Большой драматический театр им. Товстоногова: репертуар, история

Большой драматический театр им. Товстоногова: репертуар, история

Российский государственный академический Большой драматический театр (БДТ) - один из первых советских театров. Приставку «имени Г.А. Товстоногова» он получил в честь своего руководителя - знаменитого режиссера Георгия Товстоногова.

Театр громких имен

До этого театр носил имя М. Горького и назывался Ленинградский академический Большой драматический театр. Собственно, благодаря Максиму Горькому театр и был организован в 1919 г.; основу его труппы составили артисты Театра художественной драмы, созданного за год до этого. В 1920 г. театр получил здание на Фонтанке, и остается там по сей день. Любопытный факт: первый спектакль театра - «Дон Карлос» по пьесе Шиллера - шел целых пять часов; премьера состоялась зимой, в середине февраля, в мороз, а здание не отапливалось - но зрители охотно проводили в зале весь вечер. Настолько захватывающим было происходящее на сцене! И это неудивительно. Ведь всё время своего существования харизма Большого драматического основывалась на яркой энергетике выдающихся деятелей российской культуры. Множество громких имен связано с этим театром. В 1919 года председателем худсовета назначен поэт Александр Блок. Самое горячее участие в судьбе театра продолжал принимать Максим Горький. Эта культурная площадка был призвана стать источником героического пафоса, революционной идеологии, величественных страстей, не ограничивающихся судьбой одного человека, а захватывающих судьбы многих. В те годы репертуар Большого драматического театра был основан на революционной программе. Его составляли произведения мировой драматургии, соответствующие героическим настроениям: Шекспировские трагедии, драмы Гюго, пьесы Мережковского и Брюсова. Но судьба театра оказалась переменчивой. По разным причинам - политическим или личным - талантливые режиссеры не задерживались в нем надолго, коллектив долгое время оставался без руководителя, без крепкой руки театр постепенно терял популярность... И только в 1956 году началась новая эпоха: в коллектив пришел выдающийся и успешный режиссер Георгий Товстоногов, очень требовательный к качеству актерской игры, задающий высочайшую планку в работе. Более чем на 30 лет судьба театра была решена: популярность и любовь зрителей вернулись к нему.

По самым строгим критериям сценического качества

Самым важным критерием мастерства актера в театре остаются интеллектуальный уровень и способность к импровизации. Именно это на протяжении десятилетий делало труппу Большого драматического одним из сильнейших театральных коллективов мира. «Вышколенные» строгим режиссером Товстоноговым, актеры передавали новым поколениям традиции требовательности к себе и безупречной умной игры. В 90-е годы, после смерти главного режиссера, театр снова оказался «в поиске», его временно возглавил Кирилл Лавров, передав затем руководство режиссеру Темуру Чхеидзе. Перемены коснулись Большого драматического в 2011-2014 гг.: как и во многих других театрах в это время, в нем была проведена техническая реставрация. Критики, да и многие зрители, опасались, что после реконструкции театр уже не будет прежним - переменится и его идеология и философия… Но первый же спектакль - «Алиса» по мотивам сочинений Л. Кэрролла с Алисой Фрейндлих в главной роли - стал обладателем высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинациях «Лучший спектакль» и «Лучшая женская роль». Купить билеты в Большой драматический театр в день спектакля невозможно - ведь это одна из самых популярных сценических площадок, исторический и культурный центр, к визиту в который готовятся заранее…

По сути эти три вехи обозначают наиболее значимые периоды жизни театра, рожденного революцией. С 1920 он занимает здание бывшего Суворинского театра на Фонтанке. До революции здесь располагался петербургский Малый театр, в котором на рубеже веков работала труппа Литературно-художественного общества. Так как главным пайщиком, негласным художественным руководителем, а также идеологом его был издатель газеты «Новое время» А.С.Суворин, петербуржцы так и называли театр суворинским. Время от времени небогатую художественными событиями жизнь театра озаряли творческие открытия. Так, на первую премьеру театра была поставлена Е.Карповым Власть тьмы Л.Н.Толстого, с П.Стрепетовой в роли Матрены. Таким же крупным явлением стали спектакли с участием П.Орленева , актера, создавшего новое амплуа «неврастеника». В школе при театре учился М.Чехов , принятый после обучения в театр Суворина и успешно проработавший в нем до поступления в МХТ в 1912. После смерти К.Ю.Лаврова в 2007 на должность Художественного руководителя БДТ им. Г.А.Товстоногова назначен Т.Н.Чхеидзе.

ТЕАТР, РОЖДЕННЫЙ РЕВОЛЮЦИЕЙ

Собственно настоящая история БДТ начинается после Октябрьской революции. Открылся новый театр 15 февраля 1919 спектаклем Дон Карлос Ф.Шиллера в помещении Большого зала консерватории. Первый театр советского драматического искусства замышлялся как театр героического репертуара, масштабных образов, «великих слез и великого смеха» (Блок). Рожденный героической эпохой, он должен был передать ее особое величие. Это должен был быть театр «героической трагедии, романтической драмы и высокой комедии». Главный идейный вдохновитель нового театра был М.Горький . В первые годы ставились преимущественно классические пьесы, в которых акцентировались тираноборческие, свободолюбивые мотивы. В труппу поступили крупные актеры Н.Ф.Монахов , В.В.Максимов, на несколько лет перешел из Петроградского Государственного театра драмы (Акдрам) Ю.М.Юрьев , главный романтический премьер Александринской сцены . Главным режиссером был А.М.Лаврентьев, который осуществил постановки: Дон Карлос (1919), Отелло и Король Лир У.Шекспира (1920). Спектакли ставили также Н.В.Петров (Двенадцатая ночь Шекспира, 1921; Рюи Блаз В.Гюго, 1921), Б.М.Сушкевич (Разбойники Шиллера, 1919), А.М.Бенуа (Слуга двух господ К.Гольдони и Лекарь поневоле Мольера, 1921), Р.В.Болеславский (Рваный плащ С.Бенелли, 1919). Художники А.Н.Бенуа , М.В.Добужинский , В.А.Щуко и композиторы Б.В.Асафьев , Ю.А.Шапорин в тесном контакте с режиссерами стремились придерживаться традиций сценического романтизма. В начале 1920-х в репертуаре БДТ появились драмы немецких экспрессионистов, которые воплощались К.П.Хохловым в урбанистическом духе, в конструктивистском оформлении – Газ Г.Кайзера (1922, художник Ю.П.Анненков), Девственный лес Э.Толлера (1924, художник Н.П.Акимов). Эстетически к этим постановкам примыкал и спектакль Бунт машин А.Н.Толстого (переделка пьесы К.Чапека R.U.R ., 1924, художник Анненков).

Большое значение для судьбы театра имело привлечение на должность председателя Директории БДТ поэта А.А.Блока.

Но наряду с героико-романтическими постановками Шиллера, Шекспира, а также экспериментальными работами, театр ориентировался на кассовые спектакли, часто ставил и «облегченные» исторические мелодрамы. Одна из них – Заговор императрицы А.М.Толстого и П.Е.Щеголева (1925, режисер Лаврентьев, художник Щуко) – пользовалась шумным успехом.

ТЕАТР ПРИБЛИЖАЕТСЯ К СОВРЕМЕННОСТИ

Наиболее серьезные спектакли того периода связаны с творчеством К.К.Тверского, обычно работавшего с художником М.З.Левиным; среди них важными стали постановки пьес современных авторовМятеж (1925) и Разлом Б.А.Лавренева (1927), Человек с портфелем А.М.Файко (1928), Город ветров В.М.Киршона (1929), Мой друг Н.Ф.Погодина (1932). С середины 1920-х советские пьесы стали определять репертуар БДТ. Следуя времени, театр впервые пробовал приблизить Романтику к реальности, соединить героический пафос с конкретной жизненной средой. В труппе театра сформировались сильные актерские индивидуальности: О.Г.Казико, В.Т.Кибардина, А.И.Лариков, В.П.Полицеймако, К.В.Скоробогатов, В.Я.Софронов.

В год постановки Разлома , К.С.Станиславский во время ленинградских гастролей МХАТа написал на подаренном БДТ портрете: «Ваш театр, – один из тех немногих, которые знают, что революция в искусстве не только во внешней форме, но во внутренней сущности…».

Для многих актеров поворотным стало участие в пьесах Горького. Значительный успех имели горьковские пьесы Егор Булычев и другие (1932, режиссеры К.К.Тверской и В.В.Люце) и Достигаев и другие (1933, режиссер Люце). Имя Горького было присвоено театру неслучайно. Отступление от горьковских законов драматургии, предполагавших всегда ясность мысли, четкость идейной позиции, яркость характеров, непримиримый конфликт и особую театральность, почти всякий раз вело театр к неудачам.

В ТЕАТР ПРИХОДИТ Г.А.ТОВСТОНОГОВ

После ухода Тверского в театре наступила трудная пора. Художественные руководители часто менялись: 1934 – В.Ф.Федоров, 1936–1937 – А.Д.Дикий , 1939–1940 – Б.А.Бабочкин , 1940–1944 – Л.С.Рудник. В атмосфере эстетической непритязательности, разнонаправленных исканий лишь некоторые спектакли стали примечательными событиями сценического искусства: Мещане Горького (1937, режиссер Дикий); Дачники Горького (1939) и Царь Потап А.А.Копкова (1940 – оба режиссировал Бабочкин); Король Лир Шекспира (1941, режиссер Г.М.Козинцев). В первые годы великой отечественной войны театр работал в Кирове, в 1943 вернулся в Ленинград и продолжал работу в условиях блокады, обслуживая войска Ленинградского фронта и госпитали.

Творческий кризис БТД, обозначившийся еще в середине 1930-х, в послевоенные годы усугубился. Художественные руководители удерживались в театре лишь на недолгое время: 1946–1950 – Н.С.Рашевская, 1951–1952 – И.С.Ефремов, 1952–1954 – О.Г.Казико, 1954–1955 – К.П.Хохлов. Внедрение в репертуар многочисленных тематически актуальных, но ремесленных, а подчас и откровенно фальшивых пьес, повлекло за собой снижение художественного уровня спектаклей, актерского мастерства, потерю зрительской аудитории. В 1956 главным режиссером театра стал Г.А.Товстоногов, имеющий за плечами 25-летний опыт плодотворной работы в различных театрах (Тбилиси, Москва, Ленинград). Его приход совпал с «оттепелью» – оживлением общественной жизни страны после XX съезда КПСС. В короткий срок Товстоногов вывел театр из кризиса, превратил разлаженную труппу в сплоченный коллектив, способный успешно решать самые сложные творческие задачи. Решающим в театральной политике главного режиссера было обновление труппы и выбор репертуара. Чтобы вернуть доверие зрителя, Товстоногов начинает с непритязательных, но живых и узнаваемых пьес (Шестой этаж А.Жери, Когда цветет акация Н.Винникова). В эти постановки активно вовлекается талантливая молодежь, вскоре ставшую основой обновленного коллектива (К.Лавров, Л.Макарова, Т.Доронина, З.Шарко). Они принесли на сцену живое дыхание правды, открытые лирические сердца, неподдельно искренние голоса современности. Раскрепощенные духовной атмосферой своего времени, молодые актеры вместе с режиссером утверждали нового героя – внешне совсем не героического, но близкого каждому в зале, светящегося внутренней красотой и талантом человечности. Постановки произведений современной драматургииПять вечеров (1959, в центре которых необыкновенно тонкий дуэт Е.Копеляна и З.Шарко), Моя старшая сестра (1961 с блистательными Т.Дорониной и Е.Лебедевым) А.М.Володина, и Иркутская история А.Н.Арбузова (1960) – шли параллельно с тщательной работой над русской классикой, в которой режиссер слышал прежде всего нерв сегодняшнего дня. Спектакли Идиот по Ф.М.Достоевскому (1957 и 1966), Варвары Горького (1959), Горе от ума А.С.Грибоедова (1962), Три сестры А.П.Чехова (1965), Мещане Горького (1966, гос. премия СССР, 1970) стали крупными событиями духовной жизни общества и определили лидирующее положение БДТ в отечественном сценическом искусстве. Особый интерес вызывала сложившаяся в БДТ форма «спектакля-романа», которому свойственны обстоятельность и тонкость психологического анализа поведения персонажей, укрупненность образов, пристальное внимание к внутренней жизни всех действующих лиц.

Варвары А.М.Горького оказались первым спектаклем, превратившем еще недавно разнородную труппу БДТ в мощный и богатый звучаниями ансамбль, где режиссером были подготовлены и обеспечены большие актерские победы П.Луспекаева -Черкуна, В.Стржельчика-Цыганова, В.Полицеймако-Редозубова, О.Казико-Богаевской, З.Шарко-Кати, Т.Дорониной-Надежды, Е.Лебедева-Монахова, ее мужа.

Событием в театральной жизни страны стала постановка Идиота с И.Смоктуновским в главной роли. Спектакль, в котором особенно ясно проявился новаторский стиль режиссера: неуловимый в своей многоликости с одной стороны, и внешней неброскости с другой. Режиссер творит через актера, вместе с актером и раскрывает их индивидуальности часто неожиданно для них самих (О.Басилашвили, В.Стржельчик, О.Борисов).

Никакой замысел не существует для Товстоногова вне артиста. Но режиссер не «умирает в актере». Критик К.Рудницкий писал: «…режиссер в актерах оживает, искусство каждого из артистов приоткрывает одну из многих граней искусства самого режиссера…». Поэтому главная работа в театре – работа с автором и артистом. Главный итог работы – создание ансамбля высочайшей культуры, который может решать сложнейшие творческие задачи, добиваться стилистической целостности в любом спектакле.

Контакт со зрительным залом в спектаклях БДТ всегда обострен. Но были спектакли, где это условие становилось первостепенным. Так был поставлен спектакль Горе от ума (1964) с трагическим и одновременно эксцентричным Чацким-С.Юрским, который искал соратников в зале, обращаясь к зрителям, с живой юношеской непосредственностью, надеясь на понимание.

В каждом спектакле Товстоногова – свой способ общения со зрителем, будь то История лошади (1975) с Е.Лебедевым в роли Холстомера, Чехов, Горький или Гоголь (Ревизор , 1972), где режиссер ставит самые жесткие вопросы перед своими героями, а значит и перед зрителями. При этом новизна прочтения возникает у режиссера из глубины прочитанного текста, тех его пластов, что еще не были увидены и изучены.

По-новому прочитана и осмыслена революционная тематика спектаклей Гибель эскадры А.Корнейчука, Оптимистическая трагедия В.Вишневского, поставленные неоднократно, в разное время, а также Перечитывая заново М.Шатрова (1980), где пристально, без ложного пафоса рассматривается простой человек, оказавшийся перед лицом Истории.

Характерное замедленное развитие «спектаклей-романов» Товстоногова (Варвары и Мещане ; Поднятая целина по М.А.Шолохову, 1964 и др.) исподволь подводило актеров и зрителей к бурным, «взрывным», кульминационным моментам.

В 1970-е режиссер продолжит свои театральные поиски, в области большой прозы поставив роман-эпопею Тихий Дон с О.Борисовым в роли Григория – центральной фигуре спектакля, затмившей всех прочих лиц, потерявших в этой системе свой масштаб. Спектакль-эпопея рассматривал Григория, как трагического героя, не имеющего личной вины перед роком Истории. «Романным» постановкам режиссера всегда сопутствовало такое качество, как полифоничность.

Но не была чужда БДТ и веселая, озорная комедия. Зрителям 1970-х надолго запомнится праздничная, легкокрылая Ханума А. Цагарели (1972), поставленная с особым лиризмом, изяществом и блестящими актерскими работами Л.Макаровой, В.Стржельчика, Н.Трофимова. Опыт особого «вахтанговского» прочтения, с его открытой игрой в театр был успешно освоен режиссером в Волках и овцах А.Н.Островского (1980), острым трагикомическим гротеском прозвучала опера-фарс А.Н.Колкера Смерть Тарелкина по А.В.Сухово-Кобылину (1982), раскрывших большие возможности актеров БДТ в области открытой театральности (актерские работы Е.Лебедева, В.Ковель, С.Крючковой и др.). Комедийное мастерство артистов оттачивалось как на материале современной пьесы (Энергичные люди по В.Шукшину, 1974), так и в инсценировке Пиквикского клуба по Ч.Диккенсу, 1978).

В труппе, кроме уже упомянутых артистов плодотворно работали Э.А.Попова, М.А.Призван-Соколова, О.В.Волкова, Л.И.Малеванная, Ю.А.Демич, А.Ю.Толубеев, С.Н.Крючкова. В 1983 труппа БДТ пополнилась еще одним уникальным мастером сцены – А.Б.Фрейндлих , сыгравшей и продолжающей играть самые разноплановые роли – от трех женщин, противоположных по складу в комедии Этот пылкий влюбленный (Н.Саймон, 1983) до трагедийных образов леди Макбет и Насти (На дне А.М.Горького, 1987), и др.

ТЕАТР ИМЕНИ Г.А.ТОВСТОНОГОВА

После смерти Г.А.Товстоногова в 1989 художественным руководителем БДТ становится К.Ю.Лавров. В 1993 театру было по праву присвоено имя его бывшего главного режиссера, ставшего целой театральной эпохой, не только для своего театра, но и своей страны.

Ценный вклад в жизнь этого театра внесли постановки режиссера Т.Чхеидзе, во многом совпавшие с товстоноговскими требованиями к спектаклю. Глубина и масштаб режиссерского замысла Т.Чхеидзе воплощались им через тщательно подобранный ансамбль актеров. Наиболее интересны его спектакли: Коварство и любовь Ф.Шиллера (1990), Макбет У. Шекспира, (1995), Антигона Ж.Ануйя (1996), Борис Годунов А.Пушкина (1998).

В современном БДТ продолжают идти многие спектакли Г.А.Товстоногова, которые не просто сохранены, а живут полнокровной жизнью.

В 2007 после смерти К.Лаврова художественным руководителем был назначен Темур Чхеидзе, который с 1991 работал с БДТ, а в 2004 согласился стать главным режиссером. В феврале 2013 Чхеидзе подал в отставку и ушел с поста художественного руководителя.

Екатерина Юдина

Знаменитое здание Большого драматического театра, которое находится на Фонтанке, было возведено в 1877 году. Заказчиком его был граф Антон Апраксин. Оно изначально задумывалось как театральная площадка, и должно было стать вспомогательной сценой Александринки. Долгое время здание арендовалось Дирекцией Императорских театров. В конце XIX века оно перешло в ведение Литературно-художественного общества, основанного драматургом Алексеем Сувориным. В 1917 году здание конфискует Советская власть, в 1920 году здесь был основан Большой драматический театр.

Архитектор Людвиг Фонтана, построивший здание по заказу графа Апраксина, избрал эклектичный стиль. Внешний облик его сочетает в себе характерные черты барокко и ренессанса. Уже спустя 10 лет после постройки здание претерпело ряд небольших изменений, а в начале XX века была проведена масштабная его реконструкция, в ходе которой сильно увеличилось сценическое пространство. Полностью изменилась концепция освещения интерьеров здания. В советские годы часть зрительского фойе была переоборудована в малую сцену.

В начале 21-го столетия остро встал вопрос о капитальном ремонте театральных помещений. Последняя реконструкция прославленного театра закончилась в 2014 году.

История труппы

Основателями петроградского Большого драматического театра можно считать Максима Горького и одну из старейших МХАТовских актрис Марию Андрееву, занимавшую должность комиссара по делам зрелищных учреждений советского севера. В 1918 году она официально подписывает решение об открытии БДТ. В труппу нового театрального коллектива вошли лучшие актеры советской эпохи. Сам Александр Бенуа стал главным художником театра.

Уже в 1919 году театр сыграл свою первую премьеру. Это была пьеса Шиллера «Дон Карлос». Здание на Фонтанке театр получил лишь в 1920 году, а до того представления проходили в большом зале Консерватории.

«Театр великих слез и великого смеха» - так определял репертуарную политику БДТ Александр Блок. В начале своего пути театр, принимая к постановке произведения лучших мировых и российских драматургов, нес публике соответствующие времени революционные идеи. Главным идеологом БДТ на протяжении первых лет был Максим Горький. С 1932 года театр официально стал носить его имя.

В начале 30х годов главным режиссером театра стал ученик Всеволода Мейерхольда Константин Тверской. При нем репертуар дополнился постановками современной драматургии. Пьесы таких авторов, как Юрий Олеша, сделали театр более приближенным к современности.

В 1936 году Тверской был арестован, а позднее расстрелян. После этого наступила пора постоянной смены художественного руководства театра. Многие его творческие лидеры были репрессированы, им на смену приходили другие. Это не могло не сказаться на качестве постановок и состоянии труппы. БДТ стал терять свою популярность и статус ведущего театра города. Во время Великой отечественной войны труппа продолжала деятельность в эвакуации, а после прорыва блокады вернулась в Ленинград, где занялась обеспечением досуга госпиталей.

Творческий застой театра длился до тех пор, пока пост художественного руководителя в 1956 году не занял Георгий Товстоногов. Он полностью реорганизовал БДТ, обновил труппу и привлек на площадку нового зрителя. За тридцать три года его руководства, труппа театра пополнилась такими звездами, как Зинаида Шарко, Татьяна Доронина, Наталья Тенякова, Алиса Фрейндлих. На сцене БДТ блистали Иннокентий Смоктуновский, Павел Луспекаев, Сергей Юрский, Олег Басилашвили.

После смерти великого мастера звездная труппа несколько раз сменила главных режиссеров, среди которых были Кирилл Лавров, Григорий Дитятковский, Темур Чхеидзе.

В 2013 году БДТ возглавил один из наиболее ярких режиссеров современного российского театра – Андрей Могучий. Первый же его спектакль «Алиса» по произведениям Льюиса Кэрола, с Алисой Фрейндлих в главной роли, сразу завоевал наиболее престижные театральные премии Москвы и Петербурга.

В 2014 году закончилась масштабная реконструкция здания БДТ – таким образом театр обновился не только в художественном, но и в архитектурном плане. Сохранив исторический облик, он значительно модернизировал свою техническую базу.

В настоящее время театр имеет три действующие площадки – большая и малая сцены в главном здании на Фонтанке, а также Каменноостровский театр, известный как «вторая сцена БДТ».

В ходе последней трехлетней реконструкции БДТ внутри здания под несколькими слоями штукатурки и краски были обнаружены уникальные барельефы, рисунки и лепнина, о существовании которых было ранее неизвестно.

Проведя капитальный ремонт здания, строители сохранили в неприкосновенности такие памятные объекты, как кабинет Георгия Товстоногова, а также интерьеры в гримуборных, где на стенах и потолке оставляли свои автографы великие театральные деятели нашего времени.

Один из наиболее прославленных российских драматических театров в 2015 году был отмечен Национальной театральной премией «Золотая маска» в номинации «Театр кукол», поскольку одна из последних премьер БДТ была отнесена экспертами не к драматическому, а к кукольному жанру. Спектакль «Когда я снова стану маленьким» по произведениям Януша Корчака поставил на сцене БДТ выдающийся российский режиссер-кукольник Евгений Ибрагимов.

В 1956 главным режиссером и художественным руководителем театра был назначен Георгий Товстоногов. При нем БДТ стал авторским режиссерским театром, известным на весь мир, лучшей драматической сценой СССР. В спектаклях Товстоногова играли Татьяна Доронина и Сергей Юрский, Иннокентий Смоктуновский и Зинаида Шарко, Евгений Лебедев и Валентина Ковель, Олег Басилашвили и Светлана Крючкова, Владислав Стржельчик, Павел Луспекаев, Олег Борисов, Николай Трофимов, Ефим Копелян, Кирилл Лавров и многие другие замечательные актеры. В те годы театр очень много гастролировал. В ситуации противостояния двух политических систем, режима «железного занавеса», БДТ был культурным связующим звеном между Востоком и Западом. После смерти Товстоногова в 1989 году художественное руководство принял народный артист СССР Кирилл Лавров, после него - режиссер Темур Чхеидзе. С 1992 года театр стал носить имя Георгия Александровича Товстоногова.

В 2013 году художественным руководителем БДТ стал режиссер Андрей Могучий, один из лидеров театрального авангарда. Под руководством Могучего БДТ вновь обрел признание публики и критиков, стал одним из главных театральных ньюсмейкеров страны. В декабре 2015 года театр отмечен экспертами российской Ассоциации театральных критиков «За выстраивание новой художественной стратегии Большого драматического театра».

Творческое кредо БДТ - открытый диалог на темы, актуальные для современного общества. Каждый спектакль, каждый проект нового БДТ обращается к проблемам человека своего времени.

В постановках Большого драматического театра задействованы артисты всех поколений труппы - от совсем молодых актеров стажерской группы до ведущих мастеров сцены, таких как народная артистка СССР Алиса Фрейндлих, народный артист России и Украины Валерий Ивченко, народные артистки России Светлана Крючкова, Ируте Венгалите, Марина Игнатова, Елена Попова, народные артисты России Геннадий Богачев, Валерий Дегтярь, заслуженные артисты России Анатолий Петров, Василий Реутов, Андрей Шарков, заслуженная артистка России Мария Лаврова и другие. Каждый сезон спектакли БДТ становятся лауреатами главных театральных премий страны, в том числе и национальной театральной премии «Золотая Маска».

С 2013 года в БДТ имени Г.А. Товстоногова существует масштабный образовательная программа «Эпоха просвещения». Это лекции, концерты, выставки, круглые столы, посвященные актуальным творческим вопросам, встречи с людьми, которые создают современный театр, а также - экскурсии по музею и за кулисы театра, авторские программы, посвященные истории БДТ. Важным направлением «Эпохи просвещения» является «Педагогическая лаборатория БДТ» - режиссеры, актеры, театральные критики и педагоги обучают преподавателей средних школ и детских садов Санкт-Петербурга внедрению современного театрального языка и сценических приемов в школьную образовательную программу.

В 2015 году БДТ стал первым русским репертуарным драматическим театром, в афишу которого на постоянной основе включен инклюзивный спектакль «Язык птиц», созданный совместно с Центром творчества, обучения и социальной абилитации для взрослых людей с аутизмом «Антон тут рядом». Наряду с профессиональными актерами в этом спектакле играют люди с расстройством аутического спектра.

У Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова три сцены. Основная (750 мест) и Малая сцены (120 мест) находятся в историческом здании на набережной Фонтанки, 65, возведенном в 1878 году архитектором Людвигом Фонтана по заказу графа Антона Апраксина. Вторая сцена БДТ (300 мест) располагается на площади Старого театра, 13, в здании Каменноостровского театра, старейшего сохранившегося деревянного театра России, построенного архитектором Смарагдом Шустовым по распоряжению императора Николая I в 1827 году. Каждый сезон на этих трех площадках выходит не менее 5 премьер и более 350 спектаклей.

Большой драматический театр


Большой драматический театр - один из первых театров, созданных в Петрограде после революции 1917 года. Он был организован Отделом театров и зрелищ в лице М. Ф. Андреевой при непосредственном участии А. М. Горького и А. В. Луначарского для осуществления поставленной партией задачи - «открыть и сделать доступными для трудящихся сокровища классического искусства». Для создания Большой драматический театр такого «театра классического репертуара» были привлечены крупные художественные силы - артисты Ю. М. Юрьев, Н. Ф. Монахов, В. В. Максимов, главный режиссер А. Н. Лаврентьев, художники В. А. Щуко, М. В. Добужинский и Александр Бенуа. Председателем дирекции театра был назначен А. А. Блок. Сама же М. Ф. Андреева являлась председателем режиссерского управления театра и состояла в его труппе актрисой.

Предреволюционный театр наполняли многочисленные развлекательные спектакли. После февральской революции 1917 года, снявшей все репертуарные запреты, еще более откровенна стала линия репертуара, связанная с осмеянием всех и вся. Театры и мелкие театрики просто были заполнены «распутинской проблематикой», осмысленной на бездумно-скандальном уровне. Шли пьесы типа «Царская содержанка», «Гришка Распутин», «Распутин в аду», «Распутин и Вырубова», в которых выводили и царя, и Распутина, и министров в виде фельетонных героев. Свобода от цензуры тут же обернулась зубоскальством и «социализацией красоты» - так, в одном из театров играли пьесу Анатолия Каменского «Леда», артистка же, играющая Леду, появлялась перед публикой совершенно обнаженной. С этим спектаклем труппа объехала многие города, а перед спектаклем читались лекции об обнаженном теле и свободе. Но далеко не сразу ушли из репертуара театров салонные комедии с утомленными героями во фраках и «парадоксальные дамы» в модных платьях. Нового репертуара практически не было.

Театральный отдел Наркомпроса (ТЕО) и был призван заниматься вопросами режиссуры и формирования нового репертуара, педагогическими проблемами и созданием новых театров, воспитанием молодых кадров и организацией театральных музеев. Вокруг ТЕО возникло множество учебных заведений, студий, с грандиозными и часто идеалистическими планами. Театральный же отдел постоянно организовывал дискуссии, в том числе и на тему «созвучия революции». Естественно, в этих диспутах теория часто преобладала над практикой. Вокруг ТЕО группировались самые разные люди - одни из них, как Вячеслав Иванов, «на обсуждении программы театрального университета способны были провести философскую дискуссию, блистательную полемику с Андреем Белым по поводу изучения философии блаженного Августина будущими студентами», другие - как знаменитый А. А. Бахрушин, создатель театрального музея, всегда были конкретны в своих планах и делах. Но именно в самые первые годы после революции в Театральном отделе действительно было возможно сотрудничество самых разных по идеологическим и эстетическим представлениям людей, которые занимались вполне конкретными делами - от создания театров до составления библиографии по истории русского театра.

Театр открылся 15 февраля 1919 года в помещении Большого зала консерватории, а с 1920 года стал занимать здание бывшего театра Суворина на Фонтанке. По замыслу инициаторов БДТ должен был стать театром героического репертуара, в котором бы отражались большие социальные страсти, революционная патетика. Горький видел задачу вновь организованного театра в том, чтобы «научить людей любить, уважать истинное человечество, чтобы они умели, наконец, гордиться собою. Поэтому на сцене современного театра необходим герой». Для Горького организация БДТ стала уже не первой попыткой создания театра классического репертуара. Он еще с конца XIX века активно участвовал в строительстве рабочего театра. Находясь в ссылке в Нижнем Новгороде, он организует «Театр Народного дома».

Большой Драматический театр открылся «Дон Карлосом» Шиллера и был встречен партийной печатью с сочувствием. В петроградской «Правде» Луначарский настойчиво предлагал рабочим организациям посетить «выдающийся спектакль». Александр Блок, который принял «музыку революции» и ее стихийную силу, но вскоре на своей личной судьбе познавший и трагизм этой стихии («революционные массы» сожгли его имение), стал активнейшим участником в строительстве нового театра. Еще в 1918 году он говорил о том, что нужно решительно требовать «Шекспира и Гете, Софокла и Мольера - великих слез и великого смеха, - не в гомеопатических дозах, а в настоящих», «позорно лишать зрителя города, равного по количеству и пестроте населения большим городам Европы, возможности слушать каждый год десять раз объяснения Ричарда с леди Анной и монологи Гамлета». Но восприятие реальности Блоком было, конечно же, иным, чем того же Горького. Блок видит и чувствует, что его «музыка» и «хмель» революции уходят из действительности с каждым годом все более явно. Не случайно на первой годовщине Большого Драматического театра в начале 1920 года он говорит: «Во всяком движении бывает минута замедления, как бы минута раздумья, усталости, оставленности духом времени. В революции, где действуют нечеловеческие силы, это - особенная минута. Разрушение еще не закончено, но оно уже убывает. Строительство еще не началось. Музыки старой уже нет, новой еще нет. Скучно». Смысл и оправдание возникновения БДТ для Блока именно и, прежде всего, в том, что он стал театром классического репертуара. Классический репертуар был словно спасением от реального мира революции, который «покинула музыка». А потому Блок звал театр «дышать, дышать, пока можно, горным воздухом трагедии». А ведущий актер театра В. Максимов полагает, что театр дает возможность «уйти в мир прекрасного и благородного, заставляет нас верить в благородство человеческой души, верить в „любовь до гроба", „верность друга", барство и счастье всех людей». Это был идеализм, и его пытались сохранить те руководители театра и актеры, которые революцию совсем не воспринимали в сугубо социальном плане.

Постановка «Дона Карлоса» вызывала некоторые опасения, что отразила пресса в таких словах: «Как это рядом с трагическим актером Юрьевым, рядом с артистом Дома Щепкина Максимовым будет играть ответственную роль короля Филиппа опереточный простак Монахов?» Но все сомнения на премьере рассеялись - публика и критика приняла спектакль. Н. Ф. Монахов, однако, придал некоторую сниженность образу короля, используя реалистические и натуралистические средства: он почесывал бороду, он улыбался, скашивая один глаз. Он создавал образ не «деспота вообще», но ужасного, жестокого, низкого и одновременно несчастного человека. В другом спектакле - «Слуга двух господ» Гольдони - этот же артист использовал технику актеров русского балагана, а также «садового куплетиста» для создания веселого образа слуги, превосходящего своих господ в уме и сообразительности. В Юлии Цезаре Монахов, играя главную роль, показывает своего героя великим политиком, но подавленным старостью и страхом.

Художники Большого Драматического театра были связаны с дореволюционной художественной группой «Мир искусства», что отразилось на оформлении спектаклей, отличавшихся зрелищной пышностью, декоративной торжественностью.

В первые же годы своего существования театр осуществил достаточно напряженную программу классического репертуара, поставив «Макбета», «Много шуму из ничего», «Разбойников», «Отелло», «Короля Лира», «Венецианского купца», «Юлия Цезаря», «Двенадцатую ночь» Шекспира, а также другие классические постановки. Спектакли поддерживались печатью и общественностью, широко посещались рабочими, красноармейцами (походы в театр, как правило, организовывались, так что возникло такое понятие, как «организованный зритель»). Последовательная репертуарная линия (классическая) была театром достаточно выдержана в художественном отношении, но не всегда «политическая линия» театра столь же однозначно принималась. Выступая со вступительным словом перед красноармейцами на спектакле «Много шуму из ничего». Блок так толковал комедию Шекспира: «Были, однако, времена и страны, где люди долго не могли помириться и друг друга истребляли. Тогда дело кончалось хуже, чем началось. Такие страны, где не видно было конца братоубийственной войне, где люди все разрушали да грабили, вместо того, чтобы начинать строить и беречь, эти страны теряли свою силу. Они становились слабыми и нищими, тогда их голыми руками забирали соседи, кто посильней. Тогда народ, который начал борьбу за свободу, становился рабом более несчастным, чем прежде». Конечно, в этих словах отразилось личное, очень личное переживание Блоком революционного разрушения и он, как честный художник, пытался донести это до демократического зрителя. Он выступал также перед красноармейцами, растолковывая им спектакль «Дон Карлос». И тогда Блок тоже говорил, что в спектакле есть протест против государственной власти, связанной с насилием, ложью, предательством, инквизицией. И эти выступления Блока (во время спектакля и «старая публика» устраивала буквально демонстрации, поддерживая монолог маркиза Поза за свободу совести) воспринимались революционной интеллигенцией как «реакционный протест против гражданской войны и террора».

Однако так мыслил не один только Александр Блок - в Большом драматическом театре разделяли его взгляды. Вообще тема насилия еще не раз будет звучать в спектаклях театра. В апреле 1919 года состоялась премьера пьесы финского писателя Иернефельда «Разрушитель Иерусалима». Содержание пьесы было таково: римский император Тит разрушил Иерусалим, обагрил руки кровью, совершив насилие. Но, получив власть через кровопролитие, он понимает, что такое насилие несправедливо, что «милосердие выше силы». Тит становится милосердным, и народ чествует императора, просветленного христианской верой. Тит Флавий отрекается от престола. Театр противопоставляет миру насилия мир любви. Пьеса была поставлена и игралась в дни первого похода белого генерала Юденича на Петроград и была частью все той же левой интеллигенции воспринята как «протест против вооруженной защиты пролетарской диктатуры». Вскоре театр вновь ставит пьесу современного автора - на этот раз Марии Левберг «Дантон». Дантон показан в ней героем-патриотом. Блок полагал, что «жизнь таких людей, как Дантон, помогает нам истолковать наше время». Дантон погибает от руки Робеспьера, который «был более жаден до человеческой крови». В Дантоне, как и в Тите, театр подчеркивал милосердие. И это во время гражданской войны! Столь же политически «неоднозначно» (как того требовала политическая линия новой власти) звучала и поставленная в 1920 году пьеса Д. Мережковского «Царевич Алексей», названная «еще одним протестом гуманитарной интеллигенции против сокрушающей человеческую личность суровой классовой практики».

Но гражданская война была окончена, и на дворе пышно расцвел НЭП. В театре ставят Шекспира и Гольдони, в которых великолепное оформление Александра Бенуа казалось эстетическим гурманством. В театре ставят и пьесы развлекательного репертуара. Критика говорит, что театр в новых условиях пытается «приобрести кассовый капитал и соблюсти художественную невинность, подкормить голодного нэповского волка вегетарианским салатом из Шоу и Мопассана». Такая позиция театра заставляет его ставить «пиджачные пустяки», легковесные пьесы. С другой стороны, в БДТ увлекаются экспрессионизмом и ставят «Землю» Брюсова, «Газ» Г. Кайзера с мотивами гибели цивилизации, катастроф и пессимизмом, совершенно далеким от революционного бодрого настроения. А в 1925 году на сцене БДТ появилась пьеса-хроника А. Н. Толстого и Щёголева «Заговор императрицы», в которой «революционная тема» превращалась в серию сенсационно-разоблачительных и авантюрно-альковных анекдотов. Это художественный эклектизм, присущий театру в 20-е годы, наверное, был во многом неизбежен. И потому, что театр заявил о своем пристрастии «к хорошему тону», и потому, что современных серьезных пьес еще никто не написал, и потому, что в театре было несколько режиссеров.

Новый период в жизни театра начинается с постановки «Мятежа» Лавренева, когда Большой Драматический становится одним из пропагандистов молодой советской драматургии. Уже умер Блок, уже появились новые режиссеры, уже более «правильной» стала репертуарная линия театра. Ставятся пьесы Билль-Белоцерковского, Файко, Щёголева, Киршона, Маяковского, Катаева и других современных драматургов. В 30-е годы театр вновь обращается к классике: «Егор Булычев и другие», «Достигаев и другие» Горького стали значительными театральными событиями, как и последующая постановка горьковских «Дачников» (1939) в режиссуре Б. Бабочкина.

В первые годы Великой Отечественной войны театр находился в Кирове, а в 1943 году вернулся в осажденный Ленинград и работал в условиях блокады. В послевоенные годы в театре вновь идут драмы русских классиков и пьесы современных авторов. В 1956 году театр возглавляет Г. А. Товстоногов, и с тех пор этот театр часто называют «товстоноговским», ибо с именем этого режиссера связаны его слава и расцвет. Товстоногов поставил много спектаклей, вошедших в историю советского театра. Он говорил о себе, как о продолжателе традиций Станиславского, работающем в стиле психологической актерской школы. Товстоногов, действительно, воспитал в своем театре блестящих актеров. Он ставит знаменитого «Идиота» по роману Достоевского (1957) с И. Смоктуновским в роли князя Мышкина, «Варваров» Горького, «Иркутскую историю» Арбузова, «Пять вечеров» Володина и многие, многие другие пьесы. В труппе театра состоят актеры: В. П. Полицеймако, Е. М. Грановская, Е. З. Копелян, Е. А. Лебедев. Л. И. Макарова, Б. С. Рыжухин, В. И. Стржельчик, З. М. Шарко.