«Зимний пейзаж». Пейзажная монотипия в младшей группе (кружковая работа)

«Зимний пейзаж». Пейзажная монотипия в младшей группе (кружковая работа)
«Зимний пейзаж». Пейзажная монотипия в младшей группе (кружковая работа)

Анна Лапина

Плывёт хрустальная зима

Над мирозданьем.

Как переливы хрусталя

Снегов сверканье.

Рисуем техникой монотипии с детьми : все гениальное - просто

Малыш постоянно норовит вымазаться в чем угодно, а потом с зачарованным видом выводит ручками замысловатые фигурки на стенах? Радуйтесь : пусть даже вы не вырастите из своего чада современного Микеланджело, зато можете быть уверенными, что творческое начало в нем уж точно присутствует. Следовательно, вашей наиглавнейшей задачей должна стать помощь в развитии у крохи этого маленького таланта. А отличным методом направить в мирное русло регулярное обмазывание окружающих предметов может стать техника рисования «монотипия » . Этим хитроумным словом греки называли прием отпечатывания рисунка с одной поверхности на другую.

НЕМНОГО ТЕОРИИ

Перед тем, как сделать монотипию , следует определиться с выборомmonotipiy dly detei материалов. Основное правило – никаких правил, кроме соблюдения безопасности. Рисовать можно на самых разнообразных поверхностях (бумага, целлофан, пластиковая доска и даже кухонный противень) и любыми красками (пальчиковые, акварель, гуашь) . А в качестве кисточки можно использовать любой подручный материал вплоть до ватных палочек и собственных пальцев.

Рисование техникой монотипии не оставит равнодушными маленьких художников, ведь никогда не знаешь, какой результат получится в конце. Да и каждый последующий отпечаток будет отличаться от предыдущего, а это ли не повод для развития фантазии.

Как сделать монотипию . Практические упражнения

Самая простая техника монотипии для детей – это когда на одной monotipiy dly deteiполовинке листа нарисовать все, что душе угодно, а потом согнуть бумагу пополам и получить зеркальное отражение картинки. Также можно отпечатать рисунок на втором листе – и картина будет еще более оригинальной. Теперь пришло время потренировать фантазию и попробовать разгадать, что же в итоге получилось. Картину можно оставить как есть или дорисовать, чтобы сделать ее более выразительной. Такую технику с радостью будет осваивать даже маленький карапуз.

Немного более оригинальный вариант монотипии : рисование на стеклянной или пластиковой поверхности. Можно на всю плоскость нанести ровным слоем краску одного цвета, далее ватной палочкой или пальчиком нарисовать задуманное. Или в произвольном порядке поставить разноцветные кляксы и изобразить свои каляки-маляки. После этого остается только сбрызнуть «заготовку» водой и сверху приложить лист бумаги. Желательно, чтобы последняя как можно дольше не промокала. Взявшись за уголки бумаги, резким движением стягиваем лист и даем ему просохнуть. Теперь можно опять поиграть в «угадайку» .

Главное – не навредить!

Перед тем, как дать своему малышу полностью погрузиться в творческий процесс, покажите ему основные принципы техники монотипии . А потом дайте ему возможность самому нарисовать какой-нибудь шедевр. Главное – не вмешиваться в процесс, а предоставить юному художнику полную свободу для фантазии. Помогать есть смысл только в том случае, если сам кроха об этом попросит. И делать это нужно дозированно, лучше объяснить еще раз. Ну, а хвалить маленького гения – это обязательное условие!

Для нашего мастера класс нам потребовалось.

Рисование на стеклянной или пластиковой поверхности. Можно на всю плоскость нанести ровным слоем краску одного цвета, далее ватной палочкой или пальчиком нарисовать задуманное.



Или в произвольном порядке поставить разноцветные кляксы и изобразить свои каляки-маляки. После этого остается только сбрызнуть «заготовку» водой и сверху приложить лист бумаги.


И с большим интересом смотрим, что у нас получиться.


А теперь мы немного пофантазируем.

Что мы видим водопады заледенелые, снег повсюду будто хрусталь рассыпал мороз .

Немного пофантазировав у нас получается вот такой интересный рисунок.


А вот ещё один наш рисунок.


Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Добрый вечер, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию "Елочные игрушки" своими руками в технике пластилинография. Задачи: 1.

Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Предлагаю Вам детский мастер-класс в технике "квиллинг". Дети подготовительной группы сделали.

В нашей группе прошел мастер класс с родителями на тему "Рисование нетрадиционными техниками". Опыт показывает что рисовать необычным способами.

Назначение: Мастер – класс предназначен для детей младшего школьного возраста, педагогов, воспитателей, родителей и просто творческих.

Мастер - класс предназначен для детей младшего школьного возраста, педагогов, воспитателей, родителей и просто творческих людей. Рюкзачок.

Монотипия "Озеро Байкал". Рисование пейзажа поэтапно для детей 6-8 лет

Мастер-класс по рисованию пейзажа для детей 6-8 лет "Озеро Байкал"

Автор: Наталья Александровна Ермакова, Преподаватель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа имени А. А. Большакова», город Великие Луки, Псковская области.
Описание: работу можно выполнить с детьми 6-8 лет. Материал может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений и педагогам дополнительного образования.
Назначение: работа послужит прекрасным оформлением интерьера и детских творческих выставок.
Цель: создание пейзажа озера Байкал с использованием нетрадиционных техник рисования(монотипия, пальчиковая палитра, рисование карточками).
Задачи:
-учить детей рисовать пейзаж озера с отражением окружающего ландшафта природы в его водах используя различные приёмы и техники рисования;
-совершенствовать навыки работы с красками, умение строить композицию, планировать этапы работы;
-воспитывать интерес к работе с нетрадиционными техниками рисования.
Монотипия - удивительный жанр, который по существу занимает срединную позицию между живописью и графикой, между искусством и психологией. Монотипия - это способ свободы самовыражения, это проекция внутреннего мира. В переводе с греческого языка монотипия – один отпечаток. Рисунок наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом он отпечатывается на другую поверхность, в нашей работе монотипия будет многослойной.
Пальчиковая палитра -является одним из видов монотипии,обмакнём ладонь или пальчик в краску и оставим на бумаге отпечаток. Краску не только видим, но и чувствуем!
Рисование карточка -является также разновидностью монотипии, где рисунок создаётся при помощи различных отпечатков создаваемых карточками разных форм и размеров.

Здравствуйте,уважаемые гости! Наша Родина – Россия богата водными ресурсами. Это и запасы чистой пресной воды, и безбрежные соленые моря и озера с удивительной историей и красотой. Сегодня мы обратим наш взор на озеро Байкал. Это озеро таит в себе не мало неизведанного, чем притягивает многих людей к себе. Приехав раз, ты навсегда будешь пленен этими местами. Байкал-самое большое пресноводное озеро. Расположено оно в Восточной Сибири на территории Бурятии и Иркутской области. Байкал – самое глубокое озеро планеты. Его максимальная глубина – 1640 метров. Площадь этого озера составляет более 315000 кв.км., оно является главным резервуаром пресной воды России (90% от всего объема запасов). Происхождение Байкала до сих пор вызывает научные споры. Возраст озера учёные традиционно определяют в 25-35 млн лет. Этот факт также делает Байкал уникальным природным объектом, так как большинство озёр, особенно ледникового происхождения, живут в среднем 10-15 тыс. лет, а потом заполняются илистыми осадками и заболачиваются.


Байкал… Кормилец, защитник, грозный повелитель и суровый хозяин, обладающий невероятной мистической и духовной силой. Огромная мощь невообразимых объемов воды сама по себе оказывает сильнейшее эмоциональное воздействие, и поэтому неудивительно, что озеро, которое во все времена местные жители называли «морем» стало не просто персонажем и местом действия легенд, но и объектом духовных практик многих религий – от язычества до христианства.
Единственная река, вытекающая из озера Байкал – Ангара. Более половины водосборной площади Ангары составляет озеро Байкал. Ежегодно река забирает из Байкала более 60 куб. км воды.
Коренные жители говорят: «Байкал - отец и дочь его - Ангара». И ведь, правда, невозможно представить этого могучего северного гиганта без его верной спутницы – Ангары. Возраст Ангары несравнимо меньше, чем могучего Байкала, предположительно всего 50 тысяч лет. В одной из легенд озера говорится, что у Байкала была единственная дочь - Ангара. Она влюбилась в Енисей и решила сбежать к нему. Байкал, узнав об этом, попытался преградить ей путь, кинув к истоку Шаман-камень, но Ангара побежала дальше, тогда Байкал послал за ней в погоню своего племянника - Иркута вдогонку, но он пожалел Ангару и свернул с пути. Ангара встретилась с Енисеем и потекла дальше вместе с ним.
Байкал! Бегут в тайгу на север
Сквозь ночь сибирскую огни.
На Ангаре и Енисее -
Байкала отблески они!
Не сон глухой, не камень дикий,
Не память бед,- иная быль -
Дела индустрии великой -
Твой день сегодняшний, Сибирь.
Но эти царственные воды,
Но горы в сизой полумгле,-
Байкал - бесценный дар природы
Да будет вечен на земле.

(Александр Твардовский,1959)


Воды этого красивейшего озера чисты и свежи. Пока нам есть чем гордиться. Вода в озере настолько прозрачна, что отдельные камни и различные предметы бывают видны на глубине 40 м. В это время байкальская вода бывает синего цвета. Летом же и осенью, когда в прогретой солнцем воде развивается масса растительных и животных организмов, прозрачность её снижается до 8-10 м, и цвет становится сине-зелёным и зелёным.
Это озеро многолико и многообразно, так как оно огромно и здесь богатая флора и фауна. Существует научное направление, занимающееся изучением озёр, называется оно лимнологией. В Иркутском Академгородке есть Лимнологический институт, изучающий Байкал. Изучением Байкала занимаются и независимые научные организации, такие как Байкальский исследовательский центр (АНО).Байкал - территория Всемирного природного наследия.По данным Лимнологического института Сибирского отделения РАН, в Байкале обитает 2 630 видов и разновидностей растений и животных, 2/3 которых являются эндемиками, то есть обитают только в этом водоёме. Такое обилие живых организмов объясняется большим содержанием кислорода во всей толще байкальской воды.


Байкальский лёд преподносит учёным немало загадок. Так, в 1930-х годах специалисты Байкальской лимнологической станции обнаружили необычные формы ледового покрова, характерные только для Байкала. Например, «сопки» - конусовидные ледяные холмы высотой до 6 м, полые внутри. Внешним видом они напоминают ледяные шатры, «открытые» в противоположную от берега сторону. Сопки могут располагаться по отдельности, а иногда образуют миниатюрные «горные хребты».
В 1996 году озеро Байкал абсолютно заслуженно внесли в список объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Несколько позже в 1999 году был создан фестиваль "День Байкала", который очень быстро вырос из регионального события и получил мировое признание. Сегодня фестиваль Байкала проходит во второе воскресенье сентября. Однако задолго до этой даты организаторы устраивают многочисленные конкурсы различных направлений творчества, результаты которых будут представлены на фестивале. Кинофестивали, конкурсы изобразительного искусства и поделки народных промыслов, театрализованные постановки, природоведческие семинары и множество других событий по штриху создают облик уникального фестиваля.


Материалы и инструменты:
-лист бумаги А3
-акварель и гуашь
-карандаш простой, кисти
-пластиковая карточка(я использую тонкие пластиковые доски для лепки, их нужно нарезать на небольшие карточки ножницами)
-баночка для воды
-тряпочка для кистей
-палитра(лист бумаги)

Ход мастер-класса:

Начинаем работу с подготовки листа бумаги к работе, так как основная часть рисунка будет состоять из отпечатков нам необходимо согнуть лист пополам по горизонтали, и хорошо отгладить линию сгиба. Затем с помощью простого карандаша нужно нарисовать линии будущего рельефа местности.


И приступаем к работе с акварелью, синим цветом закрашиваем водное пространство рисунка.


Затем складываем лист пополам для создания отпечатка, необходимо хорошо разгладить лист ладошкой чтобы отпечаток был лучшего качества. У нас получились силуэты гор с их отражением в озере, и голубое небо.


На вершине горного хребта нужно нарисовать полосу темнеющего леса. Будем работать с палитрой для получения серого цвета(смешиваем белую и чёрную краски), и наносим получившийся цвет на вершину холма.


Затем делаем отпечаток.


Дальше прорисовываем лесную полосу на соседней вершине, и частично закрашиваем поверхность земли серым цветом. Белые места на рисунке-это нерастаявший ещё снег, и снова отпечаток.




Подобным образом рисуем поверхность земли на другой вершине, делаем отпечаток.


Работать с отпечатками мы больше не будем, теперь нам нужно дополнить наш пейзаж живописными деталями. С помощью зелёной гуаши закрасим передний план работы, гуашь наносим густым слоем.


Затем с помощью карточки создаём рельеф травы, как бы скребём карточкой по окрашенной поверхности.


Тоненькой кистью прорисовываем вершины деревьев на горных холмах.



Добавляем в пейзаж облака, делаем их контуры более чёткими(гуашь), добавляем на озёрную гладь мазки синего цвета(акварель).

Что вы делаете, когда испытываете беспокойство? Или тревогу? А пробовали применить арт-терапию? Говорят, очень помогает. Одним из видов такой психологической разрядки является монотипия. Причём применяется эта техника уже с детского сада. Конечно, не для снятия стресса (разве что воспитателем), а для развития творческого потенциала карапузов. Рассмотрим тонкости составления занятия по монотипии в детском образовательном учреждении.

В чём суть техники оттиска

В переводе с греческого монотипия обозначает рисунок одного отпечатка. На поверхность (гладкую, шершавую) наносится изображение, затем к картинке прикладывается лист бумаги, прижимается, аккуратно отделяется - рисунок в технике монотипии готов.

Профессиональные рисунки в технике монотипии - это совершенно неповторимый жанр творчесвта

Монотипия зародилась случайно, и её распространению в России мы обязаны художнице начала ХХ века Елизавете Кругликовой, которая пролила краску на печатную доску, приложила бумагу, чтобы вытереть пятно, а когда подняла лист, то увидела интересный образ. Впоследствии она неоднократно пользовалась этим приёмом для создания своих картин.

В детском саду монотипия начинает применяться в работе с детьми 4–5 лет, то есть в средней группе. В этом возрасте ребята уже могут дополнять рисунки собственными образами, а не только повторять действия воспитателя. Полученные с помощью оттиска изображения можно оставлять в том виде, в котором они получились, а можно дорисовывать отдельные детали для более отчётливой картинки. Монотипия полезна для:

  • развития воображения;
  • расширения представлений об окружающем мире;
  • развития творческих способностей и фантазии;
  • воспитания самостоятельности в работе.

Особенности подготовительного этапа

От тщательности подготовки занятия воспитателем зависит реализация поставленных задач. Так что этапу планирования нужно уделить достаточно времени и усилий.

Краски и основа

Для монотипии можно использовать гуашь и акварель. Что касается последней, то её не стоит слишком сильно разводить водой, иначе изображение получится нечёткое. Акварель обладает неоспоримым преимуществом - она легко смывается, если, например, отпечаток немного расплылся. А вот из гуаши получаются очень красивые разводы.

Гуашь, разведённая водой, даёт очень яркие и красивые по форме разводы

В некоторых детских садах на занятиях изобразительным искусством используются акриловые краски. Но для монотипии они очень неудобны, так как быстро сохнут и практически не смываются.

Профессионалы используют для создания картин в технике монотипии масляные краски, но детям с ними работать сложно.

В качестве основы для рисунка (то есть самой «печатки») можно использовать:

  • плотные листы бумаги (например, плотности ватмана);
  • толстую глянцевую бумагу;
  • плёнку (ввиду сложности работы с этим видом материала, он используется редко и только на занятиях с детьми постарше);
  • пластмассовую доску;
  • стекло;
  • кафельную плитку.

Приёмы монотипии

Начало знакомства с техникой происходит с обучения создавать предметные изображения. Это значит, что лист бумаги складывается пополам, на одной части рисуем половину изображения и, пока оно не высохло, накрываем второй частью листа. Так получаются симметричные рисунки.

С детьми постарше можно применять пейзажную монотипию: на одной половине листа (или гладкой поверхности) рисуем пейзаж, совмещаем со второй частью и получаем цельный образ. Таким способом удобно рисовать, например, отражение леса в воде.

Следующий вариант создания оттиска на бумаге требует определённых навыков в работе. Нам потребуется пластмассовая доска. На неё наносится тёмная краска, затем ватной палочкой рисуется сюжет и прикладывается лист бумаги - получается отпечаток, похожий на рисунок, выполненный свечой.

Для тёмного фона можно использовать ватную палочку, которая просто вытрет контур, а для прорисовки узора на красках светлых тонов применяется кисточка с тёмной краской

Если для картинки используются светлые тона краски, то на доске рисуется образ красками потемнее, и используется кисточка, а не ватная палочка.

Ещё один необычный способ получить оттиск - смять лист бумаги и развернуть перед тем, как наносить на него краску. Так отпечаток получится более фактурным.

Видео: нетрадиционный вариант монотипии с нанесением красок на воду

Как можно дорисовывать картинку

Дополнить полученную картинку можно двумя способами:

  • поэтапно добавляя элементы и совмещая поверхности для получения оттиска;
  • дорисовывая уже готовую картинку.

Для создания ярких рисунков часто оттиск дорисовывается карандашами, восковыми мелками или даже фломастерами. Это позволяет сделать необходимые акценты в изображении. Кроме дополнения композиции обведением, можно использовать:

  • раскрашивание (заполняя цветом отдельные детали рисунка);
  • дорисовку (на готовый рисунок наносятся какие-то элементы, например, зверушки в лесу).

Схема составления и пример конспекта занятия

Чтобы создать на занятии ситуацию успеха, когда каждый малыш чувствует себя причастным к общему делу, получает удовольствие от работы, педагогу нужно очень подробно разработать конспект урока.

Монотипия даёт детям ощутить радость творчества, не прилагая больших усилий и без особых временных затрат

Задачи занятия по рисованию с применением монотипии:

  • продолжение знакомства с монотипией;
  • воспитание любви к природе;
  • развитие воображения;
  • прививание чувства коллективизма и взаимопомощи.

Не менее важно и рационально распределить время, отведённое на каждый из этапов работы над темой . Традиционно это три стадии освещения темы:

  • Вводная часть (до 5 минут). На этом этапе воспитатель использует разные приёмы для того, чтобы правильно мотивировать ребят на работу (чтение книг, декламация стихотворений, ролевые игры, инсценировки из изученных сказок и пр.).
  • Основная часть (до 20 минут). Этап, включающий работу над рисунком, а также «перерыв» на физкультминутку и пальчиковую гимнастику. Физкультминутка может быть заменена артикуляционной гимнастикой, особенно если до рисования у малышей были спортивные игры или прогулка.
  • Заключительный этап (до 5 минут). Это время отводится на похвалу малышей за работу, создание выставки готовых работ и рефлексию детей (в форме ответов на вопросы, например, «Понравилось ли мне занятие?», «Доволен ли я своей работой?», «Чей рисунок мне кажется самым удачным? Почему» и т.д.).

Поскольку монотипия не требует слишком много времени, основную часть можно урезать в пользу вводного и заключительного этапов. Но не более, чем на 6–7 минут.

Фрагмент конспекта по рисованию в средней группе «Волшебные бабочки», автор Юлия Голомазова

Ниже приведён фрагмент конспекта, который может быть использован в подготовке занятия с детьми в детском саду.

  1. Воспитатель достаёт из конверта картинки с изображением бабочек и
    размещает их на мольберте. Дети рассматривают их, выявляют сходства и отличия по цветам, форме, размеру, придумывают названия бабочкам. Воспитатель: «Я сейчас взмахну волшебной палочкой, и вы тоже превратитесь в бабочек и немного полетаете.»
  2. Физминутка: Спал цветок и вдруг проснулся,
    (туловище вправо, влево.)
    Больше спать не захотел,
    (туловище вперёд, назад.)
    Шевельнулся, потянулся,
    (руки вверх, потянуться.)
    Взвился вверх и полетел,
    (руки вверх, вправо, влево.)
    Солнце утром лишь проснётся,
    Бабочка кружится, вьётся.
    (покружиться)
  3. Воспитатель: «Бабочки отдохнули и им пора возвращаться обратно. Я
    взмахну волшебной палочкой, и вы снова превратитесь в детей. Ребята, а давайте попробуем с вами нарисовать сегодня бабочек! Но у нас будут не простые бабочки, а волшебные!
  4. Дети наносят краски по желанию на одну половину листов бумаги. Воспитатель: «Добавляйте больше воды, она нужна нам для того, чтобы наше чудо получилось.»
  5. -Хорошо, молодцы. А теперь согнём лист пополам и аккуратно погладим его ладошкой, разверните. Что же произошло? Рисунок симметрично отпечатался на второй половине листа, благодаря чему Бабочка расправила
    крылья и вот-вот взлетит!

Примеры выполнения работ в технике монотипии в детском саду

Ниже приводятся несколько инструкций работ в технике монотипии.

«Бабочка»

Дети наносят краску так, чтобы получился контур крыла бабочки

Инструкция:

  1. Ребята, согните лист пополам, расположив его горизонтально.
  2. Мы будем рисовать на левой половинке листа. Итак, ближе к середине делаем толстую линию голубой краской.
  3. От этой линии располагаем пятна красного, оранжевого, жёлтого тонов, делая их как бы в форме крыла бабочки.
  4. Складываем лист по сгибу и проглаживаем рукой.
  5. Разворачиваем рисунок, дорисовываем усики.

Видео: бабочки в технике монотипии

«Зима»

Для этого рисунка потребуется лист-основа (или плитка) и ватная палочка.

Чем ярче оттенок синего, тем отчётливее будут видны узоры

Инструкция:

  1. Разводим синюю гуашь водой, обмакиваем кисть.
  2. На плитку наносим мазки краской, стараясь делать их как можно гуще.
  3. Ватной палочкой делаем хаотичные линии, вытирая краску.
  4. Прикладываем лист бумаги и прижимаем его к основе.
  5. Аккуратно снимаем лист. Рисунок готов.

«Летний день» (пейзажная монотипия)

Этот пример монотипии показывает, как создать отражение в воде.

Пейзажи в технике монотипии получаются очень живыми и яркими

Инструкция:

  1. Складываем лист пополам по вертикали.
  2. Рисуем в верхней части. Слева обозначаем ствол дерева, дорисовываем листочки.
  3. На заднем плане делаем штрихи зелёной краской - лес.
  4. Справа вверху рисуем горизонтальные штрихи-облака.
  5. Складываем лист по сгибу, прижимаем.
  6. Медленно снимаем верхний край. Картинка готова.

Фотогалерея: рисунки в технике монотипии

Благодаря монотипии дети учатся создавать симметричные изображения
Бабочек можно рисовать точками, используя пальчики или ватные палочки Рисунки в технике монотипии можно дополнять аппликацией, например, пингвинами, наблюдающими северное сияние Какие-то образы можно планировать заранее, а какие-то получаются уже после высыхания отпечатка Сложность рисунка бабочки зависит и от формы крыльев: она тем проще, тем младше дети

Наталья Шишлянникова

Тема : "Зимний пейзаж "

Цели :

Ознакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования - монотипия .

Развивать у детей творческое воображение,воспитывать старательность, усидчивость,аккуратность. Учить пользоваться кистью и акварельными красками, рисовать ватными палочками.

Существует много способов - как сделать монотипию , но для малышей я выбрала самый простой. Она заключается в том, что краска наносится на одну поверхность согнутого ровно пополам листа и отпечатывается на другую. С малышами при помощи этой техники можно готовить фон для будущего рисунка, например : аквариум, летний луг. зимний пейзаж .

Так как приближается зима и природа уже порадовала нас первым снегом, я решила предложить детям нарисовать зимний пейзаж .

Для начала подготовили материал.


Приступаем к работе .

Складываем ровно пополам альбомный лист и быстро закрашиваем одну сторону листа кисточкой,используя синюю акварельную краску.




Складываем лист ровно пополам и хорошо разглаживаем



Аккуратно раскрываем листочек


Получаем уникальный оттиск - готовый фон для зимнего пейзажа


Разрезаем лист пополам


Затем физкультминутка :

На дворе у на мороз

Чтобы носик не замерз

Надо ножками потопать

И ладошками похлопать

С неба падают снежинки

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем доме маме.

Отдохнули и приступаем к работе .

Мои малыши нарисовали дерево и снежок


Снежок рисуем белой гуашью и ватной палочкой





Получились вот такие шедевры.

Публикации по теме:

Кружковая работа «Маленькие патриоты» Актуальность проблемы Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном селе, республики стране, особенностях.

Как вы знаете,к новому году обычно с детьми мы делаем поделки в подарок маме,вот такие открыточки мы делали в прошлом году. Нам понадобилось:.

Цель-Закрепить навык рисования методом ниткографии. Развивать фантазию, воображение. Учить видеть в хаотичных изображениях знакомые предметы.

Кружковая работа «Умелые пальчики» Цель: приучать детей слушать речь, вникать в смысл; соотносить слова с действиями.

Кружковая работа в средней группе «Эта удивительная глина» Примерное планирование занятий. Сентябрь Занятие «Знакомство с глиной» Программное содержание: познакомить детей с глиной, её свойствами:.

Тема: " Фрукты и овощи"Цели: расширить и уточнить представление детей об овощах и фруктах, их признаках, месте произрастания, учить отгадывать.

Зимний пейзаж пошагово

Мастер-класс на тему «Зимний вечер» - пейзаж в технике монотипия


Первухина Елена Юрьевна, педагог дополнительного образования,
Место работы: МАОУ ДО "Центр дополнительного образования",
п. Междуреченский, Кондинский район, ХМАО-Югра
Цель: Изображение зимнего пейзажа в технике монотипия.
Задачи:
- познакомить с техникой монотипия;
- развивать творческие способности, фантазию, воображение;
- воспитывать любовь и интерес к своей Родине, природе.
Мастер – класс адресован детям 6-10 лет, педагогам дополнительного образования, воспитателям, родителям.В нем подробно описаны этапы изображения зимнего пейзажа в доступной технике монотипия.
Для работы необходимо: бумага для акварели, гуашь, кисти мягкие№1 и №5, кисть щетина, стекло формат А4, ножницы, блестки.
Каждое время года и время суток неповторимы и прекрасны по-своему. Зима прекрасное время года! Она таинственная, морозная и конечно же снежная. А особенно заманчивы длинные, спокойные и волшебные зимние вечера. Вечером все вкруг начинает засыпать и вокруг царит атмосфера спокойствия и умиротворенности. Воздух чистый, свежий и морозный, им дышится легко и спокойно. Кажется, что при каждом вдохе ты вдыхаешь энергию и здоровье.




Как прекрасны заснеженные деревья в свете луны. Как будто бы серебром или жемчугом украсила их матушка зима. Снег искрится и переливается. И это просто неописуемо красиво! Вокруг царит чистота и свежесть, которую дарит нам снег и мороз. Сказочно красив и загадочен вечер в зимнюю снежную пору. Атмосфера волшебства и сказки вокруг.
Русские поэты воспевали в своем творчестве прекрасные зимние вечера.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой...
Федор Тютчев

Сегодня мы нарисуем пейзаж «Зимний вечер» в необыкновенной технике монотипия.

Этапы работы:

1. Приготовим все необходимое.


2. Берем лист картона и подложим его под стекло, так будет лучше видно нашу работу. Начинаем наносить белые сугробы, вдоль линии горизонта и белые облака на будущем небе. Работаем густой краской, которую наносим щедро на стекло кистью.


3. Далее берем фиолетовый и синий цвета и наносим на стекло пятна, обозначая зимнее небо. Краски наносим щедро, чтобы получился хороший отпечаток. В нижней части своей работы, под сугробами, изображаем отражение неба на замерзшей глади озера, на ней отражаются белые облака и таинственное вечернее небо.
Монотипия необыкновенная, а волшебная техника! Мы ничего конкретного не изображаем, мы только думаем и наносим пятна краской, сама монотипия за нас нарисует необыкновенную картину.


4. Обозначаем будущий лес вдоль линии горизонта, его мы наносим вертикальными движениями, используем цвет охры. Цвет стволов, является определяющим в выборе охры.


5. Берем немного чистой воды на пальцы и наносим, как бы разбрызгивая на краски. Можно взять кисть и помочь краскам немного смешаться между собой.


6. Накладываем чистый лист бумаги поверх стекла с краской. Плотно прижимаем и разглаживаем бумагу.


7. Мы рисуем в волшебной технике. А чтобы чудо свершилось нам необходимо произнести волшебное заклинание: Снур-ре, снур-ре, снур-ре, випс! Чудо, чудо получись!
Затем снимаем шаблон плавным движением.


8. Смотрим что у нас получилось. Попытаемся увидеть в этих необыкновенных пятнах волшебные очертания.


9. Затем белой гуашью подкрашиваем снежные сугробы вдоль линии горизонта.


10. А сейчас займемся деталями. Их мы нарисуем тоже в технике монотипия. Для этого изготовим печать будущего домика. Вырежем прямоугольник из белой плотной бумаги, размером 4*5 см. Срежем уголки, для того, чтобы у домика получилась крыша.


11. Окрасим крышу домика красным цветом, сам домик у нас будет оранжевым.Не забываем, что мы будем получать отпечаток домика, поэтому гуашь наносим толстым слоем.


12. Затем переворачиваем окрашенный домик, краской вниз. Стараемся чтобы он встал на снежную поверхность берега у озера.


13. Быстро снимаем печать домика и переворачиваем его на 180 градусов и снова прикладываем, не обновляя слой краски. Таким образом мы получаем отпечаток отражения домика на ледяной поверхности озера, его изображение получается не таким ярким и четким как отпечаток самого домика на берегу. Но это же отражение, а отражение никогда не может быть важнее самого отражаемого предмета.


14. Прорисовываем коричневой гуашью, тонкой кистью, веточки и стволы деревьев, а также мелкие детали домика: бревна и трубу.


15. Обязательно нарисуем окошко в доме, в нем горит свет, там уютно и тепло. Белый дымок из трубы словно говорит, что здесь топится печка и нас обязательно ждут здесь, чтобы согреться после прогулки по морозному зимнему вечеру.
На улице стало так морозно, что на деревьях появился иней!
Его мы изображаем сухой кистью и белой гуашью.


16. Последние штрихи - наносим немного синих блесток по краю расположения инея на деревьях, на крыше домика.


17. Готовую картину помещаем в раму.