Трагизм судьбы евгения онегина. Что в тексте романа показалось Вам особенно современным? Чем интересна жизнь и судьба Онегина? В чем его поведение обычн

Трагизм судьбы евгения онегина. Что в тексте романа показалось Вам особенно современным? Чем интересна жизнь и судьба Онегина? В чем его поведение обычн

Русская литература XIX века - это созвездие ярчайших имен и талантливейших мастеров слова. Но именно А. С. Пушкина мы по праву считаем началом всех начал русской классической литера­туры. Мы не перестаем удивляться его беспримерной созидатель­ной мощи, многогранности писательского облика, небывалой стремительности творческого развития и творческой силе. «При "имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте... В нем русская природа, русская душа, русский язык, рус­ский характер. Сама его жизнь замечательно русская».

Пушкин не.был революционером в прямом смысле слова. Но гордое стремление к свободе, неизменный протест против всего Косного, рабского, мешающего расцвету личности, развитию народа - существенная сторона характера Пушкина и его твор­чества. У Онегина - скучающая жизнь, полная тоски и лени. Жажда однообразных удовольствий при отсутствии реального, живого Дела укоренилась в его психологии, он не в силах ее побороть: «труд Упорный ему был тошен». Пушкин считает, что только в труде могли проявиться творческие силы личности, поэтому итог жизни Онегина безрадостен:

Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,

Томясь в бездействии досуга,
Без службы, без жены, без дел
Ничем заняться не умел.

В лице главного героя романа «Евгений Онегин» поэту удалось «сладить» с типичным характером представителя современной ему просвещенной дворянской молодежи. Евгений Онегин -правди­вый образ героя, который, будучи на голову выше окружающего его ничтожного общества, не находит применения своим силам и способностям и потому становится «лишним человеком». В своем романе Пушкин раскрыл социальные причины появления в рус­ском обществе подобных характеров и одновременно создал ши­рочайшую художественную картину русской жизни своего време­ни. Основной конфликт романа - глубокое противоречие между запросами пробуждающейся, осознающей себя личности и окру­жающей ее средой, так называемым обществом, застывшим в кос­ной неподвижности, живущим по мертвым законам.

Увидев Татьяну, Онегин сразу же ее оценил: и ее неброскую внешнюю красоту, и ее богатый внутренний мир. Прочтя ее при­знание в любви, Евгений не обманул ее, не воспользовался «до­верчивостью души невинной»: «не в первый раз он тут явил души прямое благородство». Не обратив на Татьяну внимания во время получения письма, не способный тогда любить, испытав лишь невольное волнение, позже Онегин, вновь встретивший Татьяну, внезапно обрел способность к большому и сильному чувству. В начале романа Онегин - человек рассудочный и притворный, умеющий обворожить, обольстить и казаться влюбленным, а не быть им на самом деле:

Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать...

Поэтому любовь прошла мимо Онегина.

Дуэль с Ленским, происшедшая вопреки желанию Онеги­на, была воспринята Евгением как преступление, как убийство. Именно поэтому «окровавленная тень» бывшего друга «ему явля­лась каждый день». Переживания и раздумья, вызванные дуэлью, определили еще более серьезное восприятие жизни, чем то, кото­рое было свойственно Онегину до поединка. Но все глубже расхо- дясь с людьми своего круга, превосходя их умом, образованнос­тью, гуманностью, неясным стремлением клучшему, он оставался вместе с тем чуждым народу. Герцен отмечал, что «он никогда не становится на сторону правительства» и «никогда не способен стать на сторону народа». Онегину скучно среди окружающих его лю­дей, тоскливо ему и с самим собой. Ничего не делая, не принося никому пользы он превратился, по словам Герцена, «в умную не­нужность».

Онегин - аристократ по происхождению и воспитанию, ин­дивидуалист и эгоист по сзоему нравственно-психологическому облику. Это «забав и роскоши дитя», законодатель мод, завсегда­тай театральных кулис, искусный знаток «науки страсти нежной». Но, будучи человеком беспокойного, острокритического, ищуще­го ума, он вскоре разочаровался во всем, что ему было близко и мило с детства, пресытился светской жизнью, стал читать, кроме художественной, русской и иностранной литературы, социально-политическую и даже экономическую литературу. Это привело «молодого повесу» к недовольству окружающей действительно­стью, определило его оппозицию к господствовавшему тогда со­циальному правопорядку и быту высшего общества.

Образ Онегина, сложный и противоречивый, заключающий в себе и положительные признаки прогрессивности, гуманности просвещенности, и резко отрицательные черты явно выраженно­го индивидуалиста, практической бездеятельности, стал родона­чальником так называемых «лишних людей» в русской литерату­ре. Онегин, по определению В. Г. Белинского, «страдающий эго­ист», «эгоист поневоле», то есть человек прекрасных задатков, но испорченный светским воспитанием, обстоятельствами аристо­кратической среды, презревший вкусы светской жизни и не на­шедший истинного назначения и потому мучающийся своим оди­ночеством. Герцен сказал: «Онегин... это лишний человек в той сре­де, где он находится, не обладая нужной силой характера, чтобы вырваться из нее».

"Евгений Онегин"- это произведение, в котором "отразился век". Болезнью века, заболеванием "лишних людей"была "русская хандра". Исследованию этого явления и посвятил Пушкин свой . Главный герой романа, обладая богатым духовным и интеллектуальным потенциалом, не может найти применения своим способностям в обществе, в котором он живет. В романе Пушкин ставит вопрос: почему так произошло? Для ответа на него поэт исследует и личность Онегина - молодого дворянина 10-х - начала 20-х годов XIX века, и среду, которая его сформировала. Поэтому в романе так подробно рассказывается о воспитании и образовании Онегина. Воспитание его поверхностно и бесплодно, лишено национальных основ.

В первой главе поэт детально описывает времяпрепровождение Онегина, его офис, более того его обед. Мы видим молодого дворянина, "забав и роскоши дитя". Жизнь петербургского света "однообразна и пестра", пуста и искусственна. Онегин, будучи человеком довольно умным и критически настроенным, способным судить себя и свет, разочаровался в светской суете, им овладела "русская хандра". Такое критическое отношение к реальности ставит Онегина выше большинства людей его круга. Но Пушкин не принимает его пессимизма и "угрюмости". Стремление к свободе личной и общественной, творчество, любовь могли бы быть доступны Онегину, но заглушены в нем средой, воспитанием, обществом.

Внешние обстоятельства - смерть дяди, необходимость вступать в права наследства - дают вероятность Онегину сменить привычную обстановку.

Два дня ему казались новы.

Уединенные поля,

Прохлада сумрачной дубровы,

Журчанье тихого ручья;

На третий роща, холм и поле

Его не занимали боле:

Мгновенное охлаждение Онегина к сельской красоте сообщает его пресыщенность и утрату способности восхищаться прекрасным. Однако, увидев первый раз сестер Лариных, он сумел разглядеть особую, скрытую красоту Татьяны:

:Я выбрал бы другую,

Когда б я был, как ты, поэт.

Сойдясь с Ленским, Онегин размышляет об "общественном договоре"Руссо, о науке, религии, нравственных проблемах, то есть обо всем, что занимало умы передовых людей того времени. Но Пушкин показывает сложное переплетение "старого"и "нового"в личности героя. Онегин, пойдя на дуэль с Ленским, оказался "не мужем с честью и умом", он испугался "мненья света", которое так презирал.

Убийство друга потрясло Онегина. Он почувствовал себя одиноким, опустошенным, у него возникла "охота к перемене мест".

Путешествие изменило Онегина. Напряженные переживания, размышления обогатили его внутренний мир. Теперь он способен не только холодно анализировать, но и сильно чувствовать, любить. Для Пушкина любовь - это вероятность "пробуждения души". После отказа Татьяны, после духовного перерождения, после нравственного потрясения Онегин должен начать новую жизнь, в прежнем направлении она развиваться уже не может.

Финал открыт. Будущее Онегина неизвестно. Ведь человека зависит не только от особенностей его личности, его стремлений и идеалов, но и от внешних событий. Время изменяется, приносит много неожиданного. По-новому складываются общественные условия, и дальнейшая жизнь героя - возродится ли его суть человеческая или погаснет окончательно - остается за пределами романа.

Особенно современным в тексте романа мне показалась те­ма противостояния мнения «общества» и личной совести чело­века. Человек может превосходить окружение, но зависеть от его мнений и находиться в рабстве у посредственности. Именно таков сам Евгений Онегин, особенно в ссоре с Ленским, кото­рую он сам осознаёт как совершенно искусственную. Насмешка Пушкина над лживостью и духовной примитивностью светско­го общества весьма актуальна и в наши дни. Также очень со­временны наблюдения поэта над особенностями поведения людей в тех или иных эмоциональных состояниях. Каждое чув­ство, поступок или переживание он подаёт совершенно без при­крас, но с лёгкой добродушной иронией мудрого человека. Сей­час этого не хватает многим из тех, кто стремится сорвать все покрывала и разоблачить то или иное побуждение какого-либо поступка.

Жизнь и судьба Онегина интересны прежде всего тем, что на его примере видна драма человека, пытающегося постепенно выйти из-под контроля породившей его общественной среды. Этот путь долог и проходит немало времени, прежде чем осоз­наётся сам факт такого противостояния. Онегин превосходил среду, но очень долго не мог разотождествиться с нею, став не­ким диссидентом внутри системы. Он был как бы спутником то­го мира, который почитал ничтожным. Так бывает часто, когда человек, внешне разрывая все отношения с тем или иным кру­гом людей или идеей, на самом деле не может преодолеть силу их притяжения и оказывается неспособен уйти в другую систе­му координат. Отказавшись же от ложных идеалов света в сво­ём сердце, Евгений Онегин неминуемо должен был бы примк­нуть к декабристам, то есть бросить вызов системе, уродующей души людей. Последняя, зашифрованная глава романа как раз об этом.

Поведение Онегина обычно, когда он оказывается подвла­стен мнению того самого света, от которого он скрылся и кото­рый считал неизмеримо ниже себя. Напротив, он оригинален по сравнению с другими соседями-помещиками в организации управления имением. Он заменил тяжёлую повинность - бар­щину (необходимость работать на земле помещика несколько дней в неделю) лёгким оброком, но сделал это не просто от доброты душевной, но на основе серьёзных знаний. Он внима­тельно читал крупнейшего экономиста того времени Адама Смита. Окружающие его помещики в большинстве своём вооб­ще не умели читать.

Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно…

Детство и юность Онегина проходят так же, как и у многих современников Пушкина. Онегин не получает систематического образования. Необычно в нём то, что он нигде не служит, не интересуется карьерой и чинами. Он благосклонно принят в свете, но довольно быстро разочаровывается в пустой и суетной светской жизни. В это время автор и знакомится с Онегиным;
С ним подружился я в то время.
Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражаемая странность
И резкий, охлаждённый ум.
Необычным в судьбе Онегина становится то, что он решает заточить себя в деревне, доставшейся ему после смерти дяди. В сельской жизни он надеется найти ту пищу для сердца и ума, которой ему недоставало в светской жизни. Но и здесь его настигает скука. Тем не менее, Евгений занимается хозяйством, в частности, заменяет своим крестьянам тяжёлую барщину на лёгкий оброк, за что соседи сразу же называют его «опаснейшим чудаком». В отличие от других помещиков, Онегин не разъезжает по гостям и никого не принимает у себя. Обиженные соседи хором осуждают его:
Сосед наш неуч, сумасбродит,
Он фармазон; он пьёт одно
Стаканом красное вино;
Он дамам к ручке не подходит;
Всё да и нет; не скажет да-с
Иль нет-с...
Приведённые выше строки отсылают читателя к «Горю от ума» Грибоедова. Как и Чацкий, Евгений попадает в непривычное для себя окружение. Как и Чацкий, Онегин является человеком нового времени, а то общество, в которое он попадает, живёт по старому укладу. Но дальше автор обманывает читательское ожидание, показывая, что в сельской жизни русских помещиков есть своя прелесть и волшебное очарование. Характер Онегина меняется по ходу романа. В начале автор называет его «молодым повесой», далее своим «добрым приятелем». Предвидя исход дуэли с Ленским, автор упрекает Евгения в равнодушии и ложной гордости. Онегин должен был...оказать себя
Не мячиком предрассуждений,
Не пылким юношей, бойцом,
Но мужем с честью и умом.
Он мог бы чувства обнаружить,
А не щетиниться, как зверь.
В последней главе автор, будто в ответ на чей-то упрёк Онегину, отвечает:
- Зачем же так неблагосклонно
Вы отзываетесь о нём?
За то ль, что мы неугомонно
Хлопочем, судим обо всём,
Что пылких душ неосторожность
Самолюбивую ничтожность
Иль оскорбляет, иль смешит,
Что ум, простор любя, теснит...
В этих строках автор признаёт в Онегине широкий ум и пылкую душу - качества, которым Онегин не находит применения в современной ему жизни, где царствует «посредственность». Но и эта оценка не окончательна. Характер Онегина находится в развитии, понять его мы можем, только сложив все авторские оценки (часто противоречивые), проанализировав действия и поступки героя.
Жизнь Евгения Онегина полна внутренних противоречий, трагизма и переживаний. Его яркая, незаурядная личность не может реализовать себя в современном мире. От сословной ограниченности, внушенной воспитанием и праздной жизнью, через отрицание жизненных ценностей, к открытию любви - такой путь развития внутреннего мира героя рисует в романе Пушкин. Этот путь драматичен, но он коренным образом изменяет «страдающего эгоиста» Евгения Онегина.

Особенно современным в тексте романа мне показалась тема противостояния мнения «общества» и личной совести человека. Человек может превосходить окружение, но зависеть от его мнений и находиться в рабстве у посредственности. Именно таков сам Евгений Онегин, особенно в ссоре с Ленским, которую он сам осознаёт как совершенно искусственную. Насмешка Пушкина над лживостью и духовной примитивностью светского общества весьма актуальна и в наши дни. Также очень современны наблюдения поэта над особенностями поведения людей в тех или иных эмоциональных состояниях. Каждое чувство, поступок или переживание он подаёт совершенно без прикрас, но с лёгкой добродушной иронией мудрого человека. Сейчас этого не хватает многим из тех, кто стремится сорвать все покрывала и разоблачить то или иное побуждение какого-либо поступка.

Жизнь и судьба Онегина интересны прежде всего тем, что на его примере видна драма человека, пытающегося постепенно выйти из-под контроля породившей его общественной среды. Этот путь долог и проходит немало времени, прежде чем осознаётся сам факт такого противостояния. Онегин превосходил среду, но очень долго не мог разотождествиться с нею, став неким диссидентом внутри системы. Он был как бы спутником того мира, который почитал ничтожным. Так бывает часто, когда человек, внешне разрывая все отношения с тем или иным кругом людей или идеей, на самом деле не может преодолеть силу их притяжения и оказывается неспособен уйти в другую систему координат. Отказавшись же от ложных идеалов света в своём сердце, Евгений Онегин неминуемо должен был бы примкнуть к декабристам, то есть бросить вызов системе, уродующей души людей. Последняя, зашифрованная глава романа как раз об этом.

Поведение Онегина обычно, когда он оказывается подвластен мнению того самого света, от которого он скрылся и который считал неизмеримо ниже себя. Напротив, он оригинален по сравнению с другими соседями-помещиками в организации управления имением. Он заменил тяжёлую повинность - барщину (необходимость работать на земле помещика несколько дней в неделю) лёгким оброком, но сделал это не просто от доброты душевной, но на основе серьёзных знаний. Он внимательно читал крупнейшего экономиста того времени Адама Смита. Окружающие его помещики в большинстве своём вообще не умели читать.

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно...

Онегин был, по мненью многих

(Судей решительный и строгих),

Учёный малый, но педант,

Имел он счастливый талант

Без принуждены в разговоре

Коснуться до всего слегка,

С учёным видом знатока

Хранить молчанье в важном споре

И возбуждать улыбку дам

Огнём нежданных эпиграмм.

Он знал довольно по-латыне,

Чтоб эпиграфы разбирать,

Потолковать об Ювенале,

В конце письма поставить vale,

Да помнил, хоть не без греха,

Из Энеиды два стиха.

Он рыться не имел охоты

В хронологической пыли

Бытописания земли;

Но дней минувших анекдоты

От Ромула до наших дней

Хранил он в памяти своей.

Высокой страсти не имея

Для звуков жизни не щадить,

Не мог он ямба от хорея,

Как мы ни бились, отличить.

Бранил Гомера, Феокрита;

Зато читал Адама Смита

И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живёт, и почему

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет.

Но в чём он истинный был гений,

Что знал он твёрже всех наук,

Что было для него измлада

И труд, и мука, и отрада,

Что занимало целый день

Его тоскующую лень, -

Была наука страсти нежной...

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать, Разуверять, заставить верить, Казаться мрачным, изнывать, Являться гордым и послушным, Внимательным и равнодушным!

Как томно был он молчалив,

Как пламенно красноречив,

В сердечных письмах как небрежен!

Одним дыша, одно любя,

Как он умел забыть себя!

Как взор его был быстр и нежен,

Стыдлив и дерзок, а порой,

Блистал послушною слезой!

Как он умел казаться новым,

Шутя невинность изумлять,

Пугать отчаяньем готовым,

Приятной лестью забавлять,

Ловить минуту умиленья,

Невинных лет предубежденья

Умом и страстью побеждать,

Невольной ласки ожидать,

Молить и требовать признанья,

Подслушать сердца первый звук,

Преследовать любовь, и вдруг

Добиться тайного свиданья...

И после ей наедине

Давать уроки в тишине!

Всё, что в Париже вкус голодный,

Полезный промысел избрав,

Изобретает для забав,

Для роскоши, для неги модной, -

Всё украшало кабинет Философа в осьмнадцать лет.

Второй Чадаев, мой Евгений,

Боясь ревнивых осуждений,

В своей одежде был педант

И то, что мы назвали франт.

Он три часа по крайней мере

Пред зеркалами проводил

И из уборной выходил

Подобный ветреной Венере...

Забав и роскоши дитя.

Нет: рано чувства в нём остыли;

Ему наскучил света шум;

Красавицы не долго были

Предмет его привычных дум;

Измены утомить успели;

Друзья и дружбы надоели...

И хоть он был повеса пылкой,

Но разлюбил он наконец

И брань, и саблю, и свинец.

Сперва Онегина язык

Меня смущал; но я привык

К его язвительному спору,

И к шутке, с желчью пополам,

И злости мрачных эпиграмм.

Он охладительное слово

В устах старался удержать

И думал: глупо мне мешать

Его минутному блаженству...

Он в первой юности своей

Был жертвой бурных заблуждений

И необузданных страстей.

Привычкой жизни избалован,

Одним на время очарован,

Разочарованный другим,

Желаньем медленно томим,

Томим и ветреным успехом,

Внимая в шуме и в тиши

Роптанье вечное души,

Зевоту подавляя смехом:

Вот как убил он восемь лет,

Утратя жизнь лучший цвет.

В красавиц он уж не влюблялся,

А волочился как-нибудь;

Откажут - мигом утешался;

Изменят - рад был отдохнуть.

Он их искал без упоенья,

А оставлял без сожаленья,

Чуть помня их любовь и злость.

Так точно равнодушный гость

На вист вечерний приезжает,

Садится; кончилась игра:

Он уезжает со двора,

Спокойно дома засыпает

И сам не знает поутру,

Куда поедет ввечеру.

Но, получив посланье Тани,

Онегин живо тронут был:

Язык девических мечтаний

В нём думы роем возмутил;

И вспомнил он Татьяны милой

И бледный цвет и вид унылый;

И в сладостный, безгрешный сон

Душою погрузился он.

Быть может, чувствий пыл старинный

Им на минуту овладел;

Но обмануть он не хотел

Доверчивость души невинной.

Вы согласитесь, мой читатель,

Что очень мило поступил

С печальной Таней наш приятель;

Не в первый раз он тут явил

Души прямое благородство...

Евгений Наедине с своей душой

Был недоволен сам собой.

И поделом: в разборе строгом,

На тайный суд себя призвав,

Он обвинял себя во многом...