Александринская площадь и театральная улица. Театральные здания — памятники архитектуры Александринский театр кто архитектор

Александринская площадь и театральная улица. Театральные здания — памятники архитектуры Александринский театр кто архитектор

Александринский театр

30 августа 1756 г., в день памяти св. князя Александра Невского, указом Сената, подписанным дочерью Петра I Елизаветой Петровной, был учреждён один из старейших театров страны - Александринский театр (первоначальное его название Русский театр для представлений трагедий и комедий). Сейчас полное название театра — Российский государственный академический театр им. А. С. Пушкина. Первую труппу театра возглавил Фёдор Волков, которого называют «отцом русского театра», а директором стал драматург А. П. Сумароков. С 1759 г. театр получил статус придворного. «Российские придворные актёры», игравшие пьесы Сумарокова, Фонвизина, Я. Б. Княжнина, П. Корнеля, Ж. Расина, Вольтера, Ж. Б. Мольера, П. Бомарше, довольно долгое время выступали в различных театральных помещениях.

В Александринском театре состоялись премьеры почти всех драматических произведений русской классики: от «Горя от ума» А.С. Грибоедова до пьес А.Н. Островского и А.П. Чехова.

В 1832 г. театр получил на Невском проспекте новое здание, архитектором которого был знаменитый Карл Росси. С этого времени театр стал называться Александринским в честь супруги Николая I Александры Федоровны.

К. Винтерхальтер "Портрет императрицы Александры Федоровны"

Здание Александринского театра

Территория, на которой сейчас находится театр, в XVIII веке принадлежала полковнику Аничкову, автору моста, названного его именем. Эта территория (сад) была у него куплена казной. В 1801 г. архитектор Бренна перестроил в театр большой деревянный павильон, где А. Казасси организовал оперную труппу, но вскоре это помещение стало недостаточным для растущего города, однако построить новое здание театра не удавалось в связи с обстановкой в России (Русско-турецкая война, Отечественная война 1812 г.). И только в 1828 г. началось строительство, которое продолжалось 4 года. В сентябре 1832 г. состоялось торжественное открытие нового здания театра.

Театральная (Александринская) площадь. Литогр. Иванова по рисунку Садовникова

Построено оно было по проекту Карла Росси в стиле ампир. (Ампир — от фр. empire - «империя») - это стиль позднего (высокого) классицизма в искусстве. Он возник во Франции в период правления императора Наполеона I; развивался в течение трёх первых десятилетий XIX века. В Российской империи этот стиль особенно развился при Александре I (К. Росси, А. Захаров, А. Воронихин, О. Бове, Д. Жилярди, В. Стасов, скульпторы И. Мартос, Ф. Щедрин).

Фасад театра оформлен глубокой лоджией. Боковые фасады выполнены в виде восьмиколонных портиков. С другой стороны к театру ведёт спроектированная Росси и составляющая ансамбль с театром улица, перспективу которой замыкает задний, богато декорированный фасад театра.

Окаймляет здание скульптурный фриз с античными театральными масками и гирляндами лавровых ветвей. В нишах на торцевых фасадах - статуи муз, на аттике главного фасада - квадрига Аполлона (скульптор В. И. Демут-Малиновский).

Карл Росси (1775-1849)

Б. Митуар "Карл Росси"

Карло ди Джованни (Карл Иванович) Росси родился в 1775 г. в Неаполе в семье балетных танцоров. С 1787 г. жил в России, куда был приглашен его отчим. Учился в России. Архитектуре обучался у Бренна, был его помощником во время строительства Михайловского замка. К ранним работам Росси в Петербурге относятся реконструкция Аничкова дворца, павильоны и библиотека в Павловском дворце, Елагин дворец с оранжереей и павильонами. Во многом благодаря ему Петербург обрёл новое лицо и превратился в столицу империи. Его работы: ансамбль Михайловского дворца с прилегающими к нему садом и площадью (1819-1825), Дворцовая площадь с дугообразным зданием Главного Штаба и триумфальной аркой (1819-1829), Сенатская площадь со зданиями Сената и Синода (1829-1834), Александринская площадь со зданиями Александринского театра (1827-1832), новый корпус Императорской публичной библиотеки и два однородных протяжённых корпуса Театральной улицы (теперь улица зодчего Росси). Одна из последних его работ – колокольня Юрьева монастыря недалеко от Великого Новгорода.

Умер Росси в 1849 г. Похоронен на Волковом лютеранском кладбище, перезахоронен в некрополе Александро-Невской лавры.

Труппа театра

Постепенно сложилась труппа театра, в которую всегда входили известные актеры своего времени: В. Каратыгин, В. Н. Давыдов, К. А. Варламов, М. Г. Савина, П. М. Свободин, В. В. Стрельская, В. П. Далматов, М. В. Дальский, П. А. Стрепетова, затем В. Ф. Комиссаржевская и позднее Е. Корчагина-Александровская, Н.Симонов, Н. Черкасов, В. Меркурьев, И. Горбачев, Б. Фрейндлих, Е. Тиме, Н. Ургант.

Пелагея Антипьевна Стрепетова (1850-1903)

И. Репин "Портрет актрисы Стрепетовой"

Жизнь Пелагеи Антипьевны Стрепетовой была трудной и яркой, как и ее игра на сцене, на которую она впервые вышла в семь лет. А в пятнадцать она уже стала профессиональной актрисой. Спустя некоторое время слухи о ее блистательной игре распространились по всей России.

Уже первые выступления провинциальной актрисы на сценах Москвы и Петербурга ошеломили театральную публику, породив как искреннее преклонение одних, так и искреннюю неприязнь других: Стрепетова была не просто талантливой актрисой, она ломала старые представления об актерской игре, наполняла сценические образы живым чувством и жизненной правдой.

Вот как писал художник М. Нестеров об игре Стрепетовой: «Стрепетова, как и великий Мочалов, как и ряд выдающихся русских актеров, основывавших свою игру на непосредственном „чувстве“, была неровна в игре. Сегодня потрясала она зрителей глубокими, незабываемыми переживаниями мятущейся женской души – ее тяжкой доли, а завтра в той же роли была заурядна, бесцветна. И так всю жизнь, на сцене и в жизни, чередовались у нее успехи с неудачами, с отчаянием.

В репертуаре ее было несколько ролей, в которых она не имела себе соперниц. В „Грозе“ она была поразительной Катериной.

Немало и других ролей с ярко выраженным трагическим характером и преимущественно из народной русской жизни Стрепетова играла как истинно великая артистка… Звук ее голоса, простота, естественность – тот великий реализм, что бывает так редко, и даже у великих художников знали мы не так часто – вот этот реализм был у Стрепетовой в минуты ее высочайшего вдохновения».

В Александринском театре работали великие режиссёры Вс. Мейерхольд, Л. Вивьен, Г. Козинцев, Г. Товстоногов, Н. Акимов.

Режиссер Леонид Сергеевич Вивьен (1887-1966)

Режиссер Л.С. Вивьен

С 1911 г. состоял в труппе Александринского театра, а в 1937 г. стал главным режиссером. Спектакли, поставленные Л. Вивьеном, отличались глубиной раскрытия авторского замысла и тщательной психологической разработкой характеров. Репертуар театра был разнообразным: русская и зарубежная классика и спектакли современных авторов. Активно занимался педагогической деятельностью. Среди его учеников – известные актеры народные артисты СССР Николай Симонов, Василий Меркурьев, Рубен Агамирзян, Юрий Толубеев и др.

С театром сотрудничали великие художники Н. Альтман, А. Бенуа, А. Головин, К. Коровин, а также выдающиеся композиторы А. Глазунов, Д. Шостакович, Р. Щедрин.

Художник Александр Николаевич Бенуа (1870-1960)

А. Бенуа. Эскиз декораций к балету И. Стравинского "Петрушка"

По рождению и воспитанию Бенуа принадлежал к петербургской художественной интеллигенции.

Художественные вкусы и взгляды молодого художника формировались в соответствии со временем в оппозиции к его семье, которая придерживалась консервативных «академических» взглядов. Стать художником решил еще в детстве, но после пребывания в Академии художеств разочаровался и предпочел получить юридическое образование в Петербургском университете, а художественное образование получил по своей собственной программе.

А. Бенуа проявил себя во многих жанрах: в литературе, живописи, истории искусства, критике, режиссуре, он писал прекрасные пейзажи, иллюстрировал произведения многих писателей, но более известен как театральный художник и теоретик театрально-декорационного искусства. Его декорации и костюмы открывают исключительную способность воссоздания самых разных эпох, национальных особенностей и настроений.

В настоящее время художественным руководителем театра является Валерий Фокин.

Театральные маски

Для нужд антрепренёра Казасси. Заведение было названо театром Казасси. После пожара в Большом театре в 1811 году зодчий Тома де Томон предлагал перестроить этот театр, расширив его сцену и зал. Но этому помешала война 1812 года.

Разговоры о перестройке театра вновь продолжились после войны, когда император Александр I вернулся в Санкт-Петербург. Для нового владельца Аничкова дворца великого князя Николая Павловича пространство усадьбы привели в порядок, но на перестройку заведения Казасси денег не хватило. В это время средства шли на строительство здания Главного Штаба . Несмотря на отказ от строительства театра, проект площади с новым зданием в 1810-х годах составил Карл Росси , занимавшийся переделкой интерьеров Аничкова дворца.

Проект Росси начал воплощаться в жизнь с приходом к власти Николая I. Император пожелал перестроить площадь перед великокняжеским дворцом, что и было поручено архитектору. 5 апреля 1828 года проект был утверждён, а на следующий день создана Комиссия "для построения каменного театра и позади оного двух корпусов". Во главе комиссии встал Н. Селявин, вице-президент Кабинета. Помощниками Росси на стройке стали архитекторы Н. Ткачёв и И. Гальберг.

К весне 1828 года владельцам необходимых для строительства участков из казны было выплачено 950 000 рублей. Тех, кто не спешил освободить место, выселили насильно за одну неделю.

Для фундамента театра в грунт забили около 5 000 свай. Стены здания возвели в этом же году. В 1829 - начали устанавливать перекрытия, которые архитектор задумал выполнить из металла. Против такого решения выступил генерал-инженер П. Базен, возглавлявший Комитет для строений и гидравлических работ. Свои сомнения в надёжности металлических перекрытий он выразил в рапорте императору. Николаем I была создана комиссия в целях освидетельствования проекта "устройства металлических стропил и крыши вновь строящегося театра на Невском проспекте, выдержат ли стены и стропила тяжесть машин и не будет ли опасно сие устройство". Работы на Александровском чугунолитейном заводе М. Кларка, изготавливавшем эти конструкции, были приостановлены. От Карла Росси и М. Кларка потребовали предоставить модель и объяснения. В связи с этими событиями императору архитектором Росси было написано следующее письмо:

"Сиятельный князь, милостивый государь!
Я имел честь получить предписание Вашего Сиятельства, от 2 сентября, с объявлением, что Государь Император, рассмотрев мнение генерала Базена и другие бумаги... относительно устройства металлических крыш на новостроящемся театре... соизволил все работы по сему устройству остановить впредь до повеления.
При сем случае я принимаю смелость донести Вашему Сиятельству, что когда Его Императорское Величество соизволил утвердить мой проект на новый театр и избрал меня к построению оного, то я через сие облечён был полнотою и совершенною доверенностью, которую имел счастие оправдать на опыте произведёнными уже мною другими зданиями, не относящимися к числу обыкновенных, как то: устройством металлического архива в Главном штабе и коническим сводом большой арки, соединяющей дом Главного штаба с новым зданием со стороны Малой Миллионной. Ныне, к величайшему прискорбию, вижу, что я сей доверенности лишаюсь совершенно, а зависть и интриги торжествуют.
Вследствии сего и дабы не омрачать мою репутацию, я всепокорнейше прошу... исходатайствовать дозволение окончить начатые работы по устройству металлической крыши, лично мне вместе с г. Кларком, по принятой нашей системе. Как и я, так и г. Кларк отвечаем честью и головой, что от упомянутой крыши не произойдёт ни малейшего несчастья и что всё устройство будет иметь надлежайшую прочность...
В заключение донесу Вашему Сиятельству, что в случае, когда бы в упомянутом здании от устройства металлической крыши произошло какое-либо несчастие, то в пример для других пусть тотчас же меня повесят на одной из стропил..." [Цит. по: 2, с. 528]

После осмотра 19 сентября 1829 года готовых металлических конструкций на заводе Кларка Николай I объявил решение: "...каменное устройство стен для металлической кровли продолжать и немедля поставить несколько железных стропил для крыши для испытания, равно поставить чугунные стропила и над сценой по сделании над ними опыта наперёд на заводе..." Испытание состояло в проверке прочности стропил подвешиванием на каждой из них груза весом в 40 тонн. Таким образом, проект Росси всё же был принят к исполнению.

Проект убранства зала не был полностью воплощён в жизнь. Архитектор задумывал его более нарядным, нежели было исполнено. Бронзу и медь заменили резьбой по дереву и художественной росписью. Такое решение было принято из-за нехватки средств, которые в это время шли на нужды армии. Оформление зрительного зала на основе эскизов Росси создавали охтинские резчики, лепных дел мастера Н. Сипягин и М. Соколов, художники братья Додоновы.

Николай I желал видеть обивку зрительного зала красной тканью. Росси объявил императору, что такой в наличии нет, и если ждать её закупки, то открыть театр в срок не удастся. Таким образом Росси добился реализации своего замысла - украсить зрительный зал обивкой голубого цвета.

Торжественное открытие театра состоялось 31 августа 1832 года. На следующий день газеты писали:

"Сие огромное, изящное, величественное здание построено архитектором Росси. Зала вмещает в себя пять ярусов лож, кроме бенуаров. Кресел числом 242, расположенных в девяти ярусах. Позади кресел возвышаются амфитеатром, до лож первого яруса, так называемые места за креслами (числом 182), нумерованные скамьи, для зрителей и слушателей весьма удобные... Представление открылось трагедией ""Пожарский, или Освобождение Москвы"" и испанским дивертисментом, то есть разными испанскими танцами" [Цит. по: 2, с. 530].

Театр назвали в честь жены императора Николая I Александры Фёдоровны. С тех пор его называют "Александринка". Здание вошло в единый архитектурный ансамбль площади Островского. Над колоннадой фасад театра украшает квадрига, управляемая богом искусств Аполлоном. Автор скульптуры - С. С. Пименов. Квадригу Аполлона изготовили мастера Александровского завода. За эту работу мастера Пётр Катеринин и Пётр Одинцов, а также подмастерье Рогозин получили серебряные медали на аннинских лентах, а мастер Андрей Маликов получил золотую медаль.

Александринский театр изначально находился в ведении Министерства Императорского двора. Его стены Росси были окрашены в светло-серый цвет .

В год открытия Александринского театра на основании императорского повеления дирекция предоставила Карлу Росси в безвозмездное и вечное пользование билет в ложу №14 второго яруса. 14 января 1837 года директор императорских театров Гедеонов доложил министру двора:

"....господин Росси предложил дирекции, не желает ли она отобрать от него сию ложу, а ему заплатить за неё деньгами.
По неизвестности в праве ли ещё г. Росси делать без особого дозволения подобного рода передачи ложи... я не решился принять его предложения.
Но ложа сия занимается почти на всех представлениях разными лицами из публики и как впуск в оную... делается всегда по особенному на неё выданному г. Росси билету, то и открылось, что с сим билетом присылается в театр человек, который и продаёт в коридоре сию ложу местами про одиночке разного рода людям... Сему посылаемому было не только много раз подтверждено сего больше не делать, но даже... был он за то задержан в театре с объявлением, что если продолжит ещё впредь подобныя действия, то... будет препровождён в полицию.
Несмотря однако на сие оказалось, что при спектакле бывшем 10 января впущено было таковым же образом в ложу... разного рода людей семь человек, из коих между двумя произошла ссора и драка, при разбирательстве коих полициею оказалось, что в числе сидевших в сей ложе были дворяне или чиновники, а также крепостные люди..." [Цит. по: 2, 548]

После этого случая Росси было объявлено о том, что следующий подобный инцидент завершится для него лишением билета.

Когда-то в дни театральных премьер и бенефисов у подъезда к Александринке выстраивалась длинная очередь из карет и экипажей. Среди "золотой молодёжи" того времени было неприлично ходить в театр пешком, поэтому предприимчивые извозчики специально ставили свои кареты вблизи театра, на Невском проспекте. Оттуда молодые люди и подъезжали к месту назначения.

Накануне 1849 года Николай I захотел обновить убранство зрительного зала Александринского театра. Он приказал увеличить четыре ложи около сцены и заменить обивку зала на красную, что было поручена Карлу Росси, который создал два проекта переделок. Эта работа стала последней для 72-летнего архитектора .

В советское время театр получил название "Академический театр драмы им. А. С. Пушкина". С приобретением этого имени он стал называться ещё и "Пушкинским".

Один из известнейших театров Санкт-Петербурга, легендарный Александрийский театр был основан по указу императрицы Елизаветы. В честь супруги императора Николая Первого Александры Федоровны театр был назван Александровским. 9 февраля 1937 года, когда Россия отмечала столетие со дня гибели Пушкина, театру было присвоено имя поэта, и теперь его называют Александринским, или Пушкинским театром.

Великолепное здание, в котором театр размещается с 1832 года, было построено архитектором Карлом Росси. Обращенный фасадом к Невскому проспекту, изысканный архитектурный ансамбль является одним из лучших образцов русского классицизма. Скульптурная композиция "Колесница Аполлона", расположенная на аттике здания, стала не только символом театра, но и одной из эмблем Северной столицы.

Репертуар театра традиционно составляют драматические спектакли русских и зарубежных классиков. На сцене Александринского театра состоялись практически все мировые премьеры произведений русской классической драматургии. На легендарных постановках часто бывали Пушкин и Белинский, Тургенев, Островский и Блок. Здесь же Чехов переживал радость на представлении своего "Иванова" и разочарование после первой провалившейся постановки "Чайки". Сегодня в афише театра наряду с драматическими произведениями все чаще можно встретить балетные постановки с участием звезд российской хореографии.
Актерский коллектив Александринского театра, известного как "театр мастеров", - один из сильнейших в Петербурге. Стены театра хранят память о выдающихся актерах В. Каратыгине, А. Мартынове, И. Горбачеве, Б. Фрейндлихе, актрисах В. Комиссаржевской, Е. Корчагиной-Александровской и многих других.

Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина - легендарный Александринский театр - является старейшим национальным театром России. Он был учрежден Сенатским Указом, подписанным дочерью Петра Великого императрицей Елизаветой 30 августа 1756 года в день Святого Александра Невского. Именно этот театр является прародителем всех Российских театров, а дата его основания - Днем рождения Русского профессионального театра. Учреждение театра послужило началом государственной политики Российского государства в области театрального искусства.

Здание Александринского театра, созданное К. И. Росси, - один из наиболее характерных и выдающихся памятников архитектуры русского классицизма. В ансамбле площади Островского оно играет доминирующую роль. В результате перепланировки усадьбы Аничковского дворца в 1816-1818 годах между зданием Публичной библиотеки и садом Аничковского дворца возникла обширная городская площадь. На протяжении более десяти лет, с 1816 по 1827 год, Росси разработал ряд проектов реконструкции и застройки этой площади, предусматривавших сооружение на ней городского театра. Окончательный вариант проекта был утвержден 5 апреля 1828 года. Строительство театра началось в том же году. 31 августа 1832 года состоялось его торжественное открытие.

Здание театра расположено в глубине площади Островского и обращено своим главным фасадом в сторону Невского проспекта. Обработанные рустами стены нижнего этажа служат как бы цоколем торжественных колоннад, украшающих фасады театра. Колоннада главного фасада из шести коринфских колонн четко вырисовывается на фоне стены, отодвинутой в глубину. Традиционный мотив вынесенного вперед классического портика здесь заменен редким в Петербурге эффектным мотивом лоджии. Гладь стен по сторонам лоджии прорезана неглубокими полуциркульными нишами со статуями муз - Терпсихоры и Мельпомены и завершена широким скульптурным фризом, опоясывающим здание. Аттик главного фасада, украшенный скульптурными фигурами Славы, увенчан квадригой Аполлона, символизирующей успехи отечественного искусства.

Торжественны и эффектны боковые фасады театра и южный фасад, замыкающий перспективу улицы Зодчего Росси. В работе над проектом театра Росси сосредоточил свое внимание на объемно-пространственном его решении, монументальности и выразительности внешнего облика. Внутри здания наибольший интерес представляет зрительный зал. Его пропорции хорошо найдены. Здесь сохранились фрагменты первоначального архитектурного оформления, в частности декоративная позолоченная резьба лож у сцены и центральной большой ("царской") ложи. Барьеры ярусов декорированы вызолоченными орнаментами, выполненными во второй половине XIX века.

В оформлении фасадов важную роль играет скульптура. Ее исполнителями были С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский и А. Трискорни. Колесница Аполлона вычеканена из листовой меди на Александровском чугунолитейном заводе по модели С. С. Пименова. К столетнему юбилею театра в 1932 году под руководством И. В. Крестовского были заново изготовлены несохранившиеся статуи Терпсихоры, Мельпомены, Клио и Талии, установленные в нишах на фасадах.
Театр обладает уникальными коллекциями декораций, костюмов, мебели, театральной бутафории, оружия, богатейшими музейными фондами, которые могут быть экспонированы как в России, так и за рубежом в самых престижных выставочных пространствах.
В течение сезона 2005-2006 гг. Александринский театр осуществил генеральную реконструкцию, в результате которой воссоздан исторический облик интерьеров здания. В то же время Александринка стала одной из самых совершенных в инженерном плане современных сценических площадок. Торжественное открытие реконструированного Александринского театра состоялось 30 августа 2006 года в дни празднования 250-летия старейшего государственного драматического театра России.

Репертуар Александринского театра.

Первым директором Александринского театра был А.П. Сумароков, а затем - Ф.Г. Волков. Труппа театра формировалась под руководством знаменитого актера, режиссера и педагога И.А. Дмитревского. В репертуар театра второй половины XVIII века входили драматические произведения А.П. Сумарокова, Я.Б. Княжнина, комедии В.В. Капниста, И.А. Крылова, Д.И. Фонвизина, бытовые драмы В. И. Лукина, П.А. Плавильщикова, а также западноевропейских драматургов - П. Корнеля, Ж. Расина, Вольтера, Мольера, Бомарше.

С начала 1770-х годов ведущее место в репертуаре театра занимает комическая опера - своеобразный театральный жанр, сочетавший в себе драматическое действие с музыкальными номерами, пением и танцами. Основанная на сюжетах из жизни "простых людей", она быстро стала популярна. Знаменитым был в свое время спектакль "Недоросль" Фонвизина, впервые поставленный на сцене петербургского театра в 1782 году с участием Дмитревского (Стародум), Плавилыцикова (Правдин), Михайловой (Простакова), Соколова (Скотинин) и Шумского (Еремеевна) .
Конечно же, исполнительское искусство театра вплоть до начала XIX века было связано с театральным классицизмом - этому учил Дмитревский. Но с изменением драматургии, с расширением жанровых законов усиливались эмоционально-психологические тенденции в актерском искусстве. На сцене театра блистали С.Н. Сандунов, А.М. Крутицкий, П.А. Плавильщиков, А.Д. Каратыгина, Я.Е. Шушерин. Сентиментальная драма и мелодрама, занимавшие значительное место в репертуаре, требовали от актеров большей естественности и простоты.
Публика любила эти жанры, поскольку они воспроизводили "обыкновенную жизнь". Конечно, представления о "простоте", "естественности" и "обыкновенной жизни", отраженной в драматургии в разные периоды истории театра, были достаточно заметно несхожими. И нам сегодня спектакли-мелодрамы, или "слезные драмы", как "Лиза, или Торжество благодарности" Ильина, "Лиза, или Следствие гордости и обольщения" Федорова, вряд ли бы показались жизненными.
Но таков был дух времени - на театре ценили всяческую чувствительность. Во время Отечественной войны 1812 года важнейшее значение для общества приобрели постановки трагедий В.А. Озерова - "Эдип в Афинах" и "Дмитрий Донской". Значительность их проблематики, их патриотизм были поддержаны великолепной игрой трагических актеров -Е.С. Семеновой и А.С. Яковлевым.
В 20-х годах XIX века все больше место в репертуаре театра стали занимать комедия и водевиль А. Шаховского, М. Загоскина, Н. Хмельницкого. Лучшими комедийными исполнителями были признаны М.И. Вальберхова и И.И. Сосницкий. В это время на петербургской сцене были поставлены ранние комедии А.С. Грибоедова - "Молодые супруги" и "Притворная неверность". В конце 20-х годов театр обратился к романтическому репертуару: инсценировкам поэм А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, романов В. Скотта. В актерском искусстве также складываются принципы романтического, эмоционально-действенного сценического поведения.

На рубеже XIX-XX веков творчество Александринского театра было достаточно эклектично. На старейшей сцене тоже появилась режиссура, в которой преобладал бытовой реализм, граничащий с натурализмом (режиссер Е.П. Карпов). В 1908-1917 годах в театре несколько спектаклей ставит В.Э. Мейерхольд, увлеченный символическими и стилизаторскими идеями. Он утверждал на сцене праздничную театральность, яркость, роскошное декорирование спектаклей. "Дон Жуан" Мольера (1910), "Гроза" (1916), "Маскарад" (1917) последовательно развертывали перед публикой идею спектакля-маскарада, мистико-религиозного, а в теме рока "Маскарада", поставленного в канун революций, видели "гибель империи.

После революции 1917 года театр подвергался жесточайшим нападкам со стороны революционных театральных деятелей Пролеткульта, футуристов и прочих. Они требовали роспуска труппы и ликвидации императорского театра, представляющего "старый мир" "буржуазного искусства". Конечно, это было время кризиса. В 1919 году Александринский театр вошел в объединение академических театров, а в 1920 году переименован в Петроградский государственный академический театр драмы.
Впервые послереволюционные годы театр ставит преимущественно русскую и европейскую классику. На его сцене появилась драматургия Горького ("Мещане", "На дне"). В середине 20-х годов на его сцене появляются пьесы историко-революционного содержания: "Иван Каляев", "Пугачевщина", а режиссер Н.В. Петров ставит "Конец Криворыльска" Ромашова, "Штиль" Биль-Белоцерковского, "Бронепоезд 14-69" Bс. Иванова.
Революционная линия репертуара теперь надолго останется в театре. И, хотя, в 30-е годы на сцене театра появятся исторические персонажи и русские самодержцы (пьеса "Петр I" A.H. Толстого, "Полководец Суворов" Бехтерева), история российская трактуется в духе "классового подхода".
В 1937 году театру было присвоено имя А.С. Пушкина. Во время Великой Отечественной войны он работал в Новосибирске, а на его сцене шли лучшие пьесы о войне советских драматургов - "Фронт", "Русские люди", "Нашествие". С осени 1944 года он возобновил работу в Ленинграде.
К рупнейшим событием стала постановка на его сцене в 1955 году пьесы "Оптимистическая трагедия" в режиссуре Г.А. Товстоногова. В труппе театра работали крупнейшие артисты: В.В. Меркурьев, Н.К. Симонов, Ю.В. Толубеев, Н.К. Черкасов, В.И. Честноков, Е.В. Александровская, Б.А. Фрейндлих и великие театральные режиссёры Вс. Мейерхольд, Л. Вивьен, Г. Козинцев, Г. Товстоногов, Н. Акимов и многие другие.

История театра - это еще и история человеческой души, ее падений и восхождений. История театра - это история человеческого творческого дара, которым мы распоряжаемся далеко не всегда по достоинству. И все же не любить театр нельзя. И мы любим этот великолепный, красивый и увлекательный мир театрального искусства, который поражает своим разнообразием и своей живучестью. Ведь и в начале нового века все еще мы видим представления петрушечников на улицах и ярмарках, все еще живы традиции китайского и японского театра, по-прежнему испытываем трепет, когда слышим о "русском классическом балете" или "итальянском бельканто".
Александринский театр - один из известнейших театров Петербурга.
Много родовых особенностей есть в жизни Петербурга; но Александринский театр едва ли не есть одна из самых характеристических примет ее, едва ли это не главнейший "норов" огромной и прекрасной столицы. Достаточно только взглянуть на Александринский театр, который, с его прелестным сквером впереди, садом и арсеналом Аничкина дворца с одной стороны и императорскою Публичною библиотекою с другой, составляет одно из замечательнейших украшений Невского проспекта. Но кто хочет узнать внутренний Петербург, не одни его дома, но и тех, кто живут в них, познакомиться с его бытом, тот непременно должен долго и постоянно посещать Александринский театр преимущественно перед всеми другими театрами Петербурга.
Имя Александринского театра неразрывно связано с мировой историей сценического искусства. Уникальный комплекс зданий, с пятиярусным зрительным залом, огромной сценой, дворцовыми парадными фойе, величественным фасадом, ставшим одной из эмблем Северной столицы, вошел в число жемчужин мировой архитектуры, находящихся на учете ЮНЕСКО. Среди великих старейших национальных театров Европы - парижского «Комеди Франсез», венского «Бургтеатра», лондонского «Дрюри Лейн», берлинского «Дойчес театра» - Александринский театр занимает почетное место, являясь символом Русского национального театра.

До 1801 года на месте Александринского театра находился деревянный павильон. Затем по проекту архитектора В.Бренны он был перестроен в театр, который назвали Малым театром. В 1828 году началось строительство на этом месте нового здания театра под руководством К.И. Росси. Сын итальянской балерины, Росси родился в Петербурге, и стал воспитанником архитектора Винченцо Бренны.

Первой самостоятельной работой Росси в Санкт-Петербурге стал ансамбль Елагина острова. Росси считал, что достоинство зодчества «не в обилии украшений, а величии форм, в благородстве пропорций». Работы по строительству театра завершились в 1832 году. Торжественное открытие Александринского театра, автором которого был Росси, состоялось 31 августа 1832 года. Главный фасад здания, прямоугольного в плане, обращен к площади и Невскому проспекту. Рустованные стены первого этажа театра служат основанием для колоннад коринфского ордера, украшающих фасады здания.

Главный фасад украшен полуциркульными нишами со статуями двух муз: Терпсихоры (музы танца) и Мельпомены (музы трагедии).На противоположном фасаде – статуи Клио (муза истории) и Талии (муза комедии). Над колоннадой главного фасада размещено рельефное изображение двух Слав, которые венчают лиру лавровыми венками. Завершает главный фасад театра квадрига Аполлона работы скульптора С.С. Пименова. Аполлон, сын Зевса и покровитель искусств, облаченный в свободную одежду, стоит во весь рост в нарядной колеснице, запряженной четверкой лошадей. В его правой руке – лавровый венок, в левой – кифара (щипковый музыкальный инструмент с четырьмя струнами). Модель квадриги выполнена из красной меди и покрыта бронзой. Вся композиция смотрится очень динамичной и легкой.

В зрительном зале Александринского театра сохранилась позолоченная резьба лож у сцены и центральной «царской» ложи. Внутреннее и внешнее убранство театра в аллегорической форме прославляет достижения и величие русской культуры и искусства. Позже перед зданием Александринского театра был разбит сквер. А в 1873 году, в правление Александра II в центр этого сквера был установлен памятник Екатерине II. Сегодня академический театр драмы имени А.С. Пушкина (Александринский театр) является одним из самых популярных и посещаемых театров в Санкт-Петербурге.

Название : Российский государственный академический театр драмы им. А. С. Пушкина (Александринский) (ru), Alexandrinsky Theatre / Russian State Pushkin Academy Drama Theater (en)

Другие названия : Александринский театр / Театр им. Пушкина в Санкт-Петербурге / Александринка

Местонахождение : Санкт-Петербург (Россия)

Создание : 1827 - 1832 гг.

Стиль : Классицизм

Архитектор(ы) : Карл Росси



Архитектура Александрийского театра

Источник:
Г. Б. Бархин “Театры”
Издательство Академии Архитектуры СССР
Москва, 1947 г.

В 1827-1832 гг. в Петербурге был сооружен по проекту Росси один из самых замечательных для своего времени по архитектуре театров Европы - Александрннский - ныне театр имени Пушкина. На месте нынешнего сквера Александрийского театра в 1801 г. существовал построенный Бренна небольшой деревянный театр, обращенный фасадом на Невский проспект. В 1811 году Тома-де-Томон запроектировал на этом месте театр значительно больших размеров. Проект этого театра сохранился. Здание прямоугольной формы с десятитиколонным портиком главного фасада и с огромным украшенным скульптурой фронтоном. Площадь, на которой запроектирован театр у Томона. имеет такое же раскрытие со стороны Невского проспекта, как и у Росси. но здание театра поставлено Томоном со значительно меньшим нежели у Росси заглублением от Невского. Никакого замыкающего сзади театра фона на проекте Томона нет. Кроме того, площадь театра у Томона значительно проигрывает из-за наличия на ней с правой стороны глубокого закругленного кармана. Проект Тома-де-Томона не был осуществлен. Попытку запроектировать на этом месте театр делает в 1817 году и архитектор Модюи. Наконец в 1818 году последовало утверждение проекта театра, составленного Росси. Исключительное значение этого сооружения для Санкт-Петербурга не ограничивается лишь прекрасной архитектурой самого здания, но заключается и в том удивительном архитектурном окружении, какое Росси сумел здесь образовать в связи с постройкой своего театра.

Основное значение театра Росси в истории театральной архитектуры заключается главным образом в превосходной внешней архитектуре здания. Что касается общей планировки Александрийского театра и решения зрительного зала, то в этом отношении Росси не дал ничего особенно нового в сравнении с лучшими европейскими театрами его времени.

В плане Александрийского театра не уделено сколько-нибудь значительного места помещениям общего пользования; все удобства и вся роскошь отделки сосредоточены исключительно на парадных помещениях. Небольшой вестибюль со сдвинутыми с оси двумя лестницами, заключенными в глухие клетки и решенными без особой парадности. Марши этих лестниц запроектированы шириной в 2,13 м лишь на высоту одного этажа, на уровень царской ложи, после чего марши сужаются до 1,4 м. Над вестибюлем перед царской ложен парадное фойе, высотой 6,4 м; фойе, обслуживающие остальные ярусы, при той же площади имеют высоту лишь 4 м. Фойе для публики тесны, буфеты и уборные неудобны для пользования. Заслуживает внимания зрительный зал этого театра.

Зал вмещает 1 800 зрителей, в плане подковообразный, по очертанию кривой близок к французской: половина круга, соединенная с широким порталом прямолинейными отрезками. Так же, как во французских театрах, решены партер, расположенный впереди, и полукруглый амфитеатр в задней части зала. Кроме бенуара 5 ярусов лож. Ложи, в целях лучшей видимости, наклонены в направлении к сцене. В свое время этот прием рекомендовал Сегецци, но это привело лишь к неудобству пользования ложами из-за наклона пола и к крайне невыгодному для зрительного восприятия падению барьеров. Довольно плоское перекрытие зала, а также и архитектура портала мало интересны. Очень хорошо исполнены отдельные рисунки барьеров лож и обработка центральной ложи.

Главный же интерес и значение театра в его внешней архитектуре. Александрийский театр - одно из наиболее совершенных произведении Росси и по своей архитектуре бесспорно лучший театр в Европе. В центре переднего фасада лоджия и восьмиколонный портик. Задний фасад решен так же, но вместо колонн убран пилястрами. Боковые фасады с выступающими восьмиколонными фронтонными портиками, здание богато отделано скульптурой. Передний и задний фасады заканчиваются характерными для Росси аттиками. Передний аттик увенчен квадригой с четверкой лошадей. Зрительный зал и сцена выступают над общим объемом театра в виде параллелепипеда. Над выступающими обрамлениями лоджии установлены скульптурные группы. Нижняя часть здания обработана в виде цокольного рустованного этажа с очень просто решенными входными дверями. Боковые портики образуют два крытых подъезда. Под антаблементом, перекрывающим все здание, проходит широкий скульптурный фриз из гирлянд и масок.

В целом архитектура театра, при исключительном ее единстве и цельности, очень богата и разнообразна в деталях.

    Источники:

  • История искусств. Том пятый. Искусство 19 века: искусство народов России, Франции, Англии, Испании, США, Германии, Италии, Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии, Бельгии, Голландии, Австрии, Чехии, Польши, Румынии, Венгрии, Болгарии, Сербии и Хорватии, Латинской Америки, Индии, Китая и других стран. “ИСКУССТВО”, Москва
  • Иконников А.В., Степанов Г.П. Основы архитектурной композиции Искусство, М. 1971
  • "История русской архитектуры" под редакцией С.В. Безсонова Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре 1951 г.
  • Г. Б. Бархин “Театры” Издательство Академии Архитектуры СССР Москва, 1947 г.
  • Е.Б. Новикова "Интерьер общественных зданий (художественные проблемы)" . - М.: Стройиздат, 1984. - 272 с., ил.