Россия. Гайдн детская симфония

Россия. Гайдн детская симфония
Россия. Гайдн детская симфония

Истристория созданя детской симфонии гайдна

Ответ(ы):

Ответил Гость:

Композитор Иосиф Гайдн был очень веселым человеком. Такой же веселой и жизнерадостной была его музыка. Почти в каждой симфонии – а написал он больше ста – есть что-то неожиданное, интересное, смешное. То он изобразит в симфонии неуклюжего медведя, то кудахтанье курицы – симфонии эти так потом и называют: "Медведь", "Курица", то накупит разных детских игрушек – свистулек, трещоток, рожков и включит их в партитуру своей "Детской" симфонии. Одну его симфонию называют "Часы", другую – "Сюрприз" за то, что там, в середине медленной, тихой и спокойной музыки раздается вдруг очень громкий удар, а затем снова неторопливо, как ни в чем не бывало, продолжается спокойная, даже какая-то важная музыка. Все эти выдумки, все эти "сюрпризы" объяснялись не только веселым характером композитора. Тут были и другие, гораздо более важные причины. Гайдн начал писать музыку, когда произведения в форме симфонии только-только начали появляться. Вот почему этот замечательный немецкий композитор столько выдумывал, когда писал свою музыку, – он пробовал, искал, создавал новый вид музыкального произведения. Нам теперь почти невозможно представить себе, что "отец симфонии", "великий Гайдн", как его называли уже при жизни, был всего-навсего придворным капельмейстером австро-венгерского князя Николо Эстергази. Трудно поверить, что композитору, которого знала вся Европа, концертов которого ждали в Париже и Лондоне, как праздника, этому самому композитору каждый раз приходилось спрашивать "у господина" разрешения на выезд из поместья Эстергази для устройства своих концертов. Князь любил музыку, но не настолько, чтобы отказаться от такого "выгодного" слуги. В контракте капельмейстера Гайдна были оговорены его многочисленные обязанности. В ведении Гайдна находилась домашняя капелла Эстергази – хор, солисты и оркестр. За все неполадки, за все ссоры и отступления от правил поведения слуг-музыкантов отвечал Гайдн. Он же отвечал и за качество исполнения музыки, так как был дирижером. Он должен был сочинять любую музыку по требованию князя, не имея никаких прав на собственные сочинения – они тоже принадлежали князю, как и сам Гайдн. И даже одеваться он не мог по своему желанию и вкусу. Форма одежды – от чулок до парика – была установлена князем. Тридцать лет прожил Гайдн у Эстергази и все тридцать лет оставался "крепостным слугой". Так называл себя он сам, таким считал его и князь Николо Эстергази. И все-таки композитор Гайдн был веселым человеком! Одна его симфония – "Прощальная" – кончается музыкой, которую можно назвать скорее грустной, чем веселой. Но именно об этой симфонии вспоминается, когда хочешь рассказать о Гайдне – жизнерадостном и добром человеке. Музыкантам князя Эстергази долго не давали отпуска и не платили денег. Их "папаша Гайдн" не мог добиться этого никакими мольбами и просьбами. Загрустили оркестранты, а потом стали роптать. Уж на что умел Гайдн ладить со своими музыкантами, а тут и его перестали слушаться – работать, репетировать стало трудно. А князь требовал исполнения новой симфонии на предстоящем празднике. И Гайдн написал новую симфонию. Что это за музыка, князь не знал, а может быть, и не очень интересовался – в этом-то он вполне доверял своему капельмейстеру. Но только оркестранты вдруг проявили необыкновенное рвение к репетициям... Наступил день праздника. Князь заранее сообщил гостям о новой симфонии, и теперь они с нетерпением ждали начала концерта. Зажжены свечи на пюпитрах, раскрыты ноты, приготовлены инструменты... Вышел плотный, коренастый "папаша Гайдн" в парадной форме и свеженапудренном парике. Симфония зазвучала... Все с наслаждением слушают музыку – одна часть, другая... третья... наконец, четвертая, финал. Но тут оказалось, что у новой симфонии есть еще одна часть – пятая и притом медленная, грустная. Это было против правил: в симфонии полагалось писать четыре части, и последняя, четвертая, должна быть самой живой, самой быстрой. Но музыка прекрасная,

Й. Гайдн «Прощальная симфония»

Удивительная легенда связана с «Прощальной симфонией» Й. Гайдна. Еще более удивительно то, какое впечатление производит это произведение на слушателей, которые никак не ожидают такого необычного финала. В чем же тайна Симфонии № 45 Йозефа Гайдна и почему она называется «Прощальная»? Прекрасная и понятная музыка Великого венского классика, которая завораживает и захватывает с первых тактов, придется по душе каждому, а ее история создания надолго оставит след в сердце слушателя.

Историю создания Симфонии №45 Гайдна, имеющей название «Прощальная», содержание и множество интересных фактов о произведении читайте на нашей странице.

История создания «Прощальной симфонии»

Только представьте себе, что вы оказались в такой непростой ситуации: ваш работодатель держит вас на службе уже больше положенного времени и не понимает никаких намеков на то, что вы хотите домой. В наши дни такое невозможно вообразить, а вот несколько веков назад – запросто. В такой неприятной ситуации оказался великий австрийский композитор и его музыканты.

Конечно, первая мысль, которая возникнет у любого – это кто же мог так держать композитора, чье имя прославило свою страну на весь мир? К сожалению, во времена Гайдна у музыкантов было зависимое положение и они, несмотря на свою известность, числились при дворцах знатных особ на уровне прислуги. Так князь Эстерхази, у которого композитор прослужил около 30 лет, относился к нему как к слуге.


Великому венскому классику запрещалось выезжать без согласия за пределы дворца, а все написанные за это время шедевры принадлежали только князю. Обязанности Й. Гайдна были безграничные, он должен был руководить капеллой при дворце, исполнять музыку по прихоти князя, обучать оркестрантов, нести ответственность за все нотные материалы и инструменты, и, наконец, писать симфонии, оперы по требованию Н. Эстерхази. Иногда, он давал на сочинение очередного шедевра всего один день! Но во всем этом были и плюсы для музыканта. Он мог в любое время в живом исполнении прослушивать свои шедевры и оттачивать их, как мастер работает над драгоценным камнем. Но иногда, случались и такие ситуации, когда Гайдн вынужден был применить весь свой талант и смекалку, чтобы помочь себе и своим музыкантам.


Однажды князь Эстергази слишком долго затянул пребывание в летнем дворце. С приходом холодов, музыканты стали болеть, всему виной была болотистая местность. Они очень страдали от бесконечных болезней, а главное, от долгой разлуки со своими семьями, ведь им было запрещено видеться с ними в летнее время, а уйти со службы оркестранты не имели права. Но Гайдн придумал, как выйти из этой непростой ситуации – он написал специальное произведение, которое получило название «». Только представьте, князь Эстергази со своими гостями собрался в зале слушать очередной шедевр великого маэстро, но вместо привычной веселой музыки ему представили печальную и медленную музыку. Прошла первая, вторая, третья и четвертая часть, казалось бы, сейчас будет финал, но нет! Начинается пятая часть и тут музыканты один за одним встают, гасят свечи на пюпитрах и молча уходят из зала. Реакцию слушателей можно предугадать. Так, на сцене остается лишь два скрипача, партию одного из них исполняет сам Гайдн и мелодия их становится все печальнее, пока не стихает вовсе. Оставшиеся музыканты в темноте также уходят со сцены. Намек своего капельмейстера князь Эстергази понял и велел всем собираться для переезда в Эйзенштадт.



Интересные факты

  • Необычность Симфонии № 45 Гайдна обусловлена также и выбором тонального плана. Фа-диез минор очень редко использовался в те времена композиторами и музыкантами. Также нечасто можно было встретить и одноименный мажор, в котором звучит финал симфонии.
  • Дополнительное адажио, звучащее в финале произведения, иногда называют пятой частью цикла. Впрочем, настоящие пятичастные циклы в его творчестве встречаются – это симфония «Полдень». Также Гайдн сочинял и трехчастные произведения, но это было лишь в начале творческого пути.
  • Некоторые симфонии Гайдна программные. Так, у него есть симфонические циклы с названием «Медведь», «Курица». В симфонии «Сюрприз» в средней части внезапно раздается удар, после чего музыка снова продолжается вполне спокойно и неторопливо. Считается, что подобной выходкой Гайдн решил немного «расшевелить» слишком чопорную английскую публику.
  • Служа в капелле у князя Эстерхази, Гайдн вынужден был одеваться строго по установленному образцу. Так, в контракте была оговорена специальная форма одежды.
  • Согласно воспоминаниям многих современников, в 1799 году после премьеры «Прощальной симфонии» в Лейпциге, после финала зрители уходили из зала притихшие и растроганные, что было очень несвойственно в то время. Такое сильно впечатление произвело на них произведение.
  • Мало кто знает, но есть и другие версии, почему Симфония № 45 Гайдна называется «Прощальная». Есть легенда, что князь Эстерхази задумал распустить всю капеллу, что оставило бы музыкантов без средств. Еще одна версия указывает на то, что это произведение символизирует прощание с жизнью. Выдвинуто это предположение было исследователями в XIX веке. Примечательно, что в самой рукописи вовсе нет никакого названия.


  • В настоящее время «Прощальная симфония» исполняется так, как ее и задумывал Гайдн. В финале музыканты один из одним покидают свои места. Иногда сцену покидает и сам дирижер.
  • На самом деле, лишь малая часть симфоний Гайдна имеет свою программу: «Утро», «Полдень», «Вечер». Именно этим произведениям дал название сам композитор. Остальные же наименования принадлежат слушателям и выражают общий характер симфонии или особенности оркестровки. Примечательно, что сам Гайдн предпочитал не комментировать образное содержание произведений.
  • Примечательно, что в период 60-70х годов у Гайдна появляется ряд минорных симфоний: № 39, 44, 45, 49.

Симфония начинается сразу с проведения главной партии, без какого-либо вступления и носит патетический характер. В целом вся первая часть выдержана в едином духе. Танцевальные и даже вполне изящные черты главной партии задают общий настрой части. Динамичная реприза только закрепляет этот образ.

Изысканная и светлая вторая часть исполняется в основном струнной группой (квартет). Темы проводятся весьма приглушенно, скрипки исполняют партии с сурдинами на пианиссимо. В репризе Гайдн применяет знаменитый «золотой ход валторн », которым украшает главную партию.

Третья часть – это менуэт , но Гайдн сделал его весьма необычным, сопоставив два эффекта: мелодия, исполненная скрипками на пиано и звучание всего оркестра на форте. В этой части также звучит «золотой ход валторн», который композитор использовал в трио. В конце менуэта внезапно возникает минор. Это неслучайно, ведь таким приемом Гайдн предвосхищает общее настроение финала.

Четвертая часть поначалу перекликается с первой, ее грациозной темой. Сумрачная атмосфера возникает лишь в репризе, которая внезапно обрывается, причем на самом подъеме. После небольшой паузы звучит адажио с вариациями. Сама тема излагается довольно безмятежно, чувство тревоги начинает нарастать, как только угасает звучность. Инструменты умолкают один за одним, доиграв свою партию. Первыми оркестр покидают музыканты, которые играют на духовых, после этого сцену покидают басы и Йозеф Гайдн «Прощальная симфония»

В чем заключается "сюрприз" Гайдна? и получил лучший ответ

Ответ от STRANGER[гуру]
Речь о том, как однажды композитор Й. Гайдн решил отомстить публике, дремлющей на концертах. Он сочинил симфонию "Сюрприз". Второе название симфонии - "С ударами литавр". Когда убаюканная плавной и тихой музыкой публика засыпала, внезапно раздавался страшный грохот.

Ответ от Лела Ч. [гуру]
Симфония № 94, соль мажор, «Сюрприз» - это вторая из симфоний, написанных Гайдном в Лондоне.
Название «Сюрприз» получила из-за раздающихся в медленной второй части громких ударов литавр.


Ответ от Инга [активный]
О каком сюрпризе речь? Если о симфонии с литаврами, то она написана для тех кто любил спать во время исполнения его музыки.
А литаврами он будил вельмож. В этом и сюрприз.


Ответ от Виктория Шаповалова [гуру]

Франц Йозеф Гайдн (1732-1809) - великий австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет.
Он завершил формирование симфонического оркестра, установив его классический состав, строгие законы которого обязательны и по сей день. Он довел до полного совершенства квартетную музыку, добившись того, что две скрипки, альт и виолончель стали равноправными участниками этого и поныне популярного ансамбля. Гайдн обладал живостью ума, неистощимым юмором и склонностью к хорошей шутке. Много остроумной выдумки было в его симфониях. То он изобразит танец неуклюжего медведя, то кудахтанье курицы (впоследствии эти симфонии получили названия «Медведь» , «Курица») , Однажды Гайдн возвращался с охоты и по дороге попал на ярмарку. Заметив, с какой жадностью смотрит босоногая детвора на корзину продавца игрушек, он накупил глиняных совушек, кукушек, свистулек, дудочек и барабанчиков и роздал их детям. Счастливые оборванцы принялись с восторгом дудеть, свистеть и барабанить. А Гайдн с улыбкой слушал этот гомон и вскоре написал оригинальную очаровательную «Детскую симфонию» (1794).
Не менее оригинальна одна из лондонских симфоний Гайдна - «С ударом литавр, или Сюрприз» (1791). Гайдн был особенно доволен медленной частью - анданте. Но чопорным англичанам музыка показалась скучной, навевающей дрему. Тогда Гайдн взял и кое-что изменил в партитуре. На следующем концерте он попросил музыкантов играть анданте все тише и тише. И вдруг посредине части раздался громовой удар литавр, заставивший подскочить на месте тех, кто делал вид, что дремлет.


Ответ от 3 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: В чем заключается "сюрприз" Гайдна?

Помогите пожалуйста! Нигде не могу найти. Какова история создания и сюжет картины Адольфа Вильяма Бугро \"Милосердие\",
Бугро, Адольф Вильям (1825-1905) "Charity" (Милосердие). 1878.
Холст, масло, 196 х 117 см,