Поль сезанн берега марны. Создание собственного стиля

Поль сезанн берега марны. Создание собственного стиля

Раннее творчество Поля Сезанна складывалось под влиянием позднеромантической традиции. Его живопись была темной, насыщенной черным цветом. В начале 1860-х гг. Сезанн приезжает из Экса, своего родного города, в Париж, знакомится с творчеством импрессионистов, в его картинах появляется свежесть цвета, мягкость переходов. Но все же даже в период наибольшей близости с импрессионистами Сезанн отличался от них стремлением к обобщению форм, к плотной скомпонованности пейзажа.

Сезанн принадлежал к поколению Ренуара и Клода Моне. Он был близко знаком с импрессионистами, работал с ними бок о бок и некоторое время принимал участие в их выставках. Однако его искусство с самого начала носило иной, не только отличный, но во многом противоположный искусству импрессионистов характер. Зрелое творчество Сезанна относится к тому этапу французской живописи, который историки искусства называют "постимпрессионизмом". Постимпрессионисты отказываются от простой фиксации световых явлений, от передачи на холсте точных зрительных ощущений. Они стремятся к большему синтезу формы и цвета, желая придать изображению обобщающий характер, выразить представление о мире вообще.

Написанная в зрелый период творчества Сезанна, картина "Берег Марны" появилась на два года позднее "Стога сена" К. Моне, между тем и художественный замысел и живописный строй этого полотна принципиально иные. Пейзаж Сезанна подчеркнуто статичен: почти горизонтальной линии берега реки противопоставлены строгие вертикали дома и деревьев на берегу. Неподвижность пейзажа усиливается тем, что он отражается в зеркальной, словно застывшей, воде. Река кажется застывшей, как зеркало, неподвижными кулисами стоят деревья по берегам.

Если у импрессионистов мир порою растворялся в солнечном блеске, в постоянно меняющейся световоздушной атмосфере, то у Сезанна он вновь обретает весомость: в пейзаже подчеркнута структура здания и объемность массы деревьев. Однако природа предстает иной, чем в картинах старых мастеров. Здесь нет иллюзорно написанной листвы. Деревья в картине образуют обобщенную геометризированиую, словно граненую, массу.

Сезанн заимствовал у импрессионистов очищенную от черного цвета палитру. Тем не менее колорит картины темный и холодный: доминируют синие и сине-зеленые тона, их "поддерживают" коричневый и фиолетовый. Вместо добротного "импрессионистического" мазка можно видеть лишь отдельные пятна цвета, составляющие структуру живописного слоя, сквозь который кое-где проглядывает белая грунтовка холста. Большую роль в колористической системе художника играет так называемый "протекающий" цвет, т. е. один и тот же цвет, проступающий в живописи неба и воды, деревьев и почвы. Благодаря этому полотно обретает внутреннее единство, целостность.

Сводя пеструю красочность окружающего мира к строго определенным колористическим сочетаниям, обобщая и геометризируя предметные формы, Сезанн отбрасывает все лишнее, случайное, преходящее. Непритязательный мотив с банальной дачной виллой приобретает у него особую одухотворенность. Архитектонично построенный, суровый по цвету пейзаж "Берег Марны" молчаливой торжественностью заставляет вспомнить классические ландшафты Пуссена, чье высоко этическое творчество служило для Сезанна образцом.

Картина поступила в Эрмитаж в 1930 году из Государственного музея нового западного искусства в Москве.

ПОЛЬ СЕЗАНН. Пейзажи и история любви.

Поль Сезанн(1839-1906) - французский живописец, один из самых ярких представителей постимпрессионизма. Именно его посмертная выставка в 1906 году стала поворотным пунктом в истории всего искусства XX века. Именно его картины вдохновили на новые поиски художников самых разных направлений. Многие искусствоведы до сих пор называют такое популярное течение, как кубизм, "гиперсезаннизмом"... .

Коте де Галлет в Понтуазе, 1880

Жюль Массне - Размышление из оперы "Таис"

Поль Сезанн и молоденькая, едва достигшая девятнадцатилетия натурщица Гортензия Фике - встретились в Париже в 1869-ом. Ещё не востребованный и не признанный широкой публикой, тридцатилетний Сезанн сразу понял, что в этой провинциальной девочке есть нечто такое, что достойно и внимания, и уважения. А она, восторженная умница, увидела, как друзья-художники ценят его живопись, продиктованную первым впечатлением, созданную в новообретённой стилистике, будто объёмную, полную воздуха, отмеченную высочайшей духовностью.


Пруд в Осни, 1875

Так начался их роман, их “Битва любви”. И, конечно, в этой одноименной, полной чистой эротики картине присутствовала Гортензия. В созданных им портретах Гортензии своего рода исповедь художника о его любви к этой женщине, и мучительном понимании того, что он не может дать ей любовь столь же огромную, какую дарила ему она. Их, этих портретов, 29 - масло, акварель, графика. Это история жизни женщины, умевшей любить, но история любви несчастливой с многолетним ожиданием, когда Поль ответит такой же страстью, какую испытывает она. Любовь налетела стремительно, и через три года родился Поль, единственный сын. Но жениться на Гортензии Сезанн не мог: точно так же, как долгие годы противился его отец-банкир занятиям сына живописью, не принимал он и его союз с натурщицей. Речи о браке быть не могло...

Берега Марны (Вилла на берегу реки), 1888

Вдобавок, узнав, что Поль живёт вместе с возлюбленной, отец вдвое уменьшил ему содержание. Картины не покупали. Зачастую материально помогал друг Эмиль Золя. Теперь представьте себе, каково было все эти годы Гортензии: неопределённость, страх быть брошенной, издержки трудного, взрывчатого характера Сезанна... И всё это на портретах в её глазах - она ведь была самой частой моделью Поля, который умел выразить не случайное и поверхностное, а главное и сокрытое. В 1886 году, через 17 лет, Поль, наконец-то, повёл Гортензию под венец, и она стала полноправной мадам Сезанн. Впрочем, это не рекорд: Огюст Роден обвенчался со своей Розой, когда их сыну было 50.


Бассейн в парке Жа де Буффан, 1876

У Сезаннов всё резко изменилось: вскоре умер старый банкир, оставив сыну значительное состояние, да и имя художника стало популярным, а живопись - признанной. Появились заказы, картины стали покупать... И он давно прозрел, как эта женщина его любит и как она ему нужна. А она оставалась собой - любящей и отчаянно боящейся потерять любимого. Сезанн, любя её очень-очень по-своему, с бесконечными срывами, это честно отображал на ее портретах.


Шато Нуар. 1904

Но в конце века он отдалился от своей жены, которая воспитывала их сына Поля. В одном из писем утверждал, что воспрял к жизни благодаря некоей крестьянке Фанни, которая позволила ее обнять...

Но это тема другого разговора, а сегодня я сочла возможным остановиться только на своих любимых, изумительных на мой взгляд, пейзажах Поля Сезанна, панорамных и наполненных светом.


Пейзаж в Жа де Буффан, 1876

Залив Эстак с востока, 1882

В долине Уазе, 1874

Дома и деревья, 1881

Вид на Овер, 1873

Высокие деревья в Жа де Буффан, 1887

Гора Сент-Виктуар, 1900

Долина Уазе, 1880

Дом повешенного в Овере, 1873

Дома в Эстаке, 1880

Большая сосна, 1889

Бассейн и умывальник в Жа де Буффан

Каштаны и усадьба в Жа де Буффан, 1876

Эстак с красными крышами, 1885

Марсельский залив, 1885

Мельница в Понтуаз

Мон-Сент-Виктуар, 1887

Озеро в Анси, 1896

Мост через Марну, 1888

Мост и водопад в Понтуазе, 1881

Порт на Сене

Пейзаж с виадуком, гора Сент Виктория, 1887

Пейзаж с мельницей,1860

Пейзаж, 1870

Пейзаж в Провансе, 1875

Полуденный пейзаж, 1887

Тающий снег в Фонтенбло, 1880

Тополя, 1879-82

Усадьба в Жа де Буффан, 1870

Шато де Медан, 1880

Эстак, утро

Гора Сент Виктория, 1895

Природа севера Франции всегда являлась излюбленным мотивом художника Поля Сезанна. Множество пейзажей в творчестве Поля Сезанна посвящено изображению гор, каштановых насаждений, речных берегов французского Прованса. В общий ряд подобных произведений можно отнести и написанную живописцем работу «Берег в Марне». Пейзаж «Берег в Марне» Поль Сезанн написал в 1888 году. На данный момент полотно можно увидеть в экспозиции Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве.

Пейзаж выполнен в технике масляной живописи, однако скорее напоминает создание изображения по мокрой бумаге или с помощью акварельных красок. Настолько образы получились пропитанными влагой, а очертания расплывчато-радужными. На картине изображена северная река Франции и правый приток Сены, река Марна. Речная гладь точно зеркальная поверхность, в которой отражается небо, деревья и дом на берегу. Небо заполнено растёкшимися сиреневато-голубыми красочными штрихами, напоминающими жидкие, водные всполохи. Кое-где проступают совсем белые просветы. Пейзаж распространяется во всё пространство холста, заполняя и вмещая в себя берег и саму Марну.

Картина «Берег в Марне» — работа, которая направлена в первую очередь на созерцание, любование и восхищение красотой северной природой, тихой красотой реки. Так и ощущается, глядя на полотно, что воздух здесь целиком пропитан влагой. И кажется, настолько, что даже окрасился в сиреневато-синий цвет, став тяжелее. Таким воздухом стало труднее дышать, зато всё живое, зелень, деревья и цветущие газоны разрастаются, искрясь и переливаясь на свету.

В глубине полотна изображён небольшой лёгкий мост, а за ним, ещё дальше – плотная тёмно-зелёная стена деревьев, различающихся своей формой и очертаниями. Какие-то из них более вытянутые и тонкие, другие более пышные и крупные. Однако, все вместе они смотрятся, как зелёная переливающаяся также различными оттенками полоса, служащая одновременно и линией горизонта в данной живописной работе. Перспективное построение ощущается не так явно или же вовсе нивелируется в сравнении с живописью станковой.

Большее внимание здесь уделяется не технике, мастерству композиции, а передаче настроения, сложного эмоционально-чувственного состояния, которое невсегда имеет чёткую формулировку и словесное обозначение. Поэтому о подобных состояниях и переживаниях следует говорить не словами, а используя краски и подходящую палитру. Вот и в этот раз Полю Сезанну удалось воссоздать не пейзаж, не очередную копию действительности, а настроение, чувство мира, тёплое чувство внутреннего покоя, тихой радости и лёгкой грусти по тем грёзам и мечтам, которые навевает это полотно и которые, надо верить, сбудутся и обязательно воплотятся в нашей жизни, в нашем новом мире, где всегда солнце, где всегда шорох речной воды, где всегда существует мир, мир безмятежной Франции, мир тихого Прованса.