Дом романовых в доме архитектора клейна. Спасти и заселить: как девелоперы осваивают наследие архитектора Клейна

Дом романовых в доме архитектора клейна. Спасти и заселить: как девелоперы осваивают наследие архитектора Клейна
Дом романовых в доме архитектора клейна. Спасти и заселить: как девелоперы осваивают наследие архитектора Клейна

160 лет назад, 31 марта 1858 года родился архитектор Роман Клейн - один из самых востребованных архитекторов в России конца XIX - начала XX веков. Именно он возводил Музей изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), магазин "Мюр и Мерилиз" (ныне ЦУМ), Бородинский мост и десятки доходных домов. От стилизаций и эклектики ранних работ он впоследствии пришел к неоклассическому стилю. Открыв в 1888 году частную практику, он превратил ее фактически в школу, через которую прошли многие талантливые архитекторы, такие как А.Я. Головин, И.И. Рерберг, В.Г. Шухов и другие.


Роман Клейн, 1890-е

Роман Клейн родился в многодетной купеческой семье. Он был пятым из семи детей московского коммерсанта Ивана Клейна. Дом был большим и гостеприимным - в нем постоянно бывали литераторы, музыканты, художники. Личность мальчика формировалась в творческой и культурно-образованной среде. Он рано проявил склонности к рисованию и музыке, а покровительство и дружба известного архитектора Вивьена сыграли определяющую роль в выборе профессии.
В 1879 году Роман Клейн окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в 1882 году - Императорскую Академию Художеств со званием классный художник-архитектор 3-й степени. Затем Клейн стажировался в Италии, изучал европейскую архитектуру, художественные музеи и памятники. Он начал свою практическую работу в качестве помощника архитектора во время сооружения в Москве Исторического музея. Одна из первых самостоятельных построек Клейна - Средние торговые ряды на Красной Площади, стилизация под древнерусское зодчество. Их сооружение на месте, прежде занятом множеством мелких ветхих лавок и складов, явилось ярким событием того времени.
Если мысленно собрать на одной территории все здания, построенные в Москве Клейном, то получится целый маленький город со своим центром. Клейн остался в революционной России и был достаточно востребован новыми властями, но не дожил до строительного подъёма середины 1920-х годов.
С 1918 года и до конца дней он работал штатным архитектором Пушкинского музея в Москве, служил в правлениях Казанской и Северной железных дорог, возглавлял кафедру МВТУ. Последние четыре месяца жизни руководил проектным бюро Наркомпроса.
Умер Роман Иванович Клейн 3 мая 1924 года в Москве, где и был похоронен на Введенском кладбище. Всего архитектор построил в Москве более 60 крупных зданий, все его проекты показать сложно, вот только 16 из них.

1. Неоклассический особняк по адресу Воздвиженка, 14 был построен в 1886-1888 годах архитектором Р.И. Клейном для известной московской общественной деятельницы, предпринимательницы и меценатки, владелицы Тверской мануфактуры и представительницы двух знаменитых купеческих родов, Варвары Алексеевны Морозовой. Этот особняк стал одной из первых самостоятельных работ Р.И. Клейна, тогда еще начинающего архитектора.


Особняк Морозовой. Улица Воздвиженка, дом 14. 1886

2. В 1887 году участок по нынешнему адресу Олсуфьевский переулок, 6 приобрёл Роман Клейн. Здесь тогда находились деревянный дом и несколько дворовых построек. В 1889 году зодчий несколько видоизменяет это здание, а в 1896 году надстраивает вторым этажом и размещает там чертёжную мастерскую и личную библиотеку.


Дом архитектора Р.И. Клейна. Олсуфьевский пер., дом 6, строение 2. 1889-1896

С этого времени все последующие архитектурные проекты Клейна создавались именно в этих стенах. В этот дом приходил Иван Владимирович Цветаев - инициатор создания и первый директор Музея изящных искусств, над проектом которого здесь и трудился Роман Иванович.

3. Дом № 3 по Вспольному переулку - особняк А.В. Эджубова, построен в 1889 году. В этом очень скромном одноэтажном особняке узнаются черты эклектичного стиля Клейна.


Особняк А.В. Эджубова. Вспольный переулок, дом 3. 1889

4. Экзотическое здание в китайском стиле, известное как "Чайный дом", обновлялось архитектором Карлом Гиппиусом под руководством Роберта Клейна. Фасад украшен лепными изображениями китайских животных и других исторических символов, стилизованных под китайские иероглифы с надписями, а на крыше установлена башенка в виде двухъярусной китайской пагоды.


Чайный дом. Мясницкая улица, дом 19.1890 -1893
https://galik-123.livejournal.com/164532.html

5. По проекту архитектора Р.И. Клейна в центре Москвы в 1889-1893 годах были построены Средние торговые ряды. Они являлись частью архитектурного ансамбля вместе с Верхними торговыми рядами. Западным фасадом выходят на Красную площадь. В настоящее время комплекс зданий находится на реконструкции.


Средние торговые ряды. Красная площадь, дом 5. 1890-1893
https://galik-123.livejournal.com/378805.htm

6. В 1893 году на средства П.Г. Шелапутина был заложен Гинекологический институт. Архитектором института стал Р.И. Клейн. Здание заняло угол Большой Пироговской улицы и Олсуфьевского переулка. Оно имеет Г-образную форму. На Большую Пироговскую улицу здание Института выходит глубоким балконом, украшенным четырьмя легкими колоннами и ажурной оградой. Угол венчает стеклянный купол.


Улица Большая Пироговская, 11, С1. Гинекологический институт им. А.П. Шелапутиной. 1893-1895

7. Здание около метро Красная Пресня было построено к 1895 году по инициативе профессора А.П. Богданова для бактериолого-агрономической станции ботанического сада Императорского общества акклиматизации животных и растений. Архитекторами здания считаются Р.И. Клейн и А.Э. Эрихсон. Финансировал постройку и исследования, проводимые станцией, владелец самой известной в дореволюционной России аптеки - магистр фармации, меценат и ученый В.К. Феррейн.


Станция Ботанического сада на Красной Пресне. 1895
https://galik-123.livejournal.com/173943.html

8. В 1898 году модный в то время архитектор Роман Клейн перестроил для семьи Депре старое здание на Петровке. Элегантный дом с элементами французской архитектуры был оборудован последними новшествами. На первом этаже располагался "Магазин иностранных вин и гаванских сигар, поставщика высочайшего двора К.Ф. Депре".


Дом виноторговца Депре. Улица Петровка, дом 8. 1898
https://galik-123.livejournal.com/281155.html

9. Четырехэтажное здание №19 на Кузнецком мосту в архитектурном мире известно как доходный дом c магазинами князя Андрея Гагарина, построенный в две очереди: сначала архитектором Виктором Косовым, потом - Клейном.


Пассаж "Кузнецкий мост". Улица Кузнецкий мост, 19. 1898
https://galik-123.livejournal.com/389214.html

10. Дом чаепромышленников Высоцких по адресу Огородная слобода, 6 построен в 1900 году по проекту Клейна. Талантливый стилизатор Р.И. Клейн сумел совместить в этом доме элементы средневекового замка и дворца эпохи Возрождения.


Дом Высоцких. Переулок Огородная Слобода, дом 6. 1900
https://galik-123.livejournal.com/378296.html

11. Здание в стиле неоготики с элементами модерна, в котором сейчас находится ЦУМ, в настоящем его виде было построено в 1908 году по проекту архитектора Романа Клейна для компании "Мюр и Мерилиз".


Универсальный магазин "Мюр и Мерилиз". Улица Петровка, дом 2. 1906-1908
https://galik-123.livejournal.com/380617.html

12. В конце 1896 года основателем музея - профессором кафедры теории и истории искусства Иваном Владимировичем Цветаевым, были разработаны условия конкурса на архитектурный проект Музея изящных искусств при Императорском Московском университете. Правление университета, по условиям конкурса, имело право выбрать для строительства любой проект и пригласить архитектора по собственному усмотрению. Избран был сравнительно молодой, но известный московский архитектор Роман Иванович Клейн. В сооружении здания с 1898 года участвовал инженер Иван Иванович Рерберг.


Музей изящных искусств. Улица Волхонка, дом 12. 1898-1907

Клейн вырабатывал окончательный проект, отвечавший требованиям Правления и Комитета по устройству Музея.

Проект Клейна основывался на классических античных храмах на высоком подиуме с ионической колоннадой по фасаду. За строительство Музея изящных искусств Клейн был удостоен звания академика (1907 год).

13. Заметной работой Клейна является перестройка старинного здания на Ильинке, дом 12, по заказу Серпуховского городского общества. В основе постройки лежит дом купца Хрящева, воздвигнутый по проекту известного архитектора Матвея Казакова в 1778 году.


Доходный дом И.Г. Хрящева. Ильинка, дом 12. 1901-1904

Клейн преобразил фасад, внеся туда ряд изменений. Композиционным центром дома стали три крупных арочных окна второго и третьего этажей.

14. В 1899-1902 годах всё тот же Роман Клейн построил для "Товарищества К. Ф. Депре" большой доходный дом с фирменным магазином и большими подвалами на Петровском бульваре.


Доходный дом. Петровский бульвар, дом 17. 1902
https://galik-123.livejournal.com/281155.html

15. В 1906 году Клейн построил особняк для предпринимателя Ивана Некрасова. Дом возведен в лучших традициях английской неоготики, черты которой отражены в орнаменте верхнего эркера, сводах парадной лестницы и других элементах.


Особняк И.И.Некрасова. Хлебный переулок, дом 20. 1906

16. В 1912 году богатый меховщик А.П. Гуськов заказал Р.И. Клейну проект нового для начала XX века типа здания - кинотеатра под названием "Колизей".


Кинотеатр "Колизей". Чистопрудный бульвар, дом 17. 1914

В соответствии с названием он был построен с использованием элементов античной архитектуры. Очень удачна колоннада, ограждающая входную площадку. В настоящее время заканчивается реставрация здания.

Бывшие доходные дома, фабрики, торговые предприятия, построенные по проектам знаменитого архитектора, сегодня превращаются в элитные жилые комплексы

Роман Клейн — один из самых важных и узнаваемых российских архитекторов конца XIX — начала XX веков. Почти за 40 лет работы он только в Москве спроектировал больше полусотни построек, в том числе здание Торгового дома товарищества «Мюр и Мерелиз» (ныне ЦУМ), корпуса Трехгорного пивоваренного завода и Бородинский мост. Всемирную известность архитектору принесло здание Музея изящных искусств в Москве (ныне ГМИИ им. А. С. Пушкина).

Основная часть московского наследия Клейна — многочисленные доходные дома и бывшие фабричные корпуса, которые сегодня перестраиваются под элитное жилье. «РБК-Недвижимость» рассказывает о некоторых таких примерах.

Доходный дом Клейна

Одним из первых проектов реновации клейновских построек стала реконструкция бывшего доходного дома Клейна (1889, 1896), расположенного в Олсуфьевском переулке, 6, стр. 1. После революции трехэтажное строение постигла участь большинства доходных домов — его перепланировали и приспособили под коммунальные квартиры. В 1993 году компания «Реставрация Н» расселила здание и приступила к его реконструкции. «В результате был создан новый и необычный для середины 1990-х годов тип жилья — элитный дом с просторными планировками квартир, самой современной на то время инженерией и оригинальным интерьером входной группы. Кстати, это один из первых столичных домов, подъезд которого в 1990-х годах вновь стал называться парадным», — говорит генеральный директор девелоперской компании «Реставрация Н» Энвер Кузьмин.

«Клубный дом Depre на Петровском бульваре»

Девелоперская компания KR Properties занимается реконструкцией сразу нескольких объектов Романа Клейна. Один из них — здание бывшего «Торгового дома К. Ф. Депре» на Петровском бульваре, 17/1. Одноэтажное здание в стиле модерн было построено в 1899-1902 годах для «Торгового дома К. Ф. Депре», официального поставщика вин для императорского двора. До революции здесь находился фирменный магазин предприятия, а в советские годы — завод по розливу кавказских вин и коньяков «Самтрест». В 1993-м здание надстроили вторым этажом. Сейчас клейновский дом реконструируют, проект называется «Клубный дом Depre на Петровском бульваре». Девелопер обещает восстановить архитектурный облик здания по оригинальным эскизам Романа Клейна более чем вековой давности.

Лофт «Рассвет»

Здание складов и выставочных сооружений торгового дома «Мюр и Мерилиз», официального поставщика императорского двора, в начале ХХ века считалось одним из самых передовых в техническом отношении. Постройка 1910-х годов, стилизованная под английскую готику, была выполнена из металлических конструкций по проекту инженера Владимира Шухова и оснащена электрическими лифтами. В советские годы здесь располагался машиностроительный завод «Рассвет», один из корпусов которого, в Столярном переулке, 3, сейчас реконструируется под жилой проект.

Задачу превратить бывший заводской корпус позднесоветской постройки в лофт-аппартаменты компания KR Properties пригласила российское бюро ДНК аг. Фасад вытянутого промышленного корпуса визуально разбит на несколько объемов, напоминающих средневековые домики. Бетонные панели заменены на кирпичную кладку разных тонов и фактур.Условный «дом» по фасаду соответствует в плане большому лофту — с видом на музей на западной стороне здания и двум поменьше — на восточной стороне. Дома отличаются фактурой кирпичной кладки, обрамлением окон и балконами. Кроме того, западные и восточные фасады имеют разную ширину, пропорции и количество окон. После реконструкции здесь планируется разместить двухуровневые апартаменты и таунхаусы в составе клубного комплекса «Рассвет».

ЖК «Садовые кварталы»

В 1915-1916 годах по проекту Романа Клейна на улице Усачева были построены корпуса фабрики акционерного общества «Каучук», из которых сегодня сохранился лишь один — шестиэтажное здание заводоуправления (корпус 3.9). Он расположен на территории элитного комплекса клубных домов «Садовые кварталы», возведенного на месте фабрики по проекту архитектурного бюро «Сергей Скуратов Architects» (девелопер — ГК «Интеко»). От исторической постройки архитекторы сохранили только фасад — основной объем, облицованный клинкерным кирпичом четырех оттенков, выстроен заново.

«К сожалению, от клейновского здания удалось сохранить лишь одну стену, и то с большим трудом, потому что она была в очень плохом техническом состоянии. Почти век там размещалась фабрика по производству каучука, и вредные химические выхлопы, оседая на стенах, разрушали их. Москомнаследие не признало эту постройку памятником архитектуры, поэтому сохранение единственной стены и контура здания (включает высоту, ширину, площадь) было моей личной инициативой, — рассказывает Сергей Скуратов. — Мы пригласили реставраторов, чтобы восстановить исторический фасад и первоначальную форму окон. Роман Иванович Клейн — один из лучших российских архитекторов, и работать с его наследием — большая честь. Но вместе с тем это чрезвычайно сложная задача, потому что не всегда просто объяснить девелоперу, почему нужно сохранить полуразрушенную заводскую постройку или аварийный доходный дом. Восстанавливать старые здания сложнее и дороже, чем строить новые». После завершения строительных работ в бывшем здании заводоуправления расположится один из жилых корпусов всего на 15 квартир. Рядом с «Садовыми кварталами» находятся еще свыше десятка других построек знаменитого архитектора, в память об этом сквер между Большой и Малой Пироговскими улицами назвали аллеей Архитектора Клейна.

Архитектор Роман Иванович Клейн (настоящее имя и отчество - Роберт Юлиус) родился в марте 1858 года в городе Москве в еврейской купеческой семье, проживавшей в то время на Малой Дмитровке.

В гостях у его родителей часто бывали такие известные люди, как композитор и дирижер Антон Рубинштейн со своим братом Николаем - пианистом-виртуозом, архитектор Александр Осипович Вивьен и многие представителе культурной общественности (художники, писатели, поэты и музыканты).

Скорее всего, занятия с Александром Вивьеном определили будущий выбор специальности Романа Ивановича.

Далее была учеба в Императорской Академии художеств в Петербурге, которую Роман Иванович закончил в 1882 года с присвоением звания «Классного художника архитектуры». Для совершенствования своих умений был направлен в пенсионерскую (пансионерскую) поездку в Европу от этого заведения.

Там ему посчастливилось поработать с таким мэтром архитектуры, как Шарль Гарнье, участвовавшим тогда в возведении построек для Парижской выставки, состоявшейся в 1889 года.

После своего возвращения в Москву в 1885 году, архитектор Клейн работает помощником в архитектурных мастерских Владимира Шервуда и Александра Попова.

С 1888 года Роман Иванович начинает самостоятельную практику. Первой постройкой стал дом Морозовой на улице Воздвиженке. Именно благодаря Варваре Алексеевне, молодой человек знакомится с представителями старообрядческого купечества - Шелапутиными, Прохоровыми, Морозовыми и Коншиными.

Двадцать лет своей жизни архитектор Клейн посвятил одному из самых значимых своих творений - Музею изящных искусств им. Александра III (ныне - ГМИИ им. А.С. Пушкина).

Роман Иванович признан и как специалист по промышленной архитектуре. По его проектам возводились производственные здания для промышленников Москвы - Юлия Гужона, Альберта Гюбнера, семьи Жиро и многих других.

Большой вклад внес архитектор в облик южной части района Китай-город. Там по его проектам были построены здания нескольких банков и Средние торговые ряды.

После революции 1917 года Клейн остается в России и продолжает заниматься архитектурной деятельностью, но создать что-то значимое не успел. В 1924 году Романа Ивановича не стало. Похоронили мастера на .

Дома и здания работы архитектора Клейна Р.И. в Москве

Фото 1. Кинотеатр "Колизей" на Чистопрудном бульваре, 17





Фото 2. Доходный дом графини Милорадович на Поварской, 22

И десятков других памятников.

Мастер эклектики, стилизатор, в конце карьеры - строил в неоклассическом стиле.

Преподаватель, педагог, подготовивший таких профессионалов, как И. И. Рерберг, Г. Б. Бархин и других.

Биография

Родился в московской многодетной купеческой (позже перешедшей в сословие потомственных почётных граждан) семье еврейского происхождения. Семья жила на Малой Дмитровке; в их доме часто бывали Антон Рубинштейн и его брат Николай, архитектор Александр Вивьен, многие другие известные художники, литераторы и музыканты. Уже в детстве Клейн проявлял склонности к музыке и рисованию, а занятия с Вивьеном предопределили окончательный выбор будущей профессии.

Во время обучения в гимназии Креймана в 1873–1874 годах посещал курсы в МУЖВЗ, где получил две училищных награды. В 1875–1877 годах работал чертёжником у архитектора В. О. Шервуда на постройке . В 1877–1882 годах обучался в Императорской Академии художеств, закончил её со званием классного художника архитектуры 3-й степени. После окончания ИАХ был направлен в пенсионерскую поездку за границу: полтора года стажировался в Европе - в Италии и Франции; работал в мастерской известного архитектора Шарля Гарнье, принял участие в работе Гарнье по сооружению исторических жилищ разных народов для парижской выставки 1889 года. После возвращения в Москву в 1885–1887 годах работал помощником в мастерских разных архитекторов, в том числе у В. О. Шервуда и А. П. Попова.

неизвестен , Public Domain

В 1888 году начал самостоятельную архитектурную практику. Первая крупная постройка Клейна, принёсшая ему славу - дом В. А. Морозовой на Воздвиженке, 14, - ввела его в круг старообрядческого купечества - Морозовых, Коншиных, Шелапутиных, Прохоровых.

«Количество его произведений сопоставимо с результатом работы самого плодовитого московского мастера того времени - . Вместе с тем по масштабу своего дарования Клейн заметно уступал своим современникам - , Фомину, Бондаренко, Иванову-Шицу и, конечно, самому Шехтелю».

М. В. Нащокина

Почти двадцать лет своей жизни (1896–1912) Клейн посвятил строительству Музея изящных искусств имени Александра III. Проведенный в 1896 публичный конкурс был выигран П. С. Бойцовым В итоге, правление МГУ - организатор постройки - пригласил Клейна возглавить проект, организовав ему турне в европейские музеи.

Клейн использовал общий градостроительный план и внутреннюю планировку Бойцова, но подробная архитектурная разработка фасадов в стиле неогрек и интерьеров - безусловно, авторская работа Клейна и его команды. В неё входили такие мастера, как В. Г. Шухов, И. И. Рерберг, Г. Б. Бархин, А. Д. Чичагов, И. И. Нивинский, А. Я. Головин, П. А. Заруцкий и др. Работы проводились Торговым домом В. Залесский и В.Чаплин, который устраивал в здании Музея паро-водо-духовое отопление. И. И. Рерберг был помощником Клейна и отвечал за качество производимых работ и за ведение отчетности строительства.

Клейн - возможно, самый плодовитый мастер промышленной архитектуры своего времени, совмещал руководство постройкой музея с множеством частных проектов. Среди его постоянных клиентов крупнейшие московские промышленников - семья Жиро, Ю. П. Гужон, А. О. Гюбнер. Среди построек Клейна - фабрика «Красная Роза» на улице Тимура Фрунзе и первые корпуса "Второго автомобильного завода «Руссо-Балт» в Филях (нынешний ГКНПЦ имени Хруничева).

Работы Клейна во многом определили облик южной части - он построил Средние торговые ряды на , банковские здания на Варварке, 7 и Ильинке, 12 и 14. Псевдорусские особняки работы Клейна сохранились в Огородной слободе, 6 и на Шаболовке, 26. Там же, на Шаболовке, 33 - дворянская богадельня имени Ю. С. Нечаева-Мальцова, а на Малой Пироговской улице, 20 - Институт злокачественных опухолей имени Морозовых (первый в Москве раковый хоспис, ныне старое здание МНИОИ имени Герцена). По заказу благотворительного фонда П. Г. Шелапутина Клейн выстроил школы на Ленинском проспекте, 15, в переулке Хользунова, 14-18 и др. В 1906-1911 завершил строительство Московской хоральной синагоги по проекту умершего С. С. Эйбушица. В Серпухове Клейн выстроил здание городской думы, особняк Мараевой (ныне Серпуховский историко-художественный музей и Храм Спаса Нерукотворного Образа.

Клейн остался в революционной России и был достаточно востребован новыми властями, но не дожил до строительного подъёма середины 1920-х гг. С 1918 и до самой смерти он работал штатным архитектором Пушкинского музея, служил в правлениях Казанской и Северной железных дорог, возглавлял кафедру МВТУ. Выполнил много проектов, оставшихся не реализованными. Последние четыре месяца жизни руководил проектным бюро Наркомпроса. Похоронен на (15 уч.).

Проекты и постройки

  • Особняк В. А. Хлудова (1884-1885 (?), Москва, Новая Басманная улица, 19) снесён в 1960 году;
  • Доходный дом И. И. Афремова (1885, Москва, Неглинная улица, 5), не сохранился;
  • Доходный дом князя Урусова (1885, Москва, Плотников переулок, 13), снесён в 1983 году;
  • Торговый, конторский и доходный дом В. Д. Перлова (С. В. Перлова), проект перестройки сделан архитектором К. К. Гиппиусом (1885-1893, Москва, Мясницкая улица, 19);
  • Доходный дом Л. Э. Адельгейма (1886, Москва, Большая Дмитровка, 23), перестроен;
  • (1886, Москва, Театральная площадь), не сохранился;
  • Особняк В. А. Морозовой (1886-1888, Москва, Воздвиженка, 14);
  • Церковь-усыпальница князей Шаховских в их имении (1888, под Санкт-Петербургом), не сохранились;
  • Доходный дом (1888, Москва, Страстной бульвар, 8);
  • Конкурсный проект здания Верхних торговых рядов (2-я премия) (1888-1889, Москва, Красная площадь), не осуществлён;
  • Перестройка здания Русского для Внешней торговли и Сибирского банков (1888-1889, Москва, Ильинка, 12/2);
  • Торговый и конторский дом Серпуховского городского общества (1888-1903, Москва, Ипатьевский переулок);
  • Перестройка доходного дома В. О. Гаркави (1889, Москва, Сивцев Вражек, 38/19);
  • Трибуны и беговая беседка Московского бегового общества (1889-1890-е, Москва), не сохранились;
  • Перестроки и надстройка собственного особняка (1889, 1896, Москва, Олсуфьевский переулок, 6, в глубине участка), здание заменено новой постройкой, отчасти напоминающей оригинал;
  • Дом Эджубова (1880-е, Москва, Воскресенская площадь, 3);
  • Конторский и торговый дом «Варваринское подворье» (1890-1892, Москва, Варварка, 7 - Никольский переулок, 11);
  • Особняк А. Зиберта (1891, Москва, Долгоруковская улица, 27);
  • Особняк профессора В. Ф. Снегирёва (1893-1894, Москва, Плющиха, 62);
  • Московский гинекологический институт им. А. П. Шелапутиной при Московском университете (1893-1896, Москва, Большая Пироговская улица, 11/12);
  • Храм Спаса Нерукотворного на Занарском кладбище (1893-1896, Серпухов, улица Чернышевского, 52), частично разрушен;
  • Церковь Всех Святых в Высоцком монастыре (1893-1896, Серпухов, Калужская улица, 110);
  • Церковь Троицы Живоначальной (1894-1895, Карабаново, ул. Луначарского), не сохранилась;
  • Доходный дом А. А. Пантелеева (1894-1897, Москва, Олсуфьевский переулок, 1), надстроен;
  • Церковь (1894-1896, с. Осеченки, Раменский район Московской области);
  • Доходный дом И. Т. Кузина (1895-1898, Олсуфьевский переулок, 8);
  • Доходный дом Товарищества виноторговли К. Ф. Депре и К° (1895-1898, Москва, Петровка, 8);
  • Конкурсный проект Музея изящных искусств (золотая медаль ИАХ) (1896, Москва);
  • Перестройка Церкви Жён Мироносиц (новой) (1896, Серпухов, Вторая Московская улица), не сохранилась;
  • Доходный дом А. А. Пантелеева (1896-1897, Москва, Олсуфьевский переулок, 1а), надстроен двумя этажами;
  • Магазин торгового дома «Мюр и Мерилиз» во владении князя А. Г. Гагарина, совместно с архитектором В. А. Коссовым (1896-1898, Москва, Кузнецкий Мост, 19);
  • Музей изящных искусств имени императора Александра III при Московском университете, при участии архитекторов Г. Б. Бархина, И. И. Рерберга, А. Д. Чичагова, инженера В. Г. Шухова, художников И. И. Нивинского, П. В. Жуковского, А. Я. Головина, скульптора Г. Р. Залемана и др. (1896-1912, Москва, Волхонка, 12);
  • Особняк Г. Симона (1898, Москва, Шаболовка, 26);
  • Беседка для церемонии закладки Музея изящных искусств (1898, Москва, Волхонка), не сохранилась;
  • Винный склад «Товарищества К. Ф. Депре» (1899, Москва, Первый Колобовский переулок, 12 - Третий Колобовский переулок, 3);
  • Надворные постройки при особняке В. П. Берга (1899, Арбат, 28), не сохранились;
  • Классическая мужская гимназия № 8 имени П. Г. Шелапутина с церковью Святого Григория Богослова (1899-1901, Москва, Хользунов переулок, 14);
  • Доходный дом А. К. Депре (1899-1902, Петровский бульвар, 17), надстроен двумя этажами;
  • Конкурсный проект трибун Московского бегового общества (1-я премия) (1890-е, Москва), не осуществлён;
  • Церковь (1890-е, с. Быково Московской области);
  • Шёлковая фабрика Симона (1890-е, Москва, Шаболовка, 26);
  • Ткацкий корпус Прохоровской Трёхгорной мануфактуры (1890-е, Рочдельская улица, 13-15);
  • Клеевой завод Терлинера (1890-е, Москва, Кожевники);
  • Доходный дом Ефремова (1890-е, Москва, Манежная улица);
  • Приёмная Трёхгорного пивоваренного завода (1890-е, Москва, Кутузовский проспект, 12);
  • Перестройка здания Московского купеческого банка (1890-е, Ильинка, 14);
  • Участие в отделке Дворцового моста (1890-е, Санкт-Петербург);
  • Дом Тургенева (1890-е, Санкт-Петербург, Английская набережная);
  • Комплекс усадьбы фон Вогау (главный дом, скотный двор, птичник, хозяйственные постройки) (1890-е, станция Юдино, Московская область);
  • Конкурсный проект студенческого общежития при Московском университете на Девивичьем поле (1-я премия) (1890-е, Москва), не осуществлён;
  • Трапезная Казанской Амвросиевской женской пустыни (рубеж XIX-XX вв., с. Шамордино Козельского района Калужской области);
  • Собственный доходный дом (1900, Москва, Олсуфьевский переулок,6, на красной линии);
  • Студенческое общежитие Московского университета (по проекту, получившему на конкурсе 1-ю премию) (1900, Москва, Большая Грузинская улица, 10);
  • Дворянская богадельня имени С. Д. Нечаева-Мальцева с церковью Стефана Архидиакона (1900-1901, Москва, Шаболовка, 33);
  • Приёмная и фабричные корпуса Ситцевой фабрики А. Гюбнера (1900-1901, Москва, Малый Саввинский переулок);
  • Особняк Х. Б. Высоцкой (1900-1901, 1910, Москва, Огородная слобода, 6);
  • Студенческое общежитие имени императора Николая II при Московском университете (1900-1902, Москва, Большая Грузинская улица, 10-12);
  • Женское ремесленное училище имени Г. Шелапутина (1900-1903, Москва, Ленинский проспект, 15);
  • Общежитие для студентов медицинского факультета Московского университета имени Великого князя Сергея Александровича (1900-1903, Москва, Малая Пироговская улица, 16);
  • Институт для лечения злокачественных опухолей имени Морозовых при Московском университете (1900-1903, Москва, Малая Пироговская улица, 20);
  • Средние торговые ряды (по конкурсному проекту получившему 2-ю премию) (1901-1902, Москва, Красная площадь, 5);
  • Проект торгового дома «Мюр и Мерилиз» (1902, Москва, Петровка, 2), не осуществлён;
  • Пристройки (первые) к зданию Трёхгорного пивоваренного товарищества (1903, Москва, Кутузовский проспект, 12);
  • Училище памяти И. П. Боголепова в Покровском-Филях (1903)
  • Перестройки и хозяйственные постройки во владении А. Ф. Михайлова (1903, 1907, 1914, Москва, Хамовнический (?) переулок, 17);
  • Проект усыпальницы Великого князя Сергея Александровича в Чудовом монастыре (1904, Москва, Московский Кремль), не сохранился;
  • Дом-музей (картинная галерея) К. -М. (К. О.) Жиро (1904-1905, Москва, улица Тимура Фрунзе), перестроен;
  • Дом Серпуховского городского общества (1904-1906, Москва, Ильинка, 12);
  • Доходный дом (1905, Москва, проспект Мира, 62);
  • Электростанция Общества электрического освещения (1905-1907, Москва, Раушская набережная, 8);
  • Особняк И. И. Некрасова (1906, Москва, Хлебный переулок, 20/3);

NVO , CC BY-SA 2.5
  • Сторожка при шёлкоткацкой фабрике Жиро (1906, Москва, улица Льва Толстого);
  • Торговый дом «Мюр и Мерилиз» (1906-1908, Москва, Петровка, 2);
  • Пристройки и надстройки зданий, элеватор и водонапорная башня во владении Трёхгорного пивоваренного товарищества (1906, 1909-1910, Москва);
  • Строительство по проекту С. С. Эйбушица и отделка интерьеров Хоральной синагоги Московского еврейского общества (1906-1911, Москва, Большой Спасоглинищевский переулок, 10);
  • Проект школы при костеле Св. Людовика (1907, Москва), не осуществлён;
  • Доходный дом К. О. Жиро (1907-1908, Москва, улица Тимура Фрунзе,11), надстроен;
  • Доходный дом Г. А. Кеппена (1907-1914, Москва, Мясницкая улица, 5);
  • Производственные корпуса шёлковой фабрики К. О. Жиро (8 строений) (1907-1914, Москва, улица Тимура Фрунзе, 11), частично сохранились;
  • Перестройка дома К. О. Жиро (1908, Москва, улица Льва Толстого, 18);
  • Проект памятника (1908, Бородино);
  • Бородинский мост через Москву-реку, совместно с инженером Н. И. Осколковым, при участии Г. Б. Бархина, А. Д. Чичагова, П. П. Щёкотова, А. Л. Обера (1908-1913, Москва), позднее перестроен;
  • Конкурсный проект здания Северного страхового общества (3-я премия) (1909, Москва), не осуществлён;
  • Педагогический институт с музеем имени П. Г. Шелапутина и реальное училище имени А. П. Шелапутина (1909-1911, Москва, Хользунов переулок, 16-18);
  • Храм-усупальница князей Юсуповых, графов Сумароковых-Эльстонов, совместно с Г. Б. Бархиным (1909-1916, Архангельское);
  • Торговый дом инженера М. Я. Масленникова и К° (1900-е, Фуркасовский переулок, 1 (?)), перестроен;
  • Больница при Тверской мануфактуре (1900-е, Тверь);
  • Общежитие при Тверской мануфактуре (1900-е, Тверь);
  • Здание Городской думы имени Фирсанова (1900-е, Серпухов, улица Советская, 31/21);
  • Доходный дом Патрикеева (1900-е, Москва, Гоголевский бульвар);
  • Церковь (1900-е, Ораниенбаум);
  • Участие в постройке моста (1900-е, Брюссель);
  • Завод металлических изделий Жака (напротив Симонова монастыря) (1900-е, Москва);
  • Участие в архитектурной разработке одного из мостов Московской окружной дороги (1900-е, Москва);
  • Мужское ремесленное училище имени А. П. Шелапутина (1900-е, Москва, Миусская площадь, 7 - Первая Миусская улица, 3);
  • Загородный дом Н. А. Зверева (1900-е);
  • Церковь (1900-е, Томск);
  • Шёлкова фабрика Муси-Гужон в Рогожской части (1900-е, Москва);
  • Шелково-прядильная фабрика Катуар (1900-е, с. Даниловка Московской области);
  • Железно-прокатный цех завода Гужона (1900-е, Золоторожский Вал, 11);
  • Церковь (1900-е, с. Сторожево Рязанской губернии);
  • Фабричные здания, склады, выставочные сооружения Торгового дома «Мюр и Мерилиз» (1900-е, Москва, Столярный переулок, 3);
  • Сахарный завод (близ Высокого моста) (1900-е, Москва);
  • Подольский цементный завод (1900-е, Подольск);
  • Особняк Депре (?) (1900-е, Москва);
  • Земская больница (1900-е, Алексин)
  • Завод в Филях (сейчас - Авиационный) (1900-е, Москва);
  • Клиника Московского университета (1900-е, Москва);
  • Фабрика «Электросвет» (1900-е, Москва, Малая Пироговская улица, 8-10);
  • Дом во владении Общества французской ваксы (1910, Москва, Дербеневская набережная, 34);
  • Доходный дом К. О. Жиро (1911-1914, Москва, улица Льва Толстого, 18);
  • Жилой дома для мастеров Шелкоткацкой фабрики К. О. Жиро (1911-1914, Москва, улица Тимура Фрунзе, 11);
  • (1912, Москва, Поварская улица, 22);
  • Дом-музей фабрикантши А. В. Мараевой (1912, Серпухов, улица Чехова, 87/3);
  • Доходный дом бесплатной лечебницы военных врачей для бедных всякого звания (1912-1913, Москва, улица Жуковского, 2 - Большой Харитоньевский переулок, 8);
  • Здание кинематографа И. М. Тимонина «Колизей», при участии архитектора Г. Б. Бархина (1912-1916, Москва, Чистопрудный бульвар, 17), перестроено;
  • Проект комплекса доходных домов П. А. Гуськова (1913), не осуществлён;
  • Геологический и Минералогический институт при Московском университете (1913-1918, Москва, Моховая улица, 6, правое здание);
  • Реставрационные работы во дворце Юсуповых, совместно с художником И. И. Нивинским (1913-1914, Архангельское);
  • Пристройка флигеля и склад во владении П. П. Смирнова (1913-1914, Москва, Тверской бульвар, 18);
  • Чаеразвесочная фабрика «Товарищества чайной торговли В. Высоцкий и К°» (1914, Москва, Нижняя Красносельская улица, 7);
  • Дом на территории шелкоткацкой фабрики К. О. Жиро (1914, Москва, улица Льва Толстого);
  • Проект перестройки Третьяковской галереи (1914, Москва), не осуществлён;
  • Проект жилого и хозяйственного флигеля во владении П. А. Гуськова (1915, Москва, Чистопрудный бульвар), не осуществлён;
  • Конкурсный проект мемориальных музеев на Московском братском кладбище (1915, Москва, Сокол);
  • Проведение подготовительных работ по реставрации зданий Московского университета (1915-1916, Москва);
  • Корпуса фабрики Акционерного Общества «Каучук» (1915-1916, Москва, улица Усачёва, 11);
  • Проект превращения Московского Кремля в музейный городок (1917, Москва), не осуществлён;
  • Храм-усыпальница семьи Левченко (1910-е, Москва, Донской монастырь);
  • Конкурсный проект Дворца отдыха со службами (2-я премия) (1920-е), не осуществлён;
  • Конкурсный проект надстройки здания Биржи (3-я премия) (1920-е, Москва, улица Ильинка), не осуществлён;
  • Конкурсный проект посёлка для Грознефти (1920-е), не осуществлён;
  • Конкурсный проект рабочих жилищ для Донбасса (1920-е), не осуществлён;
  • Проект перестройки фабрики «Проводник» для Русско-Германской выставки (1920-е), не осуществлён;
  • Проект перестройки завода и столовой в Филях (1920-е);
  • Проекты совхозных птичников, крольчатников и др.(1920-е, пос. Тарасовка Московской области);
  • Типовые дома для рабочего посёлка Грознефти (1920-е), не осуществлены;
  • Проект завода по первичной обработке льня и пеньки для совхозя при Совнаркоме (1920-е);
  • Проект школы имени В. И. Ленина (1920-е), не осуществлён;
  • Проект трудовой школы для Северной железной дороги (1920-е), не осуществлён;
  • Конкурсный проект доходного дома Акционерного общества «Аркос» (1920-е), не осуществлён.

Роман Клейн, 1910-е гг.

Роман Иванович Клейн (1858-1924) – архитектор, академик.

Роман Клейн родился в купеческой семье 19 марта (31 марта) 1858 г. В их доме на Малой Дмитровке часто бывали музыканты, литераторы, художники. У Клейна рано проявились способности к рисованию. Ещё во время учебы в гимназии он в 1873-1874 гг. посещал курсы в МУЖВЗ , в 1875-1877 гг. работал чертёжником у В.О. Шервуда на постройке Исторического музея.

В 1877 г. Клейн поступил в петербургскую Академию художеств. После её окончания в 1882 г. получил звание классного художника архитектуры 3-й степени и был направлен на стажировку в Европу. После возвращения в Москву в 1885 г., Клейн два года работал помощником в архитектурных мастерских Владимира Шервуда и Александра Попова .

В 1888 г. Роман Клейн начал работать самостоятельно. Первая крупная постройка Клейна – дом В.А. Морозовой на Воздвиженке – принесла ему славу, сделав модным и востребованным архитектором в среде старообрядческого купечества. Его заказчиками были Высоцкие, Шелапутины, Прохоровы, Депре. Количество зданий, построенных им, велико.

Роман Клейн был великолепным стилизатором и организатором. Наверное, поэтому он стал одним из самых плодовитых архитекторов того времени.

Дело жизни Романа Клейна

Основная работа – Музей изящных искусств имени Александра III. Клейн возглавил строительство, собрав сильную команду архитекторов и градостроительных инженеров. В неё входили и мастера, и ученики, ставшие впоследствии самобытными профессионалами. Конкурс на проект здания Музея изящных искусств, объявленный в конце 1896 г., Роман Клейн проиграл: первая премия – Г.Д. Гримм, вторая – Л.Я. Урлауб, третья – П.С. Бойцов.

Проект Клейна приняли по настоянию И.В. Цветаева – инициатора и организатора работ по строительству музея. Окончательный проект был разработан на основе общего плана и внутренней планировки Бойцова. Клейн с помощниками разработал в неогреческом стиле фасады и интерьеры. Строительство начали 17 августа 1898 г. Музей открылся 31 мая 1912 г. За эту работу Клейну было присвоено звание академика архитектуры. Немного о судьбах людей, которым мы обязаны существованием Музея.

Спустя год от сердечного приступа умер Иван Владимирович Цветаев. Через сорок дней не стало Юрия Степановича Нечаева-Мальцева, без чьей многолетней финансовой поддержки не было бы никакого музея. Ещё раньше, в 1905 г. был убит Великий князь Сергей Александрович Романов, который, будучи генерал-губернатором, поддерживал идею строительства Музея.

После 1917 г. Клейн сумел остаться востребованным новой властью. До конца жизни он работал. Был штатным архитектором Пушкинского музея, служил в правлениях Казанской и Северной железных дорог, руководил кафедрой МВТУ.

Дома Клейна в Москве

  • Басманная Н., 19. Особняк Хлудова. Р.И. Клейн, 1884 г. Позже надстроено три этажа.
  • Бородинский мост. Р.И. Клейн и инженер Осколков, при участии Бархина и А.Д. Чичагова , 1909-1912. В 1952 мост расширен вдвое.
  • Боткинский 2-й, 3. Институт имени Морозовых для раковых больных. Р.И. Клейн и инженер Рерберг , 1903-1912.
  • Варварка, 7 . Здание Варваринского акционерного общества. Р.И. Клейн, 1890-1892. В советское время было надстроено.
  • Воздвиженка, 14 . Особняк В.А. Морозовой. Р.И. Клейн, 1886-1888.
  • Волхонка, 12 . Музей изящных искусств. Р.И. Клейн, 1896-1912, при участии Бархина, Рерберга , А.Д. Чичагова и В.Г. Шухова .
  • Грузинская Б., 14. Общежитие университета, получившее имя Николая II. Р.И. Клейн, 1900.
  • Дмитровка Б., 23 . Многоквартирный дом Л.Э. Адельгейма. Р.И. Клейн, 1886. Перестроен.
  • Долгоруковская, 27. Дом прусского подданного Августа Зиберта. Р.И. Клейн, 1891.
  • Жуковского, 2 . Многоквартирный дом. Р.И. Клейн, 1912-1913.
  • Ильинка, 12 . Русский внешнеторговый и Сибирский банки. Р.И. Клейн, 1888-1893.
  • Колобовский 3-й, 3. Винные склады "Товарищества Депре". Р.И. Клейн, 1899.
  • Конюшковская, 31. Дом для ботанического сада. Заказчик – владелец аптеки Феррейн. Р.И. Клейн, 1895.
  • Красная площадь, 5 . Средние торговые ряды. Клейн, 1901-1902.
  • Кузнецкий мост, 19 С1 . Дом с магазином "Гастроном". В.А. Коссов, 1886-1887; Р.И. Клейн, 1896-1898.
  • Кутузовский, 12 С1, 3. Трёхгорный пивоваренный завод. А.Е. Вебер , 1875-1904; Р.И. Клейн, 1910.
  • Моховая, 11 С2 . Геологический музей государственного университета. Р.И. Клейн, 1914.
  • Мира проспект, 5. Многоквартирный дом Перловых с магазином, конторой, фабрикой и жилыми апартаментами. Р.И. Клейн, 1893.
  • Мира проспект, 62. Жилой дом. Р.И. Клейн, 1905.
  • Миусская, 9. Мужское ремесленное училище имени Шелапутина. Р.И. Клейн и Рерберг , 1900-е.
  • Мясницкая, 5 . Многоквартирный дом Кеппена. Р.И. Клейн, 1907-1908.
  • Мясницкая, 19 . "Чайный дом" Перлова. Р.И. Клейн, 1890-1893; Гиппиус , 1895-1896.
  • Нагорная, 3. Шёлко-крутильная фабрика Катуар. Р.И. Клейн, 1890-е.
  • Огородная слобода, 6. Дом чаепромышленников Высоцких . Р.И. Клейн, 1900.
  • Олсуфьевский, 1, 1 А. Многоквартирный дом Пантелеева. Р.И. Клейн, 1890-е.
  • Олсуфьевский, 6. Собственный дом архитектора Клейна, 1889-1890-е. Перестроен.
  • Олсуфьевский, 8. Многоквартирный дом купца Кузина. Р.И. Клейн, 1895.
  • Ольховская, 20. Чаеразвесочная фабрика "Товарищества чайной торговли В. Высоцкий и К°". Р.И. Клейн, 1914.
  • Петровка, 2 / Неглинная, 3 . Универсальный магазин "Мюр и Мерилиз". Архитектор Р.И. Клейн, 1906-1908.
  • Петровский бульвар, 17 / 3-й Колобовский, 1. Доходный дом с магазином виноторговой фирмы Депре. Р.И. Клейн, 1899-1902. Надстроен в 1932-1934.
  • Пироговская Б., 11. Здание Гинекологического института имени Шелапутиной. Р.И. Клейн, 1893-1895.
  • Пироговская М., 20. Институт для лечения злокачественных опухолей имени Морозовых. Р.И. Клейн и Рерберг , 1900-1902.
  • Плющиха, 62 . Особняк врача-гинеколога Снегирёва. Р.И. Клейн, 1893-1894.