Адриан дмитриевич захаров. Российский архитектор А

Адриан дмитриевич захаров. Российский архитектор А
Адриан дмитриевич захаров. Российский архитектор А

Андреян Дмитриевич Захаров (1761-1811)

Архитектор Андреян Дмитриевич Захаров, прославленный зодчий русского классицизма-ампира, обессмертил себя постройкой уникального здания Адмиралтейства в Ленинграде. А. Д. Захаров вошёл в русскую архитектуру как один из одарённейших её представителей, как талантливейший зодчий-градостроитель, смело решавший труднейшие архитектурные задачи своего времени. Он уделял большое внимание организации строительства, вопросам планирования отдельных посёлков, реконструкции ранее построенных сооружений, архитектурно-полноценному решению мелких, утилитарных построек и т. д. Трудно переоценить значение А. Д. Захарова для русской архитектуры рубежа XVIII и XIX вв. Созданным им Адмиралтейством он подвёл итог значительному этапу развития русской архитектуры и градостроительства и определил на десятилетия их дальнейшее развитие.

Андреян Дмитриевич Захаров родился 19 августа 1761 года в семье мелкого служащего адмиралтейской коллегии прапорщика Дмитрия Ивановича Захарова. Шести лет он был отдан в училище при Академии художеств. Тем самым был как бы предопределён его дальнейший путь к искусству и архитектуре. Окончив училище, он перешёл в "архитектурные классы" Академии, где продолжил своё образование. Награды за удачные курсовые проекты, свидетельствующие о большой его одарённости, следуют одна за другой.

В 1778 г. за проект "Загородного дома" он получил вторую серебряную медаль, а через два года, в 1780 г., за проект "Дома принцев" - первую серебряную. Осенью следующего года он окончил Академию с большой золотой медалью. Она была получена им за дипломную работу, изображавшую "Увеселительный дом" (Фокзал). Это отличие давало А. Д. Захарову право на заграничное пенсионерство.

Следуя установившейся традиции, осенью того же года А. Д. Захаров выехал во Францию вместе с другими воспитанниками Академии, отличившимися на выпускных экзаменах.

Прибыв в Париж, А. Д. Захаров попытался попасть в мастерскую прославленного французского архитектора де-Вальи, обучавшего некогда Баженова. "Я был ему представлен, - писал Захаров в Академию, - но он меня взять своим учеником не мог, ...у него места не было, а позволил приносить свои работы, в чём он никогда никому не отказывал...".

А. Д. Захарову пришлось искать другого руководителя, который смог бы своими советами и указаниями завершить его образование. Проработав полгода у малоизвестного архитектора Беликара, А. Д. Захаров, не удовлетворённый им, перешёл к Шальгрэну, под руководством которого работал до конца своего пенсионерства.

А. Д. Захаров регулярно сообщал Академии о своих занятиях: "Продолжаю ходить в Королевскую Академию на лекции, - писал он, - беру программу, когда в оной Академии задают, временем с мастеровых работ копирую" (рапорт от 27 декабря 1783 г.). В июле следующего, 1784 г. он сообщает об отсылке в Петербург одного из своих проектов: "Компановал и рисовал оного программу, которая была задана господином Шальгрэном... под смотрением которого я оную работал".

Несмотря на полное удовлетворение своим руководителем и его советами, А. Д. Захаров, однако, стремился съездить в Италию, эту обетованную страну всех людей искусства XVIII в. Посещение прославленных памятников Рима и северной Италии, их изучение и зарисовка как бы завершали пройденный курс обучения. 20 апреля 1785 г. он официально сообщил Академии о "нетерпимом и прежестоком" своём желании посетить Италию с её художественными и архитектурными сокровишами. "Как ни славны мастера в архитектурной школе во Франции - писал Захаров, - однако вспоможения, какие художник может иметь, всегда есть очень превосходны к тем, которые ему одарит Италия, где художество было воздвигнуто на превысокий градус совершенства". Академия художеств не возражала против поездки А. Д. Захарова в Италию, но денег на неё не отпустила. Своих же средств у молодого зодчего не было, и его горячее желание осталось неосуществлённым. В мае 1786 г. А. Д. Захаров вернулся на родину.

В том же году первого декабря А. Д. Захаров был признан "назначенным" на соискание звания академика. Ему была предложена тема: "Дом для публичных увеселений". Как видно, общественные здания все более и более завоёвывали себе место в конкурсных испытаниях Академии художеств. Проект на предложенную тему А. Д. Захаров закончил только через восемь лет - в 1794 г., когда и был удостоен звания академика. Такая длительная задержка с исполнением проекта была вызвана большой педагогической работой, на которую был приглашён молодой архитектор. Он начал эту работу в Академии художеств уже с 1787 г. и не прерывал её до самой смерти. Он вёл её и в годы наиболее интенсивной работы над проектом, и при строительстве Адмиралтейства, когда это колоссальное здание поглощало всё его внимание и силы.

Первой известной нам работой А. Д. Захарова надо считать проект торжественной декорации в связи с заключением мира с Турцией в Яссах в декабре 1791 г. Это раннее архитектурное произведение А. Д. Захарова выполнено ещё в типичной манере XVIII в., с её пристрастием к аллегориям. Сохранилось "изъяснение рисунка" самого автора, которое образно раскрывает нам мысли, лёгшие в основу этого проекта: "Изображён храм Российского благополучия в торжественном украшении. По среди храма алтарь с возжённым на нём пламенем... По среди входа ко храму положены сухопутные и морские трофеи, означающие победы последней войны... По концам входа воздвигнуты два обелиска, на коих гербы российских губерний. Ко одному Гении присовокупляют медальон с надписью: Очаков и по Днестр... Храм и памятники основаны на каменной горе. Гора знаменует твёрдость и непоколебимость".

В этой архитектурной декорации многое ещё не нашло окончательного решения, чрезмерно обилие всевозможных архитектурных форм, не говоря уже о некоторой несогласованности масштабов отдельных частей композиции. Но и в этом раннем проекте А. Д. Захарова мы обнаруживаем те приёмы и тот монументализм, которые будут потом развиты мастером в его последующих произведениях.

Практическая деятельность А. Д. Захарова как архитектора началась лишь в последние годы XVIII столетия. В 1800 г. он назначается архитектором города Гатчина. Здесь он ведёт работы по дворцу, составляет по сумасбродной мысли императора Павла проект монастыря Харлампия, который предполагалось построить недалеко от дворца, и строит ряд парковых павильонов. Из этих работ наиболее интересной является здание "птичника" или "фазанника". Здание выполнено, как и дворец, из местного, естественного камня. Особенно привлекательна центральная часть. Её колонны и пилястры, покрытые продольными канелюрами, особенно выгодно выделяются на фоне затенённых стен лоджии (род отступа в массиве здания). Центральная часть увенчана балюстрадой из тяжёлых тумб с шарами и красивых фигурных балясин. Окна второго этажа под лоджией и боковых крыльев завершаются арками. Этот приём, как и растёсанные швы между камнями, усиливает значение материала - камня, из которого сделано здание. Круглые башни на боковых фасадах не менее монументальны, чем центральная часть.

В этой ранней постройке А. Д. Захарова уже угадываются те характерные черты архитектуры мастера, которые позднее станут лейтмотивами его произведений. Строгая простота и монументальность форм - вот что привлекает А. Д. Захарова, к чему стремится он и чего достигает с таким совершенством.

После смерти Павла работы в Гатчине прервались. А. Д. Захаров направляется в ряд губернских городов, где он должен был выбрать места для постройки зданий военных училищ. В это же время он составляет проект церкви при Александровской мануфактуре, которая была выстроена в 1804 г. Несмотря на то, что традиции архитектуры XVIII в. здесь видны ещё вполне отчётливо, всё же отдельные части здания, как колонный портик, обработка стен храма и т. д., позволяют видеть в этом произведении и черты новой архитектуры, получившей впоследствии название стиля ампир. Постройка этого храма, как и составление проектов типовых зданий государственных учреждений для губернских и уездных городов, явилась как бы подготовкой к той огромной работе, которая должна была поглотить все силы зодчего.

25 мая 1805 г. А. Д. Захаров был назначен "Главных адмиралтейств архитектором". Эта дата является в жизни зодчего знаменательной. Он вступает на путь интенсивной архитектурной деятельности, результатом которой является постройка нового здания Адмиралтейства, принёсшего ему мировую славу.

Ещё во время Петра - архитектор Коробов по его приказу построил деревянное здание первого Адмиралтейства. Оно служило не только местом, где помещалось управление русского флота, но, главным образом, предназначалось для починки и постройки русских военных кораблей. Длинные низкие корпуса, окружённые на случай военной опасности рвами и земляными бастионами, образовывали в плане фигуру, напоминавшую большую, несколько растянутую букву П. Лишь в центре этих корпусов высилась стометровая башня, увенчанная шпилем с корабликом вверху, этим символом Адмиралтейства. Первоначально это сооружение почти никак не было связано с архитектурным пейзажем новой столицы, тем более, что центральная часть города, со всеми дворцами и правительственными зданиями, должна была располагаться на Васильевском острове. Остальную часть города предполагалось разместить на противоположном, правом, берегу Невы. Лишь высокая башня со шпилем как бы перекликалась со стройной колокольней собора Петропавловской крепости, увенчанной таким же шпилем - иглой.

Но со временем положение Адмиралтейства в городе сильно изменилось. Из здания, стоявшего на краю города, оно превратилось в его чуть ли не главное сооружение. Во всяком случае ко времени А. Д. Захарова оно играло, даже в своём непритязательном виде, виднейшую роль в городе. Стараниями русских зодчих - Захарова, Еропкина и Обухова - в середине XVIII в. была упорядочена планировка Петербурга. Три проспекта, являвшиеся главнейшими улицами столицы, украшенные замечательными дворцами, частными домами, храмами и зданиями государственных учреждений, сошлись к основанию башни Адмиралтейства. Вопреки первоначальному замыслу город стал строиться на левом берегу Невы, на так называемой адмиралтейской стороне. Здесь были сосредоточены лучшие и важнейшие здания города. Благодаря этому Адмиралтейство заняло совершенно особое место в городе и его архитектуре. Из практического, производственного сооружения оно превратилось в здание, игравшее огромную архитектурно-организующую роль в городе.

Но к началу XIX в., когда Петербург украсился исключительными по мастерству и красоте зданиями, старое Адмиралтейство Коробова не могло уже отвечать той роли, которой оно было теперь наделено стараниями многих архитекторов XVIII в. Естественно, что здание должно было быть коренным образом перестроено согласно новому положению, которое оно занимало в городе. Эта трудная, но почётная задача выпала на долю А. Д. Захарова.

А. Д. Захаров подошёл к её разрешению в первую очередь как зодчий-градостроитель. Он понял, что ему надо было выстроить не отдельно стоящее прекрасное здание, а главное здание столицы России. И он выстроил это здание. Великие замыслы Баженова, мечтавшего перестроить центр Москвы в виде одного грандиозного сооружения, ожили вновь в проектах А. Д. Захарова в Петербурге.

Одной из больших заслуг А. Д. Захарова явилось то, что он сохранил башню со шпилем Коробова, одев её лишь в новый подобающий ей наряд. Тем самым сохранялась преемственность с тем зданием, которое было некогда сооружено по повелению Петра. Но А. Д. Захаров придал своему зданию гораздо большее значение, чем оно имело до того. Его Адмиралтейство сделалось памятником великого акта основания Петербурга, как столицы, как порта, как "окна в Европу". Адмиралтейство стало символом города.

А. Д. Захаров сохранил схему прежнего плана в виде буквы П. Башня, как и прежде, являлась узлом всей архитектурной композиции. В неё зодчий вложил весь свой талант. Башня сделалась олицетворением силы русского флота. Низ башни представляет собой могучий куб в виде единого массива. В его толще прорезаны ворота-арки, ведущие во внутренний двор Адмиралтейства. Ряды замковых камней над двойной аркой говорят о её нагрузке. Трубящие "славы" по её бокам, барельеф "на заведение флота в России" и грации, несущие земную сферу, дополняют убранство этой части башни. Одновременно эти скульптуры своей композицией, своими основными линиями вторили архитектурным линиям, благодаря чему создавалось глубокое единство, связывающее скульптуру с архитектурой. Кроме того, тематика скульптур раскрывала смысл величайших деяний Петра.

Над этим тяжёлым могучим основанием высится лёгкая башня, обрамлённая, словно венком, колоннадой и украшенная многочисленными скульптурами. Золотой шпиль с золотым же корабликом вверху легко и стремительно возносится в небо, завершая купол этого величественного сооружения. Учитывая обычно облачное небо над столицей, А. Д. Захаров применил не только золото (шпиль), но и окрасил всё здание в жёлтый с белым цвет. Поэтому даже в самые мрачные дни непогоды Адмиралтейство кажется всегда радостным, светлым, ярким, блещущим, точно купающимся в лучах яркого солнца.

Значительно труднее было решить корпуса, вытянувшиеся по обеим сторонам башни. В общей сложности они образуют фасад, имеющий до 400 метров длины. Такая длина фасада грозила тем, что здание зрительно легко могло распасться на отдельные почти не связанные друг с другом части или выглядеть скучным, "казённым". Но А. Д. Захаров преодолел и эту трудность. Умело расставляя колонные портики или отдельные выступы здания, чередуя их с лаконично обработанными стенами основных корпусов и умело подчиняя их башне, он избежал возможных недостатков. Здание Адмиралтейства не распадается на отдельные составляющие его части, наоборот, оно выглядит как единый, могучий массив, занимающий огромный квартал города. Общее единство и грандиозный масштаб закрепили за ним ту роль и значение в архитектуре города, которые ему придал архитектор.

Не менее блестяще завершены боковые корпуса со стороны Невы. Оба они заканчиваются парными павильонами. По центру этих павильонов расположены арки, перекрывавшие некогда канал, ведший во внутренний двор Адмиралтейства. По этому каналу входили мелкие суда для ремонта в мастерских Адмиралтейства. По бокам арок на постаментах укреплены скрещённые якори - эти символы флота. Павильоны увенчаны низкими цилиндрами, на которых в перевитых хвостах скульптур дельфинов укреплены флагштоки. По обеим сторонам центральных частей павильонов с их арками поставлены колонные портики, архитектурно связывающие эти части здания со всем остальным зданием Адмиралтейства.

Адмиралтейство, как ни одно другое здание той эпохи, обильно украшено скульптурами и барельефами, выполненными лучшими русскими скульпторами того времени. Декоративная лепнина, фигурные барельефы, фронтоны, отдельные скульптуры в исключительном изобилии украшают произведение А. Д. Захарова. Благодаря этому, несмотря на строгость архитектурных форм и линий, здание в целом выглядит исключительно пластичным, лишённым сухости и однообразия.

Несмотря на то, что Адмиралтейство было закончено после смерти его автора, несмотря на то, что оно претерпело ряд, порой даже значительных, изменений, оно до сих пор производит сильнейшее впечатление на зрителя. Адмиралтейство олицетворяет город, и недаром его изображение выбито на медали, посвящённой великой обороне города от фашистских орд, мечтавших его захватить в 1941-1942 гг. Оно стоит в ряду величайших архитектурных произведений мира. Можно поражаться тому, как мог зодчий в течение шести лет не только спроектировать это колоссальное сооружение, но и выполнить все его основные детали. Несмотря на эту огромную работу, А. Д. Захаров выполнял и ряд других работ, связанных с его должностью архитектора Военно-морского ведомства. Так, одновременно с выполнением первого варианта Адмиралтейства, он проектирует и строит собор в Кронштадте, многие детали и части которого очень близки к соответственным частям Адмиралтейства.

Среди этих работ выделяется проект "Морских провиантских магазинов", где стиль мастера, так привлекающий нас в Адмиралтействе, сказался, кажется, с ещё большей полнотой. Здание огромной протяжённости решено в спокойных лаконических и монументальных формах. Ни одна колонна, столь любимая архитекторами ампира, не украшает здание "магазинов". Тем не менее, оно привлекает нас изяществом и благородством своих форм, мерным ритмом окон и входов. Лишь кое-где размещённые скульптурные барельефы скромно украшают это монументальное сооружение.

Помимо этого проекта, А. Д. Захаров создал проект госпиталя, выстроенного в Херсоне, Гатчинского воспитательного селения и т. д. Но все эти произведения, как бы интересны они ни были, не могут сравниться с Адмиралтейством, являющимся подлинной непревзойдённой драгоценностью архитектуры русского классицизма-ампира.

Академия художеств отметила эту внезапную и столь тяжёлую утрату. В отчёте за 1811 г. мы читаем: "Академия в сем году лишилась сочлена своего, профессора архитектуры, статского советника Захарова, каковая потеря по сведениям и дарованиям его весьма для Академии чувствительна. Опыты талантов его и правильного вкуса в строений достаточно представить может и одно ныне строящееся здание Адмиралтейства, отличающееся великолепием и красотою".

О А. Д. Захарове : Грабарь И., История русского искусства, т. III; Историческая выставка архитектуры 1911 г., Спб., 1912; Лансере Н., Захаров и его Адмиралтейство, "Старые годы", Спб., 1912; Его же, Главное Адмиралтейство и история его создания, "Морской сборник", Л., 1926, № 8-9; Гримм Г. Г., Архитектор Андреян Захаров. Жизнь и творчество, М., 1940.

Андреян Дмитриевич Захаров родился 8 августа 1761 года в Санкт-Петербурге в семье адмиралтейского служащего прапорщика Дмитрия Ивановича Захарова. Семья проживала на окраине города, за Коломной.

Когда Андреяну исполнилось шесть лет, отец отдал мальчика в художественное училище при Академии художеств. Его преподавателями были А. Ф. Кокоринов , Ж. Б. Валлен-Деламот , Ю. М. Фельтен . В 1778 году Андреян Захаров получил серебряную медаль за проект загородного дома, в 1780 году - большую серебряную медаль за "архитектурную композицию, представляющую дом принцев". В 1782 году Андреян Захаров закончил обучение в Академии с большой золотой медалью. Совет Академии решил отправить его "за успехи и похвальное поведение, по силе привилегии академической... в чужие края пенсионером для приобретения дальнейших успехов в архитектуре ". [Цит. по: 2, с. 33]

Четыре года Захаров обучался во Франции у крупнейшего французского зодчего придворного архитектора Жана Франсуа Шальгрена. В парижской Академии архитектуры он слушал лекции и получал программы для выполнения проектов. Шальгрен писал о своём ученике в отзыве для Академии художеств:

"В настоящее время под моим руководством работает... Захаров, способностями и поведением которого я не могу достаточно нахвалиться. Такие люди всегда дают высокое представление о школе, которая их воспитала, и позволяют высоко оценить учреждение, которое оказывает такое блестящее содействие искусствам. Если, в чём я не сомневаюсь, рвение, усидчивость, благоразумное поведение этого молодого человека будут продолжаться, вы, конечно, благосклонно встретите его по возвращении...
...Моё намерение было заставить его упражняться над большими заданиями, которые требуют всё напряжение таланта, чтобы развить прекрасное дарование, которое получил этот молодой человек от природы". [Цит. по: 2, с. 34]

Андреян Дмитриевич желал посетить ещё и Италию, о чём писал в Академию художеств. Но средства на такое путешествие найдены не были.

В 1786 году молодой зодчий вернулся в Санкт-Петербург. Вскоре началась его преподавательская деятельность. Советом Академии художеств Андреян Захаров был зачислен в адьюнкт-профессоры, тогда же ему дали служебную квартиру.

В 1794 году архитектор получил звание академика, в 1797 году стал профессором. Послу ухода в отставку А. А. Иванова и Ю. М. Фельтена Захаров оставался единственным педагогом архитектурного класса. Через год он подал прошение об увольнении его с должности академического архитектора, дабы заниматься только преподавательской деятельностью. Но из-за отсутствия замены и планов по реконструкции здания академии Захарову в этом было отказано.

Павлом I Андреян Захаров был назначен архитектором Гатчины. Фактически, он стал придворным зодчим. Это освободило его от работы в качестве академического архитектора и позволило больше времени уделять обучению молодых зодчих. В Гатчине Андреян Захаров принимал участие в перестройке императорского дворца и многих городских и дворцово-парковых сооружений (Лютеранская церковь святого Петра, Львиный и Горбатый мост, "Ферма", "Птичник"). Там же он составлял проекты адмиралтейских конюшен, мавзолея Павла I и других построек.

В 1800 году новый президент Академии художеств граф А. С. Строганов посодействовал получению Захаровым звания чиновника шестого класса и места в Совете Академии. Зодчий стал старшим профессором и возглавил архитектурный класс. Помощником Захарова с этого времени был будущий знаменитый архитектор А. Н. Воронихин .

Большую роль в творческой жизни зодчего сыграла его поездка по городам России в 1801-1802 годах. Оно было предпринято по указанию Александра I с целью выбора мест для строительства военных училищ.

Андреян Захаров в 1803-1804 годах создал проект объединения старых зданий Академии наук в одно, но это замысел не был реализован. Тогда же архитектор работал над планом застройки стрелки Васильевского острова .

После отставки с поста главного архитектора Адмиралтейств-коллегии Ч. Камерона его место в 1805 году занял Андреян Захаров. Благодаря этому назначению зодчий смог создать своё самое известное произведение - здание Адмиралтейства . Оно стало единственным сооружением архитектора, дошедшим до наших дней почти без изменений. В этой же должности архитектор создал ряд проектов для Кронштадта, в том числе Андреевского собора. Для Санкт-Петербурга им были созданы проекты перестройки провиантских складов, Морских казарм на Галерной улице, Морского госпиталя и Галерного порта.

В истории мировой архитектуры Захаров Андреян Дмитриевич оставил заметный след. Его период творчества совпал с расцветом русского зодчества. Дата рождения Захарова А.Д. - 8 августа 1761 года. Одаренный от природы ребенок родился в Санкт-Петербурге. Его отец состоял на службе в Адмиралтейской коллегии. В шестилетнем возрасте он становится учеником художественного училища, что состояло при Академии художеств. Закончив его, Андреян Дмитриевич переходит на архитектурное отделение и здесь показывает свои способности.

Ни одна его работа не осталась незамеченной. Ему вручают серебряные медали за проекты загородного дома и дома принцев. Захаров блестяще заканчивает Академию художеств, унося с собой золотую медаль. Ею он был удостоен за дипломный проект «Увеселительный дом». Отличившись на выпускных экзаменах, он оказывается в числе других учеников, которые отправляются во Францию. Там молодой архитектор собирает новые знания, учась у Беликара, Шальгрэна. Но его мечтой была поездка в Италию, где бы он мог воочию познакомиться со знаменитыми архитектурными памятниками. На поездку за границу не были отпущены средства, а личных у молодого человека не было.

Захаров возвращается в Санкт-Петербург и начинает заниматься архитектурной деятельностью и одновременно успевает обучать юных дарований. В 1800 году получив должность архитектора Гатчины , он приступает к проектированию ряда новых сооружений. Так появилась «Ферма», «Птичник», Львиный мост , монастырь святого Харлампия.

После кончины императора Павла работы в Гатчине отошли на задний план. Захаров в должности главного архитектора Адмиралтейства стал заниматься разработкой проекта нового дома. К тому времени старое здание Адмиралтейства не отвечало требованиям. Оно ветхо смотрелось на фоне красивых мастерски созданных сооружений. Поэтому перед Андреяном Дмитриевичем стояла задача выстроить прекрасное здание - символ города. Он с ней блестяще справился, чем и увековечил о себе память.

Новое здание Адмиралтейства имеет главный фасад протяженностью в 407 метров. За основу был взят прежний план строения. По центру удалось сохранить башню со шпилем, созданную Коробовым. Пришлось ее лишь облагородить. Прекрасное сооружение, выполненное в стиле ампир, заключило в себе декоративные рельефы и лепнину, барельефы, многочисленные скульптуры, архитектурные выпуклости.

Жаль, что самому автору не удалось увидеть плод своего труда во всей красе. Все работы по Адмиралтейству были закончены уже после его кончины. Андреян Дмитриевич тяжело заболел. Так и не оправившись от недуга, Захаров умирает 8 сентября 1811 года в пятидесятилетнем возрасте.

Андреян Дмитриевич Захаров (8(19) августа 1761 - 27 августа (8 сентября) 1811, Санкт-Петербург) - русский архитектор, представитель стиля ампир. Создатель комплекса зданий Адмиралтейства в Санкт-Петербурге.

Биография

Родился 8 августа 1761 года в семье мелкого служащего Адмиралтейств-коллегии. В раннем возрасте был отдан отцом в художественное училище при петербургской Академии Художеств, где проучился до 1782 года. Его учителями были А. Ф. Кокоринов, И. Е. Старов и Ю. М. Фельтен. В 1778 году Андреян Захаров получил серебряную медаль за проект загородного дома, в 1780 году - Большую серебряную медаль за «архитектурную композицию, представляющую дом принцев». При окончании училища получил большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу для продолжения образования. Продолжал учиться в Париже с 1782 года по 1786 год у Ж. Ф. Шальгрена.

В 1786 году вернулся в Петербург и начал работать преподавателем в Академии художеств, одновременно начав заниматься проектированием. Через некоторое время Захарова назначили архитектором всех недостроенных строений Академии Художеств.

После этого он работал в Санкт-Петербурге, достиг звания главного архитектора Морского ведомства.

С 1787 года Захаров преподавал в Академии Художеств, среди его учеников был архитектор А. И. Мельников.

С 1794 года Захаров стал академиком петербургской Академии Художеств.

В конце 1799 года указом Павла I Захаров был назначен главным архитектором Гатчины, где проработал почти два года.

Работы в 1799-1804 годах

Работы, производимые А. Д. Захаровым в этот период шли по нарастающей сложности задач и раскрытия таланта архитектора. Он работал со всё возрастающими по сложности задачами.

1799-1800 Гатчина. Лютеранская церковь Святого Петра

Строительство кирхи было начато неизвестным архитектором в 1789 году, но не окончено. Захаров приступил к работам в 1799 году, под его руководством здание было значительно перестроено, закончена внутренняя отделка, также был создан иконостас и кафедра с балдахином. Самой заметной из выразительных деталей нового здания были позолоченные петух и шар, изготовленные для шпица, завершающего колокольню из толстой латуни (уничтожены в Великую Отечественную войну, не восстановлены).

1800 Гатчина. Горбатый мост

Горбатый мост в Дворцовом парке Гатчины был построен А. Д. Захаровым по собственному проекту, первые документальные свидетельства датируются ноябрём 1800 года. Мост имеет два широких береговых устоя, оформленных в виде террас - обзорных площадок. Террасы и пролёт моста обнесены балюстрадой, в средней части моста устроены каменные скамьи для отдыха. Поскольку архитектура моста рассчитана на восприятие с большого расстояния, его элементы создают игру света и тени, отчётливо видимую издалека.

Гатчина. «Львиный мост»

Построен по проекту А. Д. Захарова в 1799-1801 гг. Второе название мост получил из-за каменных львиных масок, которые украшают замковые камни его трех арок. Кроме этих каменных масок по замыслу архитектора на невысоких постаментах моста предполагалось установить скульптурные группы, аллегории «Изобилие рек». После трагической гибели императора Павла I этот проект не был осуществлен. Но даже без скульптуры Львиный мост принадлежит к лучшим произведениям дворцово-парковой архитектуры. Разрушенный в годы войны Львиный мост восстановлен в конце прошлого века.

Гатчина. «Ферма»

Гатчина. «Птичник»

1803-1804. Проект застройки Васильевского острова

Перестройку Васильевского острова в Санкт-Петербурге по проекту Захарова предполагалось выполнить в традициях французской градостроительной школы: единство ансамбля должно было быть достигнуто общим ритмом расстановки зданий и одинаковыми архитектурными деталями. Исполнение проекта должно было привести к перестройке здания Академии наук.

1803-1804. Архитектурный план нижегородской ярмарки

Захаров подготовил проект архитектурного плана для Нижегородской ярмарки, по которому архитектор А. А. Бетанкур построил её через несколько лет.

Биография

Родился 8 августа 1761 года в семье мелкого служащего Адмиралтейств-коллегии. В раннем возрасте был отдан отцом в художественное училище при петербургской Академии Художеств , где проучился до 1782 года . Его учителями были А. Ф. Кокоринов , И. Е. Старов и Ю. М. Фельтен . В 1778 году Андреян Захаров получил малую серебряную медаль за проект загородного дома, в 1780 году - большую серебряную медаль за «архитектурную композицию, представляющую дом принцев». При окончании училища получил большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу для продолжения образования. Продолжал учиться в Париже с 1782 года по 1786 год у Ж. Ф. Шальгрена .

В 1786 году вернулся в Петербург и начал работать преподавателем в Академии художеств, одновременно начав заниматься проектированием. Через некоторое время Захарова назначили архитектором всех недостроенных строений Академии Художеств.

После этого он работал в Санкт-Петербурге, достиг звания главного архитектора Морского ведомства.

1803-1804. Архитектурный план нижегородской ярмарки

Захаров подготовил проект архитектурного плана для Нижегородской ярмарки, по которому архитектор А. А. Бетанкур построил её через несколько лет.

1805-1811 Работа над зданием Адмиралтейства

Первоначальную постройку Адмиралтейства осуществил архитектор И. К. Коробов в 1738 году , это здание является величайшим памятником русской архитектуры стиля ампир . Одновременно с этим оно является градообразующим зданием и архитектурным центром Санкт-Петербурга.

Захаров выполнял работы в 1806-1811 годах. Создавая новое, грандиозное здание протяжённостью главного фасада 407 м, он сохранил конфигурацию плана уже существовавшего. Придав Адмиралтейству величественный архитектурный облик, ему удалось подчеркнуть его центральное положение в городе (главные магистрали сходятся к нему тремя лучами). Центром здания является монументальная башня со шпилем, на которой расположен кораблик, ставший символом города. Этот кораблик несёт старый шпиль Адмиралтейства, созданный архитектором И. К. Коробовым. В двух крыльях фасада, симметрично расположенных по сторонам башни, чередуются сложным ритмическим рисунком простые и чёткие объёмы, такие как гладкие стены, сильно выступающие портики, глубокие лоджии.

Сильной стороной оформления является скульптура. Декоративные рельефы здания дополняют крупные архитектурные объёмы, грандиозно развёрнутые фасады оттенены пристенными скульптурными группами.

Внутри здания сохранились такие интерьеры Адмиралтейства, как вестибюль с парадной лестницей, зал собраний, библиотека. Обилие света и исключительное изящество отделки оттенены чёткой строгостью монументальных архитектурных форм.

Другие работы в Санкт-Петербурге и пригородах

В период работы над Адмиралтейством, Захаров работал также над другими задачами:

Основная статья: Провиантский остров

В частности, Захаров разработал около 1805 г. проект кафедрального собора Святой Великомученицы Екатерины в Екатеринославе. Собор построен уже после смерти архитектора, в 1830-1835 гг. под именем Преображенского и сохранился до наших дней. Проект собора был использован также зодчим С.Е. Дудиным для постройки собора Александра Невского в Ижевске.

А. Д. Захаров был похоронен на Смоленском православном кладбище . В 1936 году прах и надгробие А.Д. Захарова и его родителей были перенесены на