Всероссийского конкурса «Человек в истории. 20-й век» (2009г., 2010г., 2011 г.)
1 грамота Комитета образования города Балаково, военкомата, совета ветеранов за 1 место в конкурсе Центров патриотического воспитания (2005г.)
1 грамота от УВД внутренних дел, за активную работу по патриотическому воспитанию молодежи, 2006 г.
2 грамоты от главы администрации Новополеводинского Муниципального образования
Появляется снова Теркин(Голос за кадром).
Ну, разведка, доложите с выраженьем на лице, как вам песни, танцы, зритель? Как теперь идет концерт?
Теркин: Песни, танцы –все прекрасно! Не могу одно понять: ни фокстротов нет, ни вальсов… А под что же танцевать?
Голос. Вася, что ты? Танцы эти нынче в прошлое ушли, правит новый стиль на свете, главный танец всей Земли! Не могу назвать я даже этот вольный па-де-де..На площадке каждый важен и танцует сам себе!
Теркин: В эти танцы я не верю. Да и где они? Голос: Сейчас, все увидишь, ведь девчата нам покажут высший класс. (танец танго)
Теркин: Ну, 2013 (две тысячи тринадцать) извиняйте, нам пора в наш заветный сорок пятый возвратиться до утра. На Рейхстаге расписаться, на шинелке отдохнуть. Жалко с вами расставаться, но у каждого свой путь. Голос. И удел, что свыше роздан: Вам – любить, творить и жить…
Теркин: Ну, а мы уходим в звезды на другие этажи. (музыка, Теркин уходит)
Ученик. Мы хранить старину, новополеводинцы, умеем. И усадьбы, реликвии, колокола: Сельским нашим гордимся Комнатой - музеем, там, где память о селе родном ожила!
Для всех присутствующих гостей в исполнении учащихся звучит песня «Россия».
Ведущий 2: Мы благодарим всех, кто пришел сегодня на наш юбилей!
А сейчас всех приглашаем на праздничное чаепитие.

Методическая разработка юбилейного праздника Тыловайского краеведческого музея

«ДОРОГА ДЛИНОЮ В 40 ЛЕТ»

Бегенеева Елена Рудольфовна

МБОУ «Тыловайская СОШ»,

Учитель изобразительного искусства,

руководитель краеведческого музея.

Разработка рассчитана на учащихся

1-11 классов и экскурсантов музея

разного возраста

Аннотация

Методическая разработка мероприятия «Дорога длиною в 40 лет», посвящена празднованию 40 –летнего юбилея Тыловайского краеведческого музея. Знакомит с историей музея, его основателями, поисковой работой красных следопытов, начавшейся в 60-е годы прошлого века.

Подготовленный материал может быть использован, как на занятиях краеведческого кружка, так и в учебно – воспитательной работе с учащимися (на уроках и классных часах), в работе музея при проведении экскурсий и музейных лекций.

Введение

Музей в современном обществе - центр культуры, решающий задачи развития и воспитания всесторонне развитой личности.

Музей, как окно в прошлое и в окружающий мир, даёт мощный стимул для формирования и развития личности ребёнка, усиливает отдельные грани воспитания и значительно расширяет диапазоны взаимодействия личности с обществом.

Музей как способ познания мира содержит огромный потенциал для личностного развития детей. Он способен успешно решать целый ряд задач: приобщение ребёнка к русской и национальной культуре.

В российскую жизнь возвращается понятие «патриотизм». Впервые за многие годы в России к ориентирам социальной и образовательной политики отнесены идеалы патриотического сознания – служение Родине, верность своему Отечеству, любовь к своей малой родине. Вновь осознанные общественные установки и нравственные ориентиры возвращают в качестве приоритетных задач воспитания духовно-нравственное развитие ребенка.

Актуальность:

Приобщение учащихся и всего населения к сохранению духовных и культурных ценностей родного края.

Актуальной сегодня становится и проблема памяти поколений, традиций. Такая постановка проблемы создает в мире ребёнка взаимосвязь прошлого - настоящего - будущего.

Новизна:

Данная методическая разработка не имеет аналогов и составлена к конкретной юбилейной дате, но может быть использована при подготовке подобных мероприятий школьных музеев нашей республики.

Цели и задачи:

    Знакомство с историей музея и его организаторами.

    Подведение итогов поисковой работы учащихся школы за время существования музея.

    Воспитание уважения и любви к своей малой родине.

    Популяризация патриотического воспитания и передача исторического наследия.

    Развитие деловых качеств учащихся в проведении массовых мероприятий и в общении друг с другом.

    Развитие навыков работы и использование ИКТ в учебно-воспитательной и внеурочной деятельности.

План проведения праздника:

    Приезд гостей:

Регистрация гостей (1 этаж)

Выдача буклетов о музее.

    Встреча гостей (2 этаж):

Фольклорные ансамбли «Ошмес» и «Мылысь-Кыдысь» (обряд встречи гостей).

3. Знакомство с материалом выставки «Это было недавно – это было давно» - история следопытской работы (2 этаж).

4. Экскурсия в Тыловайском краеведческом музее(3 этаж) :

Залы музея,

Выставка (3 этаж, коридор) «Конный туризм – прогулки по Родниковому краю».

5. Торжественная часть по сценарию «Дорога длиною в 40 лет»:

Презентация «Дорога длиною в 40 лет»

Просмотр фрагмента видеофильма об организаторе музея

Литературно - музыкальные композиции (сценки)

Песни,

Выступления гостей.

6. Праздничный ужин:

Обряд гостевания, (фольклорные ансамбли)

Сценарий юбилейного торжества

« ДОРОГА ДЛИНОЮ В 40 ЛЕТ»

В зале звучит спокойная музыка.

(Удмуртская мелодия)

    На сцену выходят ведущие (форма одежды- классика)

(1 вед.)- Зечбурэсь гажано отем но лыктэм эшъес! Ми туж шум потыса пумитаськом тиледыз Тыловай черкогуртамы.

(2 вед.) – Добрый день, уважаемые односельчане, земляки, приглашенные гости! В день 18 мая отмечается Всемирный день музеев, Тыловайский краеведческий музей празднует свой 40-летний юбилей. Разрешите это торжество считать открытым.

(Музыка позывная!!!)

(1 вед.) Стихи Такие даты празднуют не часто

Сегодня в зале множество гостей

Давайте поприветствуем мы дружно

Всех тех, кто к нам пришел на юбилей

    На экране сцены слайды с видами Тыловая

Визитка села

(В визитке участвуют 7 человек)

Звучит фонограмма песни « Город»

ТЫЛОВАЙ, НАШ САМЫЙ ЛУЧШИЙ, ЛУЧШИЙ НА ЗЕМЛЕ

МЫ СЕГОДНЯ СКАЖЕМ СЛОВО, СЛОВО О ТЕБЕ

ЗДЕСЬ НАШ ДОМ ЗДЕСЬ ВСЕ НАМ МИЛО ТЕПЛОТА, УЮТ

ТРЕТЕЕ СТОЛЕТИЕ ЛЮДИ ТУТ ЖИВУТ!

    Добрый день

    Здравствуйте

    Мы Тыловайцы

    Мы с реки Иты

    Мы умельцы молодцы

    Мы нашу землю любим

    Мы просто люди

А что же означает наш Тыловай?

ТЫЛО - подлесок, роща ВАЙ - приток реки вытекающий из под леска

    ТЫЛОВАЙ -ЭТО НАША ГОРДОСТЬ

Наше село - это открытая и недописанная книга

В ней каждая страница – это прожитая жизнь

    А каждая деревня – это своя история

    А еще богата наша земля людьми знаменитыми и талантливыми, вот некоторые из них

    Галичанин Александр Никитьевич - организатор Советской власти на селе.

    Г.М.Корепанов-Камский заслуженный деятель искусств Российской федерации, народный артист Удмуртской Республики, почетный гражданин Удмуртской республики, почетный гражданин Дебесского района, член Союза композиторов России.

    Осотова Екатерина Васильевна - заслуженный учитель Р.Ф.

    Яковлев Юрий Васильевич - заслуженный артист У.Р.

    Тронин Евгений Николаевич – профессор, доктор педагогических наук.

    Ворончихина Валентина Николаевна - заслуженный врач Р.Ф.

    Супруги Первушины Валентина Трофимовна и Ефим Савельевич организаторы краеведческого музея.

(поклон, уходят)

(на экране слайд о Тыловае

(выходят ведущие)

    На экране слайд (панорама Тыловая)

Звучит ненавязчивая фоновая музыка.

(2 вед.) Стихи Есть на свете музеев тысячи,

Рот разинь и ходи – глазей,

Но один из них в сердце высечен,

Человечности вечный музей!

Наш праздник посвящается прошлому и настоящему музея и светлой памяти его создателей – Валентине Трофимовне и Ефиму Савельевичу Первушиным.

    Показ на экране слайдов (супруги Первушины)

(1 вед.) Добрым, гостеприимным взглядом (с фотографий на памятной доске) встречают посетителей у входа в музей Валентина Трофимовна и Ефим Савельевич. Тыловай - это их малая родина, горячую любовь к которой они пронесли через всю свою жизнь.

Благодаря неутомимому труду Валентины Трофимовны и Ефима Савельевича был собран богатейший краеведческий материал, позволивший открыть музей. А затем до конца своих дней они бережно хранили в его залах память народа.

Валентина Трофимовна родилась в 1922 году, в многодетной семье, старшей среди шестерых детей была Валя. Когда на фронт ушли отец и два брата, забота о семье легла на ее хрупкие плечи. В годы войны Валентина Трофимовна работала в аппарате райкома партии, была первым секретарем Тыловайского РК ВЛКСМ, затем сотрудница райотделения МВД, после реорганизации района до выхода на пенсию – заведующая участковой, затем детской библиотек.

Так сложилась жизнь, что не удалось ей закончить среднюю школу и имея на руках 5-х детей (младшей Нине был 1 год), пошла в вечернюю школу, которую успешно закончила в 1962 году. Прошла курсы работников библиотек. И работая в библиотеке, загорелась историей малой родины. Она увлекла, заразила своей страстью детей: многодневные походы, встречи, письма, сбор экспонатов для будущего музея.

Выйдя в 50 лет на пенсию, всю оставшуюся жизнь посвятила любимому делу. До последних дней музей был дня нее родным домом.

Ее труд высоко оценен общественностью, посетителями музея, грамотами и присвоением звания «Заслуженный работник культуры Удмуртской Республики».

    Дорогие гости, вашему вниманию предлагаемвидеофильм о Валентине Трофимовне…

    Слайды об организаторах (Ефим Савельевич)

(2 вед.) Жизнь музея не оставила равнодушным супруга Валентины Трофимовны Ефима Савельевича, который с энтузиазмом включился в работу музея.

Родился Ефим Савельевич 25 декабря 1915 года в селе Тыловай, в многодетной семье, где было 6 братьев и 3 сестры.

Окончил школу – семилетку в родном селе в 1932 году и художественно – техническую школу в г. Ижевске в 1935 году.

С октября 1937 года по февраль 1940 года служба в рядах Красной Армии, в 1939 году - участник боев в районе реки Халкин – Гол.

Всю войну с 1941 по 1945 годы был на фронтах Великой Отечественной войны, которая закончилась для него в боях с Японией.

На этой войне сражались и четверо его братьев, двое из которых погибли на поле битвы, а Ефим Савельевич раненый и контуженый вернулся домой.

Награжден боевыми медалями «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией», «За победу над Японией», орденами «Красной звезды» (дважды), «Отечественной войны» 1ст.и 2ст., «Полярной звезды» - за интернациональный долг в Монголии, присвоено звание «Воин – интернационалист». Окончил боевой путь в звании капитана.

Демобилизовавшись, вернулся на родину. Работал учителем по военному делу в Тыловайской школе, также преподавал уроки труда и черчения. Он был хорошим педагогом, строгим и справедливым. Его любили и уважали учащиеся и коллеги, 42 года «сеял разумное, доброе, вечное».

Трудовой путь Ефима Савельевича был неразрывно связан с Тыловайской средней школой и Тыловайским историко – краеведческим музеем.

Даже выйдя на пенсию в1975 году, не ушел на отдых, а продолжил работу и всю оставшуюся жизнь посвятил музею. Весь собранный материал был систематизирован им, переработан и донесен до посетителей в доступной форме. Его «золотыми «руками были оформлены залы музея.

Его волновало и прошлое своей родины и земляков и современная жизнь. На любой острый материал или начинание он откликался своими статьями в районную газету, республиканские и центральные издания.

За год присылает почти столько же писем, сколько их приходит от всех других читателей. Мы поражаемся его неутомимой энергией» - пишет о нем газета «Новый путь».

Его бескорыстный труд, преданность любимому делу являются примером для многих поколений.

    Слайды об организаторах (супруги)

(1 вед.) Супругам Первушиным удалось собрать уникальнейший материал об истории края, ее людях и сохранить его, одержав не один «бой», защищая судьбу музея, который за 40 лет своего существования выдержал 7 переездов, сохраняя экспозиции и продолжая принимать посетителей.

Долгие 25 лет, до 1991 года, они работали на общественных началах, на личном энтузиазме, ничего не получая за свой труд…

Создание музея – это их трудовой подвиг и память, оставленная потомкам.

(2 вед.) Человек… Для чего он живет? Какой след оставит на земле? Будут ли помнить о нем его потомки?

Стихи Людей не интересных в мире нет.

Их судьбы - как истории планет.

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил

И с этой незаметностью дружил,

Он интересен был среди людей

Самою незаметностью своей.

У каждого – свой тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший миг…

Самый лучший миг…

(1 вед.) Наверное, это тот миг, когда о тебе с любовью и благодарностью отзовутся люди…и вспомнят, какой ты ценный вклад внес в жизнь села, и оставил огромное начатое дело.

Сегодня их нет с нами,…почтим их память минутой молчания.

(минута молчания)

    Слайд супругов Первушиных

(2 вед.) В калейдоскопе будничных дней, в деловой суете, мы не придаем значения тому, что живем уже в 21 веке. А юбилейная дата, которую мы сегодня отмечаем, берет свое начало в 20 веке.

    Слайды о следопытах

Началом пути долгого пути стал 1964 год.

Зимой велась подготовительная работа по изучению родного края. Валентина Трофимовна сумела увлечь и заразить своей страстью детей.

(1 вед.) Летом во время каникул, вместе со старшей пионервожатой Галиной Константиновной Воронцовой отправились в первый многодневный поход. Ночевали у костра, ели наваристую уху. Неизгладимое впечатление в сердцах ребят оставили встречи с интересными людьми, беседы с ветеранами гражданской и Великой Отечественной войн, воспоминания и рассказы очевидцев, собирали экспонаты, а потом все это тащили на себе.

Так вВоткинском районе, деревне Кукуи (Колхоз «Мир») обнаружили корпус неразорвавшейся бомбы периода гражданской войны. За 75 километров юные краеведы притащили эту махину на себе.

Тропинками в один след юные следопыты прошагали сотни километров по Дебесскому, Шарканскому, Игринскому, Воткинскому, Якшур – Бодьинскому районов, Большесосновского района Пермской области, Кировской области…

(2 вед.) Шаг за шагом прошли по следам героических сражений Особой Вятской и 30- й Уральско – Иркутской дивизии, по следам партизанского отряда Журавлева. Встречались с некоторыми воинами этих соединений, у некоторых бойцов и командиров узнали адреса и установили с ними письменную связь. Делали запросы в Удмуртский, Кировский, Пермский, Татарский, Латвийский государственные архивы, в архив Министерства обороны, центральный архив истории СССР. Использовали все возможности, чтобы больше узнать об истории прошлого нашего народа.

Люди отвечали охотно, высылали свои воспоминания и фотографии, некоторые из них приезжали на встречу.

(1 вед.) В 1965 году, собрав материал об организаторе Советской власти на селе Галичанине Александре Никитьевиче, руками детей был установлен ему памятник во дворе сельской библиотеки. Позже, в 90–е годы, памятник был перенесен на территорию новой школы.

(2 вед.) Постепенно был собран материал о бойцах гражданской войны, и установлена мемориальная доска на здании штаба Особой Вятской дивизии (бывшей столярной мастерской школы).

Каждое лето юные следопыты отправлялись в походы, но уже в большем составе и по дальним маршрутам.

    На экране слайд (фотография и список участников похода)

Сценка о походе (Тронина Г.В и учащиеся школы)

(1 вед) Как это было: вот они, первые юные краеведы, приехавшие к нам на эту встречу. Просим подняться к нам на сцену.

Какие воспоминания остались об этих походах?

Что интересное можете рассказать?

(2 вед.) Когда собранные документы, многочисленные вещи, предметы быта и труда были приведены в порядок и маленькое помещение детской библиотеки уже не вмещало собранного материала, тогда – то и возникла идея создания музея.

    Слайдыстарых залов музея…

(1 вед.) Так 11 ноября 1967 года в одной из классных комнат школы состоялось его открытие. А через 3 года музею было присвоено звание «Лучший школьный музей» республики. Казалось бы, и дальше ему процветать, но у музея судьба оказалась нелегкой: пришлось скитаться по разным зданиям.

Лишь в 1987 году в просторных залах первого корпуса нашлось место для всех экспонатов.

    Слайды 1 корпуса и залов музея…

(2 вед.)В 1991 году музей стал филиалом «Музея истории Сибирского тракта», со штатом научных сотрудников, смотрителя, сторожа, кочегара и уборщицы… Но радость была недолгой, ставки постепенно сократили …

(1 вед.) А в 2004 году музею вновь пришлось переехать, теперь уже в новое здание школы.

    Слайд с видом школы

(2 вед.)Сегодня музей по количеству экспонатов один из крупнейших сельских музеев республики. В его фондах хранятся более 1300 уникальных экспонатов. В бывших школьных классах размещены разделы музея:

    Слайды современных экспозиций.

(1 вед.) Этнографический .

Здесь представлена национальная удмуртская одежда 19-20 веков, вышивка, ткачество: нарядные праздничные скатерти, полотенца и покрывала, выполненные в технике браного ткачества, орудия крестьянского труда, предметы быта, местная топонимика (названия полей, лугов, рек, родников…)

(2 вед.) Боевой славы.

Хранит память о подвигах земляков, участников гражданской и Великой Отечественной войн, их фотографии, фронтовые письма, воспоминания. В зале хранятся награды, боевое оружие периода гражданской войны.

(1 вед.) История малой родины.

Рассказывает о возникновении Тыловая и первых поселенцах, о создании колхозов, МТС (машинно–тракторной станции), средней школы, больницы, выдающихся людях – земляках.

Одна из выставок посвящена нашему знаменитому земляку Г.М.Корепанову – Камскому, чье имя известно не только в нашей республике, но и далеко за ее пределами.

Инициативной группой работников культуры села разработан проект по увековечению его памяти и ведется работа над организацией музея- усадьбы, в котором будет представлен весь материал о жизни и творчестве Геннадия Михайловича.

Стихи Здесь соловей, набравшись силы,

Из уст Корепанова – Камсого взлетел,

И вдохновенно над Удмуртией любимой

Он звонкой трелью зазвенел…

    Исполнение песни Г.М. К._Камского «Чипчирган »(Аня Корепанова)

(2 вед.)В музее работают постоянно действующие экспозиции, оформляются новые тематические выставки в музее и за его пределами. Проводятся встречи и праздники, лекции и беседы. Музей живет не только прошлым, но и настоящим, собирая материал о сегодняшней жизни села и его тружениках…

    Традиции продолжаются, слайды (сегодняшние краеведы)

(1 вед.)Нынешние школьники, работая в кружке «Музееведение», продолжают традиции первых краеведов – следопытов, ведут поисковую работу по истории школы, активно участвуют в работе музея, районных мероприятиях по краеведению. Большую помощь оказали и в подготовке этого праздника.

    Легенда о происхождении деревни Яковыр .(сценка - учащиеся школы)

(2 вед.) Ежегодно более 2000 человек посещает наш музей, со дня его открытия более 60000 человек из разных уголков нашей страны, ближнего и дальнего зарубежья побывало здесь.

    Слайды с посетителями музея, туристов…

(1 вед.) Красивая природа всегда привлекает внимание туристов. Благодаря конно-туристическому маршруту, организованному Юферевым А.А., сотни любителей верховой езды побывали в нашем селе и непременно посетили наш музей.

Музей вызывает неизменный интерес у всех посетителей, о чем свидетельствуют записи в книге отзывов. Вот лишь некоторые из них:

Отзывы …

    « Низкий вам поклон и восхищение за ваш удивительный музей. Это все бесценно. Сберегите и сохраните для потомков. Здоровья и долголетия. С уважением, краеведы г.Глазова»

    «Мы туристы – конники, посетив Ваш чудесный музей, испытали чувство радостного удивления, даже потрясения! Вы великая труженица, спасибо Вам большое за Ваш музей. Теперь мы на всю жизнь запомним чудесные экспонаты, демонстрирующие историю удмуртского народа. Мы унесем это в своем сердце, спасибо Вам большое. Успехов Вам в Вашем благородном деле, здоровья!!!»

Группа туристов из Санкт-Петербурга, Казани, Ижевска.

    «От души благодарим за доставленное удовольствие! Этот музей нам дал больше, чем все академические музеи с их мертвыми экспонатами. А здесь все живое, несущее отпечаток светлой крестьянской души. Еще раз большое спасибо!!!»

Конные туристы из Ижевска, Перми, Казани, Сыктывкара.

    «Большое спасибо энтузиастам – учредителям музея. Спасибо тем, кто работант здесь сейчас. Коллекции музея очень интересные, очень хочется надеяться, что они будут на воспитание уважения к родной культуре».

Т.Г. Владыкина ведущий научный сотрудник Удм. ИНЯЛ УРО РАН доктор филологических наук.

С.Е. Ложкина аспирант отдела фольклора.

    «Удивительно, как на энтузиазме людей держится музей и продолжается дело основателей музея. Очень интересная, самобытная экспозиция. Желаем Вашему музею процветания и пополнения новыми экспонатами».

Туристы из Москвы., Н.Новгорода, Ижевска.

    «Впервые увидела великолепный музей своими глазами. Эти комнаты действуют, как катализатор чего – то святого, доброго, оазиса нравственности в наше неспокойное время. Мне очень приятно узнать, что здесь чтят память В.Т. Первушиной, которая в свое время заразила меня краеведческой болезнью. От себя лично и Дебесского землячества «Байгурезь» желаю жить!»

Лимонова

    Исполнение песни «Тыловай»( Корепанова Е.Ф., Кожевникова Ф.И.)

Стихи Среди фотографий бесцветных

И пожелтевших бумаг

Живут краеведы в райцентрах

В приземистых малых домах.

Вдоль стен за диваном, в комоде

Стоят картотеки впритык

И найденный на огороде

На вате покоится штык.

Въедается в слабые строчки

Он страстью одной опален

И все это знает до точки

Про свой невеселый район.

Колчаковские расстрелы

Районных ударников слет

Все сумерки и рассветы

Взяты им на строгий учет

Эти поэтические строки мы посвящаем патриотам – краеведам, всем работникам музеев…

А теперь предоставим слово гостям, прибывшим на наш праздник.

1. Коллектив «ОШМЕС» (обряд поздравления)

2. Дорогие друзья!

Добрый день!

Гостям мы рады, что пришли,

Для нас времечко нашли.

Мы приглашаем на сцену

- Главу МО «Дебесский район» Камашева Владимира Дмитриевича,

- Главу администрации МО Дебесский район Иванова Андрея Серафимовича,

- Зам. Главы по социальным вопросам Иванова Леонида Юрьевича,

- Начальника управления культуры и туризма Докучаеву Надежду Васильевну,

- Шихову Наталью Яковлевну

3. У каждого человека есть место, которое ему особенно дорого, место в котором он родился. И называют его малой родиной. Где бы ни жил человек потом, его все время тянет в родные места. Здесь живут его родители, друзья, родственники, здесь его корни. Здесь его ждут и любят.

Мы приглашаем на сцену наших земляков из землячества «Байгурезь» имени Г.М. Корепанова- Камского.

4. Пусть я в других краях родился

И с вашим местом не знаком,

В земле я вашей поселился

Навеки став вам земляком.

Глава администрации МО «Тыловайское» Никитин В.Л.

5. Приглашаем на сцену коллег по работе, сотрудников музея истории «Сибирского тракта».

6. А также не остались в стороне краеведы района, просим им сказать слово.

7.Село мое

Любимое до боли!

Да не тебя ли вижу я во сне?!

Не ты ль меня заманивало в поле

Шагать навстречу ласковой весне?

А вечерами пело под гармони,

На занавески раскроив зарю…

Не ты ли мне насыпало в ладони

Все те слова, какими говорю

Про дом, Про лес,

Про роднички в овраге, И как они к себе манят и ждут…

Когда стихи – не строчки на бумаге,

А те дороги, что домой ведут.

Мы приглашаем наших земляков приехавших к нам из г.Екатеринбурга, организовавшим удмуртскую диаспору на Урале…

8. Тесное сотрудничество, теплые и дружеские отношения сложились у Валентины Трофимовны с краеведами из г. Глазова. Просим подняться к нам на сцену Ложкина Геннадия Михайловича…

В эти небогатые края,

Дай же руку,

Тыловайская сторонка –

Родина любимая моя

Слово предоставляем первым следопытам.

Приглашаем на сцену родственников Валентины Трофимовны и Ефима Савельевича .

8. Эй певцы и баянисты,

Звонче песню заводи!

Эй, танцоры и артисты,

К нам на сцену выходи.

Коллектив из д. Урдумошур «Мылысь – Кыдысь».

9. У кого – то малая родина – большой город, а для нас - маленькое село Тыловай, затерявшееся среди лесов и логов на берегу речки Тыловайки

Люблю тебя в любое время года

Мое родное милое село.

И в теплый день, в любую непогоду

С тобой всегда мне на душе светло.

Приглашаем руководителей и представителей организаций МО «Тыловайское»

7.

Сегодняшняя долгожданная встреча состоялась благодаря всем вам прибывшим на это торжество.

Выражаем благодарность всем оказавшим помощь в проведении этого юбилея:

Администрации МО Дебесский район,

Администрации МО Тыловайское,

Сотрудникам музея истории Сибирского тракта,

Управлению культуры и туризма,

Работникам культуры МО Тыловайское,

Учителям и ученикамТыловайской школы,

Спонсоров мероприятия:

Дебесскоерайпо,

ЧП Юферев Андрей Вячеславович,

ЧП Бегенеев Виталий Петрович,

КФХ « Темп» Перевозчикова Татьяна Степановна

Вот и подошла к концу торжественная часть, просим всех гостей пройти за праздничный стол в столовую.

Заключение

Данное мероприятие явилось итогом работы Тыловайского краеведческого музея за долгий период его существования.

В проведении праздника приняли участие учащиеся и учителя Тыловайской школы, первые следопыты (60 -70 годов), работники культуры (сотрудники Тыловайского и Н.Тыловайского досуговых центров, библиотеки…), фольклорные коллективы «Ошмес» и «Мылысь–кыдысь».

Приглашены на праздник родственники организаторов музея, краеведы района и сотрудники музея истории Сибирского тракта, администрация Дебесского района, Администрация МО Тыловайское, руководители предприятий и организаций Тыловайского поселения.

К празднованию юбилея проведена подготовительная работа:

Составлен сценарий мероприятия,

Подготовлена презентация о музее,

Оформлены пригласительные билеты и буклеты о музее,

Изготовлены сувениры – подарки для гостей,

Оформлены актовый зал для торжества и выставка об истории следопытской работы «Это было недавно… Это было давно…»,

Подготовлены художественные номера по сценарию,

Организован праздничный ужин и развлекательная программа

При разработке методического материала использованы и применены ИКТ технологии, работа выполнена в Mikrosoft Word , составлена презентация в программе Mikrosoft Power Point , в этой же программе подготовлено приложение - фотоматериал с Юбилея музея, составлен буклет в программе Mikrosoft Publisher .

Применение современных ИКТ способствует результативной работе в образовательном процессе, актуально и популярно.

Список использованных источников

При составлении данной разработки был использован:

    поисково – исследовательский материал,

    архивные документы,

    рукописи Первушина Е.С. и Первушиной В.Т.– организаторов музея,

    фотографии и альбомы Тыловайского краеведческого музея,

    запись видеофильма об организаторах музея,

    аудио запись.

Сценарий

«С юбилеем школьный наш музей!»,

посвященный 50-летию музею боевой славы

Место проведения: МОУ «СОШ №93», актовый зал

Время проведения: 21.02.2014 г. в 15 .00

Участники: руководители музеев МОУ «СОШ» (район, город); гости и работники, связанные с историей музея боевой славы трех женских авиаполков.

Действующие лица: ведущие, танцевальная группа «Виктория», вокальные группы и солисты и хор «Поколение».

  • Песня «Школьный музей» (переделка песни «Я в Россию домой хочу»)
  • Сценка «Летчицы»+ Песня «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью»
  • Песня «Ты помни»
  • Песня «Афганистан»
  • Инсценировка песни «Смуглянка»
  • Финальная песня «С днем рождения, музей!»
  • 1.Ведущий: Наш музей – это целая в жизни эпоха,

    Это множество памятных, значимых встреч,

    Экспонаты свои собирал ты по крохам,

    И на долгие годы сумел их сберечь.

    Ведущие вместе: Сегодня - 50 лет школьному музею боевой славы трех женских авиаполков.

    2.Ведущий: Хранитель памяти народной

    И кладезь мудрости, спешим

    Тебя поздравить всенародно

    Мы с юбилеем от души!

    3.Ведущий: В честь такого торжественного события, к нам поспешили уважаемые гости, судьба которых удивительным образом переплелась с рождением, становлением и работой школьного музея.

    4.Ведущий: Успевших оставить свой значимый след, подаривших незабываемые мгновения открытий, переполненные чувством гордости и соучастия в исторических событиях.

    5.Ведущий: Ну и, конечно, гости, для которых и сегодняшняя жизнь неразрывно связанна с судьбой музея, отдавая свои знания и ценные материалы новому поколению, вы как бы протягиваете ту незримую нить между прошлым и будущим. Что, безусловно, радует нас.

    6.Ведущий: Вот и настало время представить плеяду замечательных, интересных и неравнодушных людей.

    1.Ведущий: Друзья, встретим их громкими аплодисментами!

    ________________________________________________________________

    2.Ведущий: Наш музей – это труд совета учащихся и всего педколлектива 93-й школы на протяжения многих лет. Можно представить путь, который он прошел со времен основания и до наших дней.

    3.Ведущий: Сколько любви, сердца и души вложено в него. И нам есть чем гордиться есть, что передать по наследству будущему поколению. А с чего все начиналось.

    На фоне музыки «Время вперед»+ слайды прошлых лет

    4.Ведущий: Год 1961 - для 218 первоклассников прозвучал 1-ый звонок. Всего порог школы переступило более1000учащихся.

    5.Ведущий: На должность директора школы назначается Коренман Иссак Пейсаакович. Энергичный, упорный, обладающий харизматичными данными он становится главным основателем многих идей и традиций, которыми до сих пор живет наша школа.

    6.Ведущий: Год 1964 школа растёт, крепнет, становится по-домашнему радушной. Главной задачей педколлектива является патриотическое воспитание подрастающего поколения, и это находит свое отражение:

    3 Ведущий: 23 февраля открывается школьный музей боевой славы 3-ех женских авиаполков.

    1.Ведущий: По местам боевых действий отважных летчиц сразу трех авиаполков начали свою активную работу поисковые отряды под руководством директора музея Глотовой Галины Петровны, старшей вожатой Суровцевой Лидии Викторовны, ставшей потом директором школы, и Михеевой Галины Гавриловны.

    2.Ведущий: Тот подъём, желание и настрой, который кипел тогда в стенах школы, жил в сердцах многих ребят.

    Песня «Школьный музей» (переделка песни «Я в Россию домой хочу»)

    4.Ведущий: Друзья, нам повезло, у нас есть замечательная возможность услышать те памятные и исторические моменты от самих участников тех незабываемых лет.

    5.Ведущий: И мы спешим дать слово Глотовой Галине Михайловне бывшей ученице, дочери директора музея, и Суровцевой Лидии Викторовны.

    Выступают: Глотова Галина Михайловна.

    Суровцева Лидия Викторовна.

    6.Ведущий: 1968 год происходит два знаменательных, можно сказать грандиозных события в истории школы, работа музея дает свои результаты и приносит плоды.

    1.Ведущий: 1 место в городском конкурсе среди школьных музеев.

    2.Ведущий: И 9 мая открывается обелиск отважной летчице Марине Расковой, на его открытие собралось более 300 летчиц, штурманов, техников всех 3-ех авиаполков.

    3.Ведущий: В 1975 году состоялся второй слет ветеранов женских авиаполков, которые оказывали большую помощь школе в развитии музея.

    4.Ведущий: В 1985 году музей встречает делегации из Москвы, Санкт-Петербурга, Борисова, Челябинска, Хабаровска, Северодвинска, Самары и других городов. Проходит третий слет ветеранов авиаполков и следопытов-расковцев.

    Включается военное видео

    5.Ведущий: На самой страшной войне XX века и женщине пришлось стать солдатом.

    6.Ведущий: 1941 год. Враг рвется к Москве. Легендарная летчица, ГСС Марина Михайловна Раскова, добивается разрешения на формирование женских авиационных полков в глубоком тылу.

    1.Ведущий: Таким тылом становиться город Энгельс, вот почему в полках воевали 89 саратовских девушек.

    Сценка: формирование авиаполков+ Песня «Мы рождены…»

    2.Ведущий: Совсем девчонки, неопытные, необстрелянные…., но уже через несколько месяцев воевали наравне с мужчинами.

    3.Ведущий: 46 авиационный полк – уникальное явление в истории авиации, чисто женский полк ночных бомбардировщиков, вызывавший у немцев неподдельный страх, «ночные ведьмы» так называли они наших летчиц.

    4.Ведущий: 122 и 586 авиационные полки были смешанными, воевали под Сталинградом, в битве на Курской дуге, и до самого последнего дня громили врага, твёрдо веря неотвратимость будущей победы.

    5.Ведущий: У нас в гостях побывала летчица Раиса Аронова, единственная в Саратове женщина – ГСС в своем стихотворении она писала

    Стихотворение на фоне музыки «Мужчинам легче…»на фоне музыки 6Ведущий: Мужчинам легче тяжестью земной

    Им сила мышц справляться помогает,

    У женщин этой силы не хватает –

    У них душевных сил расход двойной.

    Мужчинам трудно знаю на войне,

    Не всех их пули стороной минуют.

    Случается, и женщина воюет,

    Но ей тогда трудней вдвойне, втройне.

    1.Ведущий: Наш музей хранит много уникальных документов, вещей, писем собственноручно написанных летчицами и мы являемся обладателями кассетной аудиозаписи с живым голосом летчиц, где они исполняют свою песню.

    2.Ведущий: Подвиг трех женских авиаполков до сих пор восхищает и не оставляет равнодушными юное поколение.

    На фоне музыки «Время вперед»

    3.Ведущий: 1987 год юноармейские отряды, вахта памяти, конкурсы строя и песни. Школьный музей занимает призовое место во всероссийском конкурсе школьных музеев.

    4.Ведущий: Поисково-собирательская деятельность школьного музея, в рамках исследования, продолжает разрабатывать свои направления работы и одной из интересующей темы совета музея - подвиг людей в тылу во время ВОВы.

    5.Ведущий: Женщины, старики, дети от зари до зари работали на промышленных предприятиях, кормили страну хлебом. Это они отдирали от ног примерзшие портянки, это они ели хлеб с лебедой и крапивой, глотая горькие слезы войны.

    6.Ведущий: С тружениками тыла завода №205, ныне ПО «Корпус», наш школьный музей уже в течение 30 лет сохраняет теплую дружбу и находится в тесном сотрудничестве.

    1.Ведущий: Неотделима от работы школьного музея была творческая агитбригада БАМ под руководством Володарского Борис Израилевича.

    2.Ведущий: До сих пор и учителя - старожилы и бывшие выпускники помнят их яркие выступления.

    Песня «Ты помнишь»

    Ведущий: Да эта была эпоха мощного комсомольского движения, больших свершений и невероятного энтузиазма.

    3.Ведущий: И мы хотим предоставить слово нашему школьному активисту тех лет Балагуру Андрею, учившемуся, в то увлекательное время.

    Выступает Балагур Андрей

    4.Ведущий: Время летит и на пороге 90, в историю двадцатого века входят такие понятия, как афганская, чеченская война, «горячие точки». И вот уже более 20 лет продолжают летопись истории нашего музея участники тех событий, наши-земляки.

    5.Ведущий: О потерях всегда говорить тяжело и больно, но когда из жизни уходят совсем молодые, то говорить тяжело и больно вдвойне.

    6.Ведущий: 19 февраля 2004 г на здании школы была открыта мемориальная доска бывшему нашему выпускнику, А. Панкратову, памятный знак, который вновь и вновь напоминает нам о войне, о гибели людей, о материнском, человеческом горе.

    1.Ведущий: В музеях школ Кировского района хранятся Книги Памяти о саратовцах, не вернувшихся из Афганистана и Чечни.

    2.Ведущий: В 2012 году в школьном музее открывается новая экспозиция «Служим Родине».

    4.Ведущий: А благодаря участию в городском конкурсе «Наши герои - наша гордость». Оформлен «Уголок Боевой Славы», который был торжественно открыт при участии ветеранов, участников локальных войн и конфликтов.

    5.Ведущий: Являясь частыми нашими гостями организация «Боевое братство» и сегодня в этот прекрасный день с нами.

    6.Ведущий: И слово предоставляется заместитель председателя правления саратовского городского отделения «Боевое братство», члену всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство», полковнику запаса ветерану боевых действий на территории Афганистана. Сергиенко Олег Федорович

    Выступает Сергиенко О.Ф.+ Песня «Афганистан»

    Ведущий: Памяти всем погибшим на всех войнах объявляется минута молчания.

    Минута молчания

    1.Ведущий: Не могли мы обойти вниманием и учителей нашей школы – участников войны и ветеранов педагогического труда, внесших огромный вклад в организацию и развитие школы и музея. Им посвящен материал стенда «Учителями славится Россия».

    2.Ведущий: Накоплен огромный материал, выросло ни одно поколение активистов музея, благодаря которым мы можем прикоснуться к истории нашей страны.

    3.Ведущий: И в знак сердечной благодарности наш творческий педагогический коллектив приготовил музыкальный подарок коллегам -ветеранам. Встречайте!

    Инсценировка песни «Смуглянка»

    4.Ведущий: Основной фонд музея составляет 1815 экспонатов.

    5.Ведущий: Музей осуществляет сразу несколько направлений своей деятельности. К ним можно отнести:

    6.Ведущий: Коллекционирование и пополнение музейных фондов,

    1.Ведущий: Создание и проведение различных выставок и экспозиций, 2.Ведущий: Лекционная деятельность и подготовка высококвалифицированных экскурсоводов, а также,

    3.Ведущий: Управление работой военно-патриотических воспитания учащихся нашей школы.

    4.Ведущий: Активисты музея 21 века, возглавляемого Ледневой Л.Г., продолжают начатое дело своих предшественников, соблюдая их традиции, принимают участия и становятся победителями, призерами городских, областных слетов и конкурсов.

    5.Ведущий: Хранят страницы, стенды и витрины

    Сиянье славы и горечь прошлых лет.

    Все в памяти сберечь должны мы,

    Забыть о прошлом мы не смеем, нет!

    6 .Ведущий: И в 2013 году в преддверие юбилея материалы нашего музея были представлены в Москве на выставке в Центральном музее Великой Отечественной войны.

    1.Ведущий: А наши школьные журналисты подготовили репортаж и тем самым сделали подарок к юбилею музея, став победителями межрегионального конкурса – фестиваля «Теле класс» в номинации «Помни меня (о ветеранах)».

    2.Ведущий: Школьный музей Боевой Славы 3-х женских авиаполков был и остается центром патриотического воспитания, дающий то необходимое духовно-нравственное содержание, которое во все времена является главной составляющей всего воспитательного процесса.

    2 Ведущий: И мы спешим с удовольствием предоставить слово директору нашей школы Перепелициной Е.Б.

    Выступает директор школы Перепелицина Е.Б.

    3 .Ведущий: Поздравляем хранителей памяти, хранителей времен, а также всех присутствующих с этим замечательным праздником – 50-летием школьного музея. Удачи вам в нелегком, но очень интересном и полезном деле!

    4. Ведущий: Пусть время благосклонно будет,
    Остановив свой бег на день,
    Заставит нас в глаза взглянуть тем людям
    Дни, годы и века хранящих его тень.

    Финальная песня «С днем рождения»


    Съемщикова Зоя Александровна

    Ведущий:
    - Ежегодно 18 мая года мы отмечаем профессиональный праздник работников всех музеев мира . Эта традиция длится с 1978 года. И сегодня мы посвящаем наше мероприятие тем хранителям народной памяти, которые любят и чтят историю родного края.

    Ведущая:
    - Как же все начиналось? Первые попытки коллекционирования осуществлялись в храмах Древней Греции, когда возводились специальные храмы для складывания даров. Эти храмы назывались «сокровищницами». В Древнегреческих сокровищницах и пирамидах Древнего Египта собирались огромные коллекции. Они то и считаются прообразом современных музеев .

    Ведущий:
    - С древних времен у людей наблюдалась потребность в собирательстве, однако изначально в круг коллекционеров, занимавшихся демонстрацией, хранением и сбором культурного наследия входили наиболее образованные и интеллектуально развитые представители своего времени.

    Ведущая:
    - В Европе первым учреждением музейного типа стала «кунсткамера». Немного позже – в XVI-XVII веках – стали появляться такие понятия, как галереи, «кабинеты», «камеры».

    Ведущий:
    - В конце XVII – начале XVIII веков многие европейские коллекции становятся доступными для посещений, ярче всего это наблюдалось в Германии, Италии, Франции. Первый музей современного образца сформировался 26 июля 1791 года. Именно в этот день двери Лувра открылись для широкой публики.

    Ведущая:
    - В истории формирования российских музеев большую роль сыграл Петр I и Екатерина II. Они стояли у истоков создания уникальнейших коллекций, которые впоследствии стали музеями национального значения – Эрмитаж и Кунсткамера в Санкт-Петербурге.

    Ведущий:
    - На сегодняшний день современный музей является своеобразным символом культуры, который имеет свои точки зрения, позиции, мнения. Перед нами музей предстает многочисленными гранями: в виде «сокровищницы», творческой «лаборатории», «собора лиц», «машины времени», «хранилища», «живого организма». В этой многогранности определяется контур того, что мы привыкли называть музеем.

    Ведущая:
    - Путешествуя по континентам и странам, мы с вами увидим сокровища Дрезденской галереи, Лувра, Прадо, Национальной галереи в Лондоне и множества других музеев, куда также входят музеи нашей страны – Русский музей и Эрмитаж, Третьяковка и Московский кремль. .

    Ведущий:
    - А очень скоро можно будет побывать в уникальных музеях города Воронежа – это литературный музей имени А. Кольцова, областной краеведческий музей, музей М. Мордасовой, музей-усадьба Веневитинова. (Осуществляется показ слайдов) .

    Ведущая:
    - Пройдясь по школьному коридору, с множеством дверей, мы обязательно наткнемся на одну заветную с надписью «школьный музей». По другую сторону этой двери скрывается не просто учебный класс, не просто комната, за ней – история нашей страны, родного края.

    Ведущий:
    - Хранители времени
    В музеях работают,
    Службу Отечеству верно несут.
    Память истории
    Долгую, вечную
    В руки столетиям передают.

    Ведущая:
    - На сцену приглашается руководитель и первый организатор школьного музея.

    (Руководитель вкратце рассказывает историю создания музея).

    Ведущий:
    - В вашу честь звучит следующая композиция.

    Ведущая:
    - Проходят годы, меняются поколения, юные ребята-экскурсоводы становятся взрослыми. Как показал опыт нескольких лет, по окончании школы, бывшие экскурсоводы поступают в военные училища, педвузы, выбирают исторические специальности.

    Ведущий:
    - На сцену приглашаются первые экскурсоводы и первый совет музея. (Выступают ребята – первые работники школьного музея) .

    Ведущая:
    - В вашу честь звучат эти замечательные стихи.

    Ведущий:
    - Наш праздник подошел к концу. Поздравляем хранителей памяти, хранителей времен, а также всех присутствующих с этим замечательным праздником – Днем музеев . Удачи вам в нелегком, но очень интересном и полезном деле!

    Очередной юбилей у Колыванского краеведческого музея. Ему 40 лет. В эти дни, прежде всего, вспоминаешь тех, кто принял решение о создании музея и кто стоял у истоков музейного дела в районе.

    Имена энтузиастов вряд ли будут забыты. Василий Георгиевич Корзунов - ещё раньше в 1960-х годах - создал так называемый Народный музей при Доме пионеров. Сбор исторического материала продолжил Вячеслав Сергеевич Гордиенко.

    Он и считается основателем и первым директором музея.Монтаж экспозиции был очень творческим процессом, и в нем принимали участие удивительные люди: А.Ф. Типсин, С.Т. Агафонов, В.Н. Лысов, Л.И. Морозова, З.В. Юшкова, В.В. Алексеева и другие.

    Благодаря жителям района фонд пополнялся интересными предметами с небывалой быстротой. О необычном музее стало известно за пределами района. И как само собой разумеющееся, принимается решение райисполкома (от 24.02.1976 г.) о выделении дополнительной площади для музея уже под руководством директора Валентины Александровны Курицкой.

    Экспозиция, представляющая историю с древнего периода до наших дней, была размещена в 8-ми залах.Время шло и вновь - удача!

    Решение Главы районы В.П. Аверина о выделении под музей дом купца Е.А. Жернакова - до сих пор воспринимается нашими посетителями как стратегическое. Об этом они пишут в книге отзывов: «… какое разумное решение, на перспективу, если не сказать на века…», «… колыванцам повезло - нечего сказать…».

    Слова восхищения мы слышим и от гостей из других регионов России, а также Англии, Германии, Китая, Японии.

    Все они отмечают особую атмосферу, царящую в залах, передающую историю сибирского купеческого города.В шикарном двухэтажном здании представлена новая экспозиция «Место Колывани в истории государства Российского».

    Музеем набран хороший темп по реализации основной цели - по сохранению и популяризации истории района. Он по-прежнему считается одним из старейших и лучших в области, подтверждая это звание и становясь победителем на областных культурных олимпиадах.

    Сегодня среди многочисленных наград в его копилке - две золотые и бронзовая медали в номинации «Лучший выставочный проект». А это уже результат работы нынешнего коллектива.