Благородная профессия учитель. Хороший учитель имеет какую-то жизнь, кроме школьно-предметной

Благородная профессия учитель. Хороший учитель имеет какую-то жизнь, кроме школьно-предметной
Благородная профессия учитель. Хороший учитель имеет какую-то жизнь, кроме школьно-предметной

Профессия учитель - особенная. Эту профессию выбирают, скорее, по зову сердца.

Ведь учитель - это не просто специалист по преподаванию научной дисциплины, это еще и руководитель, наставник и воспитатель.

Как стать учителем и к чему стоит быть готовым.

Как стать учителем

Если вы решили стать учителем, то есть несколько путей для реализации мечты:

1. Учителю младших классов достаточно окончить педагогический лицей или колледж. Чтобы преподавать в средних и старших классах, нужно окончить педагогический институт.

2. Окончить ВУЗ по одной из дисциплин. В России любой выпускник ВУЗа имеет право преподавать в школе.

3. Окончить педагогический колледж, начать работать учителем младших классов, параллельно обучаясь на заочном отделении ВУЗа. После получения высшего образования можно перейти на работу в старшие классы.

Стать учителем старших или младших классов? Здесь нет однозначного ответа. Выбор зависит от вас. То же касается и выбора дисциплины: невозможно стать хорошим педагогом, если вы будете преподавать предмет, который вам не интересен.

Работа учителем в школе: особенности профессии

К педагогу всегда предъявляются самые строгие требования. Еще бы! Ведь объект педагогической деятельности - ребенок, Личность! И именно от учителей зависит - насколько хорошим Человек и Личностью станет этот ребенок.

Можно до бесконечности перечислять черты характера, которыми должен обладать учитель: нравственность, доброта, гуманизм и бесконечная вера в людей, как бы утопически это не звучало. Про выдержку и терпение мы уже упоминали. Еще хотелось бы добавить и про творческое начало, и про умение работать в коллективе и с коллективом.

А вот с карьерой сложнее. Вообще словосочетание "карьера учителя" не совсем привычно для русского языка. Вся карьера на сегодняшний день пока заключается в совершенствовании своего мастерства, участии и победах в конкурсах, Олимпиад. Стать директором школы или завучем - это вообще из другой песни. Эти должности предполагают административную деятельность, так что о педагогике придется забыть.

Еще одна ступень - переход из обычной школы в частную. Ведь карьера предполагает не только личностный рост, но и рост заработной платы. В частной школе платят больше, но и требования к соискателям гораздо выше.

Профессия учитель: плюсы и минусы

Плюсы:

  • Творческая работа, дающая возможность реализовать свой творческий потенциал.
  • Неполный рабочий день и гарантированный двухмесячный отпуск летом.
  • Работа с детьми заряжает оптимизмом.
  • Возможность для подработки репетитором.

Минусы:

  • Повторение одного и того же из года в год надоедает, если только вы не будете пестовать свое мастерство и искать новые методы и приемы.
  • В заключение хотелось бы подчеркнуть, что при всех своих отрицательных моментах, учитель - профессия многогранная, уважаемая и очень востребованная.

    Хороший учитель - это, пожалуй, главный признак, по которому мы определяем школу. Но каким должен быть хороший учитель, порой непросто ответить даже самому себе. Хороший учитель может быть разным: и пожилой дамой с добрым сердцем, и вертлявым выпускником университета, но он должен быть человеком на своём месте. Компетентным, душевно адекватным и способным передавать знания ученику. «Мел» собрал 12 признаков, как нам кажется, хорошего учителя. Не то чтобы все они были обязательными, но обычно хороший учитель на практике умеет всё это или почти всё.

    Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

    1. Хороший учитель часто задаёт вопросы и умеет слушать ответы

    Это абсолютно универсальное умение, которое высвечивает нам сразу много сторон учительской деятельности. Хороший учитель не задаёт ученикам дурацкие вопросы, на которые не нужны ответы («Петров, ты почему под партой? Тебя выдрать, что ли?»). Он не задаёт устрашающе трудных или формальных вопросов, от которых кровь стынет в жилах (вместо таких вопросов он может пользоваться просьбами. Например: «Докажите гипотезу Римана ». Смайл).

    Хороший учитель задаёт вопросы часто, можно сказать, они его главный инструмент. И его вопросы всегда вызывают больший или меньший интерес хотя бы у части учеников. Это могут быть слегка наводящие вопросы или такие вопросы, которые как бы открывают перед учениками вид на дальнейшую учебную «дорогу». Его вопросы просто не могут остаться без попытки ответа, хотя бы мысленного.

    2. Все ученики в классе хорошего учителя - люди

    Лишним будет напоминать, что хороший учитель не унижает учеников физическими наказаниями, издевательствами, бранью, не троллит их, не науськивает одну часть класса на другую. Это азы. Но подлинный такой педагог ещё и умеет нормально относиться к тем, кто по каким-то причинам не любит его предмет. И умеет дать достойный отпор ученикам, которые пытаются бороться с ним за власть в классе или издеваться над ним самим.

    Даже если ученик - реальный враг, цель которого подавить и унизить учителя, хороший учитель не будет пользоваться в борьбе с ним его методами. Потому что где, опять же, такой ученик-психопат научится иным методам взаимодействия, если пример не даст ему учитель?

    Кадр из фильма «Зачётный препод», 2013 год

    3. Хороший учитель использует свойства своего темперамента на пользу дела

    Мы знаем, что он может быть человеком со стальными нервами и ледяным взглядом. И может быть вертлявым живчиком и едким остряком. И может быть степенной дамой с небыстрым умом и добрым сердцем. Или молодой краснеющей девушкой. Рассеянным профессором-аутистом, бодрым массовиком-затейником… Кем угодно.

    Важно одно. Каков бы ни был хороший учитель по своей психофизиологии, он всегда попадает в свою тарелку. Он делает для себя такой мир, в котором он выглядит уместно и естественно и где спектр его нормальных реакций и эмоций срабатывает в плюс. В классе такого учителя ученики настраиваются на «его» атмосферу. Они успокаиваются, но не тормозят, а лучше усваивают материал, он их «будит» и даже смешит, но они не шалят и опять же лучше усваивают материал. Тишина? Лучшая концентрация. Бурные споры? Поиск истины.

    Не очень хорошему учителю его темперамент может мешать, и он легко выгорает. Характер такого учителя всегда чуть-чуть «цепляется», задевает за учебный процесс. Напротив, характер хорошего учителя всегда чётко вписан в работу, он служит ей смазкой, поэтому хороший учитель выгорает не так быстро. А всё потому, что он реалистично относится к себе и не пытается выглядеть лучше или переделать школьников.

    Кадр из фильма «Зачётный препод», 2013 год

    4. Хороший учитель - это честный, благородный человек

    Ну с детьми и особенно подростками иначе никак. Надо сказать, что в современной российской школе остаться честным и благородным иногда бывает нелегко. Но, как показывает практика, это возможно. И такие люди в наших школах есть. Пожалуйста, дышите, уважаемые учителя!

    Кадр из фильма «Зачётный препод», 2013 год

    5. Хороший учитель имеет какую-то жизнь, кроме школьно-предметной

    Например, обожает современное артхаусное кино или преподаёт в университете… Или всё это сразу. Конечно, бывают среди хороших учителей те, кто живут исключительно школой. Но посмотрим на дело с другой стороны: такие учителя, как правило, устраивают себе разнообразную и сложную жизнь в самой школе. Ведут какой-нибудь кружок или театр. Ходят с учениками в лыжные походы. То есть школа для них - не только школа, и это годный вариант всё того же «иметь другую жизнь, кроме предмета и класса».

    Кадр из фильма «Зачётный препод», 2013 год

    6. Хороший учитель обладает чувством юмора

    Нет, мы не о том, чтобы хохмить и балагурить, травить байки и подлизываться к детям. Юмор - это синоним понятия «адекватность состоянию окружающей среды». То есть чувство юмора в широком смысле - это умение управлять ситуацией или гибко приспособиться к ней, смотреть на неё широко, извлекать неожиданные смыслы. Иногда, почему бы и нет, эти смыслы бывают смешными.

    Известно, что танец лучше всего предотвращает маразм, так как в танце требуется множество срочных маленьких движений, дабы подстроиться к партнёру. Мозг работает в результате очень интенсивно. Работа хорошего учителя в классе - тоже такой танец, только партнёров у него пара десятков или больше.

    Кадр из фильма «Зачётный препод», 2013 год

    7. Хороший учитель - взрослый человек

    Какой угодно, но взрослый, уже созревший. Хороший учитель не равен своим ученикам, даже если разница в возрасте у них несколько лет. Он качественно взрослее. Это проявляется в его умении взять ответственность за сиюминутную ситуацию в классе, а в случае начальной школы - и за долгосрочную атмосферу в нём.

    Он может разозлиться, даже сорваться, может не сдержать смеха или иных «неподобающих» проявлений. Но вот чего точно никогда не случается, так это ситуаций его бессилия. Он сам выбирает свои реакции, а не ученики провоцируют его на них. В присутствии хорошего учителя не существует никаких неформальных лидеров класса, есть только один лидер - он сам.

    Кадр из фильма «Зачётный препод», 2013 год

    8. Хороший учитель умеет передавать знания вместе с эмоциями

    Подразумевается, что эти знания и эти эмоции у него есть, то есть хороший учитель знает и любит свой предмет. Информация сама по себе не имеет особой цены и не запоминается. Физику придётся сначала полюбить, а уж потом выучить. Чтобы уметь передавать эмоции, нужно иметь эмпатию, уметь эту информацию выдать «на языке» слушателя.

    В общем, наверное, этот пункт самый важный. Это суть того, что делает на уроках хороший учитель: влюбляет в свой предмет. Конечно, не всех, хотя бывает и так, что в итоге весь класс валом валит поступать на биофак и в мед. Уж больно велик контраст между увлечённостью одного учителя и скучным отбыванием урока у других. И уж во всяком случае даже те, кто «не любит биологию», в случае, если биолог хороший учитель, с удовольствием слушают его, а значит, хоть что-то усвоят.

    Кадр из фильма «Зачётный препод», 2013 год

    9. Хороший учитель - выживальщик в школьной среде

    Школа - такое место, где все делается медленно и неправильно. КПД преподавания и обучения в школе низок, учитель завален грудой бумаг, детки, коллеги и начальство достают, оплата труда невысокая - вроде как не до идеалов. Наш мифический герой умеет лавировать между всеми этими подводными камнями, добиваясь какой-никакой эффективности своих уроков. Он не отчаивается и не считает, что ничего не может сделать. Он не сливает границы, пользуется дипломатией, бережёт своё пространство и время. Он знает на опыте: даже из такого сора, как современная школа, может вырасти что-то хорошее. И растит как умеет.

    Кадр из фильма «Зачётный препод», 2013 год

    10. Хороший учитель - не выгоревший

    Опасность выгорания есть у всех, но главный персонаж этого текста обладает инстинктом самосохранения, который при всей преданности профессии не даст ему истереться до полного нуля. Бывает, что хороший учитель на какое-то время входит в первую и даже вторую стадию выгорания (усталость, апатия, опустошенность), но всегда находит способ пополнить силы и не дойти до страшной необратимой стадии номер три, на которой все ученики навеки покажутся идиотами, сволочами и врагами. А пополнить силы хорошему учителю помогает пункт пять - про другую жизнь вне школы. Ну и пункт девятый - умение лавировать и давать себе передышку. Иначе ему не выжить.

    Кадр из фильма «Зачётный препод», 2013 год

    11. Хороший учитель - в каком-то смысле неглуп

    Важно, что в каком-то смысле. Он необязательно должен быть интеллектуалом. Он даже может быть интеллектуально ниже своих учеников. Наверное, важно не быть ограниченным, то есть понимать при любом количестве ума, что за пределами понимания учителя остаётся ещё очень и очень многое. И желательно хотеть туда идти вместе со своими учениками. Или хотя бы не мешать им проделать этот путь самим.

    Бывают хорошие учителя очень скромных способностей, которые абсолютно не хватают с неба звёзд и прекрасно осознают это. Звёзды хватают их ученики.

    Кадр из фильма «Зачётный препод», 2013 год

    12. Хороший учитель не мыслит только школьными категориями

    Хороший учитель не будет считать, что три года жизни подростка должны быть полностью посвящены подготовке к ЕГЭ. Он спокойно относится к формальностям, которых так много в школьной жизни. Он понимает, что у нежелания учиться может быть множество причин. И не все они подлежат немедленному искоренению. Принимает, что не все ученики должны обязательно любить школу, его предмет и его лично.

    Он отличает злостный бардак от рабочего беспорядка, мешающий шум от рабочего гула. В общем, он многое спускает на тормозах, иначе ему не продержаться и не сосредоточиться на главном. Он не дёргает детей по мелочам и сам по ним не дёргается.

    Кадр из фильма «Зачётный препод», 2013 год

    Профессия «Учитель»
    Высказывания мыслителей и педагогов о роли учителя

    Мыслители и педагоги всех времён подчёркивали высокое общественное значение учителя. Библиотека высказываний великих мыслителей, философов и педагогов о профессии учителя огромна, вот лишь небольшая подборка...

    «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем...»
    (Конфуций)

    «Учитель и ученик растут вместе...»
    (Конфуций)

    «Согласие между учителем и учеником, лёгкость учения и возможность для ученика думать самому и составляют то, что зовётся умелым наставничеством...»
    (Конфуций)

    «Самое трудное в учении – научиться чтить учителя. Но лишь чтя наставника, сможешь перенять его правду. И лишь перенимая правду, народ способен почитать науки. Поэтому, согласно ритуалу, даже призванный к государю учитель не совершает ему поклона - так высоко древние чтили учителя...»
    (Конфуций)

    «Уча других, мы учимся сами...»
    (Л. Сенека)

    «Ученики должны искать одобрения учителя, а не учитель - одобрения учеников...»
    (М. Квинтилиан)

    «Что может быть честнее и благороднее, как учить других тому, что сам наилучшим образом знаешь...»
    (М. Квинтилиан)

    «Большое несчастье, когда приёмы учителя отбивают у ребёнка всякую охоту к знаниям, прежде чем он может понять разумные основания, по которым он должен любить их. Первый шаг на пути образования - это привязанность к своему наставнику...»
    (З. Роттердамский)

    «Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому...»
    (М. Монтень)

    «Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле...»
    (Н. А. Коменский)

    «Совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам желает...»
    (Н. А. Коменский)

    «Тот, кто мало знает, малому может и учить...»
    (Н. А. Коменский)

    «Величайшая ошибка при воспитании - это чрезмерная торопливость...»
    (Ж.-Ж. Руссо)

    «Воспитание и только воспитание - цель школы...»
    (И. Песталоцци)

    «Учитель, образ его мыслей, - вот что самое главное во всяком обучении и воспитании...»
    (А. Дистервег)

    «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить...»
    (А Дистервег)

    «Хорошие учителя создают хороших учеников...»
    (М. Остроградский)

    «Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника...»
    (В. Даль)

    «Будьте сами и человеком, и младенцем, для того, чтобы учить ребёнка...»
    (В. Одоевский)

    «В воспитании нет ничего ничтожного...»
    (Н. Пирогов)

    «Все мыслители, я думаю, пришли к тому заключению, что воспитание нужно начать с колыбели...»
    (Н. Пирогов)

    «Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета...»
    (К. Ушинский)

    «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях...»
    (К. Ушинский)

    «Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель...»
    (К. Ушинский)

    «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель...»
    (Л. Толстой)

    «Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию...»
    (Л. Толстой)

    «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться...»
    (Л. Толстой)

    «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян...»
    (Д. Менделеев)

    «Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние...»
    (Г. Адамс)

    «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь...»
    (В. Ключевский)

    «Учитель, могущий наделить своих воспитанников способностью находить радость в труде, должен быть увенчан лаврами...»
    (Э. Хаббард)

    «Если б вы знали, как необходим русской деревне хороший, умный, образованный учитель! У нас в России его необходимо поставить в какие-то особенные условия, и это нужно сделать скорее, если мы понимаем, что без широкого образования народа государство развалится, как дом, сложенный из плохо обожжённого кирпича!»
    (А. Чехов)

    «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать...»
    (У. Черчилль)

    «Чем ниже духовный уровень воспитателя, бесцветнее его моральный облик, больше забот о своём покое и удобствах, тем больше он издаёт приказов и запретов, диктуемых якобы заботой о благе детей...»
    (Я. Корчак)

    «Учитель должен быть, прежде всего, человеком. Любите не школу, а детей, приходящих в школу, любите не книги о действительности, а саму действительность...»
    (П. Блонский)

    «Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно - указать дорогу...»
    (Р. Олдингтон)

    «Где хороший учитель, там и хорошо воспитанные ученики...»
    (Д. Лихачёв)

    «Педагог не тот, кто учит; такого народу на свете полно. Педагог тот, кто чувствует, как ученик учится. У которого в голове и светло - потому что он учитель, и темно – потому что он ученик. Только понимая, чувствуя эту темноту, можно пробиться через неё и вывести ребёнка к свету - осветлить его ум, просветить его...»
    (С. Соловейчик)

    «Учитель - не посредник между миром и детьми, нет, он на стороне детей, он вместе с ними и во главе их. Его цель - не дети, как все думают, а мир, который он улучшает вместе с детьми. Цель воспитания - не в воспитании, не в «целенаправленном воздействии», а, в общем, вместе с детьми улучшении общей жизни...»
    (С. Соловейчик)

    «Воспитание - это искусство, и потому без свободного воспитателя искусства воспитания нет. Педагогика - наука о свободном искусстве воспитания свободного человека...»
    (С. Соловейчик)

    «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах...»
    (Ш. Амонашвили)

    Постер: Жюль Анри Жан Жоффруа. В классе.

    пед. профессия и должность в системе общего и проф.-тех. образования. Своим происхождением учительская профессия обязана обособлению образования в особую социальную функцию, когда в структуре обществ, разделения труда сформировался специфич. тип деятельности, назначение к-рой - подготовка подрастающих поколений к жизни на основе приобщения их к ценностям человеческой культуры.

    Многие теоретики-педагоги отмечали огромное нравств. воздействие, могучую и мудрую власть учительской профессии. Платон писал, что если башмачник будет дурным мастером, граждане от этого будут только несколько хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей. У., подчеркивал Я. А. Коменский, вручена превосходная должность, выше к-рой ничего не может быть под солнцем. Он проводил ряд блестящих аналогий между У. и садовником, У. и предприимчивым архитектором, уподоблял У. усердному ваятелю, расписывающему и шлифующему умы и души людей. К. Д. Ушинский рассматривал У. как ратоборца истины и добра, как живое звено между прошедшим и будущим, посредника между тем, что создано прошлыми поколениями и поколениями новыми. Его дело, скромное по наружности, одно из величайших дел в истории. Если У., полагал Л. Н. Толстой, имеет только любовь к делу, он будет хорошим У. Если У. имеет только любовь к ученикам, как отец, мать, он будет лучше того У., к-рый прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если У. соединяет в себе любовь к делу и к ученикам - он совершенный У. Как правильно указывал А. С. Макаренко, ученики простят своим У. и сухость и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего ценят они в педагоге мастерство, глубокое знание предмета, ясную мысль. Ни один У., считал В. А. Сухомлинский, не может быть универсальным (а потому абстрактным). воплощением всех достоинств. В каждом что-то преобладает, каждый имеет неповторимую живинку, способен ярче, полнее других раскрыть, выявить себя в какой-то сфере духовной жизни. Эта сфера как раз и является тем личным вкладом, к-рый вносит индивидуальность педагога в сложный процесс влияния на учащихся.

    Лишь на первый взгляд учительская профессия может показаться ретрансляцией знаний. На самом деле - это высокая миссия, предназначение к-рой - сотворение и самоопределение личности в культуре, утверждение человека в человеке.

    При всем разнообразии реформ и модернизаций в системе образования все они в конечном счете замыкаются на У. Не существует чудодейственных пед. систем. Существует У., сформированный как творческая, социально активная личность, способный свободно ориентироваться в меняющихся социокультурных обстоятельствах, ответственно и профессионально действовать в образоват. процессах.

    При очевидной массовости пед, профессии для овладения ею оказывается необходимой достаточно жесткая структура способностей и качеств, определенная социально-психол. предрасположенность личности. Требования, предъявляемые к личности У., отражают содержание и структуру его проф. деятельности, к-рые, естественно, задаются обществом.

    Одно из ведущих, стержневых образований личности У., определяющих ее целостность и готовность к деятельности, составляют проф.-ценностные ориентации. Они могут быть охарактеризованы как избирательные отношения У. к пед. профессии, к личности воспитанника, к самому себе, как формирующиеся на основе широкого спектра духовных отношений личности, во всех видах деятельности, профессионально значимых для нее. Смысложизненное самоопределение У. обусловлено его ориентацией на ценности именно пед. деятельности, на широкую гамму гуманистич. социально-проф. установок: на избранную профессию как образ жизни и способ ее полноценного и творческого проживания; на человека как на цель, а не на средство; на развитие рефлексии, эмпа-тии и социальных способностей, обеспечивающих продуктивность общения и успешность взаимодействия с людьми, прежде всего с детьми.

    В состав профессионально обусловленных свойств и характеристик У. входят общая направленность его личности (социальная зрелость и гражд. ответственность, проф. идеалы, гуманизм, высокоразвитые, прежде всего познавательные, интересы, самоотверженное отношение к избранной профессии); нек-рые специфич. качества - организаторские (организованность, деловитость, инициативность, требовательность, самокритичность), коммуникативные (справедливость, внимательность, приветливость, открытость, доброжелательность, скромность, чуткость, тактичность), перцептивно-гностические (наблюдательность, креативность, интеллектуальная активность, исследовательский стиль, гибкость, оригинальность и критичность мышления, способность к нестандартным решениям, чувство нового, интуиция, объективность и беспристрастность, бережное и внимательное отношение к опыту старших коллег, потребность в постоянном обновлении и обогащении знаний), экспрессивные (высокий эмоционально-волевой тонус, оптимизм, эмоциональная восприимчивость и отзывчивость, самообладание, толерантность, выдержка, чувство юмора); проф. работоспособность; физич. и психич. здоровье.

    Своеобразным «ядром» личности У. выступает проф. самосознание, обеспечивающее взаимосвязь и согласованность ее ведущих мотивов, смыслов, установок, ценностей, убеждений, идеалов. Для высокого уровня развития проф. самосознания характерны: преобладание в иерархич. структуре характеристик У. ценностей личностного роста в профессии; представленность в сознании образа ученика как субъекта своей жизнедеятельности и стремление самому быть отраженным в качестве значимого ее субъекта; доминирование установки на личностно-ориентированное взаимодействие с воспитанниками (сочувствие, поддержка, доверие); позитивность самоотношения У., к-рое исходит из его оценки себя как способного осуществить реальный вклад в развитие личностно-значимых сфер жизнедеятельности ученика. Иначе говоря, проф. самосознание У. - это процесс осознания и переживания субъективной значимости развития и личностного роста ученика как решающего условия собственной самореализации в пед. профессии.

    Присущий совр. цивилизации динамизм в значит. мере изменяет со-циально-пед. функции У., к-рый из традиционного «педагога-предметника» все более превращается в организатора процессов, формирующих личность школьника. Школа ныне выступает сферой духовного производства и культуротвор-чества, результат к-рого - не просто присвоение новых знаний, новых целей, новых ценностей и личностных смыслов, но раскрытие сущностных сил и деятельных способностей растущего человека. На смену традиционному учению приходит пед. система, способная моделировать и воспроизводить в сфере образования действит. богатство жизненных связей и отношений личности.

    В обыденном сознании существует представление о пед. труде как занятии нетворческом, механическом, изнурительном. Неверно требовать, чтобы каждый шаг пед. деятельности был творческим, неповторимым, всегда новым. Но как нельзя дважды войти в одну и ту же реку, так и в работе У. нельзя повторить однажды пришедший успех. Нет ничего более живого, бесконечно меняющегося, подвижного, чем труд педагога, объективно требующий от него проф. мобильности и динамизма. Только избавленная от шаблона мысль диктует У. творческие решения. Каждый У. имеет право на индивидуальность, на инициативу, на свой собственный пед. почерк и это становится возможным, если у У. всем процессом его образования и самой практики сформирована готовность к преобразованию проф. деятельности. Такая готовность может быть достигнута, если обеспечить самоопределение У. относительно содержания и структуры пед. деятельности и представление ее результатов в виде личностного знания; свободу выбора в определении и способов обоснования идей преобразования пед. деятельности при обязательной оценке их эффективности на практике; приобретение У. опыта совместной деятельности в решении пед. задач (проблем). и освоение техники интерактивного общения (см. также Опыт педагогический); развитие рефлексивной позиции и системного видения пед. процесса (в противоположность фрагментарному восприятию его, в статической проекции, вне анализа связей и отношений его элементов); см. также Методическая работа.

    Поток информации о фактах, открытиях, концепциях стремительно растет во всех отраслях знаний, и, чтобы на высоком уровне выполнять свои проф. функции, У. должен постоянно обогащаться тем новым, что дает современность, жить интенсивной духовной жизнью, стать творцом-созидателем. У. в возрастающей мере становится и исследователем, совмещающим в себе педагога-экспериментатора, теоретика и практика, тонкого психолога и воспитателя. Такому специалисту по силам не только обслуживать имеющиеся педагогические технологии, но и осуществлять инновационные процессы, процессы творчества в широком смысле.

    Обращаясь к решению множества не только типовых, но и оригинальных пед. задач, У. также, как и исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристич. поиска (см. также Исследование в педагогике). Умение самостоятельно мыслить, принимать обоснованные решения в сложных динамич. ситуациях - характерная черта проф. облика совр. У. Постоянная направленность мыслит, процессов на решение проблемных задач, актуализация комплексов знаний, стратегия и тактика проф. поведения и деятельности У. придают его мышлению своеобразный неспецифический для др. профессий характер.

    Главное в динамике деятельности У. - выявление и использование его личностного потенциала как системообразу-ющего фактора авторской пед. системы, восхождение от отд. пед. функций (действий, ситуаций). к их системе, от типовых пед. приемов к технологиям личностно-ориентированным. Деятельность У. представляет собой своеобразный синтез объективных знаний и субъективного творчества, алгоритмизации и импровизации.

    У. только тогда оправдывает социальные ожидания, если его личность, общая и проф. культура развиваются опережающими темпами по отношению к культуре основной массы населения. Однако диалектика совр. обществ, развития порождает противоречивую ситуацию, при к-рой далеко не все педагоги оказываются соответствующими своему статусу. Отчасти этому виной распространенное и застарелое представление об У. как рядовом служащем, функционере, исполнителе директив. Драматизм этой ситуации усугубляется тем, что при совр. уровне психол. нагрузки на У. происходит отчуждение его от культуры, от школы, от воспитанника.

    Сфера проф. труда У. - это арена преодоления мн. противоречий. Это противоречия между динамикой проф. задач и внутр. готовностью У. к их осуществлению; между динамикой образоват. политики и стремлением У. занимать четкую и последоват. позицию; между личностной потребностью У. в творческой самореализации и возможностью ее удовлетворения; между растущим объемом актуальной информации и рутинными способами ее переработки, хранения и передачи; между потребностью общества в образоват. услугах и сокращением резервов рабочего времени У., а также уменьшением их численности и низким материальным уровнем учительских кадров; между возрастанием величины свободного времени у подавляющего большинства социально-проф. групп и противоположной тенденцией изменения бюджета времени у представителей пед. профессий и др. Эта объективная социальная ситуация отражается в противоречиях субъективного отношения У. к своему труду. Так, большинство У. высоко оценивает свой проф. уровень. А в то же время значит. часть У. не удовлетворена своей работой в школе. С явлениями неупорядоченности в сфере учительского труда непосредственно связана сохраняющаяся во мн. странах текучесть пед. кадров.

    Эффективность пед. процесса определяется деятельностью личностно устойчивого, внутренне целостного и профессионально реализующегося У., осознающего себя его полноправным субъектом. Формирование такого У. - задача педагогического образования. Многие проблемы учителей обусловлены консервативными системами проф. подготовки, тиражирующими укоренившиеся в шк. практике инструментально-нормативную рецептурность и стереотипы, лишающие деятельность У. духовно-нравств. оснований.

    Вместо технократич. подхода сегодня утверждается гуманистич. парадигма пед. образования и проф. совершенствования, реализация к-рой выдвигает ряд взаимосвязанных задач. Первая задача состоит в том, чтобы предложить будущему У. системное знание о закономерных взаимосвязях природы, культуры, общества, гос-ва, о процессах становления личности, о развивающихся в мире ценностях. Образоват. пространство пед. уч. заведения ориентирует студента на проф. деятельность, предметом к-рой является человек. Поэтому, во-вторых, фундамент проф. подготовки У. составляет комплекс знаний о человеке, формирующих личность биол.-психол. и социокультурных процессах. Третья задача - обеспечить становление личностной и проф. культуры педагога как «инструмента» реализации индивидуальных творческих сил в проф. деятельности. Четвертая задача - дать будущему У. систему фундам. знаний в избранной предметной области. По своему содержанию подготовка У. становится непрерывным образованием, в центре к-рого комплексное человекознание, находящее практич. применение.

    При массовом характере учительской профессии гос-во и общество объективно заинтересованы в создании надлежащих условий для подготовки У., для его полноценной проф. реализации. От успешности пед. деятельности У. зависит будущее каждой нации и, в конечном счете, судьбы мировой цивилизации. Престиж У., как правило, высок в обществ, сознании. Но по различным, гл. обр. социально-экон., причинам это высокое обществ, признание часто не находит выражения в реальном социальном статусе педагога. Забота об У. - одна из важнейших сфер социальной политики каждого гос-ва, способная инициировать и соответств. встречные обществ, инициативы. Исходя из фундам. права личности на образование и роли У. в реализации идеалов, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, Декларации прав ребенка, Уставе ООН и др. междунар. нормативных актах, ЮНЕСКО приняла (1966). Рекомендацию о положении учителей (опубл. в России в нач. 90-х гг.). Рекомендация охватывает широкий круг вопросов, связанных с целями и политикой в области образования, подготовкой и совершенствованием педагогов, условиями работы и продвижением по службе, правами и обязанностями У.

    Лит.: Гоноболин Ф. Н., Книга об учителе, М, 1965; Кузьмина H В., Очерки психологии труда учителя, Л., 1967; Сластенин В. А., Формирование личности учителя сов. школы в процессе его проф. подготовки, М., 1977; Формирование проф. культуры учителя, М., 1993; Рекомендации о положении учителей, в кн.: Междунар. нормативные акты ЮНЕСКО, М., 1993, разд. 1. Образование; Сластенин В. А., Шуте и к о А. И., Проф. самосознание учителя, «Магистр», 1995, № 3. В. А. Сластенин.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    Учитель… Как много в этом слове чувств, эмоций, мыслей. Кто такой учитель?! Это прежде всего человек. Человек, ведущий за собой в мир знаний, понимающий ранимую детскую душу.

    Профессия учителя одна из самых уважаемых, почетных и ответственных. А в наши дни она еще и самая сложная. Можно сказать, что учитель создает будущее своими руками, так как от его труда зависит формирование убеждений, мировоззрения, нравственных качеств подрастающего поколения. Успех педагогической деятельности заключается в мастерстве педагога, то есть в высоком и постоянно совершенствуемом искусстве воспитания и обучения, доступном каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей.

    В век современных технологий невозможно достичь успеха без применения качественно новых технологий, в первую очередь компьютера. « Не ждать, а действовать!»- этот девиз стал основой действительности тех учителей, которые реально оценивают задачу дня, внедряя опыт компьютеризации процесса образования учащихся.

    Я с гордостью могу сказать, что в нашей школе работают поистине знающие свое дело учителя. Их жизнь не стоит на месте, они постоянно находятся в творческом поиске, ведь у них есть вечный двигатель-дети. Мне посчастливилось встретить такого человека.

    Я засмотрелась на нее,

    Она по классу шла в молчании

    И что-то думала свое,

    А класс застыл весь в ожидании….

    Мой любимый учитель…. Я пишу эти строки с замиранием сердца. В памяти встает образ мягкой, добросердечной, выдержанной женщины. Когда она входила в класс, все замирали, замирали не от страха, а от уважения и восхищения. Невысокого роста,с гладко зачесанными назад волосами и легкой поступью. Надежда Николаевна Ильичева – это педагог с большой буквы. У нее есть своя неповторимая черта, путь обучения, характер и отношение к людям. Для нее работа – призвание. Она дала неоценимо дорогие знания, научила по- другому относиться ко всему, что нас окружает.

    Я часто вижу, как домой

    Из школы вечером идет

    И как всегда портфельчик свой

    С ребячьими тетрадками несет.

    Я часто вижу свет в ее окне,

    Когда она, склонившись над тетрадями,

    Не станет думать о себе

    И позабудет о наградах.

    На ее уроках математики ученики с удовольствием получали ценные знания, не прогуливали уроки и не озорничали. И всего этого ей удавалось добиться с помощью только одного средства- слова. Это удается далеко не всем и не всегда.

    Я уверена, что все ученики, когда-либо учившиеся у нее,любят, помнят и уважают этого замечательного и искреннего человека. А я могу только благодарить судьбу Что на моем пути встретился именно такой учитель.

    А сегодня учитель-я. Но образцом для подражания является именно она. Для меня она- герой повести М. Горького -Данко. отдававшая свое сердце детям. Она жила их успехами, неудачами. Помогала в трудную минуту и словом,и делом. И мне хотелось бы, чтобы и мои ученики вспоминали обо мне с таким же трепетным чувством.