Культура Европы в XVI-XVII веках. Культура Европы XVII века

Культура Европы в XVI-XVII веках. Культура Европы XVII века

Ответ оставил Гость

XVII в. - значительный этап в истории западноевропейской культуры, пора дальнейшего роста и укрепления национальных государств Европы, время коренных экономических сдвигов и социальных столкновений, время обострения противоречий умирающего феодализма и нарождающегося капиталистического строя, обретения национального самосознания народных масс. Политическое и экономическое развитие европейских стран неравнозначно. В Голландии и Англии - победа буржуазных революций; во Франции и Испании - победа абсолютизма, в Италии и Германии - мелко державный деспотизм. Дворянство и буржуазия боролись за политическое господство, и в этой борьбе движущей силой были народные массы.

Наука

Экономические потребности, расширение мануфактурной промышленности, торговли способствовали бурному подъему точных и естественных наук. В XVII в. завершился переход от поэтически-целостного восприятия мира к собственнонаучным методам познания действительности. Девизом эпохи можно назвать слова Джордано Бруно, сказанные на ее пороге: «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование Это было время великих открытий Галилея, Кеплера, Ньютона, Лейбница, Гюйгенса в математике, астрономии и различных областях физики, замечательных достижений научной мысли, заложивших основы последующего развития этих отраслей знания.

Философия

Развитие точных и естественных наук непосредственно послужило толчком для мощного скачка философской мысли. Философия развивалась в тесной связи с науками. Воззрения Бэкона, Гоббса, Локка в Англии, Декарта во Франции, Спинозы в Голландии имели огромное значение в утверждении материализма и формировании передовых общественных идей, в борьбе с идеалистическими течениями и церковной реакцией.

Литература

Художественную литературу XVII в. отличает широкий охват действительности и многообразие жанровых форм: высокая трагедия и роман, бытовая комедия и новелла, эпическая драма и лирический сюжет, ода и сатира - в каждом из этих жанров были созданы непреходящие художественные ценности. Начало века связано с именами Шекспира и Сервантеса. Корифеи литературы следующего поколения - это Мильтон в Англии, Кальдерой в Испании и великие французские драматурги Корнель, Расин и Мольер.

Музыка

XVII в. - это период постепенного освобождения музыки от культовых форм и широкого проникновения в нее светских элементов. Это время зарождения и формирования новых музыкальных жанров: оперы, оратории, инструментальной музыки, - и разработки соответствующих им художественных средств.

Изобразительное искусство.
В соответствии со сложением национальных государств в Западной Европе складываются национальные художественные школы. В Англии пуританское движение не благоприятствовало развитию изобразительного искусства. В Германии после поражения крестьянских революций практически на два века наступает застой в художественной жизни. Италия, несмотря на раздробленность, благодаря сильным художественным традициям Возрождения продолжает оставаться ведущим, а вернее одним из ведущих Европейских государств в области художественной культуры. Высшие достижения западноевропейского искусства XVII в. связаны с искусством Италии, Фландрии, Голландии, Испании и Франции. Можно говорить о национальных особенностях искусства каждой из стран, и в то же время о взаимной общности, позволяющей считать XVII столетие определенным целостным этапом в история западноевропейского искусства.

Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс Бурин Сергей Николаевич

Глава 4 Культура стран Европы в XVI–XVII веках

Культура стран Европы в XVI–XVII веках

«Культура эпохи Возрождения влечёт за собой не только ряд внешних открытий, её главнейшая заслуга в том, что она впервые раскрывает весь внутренний мир человека и призывает его к новой жизни».

Немецкий учёный Я. Буркхардт

Афинская школа. Фреска. Художник Рафаэль

Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора

19.2. Дипломатический успех Западной Европы в борьбе с Империей в XVI-XVII веках. Начиная со второй половины XVI века Западная Европа старается выйти из состава «Монгольской» Империи. Вероятно, не в силах добиться этого военным путем, западноевропейские политики основной упор

Из книги Образование и распад Союза Советских Социалистических республик автора Радомысльский Яков Исаакович

Глава 13. Варшавский договор стран социализма Восточной Европы Прежде, чем описывать распад СССР, необходимо вспомнить, что из себя представлял Варшавский договор стран социализма Восточной Европы. После победы во Второй мировой войне Советскому Союзу удалось

Из книги История. Всеобщая история. 10 класс. Базовый и углублённый уровни автора Волобуев Олег Владимирович

§ 14. Государство и общество стран Западной Европы в XVI – XVII вв Социально-экономическое развитие Европы в XVI в. Изменения в социально-экономических отношениях, произошедшие в XVI в., позволили Европе подчинить себе почти весь мир. Это стало возможно благодаря переходу к

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 12. ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ИСТОРИИ В XVII–XVIII ВЕКАХ 1) Полученные в ходе наших исследований данные показывают, что господствующий сегодня взгляд на всемирную и российскую историю, утвердившийся в XVII–XVIII веках, в целом неверен. В частности, в принятой сегодня версии российской

Из книги История Франции и Европы автора Эрве Густав

Глава VII Европа в XVI, XVII и XVIII веках Вильям Питт - великий английский оратор XVIII векаЗападная Европа. - 1. Испания. - Испания XVI века, наделенная Колумбом громадным колониальным государством, заключавшим в себе почти всю южную и среднюю Америку с Антильскими островами,

Из книги История государства и права зарубежных стран автора Батыр Камир Ибрагимович

Глава 11. Феодальное право стран Западной Европы § 1. Салическая правдаФормирование государственности у франкских племен сопровождалось созданием права. Это осуществлялось с помощью записи древнегерманских обычаев. Так появились «варварские правды»: Салическая,

автора Коллектив авторов

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ЕВРОПЫ В XVI–XVII ВЕКАХ В плане повседневной жизни XVI и XVII века представляют собой своеобразный мостик, перекинутый между двумя существенно отличающимися друг от друга цивилизациями. По одну его сторону остается средневековая Европа: пропитанная

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ЕВРОПЫ В XVI–XVII ВЕКАХ Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург, 1999. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.Монтер У. Ритуал, миф и магия в Европе раннего Нового времени. М., 2003. Мюгиембле Р. Очерки по истории Дьявола. ХИ-ХХ вв. М.,

Из книги Книга 1. Империя [Славянское завоевание мира. Европа. Китай. Япония. Русь как средневековая метрополия Великой Империи] автора Носовский Глеб Владимирович

18.2. Дипломатический успех западной Европы в борьбе с Империей в XVI–XVII веках Начиная со второй половины XVI века, Западная Европа старается выйти из Империи. Не в силах добиться этого военным путем, западно-европейские политики основной упор сделали на дипломатическую

Из книги История Грузии (с древнейших времен до наших дней) автора Вачнадзе Мераб

Культура Грузии в ХVI – XVII веках XVI–XVII века – один из самых тяжелых периодов в истории Грузии. Страна была раздроблена на части. В результате ирано-турецкой агрессии резко сократилось население, экономика пришла в полный упадок. Все это, естественно, оказало свое

автора Ткаченко Ирина Валерьевна

Глава 7 Новая история стран Европы и Америки 1. По каким критериям проходила периодизация истории Нового времени? Новое время открывает важнейшую историческую эпоху в истории западной цивилизации, когда в ходе сложнейших социально-политических процессов постепенно

Из книги Всеобщая история в вопросах и ответах автора Ткаченко Ирина Валерьевна

Глава 9 Новейшая история стран Европы и Америки 1. Как происходило экономическое развитие ведущих стран Европы и Америки в конце ХIХ – начале ХХ вв.? В конце ХIХ в. в Европе и Северной Америке произошли крупные изменения во всех сферах жизни и прежде всего в экономической.

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

9. «Радость освобождения», распространившаяся по некоторым странам западной Европы в XVI–XVII веках Средневековые агитационные листки против римской церкви Итак, Реформация XVI–XVII веков была эпохой мятежа на Западе и раскола Великой = «Монгольской» Империи. Некоторые

Из книги Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX века. 10 класс. Базовый уровень автора Волобуев Олег Владимирович

§ 14. Государство и общество стран Западной Европы в XVI–XVII вв. Социально-экономическое развитие Европы в XVI в.Изменения в социально-экономических отношениях, произошедшие в XVI в., позволили Европе подчинить себе почти весь мир. Это стало возможно благодаря переходу к

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Культура Западной Европы в XV – первой половине XVII в Культуру раннего Нового времени отличали чрезвычайная многослойность и разнообразие, в эту эпоху сосуществовали противоречивые тенденции в духовной жизни и творчестве, уживались разные типы культуры, направления и

Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс автора Бурин Сергей Николаевич

Глава 4 Культура стран Европы в XVI–XVII веках «Культура эпохи Возрождения влечет за собой не только ряд внешних открытий, ее главнейшая заслуга в том, что она впервые раскрывает весь внутренний мир человека и призывает его к новой жизни». Немецкий ученый

Она и Елизавету пыталась перетащить в католичество. Все это напрягало жизнь юной принцессы самым решительным образом. Протестантская же общественность страны возлагала надежды как раз на Елизавету, которая фактически была наследницей престола. Страсти порой разгорались просто шекспировского масштаба. Однажды Мария заключила сестру в Тауэр по подозрению в участии в заговоре. Впрочем, та пробыла в узилище недолго, и больше того – именно там встретила другого «заговорщика» – внешне совершенного мачо, но абсолютно бездарного графа Лейстера, с которым и связала свою личную жизнь на долгие годы.
Впрочем, личная жизнь Елизаветы Тюдор остается тайной за семью печатями до сих пор. У историков существует убеждение, что некий физический или психологический барьер всегда существовал между ней и мужчинами. Имея фаворитов и будучи невестой всей Европы (в ее женихах побывали и Филипп Второй, и Генрих Третий, и чуть ли не сам Иван Грозный), Елизавета никогда не допускала «последней близости». Так что легенда о «королеве-девственнице» (при стольких-то поклонниках!) – вовсе не миф! Как-то она сказала, что ни одной, даже самой близкой, душе не откроет тайну. И даже пронырливые враги испанцы не узнали точно ее секрета…
Как и ее отец, рыжая Бесс была до мозга костей прагматиком. Однако говорить о том, что она обладала сверхгениальным умом государственного деятеля – определенное преувеличение. Она умела подбирать слуг и советников, – это да! Ее канцлер лорд Берли и ее глава внешней разведки Уолсингэм были гениями своего дела. Но – не получили от рыжей Бесс ни копейки сверх положенного им жалованья! Все дары неумеренно валились на Лейстера и других фаворитов. Даже то, что Елизавета избрала протестантство, имело под собой не только (а возможно, и не столько) политическую причину, сколько чисто личную: папа, вслед за реальным отцом, объявил ее незаконнорожденной. Елизавете ничего и не оставалось, как после такого плевка порвать с дотошными католиками.
Впрочем, англиканская церковь – наименее протестантская изо всех протестантских церквей. Практически полностью сохранена пышная католическая обрядность (Елизавета любила помпу), только церковь вышла из-под власти римского первосвященника.
Естественно, эта полуреформа не устраивала буржуа, пуритане роптали. Елизавета обрушивала на них гонения, каких не удостаивались от нее и католики.
Елизавета умело балансировала между различными силами. Но ведь еще и «судьба Евгения хранила». Когда в 1588 году буря разметала огромный испанский флот с экспедиционным корпусом, направлявшимся к берегам Британии («Непобедимую Армаду») судьбы королевы и ее королевства висели буквально на волоске: в английской армии было всего несколько тысяч солдат.

XVII век - начальный период в становлении буржуазного способа производства. Это сложная и противоречивая эпоха в жизни европейских государств: эпоха ранних буржуазных революций (Нидерланды - 1566- 1609, Англия - 1640-1688) и расцвета абсолютистских монархий (Франция, «век Людовика ХIV»); время научной революции и завершающий этап Контрреформации; эпоха грандиозного, экспрессивного барокко и сухого, рассудочного классицизма.

В промышленном отношении Европа XVII в. - это Европа мануфактуры и водяного колеса - двигателя мануфактурного производства. Это более крупные в сравнении с ремесленными мастерскими и более производительные предприятия, основанные на разделении и кооперации ручного труда. Мануфактуры преобладали в производстве стекла, сахара, бумаги, сукна, шелка в Нидерландах и Англии, развивались во Франции. Основными источниками энергии оставались вода и ветер, но с начала века постепенно осуществляется переход на использование в производстве каменного угля. Совершенствуются технические изобретения: в книгопечатании и изготовлении монет, например, стал применяться винтовой пресс. Развивается горнорудное производство, военная техника. Возрастает роль механизмов; главным еще остается часовой механизм, но и его коснулись усовершенствования - появились пружинные и маятниковые часы.

Наряду с мануфактурой в европейскую жизнь входят фондовые и товарные биржи, банки, ярмарки и рынки. В рыночные отношения медленно втягивается деревня (9/10 европейского населения было занято в сельском хозяйстве). Земля становится объектом купли-продажи. Богатства колониальных стран вовлекаются в европейский торговый оборот. Система колониального грабежа приобретает такие масштабы, что приводит к торговым войнам XVII- XVIII вв. Изменяется социальная структура европейского общества. Потерявшие землю крестьяне превращаются в арендаторов; ремесленники - в работников мануфактур. Часть дворянства обуржуазивается. Так, в Англии в результате проведения огораживания появляются новые дворяне и фермеры - представители капиталистического уклада. Класс буржуазии растет и укрепляет свои позиции в экономике и политике. Новый капиталистический уклад жизни проявляется в складывании внутреннего рынка и развитии мировой торговли, институтах предпринимательства и наемного труда, вытеснении мануфактурой цехового строя, формировании новой буржуазной группировки классов.

Сложна и неоднородна политическая жизнь Европы XVII столетия. Тон политическим процессам задают маленькие, но очень богатые Нидерланды, где происходит первая буржуазная революция и в семи северных провинциях, крупнейшей из которых была Голландия, возникает буржуазная республика. Как и все ранние буржуазные революции, эта была ограничена в целях, формах и результатах: протекала под религиозными знаменами, освободила от феодальной реакции лишь часть страны, имела форму национально-освободительной войны против испанской короны. Но к власти впервые пришел новый класс - буржуазия. Это событие качественно изменило европейскую жизнь в области международной торговли и колониальной политики: могущество и международный престиж Испании, королевы XVI столетия, были подорваны. Испания, развращенная дешевым колониальным золотом, обессиленная борьбой за «чистоту веры», превращается во второстепенное европейское государство. В Германии трагический исход Крестьянской войны на 100 лет продлил существование феодальных порядков, сохранив личную зависимость крестьян, политическую раздробленность страны.


Но в главном политическая судьба Европы зависела от взаимоотношений двух ведущих держав - Англии и Франции. Трудно переоценить роль, которую сыграла в жизни европейского общества английская буржуазная революция (1640-1688). Переворот 1688г. привел к восстановлению монархии, но это уже была ограниченная монархия с сильным парламентом, который проводит законы, способствующие развитию капиталистического уклада. Провозглашенные английской революцией принципы политического устройства и экономического порядка оказали воздействие на все европейские страны. Англия превратилась в передовую промышленную и могучую колониальную державу.

Период английской революции совпал во Франции с расцветом абсолютной монархии. Это был век Людовика XIV (1643- 1715), Людовика Великого, Короля-Солнца, как льстиво называли его современники. Гремел Версальский двор - эталон роскоши и вкуса по всей Европе. Здесь давались балы неслыханного великолепия. Франция сменяет Испанию как законодательницу моды и этикета. Хотя абсолютизм как форма правления утверждается в большинстве европейских государств, классическим образцом абсолютистского государства на протяжении двух веков была Франция. «Один монарх, один закон, одна религия» - в соответствии с этим принципом осуществляли ничем не ограниченное правление французские короли. Вся экономическая, политическая и общественная жизнь в государстве находились под контролем монарха, и такое положение устраивало все сословия. Дворянство уже не могло обойтись без монарха-благодетеля; нужда гнала обедневших аристократов под королевские знамена. Двор, казна и войско гарантировали защиту привилегий, питали надежды на карьеру. Нарождавшаяся буржуазия Франции также не могла обойтись без государя, воплощавшего вековую борьбу за единство страны, за подавление сепаратизма. Королевская власть зачастую проводила по отношению к мануфактуре протекционистскую политику. Так продукт разложения феодализма - абсолютизм - в определенной мере способствовал развитию капиталистических отношений. Прочное абсолютистское государство, имеющее четкие национальные границы, сдерживающие междоусобные войны, гарантировало мирную жизнь и защиту короля всем слоям населения.

Абсолютизм сыграл положительную роль и в преодолении религиозных войн в Западной Европе в XVI- XVIII вв. (задержавшая развитие Германии Тридцатилетняя война, войны кальвинистов-гугенотов и католиков во Франции конца XVI-начала XVII вв., с резней Варфоломеевской ночи; постоянные столкновения пуритан со сторонниками «высокой» церкви в английской истории XVII в.). Абсолютизм стремился опереться на церковь, упрочить религиозные устои: церковь провозглашала, что монарх - помазанник Божий, и его господство на земле подобно небесному самодержавию.

Но все же роль религии в мировоззрении падает. Религиозные войны, раскол западного христианства в результате Реформации, преследования инакомыслящих свидетельствовали о неспособности церкви обеспечить общественный мир. Органичная включенность христианской церкви в общественно-политические феодальные структуры с их идейно-смысловым центром «Бог - Папа Римский - Король» подрывала ее авторитет в эпоху низвержения старого порядка. Наконец, прогресс науки, опытного знания постепенно убеждал в истинности научной картины мироздания.

Развитие буржуазного способа производства порождало потребность в прикладных науках. Начиная с эпохи Возрождения, роль естественных наук в культуре нарастала. Ведущее место в естествознании заняла механика. Наука переставала быть кабинетным занятием ученых-одиночек. Возникли новые формы организации исследовательской работы - научные общества, академии наук. В 1635 г. была создана Французская Академия, а в 1660 г. - Лондонское Королевское общество. Научная революция базировалась на принципиально новой оценке возможностей человеческого разума и источников познания. Еще до того как Рене Декарт (1596- 1650) в «Рассуждении о методе» объявил человеческий разум главным орудием познания мира, Френсис Бэкон (1561-1626) провозгласил, что знание является силой, его источником - опыт, а не божественное откровение, и мерилом ценности - приносимая практическая польза. Важнейшими методами научного познания были объявлены эксперимент (Галилей, Бэкон, Ньютон), механическая гипотеза, механическая модель (Декарт).

Микроскоп Антонио ван Левенгука позволил изучать строение живых организмов вплоть до мельчайших физиологических процессов. А телескоп дал возможность Галилео Галилею (1564- 1642) и Иоганну Кеплеру (1571-1630) развить гелиоцентрическое учение Николая Коперника, открыть законы движения планет. Применив сконструированную им подзорную трубу с 30-кратным увеличением, Галилей обнаружил на Луне вулканы и кратеры, увидел спутники Юпитера. Млечный путь предстал перед ним бесчисленным скоплением звезд, подтверждая мысль Джордано Бруно о неисчерпаемости миров во Вселенной. Все это принесло Галилею заслуженную славу «Колумба неба» и перевернуло библейскую картину мироздания.

Разработка земной механики (Галилей, Торричелли, Бойль, Декарт, Паскаль, Лейбниц) показала несостоятельность средневекового понимания природы, опиравшегося на физику Аристотеля. В трудах Исаака Ньютона (1643-1727) математическое естествознание достигло своей вершины. Открытия Ньютона в области оптики (дисперсия света) сделали возможным конструирование более мощного отражательного телескопа. Ньютон (одновременно с Лейбницем и независимо от него) открывает дифференциальное и интегральное исчисление. Он же формулирует ряд важнейших законов в физике. Предшественник Ньютона Рене Декарт - один из творцов механики, алгебры и аналитической геометрии. Он сочетал в себе гений естествоиспытателя и философа. Увлекшись физиологией, он смог понять и оценить значение кровообращения. Глубоко изучив законы оптики, он открыл преломление света. Блез Паскаль (1623-1662), исходя из предположений Торричелли, твердо доказал наличие атмосферного давления. В трудах Паскаля, Ферма и Гюйгенса получила разработку теория вероятностей. Уильям Гарвей (1578-1657) открыл секрет кровообращения и роль сердца, приблизился к раскрытию тайны зарождения человеческой жизни.

В XVII в. было сделано огромное количество открытий и изобретений, и это позволяет говорить о научной революции «века гениев», как иногда называют XVII в. Но главным итогом научной революции было создание нового образа Вселенной. Рухнул геоцентрический космос, и Земля заняла свое подлинное место в картине мироздания. Мир предстал результатом эволюции материи, управляемой механическими законами, а не божественным провидением, перестал быть физической эманацией духовного промысла Бога.

Но научное мировоззрение в XVII в. еще не разорвало узы, связывающие его с более древними - эзотерическими и религиозными - представлениями. Вершители научной революции были глубоко религиозными людьми. Вера была источником их творческого вдохновения. Открываемые естествоиспытателями законы природы представали как новообретение божественного знания, утраченного в момент грехопадения. Механические модели мира, создаваемые учеными, находили логическое дополнение в представлениях о безличном творце, положившем начало миру, придавшему ему законченную форму и гармонию, а затем устранившемуся из него. И Декарт, и Ньютон выстраивали свои системы мироздания исходя из божественного первоначала. Ньютон полагал, что материю нельзя объяснить из нее самой, что «изящнейшее соединение Солнца, Планет и комет не могло произойти иначе, как по намерению и власти могущественного и премудрого существа». Величайшая гармония, согласованность и красота универсума, - полагал Готфрид Вильгельм Лейбниц, - есть следствие происшедшего при сотворении вещей чуда, «она есть беспрестанное чудо в такой же мере, как и множество естественных вещей». Бенедикт Спиноза говорит о Боге как первооснове бытия, первопричине всех вещей, а также первопричине самого себя.

Но несмотря на «допущения» божественного вмешательства, образ коперниковско-ньютоновской Вселенной был прост и доступен для понимания в сравнении с громоздкой птолемеевской системой.

Принципы познания природы пытались применить и к сфере общественной жизни. Именно так понял учение Ньютона Д. Локк и французские просветители: устаревшие структуры феодализма с их сословными, церковными иерархиями должны уступить место рациональности взаимовыгодного общественного устройства и признанию прав личности. Так появляются естественно-правовые теории нового времени, превратившиеся вскоре в орудие борьбы с феодально-сословными привилегиями. Родоначальниками теорий естественного права были Гуго Гроций (1583-1645), Томас Гоббс (1588-1679), Джон Локк (1632-1704), совершившие переход на позиции человеческого поведения и жизненного интереса и положившие начало утилитаризмуа и прагматизму. Отвлеченный разум рационалистов превращался в здравый смысл буржуа.

Исходной посылкой естественно-правовой теории Гоббса является понятие человеческой природы. Природа человека зла и эгоистична: «Человек человеку - волк». Естественное состояние - исходная стадия человеческой истории - характеризуется «войной всех против всех», в которой человек руководствуется «естественным правом» - правом силы. Естественному праву противостоят «естественные законы» - разумные и моральные начала человеческой природы. Среди них - закон самосохранения и закон удовлетворения потребностей. Поскольку «война всех против всех» грозит человеку самоистреблением, возникает необходимость сменить «естественное состояние» на гражданское, что и делают люди посредством заключения общественного договора, добровольно уступая государству часть своих прав и свобод и условливаясь о соблюдении законов. Естественное право силы сменяется гармонией естественных и гражданских законов, обретающей реальную жизнь в государстве. Гоббс рассматривает государство как дело рук человеческих, важнейшее из создаваемых им искусственных тел. Государство - необходимое условие культуры, вне его - война, страх, мерзость, варварство, бедность, невежество. В государстве же - мир, безопасность, богатство, владычество разума, благопристойность, знания. Практическим основанием для таких идей служили бесконечные войны между феодальными владениями и то опустошение, страх за свою жизнь и за жизнь своих близких, которые с собой эти войны несли. XVII в. пронизан ощущением трагического одиночества в мире человека - игрушки в руках судьбы. Из этих чувств и настроений и вырастали идеи необходимости сильного государства, способного защитить своего гражданина.

Локк полагал, что не в государстве заключена истина общественной жизни, а в самом индивиде. Люди объединяются в общество, чтобы гарантировать индивиду его естественные права. Главными естественными правами Локк считал не право силы, а право на жизнь, свободу и собственность. Государство посредством своих законов охраняет естественные права, свободную частную жизнь каждого человека. Лучше всего права личности обеспечиваются принципом разделения властей. Философ считал необходимым закрепление законодательной власти за парламентом, федеративной (отношения с другими государствами) - за королем и министрами, а исполнительной власти - за судом и армией.

Теория естественного права имела антитеологическую и антифеодальную направленность. Подчеркивая «естественность» происхождения права, она противостояла теории «божественного» права, превращавшей Бога в источник законов феодально-абсолютистского государства. Настаивая на неотъемлемости важнейших «естественных прав» личности, эта теория противостояла и практике их постоянного нарушения в феодальном обществе, являясь орудием его критики.

XVII в. богат утопиями, в которых критика устоев феодального абсолютизма сочетается с разработкой проектов совершенного общества. Так, поклонник философии Декарта Сирано де Бержерак в своих фантастических романах развивал идеи прогресса. Осыпая градом насмешек современное ему общество, он обогащал традиции гуманизма Рабле. Изложенные в форме романов-путешествий утопические программы итальянца Кампанеллы («Город Солнца») и французского автора Дени Вераса («История севарамбов») ориентировали общественное сознание на поиск гармоничного общественного устройства. Утописты обнаруживали его на далеких островах, других планетах, либо относили к далекому будущему, не видя возможностей изменить положение вещей в современном им мире.

От этих утопий отличается техно- и наукократической направленностью «Новая Атлантида» Фрэнсиса Бэкона, впитавшая дух времени научной революции. Мудрецы, заседающие в «Доме Соломона» - ученые, первосвященники, политические деятели, - прекрасно знают, что «в знании - сила». Научные и технические достижения расцениваются как главное богатство нации, их секреты тщательно охраняются. «Бенсалемцы» могут опреснять воды и кондиционировать воздух, регулировать погоду и моделировать человеческое поведение, они производят синтетическую пищу и знают секрет вечной жизни. Подобные идеи в Европе XVII в. носились в воздухе (так, мечта о коллективной организации деятельности ученых, вскоре воплотившаяся в жизнь в деятельности Лондонского королевского общества, Парижской академии и др.) Отчасти эти фантазии можно рассматривать и как своеобразную игру ума: в культуре этого серьезного научного, порой трагичного века значителен игровой компонент. Как отмечает И. Хейзинга, XVII век увлечен игрой барочными формами.

Культура XVII в. создала необходимые предпосылки для культур последующих эпох. XVII век - начало становления буржуазного общества, выработки нового буржуазного мировоззрения, фундаментом которого стала ньютоновско-картезианская космология. Земля перестала быть центром Вселенной и превратилась в одну из планет, движущихся вокруг Солнца, которое в свою очередь превратилось лишь в одну из великого множества звезд. Вселенная обрела облик сложной системы, состоящей из материальных частиц, подчиненной механическим законам. Составной частью этой системы стала и общественная жизнь; распространение на нее ньютоновско-картезианских выводов породило естественно-правовые теории нового времени. Роль Бога в этом мировоззрении еще оставалась существенной: раз мир подобен гигантскому часовому механизму, он должен иметь своего Мастера. Создатель, сотворивший мир и затем устранившийся из него, предстал в образах Божественного Архитектора, Математика и Часовщика.

Могущество человека заключается в том, что силой своего Разума он может проникнуть в сердце вселенского порядка и затем обратить полученные знания к своей пользе. Реализуя себя в качестве познающего субъекта и творца культуры, человек осваивает роль повелителя мира. Лозунгом нового мира стал Разум (как лозунгом старого мира был Бог). Рационализм превратился в доминанту культуры; наука - главное орудие Разума - обрела мировоззренческий статус, познание - социальную направленность.

ВОПРОСЫ

1. Назовите предпосылки возникновения культуры Возрождения. Какие идеи лежали в основе творчества великих писателей и художников Возрождения?

Предпосылками возникновения культуры возрождения стали:

Расцвет итальянских городов-республик,

Возникновение новых сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и её аскетичный, смиренный дух,

Появление культуры гуманизма, прославлявшей человека-творца, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность,

Развитие книгопечатания,

Деятельность университетов и развитие светского образования.

В основе творчества писателей и художников Возрождения лежала идея человека – как высшего творения природы, как центра мироздания. Философия гуманизма утверждала идею, что мерилом всего сущего является человек с его земными радостями и горестями

2. Как искусство итальянского Возрождения повлияло на культуру других европейских стран?

Искусство итальянского Возрождения в значительной степени повлияло на культуру других европейских стран. Идеи гуманизма, художественные принципы культуры Возрождения пересекли границы Италии и распространились во многих странах Западной Европы. Благодаря воплощению в творчестве великих мастеров Возрождения, гуманистическое видение мира проникло во дворцы правителей, в стены университетов, в среду образованных горожан.

3. Назовите характерные черты барокко, рококо и классицизма. Приведите примеры художественных произведений этих стилей.

Для стиля барокко (название произошло от итальянского слова, означающего «причудливый», «странный») была характерна грандиозностью, пышностью и вычурностью форм, создание пространственной иллюзии, оптических эффектов. Примеры стиля барокко:

в живописи: Сикстинская мадонна художника Рафаэля, работы фламандского художника П.П.Рубенс, работы голландского художника Рембрандта («Возращение блудного сына», «Святое семейство», «Ночной дозор» и др.);

в архитектуре и скульптуре – колоннада на площади перед собором Св. Петра Риме архитектора Дж.Л. Бернини, скульптура «Экстаз Св. Терезы»;

литература и театр – работы У. Шекспира.

Новое направление, утвердившееся в католических странах, явилось своеобразным эстетическим ответом на Реформацию. Архитектура и живопись барокко должны были прославлять величие Бога и утверждать могущество римской церкви. Однако искусство барокко не ограничивалось исключительно религиозными мотивами.

Для стиля рококо (в пер. с французского означает «украшение в форме раковины») характерна вычурность, декоративность, великолепие и роскошь. Но в отличие от барокко рококо более легковесно, камерно, аристократично. Особенно характерно в этом плане убранство интерьеров дворцов французской знати. Изящная, легкая мебель с искривленными ножками, диваны, кресла, столики, шкафы, кровати под балдахинами украшалась лепными асимметричными деталями, инкрустацией. Диваны и кресла обивались нарядными гобеленами. Искусство рококо отражало вкусы версальской аристократии.

«Галантный век» нашел свое отражение и во французской живописи XVIII в. Для нее характерно бегство от действительности, обращение к чувствам человека, эротика. Эти темы присутствуют в творчестве художников Антуана Ватто и Франсуа Буше.

Для стиля классицизм главным было изображение величественных и благородных поступков, прославление чувства долга перед обществом и государством. В подражание древним грекам и римлянам деятели культуры должно были изображать прекрасное и возвышенное.

художественное искусство – работы Никола Пуссена. Он долгое время жил в

литература – Пьер Корнел, великий поэт и создател французского театра.

архитектура – загородный королевский дворец и парка в Версале

4. Что свидетельствовало о том, что в XVII-XVIII вв. Франция стала центром художественной жизни Европы?

В XVII–XVIII вв. Франция стала центром художественной жизни Европы, на что указывает, что именно здесь возникают два стиля – классицизм и рококо. Франция оказал значительное влияние на живопись, архитектуру, моду всей Европы. Примером классического дворцового ансамбля стал Версаль. Французская промышленность специализировалась на производстве предметов роскоши: во все страны Европы из Франции вывозились гобелены, мебель, кружева, перчатки, бижутерия. Ежемесячно в Англию, Италию, Голландию, Россию присылали по две куклы, одетые по последней парижской моде. Именно во Франции появляется первый журнал мод.

ЗАДАНИЯ

1. В чем вы видите различие искусства итальянского Возрождения и искусства Франции XVIII в.?

И итальянское Возрождение и искусство Франции XVIII в. было обращено к античному наследию. Однако главной идеей итальянского Возрождения был гуманизм и изображение христианских и мифологических сюжетов. Искусство Франции XVIII века носило более светский характер. Главным для художника было изображение величественных и благородных поступков, прославление чувства долга перед обществом и государством.