Сценарий проведения вечера в музее. Сценарий музейного урока «История старинных вещей

Сценарий проведения вечера в музее. Сценарий музейного урока «История старинных вещей

Ведущий:
- Ежегодно 18 мая года мы отмечаем профессиональный праздник работников всех музеев мира . Эта традиция длится с 1978 года. И сегодня мы посвящаем наше мероприятие тем хранителям народной памяти, которые любят и чтят историю родного края.

Ведущая:
- Как же все начиналось? Первые попытки коллекционирования осуществлялись в храмах Древней Греции, когда возводились специальные храмы для складывания даров. Эти храмы назывались «сокровищницами». В Древнегреческих сокровищницах и пирамидах Древнего Египта собирались огромные коллекции. Они то и считаются прообразом современных музеев .

Ведущий:
- С древних времен у людей наблюдалась потребность в собирательстве, однако изначально в круг коллекционеров, занимавшихся демонстрацией, хранением и сбором культурного наследия входили наиболее образованные и интеллектуально развитые представители своего времени.

Ведущая:
- В Европе первым учреждением музейного типа стала «кунсткамера». Немного позже – в XVI-XVII веках – стали появляться такие понятия, как галереи, «кабинеты», «камеры».

Ведущий:
- В конце XVIIначале XVIII веков многие европейские коллекции становятся доступными для посещений, ярче всего это наблюдалось в Германии, Италии, Франции. Первый музей современного образца сформировался 26 июля 1791 года. Именно в этот день двери Лувра открылись для широкой публики.

Ведущая:
- В истории формирования российских музеев большую роль сыграл Петр I и Екатерина II. Они стояли у истоков создания уникальнейших коллекций, которые впоследствии стали музеями национального значения – Эрмитаж и Кунсткамера в Санкт-Петербурге.

Ведущий:
- На сегодняшний день современный музей является своеобразным символом культуры, который имеет свои точки зрения, позиции, мнения. Перед нами музей предстает многочисленными гранями: в виде «сокровищницы», творческой «лаборатории», «собора лиц», «машины времени», «хранилища», «живого организма». В этой многогранности определяется контур того, что мы привыкли называть музеем.

Ведущая:
- Путешествуя по континентам и странам, мы с вами увидим сокровища Дрезденской галереи, Лувра, Прадо, Национальной галереи в Лондоне и множества других музеев, куда также входят музеи нашей страны – Русский музей и Эрмитаж, Третьяковка и Московский кремль. .

Ведущий:
- А очень скоро можно будет побывать в уникальных музеях города Воронежа – это литературный музей имени А. Кольцова, областной краеведческий музей, музей М. Мордасовой, музей-усадьба Веневитинова. (Осуществляется показ слайдов) .

Ведущая:
- Пройдясь по школьному коридору, с множеством дверей, мы обязательно наткнемся на одну заветную с надписью «школьный музей». По другую сторону этой двери скрывается не просто учебный класс, не просто комната, за ней – история нашей страны, родного края.

Ведущий:
- Хранители времени
В музеях работают,
Службу Отечеству верно несут.
Память истории
Долгую, вечную
В руки столетиям передают.

Ведущая:
- На сцену приглашается руководитель и первый организатор школьного музея.

(Руководитель вкратце рассказывает историю создания музея).

Ведущий:
- В вашу честь звучит следующая композиция.

Ведущая:
- Проходят годы, меняются поколения, юные ребята-экскурсоводы становятся взрослыми. Как показал опыт нескольких лет, по окончании школы, бывшие экскурсоводы поступают в военные училища, педвузы, выбирают исторические специальности.

Ведущий:
- На сцену приглашаются первые экскурсоводы и первый совет музея. (Выступают ребята – первые работники школьного музея) .

Ведущая:
- В вашу честь звучат эти замечательные стихи.

Ведущий:
- Наш праздник подошел к концу. Поздравляем хранителей памяти, хранителей времен, а также всех присутствующих с этим замечательным праздником – Днем музеев . Удачи вам в нелегком, но очень интересном и полезном деле!

Действующие лица: Экскурсовод . Журналист . Голос Пети Шилова . Голос Вовы Канидина . Миша Дойников - дикий человек. Предварительная подготовка. Экскурсоводом и Журналистом могут быть как мальчики, так и девочки. Они одеты произвольно. Впрочем, Экскурсовода можно нарядить в остроконечную шляпу из фольги и плащ - он же волшебный Экскурсовод . В руках у него указка.

Сценарий представления «Веселый школьный музей»

Для оформления сцены понадобится стенд, на котором висит рогатка. Рядом размещаются портреты старушек, листы из школьной тетрадки с крупными буквами «Исчо» и «Котерина», листы со стихотворными надписями, макет магнитофона.


По ходу постановки потребуется, чтобы помощник говорил за сценой голосами Пети Милова и Вовы Канидина. Необходимо, чтобы слова он проговаривал достаточно отчетливо, чтобы они были понятны зрителям, сидящим в зале. У Журналиста должны быть блокнот и ручка.

Миша Дойников одет в шкуры, на ногах рваные кроссовки. Он может с самого начала сценки стоять на сцене, как экспонат музея. А если это тяжело, может выйти попозже, когда это потребуется. Еще понадобятся батон колбасы (можно бутафорской) и любой школьный учебник.

В руки Мише можно дать каменный топор.

Сцена оформлена под музейную экспозицию. Висят портреты старушек и старичков, на стенде прикреплены листы бумаги и рогатка. С правого края сцены неподвижно, словно экспонат, стоит Миша Дойников . Над сценой надпись «Не было и не будет».

Выходит Экскурсовод .

Экскурсовод (указкой обводит экспонаты выставки).

Споры, «двойки», хулиганства
не исчезнут вдруг бесследно,
И притворство с графоманством -
для детей все это вредно.

Я, экскурсовод старинный, экспозицию представил
И на эти вот картины посмотреть вас всех заставил!

Вбегает Журналист . В его руках блокнот и ручка. Он внимательно оглядывается.

Журналист . Ой, что это? Куда это я попал?

Экскурсовод . Перед вами - музейная экспозиция под названием «Не было и не будет».

Журналист . А что это у вас за экспозиция такая интересная? Я по профессии журналист. Поэтому я и хотел бы написать о вас большую статью в известную газету.

Экскурсовод . А вы прочитали название экспозиции?

Журналист . Да. Она называется «Не было и не будет». Странное название. Почему она так называется?

Экскурсовод . Да потому что все мы должны приложить усилия к тому, чтобы всего этого не было. Это волшебная экспозиция. Вот посмотрите! Перед вами первый экспонат нашей экспозиции. Это рогатка.

Журналист . Нашли, чем удивлять. Рогатка, как рогатка. Чего в ней выдающегося?

Экскурсовод . Не спешите с выводами. Знаете, сколько этой рогаткой было побито Школьных стекол? Рекордное количество. А принадлежала она давнишнему лодырю и забияке Гере Листоверткину.

Журналист рассматривает рогатку.

Журналист . М-да, любопытно. Какая она гигантская! Ведь это чудо инженерной техники! И кто, интересно, изобрел первую рогатку?

Экскурсовод . История умалчивает об этом.

Журналист . А что у вас еще есть?

Экскурсовод . Тетрадки. Их множество! С ошибками и стишками.

Журналист . А что, есть любопытные ошибки?

Экскурсовод . О! Да. Вот, например. Это тетрадка нашей школьной знаменитости Даши Чурбановой. Скажите, сколько, по вашему, букв в простом русском слове «еще»?

Журналист (пожимает плечами). Тут и думать нечего. В слове «еще» всего три буквы. (Считает, загибая пальцы на руке.) Е-щ-е. Да, всего три буквы. Тут захочешь ошибиться, и то не получится.

Экскурсовод . А вот Даша Чурбанова смогла это сделать. Она умудрилась написать слово «еще» с четырьмя ошибками.

Журналист . С четырьмя? Как же она это сделала? Ведь в слове всего три буквы?

Экскурсовод . А вот как - «исчо». (Демонстрирует на таблице написание слова «исчо».) Видите, букв стало четыре, но ни одна из них вообще не принадлежит слову «еще».

Журналист . Вы знаете, я понял, что из вашего рассказа может получиться замечательная статья. Только я должен все это внимательно выслушать. Чем вы меня еще удивите?

Экскурсовод . А вот - дневник.

Журналист . Ну, что же здесь удивительного. У каждого из нас были свои школьные дневники.

Экскурсовод . А это - дневник еще одной двоечницы, видите, на обложке написаны ее имя и фамилия - Катерина Красневич.

Журналист . Но позвольте, позвольте, я вижу, что ее имя написано несколько, мягко говоря, странно.

Экскурсовод . Совершенно верно, здесь написано - «Котерина». Видите, это дневник девочки, которая даже свое собственное имя писала через букву «О» - «Котерина».

Журналист . А есть хоть какое-нибудь слово, которое эти две девочки писали правильно?

Экскурсовод . Есть. Это слово «каникулы». Они писали его в своих дневниках большими буквами и поклонялись ему, как язычники поклонялись богу солнца. Теперь давайте перейдем к следующим экспонатам. Теперь мы поговорит о таком явлении, как графоманство.

Журналист . Графоманство? Что это такое? А, припоминаю, это качество, которое присуще многим школьникам. В каком-то определенном возрасте все ребята начинают сочинять стихи. Не всегда эти стихи получаются хорошими, но графоманство не запретишь.

Экскурсовод . Верно, вот это и есть графоманство. Стихи, но какие! Вот, рекомендую. Целая поэма о необыкновенных учениках третьего класса.

Журналист . А чем же эти ученики необычные?

Экскурсовод . У всего этого класса были удивительные уши! (Напевает.)

Вот послушайте частушки про наш класс и наши ушки.
Как у Оли Биюковой ушки загнуты подковой.
У Чурбановой у Даши ушки - две пустые чаши!
А у Куклева Андрюшки заячьи большие ушки.
А у Пети у Милова уши, как рога коровы.
У Гаврилова у Мишки уши, как на елке шишки!

Журналист . Хватит, хватит! Да, веселая песенка. И графоманство какое - прямо классика.

Экскурсовод . А вот здесь на магнитофоне записан голос нашего легендарного лодыря Пети Милова. Он знаменит тем, что всегда разговаривал на своем, только ему понятном языке.

Журналист . Школьник говорил на своем собственном языке?

Экскурсовод . Ну, не полностью на своем собственном языке. Но некоторые слова встречались просто удивительные.

Журналист . А можно нам это послушать?

Экскурсовод . Сделайте одолжение (включает магнитофон).

Журналист . Вы знаете, много жаргона слышал, но школьный забыл. Вы не переведете мне: что он там сказал?

Экскурсовод . Он сказал: «Это все ерунда. Я эту чепуху учить не буду. И пусть я завтра "двойку" получу».

Журналист . Должно быть, этот Петя Милов - просто чудовище? Я представляю его! Хромой, с огромными грязными руками, с черными всклокоченными волосами и гнилыми зубами?

Экскурсовод . Нет, он очень хорошенький.

Журналист . Вот бы не подумал, что человек с нормальной внешностью может так говорить. Я думал, что слышу разговор какого-то чудовища! Я думаю, ни один человек в мире не мог так разговаривать.

Экскурсовод . Вы не правы. Его дружок по имени Вова Канидин прекрасно его понимал. А вот что Вова Канидин говорит в ответ своему другу. (Включает магнитофон.)

Журналист . И это тоже нормальный человек?

Экскурсовод . Да, хоть речь его более ясна, но только учиться он тоже не хочет.

Журналист . А это кто стоит в углу? (Указывает на Мишу Дойникова.) Неандерталец?

Экскурсовод . Нет. Вы ошибаетесь. Это вовсе не неандерталец.

Журналист . Тогда питекантроп?

Экскурсовод . Сейчас вы узнаете, кто это. Я вас познакомлю.

Журналист (трусливо). А это не опасно?

Экскурсовод (зовет Мишу). Эй, иди сюда.

Звучит тяжелая грозная музыка. Миша Дойников вздрагивает, поворачивает голову на зов и неторопливой походкой ковыляет на зов. Движения его неуклюжи и автоматичны, как у робота.

Миша (рычит). Р-р-ры!

Журналист . Ой, мамочки! (Приседает и закрывает голову руками.)

Экскурсовод . Спокойно. (Миша Дойников замирает в странной позе.) Это - Миша Дойников . Он не хотел учиться, умываться, не хотел чистить свою одежду и зашивать на ней прорехи. И вот вам результат. Он почти превратился в дикаря. Его мечтой было превратиться обратно в обезьяну, чтобы не учиться, не работать и жить на всем готовом в зоопарке.

Журналист . И что, его взяли в зоопарк?

Экскурсовод . Нет. Там сказали, что такого добра полно везде. А попал Миша в нашу экспозицию.

Миша (ворчит). Уоррра-уорра!

Экскурсовод . И остались у него только примитивные реакции. Например, при виде колбасы теряет волю (показывает Мише Дойникову батон колбасы).

Миша заводит глаза, подается вперед с блаженным видом и тянет лапы к колбасе.

Журналист . Подумать только!

Экскурсовод . При виде учебника впадает в панику. (Показывает Мише обычный школьный учебник.)

Миша дрожит и загораживается руками.

Экскурсовод . А при виде девушек начинает танцевать.

Журналист . А как бы это проверить?

Экскурсовод . А погляди, Миша , сколько красивых

девчонок сидит в зрительном зале!

Звучит зажигательная музыка. Миша широко улыбается, самодовольно рычит и пританцовывает твист.

Экскурсовод . Хорошо, Миша , иди!

Миша . Не-а! (Пританцовывает, напевает что-то невнятное.)

Журналист . Надо же, какие примитивные реакции!

Экскурсовод . Он не уйдет, пока здесь девушки. (Обращается к зрительному залу.) Эй, девчонки, сложите ладони лодочкой и спрячьте лица! Тогда я смогу увести Мишу.

Девочки прячут лица за ладонями.

Журналист . Ой, а почему Миша все равно не уходит?

Экскурсовод . Это он увидел нашу завуч Марину Федоровну. И принял ее за ученицу. Марина Федоровна! Скорее прячьтесь и вы, а то Миша не уйдет!

Завуч прячет лицо. Музыка замолкает. Миша Дойников опечаленно прекращает танцевать и уходит на свое место.

Журналист . Да, полная деградация. Как же это возможно?

Экскурсовод . Если не работать над собой, а плыть по течению, забросить уроки, то возможно еще и не такое.

Журналист (подходит к стенду с портретом). А это чей портрет?

Экскурсовод . Это портрет нашей долгожительницы Наташи Красновой. Видите, здесь она уже бабушка. А все это оттого, что в каждом классе она сидела по два-три года. Она девочка медлительная, никогда никуда не торопилась, как бы ее об этом не просили учителя.

Журналист . Она копуша, да? Копается, копается, а время-то и проходит?

Экскурсовод . Ну, вот и все наши ценности. А уж писать об этом статью или не писать, думайте сами.

Журналист (выходит вперед). Вот это экспозиция так- экспозиция! Много я видел музеев, но тако-о-го!

Пока Журналист говорит эти слова, за его спиной закрывается занавес или на мгновение гаснет свет. Когда он зажигается, Экскурсовод и все музейные «ценности» исчезают.

Журналист (оглядывается). Ой! Что это? Все пропало... Как будто не было и не будет больше! Тогда, что же, и статью об этом писать не надо? Пожалуй, и правда, не буду я писать об этом статью в газету. Вдруг в этих ребятах кто-то из вас узнает сам себя, и ему будет обидно. А в вашем классе есть такие ребята, рассказ о которых можно поместить в эту экспозицию «Не было и не будет»? Только так, чтобы они тоже все исчезли? Тогда я, пожалуй, напишу о таких ребятах из вашего класса, чтобы они задумались над своими недостатками.

Номинация «Внеурочная деятельность и дополнительное образование в период детства»

Представляю сценарий проведения мероприятия в музее образовательного учреждения. Данное мероприятие рассчитано на детскую аудиторию младшего школьного возраста. Сценарий данного мероприятия можно использоваться на уроках истории, ИКН и классных часах.

Цель мероприятия : воспитание обучающихся в духе любви к родному краю, к его истории, культуре, быту, языку, расширение знаний об Отечестве, о своей малой родине.

Задачи :

  • ознакомить учащихся с историей, бытом, традиционной культурой края;
  • укрепить связи между поколениями;
  • воспитание уважительного отношения к своему народу, его традициям;
  • формирование научно-исследовательского мировоззрения;
  • шире использовать возможности музея в учебно-воспитательном процессе.

Средства обучения: указка, загадки для закрепления изученного материала.

1. Организационный момент: активизация внимания; мотивация воспитанников.

2. Подготовительный момент: сообщение темы и цели занятия.

3. Основной этап: усвоение нового материала (ЗУН или действий), закрепление материала, его систематизация.

4. Итоговый момент: оценка успешности в достижении задач занятия (как работали, что узнали, чем овладели).

5. Информационный момент: определение перспектив следующего занятия, домашнее задание.

Ход занятия

1. Организационный момент

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие назад в прошлое. Давайте все вместе закроем глаза. Раз, два, три - в прошлое двери отвори! (Ребята закрывают глаза, в этот момент педагог открывает двери музея).

2. Подготовительный момент

Ребята, посмотрите вокруг, как вы думаете, куда мы с вами попали? Правильно, мы с вами очутились в старой русской избе. Здесь имеются различные предметы интерьера и быта того времени, когда жили наши предки.

Мы с вами познакомимся с жизнью и традициями нашего народа, для того чтобы воспитать в себе любовь к родному краю, к его истории, культуре, быту, языку, а так же расширить свои знаний об Отечестве, о своей малой родине.

3. Основной этап

Добро пожаловать в старинную деревенскую избу. Здесь перед собой можно увидеть различные предметы домашнего обихода. А именно: стол, лавка, «русская печь», сундук, детская люлька и т.д. каждый предмет, каждая вещь много значила для хозяина. Еще в избе, в так называемом «красном» углу находилась икона. Икона на Руси во все времена считалась оберегом от пожара. Все эти и многие другие предметы быта помогут нам сегодня узнать о жизни русских крестьян в старину, познакомят с убранством изб и орудиями труда.

Ребята, посмотрите, в этой избе живет бабушка (с имитированной печи слезает бабушка ). Она встает раньше всех, за несколько часов до рассвета, одевается, зажигает лампаду у образов (так в старину называли иконы) и после этого будила остальных домочадцев (по ходу рассказа педагога бабушка производит эти действия ). На ней лежало много обязанностей: она должна была трудиться, показывая всем пример, а ложилась, конечно, позже всех.

Бабушка обращает внимание на детей.

Бабушка : Здравствуйте, ребятишки! Откуда вы такие взялись?

Педагог: Здравствуй, бабушка, мы прибыли из будущего, что бы увидеть прошлое. На тебя посмотреть, да себя показать. Расскажи, бабушка, как ты со всем своим хозяйством справляешься?

Бабушка : Внуки помогают мне управляться с огромным домашним хозяйством. Так, к примеру, наколоть дров, затопить печь, принести воды.

А как вы думаете, откуда носим воду? (Дети хором отвечают). Правильно. Воду носили с реки, озера или с колодца. Но с дальнего расстояния в руках два ведра нести очень тяжело, вот по этому люди использовали коромысло (показывает коромысло).

Ну, вот воды наносили, стали щи варить да хлеб печь. Затопили печь. А когда прогорят дрова, нужна кочерга (показывает кочергу).

Знаете для чего? Отгадайте загадку: «Полная конюшня красных коров, черная зайдет, всех выгонит» (угли и кочерга). Кочерга нужна была для мешания углей.

Педагог: А в чем щи варили?

Бабушка: Конечно же, в чугуне (показывает чугун). А для того, чтобы чугун поставить в печь необходим один предмет. Какой? А попробуйте сами отгадать. Вот вам загадка «Рогат, да не бык, хватает, да не сыт» (ухват). Правильно, ребята, это ухват (показывает). Теперь пришло время тесто месить да булочки скатать.

Педагог: А как же их в печь-то положить, чтобы не обжечься?

Бабушка: На специальной лопате.

Педагог: А как называлась посуда?

Бабушка: Плошки, ложки (показывает).

Педагог: А из чего печете хлеб?

Бабушка: Вот вам, ребята, загадка: «брат брата трет, белая кровь течет». Что это? Правильно, мука. Какие вы молодцы! Но чтобы испечь хлеб, нужно первоначально муку просеять. Как вы думаете, что для этого нужно взять? Отгадайте загадку «Сотни глаз, а сам слепой, засорил глаза мукой». Ну, конечно, это сито! (показывает).

Педагог : Где берете муку?

Бабушка: Все просто. Мука получается в результате молки пшеницы, а пшеница выращивается в поле, которое предварительно пашут. Понятно?

Педагог : Да, ребята, это тяжелый труд, ведь вспахать поле нелегкое дело. Бабушка, а чем вы землю пашете?

Бабушка: Для пахоты специальное приспособление - соха (показывает). Соха - орудие легкое, так как из железа изготовлены только сошники. Для необходимой глубины вспашки нужно было с силой налегать на нее. Так что нам, простым крестьянам, нелегко достается каравай хлеба.

Педагог : Бабушка, а расскажи-ка нам с ребятами, как вы сеяли пшеницу?

Бабушка: В такое лукошко (показывает) насыпали зерно и вручную разбрасывали его по пашне.

Педагог : А чем убираете урожай?

Бабушка: Для начала отгадайте загадку: «согнута в дугу, летом на лугу - зимой на крюку». Да, действительно - это коса (показывает). Наши мужчины косой косили пшеницу и заготавливали сено на зиму. А женщины и девушки жали пшеницу. Как вы думаете, чем? Ну, конечно, серпом (показывает серп). А зерна из колосков доставали цепом (показывает цеп).

Педагог: Ну, ребята, теперь вы знаете, как сеяли пшеницу и собирали урожай. Бабушка, а в чем еще тебе помогают внуки?

Бабушка: Помогают мне мои внуки и в таком нелегком ремесле как ткачество. Долгий путь проходило крохотное льняное семечко до того, как рубашкой станет. Сначала его в землю сеяли. Зацветал лен красивыми голубыми цветами, а когда цветы превращались в маленькие коробочки, лен убирали. Коробочки отсекали и из них получали льняное масло. Сами стебли в речке топили и еще камнем сверху наваливали, чтобы не всплыли. Недели через две вытаскивали лен из речки, просушивали, а уж потом его трепали зубчатой дощечкой, которая называется рубель (показывает рубель), или мяли пестом в ступе (показывает ступу) так, что от бедного льна летела кострика (отбросы) во все стороны. Затем вычесывали деревянным гребнем (показывает гребень). В результате получалась куделька, которую привязывали к прялке (показывает прялку).

Ребята, как вы думаете, при помощи какого предмета пряли льняные нити? Вот загадка: «Чем больше я кручусь, тем толще становлюсь». Молодцы! Правильно - это веретено (показывает).

Педагог: Как вы стираете и гладите белье?

Бабушка: Все довольно просто. Валек для стирки белья (показывает) использовали так: женщина мочит белье в речке, кладет его на доски плота и несколько раз бьет по нему вальком, окунает белье и снова бьет. Таким способом она выбивала грязь и мыло из белья.

Есть еще и деревянный валек для глажения белья (показывает). Белье наматывают на палку и этим вальком делали катательные движения по столу. Это очень большая нагрузка для женских рук. При помощи этого валика можно сделать одежду удобной для носки.

Педагог: Что это такое? (показывает на стол).

Бабушка: Так это ж самовар! Он всегда стоит посередине стола, угощая всех домочадцев вкусным, горячим чаем, при этом важно кряхтит и пыхтит.

Педагог: Бабушка, нас с ребятами интересует, как развлекаются твои внуки? Вот у нас там, в будущем, есть много видов развлечения. Например, телевизор, кинотеатр, театр, компьютер с выходом в интернет, а у вас?

Бабушка: Да, странные какие слова-то … непонятные. У нас все проще. Зимой молодые девицы устраивают вечерние посиделки. Они собираются вместе, чтобы рукодельничать. Приходят и парни: пляшут, развлекают рукодельниц. Девицы надевают красивые сарафаны, повязывают на голову ленты. Парни надевают вышитые рубахи.

Педагог: Так ведь вечером темно, как рукодельничать?

Бабушка: Доставали из печки березовое или осиновое полено и расщепляли его на тонкие палочки, которые называются лучинами (показывает лучину). Их вкладывают в светец (показывает) и зажигали. Вот так изба и освещалась, а на пол ставили таз или чугун с водой, или корыто с песком. Ребята, как вы думаете для чего? Чтобы огарки не падали с лучины на пол.

Педагог: А кроме развлечений, что они делали на этих посиделках?

Бабушка: Девицы вышивают, прядут, ткут, а парни плетут лапти да корзинки, вьют веревки, подшивают валенки.

Педагог: Вот видите, ребята, как в старину отдыхали с пользой, и работали в удовольствие. Ну что, пора прощаться.

Бабушка: Куда ж это вы?

Педагог: Назад в будущее. Спасибо за гостеприимство. Нам с ребятами было очень приятно так много узнать для себя нового и интересного.

Бабушка: Спасибо вам за теплые слова. Прощайте! (Ребята благодарят бабушку за рассказ, прощаются с ней)

Педагог: Ну что, ребята, пора назад, закрываем глаза, раз, два, три назад в будущее нас перенеси.

Дети закрывают глаза, в это время педагог закрывает шторкой уголок русской избы .

Ну, вот мы с вами вернулись в наше время. Понравилось ли вам путешествие? Вы сегодня узнали много нового о жизни крестьян из старых русских деревень. Познакомились с жизнью и бытом старинной русской избы. Много было в избе вещей и что не предмет- то целая история.

Все ли вы запомнили? Давайте проверим. Я буду читать загадки, а вы отвечайте. Сейчас посмотрим, какие вы не сообразительные.

  • Два брата видятся, а вместе не соберутся (пол и потолок);
  • Чего из избы не вытащишь? (печь);
  • Черный конь прыгает в огонь (кочерга);
  • Кривой бельмес под горшок полез (ухват);
  • Под одной шляпой четыре брата стоят (стол);
  • Самая распространенная на Руси обувь (лапти);
  • Без чего не возможен обед на Руси (без хлеба);
  • Тонкая длинная щепка от сухого полена для освещения избы (лучина);
  • Светлая парадная комната в доме (горница).

Молодцы, ребята! С заданием справились.

4. Итоговый момент

Сегодня мы с вами изучили жизнь и быт старинной русской избы. Познакомились с историей, бытом, традиционной культурой русского народа, тем самым укрепили связи между поколениями, а так же стали уважительно относиться к своему народу, его традициям.

Краткое содержание : В музее проходит экскурсия. Оказывается, что самый интересный экспонат - это человек. Он - уникальное Божье творение. А Библия - инструкция для его жизни. Сценка с юмором.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА : экскурсовод, турист, сторож и еще несколько человек, изображающих предметы.

На сцене стоят четыре пары, держащие в руках покрывала, они закрывают музейные экспонаты. На сцену входит экскурсовод и турист.

ЭКСКУРСОВОД: Добро пожаловать в наш замечательный музей, где собраны уникальные экспонаты всех времен и народов. Здесь вы сможете увидеть уникальные экземпляры науки и техники. Эта экскурсия запомнится вам надолго. Вот перед вами совершенно замечательный экспонат. Этот предмет был изобретен еще на заре человечества. Итак, перед вами механические часы.

Покрывало, прикрывающее первый экспонат падает. Взору зрителя открывается необычная картина: двое людей изображают часы. При этом один из них показывает стрелки, другой – кукушку. Турист выражает свои эмоции. Часы снова закрывают покрывалом.

ЭКСКУРСОВОД: Вторым экспонатом нашего музея является предмет, простой в обращении, доступный в рекламе. Стиральная машина!!!

Покрывало опять падает. Теперь трое людей изображают стиральную машину. Двое показывают руками квадрат, а третий, сидящий в середине крутит какую-нибудь тряпку.

ЭКСКУРСОВОД: Еще один уникальный экспонат нашего музея – это друг и помощник в семье, который поможет сэкономить вам время при уборке квартиры. Пылесос!!!

Покрывало падает, на сцене без всяких движений стоит человек с веником и совком в руках.

ТУРИСТ: Как же он работает?

ЭКСКУРСОВОД: Сейчас я его включу.

Экскурсовод нажимает “на кнопочку”, которая находится где-то за левым ухом у “пылесоса”, и тот тут же начинает работать: пыхтеть, подметая пол при помощи совка и веника, поднимая как можно больше пыли. Он так и уходит со сцены.

ЭКСКУРСОВОД: А теперь разрешите вас немного удивить, потому что наш следующий экспонат…

Покрывало как бы не запланировано падает. Зрители видят, что на полу лежит человек. Он сладко похрапывает. Экскурсовод в недоумении набрасывается на него.

ЭКСКУРСОВОД: Макарыч!!! Вставай сейчас же! Что ты тут делаешь? (Макарыч испуганно подскакивает и пытается оправдаться) Извините, это наш сторож, заснул тут на посту. Что ты тут делаешь, я тебя спрашиваю? Какой позор! И это перед иностранной делегацией! Ты уволен, убирайся отсюда!

ТУРИСТ: Подождите, подождите! Это ведь тоже непростое изобретение. Можно сказать даже музейный экспонат.

ЭКСКУРСОВОД: Что? Музейный экспонат? Макарыч - музейный экспонат? Иди отсюда, ты уволен, не слышал разве?

ТУРИСТ: Подождите, но ведь он – человек, а значит, это самое уникальное творение, какое когда-либо было создано. И никакие стиральные машинки, никакие часы и пылесосы не идут с ним даже в сравнение. Потому что человек – это высшее творение Божие.

ЭКСКУРСОВОД: Вы хотите сказать, что он..

ТУРИСТ: И он, и вы, и я, и они (показывает на зрителей) уникальны. Скажите, что может быть сложнее устроено, чем человек? И вот еще что. Как и ко всем этим приборам, для человека тоже прилагается инструкция. Она у меня с собой. Это Библия. Бог – наш Изобретатель, Творец или Изготовитель, если хотите. Он создал нас по своему образу и подобию, наделил вечной душой, разумом и свободной волей и дал нам Свое Слово – инструкция к применению, Хотите ли узнать об этом подробнее? (обращается к зрителям) Сегодня об этом и пойдет речь.

Сценарий на областной смотр-конкурс музеев

В стране огромной, среди множества школ,

Есть одна, в которую я учиться пришла,

Есть одна, в которой нам работать, друзья,

Есть одна, такая, без которой нельзя,

Есть одна, но впрочем, нам всего не учесть,

Школа 12- такая есть!

Добрый день уважаемые друзья! Вас приветствует команда актива историко-художественного музея «Встреча» школы № 12 города Братска.

Дети должны жить в мире красоты, сказки, музыки и творчества, считал знаменитый российский педагог Василий Сухомлинский. Именно так живут ученики нашей школы, которая единственная в городе Братске вошла в международный проект Ассоциированных школ ЮНЕСКО.

История нашей школы берет свое начало в 1988 году, когда строители вручили директору школы символический ключ от нового здания.

На тот момент это был уникальный проект не только для города Братска, но и для региона в целом. Кроме основного корпуса, проектировщики предусмотрели блок для дошколят-шестилеток. Именно в этом блоке расположился наш школьный музей.

«У каждой школы гордость есть

Она трудом добыта.

А в Братске 12 школа

Музеем знаменита.

Хоть не большой, но дорог он

Для каждого ребенка.

Полотнища былых знамен,

Орудие в сторонке…

А сколько фотографий здесь

на стендах и в витринах.

И на стенах картин не счесть

и множество вещей старинных.

Когда за окнами весна

и солнце смотрит веселее

Мы отмечаем каждый год

Рождение музея.

Ему 10 - летие грядет.

Он ведь не старше нас,

Но нас мудрее.

Подскажет он как в жизни быть.

Подскажет, как нам стать сильнее.

Гордимся мы и бережем

Его традиции святые.

А к дню рожденья соберём

На память вещи дорогие.

Пусть он растёт из года в год,

Нигде такого больше нет.

Он честь и слава школы нашей.

Историко-художественный музей «Встреча» начал свою деятельность в июне 2003г. Паспорт и свидетельство получил 17 декабря 2007 года.

Инициатором создания музея была директор школы Проскурякова Наталья Ильинична. Работу музей начал с ведения школьной летописи, ребята занимались сбором материала о важных и интересных фактах и событиях из жизни школы.

Что же интересно узнавать ученикам начальной школы, приходя в музей сегодня…

Экспозиция «Школьная планета» , которая встречает с первой ступеньки музея…

Вы можете увидеть фотографии наших учеников и учителей на различных мероприятиях в фотолетописи прошлого учебного года.

«В добрый путь, школа!» - именно под таким названием 1 сентября 1988 года в газете «Красное знамя» вышла статья об открытии новой школы в 23 микрорайоне города Братска. 1 сентября 1988 года в школу в первый раз пришли первые ученики. Ребята выстраиваются перед школьным крыльцом. А здесь уже все готово к встрече. Алое полотнище над дверями: «Добро пожаловать!», оркестр, звонок, перевязанный красной ленточкой. Торжественный митинг, посвященный открытию новой, 12-й средней школы открывает директор школы Проскурякова Наталья Ильинична. С того дня прошло 25 лет.

25 лет…

Сколько событий произошло за этот период! Что-то забылось, но многое осталось в памяти и стало историей. Школьная планета», одна из экспозиций, которая раскрывает деятельность пионерской организации. Руками учащихся и учителей собраны атрибуты пионерской жизни: горн, барабан, пионерский галстук, значки, школьная форма, фотографии. Экспонаты прошлого века, символизирующие школьную жизнь. Здесь же представлен стенд «Блеск медали», гордость нашей школы золотые и серебряные медалисты школы.

«Учитель - это творец» - так считают наши учащиеся, и так назывался наш первый музейный проект. Экспозиция об учителях школы, награжденных высокими отраслевыми наградами, объединившая материалы этого проекта, занимает центральное место в нашем музее.

В ней не только фотографии и вехи трудового пути, но и высказывание учителей о счастье: «Все люди стремятся к счастью - из этого правила нет исключений. Счастье заключается в том, чтобы любить делать то, что делаю», «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет». Создание музея стало возможным благодаря огромной помощи ветеранов школы, которые поделились воспоминаниями, фотодокументами, учебными принадлежностями разных лет. Учебно - исследовательская и поисково - краеведческая работа музея часто опирается на поддержку ветеранов школы.

Учитель – это человек, который ведет по жизни к знаниям маленького гражданина страны с семилетнего возраста до совершеннолетия, а потом его детей, а порой и внуков. Учитель - великое слово.

Далее мы вас познакомим с экспозицией под называнием «Художественная галерея». Галереяпредставляет сменные выставки художников и прикладное творчество людей нашего города. За эти годы в музее организовано около 100 выставок творческих, талантливых, интересных людей, реализовано 7 социальных проектов и среди них совместный с Иркутским музеем декабристов проект «Эпохи разные, а Родина одна» по сохранению историко-культурного наследия декабриста П.А.Муханова. В рамках преемственности мы проводим выставки творческих работ воспитанников и родителей детского сада № 134.

К открытию осенней Ассамблеи «И дым Отечества нам сладок и приятен», посвященной Году российской истории была приурочена выставка репродукций картин Николая Константиновича Рериха «Свет искусства». Эта коллекция принадлежит Культурно-выставочному центру, который находится в пос. Старая Ангасолка на берегу Байкала.

В нашем музее проходят встречи и музыкальные гостиные, уроки мужества, занятия по предметам гуманитарного цикла (истории, граждановедению…). Музей – это традиционное место встречи ветеранов, на его базе проходят заседания, встречи ветеранов с учащимися, их родителями, представителями общественных организаций. Актив музея участвует в подготовке и проведении мероприятий военно-патриотической направленности. В рамках празднования Дня Победы проводятся: традиционный школьный конкурс рисунков и сочинений, уроки для начальной школы о Великой Отечественной войне, викторины для старшеклассников, на творческих гостиных ветеранов приветствуют музыкальными концертами учащиеся нашей школы и гости города. В нашем музее гостиные проводятся регулярно, например: «Давно закончилась война», «Поклонимся великим тем годам», «Во славу Отечества» и др. На дворе уже 2013 год. Идет 68 год со дня окончания Великой Отечественной войны. Славу богу живы свидетели тех страшных дней - ветераны войны. С глубокой признательностью и заботой мы относимся к ним. Учащиеся нашей школы – частые гости ветеранов. Они помогают им в уборке по дому, приобретении продуктов и лекарственных средств, поздравляют с праздниками. Так получается, что время забирает героев, даровавших нам свободу нашей страны, обеспечивающих счастливое детство. Война остается в прошлом. В каждом музее должен быть уголок боевой славы. Не исключение и наш музей. Нами собран материал о ветеранах, живущих в нашем микрорайоне. Оформлена экспозиция «Галерея ветеранов». К 110-летию Афанасия Павлантьевича Белобородова оформлена выставка «Всегда в бою». Это наш легендарный земляк, который прошел всю Великую Отечественную войну, войска под его командованием отличились в войне против империалистической Японии. Похоронен Афанасий Павлантьевич в районе станции Снегири, рядом с теми, кто под его командованием остановил врага на подступах к Москве. В городе Иркутске в честь него названа улица в Поселке Энергетиков.

Экспозиция «Первостроители микрорайона» посвящается людям, которые возводили могучую гидроэлектростанцию и наш родной город Братск. Райкомы ВЛКСМ по комсомольским путевкам посылали лучших своих представителей. По своему желанию юноши и девушки ехали в тайгу, валили лес, боролись с гнусом... Жили они в больших армейских палатках, поэтому палаточный городок назвали «зеленым». Макет палаточного городка, выполненный учащимися нашей школы, является одним из центральных экспонатов экспозиции. В витринах находятся фотографии, материалы о выдающемся строителе Наймушине Иване Ивановиче, информационные буклеты и книги об истории города, выпущенные в разные года, любезно подаренные ветеранами, к сожалению не доживших до сегодняшних дней. Эта экспозиция помогает представить молодому поколению братчан, как зарождался наш город. А сейчас мы живем в современном городе, пусть не совсем большом, но развивающемся. В городе, знаменитом своими достижениями даже за пределами России...

В экспозиции музея «Жизнь и быт жителей Приангарья» представлены предметы домашней утвари, утюги, швейные машинки, салфетки, подзоры, а также орудия труда, без которых не могли обойтись люди во время посадки и сбора урожая, например серп и прочее.

Более 200 экспонатов для музейных уроков по истории, физике, технологии, математике, литературе, изо и другим предметам собраны в экспозициях музея. Их можно потрогать, привести в действие, использовать в постановках.

Мы любим свой школьный музей и совместно с руководителем музея, всячески стараемся поддерживать в нем порядок и пополнять его новыми экспонатами.

Школа живет и развивается, уверенно идет в будущее, в завтрашний день. Но у нее есть и прекрасное прошлое, которое бережно хранится в школьном музее и является достоянием каждого ученика и учителя, предметом гордости и восхищения.

Спасибо за внимание!