Презентация на тему "интересные факты о театре ". Интересные факты про театр

Презентация на тему
Презентация на тему "интересные факты о театре ". Интересные факты про театр

Театр - это своеобразное колдовство, создаваемое живыми людьми на сцене «здесь и сейчас». Каждый спектакль даже самых долгоиграющих постановок имеет свою душу и почерк. А сколько всего скрывается за кулисами вдали от зрительского глаза, трудно даже представить. Удивительным фактам о театре тоже нет числа, вот лишь некоторые из них.

Главное - креативный подход

Сходить в один из таких театров стоит хотя бы потому, что это интересно само по себе. И даже неважно, что будет происходить на сцене, впечатления от пребывания в подобном месте не испортит даже плохая актерская игра.

  • Театр комедии в Барселоне «Teatreneu» знаменит тем, что плата за спектакль рассчитывается, исходя из смешливости зрителя. В спинки кресел вмонтированы специальные датчики, считывающие мимику человека. Как только программа распознает нужную эмоцию, на счет списывается 30 центов. Максимальная стоимость билета фиксирована и составляет 24 евро. То есть после 80 улыбки можно уже смеяться, не боясь остаться с пустым кошельком. Идея оказалась настолько оригинальной, что от желающих посетить столь колоритное место нет отбоя.

  • Лондонский театр «Barbican» около 10 лет назад провел очень интересный эксперимент, организовав шоу под названием «Колыбельная». Пришедшим гостям вместо сидячих кресел были предложены одно-, двух- и трехспальные кровати со всей сопутствующей атрибутикой - одеялом, подушкой, ночником. Главная цель представления состояла в том, чтобы расположить людей ко сну и успокоить их нервную систему. Примечательно, что программа предусматривала и легкий утренний завтрак.

  • Театр Бартера (штат Вирждиния, США) знаменит не только тем, что является самым старым профессиональным театром страны, но и своим подходом к оплате. История его началась во времена Великой депрессии, когда заплатить живыми деньгами за вход было практически нереально. Чтобы не лишать людей радости посещения театра, основатель подмостков Роберт Портерфилд принял уникальное решение - брать вместо традиционных денег бартерные товары: продукты питания, украшения, посуда и т.д. Шоу стоило 40 центов, и именно из этого расчета устанавливался товарный эквивалент. Прошли годы и десятилетия, а принцип бартера остался, став индивидуальной фишкой театра.

Необычные театры мира

Удивлять можно не только постановками, но и самим видом театра - его архитектурой, расположением, внутренним убранством и т.д. Вот только несколько вариантов современных «подмостков», при виде которых уже захватывает дух. Не говоря уже о том, что происходит на сцене.

  • Заядлые театралы хорошо знакомы с небольшим австрийским городком Брегенц, куда ежегодно со всего мира съезжаются любители оперы и театрального искусства. Все представления проходят на плавучей сцене - специальной конструкции, вмещающую множество декораций и сложную систему освещения. Все вместе дает потрясающий зрительный эффект, который только усиливается на фоне солнечных летних закатов и отблеска озерной воды. На берегу оборудованы места для 6000 зрителей, поэтому билеты раскупаются за полгода вперед.

  • Гигантское «яйцо» из стекла и титана, словно фантастическая подводная лодка, всплывшая посреди Пекина - не что иное, как здание современного тетра. Его создатель, архитектор, француз Поль Андре, дал волю своей фантазии и сделал настоящий футуристический объект. Чтобы попасть в холл театра, нужно пройти по подводному тоннелю длиной 80 метров, и уже это одно приводит в восторг. Помимо спектаклей, здесь проводятся симфонические концерты и различные шоу-программы.

  • Норвежская столица Осло также входит в список театральных «креативщиков». В самом центре города разместился оперный театр - огромное здание из мрамора и стекла со смотровой площадкой, протянувшееся вдоль побережья на несколько сот метров. Его сцена состоит из 16 площадок, независимых друг от друга и способных перемещаться в пространстве под разными ракурсами. Такая конструктивная находка позволяет создавать самые замысловатые декорации, вводя зрителей в эмоционально-культурный транс. Постановки отличаются своей разноплановостью и оригинальностью прочтения, а число посетителей театра за все время его существования (около 10 лет) превысило уже 8 миллионов человек.

Сначала было слово

Используя в речи различные афоризмы, мало кто задумывается над их происхождением. А, между тем, часть их них имеет театральные корни. Например:

  • Слово «фиаско» в переводе с итальянского означает «бутылка». Казалось бы, какое отношение оно имеет к значению, вкладываемому в него сегодня - провал, неудача? Все дело в незадачливом комике Бианконелли, решившем в свое время поразить публику веселой пантомимой с огромной бутылью на голове. Зрители юмор не оценили, а название сценки стало синонимом понятия «актерская неудача». Впоследствии фраза приобрела нарицательный смысл, обозначая «крах», «поражение» не только в рамках актерской игры, а в принципе.
  • Выражение «шут гороховый» хоть и придумано было на Руси, но прототипом скоморохов были римские паяцы. Их обязательным атрибутом служила погремушка, сделанная из бычьего пузыря, внутрь которой засыпался сушеный горох. Во время представлений в средневековом театре такими «игрушками» актеры били других актеров и даже зрителей. В русской интерпретации образ шута немного видоизменился, дополнившись гороховой соломой, венчавшей голову весельчаков.

  • «Финита ля комедия» - известный фразеологизм, дословно переводящаяся с итальянского «комедия окончена». Несмотря на то, что грамматически фраза звучит несколько иначе («La commedia e finita»), именно такой вариант закрепился в нашем словарном обиходе. Существует несколько версий происхождения этого выражения, самую логичную из которых связывают с оперой Руджеро Леонкавалло «Паяцы».

No comments

Некоторые факты о театральном прошлом и настоящем вызывают настоящий шок, но, как говорится, из песни слов не выкинешь.

  • О кровожадности древнеримской публики всем давно известно. Чего только стоят гладиаторские бои, сравнимые по своей жестокости, разве что, с ухищрениями средневековой инквизиции. Публика, жаждала крови и зрелищ, поэтому часто на сцене актеров заменяли приговоренными к казни преступниками, которых «безмятежно» убивали прямо во время представления.
  • Основатель Театра насилия Венсаль Макень представляет свою версию «Идиота», где от достоевского героя осталось только имя и общая сюжетная канва. Спектакль, длящийся 3 часа, вызывает неоднозначные ощущения. Смесь гротеска, греческой комедии и гранжа пугает своей агрессией и звенящей душевной пустотой. Сцена буквально заливается грязью, причем как в переносном, так и самом прямом смысле слова. В ход идут слюни, кровь, чай вперемешку с другими жидкостями природного (и не только) происхождения. Смельчаки, досидевшие в зале до конца, выходят «в мир» полностью опустошенными и сбитыми с толку. На любителя - так можно охарактеризовать работу странного и, наверняка, не психически нестабильного французского режиссера.

  • Японская философия по зубам не каждому смертному, но приблизиться к ее пониманию можно с помощью театра Но. Зародившись еще в 14 веке, изначально он был рассчитан на аристократичную публику. Даже сегодня, присутствуя на театральных представлениях, зрителя не покидает чувство избранности от приобщения к высокому искусству. Маски и кимоно, в которых выступают актеры, традиционно передаются из поколения в поколение. Возраст некоторых вещей может составлять несколько сотен лет. Спектакль играется под аккомпанемент барабанов и флейт главное действующее лицо повествует о жизни буддийских монахов, самураев, простых смертных и богов. Миниатюры «обрамляются» рафинированными национальными танцами, где каждое движение имеет свой глубокий смысл.

Это тоже интересно

Знаете ли вы, что:

  • Театральный веер использовался не только по своему прямому назначению, но и часто служил в качестве помощника как зрителям, так и актерам. Для первых на веера наносились отрывки из пьес или программы предстоящий спектаклей, а вторые нередко записывали на них текст, чтобы не забыть во время выступления.
  • Что делать, если спектакль явно не блещет актерскими талантами, но поддерживать зрительский интерес нужно в обязательном порядке? Очень просто - обеспечить в зале присутствие специально обученной «массовки», которая искупает в овациях незадавшееся представление. Именно так поступали еще во времена Нерона, считавшего себя великим артистом. Практика приглашать аплодирующих наемников была распространена и в Европе. В 19 веке их услугами пользовались многие театры, до тех пор, пока так называемые клакеры не стали требовать вознаграждение за свой «труд».
  • В средние века женские роли не блистали разнообразием, да и к самим актрисам отношение было неуважительное. Женщина могла рассчитывать только на роль служанки или рабыни, что само собой говорило о ее положении в тогдашнем обществе. Театральные костюмы и декорации также недвусмысленно давали понять о существующем положении вещей.

Говорить о театре можно вечно, но как гласит одна известная пословица - лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Театр – это необычное явление, которое в одно мгновение переносит в таинственный мир. Что это, на самом деле, магия, фантазия, перемещение во временном пространстве? Театр – всегда завораживающее представление, как для актерской труппы, музыкального сопровождения, хореографов, так и для зрителя. Проживая сотни ролей, чувствуя огромное количество эмоциональных переживаний, все передается поклонникам, перенося их в другое измерение.

Еще во времена Пушкина кресла были установлены только в первых рядах театрального зала. Эти места предназначались для богатых и известных господ. Далее были расположены стоячие места для простолюдинов и рабочих. Стоимость билета в такую часть зала была значительно ниже. На премьеры и популярные спектакли, желающих было очень много, в связи с этим самые заядлые любители театра приходили на несколько часов раньше представления, чтобы занять самые хорошие стоячие места. Сегодня же билеты в театр можно с легкостью купить на https://www.kontramarka.de/ , при чем на любую дату и в любой точке нашего земного шара.

К женскому актерскому составу в средневековье относились по - другому, нежели в наше время. Почти всегда женщина могла играть роль служанки либо рабыни. Такие роли придумывались как ирония и насмешка. Даже предметы гардероба и театральные костюмы соответствовали смыслу.

Модные ныне многосерийные сериалы - отнюдь не изобретение 20 - го века. Еще в древние времена на Сицилии существовали постановки, что продолжались не один месяц. Ежедневно, после окончания рабочего дня аудитория спешила в театр, чтобы увидеть долгожданное представление. Большой популярностью на протяжении 8 столетий являлась вражда Роланда с маврами.

В древнем Риме зрители с особым удовольствием восторгались кровавыми баталиями, не только наблюдая за поединками гладиаторов, но и во время театральных спектаклей. Сцены пьесы где требовалось отобразить смерть, настоящего актера, подменяли рабом-смертником, для того чтобы расправиться с ним на глазах восторженной публики.

Интересным фактом о театре является поверье, что ни коим образом нельзя уронить сценарий перед представлением. Но в случае, если это все же случилось, требовалось сразу на него присесть, и не имеет значения, куда он упал, в грязь либо в воду. После непродолжительного сидения, сценарий необходимо взять в руки, и только после таких процедур можно было встать. Весь актерский состав уверен, что если это все не сделать, то всегда нужно ждать неприятность (актеры забудут текст, либо представление провалится с треском).

Такие слова, как суфле и суфлер совершенно разные по смыслу, но происходят от одного французского слова «souffle» (выдох, дуновение). Суфле - потому, что легкое как воздух, а суфлер - из-за того, что все подсказки актерам должны производиться тихо и не заметно от зрителя.

Словосочетание «Финита ля комедиа» существует со времен древнего Рима. Этим выражением завершались все представления.

Самая необычайная символика театра – это часы на фасадной части театра кукол, имени Образцова в Москве. Каждые 60 минут двери возле циферблата отрываются и под мелодию «Во саду ли, в огороде» можно увидеть 12 животных.

В американском штате Вирджиния находится единственный в своем роде «бартерный» театр, где билеты приобретаются не за деньги, а за всевозможные продукты.

Существует театр жестокости. Но стоит отметить, что там не увидеть пыток и насилия. Там все представления построены на определенных жестах и нечленораздельных звуках.

Римский драматург Андроник играл все главные роли в собственных постановках. Как то, сорвав голосовые связки, он доверил исполнение всех музыкальных ролей мальчику, стоящему позади него, а сам только изображал пение. Это, пожалуй, было первым использованием фонограммы перед зрительской аудиторией.


Интересные факты из истории театра

  • Занавес впервые появился в Древнем Риме. Но он не распахивался и не поднимался наверх привычными нам способами. Древнеримский занавес опускался перед представлением в щель в полу.
  • Более сложные конструкции занавеса были изобретены примерно в XVII столетии, во времена бурного развития театрального искусства. Тогда одной из возможностей передать зрителю нужное настроение стал именно театральный занавес.
  • В настоящее время существует несколько видов занавеса: антрактно-раздвижной, подъемно-опускной, итальянский, австрийский, венецианский, римский, французский, занавес Брехта, занавес Вагнера, занавес Кабуки, занавес Полишинель, проходной занавес, складной занавес.
  • В исторических и оперных театрах главный занавес часто украшен вышитой или нарисованной эмблемой театра или гербом города.
  • Для многих спектаклей даже готовились специальные полотна. Например, для пьесы Лермонтова «Маскарад» художником А. Головиным было создано целых 10 театральных занавесов, меняющихся по ходу сюжета.
  • Ряд современных театров, например, «Сатирикон», работают без занавеса.
Интересные факты о театральных приметах
  • В Японии в традиционном театре солью посыпают подмостки перед каждым представлением, чтобы защитить актеров от злых духов.
  • Считается, что лучшая примета – найти гвоздь на сцене. Это сулит в скором времени актеру предложение роли. Многие артисты даже уносят найденные гвозди с собой, считая, что так они всегда будут востребованы. Лучано Паваротти ездил на все концерты с большим железным гвоздём, подаренным ему мамой.
  • Худший знак – уронить текст пьесы во время репетиции. Согласно этой примете, роль у артиста не удастся, или он забудет тест, или спектакль будет провален. Во избежание этого нужно было сразу на него присесть, и не имеет значения, куда он упал, в грязь либо в воду. После непродолжительного сидения, сценарий необходимо взять в руки, и только после таких процедур можно было встать.
  • Свои поверья есть в каждом театре. Например, во МХАТе и в Театре Вахтангова нельзя грызть семечки за сценой или свистеть. Все это – дурные знаки.
  • Гримерка является для актеров священным местом. Сюда нужно заходить только с левой ноги (а на сцену - с правой). На дверь лучше ничего не вешать: картинки забирают удачу. Нельзя рассыпать содержимое коробки с гримом и не стоит смотреть в зеркало поверх плеча коллеги. Номер личной комнаты артиста тоже имеет значение - во многих театрах отсутствует гримерка под номером 13, так как это число считается «несчастливым».
  • Есть своеобразный рейтинг «несчастливых» и «счастливых» пьес. Песни из «Макбета» нельзя напевать, чтобы ненароком не вызвать нечистую силу. Кроме того, плохую энергетику, якобы, несут произведения Булгакова и Гоголя. Зато того, кто играет в «Золушке», как правило, ждет дальнейший успех в карьере.
  • В кукольном театре кукол надо класть обязательно лицом вниз, к столу. Есть поверье, что иначе сквозь отражение театрального света в их глазах может вселиться полтергейст.
  • Плохая примета – использовать в театре собственные ювелирные украшения, а также настоящие денежные купюры на сцене. Говорят, это к банкротству.
  • Плохой приметой считается увидеть рыжего зрителя на первом ряду… И еще куча всяких несчастливых примет
  • Считается, что артисту нельзя желать удачи, нужно говорить: «Ни пуха ни пера».

    Но не все так страшно, есть у актеров и счастливые приметы.
Выражения и афоризмы с театральными корнями
  • В английском языке термин «пиратство» в значении «нарушение авторских прав» известен еще с 1603 года. Хороших пьес во все времена было мало, и за ними охотились конкурирующие театральные труппы или издатели, поэтому полный текст пьесы автор доверял самому честному человеку в труппе – суфлеру. Тем не менее, именно тогда был напечатан пиратский текст пьесы «Гамлет».
  • Слово «фиаско» в переводе с итальянского означает «бутылка». После номера незадачливого комика Бианконелли, решившего в свое время поразить публику веселой пантомимой с огромной бутылью на голове, слово стало синонимом понятия «актерская неудача». Впоследствии фраза приобрела нарицательный смысл, обозначая «крах», «поражение» не только в рамках актерской игры, а в принципе.
  • Ещё со времён Древнего Рима принадлежностью паяцев была погремушка из бычьего пузыря, в который насыпали горох. В средневековом театре шуты били такой погремушкой других актёров и даже зрителей. Когда традиция добралась до Руси, наши скоморохи стали дополнительно украшать себя гороховой соломой, отсюда в языке и закрепилось выражение «шут гороховый».
  • «Финита ля комедия» - известный фразеологизм, дословно переводящаяся с итальянского «комедия окончена». Это одна из самых известных фраз по всему миру. Считается, что она существует со времен древнего Рима. Этим выражением завершались все представления. По другой версии ее появление связывают с оперой Леонкавалло «Паяцы».


  • С театром связано и появление выражения «Марлезонский балет». Марлезонский (мерлезонский) балет из 16 действий был поставлен в марте 1635 года. Сюжет балета «про охоту на дроздов» основывался на излюбленном занятии монарха. Балет был сочинен самим Людовиком XIII, и он даже самолично исполнял две партии в балетном выступлении. Упоминается это действо и в романе Дюма «Три мушкетера. Новое развитие тема получила уже в наше время, после выхода трехсерийной музыкальной картины «Д`Артаньян и три мушкетера» режиссера Юнгвальд-Хилькевича, где присутствует комедийный эпизод, которого нет в исходном романе. Начальная половина балета проходит торжественно, медленно и степенно. Но сразу после того, как церемониймейстер бала торжественно произносит: «Вторая часть Марлезонского балета!», его валит с ног главный герой фильма, бегущий к королеве, чтобы успеть принести подвески вовремя. С тех пор словосочетание «Марлезонский балет» стало употребляться для характеристики скучного утомительного события, а выражение «Вторая часть Марлезонского балета» стало означать непредвиденный поворот в спокойном привычном процессе, его нередко произносят с сарказмом, описывая неожиданно возникшие хаос и суматоху.
  • Вышедшее ныне из оборота выражение «встать на котурны», тоже относится в театру. Специальная обувь на высокой платформе – котурны – использовалась актёрами при исполнении трагических ролей, она зрительно увеличивали рост актёра, делала его поступь более величавой, как то и подобало персонажам трагедий. Надевая эту обувь, человек физически возвышался над другими. А если человек зазнавался, вел себя высокомерно, то про него говорили, что он «встал на котурны», то есть начинал считать себя в чем-то умнее, значительнее других, переставал считаться с мнением окружающих. Ему так и говорили: «Не становись на котурны».

Еще о театре


Слайд 2

План презентации: Немного истории. Самые знаменитые театры мира. Самые необычные театры. Народные театры “Театр - это кафедра, с которой можно много добра принести людям” Н.В.Гоголь

Слайд 3

1. Дату создания первого театра в мире невозможно узнать точно, ведь это было еще в V веке до нашей эры в Древней Греции, когда появился театр Диониса. Два раза в год проходили торжественные выступления актеров на сцене, во время которых самые талантливые авторы тех времен боролись за право называться лучшими в разных жанрах. Немного истории:

Слайд 4

3. В древней Сицилии были представления, длящиеся месяцами. Каждый день, после работы люди направлялись в театр, чтобы посмотреть долгожданную постановку. 2. Символом театрального искусства стала муза трагедии - Мельпомена, что в переводе с древнегреческого означает "мелодия, радующая слушателей". А театр поройназывают - “храм Мельпомены”

Слайд 5

4. Первый царский театр в России появился в 1672 г. Это был придворный театр царя Алексея Михайловича (назывался он Потешной палатой). Именно тогда в России появился первый антрепренёр - немец Иоганн Грегори. Спектакль длился 10 часов, и всё это время бояре смотрели его стоя… Сохранились сведения и о первом гонораре Грегори - “40 соболёв по 100 рублев да пару в 8 рублёв. А актеры предстали перед очи царя “. Театр закрылся после смерти царя. 5.Потом появились крепостные театры - частные театры дворян, в которых играли крепостные актеры. Одним из самых известных был театр графа Шереметьева. Здесь блистала выдающаяся русская крепостная актриса - Прасковья Жемчугова.

Слайд 6

6.Первый отечественный театр — это академический драматический театр имени Ф.Г.Волкова, основанный в г.Ярославль. Год его создания — 1750. 7. Расцвет русского театра начался во второй половине XIX века, когда труппы появились во всех российских городах. Станиславский и Немирович-Данченко стали основателями психологического театра. В театрах появилась режиссура! 8. Сейчас только в Москве 250 театров разных жанров, ежегодно их посещают 7,8 млн. зрителей!

Слайд 7

9. В 1994 Союзом театральных деятелей РФ была учреждена Национальная театральная премия и фестиваль «Золотая Маска» . Нагрудный знак придуман художником Олегом Шейнцисом и сделан из золота. «Золотая Маска» - премия профессиональная, присуждаемая коллегами своим коллегам в знак уважения и признания их выдающихся достижений. 10. В 1961 году учрежден «Всемирный день театра» — 27 марта - профессиональный праздник работников театра: актёров, театральных режиссёров-постановщиков, продюсеров, светотехников, звукоинженеров, монтировщиков декораций и даже билетёров и гардеробщиков, ибо в театральном цехе нет второстепенных ролей и профессий.

Слайд 8

А вы знаете, какие бывают театры? Виды театров напрямую связаны с жанрами, которые представлены в них:

Слайд 9

Самые знаменитые театры мира

Мариинский театр (основан 1783 году в Санкт-Петербурге). Сиднейская опера (основан в 1973 году в Сиднее). Венская государственная опера (основан в 1869 году в Вене)

Слайд 10

Ла Скала (основан в 1778 году в Милане) Большой театр (основан в 1176 году в Москве) Королевский оперный театр Covent Garden (основан в 1732 в Лондоне) Метрополитен опера (основан 1880 году в Нью-Йорке)

Слайд 11

Театр кошек Куклачева Самые необычные театры В 2005 году театру присвоено название Государственный театр кошек. Он такой единственный в Москве и в мире. В театре работают три династии Куклачевых - Юрий Дмитриевич Куклачев и его сыновья Кошки - гордые и независимые существа, их нельзя заставить выполнить трюк. Поставить спектакль с кошками - дело непростое.

Слайд 12

Театр теней В театре теней находится экран огромного размера, установленный на сцене. Путем проецирования теней марионеток и кукол, управляемых кукловодами, показывается представление. Театр специализируется на детских постановках. Театр зверей имени Дурова - так называется один из самых необычных театров Москвы, который известен далеко за пределами России. Его открыл Л.В. Дуров еще в 1912 году.

Слайд 13

Подводный театр «Прозрачный мир» Первый в мире подводный театр «Прозрачный мир» существует уже 10 лет в Москве (спорткомплекс «Олимпийский»). Необычный жанр - это экстремальное плавание и традиционный балет. Артисты парят в воде... Эффект полета создан благодаря пластике артистов, хореографии и освещению.

Слайд 14

Театр на ходулях Уникальный творческий коллектив, который придумал немецкий хореограф Райнер Киттель, а в жизнь воплотил хореограф Виктор Арихин (Евпатория). Зрители всех возрастов уверены:это зрелище, в котором органично сочетаются артистичность и смелость, ловкость и чувство юмора.

Слайд 15

Театр огня - ВОЛЬФРАМ Существует в Евпатории с 2006 года. Участники коллектива в основном от 17 до 25 лет, разных профессий и возрастов. Участников объединяет любовь к творчеству, искусству и театру.

Слайд 16

Театр «Странствующие куклы господина Пэжо»

Уличный театр таинственного господина Пэжо из Санкт-Петербурга уже более двадцати лет развлекает достопочтенную публику своими масочными представлениями. Театр «Пэжо» - карнавальный театр, и главные герои здесь, конечно, маски - забавные, ужасные, занятные.Актеры театра стараются подражать средневековым комедиантам.

  • Слайд 17

    Плавающие оперные сцены На берегу озера Констанц в австрийском городе Брегенц находится плавучая сцена. Такая конструкция дает режиссерам невероятные возможности в плане масштабности и зрелищности постановок. К очередному представлению сцена меняет свой облик, перевоплощаясь в основную декорацию постановки. В зрительном зале под открытым небом могут разместиться более чем 6000 зрителей. Ежегодно здесь проходит оперный фестиваль.

    Посмотреть все слайды
  • Театр является одним из самых старых методов развлечения публики. Конечно, сегодняшний театр и тот, что был в античности, имеют колоссальное количество различий, но интерес к последнему не пропадает до сих пор. Ниже представлен список десяти интересных фактов про античный театр.

    В греческом театре было лишь три актёра, причём каждый из них мог играть несколько ролей. Также у каждой постановки был спонсор, который составлял смету ровно на троих человек.

    Танцовщицы


    В римской пантомиме гетеры (независимые свободные женщины) были облечены в прозрачные туники. По ходу выступления они их с себя снимали. Однажды одна из танцовщиц по имени Феодора так привлекала своей красотой, что в итоге на ней женился римский император Юстиниан.

    Грустная пьеса


    Однажды древнегреческий драматург Фриних поставил пьесу «Взятие Милета». Эта история повествует о древнегреческом городе, который был захвачен и разорён персами. Под конец представления зрители очень огорчились и разразились слезами. В наказание государство оштрафовало Фриниха и запретило ставить пьесу.


    Уже в античное время зрителям указывали, когда нужно аплодировать. В одном из театров Ионии выделялся специальный ряд для одноруких воинов. Перед ними сажали лысых рабов и в определённый момент рабам били по голове, чтобы те начинали аплодировать.

    Соблюдение порядка


    За соблюдением порядка среди зрителей был ответственен специальный человек, которого называли рабдух. При нем всегда была палка, и если кто-то из зрителей начинал бурно себя вести, рабдух не стеснялся ударить по спине разбушевавшегося.

    Не смешно


    Какое-то время римская комедия не разрешала изображать римлян в смехотворном виде. Поэтому шутили в основном над греками и их бытом. В свою очередь греческая комедия показывала только «смешных» римлян.

    Лысая скала


    Эсхил - великий греческий драматург, отец европейской трагедии. Умер он драматично. На его лысую голову упала черепаха и убила своим крепким панцирем. Самая популярная версия, объясняющая нелепую смерть Эсхила, заключается в том, что орёл, который летел со своей добычей, принял лысину Эсхила за скалу. Хищник сбросил черепаху в надежде на то, что её панцирь расколется и можно будет полакомиться черепашьим мясом.

    Обязательно для всех


    В расцвет античного театра Афин всех жителей обязывали посещать трагические постановки (кроме рабов). Но не у всех хватало средств, прийти на такое мероприятие, поэтому государство выплачивало компенсацию всем, кто за месяц не успел заработать необходимую сумму.

    Мужская роль


    В греческом театре все роли исполняли мужчины, в том числе и женских персонажей. Актрисы противоположенного пола появились в театре позже, играя исключительно девиц лёгкого поведения в мимах и пантомимах. В обоих случаях это были сцены похабного и развратного содержания.

    Без каскадёров


    Трагикомические представления были очень популярны в Риме. Самым популярным в этой стихии был Филистион. Одно из его произведений повествовало о приключениях разбойника, которого в конце представления распинали на кресте. Основную часть роли играл актёр, а во время финальной сцены его подменял какой-нибудь заключённый, который был приговорён к смерти. Таким образом, на глазах у зрителей совершалась настоящая казнь.

    Поделится в соц. сетях