Эрмитажный музей. Государственный Эрмитаж: адрес, история, коллекции музея

Эрмитажный музей. Государственный Эрмитаж: адрес, история, коллекции музея
Эрмитажный музей. Государственный Эрмитаж: адрес, история, коллекции музея

Общая информация

Впечатление от посещения Государственного Эрмитажа сложно описать словами. С первых же шагов по торжественной Иорданской лестнице ошеломляют царящие здесь роскошь и великолепие. Само время, кажется, застыло в величественных залах среди огромных малахитовых ваз, египетских саркофагов, греческих амфор, картин величайших европейских живописцев и скульптур знаменитейших мастеров. Здесь хранятся такие всемирно признанные шедевры, как «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, «Мадонна Коннестабиле» и «Святое семейство» Рафаэля, «Лютнист» Караваджо, картины Тициана, Мурильо, Эль Греко и многих других известнейших живописцев. Эрмитаж в Санкт-Петербурге обладает одной из лучших в мире коллекций французской живописи конца XIX - начала XX в.

Эрмитаж

История Эрмитажа

Строительство комплекса началось с возведения в середине XVIII века по заказу Елизаветы Зимнего дворца. Архитектор Франческо Растрелли трудился над зданием с 1754 по 1762 год. Первоначальный проект был выдержан в пышном барочном стиле, но значительную часть интерьеров в дальнейшем изменили в соответствии с требованиями классицизма.

Пришедшая к власти вскоре после окончания строительства Екатерина II не только санкционировала появление Большого и Малого Эрмитажа и Эрмитажного театра, но и заложила в 1764 году основу коллекции будущего музея. Первыми экспонатами стали фламандские и голландские полотна современных титулованной покупательнице мастеров. В это же время Юрием Фельтеном был построен двухэтажный барочно-классицистический дом для развлечений императрицы. Через пять лет к нему был присоединен спроектированный Жан-Батист-Мишелем Валлен-Деламотом корпус, с которым его соединяла галерея висячих садов. Ансамбль назвали Малым Эрмитажем.

В 1771-1787 годах на берегу Невы по проекту Фельтена построили и Большой Эрмитаж, поскольку коллекции книг и картин разрослись и не помещались в старых помещениях. Через 5 лет Джакомо Кваренги, создатель Эрмитажного театра, завершил пристрой к нему. При Екатерине в фонды музея поступали работы крупнейших итальянских мастеров, Рембрандта, на втором этаже Зимнего дворца был оформлен роскошный Георгиевский зал.

Эрмитаж в XIX веке

После завершения войны с французами Эрмитажу досталась коллекция Жозефины Богарне, супруги Наполеона. Отечественная война 1812 года наложила отпечаток на облик Эрмитажа: в царствование Николая I делалось все, чтобы увековечить память героев сражений. В залах комплекса появлявились портреты полководцев, рельефы с патриотической символикой.

В николаевский период над внутренним убранством Эрмитажа работал Александр Брюллов, брат знаменитого живописца. Он оформлял интерьеры Зимнего дворца, вместе с Василием Стасовым восстанавливал Петровский и Фельдмаршальский залы после разрушительного пожара 1837 года.

В 1852 году группа архитекторов построила Новый Эрмитаж специально для живописных коллекций, воплотив основные детали проекта немца Лео фон Кленце. Над интерьерами Большого Эрмитажа и Зимнего дворца в это время работал Андрей Штакеншнейдер. В 60-80-х годах коллекции музея пополнили работы Леонардо да Винчи, Рафаэля, образцы европейского декоративно-прикладного искусства, сюда было переведено собрание оружия из царскосельского Арсенала.



История комплекса в XX веке

Во время Первой мировой в Эрмитаже был организован госпиталь. После Февральской революции здесь заседало Временное правительство, которое было арестовано прямо во дворце во время большевистского переворота. 12 ноября 1917 года Эрмитаж стал государственным музеем. До Второй мировой войны коллекция существенно выросла за счет национализации частных собраний и объединения разных музеев, ценные экспонаты пришли из союзных республик. Во время войны собрание эвакуировали в Свердловск, с ноября 1945 года все снова было возвращено на свои места.

С 1981 года посетителей Эрмитажа в Санкт-Петербурге начал принимать дворец Меншикова с экспозицией, посвященной культуре и быту петровского времени. В Эрмитажном театре в 90-е открылся «Зимний дворец Петра I». Часть экспозиций переехала в Главный штаб.



Современное состояние

В XXI веке Государственный Эрмитаж открывает свои представительства за рубежом и в российских регионах: это выставочные центры в Лондоне и Лас-Вегасе, Амстердаме, Казани, Ферраре, Выборге. Реконструируется Большой парадный двор, открывается новый вход в Эрмитаж. В ведение комплекса переходит собрание музея Ломоносовского фарфорового завода.

Коллекции музея

Осмотреть всё собрание за один визит физически невозможно, поэтому посетителям предлагают самостоятельно разрабатывать маршруты в соответствии со своими интересами. С архитектурной точки зрения наиболее привлекательны интерьеры Зимнего дворца, живописные шедевры сосредоточены в залах Большого и Нового Эрмитажа.

Зимний дворец

Основная экспозиция первого этажа Зимнего дворца – древнее искусство и археология, второго – живопись Англии и Франции XVI-XVIII вв. и интерьеры различных эпох, третьего – классическое искусство стран Азии. Отдельного упоминания заслуживают залы второго этажа: Тронный, Александровский, Большой, Концертный, камерные помещения императрицы Марии Александровны и семьи последнего императора.

Триптих "Поклонение волхвов". Ниделанды. XV век

Малый Эрмитаж

С Зимним дворцом здание соединяет Сивков переход с площадкой, где хранятся древнеримские мозаики, саркофаги и рельефы. В названии зала увековечено имя Александра Сивкова, архитектора Эрмитажа советского периода, объединившего все здания в общее музейное пространство. Павильонный зал, окна которого выходят на Неву, в середине XIX века был оформлен Штакеншнейдером, не пожалевшим для стен и потолка позолоты и хрусталя. Здесь экспонируются четыре копии Бахчисарайского фонтана, мозаики и часы «Павлин». Бронзовый часовой автомат работы английских мастеров XVIII века до сих пор функционирует – его «пение» можно услышать каждую среду, в 19 часов. В Романовской галерее, со стороны Зимнего дворца, хранятся средневековые экспонаты, украшенные эмалями, резьбой по дереву и слоновой кости, фаянсовая посуда. Галерея приводит посетителей в зал голландской и фламандской живописи. В противоположной Романовской, Петровской галерее хранятся немецкие картины и скульптуры XV-XVIII вв.

Часы "Павлин"

Старый (Большой) Эрмитаж

С первого этажа Старого Эрмитажа на второй, выставочный ведет Советская лестница из белого и розового мрамора. Она была возведена по проекту Штакеншнейдера в середине XIX века на месте бывшего Овального зала, от которого остался духоподъемный плафон с изображениями богини Минервы и русского юношества. Название, вопреки расхожему мнению, не имеет к СССР никакого отношения: в этом здании еще в XIX веке располагался Государственный совет.

Большой Эрмитаж вовсе не велик по сравнению с внушительным Зимним дворцом и Новым Эрмитажем. Скромные объемы компенсируются ценностью коллекций – именно здесь, в Невской анфиладе, хранятся шедевры итальянского Возрождения: фрески Фра Беато Анджелико, рельефы Антонио Росселино, алтарь Сандро Боттичелли, «Святой Себастьян» Пьетро Перуджино, «Оплакивание Христа» Веронезе, «Святой Георгий» Тинторетто. В зале Леонардо да Винчи воспроизведены французские интерьеры XVII века. Здесь выставлены знаменитые леонардовские «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта». В зале Тициана можно увидеть «Данаю» и «Святого Себастьяна».

Фрагмент фрески Фра Беато Анджелико "Мадонна с Младенцем, св. Домиником и св. Фомой Аквинским"
еонардо да Винчи "Мадонна Бенуа", 1478-1480
Леонардо да Винчи "Мадонна Литта", 1490-1491

Новый Эрмитаж

Поскольку на набережной реки Невы уже не оставалось подходящего места, главный фасад Нового Эрмитажа выходит на Миллионную улицу. Он украшен знаменитыми мощными гранитными фигурами атлантов работы скульптора Теребенева. Это именно про них поется в известной песне Александра Городницкого:

Когда на сердце тяжесть
И холодно в груди,
К ступеням Эрмитажа
Ты в сумерки приди,
Где без питья и хлеба,
Забытые в веках,
Атланты держат небо,
На каменных руках.




Проект Лео фон Кленце предусматривал полную гармонию между экспонатами и дизайном стен, потолков, паркета. Именно поэтому многие залы украшены медальонами, мозаиками в стиле различных исторических эпох. На первом этаже здания представлены образцы античного искусства. К выставочным залам ведет Главная лестница из белого мрамора, окруженная гранитными колоннами. Древнейшие находки расположены в колоритном Двенадцатиколонном зале с мозаичными полами, настенными росписями, имитирующими древнеримские, и зелеными гранитными колонными.

В центре зала Большой вазы стоит изготовленная в 1843 году 19-тонная Колыванская ваза из зеленовато-серой яшмы. По периметру помещения расставлены мраморные скульптуры эпохи императора Траяна. В сводчатом зале Юпитера экспонируется огромная статуя Громовержца, вывезенная из загородного дома императора Домициана. В античном дворике со статуями воспроизведено убранство домов знатных римлян и греков. Мраморные фигуры украшают и зал Диониса. В греческих залах времен классики представлены копии работ знаменитых скульпторов: Фидия, Мирона, Поликтета, подлинные вазы.

Колывановская чаша "Царица чаш"

На втором этаже Нового Эрмитажа хранятся самые ценные живописные собрания. В зале Рембрандта собраны 23 работы голландского мастера, в том числе «Возвращение блудного сына» и защищенная после нападения вандала особо прочным стеклом «Даная». В зале Рафаэля представлена итальянская керамика, работы учеников знаменитого живописца и его шедевры «Мадонна Конестабиле» и «Святое Семейство».

Центр здания образует анфилада из трех залов с верхним освещением, так называемых «просветов». Малый итальянский просвет украшает цветная лепнина и работы российских камнерезов. В Большом зале хранятся крупноформатные картины итальянских художников, сохранилась оригинальная мебель, выполненная по эскизам Монферрана и фон Кленце. В Испанском просвете экспонируются произведения Веласкеса, Сурбарана, Мурильо.



Здание возведено на месте бывшего Зимнего дворца Петра I. Архитекторам удалось восстановить часть цокольного и первого этажа в помещениях под сценой. Осмотреть кабинет, столовую и парадный двор с санями Петра I можно со стороны Дворцовой набережной.

Интерьер фойе театра выдержан в серовато-голубых тонах, подчеркивающих пышность тяжелых люстр, изысканность медальонов, лепнины и потолочных картин. В зрительном зале, как в античном амфитеатре, установлено 6 полукруглых рядов скамей. Здесь, в идеальных для камерной оперы акустических условиях, проходят спектакли и концерты силами собственного оркестра и приглашенных из Мариинского театра певцов.

Дворец Меншикова

Барочное здание, первое капитальное строение Санкт-Петербурга из камня, стоит на Университетской набережной. Пока Меншиков был в силе, во дворце, центре огромной усадьбы, проходили основные развлекательные мероприятия царского двора. Впоследствии невостребованное здание обветшало до такой степени, что в ХХ веке реконструкция растянулась на несколько десятилетий. Некоторые помещения не восстановлены до сих пор. После передачи здания Эрмитажу в 1981 году в нем решено было воссоздать интерьеры первой трети XVIII века – анфилады парадных залов, Ореховый кабинет.

Убранство покоев

Здание Главного штаба

Последнее приобретение музея – два здания, объединенные полукруглой триумфальной аркой, творение архитектора Карло Росси в честь победы Российской империи в войне 1812 года. Новое отделение музея представляет собой строгое трехэтажное здание с вытянутыми фасадами, монотонность которых нарушают только белоснежные коринфские колоннады. Долгие годы Главный штаб выполнял только официальную функцию, сейчас в части строения по-прежнему заседают представители военных ведомств. В настоящий момент залы здания реконструируются в соответствии с задачами музея – сюда переедет часть коллекций европейской живописи из Зимнего дворца.

Здание Главного штаба

Туристам

Эрмитаж – самый крупный и один старейших музеев во всей России. Он возник в 1764 году, являясь тогда частным собранием императрицы. Только спустя почти сто лет двери Эрмитажа открылись для посетителей, и галерея превратилась в государственный музей. Тогда собрание картин занимало всего одно здание, а сегодня основная часть экспозиции располагается в пяти зданиях, которые находятся на самом берегу Невы в центре Санкт-Петербурга.

Официальная история коллекции картин Эрмитажа начинается с Екатерины II, которая любила зарубежное искусство и заказывала картины самых известных художников своего времени. Все началось с Зимнего дворца – здания возле Дворцовой площади, к которому, по велению императрицы, была пристроена новая часть под названием Эрмитаж. Это место стало обителью искусства, науки и изысканных бесед самых почитаемых гостей правительницы.

Первым большим приобретением Екатерины II стала коллекция Горцковского, которая теперь является основой собрания нидерландской живописи в Эрмитаже. Затем императрица приобрела произведения Рафаэля, Тицина, Рубенса и многих других великих мастеров живописи. Эмиссары Екатерины занимались покупкой произведений искусства по всей Европе, и в результате коллекция разрослась до огромных размеров.

Следующие правители также старались уделять как можно больше внимания собранию Эрмитажа, ведь он стал визитной карточкой России. Александр I пополнил коллекцию английской и испанской живописью, знаменитой на весь мир «Камеей Гонзага». При Николае I в музее появились сотни картин на батальную тему, и в 1826 году им была открыта Военная галерея.

В 1852 году музей был открыт для всеобщего посещения и получил официальное название «Императорский Эрмитаж». В XX веке коллекция сильно пострадала из-за советской власти и многочисленных войн, из нее пропали известные экспонаты, и практически не происходило пополнение. Сотрудники и хранители Эрмитажа как могли пытались сохранить его собрание, и только благодаря им многие полота до сих пор весят на его стенах.

На сегодняшний день Эрмитаж является не только крупнейшим музеем России, но и самым большим и успешным научно-исследовательским центром на отечественной территории. Ежегодно его посещают миллионы человек, а филиалы появляются и в других городах. Эрмитаж – это жемчужина Петербурга, любимое место туристов и обязательная точка маршрута для посещения каждым прибывшим в Северную столицу России.

Эрмитаж краткая информация.

Эрмитаж - музей в Санкт-Петербурге, побывать в котором стоит каждому хотя бы раз в жизни. Слава о нем идет по всему миру. В любое время года в залах Эрмитажа полным-полно гостей, приехавших в Северную Пальмиру из разных уголков земного шара. Коллекции музея содержат почти 3 миллиона интереснейших экспонатов, и для того, чтобы увидеть их все, экскурсанту придется пройти по многочисленным залам, коридорам и лестницам музейного комплекса долгие 20 километров.

Какие здания входят в музейный комплекс "Эрмитаж"

Когда туристы прибывают в город на Неве, они мечтают посетить многие музеи Санкт-Петербурга. Эрмитаж находится в этом списке, как правило, на первом месте. Но у многих он ассоциируется только лишь с А на самом деле в большой музейный комплекс Эрмитажа, кроме легендарного творения Растрелли, входят еще 5 прекрасных и величественных зданий, выстроенных в ряд вдоль Невской набережной в центре Санкт-Петербурга.

Это Малый Эрмитаж, возведенный под руководством талантливого архитектора Валлен-Деламота; Большой Эрмитаж - творение архитектора Фельтена; Эрмитажный театр (архитектор Кваренги) и Новый Эрмитаж архитектора фон Кленце. Все эти прекрасные архитектурные сооружения были созданы разными мастерами и в разное время, но теперь все они являют собой одно целое - Эрмитаж, музей и культурно-исторический центр.

Из истории создания

О музее Эрмитаж искусствоведы говорят вот что: для того чтобы осмотреть внимательно все его экспонаты, нужно не менее 9 лет, а кто-то считает, что даже этого срока будет недостаточно, настолько обширна коллекция культурных сокровищ, хранящихся в Зимнем и других дворцах комплекса. А начиналось все в 1764 году. Именно тогда Екатерина II отдала приказ о покупке на заграничных аукционах всех самых ценных произведений искусства для того, чтобы выставлять их в помещении Малого Эрмитажа.

Впоследствии, когда коллекция сильно разрослась, и места в Малом Дворце стало не хватать, драгоценные предметы искусства стали размещаться и в других зданиях. Так постепенно создавался Эрмитаж - музей, который мы все знаем. Везде, по всему миру покупались бесценные картины, скульптуры, гравюры, рисунки, коллекции старинных монет, медалей, книг, античные ценности и произведения декоративно-прикладного искусства. После смерти Екатерины II Александр I продолжил собирать интереснейшие артефакты.

До середины XVIII в. привилегия посмотреть экспозицию Эрмитажа была доступна лишь избранным дворянам. Да и в последующие годы вход в залы музея был ограничен для некоторых сословий. После революции 1917 года Эрмитаж и его богатые коллекции художественных и исторических ценностей стали доступны для простого народа.

Залы музея и коллекции

Сегодня Эрмитаж - музей, в котором множество залов, отведенных под определенные тематические коллекции. Здесь имеется Западноевропейский отдел, Отделы античного мира и Востока, первобытной культуры и нумизматики, большая коллекция из древнего Египта, "Золотая кладовая", а также обширный Отдел истории русской культуры.

Каждый входящий в музей попадает сначала в вестибюль, из которого можно пройти на второй этаж, поднявшись по великолепной Иорданской лестнице. Затем посетитель входит в самый большой зал Эрмитажа (1103 кв. м.). Он тянется вдоль Невской набережной и состоит из трех комнат. Далее следуют Концертный, Фельдмаршальский, Петровский залы. Большой тронный, или Георгиевский зал, украшают царский трон, 28 хрустальных люстр и 48 колонн из мрамора. Есть еще Александровский, Малахитовый и Белый залы, Золотая гостиная и т. д.

Художественная коллекция Эрмитажа

Отдельного внимания заслуживает художественная коллекция культурного-исторического центра Северной столицы. Сегодня бывшая резиденция русских императоров известна всему миру как крупнейший в Европе художественный музей. Эрмитаж располагает обширной коллекцией картин самых известных художников. Здесь можно увидеть полотна таких мастеров живописи, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Рембрандт, Рубенс, Ван Дейк, Пуссен, Ватто, Тьеполо, Роден, Ренуар, Моне, Сезанн, Ван Гог, Пикассо, Матисс и др. гениальных творцов.

В зале западноевропейской живописи находятся такие бесценные шедевры, как Литта") и "Мадонна Бенуа" кисти да Винчи, прелестная небольшая овальная картина Рафаэля "Мадонна Коннестабеле". Под живописные полотна Рубенса отведен целый зал, в котором можно посмотреть на картины "Венера и Адонис", "Портрет камеристки инфанты", "Союз земли и воды", Пастушья сцена", "Вакх", "Снятие с Креста", а также на другие работы гениального фламандца.

Есть в Эрмитаже и зал Рембрандта. Тут, вместе с другими его полотнами, находится знаменитая "Даная", которая защищена для предотвращения повторного акта вандализма. Эта картина была повреждена в 1985 году одним из посетителей, и над ее реставрацией и восстановлением пришлось работать много лет. Посетителям также доступно посещение залов Микеланджело, майолики и многих других.

Информация для туристов

Краткая информация, изложенная в данной статье, конечно, не может рассказать обо всех экспонатах. Нужно самому посетить Эрмитаж. Музей открыт для всех желающих в любой день недели, кроме понедельника. Главный музейный комплекс находится по адресу: 2. Летом, а также в выходные дни, чтобы не стоять в многочасовых очередях, лучше всего приходить за полчаса до открытия, которое происходит в 10.30.

Добраться до Эрмитажа не составляет никакого труда, ведь этот музейный комплекс расположен в центре города. Самая ближайшая станция метро - "Адмиралтейская". Стоит выйти оттуда, как нужно тут же повернуть налево и пройти буквально несколько метров до ул. Малая Морская. Затем свернуть направо и дойти до Невского проспекта. Теперь прямо по Невскому остается дойти до Дворцовой площади - вход в Эрмитаж находится именно там.

Кроме этого, мы бы порекомендовали обязательно посетить Государственный Русский музей, Кунсткамеру, многочисленные пригородные дворцы города (Павловск, Петергоф и т. д.) - все это известные музеи России. Эрмитаж среди них, конечно, остается самым главным и любимым, и не только для россиян, но и для иностранных гостей.

В Эрмитаже

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге – старейшая и крупнейшая сокровищница зарубежного искусства в России и один из крупнейших в мире художественный и культурно-исторический музей.

Его название – Эрмитаж (ermitage ) – в переводе с французского обозначает «место уединения, затворничество». Это связано с тем, что первоначально это место (специальный дворцовый флигель – Малый Эрмитаж) задумывалось Екатериной II как интимный уголок императорского дворца, предназначенный для отдыха и развлечений. Здесь были размещены первые 225 картин голландских и фламандских художников, которые она приобрела в Берлине через агентов у комиссионера И. Гоцковского. Таким образом, частное собрание Екатерины II в 1764 г. явилось началом Эрмитажа.

Эрмитаж. Большой Тронный зал

Коллекции Екатерины II

В XVIII веке благодаря Екатерине II в России пробудился интерес к коллекционированию. Это увлечение затем достигло небывалого размаха, в России скопилось огромное богатство – выдающиеся произведения западноевропейских мастеров. Желая утвердить за собой славу «просвещенной государыни», ценительницы искусств, и затмить великолепием своего двора дворцы европейских правителей, она начинает коллекционировать произведения искусства. Знатоки живописи, европейские эрудиты, среди которых был и французский философ-просветитель Дени Дидро , собирали и закупали для русской императрицы коллекции картин. В 1769 г. в Дрездене была приобретена для Эрмитажа богатая коллекция саксонского министра графа Брюля, насчитывавшая около 600 картин, в том числе пейзаж Тициана «Бегство в Египет», виды Дрездена и Пирны кисти Беллотто и пр.

Тициан «Бегство в Египет» (1508 г.)

Тициан "Бегство в Египет"

«Бегство в Египет» — первая крупная работа Тициана. На ней изображена Богоматерь с сыном, они бегут в Египет от царя Ирода, сопровождаемые святым Иосифом. Ангел ведет осла, на котором сидят Мария с Христом, а по траве разгуливают многочисленные животные…

Художник выбрал большой холст удлиненного формата (206 х 336 см), что позволило включить широкую панораму местности, по которой святое семейство направляется в Египет. И хотя главные действующие лица традиционно показаны па первом плане, им уделено меньше внимания, чем пейзажу, изображенному с большой тщательностью и поэтичностью. Композиционное расположение фигур — сдвинутая к левому краю картины группа, ритмичное размещение персонажей друг за другом — создает впечатление длительного и утомительного пути.

Джорджоне "Юдифь"

В 1772 г. Екатерина II покупает в Париже коллекцию живописи барона Кроза, в которой преобладали картины итальянских, французских, фламандских и голландских мастеров XVI-XVIII века. В их числе - «Святое Семейство» Рафаэля, «Юдифь» Джорджоне, «Даная» Тициана, картины Рембрандта, произведения Рубенса, Ван Дейка, Пуссена, пейзажи Клода Лоррена и работы Ватто.

Джорджоне «Юдифь» (около 1504 г.)

Переговоры с наследниками Кроза о продаже картины проходили по инициативе российского посланника Д. А. Голицына и при участии Дидро. «Юдифь» воплощает идеал безмятежной красоты. Несмотря на чинимое ею насилие, ветхозаветная героиня трактована скорее как античная богиня, чем как мститель от лица угнетённого народа. Картина написана на ветхозаветный сюжет об истории Юдифи и Олоферна. Согласно книге «Иудифь», полководец Олоферн, командующий армией Навуходоносора, выполняя его повеление «свершить … отмщение всей земле», прошёл в Месопотамию, разрушил все её города, выжег все посевы и перебил мужчин. Олоферн осадил небольшой город Ветилую, где жила молодая вдова Юдифь. Женщина пробралась в лагерь ассирийцев и соблазнила Олоферна. Когда полководец заснул, Юдифь отсекла ему голову. «Потому что красота её пленила душу его, - меч прошел по шее его!» Войско, оставшееся без руководителя, не смогло противостоять жителям Ветилуи и было рассеяно. Юдифь в качестве трофея получила шатёр Олоферна и всю его утварь и вступила в Ветилую как триумфатор.

Многие художники обращались к данному сюжету, но Джорджоне создал умиротворённую картину. Юдифь, держа в правой руке меч, опирается на невысокий парапет. Её левая нога покоится на голове Олоферна. За спиной Юдифи развёртывается гармоничный морской пейзаж.

В 1779 г. была приобретена коллекция живописи британского премьер-министра Уолпола, в которой было несколько шедевров Рембрандта (например, «Жертвоприношение Авраама» и «Немилость Амана») и портреты кисти Ван Дейка. А в 1781 г. Эрмитаж приобрел более 5 тысяч рисунков из коллекции Кобенцля в Брюсселе, что послужило созданию коллекции графики.

Еще одним значительным приобретением стала коллекция английского банкира Лайд-Брауна, включавшая античные статуи и бюсты, в том числе скульптуру Микеланджело «Скорчившийся мальчик».

Микеланджело «Скорчившийся мальчик» (1530-1534 гг.)

«Скорчившийся мальчик» - единственная скульптура Микеланджело в России, она находится на постоянной экспозиции в Государственном Эрмитаже. Скульптура изготовлена из мрамора, высота - 54 см. По одной из версий, скульптура задумывалась для проекта капеллы Медичи в церкви Сан-Лоренцо. По другой версии, она была сделана Микеланджело во время нападения испанцев на Флоренцию в 1529-1530 гг., когда он нашел убежище в одном из монастырей. Некоторые искусствоведы считают, что в этой скульптуре Микеланджело отразил угнетенное состояние флорентийцев в этот период. «Скорчившийся мальчик» был приобретён Екатериной II в 1785 г.

Микеланджело "Скорчившийся мальчик"

Затем в Париже была куплена коллекция резных камней герцога Орлеанского. Кроме того, Екатерина заказывала работы Шардену, Гудону, Рентгену и другим мастерам. Ею же были приобретены библиотеки Вольтера и Дидро. В посмертной описи имущества Екатерины в 1796 г. перечисляются 3996 картин.

Дальнейшее развитие Эрмитажа

Императоры Александр I и Николай I уделяют большое внимание дальнейшему развитию музея: они закупают уже не только коллекции, но и отдельные произведения художников. В Риме на распродаже коллекции Джустиниани были приобретены «Лютнист» Караваджо и картина Боттичелли «Поклонение волхвов», которая сейчас находится в Вашингтоне. В 1819 г. была куплена «Мадонна в пейзаже», предположительно кисти Джорджоне. Жозефина Богарне, императрица Франции в 1804-1809 гг., первая жена Наполеона I, подарила Александру I камею Гонзага, а после её смерти была приобретена и вся галерея дворца Мальмезон, происходившая в основном из Касселя. В 1814 г. было приобретено собрание испанской живописи Кузвельта.

Караваджо «Лютнист» (около 1595 г.)

Караваджо "Лютнист"

Это одна из ранних картин Караваджо. В работах этого цикла любовное чувство символически передаётся или через образы плодов (как бы приглашающих зрителя насладиться их вкусом), или музыкальных инструментов: музыка — символ мимолётного чувственного наслаждения. Сам художник считал «Лютниста» наиболее удавшимся ему произведением живописи.

«Камея Гонзага» (III век до н.э.)

"Камея Гонзага"

«Камея Гонзага» - знаменитая камея (ювелирное изделие или украшение, выполненное в технике барельефа на драгоценных или полудрагоценных камнях или на морской раковине) из трёхслойного сардоникса, относящаяся к лучшим образцам античной глиптики (искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях). Согласно общепринятому мнению, является самой знаменитой камеей Эрмитажа.

Камея представляет собой парный портрет эллинистических супругов, царей Ливии, Македонии, Фракии и Боспора Киммерийского Лисимаха I и Арсинои II. Парный портрет эллинистических супругов устремлён на Запад. Камея выполнена в III в. до н. э. неизвестным автором в Александрии Египетской.

Именно при Николае I была реализована идея превращения Эрмитажа в публичный музей: в 1852 г. Эрмитаж был открыт для посещения , хотя вход в него все-таки был ограничен – надо было получать специальный пропуск в придворной конторе. Николай I внес также существенный вклад в пополнение картинной галереи Эрмитажа, но при советской власти важнейшие из купленных им полотен были проданы в США. На второй распродаже коллекции Кузвельта был куплен шедевр Рафаэля «Мадонна Альба» и «Три Марии у склепа Христа» Аннибале Карраччи.

В 1845 г. по завещанию Татищева (дипломата и коллекционера) к собранию прибавились диптих Робера Кампена «Троица. Богоматерь у камина», ранний диптих ван Эйка «Распятие. Страшный Суд» и другие работы старых мастеров. Примерно тогда же на аукционе коллекции короля Нидерландов Виллема II были приобретены «Благовещение» ван Эйка, «Пьета» Себастьяно дель Пьомбо и «Снятие с креста» Госсарта. В Венеции купили работы мастеров итальянского Ренессанса, в том числе шедевры Тициана (например, «Несение креста») и Пальмы Веккьо.

Новый Эрмитаж

Новый Эрмитаж – первое в России здание, специально построенное в 1852 г. для публичного художественного музея. Является частью музейного комплекса Государственного Эрмитажа. Оно известно своим портиком с десятью гигантскими статуями атлантов. К этому времени в музее хранились уже богатейшие коллекции памятников древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологических и художественных памятников Азии, русской культуры VIII-XIX веков. К 1880 г. музей посещали уже до 50 000 человек в год.

Новый Эрмитаж

В XIX веке в Эрмитаж начинают систематически поступать произведения русских живописцев. Но в 1895 г. они передаются Русскому музею, который основал император Николай I.

Важными источниками пополнения фондов во второй половине XIX века становятся также дарения и закупки у отечественных коллекционеров. В музей передаются материалы археологических раскопок. К началу XX века в музее хранились уже тысячи полотен, затем в его коллекции появились и новые произведения искусства.

Музей начал значительно обогащаться за счет национализированных частных коллекций и собрания Академии художеств. Поступили картины Боттичелли, Андреа дель Сарто, Корреджо, ван Дейка, Рембрандта, Кановы, Энгра, Делакруа. Из основного собрания Зимнего дворца музей получил множество предметов интерьера, а также преподнесенные Надир-Шахом сокровища Великих Моголов.

Канова «Три грации» (хариты)

Канова "Три грации"

Хариты — в древнегреческой мифологии благодетельные богини, воплощающие доброе, радостное и вечно юное начало жизни. Имена харит у Гесиода: Аглая («сияющая»), Евфросина («благомыслящая»), Талия («цветущая»).
Имена харит и их число в вариантах мифов различны. Харит могло быть две, иногда четыре. Xариты близки Аполлону. В Делосском храме он держит на ладони трёх харит, а в пифийском храме Аполлона (Пергам) было их изображение.
Харитам соответствуют римские грации.
В искусстве хариты-грации обычно изображаются таким образом, что две крайние стоят лицом к зрителю, а та, что посередине, - спиной, с головой, повёрнутой вполоборота. Такова была их античная поза, известная и копировавшаяся в эпоху Ренессанса. В разные века грации наделялись разным аллегорическим смыслом. Сенека описывает их как лучезарных девушек, обнажённых или одетых в свободные одежды, они олицетворяли тройственный аспект щедрости: оказание благодеяния, получение благодеяния и оплату благодеяния. Флорентийские философы-гуманисты XV века видели в них олицетворение трёх фаз любви: красота, возбуждающая желание, которое приводит к удовлетворению. Есть и ещё одна интерпретация: целомудрие, красота и любовь.

В 1948 г. был закрыт Музей нового западного искусства и его культурное наследие было перераспределено между музеями Петербурга и Москвы. В Эрмитаж влились части московских собраний Сергея Щукина и Ивана Морозова. Теперь хронологические рамки коллекции значительно расширились благодаря работам импрессионистов, Сезанна, ван Гога, Матисса, Пикассо и других художников новых направлений.

Импрессионизм (фр. impressionnisme , от impression - впечатление) - направление в искусстве последней трети XIX-начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления . Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке.

Поль Сезанн «Берег Марны»

Поль Сезанн "Берег Марны"

Пейзаж Сезанна подчеркнуто статичен: почти горизонтальной линии берега реки противопоставлены строгие вертикали дома и деревьев на берегу. Неподвижность пейзажа усиливается тем, что он отражается в зеркальной, словно застывшей, воде. Река кажется застывшей, как зеркало, неподвижными кулисами стоят деревья по берегам.

Если у импрессионистов мир порою растворялся в солнечном блеске, в постоянно меняющейся световоздушной атмосфере, то у Сезанна он вновь обретает весомость: в пейзаже подчеркнута структура здания и объемность массы деревьев. Деревья в картине образуют обобщенную массу, что характерно для импрессионистов.

Но вместе с приобретениями в этот период времени имели место и тяжелые потери. Бриллиантовая комната Зимнего дворца была переведена в московский Кремль, послужив основой для Алмазного Фонда. Часть собрания живописи старых мастеров (в том числе некоторые работы Тициана, Кранаха, Веронезе, Рубенса, Рембрандта, Пуссена) была передана в московский Музей изобразительных искусств.

В результате распродаж 1929-34 годов 48 шедевров навсегда покинули Россию: Эрмитаж лишился единственного произведения Ван Эйка, лучших вещей Рафаэля, Боттичелли, Хальса и ряда других старых мастеров.

Во время Великой Отечественной войны основная часть собрания Эрмитажа (более двух миллионов единиц) была эвакуирована на Урал. Подвалы зданий Эрмитажа превратились в бомбоубежища, и как музей он не работал. Но сотрудники Эрмитажа продолжали вести научную работу и даже устраивать лекции по искусствоведению. Еще до окончания войны в залах музея начались восстановительные работы, а вскоре после войны в Ленинград вернулись все эвакуированные культурные ценности, и Эрмитаж был снова открыт для посетителей. Ни один экспонат не был утерян за время войны, и лишь небольшую их часть потребовалось реставрировать.

По окончании войны в Эрмитаж стало поступать трофейное искусство из музеев Берлина, включая Пергамский алтарь и ряд экспонатов Египетского музея. В 1954 г. была организована постоянная выставка этих поступлений, затем советское правительство по просьбе правительства ГДР вернуло их в Берлин в 1958 г. В начале 1957 г. открылся для посетителей третий этаж Зимнего дворца, где были выставлены произведения из Музея нового западного искусства.

В настоящее время

Музейный комплекс Эрмитаж

Сейчас музейный комплекс Эрмитажа составляют пять зданий, связанные друг с другом на Дворцовой набережной:

  • Зимний дворец архитектора Б. Ф. Растрелли;
  • Малый Эрмитаж архитекторов Ж. Б. Валлен-Деламота, Ю. М. Фельтена, В. П. Стасова. В комплекс Малого Эрмитажа входят Северный и Южный павильоны, а также знаменитый Висячий сад;
  • Большой Эрмитаж архитектора Ю. М. Фельтена;
  • Новый Эрмитаж архитекторов Лео фон Кленце, В. П. Стасова, Н. Е. Ефимова;
  • Эрмитажный театр архитектора Дж. Кваренги, который возведён над частично сохранившимся Зимним дворцом Петра I;

Также в комплекс зданий Государственного Эрмитажа включены служебные постройки:

  • Запасной дом Зимнего дворца;
  • Эрмитажный гараж архитектора Н. И. Крамского.

На сегодняшний день коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры , начиная с каменного века и до нашего столетия.

Музей Эрмитаж Санкт-Петербурга – это один из самых крупных музеев по всему миру. Каждый гость северной столицы считает своим долгом обязательно посетить это историческое наследие.

Эрмитаж в Санкт-Петербурге обладает красочной и разнообразной коллекцией экспонатов. К ним относятся картины, предметы искусства, скульптуры, живопись, графика и ещё много разнообразных и интереснейших объектов. На сегодняшний день коллекция насчитывает свыше 3 000 000 экспонатов. По своей масштабности Эрмитаж Санкт-Петербурга нисколько не уступает Лувру во Франции, либо Метрополитену в США. Учеными был установлен интересный факт: если каждое произведение искусств рассматривать около минуты, то не хватит даже восьми лет, чтобы обойти весь музей. Все экспонаты расположены в определенных залах, их насчитывается около 350 штук.

Эрмитаж был основан в Санкт-Петербурге в 1764 году. Именно тогда музей пополнился первыми историческими экспонатами. Екатерина II выкупила несколько картин у торговца из Берлина, которые принадлежали преимущественно голландским художникам. И с тех пор постоянно старалась разнообразить свои коллекции. Позже было принято отмечать основание музея в день Святой Екатерины, т.е. седьмого декабря.

Весь музей Эрмитаж состоит из пяти отдельных зданий. Самым известным считается Зимний дворец. Раньше он считался главным дворцом императора, представляя собой замкнутый прямоугольник. По сравнению с остальными зданиями Зимний дворец выше и больше. Из-за пожара, возникшего в 1837 году, здание ни раз подвергалось реконструкциям.

Также в комплекс музея входит Старый Эрмитаж, Новый Эрмитаж, Эрмитажный театр и Малый Эрмитаж. Все здания объединены между собой с помощью лестниц и подземных переходов. В совокупности они представляют цельное архитектурное сооружение.

В малом Эрмитаже расположилась знаменитая коллекция живописи Екатерины II. Императрица постоянно старалась пополнять свою коллекцию, скупая различные скульптуры, картины, предметы искусства. В её галереи красовались работы самых знаменитых и непревзойдённых художников: Рембрандта, Рафаэля, Рубенса и т.д.

Также Екатерина II отдавала глубокое предпочтение картинам малоизвестных европейских мастеров, путь которых тогда только начинался. Императрица любила коллекционировать декоративные изделия из камня: различные статуэтки, сувениры и украшения для женщин. Одним из значимых приобретений в таком роде стала коллекция каменных изделий герцога Орлеанского. В итоге в Малом Эрмитаже стало не хватать места для всех приобретений Екатерины Великой. С 1771-1778 год было решено построить новой здание, примыкающее к музею императрицы. Данное здание сильно отличалось от Зимнего дворца и малого Эрмитажа. Оно имело строгий и неброский стиль. Большой Эрмитаж был выделен для уникальных коллекций живописи.

Перед зимним дворцом раскинулась знаменитая Дворцовая площадь. Которая составляет около пяти гектаров. По своим размерам она в два раза превосходит Красную площадь в Москве. Сейчас она является ярким историческим объектом и ежедневно на площади собираются тысячи туристов, завороженные масштабностью и красотой музея.

Существуют ещё два строения, которые в настоящее время принадлежат Эрмитажу северной столицы: Меншиковский дворец и Здание Главного Штаба. В главном штабе раньше были размещены различные военные учреждения. А Меншиковский дворец был построен специально для «правой руки» Петра I – Александра Меншикова.

Одной из главных достопримечательностей музея Эрмитаж в Санкт-Петербурге считается Иорданская лестница. Она расположена в Зимнем Дворце. За всё время она практически не изменила своего первозданного вида. Выполнена лестница в превосходном стиле барокко. Она очаровывает своим орнаментом из белого мрамора и монументальной живописью парусов. Своё название иорданская лестница получила в честь обряда крещения на реке «Нева».

Пройдя по Иорданской лестнице можно очутиться в самом огромном зале музея. Его площадь составляет 1103 кв. м. и состоит из трёх больших комнат. Далее следует концертный зал, собиравший в своих стенах много знатных людей во времена императора. Пройдя через крайний проход с лестницы, можно попасть в Фельдмаршальский зал. Раньше он был украшен портретными картинами фельдмаршалов.

Музей Эрмитаж в Санкт-Петербурге это настоящее культурное и историческое наследие. Миллионы туристов каждый день приезжают, чтобы полюбоваться предметами искусства и архитектуры, а также приобщиться к русскому духу того времени, полному тайн и загадок.