Теоретические аспекты исследования. Духовно-нравственная культура

Теоретические аспекты исследования. Духовно-нравственная культура

Формирование нравственного поведения.

Нравственность - это особый духовно-практичес­кий, ценностный способ освоения мира; деятельность, обусловленная мировоззрением. Мировоззрение человека формируется прежде всœего обществом, в связи с этим истоки нравственности следует искать в отношениях между людь­ми. Человек - существо социальное. Совместная жизнедеятельность людей требует различных способов регу­ляции их поведения, что явилось причиной возникнове­ния и развития религии, права и т.д. Нравственность - один из таких регулятивов, который определяет поведе­ние людей с помощью представлений о ценном (идеалах, принципах, нормах и т.п.) и должном (обязанностях, от­ветственности и т.п.). Это внутренний саморегулятор по­ведения человека, настроенный на принципы человече­ства.

Нравственное сознание реализуется в двух формах: общественной и индивидуальной.

Общественное сознание является элементом социаль­ной жизни. В нем аккумулирован и систематизирован нравственный опыт многочисленных поколений, позво­ляющий влиять на представления и поведение отдельно­го человека, воспитывать полноценную личность.

Индивидуальное нравственное сознание рефлексив­но, относится к внутреннему миру человека и состоит из нескольких компонентов:

а) рационального компонента͵ ᴛ.ᴇ. системы определœенных понятий, в которой выражается мировоззрение личности, те или иные нравственные представления. Базовым элементом этой системы является требование (норма). Кроме него в рациональную структуру индивидуального нравственного сознания входят воспринятые в качестве личных идеалы, оценки, принципы, установки, представления о моральных качествах, о добре и зле и т.д.;

б) эмоционального компонента͵ ᴛ.ᴇ. совокупности нравственных переживаний человека. Следует отметить, что любое чувство является сложной эмоциональной реакцией, обусловленной процессом социализации. Отсюда и альтруистичность нравственных переживаний (отзывчивость, сострадание и др.), и их направленность на самоограничение личности. В качестве социально-психологического механизма самоконтроля выступают особые контролирующие переживания - совесть и стыд. Важную роль в нравственной жизни человека играет чувство достоинства (чести), отражающее моральную самоценность личности;

в) волевого компонента͵ благодаря которому субъективный нравственный мотив реализуется в действии, зачастую вопреки давлению объективных обстоятельств.

Нравственные отношения можно классифицировать:

2) по характеру требовательности (императивности);

3) по характеру связи.

Нравственные отношения находят отражение в поня­тиях морального сознания, тем самым влияют на поведе­ние человека. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, структура ʼʼнравственное сознание - нравственное действие - нравственное отношениеʼʼ образует единое целое, а ее элементы взаимокоррелируются.

Основные свойства нравственности:

1. Императивность. Нормы нравственности всœегда формулируются в повелительном наклонении (к примеру, ʼʼне лгиʼʼ, ʼʼне убийʼʼ и т.д.).

2. Универсальность. Требования нравственности неизменны в любой сфере человеческого бытия, не локализуются ни ситуативно, ни во времени.

3. Общезначимость. Нравственные предписания распространяются на всœех людей без исключения.

4. Антиномичность. К примеру, противоречивость утверждений о крайне важно сти делать добро, потому что это выгодно (целœесообразно), и о том, что добро должно быть бескорыстным; или требование ʼʼне убийʼʼ и одновременно представления о воинском долге. Причин антиномичности морали много. Главная состоит по сути в том, что нравственность, отражая динамику человеческого бытия, развивается сама, и это развитие - сложный диалектический процесс, который включает и архаичные представления о должном, и совсœем новые, перспективные, конкретные требования здравого смысла и этические максимы.

5. Внеинституционалъностъ. Нравственность, в отличие от других форм общественного сознания, социально не структурирована. Ее нормы не фиксируются в специальных документах, не обеспечиваются мерами принуждения с помощью специального аппарата͵ не контролируются должностными лицами в особых учреждениях. Нормы нравственности поддерживаются силой общественного мнения или личной убежденностью человека, носят неофициальный характер.
Размещено на реф.рф
Их нарушение не наказывается, но приводит к применению моральной санкции в форме осуждения, причем это может сделать любой человек или общество в целом.

Основные функции нравственности:

1) Регулятивная функция. Нравственность с помощью ценностного подхода к человеческой деятельности гармонизирует и оптимизирует отношения между людьми на базе общих идеалов, принципов пове­дения и т.д.

2) Познавательная функция. Вступая в нравственные отношения, человек знакомится со всœем многообразием культурного опыта͵ накопленного человечеством, получает особое нравственное знание.

3) Воспитательная функция. Нравственное знание является важным условием формирования личности, приобщения ее к высшим ценностям. Вне нравственного поля человек не должна быть полноценным художником, ученым, предпринимателœем и т.д. Нравственность придает всякой конкретной деятельности общечеловеческий смысл.

4) Ценностно-ориентирующая функция. Исходя из нравственных представлений, человек постоянно сравнивает реальное с идеальным, сущее с должным. Это позволяет ему корректировать свое пове­дение, определять вектор своего духовного развития.

Кроме этих функций можно выделить также гумани­зирующую (ᴛ.ᴇ. приподнимающую человека над обыден­ностью, раскрывающую ему подлинный смысл жизни), мировоззренческую, коммуникативную и др.

В целом же всœе эти функции тесно взаимосвязаны и обуславливают богатство и содержательность духовной жизни человека5.

Нравственная культура личности - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Нравственная культура личности" 2017, 2018.

Мир культуры - это традиции и ритуалы, это нормы и ценности, это творения и вещи - всё то, что можно назвать бытием культуры. Личность как творец и носитель культуры исключительно многогранна. Она может характеризоваться с точки зрения её нравственной культуры и эстетической, меры её психологической зрелости и интеллектуального развития, со стороны её мировоззренческих позиций. Но во всем богатстве культуры личности можно выделить ее системообразующую ось, каковой является нравственная структура личности. Нравственность - это стержень духовной культуры. Структура нравственной культуры личности включает в себя культуру человеческого сознания и культуру повседневного поведения. Культура нравственного сознания и поведения должна быть рассмотрена как целостная система элементов, выражающая объективную социальную необходимость последовательного формирования такой культуры нравственного сознания, которая адекватно воплощалась бы в поведении. В свою очередь, культура нравственного поведения - форма объективированной культуры нравственного сознания. Эта особенность моральной культуры объясняется ее единой "целью", "миссией", которая состоит в формировании "моральной надежности" личности. Единство культуры нравственного сознания и поведения обеспечивает овладение личностью моральной культурой общества и практическую реализацию этой культуры.

Процесс нравственного формирования личности включает такие элементы целенаправленного воздействия на нее как этическое образование - формирование знаний личности в сфере моральной деятельности; этическое обучение - формирование умений в сфере моральной деятельности; нравственное воспитание и самовоспитание - формирование нравственных установок, ценностных ориентаций личности и т.п.

Именно на основе единства этих факторов формирование моральной культуры личности и складывается ее нравственная мудрость как единство и гармония знания моральных требований - и их воплощение в поступках, способности найти оптимальное благородное решение, и проникновенного нравственного чувства, неповторимого личного опыта жизни, и основного богатства моральной культуры общества.

В культуре человеческого сознания можно выделить такие элементы, как культура этического мышления и культуру нравственных чувств. Отправным моментом в этическом мышлении являются знания о простых правилах нравственности, нормах и принципах морали, идеале. Ведь в любом случае прежде, чем принять требования данной системы морали или культуры в целом, надо их знать. Нравственные знания расширяют сферу морального выбора и делают сам выбор более обоснованным. На основании существующих у человека моральных знаний и сопоставления их с реальностью у него складываются определенные моральные ориентации, которые представляют собой "собственную" характеристику человеком добра и зла, справедливости, смысла жизни, счастья, нравственного идеала, его "личная" оценка фактов, отношений, людей, себя с точки зрения нравственных ценностей. Роль и значение ценностей в жизни и общества трудно переоценить. В этой связи мы можем согласиться с известным русским ученым П. Сорокиным, который справедливо отмечал, что без оценок человеком "лишенные своих значимых аспектов, все явления человеческого взаимодействия становятся просто биофизическими явлениями" и именно ценность служит фундаментом всякой культуры. Критериями этического мышления личности являются, прежде всего, оптимальное разрешение нравственных конфликтов и умение выбирать средства для достижения определённой моральной цели.

Обратимся ко второй составляющей нравственной культуры личности - культуре её нравственных чувств, эмоциональной стороне индивидуальной нравственности. Диапазон этих чувств может быть очень широк: от ситуативной реакции на личное оскорбление до высоких гражданских скорбей и радостей. Они могут быть направлены вовнутрь (чувства стыда, раскаяния, угрызения совести и т.п.) и вовне (чувства сострадания, ненависти, равнодушия и т.д.).

Особую роль нравственные эмоции и чувства играют в человеческом общении. Здесь они - высшая ценность и цель. Общение, лишенное эмоционального тепла не может удовлетворить одну из высших, гуманистических в своей основе, потребностей человека в "роскоши человеческого общения" (Экзюпери). Однако абсолютизировать роль моральных чувств в структуре личности не следует, ибо они не являются панацеей от всех моральных ошибок и аморализма.

Диалектическим единством, сплавом рационального и рационального уровня в нравственной структуре личности являются убеждения. Гарантию моральной надежности личности, дают уверенность в том, что человек при любых сложных или не благоприятных обстоятельствах не откажется от своих принципов. Содержание моральных убеждений зависит от того, какие идеи, знания и взгляды восприняты личностью.

Культуру повседневного поведения личности составляют культура поступка и этикета. Этикет представляет собой ритуализированные формы человеческих взаимоотношений в той или иной среде, имеющий классовую, национальную и историческую окраску. Несмотря на всё многообразие этикетных форм, можно найти в них нечто устойчивое, представляющее непреходящую общечеловеческую значимость, а именно: вежливость, такт, скромность, точность, простота.

Гораздо более сложную характеристику имеет культура поступка человека. Все многообразие человеческой активности может служить способом проявления определенной нравственной позиции личности: мимика, жест, речь, молчание, одежда и т.д. поступок в нравственной сфере не тождественен физическому действию: поступком может быть вербальное действие или просто уклонение от действия. В поступке всегда присутствует мотив. Любой поступок опосредован нравственным отношением человека к другому человеку.

Нравственная культура личности - это характеристика нравственного развития личности, в которой отражается степень освоения ею морального опыта общества, способность последовательного осуществления в поведении и отношения с другими людьми ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию. Его нравственность определена способом мышления. Личность аккумулирует в своём сознании и поведении достижения нравственной культуры общества. Задача формирования нравственной культуры личности заключаются в достижении оптимального сочетания традиций и новаций, в соединении конкретного опыта личности и всего богатства общественной морали.

Элементами нравственной культуры личности является культура этического мышления, культура чувств, культура поведения и этикет

Эволюция современного человека продолжается и в настоящее время, поскольку социально-биологическая среда как агент отбора постоянно изменяется. В обществе действует основные формы отбора: стабилизирующий, деструктивный, сбалансированный и направляющий. Превращение в ходе эволюции человека биологических предпосылок в зависимую от социального процесса форму не устраняет природные основания человека.

Становление будущей личности начинается с раннего детства и детерминируется сложнейшим и взаимодействиями обстоятельств, способных не только содействовать её развитию, но и активно препятствовать естественному и органическому становлению, предопределяя трагичность бытия личности.

Игры, которые навязывают детям родители, считаются средством для их социального развития, актуализируют проблему - «игры, которые выбирает ребёнок, и игры, которые выбирают ребёнка».

Активность творца культуры - художника, писателя, музыканта и т.п. - направлена не на материал, а на действительность, реальность жизни, на какое-то события. Их труды созданы, для того чтобы человек, через их произведение, мог понять суровую реальность или прекрасную нереальность нашей жизни, обогатить свой внутренний мир и тем самым стать культурней.

По-моему, главным составным нравственной культуры является культурное мышление, поговорим об этом поподробнее.

Культура мышления как определённый уровень мыслительных способностей человека в значительной мере зависит от того, насколько мыслительная деятельность человека соответствует законам и требованиям логики. Следует подчеркнуть, что овладение в совершенстве законами и требованиями логики является тем, без которого вообще невозможна культура мышления.

Культура мышления - высший уровень и качество мышления человека, определяемое сознательным развитием личностью своих способов мышления, соответствующих требованиям человеческой культуры. К. м. предполагает его организацию, оптимизацию и совершенствование. Она представляет собой способность оптимального использования интеллектуальных знаний, научных достижений человечества, логическую последовательность мышления, его целенаправленность на решение актуальных проблем и задач. К. м. предполагает соединение субъектом способностей понимания, интерпретации, объяснения, доказательства (аргументации), рефлексии и диалога. Для выработки культуры мышления человеку необходима постоянная интеллектуальная работа, деятельность по преодолению стихийного, ситуативного, стереотипного способа мышления.

Особым способом осуществления мыслительного процесса как культурного является рефлексия, совмещающая организацию, критику и последовательное конструирование содержания мыслительной деятельности.

Возникает вопрос: необходимо ли знание особой теории, для того чтобы правильно мыслить? Можно ведь рассуждать логично, не зная никакой теории, подобно маленьким детям, которые говорят на языке, не зная его грамматики.

(Великий немецкий философ-идеалист Гегель иронично заметил, что переваривать пищу можно и, не зная физиологии.)

Действительно, многие из людей следуют логическим законам непроизвольно, инстинктивно, даже не задумываясь, даже не зная об этих законах. При этом они следуют естественной логики, например, есть и дышать, что порождает у них иллюзии, что мышление так же не нуждается в анализе и контроле. Но если задача физиолога заключается в том чтобы «научить человека как правильно есть, дышать, как правильно работать и отдыхать, чтобы прожить дольше», то задача логики - научить человека правильно логически мыслить, не совершать собственных логических ошибок и находить их в рассуждениях других.

Из этих суждения мы выяснили что логика, это и есть, по большей части, культура мышления. Из этого следует что, культура мышления, в свою очередь, учит человека нравственной культуре.

Культуру личности можно характеризовать и с точки зрения эстетической культуры. Это можно рассмотреть на примере центрального звена в эстетическом сознании человека - эстетическом вкусе. Под вкусом обычно понимается способность человека интуитивно постигать и эмоционально оценивать эстетические и художественные ценности. Существует две предпосылки формирования эстетического вкуса: психологическая и социокультурная. К первой относятся развитые основные психические способности человека: эмоциональность, интеллект, воображение, фантазия, интуиция. Неразвитость любой из указанных предпосылок обуславливает искажение вкуса. Эстетический вкус возникает тогда, когда человек включается в контекст человеческой культуры, эстетических отношений.

Поэтому очень важной содержательной стороной вкуса являются эталоны, усвоенные личностью, культурный опыт общества. Усвоенные людьми ценности превращаются у каждого человека в своеобразные прообразы и критерии восприятия, которые и называют эстетическими эталонами. Объективный критерий вкуса - отношение личного эстетического опыта к опыту общества: чем полнее индивид усвоил опыт общества, тем развитее. В эстетическом опыте общество есть и классика, традиция, и актуальный опыт с его новаторством, поэтому развитый эстетический вкус характеризуется освоением и того, и другого. Неразвитый вкус - это когда человек абсолютизирует определенные эстетические или художественные ценности, их уровень, форму и содержание, тем самым, обедняя, исключая духовное богатство и многообразие эстетических ценностей.

Функциональной стороной состояния вкуса являются эстетические потребности.

Выделяют три уровня развития эстетической потребности:

  • 1. Начальный - "спящий вкус", то есть эстетическая потребность в зачаточном состоянии, поэтому часто для развития потребностей необходим толчок;
  • 2. Средний, "нормальный", то есть устойчивое стремление человека к восприятию и переживанию известных ему эстетических или художественных ценностей;
  • 3. Творческий - потребность в созидании нового эстетического мира. Творческий вкус - это высший уровень развития эстетического вкуса, способность увидеть через разнообразные формы мира новый, неведомый ранее смысл.

Еще одной относительно самостоятельной частью характеризующей культурный облик личности, является степень развития её интеллекта. Интеллект каждого человека - это довольно сложное образование. Необходимо различать в нем рассудок и разум. Ф. Энгельс отмечал, что рассудок оперирует по строго заданной схеме, алгоритму, без осознания самого метода, его границ и возможностей, в то время как разум стремится выйти за пределы сложившейся системы, раздвинуть его границы.

Выделение рассудочной и разумной стороны позволяет глубже понять характерные черты рациональной сферы сознания человека. "Дуэт" голосов рассудка и разума - очень важное качество мышления личности, от их взаимосвязей во многом зависит уровень её интеллектуальной культуры.Таким образом, основными компонентами культуры личности являются: нравственная и эстетическая культура, а также интеллектуальное развитие личности. Все они взаимосвязаны между собой и непосредственно влияют на развитие личности.

культура личность вкус

Слова "нравственность", "мораль", "этика" близки по смыслу. Но возникли они в трех разных языках. Понятие «этика» (от греч. ethos – нрав, характер, обычай) ввел 2300 лет назад Аристотель, который называл "этическими добродетелями" качества человека, проявляющиеся в его поведении: мужество, благоразумие, честность, а "этикой" – науку об этих качествах.

Понятие«мораль» (от лат. mores – нрав, обычай) ввел Цицерон по аналогии с понятиями, введенными Аристотелем. Понятие «нравственность» (от русского нрав ) употребляется с XVIII века как синоним двух первых.

Сегодня данные понятия используются как синонимы, однако имеют оттенки смыслов:

· нравственность, мораль – ценности, принципы, нормы, определяющие поведение человека;

· этика – а) сами эти принципы (например, врачебная этика); б) наука о них (наука о нравственности, морали);

· понятие "мораль" может быть употреблено с негативной оценкой (например, человеконенавистническая мораль); понятие "нравственность" – только с положительной оценкой.

Нравственная культура – это комплекс ценностей и норм, регулирующих отношения между людьми в их повседневной жизни.

Основные аспекты нравственной культуры – это 1) ценности и 2) регулятивы (нормы). Ценности – то, что древние считали этическими добродетелями (справедливость, честность, трудолюбие, патриотизм). Нравственные (моральные) регулятивы – правила поведения, ориентированные на указанные ценности.

В каждой культуре есть определенная система общепризнанных регулятивов, которые считаются обязательными для всех. Такие регулятивы называются нормами морали. В Ветхом завете их 10 – "заповедей Божьих", написанных на скрижалях. В Новом завете – 7.

Нравственные ценности и регулятивы тесно связаны между собой. Любое правило подразумевает наличие ценности, на которую оно направлено. Например, честность – нравственная ценность, из нее вытекает регулятив "Будь честен".

Важнейшей особенностью нравственности является финальность нравственных ценностей и императивность нравственных регулятивов. Цель нравственности – самоцель, высшая, финальная цель, которая не может быть средством достижения других целей. Поэтому нельзя ответить на вопрос "Зачем стремиться к нравственным ценностям?". Императивность означает долженствование, обязательность к выполнению.

Основные социокультурные функции морали:

1. Мотивационная функция. Нравственные принципы (ценности, нормы) мотивируют поведение человека как причины каких-либо поступков. В результате воспитания и самовоспитания формируется установки, в соответствии с которыми человек совершает то, что должно, и не совершает то, что не должно делать. Поэтому, оценивая поступок человека, мы оцениваем а) его результат, сам поступок; б) его мотив. На основе первого и второго оценивается сама личность;

2. Конститутивная функция (от лат. constitus – утвердившийся, установленный) утверждает ведущую роль нравственности в культуре. "Этическое является конституирующим элементом культуры", – писал А. Швейцер. Нравственные ценности и нормы – главные, ведущие, центральные в любой культуре, приоритетные по сравнению с другими аспектами культуры. Поэтому критерии нравственности являются определяющими при оценке достижений науки, политики, искусства;

3. Координационная функция (вытекает из предыдущей): мораль обеспечивает единство, согласованность действий, общность людей в самых различных ситуациях. Основные моральные принципы носят общезначимый характер.

Процесс нравственного развития личности, формирования нравственной культуры проходит в 3 этапа :

1) Элементарная нравственность . Для нее характерна регуляция извне. Главный мотив нравственного поведения – страх, боязнь наказания за нарушение норм. Уровень нравственности зависит от того, кто дает предписания, указания;

2) Конвенциональная нравственность . В ее основе также лежит внешняя моральная регуляция, однако происходит и выработка собственных представлений о добре и зле. Конвенциональная мораль ориентирована на общественное мнение. Моральные требования воспринимаются как необходимые для выполнения; критического отношения к ним нет. Личность выполняет правила не потому, что принимает их как обязательные для себя, а для того, чтобы выглядеть "хорошим" в глазах других. Главные мотивы нравственного поведения – стыд и честь;

3) Автономная нравственность . Возникает как результат интериоризации общественного мнения. Она автономна, так как не зависит от мнения окружающих людей. Личность совершает хорошие поступки не потому, что ее похвалят, вознаградят или осудят, а потому, что они возникают из внутренней потребности ("Не могу иначе"). Главный мотив нравственного поведения – совесть. Стыд – выражение ответственности перед другими людьми; совесть – перед собой.



Типы морали:

1) Гедонизм – этика удовольствия . Разновидность гедонизма – эвдемонизм, этика счастья (пример – Дон Жуан). Ригоризм – этика долга. Высший нравственный принцип – долг.

2) Эгоизм (эго – я) – этика жизни для себя. С точки зрения эгоиста, благо – то, что соответствует интересам самого человека. Альтруиз м (лат. alter – другой) – этика жизни для других.

3) Индивидуализм – признание приоритета личных интересов перед общественными, автономия личности, нонконформизм. Коллективизм – зависимость от коллектива, подчинение своих интересов общественным, конформизм.

4) Этика борьбы – этика сотрудничества. Данная типология введена В.Лефевром.

Основные принципы этики борьбы :

1. допустим компромисс между добром и злом, если он впоследствии может принести пользу для добра;

2. цель оправдывает средства; т.е. если цель – добро, можно допустить аморальные средства;

3. непримиримость, ориентация на борьбу в отношениях с людьми, занимающими иную позицию: "Кто не с нами, тот против нас", "Если враг не сдается, его уничтожают";

Основные принципы этики сотрудничества :

1. компромисс между добром и злом недопустим; осуждается всякое отступление от добра;

2. цель не оправдывает средства; нельзя во имя "хорошей" цели использовать "нехорошие" средства;

3. в отношениях между людьми должна господствовать ориентация на сотрудничество, даже если они придерживаются разных взглядов.

5) Мужская этика – женская этика. Обусловлена различиями в требованиях к гендерному поведению мужчин и женщин.

Основные принципы современной нравственной культуры:

1. "Золотое правило" нравственности . Исторически первое представление о справедливости – талион, в основе которого лежит идея равного возмездия. Талион регулировал отношения между родами. С распадом рода около 500 г. до н.э. (Китай, Индия, Греция) выдвигается "золотое правило нравственности": "Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе". В отличие от талиона, "золотое правило" регулирует отношения между личностями – оно более справедливо, так как исходит из признания равенства людей;

2. Моральная автономия личности – завоевание Нового времени. Принцип автономии предполагает а) уважение к человеку, б) наличие у него самоуважения, в) ответственность за последствия своих действий, г) свободу в выборе своего поведения;

3. Гуманизм , который понимается как а) человеколюбие, забота о его счастье и благополучии; б) отказ от всех форм насилия над личностью; в) равенство людей, социальные и естественные права человека на жизнь, свободу, охрану здоровья, духовное развитие и т.д. Началом идей гуманизма в европейской культуре стала эпоха Возрождения.

Человеческая история – противоречивый процесс, где немало зла и насилия над человеком. Однако развитие гуманистических отношений – единственный путь дальнейшего развития человечества.

Литература

1. Кармин А.С. Культурология. Культура социальных отношений [Текст] / А.С.Кармин. СПб.: Лань, 2000. – 128 с.

2. Этика: Учебник [Текст] / Под общей редакцией А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. – М.: Гардарики, 2004. – 496 с.

2.5 Политическая культура

Политика – область человеческих отношений и взаимодействий по поводу власти. В данном случае власть понимается как высшая, суверенная власть в обществе, которая принадлежит государству.

Политическая культура – совокупность регулятивов и ценностей, определяющих участие людей в политической жизни .

Политическая культура складывается в обществе под влиянием социально-экономических условий, которые порождают у людей потребность в силе, обеспечивающей порядок в обществе, защиту жизни и имущества граждан, их прав и свобод. Такой силой является государство.

Политическая культура определяется особенностями национальной культуры. И всякая государственная власть стабильна до тех пор, пока пользуется поддержкой народа.

Политическая культура выражается в политическом поведении. Существуют разные типы политического поведения . Так, М Вебер различает:

1) политиков «по случаю» – ими являются все люди, поскольку участвуют в выборах, митингах и демонстрациях, реже – в бунтах, революциях; их особенно много в переломные моменты истории;

2) политики "по совместительству" – более или менее активные члены партий, доверенные лица депутатов, члены совещательных органов. Но политика не является для них главным делом жизни ни в материальном, ни в духовном плане;

3) "профессиональные политики" – люди, для которых политическая деятельность является основным жизненным занятием: представители государственной власти, партийные функционеры, общественные деятели. Их М. Вебер также делит на тех, кто:

а) живет "за счет политики", то есть для них политика – профессия и источник дохода;

б) живет "для политики", то есть видят в реализации политических идей смысл своей жизни.

Функции политической культуры:

1) она формирует отношение людей к существующей власти. Власть признается легитимной (законной), когда она вызывает положительное отношение людей. Легитимация существующей власти – главная задача политики;

2) она определяет политическую организацию общества, то есть его государственное устройство. Государство может быть:

По своей структуре: унитарным и федеративным;

По форме правления: монархией или республикой.

Политическая организация включает в себя не только государственное устройство, но и всю систему политических отношений в стране, различные негосударственные общественные силы: партии, политические движения, течения, предвыборные блоки, СМИ, профсоюзы; религиозные, молодёжные и другие объединения граждан.

Типы политической культуры определяются в соответствии с типологией легитимной власти, предлагаемой М. Вебером. М. Вебер выделяют 3 типа власти :

1) традиционная, основанная на вере в священность существующих обычаев;

2) харизматическая власть, основанная на вере людей в особые, экстраординарные качества властителя, данные ему природой или судьбой, Богом;

3) легальная власть, опирающаяся на рациональную систему правовых норм.

Соответственно, выделяются 3 типа политической культуры :

1) Правовая культура традиционного типа : легитимной считается традиционная власть. Такой тип власти характерен для патриархальных обществ. Общество уподобляется семье, где правитель – отец, а подданные – дети, которые должны любить его и подчиняться беспрекословно. Уровень свободы крайне низок, как и уровень политической активности;

2) Правовая культура харизматического типа : легитимной считается харизматическая власть. Правитель обладает непререкаемым авторитетом, основанном на вере в его сверхъестественные способности. Характерна для переходных эпох и основана так же, как и первая, на личных отношениях. Основным источником законов выступает правитель, который часто обожествляется и становится объектом священного культа (Иисус, Мухаммед, Будда, Наполеон, Ганди, Гитлер, Ленин, Сталин и др.);

3) Правовая культура легального типа : легитимной признается легальная власть. Управление осуществляется с помощью бюрократического аппарата. Власть безлична, так как принадлежит не конкретному лицу, а должностям, которые носят выборный характер. Характерна для современных обществ.

Существует две модели правовой культуры, которым соответствуют два вида политических режимов – тоталитарный и демократический.

1) Тоталитарная модель (от лат. totalitas – целостность, целое),её черты:

· концентрация власти в руках одного лица – лидера правящей партии;

· сращение партийного аппарата с государством,

· неправовой характер государства;

· использование административно-командных методов управления;

· тотальный контроль государства за всеми сферами жизни общества, в том числе за частной жизнью граждан;

· отсутствие политического плюрализма, единомыслие;

· большая значимость идеологии, которая выступает в роли "квазирелигии", обосновывающей легитимность власти;

· отсутствие свободы слова, цензура печати;

· ограничение прав и свобод личности;

· доминирование коллективных интересов над личными;

· приоритет идеологических ценностей над всеми другими;

· главенство политики над экономикой;

· ксенофобия (враждебное отношение ко всему чужому);

· отсутствие личной инициативы, самодеятельности и т.д.;

2) Демократическая модель, её черты:

· подконтрольность государственной власти населению;

· выборность и сменяемость государственной власти;

· правовой характер государства;

· политический плюрализм, наличие разнообразных политических организаций;

· разделение властей;

· интересы личности доминируют над интересами государства;

· свобода слова и печати;

· высокая общественная активность масс;

· ограничение вмешательства государства в частную жизнь граждан, в жизнь гражданского общества и т.д.

Литература

1. Вебер М. Политика как призвание и профессия [Текст] / М. Вебер // Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

2. Кармин А.С. Культурология. Культура социальных отношений [Текст] / А.С. Кармин – СПб.: Лань, 2000. – 128 с.

3. Малькова Т.П., Фролова М.А. Масса. Элита. Лидер [Текст] / Т.П. Малькова, М.А. Фролова. – М.: Знание, 1992. – 40 с.

2.6 Правовая культура

Право – специализированная сфера культуры, в которой содержанием и целью деятельности всех субъектов является обеспечение социального порядка и защиты прав человека посредством законов.

Право по своему значению в жизни общества близкоморали, так как регулирует поведение и отношения людей, но

· мораль старше по возрасту, возникла давно; право же возникает вместе с классовым расслоением общества и возникновением государства;

· выполнение правовых норм контролируется общественной властью, является обязательным, а их нарушение должно быть наказано. Мораль не носит такого принудительного, обязательного характера;

· мораль – "внутренний" регулятор поведения человека; право – "внешний", государственный.

Тем не менее, право должно подчиняться нравственным требованиям: хорошие законы – это такие законы, которые не противоречат устоявшейся в обществе морали.

Правовая культура – это комплекс регулятивов и ценностей, на которых строится реально существующий в стране правопорядок .

Первыми в мире правовыми документами, возникшими на заре цивилизации, были законы царя Хаммурапи, высеченные на базальтовых столбах и включающие в себя 282 статьи (XVIII в. до н.э.); в Индии – "Законы Ману", включающие 2685 статей, написанных ритмичной прозой (I в. до н.э.). Первые правовые документы основаны на идее талиона – наказание должно быть равно преступлению ("око за око, зуб за зуб"). Древнее право несет на себе черты классового расслоения, служит защите богатства, собственности. Характерна крайняя жестокость наказаний: отрубание головы, утопление, посажение на кол, членовредительство.

Значительный шаг в развитии правовой культуры был сделан в античности, особенно в Древнем Риме. Законы основаны на принципе равенства всех свободных граждан перед законом. Выделяются различные области права: гражданское, административное, уголовное, семейное. Регламентируется процесс судебного разбирательства. Римское право легло в основу европейского права.

Функции правовой культуры:

1. правовая культура обусловливает характер и формы законодательства, существующего в стране;

2. обусловливает действия властей, т.е. их отношение к создаваемым ими законам, соблюдение законов и контроль за соблюдением законов населением;

3. определяет правовое поведение населения, т.е. определяет, насколько граждане страны знают законы, соблюдают их, пользуются своими правами и выполняют свои обязанности.

Соответственно, в правовой культуре выделяются 3 основных аспекта :

I. культура законодательства , которое в настоящее время строится в соответствии со следующими принципами:

1) принцип социальной справедливости (наказание должно быть соразмерно преступлению);

2) принцип равноправия (равенство всех граждан перед законом);

3) принцип охраны прав личности (защита прав личности от посягательств со стороны государства);

4) принцип единства прав и обязанностей (нет прав без обязанностей, и наоборот);

5) презумпция невиновности (всякий человек считается ни в чем не виновным, если не доказано обратное).

II. правовая культура власти : власть исполнительная, законодательная, судебная должна действовать в интересах людей, народа, всего населения страны, а не в своих собственных интересах.

Основные требования к правовой культуре власти:

· законы должны создаваться и изменяться в соответствии с потребностями и интересами народа;

· власть обязана неукоснительно поддерживать законный порядок;

· наказание должно быть неотвратимым и реабилитирующим (идеал, пока недостижимый в современном обществе).

III. правовая культура населения – самая важная составляющая правовой культуры. Если правовая культура населения низка, то власть а) либо допускает вседозволенность, приводящую к массовому беспорядку; б) либо вынуждена прибегать к применению силы, террору.

Требования к правовой культуре населения:

1. Уважение к закону . Отсутствие подобного уважения – характерная черта правовой культуры населения в России, что находит свое отражение в известной русской пословице "Закон, что дышло – куда повернешь, туда и вышло". Недоверие к закону, обусловленное всеми особенностями национальной истории; бесправие личности, подчинение её интересам государства, отсутствие человеческого достоинства – особенности правовой культуры в России;

2. Знание законов . Законы нужно знать, потому что

а) незнание законов не освобождает от ответственности, а знание может помочь не совершать преступления;

б) человек, не знающий законов, может оказаться жертвой обмана, мошенничества со стороны других людей;

3. Обращение к закону. Разрешать конфликты, возникающие между людьми, необходимо в рамках права, а не путем угроз, скандалов и прочих средств. Например, в современных западных странах у каждой семьи среднего достатка имеется свой адвокат. "Обратитесь к моему адвокату" – первая реакция человека, столкнувшегося с правовыми органами. В США в настоящее время насчитывается более 700 тыс. адвокатов, а судиться с кем-либо – достаточно обычное явление для рядового американца.

Литература

1. Кармин А.С. Культурология. Культура социальных отношений [Текст] / А.С. Кармин – СПб.: Лань, 2000. – 128 с.

2. Оболонский А.В. Драма российской политической истории: система против личности [Текст] / А.В. Оболонский. – М.: Юрист, 1994. – 352 с.

Бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования Омской области»

Е. М. Колодина

Учебно-методическое пособие

БОУДПО «ИРООО»

ББК 74.200.51

Печатается по решению редакционно-издательского совета БОУДПО «ИРООО»

Рецензенты:

Сухарева Альбина Павловна, кандидат педагогических наук,

доцент, заведующая кафедрой гуманитарного образования БОУДПО «ИРООО»

Балакин Юрий Васильевич, заведующий кафедрой теологии ГОУВПО

«Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»

Колодина, Е. М.

К 61 Духовно-нравственная культура: учебно-методическое пособие для образовательных учреждений. – Омск: БОУДПО «ИРООО», 2009. – 115 с.

ISBN 978-5-89982-283-4

Пособие содержит обширный материал, позволяющий организовать воспитательную работу учащихся и студентов на уроках и во внеурочное время, а также способствующий проведению внеклассных бесед духовно-нравственного и историко-культурного содержания.

Программа «Духовно-нравственная культура» (Е.М. Колодина, О.В. Курмаева), на основе которой разработано данное пособие, заняла в 2009 году первое место на областном конкурсе авторских программ в области духовно-нравственного воспитания детей молодежи в номинации «Образовательные программы духовно-нравственного воспитания средствами православной культуры» и третье место на межрегиональном этапе Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до двадцати лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя».

Учебно-методическое пособие «Духовно-нравственная культура» предназначено для педагогических работников образовательных учреждений: классных руководителей, кураторов, воспитателей и др., в сферу деятельности которых входит духовно-нравственное воспитание детей и молодежи. Материал пособия адресован также широкому кругу читателей, проявляющему интерес к православной культуре и вопросам духовно-нравственного воспитания в семье и образовательных учреждениях.

ББК 74.200.51

ISBN 978-5-89982-283-4 © Колодина, Е.М., 2009

© БОУ ДПО «Институт развития

образования Омской области», 2009

Учебное издание

Елена Михайловна Колодина

Духовно-нравственная культура

Учебно-методическое пособие

для образовательных учреждений

Зав. РИЦ С.В. Солдатова

Редактор Е.А. Гингель

Технический редактор Н.В. Слатин

Корректор П.В.Токарева

Подписано к печати 01. 10. 2009 Формат 60х84 1/16

Усл.п.л. Уч. изд. л. Тираж 200 экз. Заказ № 30 Печать оперативная

Издательство БОУДПО «ИРООО»

Типография БОУДПО «ИРООО»

644043, г. Омск, ул. Тарская, 2

Предисловие

Раздел 1. Становление личности человека через познание истоков отечественной культуры и русского языка…………………

Тема 1. Культура – всеобщее достояние.

Духовный смысл и значение русского слова

Тема 2. Влияние культуры на становление личности.

Ненормативная лексика как фактор, разрушающий нравственность человека

Раздел 2. Культура семейных отношений……………………..

Тема 3. Государство и семья как особый культурологический феномен

Тема 4. Нравственные основы добрачных взаимоотношений юношей и девушек

Тема 5. Культура крепкого счастливого брака

Тема 6. Истинная любовь – главная основа крепкой семьи

Тема 7. Культура родительства

Тема 8.Чудо жизни. Духовно-нравственные и социальные проблемы биоэтики в вопросах деторождения. Современная демографическая ситуация и политика РФ

Тема 9. Культура современного благочестия. Духовно-нравственное развитие современного человека

Раздел 3. Культура и история трезвения…………………………..

Тема 10. Здоровый образ жизни. Виды болезненных зависимостей: причины, сущность, последствия

Тема 11. Что такое трезвение. Помощь попавшим в зависимость от пагубных привычек: история и современность

Раздел 4. Непознанный мир веры. Свобода выбора: нравственные и духовные ориентиры……………………………………………….

Тема 12. Красота мира и способы его познания. Духовные основы и ценности христианства. Восстановление прерванных духовных традиций в современном мире

Тема 13. Цель и смысл жизни человека: культурно-исторические традиции и современные тенденции

Тема 14. Духовно-нравственная культура профессиональной деятельности. Подвижничество, жертвенность и святость как нравственные идеалы культуры России. Любовь к Родине

Приложения

Примерный тематический план курса.

Народная мудрость (пословицы и поговорки).

Мудрость тысячелетий (цитаты и афоризмы).

Публикации (для подготовки педагогов к занятиям).

Предисловие

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в условиях современности становится центральной педагогической проблемой, от решения которой зависит будущее как самого вступающего в жизнь поколения, так и общества в целом, а также судьба государственности в России.

Постепенно начинает изживать себя гуманистическая утопия, связанная с идеализацией Запада, с верой в то, что рыночная система сама по себе может решить все государственные, общественные и личностные проблемы, что она является предпосылкой возникновения и существования общества, процветающего не только в материальном, но и в духовном отношении.

Плоды кризиса «гуманистического сознания» – увеличение криминогенности и рост распущенности нравов – подтвердили верность духовных прозрений христианства, свидетельствующих о том, что ни распространение научных знаний, ни улучшение внешних условий жизни не в состоянии сами по себе нравственно улучшать людей.

Президент РАО академик Н.Д. Никандров в работе «Духовные ценности в современной России» отмечает, что «понятие общечеловеческие ценности – понятие абстрактное, оно часто используется в корыстных целях: скрытно подменить им ценности свои собственные, выдав их за общечеловеческие».

Никаких так называемых «общечеловеческих ценностей» не существует: это фантом, фикция, миф. Ценности формируются обществом, и они не совпадают у людей, воспитанных в различных культурно-исторических традициях. Следовательно, и духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи должно базироваться на ценностях и идеалах цивилизации каждой страны.

Поправки в Закон РФ «Об образовании» от 01.12.2007г. (№309) включают в себя сразу в нескольких статьях требования обеспечения духовно-нравственного развития обучающихся. Так, п. 2 статьи 14 Закона определяетформирование духовно-нравственной личности в качестве одной из основных задач образования.

Освоение образовательной области «Духовно-нравственная культура» содействует формированию нравственной культуры молодых поколений граждан России через освоение социокультурного опыта предшествующих поколений, представленного в культурно-исторической традиции. Система ценностей, традиции складывалась на протяжении многих столетий, вбирая в себя опыт поколений, под влиянием истории, природы, географических особенностей территорий, на которых жили народы России, условий их жизни, быта, взаимодействия, общих бед, трудов и свершений, веры, культурного творчества, языка. Народы нашей страны имеют многовековой опыт совместной жизни и сотрудничества, осмысляемый нами как общность судьбы на родной земле. Мы объединены верностью памяти предков, завещавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость. Надежным залогом межконфессионального мира и братской дружбы всех народов, живущих в России более тысячи лет, являются духовно-этические принципы и социокультурные традиции, истоки которых коренятся в онтологии и практике православия.

Культурообразующее значение религии православия признано в нормах нашего законодательства. В преамбуле Закона РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» сказано:«Федеральное собрание признаёт особую роль Православия в истории России, в становлении и развитии духовности и культуры».

Следует также отметить, что понятие «многонациональное государство» - это не просто словосочетание, это юридическая формула государственного устройства. Таких государств в мире - единицы, и функционируют они в основном на конфедеративной основе. Существуют нормы международного права, стандарты, принятые ООН, согласно которым государство классифицируется как мононациональное. Так, государство считается мононациональным, если удельный вес одной нации составляет не менее 67 % (т.е. 2/3) населения. Одно из самых мононациональных государств в мире - наша Россия. Согласно последней Всероссийской переписи населения 80 % - это русское население, которое в своей основе определяет себя принадлежащим к Православию. Поэтому по всем международным стандартам мы - мононациональное и моноконфессиональное государство.

Из-за непонимания этого иногда возникают серьезные проблемы в системе образования. Мы должны понимать, что при преподавании предмета «Духовно-нравственная культура», основанного на мировоззрении Русской Православной Церкви, речь идет не о национальностях или религиозном образовании, а о культуре России - культуре, на основе которой созидалось наше государство. Когда спрашивают, почему нам необходимо изучать православную культуру, можно дать только один ответ, что православная культура - это не культура одной национальности, это культура, в которой живут и жили тысячу лет в России все ее 150 национальностей. Православная культура - это знак нашей цивилизации, основа единения народов России.

Следует также отметить, что согласно ст. 29 "Конвенции о правах ребёнка", каждый ребенок имеет право воспитываться в культуре и традициях того народа, которому он принадлежит от рождения. Конвенция также требует уважения к ценностям страны, в которой ребёнок проживает, даже если эти ценности отличаются от ценностей, на которые ребёнок ориентирован своими родителями.

Многовековая православная культура является ценнейшим достоянием всех граждан Российского государства, всех народов нашего Отечества. Она устанавливает преемственность российской цивилизации с великими цивилизациями древнего мира, образует основу ее самобытности и выводит Россию в ряд мировых цивилизаций.

Игумен Георгий (Шестун), настоятель церкви во имя преподобного Сергия Радонежского (г. Самара), заведующий кафедрой православной педагогики Самарской духовной семинарии, д. п. н., профессор, считает, что следует рассматривать православную культуру как культуру православной цивилизации, или её можно назвать духовно-нравственной культурой всей нашей цивилизации.

Ни в одной цивилизации мира нет такого бережного отношения к верованиям, культуре и языкам других народов. Многие из этносов, сохранивших свое бытие в православной цивилизации, не имели даже своей письменности, и ее даровала им православная цивилиза-ция. На-ходясь в атмосфере православной цивилизации, дыша ее воздухом, вдохновляясь ее высокими идеалами, луч-шие представители национальных культур, люди иных вер настраивались на ее тон и вносили свой голос, свою лепту в копилку культуры православной цивилизации. Дагестанец Р. Гамзатов, киргиз Ч. Айтматов, татарин М. Джалиль, армянин И. Айвазовский, евреи И. Левитан, И. Дунаевский, Я. Френкель - высокая поэзия, проза, живопись, музыка, кино. И это все наше общее, это все при-надлежит нашей цивилизации. Этот список воистину огромен. Античность и Европа, мировая культура и национальная, два Рима, две великие Импе-рии передали в дар Третьему Риму - Москве, Русской Империи - этот великий Божественный дар. Наше подрастающее поколение должно все это знать, изучать, хранить и переда-вать своим потомкам. Мы можем это изучать вместе, независимо от национальности и веры, поскольку наши предки хранили и умножали эту культуру сообща. Тем более что изучение культуры нашей общей цивилизации не мешает никому знать свои национальные культуры, свою веру.

Задача сохранения и развития ценностей отечественной культуры в сфере образования поставлена в важнейших государственных документах. В Национальной Доктрине образования среди основных целей и задач образования (всего в Доктрине названо 15 основных целей и задач) наиболее приоритетные располагаются следующим образом:

    сохранение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;

    воспитание бережного отношения к историческому и культурному
    наследию народов России;

    воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

    формирование культуры мира и межличностных отношений;

    разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности;

    формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

    систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;

    непрерывность образования в течение всей жизни человека.

Значимость духовно-нравственных устоев, уважение к российским традициям не раз подчеркивали и высшие светские руководители страны. О ценностях, общественных идеалах и нравственных принципах, которые делают нас единым народом, без которых мы не можем себе представить Россию, говорил 5 ноября 2008 г. в своем Послании Федеральному Собранию Президент Д.А. Медведев. А несколько раньше, в апреле 2007 г., Президент В.В. Путин подчеркнул, что «духовное единство нашего народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность... Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров». Как понимают наши высшие руководители эту общую систему нравственных ориентиров, какое значение придают православию, мы могли видеть совсем недавно, 1 февраля, когда они вместе присутствовали на интронизации Его Святейшества Святейшего патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.

Президент России Д.А. Медведев на встрече с лидерами традиционных религий страны, которая прошла 21 июля 2009 года, принял решение поддержать идею преподавания в школах предметов по основам религиозной культуры и светской этики.

Духовно-нравственная культура - фундаментальная основа общего образования, база для самосовершенствования личности и социального взаимодействия на основе единства свободы и ответственности. Опыт освоения духовно-нравственных смыслов и ценностей культуры позволяет решить одну из самых актуальных задач современной школы - побудить молодое поколение к различению добра и зла, к оценке с нравственных позиций как своих действий, так и всех форм общественных отношений. Он помогает плодотворному освоению таких отраслей и форм общественного знания, как история, искусство, естествознание, право, экономика, политика и др. Осмысление основ духовно-нравственной культуры способствует нравственной ориентации учащихся, помогает им побуждать себя к развитию и самосовершенствованию.

Место курса в деятельности образовательного учреждения

В рамках образовательной и воспитательной деятельности образовательного учреждения проведение курса «Духовно-нравственная культура России» позволяет учащимся составить целостное представление о духовно-нравственных и культурно-исторических традициях современного российского общества, о семье как основе духовно-нравственного развития общества и о духовно-нравственных основах становления личности.

Курс строится на основе сочетания лекционного материала и бесед, применения активных форм обучения и воспитания. Изучение дисциплины предполагает обширное знакомство с наиболее важными вопросами духовности и нравственности в культуре России, наиболее важными документами в этой области, мнением современных ученых и мыслителей, работами современных исследователей, произведениями классической русской литературы. На занятиях по программе предполагается знакомство учащихся с подвижниками благочестия прошлых лет и современности, с героическими поступками и личностными качествами Героев Отечества - наших современников, совместное исследование педагогом и учащимися их жизненных ценностей и моральных установок, формировавшихся в различных социальных условиях. Яркие примеры патриотизма, высокие нравственные идеалы и моральные установки Героев Отечества, совершивших подвиги в наше время, святых земли русской и города Омска помогут выработать у учащихся собственную жизненную позицию, ориентированную на традиционные отечественные духовно-нравственные и культурные ценности, будут содействовать приобщению к своим «корням», осознанию своего места в истории родной страны, пониманию смысла и истоков героических подвигов ее защитников.

На занятиях учащиеся получат навыки культуры ведения дискуссии, научатся слушать и слышать друг друга, самостоятельно мыслить, грамотно формулировать свои мысли и аргументировать свою позицию, отстаивать свою точку зрения.

Предлагаемый курс предназначен для преподавания в различных образовательных учреждениях: государственных и муниципальных школах, лицеях и гимназиях (средних и старших классах), в средних специальных и высших учебных заведениях.

Курс предназначен для неподготовленной аудитории, не знакомой с культурой православия, он не несет в себе ярко выраженных религиозных установок и прививает культурно-нравственные ориентиры постепенно, по принципу от простого к сложному. Данный курс может быть использован для преподавания учащимся любой национальности и вероисповедания.

Курс отличается информационной насыщенностью, гибкостью и вариативностью. В зависимости от состава учащихся, педагог может выбрать ту или иную форму занятия, а также при рассмотрении тем расставить те или иные акценты. Значительное количество литературы и других материалов для подготовки занятий позволяет (в случае возможности увеличения часов для работы по программе) более детально изучать все темы.

Цель курса - готовить учащихся и студентов, которые, овладев знаниями о культуре своего Отечества, будут способны решать ключевые проблемы духовной и нравственной жизни современной России.

Для достижения поставленной цели в рамках данного курса должны быть решены следующие задачи:

Формирование у учащихся представления об основных теоретических и практических подходах к изучению духовно-нравственных и культурных традиций современного общества, их многообразии; о месте семьи в системе духовно-нравственного развития общества; об историко-культурном значении православной религии для России и о роли духовно-нравственной культуры в укреплении государства;

Формирование у учащихся целостного представления о нравственности семейных отношений;

Содействие формированию у подростков и молодежи уважительного отношения к семье и ее ценностям, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству, подготовка их в будущем к сознательному созданию собственных семей;

Способствование становлению личности человека через познание истоков и развития русского языка, основного инструмента образования и передачи социокультурного опыта;

Формирование у учащихся представлений о духовно-нравственных основаниях трезвого здорового образа жизни, опыте противостояния деструктивным воздействиям в этой сфере;

Содействие воспитанию духовно-нравственной личности, способной свободно и ответственно делать выбор, опираясь на традиционные исторически сложившиеся ценности отечественной культуры, строить на этой основе свою профессиональную деятельность и семейную и личную жизнь;

Мотивирование учащихся на постоянный анализ, сопоставление норм христианской и принятой в современном обществе морали;

Обучение самостоятельному анализу собственного поведения и поведения товарищей; развитие навыков постоянного самоанализа, размышлений и выводов.

Требования к уровню освоения содержания курса

В результате изучения курса обучающиеся должны

знать:

    основные понятия, образы и тенденции духовно-нравственной культуры в современном обществе;

    основы традиционного для России христианского понимания природы человека, уникальности его среди прочих творений Божиих, принадлежности ей свободы выбора между добром и злом, правильное раскрытие иерархии начал в человеке и высокого достоинства человеческой природы в силу причастности ее образу и подобию Божию;

    основные понятия и нормы христианской духовности, морали и нравственности, христианские правила и методы самовоспитания и духовного самосовершенствования;

уметь:

    ориентироваться в духовно-нравственных проблемах современной жизни и нравственно оценивать их в рамках различных мировоззренческих систем, в частности в рамках христианской морали;

    принимать ответственные решения, выстраивая стратегию своего поведения;

    принимать решения по поводу того, что делать и что не делать в определенных жизненных ситуациях;

    развивать свои коммуникативные способности;

    работать с историческими документами, справочной литературой, первоисточниками для составления рефератов, докладов и других работ исследовательского характера, обосновывать свою точку зрения, опираясь на рекомендованную литературу;

    свободно и ответственно делать выбор, опираясь на традиционные исторически сложившиеся ценности отечественной культуры;

    владеть понятийным аппаратом духовно-нравственной культуры Российской цивилизации.

Методы и формы учебной работы

    основной метод – диалог, в основе которого – постановка проблемы, актуальной для подростков и молодежи в данное время;

    лекционное изложение материала или проведение беседы в рамках курса (с постановкой проблемных ситуаций и элементами дискуссии, с использованием интерактивных технологий);

    экскурсии в храмы и соборы г. Омска, в детские дома или лечебные учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей;

    просмотр видеофильмов и прослушивание аудиозаписей по темам занятий;

    анализ литературного текста с раскрытием сюжетов, образов и их духовно-нравственных смыслов;

    написание и защита рефератов и творческих работ;

    дискуссии.

Оценка результатов изучения курса

Подведение итогов и оценивание деятельности учащихся может проводиться как в традиционной форме: оценки за ответ на уроке, оценки за контрольную работу, за выполнение тестового задания и т.д., так и с использованием инновационных методов аттестации: ответы на контрольные вопросы, реферат, творческая работа, мини-исследование, интервьюирование, доклад по заданной теме.

Квалификационные требования к преподавателю учебного курса «Духовно-нравственная культура»

Преподавать данный учебный курс может специалист, имеющий либо педагогическое образование и окончивший курсы повышения квалификации по предмету «Основы православной культуры», либо теологическое или богословское образование.

Раздел 1.

Становление личности человека через познание истоков отечественной культуры и русского языка

Есть слова – словно раны, слова – словно суд,

России» ...

  • Сборник планов и протоколов заседаний общественного Консультативного совета «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества» при Департаменте образования города Москвы (Московском комитете образования)

    Документ

    Механизм формирования духовно -нравственной культуры общества” при Департаменте образования города Москвы. Духовно - нравственное развитие учащихся...

  • Духовно-нравственное воспитание школьников как cредство реализации ФГОС

    Документ

    Книг невозможно. Поэтому необходимо говорить о духовности , нравственности , культуре . В основе этого лежат правила... цели и задачи занятий: – формирование духовно -нравственных ориентиров; – воспитание культуры поведения и сознательной дисциплины; – ...

  • Указ президента республики башкортостан о концепции развития духовно-нравственной культуры и гражданской активности детей подростков и

    Автореферат диссертации

    Следующих задач: 1. Воспитание гражданской и духовно -нравственной культуры , патриотизма и толерантности молодежи. 2. ... массовой информации в формировании гражданской, духовно -нравственной культуры и социальной самоорганизации молодежи; формирование...

  • Программа по основам духовно-нравственной культуры народов россии пояснительная записка

    Программа

    Становление культуры цивилизаций. Духовно -нравственная культура не равняется (и не является синонимом) религиозной культуры . Духовность человека... отдельных компонентов программы «Основы духовно -нравственной культуры народов России». Стоит обратиться...

  • План.

    Лекция №13

    «Мораль как элемент духовной культуры»

    1. Мораль в жизни людей.

    2. Мир моральных ценностей.

    3. Нравственная культура.

    Проверить!

    *«Деятельность крупного ученого» (по выбору студента)

    «Достижения и перспективы развития определœенной науки» (физики, химии, биологии и т. п. - с учетом интересов студента).

    1.Вводно-мотивационный этап

    Без Доброты нам было б слишком тесно,

    Без Доброты, нам было бы темно…

    Лишь с Добротой хватает в сердце места͵

    Чтобы любить и помнить всœе равно.

    И даже если всœе давно остыло,

    Нам Доброта поможет пережить,

    Все то, что в сердце болью долго ныло,

    Чтобы опять виновного простить.

    Лишь с Добротой способны к Состраданью,

    И Милосœердию готовы век служить,

    И чтобы быть Подобием созданью

    Необходимо с добрым сердцем жить.

    Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?

    1. Мораль в жизни людей

    Представьте, что сейчас, уходя из класса, я сказала бы вам: «Я ухожу на 20 минут, а вы что хотите, то и делайте. Вам за это ничего не будет». Что бы вы делали. Естественно в такие минуты у человека возникает желание крушить, ломать вес вокруᴦ. Да, сидит в человеке некий гений разрушения. Но всœе ли бросились бы ломать мебель, рисовать на стенах? Что вас сдерживает? Все – таки есть нечто, что нас сдерживает от таких поступков. Это нечто и есть мораль, нравственность.

    Об этом и пойдет речь сегодня на уроке.

    Такие понятия как мораль и нравственность и показывают нам – что есть человечного в человеке. Чем он отличается от животного. Мораль и нравственность изучает такая наука как этика.

    Мораль - это совокупность правил и норм, определяющих отношение человека к социуму (обществу) и наоборот.

    Мораль также является регулятором общественной жизни. Почему мы всœе не выплескиваем агрессию, а сдерживаемся? А сдерживает нас мораль. Мы боимся осуждения со стороны общества и хотим придерживаться его правил и рамок. Мораль – как узкое платье вроде бы в нем тесно, а с другой стороны оно защищает от осуждения, порицания.

    Мораль- специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни- труде, быте, политике, науке, семейных, личных, государственных отношениях

    Другим видом поведения личности является разрешение моральных ситуаций, требующих активного привлечения моральных представлений и этических категорий. Этические категории - это фундаментальные понятия морали, отражающие события жизни с точки зрения самых общих моральных оценок.

    2. Мир моральных ценностей .

    оценка убийства в разные исторические эпохи - от древности до современности - или отношение к ростовщичеству в Средние века и последующие периоды истории).

    Другой моральной категорией является категория долга . В ней на уровне общественного мнения (сознания) представлена совокупность обязанностей человека перед обществом, а на уровне индивидуального сознания - понимание личностью этих обязанностей и принятие их ею. Требование долга является моральной основой социальной дисциплины.

    Важной моральной категорией является совесть, отражающая способность личности к эмоциональной оценке совершенных и совершаемых ею поступков, соотносимых с идеей должного. Совесть - это «сторожевой пункт» общества в индивидуальном сознании. Не случайно Гитлер говорил о

    «химере совести», утверждая, что «совесть, как и образование, портит людей»: манипуляция личностью возможна лишь при условии отключения совести. Деградация личности всœегда начиналась с проявления бессовестности. Совесть ограждает общество и людей от нежелательных поступков, пробуждая в них тягостное состояние, называемое голосом или угрызениями совести.

    Категории чести и достоинства личности отражают признание ценности личности на основе наличия у нее некоторых обязательных черт: благородства, готовности к самоотверженности, определœенной сдержанности и соблюдения в отношениях с другими людьми правил, принятых той или

    иной референтной группой.

    Категория счастья фиксирует переживания человека, удовлетворенного своей деятельностью, своим положением и открывающимися перспективами. История знает самые различные трактовки счастья. Понятно, что достижение этого состояния обеспечивает непрерывный процесс жизнедеятельности; его остановка по тем или иным причинам немедленно создает чувство дискомфорта.

    Наконец, моральный идеал - это- это представление о совершенной системе моральных норм, воплощаемых в деятельности и поведении личности.

    Понятно, что нравственная культура личности будет различна у разных людей. Как вы думаете, почему? (факторы, определяющие уровень нравственной культуры: низкая общая культура людей; принадлежность к различным группам и слоям; различные интересы, цели своей жизни и деятельности; различия в степени нравственных переживаний, сопереживаний)

    Какие качества представляют для вас наибольшую ценность?

    Каждый рожден как бы «начерно», условно назван «человек». Но по-настоящему каждому нужно еще заслужить это имя. Что, по вашему мнению, для этого нужно делать?

    В повсœедневной жизни реализация нравственных норм и требований, осуществление нравственного идеала встречают ряд трудностей и препятствий. Часть из них связана с низкой общей культурой людей, не воспринимающих те или иные этические категории (честь, долг, совесть и др.).Другие трудности связаны с тем, что люди принадлежат к различным социальным группам, имеющим неодинаковые фундаментальные интересы и цели своей жизни и поведения. Это приводит к тому, что возникает столкновение и противостояние жизненных позиций и их отражений в ре-

    альной практике нравственной жизни. Эгоистические групповые и индивидуалистические идеалы и цели заставляют отступить на задний план или вообще исчезнуть с горизонта общесоциумные задачи и интересы. Люди довольно часто клянутся ими, но действуют по своим специализированным индивидуальным и групповым программам. Наконец, невоспитанность личности проявляется в отсутствии у нее собственного нравственного переживания общесоциумных нравственных требований и норм, в отсутствии чуткости к положению и душевному состоянию других людей и целых социальных групп (в этике такое явление принято называть параличом эмпатии, т. е. сопереживания).


  • - Нравственная культура.

    Актуальность данного направления определяется следующими обстоятельствами: - произошла утрата (частичная или полная) нравственных идеалов, девальвация фундаментальных ценностей - добра, сострадания, совести. Сохраняется ориентация на идеалы, основанные на принципах... [читать подробенее]


  • - Мораль. Нравственная культура личности.

    Особую роль в регулировании жизни общества и поведения людей играет мораль. Мораль (от лат. moralis, mores - нравственный, относящийся к нраву, характеру) - форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. По вопросу... [читать подробенее]


  • - Современная нравственная культура и нравственные ценности

    В XIX в. нравственная культура теоретически обосновывалась в морали так называемого «разумного эгоизма». Практически же она реализовывалась в рационализованных нормах буржуазной морали, базировавшихся на христианских заповедях. На первый план при этом выдвигалось... [читать подробенее]


  • - Мораль. Нравственная культура

    [читать подробенее]


  • - Мораль. Нравственная культура

    С древнейших времен люди стали задумываться о смысле поступков, их оценке, о душе человека и его внутреннем мире, о том, «что такое хорошо и что такое плохо» (то есть о добре и зле). Добро – это основная моральная святыня, показывающая содержание нравственных ценностей. Ей...