Педразвитие. Весна в музыке русских и советских композиторов и картины русских художников "Белые ночи "

Педразвитие. Весна в музыке русских и советских композиторов и картины русских художников
Педразвитие. Весна в музыке русских и советских композиторов и картины русских художников "Белые ночи "

Картины смены времён года, шелест листвы, птичьи голоса, плеск волн, журчание ручья, грозовые раскаты – всё это можно передать в музыке. Многие знаменитые умели делать это блестяще: их музыкальные произведения о природе стали классикой музыкального пейзажа.

Природные явления, музыкальные зарисовки растительного и животного мира предстают в инструментальных и фортепианных произведениях, вокальных и хоровых сочинениях, а иногда даже в виде программных циклов.

«Времена года» А. Вивальди

Антонио Вивальди

Четыре трёхчастных скрипичных концерта Вивальди, посвящённые временам года, – без сомнения, самые известные музыкальные произведения о природе эпохи барокко. Стихотворные сонеты к концертам написаны, как считается, самим композитором и выражают музыкальный смысл каждой части.

Вивальди передаёт своей музыкой и громовые раскаты, и шум дождя, и шелест листьев, и птичьи трели, и собачий лай, и завывание ветра, и даже тишину осенней ночи. Многие ремарки композитора в партитуре прямо указывают на то или иное явление природы, которое должно быть изображено.

Вивальди “Времена года” – “Зима”

«Времена года» Й. Гайдна

Йозеф Гайдн

Монументальная оратория «Времена года» явилась своеобразным итогом творческой деятельности композитора и стала подлинным шедевром классицизма в музыке.

Четыре сезона последовательно предстают перед слушателем в 44-х картинах. Герои оратории – сельские жители (крестьяне, охотники). Они умеют и работать, и веселиться, им некогда предаваться унынию. Люди здесь – часть природы, они вовлечены в её годичный цикл.

Гайдн, как и его предшественник, широко использует возможности разных инструментов для передачи звуков природы, например летней грозы, стрекотания кузнечиков и лягушачьего хора.

У Гайдна музыкальные произведения о природе связываются с жизнью людей – они почти всегда присутствуют на его «картинах». Так, например, в финале 103-ей симфонии мы словно находимся в лесу и слышим сигналы охотников, для изображения которых композитор прибегает к известному средству – . Послушайте:

Гайдн Симфония № 103 – финал

************************************************************************

«Времена года» П. И. Чайковского

Композитор избрал для своих двенадцати месяцев жанр фортепианных миниатюр. Но и одно лишь фортепиано способно передать краски природы не хуже хора и оркестра.

Здесь и весеннее ликование жаворонка, и радостное пробуждение подснежника, и мечтательная романтика белых ночей, и песнь лодочника, покачивающегося на речных волнах, и полевые работы крестьян, и псовая охота, и тревожно-печальное осеннее замирание природы.

Чайковский “Времена года” – Март – “Песнь жаворонка”

************************************************************************

«Карнавал животных» К. Сен-Санса

Среди музыкальных произведений о природе особняком стоит «большая зоологическая фантазия» Сен-Санса для камерного ансамбля. Несерьёзность замысла определила судьбу произведения: «Карнавал», партитуру которого Сен-Санс даже запретил публиковать при жизни, полностью исполнялся только в кругу друзей композитора.

Оригинален инструментальный состав: помимо струнных и нескольких духовых сюда входят два фортепиано, челеста и такой редкий в наше время инструмент, как стеклянная гармоника.

В цикле 13 частей, описывающих разных животных, и финальная часть, объединяющая все номера в цельное произведение. Забавно, что к числу животных композитор отнёс и начинающих пианистов, усердно разыгрывающих гаммы.

Комичность «Карнавала» подчёркивают многочисленные музыкальные аллюзии и цитаты. Например, «Черепахи» исполняют оффенбаховский канкан, только в несколько раз замедленный, а контрабас в «Слоне» развивает тему берлиозовского «Балета сильфов».

Сен-Санс “Карнавал животных” – Лебедь

************************************************************************

Морская стихия Н. А. Римского-Корсакова

Русский композитор знал о море не понаслышке. Гардемарином, а потом мичманом на клипере «Алмаз» он проделал далёкий путь к североамериканскому побережью. Любимые им морские образы возникают во многих его творениях.

Такова, например, тема «океана-моря синего» в опере «Садко». Буквально в нескольких звуках автор передаёт скрытую мощь океана, и этот мотив пронизывает всю оперу.

Море царствует и в симфонической музыкальной картине «Садко», и в первой части сюиты «Шехеразада» – «Море и Синдбадов корабль», в которой штиль сменяется бурей.

Римский-Корсаков “Садко” – вступение “Океан-море синее”

************************************************************************

«Румяной зарёю покрылся восток…»

Ещё одна любимая тема музыкальных произведений о природе – восход солнца. Тут сразу приходят на ум две самые известные утренние темы, чем-то перекликающиеся между собой. Каждая по-своему точно передаёт пробуждение природы. Это романтическое «Утро» Э. Грига и торжественный «Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусоргского.

У Грига имитация пастушьего рожка подхватывается струнными инструментами, а затем и всем оркестром: солнце восходит над суровыми фьордами, и явственно слышится в музыке журчание ручья и пение птиц.

Рассвет Мусоргского тоже начинается с пастушьей мелодии, в крепнущее оркестровое звучание словно вплетается звон колоколов, и над рекой всё выше поднимается солнце, покрывая воду золотой рябью.

Мусоргский – “Хованщина” – вступление “Рассвет на Москве-реке”

************************************************************************

Перечислить все , в которых развивается тема природы, практически невозможно – слишком длинным получится этот список. Сюда можно включить концерты Вивальди («Соловей», «Кукушка», «Ночь»), «птичье трио» из шестой симфонии Бетховена, «Полёт шмеля» Римского-Корсакова, «Золотых рыбок» Дебюсси, «Весну и осень» и «Зимнюю дорогу» Свиридова и многие другие музыкальные картины природы.

2 класс
Цель урока: знакомство с особенностями музыки природы разных композиторов.


Задачи: воспитание нравственной культуры, любви к природе,

умение правильно определять музыкальные картины природы,

особенности и изменения в музыке, развитие исполнительских навыков.

Оборудование урока:

ноутбук, презентации картин природы, экран, проектор, музыкальные диски, магнитофон, клавиши»Cassio».
Ход урока:

О природе написано много стихов поэтами - А. Фетом,

Ф.Тютчевым, А. Пушкиным, М.Лермонтовым, А.Блоком….
Весна, весна, весна пришла,

На улице становится теплей.

Ручьев весенняя капель

Со всех сторон слышна….

Солнечные лучики весело блестят,

Первые подснежники вылезти хотят.

Все веселится, на солнце искрится,

Природа всегда расцветает весной…


Я просила вас тоже приготовить стихи о весне(домашнее задание).

Дети выразительно читают стихи о весне.

А что же происходит в природе весной?

Солнышко светит ярче, становится теплее, на деревьях появляются первые листочки, начинают показываться первые цветы, птички прилетают из теплых краев…

Вся природа пробуждается от зимнего сна и расцветает…

На доске приготовлены разные картины природы.

Дети вместе с учителем определяют, в каких красках написаны картины, особенности изображения, художественный образ картины, какие музыкальные произведения подошли бы к этим картинам.

Просмотр слайдов с изображением картин природы на экране.

Тема природы, весны отражена в картинах многих художников:

Репина, Шишкина, Васнецова, Нестерова, Коровина, Рылова..


А сейчас давайте и мы встепенемся, проснемся от зимнего сна и выполним наши ритмические упражнения»Весна пришла», «ласточка», «лето, осень, зима и весна»…
Распевание на попевках:»Березки», «Времена года», «Весна»,

«Со вьюном я хожу»…

А теперь мы покажем, как пели песни в хороводах, на праздниках и исполним наши песни о природе, о весне…

Выбирается группа детей для исполнения. Раздаются народные инстументы(учащиеся исполняют ритм песен).

Другая группа детей становится в хоровод(головы девочек украшаются цветами) и исполняют песни»Со вьюном я хожу», «Весенняя», «Посею лебеду»…

Группы детей с инструментами и песнями меняются, выбираются другие.


Картины природы отражали в своих произведениях не только

поэты, писатели, художники, но и многие композиторы -

русские и зарубежные: П.Чайковский, С. Рахманинов, А.Вивальди, Э.Григ, Н. Римский- Корсаков, И.Ставинский, М.Мусоргский и другие…
Сейчас мы послушаем фрагменты произведений о природе разных композиторов:
П.Чайковский»Апрель.Подснежник(«Времена года»),

А. Вивальди»Весна», С.Рахманинов»Весенние воды»,

Э.Григ»Утро»…

Учащиеся определяют характер музыки, изменения, особенности, исполнителей, инструменты…


К каждому произведению подобрать соответствующую картину природы, находящейся на доске или на экране.

Домашнее задание:


В тетрадях по музыке нарисовать картины весны к прослушанным на уроке произведениям, подобрать соответствующие стихи о весне.
Вывод: Тема весны есть в произведениях поэтов, писателей,

художников, композиторов.

Все они показывали свое отношение, свои чувства

к природе через свои произведения.

Музыка природы у всех композиторов разная.

Но она всегда - красивая, нежная, светлая,

Цели занятия:

Методическое оснащение занятия:

  • фонограммы песен «Весна» Оксана Разумовская, «Весна-красна» – Т. Морозова
  • музыка П. Чайковского – «Апрель. Подснежник»,
  • видеосюжет из альбома «Времена года» П. Чайковского,
  • музыка А. Вивальди «Весна» из альбома «Времена года», С. Рахманинов «Весенние воды»,
  • портрет П. Чайковского.
  • слайды репродукций художников:
  • И.И.Левитан. «Март», «Большая вода», «Весенняя пора. Последний снег», «Цветущие яблони»;
  • И.Шишкин: «Лес весной»;
  • Саврасов: «Грачи прилетели»;
  • К.Юон. «Конец зимы. Полдень»;
  • А.Сислей: «Фруктовый сад. Весна».

ТСО: диапроектор, экран, компьютер, магнитофон, видеомагнитофон, телевизор.

Материалы для детей: подмалевки весеннего неба и земли на белой бумаге формата А4, карандаш, ластик, гуашь, акварель, кисти, баночка для воды, салфетка, методические таблицы «Как дерево растет», «Зимние деревья», детские рисунки прошлых лет.

План урока:

I. Организационный момент. Вход под музыку
II. Беседа о весне в творчестве композиторов, художников, поэтов.
III. Беседа о творчестве великих художников (показ картин о весне – презентация).
IV. Составление поговорок и примет о весне Исполнение песни «Весна-Красна идёт». Стихи о весне.
V. Просмотр видео сюжета «Апрель» П. Чайковского из альбома «Времена года».
VI. Практическая работа. Рисование весны под музыку А. Вивальди «Весна».
VII. Выставка рисунков.
VIII. Итог.
IX. Исполнение песни «Весна».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Вход под музыку С. Рахманинова «Весенние воды».

II. Беседа о весне в творчестве композиторов .

Учитель музыки: Ребята, кто обратил внимание на то, о чём пелось в музыкальном произведении, под которое вы вошли в класс? (О весне)
Действительно, прозвучал романс Сергея Рахманинова “Весенние воды” (Приложение 1 1 . Слайд 1). По каким признакам вы определили, что это именно весна?

Учащиеся: Мелодия напоминает потоки весенней воды, бурные журчащие ручьи.

Учитель музыки: Композитор сумел передать весеннее состояние природы с помощью средств музыкальной выразительности: мелодии, быстрого темпа, мажорного лада. Мелодия словно повторяет переливы движущейся воды. Кажется, что мы стоим возле ручья.

– Ребята, а как вы считаете, часто ли композиторы, музыканты, художники обращаются в своём творчестве к образам природы? (Да)

Учитель музыки: Да, действительно, очень часто, ведь каждое время года по-своему красиво и привлекает своим многообразием красок. С наступлением каждого времени года у нас появляются разные чувства, настроения, ощущения, будь то зима, лето, весна или осень. Но сегодня нам хотелось бы поговорить о весне, том, как чувствуют и передают весну в своих произведениях художники, поэты и композиторы. Тема нашего урока: «Образ весны в …»(Приложение 1 . Слайд 2)

III. Беседа о весне учителя ИЗО , составление пословиц и поговорок, исполнение песни «Весна-Красна идёт»

Учитель ИЗО: Ребята, поднимите руку, кто из вас любит весну? За что вы её любите?

Ответы детей: За яркое солнце, за тёплый воздух, за свежую молодую листву и т.д.

Учитель ИЗО: Я добавлю: (Приложение 1 . Слайды 3-16) Весна наполняет души людей чувством ожидания. Для детей это бодрое ожидание тепла, каникул, свободы, пускание по ручейкам бумажных лодочек, звонкая веселая капель с крыш, это яркое теплое солнышко. А для взрослых весеннее пробуждение природы вселяет надежду на обновление чувств.

– Я открою вам секрет: есть две весны – это ранняя и поздняя. Вопрос детям: Назовите признаки ранней весны?

Работа по слайду № 16.

Ярко светит солнце, но еще не сильно греет, длиннее тени, набухают почки у вербы, рыхлый снег, весеннее тепло, свежесть воздуха, запах мокрой коры и тающего снега.

Учитель ИЗО: А признаки поздней весны?

Ответы детей : солнце яркое и греет, день стал длиннее, появляется зеленая трава и первоцветы, снег только в глубоких оврагах.

Учитель ИЗО: Кто из вас покажет мне раннюю весну по тем признакам, о которых вы сказали.

(Дети выбирают из представленных картин на слайде № 16 раннюю весну).

– Молодцы!

Учитель ИЗО: А кто покажет позднюю весну? (Дети выбирают из представленных картин на слайде № 16 позднюю весну).

– Молодцы, вы справились, вы умеете отличать раннюю весну от поздней весны. (Приложение 1 . Слайд 16) Посмотрите, какие цвета художники использовали в своих картинах при описании образа весны? (Теплые света, желтые, зеленые, красные, оранжевые, но встречаются и холодные цвета).

– Да, весна у художников разная: она и яркая, бурная, и многоводная, и солнечная, и радостная и грустная. Ребята, вы знаете, что художники, которые пишут о природе, называют пейзажистами, а их картины – пейзажами. Художников, изображающих природу, очень много, это и И.Левитан, И. Шишкин, Саврасов, Юон и др.

IV. Составление поговорок и примет о весне. Исполнение песни «Весна-Красна идёт»

Учитель ИЗО: А еще о весне существуют множество поговорок и пословиц, и мы сейчас проверим насколько хорошо вы их знаете. Вам предлагается игра «Составь пословицу».

Составление поговорок и пословиц о весне (по группам), дети называют пословицы и поговорки.

  • Птица рада весне, а младенец матери.
  • На чужой стороне и весна не красна!
  • Прилетела бы чайка, а весна будет.
  • Рано затает – долго не растает.
  • Ранняя весна – много воды.
  • Весна всё покажет.
  • Гуси высоко летят – воды будет много; низко – мало.
  • Весна красна цветами, осень – снопами.
  • Лёд весенний тонет – на тяжёлый год.
  • Ранние ласточки – к счастливому году.

Исполнение песни «Весна-Красна идёт».

Учитель музыки: Молодцы, поговорки и пословицы о весне вы знаете. Но ещё о весне написано очень много песен и стихов, в которых по-разному раскрывается образ весны. Сейчас мы исполним с вами песню «Весна-Красна идёт», а вы подумаете над вопросами.

(Приложение 1 . Слайд 17)

Учитель музыки: Дети, кто желает просолировать?

Исполнение песни «Весна-Красна идёт» .

Учитель задает вопрос после исполнения песни.

1. Какой образ весны раскрывается в песне и как вы определили? С кем сравнивается весна и почему?
2. Каким настроением проникнута песня?

Ответы детей:

– Весна солнечная, весёлая, весна торопится, звонкая, задорная.
– Весна сравнивается с красной девицей.
– Песня вызывает весёлое, радостное настроение, хочется танцевать.

Учитель музыки: Какой духовой инструмент передаёт нам звучание птиц и весеннюю капель, и вообще, придаёт песне лёгкость, изящество?

Ответы детей: свирель.

Учитель музыки: Ребята, раньше в далёкие времена, люди к встрече весны готовились заранее, выпекали из теста птиц, выходили на улицу или в лес, развешивали их на деревьях, пели заклички о весне.
– Как вы думаете, для чего люди пели заклички?
– Кто из вас знает весенние заклички?
– А кто сможет прочесть стихи о весне?

Дети читают стихи о весне.

V. Просмотр видеосюжета П. Чайковского «Апрель» из альбома «Времена года»

Учитель музыки: Сейчас вы просмотрите небольшой видеосюжет, в котором услышите звучание музыки одного очень известного композитора. После просмотра (Приложение 1 . Слайд 18)
1. Попытайтесь определить, какой месяц характеризует музыка и что указывает на это?
2. Какой композитор мог сочинить такую музыку?

– Что вам известно об этом композиторе?

Ответы детей:

1. Музыка характеризует месяц апрель, т. к. мы видим журчание ручья…
2. Автором музыки является П. И. Чайковский – русский композитор.

Учитель музыки: Ребята, действительно, музыка называется «Апрель» из известного альбома Чайковского «Времена года». Назовите мне особенность этого альбома?

Ответы детей: В альбом вошли 12 музыкальных пьес, каждой из которых Чайковский дал своё название.

На доске зашифровано название этой пьесы (подснежник)

Учитель музыки: Итак, скажите какой же образ весны, предстал перед нами в сюжете? (Весёлой, …)
– Да, весна бежит, торопится, оживляет все вокруг, весна чувствуется во всем, в пении птиц, в журчании ручья, в цветах, в набухании почек.

VI. Практическая работа

Учитель ИЗО: Ну а сейчас приступим к практической части нашего урока. Представим, что мы с вами художники-пейзажисты и на наших подмалевках, что вы приготовили дома, дорисуем свою весну. Она, может быть, журчать ручьями, цвести подснежниками, распускаться вербой. На досуге я тоже люблю рисовать пейзажи. Я изобразила свою весну, которая мне нравиться, а вы изобразите свою весну.

– Ребята, а чтоб вам было легче представить свою весну, вам поможет музыка итальянского композитора А.Вивальди, которая тоже называется «Весна», как и у П. Чайковского из альбома «Времена года». Только Вивальди жил в другое время, намного раньше Чайковского, но также очень любил природу и музыку.

VII. Выставка рисунков

Учитель ИЗО: Ребята, вы молодцы, весна у вас получилась разная, и весёлая, и грустная, и даже счастливая.

VIII. Итог

Учитель музыки: Итак, ребята, скажите, кто же из великих художников и музыкантов рисовал при помощи звуков и красок весну? (Ответы детей)

Учитель ИЗО: Какая же весна встречается в их произведениях? (Ранняя, яркая, быстрая, стремительная, журчащая, торопливая, грустная).

(Приложение 1 . Слайд 19)

Перед ребятами представлен слайд со словами вразброс, дети должны выбрать подходящие:
грустная, печальная, весёлая, задорная, злобная, бесстрашная, яркая, пробуждающая, стремительная, журчащая, торопливая, бурная, звонкая, долгожданная, солнечная.

IX. Исполнение песни «Весна» (Приложение 1 . Слайд 20)

– Нам хочется пожелать вам, чтобы эта весна для вас тоже была весёлой, солнечной, радостной и конечно счастливой, как это поётся в песне, которую мы сейчас исполним все вместе.

– Урок закончен! До свидания!

Как художник описывает природу красками, композитор и музыкант описывает природу музыкой. От Великих композиторов, нам достались целые сборники произведений из цикла "Времен года".

Времена года в музыке, такие же разные по цветам и звукам, как различны произведения в творчестве музыкантов разного времени, разных стран и разного стиля. Вместе они образуют музыку природы. Это цикл времена года итальянского композитора эпохи барокко А. Вивальди. Трогательное до глубины пьесы на фортепиано П. И. Чайковского. И ещё, обязательно попробуйте на вкус неожиданное танго времен года А. Пьяццоллы, грандиозную ораторию Й. Гайдна и нежное сопрано, мелодичный рояль в музыке советского композитора В. А. Гаврилина.

Описание музыкальных произведений известных композиторов из цикла "Времена года"

Времена года весна:

Времена года лето:

Времена года осень:

Времена года зима:

Каждое время года это небольшое произведение, где каждый месяц это маленькие пьесы, сочинения, вариации. Своей музыкой композитор пытается передать то настроение природы, которое характерно одному из четырех сезонов года. Все произведения вместе образуют музыкальный цикл, как и сама природа, проходя через все сезонные изменения в круглогодичном цикле года.

Тема: “Образ Весны в классической и народной музыке”.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель: развитие ассоциативного образного мышления и художественного воображения детей.

Задачи: 1. Воспитательная – формирование любви к музыке, художественных способностей, умение воплощать полученные впечатления в живописных, музыкальных и словесных импровизациях;

2. Образовательная – знакомство с творчеством итальянского композитора А. Вивальди, норвежского композитора К. Синдинга, русскими пейзажистами И. Левитаном, Ал. Саврасовым, с русским народным творчеством;

3. Развивающая – развитие вокально–хоровых навыков, совершенствование игры на музыкальных инструментах.

Оборудование:

  • фортепиано;
  • шумовые инструменты;
  • магнитофон;
  • портреты композиторов А. Вивальди и К. Синдинга;
  • репродукции картин И. Левитана, А. Саврасова;
  • рисунки ребят;
  • поделки глиняных жаворонков.

1.Организационные моменты.

2. Музыкальное приветствие:

Внимание! Внимание! Чудеса!

Внимание! Внимание! Тишина!

К нам идет, к нам идет музыка!

3.Звучит запись К. Синдинга “Шелест весны”

Вопросы после слушания:

  • Ребята! Вы почувствовали о чем эта музыка?
  • Что она нам рассказа?

У.: Музыка рассказала нам, что пришла весна.

Весна! Весна!
Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он. (Е. Баратынский)

У: Весна! Вот и пришла оттепель, осели, почернели на солнце сугробы, на лесных проталинах скоро расцветут подснежники и прилетят грачи.

Мы с вами, ребята выходим на улицу, смотрим на солнце и не узнаем привычный мир. Вот и прошла зима, холод, все позади. Радость! Весна наполняет душу! Давайте дослушаем произведение Кристиана Синдинга, норвежского композитора 19 века, живущего 100 лет назад, которое так и называется “Шелест весны” и раскрывает удивительные краски наступающей весны, когда все в природе

зашевелилось
запело
проснулось
заговорило
зашумело. /Слушание/

4.

У : Никогда новая весна не бывает такой, как старая. И мы всегда ожидаем чего-нибудь нового в этом году, но всегда весна загадочная, сказочно-красивая

А кто из вас знает, как встречали весну 5, 10, 50, 100 лет назад? В старину?

У: Весну встречали с весельем, с радостью, с песнями, плясками, хороводами.

С первыми приметами оттепели, крестьяне зазывали кликами, весну к себе в гости. У ребят была забота – приготовиться к прилету птиц: построить скворечники. А чтобы ускорить прилет пернатых, нужно было сделать игрушечных жаворонков, куликов, журавликов. Ими приманивали живых птичек, поднимая их высоко на длинных прутиках (залазили на крыши домов). Прутики раскручивали, будто птички летят. Подражали птичьим голосам при помощи свистулек сделанных из глины. Как казалось нашим предкам, если показать настоящим птицам их изображениям, да еще посвистеть по птичьи, то они скорее прилетят в эти края и скорее прейдет весна.

А на день весеннего равноденствия 22 марта, когда “сорок птиц прилетают, сорок пичуг пробираются на Русь”, прилетают к нам разные весенние птицы, и первая из них – жаворонок.

На этот праздник накануне, с вечера, ребята просили своих родителей испечь печеньки, булочки похожие на жаворонков. Чтобы была головка, тело, крылышки, вместо глаз – изюм или орешек.

Жаворонки выходили румяные, вкусные, на крылышках весну несущие. Дети их кушали, да пели зазывные песни – веснянки, в которых была главная просьба; чтобы весна приходила скорее, не задерживалась в теплых краях. Давайте мы тоже исполним веснянки:

№ 1 Жучик, крючик, паучок
Прилети к нам куличок,
Вижу, вижу, вижу, вай,
Принеси весну в наш край!

/Распевание по хроматической гамме – птички поднимаются все выше и выше/

№ 2 Грачи летят
На всю Русь трубят:
Ду-ду-ду, ду-ду-ду,
Мы несем весну!

№ 3 Жавороночки, перепелочки,
Прилетите к нам
Принесите нам!
Весну – красну
Тепло – летечко
Зелен покос
Уйди сухой мороз!

№ 4 Идет матушка – весна,
Отворяй-ка ворота!
Первый март прошел,
Белый снег сошел.
А за ним – апрель,
Отворил окно и дверь.
А за ним – и май
Выходи – гуляй!

У.: Ребята!

  • Что общего во всех веснянках?
  • Какая просьба звучит?

/Просьба о быстрейшем приходе весны/

  • Для чего человеку нужно тепло?

/Лето теплое – урожай, не будет голода, холода/

/Весна – красна;
весна – матушка;
ласковые слова – куличок,
паучок,
жучок,
жаворонушки,
летечко/.

5.

У: Да! С марта весна открывается – говорят в народе:

Март – первый месяц весны, радостный праздник света.

Ребята! А кто из вас знает, как раньше на Руси называли весенние месяцы?

Март – протальник, капельник;

Апрель – цветень, снегогон, ручейник;

Май – травень.

  • А почему такое образное сравнение?
  • А с чем мы еще можем сравнить весну?
  • Давайте, попробуем, пофантазируем!

С какими ассоциациями вы связываете весну?

  • подснежник,
  • мамин праздник,
  • день смеха,
  • радуга,
  • гром,
  • яркое солнце,
  • день длиннее,
  • прилетают птицы,
  • день рождения и т.д.

Я хочу вам сказать, что весной родились замечательные композиторы и поэты:

6 марта 1844 г. Н.А. Римский-Корсаков,
9 марта 1839 г. М.П. Мусоргский,
20 мая 1804 г. М.И. Глинка,
13 марта 1913 г. поэт С. Михалков,
4 марта 1882 г. К.И. Чуковский.

А какие пословицы, поговорки о весне вы знаете?

Пришел марток – надевай семеро порток.

Весна днем красна.

Увидел скворца – знай, весна у крыльца.

С крыш капает – а за нос цапает.

Я хочу вам сказать, что у природы есть душа, есть свой язык, сегодняшний день, 20 марта в народе называется Василий – капельник.

И мы сейчас музыку марта исполним на металлофоне.

Что изображал ксилофон?

/Большие сосульки капают./

Что изображал металлофон?

/Маленькие, тоненькие сосульки капают/

6.

Художники и композиторы называют эти звуки: музыкой леса, музыкой природы.

И мы в вами сегодня понаблюдаем за музыкой леса в произведении великого итальянского композитора Антонио Вивальди /1678 – 1741/, жившего 300 лет назад в удивительном итальянском городе Венеции, в городе любви. И однажды он встретил весну такими словами:

Весна пришла!
Торжественно оповещает
Веселый хоровод ее
И песнь в горах звучит. . .

Вопросы после слушания:

  • Что мы услышали в музыке?
  • Что происходит в природе?
  • Что изображала музыка?
  • Какие чувства выразила?

А. Вивальди изобразил приход весны, который птицы приветствует радостным пением. Слышите тихое журчанье ручейка и ласковое дуновение ветра. Но вот набегают тучи, сверкает молния, гремит гром – началась гроза! Наконец она прошла, и птицы снова запели! Народ приветствует своим танцем весну!

7.

Да! Весна властно будит природу. Разливаются реки, стряхивают зимний сон деревья, набухают почки, на полях пробиваются первые щетинки травинок. Воздух наполняется чудесным ароматом.

И этот аромат наполняет картины великих русских художников И.И. Левитана, Саврасова.

  • Ребята!
  • А как называют картины о природе?

/Выписано на доске слово пейзаж /

– Давайте рассмотрим наряду с профессиональными картинами и ваши работы.

  • По каким признакам мы видим, что изображается весна?
  • Какие видим краски?
  • Какие слышим звуки?
  • Какие чувства вызывают картины?

И.И. Левитан говорил:

“Природа вечно дышит. Все где поет, и песнь ее торжественно. Земля – рай, а жизнь – тайна, прекрасная тайна”.

– Я думаю, что всем нам взрослым и детям очень полезно наблюдать за тем, что происходит в природе. Неповторимые краски природы, разнообразие голосов у художников, композиторов, вызывают различные чувства: радости, печали, удивления.

И тогда они создают произведения искусства

– И мы с вами сегодня слушали, пели, играли весну в звуках, смотрели и рисовали в красках – все это вызывало у нас неповторимые чувства.

– И давайте в заключении урока исполним песню “Это всё весна!” /звучит песня/.

– Мы сегодня услышали много прекрасных произведений о природе. Надеюсь, что после нашего урока вы еще больше будете любить и слушать “музыку весны”, видеть не только глазами, но и сердцем.

А может быть, кто – нибудь из вас попробует написать свой рассказ, свое стихотворение или музыку о весне.

– Я буду очень рада.