Венера в греческой мифологии.  Венера - Все о Венере

Венера в греческой мифологии.  Венера - Все о Венере
Венера в греческой мифологии.  Венера - Все о Венере

БОГИНЯ ВЕНЕРА

Этимология имени Венера неизвестна. Есть предположения, что происходит оно от санскритского vanas - желание или vanita - возлюбленные, а может быть, и от латинского venia - милость богов. Марк Тулий Цицерон (106–43 г. до н.э.) в своем трактате «О природе богов» упоминает, видимо, распространенное тогда толкование имени: «Венера - потому, что приходит ко всему (Venus, quod ad omnes veniat)» [книга 3, абзац 62].
По свидетельству Марка Теренция Варана (116–27 г. до н.э.) культ Венеры существовал в Риме отнюдь не с момента основания государства (753 г до н. э.). Первый известный нам храм Венеры был открыт около Большого цирка (Circus Maximus) в 293 г. до н.э., и, что интересно, построен он был на деньги, собранные от штрафов, наложенных на благородных матрон за их непристойное поведение (правда, лично мне не очевидно, что скрывается за данной формулировкой).
Видимо, становление культа Венеры как покровительницы, а потом и прародительницы римлян произошло на закате республики.
Диктатор Сулла (138 - 78 гг. до н. э.) считал ее своей покровительницей, называл себя Эпафродитом, то есть любимцем Афродиты, в конце жизни принял агномен (четвертое имя) Felix. Изображения Венеры Счастливой (Venus Felix) в изобилии присутствуют на римских монетах времен Суллы, Цезаря и империи.
Юлий Цезарь (100–44 гг. до н.э.) также считал, что своими победами обязан покровительству Венеры. Находясь на вершине славы, ввел почитание Венеры Прародительницы (Venus Genetrix), основав в 45 до н. э. храм в Риме. Цезарь считал себя прямым потомком Венеры, род Юлиев вёл родословную от Юла, сына легендарного основателя римского государства, троянского героя Энея, матерью которого была сама Венера.

Храм Венеры-Прародительницы


Реконструкция храма Венеры Прародительницы в Риме

Храм Венеры Прародительницы - храм, некогда находившийся на форуме Цезаря в Риме.
Фасад храма был украшен 8 колоннами, до наших дней сохранились лишь три колонны и подиум. Храм был возведён Юлием Цезарем в 46 году до н. э. в знак признательности Венере (лат. Venus Genetrix), также богине домашнего очага и материнства, за то, что она привела Цезаря к победе при Фарсале над Помпеем. В храме находились статуи Цезаря, Клеопатры и Венеры, которая считалась матерью Энея и прародительницей рода Юлиев. Позднее храм был перестроен Домицианом и восстановленТраяном в 113 году.


Храм богинь Венеры и Ромы


Реконструкция храма богинь Венеры и Ромы

Храм богинь Венеры и Ромы (лат. templum Venus et Roma, также назывался templum urbis Romae, templum urbis) - некогда крупнейшее религиозное сооружение древнего Рима.
Сооружение занимало всю территорию от базилики Максенция и до долины Колизея, и было возведено на постаменте длиной в 145 м. и шириной в 100 м. Храм был построен при императоре Адриане в 135 году н.э., на том месте, где когда-то располагался портик Золотого дома Нерона.
Храм занимал центральную часть портика: он был построен из двух целл, одна напротив другой, с общей внутренней стеной. Целла, выходившая к форуму, была посвящена богине города Рима - Роме, другая посвящена богине Венере.
После пожара Максенций перестроил интерьер в 307 году н.э.: две апсиды были высечены в задней части целлы, где разместили статуи богинь, боковые стены с порфировыми колоннами обрамляли ниши для статуй. Пол был выложен геометрической мозаикой из цветного мрамора. Восточная целла сохранилась до наших дней лучше всего, так как она долгое время являлась частью церкви Санта-Франческа-Романа.

Венера (от venia - милость богов) - в двух своих аспектах - символ небесной и земной любви.
Олицетворение любви и женской красоты.
Венера связывается и с положительными, и с отрицательными аспектами женского начала - как покровительница и как божество гетер.
В качестве олицетворения любви Венера воплощает и духовную любовь, и физическое влечение.


Рубенс. Венера и Адонис.

Планета Венера во многих мифологиях выступает как символ божества любви (к примеру, аккадская богиня Иштар, римская богиня Венера; в одном из мифов шумерская богиня Инанна говорит о себе: «Я - звезда утреннего восхода»); в астральных представлениях шумеров и аккадцев она занимает особое место «царицы небес», наделенной владычеством над плодородием и любовью.

В Риме Венера первоначально была богиней полей и садов, ее отождествление с греческой богиней (которому не найдено четкого обоснования) послужило причиной того, что божество любви стало ассоциироваться с Великой матерью, в качестве Венеры Генетрии («Порождающая жизнь»).
Венера, в римской мифологии богиня садов, красоты и любви. В древнеримской литературе имя Венеры нередко употреблялось в качестве синонима плодов. После получившего широкое распространение предания об Энее Венера, почитавшаяся в некоторых городах Италии как Фрутис, была отождествлена с матерью Энея Афродитой. Теперь она стала не только богиней красоты и любви, но и покровительницей потомков Энея и всех римлян.

Представления римлян о происхождении Венеры описывает Цицерон:
«Венера первая была рождена богиней День от Неба. Ее храм мы видели в Элиде. Вторая - родилась от морской пены, от нее и Меркурия, говорят, родился Купидон второй. Третья, родившаяся от Юпитера и Дионы, вышла замуж за Вулкана. Но от нее и Марса родился, говорят, Антэрос. Четвертая - была зачата Сирией от Кипра и зовется Астартой. Она была женой Адонису».
Цицерон «О природе богов», книга 3, абзац 59.

Как у всех крупных божеств, у Венеры есть множество эпитетов, часть из них повторяют эпитеты Афродиты, часть связана с географией или с посвящением храма. Кроме уже упоминавшихся Венеры Счастливой (Venus Felix) и Венеры Прародительницы (Venus Genetrix), приведу еще три.
Венера Очистительница (Venus Cloacina) - посвящена примирению римлян и сабинян. Согласно легенде, римляне похитили во время одного из празднеств сабинянок, чтобы взять себе в жены. Сабиняни начали войну, но женщины, привязавшиеся уже к своим римским мужьям, добились примирения сторон.
Венера Лысая (Venus Calva). Самое распространенное объяснение: эпитет появился в память о римских женщинах, пожертвовавших свои волосы на то, чтобы сделать тетивы для луков и канаты для катапульт во время осады Рима.
Венера Победительница (Venus Victrix) - аналог вооруженной Афродиты, культа, сформированного греками под влиянием восточных культур, где богиня Иштар являлась и богиней войны. Сулла и Цезарь считали, что именно Венера принесла им победу. В неоклассическом искусстве этот эпитет часто употребляется в значении «Венера - покорительница людских сердец», например, скульптура Антонио Кановы Venus Victrix (портрет Полины Бонапарт).

Благодаря распространенности культа Венеры в римском государстве, до нас дошло много римских статуй богини, многие из которых, как принято считать, повторяют в общих чертах скульптуру Афродиты Книдской Праксителя.
В период ренессанса образ Венеры вновь стал чрезвычайно популярен, объясняется это тем, что Венера представляла собой классический сюжет, для которого нагота была естественным состоянием. Со временем Венера стала нарицательным названием любого художественного изображения обнаженной женщины.
Венера - мать Амура и любовной страсти.
Венера изображается прекрасной молодой женщиной в венке и с цветами в руках.

Словник : Вальтер - Венути . Источник: т. Va (1892): Вальтер - Венути, с. 906-909 ( · индекс ) Другие источники : БСЭ1 : МЭСБЕ :


Венера (лат. Venus) - одно из 12 божеств греко-римского Олимпа, Афродита у эллинов, богиня любви и красоты, мать Амура (Эроса), царица нимф и граций. По Гомеру Афродита, дочь Зевса и Дионы , обладает поясом, который способен сделать всякую женщину или богиню «прекраснее, чем сама красота». Таким образом, по первоначальному представлению Афродита является олицетворением красоты, высшей чарующей женской силы. Такова златокудрая с блестящим и влажным взглядом и сладкой (φιλομειδής) улыбкой на устах Афродита в Илиаде, сопровождаемая Харитами и вызывающая к себе удивление и восторг всего Олимпа. Илиада знает еще Афродиту-победительницу (νικηφόρος), воинственную (Αρεια) и царственную (Βασίλεια), которая является покровительницею троянцев. Лишь позже к этим образам начинают примешиваться другие черты: Афродита становится богинею любви, покровительницею браков и в ней олицетворяется женская производительная сила (Α. γεννητείρα, γαμόστολος). рассказы о ее замужестве с безобразным Гефестом (Вулканом) и о любовных похождениях с Ареем (Марсом) являются впервые в Одиссее; они позднейшего происхождения. Из рассказа Гезиода о рождении Афродиты из морской пены возникает представление о ней как покровительнице мореплавания; отсюда ее эпитеты: θαλασσιά, πελαγία (морская) и Αναδυoμένη (выходящая из морской пены), Ευπλοια, Λιμνησία (дающая благополучное плавание). Под финикийским влиянием Афродита сближается с Астартой и становится богинею страсти и чувственности. В Афинах почиталась Афродита Пандемос (всенародная), которая, как покровительница брака, считалась олицетворением народного союза и единства. Потом она была низведена в Афродиту Гетеру (Εταίρα), а в Коринфе и Ефесе даже имела эпитет πόρνη, т. е. представительница грубой и разнузданной чувственности. Последней противопоставляется Афродита Урания (небесная), которая особенно почиталась в Сикионе и Аргосе и отождествлялась с старшей из трех Парок, богинею судьбы.

Когда культ Афродиты был перенесен в Рим и отождествлен с Венерой - неизвестно; но вероятно, что он перешел туда из Сицилии, где очень рано был воздвигнут храм Афродиты Эрицинской. Древнеримская Venus была богинею садов, весны, произрастания и расцвета; но затем В. в Риме получает все эпитеты Афродиты и соответствующие последним разнородные культы; отсюда Venus genitrix, V. Victrix, vulgivaga, libitina, celestis. Цезарь и Август особенно покровительствовали культу В., как прародительницы (чрез Анхиза и Энея) римского народа и рода Юлиев. В 46 г. до Р. X. Цезарем воздвигнут на новом Форуме великолепный храм. По местностям, где культ Венеры-Афродиты пользовался особенным почетом, она носила название Citherea, Cyprida, Cnida, Pathia, Amathusia, Idalia, Erycine и др. В. посвящены, как символы любви, мирт (отсюда эпитет Myrtia), роза, яблоко, как символы плодородия - мак, голубь, воробей и заяц, как морской богине - дельфин и лебедь.

В древнегреческом искусстве тип изображений Венеры прошел чрез ряд последовательных изменений. Первые пластические олицетворения этой богини, как и самый ее культ, проникли в Грецию с остр. Кипр; но происхождение их надо искать в более отдаленных странах - в Вавилонии, Халдее и Сузиане, где воздавалось поклонение божествам, по значению близким к греческой Афродите, и откуда дошли до нас терракотовые, варварски натуралистические статуэтки богини, виновницы зарождения и размножения всего живущего, изображающие ее в виде нагой, украшенной головным убором, ожерельями и браслетами, женщины, обеими руками жмущей себе груди для того, чтобы полилось из них молоко (напр. одна из статуэток Луврского музея). Через посредство финикиян, этот прототип изваяний Афродиты был занесен из Азии на Кипр, как то доказывается несколькими его воспроизведениями, найденными на сем острове. Прямое азиатское происхождение следует приписать и тем кипрским статуэткам, в которых богиня является в длинной одежде и держит в правой руке яблоко или цветок, а левую руку скрытою под одеждой, у груди. Усвоив себе эти типы, греческое искусство архаического периода долго не расставалось с ними, но потом внесло в них чисто эллинскую строгую грацию. По-видимому, в начальную пору Греция знала только одну «Небесную» Афродиту, Афродиту-Уранию, власть которой распространяется на всю природу и, по выражению Эврипида, низводит на землю любовь и плодородие. В своих изваяниях, она уже перестает быть беззастенчиво нагою, но облечена в хитон и тунику, в одной руке держит у груди яблоко, цветок или голубя, а другою слегка приподнимает подол своей одежды (фрагмент статуи в Лионск. музее). К прежним представлениям о богине в непродолжительном времени присоединяется понятие об ее чарующей красоте; но даже в V в. греческая пластика остается верна строгому архаическому типу. К сожалению, от этого века не сохранилось мраморных статуй Афродиты, но другие относящиеся к нему памятники представляют ее одетою вполне скромно, в длинное платье и аттический хитон. Такою мы видим ее, напр., в бронзовых статуэтках, из которых многие служила подставками для зеркал (напр. одна из бронз Копенгагенск. муз.), в рисунках на вазах и во фрагменте восточного парфенонского фриза великолепного рельефа, принадлежащего школе Фидия. Такой характер, можно сказать с уверенностью, имели и три статуи Афродиты, исполненные самим великим афинским ваятелем и «Афродита в садах» (ένκήποις) его ученика, Алкамена. По мере того, как искусство греков становилось менее религиозным, иконографический тип богини утрачивал свою строгость, делался более соблазнительным, более чувственным. Самая личность ее, так сказать, раздвоилась: рядом с прежней Афродитой-Уранией явилась другая, Афродита-Пандемос (всенародная), олицетворявшая собою идею плотской любви и сладострастия. Постепенные видоизменения, испытанные при этом иконографическим типом Венеры, можно проследить по значительному количеству ее статуй, относящихся к разным эпохам: мало-помалу она освобождается от одежды; сначала легкий хитон еще облекает ее тело, обрисовывая его молодые и стройные формы и оставляя открытыми только правое плечо и правую грудь; нередко богиня одною рукою надевает себе на плечо развевающийся сзади плащ, а в другой держит яблоко (одна из статуй музея Кьарамонти, в Ватикане). Это - тип покровительницы преимущественно брачных союзов. Те же черты впоследствии получает у римлян Венера-Родительница (Venus Genetrix), лучшие статуи которой хранятся в галерее виллы Боргезе, в Риме, и в Неаполитанск. музее. Дальнейший шаг в указанном направлении составляют полуодетые изваяния, образцом которых может служить Венера Милосская, в Луврском музее - великолепная статуя, найденная в 1820 г. на остр. Милос и принадлежащая если не самому Скопасу, то одному из даровитейших его учеников (см. Ваяние табл. II). В ней верхняя часть обворожительно красивой женщины представляется в полной наготе, а нижняя, начиная с бедер, изящно прикрыта спущенною с туловища драпировкою; отбитыми и теперь утраченными руками богиня, как предполагают археологи, поддерживала на своих коленах щит, в который смотрелась, как в зеркало (см. Ravaisson, «La Venus de Milo», (1871); v. Goeler, «Die Venus von Milo» (1879); a также исследования Гассе (1882) и Киля (1882). Здесь художник, наделив богиню военным атрибутом, очевидно, хотел выразить идею об ее победоносном могуществе - идею о том, что против ее власти ничто не может устоять (Афродита-Никифорос, т. е. Победительница). Если судить по значительному числу вариаций этого типа, повторяющегося и в статуях, и в других памятниках, - он был в большом распространении. Из таких вариаций особенно интересна т. наз. Капуанская Венера , статуя Неаполитанского музея, изображающая богиню также обнаженною до бедер и попирающаю шлем левою ногою. В IV стол. великий скульптор новоаттической школы решается на еще более смелое видоизменение типа богини и снимает с нее всяческие покровы. Жители остр. Кос заказали Праксителю изваять для них Афродиту, но вместо одной ее статуи он исполнил две: одну - одетую, другую - совсем нагую; заказчики выбрали первую, как более согласную с религиозным преданием; вторую же приобрели книдяне, поставившие ее в небольшом храме, открытом со всех сторон, для того, чтобы было удобнее любоваться ею. Книдская статуя (см. статью С. Рейнаха «Книдская Венера» в «Вестнике изящ. иск.», 1888 г., стр. 189), красоте которой древние писатели расточают восторженные похвалы, изображала богиню в тот момент, когда, она, скинув с себя последнее покрывало, кладет его на близстоящую вазу и входит в воду для купанья. Ни подлинное произведение Праксителя, ни непосредственные копии с него не уцелели, и мы можем судить об общем виде книдской Афродиты только по ее изображениям на некоторых монетах. Но созданный Праксителем тип как нельзя более соответствовал чувственному вкусу тогдашних греков и следовавших за ними поколений, а потому повторялся, можно сказать, в несчетных вариациях. Наиболее близкими воспроизведениями этого типа могут считаться Beнера палаццо Браски , хранящаяся ныне в Мюнхенской глиптотеке, ватиканская Венера и одна из статуй виллы Лудовизи. В позднейшее время подражатели Праксителя стараются придать этому типу еще более чувственный характер, видоизменяя на разный лад тему Венеры, выходящей из морских волн (В. Анадиомены) или идущей купаться. Из относящихся сюда статуй пользуются известностью в особенности: 1) Венера Медицейская , в музее Уффици, во Флоренции, с фальшивою подписью афинянина Клеомена, но исполненная на самом деле в Риме, в последнем стол. до Р. X.; богине приданы в ней черты весьма молодой, только что расцветшей красавицы, стыдливо прикрывающей одною рукою свою грудь, а другою - лоно. (см. Ваяние табл. III) 2) Венера Капитолийского музея в Риме, похожая по позе и жесту на Медицейскую, но изображающая богиню в виде женщины с вполне развитыми формами. Повторения обеих этих статуй встречаются во многих музеях, между прочим, и в Имп. Эрмитаже, где т. наз. Венера Таврическая составляет дубликат В. Медицейской, а извлеченная недавно из забвения Гатчинская Венера - дубликат Капитолийской. Тот же мотив купанья, но в другой композиции представляют статуи богини, присевшей на землю, из числа которых можно указать, как на лучшие, на Venus accroupie Луврского музея и на Фарнезскую Венеру Неаполитанск. музея. Было бы слишком продолжительно останавливаться на всех тех концепциях, в которых выражался чувственный, лишенный всякой религиозности, взгляд на богиню любви и красоты позднейших греко-римских художников, продолжавших изображать ее в наготе, то снимающею с ноги своей сандалию, то выжимающей воду из мокрой косы (статуя коллекции Торлониа в Риме), то любующийся собою в зеркало, и т. п. К разряду подобных статуй следует причислить Венеру-Калипигу Неаполитанск. музея, хотя и не скинувшую с себя туники, хотя и прелестную по формам, но, по мотиву движения и общему замыслу, впадающую в тривиальность. Замечательно, что античное искусство, под конец своего существования, вернулось в отношении Афродиты к ее первоначальному, архаическому типу, несмотря на утрату веры в нее и, во всяком случае, на коренную перемену, происшедшую в представлении о ней. Выработанный им образ богини перешел и в новое искусство, которое с эпохи Возрождения и до наших дней любило передавать в ее лице идеал женской красоты и грации. В составных композициях и группах античная скульптура и живопись сопровождали Афродиту то Эротом, то Ареем, то Адонисом, то второстепенными божествами, каковы: Пайдиа (веселье), Пейфо (убеждение), Эвномия (гармоничность) и Хариты, или в сюжетах из цикла легенд о Трое выводили вместе с нею на сцену Париса, вручающего ей яблоко Гесперид, и Елену (превосходный рельеф Неаполитанского музея).

В древнеримской мифологии Венера - богиня любви, плодородия и красоты. Считалось, что если человек красив и грациозен, значит, она обратила на него свой взор.

Изначально богиня Венера была покровительницей цветущих садов, весны. Но позже ей стали приписывать роль хранительницы женской красоты, брачных уз и любви.

Жизнь богини

Есть две легенды о рождении Венеры. Согласно одной, она была дочерью верховного бога Юпитера и его жены Дионы. По другой версии, она родилась из морской пены и ее воспитывали нимфы-океаниды, которые и научили ее всему, что стоит знать женщине.

На смотринах, который устроил Юпитер, Венера отвергла всех женихов. Верховный бог разозлился и выдал ее замуж за самого некрасивого из божеств - Вулкана, покровителя кузнецов.

Также богиня Венера являлась матерью Энея, который спасся из Трои и стал родоначальником всех людей в Риме, именно поэтому она считалась прародительницей римского народа. Сам Цезарь любил хвалиться, что его род берет свое начало от богини.

Богиня Венера в мифологии

Считалось, что Венера присутствует при заключении брака и хранит уже заключенные союзы. Но только при условии, что оба супруга вносят свою лепту в отношения. Тогда она дарит им терпение и множество детей.

Но наравне с покровительством брака, богиня Венера являлась хранительницей проституток. По преданию, когда Рим погряз в разврате, жители города возвели храм Венеры, которая восстановила добрые нравы.

Кроме хранительницы брака и красоты, Венера является посредником между людьми и богами и прародительницей римского народа. Считалось, что она позволяла сохранять величие римлянам и помогала им одерживать победы в битвах. Поэтому ее еще называют Венерой Победоносной.

Римская мифология использует параллели с греческой, поэтому нередки случаи, когда под именем Венеры подразумевают греческую богиню Афродиту, и наоборот.

Внешний облик

Богиню изображали удивительно красивой и обаятельной девушкой. Юная, стройная, с длинными золотыми волосами, богиня красоты Венера покорила сердце не одного мужчины. К ее ногам пали Адонис, Марс, Анхис.

Как правило, она представала перед человеком обнаженной, но иногда надевала на бедра тканевое полотно.

Римская богиня Венера - противоречивая богиня, она одновременно воплощает в себе женское целомудрие и физическое влечение. В характере присутствует как спокойствие и рассудительность, так и легкомыслие и игривость.

Свита Богини

В свите у Венеры были три служанки - Грации. Они воплощали красоту, радость, удовольствие, грациозность и изящество. Главными их достоинствами считалось благодетельность и любезность. Символами Граций были яблоко, роза, мирт.

В ее свиту также входил ее сын Купидон. Он воплощал любовь и страсть. По преданию, он родился среди пастбищ и конских табунов, поэтому вначале он являлся сельским богом и обеспечивал плодовитость стада. И только позже стал покровителем человеческой любви.

Венера в живописи и скульптуре

Начиная с эпохи Древнего Рима и заканчивая современностью, этот персонаж мифологии вдохновлял многих деятелей искусства.

До настоящего времени сохранилось множество статуэток, выполненных именитыми и неизвестными мастерами, которые хранятся в самых известных музеях мира.

Безусловно, в пантеоне Рима были красивые богини, но Венера - это совершенство, недосягаемый образ. Ее изображали на мозаике храмов, в качестве декораций статуями богини украшали дома богатых горожан.

Венера Милосская - самая знаменитая скульптура, авторство которой приписывают скульптору Агесандру. На сегодняшний день она хранится в самом знаменитом музее мира - Лувре. Венера Милосская считается эталоном женской красоты: у нее красивые черты лица, горделивая осанка и пропорции тела, восхищающие не одного творческого человека.

Согласно истории, руки статуи были утрачены при конфликте между турками и французами, которые хотели заполучить прекрасное изображение богини. Когда ее доставили в Лувр, местные искусствоведы вынесли приговор - восстановить руки уже невозможно.

Пик популярности Венеры пришелся на эпоху Ренессанса. Множество художников запечатлели ее образ на своих полотнах. Самая известная картина того времени вышла из-под кисти Сандро Боттичелли. Каждую эпоху мастера добавляли разные детали к ее облику.

Каждый мастер хотел раскрыть в полной мере образ богини: красоту, грацию и загадочность. У каждого было свое видение, и нет двух одинаковых статуй и картин, которые изображают Венеру.

В современном искусстве образ богини используется как воплощение идеального женского тела, без мифологического подтекста. В иных случаях художники изображают своих возлюбленных в образе Венеры.

Кроме самой богини, художники рисовали и ее свиту. Чаще всего на холсте Грации были изображены нагими, реже - в полупрозрачных одеждах. Это делалось для того, чтобы показать их неземную красоту и непорочность.

В литературе

В литературных произведениях богиня Венера и Грации являлись покровительницами духовной любви и страсти. Нередко под именем богини подразумевались плоды.

Так же как и в живописи, в литературе Венеру описывали по-разному, сообразно представлению писателя.

Множество поэтов в разные эпохи воспели в своих стихах Венеру: Анджело Полициано, Райнер Мария Рильке, Афанасий Фет, Павел Антокольский, даже Владимир Маяковский.

В философском труде Марсилио Фичино важной фигурой являлась Небесная Венера, которая символизировала гуманизм, милосердие, любовь и красоту, которая вела смертных на небеса.

Греки обожествляли Венеру (Афродиту). В их представлении таинственным покровителем любовных наслаждений должно было быть божественное существо, обладающее наряду с совершенной физической красотой и обаянием духа. Она воплощала гармонию тела и духа. Божественная Венера воплощала в пластически совершенной форме образ женщины, вызывающей плотское вожделение. Но в Венере присутствовало как бы два начала: целомудрие небесное, божественное и любовь земная, вожделение телесное.
Рождение Венеры Адольф-Вильям Бугро, 1879 г. Париж, музей Орсэ.

Венера была древнейшей по времени из богинь. В ней воплощалась идея жизни, первопричина всего живущего.
Грубый, порочный культ Венеры не гармонировал с духом греческого народа, который и установил весьма заметное различие между Афродитой, рожденной из пены морской — Уранией, беспорочной богиней и матерью богов, покровительницей целомудренной любви, и Венерой с вульгарным Эросом.

Венера — Урания была богиней платонической любви и наук, в отличие от Венеры-Пандемос, которая была олицетворением любви земной, а потом случилось так, что развратники сделали её своей эмблемой, и стала несчастная Венера олицетворением проституции. Любовь у греков не отличалась большим целомудрием.
Венера Анадиомена

Жан Огюст Доминик Энгр, 1808-48 гг.

Эротизм греческой богини как бы результат изначально неравномерного распределения жизненной силы между сотворенными существами. Греки прямо связывали культ Афродиты с инстинктом продолжения рода с мощной эротикой. Кипрская богиня не раз наказывала мужчин и женщин, уклонявшихся от угодных богам и разрешенных ими любовных отношений.

Афродита Урания
Кристиан Грипенкерл.

Не случайно одним из распространенных эпитетов, обозначающих богиню любви, стало у греков слово Пейто -- "Убеждающая". Силу Эроса греки воспринимали как силу убеждения человека в глубоком единстве природного и духовного, в необходимости подчиняться законам,
проистекающим из этого единства.
Венера, Меркурий и Купидон (Школа любви)
Корреджо, ок. 1528 г.
Лондон, Национальная галерея

Для греков тот смысл, который новоевропейская культура вкладывает в понятие "любви" как идеальной, предельной формы отношений между мужчиной и женщиной, был бы совершенно непонятен. Существовало два различных понятия таких отношений: "сексуальный позыв" (своего рода "sex drive") и "страсть".
Рождение Венеры
Корнелис де Вос, ок. 1636-37 гг.
Мадрид, музей Прадо

Актеры и проститутки - две древнейшие в мире профессии, доведенные до упадка любителями (А.Вулкотт).
«Любители» довели до упадка и образ божественно-земной Венеры, Венеры, в которой была гармония.

Венера, Купидон, Вакх и Церера

Питер Пауль Рубенс, 1612-13 г.

Кассель, Государственные музеи

Статуй Венеры в Греции было очень много; каждый город нередко насчитывал их по нескольку. Своим прозвищем они напоминали какую-нибудь привлекательную черту богини или особенности ее культа.

Венера Peribasia - в переводе "с раздвинутыми ногами", в позе человека, садящегося верхом. Венера Melaina, или черная считалась покровительницей таинства любовных ночей. Венера Mukeia - богиня самых потаенных уголков дома. Афродита-Урания. Ей впервые поклонялись ассирийцы, у афинян ввел его Эгей. По некоторым, старшая из Мойр. Афродите Урании как матери Ананки посвящен LV орфический гимн. Предположительно перевод Meleket Aschamain «царица небес», прозвища Астарты у Иезекииля. Ее храм в Кифере
воздвигли финикияне.

Киприда — от острова Кипр, где Афродита впервые вышла на берег. Эпитет Афродиты.
Пафия, Пафийка, Пафосская богиня — от г. Пафос на Кипре, где находился храм общегреческого значения.
Киферея (Цитерея) — рождённая близ острова Кифера, другого центра почитания; так как вначале пристала к Киферам, прежде чем родиться у Кипра;

Идалия (Идалийка) — от города Идалион и по горе Идалии на Кипре, где Афродита почиталась, как главное божество; Амафусия (Аматузия) — от города Амафунта на Кипре, центра почитания богини; Акидалия — от Беотийского источника. Эрикина. (лат. Эрицина.) Эпитет Афродиты. Ее святилище было не только в Сицилии, но и в Псофиде (Аркадия) . Афрогенейя («пенорожденная»). Анадиомена (выныривающая) — появившаяся на поверхности моря; Евплея (Эвплойя) (эпитет Афродиты как покровительницы мореплавания. Понтия (морская). Скотия (тёмная, мрачная), Андрофонос (губительница людей) и, в противоположность, возможно, Сосандра (спасающая людей),

Эпитимбия (погребальная), Мухейа — богиня тайных мест вероятно, сохранились отголоски древних функций богини, связанных со смертью. Дола (обманщица), Морфа (дающая красоту), Анфея (цветущая), Пейто (убеждающая, обольщающая), Гетерия — покровительница гетер, Порн — покровительница разнузданной страсти, Дарцетос — покровительница праздной лени, Диварисатрикс и Перибазия (совершающая девиационный сексуальный акт), Каллипига (прекраснозадая), Кастния (Кастниетида) — покровительница бесстыдства. Только эта богиня принимает в жертву свиней. Акрея. Эпитет Афродиты на Книде. Алентия. Эпитет Афродиты в Колофоне. Апатурос. Ее храм в Фанагории. Есть миф, что на Афродиту здесь напали гиганты, она призвала на помощь Геракла и спрятала его в пещере, а затем
поодиночке приводила их к Гераклу.
Арента.
Арея. «Воительница». Храм Афродиты Ареи в Спарте. Святилище в Платеях, выстроенное после победы при Марафоне.
Бербея.
Диона.
Киндиада. Ее святилище около Баргилий (Кария).
Колиада.
Колотида. Эпитет Афродиты на Кипре.
Морфо. Прозвище Афродиты. Ее храм в Спарте, там она сидит под покрывалом и с оковами на ногах, которые наложил Тиндарей.
Филомедея.
"Венера с оружием", с каской на голове и с копьем в руке напоминала Спарту и спартанок, историю лакедемонянок, защищавших родной город против жителей Мессены в то время, как мужья их осаждали Мессену. Враги, обманув бдительность осаждавших, напали ночью на Спарту, рассчитывая застать ее врасплох, но женщины, предупрежденные об их нападении, вооружились и отбили атаку. Они были еще вооружены, когда вернулись домой спартанцы; место сражения заняла любовная борьба между победителями и победительницами; отсюда "Венера с оружием".

Венера Callipyge, с прекрасными ягодицами. Храм этой Венеры возник благодаря одному спору. В окрестностях Сиракуз две сестры, купаясь, заспорили друг с другом о преимуществах красоты каждой из них. Юноша из Сиракуз, тайно наблюдавший за девушками преклонил колено точно перед самой Венерой, и заявил, что старшая одержала верх. Обе соперницы убежали, полунагие. Молодой человек вернулся в Сиракузы и, еще взволнованный всем происшедшим, рассказал, что он видел. Его брат, восхищенный его рассказом, объявил, что он удовлетворился бы младшей. Наконец, собравши все, что у них было драгоценного, они отправились к отцу этих двух сестер, прося у него руки его дочерей. Оказалось, что младшая, огорченная и оскорбленная нанесенной ей обидой, заболела; она просила произвести снова осмотр, и тогда оба брата, по общему согласию, заявили, что обе вышли победительницами из этого испытания, так как судья в первый раз видел одну с правой стороны, а другую — с левой. Обе сестры вышли замуж за этих братьев и стали известными в Сиракузах своей красотой, которая с течением времени все расцветала. Их осыпали дарами, и вскоре они собрали такое большое состояние, что построили храм в честь богини, которая была причиной их счастья. Статуя, стоявшая в этом храме, совмещала в себе сочетание скрытых прелестей обеих сестер; сочетание этих двух образцов в одной фигуре и послужило основанием для изображения Венеры Callipyge, т.е. материальной красоты женского тела с совершенными, с точки зрения скульптуры, формами.
Маленькие девочки тайком клали подарки на алтари богини, часто находившиеся в уединенных живописных местах в садах и рощах; часто это были куклы или дешевые украшения, подаренные родителями. Все эти детали обрядности Афродиты показывают нам специфически греческую смесь интимности и публичности человеческого существования, естественно и без труда вселявшуюся уже в детские души. Радость сливалась со страхом точнотак же, как пена сливалась с кровью...
Венера, Сатир и Купидон
Корреджо, ок. 1528 г.
Париж, Лувр

Храмы Венеры воздвигались часто на средства куртизанок, которые считали себя истинными жрицами богини; но главные доходы алтаря поступали в руки жрецов, для которых они (куртизанки) были только помощницами. Вот так культ небесной Венеры был поглощен культом телесного вожделения. А потом уж «любители» превратили и жриц Венеры в проституток.
В коринфском храме роль священнослужительниц исполняли куртизанки, которых содержали правоверные и поклонники божества. Неопровержимое доказательство религиозной проституции. С культом Венеры соединяли культ Адониса, который был обожествлен любовью к нему богини. Празднества в честь богини Венеры обставлялись торжественно: они привлекали большое число чужеземцев, которых грабили с неподражаемым искусством во славу Венеры и в пользу духовенства.
Праздник Венеры

Питер Пауль Рубенс, 1630е гг.
Вена, Музей истории искусств

Был в Греции и культ мужского. Один из этих богов представлял собою мужскую голову, лежавшую на колонне, окруженной мужскими половыми органами: это был Гермес. Другой получил имя Бахуса греческого, который, по словам Аристофана, "излечивает афинян от очень серьезной болезни половых органов".
Египетский Приап также перешел в Грецию. Он якобы лечил обитателей греков от болезней, которые поражали половые органы мужчины и женщины при функциональных излишествах.
Народ стал ему поклоняться. По словам Геродота и Лукиана, женщины городские и жительницы деревень носили с собой его фигуру из воска, Neurospasia, огромный половой орган, который можно было приводить в движение; этим органом бог, согласно мифам, обязан Юноне, покровительнице беременности.
Изображения фаллоса (символа плодородия) известны у всех древних народов. Рассказывают, что кельты танцевали вокруг вертикально стоящих менгиров . Бретонская сказка говорит, что от этих менгиров исходит такая сила, что столетия спустя, когда камень превратился в песок, на его месте, человека охватывает неуемное желание пуститься в оргиастический танец.
Место, где сооружали стеллу-фаллос , называли местом жизни и смерти — mortis et vitae locus: при зачатии возникает новая жизнь, но
одновременно уничтожается её прежняя форма. В одном акте неразрывно соединяются жизнь и смерть. Тайна зачатия и продолжения рода представляла для греков извечную божественную загадку.
Юнг писал, что фаллос почитался как источник жизни и либидо, создатель и чудотворец. Этот орган размножения был символом Приапа, бога виноградников, навигации и зарождения, изображаемого обычно с огромным фаллосом, олицетворявшим мужественность, физическую любовь и плодовитость.
Чтобы подчеркнуть плодовитость и жизнетворящую силу бога, его половой орган изображали в состоянии эрекции (Осирис, Приап). В Индии лингам (мужской половой орган) и йони (женский орган) символизируют активную и пассивную способности к воспроизводству, а половой акт — жизнетворящую силу божества.
В качестве символа созидающей природы мужской член выступал не только в культе Приапа. Он распространен во всех культах, как на
Востоке, так и на Западе: в культах Хроноса, Аполлона, Гермеса, Афродиты, Деметры, Диониса, Вакха… Фаллос, хранитель основополагающих принципов этих религий, торжественно проносили на процессиях при праздновании мистерий.
В этом культе, просуществовавшем вплоть до XIV века, фигурка Приапа выполняла функцию защиты: ее изображали на фасадах домов или
носили в качестве амулета от сглаза и других пагубных воздействий (этот fascinum римским детям вешали на шею, а женщины носили его в качестве украшения). О Символика фаллоса, мужского начала, прослеживается во всех предметах, находящихся под прямым углом к горизонтальной поверхности: в посохе Моисея, жезле Меркурия, королевском скипетре, копье Парсифаля, шпаге, шутовском жезле, кресте, колонне, вбитой свае, ключе, вертикально стоящих камнях…
Форму фаллоса имеют и шпаги с заостренным концом. Фаллос — символизирует ось Света, светило, луч светила; плодородные силы Природы, продолжение Жизни, творческую энергию; неуничтожимость расы; фаллический культ, мужественность, сексуальное
влечение, устремление; оплодотворение, урожай, потомство; поднятие, проникновение; комедию; собственное «Я»; публичный дом…
Фаллос — атрибут самых различных божеств Солнца, плодородия, урожая, мудрости и справедливости, как например, Озириса, Деметры,
Гермеса, Диониса, Приапа, Фасцинуса (римского фаллического демона, культу которого покровительствовали весталки; талисманы с его
изображением вешали грудным детям на шеи).
Цитируем Геродота: "Греки воздвигают фаллосы в честь Диониса и устанавливают на них
маленькие деревянные мужские фигурки с большим не по размеру половым
органом".

Вакханалия перед статуей Пана Никола Пуссен, 1631-33 гг.
Египтяне, как и греки, отмечают праздник Бахуса. Вместо фаллосов у них фигурируют статуэтки высотой 50 сантиметров, которые приводятся в движение с помощью привязанных к ним веревок. Музыкант открывает церемонию, играя на флейте, а женщины несут
статуэтки, распевая посвященные Бахусу гимны и манипулируя их половыми членами, чья длина почти достигает длины их тела.

Вакханалия - Тициан, 1523-25 гг.

Вакх - Питер Пауль Рубенс, ок. 1638-40 гг.
Фаллус в Греции происходил от Фаллу ассирийского, как равно Приап ведет свое происхождение из Египта. Болезни заставили греков действовать через посредство жрецов. Так и возникла священная проституция и храмовый бизнес, если говорить языком наших современников. Сначала дефлорация девушек производилась Фаллусом статуи или жреца, причем на это смотрели, как на жертву, которую они приносили мужскому богу. Потом придумали торговлю телом девушки в пользу храмов; подчас деньги делились пополам между храмами и семьями проституток.

Спящий сатир. Римская мраморная копия с греческого оригинала.
220-210 до н. э. Мюнхен, Музей античного прикладного искусства.

Пьющий Вакх - Гвидо Рени, ок. 1623 г. Относительно введения культа Фаллуса в Греции существует масса легенд. Но все они не представляют большого интереса и относятся к области содомии, с которой познакомили население первые жрецы, поселившиеся в стране.

Триумфальная процессия Вакха - Мартен ван Хеемскерк, 1537-38 гг. Дюлор, передавая их со всеми их грязными подробностями, совершенно справедливо замечает:
"Такими бесстыдными рассказами, характеризующими безнравственность эпохи, в которую они были созданы, жрецы вводили народ в заблуждение относительно истинной причины введения культа Фаллуса; очевидно, они находили такую ложь более выгодной для религии, чем те простые истины, которые известны были лишь немногим избранным из высших слоев общества". У них, естественно, возникает мысль о том, не может ли священная проституция мужчин и женщин послужить их интересам и обогатить праздных священнослужителей. И вот в Греции происходит то же, что имело место в Египте, в Индии и западной Азии: половые органы женщины приобретают характер ценностей, которыми спекулируют безнравственные охранители храмов, увеличивая доходность алтарей; те, которые будут писать историю религии, не должны забывать об этом».

ВАКХАНКИ и ВАКХАНАЛИИ

Вакх и Эригона. Francois Boucher (1703-1770)

Мидас и Вакх. Меркурий и Аргус. Никола Пуссен.

Бедная, несчастная богиня Венера! Опошлили, запачкали. И кто же? Служители храма Венеры.

Francois Boucher French-The Toilet of Venus

Рождение Афродиты

А нам в лицо ревет косматый зверь,

В песок вгрызаясь белыми зубами,

Алмазами сверкая под ногами

И открывая в неизвестность дверь,

Как будто говоря: а ну проверь,

Когда вас обниму, что станет с вами!

И устремляясь к пене облаков,

Он до небес пытается взметнуться,

Но успевает только лишь коснуться

Обрывистых высоких берегов.

И в ярости от каменных оков,

Он отступает, чтоб опять вернуться.

И солью синь горчинкой на губах,

Зеленовато-желтая поближе.

Язык шершавый нежно губы лижет,

Ну а в глазах живут восторг и страх.

И искры брызг сверкают на щеках,

Сливаяся в потоки чуть пониже.

Рисунком пены на сухом песке,

Как будто процарапанном когтями,

Нас увлекает и ползет за нами,

Но вновь взревает в бешеной тоске,

И бьется тонкой жилкой на виске,

И треплет лапой ленту на панаме.

Впечатан чистый профиль в синеву,

Змеится в такт прибоя черный локон,

Свиваяся узорами барокко,

Ломая на лице бровей дугу.

Вот покидает божество тюрьму -

И падает одежды пестрый кокон...

(Топунов Юрий)

Venus e Cupido de Alessandro Allori

Богиня любви и красоты Афродита, возникла
обнаженной из морской пены и на раковине добралась до берега. Первой
сушей на ее пути оказался остров Кифера, но, обнаружив, что он очень
мал, она перебралась на Пелопоннес, а затем окончательно обосновалась в
Пафосе на Кипре, который до сих пор остается ее главным святилищем. Там,
где ступала Афродита, вырастали травы и цветы. В Пафосе Времена Года,
дочери Фемиды, поспешили одеть и украсить ее. Афродита является одной из
первых богинь, даже первичных сил вселенной. Она олицетворяет
"космические функции мощной, пронизывающей весь мир любви.

Alexandre Cabanel

Francois Boucher French,Triumph of Venus

Herbert James Draper,Pearl of Aphrodite

История, рассказанная Гомером, говорит,
что Афродита - дочь Зевса и Дионы. Благодаря такому происхождению она
обладала большой силой и могуществом. Правда, в древнегреческой
литературе известна и другая история. Более романтичная... О рождении
Афродиты из морской пены, которая образуется, когда кровь поверженного
Кроном Урана попадает в море. Именно с этим связано происхождение ее
имени: «Афродита» - «пеннорожденная».

Francois Boucher French,Toilet of Venus

GIRODET DE ROUCY-TRIOSON, Anne-Louis

Ее называли Киприда, так как появилась она
из моря вблизи острова Кипр, на этом острове в городе Пафос сооружен
храм в ее честь, который имеет общегреческое значение (отсюда Пафосская
богиня). Другим центром поклонения был остров Кифера (поэтому ее иногда
называют Киферея). Афродита — символ вечной весны и жизни. Она всегда
окружена розами, фиалками, нарциссами, лилиями, в сопровождении харит,
гор (ор) и нимф.

Силе любви, которую воплощала в себе
Афродита, подчинялись не только люди, но и боги. В «Гомеровских гимнах»
написано, что все существа на земле, не только все люди, но и боги
подвержены власти Афродиты, за исключением разве что любящей сражения
Афины, богини охоты Артемиды и скромной девственницы Гестии.

Francois Boucher French,Birth of Venus

William Bouguereau Birth of Venus

Zatzka_Hans_Venus_And_Her_Attendants_lar ge

Афродиту отождествляли с Астартой (Иштар),
Исидой, поэтому так же, как и они, Афродита появляется в сопровождении
львов, волков, медведей, усмиренных ею. Иногда ее сравнивали с Кибелой.
Но Афродита, живущая на Олимпе, более мягкая, кокетливая и игривая, чем
Кибела. Горы (оры) украшают ее драгоценностями, она носит чудесный пояс,
в котором скрыта тайна ее обаяния, а оно велико до такой степени, что
все боги хотят на ней жениться.

Konstantin Makovsky

Но законным ее супругом становится Гефест,
самый искусный мастер и самый некрасивый из богов. Хромоногий Гефест
вечно трудится в своей кузнице, а Афродита развлекается с гостями,
иногда изменяет мужу (в незаконном браке с Аресом, от которого родит
Эрота, Гармонию и других детей). Афродита покровительствует многим
смерным во всех делах, касающихся любви: Елене, Парису, Диомеду, в
Троянской войне держит сторону троянцев. Но она карает того, кто
отвергает любовь (принесла смерть, Нарциссу и др.), В V в. до я. э.
греки начинают различать Афродиту Уранию («небесную») как
"одухотворенную любовь" и Афродиту Пандемос («всенародную»), простую и
доступную всем.

«Ей даны в удел девичий шепот любовный, улыбки, и смех, и обманы»

Aphrodite, by Robert Fowler.

Aphrodite"s bath by ~cafir

В Риме Афродита почиталась под именем, Венеры, как мать легендарного героя Энея.

Бурдыкин Николай

Кипророждённую буду я петь Киферею. Дарами

Нежными смертных она одаряет. Не сходит улыбка

С милого лика её. И прелестен цветок на богине.

Над Саламином прекрасным царящая с Кипром обширным,

Песню, богиня, прими и зажги её страстью горячей!

Ныне ж, тебя поминув, я к песне другой приступаю.

Афродитой

«Пенорожденной», еще «Кифереей» прекрасновенчанной

Боги и люди зовут, потому что к Киферам пристала.

«Кипророжденной» — что в Кипре, омытом волнами, родилась.

Венера была основной римской богиней, главным образом связанной с любовью, красотой и плодородностью, а также сельским хозяйством, пашнями и садами. Она считалась родоначальником римского народа посредством своей мифологической функции прародителя Энея и поэтому сыграла ключевую роль во многих римских религиозных фестивалях и мифах. Поскольку многие из фигур римской мифологии были в значительной степени выделены из греческой традиции, Венера очень похожа на Афродиту, богиню любви в греческом пантеоне.

Происхождение и этимология

Венера продолжает длинную череду божеств женского пола, которая по своим признакам имеет схожие черты с индоевропейскими мифологическими системами, а также с культурой Ближнего Востока. Сюда относятся такие богини, как Иштар из Месопотамии, богиня Хатхор в Древнем Египте, Астарта из мифологии финикийцев, этрусская богиня Туран, и Ушас, древнеиндийская богиня рассвета.

Венера отождествляется также с греческой богиней Афродитой, и описывается как красивая женщина с правомочием на любовь, сексуальность, плодовитость, а иногда и культовую проституцию. Венера заимствовала значимые аспекты из атрибутов окружающих богинь и даже далеких индоевропейских небесных персонажей. Например, она несет определенную лингвистическую связь с богиней Ушас, санскритским эпитетом vanas относящимся к «красоте», «желанию». Vanas, имеет родственную связь с Венерой (Venus лет.), предполагается, что Венера была связана с протоиндоевропейской лингвистической традицией через реконструированный корень - «желать».

Миф о рождении

История рождения Венеры, заимствованная непосредственно у греков, объясняет, что богиня возникла из пены морского берега. Это чудесное творение произошло после того, как Сатурн кастрировал своего отца-тирана, верховного бога небес Целуса (что эквивалентно греческому Урану). После того, как Сатурн отрезал гениталии Целуса, он незамедлительно бросил их в море. Поскольку гениталии дрейфовали по воде, кровь(в некоторых вариантах, сперма), которая вышла из разорванной плоти, смешанной с морской водой, дала возможность развиться плоду. Этим ребенком стала богиня Венера.

Венера и Вулкан

Венера являлась женой Вулкана, который был известным кузнецом. Вулкан не был красавцем, но он безумно любил супругу, и чтобы доставлять ей радость, ковал для нее красивейшие драгоценности. Его спокойный характер, неприглядная внешность и банальная жизнь с ним, отталкивали Венеру, и она постоянно была неудовлетворена. У Венеры и Вулкана не было совместных детей, но ее внебрачные любовные связи как с богами, так и со смертными, позволили ей стать матерью.

Вулкан ревновал жену и часто испытывал отвращение к ее бесстыдному поведению. Однажды он решил отомстить ей. Он сковал тонкую крепкую сеть и разместил ее в спальне, где Венера обычно принимала любовников. Одним из ее постоянных фаворитов был Марс - бог войны. Подкараулив молодую пару в спальне и дождавшись их пламенных объятий, Вулкан дернул за веревки удерживающие сеть сверху, и она упала на любовников полностью захватив их в неприглядном виде.

Вулкану такой мести показалось недостаточно, и он пригласил остальных богов полюбоваться на скандальную пару. Богам понравилось увиденное, они начали смеяться и издеваться над Венерой и Марсом. На Олимпе еще долго со смехом и грубыми шутками вспоминали унижение пойманной пары. Марс, не выдержав позора, как только освободился из ловушки, спрятался в безопасное место оставив Венеру одну.

Сын Эней

Среди многих детей Венеры значительным был Эней, легендарный троянский герой, чьи блуждания позволили ему найти город, который когда-нибудь станет Римом. Эней был рожден в результате любовной связи Венеры со смертным царем дарданов, Анхизом. Венера соблазнила его в облике фригийской принцессы (миф, заимствованный непосредственно у греков). Легенда утверждает, что именно Венера помогла Энею убежать от горящего города Трои, защищая его от гнева Юноны. Позже ему встретилась богиня Дидона, королева Карфагена. Она предоставила ему надежное убежище, а после влюбилась в Энея.

В одной из очередных битв Эней находит свою смерть рядом с рекой Нумичиус. Убитая горем Венера попросила бога Юпитера воскресить сына. Юпитер согласился, и после того, как бог реки Нумичиус собрал из нее останки Энея, Венера помазала его бессмертным нектаром амрита, сделанным из амброзии. Эней тут же принял потерянную форму. Поскольку он является отдаленным потомком Ромула и Ремуса, мифологических основателей Рима, Венера также считалась божественным предком всего римского народа. Кроме того, самые известные императоры Юлий Цезарь и Август также проследили свое происхождение до Энея и, следовательно, до Венеры.

Венера в искусстве

Учитывая идею о том, что Венера была олицетворением красоты и сексуальности, неудивительно, что она являлась обычным предметом классического, средневекового и современного искусства. Римское и эллинистическое искусство произвело множество вариаций относительно богини, часто основываясь на греческой Афродите из Книды, самой известной скульптуре Праксителя. Многие скульптуры передающие женские обнаженные образы, нашедшие своё место в современной истории искусства, обычно называются «Венеры», даже если они изначально могли служить изображению смертной женщины, а не как культовой статуи богини. Примерами такого типа работ являются знаменитая Венера Мило (130 л. до н. э.), Венера Медичи, Венера Каспитолина и Венера Каллипига - форма богини, популярная в Сиракузах.

Венера возобновила свою популярность, как предмет живописи и скульптуры в эпоху Возрождения в Европе. Выступая «классической» фигурой», для которой нагота была ее естественным состоянием, было социально приемлемо изобразить Венеру незапятнанной. Как богиня сексуального наследия, степень эротической красоты в ее выступлении была также оправдана, что явилось очевидным призывом ко многим художникам и их покровителям. Примерами таких работ являются «Рождение Венеры» Боттичелли (1485 г.), «Спящая Венера» Джорджоне (1501г.) и «Венера Урбино» (1538 г.). Со временем общий термин venus означал любое постклассическое художественное изображение обнаженной женщины, даже если не было никаких признаков того, что произведение искусства являлось богиней.

Почитание

Поклонение Венере было сосредоточено вокруг ее главных храмов, прежде всего во время двух фестивалей Виналии, которые отмечали обильный урожай. 15 августа 293 года до н.э. в её честь был воздвигнут один из старейших храмом. Храм был построен на деньги собранные из штрафов, взимаемых с женщин, которые были признаны виновными в прелюбодеянии. День поклонения был назначен на 19 августа, после чего начиналось празднование фестиваля.

23 апреля 215 года до н. э.был построен еще один храм посвященный Венере, который находился за воротами Коллины на Капитолийском холме в целях празднования поражения римлян в битве при Тразименском озере. Этот день отмечался в течение столетий, за которым последовал еще один фестиваль Виналии.

В ее роли как предка римского народа Венера, мать, была отмечена на фестивале 26 сентября. Поскольку богиня считалась матерью юлианской родословной, в частности, Юлий Цезарь также посвятил ей храм в Риме.