Панорама Государственный Эрмитаж. Виртуальный тур Государственный Эрмитаж

Панорама Государственный Эрмитаж. Виртуальный тур Государственный Эрмитаж
Панорама Государственный Эрмитаж. Виртуальный тур Государственный Эрмитаж

Пожалуй, в России нет музея более известного и почитаемого в среде специалистов, чем Эрмитаж. Да и у простых туристов, вроде нас, он пользуется вполне заслуженным спросом, а потому был первым местом, которое мы посетили, приехав в Санкт-Петербург. В нашей стране имеется немало первоклассных музеев, но Эрмитаж, бесспорно, является самым большим собранием художественных ценностей не только у нас, но и, похоже, во всём мире. Его величественные залы и просторные хранилища вместили более трёх миллионов экспонатов, собранных за период двух с половиной веков.

Несмотря на этот факт, он не является самым посещаемым музеем в мире, а находится всего лишь в районе десятого места в общем рейтинге музеев. Думаю, что подобное обстоятельство связано с тем, что музей находится в России, стране не самой популярной для туризма, как показывает практика. Если бы музей стоял в Лондоне или Париже, то я бы ещё подумал на кого поставить... :) Ну, а пока Лувр и Британский музей занимают первые два места по числу посетителей в год.



01. Мне очень стыдно. Но только приехав в Санкт-Петербург, я узнал, что Эрмитаж располагается в здании Зимнего дворца.

02. Чтобы попасть в музей пришлось отстоять приличную очередь. Радует, что в стране такой спрос на искусство.

Я не был в Британском музее, но был в Лувре. Скажу честно, мне Эрмитаж понравился больше. И дело не в патриотизме, а в том, что даже если убрать из нашего музея все экспонаты, то он остаётся прекрасным дворцом, который стоит отдельного посещения. В то время как Лувр, как мне показалось, уже давно утратил колорит и роскошь дворцовых интерьеров.



03. Судите сами... Далее немного фотографий без комментариев. :)

04.

05.

06.

07.

08.

09. Георгиевский Большой Тронный Зал.

Что касается экспонатов и коллекций, то, как и Лувр до этого, Эрмитаж подавил меня, заставив задуматься о скоротечности жизни и несовершенстве человеческой памяти. Три миллиона экспонатов!!! 22 километра коридоров! Такой объём прекрасного невозможно воспринять целостно и запомнить. Можно приехать в Санкт-Петербург и годами изучать коллекции этого невероятного музея. После экскурсии по Эрмитажу, я как ни странно, чувствовал себя немного подавленным: голова гудела от объёма новых знаний и впечатлений, память пыталась их усвоить, и я, в очередной раз, осознал свою культурную безграмотность. Несмотря на то, что на детальный осмотр основной экспозиции человеку потребуется не один месяц, я пробыл в музее около четырёх часов. Потом наступила "перегрузка" и я просто потерял возможность остро воспринимать прелесть окружавших меня шедевров. Кое-что, я естественно сфотографировал. Специально не стал делать снимки самых известных полотен самых известных мастеров, а вместо этого сфотографировал то, с чем я познакомился впервые.



10. Очень много людей. У меня большие скопления людей отнимают почему-то силы.

Когда речь идёт о скульптуре, я почему-то тяготею к античности. Мне нравится представлять, как работали греческие мастера, впервые в истории человечества создававшие столь реалистичные и поражающие своей сложностью произведения. Неудивительно, что такое выдающееся мастерство породило миф о Пигмалионе.



11. Статуя Юпитера является одной из самых больших античных статуй сохранившихся до наших дней.

12. Геркулес – "новодел" XVIII века.

13. Афродита Таврическая

14. Дионис

Отдельным пунктом для меня всегда стоят картины в стиле "ведута", который так близки к моей любимой трэвел фотографии. Чаще прочих трогают меня картины этого жанра.



15. Антонио Каналетто. "Приезд французского посла в Венецию".

16. Бернардо Беллотто. "Вид Пирны с правого берега Эльбы".

17. Бернардо Беллотто. "Городской рынок Дрездена".

Можно бесконечно ходить по залам и коридорам дворца-музей, постоянно удивляясь и восхищаясь...



18. ...иногда деталями, как эта резьба по дереву на алтаре 16 века из Антверпена.

19. А иногда такими колоссальными шедеврами, как Колывановская ваза, самая большая в мире, выточенная и монолита зелёной яшмы, весящая более 19 тонн!

Я сознательно сделал мой очерк поверхностным и не стал писать развёрнутые простыни длинных текстов, как люблю обычно делать. Просто Эрмитаж такой объект, что в русскоязычной литературе он был описан множество раз и выдающимися специалистами, конкурировать с которыми такому дилетанту как я просто смешно. Кто захочет – без труда найдёт полную и исчерпывающую информацию об этом музее в сети. Ну, а я просто поделился свой прогулкой, не предполагая делать виртуальную экскурсию в рамках этого поста. Остаётся только позавидовать жителям Петербурга, которые имеют частую возможность посещать эту сокровищницу человеческого творчества.



20. Ну, а мы в тот день больше никуда не ездили. Весь оставшийся день переваривали впечатления. :)

Когда-то это был очень небольшой музей в составе Зимнего дворца, созданный Екатериной II исключительно для себя любимой и дворцовой знати. Такой культурный закуток для формирования утонченного вкуса избранных. И только после февраля 17-го Эрмитаж разросся до сегодняшних размеров и стал главным в этом ансамбле зданий между Дворцовой площадью и Дворцовой набережной. И пошел в него народ сплошным потоком, наслышанный о несметных сокровищах музея.

И они в нем действительно есть. По размерам своих фондов Эрмитаж стоит в одном ряду с самыми выдающимися музеями мира – около трех миллионов произведений искусства и памятников культуры. Начавшись с небольшой коллекции голландских и фламандских живописцев, Эрмитаж превратился в крупнейшее хранилище живописи и скульптуры, предметов ювелирного и прикладного искусства, коллекций нумизматики и оружия…

Конечно, ни сил, ни времени все это осмотреть, приехав в Питер на выходные, ни у кого не найдется. Эрмитаж для тех, кто знает толк в том, что в нем хотел бы найти и увидеть. А для «простых смертных» есть разные тематические экскурсии. Да и просто пробежаться по залам, подышать загадочной атмосферой высокого искусства, никому не помешает.

Но я бы советовал все же идти в него, подготовившись. Что-нибудь заранее почитать, разложить в голове основные школы и направления, запомнить некоторых авторов… Еще будет полезно побродить по виртуальному Эрмитажу на его официальном сайте. Там даже есть такая интересная функция, как создание собственной коллекции произведений, которые можно потом попробовать отыскать в бесчисленных залах и полюбоваться воочию. И только тогда, возможно, Эрмитаж тоже снизойдет до вас, станет «френдли» и поведет вас за руку в волшебный мир искусства. А Питер в вашем представлении обретет ту самую ауру «культурной столицы», о которой вы много раз слышали, но не могли понять, где же она…

Цели:

  • познакомить учащихся с произведениями культуры и искусства больших и малых народов;
  • воспитывать у учащихся чувство прекрасного, чувство гордости за свою страну, за соотечественников;
  • способствовать развитию творческих сил школьников, нацелить на самостоятельное приобретение знаний о русской культуре и искусстве.

Оборудование:

  1. На доске написан эпиграф: “Я входил в Эрмитаж, как в хранилище человеческого гения. В Эрмитаже я впервые, еще юношей, почувствовал счастье быть человеком. И понял, как человек может быть велик и хорош…” К. Паустовский.
  2. Слайды.
  3. Репродукции картин.
  4. Музыкальное сопровождение.

Ход классного часа.

1. Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята, сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в один из крупнейших музеев России – Эрмитаж.

В переводе с древнегреческого музей, или мусейон, означает “храм муз”. В честь девяти муз, прекрасных и вечно юных спутниц бога Аполлона – покровителя искусств, древние греки создавали свои мусейоны, в которых можно было увидеть великолепные мраморные статуи, изящные произведения изобразительного и ювелирного искусства. Посещая их, люди восхищаются представленными там изумительными творениями прославленных мастеров и художников. Создатели музеев бережно сохраняют всё это великолепие не только для современников, но и для своих потомков. В наше время музеи являются культурно-историческими центрами, в которых собрано всё ценное, что создано человечеством за многовековую историю. Музей называют исторической памятью народа.

2. Исторический экскурс.

Ведущий I : В центре Санкт - Петербурга, на левом берегу реки Невы, находится Эрмитаж – крупнейший музей истории мировой культуры.

Эрмитаж – это удивительный мир, полный чудес.

Пройдя сложный путь от закрытого дворцового собрания до одного из крупнейших музеев, он хранит в своих стенах около двух миллионов семисот тысяч памятников культуры и произведений искусства, которые охватывают колоссальный исторический период от первобытного общества до наших дней.

Музей занимает пять зданий, под экспозиции отведено более трехсот пятидесяти залов.

Поистине Эрмитаж “ обширен и необозрим, как наша страна… его бесконечные анфилады текут, как русские реки, а его залы раскинулись, как необъятные равнины и моря”.

Среди музеев мира найдется лишь немного таких, которые могли бы поспорить с Эрмитажем объемом и многообразием своих коллекций. Собранные здесь сокровища знакомят с творчеством многих десятков стран и народов Востока и Запада.

Эрмитаж заботливо сохраняет в своих стенах мировые художественные ценности, проявляя уважение к тысячелетним достижениям культуры и искусства больших и малых народов, делает его предметом национальной гордости.

Трудно переоценить значение Эрмитажа для формирования человеческой личности в наши дни, когда его памятники стали общедоступным, всенародным достоянием.

Ведущий II : Из всех исторических событий, свидетелем которых стал Эрмитаж, ни с чем не сравнимыми, имевшими подлинно мировое значение были дни Великой Октябрьской Социалистической революции. Память о штурме Зимнего дворца хранят его стены и многие залы.

Мемориальной доской отмечена лестница подъезда, выходящего на Дворцовую площадь. Теперь она носит название Октябрьской. Главным образом именно по ней в ночь с 25 на 26 октября 1917 года устремились отряды красногвардейцев и революционных частей армии и флота, штурмовавшие дворец. Мемориальной доской отмечена и Малая столовая. На белом мраморе начертано: “ В этой комнате в ночь с 25 на 26 октября (7-8 ноября) 1917 года красногвардейцы, солдаты и матросы, взявшие штурмом Зимний дворец, арестовали контрреволюционное буржуазное Временное правительство”.

Специального внимания заслуживает то обстоятельство, что благодаря исключительно высокой сознательности революционных масс дворец остался невредим.

Ведущий III : Позднее особо значительным периодом в истории Эрмитажа явились годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда. Силами сотрудников музея, с помощью многочисленных ленинградцев, художников, студентов коллекции в кратчайший срок были подготовлены к эвакуации. Спасению величайших ценностей было уделено особое внимание правительства страны.

В июле 1941 года двумя эшелонами в глубокий тыл (г.Свердловск) было вывезено 1118000 экспонатов, находившихся под наблюдением научных сотрудников. Оставшиеся экспонаты, вместе с поступившими на хранение в Эрмитаж из других музеев города, были укрыты под крепкими сводами подвалов. На местах пребывали лишь такие гиганты, как статуя Юпитера, Колыванская ваза и другие памятники, переноска которых угрожала их сохранности. В опустевших залах – бочки с водой, груды песка и различный противопожарный инвентарь да осиротевшие витрины и рамы, со специально оставленными на них этикетками. В исключительно тяжелых условиях блокады, под обстрелами и бомбежками, причинявшими музею большие повреждения, день за днем свершали свой подвиг сотрудники Эрмитажа. 10 октября 1945 года коллекции вернулись из эвакуации, и 4 ноября того же года состоялся торжественный общественный просмотр первых вновь открытых шестидесяти девяти залов. 8 ноября 1945 года Эрмитаж возобновил свою регулярную деятельность.

Ведущий IV : В наши дни Эрмитаж посещает ежегодно около трех с половиной миллионов человек.

В этом (2010 году) Эрмитажу исполняется 246 лет. Датой основания музея принято считать 1764 год, когда в Петербург прибыла крупная партия картин, приобретенная Екатериной II, у берлинского купца. Эта коллекция положила начало систематическому собирательству художественных ценностей, но она была далеко не первой из уже имевшихся в то время в России и позднее частично вошедших в состав Эрмитажа. Ныне в музее хранится немало первоклассных памятников искусства, приобретенных еще в петровское время. К их числу, прежде всего надо отнести всемирно известную “Сибирскую коллекцию Петра I”.

Если фасады Зимнего дворца и других эрмитажных зданий в основном сохранили свой первоначальный облик, то с интерьерами дело обстоит иначе. В течение двухсот лет назначение многих из них неоднократно менялось, что влекло за собой изменения и во внутренней отделке. Наиболее сложной оказалась архитектурная судьба Зимнего дворца, самого старого из строений, занимаемых ныне Эрмитажем. 17 – 19 декабря 1837 года, страшный пожар в три дня уничтожил весь огромный дворец, от которого остался лишь обгоревший остов. Уже 29 декабря 1837 года была создана особая комиссия по восстановлению дворца. Колоссальные по объему работы велись в исключительно сжатые сроки и были завершены менее чем за два года – всего лишь! Одновременно на строительство было занято 8 тысяч человек. Трудились днем и ночью.

3 . Заочное путешествие по Эрмитажу.

Экскурсовод I : Войдя в музей со стороны Невы через Главный подъезд Зимнего дворца в полной мере, ощущаешь барочный характер организации пространства.

Галерея, покоящаяся на мощных столбах, декорированных колоннами, направляет вошедшего к парадной лестнице <Слайд 1>(Презентацию можно спросить у автора статьи). От первой площадки марши растекаются на два рукава, заставляя зрителя повернуться и увидеть великолепие этой лестницы, занимающей почти всю высоту дворца, бесконечное разнообразие ее декора – зеркала, статуи, затейливую золоченую лепнину. На повороте к верхней площадке, снова соединяющей лестничные марши, внимание привлекают огромные колонны. Плафон с изображением богов Олимпа в облаках уводит взгляд ввысь. От Главной лестницы расходятся под прямым углом Невская и Большая анфилады.

Фельдмаршальский зал <Слайд 2>, начинающий Большую анфиладу, кажется торжественно застывшим в своем величии. В архитектурном решении царит логичность и ясность. Портики, расположенные по центру зала, указывающие путь от Главной лестницы к следующему Петровскому залу. Декоративное богатство придают сильно вынесенные карниз с балконом на нем, и три бронзовые люстры: большая, диаметром 2,66м и две малые двухметровые.

Следующий за ним Петровский, или Малый Тронный зал <Слайд 3>. Посвященный памяти Петра I, он в тоже время предназначался для малых приемов и был отделан с особой роскошью. Стены обтянуты алым, со временем потемневшим бархатом, вышитым серебром. Сплошной рельефный золоченый орнамент фриза включает короны, морские атрибуты и венки. Свод расписан изображениями российских гербов, уменьшающихся по мере приближения к вершине свода. Главным элементом в оформлении зала является большая ниша с закругленным сводом. В нем на возвышении стоит серебряное золоченое тронное кресло. За троном – картина, изображающая Петра I с богиней Минервой.

Экскурсовод II : Соседний с Петровским Гербовый зал <Слайд 4> неизменно поражает соей величественностью. Колоссальный зал в тысячу квадратных метров, не подавляет своей огромностью. Сочетание белого цвета с золотом делает его особенно нарядным и торжественным. По белым стенам зала попарно расположены золоченые колонны и пилястры, поддерживающие балкон с золоченым лепным орнаментом. Помещенные на торцовых стенах скульптурные группы воинов с гербами русских губерний на древках определяют название зала – гербовый. Щитки с гербами укреплены также на многочисленных люстрах, украшающих зал. В 1942 году взрывом фашистского снаряда зал был сильно поврежден. К 7 ноября 1946 года его полностью реставрировали.

Одним из самых прославленных интерьеров Зимнего дворца является Галерея 1812 года <Слайд 5>. Значение ее как памятника русской славы прекрасно определил А. С. Пушкин в известном стихотворении “Полководец”.

У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата;
Не в ней алмаз венца хранится под стеклом;
Но сверху донизу, во всю длину, кругом
Своею кистию свободной и широкой,
Ее разрисовал художник быстроокой.
Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадонн,
Ни плясок, ни охот, - а все плащи, да шпаги,
Да лица, полные воинственной отваги.
Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью Двенадцатого года.

На стенах галереи в простых золоченых рамах размещены 332 портрета генералов, участников Отечественной войны 1812 года. Среди изображений центральное место занимают большие, в рост, портреты прославленных фельдмаршалов М. И. Кутузова и М. Б. Барклая де Толли. Вокруг расположены портреты их ближних сподвижников Багратиона, Ермолова и других. Пожар 1837 не пощадил галерею, однако портреты были спасены и после восстановления галереи архитектором Стасовым возвращены на свои места. Военная галерея – своеобразный памятник героическому военному прошлому русского народа.

Экскурсовод III : Георгиевский или Большой тронный зал <Слайд 6> можно без преувеличения назвать одним из самых совершенных интерьеров Зимнего дворца. Залитый солнцем двухсветный зал, сверкающий белизной мрамора, оттененного золоченой бронзой, покоряет торжественной величавостью, соответствующей его назначению. Зал занимает площадь в 800 кв. м. Литой орнамент из золоченой бронзы заполнил монументальные кессоны потолка, узоры которого повторяются в уникальном паркете, набранном из 16 редких пород дерева. В общий ритм включены также бронзовые люстры и мраморный барельеф, изображающий Георгия Победоносца, вмонтированный в стену над тронным местом.

Малахитовый зал <Слайд 7> по – своему неповторим. Но Малахитовый зал можно назвать уникальным, благодаря искусному применению в его отделку поистине сказочной красоты камня, не случайно вошедшего в уральские легенды. Использование столь ценного камня для украшения большого зала было связано с открытием в 1830-х годах на Урале огромных залежей малахита. Удивительно эффективно и нарядно смелое контрастное сочетание разнообразных оттенков зеленого камня с позолотой потолков, дверей, а также с малиновым цветом штофа мебели и занавесей на фоне беломраморных стен. В наши дни в зале экспонируются разнообразные изделия из малахита – канделябры, торшеры, вазы и другие, исполненные главным образом в первой половине XIX века.

Экскурсовод IV : Концертный зал <Слайд 8> создан в конце XVIII века на месте одного из пяти парадных покоев, построенных Ф. Растрелли. Он предназначался для концертов, откуда и происходит его название. Стены зала облицованы белым стюком. Фигуры античных муз и богинь, помещенные на карнизе и как бы продолжавшие колонны, созданы скульптором И. Германом вместо сгоревших. В зале экспонируются художественные изделия из серебра работы русских мастеров XVII – XX столетий. Обращает на себя внимание монументальная серебряная гробница Александра Невского.

Павильонный зал <Слайд 9> – один из самых нарядных в Эрмитаже. Здесь создан просторный светлый двухъярусный интерьер, украшенный аркадами, колоннами, декоративной скульптурой “фонтанами слез” и мозаичным полом. Своеобразная композиция зала, белизна его отделки в сочетании с золоченым фоном и обилием сверкающих хрустальных люстр усиливают парадность интерьера. В зале экспонируются русские и итальянские мозаичные столы и часы “Павлин”, работы английского мастера.

Экскурсовод V : Особенно большой известностью пользуется картинная галерея Эрмитажа, начало которой было положено в 1764 году. Дать полное представление о богатстве картинной галереи Эрмитажа, разумеется, невозможно. При отборе произведений мы стремились наряду с прославленными шедеврами включить ряд хотя и менее знаменитых, но выдающихся в художественном отношении картин, наиболее ярко характеризующих искусство отдельных стран.

Возрождение – эпоха, характерная полным изменением человеческого сознания, “породила, - по словам Энгельса, - титанов по силе мысли, страсти”. Одним из титанов был Леонардо да Винчи. О нем нельзя говорить только как о живописце. Он был одновременно механиком, архитектором, скульптором, химиком, астрономом и т. д. Живописных работ Леонардо, дошла до нас очень немного. “Мадонна Бенуа” или “Мадонна с цветком”. Картина была обнаружена в России, в Астрахани. Местный купец, не подозревая, что он приобретает, купил картину на распродаже имущества итальянского странствующего музыканта. Затем она по наследству перешла жене крупного архитектора Бенуа, которая и продала ее в 1914 году в Эрмитаж. Имя Бенуа так и осталось за картиной. В противоположность долеонардовской церковной традиции, это скорее не мадонна, а молодая мать, играющая с сыном и находящая в игре ту же радость, что и ребенок.

Когда Рафаэль писал “Мадонну Конестабиле”, ему было около 17 лет. Основная особенность картины – пронизывающее картину чувство лирики. Оно присутствует и в самом образе мадонны и в наивном пейзаже, мягко расстилающемся за ее спиной. В природе царит весна. Светлой зеленью покрыты невысокие холмы, на деревьях только начинают распускаться листья. Основная черта Мадонны – задумчивая ясность, вокруг нее – то же настроение. Избрав формой для своего произведения круг, Рафаэль соответственно строит свою композицию. Она вся выражена в мягких округлых линиях: плечо Мадонны, склоненная голова, второе плечо. Ее фигура поставлена строго в центре. Тельце младенца расположено под тем же наклоном, что и голова его матери. Это уже попытка разработки геометрического построения композиции.

О биографии Джорджоне мы знаем чрезвычайно мало. Известно, что он провел большую часть жизни в Венеции. Он был одновременно художником, музыкантом, поэтом. Столь разнообразная одаренность сказалась на его живописном творчестве: он один из немногих художников эпохи Возрождения, в чьем творчестве ощущается попытка передать настроение. “Юдифь” – одно из самых замечательных его произведений – изображает прекрасную европейскую девушку, спасшую свой народ от нападения врагов. Она соблазнила Олоферна, вождя армии, осаждавшей ее родной город, и когда он заснул, отрубила ему голову. Образ Юдифи очень сложен. Она одновременно величественна и скромна. В ней чувствуется гордость победительницы и грусть, вызванная совершенным поступком. Попирающей ногой голову Олоферна изобразил Юдифь Джорджоне. Вся ее поза подчеркнуто, женственна, в то время как рука твердо сжимает меч. Фоном для Юдифи служит многоплавный пейзаж с далеким горизонтом. Справа от нее изображены два дерева: могучий дуб и тоненькое, дрожащее под ветром, деревце. Вероятно это сопоставление женской слабостью Юдифи с непобедимостью ее противника.

“Возвращение Блудного сына” – это последняя крупная картина Рембрандта, его лебединая песня. Он создал ее, не оправившись от постигших его тяжелых потерь смерти сына и любимой женщины. Естественно, что тема родительского горя была ему близка. Художник выбрал тему из Евангелия. В одной из притч говорится о сыне, покинувшем кров отца ради веселой и беззаботной жизни. Перетерпев ряд невзгод, юноша вернулся в отчий дом. Старик отец, забыв свои несчастья и одиночество, радостно кидается ему на встречу. Рембрандт изображает отца старым, слабым, полуслепым. Он стремится увидеть сына, но не может. Лицо его полно страдания и радости. Руки бережно и любовно ощупывают, бережно притягивая к себе, коленопреклоненного мужчину. Вид последнего особенно жалок: голова покрыта коростой, пораженные ноги загрубели и опухли, одежда лохмотьями падает с плеч. Его лицо почти не видно. Он весь замер у ног отца, отдаваясь ощущению ласки. Убедительнее и ярче образов нет даже в творчестве самого Рембрандта. При свидании отца и сына присутствуют свидетели, однако они настолько второстепенны, что мало останавливают внимания. Этой картиной Рембрандт дает свой последний урок любви к человеку, понимания его и прощения его слабостей.

Никола Пуссен – крупнейший французский художник XVII века. Будучи очень образованным человеком, он везде находил “высокие примеры”, которые должны были воспринимать зрители его картин, или героические подвиги, которым они могли бы подражать. Обычно Пуссен, использовал для своих произведений сюжеты, связанные с гражданской доблестью, самопожертвованием ради своего народа или Родины. Одним из лучших произведений Пуссена является “Танкред и Эрминия”. Любящая рыцаря Танкреда Эрминия находит его тяжело раненым в поединке с мавром. Эрминия, с точки зрения людей XVI века, приносит своему любимому самую большую жертву, она отрезает ему на перевязку свои волосы, обладающие волшебной силой. Художник концентрирует все внимание зрителя на своих героев, заключая их в круг, разорванный телами лошадей. Эрминия бросается к Танкреду. На бегу отсекает себе волосы. Нагнувшийся к Танкреду оруженец как бы служит ему обрамлением.

Искусство Тициана – крупнейшего живописца венецианской школы – преисполнено громадной жизненной энергией. “Святой Себастьян” – одна из характернейших картин позднего Тициана. Согласно легенде, Себастьян был римским легионером, казненным за приверженность христианству. Тициан изображает героя: сильным, высоким; мускулистый мужчина жестоко страдает, но переносит мучения гордо, едва ли не спокойно. Зритель, кажется, физически ощущает, как вонзаются громадные стрелы, но Себастьян стоически переносит мучения, дух его не сломлен, он стоит, выпрямившись, его тело прекрасно, как тело атлета, только во взгляде поднятых к небу глаз можно прочитать, каких сил стоит Себастьяну его гордая выдержка. Тициан пишет всего тремя красками: черной, белой и красной, создавая с их помощью сложный живописный организм. Тело героя выделяется из красочной массы и в то же время с ней связано, подобно тому, как его образ и принадлежит миру страданий и мрака, и противопоставлен ему.

4. Заключительное слово учителя.

Итак, мы совершили с вами удивительное путешествие в прошлое, приобщились к художественной истории Санкт - Петербурга, почувствовали себя сопричастными к творчеству великих зодчих. Каждый из вас ощутил себя достойным наследником наших духовных ценностей.

Госуда́рственный Эрмита́ж - один из крупнейших и самых значительных художественных и культурно-исторических музеев России и мира. Находится в Санкт-Петербурге. Свою историю музей начинает с коллекций произведений искусства, которые приобретала в частном порядке российская императрица Екатерина II. Первоначально эта коллекция размещалась в специальном дворцовом флигеле - Малом Эрмитаже (от фр. ermitage - место уединения, келья, приют отшельника, затворничество), откуда и закрепилось общее название будущего музея. В 1852 году из сильно разросшейся коллекции был сформирован и открыт для посещения публики Императорский Эрмитаж. Современный Государственный Эрмитаж представляет собой сложный музейный комплекс. Основная экспозиционная часть музея занимает пять зданий, расположенных вдоль набережной реки Невы в центре Санкт-Петербурга, главным из которых принято считать Зимний дворец. Коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия. Государственный Эрмитаж входит в первую двадцатку самых посещаемых художественных музеев мира.

Коллекция Екатерины Великой

Эрмитаж возник в 1764 году как частное собрание Екатерины II, после того, как ей были переданы из Берлина 317 ценных картин (по другим данным их было лишь 225) общей стоимостью в 183 тысячи талеров из частной коллекции живописи Йоханна Эрнста Гоцковского (Johann Ernst Gotzkowsky, 1710-1775), в счёт его долга князю Владимиру Сергеевичу Долгорукову. Среди них были полотна таких мастеров, как Дирк ван Бабюрен, Хендрик ван Бален, Рембрандт ван Рейн, Питер Пауль Рубенс, Якоб Йорданс, Антонис ван Дейк, Хендрик Гольциус, Франс Хальс, Ян Стен, Геррит ван Хонтхорст и другие произведения, в основном голландско-фламандской школы первой половины XVII века. Из 228 картин, переданных в Россию в 1764 году, сегодня в Эрмитаже сохранились по меньшей мере 96 полотен. Поначалу большинство картин размещалось в уединённых апартаментах дворца (ныне Малый Эрмитаж). Впоследствии апартаменты получили название «Эрмитаж». В 1769 году в Дрездене для Эрмитажа была приобретена богатая коллекция саксонского министра графа Брюля, насчитывавшая около 600 картин, в том числе пейзаж Тициана «Бегство в Египет», виды Дрездена и Пирны кисти Беллотто и пр. Важнейшую роль для Эрмитажа сыграла в 1772 году покупка Екатериной в Париже коллекции живописи барона Кроза. Это собрание во многом предопределило «лицо» картинной галереи. Преобладали картины итальянских, французских, фламандских и голландских мастеров XVI-XVIII века. В их числе - «Святое Семейство» Рафаэля, «Юдифь» Джорджоне, «Даная» Тициана, картины Рембрандта, произведения Рубенса, Ван Дейка, Джамбаттиста Питтони, Пуссена, пейзажи Клода Лоррена и работы Ватто. Коллекция живописи британского премьер-министра Уолпола, приобретённая в 1779 году, добавила ряд шедевров Рембрандта (среди них «Жертвоприношение Авраама» и «Немилость Амана») и группу портретов кисти Ван Дейка.…

13:00 — REGNUM Сегодня, 12 декабря, в петербургском издательстве «Арка» выходит первый в России музейный комикс «Путешествия по Эрмитажу. Царица тюльпанов» Варвары Помидор и Дарьи Агаповой . История в необычной форме показывает мир искусства с помощью произведений, представленных в главном музее Северной столицы.

Куратором проекта выступил директор издательства «Бумкнига» Дмитрий Яковлев:

«Желание увидеть российский комикс про музей у меня появилось после того, как я увидел рисованные истории, которые издает Лувр совместно с издательством Futuropolis. Это было примерно восемь лет назад. Мы даже связались с Лувром и предложили им провести выставку в Петербурге. Но тогда, к сожалению, не нашли отклика в наших музеях. Примерно три года назад мы обсудили эту идею с Варварой Помидор, и она решила взяться за проект. Параллельно я предложил его в издательство «Арка», которое является партнером «Эрмитажа». Им идея понравилась, и работа началась. Книга получилась великолепная, и я очень надеюсь увидеть продолжение».

Главными героями рисованной истории стали школьники Тася и Ваня, которые случайно встречаются в Эрмитаже и начинают вместе открывать для себя произведения искусства, переносясь во времени и пространстве.

«Идея создать комикс о приключениях в Эрмитаже возникла в издательстве «Арка» давно, но только когда сложилась сильная команда — художница Варвара Помидор, с её нежнейшей графической манерой, которая позволяет бережно работать с коллекцией Эрмитажа, специалист по детским музейным программам Дарья Агапова и Дима Яковлев, который знает про комиксы почти всё — наши мечты стали реальностью и воплотились в захватывающей и очень трогательной истории, которую придумали Варвара и Дарья, — рассказывает Полина Ермакова , главный редактор издательства «Арка». — Я уверена, что эта книга понравится и любителям комиксов, и музейным завсегдатаям, и тем, кому ещё только предстоит открыть мир комикса, а главное — необыкновенный мир Эрмитажа».

Комикс выполнен цветными карандашами и акварелью. Такая техника добавляет истории некой «детскости» и делает её ближе к главным героям. В то же время детальная графика позволяет читателю погрузиться в атмосферу Эрмитажа и по-новому взглянуть на известные всему миру произведения искусства.

Чтобы подробнее узнать о комиксе и работе над ним, корреспондент ИА REGNUM пообщался с авторами рисованной истории Варварой Помидор и Дарьей Агаповой.

: Как происходило ваше сотрудничество?

Варвара: Эта книга — мой первый опыт работы в соавторстве. С Дашей Агаповой мы знакомы давно. Она не раз приглашала меня поучаствовать в её музейных проектах как художника и дизайнера, мы вместе делали детскую программу к выставке про Петра I в Манеже, «Музейные сундучки» для Гатчинского дворца. В данном случае я пригласила Дашу поработать над этой книжкой вместе. Мы обсуждали сюжет, текст, структуру книжки, графическое развитие истории, отдельные кадры.

: Какие плюсы и минусы вы можете выделить в совместной работе?

Варвара: Работать вместе намного легче, быстрее решаются спорные вопросы, развеиваются сомнения. У каждого есть приоритеты. В каких-то вопросах я полностью доверяю Даше. Но в то же время всё можно обсуждать, додумывать. На любую идею соавтор может посмотреть немного со стороны, что очень важно в работе. До этого мой муж Эльдар всегда был таким помощником.

: Как долго вы работали над рисованной историей? Возникали ли какие-то трудности?

Варвара: Когда мы договорились с издательством «Арка» о книге, мне выдали специальный «безлимитный» пропуск в музей. Полгода я собирала материал и написала три истории. Но они никак не вписывались в форматы комикса. Мне хотелось обо всём рассказать очень подробно. Как всё уместить? Тогда я попросила Дашу прочитать текст. Она сразу дала много дельных советов, и стало понятно, как выбраться из того «завала» важных и интересных вещей, под которым я застряла. Я предложила Даше стать соавтором, и мы стали вместе работать над текстом. Потом я отвлеклась на иллюстрации к книжкам Руне Белсвика «Простодурсен» — на 8 месяцев погрузилась «в приречную страну». И вот спустя два с половиной года книжка про Эрмитаж вышла из типографии.

: Каким образом вы выбирали те или иные произведения искусства для того, чтобы перенести их на страницы своего комикса?

Дарья: Я бы сказала, что скорее они нас выбирали. У героев книжки очень разные характеры и смотрят они по-разному — Тасю больше интересуют детали, фактуры, выражения лиц, а Ваня — дотошный молодой человек, чуть что, сразу заглядывает в смартфон, выясняет, что, где и когда. Сказывается разница и в возрасте, и в темпераментах. Мы старались реконструировать способ мысли героев нашей истории: как Тасю «ведут» любопытство и блуждающий взгляд, а Ваню — пытливый ум и исследовательский интерес, в чём они друг другу помогают, как пересекаются. Из этой логики и родился выбор произведений, причем Эрмитажа нам не хватило, пришлось включить некоторые вещи из других музеев мира, которые возникали на экране Ваниного телефона. Так появилась карта путешествия по свету в конце книги.

: На какую аудиторию ориентирована рисованная история?

Дарья: Можно было бы сказать, что это история для ровесников героев книжки, то есть для младших подростков 10— 13 лет, которые могут себя идентифицировать с Тасей и Ваней. Но, мне кажется, в еще большей степени это книжка для родителей, потому что она дает возможность внимательнее посмотреть на то, как воспринимает мир ребенок, какой он, что для него важно. Родители часто хотят от музея прямой пользы — научился чему-то, запомнил что-то, а мы хотели показать, что с ребенком, воспринимающим искусство, происходят и более важные, более глубокие вещи.

: Что больше всего запомнилось вам в работе над книгой?

Дарья: Для меня это было опытом необыкновенно комфортного сотрудничества. Когда Варя возвращала мне мысль в виде рисунка, у меня постоянно было чувство, что я получила в награду непонятно за что возможность присутствовать при рождении чуда, это звучит сентиментально, но это действительно удивительный процесс, когда слова воплощаются в образы и при этом вдруг какой-то новый смысл рождается, непредусмотренный заранее.

: Планируете ли вы продолжить историю Эрмитажа или создать подобный комикс о других музеях Петербурга?

Варвара : Сейчас мы редактируем текст второй истории, действие которой так же происходит в Эрмитаже, в залах Японии. Но нам интересно погулять и по другим музеям, а может быть, и побродить по улицам города.