Ретро Хиросима или «Атомная Леда» Дали. Ретро Хиросима или «Атомная Леда» Дали Скорлупа. Яйцо — древний символ жизни

Ретро Хиросима или «Атомная Леда» Дали. Ретро Хиросима или «Атомная Леда» Дали Скорлупа.
 Яйцо — древний символ жизни
Ретро Хиросима или «Атомная Леда» Дали. Ретро Хиросима или «Атомная Леда» Дали Скорлупа. Яйцо — древний символ жизни

После Второй мировой войны человечество перешло в новую фазу существования. Одним из наиболее разрушительных и в тоже время стимулирующих факторов стало использование США ядерной бомбы, когда 6 и 9 августа 1945 года были уничтожены японские города Хиросима и Нагасаки. Конечно, с морально-этической точки зрения это событие стало позором для цивилизованного мира, но была и другая сторона – переход к принципиально новому уровню научно-технической мысли. В то же время, более ярко проявились и религиозные мотивы в западноевропейской и американской жизни.

Особенно глубоко новые тенденции проникли в среду творческой элиты и интеллигенции. Одним из наиболее чутких к трагическим событиями творцов оказался Сальвадор Дали. В силу своих психо-эмоциональных особенностей он довольно остро воспринял эту общечеловескую катастрофу и на фоне специфики своего искусства разработал свой художественный манифест. Это и ознаменовало новый период в его жизни и творчестве, который длился с 1949 по 1966 годы, под названием «ядерный мистицизм».

«Атомная Леда»

Первые признаки «ядерного мистицизма» появились в работе «Атомная Леда», где он выступил в синтезе с античной мифологией. Так, после приезда из Америки для Дали основной стала тема христианства. Наверное, первой в цикле работ можно считать написанную в 1949 году «Мадонну Порт-Льигата». В ней он попытался приблизиться к эстетическим критериям Ренессанса. В ноябре этого же года он совершил визит в Рим, где на аудиенции у Папы Римского Пия XII презентовал понтифику своё полотно. По словам очевидцев Папа был не слишком впечатлён сходством Богоматери с Галой, ведь церковь на тот момент взяла курс на обновление.

«Христос Сан хуана де ла Крус»

После этого знаменательного события у Дали родилась идея новой картины – «Христос Сан Хуана де ла Крус», для создания которой он взял за основу рисунок Распятия, создание которого приписывалось самому святому. На огромной картине был изображён Иисус над бухтой Порт-Льигата, вид на которую открывался с терассы дома художника. Позже этот пейзаж неоднократно повторялся на картинах Дали в 50-х гг.

«Дезинтеграция постоянства памяти»

А уже в апреле 1951 года Дали опубликовал «Мистический манифест», в котором провозгласил принцип параноидально-критического мистицизма. Сальвадор был абсолютно уверен в упадке современного искусства, который, по его мнению, был связан со скептицизмом и недостатком веры. Сам параноидально-критический мистицизм, по утверждению мастера, был основан на поразительных успехах современной науки и «метафизической духовности» квантовой механики.

«Мадонна Порт-Льигата»

Дали говорил, что взрыв атомной бомбы в августе 1945 года отозвался глубоким потрясением в его сознании. И с этого момента атом занял центральное место в мыслях художника. Многие из картин, написанных в тот период, передавали заметное ощущение ужаса, которое охватило художника после известия о взрывах. В этой ситуации увлечение мистицизмом помогло художнику создать новую форму для своих художественных концепций.

«Атомный крест»

Не смотря на острую критику и отрицательные отзывы, Дали всё же создал несколько настоящих шедевров. Работы каталонца оживляли образы Мадонны, Христа, местных рыбаков их Порт-Льигата и сонмы ангелов. Один из них в образе Галы появился на картине «Ангел из Порт-Льигата»(1956). Галу он изобразил также и на полотне «Святая Елена Порт-Льигата» (1956). В картинах мистико-ядерного цикла было несколько работ, в которых безраздельно главенствовал атом: «Дезинтеграция постоянства памяти» (1952-1954), «Ультрамариново-корпускулярное Вознесение» (1952-1953), «Ядерный крест» (1952).

«Святая-Елена-Порт-Льигата»

С помощью своих полотен Дали пытался показать наличие в атоме христианского и мистического начала. Он считал мир физики более трансцендентным, чем психологию, а квантовую физику – величайшим открытием ХХ века. В целом же, период 50-х годов стал для художника периодом интеллектуального и духовного поиска, который дал ему возможность совместить два противоположных начала – науку и религию.

Сальвадор Дали, хотя и жил в своем воображаемом мире, все же не был настолько оторван от реальности, чтобы не реагировать на все происходящее на нашей планете. Атомные бомбы, уничтожившие Хиросиму и Нагасаки в 1945 году, так шокировали художника, что не мог он не отреагировать на происходящее.

Но для него это событие стало неким днем открытий. Он вдруг понял, что весь мир состоит из атомов, а они – из элементарных частиц, которые никогда не соприкасаются друг с другом. Художник тоже не любил, когда его трогают, поэтому ему пришелся по вкусу тот факт, как построен весь мир. Вдохновленный этими знаниями, он написал свою картину «Атомная Леда».

О чем говорит это произведение искусства? Он считал, что эта картина соответствует его времени. В центре находится спартанская царица Леда, которая изображена в обличье Лебедя. Его моделью, с которой писалась царица, конечно, стала его жена Гала. Леду соблазнил Зевс, и она родила ему дочь Елену и сына Полидевка. Именно со вторым ассоциировал себя Дали, а свою жену – с Еленой, которая тоже с рождения была Еленой. Именно эта самая Елена стала причиной Троянской войны. Но одновременно Гала была и в образе Леды. Не секрет, что Дали любил свою мать, и жена в какой-то степени заменила ее, т.к. была на 10 лет его старше. По крайней мере, так считает Нина Геташвили, кандидат искусствоведения. На руке Леды обручальное кольцо. Этим он подчеркивал тот факт, что считает свою женитьбу самой главной удачей в своей жизни.


Себя художник изобразил и в виде лебедя, который не касается Леды, т.к. у него возвышенное переживание либидо. То, что лебедь здесь особенный, неземной, показывает и то, что он единственный на картине, у кого нет тени.

На картине мы можем увидеть и скорлупу. Яйца всегда были символом жизни. По легенде, дети Леды появились из яиц. Также Леда парит нал пьедесталом. Это потому, что Дали считал Галлу своей богиней метафизики, поэтому был уверен, что она достойна поклонения.

Также на картине вы видим угольник. Это символ популярной тогда науки – геометрии. Дело в том, что в основе картины лежит строгий математический расчет. Если изучить эскизы «Атомной Леды», но можно увидеть, что в ее основе находится пентаграмма, линии в которой соответствуют золотому сечению. Ученые эпохи Ренессанса считали золотое сечение наиболее гармоничным. Сам бы художник не справился с расчетами, поэтому ему помогал князь из Румынии Матила Гика, бывший известным математиком.

На полотне видна книга. Что это за книга, точно не известно, но искусствоведы предполагают, что это Библия, которая своим присутствием подчеркивает божественность изображенного. Если до этого Дали был атеистом, то в конце 40 –ых годов он опять стал интересоваться верой, вернулся в католическую церковь.

Картина «Атомная Леда»

Холст, масло. 61,1 х 45,3 см

Годы создания: 1947-1949

Ныне находится в Театре-музее Дали в Фигерасе

Когда в августе 1945 года две атомные бомбы уничтожили Хиросиму и Нагасаки, количество жертв и масштаб разрушений шокировали весь мир. Но не Сальвадора Дали. Ему стало скорее интересно, чем страшно за судьбу человечества. «С тех пор, — писал художник, — атом был излюбленной пищей для моего ума». Дали неожиданно открыл для себя, что атомы, из которых состоит все на свете, образованы элементарными частицами, не соприкасающимися друг с другом. Художнику, не выносившему, когда до него дотрагивались, вероятно, показалось символичным, что его ощущения совпадают с принципом, по которому существует мир, и Дали задумал «Атомную Леду».

Центром этого альтернативного космоса стали, что неудивительно, автор и его жена Гала. На полотне все объекты вселенной Дали существуют по тому же принципу, что электроны и ядро в атоме. «Атомная Леда» — ключевая картина жизни нашего времени, — утверждал художник. — Все подвешено в воздушном пространстве, ничто не соприкасается друг с другом».

1 Леда . В роли мифологической спартанской царицы, которую обольстил бог Зевс, явившись к ней в обличье лебедя, — Гала. Леда родила от Зевса Елену и Полидевка, а от смертного мужа Тиндарея — Клитемнестру и Кастора. Дали ассоциировал себя с Полидевком, а Галу, чье настоящее имя было Елена, — с мифологической тезкой, из-за которой началась Троянская война. Таким образом, Гала одновременно выступает в роли и сестры художника, и родительницы. По мнению кандидата искусствоведения Нины Геташвили, супруга, бывшая на десять лет старше мужа, казалась Дали воплощением его умершей матери, которую художник очень любил. Детей у пары не было.

2 Лебедь . Зевс в образе птицы, как полагал французский арт-критик Жан-Луи Ферье, еще одна ипостась Дали. В «Атомной Леде» художник в союзе с Галой творит ее и себя, мифических полубогов. То, что на картине лебедь не соприкасается с Ледой-Галой, означает, по словам Дали, «возвышенное переживание либидо». На картине лебедь — единственный, кто не отбрасывает тени: это знак его внеземной, божественной природы.


3 Скорлупа . Яйцо — древний символ жизни. Согласно мифу, дети Леды появились на свет из яиц. Со смертным близнецом Кастором Дали отождествлял старшего брата, тоже Сальвадора, который не дожил до рождения будущего художника. «Я хочу доказать себе, что я не умерший брат, я живой», — говорил Дали.

4 Постамент . Дали называл Галу «богиней моей метафизики» и изобразил ее как объект поклонения: парящей над пьедесталом, достойным статуи античного божества.


5 Угольник . Как и линейка, присутствующая в виде тени, это рабочий инструмент плотника и ученого, атрибут одного из семи свободных искусств в Средние века — геометрии. Здесь угольник и линейка указывают на математический расчет в основе композиции картины. На эскизах к «Атомной Леде» видно, что женщина и лебедь вписаны в пентаграмму, соотношение линий которой соответствует пропорциям золотого сечения. Эти пропорции, когда меньшая часть отрезка относится к большей так же, как большая ко всему отрезку, были известны еще древним грекам, а художники и ученые эпохи Ренессанса считали их идеально гармоничными. В расчетах Дали помогал знакомый математик, румынский князь Матила Гика.


6 Книга . Скорее всего, это Библия, намек на божественную природу происходящего. В конце 1940-х годов, параллельно с увлечением физикой и математикой, бывший воинствующий атеист Дали вернулся в лоно католической церкви и вскоре провозгласил себя «ядерным мистиком».


7 Море . Дали объяснял, комментируя в 1948 году на выставке эскиз к картине: «Море впервые изображено не соприкасающимся с землей; так, будто вы можете просунуть ладонь между морем и берегом и не намочить ее. Так, по-моему, проецируется на плоскость воображения один из наиболее таинственных и извечных мифов о происхождении человеческого из соединения „божественного и животного“, и наоборот».

8 Скалы . На заднем плане — пейзаж каталонского побережья: мыс Норфеу, между Росесом и Кадакесом. В этих местах Дали родился и вырос, а также встретил Галу; их он изображал на картинах всю жизнь. В США художник тосковал по родным пейзажам и был счастлив вернуться в Каталонию в 1949 году.


Картина «Атомная Леда» больше напоминающая ретро плакат. Каждая деталь на картине плавает в воздухе отдельно, и это отнюдь не случайно. В этом проходит прямая параллель с названием картины, Дали будто был поражен строением и структурой атома, на основе чего и решил создать свою систему.

Во главе композиции же спартанская правительница, императрица Леда. Которая изображена в преддверии полового акта с лебедем, в которого по легенде превратился Зевс.

Некоторые искусствоведы утверждают, будто Сальвадор Дали изобразил себя в виде лебедя, показав их отношения с Галой. Иные же утверждают, что в картине скрыта сложная теория, основанная на античных легендах. Мол Дали одновременно является ребенком Леды – Полидевком, в то время, как Гала отождествлялась с Еленой, ставшей причиной начала Троянской войны.

В «Атомной Леде» Гала получается и возлюбленной и матерью Сальвадора Дали, отчасти так было и на самом деле, ведь она была значительно старше его, она ухаживала за ним и наставляла. Кроме того, в ней можно найти некоторое сходство с настоящей матерью художника, так рано погибшей. Многие считают, что из-за любви Дали к матери подобные чувства любви и привязанности у него порой просыпались и по отношению к собственной жене.

Стоит отдельно отметить, что Дали превознес себя на картине выше других, выше Галы с помощью одной небольшой детали. У лебедя отсутствует тень, в отличие от иных изображаемых предметов, что означает его духовность, высшую сущность, неземную чистоту и силу духа.

Отчасти вдохновение «атомом» произошло и из-за атомной бомбардировки, обрушившейся на Хиросиму за 4 года до написания этого холста. В главной героине же мы несомненно узнаем извечную музу Садьвадора Дали - Галу. Отчасти пейзажная часть Каталонии, изображенная на картине, отличается от более традиционных композиций в подобном жанре именно за счет необычного, современного исполнения. И что удивительно, даже вода с песком будто не соприкасаются.

В самом низу картины по центру изображено разбитое яйцо, яйцо в произведениях Дали – символ оплодотворения и размножения. Его нецелостность весьма символична, при условии, что у Дали и Галы не было детей. Однако в этом символе скрыто не одно значение. Дети Леды также появились на свет из скорлупы, так что не удивительно, что она изображена здесь. В то же время сам Дали, изображая скорлупу, говорил, что это воспоминание о его умершем брате. Сальвадор Дали таким образом хочет точно показать и быть уверенным в том, что погиб брат, а не он сам.

В основе картины лежит пентаграмма (в нее вписаны Леда и лебедь) и золотое сечение, которое часто встречалось в произведениях искусства периода Ренессанса, которыми раньше сильно увлекался Дали. Множество парящих в воздухе деталей указывают на различные науки, отчасти используемые при создании картины.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк (👍 - палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.

Сальвадор Дали всю жизнь походил на увлеченного школьника. Узнал про психоанализ и много лет тащил его на картины. А потом он узнал про строение атомов…

Картина «Атомная Леда»
Холст, масло. 61,1 х 45,3 см
Годы создания: 1947–1949
Ныне находится в Театре-музее Дали в Фигерасе

Когда в августе 1945 года две атомные бомбы уничтожили Хиросиму и Нагасаки, количество жертв и масштаб разрушений шокировали весь мир. Но не Сальвадора Дали. Ему стало скорее интересно, чем страшно за судьбу человечества. «С тех пор, - писал художник, - атом был излюбленной пищей для моего ума». Дали неожиданно открыл для себя, что атомы, из которых состоит все на свете, образованы элементарными частицами, не соприкасающимися друг с другом. Художнику, не выносившему, когда до него дотрагивались, вероятно, показалось символичным, что его ощущения совпадают с принципом, по которому существует мир, и Дали задумал «Атомную Леду».

Центром этого альтернативного космоса стали, что неудивительно, автор и его жена Гала. На полотне все объекты вселенной Дали существуют по тому же принципу, что электроны и ядро в атоме. «Атомная Леда» - ключевая картина жизни нашего времени, - утверждал художник. - Все подвешено в воздушном пространстве, ничто не соприкасается друг с другом».


1. Леда . В роли мифологической спартанской царицы, которую обольстил бог Зевс, явившись к ней в обличье лебедя, - Гала. Леда родила от Зевса Елену и Полидевка, а от смертного мужа Тиндарея - Клитемнестру и Кастора. Дали ассоциировал себя с Полидевком, а Галу, чье настоящее имя было Елена, - с мифологической тезкой, из-за которой началась Троянская война. Таким образом, Гала одновременно выступает в роли и сестры художника, и родительницы. По мнению кандидата искусствоведения Нины Геташвили, супруга, бывшая на десять лет старше мужа, казалась Дали воплощением его умершей матери, которую художник очень любил. Детей у пары не было.


2. Лебедь . Зевс в образе птицы, как полагал французский арт-критик Жан-Луи Ферье, еще одна ипостась Дали. В «Атомной Леде» художник в союзе с Галой творит ее и себя, мифических полубогов. То, что на картине лебедь не соприкасается с Ледой-Галой, означает, по словам Дали, «возвышенное переживание либидо». На картине лебедь - единственный, кто не отбрасывает тени: это знак его внеземной, божественной природы.


3. Скорлупа . Яйцо - древний символ жизни. Согласно мифу, дети Леды появились на свет из яиц. Со смертным близнецом Кастором Дали отождествлял старшего брата, тоже Сальвадора, который не дожил до рождения будущего художника. «Я хочу доказать себе, что я не умерший брат, я живой», - говорил Дали.


4. Постамент . Дали называл Галу «богиней моей метафизики» и изобразил ее как объект поклонения: парящей над пьедесталом, достойным статуи античного божества.


5. Угольник . Как и линейка, присутствующая в виде тени, это рабочий инструмент плотника и ученого, атрибут одного из семи свободных искусств в Средние века - геометрии. Здесь угольник и линейка указывают на математический расчет в основе композиции картины. На эскизах к «Атомной Леде» видно, что женщина и лебедь вписаны в пентаграмму, соотношение линий которой соответствует пропорциям золотого сечения. Эти пропорции, когда меньшая часть отрезка относится к большей так же, как большая ко всему отрезку, были известны еще древним грекам, а художники и ученые эпохи Ренессанса считали их идеально гармоничными. В расчетах Дали помогал знакомый математик, румынский князь Матила Гика.


6. Книга . Скорее всего, это Библия, намек на божественную природу происходящего. В конце 1940-х годов, параллельно с увлечением физикой и математикой, бывший воинствующий атеист Дали вернулся в лоно католической церкви и вскоре провозгласил себя «ядерным мистиком».


7. Море . Дали объяснял, комментируя в 1948 году на выставке эскиз к картине: «Море впервые изображено не соприкасающимся с землей; так, будто вы можете просунуть ладонь между морем и берегом и не намочить ее. Так, по-моему, проецируется на плоскость воображения один из наиболее таинственных и извечных мифов о происхождении человеческого из соединения „божественного и животного“, и наоборот».


8. Скалы . На заднем плане - пейзаж каталонского побережья: мыс Норфеу, между Росесом и Кадакесом. В этих местах Дали родился и вырос, а также встретил Галу; их он изображал на картинах всю жизнь. В США художник тосковал по родным пейзажам и был счастлив вернуться в Каталонию в 1949 году.


9. Обручальное кольцо . Союз с Галой художник считал величайшей удачей своей жизни и главным источником вдохновения. Дали даже подписывал картины ее именем вместе со своим.

Художник
Сальвадор Дали

1904 - родился в Фигерасе (Каталония, Испания) в семье нотариуса.
1922–1925 - учился в Королевской академии искусств в Мадриде.
1929 - примкнул к сюрреалистам. Встретил женщину своей жизни - Галу (Елену Дьяконову), в то время жену поэта Поля Элюара.
1934 - зарегистрировал отношения с Галой во Франции.
1936 - рассорился с сюрреалистами и заявил: «Сюрреализм - это я!»
1940–1948 - жил с Галой в США.
1944 - создал «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения».
1963 - написал картину «Галацидалацидезоксирибонуклеиновая кислота», посвященную открытию в 1953 году ДНК.
1970–1974 - руководил постройкой Театра-музея Дали в Фигерасе.
19 82 - за несколько недель до смерти жены написал «Три знаменитые загадки Галы».
1989 - умер от сердечной недостаточности, осложненной пневмонией. Похоронен в Театре-музее.

Фото: AFP / East News, Alamy / Legion-media