Церковные цвета. Голубое облачение священника

Церковные цвета. Голубое облачение священника
Церковные цвета. Голубое облачение священника

А еще – в голубом, зеленом, красном. В церковных облачениях представлены все цвета радуги. И каждый цвет имеет глубокое символическое значение.

В церковных облачениях представлены все цвета радуги. И каждый цвет имеет глубокое
символическое значение

Белый

Наверное, ты уже знаешь, что белый цвет представляет собой сочетание всех цветов светового спектра. Во всех культурах мира ему придают особое значение. В Православии он является символом Божественного света. В церковных облачениях этот цвет используются в те праздничные дни, когда прославляется явление миру Господа, Его Божественного света. Давай вспомним эти события Священной истории.

Благовещение. Архангел Гавриил возвещает Деве Марии о пришествии в мир Господа, о том, что Ее осенит Божественная благодать и Она станет Матерью Бога.

Рождество Христово. В этот величайший для всего человечества день в мир явился Спаситель.

Богоявление. При Крещении Иисуса Христа разверзлись Небеса и был слышен глас с Небес о том, что это Сын Божий, и на Него сошел Святой Дух в виде голубя.

Преображение. Когда Христос явился ученикам на горе Фавор, они не могли смотреть на своего Учителя – так сиял исходящий от Него Божественный свет.

Вознесение Господне на небо . Этот праздник означает обожествление человеческой природы Христа, когда Его тело перестает быть видимым для человеческого глаза.

Светлое Христово Воскресение . В начале Пасхального Богослужения священники также надевают облачения белого цвета. Почему? В память о таком событии: из Гроба Господня в момент Воскресения Спасителя воссиял Божественный свет.

Но затем священник меняет облачение, и даже ни один раз. Разноцветные одежды подчеркивают, что Пасха – это праздник праздников, великое торжество, когда все в мире ликует и сам мир переливается всеми цветами радуги.

Священник облачается в белые одеяния и на заупокойных богослужениях, отпевая усопших. Это связано с тем, что в своих молитвах о почивших мы просим Господа упокоить их со святыми, даровать им Царствие Небесное, где, по преданию, все облечены в белые ризы Божественного света.

Красный

Это первый цвет радуги. Он символизирует Божественную любовь. Но это и цвет крови, которую пролил за нас Спаситель, а также святые мученики, пострадавшие за веру Христову.

Облачения красного цвета священники надевают на Пасху. Смена одежд во время Пасхального богослужения заканчивается облачениями красного цвета, которая подчеркивает великую радость праздника и торжество жизни. Следующие 40 дней после Пасхи – до отдания этого праздника – все богослужения совершаются в красных облачениях. В дни памяти святых мучеников.

Оранжевый

Следующий цвет радуги – оранжевый. Этот цвет очень тонкий, он может казаться и желтым, и красным, поэтому отдельно в церковных облачениях не используется. Его можно увидеть лишь в сочетании с желтым или красным.

Желтый

Желтый – цвет золота, поэтому именно его называют Царским. А кого Церковь называет Царем? Христа Спасителя. Он утвердил на земле Церковь и поставил в ней Своих служителей – апостолов и их последователей.

Именно в желтые одеяния облачаются священники в воскресные дни, когда прославляется Христос, его победа над силами ада. Эти облачения полагаются и в дни памяти апостолов, пророков, святителей – то есть тех святых, которые своим служением в Церкви напоминали Христа Спасителя: просвещали людей, призывали к покаянию. Вот почему богослужебная одежда желтого цвета используется чаще всего.

Зеленый

Он символизирует жизнь, обновление и представляет собой сочетание двух цветов: желтого и голубого. Желтый, как мы выяснили, это цвет Иисуса Христа, а голубой – Святого Духа.

Зеленые одежды священники надевают на Святую Троицу. В этот праздник мы прославляем схождение Святого Духа на Церковь, на всех верующих во Христа. Такое единение с Богом и есть символ вечной жизни, к которой призван каждый из нас.

В дни памяти преподобных. Преподобные – это святые, которые вели монашеский образ жизни, уделяя особое внимание духовным подвигам. Среди них и Сергий Радонежский, основатель Свято-Троице-Сергиевой Лавры, и Мария Египетская, и Серафим Саровский, и многие другие подвижники.

Но почему их духовный подвиг Церковь соотносит с зеленым цветом облачений? Та подвижническая жизнь, которую вели святые, изменила их человеческую природу – она обновилась, стала иной. На этих людей сошла Божественная благодать, и они еще при жизни соединились со Христом (желтый цвет) и со Святым Духом (голубой цвет).

Голубой и синий

Это цвета неба, откуда сходит Дух Святой. Это символ чистоты, который прежде всего связан с именем Божией Матери. Пресвятую Богородицу Церковь называет сосудом Святого Духа. Она стала Матерью Спасителя после того, как на Нее сошел Дух Святой.

Голубой цвет — символ чистоты, который прежде всего связан с именем Божией Матери

Вот почему голубой (синий) цвет используется в церковном богослужении в праздники, посвященные Божией Матери. Это: Рождество Богородицы, Введение во храм, Сретение Господне, Успение, дни прославления икон Божией Матери.

Фиолетовый

Если все цвета радуги расположить по порядку и первый (красный) соединить с последним (синим), то есть замкнуть кольцо, то в результате смешения двух этих цветов мы получим фиолетовый. Его значение определяют те цвета, о которых мы уже говорили, – красный и синий. Это символ Божественной любви и символ Святого Духа. Именно поэтому фиолетовый цвет отличается особой духовностью.

Фиолетовые облачения священники надевают в те дни, когда вспоминаются крестные страдания Спасителя, Его смерть на Кресте (воскресные дни Великого поста, Страстная седмица), а также дни поклонения Кресту Христову.

Фиолетовый цвет — это символ Божественной любви и символ Святого Духа

Оттенки красного цвета в фиолетовом говорят о любви Бога к человеку, ради которой он принял крестные страдания. Оттенок же синего означает, что Христос есть Бог, Он неразрывно связан со Святым Духом, являясь одной из ипостасей Пресвятой Троицы.

В радуге фиолетовый цвет самый последний – седьмой. Он соответствует седьмому дню сотворения мира. Господь творил мир шесть дней, седьмой же стал днем покоя.

После крестных страданий закончился земной путь Спасителя, Христос победил смерть, победил силы ада и упокоился от земных дел.

Есть еще одно значение фиолетового цвета, связанное с его особым свойством, – соединять начало и конец радуги. Это соответствует словам Христа Спасителя о себе: «Я есть Альфа и Омега, начало и конец, Первый и последний». Это надо понимать так: конец земной жизни Спасителя стал началом новой жизни – в Царствии Небесном.

Черный

В церковном облачении используется и черный цвет. В сознании русских людей он с давних пор ассоциируется со смирением и покаянием. Вот почему монахи всегда в черном.

Черный цвет — цвет смирения и покаяния

Такие облачения используются в дни Великого поста (кроме субботних, воскресных и праздничных дней, когда пост ослабляется). Они напоминают о том, что Великий пост – время особого покаяния и смирения.

Если для мирских дел при важных торжественных случаях одеваются в лучшие одежды, то при служении Богу облачаются в особые одежды. Под священными одеждами подразумевается одежды, употребляемые при Богослужении. Каждому чину священнослужителей и церковнослужителей назначены при Богослужении свои особые одежды. При этом высший чин священнослужителей всегда имеет облачения низших чинов.

Диакон облачается в стихарь -длинная одежда с широкими руковами, в стихарь так-же облачаются алтарники и чтецы, орарь -длинная широкая лента, которую он носит поверх стихаря на левом плече. На руки диакон одевает поручи -короткие нарукавники, охватывающие только запястье.

Священник облачается в подризник (стихарь с узкими руковами), епитрахиль -сложенный в двое орарь, озночает что священнику даётся двойная благодать, большая чем диакону, по уставам Церкви, священник без епитрахили, как диакон без ораря, не может совершать ни одной службы. Пояс -одежда одеваемая поверх епитрахили и подризника и знаменует готовность служить Господу и Божественную силу, укрепляющую священнослужителей в прохождении их служения.Набедренник и палица -это одежды, носимые на поясе при бедре. Первая представляет собой четырёхугольный, несколько продолговатый плат, а вторая-плат квадратный. Фелонь , или риза -это длинная круглая одежда без рукавов с отверстием для головы, фелонь напоминает священникам об одежде правды, которой они должны быть облачены как служители Христовы. На голове во время богослужения священники носят скуфьи -небольшие шапочки из материи, или камилавки -высокие бархатные шапки, которые даются как награда или отличие. В отличие от диаконов священники носят на облачении, и на своей домашней одежде наперсный крест.

Облачением епископа служат все священнические облачения, только вместо фелони, епископ носит саккос, поверх него омофор . Омофор означает ту заблудившуюся овцу, которррую Христос, Добрый Пастырь, взял на плечи, чтобы отнести к Отцу. Митра -состовляет головное украшение епископа, она служит символом пастырской власти, такое же значение имеют скуфьи и камилавки, даваемые священникам. Панагия -небольшой круглый образ Спасителя или Божьей Матери, носимый епископами на груди. Жезл , или посох , употребляемый епископами при священнослужении, указывает на их пастырскую обяззаность: направлять свою паству на путь спасения, не допускать её до заблуждений и отражать нападающих на неё духовных волков. Орлецы -круглые коврики с изображением орла, летящего над городом. Они полагаются во время богослужения под ноги епископу и напоминают ему, что он должен своими помыслами и делами стремится к небесам. На груди епископ носит наперсный крест.

Частью церковно-литургической символики являются разнообразие цветов священничиских облачений. Их цветовую гамму составляют все цвета радуги: красный, жёлтый, ораньжевый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый; а кроме того ещё и белый.
Белый цвет , является символом Божественного нетварного света. В белых облачениях священники служат в великие праздники: Рождества Христова, Богоявления, Вознесения, Преображения, в них начинается Пасхальная утреня. При крещении и погребениии священник тоже одет в белое.
Красный цвет вслед за белым продолжает богослужение Пасхи и в красных ризах служат до праздника Вознесения. Этот цвет символ неизреченной, пламенной любви Божией к роду человеческому. Но красный также цвет крови поэтому в красных облачениях проходят службы в честь мучеников.
Жёлтый, или золотой и ораньжевые цвета являются символами славы, величия и достоинства. В таких облачениях служат в воскресные дни и в дни памяти пророков, апостолов и святителей.
Зелёный цвет принят в дни памяти приподобных и свидетельствует о том, что их монашеских подвиг оживотворяет человека соединением со Христом и возводит его на небо. В зелёных цветах служат в день Святой Троицы, вербное воскресенье,понедельник Святого Духа.
Голубой или синий цвет Богородичных праздников. Это цвет неба, и он соответствует учению о Богородице, носившей в своём чреве Христа-Небожителя.
Фиолетовый цвет принят в дни памяти Креста Господня.
В чёрный цвет облачаются священники в дни Великого поста. Это символ отречения от пышности, от мирской суеты, цвет покаяния и плача.

И пр.) используются разных цветов.

Цветовая гамма богослужебных облачений состоит из следующих основных цветов: белый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный. Все они символизируют духовные значения празднуемых святых и священных событий. На православных иконах цвета в изображении ликов, одеяний, предметов, самого фона, или "света", как его называли в древности, также имеют глубоко символическое значение. То же самое относится к настенным росписям, убранству́ храмов. Исходя из установившихся традиционных цветов современных богослужебных облачений, из свидетельств Священного Писания, творений святых отцов, из сохранившихся образцов древней живописи, можно дать общие богословские толкования символики цвета.

Важнейшие праздники Православной Церкви и священные события, которым усвоены определенные цвета одеяний, можно объединить в шесть основных групп.

  1. Группа праздников и дней памяти Господа Иисуса Христа, пророков, апостолов и святителей. Цвет облачений - золотой (желтый), всех оттенков.
  2. Группа праздников и дней памяти Пресвятой Богородицы, бесплотных сил, дев и девственников. Цвет облачений - голубой и белый.
  3. Группа праздников и дней памяти о Кресте Господнем. Цвет облачений - фиолетовый или темно-красный.
  4. Группа праздников и дней памяти мучеников. Цвет облачений - красный. В Великий четверг - темно-красный, хотя все убранство алтаря остается черным, на престоле - белая пелена.
  5. Группа праздников и дней памяти преподобных, подвижников, юродивых. Цвет облачений - зеленый. День Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим, день Святого Духа празднуются, как правило, в зеленых облачениях всех оттенков.
  6. В период постов цвет облачений - темно-синий, фиолетовый, темно-зеленый, темно-красный, черный. Последний цвет употребляется преимущественно во дни Великого поста. На первой седмице этого поста и на будних днях прочих седмиц цвет облачений черный; в воскресные и праздничные дни - темный с золотой или цветной отделкой.

Погребения, как правило, совершаются в белых облачениях.

В древности в Православной Церкви не было черных богослужебных облачений, хотя повседневные одежды духовенства (особенно - монашества) имели черный цвет. В древности в Греческой и Русской Церквах по Уставу Великим постом облачались в "багряны ризы" - в облачения темно-красного цвета. В России впервые было официально предложено облачиться по возможности в черные ризы петербургскому духовенству в 1730 г. для участия в похоронах Петра II. С тех пор черные облачения входят в обиход погребальных и великопостных служб.

В каноне богослужебных облачений нет "своего места" у оранжевого цвета. Будучи соединением красного и желтого, он в тканях как бы скользит: с оттенком в сторону желтого воспринимается как желтый (золото часто дает оранжевый отлив), а с преобладанием красного - как красный. Если учесть это замечание об оранжевом цвете, то нетрудно заметить, что в церковных облачениях присутствуют белый цвет и все семь основных цветов спектра, из которого он состоит, и черный цвет как отсутствие света, символ небытия, смерти, траура или отречения от мирской суеты и богатства.

Семь основных цветов радуги (спектра) соответствуют таинственному числу семь, положенному Богом в порядки небесного и земного бытия, - шести дням творения мира и седьмому - дню покоя Господа; Троице и Четвероевангелию; семи таинствам Церкви; семи светильникам в небесном храме и т. д. А наличие в красках трех непроизводных и четырех производных цветов соответствует представлениям о несозданном Боге в Троице и созданном Им творении.

"Бог есть любовь", явленная миру особенно в том, что Сын Божий, воплотившись, пострадал и пролил Кровь Свою за спасение мира, Кровью Своею омыл грехи человечества. Бог есть огонь поядающий. Моисею Господь открывается в огне неопалимой купины, огненным столпом путеводит Израиль в обетованную землю. Это позволяет отнести красный цвет, как цвет пламенной любви и огня, к символу, преимущественно связанному с представлением об Ипостаси Бога Отца .

Крестная смерть Спасителя явилась упокоением Господа Иисуса Христа от Его дел спасения человека в земном человеческом естестве. Это соответствует упокоению Бога от дел творения мира в седьмой день, после создания человека. Фиолетовый цвет - седьмой по счету от красного, с которого начинается спектральная гамма. Присущий памяти о Кресте и Распятии фиолетовый цвет, содержа в себе красный и голубой цвета, обозначает, кроме того, некое особое присутствие всех Ипостасей Святой Троицы в крестном подвиге Христа. И в то же время фиолетовый цвет может выражать мысль о том, что Своею смертью на Кресте Христос победил смерть, так как соединение вместе двух крайних цветов спектра не оставляет в образовавшемся тем самым цветовом замкнутом круге никакого места черноте, как символу смерти.

Фиолетовый цвет также употреблен для архиерейской мантии, так что православный епископ как бы облекается весь в крестный подвиг Небесного Архиерея, образом и подражателем Которого епископ является в Церкви. Подобные же смысловые значения имеют и наградные фиолетовые скуфии и камилавки духовенства.

Праздникам мучеников усвоен красный цвет богослужебных облачений в знак того, что кровь, пролитая ими за веру во Христа, явилась свидетельством их пламенной любви ко Господу "всем сердцем и всею душею" (Мк. 12, 30). Таким образом, красный цвет в церковной символике - это цвет безграничной взаимной любви Бога и человека.

Зеленый цвет облачений на дни памяти подвижников и преподобных означает, что духовный подвиг, умерщвляя греховные начала низшей человеческой воли, не умерщвляет при этом самого человека, а оживотворяет его сочетаванием с Царем Славы (желтый цвет) и благодатью Духа Святого (голубой цвет) к жизни вечной и обновлению всей человеческой природы.

Белый цвет богослужебных облачений принят в праздники Рождества Христова, Богоявления, Благовещения потому, что он, как отмечалось, знаменует собою несозданный Божественный Свет, приходящий в мир и освящающий собою творение Божие, преображающий его. По этой причине в белых ризах служат и в праздники Преображения и Вознесения Господня.

Белый цвет также принят для поминовения усопших, потому что он очень ясно выражает смысл и содержание заупокойных молитв, в которых испрашивается для отшедших от земной жизни упокоение со святыми, в селениях праведников, облеченных, согласно Откровению, в Царстве Небесном в белые ризы Божественного света.

С учетом установившейся в Русской Церкви богослужебной практики, таблица цветов богослужебных облачений выглядит следующим образом.

  • Средние Господские праздники , седмичные дни вне Великого поста, субботние и воскресные дни - золотистый (желтый)
  • Богородичные праздники голубой
    • Собор Пресвятой Богородицы - белый или голубой
  • Крестовоздвижение (до отдания включительно) и другие празднования в честь Креста Господня - бордовый или фиолетовый
  • Св. ап. и ев. Иоанна Богослова - белый
  • Навечерие Рождества Христова - белый
  • Рождество Христово (до отдания включительно) - золотистый или белый
  • Обрезание Господне , Навечерие Богоявления , Богоявление (до отдания включительно) - белый
  • Сретение Господне (до отдания включительно, кроме воскресных дней) - голубой или белый
  • Подготовительные Недели к Великому посту - золотистый (желтый) (в некоторых храмах фиолетовый )
  • Прощеное воскресенье , начиная от "Сподоби, Господи..." - черный (в некоторых храмах фиолетовый )
  • Страстная седмица - черный или темно-фиолетовый
    • Великий Четверг - фиолетовый
    • Великая Суббота (начиная от чтения Евангелия на Литургии и заканчивая полунощницей непосредственно перед Пасхальной заутреней) - белый .
  • Пасха (до отдания включительно, кроме воскресных дней) - красный По традиции, во время пасхальной заутрени священнослужители , если есть такая возможность, несколько раз переоблачаются в ризы разных цветов

Облачение диакона состоит из стихаря, ораря и поручей.

Стихарь – длинная просторная верхняя одежда из тяжелой материи с широкими рукавами и разрезами на боках. Стихарь символизирует одежду спасения.

Орарь (от латинского «молиться» и греческого «хранение», «попечение о душах верующих») – длинная узкая лента, которую во время Богослужения дьякон носит на левом плече. Без ораря дьякон не может принимать участие в церковной службе. По толкованию святых отцов, орарь символизирует ангельские крылья, так как дьяконы олицетворяют образ ангельского служения.

Поручи – короткие нарукавники, которые стягивают широкие рукава рясы. Поручи являются неотъемлемой частью как диаконского, так и священнического, и епископского облачения. Ношение поручей означают, что не человеческие руки, а Сам Господь через них Своей Божественной силой совершает таинства.

Кроме диаконских одежд – стихаря (у священников он называется подризником) и поручей, в облачение священника входят еще епитрахиль, пояс, набедренник, фелонь и крест.

Подризник священников и епископов – это нижняя богослужебная одежда. Он отличается от дьяконского стихаря тем, что шьется из белого шелка и имеет узкие рукава со шнурками на концах, которые плотно затягиваются у запястья. Белый цвет подризника означает чистоту души и соответствует небесным одеждам Ангелов и людей, а также напоминает о белых ризах Преображенного Христа.

Епитрахиль (с греч. «нашейник») – полоса ткани, обнимающая шею, скрепленная спереди и двумя концами спускающаяся вниз. Без епитрахили священник не может совершать ни одной службы. Епитрахиль обозначает двойную (по сравнению с диаконом), особенную благодать, которая дает ему право и обязанность быть не только служителем, но и совершителем Таинств Церкви.

Пояс – короткая и широкая лента, которой опоясывается подризник во время богослужения. Пояс символизирует препоясание Господа Иисуса Христа перед Тайной Вечерей и означает Божественную силу, которая укрепляет священнослужителя.

Фелонь или риза – верхняя священническая одежда: широкая, длинная, без рукавов, с отверстием для головы и большим вырезом спереди для рук. На спине в верхней части фелони так же, как и на дьяконском стихаре, помещается знамение креста. Ниже под крестом нашивается восьмиконечная звезда, которая означает наступление Царствия Небесного, новое небо и новую землю. В этих символах –
кресте и восьмиконечной звезде – обозначены начало и конец спасения человечества во Христе. Фелонь символизирует багряницу, в которую одели Иисуса Христа римские воины во время суда над Ним у Пилата. Фелони шьются из золотой и серебряной парчи, что символизирует сияние Славы Господней.

Набедренник – четырехугольный продолговатый плат на длинной ленте, украшенный крестом. Священник носит его на правом боку. Набедренник – первая награда священника, символизирует «духовный меч», которым для священнослужителей является слово Божие – Евангелие.

Палица – четырехугольный плат, привешиваемый за один угол на правом бедре. Палица в виде ромба – тоже символ Евангелия.

Набедренник, как и палица, являясь наградами, не входят в число обязательных предметов облачения священнослужителей.

Некоторые священники носят при богослужении фиолетовую камилавку – третью после набедренника и скуфии награду священника.

Кроме священнических одежд – подризника, епитрахили, поручей и пояса – в облачение епископа входят еще саккос, омофор, палица, панагия, митра и мантия.

Саккос внешне напоминает укороченный снизу и в рукавах диаконский стихарь.

Самым древним архиерейским облачением является омофор – широкая длинная полоса материи с изображением крестов. Он надевается на плечи епископа так, что огибает оба плеча и одним своим концом спускается с левого плеча спереди, а другим – с этого же плеча сзади. Концы омофора спускаются почти до подола саккоса.

Головным убором архиереев при богослужении является митра – богато украшенная шитьем, драгоценными камнями и миниатюрными иконами высокая твердая «шапка». Митра символизирует собой терновый венец Спасителя. Митра служит наградой и наиболее заслуженным протоиереям.

Во время торжественных процессий и церемоний епископ входит в храм в архиерейской мантии фиолетового цвета. В храме архиерей мантию снимает и облачается в богослужебные одеяния. По покрою архиерейская мантия подобна монашеской мантии, но гораздо шире и длиннее ее.

Отличительный нагрудный знак епископа – панагия с образом Богоматери. С греческого «панагия» переводится как «все-святая». Это образ Божией Матери круглой или овальной формы с многочисленными украшениями. В повседневной обстановке епископы носят только панагию, а во время богослужения – панагию и крест. Епископские крест и панагия являются знаками высшей власти в Церкви и напоминают о том, что епископ должен иметь в своем сердце Господа и Богоматерь, а потому у него должно быть чистое сердце и правый дух. В повседневной жизни епископ носит панагию как служитель Богоматери, представитель Ее власти на земле.

При архиерейском богослужении употребляются еще жезл, орлец, рипиды, дикирии и трикирии.

– это богато украшенный посох, который архиерей носит во время богослужения. Жезл является знаком высшей пастырской власти.

Орлец – круглый коврик с изображением орла, на котором стоит архиерей во время богослужения.

Рипиды – укрепленные на длинных рукоятках металлические круги с изображением шестикрылых Серафимов. Рипиды напоминают верующим, что во время литургии в храме невидимо присутствуют святые ангелы.

Дикирий – переносной подсвечник с двумя свечами, которые символизируют два естества Иисуса Христа (божественное и человеческое). Дикирием архиерей благословляет народ во время богослужения.

Трикирий – переносной подсвечник с тремя свечами, которые символизируют три ипостаси Святой Троицы.

Цвета богослужебных облачений и их символика

Всякий, кто хотя бы раз присутствовал на православном богослужении, непременно обращал внимание на красоту и торжественность облачений священнослужителей, а также различные цвета богослужебных облачений.

Цветовую гамму облачений составляют все цвета радуги: красный, желтый, оранжевый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый; их совокупность – белый цвет, и противоположность белого – черный. Каждый цвет символизирует духовное значение события, в честь которого совершается богослужение и соответствует определенной группе праздничных пли постных дней.

Белый цвет , объединяющий в себе все цвета радуги, – символ Божественного света. В белых облачениях служат в великие праздники Рождества Христова, Богоявления, Вознесения, Преображения, Благовещения. В белых облачениях, как правило, совершают чин погребения усопших, так как для христианина смерть является лишь переходом в иной мир. В них начинается и Пасхальная утреня в знак Божественного света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя.

В некоторых храмах принято на пасхальной утрене на каждой из восьми песен канона менять облачения, так что священник каждый раз предстает в ризах иного цвета. Игра цветов очень соответствует этому «торжеству торжеств».

Красный цвет , вслед за белым, продолжает богослужение Пасхи. В красных облачениях служат и всю последующую Светлую седмицу. Это символ любви Божией к роду человеческому. Но это также цвет крови, и поэтому в красных или багряных облачениях проходят службы в честь святых мучеников.

Желтый (золотой) и оранжевый – это царские цвета. В облачениях этих цветов служат в праздники в честь Господа Иисуса Христа и по воскресным дням, так как воскресенье посвященно Господу – Царю Славы. В золотых одеждах Церковь отмечает и дни Его особых помазанников – пророков, апостолов и святителей.

Голубой или синий – цвет праздников Пресвятой Богородицы, символизирующий особую чистоту и непорочность. Еще это цвет неба, поэтому в облачениях этих цветов служат в праздники в честь ангельских сил.

Зеленый цвет – слияние желтого и голубого. Он принят в дни преподобных, подвижников и юродивых и свидетельствуют о том, что их монашеский подвиг оживотворил человека соединением со Христом (желтый цвет) и возводит его на небо (голубой). В зеленых цветах всех оттенков по древней традиции служат в Вербное Воскресение, в день Святой Троицы и в Понедельник Святого Духа.

Фиолетовый цвет принят в дни памяти Креста Господня. В нем как бы соединены красный, цвет крови Христовой, и синий, указывающий, что Крест открыл нам дорогу в небо.

Черный или темно-коричневый цвет наиболее близок по духу дням Великого поста. Это символ отречения от мирской суеты, цвет плача и покаяния.