Пейзаж в музыкальных произведениях примеры. Музыкальный пейзаж

Пейзаж в музыкальных произведениях примеры. Музыкальный пейзаж
Пейзаж в музыкальных произведениях примеры. Музыкальный пейзаж

МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА

Урок 26

Тема: Пейзаж в музыке. Образы природы в творчестве музыкантов.

Цели урока: Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства; рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства; самостоятельно подбирать сходные поэтические и живописные произведения к изучаемой теме.

Материалы к уроку: портреты композиторов, репродукции картин, музыкальный материал.

Ход урока:

Организационный момент:

Слушание: М. Мусоргский. «Гном» из цикла «Картинки с выставки».

Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Пока не было музыки, человеческий дух был не в состоянии представить себе образ прелестного, прекрасного, полноты жизни...»
(И. В. Гёте)

Сообщение темы урока:

Ребята, как вы думаете, есть ли что-то общее в изображении природы на картинах и в музыкальных произведениях? (Думаем, что да. Потому что природа передаёт то или иное настроение. А каково оно - можно услышать в музыке и увидеть на картине.)

Работа по теме урока.

1. Природа в искусстве.

Изображение природы в искусстве никогда не было простым её копированием. Как бы ни прекрасны были леса и луга, как бы ни манила художников стихия моря, как бы ни очаровывала душу лунная ночь - все эти образы, будучи запечатлёнными на холсте, в стихах или звуках, вызывали сложные чувства, переживания, настроения. Природа в искусстве одухотворена, она печальна или радостна, задумчива или величава; она такова, какой видит её человек.

Однажды ты проснёшься в изумленье,
Услышишь птичьи трели на лугу.
И сердце затрепещет в восхищенье –
Вокруг всё в бело-розовом снегу!
Что стало в одночасье вдруг с природой?
Откуда столько света и тепла?
Преодолев мороз и непогоду,
Пушистой пеной вишня расцвела!
Собой заполонила всё пространство,
Взметнув цветов фонтаны в вышину!
Накинув ароматное убранство,
Приветствует красавицу Весну!
Принарядившись белыми цветами,
Невеста юная к себе манит.
И замирает сердце под ветвями.
Любовь, Надежду и Мечту хранит!

(Т. Лаврова)

Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарила музыке звуки и тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьёв, в шуме грозы.

Звукоизобразительность как подражание звукам природы можно найти уже в музыке XV века - например, в хоровых пьесах К. Жанекена «Пение птиц», «Охота», «Соловей».

Слушание: К. Жанекен. «Пение птиц».

Постепенно помимо подражания звукам природы музыка научилась вызывать зрительные впечатления. В ней природа не только зазвучала, но и заиграла красками, цветами, бликами - стала зримой.

Есть даже такое выражение - «музыкальная живопись». Это выражение композитора и критика А. Серова не просто метафора; оно отражает возросшую выразительность музыки, открывшей для себя ещё одну образную сферу – пространственно-изобразительную.

2. Времена года.

Среди ярких музыкальных картин, связанных с изображением природы,- цикл П. Чайковского «Времена года». Каждая из двенадцати пьес цикла представляет образ одного из месяцев года, причём этот образ чаще всего передан через пейзаж.

По программе, предложенной нотным издателем, он написал свой знаменитый фортепианный цикл. В этих небольших пьесах, напоминающих музыкальные акварели, отражено настроение сезона – зимние грёзы, весенняя свежесть, летнее раздолье, осенняя грусть. Композитор вложил в них всю свою огромную любовь ко всему родному - к русскому человеку, русской природе, русским обычаям. Каждой из двенадцати миниатюр предпосланы заголовок и эпиграф, раскрывающие характер музыки, строчки из стихотворения русских поэтов.

Несмотря на поэтический первоисточник, музыка Чайковского ярко живописна - и в обобщённо-эмоциональном плане, связанном с «образом» каждого месяца, и в плане музыкальной изобразительности.

Вот, например, пьеса «Апрель», которой дан подзаголовок «Подснежник» и предпослан эпиграф из стихотворения А. Майкова:

Голубенький, чистый
Подснежник-цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние грёзы
О горе былом
И первые грёзы
О счастье ином...

Как это часто бывает в лирической поэзии, образ ранней весны, первого весеннего цветка связывается с пробуждением сил человека после зимнего оцепенения, сумрака морозов и вьюг - к новым чувствам, свету, солнцу.

Слушание: П. Чайковский. «Апрель. Подснежник» из фортепианного цикла «Времена года».

Как звучало это произведение, какие чувства хотел передать композитор своей музыкой? (Музыка звучала очень нежно, светло. Казалось, будто цветок действительно тянется к солнышку и постепенно распускает свои лепестки. Средняя часть звучала несколько взволнованно, слышно журчание ручья, звон капели.)

Правильно, строки поэта Майкова претворяются в нежной мелодии, которая передаёт живое дыхание весны. Мы словно видим маленький беспомощный цветок, пробивающийся к свету из-под снега.

«Протокольная правда никому не нужна, - говорил Исаак Левитан. Важна ваша песня, в которой вы поёте лесную или садовую тропинку». Посмотрите на репродукцию картины «Весна. Большая вода», удивительно светлые, чистые тона нашёл композитор для передачи более поздней весны. Вспомните ещё одну картину Левитана, которая имеет музыкальное название. Вечерний звон», эта картина тоже звучит.)

Левитана по праву называют непревзойденным мастером настроения в живописи. Его часто сравнивают с Чайковским, в музыке которого русская природа нашла удивительно сердечное выражение. И художнику, и композитору, каждому средствами своего искусства, удалось спеть свою песнь в искусстве - лирическую песнь русской души.

3. Образы природы.

Если музыка Чайковского - при всей её яркой изобразительности - все же направлена на передачу настроения, переживания, вызванного первым цветением весны, то в творчестве других композиторов можно найти яркий зрительный образ, точный и конкретный.

Ференц Лист так писал об этом: «Цветок живёт в музыке, как и в других видах искусства, ибо не только «переживание цветка», его запах, его поэтические чарующие свойства, но сама форма его, структура, цветок как видение , как явление не может не найти своего воплощения в искусстве звука, ибо в нём находит воплощение и выражение всё без исключения, что может испытать, пережить, продумать и прочувствовать человек.

Форма цветка, видение цветка осязаемо присутствует во вступлении к балету И. Стравинского «Весна священная». Удивительное явление природы – распускание бутонов, стебельков - запечатлено в этой музыке, передающей, по словам Б. Асафьева, «действие весеннего произрастания».

Начальная тема-наигрыш, исполняемая фаготом, по своим очертаниям напоминает строение стебелька, который постоянно тянется, устремляется вверх. Подобно тому, как стебель растения постепенно обрастает листьями, мелодическая линия на протяжении всего звучания также «обрастает» мелодическими подголосками. Свирельные пастушьи наигрыши постепенно превращаются в густую музыкальную ткань, в которой слышится птичье щебетанье.

Слушание: И. Стравинский. «Поцелуй земли» из балета «Весна священная».

«Пейзаж не имеет цели,- говорил Саврасов,- если он только красив. В нём должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам. Это трудно выразить словом, это так похоже на музыку».

Итог урока:

Пейзаж в музыке, наверное, можно уподобить пейзажу в произведениях живописи - так разнообразны картины природы, к которым обращались композиторы. Не только времена года, но и времена суток, дождь и снег, лесная и морская стихии, луга и поля, земля и небо - всё находит своё звуковое выражение, порой буквально поражающее изобразительной точностью и силой воздействия на слушателя.

Вопросы и задания:

  1. Можно ли считать, что пейзаж в искусстве – это точная копия картины природы?
  2. Почему музыкальный пейзаж можно уподобить пейзажу в изобразительном искусстве?
  3. Каким предстаёт апрель в пьесе П. Чайковского из цикла «Времена года»? Какие чувства вызывает эта музыка?
  4. Почему музыка И. Стравинского воспринимается как настоящая «картина весеннего произрастания»?
  5. Подбери поэтические и живописные произведения на пейзажную тему, которые вам известны.
  6. Выполните задание в «Дневнике музыкальных наблюдений», стр. 28.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 15 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Мусоргский. Картинки с выставки. Два еврея, богатый и бедный (2 варианта исполнения: симфонического оркестра и фортепиано), mp3;
Чайковский. Времена года. Апрель - Подснежник (2 варианта исполнения: симфонического оркестра и фортепиано), mp3;
Стравинский. Поцелуй земли из балета Весна священная, mp3;
Жанекен. Пение птиц, mp3;
3. Сопровождающая статья - конспект урока, docx.

Музыка 4 класс

Тема:

Цель: - познакомить учащихся с жизнью и творчеством русского композитора С.В. Рахманиновым.

Способствовать развитию музыкального кругозора, музыкального мышления, музыкальной речи.

Способствовать воспитанию любви к музыке, к природе.

Оборудование: портрет С.В. Рахманинова, пейзажи времен года, музыка – кассеты: С.В. Рахманинов «Весенние воды».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Музыка 4 класс

Тема : Музыкальный пейзаж. Сергей Васильевич Рахманинов.

Цель: - познакомить учащихся с жизнью и творчеством русского композитора С.В. Рахманиновым.

Способствовать развитию музыкального кругозора, музыкального мышления, музыкальной речи.

Способствовать воспитанию любви к музыке, к природе.

Оборудование: портрет С.В. Рахманинова, пейзажи времен года, музыка – кассеты: С.В. Рахманинов «Весенние воды».

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Объявление темы урока.

Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о пейзаже в музыке.

А что такое пейзаж? (картины природы)

Кто – то из вас спросит, как же пейзаж связан с музыкой? Вот сегодня мы с вами выясним, какое же отношение имеет пейзаж к музыке.

III. Изучение нового материала.

Посмотрите на доску. Что изображено? (картины природы, под ними обязательно – нумерация)

Какие картины природы изображены? (весенний пейзаж, летний, осенний и зимний пейзажи)

Чем они отличаются ?(цветовой гаммой).

Одинаковые ли впечатление и чувства производят на вас картины?

Посмотрите, вот с помощью таких картин, художник может выразить свое настроение, свои чувства, подбирая нужные краски. А композиторы, в своё время, отражают цветовую гамму мыслей, чувств, настроения с помощью музыки.

Великий русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов с помощью музыки писал картины природы, которые в свою очередь носят название «музыкальный пейзаж».

Посмотрим на портрет С.В.Рахманинова. Что вы можете сказать об этом человеке, смотря на портрет?

Сергей Васильевич Рахманинов родился 1 апреля 1837г в родительском имении, находившемся в пятидесяти верстах от Новгорода.

Склонность к музыке была характерной чертой семьи Рахманиновых. Музыкальная одаренность С.В.Р. обнаружилась уже в раннем детстве. По словам матери, Любви Петровны, «он ещё совсем маленьким очень любил притаиться в углу и слушать музыкальную игру». Композитор окончил Московскую консерваторию по классам композиции и фортепьяно. Работал в оперном театре, параллельно в Большом театре Рахманинов регулярно выступал как симфонический дирижер. Он написал множество опер, сонат, песен для оркестра и хора, романсов. Особенно знаменит романс С.В.Р. «Весенние воды», написанный на слова Ф.И. Тютчева.

Посмотрим, как поэт передал образ стихотворения. (слушание чтения стихотворения учителем, сравнение стихотворения с пейзажами на доске)

чтение стихотворения

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идёт, весна идёт!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!»

Весна идёт, весна идёт!

И тихих, теплых, майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

Какие чувства навеяло вам это стихотворение?

Какая картина близка к передаче данного настроения?

А С. Рахманинов, ребята, смог передать похожие чувства в своем романсе «Весенние воды», которое представляет образ стихотворения, одновременно внося в него новую динамику, стремительность, доступную только музыкальному выражению.

Слушание музыки «Весенние воды»

Какие чувства вызывает у вас музыка?

Каким настроением она пронизана?

Какие картины вы представляете, слушая данную музыку?

Какой пейзаж на доске передает тему данной музыки?

ОБОБЩЕНИЕ. Радостное предчувствие скорой весны буквально пронизывает романс. По – особенному светло и солнечно звучит музыка, движение музыки – стремительное, бурлящее, охватывающее огромное пространство, подобно мощному и весёлому потоку весенних вод, ломающих все преграды. Нет ничего более противоположного по чувству и настроению недавнему оцепенению зимы с её холодной тишиной и бестрепетностью. В «Весенних водах» - чувство яркое, открытое, восторженное, захватывающее слушателей с первых же тактов. Музыка романса как будто намеренно построена таким образом, чтобы избежать всего успокаивающего, убаюкивающего; в ней почти отсутствует мелодические повторы, за исключением тех фраз, которые подчеркиваются всем смыслом музыкально – поэтического развития: «Весна идёт, весна идет!» окончания почти всех мелодических фраз – восходящие; они содержат даже больше восклицаний, чем стихотворение.

VI Итог урока

- С каким композитором сегодня познакомились?

Что вы о нем узнали?

Как понимаете название «музыкальный пейзаж»?

Как можно выразить свое отношение к природе, к происходящим событиям, вообще, к жизни.

Да! Поэты с помощью слов, рифмы создают стихотворения; художники с помощью красок – картины; композиторы могут выразить свои чувства с помощью музыки.

V. Домашнее задание (можно начать в оставшееся время на уроке)

Творческая работа.

На листочках написать, какое время года, какое время суток ты любишь больше всего. Что в природе тебя радует, а что вызывает грустное настроение? Попробуй описать это в одном маленьком рассказе.


Пейзаж в музыке

Изображение природы в искусстве никогда не было простым её копированием. Как бы ни прекрасны были леса и луга, как бы ни манила художников стихия моря, как бы ни очаровывала душу лунная ночь – все эти образы, будучи запечатлёнными на холсте, в стихах или звуках, вызывали сложные чувства, переживания, настроения. Природа в искусстве одухотворена, она печальна или радостна, задумчива или величава; она такова, какой видит её человек.

Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарила музыке звуки и тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьёв, в шуме грозы. Звукоизобразительность как подражание звукам природы можно найти уже в музыке XV века – например, в хоровых пьесах К. Жанекена «Пение птиц», «Охота», «Соловей».

Так был намечен путь к освоению музыкой её пейзажно-изобразительных возможностей. Постепенно помимо подражания звуками музыка научилась вызывать зрительные ассоциации: в ней природа не только зазвучала, но и заиграла красками, цветами, бликами – стала зримой. «Музыкальная живопись» - это выражение композитора и критика А. Серова не просто метафора; оно отражает возросшую выразительность музыки, открывшей для себя ещё одну образную сферу – пространственно-изобразительную.

Среди ярких музыкальных картин, связанных с изображением природы, - цикл П. Чайковского «Времена года». Каждая из двенадцати пьес цикла представляет образ одного из месяцев года, причём этот образ чаще всего передан через пейзаж.

Тема времён года, их отражение в природе – основа содержания этого произведения, подкреплённая поэтическим эпиграфом из русской поэзии, сопровождающим каждую пьесу.

Несмотря на поэтический первоисточник, музыка Чайковского ярко живописна – и в обобщённо-эмоциональном плане, связанном с «образом» каждого месяца, и в плане музыкальной изобразительности.

Вот, например, пьеса «Апрель», которой дан подзаголовок «Подснежник» и предпослан эпиграф из стихотворения А. Майкова:

Голубенький, чистый подснежник – цветок,

А подле сквозистый последний снежок.

Последние грёзы о горе былом

И первые грёзы о счастье ином …

Как часто бывает в лирической поэзии, образ ранней весны, первого весеннего цветка связывается с пробуждением сил человека после зимнего оцепенения, сумрака морозов и вьюг – к новым чувствам, свету, солнцу. Маленький цветок, растущий прямо из-под снега, становится символом этих свежих чувств, символом извечного стремления к жизни.

Если музыка Чайковского – при всей её яркой изобразительности – всё же направлена на передачу настроения, переживания, вызванного первым цветением весны, то в творчестве других композиторов можно найти яркий зрительный образ, точный и конкретный. Ференц Лист так писал об этом: «Цветок живёт в музыке, как и в других видах искусства, ибо не только «переживание цветка», его запах, его поэтические чарующие свойства, но сама форма его, структура, цветок как видение, как явление не может не найти своего воплощения в искусстве звука, ибо в нём находит воплощение и выражение всё без исключения, что может испытать, пережить, продумать и прочувствовать человек».

Форма цветка, видение цветка осязаемо присутствует во вступлении к балету И. Стравинского «Весна священная». Удивительное явление природы – распускание бутонов, стебельков – запечатлено в этой музыке, передающей, по словам Б. Асафьева, «действие весеннего произрастания».

Начальная тема-наигрыш, исполняемая фаготом, по своим очертаниям напоминает строение стебелька, который постоянно тянется, устремляется вверх. Подобно тому как стебель растения постепенно обрастает листьями, мелодическая линия на протяжении всего звучания также «обрастает» мелодическими подголосками. Свирельные пастушьи наигрыши постепенно превращаются в густую музыкальную ткань, в которой слышится птичье щебетанье.

Пейзаж в музыке, наверное, можно уподобить пейзажу в произведениях живописи – так разнообразны картины природы, к которым обращались композиторы. Не только времена года, но и времена суток, дождь и снег, лесная и морская стихии, луга и поля, земля и небо – всё находит своё звуковое выражение, порой буквально поражающее изобразительной точностью и силой воздействия на слушателя.

Создание многих пейзажных образов принадлежит композиторам-импрессионистам (импрессионизм – художественное направление, сложившееся в Западной Европе в последней четверти XIX - начале XX века). В их творчестве широкое развитие получили темы, требующие особой музыкальной изобразительности, в том числе темы пейзажного характера.

Музыкальный пейзаж у импрессионистов – область детальной разработки всех средств выразительности, придающих звучанию красочность, зримость, живописность. Живописность присутствует уже в названии произведений: например, «паруса», «Ветер на равнине», «Шаги на снегу» (всё это названия прелюдий К. Дебюсси), «Чудесный вечер», «Полевые цветы», «Лунный свет» (романсы К. Дебюсси), «Игра воды», «Отражения» (фортепианные пьесы М. Равеля) и так далее.

Необходимость воплощения в музыке столь сложных и тонких образов привела к возрастанию пространственных и красочных музыкальных возможностей. Более терпкими стали гармонии, более изысканными – ритмы, более утончёнными – тембры. Музыка импрессионистов обнаружила способность передавать не только краски, но и блики, тени – как, например, в «Игре воды» М. Равеля. Такие возможности музыки оказались созвучны живописи импрессионистов; может быть, никогда ещё эти два искусства не были так близки друг с другу.

Обращаясь к поэзии, композиторы-импрессионисты останавливали свой выбор на таких произведениях, в которых также было ярко выражено красочное, живописное начало. Вот одно из таких стихотворений; его автор – поэт Поль Верлен.

Оград бесконечный ряд и дикий виноград;

Простор далёких синих гор; моря терпкий аромат.

Ветряк, как алый маяк, на светлой зелени дольней;

Бег жеребят своевольный возле прибрежных коряг.

Овцы пышные на склонах, текущие, как река, -

Белей молока на коврах они ярко – зелёных.

Кружевы пены за кормою, и парус над водою,

И там, в лазури воскресной, медный зов колоколов.

Если бы в поэзии существовал жанр пейзажа, то это стихотворение полностью бы отвечало его требованиям. Каждая его строка – самостоятельный образ, а взятые вместе они образуют единую картину воскресного летнего пейзажа.

Романс К. Дебюсси, созданный на основе этого стихотворения, придаёт поэтическому образу ещё большую глубину. Композитор вносит элемент движения, живого и весёлого, но это движение – также изобразительно, оно, как и в стихотворении Верлена, как будто запечатлено.

Начальная фигура аккомпанемента – квинтоль (ритмическая группа из пяти звуков) – напоминает узор – то ли рисунок бесконечных оград, то ли кружева пены, но мы чувствуем, что этот узор определённо связан с образами стихотворения.

Итак, мы видим, что пейзаж в музыке присутствует во всём богатстве своих проявлений – и как «пейзаж настроения» (например, у Чайковского), созвучный пейзажным полотном И. Левитана и В. Серова, и как динамичный пейзаж, передающий процессы, происходящие в природе (у Стравинского), и как красочная картина, заключающая в себе многообразные проявления прелести окружающего мира (у импрессионистов).

Пейзажные образы в музыке позволяют нам увидеть, сколь многому научилась музыка у живописи в передаче облика, видения природы. И может быть, благодаря такой музыке и наше восприятие природы становится богаче, полнее, эмоциональнее? Мы лучше начинаем видеть и чувствовать детали, постигать краски и настроения, слышать во всём своеобразную музыку. «Ничто по музыкальности не может сравниться с закатом солнца», - писал К. Дебюсси, и эта музыкальность восприятия мира становится равной восприятию его безграничной красоты. В способности к такому восприятию и заключается секрет одухотворённости человека – самого высокого из всех присущих ему начал.


Искусство рассказывает о красоте Земли.

Пейзаж в музыке, литературе, живописи.

А. Пушкин называл искусство «магическим кристаллом», сквозь грани

которого по-новому видны окружающие нас люди, предметы и явления

привычной жизни.

Во все времена живописцы, композиторы и писатели воплощают в своих произведениях различные явления природы, волновавшие их. Через чувства и переживания, которые возникают у них при восприятии величественного моря или таинственных звезд, бескрайних равнин или плавного изгиба реки, они передают свое видение мира.

Благодаря произведениям искусства - литературным, музыкальным, живописным - природа предстает перед читателями, слушателями, зрителями всегда разной: величественной, грустной, нежной, ликующей, скорбящей, трогательной. Эти образы продолжают привлекать человека, затрагивая тончайшие струны его души, помогают прикоснуться к неповторимой красоте родной природы, увидеть необычное в том, что привычно и буднично, дают возможность каждому развивать в себе чувство сопричастности к родному краю, к отчему дому.

Пейзаж (франц. paysage - вид, изображение какой-либо местности) - это жанр, посвященный изображению природы. В европейском искусстве в качестве самостоятельного жанра пейзаж выделился в XVII в.

Пейзаж - поэтичная и музыкальная живопись

Истории развития пейзажа в русской живописи

Венецианов и его ученики первые обратились в своем творчестве к русскому пейзажу.

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

А.С.Пушкин. («Зимнее утро»)

Слайд 1 «Зима» Никифор Крылов. (1802-1831)


Свою картину «Зима» Никифор Крылов написал в 1827 году. Это был первый русский зимний пейзаж.

Крылов написал пейзаж, увиденный из окна мастерской, в течение месяца. Взору предстаёт окраина села, жители заняты повседневными делами: на переднем плане женщина с коромыслом несёт полные вёдра воды, навстречу ей мужчина ведёт под уздцы коня, за женщиной с коромыслом изображены две других женщины, остановившихся поговорить. Вдали виднеется лес, а за ним бескрайняя равнина. Кругом белый снег, голые деревья. Автор мастерски запечатлел атмосферу русской зимы. Такой удивительно искренний и простой зимний пейзаж - редкое явление в русской живописи первой половины XIX века. Картина была впервые представлена на выставке в Академии художеств, где хорошо встречена современниками, которые отмечали «обаятельно схваченное зимнее освещение, туманность дали и все отличия хорошо сохраняемой в памяти стужи».

Третьяковская галерея.

Пейзажи Григория Сороки – любимого ученика Венецианова пленительны и грустны. И боязно нарушить эту тишину. Словно очнувшись, природа утратит безвозвратную доброту и негу и покой. Григорий Сорокин – крепостной помещика Милюкова. Григорий Васильевич Сорока (1823-1864) Григорий Васильевич Сорока - ученик А.Г.Венецианова, один из самых талантливых и любимых. Крепостной человек тверского помещика Н. П. Милюкова, соседа и доброго знакомого А.Г.Венецианова. Взятый барином к себе в дворню в имение «Островки», Сорока, видимо, и был замечен там художником, и, с разрешения Милюкова, мастер взял его в свое сельцо Сафонково. Как все ученики Венецианова, Сорока работает, в основном, с натуры, много рисует, пишет пейзажи, портреты, интерьеры. А.Г.Венецианов пытался выкупить его из неволи, но не успел из-за трагической смерти. После его смерти, Григорий Васильевич Сорока окончил жизнь самоубийством.

И только почти четверть столетия, спустя, суждено было появится в русском искусстве художнику, о котором мог сказать поэт: «С природой одной он жизнью дышал, у ручья разумел лепетанье, и говор древесных листов понимал и слышал он трав прозябанье…» Саврасов. Он старался отыскать и в самом простом, обыкновенном, те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в русском пейзаже и так неотразимо действуют на душу.


В 1871 году Саврасов создал свой знаменитый шедевр - картину “Грачи прилетели” (Третьяковская галерея, Москва). Он писал ее с натуры в деревне Молвитино Костромской губернии. Художник любил изображать весну, и в этой картине сумел тонко и убедительно показать ее первые признаки: потемневший мартовский снег, талую воду, пропитанный весенней влагой воздух, небо, покрытое темными облаками, птиц, суетящихся над своими гнездами. Каждая деталь пейзажа выражает острое чувство ожидания весны. Вероятно, поэтому картина так полюбилась русскому зрителю, суровой и долгой зимой с нетерпением ожидающему прихода весны и ее первых вестников - грачей.

Картина, показанная на передвижной художественной выставке, привлекла внимание многих. Известный историк искусства Александр Бенуа назвал ее путеводной звездой для целого поколения мастеров пейзажа XIX века. И.Н. Крамской, увидевший полотно на выставке, отозвался о нем так: “Пейзаж Саврасова есть лучший, и он действительно прекрасный, хотя тут же и Боголюбов… и Шишкин. Но все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в ”Грачах“”.

Люди, словно впервые увидели на их картинах и прозрачный весенний воздух, и наполненные весенним соком, оживающие березы; услышали веселый, исполненный надежды, радостный гомон птиц. И небо не кажется таким уж серым и безрадостным, и весенняя грязь тешит, радует взор. Вот, оказывается, какая она русская природа - нежная, задумчивая, трогательная! Именно благодаря картине Алексея Кондратьевича Саврасова (1830-1897) «Грачи прилетели» русские художники ощутили песенность русской природы, а русские композиторы почувcтвовали пейзажность русской народной песни.

Пейзаж Ивана Ивановича Шишкина «На севере диком…» написан в 1891 году на мотив стихотворения М. Ю. Лермонтова «Сосна». Работа выполнена на холсте маслом. Данное произведение хранится в Киевском музее русского искусства. На полотне мы видим сосну, которая стоит на краю обрыва и в любой момент готова упасть под тяжестью снега, который хлопьями облепил её ветки-руки. Верхушка сосны похожа на голову орла, который вот-вот сорвётся, взмахнёт крыльями и с облегчением освободится от непосильной тяжести. Хмурое темно-синее небо пронизано тревогой. Середина сосны ближе к стволу похожа на скелет, который лишился своей плоти-листвы на время зимы. Данная работа пропитана духом одиночества и холода.

Прочитай стихотворение М.Ю.Лермонтова "На севере диком стоит одиноко"

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей всё, что в пустыне далёкой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утёсе горючем
Прекрасная пальма растёт.


Вообще, дуб – одно из любимых деревьев художника - пейзажиста, неутомимо изображавшего эти великолепные титаны, сотворенные непредсказуемой природой. На этом полотне дубы у Шишкина - великолепные, широко раскинувшие могучие ветки-лапы герои лесного эпоса. Деревья освещены лучами солнца, которое собирается вскоре покинуть небо. Время суток, изображенное на картине - вечер. Однако Шишкин мастерски подчеркивает необычность игры светила на могучих стволах дубов.

Современники называли Шишкина “патриархом леса”, и эти слова очень точно передавали отношение художника к природе и искусству. Лес, который живописец любил самозабвенно, стал главным героем его картин. Шишкин не просто писал природу: он, как ученый, исследовал ее. Своим ученикам мастер не уставал повторять: “В изучении натуры никогда нельзя ставить точку, нельзя сказать, что выучил это вполне и что больше учиться не надо”. Шишкин первым из русских живописцев XIX столетия понял всю важность и значимость натурных этюдов. Он прекрасно знал лес, строение каждого дерева и растения.

«Если дороги нам картины природы нашей милой Руси, если мы хотим найти свои, истинно народные пути, к изображению ее задушевного облика, то пути эти лежат и через ваши могучие, полные неповторимой поэзии леса.» - Так писал Виктор Васнецов пейзажисту Ивану Шишкину.

«Этот мальчик еще покажет себя, никто, да и он сам, в том числе, и не догадываются о возможностях, скрытых в нем.» - Это слова художника Крамского о русском художнике Федоре Васильеве. Васильев прожил всего 23 года, но как много он успел сделать. Его взволнованная кисть, так много поведала людям о величии и таинстве природы.

Картина «Берёзовая роща» (1879 г.). На пер­вом плане изображены не деревья целиком, а только гибкие белые стволы. Позади них - силуэты ку­стов и деревьев, а вокруг - изумрудная зелень болота с прогалиной, полной тёмной воды.

Дар цветовых ощущений есть такого рода роскошь, которая возвышает человека» - это высказывание ученого Петрашевского в полной мере можно отнести к творчеству Куинджи.

«Иллюзия света была его Богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи. Куинджи - художник света», - писал Репин в 1913 году.

Современник А.Саврасова и И.Шишкина, он привнес в пейзаж волшебство света. Мир природы на его полотнах подобен сказочным чертогам, где человека посещают прекрасные и вечные мечты.

Незатейливая красота среднерусской полосы долгое время не привлекала внимания художников. Скучные, однообразные равнинные пейзажи, серое

небо, весенняя распутица или пожухлая от жары летняя трава… Что в этом поэтичного?

Русские художники XIX в. А. Саврасов, И. Левитан, И. Шишкин и др. открыли красоту родной земли.

Картины Левитана требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют глаз, они скромны и точны, подобно Чеховским рассказам. Так мало нот и так много музыки. Великий поэт природы Левитан, до конца почувствовал неизъяснимую прелесть русского пейзажа, и в картинах своих сумел передать любовь к Родине, не приукрашенную ничем, прекрасную в своей непосредственности.

Настроением радости отмечено и полотно “Свежий ветер. Волга” (1895, Третьяковская галерея, Москва). Вольный ветер покрывает воду легкой рябью, наполняет паруса, гонит по небу легкие облака. С помощью звучных, свежих красок мастер передает ослепительную белизну парохода и чуть позолоченных солнцем облаков, яркую голубизну неба и реки.


В “Тихой обители” художнику удалось свежо и эмоционально показать обобщенный образ природы. Этот же мотив храма, отраженного в спокойной и прозрачной речной воде, Левитан повторил в картине “Вечерний звон” (1892, Третьяковская галерея, Москва).



Левитан признан одним из самых тонких и проникновенных пейзажистов. С творчеством Левитана в русскую живопись вошло понятие "пейзажа настроения". Умение объективно передать красоту природы во всем многообразии ее изменчивых проявлений и одновременно через пейзаж выразить состояние человеческой души, ее тончайших переживаний были драгоценными качествами дарования художника. Пронизанная ликующим настроением картина «Золотая осень» – это своеобразный прощальный гимн последнему цветению природы: необыкновенной яркости красок, «горению» золота берез, многоцветию покрова земли. Написанный с блистательным мастерством, пейзаж отличается сложным цветовым решением, разнообразием живописной поверхности, на которой выделяются фактурные красочные мазки.

Вероятно, именно о картинах “Золотая осень” и “Свежий ветер. Волга” Грабарь писал: “…Они вселяли бодрость и веру в нас, они заражали и поднимали. Хотелось жить и работать”.

Но таких жизнеутверждающих и радостных пейзажей у Левитана немного.

Тихой грустью проникнуто полотно “Весна. Большая вода” (1897, Третьяковская галерея, Москва). Очень гармоничен колорит картины. С помощью тончайших цветовых нюансов художник передает свежую прелесть наступающей весны. Неярким солнечным светом пронизаны тонкие стволы деревьев. Их хрупкость и грациозность подчеркивают четкие отражения в воде. Эта эмоциональная и проникновенная картина природы передает всю глубину человеческих чувств и переживаний. О присутствии человека напоминает одинокая лодка у берега и скромные крестьянские домики на горизонте.

Плес - маленький заштатный городок на берегу Волги, где Левитан работал на протяжении трех лет (1888-1890). Здесь Левитан впервые нашел те мотивы и сюжеты, которые впоследствии увековечили его имя, а, заодно, и имя Плеса. Золотой Плес - один из шедевров, созданных Левитаном в это время. С поразительной чуткостью переданы в этом полотне ощущение умиротворенной тишины, мягкое сияние предзакатного света, нежное марево тумана, плывущего над спящей рекой... Все наполнено драгоценным чувством целостности и красоты бытия, и, кажется, что сейчас ударит колокол, и полотно задрожит в такт его ударам. Часть белого каменного дома с красной крышей некоторое время снимал Левитан.

Раскрывается философский склад и драматический внутренний мир художника, его размышления о бренности человеческого бытия перед лицом вечности.


Картина Левитана Озеро (Русь) (1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) - последняя большая картина художника, над которой он работал долго и вдохновенно. Пожалуй, не для одной из работ он не сделал столько подготовительных этюдов и эскизов. Известно, что в процессе создания Озера художник не раз выезжал на этюды в Тверскую губернию, в места, некогда послужившие натурой для картины Над вечным покоем . Но в сравнении с последней в Озере слышится не траурная, но торжественно-мажорная музыка природы. Озеро производит сильное впечатление своим светлым, праздничным звучанием, «перезвоном», объединяющим высокое голубое небо, по которому плывут белоснежные облака, и чудное приволье синего озера, у ближнего берега которого зеленеет взволнованный свежим ветром тростник, а на дальних берегах виднеются деревни и возносящие главы к небу белые храмы и колокольни.

Чудный день, пройдут века,

Так же будут в вечном строе

Течь и искрится река,

И поля дышать на зное.

Федор Тютчев

Прочитай слова русского поэта И. Бунина.

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.

Как ты понимаешь слова русского поэта И. Бунина?

Высказывание французского писателя А. де Сент Экзюпери: «Самого главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце».

Задание: о бъяснить смысл?

Записать в творческую тетрадь в прозаической или поэтической форме впечатления от какого-либо природного явления, которое поразило тебя своей красотой.

Подбери музыкальные произведения, созвучные картинам русских художников. Какие художественные ассоциации возникают в твоем воображении?

Послушай музыкальные произведения:

С.И.Танеев«Сосна» на сл.Ю.Лермонтова.

«Уж ты поле мое» русская народная песня.

Необходимо проанализировать, сопоставить с литературным текстом и картинами художников.

Литературные страницы

Послушай стихи о природе: Родное. Д.Мережковский

Осенний вечер. Ф.Тютчев.

Прочитай вслух два литературных сочинения, написанные в XX в., найди интонации, темп, динамику голоса для передачи эмоционального состояния, отраженного в этих произведениях.

Все в тающей дымке

Все в тающей дымке:

Холмы, перелески.

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

Здесь медленны реки,

Туманны озера,

И все ускользает

От беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили

Прозрачные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы.

Н. Рыленков

Неведомому другу

Солнечно – росистое это утро, как неоткрытая земля, неизведанный слой небес, утро такое единственное, никто еще не вставал, ничего никто не видел, и ты сам видишь впервые. Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики, и, может быть, в сырости черной тени белеет ландыш. Соловьям помогать взялись бойкие летние птички.<…> Всюду беспокойная трескотня дроздов, и дятел очень устал искать живой корм для своих маленьких, присел вдали от них на суку просто отдохнуть.

Вставай же, друг мой! Собери в пучок лучи своего счастья, будь смелей, начинай борьбу, помогай солнцу! Вот слушай, и кукушка взялась тебе помогать. Гляди, лунь проплывает над водой: это же не простой лунь, в это утро он первый и единственный, и вот сороки, сверкая росой, вышли на дорожку <…>. Это утро единственное, ни один человек его еще не видел на всем земном шаре: только видишь ты и твой неведомый друг.

И десятки тысяч лет жили на земле люди, копили, передавая друг другу, радость, чтобы ты пришел, поднял ее, собрал в пучки ее стрелы и обрадовался. Смелей же, смелей!

И опять расширится душа: елки, березки, - и не могу оторвать своих глаз от зеленых свечей на соснах и от молодых красных шишек на елках. Елки, березки, до чего хорошо!

М. Пришвин

Ответь на вопросы;

* Какие мысли поэта и писателя, раскрывающие тайны родной русской природы, помогают почувствовать ее красоту? Выделите в этих текстах важные для вас ключевые слова.

Какие произведения живописи ассоциируются у вас с этими литературными образами?

Подберите репродукции пейзажей русских художников, созвучные им.

Художественно-творческие задания

Подготовь компьютерную презентацию на тему «Пейзаж в литературе, музыке, живописи». Обоснуй свой выбор художественных произведений.

Представь себя звукорежиссером, подберите знакомые тебе музыкальные сочинения, которыми можно озвучить представленные выше литературные произведения. Прочитайте их под эту музыку.

Послушай музыкальные произведения:

Осень.Г.Свиридов;

Сказание о невидимом граде Китеже. Вступление;

Ответь на вопрос: Какое из этих музыкальных произведений озвучивает стихотворение о природе Ф.Тютчева?

Вспомни уроки музыки. Послушай ещё раз музыку Валерия Гаврилина. Созвучна ли она картинам И.Левитана?

Зримая музыка

Слушатели всего мира знают и любят шедевры музыкальной классики - «Времена года» - цикл концертов итальянского композитора XVIII

в. Антонио Вивальди (1678-1741) и цикл фортепианных пьес русского

композитора XIX в. Петра Ильича Чайковского (1840-1893). Оба сочинения относятся к программной музыке: имеют названия и сопровождаются поэтическими строками - сонетами самого композитора в концертах Вивальди и стихами русских поэтов к каждой из 12 пьес цикла Чайковского.

А.Вивальди "Времена года" для струнного оркестра.

Весна грядет! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, Точно волшебство.

Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.

Цветов дыханье, шелест трав,
Полна природа грез.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пес.

Пастушеской волынки звук
Разносится гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.

В полях лениво стадо бродит.
От тяжкого, удушливого зноя
Страдает, сохнет все в природе,
Томится жаждой все живое.

Кукушки голос звонко и призывно
Доносится из леса. Нежный разговор
Щегол и горлица ведут неторопливо,
И теплым ветром напоен простор.

Вдруг налетает страстный и могучий
Борей, взрывая тишины покой.
Вокруг темно, злых мошек тучи.
И плачет пастушок, застигнутый грозой.

От страха, бедный, замирает:
Бьют молнии, грохочет гром,
И спелые колосья вырывает
Гроза безжалостно кругом.

Шумит крестьянский праздник урожая.
Веселье, смех, задорных песен звон!
И Бахуса сок, кровь воспламеняя,
Всех слабых валит с ног, даруя сладкий сон.

А остальные жаждут продолженья,
Но петь и танцевать уже невмочь.
И, завершая радость наслажденья,
В крепчайший сон всех погружает ночь.

А утром на рассвете скачут к бору
Охотники, а с ними егеря.
И, след найдя, спускают гончих свору,
Азартно зверя гонят, в рог трубя.

Испуганный ужасным гамом,
Израненный, слабеющий беглец
От псов терзающих бежит упрямо,
Но чаще погибает, наконец.



Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,
И севера ветра волна накатила.
От стужи зубами стучишь на бегу,
Колотишь ногами, согреться не в силах

Как сладко в уюте, тепле и тиши
От злой непогоды укрыться зимою.
Камина огонь, полусна миражи.
И души замерзшие полны покоя.

На зимнем просторе ликует народ.
Упал, поскользнувшись, и катится снова.
И радостно слышать, как режется лед
Под острым коньком, что железом окован.

А в небе Сирокко с Бореем сошлись,
Идет не на шутку меж ними сраженье.
Хоть стужа и вьюга пока не сдались,
Дарит нам зима и свои наслажденья.

П.И.Чайковский "Времена года" - цикл для фортепиано

12 пьес -12 картинок из русской жизни Чайковского получили при издании эпиграфы из стихов русских поэтов:

И за тройкой вослед не спеши
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда затуши."
Н.А.Некрасов

"Святки". Декабрь:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали,
За ворота башмачок
Сняв с ноги бросали."
В.А.Жуковский

"Подснежник". Апрель Слушать
"Голубенький чистый
Подснежник: цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастьи ином..."
А.Н.Майков

"Белые ночи". Май Слушать
"Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!"
А.А.Фет

"Баркарола". Июнь Слушать
"Выйдем на берег, там волны
Ноги нам будут лобзать,
Звезды с таинственной грустью
Будут над нами сиять"
А.Н.Плещеев

"Песнь косаря". Июль:
"Раззудись, плечо Размахнись рука!
Ты пахни в лицо, Ветер с полудня!"
А.В.Кольцов

"Жатва". Август:
"Люди семьями
Принялися жать,
Косить под корень
Рожь высокую!
В копны частые
Снопы сложены.
От возов всю ночь
Скрыпит музыка."
А.В.Кольцов

"Охота". Сентябрь:
"Пора, пора! Рога трубят:
Псари в охотничьих уборах
Чем свет уж на конях сидят;
Борзые прыгают на сворах."
А.С.Пушкин

В русских пейзажах-настроениях -стихотворных, живописных и музыкальных - образы природы, благодаря удивительной песенности интонаций, мелодий, длящихся как бесконечная песнь, как напев жаворонка, передают лирическое стремление души человека к красоте, помогают людям глубже понять поэтичное содержание зарисовок природы.

Вот какими словами описал свои впечатления от картины И. Левитана

«Весна. Большая вода» знаток русской живописи М. Алпатов:

Тонкие, как свечки, по-девичьи стройные березки выглядят, как те самые, которые искони воспевались в русских песнях. Отражение березок в прозрачной воде как бы составляет их продолжение, их отголосок,

мелодическое эхо, они растворяются в воде своими корнями, их розовые ветви сливаются с голубизной неба. Контуры этих гнутых березок звучат подобно нежной и грустно жалобной свирели, из этого хора вырываются отдельные голоса более могучих стволов, всем им противопоставлен высокий ствол сосны и густая зелень ели.

Обратите внимание на эпитеты в описании картины. Почему автор использовал именно музыкальные сравнения?

Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси - реки разлились, оживает все. Нет лучше страны, чем Россия... Только в России может быть настоящий пейзажист.

И. Левитан

Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России, в деревне, по полям, по лесу, вечером в степи, бывало, приводили меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, тех неизъяснимо сладких и опьяняющих впечатлений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревня вдали, скромная церквушка, словом, всё, что составляло убогий русский родимый пейзаж? Отчего все это?

П. Чайковский

Что привлекает композиторов и художников в русской природе?

Выполнить задание по выбору

Послушайте фрагменты программных произведений А. Вивальди и П. Чайковского. Какие чувства вызывает у вас эта музыка?

Найдите в них сходные и различные черты, выразительные средства, которыми передано отношение композиторов к природе. Что отличает русскую музыку от итальянской?

Какие зрительные, литературные ассоциации появляются у вас под впечатлением от этих сочинений? Подберите стихи к прозвучавшей музыке.

Послушайте современные обработки классических произведений, рисующих природу. Что нового вносят современные исполнители в интерпретацию знакомых вам мелодий?

Художественно-творческое задание

Подберите репродукции картин-пейзажей. Напишите в творческой тетради небольшой рассказ об одной из картин, найдите к нему музыкальные и литературные примеры.

Музыкальные произведения: П.И.Чайковский цикл фортепианных пьес «Времена года»; А.Вивальди. Концерт для струнных инструментов «Времена года»; (фрагменты).

Музыкальный пейзаж.

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства 6 класс.

Пшеничная Татьяна Николаевна
учитель изобразительного искусства,
и черчения,

Трифонова Ирина Анатольевна,

учитель музыки
ГУ «Средняя школа№1»
Акмолинская обл., г.Кокшетау

Цель: Формировать у учащихся осознание взаимосвязи музыкального и изобразительного искусства.

Задачи:

образовательная: формировать навыки осознанного восприятия искусства;

закрепить знания о средствах музыки и изобразительного искусства;

воспитательная: воспитывать любовь к искусству, творчеству;

развивающая: развивать «внутреннее» зрение, воображение, художественное мышление; побуждать детей к творческому самовыражению в изображении природы;

развитие художественно-творческих способностей обучающихся, фантазии, воображения;

Тип: интегрированный урок.

Вид: комбинированный урок.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: объяснительно-иллюстративный (беседа, инструктаж), частично поисковый, демонстрационный, репродуктивный.

Межпредметная связь: музыка, изобразительное искусство.

Оборудование и наглядность: мультимедийное оборудование (компьютер, интерактивная доска/экран, проектор) электронный конспект урока «Музыкальный пейзаж».

Инструменты и материалы: для учителя - проектор, музыкальный центр; для учащихся – гуашь, альбом для рисования, кисти, палитра, простой карандаш, ластик, акварель, стаканчик-непроливайка, кисти, салфетка.

Предварительная работа: обработка и дополнение материала к уроку; подбор иллюстративного материала; разработка и оформление электронной презентации к уроку; разработка карточек для тренировки зрительной памяти.

Звуковой ряд: П.И. Чайковский «Декабрь», «Святки» пьеса для фортепиано из альбома «Времена года». А. Вивальди «Зима» из цикла «Времена года». Песня В. Ударцев «Дождик – художник». Песня «Гимн музыке».

Зрительный ряд: А. Саврасов «Зимний пейзаж». А Васнецов «Зимнее утро». Образцы рисунков учащихся.

Ожидаемый результат: учащиеся осознают взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства.

Структура урока: 1. Организационный этап. 2. Вводная беседа. 3. Исполнение песни. 4. Беседа. 5. Групповая работа. 6. Выполнение творческой работы. 7. Просмотр и анализ работ учащихся. 8. Подведение итогов урока. 9. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2. Учитель музыки: Сегодня у нас с вами урок необычный. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о музыкальных картинах, картинах природы. Поэтому тема нашего урока так и называется «Музыкальный пейзаж».

(Слайд.На интерактивной доске высказывание)

Учитель ИЗО:

Человек неразрывно связан с природой, он часть её. И наслаждение природой, стремление найти в ней созвучие своим чувствам, своим идеалам, всегда было источником творчества писателей, художников, композиторов. Творческий процесс одинаков при создании живописного, музыкального или литературного образа. Художественный образ создается лишь тогда, когда реальный объект эмоционально воздействует на художника, когда творец включает свой «внутренний слух», пытается перенести свои внутренние ощущения, эмоциональную оценку на язык красок, звуков, слов. В. Окуджава очень ёмко выразил суть творческого процесса

Учитель музыки: Каждый пишет, что он слышит.
Каждый слышит, как он дышит.
Как он дышит, так и пишет,
Не стараясь угодить…

Учитель ИЗО: Загадаю загадку, а вы ее отгадайте

У меня есть карандаш,

Разноцветная гуашь,

Акварель, палитра, кисть

И бумаги плотный лист,

А еще – мольберт-треножник,

Потому что я … художник

Учитель музыки: Ребята, у нас в репертуаре есть песня «Дождик - художник». Давайте споем.

3. Исполнение песни: «Дождик – художник» В. Ударцева всем классом.

4. Беседа.

Учитель ИЗО: В каком жанре изображают дождь?

Конечно, чаще всего дождь изображают в пейзажах.

Давайте вспомним что такое пейзаж?

Действительно пейзаж (от фр. Paysage, от pays - страна, местность) - жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.

(Выбрать пейзаж из репродукций на слайде).

А теперь посмотрим работы известных художников пейзажистов.

(Идут слайды с пейзажем известных художников).

Природа всегда является для нас загадкой. Чем таинственней явления природы, тем больше внимание привлекает оно к себе, заставляет задуматься. Одним из таких загадочных явлений является смена времён года.

Учитель музыки: В музыке к теме «Времён года» обращались многие композиторы. Так известный итальянский композитор и скрипач Антонио Вивальди (портрет композитора) , сочинил известный цикл «Времена года», состоящий из четырёх концертов «Зима», «Весна», «Лето» и «Осень».

Пётр Ильич Чайковский – русский композитор (портрет композитора на доске) также сочинил фортепианный цикл «Времена года», куда вошло 12 небольших пьес, и каждая пьеса имеет у композитора своё название.

1) А у какого австрийского композитора, с которым мы не так давно с вами знакомились на уроке, есть произведение с таким же названием «Времена года»?

У Йозефа Гайдна – австрийского композитора.

Сейчас прозвучат отрывки из произведений Антонио Вивальди и Петра Ильича Чайковского. Прослушайте внимательно музыку и ответьте на вопрос:

2) Какое время года композиторы изобразили в своих произведениях? (Звучат отрывки из произведений композиторов.)

Верно, прозвучал концерт «Зима» из цикла «Времена года» Антонио Вивальди в исполнении струнного оркестра и пьеса декабрь под названием «Святки» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.

3) В исполнении, какого инструмента прозвучал концерт?

Фортепиано.

4) Что такое святки? (Информацию о святках готовит один из учеников класса.)

Ученик: Святками называется двенадцатидневный период между праздником Рождества Христова и праздником Крещения Господнего. До сегодняшнего дня сохранилось много традиций весёлого празднования: колядки, игры, походы в гости. (слайд святки)

5) Как бы вы охарактеризовали эти два музыкальных произведения, посвящённых зиме? Подумайте над тем, что зима бывает разной.

6) Какая зима была в музыке Антонио Вивальди? Охарактеризуйте её прилагательными, а у П. И. Чайковского?

7) Вы обратили внимание на то, что в пьесе «Святки» звучал ритм какого танца?

Учитель ИЗО: Скажите, ребята, а можно ли увидеть музыку? Какие образы вы увидели слушая музыку? (Дети отвечают – зима, снег, вьюга, ветер и т.д)

5. Групповая работа.

Учитель музыки: 1 задание: «Вопрос – ответ» по музыке и изобразительному искусству от учителей. 2 вопроса для команды.

Учитель ИЗО: В рукописях какого художника эпохи Ренессанса найдены наброски проектов вертолета, парашюта и субмарины? (Леонардо да Винчи)

Учитель музыки: Русский композитор, который сочинил балеты: «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро»? (Чайковский).

Учитель ИЗО: Как называется жанр изобразительного искусства, когда художники рисуют животных (анималистический жанр)

Учитель музыки: Музыкальный спектакль, в котором герои поют? (Опера).

Учитель ИЗО: Теория гласит, что смесь красного, зеленого и синего цветов будет черной, однако реальные красители поглощают и отражают свет по-разному. Какой же цвет получится на практике? (Серый)

Учитель музыки: Этого австрийского композитора называют «королём вальса», кто он? (Штраус)

2 задание «Это интересно» (учащиеся рассказывают заранее приготовленные интересные факты из мира музыки и изобразительного искусства )

Ученик: Миланская консерватория носит имя Джузеппе Верди, хотя в 1833 году отказала ему в зачислении. Юному Верди было сказано, что он на 4 года старше обычного возраста принимаемых, не является гражданином Ломбардо-Венецианского королевства и лишён музыкального таланта.

Ученик: Бельгийский мастер Адольф Сакс, который изобрёл саксофон, изначально назвал его совсем по другому – мундштучный офиклеид. Только через два года его друг композитор Берлиоз назвал новый инструмент в журнальной статье саксофоном, и это название прижилось гораздо охотнее.

Ученик: Считается, что Пабло Пикассо самый известный художник в мире. Его картины имеют огромную стоимость, но в ранние годы своей жизни в Париже Пикассо был настолько беден, что иногда был вынужден топить своими картинами вместо дров. Полное имя Пикассо состоит из 23 слов:Пабло-Диего-Хосе-Франсиско-де-Паула-Хуан-Непомусено-Мария-де-лос-Ремедиос- Киприано-де-ла-Сантисима-Тринидад-Мартир-Патрисио-Клито-Руиз-и-Пикассо.

Ученик: Леонардо да Винчи мог рисовать одной рукой, и одновременно писать другой. Леонардо да Винчи был суровым вегетарианцем, и никогда не пил коровье молоко, так как считал это воровством. Он также был защитником прав животных, покупал птиц в клетках только для того, что бы выпустить их на волю.

6. Выполнение творческой работы.

3адание: «Рисуем – изображаем». Рисуем зимний пейзаж в технике «Набрызг»

7. Просмотр и анализ работ учащихся.

Учитель музыки: Ребята, а вы знаете, что многие классические произведения звучат в современной обработке. Вашему вниманию мы хотим предоставить очень красивый видеоролик.

Может, вы узнаете знакомую музыку, которая будет сейчас в этом видеоролике звучать.

(На доске идёт показ видеоролика).

Обратите внимание на красивый зимний пейзаж, который окружает музыкантов.

Итак, какую знакомую музыку вы услышали в этом видеоролике? (Холодная сердцем)

Идёт обсуждение видеоролика.

8. Итог урока.

Учитель музыки: Ребята, что интересного и привлекательного было в данной теме?

Учитель ИЗО: Что нового узнали? О чем хотели бы узнать еще больше? (Учащиеся выказывают собственное мнение по изучаемой теме, делятся своими впечатлениями).

9. Инструктаж по выполнению домашнего задания. Нарисовать музыкальный пейзаж.

Хочется закончить наш урок замечательной позитивной песней «Гимн музыке» (исполнение песни: «Гимн музыке» всем классом.)

Спасибо за работу. Урок окончен.