Самые знаменитые и значимые для истории искусства картины мира. Самые известные картины всех времен 100 известных людей картина

Самые знаменитые и значимые для истории искусства картины мира. Самые известные картины всех времен 100 известных людей картина
Самые знаменитые и значимые для истории искусства картины мира. Самые известные картины всех времен 100 известных людей картина

Великолепные произведения искусства рук великих мастеров способны удивить даже людей, для которых искусство мало значит. Именно поэтому музеи с мировыми именами являются одними из самых популярных достопримечательностей, привлекающих миллионы посетителей в год.

Чтобы выделиться из огромного количества картин, написанных за всю историю искусства, художнику необходим не просто талант, но и умение выразить уникальный сюжет необычным и очень актуальным для своего времени способом.

Представленные ниже картины громко заявляют не только о таланте своих авторов, но и о многочисленных культурных тенденциях, которые появлялись и исчезали, и о важнейших исторических событиях, которые всегда находили отражение в искусстве.

"Рождение Венеры"

Эта картина, написанная великим мастером возрождения Сандро Боттичелли, изображает момент появления прекрасной Венеры из морской пены. Одним их самых притягательных аспектов картины является скромная поза богини и ее простое, но прекрасное лицо.

"Собаки играют в покер"

Написанная Кассиусом Кулиджем в 1903 году серия из 16 картин изображает собак, собранных за игрой в покер вокруг журнального или игрального стола. Многие критики признают эти картины каноническим изображением американцев той эпохи.

Портрет мадам Рекамье

Этот портрет, написанный Жаком-Луи Давидом, изображает блестящую светскую диву в контрастно минималистической и простой обстановке, одетой в простое белое платье без рукавов. Это - яркий пример неоклассицизма в портретном искусстве.

№5

Эта знаменитая картина, написанная Джексоном Поллоком, является самым знаковым его произведением, которое ярко изображает весь тот хаос, который бушевал в душе и уме Поллока. Это - одна из самых дорогих работ, когда-либо проданных американским художником.

"Сын человеческий"

"Сын человеческий", написанный Рене Магриттом, является своеобразным автопортретом, изображающим самого художника в черном костюме, но с яблоком вместо лица.

"Номер 1" ("Королевский красный и синий")

Это довольно свежее произведение, написанное Марком Ротко, - не более чем мазки трех разных оттенков на холсте ручной работы. В настоящее время картина выставлена в Институте искусств в Чикаго.

"Избиение невинных"

На основе библейской истории об убийстве невинных младенцев в Вифлееме Питер Поль Рубенс создал эту жуткую и жестокую картину, которая затрагивает эмоции всех, кто на нее смотрит.

"Воскресный день на острове Гранд-Жатт"

Созданная Жоржем Сера, эта уникальная и очень популярная картина изображает расслабленную атмосферу выходного дня в большом городе. Такая живопись является превосходным примером пуантилизма, который объединяет в одно целое множество точек.

"Танец"

"Танец" Анри Матисса является примером стиля под названием фовизм, который отличается яркими, практически неестественными цветами и формами и высокой динамикой.

"Американская готика"

"Американская готика" является произведением искусства, идеально символизирующим образ американцев во время Великой депрессии. На этой картине Грант Вуд изобразил строгую, наверняка религиозную пару, стоящую на фоне простого дома с окнами в готическом стиле.

"Грузчик цветов"

Эта картина самого популярного мексиканского живописца ХХ века - Диего Риверы, изображает человека, который с трудом несет на спине корзину, перегруженную яркими тропическими цветами.

"Мать Уистлера"

Также известная как "Аранжировка в сером и черном. Мать художника", это одна из наиболее знаменитых картин американского художника Джеймса Уистлера. На этой картине Уистлер изобразил свою мать, сидящей на стуле, на фоне серой стены. В картине использованы только черные и серые оттенки.

"Постоянство памяти"

Это - культовое произведение не менее культового Сальвадора Дали, знаменитого на весь мир испанского сюрреалиста, выведшего это движение на передовую искусства.

Портрет Доры Маар

Пабло Пикассо является одним из самых популярных и влиятельных испанских живописцев. Он - основатель нашумевшего в свое время стиля, названного кубизмом, который стремится раздробить любой объект и передать его четкими геометрическими формами. Эта картина - первый портрет в стиле кубизма.

"Портрет художника без бороды"

Эта картина Ван Гога является автопортретом, причем уникальным, поскольку он изображает живописца без привычной всем бороды. Кроме того, это одна из немногих картин Ван Гога, которые были проданы в частные коллекции.

"Ночная терраса кафе"

Написанная Винсентом ван Гогом, эта картина изображает привычное зрелище совсем по новому, с использованием удивительно ярких цветов и необычных форм.

"Композиция VIII"

Василий Кандинский признан основателем абстрактного искусства - стиля, который использует формы и символы вместо привычных предметов и людей. "Композиция VIII" является одной из первых картин художника, выполненных исключительно в этом стиле.

"Поцелуй"

Одно из первых художественных произведений в стиле ар-нуво, эта картина почти полностью выполнена в золотых тонах. Картина Густава Климта - одно из самых ярких произведений стиля.

"Бал в Мулен де ла Галетт"

Картина Пьера Огюста Ренуара является ярким и динамичным изображением городской жизни. Кроме того, это одна из самых дорогих в мире картин.

"Олимпия"

В картине "Олимпия" Эдуард Мане создал настоящее противоречие, практически скандал, поскольку голая женщина с пристальным взглядом явно является любовницей, не завуалированной мифами классического периода. Эта одна из ранних работ в стиле реализма.

"Третье мая 1808 года в Мадриде"

В этом произведении Франсиско Гойя изобразил нападение Наполеона на испанцев. Это - одна из первых испанских картин, которые рисуют войну в негативном свете.

"Менины"

Самая знаменитая картина Диего Веласкеса изображает пятилетнюю Инфанту Маргариту на фоне портрета ее родителей, написанного Веласкесом.

"Портрет четы Арнольфини"

Эта картина является одним из старейших произведений живописи. Она была написана Яном ван Эйком и изображает итальянского бизнесмена Джованни Арнольфини и его беременную жену в их доме в Брюгге.

"Крик"

Картина норвежского художника Эдварда Мунка изображает искаженное страхом лицо человека на фоне кроваво-красного неба. Пейзаж на заднем плане добавляет мрачного очарования этой картине. Кроме того, "Крик" - одна из первых картин, выполненных в стиле экспрессионизма, где реализм сведен к минимуму, чтобы обеспечить больше свободы для эмоций.

"Кувшинки"

"Кувшинки", написанные Клодом Моне, являются частью серии из 250 картин, изображающих элементы собственного сада художника. Эти картины выставлены в различных художественных музеях мира.

"Звездная ночь"

"Звездная Ночь" Ван Гога - одно из самых известных изображений в современной культуре. В настоящее время она выставлена в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

"Падение Икара"

Эта картина, написанная голландским художником Питером Брейгелем, показывает безразличие человека к страданию своих ближних. Сильная социальная тема показана здесь довольно простым способом, с использованием образа Икара, тонущего под водой, и людей, игнорирующих его страдания.

"Сотворение Адама"

"Сотворение Адама" - одна из нескольких великолепных фресок Микеланджело, украшающих потолок Сикстинской капеллы во дворце Ватикана. На ней изображено создание Адама. Кроме изображения идеальных человеческих форм, фреска является одной из первых в истории искусства попыток изобразить Бога.

"Тайная вечеря"

Эта фреска великого Леонардо изображает последний ужин Иисуса до его предательства, ареста и смерти. Кроме композиции, форм и красок, обсуждение этой фрески пестрит теориями о скрытых символах и наличии Марии Магдалены рядом с Иисусом.

"Герника"

"Герника" Пикассо изображает взрыв одноименного испанского города во время испанской гражданской войны. Это - черно-белая картина, негативно изображающая фашизм, нацизм и их идеи.

"Девушка с жемчужной сережкой"

Эту картину Йоханнеса Вермеера часто называют голландской Моной Лизой, не только из-за ее необычайной популярности, но и потому что выражение на лице девушки трудно уловить и объяснить.

"Обезглавливание Иоанна Крестителя"

Картина Караваджо очень реалистично изображает момент убийства Иоанна Крестителя в тюрьме. Полутьма картины и выражения лиц ее персонажей делают ее истинным классическим шедевром.

"Ночной дозор"

"Ночной дозор" является одной из самых знаменитых картин Рембрандта. На ней изображен групповой портрет стрелковой роты во главе с ее офицерами. Уникальным аспектом картины является полутьма, которая производит впечатление ночной сцены.

"Афинская школа"

Написанная Рафаэлем в его ранний римский период, эта фреска изображает известных греческих философов, таких как Платон, Аристотель, Евклид, Сократ, Пифагор и другие. Многие философы изображены в виде современников Рафаэля, например, Платон - Леонардо да Винчи, Гераклит - Микеланджело, Евклид - Браманте.

"Мона Лиза"

Вероятно, самой знаменитой картиной в мире является "Джоконда" Леонардо да Винчи, более известная как "Мона Лиза". Это полотно - портрет госпожи Герардини, привлекающей внимание таинственным выражением лица.

Четверг, 08 Декабря 2016 г. 11:56 + в цитатник

Британская газета The Times составила рейтинг 200 лучших художников , которые жили в период с начала XX века до наших дней.

В результате, по мнению британских читателей, первое место занял великий испанский художник Пабло Пикассо.

Второе место
отдано постимпрессионисту Полю Сезанну , третий - основоположник австрийского модерна Густав Климт . Последняя строка занята современным японским художником Хироши Суджимото .

В первой десятке фигурируют французские художники Клод Моне, Анри Матисс, Марсель Дюшан и американский художник Джексон Поллок.
Десятку замыкают легенда поп-арта Энди Уорхол , представитель абстракционизма Виллем де Кунинг и известный модернист Пит Мондриан .
Нельзя не заметить завышения рейтинга одних художников и игнорирования других, не менее талантливых. Редакция The Times, подводя итоги опроса, недоумевает: «Что делает в топ-20 Мартин Киппенбергер? Почему он оценен выше, чем Ротко, Шиле и Клее? Разве Мунк (46-е место) хуже Фриды Кало? Скорее всего, это объясняется желанием женщин поместить представительницу прекрасного пола как можно выше в рейтинге.

Из российских художников в рейтинге фигурируют Василий Кандинский (15-й), создатель "Черного квадрата" Казимир Малевич (17-й). 95-м отмечен украинско-американский художник Александр Архипенко . 135-й - один из основоположников конструктивизма Александр Родченко. Также в список попали Марк Шагал -71-й, и Владимир Татлин - 145-й.

Вот 20 лучших художников XX века , по мнению британских любителей искусства

Двадцатка лучших художников XX и начала XXI века

1. Пабло Пикассо

2. Поль Сезанн

3. Густав Климт

4. Клод Моне

5. Марсель Дюшан

6. Анри Матисс

7. Джексон Поллок

8. Энди Уорхол

9. Виллем де Кунинг

10. Пит Мондриан

11. Поль Гоген

12. Фрэнсис Бэкон

13. Роберт Раушенберг

14. Жорж Брак

15. Василий Кандинский

16. Константин Бранкузи

17. Казимир Малевич

18. Джаспер Джонс

19. Фрида Кало

20. Мартин Киппенбергер
………………
Да, если бы такой опрос проводили у нас, список оказался бы совсем другим. Как впрочем, и списки лучших литературных произведений - в каждой стране они значительно отличаются.
Но пока мы имеем только этот список, в котором многих художников не знаем.
Поэтому - вот краткий рассказ о первой двадцатке художников.
А полный список 200 лучших художников XX и начала XXI века - в конце поста.
...................
1.Пикассо Пабло - испанский художник, график

8. Энди Уорхол (настоящее имя — Эндрю Вархола , русин. Андрій Варгола ; 1928-1987) — американский художник и продюсер, заметная персона в истории поп-арт а и современного искусства в целом. Основатель идеологии «homo universale».
Уорхол создал несколько картин, которые стали сенсацией в мире искусства. В 1960 году он создал дизайн для банок Кока-кола, который принёс ему известность художника с неординарным видением искусства. А в 1960—1962 появился цикл произведений с изображением консервных банок супа Кэмпбелл .


Уорхол одним из первых применил трафаретную печать и шелкографию как метод для создания картин.
Уорхол создал ряд картин, на которых изобразил кумиров современного общества. Среди звёзд, которых рисовал Энди: многократно повторяющиеся Мэрилин Монро , Элизабет Тэйлор , Битлз, Майкл Джексон, Ленин и другие. Эти рисунки в ярких тонах стали «визитной карточкой» Уорхола. воссоздавая атмосферу Америки 60-х годов.


По мнению критиков, эти картины отражали пошлость культуры массового потребления, менталитет западной цивилизации. Уорхола причисляют к представителям поп-арта и концептуального искусства , таким как Роберт Раушенберг , Джаспер Джонс и Рой Лихтенштейн .В настоящее время цены на его картины доходят до десятков миллионов долларов. Вокруг фигуры Уорхола собралась целая субкультура.


В 2015 году картина была продана музейному ведомству Катара за 300 млн долларов. 287\237\225

12.Фрэнсис Бэкон —(1909—1992) — английский художник-экспрессионист . Живопись Бэкона всегда экспрессивна, это — своего рода крик, который передаёт трагедию существования. Основной темой его работ является человеческое тело — искажённое, вытянутое, заключённое в геометрические фигуры. Несколько произведений входит в список самых дорогих картин.

14 мая 2008 триптих «Ориентир канонического 20-го века» Френсиса Бэкона 1976 года продан на аукционе Сотби за 86,3 миллиона долларов. Продан семьёй Мюи, владельцами производства вин Château Pétrus, русскому миллиардеру Роману Абрамовичу. А живописец получил звание самого дорогого послевоенного художника и попал на третье место в десятке самых дорогих художников мира вообще, уступив только Пикассо и Климту. 180\122\96

13.Роберт Раушенберг (1925, Порт-Артур —2008, остров Каптива, Флорида) — американский художник. Представитель абстрактного экспрессионизма , а затем концептуального искусства и поп-арта , в своих работах тяготел к технике коллажа и редимейда , использовал мусор .
Как и другие представители поп-арта, он пытался выразить своё видение мира в необычных, шокирующих формах. Для этого использовались холсты, коллажи, инсталляции.
В начале 50-х Раушенберг прошёл через три стадии создания живописных работ:
«Белая живопись» — на белом фоне изображены черные цифры и некоторые символы.
«Черная живопись» — на полотно наклеивались обрывки газет, и все это покрывалось черной эмалью.
«Красная живопись» — абстрактные полотна в красных тонах частично с наклейками из газет, гвоздей, фотографий и т. п.
В 1953 году Раушенберг стёр рисунок Виллема де Кунинга и выставил его под названием «Стёртый рисунок Де Кунинга», затронув вопрос о природе искусства.

С середины 50-х Раушенберг создает пространственные объекты, которые называет «комбинированными картинами», например:
«Одалиска» (атласная подушка, чучело курицы, фотографии и репродукции)
«Кровать» —кровать, забрызганная краской и поставленная вертикально…


В конце 50-х освоил технику фроттажа (натирания, введенную в искусство Максом Эрнстом) для перевода журнальных фотографий на бумагу. Раушенберг использовал её для создания графического цикла из 34 иллюстраций к «Аду» Данте в стиле поп-арта . В 1962 году он освоил технику шелкографии и создал в ней ряд крупных произведений. Одна из картин этого ряда «Путь в небо » (Skyway , 1964). На ней поп-культурные символы (например, американские астронавты) соседствуют с образами Рубенса .

Раушенберг - обладатель многих наград, среди которых: главный приз на Венецианском биеннале, Грэмми, Национальная медаль США, Императорская премия Японии и другие.
В 60-е и 70-е годы Раушенберг был вовлечен в сферу перформанса , хэппенингов и других театрализованных акций.

1 Пабло Пикассо 21587
2 Поль Сезанн 21098
3 Густав Климт 20823
4 Клод Моне 20684
5 Марсель Дюшамп 20647
6 Генри Матисс 17096
7 Джексон Поллок 17051
8 Энди Уорхол 17047
9 Виллем де Кунинг 17042
10 Пит Мондриан 17028
11 Поль Гоген 17027
12 Френсис Бэкон 17018
13 Роберт Раушенберг 16956
14 Жорж Брак 16788
15 Василий Кандинский 16055
16 Константин Бранкузі 14224
17 Казимир Малевич 13609
18 Джаспер Джонс 12988
19 Фрида Кало 12940
20 Мартин Киппенбергер 12784
21 Поль Клее
22 Эгон Шиле
23 Дональд Джадд
24 Брюс Науман
25 Альберто Джакометти
26 Сальвадор Дали
27 Огюст Роден
28 Марк Ротко
29 Эдвард Хоппер
30 Лучиан Фрейд
31 Ричард Серра
32 Рене Магритт
33 Девид Хокни
34 Филип Гастон
35 Гери Картье-Брессон 8779
36 Пьер Боннар
37 Жан-Мишель Баскиа
38 Макс Эрнст
39 Диана Арбюс
40 Джорджиа О’Киф
41 Сай Туомбли
42 Макс Бекманн
43 Барнет Ньюман
44 Джорджо де Кирико
45 Рой Лихтенштейн 7441
46 Эдвард Мунк
47 Пьер Август Ренуар
48 Мен Рей
49 Генри Мур
50 Синди Шерман
51 Джеф Кунс
52 Трейси Эмин
53 Демиен Херст
54 Ив Кляйн
55 Генри Руссо
56 Хаим Сутин
57 Арчил Горки
58 Амадео Модильяни
59 Умберто Боччиони
60 Жан Дюбюффе
61 Ева Хессе
62 Эдвард Виллард
63 Карл Андре
64 Хуан Грис
65 Лучио Фонтана
66 Франц Клайн
67 Дэвид Смит
68 Йозеф Бойс
69 Александр Колдер
70 Луиза Буржуа
71 Марк Шагал
72 Герхард Рихтер
73 Бальтюс
74 Жоан Миро
75 Эрнст Людвиг Кирхнер
76 Френк Стелла
77 Георг Базелиц
78 Франсис Пикабия
79 Дженни Савиль
80 Дэн Флавин
81 Альфред Стиглиц
82 Ансельм Кифер
83 Метью Берни
84 Жорж Грос
85 Бернд и Хилла Бехер
86 Зигмар Польке
87 Брайс Марден
88 Маурицио Кателлан
89 Сол Левитт
90 Чак Клоуз 2915
91 Эдвард Вестон
92 Джозеф Корнелл
93 Карел Аппель
94 Бриджит Райли
95 Александр Архипенко
96 Энтони Каро
97 Ричард Гамильтон
98 Клиффорд Стилл
99 Люк Тюйманс
100 Класс Олденбург
101 Эдуардо Луиджи Паолоцци
102 Франк Ауэрбах
103 Динос и Джейк Чепмэн
104 Марлен Дюма
105 Антоны Тапиес
106 Джорджо Моранди
107 Уолкер Эванс
108 Нан Голдин
109 Роберт Франк
110 Жорж Руо
111 Арп Ганс
112 Август Сендер
113 Джеймс Розенквист
114 Андреас Гурский
115 Эжен Атже
116 Джеф Уолл
117 Эллсуорт Келли
118 Билл Брандт
119 Кристо и Жан-Клод
120 Говард Ходжкин
121 Джозеф Альберс
122 Пьеро Мандзони
123 Агнес Мартин
124 Аниш Капур
125 Л. С. Лоури
126 Роберт Мазервелл
127 Робер Делоне
128 Стюарт Девис
129 Эд Руша
130 Гилберт и Джордж 2729
131 Стенли Спенсер
132 Джеймс Энсор
133 Фернард Леджер
134 Брассай (Дюла Халас)
135 Александр Родченко
136 Роберт Риман
137 Эд Рейндхард
138 Ханс Бельмер
139 Иза Генцкен
140 Кеес ван Донген
141 Уиджи
142 Паула Рего
143 Томас Харт Бентон
144 Ханс Хоффман
145 Владимир Татлин
146 Одилон Редон
147 Джордж Сегал
148 Йорг Имендорф
149 Роберт Смитсон
150 Питер Дойг 2324
151 Эд и Нэнси Кинхольц
152 Ричард Принс
153 Ансель Адамс
154 Наум Габо 2256
155 Диего Ривера 2239
156 Барбара Хепворт 2237
157 Никола де Сталь 2237
158 Уолтер де Мариа 2229
159 Феликс Гонсалес-Торрес 2228
160 Джакомо Балла 2225
161 Бен Никольсон 2221
162 Энтони Гормли 2218
163 Лайонел Фейнингер 2216
164 Эмиль Нольде 2213
165 Марк Уоллингер 2211
166 Герман Ницш 2209
167 Поль Синьяк 2209
168 Жан Тигли 2209
169 Курт Швиттерс 2209
170 Грейсон Перри 2208
171 Джулиан Шнабель 2208
172 Раймон Дюшан-Вийон 2208
173 Роберт Гобер 2208
174 Дуэйн Хансон 2208
175 Ричард Дибенкорн 2207
176 Апекс Катц 2207
177 Алигьеро Боетти 2206
178 Годье-Бжеска Анри 2206
179 Ласло Мохой-Надь 2205
180 Жак-Анри Лартиг 2205
181 Роберт Моррис 2205
182 Сарра Лукас 2204
183 Яннис Кунеллис 2204
184 Крис Барден 2204
185 Отто Дикс 2203
186 Дэвид Бомберг 2203
187 Фишли и Вайс 2203
188 Огастес Джон 2203
189 Марсден Хартли 2203
190 Такаши Мураками 2203рейтинги

Процитировано
Понравилось: 5 пользователям

Есть произведения искусства, которые словно бьют зрителя по голове, ошарашивая и изумляя. Другие затягивают в раздумья и в поиски смысловых слоев, тайной символики. Некоторые картины овеяны тайнами и мистическими загадками, а другие удивляют непомерной ценой.

Мы тщательно просмотрели все главные достижения в мировой живописи и выбрали из них два десятка самых странных картин. Сальвадора Дали , чьи работы полностью попадают под формат этого материала и первыми приходят на ум, не включили в эту подборку намеренно.

Понятно, что «странность» - это довольно субъективное понятие и для каждого есть свои удивительные картины, выбивающиеся из ряда прочих произведений искусства. Мы будем рады, если вы поделитесь ими в комментариях и расскажете о них немного.

«Крик»

Эдвард Мунк. 1893, картон, масло, темпера, пастель.
Национальная галерея, Осло.

«Крик» считается знаковым событием экспрессионизма и одной из самых известных картин в мире.

Существуют две трактовки изображенного: это сам герой охвачен ужасом и безмолвно кричит, прижимая руки к ушам; или же герой закрывает уши от звучащего вокруг крика мира и природы. Мунк написал четыре варианта «Крика», и есть версия, что картина эта - плод маниакально-депрессивного психоза, от которого страдал художник. После курса лечения в клинике Мунк не возвращался к работе над полотном.

«Я шел по тропинке с двумя друзьями. Солнце садилось - неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор - я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом. Мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу», - говорил Эдвард Мунк об истории создания картины.

«Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?»

Поль Гоген. 1897-1898, холст, масло.
Музей изящных искусств, Бостон.

По указанию самого Гогена картину следует читать справа налево - три основные группы фигур иллюстрируют вопросы, поставленные в названии.

Три женщины с ребенком представляют начало жизни; средняя группа символизирует ежедневное существование зрелости; в заключительной группе, по замыслу художника, «старая женщина, приближающаяся к смерти, кажется примирившейся и предавшейся своим размышлениям», у ее ног «странная белая птица... представляет бесполезность слов».

Глубоко философская картина постимпрессиониста Поля Гогена была написана им на Таити, куда тот сбежал от Парижа. По завершении работы он хотел даже покончить жизнь самоубийством: «Я верю, что это полотно превосходит все мои предыдущие и что я никогда не создам что-то лучше или даже похожее». Он прожил еще пять лет, так и получилось.

«Герника»

Пабло Пикассо. 1937, холст, масло.
Музей королевы Софии, Мадрид .

«Герника» представляет сцены смерти, насилия, зверства, страдания и беспомощности, без указания их непосредственных причин, но они очевидны. Рассказывают, что в 1940 году Пабло Пикассо вызвали в гестапо в Париже. Речь сразу зашла о картине. «Это сделали вы?» - «Нет, это сделали вы».

Огромное полотно-фреска «Герника», написанная Пикассо в 1937 году, рассказывает о налете добровольческого подразделения люфтваффе на город Герника, в результате которого шеститысячный город был полностью уничтожен. Картина была написана буквально за месяц - первые дни работы над картиной Пикассо работал по 10-12 часов, и уже в первых набросках можно было увидеть главную идею. Это одна из лучших иллюстраций кошмара фашизма, а также человеческой жестокости и горя.

«Портрет четы Арнольфини»

Ян ван Эйк. 1434, дерево, масло.
Лондонская национальная галерея, Лондон.

Знаменитая картина целиком и полностью наполнена символами, аллегориями и разнообразными отсылками - вплоть до подписи «Ян ван Эйк был здесь», превратившей картину не просто в произведение искусства, а в исторический документ, подтверждающий реальность события, на котором присутствовал художник.

Портрет предположительно Джованни ди Николао Арнольфини и его жены является одним из наиболее сложных произведений западной школы живописи Северного Возрождения.

В России в последние несколько лет картина обрела большую популярность благодаря портретному сходству Арнольфини с Владимиром Путиным.

«Демон сидящий»

Михаил Врубель. 1890, холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

«Руки противятся ему»

Билл Стоунхэм. 1972.

Эту работу, конечно, нельзя причислить к шедеврам мировой живописи, но то, что она странная, - это факт.

Вокруг картины с мальчиком, куклой и ладошками, прижатыми к стеклу, ходят легенды. От «из-за этой картины умирают» до «дети на ней живые». Выглядит картина и впрямь жутковато, что порождает у людей со слабой психикой массу страхов и домыслов.

Художник же уверял, что на картине изображен он сам в возрасте пяти лет, что дверь - представление разделительной линии между реальным миром и миром снов, а кукла - проводник, который сможет провести мальчика через этот мир. Руки представляют альтернативные жизни или возможности.

Картина обрела известность в феврале 2000 года, когда была выставлена на продажу на eBay с предысторией, рассказывающей, что картина - «с привидениями». «Руки противятся ему» купил за 1025 долларов Ким Смит, который затем был просто завален письмами с жуткими историями и требованиями сжечь картину.

100 великих картин (Часть 1)

Великие полотна всегда являются зеркалом времени, в какую бы сложную аллегорическую форму ни облекал их художник. Не каждая картина понятна зрителю с первого взгляда, некоторые из них требуют пристального внимания, осмысления, определенной подготовки и знаний.

Мы хотим на нашем сайте не только рассказать о самых известных произведениях мировой живописи, но предоставить возможность каждому желающему заказать качественную репродукцию на натуральном холсте, понравившегося шедевра.

Яна ван Эйка (1390-1441) принято считать самым крупным нидерландским живописцем XV века, положившим начало реалистической традиции в алтарной живописи. Родом из небольшого нидерландского городка на реке Маас, он в 1422, будучи уже уважаемым мастером, поступил на службу к графу Иоанну Баварскому и вплоть до 1424 года участвовал в работах по украшению графского дворца в Гааге. В 1425 году Ван Эйк перебрался в Лилль, где стал придворным живописцем бургундского герцога Филиппа III Доброго. При дворе герцога, который высоко ценил художника, он не только писал картины, но и выполнял многие дипломатические поручения, неоднократно выезжая в Испанию и Португалию.

В 1431 году Ван Эйк переехал в Брюгге, где и прожил до конца своих дней, выполняя работы и как придворный живописец, и как художник города. Наибольшее количество дошедших до нас произведений было написано мастером в то время, когда он находился на службе у герцога Бургундского.

Одна из самых знаменитых работ Ван Эйка, Портрет четы Арнольфини, находится в коллекции Лондонской Национальной галереи. На картине, изображающей церемонию бракосочетания двух богатых молодых людей, художник нашел место для нескольких символов - например, для собачки, расположившейся у ног новобрачной, символа верности. В круглом зеркале, висящем на стене в глубине композиции, отражаются двое -очевидно, свидетели бракосочетания. В одном из них художник изобразил самого себя, о чем гласит надпись над зеркалом. Новобрачных художник исполнил в рост. Живописец любовно изображает вещи, окружающие молодоженов. Эти предметы много сообщают об образе жизни своих хозяев, подчеркивая их бюргерские добродетели - бережливость, скромность, любовь к порядку.

Описанное выше содержание картины - это только наиболее распространенная версия, но для некоторых исследователей притягательна другая: Это автопортрет художника. Еще в 1934 году известный австрийский искусствовед Эрвин Панофский предположил, что на картине изображено не бракосочетание, а помолвка. Кроме того, установлено, что у Джованни Арнольфини и его жены не было, а изображенная на картине женщина явно ждет прибавления семейства.А Маргарита ван Эйк (сестра художника) 30 июня 1434 года родила сына.

Так кто же все-таки герой картины? Или это,действительно, семейная сцена, а вовсе не закзной портрет? До сих пор вопрос остается открытым...

Ван Эйк вводит зрителя в частную жизнь людей, показывая красоту повседневного быта. Этим он открыл новые, реалистические возможности изобразительного искусства, до конца реализованные лишь в XVII веке, когда в Голландии было создано много подобных картин.

Это величайшее творение художника, как и его «Весна», триста с лишним лет находилось в глубоком забвении на тихой вилле Кастелло в окрестностях Флоренции. Картину заметили лишь в середине прошлого столетия, когда живописцы прерафаэлиты Миллес и Россетти заново открыли Боттичелли в качестве одного из редчайших талантов Италии XV столетия.

«Рождение Венеры» было написано для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, кузена Лоренцо Великолепного и важнейшего покровителя Боттичелли. Флоренция, где почти все свою жизнь провел художник, управлялась могущественным семейством Медичи. Сюжет картины связан с культурой двора Лоренцо Медичи, проникнутой философией неоплатонизма. Это время стансов Полициано и сонетов Лоренцо Великолепного, время турниров и карнавальных шествий было временем расцвета Боттичелли.

В «Рождении» Сандро Боттичелли изобразил образ Афродиты Урании - небесной Венеры, дочери Урана, рожденной из моря без матери. На картине запечатлено не столько само рождение, сколько последовавший за тем момент, когда гонимая дыханием гениев воздуха, Венера достигает обетованного берега. Красоту обнаженной фигуры венчает нимфа Ора, являющаяся воплощением природы, она готова прикрыть ее плащом. Ора - одна из трех Гор, нимф времен года. Эта Гора, судя по покрывающим ее одежду цветам, покровительствует тому времени года, когда могущество Венеры достигает вершины. Возможно, на эту картину художника вдохновил один из гомеровских гимнов, в котором описывается, как Зефир, бог западного ветра, принес на остров Кипр Венеру, где ее приняли Горы.

По представлениям кружка Лоренцо Медичи Венера, богиня любви, является также богиней человечности. Именно она учит людей разуму, доблести, она - мать Гармонии, рожденная от союза материи и духа, природы и идеи, любви и души.

Самая знаменитая в мире картина, «Мона Лиза», творение Леонардо да Винчи, находится в Лувре.

«Мона Лиза» была создана между 1503 и 1506 годами и окончательно доработана в 1510 году. До сих пор остается неясным, кто именно позировал великому мастеру. Заказ на картину художник получил от Франчес‑ко дель Джокондо, флорентийского торговца шелками, и большинство историков и искусствоведов полагают, что на портрете запечатлена Лиза Герардини, жена Джокондо, заказавшего портрет в честь рождения их второго сына, появившегося на свет в декабре 1502 года. Тем не менее вот уже 500 лет не утихают споры о том, кто же действительно изображен на этой знаменитой картине.

Слово «Мона» скорее всего сокращенная форма от «монна» или «миа донна», то есть «миледи» или «мадам». По‑французски ее называют «La Joconde», а по‑итальянски — «La Gioconda» (веселая), однако это лишь игра слов, совпадение с фамилией той, которая послужила прообразом картины.

Портрет — превосходный образец излюбленной техники Леонарда, так называемого сфумато — «дымчатой светотени», нежного полусвета с мягкой гаммой тонов, которые словно слегка размазаны и плавно переходят один в другой. При этом Леонардо обозначает уголки рта и глаз с такой точностью и изяществом, что картина приобретает истинно фантастическое качество.

Некоторые исследователи утверждают, что картина — автопортрет самого Леонардо, который придал своему облику женские черты или даже черты гермафродита. И действительно, если у изображения Моны Лизы убрать волосы, получится странное бесполое лицо. Эту гипотезу подтвердила работа, проделанная независимыми исследователями — Лилиан Шварц из лаборатории «Белл лэбс» и Дигби Квести из лондонской клиники Модсли, подтвердивших гипотезу о том, что Леонардо мог в образе Моны Лизы изобразить себя. Исследователи сопоставили при помощи особых компьютерных программ «Мону Лизу» и автопортрет Леонардо, сделанный, когда тот был уже в почтенном возрасте. Результат получился поразительный. «Мона Лиза» оказалась едва ли не зеркальным отражением лица великого мастера. Почти все черты лица идеально совпадали, в том числе кончик носа, губы и глаза.

В 1911 году «Мону Лизу» украл из Лувра итальянец Винченцо Перуджа, работавший в музее столяром. Он просто вынес картину из галереи, спрятав ее под одеждой. Знаменитая картина отыскалась лишь в 1913 году, когда похититель попытался продать ее некоему коллекционеру. До этого шедевр Леонардо хранился в чемодане с двойным дном. Содеянное злоумышленник объяснил тем, что пожелал вернуть в Италию картину, вывезенную незаконно Наполеоном Бонапартом.

Из книги Роберта Камминга "Великие художники":
"Широко известная как "Дрезденская Венера", эта картина была крайне оригинальной, не имеющей аналогов в искусстве классической античности. Работа демонстрирует интерес художника к новому идеалу красоты, где поэтичное настроение преобладает над рациональным содержанием.
Эта лежащая обнажённая стала одним из популярнейших образов европейской живописи. Джорджоне изображает фигуру спящей под деревом с закрытыми глазами, погружённой в сны и не подозревающей о том, что за ней наблюдают. Почти все позднейшие вариации на эту тему изображают её бодрствующей. В частности Мане в своей "Олимпии" изобразил "Венеру", предлагающую сексуальные услуги.
Мягкие оттенки и округлые формы Венеры говорят о влиянии Леонардо да Винчи, оно угадывается и в решении складок драпировок. "Дрезденская Венера" была написана в одно демятилетие в "Моной Лизой" - и обе сразу же породили множество копий и подражаний.
Искусно переданные светотени и блики на роскошной драпировке демонстрируют мастерское владение Джорджоне техникой масляной живописи.
Плавные контуры тела усиливают ощущение глубокого сна и как бы приглашают приласкать фигуру взглядом.
Эротический характер образа свидетельствует о том, что картина была заказана для личной спальни.
Рентгеновские снимки и записи реставраторов XIX века свидетельствуют, что изначально Джорджоне изобразил (или собирался изобразить) в правой части полотна фигуру Купидона.
По слухам Джорджоне не успел дописать картину при жизни, и принято считать, что заказ на завершение пейзажа был отдан Тициану. "Многослойный" ландшафт и голубые холмы на горизонте характерны для ранней манеры Тициана. Преждевременная смерть соперника способствовала восхождению звезды Тициана."

И. Босх оказался очень трудным художником, даже и сейчас нет установившейся точки зрения на трактовку сюжетов и отдельных образов его картин.
Для средневековых художников (как и для их зрителей) все предметы и явления имели символическое значение, каждый предмет получал свое символическое истолкование на основе текстов Библии. Так, например, исходя из фразы: «Слово Божие сильно, как лев», — льва считали символом всесильности христианской веры, потому фигуры львов украшают порталы многих романских соборов во Франции, а в Италии скульпторы XIII—XIV веков ставили львов у подножия церковных кафедр. Творчество Босха, может быть, еще и потому затруднено в наше время для непосредственного восприятия, что художник, помимо традиционных средневековых символов (всем известных), использовал и другую символику — менее изученную и трудно поддающуюся расшифровке.
Художественный язык Босха никогда не укладывался целиком и полностью в средневековые символические толкования. Художник часто употреблял определенные символы в значении, обратном общепринятому, а также изобретал новые символы. Может быть, потому его и называли «мрачным фантастом», «почетным профессором кошмаров», однако современные сюрреалисты видели в Босхе своего духовного отца и предтечу. Вот, например, одна из таких сцен. Любовная пара уединилась в прозрачном пузыре. Чуть выше молодой человек обнимает огромную сову, правее пузыря посередине бассейна, в воде, другой мужчина стоит на голове, широко расставив ноги, между которыми птицы свили гнездо. Неподалеку от него юноша, высунувшийся со своей возлюбленной из розового полого яблока, кормит чудовищной виноградной гроздью людей, стоящих по шею в воде. Это «Сад радостей земных» — одна из самых известных картин Иеронима Босха.
Свой триптих «Сад радостей земных», или «Сад наслаждений» (его часто называют самым «босховским» произведением), Иероним Босх создал в 1503 году, и в нем его своеобразное видение мира проявилось в полной мере. Название картине дано уже в современной литературе, а во второй половине XVI века, когда она попала в собственность короля Филиппа II, ее называли «Многообразие мира», в XVII веке у нее было название «Тщеславие и слава».
На левой стороне этого триптиха изображен Рай, на правой — Ад, а между ними помещался образ земного бытия Левая сторона «Сада наслаждений» изображает сцену «Сотворения Евы», а сам Рай блестит и переливается яркими, сверкающими красками. На фоне фантастического пейзажа Рая. заполненного разнообразными животными и растениями, мастер показывает пробуждающегося Адама Только что проснувшийся Адам приподнимается с земли и в изумлении смотрит на Еву, которую ему показывает Бог. Известный искусствовед Ш. де Тольнай отмечает, что удивленный взгляд, который Адам бросает на первую женщину, — это уже шаг на пути к греху. А Ева, извлеченная из ребра Адама, — это не просто женщина, а еще и орудие совращения. Противоречие между спокойным и безгрешным мужчиной и несущей в себе семена греха женщиной воспроизводится и в окружающей их природе. Выросшая на загадочной оранжевой скале чахлая пальма диагонально противоположна пальме цветущей. Несколько происшествий отбрасывают мрачную тень и на мирную жизнь животных: лев пожирает оленя, дикий вепрь преследует загадочного зверя. И над всем этим возвышается источник Жизни — гибрид растения и мраморной скалы, парящая готическая конструкция, установленная на темно-синих камнях небольшого острова. На самом верху ее — пока еще едва заметный полумесяц, но уже изнутри ее выглядывает, подобно червяку, сова — вестник несчастья.
Центральная часть триптиха — собственно «Сад радостей земных» — изображает грандиозный ландшафт, покрытый обнаженными фигурами мужчин и женщин С человеческими фигурами смешались звери неестественных пропорций, птицы, рыбы, бабочки, водоросли, огромные цветы и фрукты.В композиции «Сада радостей земных» выделяются три плана: на первом плане показаны «различные радости», второй занят кавалькадой многочисленных всадников, которые едут на разнообразных животных, третий (самый дальний) венчается голубым небом, где люди летают на крылатых рыбах и с помощью собственных крыльев Казалось бы, что на фоне такого пейзажа ничто не может быть целомудреннее любовных игр человеческих пар Но, подобно психоанализу (врач-психиатр Р. Хайкин предлагал даже провести психопатологический анализ творчества И. Босха), сонники того времени приоткрывают подлинное значение этих земных наслаждений: вишни, земляника, клубника и виноград, с такой радостью поедаемые людьми, символизируют греховную сексуальность, лишенную света божественной любви; лодка-яблоко, в которой уединяются любовники, формой напоминает женскую грудь; птицы становятся олицетворением похоти и разврата, рыба — символом беспокойного вожделения, раковина является женским началом.
В нижней части картины молодой человек обнял огромную земляничину. Смысл этого образа станет нам понятен, если мы вспомним, что в западноевропейском искусстве земляничина служила символом чистоты и девственности. Сцена с виноградной гроздью в бассейне — это причастие, а гигантский пеликан, подцепивший на длинный клюв вишню (символ чувственности) дразнит ею людей, сидящих в бутоне фантастического цветка Сам пеликан символизирует любовь к ближнему. Символам христианского искусства художник часто придает конкретно чувственное звучание, низводя их в материально-телесный план
Иероним Босх создает поражающий воображение мир эфемерных желаний и чувственных удовольствий: алоэ впивается в обнаженную плоть, коралл прочно захватывает тела, раковина захлопывается и превращает любовную пару в своих пленников. В башне Прелюбодеяния, которая поднимается из озера Похоти и желто-оранжевые стены которой сверкают подобно кристаллу, обманутые мужья спят среди рогов. Стеклянная сфера стального цвета, в которой предаются ласкам любовники, увенчана короной из полумесяца и розовым мрамором рогов. Сфера и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников, иллюстрируют голландскую пословицу. «Счастье и стекло — как они недолговечны!». А еще они являются символами еретической природы греха и тех опасностей, которые он несет в мир
Правая створка триптиха — Ад — темная, мрачная, тревожная, с отдельными вспышками света, пронзающими ночную мглу,и с грешниками, которых мучают какими-то гигантскими музыкальными инструментами. В центре Ада находится огромная фигура сатаны, это своего Рода «гид» по Аду — главный «рассказчик» с мертвенно-бледным лицом и иронической улыбкой на тонких губах. Его ноги — это полые стволы деревьев, и опираются они на два судна. Тело сатаны — это вскрытая яичная скорлупа, на полях его шляпы демоны и ведьмы то ли гуляют, то ли танцуют с грешными душами... Или водят вокруг огромной волынки (символ мужского начала) людей, повинных в противоестественном грехе.Вокруг властителя Ада происходит наказание грехов: одного грешника распяли, пронзив его струнами арфы; рядом с ним краснотелый демон проводит спевку адского оркестра по нотам,написанным на ягодицах другого грешника. В высоком кресле сидит демон, карающий обжор и чревоугодников. Ноги свои он засунул в пивные кувшины, а на его птичью голову надет котелок. И наказывает он грешников, пожирая их.
Створка Ада представляет собой третью стадию грехопадения, когда сама земля превратилась в ад. Предметы, ранее служившие греху, теперь превратились в орудия наказания. Эти химеры нечистой совести обладают всеми специфическими значениями сексуальных символов сновидений. Заяц (на картине он превосходит своим размером человека) в христианстве был символом бессмертия души. У Босха он играет на рожке и опускает грешника головой вниз в адский костер. Гигантские уши служат предзнаменованием несчастья. Огромный ключ, прикрепленный к древку монахом, выдает стремление последнего к браку, запрещенному для представителей духовенства. Внутри монстра находится таверна, над которой развевается знамя -— все та же волынка. В некотором отдалении сидит в состоянии меланхолии человек, склонившийся над хаосом. Если в нем увидеть черты самого Иеронима Босха, то вся картина может предстать перед зрителем в ином свете: художник сам выдумал этот кошмар, все эти агонии и муки совершаются в его душе. На этом настаивают некоторые историки искусства, например упоминавшийся уже Ш. де Тольнай. Однако Босх был глубоко религиозным человеком, и о том, чтобы поместить себя в Аду, он и помыслить не мог. Скорее всего художника следует искать среди тех образов, которые несут на его картинах Свет и Добро, недаром он принадлежал к Братству Богородицы.
Нашим современникам действия персонажей «Сада наслаждений» во многом непонятны, но для современников Босха (как уже указывалось выше) они были наполнены глубоким символическим смыслом. Его картины (в том числе и «Сад радостей земных») часто устрашают зрителя противоестественной совместимостью в одном персонаже человеческого и звериного, живого и мертвого, и одновременно они могут забавлять. Его персонажи похожи на кошмарные образы Апокалипсиса и в то же время — на веселых чертей карнавала. Однако при всем множестве толкований смысла «Сада радостей земных» ни одно из них не может
полностью охватить все образы картины.

Этот алтарный образ - последняя из крупных работ Рафаэля, посвященных его излюбленной теме. Еще в ранний период творчества он обращался к образу Мадонны с младенцем, каждый раз отыскивая новый подход. Преобладающий характер гения Рафаэля выражался в стремлении к божеству, к преобразованию земного, человеческого в вечное, божественное.
Кажется, что занавес только что раздвинулся и взорам верующих открылось небесное видение - ступающая по облаку Дева Мария с младенцем Иисусом на руках. Мадонна держит доверчиво приникшего к ней Иисуса по-матерински заботливо и бережно. Гений Рафаэля словно заключил божественного младенца в магический круг, образуемый левой рукой Мадонны, ее ниспадающим покрывалом и правой рукой Иисуса. Взгляд ее, направленный сквозь зрителя, полон тревожного предвидения трагической судьбы сына. Лицо Мадонны - воплощение античного идеала красоты в соединении с духовностью христианского идеала.
Папа Сикст II, принявший мученическую смерть в 258 г. н.э. и причисленный к лику святых, просит Марию о заступничестве за всех, кто молится ей перед алтарем. Поза Святой Варвары, ее лицо и потупленный взор выражают покорность и благоговение. В глубине картины, на заднем плане, едва различимые в золотой дымке, смутно угадываются лица ангелов, усиливая общую возвышенную атмосферу. Взгляды и жесты двух ангелов на переднем плане обращены к Мадонне. Присутствие этих крылатых мальчиков, больше напоминающих мифологических амуров, придает полотну особую теплоту и человечность.
«Сикстинская Мадонна» была заказана Рафаэлю в 1512 году как алтарный образ для капеллы монастыря Святого Сикста в Пьяченце. Папа Юлий II, в ту пору еще кардинал, собирал средства для строительства часовни, где хранились мощи Святого Сикста и Святой Варвары.
В России, особенно в первой половине XIX века, «Сикстинская Мадонна» Рафаэля очень почиталась, ей посвящены восторженные строки таких разных писателей и критиков, как В. А. Жуковский, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев. Белинский писал из Дрездена В. П. Боткину, делясь с ним своими впечатлениями о «Сикстинской Мадонне»: «Что за благородство, что за грация кисти! Нельзя наглядеться! Я невольно вспомнил Пушкина: то же благородство, та же грация выражения, при той же строгости очертаний! Недаром Пушкин так любил Рафаэля: он родня ему по натуре». Два великих русских писателя, Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский, имели репродукции «Сикстинской Мадонны» в своих рабочих кабинетах. Жена Ф. М. Достоевского в своем дневнике записала: «Федор Михайлович выше всего в живописи ставил произведения Рафаэля и высшим его произведением признавал «Сикстинскую Мадонну».
Карло Маратти так выразил свое удивление перед Рафаэлем: «Если бы мне показали картину Рафаэля и я не знал бы ничего о нем самом, если бы мне при этом сказали, что это создание ангела, я бы этому поверил».
Великий ум Гете не только оценил Рафаэля, но и нашел меткое выражение для своей оценки: «Он творил всегда то, что другие только мечтали создать».
Это верно, потому что Рафаэль воплотил в своих произведениях не только стремление к идеалу, но самый идеал, доступный смертному.

Из книги "100 великих картин" Иониной Н.А.:

Аугсбург, где в то время собрался весь испанский двор и многие немецкие князья. В Аугсбурге Тициан написал огромный конный портрет Карла V в утро перед битвой, в которой монарх одержал одну из своих самых блистательных побед. Современников Тициана этот портрет поразил своей неожиданностью: странно было видеть императора — тонкого кабинетного дипломата и меланхолика — в образе рыцаря и героя с копьем в руке, с поднятым забралом, одиноко скачущего среди полей. Но такова была воля монарха.
В сражении при Мюльберге этот фанатик католичества как будто был движим каким-то экстазом: он не руководил битвой издали, сидя в носилках под защитой укреплений. Он понессявпереди своих войск на приступ и даже перешел опасный брод Эльбы, увлекая за собой своих полковников. Этот памятный день и единственный героический поступок императора и должен был увековечить Тициан. На портрете изображен не угрюмый, молчаливый и больной Карл V, как о нем говорится в повествованиях современников. Это и не Карл, которого изобразил тот же Тициан на портрете, находящемся теперь в Мюнхенской пинакотеке. Это не жалкая развалина, не хитроумный лукавец, не печальный «властелин вселенной», не сын безумной Иоанны и роскошного Филиппа... Это внук «последнего рыцаря» — Максимилиана, и потому Тициан изобразил на портрете отдельную вспышку, а не целый психологический характер.
Это было поразительное и наиболее смелое из всех произведений Тициана. В красноватом тумане весеннего утра, один на обширной равнине, простирающейся до холмов Эльбы, император, закованный в чеканную и золоченую сталь, с поднятым завалом над бледным и решительным лицом, галопом выезжает из леса с обращенным вперед копьем. Как эффектно и величе^венно выглядит всадник! Но как страшно одинок он в этом поле. И куда устремился он на красиво гарцующем коне. Повелевающий народами, огнем и мечом карающий непокорных, обрушивающий на врагов армады войск, человек, даже ленивый жест которого мог возвысить или уничтожить, — усталый и одинокий изображен он на портрете.
Зритель смотрит на его такое характерное, волевое лицо с резко выдающимся подбородком, и вдруг ясно различает во взгляде императора рассеянную грусть, какую-то внутреннюю усталость,которые передаются всей его фигуре и чудятся даже в размеренном беге коня. Его облик производит впечатление злого духа, и видение это захватывает врасплох и пугает. Даже краски портрета заключают в себе что-то зловещее, воинственное. В лице Карла V видится что-то страшное, «привиденческое»: один в поле, один в мире, один с надломленной душой. Таким понял и таким изобразил Тициан императора. Возможно, тот и -сам еще не сознавал своей великой усталости, и художник показал ему его собственную душу — без прикрас.
Тициан в этом портрете не дал развернуться своей страстности, своему размаху торжественности, а сковал себя в границах требований заказчика, отнесясь к задаче с редким для себя холодом. Может быть, поэтому некоторые исследователи отмечают и в портрете, и в позе императора некоторую ненатуральность, как на манекенах в арсенале старого оружия. Но психологическое проникновение Тициана достигло в этом портрете своего наивысшего предела. По уверенности художественных приемов этот портрет поразителен, по выражению характера и духа эпохи — ничто не может сравниться с ним. Кажется, что сама Клио — муза Истории — водила в те дни рукой художника.

Персей - в греческой мифологии сын Данаи, понесшей от Юпитера, когда тот превратил себя в поток золотого дождя. Его героические деяния включали обезглавливание медузы, одной из змеиволосых Горгон, и спасение прекрасной Андромеды от морского монстра. последняя тема - часто встречающееся неродное предание. Персей изображается либо как типичный герой классической античности, либо в образе воина в доспехах. Он держит закругленный меч - дар Меркурия - и блестящий щит, врученный ему Минервой, его защитницей.
Овидий в «Метаморфозах» рассказывает о том, как Андромеда, дочь эфиопского царя, была прикована к скале на берегу в качестве жертвы, приносимой морскому чудовищу. Персей, пролетая в небе, влюбился в нее с первого взгляда. Он устремился вниз как раз вовремя, убил монстра и освободил Андромеду. Картину “Персей и Андромеда” Рубенс создал в ту пору, когда его творчество было особенно эмоционально и жизнерадостно. По совершенству живописи и высокому мастерству исполнения это произведение является одним из шедевров художника. И здесь для Рубенса остается главным то, для чего рожден человек: борьба, победа и любовь.

Рубенса занимал не сам подвиг Персея, не борьба и сопротивление, а ликование по поводу уже свершившейся победы, когда радостные крики раздались с берега и все славили могучего героя. В этой картине Персей выступает как триумфатор, крылатая богиня Виктория (Слава) с пальмовой ветвью и лавровым венком в руках венчает победителя. Апофеоз Персея становится торжеством жизни, уже ничем не омрачаемой, прекрасной и радостной. И эту художественную задачу Рубенс разрешает с такой полнотой, с такой захватывающей силой, какая до сих пор у него почти не встречалась. Напряженная внутренняя динамика каждой линии, каждой формы, их нарастающий ритм достигают здесь исключительной выразительности. Непреодолимая сила, ворвавшаяся, подобно вихрю, откуда-то извне, дает всей композиции и клубящимся, как в водовороте, движениям единое направление.

С.М.Сандомирский

Роберт Уоллэйс в книге Мир Леонардо , М., 1997 пишет: «Из двух проблем, с которыми веками сталкивались авторы «Тайной вечери», проблему выделения Иуды Леонардо решил с наибольшей легкостью. Он поместил Иуду с той же стороны стола, что и всех остальных, однако психологически отделил его от других одиночеством, которое гораздо белее сокрушительно, чем просто физическое отстранение. Мрачный и сосредоточенный, Иуда отпрянул от Христа. На нем как бы вековая печать вины и одиночества».
Иуда сидит со всеми, как апостол в ряду апостолов. Одинок Христос, оттого и печален, но кто наименее одинок, так это Иуда. Отсюда и его уверенная сила. И вины его нет, потому что разговор в картине идет не о предательстве, а о спасении души людей, менее всего озабоченные этим.
Рассмотрим апостолов, хотя после сказанного они уже ничего не решают.

12 11 10 9 8 7 Христос 1 2 3 4 5 6
Варфоломей Иоанн Фома Филипп Матфей
Петр Иаков Симеон
Иуда

1.Фома в проеме двери на светлом фоне. Правая кисть сжата, указательный палец вверх: «Бог не допустит такого преступления».
2. Иаков с ужасом смотрит на бьющую из запястья кровь нового завета. Широко раскинутые руки и ладони сдерживают слова Христа и пытаются защитить стоящих за ним.
3. Филипп прижимает пальцы к груди и в лице мольба: «Верь мне, с моей стороны это невозможно».
4. Обе руки принимают слова Христа и взглядом спрашивает у 6-го: «Разве возможно то, что он говорит».
5. Симеон правой ладонью принимает слова Христа и вопрошает 6-го.
6.Матфей, обе ладони направлены на Христа, - он возвращает его слова назад: «Это невозможно!»
7. Иоанн. Пальцы сцеплены и лежат на столе, являя муку, слабость. Резко качнулся влево, глаза прикрыты. Голова бессильно лежит на плече.
8. Петр. Левая рука принимает слова Христа и успокаивает 7-го. В правой руке нож - он готов убить предателя.
9. Иуда: устойчивая низкая сила, убежденность в своей правоте, решительность, энергия.
10. Поднятые ладони на уровне груди: «Кто же предатель?» Взгляд скосил на нож.
11. Правая рука на плече 10-го: он согласен с ним. Она принимает слова Христа.
12. Варфоломей решительно встал и готов действовать.
В целом правая группа апостолов не допускает предательства; левая - допускает такую возможность и полна решимости покарать предателя.
В том, как сильно качнулся влево Иоанн, освободив полностью окно - свет истины Христа, а Фома, находясь в окне на уровне Христа, но надеется не на себя, а на Бога; как отбросило вправо 2-го апостола, как смешались, растерялись, мелко засуетились остальные ученики выдают мысль Леонардо да Винчи, что идеи жертвенности и спасения, заповеди нового завета Христа апостолами - этими слабыми людьми - проведены не будут и жертва его напрасна. В этом причина уныния Христа. Притом, что сам художник отдает дань высокому устремлению и жертве земного Бога.

Сегодня вашему вниманию представляем двадцать картин, которые достойны внимания и узнаваемости. Эти картины написали знаменитые художники, и их должен знать не только тот человек, кто занимается искусством, но и просты смертные люди, так как искусство красит нашу жизнь, эстетика углубляет наш взгляд на мир. Дайте должное место в своей жизни искусству…

1. «Тайная вечеря». Леонардо Да Винчи, 1495 - 1498

Монументальная роспись работы Леонардо да Винчи, изображающая сцену последней трапезы Христа со своими учениками. Создана в 1495-1498 годы в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане.

Роспись была заказана Леонардо его патроном, герцогом Лодовико Сфорца и его супругой Беатриче д’Эсте. Гербом Сфорца расписаны люнеты над росписью, образованные потолком с тремя арками. Роспись была начата в 1495 году и завершена в 1498 году; работа шла с перерывами. Дата начала работы не является точной, поскольку «архивы монастыря были уничтожены, и ничтожная часть документов, которыми мы располагаем, датируется 1497 годом, когда роспись была почти закончена».

Роспись стала вехой в истории Ренессанса: правильно воспроизведенная глубина перспективы изменила направление развития живописи Запада.

Считается, что в этой картине скрыто множество секретов и намёков - например, есть предположение, что образ Иисуса и Иуды списаны с одного человека. Когда Да Винчи писал картину, в его видении Иисус олицетворял добро, в то время как Иуда был сущим злом. И когда мастер нашёл «своего Иуду» (пьяницу с улицы) оказалось, что, согласно историкам, этот пьяница за несколько лет до этого послужил прототипом для написания образа Иисуса. Таким образом, можно сказать, что эта картина запечатлела человека в разные периоды его жизни.

2. “Подсолнухи”. Винсент Ван Гог, 1887 год

Название двух циклов картин нидерландского художника Винсента ван Гога. Первая серия выполнена в Париже в 1887 году. Она посвящена лежащим цветам. Вторая серия выполнена через год, в Арле. Она изображает букет подсолнухов в вазе. Две парижских картины приобрёл друг ван Гога Поль Гоген.

Художник писал подсолнухи одиннадцать раз. Первые четыре картины были созданы в Париже в августе – сентябре 1887 г. Крупные срезанные цветы лежат, подобные каким-то диковинным, умирающим на наших глазах существам.

3. “Девятый вал”. Иван Константинович Айвазовскии?, 1850 год.

Одна из самых знаменитых картин русского художника-мариниста Ивана Айвазовского, хранится в Русском музее.

Живописец изображает море после сильнейшего ночного шторма и людей, потерпевших кораблекрушение. Лучи солнца освещают громадные волны. Самая большая из них - девятый вал - готова обрушиться на людей, пытающихся спастись на обломках мачты.

Несмотря на то, что корабль разрушен и осталась только мачта, люди на мачте живы и продолжают бороться со стихией. Тёплые тона картины делают море не таким суровым и дают зрителю надежду, что люди будут спасены.

Созданная в 1850 картина «Девятый вал» сразу же стала самой знаменитой из всех его марин и была приобретена Николаем I.

4. «Маха обнажённая». Франциско Гойя, 1797-1800 гг.

Картина испанского художника Франсиско Гойи, написанная около 1797-1800 годов. Составляет пару с картиной «Маха одетая» (La maja vestida). На картинах изображена маха - испанская горожанка XVIII-XIX веков, один из излюбленных объектов изображения художника. «Маха обнажённая» является одним из ранних произведений западного искусства, изображающих полностью обнаженную женщину без мифологических или отрицательных коннотаций.

5. “Полет влюблённых”. Марк Шагал, 1914-1918 гг.

Работа над картиной «Над городом» началась ещё в 1914, а последние штрихи мастер нанёс только в 1918 году. За это время Белла из возлюбленной превратилась не только в обожаемую супругу, но и мать их дочери Иды, навсегда став главной музой живописца. Союз богатой дочери потомственного ювелира и простого еврейского юноши, чей отец зарабатывал на жизнь, разгружая селёдку, иначе как мезальянсом не назовёшь, но любовь была сильнее, и поборола все условности. Именно эта любовь и окрыляла их, вознося к небесам.

Карина изображает сразу две любви Шагала – Беллу и дорогой сердцу Витебск. Улицы представлены в виде домиков, разделённых высоким тёмным забором. Не сразу зритель заметит козла, пасущегося в левой стороне от центра картины, и простого мужика со спущенными штанами на переднем плане – юморок от живописца, вырывающийся из общего контекста и романтического настроения работы, но в этом весь Шагал…

6. “Лицо войны”. Сальвадор Дали, 1940 год.

Картина испанского художника Сальвадора Дали, написанная в 1940 году.

Картина была создана по дороге в США. Впечатленный трагедией, разыгравшейся в мире, кровожадностью политиков, мастер приступает к работе еще на пароходе. Находится в Музее Бойманса-ван Бёнингена в Роттердаме.

Потеряв всякую надежду на нормальную жизнь в Европе, художник из любимого Парижа уезжает в Америку. Война накрывает Старый Свет и стремится захватить весь оставшийся мир. Мастер еще не знает, что пребывание в Новом Свете на протяжении восьми лет сделают его по-настоящему знаменитым, а его работы – шедеврами мировой живописи.

7. «Крик». Эдвард Мунк, 1893 год

«Крик» (норв. Skrik) - созданная в промежутке между 1893 и 1910 годами серия картин норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка. На них изображена кричащая в отчаянии человеческая фигура на фоне кроваво-красного неба и крайне обобщённого пейзажного фона. В 1895 г. Мунк создал литографию на тот же сюжет.

Красное, огненно горячее небо накрыло холодный фьорд, который, в свою очередь, рождает фантастическую тень, схожую с неким морским чудовищем. Напряжение исказило пространство, линии сломались, цвета не согласуются, перспектива уничтожается.

Многие критики полагают, что сюжет картины – плод больной фантазии психически нездорового человека. Кто-то видит в работе предчувствие экологической катастрофы, кто-то решает вопрос о том, какая именно мумия вдохновила автора на эту работу.

8. «Девушка с жемчужной серёжкой». Ян Вермеер, 1665

Картина «Девушка с жемчужиной серёжкой» (нидер. «Het meisje met de parel») написана около 1665 года. В данное время хранится в музее Маурицхёйс, город Гаага, Нидерланды, и является визитной карточкой музея. Картина, получившая прозвище голландской Моны Лизы, или Моны Лизы Севера, написана в жанре Tronie.

Благодаря фильму Питера Уэббера «Девушка с жемчужиной серёжкой» 2003 года, огромное количество людей, далёких от живописи, узнали о замечательном нидерландском художнике Яне Вермеере, а также о его самой известной картине «Девушка с жемчужиной серёжкой».

9. «Вавилонская башня». Питер Брейгель, 1563 год

Известная картина художника Питера Брейгеля. Художник создал как минимум две картины на этот сюжет.

Картина находится – Музей истории искусств, Вена.

В Библии есть рассказ о том, как жители Вавилона попытались выстроить высокую башню, чтобы добраться до неба, но бог сделал так, что они заговорили на различных языках, перестали понимать друг друга, и башня осталась недостроенной.

10. «Алжирские женщины». Пабло Пикассо, 1955 год

«Алжирские женщины» - серия из 15 полотен, созданная Пикассо в 1954–1955 годах по мотивам живописи Эжена Делакруа; картины различаются по присвоенным художником литерам от А до О. «Версия О» была написана 14 февраля 1955 года; какое-то время она принадлежала известному американскому собирателю искусства XX века Виктору Ганцу.

Картина Пабло Пикассо «Алжирские женщины (версия О)» была продана за $180 млн.

11. «Новая планета». Константин Юон, 1921 год

Русский советский живописец, мастер пейзажа, театральный художник, теоретик искусства. Академик АХ СССР. Народный художник СССР. Лауреат Сталинской премии первой степени. Член ВКП с 1951 года.

Это удивительная, созданная в 1921 году и совсем не характерная для художника-реалиста Юона, картина “Новая планета” – одна из ярких работ, воплотивших образ перемен, которыми во втором десятилетии XX века стала Октябрьская революция. Новый строй, новый лад и новый образ мышления только что зародившегося советского общества. Что ждет теперь человечество? Светлое будущее? Об этом тогда еще не думали, но то, что Советская Россия и весь мир вступает в эпоху перемен очевидно, как и стремительное рождение новой планеты.

12. «Сикстинская Мадонна». Рафаэль Санти, 1754 год

Картина Рафаэля, которая с 1754 года находится в Галерее старых мастеров в Дрездене. Принадлежит к числу общепризнанных вершин Высокого Возрождения.

Огромное по размерам (265 ? 196 см, так обозначен размер картины в каталоге Дрезденской галереи) полотно было создано Рафаэлем для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце по заказу папы Юлия II. Существует гипотеза, что картина была написана в 1512-1513 годах в честь победы над французами, вторгшимися в Ломбардию в ходе Итальянских войн, и последующего включения Пьяченцы в состав Папской области.

13. “Кающаяся Мария Магдалина”. Тициан (Тициано Вечеллио), написанная около 1565 году

Картина, написанная около 1565 года итальянским художником Тицианом Вечеллио. Принадлежит Государственному Эрмитажу в Санкт-Петербурге. Иногда дата создания указывается как «1560-е годы».

Моделью картины стала Джулия Фестина, поразившая художника копной отливающих золотом волос. Готовое полотно сильно впечатлило герцога Гонзага, и он решил заказать его копию. Позже Тициан, меняя фон и позировку женщины, написал еще пару подобных работ.

14. «Мона Лиза». Леонардо Да Винчи, 1503-1505 гг.

Портрет госпожи Лизы дель Джокондо, (итал. Ritratto di Monna Lisa del Giocondo ) - картина Леонардо да Винчи, находящаяся в Лувре (Париж, Франция), одно из самых известных произведений живописи в мире, которое, как считается, является портретом Лизы Герардини, супруги торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо, написанным около 1503-1505 года.

Согласно одной из выдвигавшихся версий, «Мона Лиза» - автопортрет художника.

15. “Утро в сосновом лесу”, Шишкин Иван Иванович, 1889 год.

Картина русских художников Ивана Шишкина и Константина Савицкого. Савицкий написал медведей, но коллекционер Павел Третьяков стёр его подпись, так что автором картины часто указывается один.

Замысел картины был подсказан Шишкину Савицким, который позже выступил в роли соавтора и изобразил фигуры медвежат. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах. Животные получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался на картине вместе с Шишкиным.

16. «Не ждали». Илья Репин, 1884-1888 гг.

Картина русского художника Ильи Репина (1844-1930), написанная в 1884-1888 годах. Она является частью собрания Государственной Третьяковской галереи.

Картина, показанная на XII передвижной выставке, входит в повествовательный цикл, посвященный судьбе русского революционера-народника.

17. «Бал в Мулен де ла Галетт», Пьер Огюст Ренуар, 1876 год.

Картина, написанная французским художником Пьером Огюстом Ренуаром в 1876 году.

Место где находится картина – Музей д’Орсе. Мулен де ла Галетт это недорогой кабачок на Монмартре, где собирались студенты и трудовая молодежь Парижа.

18. «Звёздная ночь». Винсент Ван Гог, 1889 год.

De sterrennacht - картина нидерландского художника Винсента Ван Гога, написанная в июне 1889 года, с видом предрассветного неба над вымышленным городком из восточного окна жилища художника в Сен-Реми-де-Прованс. С 1941 года хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Считается одной из лучших работ Ван Гога и одним из самых значительных произведений западной живописи.

19. «Сотворение Адама». Микеланджело, 1511 год.

Фреска Микеланджело, написанная около 1511 года. Фреска является четвёртой из девяти центральных композиций потолка Сикстинской капеллы.

«Сотворение Адама» - одна из самых выдающихся композиций росписи Сикстинской капеллы. В бесконечном пространстве летит Бог-Отец, окружённый бескрылыми ангелами, с реющей белой туникой. Правая рука вытянута навстречу руке Адама и почти касается её. Лежащее на зелёной скале тело Адама постепенно приходит в движение, пробуждается к жизни. Вся композиция сконцентрирована на жесте двух рук. Рука Бога даёт импульс, а рука Адама принимает его, давая всему телу жизненную энергию. Тем, что их руки не соприкасаются, Микеланджело подчеркнул невозможность соединения божественного и человеческого. В образе Бога, по замыслу художника, преобладает не чудесное начало, а гигантская творческая энергия. В образе Адама Микеланджело воспевает силу и красоту человеческого тела. Фактически, перед нами предстаёт не само сотворение человека, а момент, в который тот получает душу, страстное искание божественного, жажду познания.

20. «Поцелуй в звёздном небе». Густав Климт, 1905-1907 гг.

Картина австрийского художника Густава Климта, написанная в 1907-1908 годах. Полотно принадлежит к периоду творчества Климта, названному «золотым», последнее произведение автора в его «золотом периоде».

На скале, на краю цветочной поляны, в золотой ауре, стоят полностью погружённые друг в друга, отгороженные от всего мира влюблённые. Из-за неопределённости места происходящего кажется, что изображённая на картине пара переходит в неподвластное времени и пространству космическое состояние, по ту сторону всех исторических и общественных стереотипов и катаклизмов. Полное уединение и повёрнутое назад лицо мужчины лишь подчеркивают впечатление изоляции и отрешённости по отношению к наблюдателю.

Источник – Википедия, muzei-mira.com, say-hi.me

20 картин, которые должен знать каждый (история живописи) обновлено: 23 ноября, 2016 автором: сайт