Свиязев И.И. Роман Иванович Кузьмин Полный текст дореволюционной публикации

Свиязев И.И. Роман Иванович Кузьмин Полный текст дореволюционной публикации

В самом центре Афин, неподалеку от бывшей королевской резиденции (ныне здание парламента), стоит великолепный храм в византийском стиле, богослужения в котором часто идут на церковнославянском языке. Он имеет давнюю и интересную историю.

Русско-турецкая война 1828–1829 гг. - поводом к ней стало очередное восстание греков - закончилась Адрианопольским миром, по которому Турция признала независимость Греции, вскоре провозглашенной монархией. Однако занявшая престол баварская католическая династия, неприязненно относившаяся к Православию (король Оттон I закрыл две трети монастырей), вносила разлад в жизнь Элладской Церкви и мало заботилась о ее благосостоянии.

В 1833 русское правительство предложило восстановить церковные отношения с Элладой, дабы «положить твердое основание духовному влиянию, исключительно принадлежащему России и которое, кроме нас, никакая другая Держава не может и не должна иметь». В связи с этим Синод в Петербурге постановил, чтобы в Афинах находилась «российская духовная особа в качестве священника нашей миссии», на которого возлагалась также обязанность распределять финансовую помощь бедным храмам и духовенству и противостоять подрыву Православия. На восстановление разрушенных турками храмов из российской казны было отпущено 50 тыс. руб.

Договор о восстановлении церквей предусматривал открытие церкви при русской миссии, на что было ассигновано 5800 руб. В ее штат входили священник, дьякон, два псаломщика и восемь певчих. Устройство ризницы и иконостаса взяло на себя Министерство иностранных дел. Первоначально посольской церковью стал Преображенский храм XIII века, именовавшийся, по имени ктитора, «Котаки», в квартале Плака, который был восстановлен в 1834–1837 на русские средства. В настоящее время в этом храме, в киоте, справа от алтаря, помещена богослужебная утварь - потиры, дискосы, рипиды, которые сохранились от «русского» периода, а на мраморной доске, укрепленной на наружной стене, на греческом и английском языках сообщается, что постройка «была возобновлена русскими в 1834 году».

Первым священником посольской церкви был назначен ранее служивший в Италии архим. Иринарх (Попов), замечательный проповедник, окончивший свою жизнь в сане архиепископа Рязанского. Он прибыл в Грецию в сентябре 1833, но через два года вынужден был вернуться на родину по состоянию здоровья. По возвращении на родину о. Иринарх представил в Синод необыкновенно ценный меморандум «Общее замечание о состоянии Церкви в греческом королевстве», по прочтении которого Николай I заметил: «Печальная истина». После Иринарха менее года провел в Афинах афонский иером. Аникита (кн. Сергей Александрович Ширинский-Шихматов), известный своей праведной жизнью. Он скончался в 1837 и погребен в греческом Архангельском монастыре (Мони-Петраки) под Афинами. После смерти Аникиты в русскую церковь приглашен был служить греческий священник иером. Анатолий. В те годы старостой (эпитропом) русской общины был Г. А. Катакафис, первый посланник России в Греции.

В 1843 настоятелем в Афины приехал архим. Поликарп, бывший ректор Смоленской Духовной семинарии, который решил устроить для небольшой русской колонии отдельный храм и добился в 1847 передачи российским дипломатам древнего византийского храма «Ликодим» (или «Никодим»). Это здание было, как полагали, воздвигнуто на месте лицея Аристотеля. От слова «лицей» (греч.: «ликей»), якобы, и возникло название «Ликодим». Предание утверждало, будто храм построила Императрица Евдокия, супруга Феодосия-младшего (401–450), родом из Афин, однако найденная на месте надпись указала на более позднее время. Здание, выстроенное неким Стефаном Ликосом, было в XI веке освящено во имя Пресв. Троицы. В XV–XVI веках оно принадлежало Спасо-Никодимовскому монастырю и незадолго до завоевания Афин турками было отреставрировано. Греки часто именовали этот храм «Панагия (т. е. Пресвятая) Ликодиму», и это название широко употребляется и в наши дни. В XIII веке, после завоевания части Византии крестоносцами, храм был обращен в католический. Известно, однако, что как православный он во время турецкого ига вновь действовал при мужском монастыре. При землетрясении 1701 обрушились часть стен и братский корпус. Когда разразилась война за независимость Греции, в здание в 1827 попали два ядра, и оно сильно пострадало (рухнул купол и северо-восточная часть), после чего стояло «в запустении и нечистоте». Как писал очевидец, «четырехугольник стен, ровных и плоских, как четыре доски гроба, с едва выходящею из него шеею купола наводил уныние на душу. Целой трети купола не существовало. Только восточная стена алтаря сохранялась во всей целостности». На этой стене уцелели большие фрагменты византийских фресок, напоминающие росписи киевской Софии.

Знаменитый иером. Антонин (Капустин), профессор Киевской Духовной академии, который позже с большим успехом подвизался на Святой Земле, приехав настоятелем в Афины, добился от греческих властей разрешения на восстановление и начатую в 1847 перестройку переданной церкви «Ликодим». Научную реставрацию вел придворный архитектор Р. И. Кузьмин; его помощником был И. В. Штром, тоже приехавший из Петербурга. Финансировало работы Министерство иностранных дел России. На месте ими занимался афинский инженер-поручик Тилемах Алассопуло. В 1849 работы приостановились из-за войны в Венгрии, но в следующем году возобновились. В подвалах храма Антонин провел археологические раскопки.

При восстановлении был сохранен первоначальный план здания, устранены позднейшие добавления и раскрыты заложенные проемы. Древние фрески были бережно отреставрированы и дополнены работами мюнхенского художника Генриха Тирша, знатока византийского искусства. Он «покрыл фресковыми иконами в золотом поле всю центральную часть церкви от полу до вершины купола, стараясь удержать везде древний византийский стиль, но с тем вместе и дать ему всю правильность, живость и естественность современной живописи». В новых фресках были изображены афинские святые «во имя и славу самих Афин». Во всех наружных стенах вделаны нарядные керамические вставки.

По словам очевидца, «общий цвет нижней половины церкви - коричневый, верхний - красный, своды покрыты голубою краскою со звездами, в нижней части - серебряными, в верхней - золотыми». Эти звезды, как и другие стилизованные орнаменты, исполнил итальянский живописец Винченцо Ланца. После реставрации древний крестово-купольный храм стал одним из лучших в греческой столице и поражал богомольцев гармоничным интерьером и богатым живописным убранством. Интерьер с куполом на восьми колоннах и двумя рядами арок часто сравнивали с царьградской Софией.

В том же стиле, что и церковь, по рисунку архим. Антонина, была возведена из желтого камня, красного кирпича и белого мрамора отдельно стоящая трехъярусная колокольня, подражавшая одной византийской колокольне в Спарте. Колокола были отлиты в Триесте на заводе Карла Миллера, самый большой - «Никодим» - весил 280 пудов. В 1999 колокольня была тщательно отреставрирована за счет греческого правительства. В начале XX века территория вокруг храма была отгорожена изготовленной в Петербурге красивой чугунной решеткой, но позже ее убрали.

Три невысоких иконостаса и престол французский мастер Флоримон Буланже сделал из светлого паросского и пентелийского мрамора, украсив «богатою рельефною и частично сквозною резьбою и позолотою». Царские врата были вырезаны из красного дерева по эскизу Кузьмина. Академик П. М. Шамшин написал в 1846 маслом на цинке 18 образов в главном иконостасе. Среди изображенных святых - шесть русских: трое из северной России и трое из южной. В боковых иконостасах помещены медальоны, где представлены небесные заступники семьи Императора Николая I. Из Петербурга были привезены богатая утварь и облачения. К освящению храма Синод прислал напрестольное Евангелие в дорогом окладе.

Из-за своего преклонного возраста митрополит Эллады и Аттики Неофит не смог освятить русскую церковь и вместо него, после долгих отсрочек, 6 декабря 1855 это сделал архиепископ Мантинейский и Кинурийский Феофан. Главный престол трехпридельного храма был посвящен Пресв. Троице, левый - прав. Никодиму, правый - свт. Николаю Чудотворцу. Собравшимся на освящение были розданы серебряные крестики, привезенные из России. За свои «труды и старание» архимандрит Антонин получил орден Анны 2-й степени, русские дипломаты - благодарность Синода, греческое духовенство - золотые наперсные кресты.

После освящения в подвале церкви появилась вода, которая - как установили раскопки - поступала из засыпанной римской цистерны. Пришлось осушить подвал, чтобы сырость не испортила отреставрированное здание. В 1885 в храме начались протечки, и немецкий архитектор В. Шиллер решил понизить древний купол на полметра. несмотря на протесты своего коллеги Людвига Тирша, брата художника, расписавшего интерьер. Лишь в 1954 вел. кн. Елена Владимировна, супруга греческого принца Николая, которая покровительствовала русской общине, добилась восстановления первоначального византийского купола.

Как правило, в приписанную к посольству церковь из России на три–четыре года присылали архимандритов. В 1890–1894 настоятелем церкви служил Михаил (Грибановский), родной брат известного впоследствии в эмиграции митрополита Анастасия. Вернувшись в Россию и став епископом Таврическим, он стяжал славу духовного писателя, благодаря своей книге «Над Евангелием». Михаила на три года сменил архим. Сергий (Страгородский), который в годы Второй мировой войны был избран Патриархом Московским и Всея Руси. Следующим настоятелем стал архим. Арсений (Тимофеев), будущий еп. Омский и Павлодарский. В 1906–1909 им был архим. Леонтий (Вимпфен), будущий новомученик, еп. Енотаевский. В то время число русских прихожан не превышало 20 человек. Это были дипломаты, сотрудники местного отделения Русского археологического института и несколько дам, живших в Афинах. В июле-августе служб из-за жары не было.

Когда в России разразилась революция, церковь в Афинах, подчинявшуюся непосредственно Синоду, окормлял архим. Сергий (Дабич), который основал русско-греческую гимназию, но в 1919 он уехал из Греции в Италию, где перешел в католичество. При нем общине, лишившейся помощи российской казны, пришлось перестраивать свою жизнь на беженских началах. Настоятелем стал прот. Сергей Снегирев, который возглавил «Союз русских православных христиан в Греции» с целью «поддержания в надлежащем состоянии русской православной церкви св. Троицы». С церковью был тесно связан Союз русских эмигрантов в Греции, во главе с графиней И. П. Шереметевой. Она же в 1940–1950-е руководила церковным сестричеством.

Когда Греция в 1924 признала СССР, община от посольства отделилась и присоединилась к Афинской архиепископии со статусом «параклиса», т. е. общины с ограниченной юридической ответственностью. Этому статусу безуспешно пытались воспротивиться русские иерархи-эмигранты, считавшие такое положение «обособлением», которое усугублялось переходом на новый стиль. В те годы, вплоть до своей смерти, общине помогал Е. П. Демидов кн. Сан-Донато (1868–1943), последний императорский посланник в Греции. В память о муже его вдова С. И. Демидова (урожд. гр. Воронцова-Дашкова, 1870–1953), благотворительница и уполномоченная Российского общества Красного креста, соорудила в церкви «Голгофу». Признавая заслуги князя и его супруги, их похоронили у стен храма.

С 1924 настоятелем служил прот. Георгий Карибов родом с Кавказа, после смерти которого в 1939 им стал архим. Николай (Пекаторос) из одесских греков. С 1952 по 1966 приход окормлял тоже русский грек - архим. Илия (Апостолидис), рукоположенный в 1922 в Советской России, где его четыре раза подвергали аресту. В 1927 он получил разрешение репатриироваться в Грецию. Закончил иерей свою жизнь как епископ Канадский и Монреальский Анатолий. С 1966 в храме служит архим. Тимофей (Саккас), также выходец из России. Он является одновременно игуменом монастыря Св. Духа (Параклиту) в местечке Оропос-Аттики и ведает делами русского кладбища в Пирее. Отец Тимофей наладил выпуск душеполезной литературы, распространяемой бесплатно в Греции и в России. В последние годы ему сослужит второй священник - о. Георгий Скутелис, знающий русский язык.

Кроме старинных, в храме есть и более поздние современные иконы. Например, в притворе стоят четыре резных киота с иконами вмч. Георгия Победоносца, прп. Серафима Саровского, прав. Иоанна Кронштадтского, новомученика Иоанна Русского. Помнят прихожане о реликвиях, связанных с Королевой эллинов Ольгой Константиновной, часто бывавшей в русском храме, хотя во дворце у нее была своя домовая церковь. Это - хрустальное паникадило и образ св. блг. кн. Ольги, а также иконы, преподнесенные Королеве русскими моряками.

В 1955 во время работ, в восточном углу храма, было обнаружено кладбище с костницей, где, согласно старым хроникам, были похоронены киевские горожане и монахи, захваченные в плен татарами и проданные на невольничьем рынке в Константинополе. Обнаруженные останки были бережно перенесены в крипту церкви.

Стараниями общины в конце 1950-х, на восточной окраине Афин, на ул. Илектрополеу 45, был выстроен прекрасно оборудованный четырехэтажный дом для престарелых эмигрантов из России. При доме собрана хорошая библиотека, в фонды которой попало книжное собрание закрытого в конце 1970-х «Союза русских эмигрантов Македонии-Фракии», и имеется небольшой музей, составленный из вещей умерших призреваемых. В саду этой богадельни в 1962 была возведена в русском стиле небольшая шатровая церковь прп. Серафима Саровского. Трехъярусный золоченый иконостас XIX века привезли из заброшенной русской обители на Афоне. В храме есть частица мощей преподобного, подаренная Московской Патриархией.

История церкви в Афинах неразрывно связана с русским кладбищем в порту Пирей, на ул. Платона, которое появилось в конце XIX столетия при военно-морском госпитале, основанным Королевой Ольгой (ее прах покоится на кладбище б. королевской резиденции Татой под Афинами). Во флигеле трехэтажного госпиталя с 1904 действовала домовая церковь св. равноап. кн. Ольги, убранство которой было создано на пожертвования офицеров стоявшей в Пирее русской эскадры. Иконы привезли из Кронштадта.

В начале 1960-х маленькая местная русская община прекратила свое существование, и сейчас в храме служат греческие капелланы. Церковное здание, сохранившее свое убранство, перешло к Морскому министерству Греции, которое еще раньше завладело госпиталем. С 1917 долгое время настоятелем этой церкви, подчинявшейся РПЦЗ, был энергичный прот. Павел Крахмалев, бывший благочинный Русского экспедиционного корпуса на Балканах.

На кладбище поначалу погребали только русских моряков и воинов (среди них генерал-лейтенант кн. М. А. Кантакузен), затем - эмигрантов, в числе которых были духовные лица: прот. Георгий Карибов, прот. Иоанн Турский, настоятель салоникской церкви (ум. 1956), прот. Константин Федотов, последний настоятель пирейской церкви (ум. 1959); офицеры царской армии - подполковник Г. А. Рудольф, генерал-майор Д. П. Енько, генерал-лейтенант В. А. Чагин и другие. Есть и казачьи могилы, о них напоминает большой памятник поставленный Афинской казачьей станицей.

Роман Иванович Кузьмин (1811-1867) - русский архитектор, профессор архитектуры, действительный статский советник.

Биография

Учился в Императорской академии художеств, в качестве пенсионера Черноморского войска, и закончил её в 1832 году, с званием классного художника и с малой золотой медалью, присужденной ему за «проект духовной семинарии». В следующем году, за исполнение другой программы: «Проект усадьбы богатого помещика», был удостоен большой золотой медали и вскоре после этого отправлен за границу.

В Европейской Турции и в Греции изучал памятники преимущественно византийского церковного зодчества, в Риме занимался реставрацией форума Траяна и, проведя вообще за границей шесть лет, вернулся в Санкт-Петербург в 1840 году. За работы, исполненные им во время этого путешествия, ему было присвоено звание академика, из которого он через год был повышен в профессоры, за проект здания для медико-хирургической академии с клиниками и другими строениями.

После этого Кузьмин служил старшим архитектором при гоф-интендантской конторе и, в этой должности, возвёл немало построек для дворцового ведомства, среди которых несколько корпусов для Императорских конюшен, перестроил и расширил Гатчинский дворец, участвовал в перестройке Певческой капеллы (1857) и соорудил городской собор в Гатчине.

Самыми главными зданиями Кузьмина, в которых ярко выразились его художественный вкус и знание архитектурных стилей, признаются церковь при русском посольстве в Афинах, православный собор на улице Дарю в Париже, греческая посольская церковь в Санкт-Петербурге (при участии арх. Ф. Б. Нагеля; не сохранилась) и роскошный дом, выстроенный в стиле Возрождения для Утина там же, на Конногвардейском бульваре. Последним его сооружением была мраморная часовня у Летнего сада.

На 1867 год - действительный статский советник (с 16 декабря 1861 года), член Учёного комитета Министерства путей сообщения и старший архитектор ведомства Придворной Его Величества конторы.

Награды

  • Орден Святого Владимира 4-й степени (1852 год)
  • Орден Святого Станислава 2-й степени (1858 год)
  • Орден Святой Анны 2-й степени (1861 год; императорская корона к этому ордену пожалована в 1865 году)

Постройки

Санкт-Петербург

  • Шпалерная улица, д.№ 52 - дом придворного духовенства. 1842.
  • Улица Чайковского, д.№ 2, средний корпус - придворно-служительский дом. 1843-1844.
  • Шпалерная улица, д.№ 35 - придворно-служительский дом. 1843-1847. Включен существовавший дом.
  • Петровская набережная, д.№ 6 - футляр Домика Петра I. 1844. (Расширен).
  • Улица Чайковского, д.№ 30 - особняк Л. В. Кочубея. 1844-1846. Завершен Г. А. Боссе.
  • Стремянная улица, д.№ 5 - доходный дом. 1850.
  • Набережная канала Грибоедова, д.№ 11 / Малая Конюшенная улица, д.№ 6 / Чебоксарский переулок, д.№ 1 - здание Придворного госпиталя. Перестройка. 1852-1857. (Перестроено).
  • 1-я Красноармейская улица, д.№ 3 - 5 - доходный дом Т. Тарасовой. 1858-1859. Совместно с К. К. Андерсоном и А. И. Ланге.
  • Конногвардейский бульвар, д.№ 17 / Галерная улица, д.№ 20, правая часть / Замятин переулок, д.№ 4 - доходный дом И. О. Утина. 1858-1860.
  • Греческая площадь / Лиговский проспект, д.№ 6 - греческая посольская церковь Димитрия Солунского (при участии арх. Ф. Б. Нагеля). 1861-1866 (снесена в 1962 году для постройки концертного зала «Октябрьский»).
  • Дворцовая набережная у Летнего сада (1866-1867) - часовня Александра Невского в память о спасении Александра II при покушении. (Не сохранилась).

Гатчина

  • Перестройка и расширение Гатчинского дворца
  • Собор Святого апостола Павла (Гатчина)

Москва

  • Ярославский вокзал (1859-1862, перестроен)
  • Рязанский вокзал (1863, строительство осуществлял А. П. Попов; не сохранился)

Кузьмин, Роман Иванович

Профессор архитектуры; род. в 1811 г, ум. в 1867 г. Получил начальное и высшее художественное образование пенсионером Черноморского войска в Академии Художеств, в которой окончил курс в 1832 г. со званием классного художника и 2-й золотой медалью за исполнение проекта семинарии на 200 чел. На следующий год по окончании курса в Академии Художеств Кузьмин получил первую золотую медаль за исполнение программы "проект зданиям для жительства богатого помещика в имении его". Эта награда дала Кузьмину право путешествовать по чужим краям на средства казны и в 1834 г. Кузьмин отправился за границу; проехав по Европейской Турции, он довольно много времени провел в Греции, осматривая и изучая памятники древнего искусства; из Греции проехал в Италию, в Рим. Тут он занимался реставрацией форума Траяна. Совет Академии Художеств, по рассмотрении его проекта реставрации, нашел его трудом превосходным и единогласно положено было удостоить Кузьмина звания академика по части архитектуры. В 1840 г. Кузьмин вернулся в Россию. С прекращением пенсионерского содержания, Кузьмин остался совершенно без средств и принужден был просить совет Академии об исходатайствовании ему, на оснований постановлений, существующих при Академии Художеств, содержания от правительства, мотивируя свою просьбу тем, что не имеет ни занятий, ни службы. Совет Академии, во внимание к нему, как художнику, отличившемуся за границей своим искусством, определил назначить Кузьмину содержание на три года и назначил ему исполнить проект "Медико-хирургической Академии с анатомическим театром, клиникой и ботаническим садом". Кузьмин выполнил программу настолько удачно, что академическим советом в сентябре 1841 г. было постановлено: "известного своими дарованиями в архитектурном художестве, академика Романа Иванова Кузьмина, по исполненной им программе: представить проект медико-хирургической Академии - возвести в звание профессора архитектуры". Имя Кузьмина, как талантливого и способного архитектора, стало известно. Вскоре он получил место старшего архитектора при гоф-интендантской конторе и, занимая эту должность, возвел немало отличных построек. Прежде всего, он устроил несколько корпусов для Императорских конюшен. Церковь русского посольства в Афинах, греческая посольская церковь в Петербурге, дом Утина на Конногвардейском бульваре, русская церковь в Париже на улице Дарю и, наконец - его последнее сооружение - часовня около ограды Летнего сада, на набережной - вот выдающиеся памятники зодческого таланта Кузьмина, таланта крупного и самобытного. Главным же трудом Кузьмина являются его работы в Гатчине: он перестроил и значительно расширил Гатчинский дворец; по его же проекту воздвигнут гатчинский городской собор. В 1845 г. совет Академии постановил, чтобы он замещал кафедру в Академии Художеств на время отлучек К. Тона. Кузьмин отлично знал и понимал стили; владея тонким вкусом и чувством изящного, Кузьмин создавал крайне интересные проекты, отличавшиеся необыкновенной строгостью и изяществом линий и пропорций и целесообразностью.

"Материалы для истории Императорской Академии Художеств" П. Н. Петрова, тт. 1, 2. - "Иллюстрированная Газета", 1867 г., № 46; "Голос" 1867 г., № 320 (фельетон); "Русская Старина" 1875 г., т. 2, № 5, стр. 151-158: "Энпиклопед. словарь" Брокгауза и Ефрона, т. 32, стр, 941.

{Половцов}

Кузьмин, Роман Иванович

(1811-1867) - талантливый архитектор, учился в Императорской академии художеств, в качестве пенсионера Черноморского войска, и окончил в ней курс в 1832 г., с званием классного художника и с малой золотой медалью, присужденной ему за "проект духовной семинарии". В следующем году, за исполнение другой программы: "Проект усадьбы богатого помещика", был удостоен большой золотой медали и вскоре после того отправлен в чужие края. В Европ. Турции и в Греции изучал памятники преимущественно византийского церковного зодчества, в Риме занимался реставрацией форума Траяна и, проведя вообще за границей шесть лет, возвратился в СПб. в 1840 г. Работы, исполненные им во время этого путешествия, немедленно доставили ему звание академика, из которого он через год был повышен в профессоры, за проект здания для медико-хирургической акд. с клиниками и др. принадлежностями. Служил после того старшим архитектором при гоф-интендантской конторе и, в этой должности, произвел немало построек по дворцовому ведомству, между прочим возвел несколько корпусов для Императорских конюшен, перестроил и расширил Гатчинский дворец и соорудил городской собор в Гатчине. Самыми главными созданиями К., в которых ярко выразились его художественный вкус и знание архитектурных стилей, надо признать церковь при русском посольстве в Афинах, православную церковь на ул. Дарю, в Париже, греческую посольскую церковь в СПб. и роскошный дом, выстроенный в стиле Возрождения для г. Утина, там же, на Конногвардейском бульваре. Последним его сооружением была мраморная часовня у Летнего сада.

А. С-в.

{Брокгауз}

Кузьмин, Роман Иванович

проф. архитектуры, воспитанник и пенсионер за границею И. А. X.; р. 1810 г.; † 1867 г. ноября.

{Половцов}

Кузьмин, Роман Иванович

Окончил ИАХ в 1833 со званием клас. худ. арх. В 1840 по результатам пенсионерской поездки удостоен звания акад. арх., в 1841 - профессор. Проектировал для многих городов в России и за рубежом. Для Москвы разработал проекты Ярославского (1859-62, перестроен) и Рязанского (1863, не сохр.) вокзалов. В 1863 избран член-корр. французской академии искусств.

Ист.: РГИА, ф. 789, оп. 14, д. 109; ГПБ ОР ф. 708 ; Собко.

Лит.: Русский биографический словарь / под ред. А. А. Половцева.: в 25 т. - СПб., 1896-1916, т. "Кнаппе-Кюхельбеккер", с. 530-531; Хомутецкий Н. Ф. Материалы к биографиям архитекторов С. Л. Шустова и Р. И. Кузьмина // Архитектурное наследство. - Л. - М., 1955. - Вып. 7. - С. 197-214; Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX - начала XX века. Справочник / Под общей ред. Б. М. Кирикова. - СПб., 1996, с. 184.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Учился в Императорской академии художеств, в качестве пенсионера Черноморского войска, и закончил её в 1832, с званием классного художника и с малой золотой медалью, присужденной ему за «проект духовной семинарии». В следующем году, за исполнение другой программы: «Проект усадьбы богатого помещика», был удостоен большой золотой медали и вскоре после этого отправлен за границу.

В Европейской Турции и в Греции изучал памятники преимущественно византийского церковного зодчества, в Риме занимался реставрацией форума Траяна и, проведя вообще за границей шесть лет, вернулся в Санкт-Петербург в 1840. За работы, исполненные им во время этого путешествия, ему было присвоено звание академика, из которого он через год был повышен в профессоры, за проект здания для медико-хирургической академии с клиниками и другими строениями.

После этого Кузьмин служил старшим архитектором при гоф-интендантской конторе и, в этой должности, возвёл немало построек для дворцового ведомства, среди которых несколько корпусов для Императорских конюшен, перестроил и расширил Гатчинский дворец, участвовал в перестройке Певческой капеллы (1857) и соорудил городской собор в Гатчине.

Самыми главными зданиями Кузьмина, в которых ярко выразились его художественный вкус и знание архитектурных стилей, признаются церковь при русском посольстве в Афинах, православный собор на улице Дарю в Париже, греческая посольская церковь в Санкт-Петербурге (при участии арх. Ф. Б. Нагеля; не сохранилась) и роскошный дом, выстроенный в стиле Возрождения для Утина там же, на Конногвардейском бульваре. Последним его сооружением была мраморная часовня у Летнего сада.

Постройки

Санкт-Петербург

  • Шпалерная улица, д.№ 52 - дом придворного духовенства. 1842.
  • Улица Чайковского, д.№ 2, средний корпус - придворно-служительский дом. 1843-1844.
  • Шпалерная улица, д.№ 35 - придворно-служительский дом. 1843-1847. Включен существовавший дом.
  • Петровская набережная, д.№ 6 - футляр Домика Петра I. 1844. (Расширен).
  • Улица Чайковского, д.№ 30 - особняк Л. В. Кочубея. 1844-1846. Завершен Г. А. Боссе.
  • Стремянная улица, д.№ 5 - доходный дом. 1850.
  • Набережная канала Грибоедова, д.№ 11 - Малая Конюшенная улица, д.№ 6/Чебоксарский переулок, д.№ 1 - здание Придворного госпиталя. Перестройка. 1852-1857. (Перестроено).
  • 1-я Красноармейская улица, д.№ 3 - 5 - доходный дом Т. Тарасовой. 1858-1859. Совместно с К. К. Андерсоном и А. И. Ланге.
  • Конногвардейский бульвар, д.№ 17 - Галерная улица, д.№ 20, правая часть - переулок Леонова, д.№ 4 - доходный дом И. О. Утина. 1858-1860.
  • Греческая площадь - Лиговский проспект, д.№ 6 - греческая посольская церковь Димитрия Солунского (при участии арх. Ф. Б. Нагеля). 1861-1866 (снесена в 1962 году для постройки концертного зала «Октябрьский»).
  • Дворцовая набережная у Летнего сада (1866-1867) - часовня Александра Невского в память о спасении Александра II при покушении. (Не сохранилась).

Гатчина

  • Перестройка и расширение Гатчинского дворца
  • Собор Святого апостола Павла (Гатчина)

В Санкт-Петербурге , дом Утина, выстроенный в стиле Возрождения на Конногвардейском бульваре в Санкт-Петербурге .

Реставрация памятников Награды

Биография

Самыми главными зданиями Кузьмина, в которых ярко выразились его художественный вкус и знание архитектурных стилей, признаются церковь при русском посольстве в Афинах , православный собор на улице Дарю в Париже , греческая посольская церковь в Санкт-Петербурге (при участии арх. Ф. Б. Нагеля ; не сохранилась) и роскошный дом, выстроенный в стиле Возрождения для Утина там же, на Конногвардейском бульваре . Последним его сооружением была мраморная часовня у Летнего сада .

На 1867 год - действительный статский советник (с 16 декабря 1861 года), член Учёного комитета Министерства путей сообщения и старший архитектор ведомства Придворной Его Величества конторы.

Награды

  • Орден Святого Владимира 4-й степени (1852 год)
  • Орден Святого Станислава 2-й степени (1858 год)
  • Орден Святой Анны 2-й степени (1861 год; императорская корона к этому ордену пожалована в 1865 году)

Постройки

Санкт-Петербург

  • Шпалерная улица , д.№ 52 - дом придворного духовенства. .
  • Улица Чайковского , д.№ 2, средний корпус - придворно-служительский дом. - .
  • Шпалерная улица , д.№ 35 - придворно-служительский дом. - . Включен существовавший дом.
  • Петровская набережная , д.№ 6 - футляр Домика Петра I . . (Расширен).
  • Улица Чайковского , д.№ 30 - особняк Л. В. Кочубея. - . Завершен Г. А. Боссе .
  • Стремянная улица , д.№ 5 - доходный дом. .
  • Набережная канала Грибоедова , д.№ 11 / Малая Конюшенная улица , д.№ 6 / Чебоксарский переулок , д.№ 1 - здание Придворного госпиталя. Перестройка. - . (Перестроено).
  • 1-я Красноармейская улица , д.№ 3 - 5 - доходный дом Т. Тарасовой. - . Совместно с К. К. Андерсоном и А. И. Ланге .
  • Конногвардейский бульвар , д.№ 17 / Галерная улица , д.№ 20, правая часть / Замятин переулок , д.№ 4 - доходный дом И. О. Утина. - .
  • Греческая площадь / Лиговский проспект , д.№ 6 - греческая посольская церковь Димитрия Солунского (при участии арх. Ф. Б. Нагеля ). - (снесена в 1962 году для постройки концертного зала «Октябрьский»).
  • Дворцовая набережная у Летнего сада ( -) - часовня Александра Невского в память о спасении Александра II при покушении. (Не сохранилась).

Гатчина

  • Перестройка и расширение Гатчинского дворца

Москва

  • Ярославский вокзал (1859-1862, перестроен)
  • Рязанский вокзал (1863, строительство осуществлял А. П. Попов ; не сохранился)

Напишите отзыв о статье "Кузьмин, Роман Иванович"

Примечания

Литература

  • Русский биографический словарь : В 25 т. / под наблюдением А. А. Половцова . - СПб. , 1896-1918. - Т. 9.
  • Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX века / сост. В. Г. Исаченко ; ред. Ю. Артемьева, С. Прохватилова. - СПб. : Лениздат , 1998. - 1070 с. - ISBN 5-289-01586-8 .
  • Список гражданским чинам IV класса. Исправлен по 1 февраля 1867 года. - СПб., 1867. - С. 431.
  • Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е - 1917 годы): илл. биогр. словарь / Гос. науч.-исслед. музей архитектуры им. А.В.Щусева и др. - М .: КРАБиК, 1998. - С. 151. - 320 с. - ISBN 5-900395-17-0 .

Ссылки

  • (2012)

Отрывок, характеризующий Кузьмин, Роман Иванович

– Что же меня спрашивать? Генерал Армфельд предложил прекрасную позицию с открытым тылом. Или атаку von diesem italienischen Herrn, sehr schon! [этого итальянского господина, очень хорошо! (нем.) ] Или отступление. Auch gut. [Тоже хорошо (нем.) ] Что ж меня спрашивать? – сказал он. – Ведь вы сами знаете все лучше меня. – Но когда Волконский, нахмурившись, сказал, что он спрашивает его мнение от имени государя, то Пфуль встал и, вдруг одушевившись, начал говорить:
– Все испортили, все спутали, все хотели знать лучше меня, а теперь пришли ко мне: как поправить? Нечего поправлять. Надо исполнять все в точности по основаниям, изложенным мною, – говорил он, стуча костлявыми пальцами по столу. – В чем затруднение? Вздор, Kinder spiel. [детские игрушки (нем.) ] – Он подошел к карте и стал быстро говорить, тыкая сухим пальцем по карте и доказывая, что никакая случайность не может изменить целесообразности Дрисского лагеря, что все предвидено и что ежели неприятель действительно пойдет в обход, то неприятель должен быть неминуемо уничтожен.
Паулучи, не знавший по немецки, стал спрашивать его по французски. Вольцоген подошел на помощь своему принципалу, плохо говорившему по французски, и стал переводить его слова, едва поспевая за Пфулем, который быстро доказывал, что все, все, не только то, что случилось, но все, что только могло случиться, все было предвидено в его плане, и что ежели теперь были затруднения, то вся вина была только в том, что не в точности все исполнено. Он беспрестанно иронически смеялся, доказывал и, наконец, презрительно бросил доказывать, как бросает математик поверять различными способами раз доказанную верность задачи. Вольцоген заменил его, продолжая излагать по французски его мысли и изредка говоря Пфулю: «Nicht wahr, Exellenz?» [Не правда ли, ваше превосходительство? (нем.) ] Пфуль, как в бою разгоряченный человек бьет по своим, сердито кричал на Вольцогена:
– Nun ja, was soll denn da noch expliziert werden? [Ну да, что еще тут толковать? (нем.) ] – Паулучи и Мишо в два голоса нападали на Вольцогена по французски. Армфельд по немецки обращался к Пфулю. Толь по русски объяснял князю Волконскому. Князь Андрей молча слушал и наблюдал.
Из всех этих лиц более всех возбуждал участие в князе Андрее озлобленный, решительный и бестолково самоуверенный Пфуль. Он один из всех здесь присутствовавших лиц, очевидно, ничего не желал для себя, ни к кому не питал вражды, а желал только одного – приведения в действие плана, составленного по теории, выведенной им годами трудов. Он был смешон, был неприятен своей ироничностью, но вместе с тем он внушал невольное уважение своей беспредельной преданностью идее. Кроме того, во всех речах всех говоривших была, за исключением Пфуля, одна общая черта, которой не было на военном совете в 1805 м году, – это был теперь хотя и скрываемый, но панический страх перед гением Наполеона, страх, который высказывался в каждом возражении. Предполагали для Наполеона всё возможным, ждали его со всех сторон и его страшным именем разрушали предположения один другого. Один Пфуль, казалось, и его, Наполеона, считал таким же варваром, как и всех оппонентов своей теории. Но, кроме чувства уважения, Пфуль внушал князю Андрею и чувство жалости. По тому тону, с которым с ним обращались придворные, по тому, что позволил себе сказать Паулучи императору, но главное по некоторой отчаянности выражении самого Пфуля, видно было, что другие знали и он сам чувствовал, что падение его близко. И, несмотря на свою самоуверенность и немецкую ворчливую ироничность, он был жалок с своими приглаженными волосами на височках и торчавшими на затылке кисточками. Он, видимо, хотя и скрывал это под видом раздражения и презрения, он был в отчаянии оттого, что единственный теперь случай проверить на огромном опыте и доказать всему миру верность своей теории ускользал от него.
Прения продолжались долго, и чем дольше они продолжались, тем больше разгорались споры, доходившие до криков и личностей, и тем менее было возможно вывести какое нибудь общее заключение из всего сказанного. Князь Андрей, слушая этот разноязычный говор и эти предположения, планы и опровержения и крики, только удивлялся тому, что они все говорили. Те, давно и часто приходившие ему во время его военной деятельности, мысли, что нет и не может быть никакой военной науки и поэтому не может быть никакого так называемого военного гения, теперь получили для него совершенную очевидность истины. «Какая же могла быть теория и наука в деле, которого условия и обстоятельства неизвестны и не могут быть определены, в котором сила деятелей войны еще менее может быть определена? Никто не мог и не может знать, в каком будет положении наша и неприятельская армия через день, и никто не может знать, какая сила этого или того отряда. Иногда, когда нет труса впереди, который закричит: „Мы отрезаны! – и побежит, а есть веселый, смелый человек впереди, который крикнет: «Ура! – отряд в пять тысяч стоит тридцати тысяч, как под Шепграбеном, а иногда пятьдесят тысяч бегут перед восемью, как под Аустерлицем. Какая же может быть наука в таком деле, в котором, как во всяком практическом деле, ничто не может быть определено и все зависит от бесчисленных условий, значение которых определяется в одну минуту, про которую никто не знает, когда она наступит. Армфельд говорит, что наша армия отрезана, а Паулучи говорит, что мы поставили французскую армию между двух огней; Мишо говорит, что негодность Дрисского лагеря состоит в том, что река позади, а Пфуль говорит, что в этом его сила. Толь предлагает один план, Армфельд предлагает другой; и все хороши, и все дурны, и выгоды всякого положения могут быть очевидны только в тот момент, когда совершится событие. И отчего все говорят: гений военный? Разве гений тот человек, который вовремя успеет велеть подвезти сухари и идти тому направо, тому налево? Оттого только, что военные люди облечены блеском и властью и массы подлецов льстят власти, придавая ей несвойственные качества гения, их называют гениями. Напротив, лучшие генералы, которых я знал, – глупые или рассеянные люди. Лучший Багратион, – сам Наполеон признал это. А сам Бонапарте! Я помню самодовольное и ограниченное его лицо на Аустерлицком поле. Не только гения и каких нибудь качеств особенных не нужно хорошему полководцу, но, напротив, ему нужно отсутствие самых лучших высших, человеческих качеств – любви, поэзии, нежности, философского пытливого сомнения. Он должен быть ограничен, твердо уверен в том, что то, что он делает, очень важно (иначе у него недостанет терпения), и тогда только он будет храбрый полководец. Избави бог, коли он человек, полюбит кого нибудь, пожалеет, подумает о том, что справедливо и что нет. Понятно, что исстари еще для них подделали теорию гениев, потому что они – власть. Заслуга в успехе военного дела зависит не от них, а от того человека, который в рядах закричит: пропали, или закричит: ура! И только в этих рядах можно служить с уверенностью, что ты полезен!“