История поселка красное на волге. Где купить ювелирные украшения около Костромы: Красное-на-Волге

История поселка красное на волге. Где купить ювелирные украшения около Костромы: Красное-на-Волге
История поселка красное на волге. Где купить ювелирные украшения около Костромы: Красное-на-Волге

Из Костромы мы решили съездить в село Красное-на-Волге (~35км). Мы предполагали забежать там в местный музей скани и посмотреть на церковь Богоявления. Представляли себе небольшое сельцо, музей в деревянной избушке, не более того. Встретило нас село красочным транспарантом: «Добро пожаловать! Отмечаем 800 лет нашему красносельскому ювелирному промыслу». Оказалось, что село очень богатое и крепкое, благодаря местным ювелирным заводам: одному государственному и нескольким коммерческим. Магазинчики, где продают разнообразные золотые ювелирные украшения, есть от каждого предприятия.


Вот, к примеру, госзавод и при нём магазин «Карат», с интерьером шикарным даже по московским меркам; завод «Аквамарин» и одноимённый магазинчик в кирпичном особнячке; завод «Платина» и магазин от него; завод «Диамант» и магазин и т.д. Но об этом после. Богатое село, здесь и пристань есть, летом сюда плавают теплоходики из Костромы.

Музей скани или Музей ювелирного искусства красносельских мастеров располагается в одном из краснокирпичных корпусов ювелирного госзавода и работал по укороченному графику до 15 часов. Поэтому мы поспешили туда. Экспозиции находятся в нескольких залах и мы обходим все, любуясь дивными украшениями из скани. Какие же мастера их делали! Все Герои соцтруда, а ведь раньше такие звания давали не просто так. Что не изделие, то просто сказка - душа в них вложена. Посмотрели на крошечный сервизик на таком же малюсеньком столике, где чашечка размером с божью коровку…

Фото из Музея Скани отlat

Скань - это проволочные кружева.
По-древнерусски слова «скручивать, скатывать» звучали как «скать».
Сначала проволоку отжигают до красного каления, потом отбеливают в серной кислоте, распрямляют, сортируют по толщине. Проволоку долее либо скручивают, либо оставляют гладкой, а потом прокатывают (чуть сплющивают) в специальных приспособлениях «вальцах».
Обязателен эскиз будущего изделия в натуральную величину. Рисунок из проволоки называется - сканные узоры (мозаика), и выполняется подетально. Детали выгибаются согласно по эскизу. Крупные - пальцами, а мелкие - инструментами. Формы деталей самые разные: завиток, спираль, квадратики, колечки, косички, змейки, огурчики, зубчики и пр. Гладкую и крученую проволоку сочетают, добиваясь определенного эффекта.
Сканные узоры бывают ажурными и накладными. Ажурные сначала наклеивают на эскиз, а потом на нем паяют. Накладные приклеивают к фону (металлической пластинке), а потом припаивают.
Почти готовое изделие опускают в серный раствор для потемнения металла, потом полируют.

Фото от bor1

В последнем зале Музея оказалась выставка картин. Сначала я лично, как-то даже не хотела переключаться со скани на какие-то провинциальные пейзажи, а потом, присмотревшись, не могла оторваться. Художница - молодая местная женщина, к сожалению, не запомнили фамилию. Сюжеты деревенские, но настолько светлые, солнечные и позитивные, что если бы позволяли материальные возможности, купила бы не задумываясь, сразу картин пять.
Вот, к примеру: вечер, речка, тоненькая девочка сидит на мостике и из пригоршни умывается. Или натюрморт: в саду на столике на самом солнцепёке стоит в вазе охапка ромашек и васильков. Написано так солнечно, что буквально чувствуешь июньскую жару и слышишь, как жужжат пчелы.
Еще вот: деревянный деревенский домик, пышный куст цветущего шиповника под резным окошком и малышня гоняет мячик. Очень легкие картины.
Бабушки-дежурные с гордостью нам сообщили, что «Ленка, художница наша, краснОсельская. Усе люди хОдят и усем нравится, усе вОсхищаются» . Они же нам сказали, что небольшие ее картины можно купить в фойе. Мы выскочили туда, но, к сожалению, там продавались такие не совсем удачные этюды от 3 т.р., а лучшие ее работы были, бесспорно, на выставке.

Потом подъехали к церкви Богоявления . Она тоже была закрыта, но место, где она находится, действительно, как написано в путеводителе, удивительно спокойное, благодатное. Мы почувствовали.

* А дальше мы подъезжали, останавливались и заходили в ювелирные магазинчики. Если у вас есть желание озолотиться, то без покупки не уедете. Мне понравились серебряные ложечки в магазине от госзавода. Их там большой выбор, цены в районе 600 рублей. Говорят, если малышей кормить с серебряной ложечки, то не будут болеть ангиной. На крестины тоже дарят ложечки. Изделий из скани не было вообще, только видели сувенирных коняшку и яичко. Ничего особенного, (а какие были в музее!), и неподъёмно дорого. Конечно, на вкус и цвет товарищей нет, но я поняла, что у каждого завода свой стиль украшений. У государственного наиболее традиционные, а лично мне больше всего понравились изделия в «Диаманте» - это красный кирпичный особнячок прямо на въезде в село. Модные типа.
Вообще мы искали крестик для моей второй половины. Просмотрели их преогромное количество, но так ничего и не выбрали, хотя видели очень красивые. Половина моя все время говорила «Нет. Не буду, не хочу, не нравица» . Ну что поделаешь!
** После приезда из Костромы как-то случайно посмотрели фильм о «криминальном костромском золоте». Мне поплохело. Получается, что я пропиарила ювелирные точки очень мутного происхождения. Поэтому доверять надо всё-таки классическим золотым изделиям государственного завода «Карат». Не зря муж отворачивался от прилавков, не зря!

По дороге из Красного решили сделать остановку в селе Поддубном , в нашем путеводителе было написано, что там надо обязательно посмотреть старинный храм Николы Угодника . Что мы и сделали.

Остановились, подошли, но церковь была закрыта. Стоим расстроенные, вдруг мимо топает женщина с продуктовыми сумками.
Остановилась, улыбается и спрашивает окая: «Здравствуйте. ЧегО-тО хОтите?».
Мы говорим: «Да вот хотели в храм попасть, а он закрыт».
Она интересуется: «А вы храм хОтите пОсмОтреть, или свечки пОставить?»
Мы отвечаем: «Вот хотели бы и то, и то сделать»
Женщина говорит: «Так я сейчас сбегаю, ОткрОю вам. Ключик у меня».
Она забежала в соседнюю избу, принесла ключи и открыла нам церковь. По дороге рассказывает, что сельские люди вот собирали долго денежку, и, наконец, накопили нужную сумму, и батюшка, Слава Тебе Господи, провел тёпло в центральную часть храма.

Вошли, любуемся росписями. Мы заметили, что основным фоновым цветом костромских храмов является сочно-синий или темной-голубой, как цветки льна. Ведь, предположили мы, в Костроме выращивают лён, а у него именно такие сине-голубые цветочки. Чтобы поставить свечки, женщина подвела нас к двум древним иконам в серебряных окладах - Николая Чудотворца и Параскевы Пятницы. Огоньки наших свечек осветили их темные лики. И так мне по сердцу пришлась Параскева , не знаю как сказать словами. Вот на душу легла. Добрая.

* Уже дома прочитала, что оказывается в стародавние времена славяне поклонялись богине, защитнице женщин - Мокоши. Она помогала собирать урожай, правильно вести хозяйство, шить и прясть, готовить еду, управляться с мужем и детьми. После принятия православия Мокошь стали называть Параскевой Пятницей и праздновали день в её честь - 27 октября. Вот как!

Название поселка (бывшего села) происходит от красивого (красного) места на берегу реки Волги, где в древности была пристань, здесь приставали волжские струги.

Красное упоминается с 1569 г., когда им владел стольник Иван Дмитриевич Воронцов - потомок знаменитого Ф.Воронцова-Вельяминова, тысячника-воеводы, происходившего из рода мурзы Чета. Он приехал в XIV веке из Орды на службу к московскому великому князю и основал в Костроме Ипатьевский монастырь. Мурза Чет крестился на Руси под именем Захария, получил земли под Костромой и стал родоначальником фамилий Вельяминовых, Годуновых и Зерновых. Впрочем, об этом уже говорилось. Когда костромской уезд в 1567 г. был взят в опричнину, старых вотчинников из уезда выселили, в том числе и Воронцова.

Село Красное с деревнями было взято в опричнину, а И.Д.Воронцов в компенсацию получил в Бежецком уезде село Наместково, которое позже отдал в дар Троице-Сергиеву монастырю. В грамоте 1569 г. записано: «Се аз Иван Дмитриевич сын Воронцов, дал в дом Троицы сельцо Наместково в Бежецком верху а меня Ивана пожаловал царь и великий князь тем сельцом Наместковым с деревнями вместо моей вотчины села Красного с деревнями, что взял государь у меня то село Красное в Костромском уезде». С тех пор Красное было дворцовым селом и управлялось из приказа Большого Дворца.

В 1648 г. по указу царя дьяк И.С.Языков с подьячим Г.Богдановым отме-жовывали земли дворцового села Красного от соседних поместий: «Лето 7157 (1648 г.- Д.Б.) по государеву указу и грамоте из Приказа Большого дворца за приписью дьяка Ивана Федорова, Ивана Семеновича Языкова, да подьячего Григория Богданова государева дворцового села Красное в деревни да в вотчину Ипатьевского монастыря села Нефедова, села Ивановского, да села Приско-ково в деревни ездили и те деревни государева дворцового села Красного от вотчин Ипатьевского монастыря отмежовывали, а на межевании были дворяне: Павел Карцев, Илья Бедарев, Андрей Бутаков, да крестьяне князя Василия Волконского, Андрея Головина. Да к той же подписи села Красного Богоявленский поп Григорий вместо крестьян руку приложил».

Богоявленская церковь

Реконструкция И.Ш. Шевелева

Сохранилось описание села Красного 1717 г.: «В Костромском уезде великого государя в дворцовом селе Красном церковь Богоявления Господа Бога и Спаса нашего каменная да три церкви деревянные: Похвалы Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца и Пророка Ильи.

При тех церквях три двора поповых а людей в них мужского пола 10 человек, женского 16 человек, да двор дьячка, двор пономаря, да 14 келий а в них 6 стариц да 25 вдов и девок кормятся при церквях божиях подаянием мирским. У попа Гаврила на огородней земле в избе живет нищий Петр Вах-рамеев - 76 лет, вдов и у него сын Спиридон 30 лет хром в селе же Красном Конюшенная слобода а в ней живут того села Красного приказчики и Красносельской кобыличьей конюшни подъячие и стадные конюха, два двора подьячих да 13 дворов стадных конюхов в том же селе Красном не пашенных крестьян 63 двора а в них мужского полу 175 человек женского 235.

В том селе Красном рыбных ловцов 6 дворов людей в них мужеского полу 11 человек женского 14. К селу Красному дворцовая Красносельская волость: приселок что слывет деревня Абрамова да деревня Сухари-Выметъ, дер. Руси-ново, дер. Карташиха, дер. Новое-Медведково, дер. Черемисская, дер. Глинищи, дер. Горелово, дер. Ликиново».

Как видно из переписи 1717 г., основное занятие жителей села Красного было разведение лошадей для царского двора и рыбный промысел на Волге. Каменная Богоявленская церковь построена в 1592 г.

В 1762 г. указом Сената от 30 ноября Екатерина II пожаловала «бывшей при дворе нашей фрейлине Прасковье Бутаковой, которая ныне в замужестве лейб-гвардии Конного полка за поручиком бароном Сергеем Строгановым, да брату ее родному того же полка отставному ротмистру Петру Бутакову жалуем мы в Костромском уезде село Красное с 325 душами».

Пришедший к власти после смерти Екатерины II ее сын Павел в 1797 г. пожаловал тайному советнику Храповицкому, бывшему секретарю Екатерины, 600 душ в Костромском уезде и в том числе село Подольское и деревни Кузнецово, Остафьевское, Даниловское, Ильино - всего 16 деревень и 17 крепостных душ в самом селе Красном.

В начале XIX века село Красное с деревнями принадлежало Петру Андреевичу Вяземскому - поэту, критику и другу А.С.Пушкина.

Россия, Костромская область, Красносельский район, посёлок Красное на Волге

Поедете в Красное?

А что там?

А почему бы и нет. Всё на месте не сидеть…

Вот с такой мотивацией отправились мы в село Красное-на-Волге. Ничего о нём не знали. Думали, поглядим на пыльный маленький сельский музей при школе или доме культуры. Поэтому то, что мы увидели там, изумило, ошеломило, потрясло. Но обо всём по порядку.

Красное-на-Волге - посёлок в Костромской области, райцентр. В нём около восьми тысяч жителей. Но село это имеет богатую историю. Оно гораздо старше первого документального упоминания о нём. Археологические изыскания и исследования культурного слоя говорят о том, что люди жили здесь ещё до Х века. Местность на берегу Волги была слишком хороша, чтобы долго пустовать.

Название села связывают с событиями прошлого: по преданию, здесь произошла битва с врагами, в которой пролилось столько крови, что Волга текла кровавая и земля стала красной. Согласно другой версии, места здесь были "красны", "красивы". По третьей версии, посёлок получил имя благодаря красоте продукции местных народных промыслов, которыми издревле славился.

Красное-на-Волге всегда было большим и зажиточным. Первое упоминание о нём в документах относится к 1569 году, когда оно принадлежало Годуновым. В 1592 году в селе появился Храм Богоявления, построенный Дмитрием Ивановичем Годуновым по благословению первого российского патриарха Иова. В начале XVII века к Богоявленской церкви были пристроены два придела, а в конце того же столетия возведена колокольня. Храм стоит до сих пор и является уникальным памятником шатровой каменной архитектуры XVI века.

Из более поздних документов известно, что Красное было взято в опричнину, а потом Екатерина II в 1762 году на основании указа Сената передала село своей фрейлине: «… бывшей при дворе нашем фрейлине Прасковье Бутаковой, которая ныне в замужестве лейб-гвардии Конного полка за поручиком бароном Сергеем Строгановым, да брату её родному того же полка отставному ротмистру Петру Бутакову жалуем мы в Костромском уезде село Красное с 325 душами». В дальнейшем село снова перешло в казну, а в начале XIX века Красное с окрестными деревнями было подарено отцу поэта Петра Андреевича Вяземского за заслуги перед Отечеством. В августе 1827 года случился страшный пожар, выгорело всё село, в том числе и усадьба Вяземских. Пётр Андреевич выдал всем пострадавшим от пожара большое денежное пособие, благодаря которому село возродилось вновь. Однако усадьбу свою поэт восстанавливать не стал.

В 1864 году рядом с Богоявленской церковью был возведён Петропавловский храм.

Вместе они составили прекрасный ансамбль в центре села. Его обнесли оградой, перед ней установили памятник императору Александру II.

Теперь всё это можно увидеть только на старых фотографиях. Летом 1919 года в Красном вспыхнуло восстание. Карательный отряд Ярославской ГубЧК под командованием Френкеля жестоко расправился с местными жителями: было расстреляно без разбору около 400 человек. Среди жертв - священнослужители местных церквей. Петропавловская церковь и памятник царю были взорваны, Богоявленский храм приспособлен под складское помещение, даже старое кладбище разорено.

В 1950—1960 годах под руководством архитектора И. Ш. Шевелёва в Богоявленской церкви провели ремонтно-реставрационные работы, и храму вернули первоначальный облик, который он имел к концу XVII века. А в 1990 году храм вернули РПЦ. Это самая главная архитектурная достопримечательность поселка.

Сегодня село Красное встречает нас красными маками,

внимательными взглядами местной «братвы»,

и осторожным обнюхиванием.

Да ещё как-то подозрительно из-за ёлок подсматривает Владимир Ильич.

В центре села живописный зелёный пруд.

В нём местные мальчишки ловят рыбу.

Что ловят?

Вот таких рыбок. И клёв хороший.

А потом село раскрывается перед нами с другой стороны. В здании за спиной мальчика раньше располагалась пробирная палата - организация, осуществляющая клеймение ювелирной продукции и государственный контроль за соответствием изделий из драгоценных металлов указанным на них пробам.

Верхне-Волжской государственной инспекции пробирного надзора более 120 лет. Она является лидером в России не только по объёмам, но и по качеству выполняемых услуг. Сейчас она занимает это здание.

И то, что крупнейшая пробирная палата расположена в этом селе, - отнюдь не случайность. Красное - лидер России по количеству ювелиров. На территории городского поселения расположено 10 крупных предприятий (заводы «Диамант», «Красносельское ювелирное производство», «Яшма», «Платина», «Аквамарин», «Росса», «Бижеръ», «Серебро России», «Золотые узоры», «РОСТ»), средних - 5, малых -8, зарегистрировано 98 индивидуальных предпринимателей. Есть в Красном-на-Волге и Красносельское училище художественной обработки металлов.

Как случилось, что обычное волжское село стало центром ювелирного дела? Драгоценные металлы или камни здесь не добывают, все сырьё привозное. Возможно, связано это с тем, что земля в этих местах неплодородная, климат нетёплый. Чтобы прокормить семью, нужно было искать другой, не сельскохозяйственный заработок. Археологические изыскания позволяют говорить о том, что в Х веке здесь уже плавили медь и серебро, изготавливали украшения.

Об этом мы узнаём в музее ювелирного и народно-прикладного искусства.

История местного крестьянского быта открывает выставку. Наряду с традиционными вещами, которые можно увидеть в краеведческих музеях всей страны (прялки, утюги, полотенца,

бочки, упряжь),

каждая семья Красного имела и нечто особенное, чего в других местах не увидишь. Вот такое устройство, например.

Это волочильный станок. Использовался он для изготовления проволоки. Работали на нём примерно так:

Этот станок тоже использовался для протяжки проволоки.

А такое приспособление - для изготовления штампованных ювелирных изделий.

Есть в музее и набор ручных инструментов, с помощью которых производили ювелирные украшения.

Домашнюю утварь, мелкие металлические предметы, а также различные украшения изготавливали прямо в домах, где жили. Старые фотографии сохранили повседневный труд ювелиров Красного: семья за работой.

Из века в век от отца к сыну передавались традиции и секреты работы с металлом.

Кто-то занимался самостоятельно ювелирным делом, кто-то нанимался в подмастерья. В середине XIX века в поселке Красном и его окрестностях ювелирным производством занимались 2000 кустарей. Появились и скупщики, и крупные мастерские. В селе перерабатывалось около 2, 5 тысяч пудов серебра в год, что для того времени было весьма масштабным.

К концу XIX века продукция красносельских ювелирных мастеров встречалась на всех крупных ярмарках России. Основной ассортимент был ориентирован на небогатых покупателей — недорогие медные и серебряные украшения, крестики, штампованные образки, мелкая серебряная посуда.

С приходом Советской власти в 1919 году было решено создать артель для производства различных ювелирных изделий для нужд страны. Но немногие сельчане обрадовались такому обороту дела. Занимаясь ювелирным делом, народ жил богато и не желал расставаться со своим добром. Артель была создана в апреле месяце, а в июле того же года село взбунтовалось, не желая принимать порядки новой власти. В истории эти события остались как "Красносельский мятеж".

Но восстание подавили, а производственное объединение " Красносельская трудовая производственная артель металлических изделий" (более известное её название "Красный кустарь") начала работать. В 30-е годы артель стала промколхозом. Местные жители, помимо своего основного ювелирного производства, занимались сельским хозяйством. А в годы Великой Отечественной войны многие мастера ушли на фронт, а само предприятие стало выпускать металлические изделия для нужд фронта.

В конце 50-х годов артель была переименована в "Красносельский ювелир". А в 1960 году организована "Красносельская ювелирная фабрика", куда влились другие артели ("Металлист", " Красный ювелир" и "Промкомбинат"). В 1973 году фабрика получила название "Красносельская ювелирная фабрика", которая впоследствии стала головным предприятием производственного объединения "Ювелирпром".

С восьмидесятых годов ХХ века ювелиры России получили возможность официально работать с драгоценными металлами. В Красном открылось множество частных ювелирных мастерских, выпускающих разнообразную продукцию из золота и серебра.

Вся история Красного-на-Волге нашла отражение в экспозициях музея. Так же, как и развитие разных видов обработки металлов.

Один из древнейших видов - чеканка.

С помощью таких инструментов - чеканов - изготовлялись оклады для икон, а иногда и сами иконы.

Наряду с чеканкой использовались литье и штамповка.

Иногда в одном изделии использовали разные техники обработки металла. Особенно хорошо это заметно на переплётах книг.

Настоящие произведения искусства!

Кроме культовых атрибутов, с древних времен изготовляли из серебра посуду (братины, чарки, солонки) и инструменты, декоративные фигурки и ювелирные украшения.

Использовали для декорирования эмаль,

а иногда и камни.

Литые фигурки меня просто заворожили.

Но широкую славу красносельским мастерам принесла скань, проволочные кружева.

Слово «скань» восходит к древнерусскому глаголу «съкати» - «сучить», «свивать в одну нить несколько прядей». Наряду с этим словом используется и «филигрань» (итал. filigrana, из лат. filum «нить» + granum «зерно»). Обозначают они одно — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой проволоки, гладкой или свитой. Материалами для изделий служат сплавы золота, серебра, платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер.

Сначала проволоку отжигают до красного каления, потом отбеливают в серной кислоте, распрямляют, сортируют по толщине. Потом либо скручивают (в виде верёвочки, шнурка, косички, ёлочки, дорожки, глади и т. д.), либо оставляют гладкой, прокатывают (чуть сплющивают) в специальных приспособлениях - «вальцах».

Детали выгибаются (согласно эскизу) крупные - пальцами, а мелкие - инструментами. Формы деталей самые разные: завиток, спираль, квадратики, колечки, змейки, огурчики, зубчики... Гладкую и кручёную проволоку сочетают, добиваясь определенного эффекта.

Сканные узоры бывают ажурными и накладными. Ажурные сначала наклеивают на эскиз, а потом на нём паяют. Накладные приклеивают к фону (металлической пластинке), а потом припаивают.

Почти готовое изделие опускают в серный раствор для потемнения металла, потом полируют.

Нередко филигрань сочетают с эмалью (в том числе финифтью), гравировкой, чеканкой. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики, создающие игру светотени) и камнями, хрусталём, перламутром.

Когда смотришь на эти вазочки, солонки, шкатулки, портсигары, подстаканники, миниатюрные скульптуры, понимаешь, сколько труда и любви вложено в каждое изделие.

Мы восхищались каждым.

Изделия, выполненные в технике филиграни или с элементами филиграни, очень часто (в целях облагораживания их внешнего вида) серебрят или золотят. Выглядит потрясающе.

Вот этот чайный столик легко может уместиться на ладони. А чашечки-ложечки вообще малюсенькие.

Возможно, для этой семьи он будет в самый раз.

Но, наверное, как и для многих, для меня слово «ювелир» связано в первую очередь с женскими украшениями. В музее их множество. И все разные. Невольно замечтаешься, как это будет выглядеть на тебе.

Каждый ювелир - художник. Перед тем как создать вещь, мастер рисует ее, прорабатывает все детали на бумаге. Поэтому не удивительно, что часть экспозиции музея занимает живопись красносельских художников.

Так выглядит «Пятидесятый псалом».

А так путь к вершинам мудрости.

У каждого предприятия в Красном-на-Волге есть свой магазин. В один из них мы отправляемся после экскурсии.

Он не самый большой, есть и побольше. Но мне и одного магазинчика было много. Потому как в таких ювелирных магазинах я еще не бывала. Если представить обычный супермаркет («Магнит» или «Пятёрочку»), все прилавки, витрины, холодильники которого заставлены образцами (неповторяющимися) ювелирных изделий из золота, серебра и платины, то это будет похоже на то место, где мы оказались.

Голова закружилась от драгоценного блеска. Сюда надо приходить, четко представляя, что ты хочешь приобрести. Я не знала. Вообще не была готова к тому, что окажусь в таком месте. Поэтому металась по магазину, прикидывая, что можно купить себе и в подарок родным, да ещё и не переплатить. До тех пор, пока не увидела ионизаторы.

Это серебряное изделие на цепочке, которое опускаешь в стакан с водой на некоторое время, и ионы серебра проникают в воду. Вода становится полезной для человека. Кроме того, серебро убивает бактерии. По крайней мере, так говорил продавец-консультант. Мне показалось это хорошим выбором для подарка. На каждый ионизатор давался сертификат. В общем, мы приобрели для себя и в подарок такое изделие (время показало, что это был не самый лучший выбор).

Пока ожидали нашу группу, побродили ещё по посёлку. Вглядываясь в лица прохожих, подумалось: вот они какие, ювелиры. Ничем от нас не отличаются. Ходят в магазины, возделывают огородики, гуляют по этим улицам. Это совсем не похоже на «ортодоксальный» образ ювелира, созданного в нашем киноискусстве.

Вот такое интересное место есть в Костромской области. Теперь я точно знаю, куда надо ехать, если захочется приобрести что-нибудь потрясающее.

Село Красное, очевидно, гораздо старше первого документального упоминания о нем (1569 год). Местность на берегу Волги была слишком хороша, чтобы долго пустовать, не зря же ее назвали «красной», то есть «красивой» (к советскому новоязу топоним села отношения не имеет). Кроме того, здесь сходились важные торговые пути, неподалеку, всего в тридцати пяти верстах, уже
в XII веке была основана Кострома, так что жители Красного имели существенные экономические выгоды от расположения села. Как утверждают краеведы, с древнейших времен здесь находилась пристань, где останавливались купеческие струги.

На протяжении некоторого времени село принадлежало представителям фамилии Воронцовых-Вельяминовых, потомкам полулегендарного мурзы Чета, приехавшего из Орды, крестившегося и поступившего на службу к московскому великому князю. В 1567 году Костромской уезд взяли в опричнину, а старых вотчинников выселили, предоставив им, впрочем, некую компенсацию. Первый документ, где упомянуто Красное, как раз и свидетельствует об этой компенсации, полученной Иваном Воронцовым-Вельяминовым за изъятое у него село Красное:

«Се аз Иван Дмитриевич сын Воронцов дал в дом Троицы сельцо Наместково в Бежецком верху, а меня Ивана пожаловал царь и великий князь тем сельцом Наместковым с деревнями вместо моей вотчины села Красного с деревнями, что взял государь у меня то село Красное в Костромском уезде».

С тех пор Красное числилось дворцовым селом, пока не перешло в руки Годуновых, стремительно возвысившихся при Иване Грозном и его сыне Федоре, и, таким образом, вернулось к потомкам уже упомянутого нами Чета: Годуновы, как и Вельяминовы, вели свое происхождение от него.

В XVII веке Красное, недолго побыв в руках Годуновых, вновь стало дворцовым. В 1648 году по цареву указу дьяк И. Языков с подьячим Г. Богдановым производили отмежевание его земель от соседних угодий (принадлежавших, по большей части, Ипатьевскому монастырю), о чем в переписных книгах сохранилась соответствующая запись:

«Лето 7157 по государеву указу и грамоте из Приказа Большого дворца за приписью дьяка Ивана Федорова, Ивана Семеновича Языкова, да подьячего Григория Богданова государева дворцового села Красное в деревни да в вотчину Ипатьевского монастыря села Нефедова, села Ивановского, да села Прискоково в деревни ездили и те деревни государева дворцового села Красного от вотчин Ипатьевского монастыря отмежевывали, а на межевании были дворяне: Павел Карцев, Илья Бедарев, Андрей Бутаков, да крестьяне князя Василия Волконского, Андрея Головина. Да к той же подписи села Красного Богоявленский поп Григорий вместо крестьян руку приложил».

Участь дворцовых крестьян сравнительно с крепостной долей была, несомненно, счастливей. Но вскоре красноселам пришлось «примерить» на себя и помещичье ярмо. Екатерина II, пришедшая к власти на остриях дворянских шпаг, после воцарения щедро раздавала верным людям казенные имения. 30 ноября 1762 года она легкой рукой пожаловала «село Красное с 325 душами» «бывшей при дворе нашей фрейлине Прасковье Бутаковой, которая ныне в замужестве лейб-гвардии Конного полка за поручиком бароном Сергеем Строгановым, да брату ее родному того же полка отставному ротмистру Петру Бутакову».

Помимо Красного, П. Г. Бутаков и его сестра получили также Рыбную слободу Переславля-Залесского да в том же Переславском уезде село Еськово — всего более 1000 душ мужского пола. Но толком побыть богатой помещицей Прасковье Григорьевне не пришлось: в 1763 году она умерла, и ее часть перешла к брату Петру. Тот также скончался бездетным, и по смерти его все богатейшее наследство сосредоточилось в руках его вдовы Авдотьи Николаевны. Впрочем, по тогдашним законам ей причиталась лишь одна четвертая часть имения мужа. Остальное, за неотысканием наследников, переходило в категорию «выморочного» и должно было возвратиться в казну.

А дальше начался длительный «передел собственности». С одной стороны, сыскался дальний родственник Бутакова, служивший к моменту его смерти в Селенгинском уезде. С другой — крестьяне Рыбной слободы и Красного подали на высочайшее имя прошение, в котором выражали желание вернуться в Дворцовое ведомство, указывая на свои давние привилегии и обязанности по отношению ко двору.

Но дальний родственник не собирался так просто отказываться от блестящих перспектив и тоже подал прошение на высочайшее имя. Екатерина II переслала его в Сенат для рассмотрения, и тот вынес почти соломоново решение: признать Н. Д. Бутакова состоящим в родстве с П. Г. Бутаковым и, следовательно, его единственным законным наследником, вопрос же об участи крестьян Красного и Рыбной слободы оставить на монаршее усмотрение. Екатерина в подробности дела, кажется, не входила и начертала на поданных ей бумагах: «Понеже Сенат находит, что оное имение надлежит по праву Николаю Бутакову, то и отдать ему».

Тут уж всхлопоталась и Авдотья Николаевна Бутакова, оскорбившаяся тем, что пожалованные ее покойному мужу имения перейдут безвестному дальнему родственнику. Сенат вынужден был пересмотреть решение и в итоге постановил: Николаю Бутакову отдать наследственные бутаковские деревни в Костромской и Буйской округах, имущества оставить вдове, а остальное возвратить в Дворцовое ведомство. Так красненские крестьяне на некоторое время избавились от помещиков, а Николай Бутаков получил вместо чаемой тысячи душ всего семьдесят семь.

Уже вскоре, однако, вновь начался процесс закрепощения жителей Красного. В 1797 году Павел I пожаловал бывшему секретарю матушки А. В. Храповицкому 600 душ в Костромском уезде, в том числе 17 душ в интересующем нас селе. А несколько позже Красное было подарено А. И. Вяземскому за заслуги перед Отечеством и перешло по наследству к его сыну Петру.

Петр Андреевич в Красном не жил, но часто бывал здесь. А в 1827 году, когда в селе случился большой пожар, выделил серьезные суммы для помощи погорельцам. Неизвестно, сколь сильно пострадала тогда Богоявленская церковь и потребовался ли ей ремонт, но вот барский дом сгорел, и Вяземский решил его не восстанавливать.


По всей видимости, тогда же сгорели и деревянные храмы. Какие из них восстанавливались, какие нет, мы не знаем. К началу XX века, во всяком случае, в селе существовал ансамбль из двух храмов — холодного Богоявленского и теплого Петропавловского, построенного в характерном «тоновском» стиле в 1860-е годы на деньги прихожан. Еще была кладбищенская церковь. Приход в селе считался один, клир составляли два священника, диакон и псаломщик.

«Красносельский мятеж»

Трагическую страницу в историю Красного и Богоявленской церкви вписал июль 1919 года. В советской историографии событие, о котором пойдет речь, именовалось «красносельским мятежом». Рассказывалось о том, как в продолжение шестичасового боя отряд ярославской ГубЧК, возглавляемый тов. А. Ф. Френкелем, мужественно сражался с контрреволюционерами и восстановил революционный порядок.

На деле все обстояло несколько по-иному. Действительно, в Красном — несмотря на его как бы «коммунистическое» название — были чрезвычайно сильны «старорежимные» настроения. Народ, занимаясь ювелирным ремеслом, жил богато, приходу большевиков не сочувствовал, идти служить в Красную армию не желал. И восстание действительно имело место, благо в селе и его окрестностях прятались сотни дезертиров (многие с оружием). Однако первыми жертвами карательного отряда Френкеля стали не они, а двое глухонемых, возвращавшихся из леса с ягодами. Их зарубили прямо на дороге. Следом каратели убили красноармейца, находившегося в отпуске по ранению и показавшего документ об этом. Вообще, судя по всему, они плохо понимали русскую речь. Видимо, это был один из так называемых интернациональных отрядов. Красненские старожилы, пережившие те страшные дни, называли впоследствии своих мучителей то латышами, то чехами.

События приняли еще более кровавый оборот, когда в соседней деревне Даниловское один из ее жителей убил члена отряда, сотрудника ярославской ЧК А. Щербакова. В заключении следственной комиссии ЯргубЧК последовавшая «операция» была освещена так: «Весь контрреволюционный элемент и кулачество с. Красного за убийство т. Щербакова в тот же день беспощадно расстреляно». По-человечески говоря, произошло вот что: схватили около четырехсот человек (не разбирая, конечно, на «элементы»), разбросали по подвалам лавок и, вызывая пофамильно, расстреляли на глазах всего народа. Известно при этом, что каратели заставляли принимать участие в расстреле местных коммунистов — такая вот «нечаевская» практика.

КРАСНОЕ-НА-ВОЛГЕ - посёлок городского типа в Костромской области.

Центр Крас-но-сель-ско-го района. Население 7,9 тысяч человек (2008). Рас-по-ло-жен на ле-вом бе-ре-гу реки Вол-га.

Се-ло Крас-ное из-вест-но с XVI веке как вот-чи-на Го-ду-но-вых , яв-ля-лось цен-тром юве-лир-но-го про-мыс-ла. В начале XVII века пе-ре-шло во вла-де-ние Ипать-ев-ско-го мо-на-сты-ря. Ве-ро-ят-но, в свя-зи с се-ку-ля-ри-за-ци-ей 1764 года, ото-шло князь-ям Вя-зем-ским. В 1-й четверти XIX века в се-ле су-ще-ст-во-ва-ла усадь-ба князя П.А. Вя-зем-ско-го, ко-то-рая сго-ре-ла в 1827 году. По-сле это-го по-жа-ра пла-ни-ров-ка се-ла при-об-ре-ла ре-гу-ляр-ный ха-рак-тер, бы-ли спрям-ле-ны ули-цы. Во 2-й половине XIX века се-ло пе-ре-жи-ва-ло рас-цвет бла-го-да-ря раз-ви-тию юве-лир-но-го про-мыс-ла и па-ро-ход-но-го со-об-ще-ния по реке Вол-га. В русско-византийском стиле построен 5-главый собор (снесён в 1930-е годы). В 1897 году при на-чаль-ной народной шко-ле для де-тей кус-та-рей-се-реб-ря-ни-ков от-крыт класс тех-нического ри-со-ва-ния (с 1904 года Ху-до-же-ст-вен-но-ре-мес-лен-ная мас-тер-ская зо-ло-то-се-реб-ря-но-го де-ла с собственной про-бир-ной па-ла-той, т. е. с пра-вом че-кан-ки про-бы ме-тал-ла; ны-не Крас-но-сель-ское училище ху-дожественной об-ра-бот-ки ме-тал-лов). Рай-он-ный центр Ко-ст-ром-ской губернии (1928-1929 годы), Ива-нов-ской про-мыш-лен-ной (с 1936 года Ива-нов-ской) области (1929-1944 годы), с 1944 года Ко-ст-ром-ской области. С 1957 года ра-бо-чий по-сё-лок Крас-ное-на-Вол-ге.

Красное-на-Волге со-хра-ни-ло пла-ни-ро-воч-ную струк-ту-ру XIX века с цен-тром на Крас-ной пло-ща-ди, где рас-по-ло-жен ан-самбль по-стро-ен-ной по за-ка-зу Бо-ри-са Фё-до-ро-ви-ча Го-ду-но-ва шат-ро-вой Бо-го-яв-лен-ской церкви (1592) с дву-мя при-де-ла-ми и двухъ-я-рус-ной га-ле-ре-ей (в начале 1990-х годов ар-ки гале-реи в ниж-нем яру-се за-ло-же-ны кир-пи-чом, в верх-нем - за-стек-ле-ны), а также с ко-ло-коль-ней, по-став-лен-ной на вы-со-ком ароч-ном ос-но-ва-нии (середина XVII века, в 1808 году из-ме-не-но за-вер-ше-ние). Со-хра-ни-лись клад-би-щен-ская церковь Всех Святых (1895), мно-го-численные па-мят-ни-ки гражданской ар-хи-тек-ту-ры конца XVIII - начала XX веков, в т. ч. дом па-ро-хо-дов-ла-дель-ца П.А. Со-ро-ки-на (1870-1880-е годы), усадь-ба па-ро-хо-дов-ла-дель-ца Д.Н. Со-ро-ки-на (1880-е годы), ком-плекс Ху-до-же-ст-вен-но-ре-мес-лен-ной мас-тер-ской (1897-1904 годы; архитектор Л.Н. Бе-нуа, инженер Л.А. Тре-берт), вклю-чаю-щий в се-бя главное зда-ние (ны-не здесь раз-ме-ща-ет-ся Крас-но-сель-ский му-зей юве-лир-но-го и на-род-но-при-клад-но-го искусства; ос-но-ван в 1983 году, фи-ли-ал Ко-ст-ром-ско-го объ-е-ди-нён-но-го ху-дожественного му-зея), про-из-водственный кор-пус и ли-тей-ную мас-тер-скую, до-ма тор-гов-цев юве-лир-ны-ми из-де-лия-ми И.А. Кон-ди-ро-ва (по-след-няя четверть XIX века) и К.И. Мак-ла-ши-на (начало 1900-х годов), зда-ние зем-ской боль-ни-цы (1910-1911 годы, архитектор А.А. Ма-ка-ров; при-строй-ка 1950-х годов) и др.

Красное-на-Волге - один из цен-тров про-из-ва крас-но-сель-ских юве-лир-ных из-де-лий; дей-ст-ву-ют: «Крас-но-сель-ский Юве-лир-пром» (при-над-ле-жит ком-па-нии «Ал-маз-Хол-динг»), «Верх-неволж-ская юве-лир-ная фаб-ри-ка», Крас-но-сель-ский юве-лир-ный за-вод «Яш-ма», Крас-но-сель-ский юве-лир-ный за-вод «Диа-мант», Крас-но-сель-ский юве-лир-ный за-вод «Пла-ти-на». Пред-при-ятия пи-ще-вой промышленности.

На-про-тив Красного-на-Волге, на пра-вом бе-ре-гу реки Вол-га, со-хра-ни-лись: в деревне Гус-то-ме-со-во - Ус-пен-ская церковь в русском сти-ле (1897-1906 годы, пред-по-ло-жи-тель-но архитектор Н.И. Гор-ли-цын), в селе Си-до-ров-ское - церковь Ни-ко-лая Чу-до-твор-ца (1720-1724 годы) с 5-ярус-ным ико-но-ста-сом (3-я четверть XVIII века), уса-деб-ный дом (середина XIX века).