Вечный Рим. Об исторических памятниках и городских площадях

Вечный Рим. Об исторических памятниках и городских площадях
Вечный Рим. Об исторических памятниках и городских площадях

Рим - Сердце Италии. Он бесспорно является самым популярным в туристическом плане итальянским городом, сравниться с которым может разве что Милан. В этом кратком обзоре собраны главные достопримечательности Рима.

В переполненном памятниками старины и христианской веры городе трудно решить, с чего начинать экскурсию. Можно составить свой маршрут, но есть определенные места, входящие в список самых выдающихся ориентиров Италии и всей Европы, такие как Колизей и Пантеон. Попытайтесь исследовать Рим таким образом, чтобы не посещать слишком много древних памятников или церквей подряд. Чередуйте эти достопримечательности Рима с некоторыми другими местами - Испанской Лестницей, или Фонтаном Треви. Рим столь большой, что может легко выжать из вас все соки, поэтому старайтесь не торопиться, периодически отдыхайте в кафе, или в парках.

Римский Колизей и Арка Константина

Самой значимой и самой «видной» достопримечательностью Рима является, конечно же, Колизей - такую громадину сложно не заметить. Колизей и Арка Константина. Самое большое из сохранившихся до наших дней римских сооружений, Колизей все еще является прекрасной модель для спортивных арен - современные проекты футбольных стадионов четко следуют этому овальному римскому плану. Строительство было начато Веспасианом в 72 году, а его сын Тит добавил Колизею четвертый уровень. Открытие состоялось в 80 году серией великолепных игр. Колизей был достаточно большим для театральных представлений, фестивалей, цирковых номеров или игр, за которыми высокопоставленные лица наблюдали с самого низкого уровня, аристократические римские семьи со второго, а население с третьего и четвертого. Около Колизея расположена Арка Константина - триумфальная арка, установленная Сенатом в честь императора, как «освободителя города и вестника мира» после его победы в сражении 312 года.

Римский Форум

Неподалёку от Колизея находятся руины Римского Форума, тщательно охраняемые государством. Римский Форум посреди пульсирующего современного города позволяет окунуться в историю древнего Рима, на несколько тысячелетий назад. Когда-то форум был центром римской жизни и правительства, сохранив до наших дней лишь небольшую часть своего исходного блеска. Тем не менее, его колонны и арки все еще производят впечатление, особенно если представить, что в течение многих веков история Форума была историей Римской империи и западного мира. Римская политическая и религиозная жизнь была всецело сконцентрирована здесь, наряду с судами, рынками и местами сбора местных жителей. После седьмого века здания превратились в руины, а камни использовались для строительства других зданий. Лишь во время раскопок в 18-х и 19-х веках под 10-метровым уровнем щебня и земли были обнаружены древние здания. Удалось частично восстановить Храм Антонина Пия, Храм Диоскуров Кастора и Поллукса, Храм Сатурна, Триумфальная Арка Септимия Севера, арка Тита и храм Веста.

Пантеон

Одной из самых запоминающихся достопримечательностей Рима является Пантеон, ежегодно посещаемый миллионами туристов. Это здание легко узнать из космоса, ведь по центру его купола зияет огромная дыра. Это лучше всего сохранившийся памятник римской старины, удивительным образом неповрежденный в течение 2000 лет своей истории. Пантеон сохранил свое величие несмотря на то, что Папа Римский Георг III снял позолоченные бронзовые мозаики с крыши, а Папа Римский Урбан VIII демонтировал бронзовую крышу, переплавив ее на орудия для Замка св. Ангела.


Пантеон был восстановлен после пожара 80 года с помощью уникальной кладки, подтверждающей чрезвычайно высокое техническое мастерство римских строителей. Его 43-метровый купол - высшее достижение римской архитектуры, будто бы парит в воздухе без какой-либо видимой поддержки. Девятиметровый центральный пролет является единственным источником света в здании. Гармоничный эффект внутренней части - результат идеальных пропорций Пантеона: его высота совпадает с диаметром. Несмотря на то, что первые христианские императоры запретили использование этого языческого храма для вероисповедания, в 609 году Папа Римских Бонифаций IV посвятил его всем христианским мученикам, и с тех пор Пантеон стал местом погребения итальянских королей и других известных итальянцев, включая живописца Рафаэля.

Замок Святого Ангела

Ещё одно удивительное римское здание, поражающее необычностью своих форм, - это Замок Святого Ангела.

Витториано

Нельзя обойти вниманием и символ объединения Италии - Витториано, прозванный за свой внешний вид «Пишущей машинкой». Внушительный мемориал в честь первого короля является великолепным памятником, монументальным сооружением и одной из самых впечатляющих римских достопримечательностей. Национальный Памятник Виктору Эммануилу II был создан между 1885 и 1911 годами, чтобы почтить успех национально-освободительного движения Рисорджименто и достижение итальянской независимости в 1870. Это огромное сооружение 135 метров длиной и 130 метров шириной возвышается на 70 метров. Рядом с Витториано расположен Алтарь Отечества и могила Неизвестного солдата. В восточной части памятника находится Музей возрождения, посвященный итальянскому движению за независимость.

Пьяцца Навона

Прогуливаясь по Риму, невозможно не попасть на две главные площади этого города - украшенная фонтанами Пьяцца Навона и круглая Пьяцца дель Пополо, с которой можно попасть в огромный парк под названием Вилла Боргезе. Это те места, которые стоит обязательно посетить в Риме. Одна из самых характерных барочных площадей Рима, Пьяцца Навона все еще сохраняет останки римского стадиона, созданного здесь императором Домицианом. Это место использовалось для фестивалей и гонок во время Средневековья, и было восстановлено в Стиле барокко Борромини. Он спроектировал великолепную серию дворцов и церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне на западной стороне Навона, ставшую прообразом многих других церквей в Италии.


В склепе Сант-Аньезе сохранились остатки римского мозаичного пола. Несмотря на то, что Борромини разработал саму площадь и окружающие фасады, именно его главный соперник Бернини создал центральную достопримечательность Навона - красивый барочный фонтан Фиуми. Мощный фонтан представляет четыре реки разных континентов - Нил, Ганг, Дунай и Ла-Плату. Два других фонтана Пьяцца Навона - Дель Моро 16-й века перед дворцом Памфили и фонтан Нептуна 19-го века. Сегодня площадь постоянно заполнена римлянами, туристами, уличными художниками, сувенирными киосками, кафе, а в течение декабря тут проходит один из лучших Рождественских базаров Рима. Между Площадью и Пантеоном находится церковь Сан Луиджи ди Франчески с тремя основными шедеврами Караваджо.

Сан-Джованни ин Латерано

Также нельзя обойти вниманием и известную римскую базилику Сан-Джованни ин Латерано, являющуюся одной из древнейших христианских церквей в мире. Как и стоило бы ожидать от Епископальной церкви Папы Римского, Сан Джиованни ин Латерано - одна из самых впечатляющих церквей Рима. После веков изменений она все еще сохраняет свою исходную форму времен Константина Великого. Фасад церкви является прекрасным примером периода Барокко, наряду с мозаиками в апсиде и прекрасным деревянным потолком 16-го века. Восьмиугольный баптистерий Сан Джиовани Фонте стал моделью для более поздних сооружений по всей Европе. Ин Латерано - самый старый христианский баптистерий в мире. В церкви Скала Санта на другой стороне площади находится Святая Лестница с 28 ступенями, которые были перемещены в Рим в четвертом веке из дворца Пилата в Иерусалиме.

Фонтан Треви

Хотя я не спорю с тем, что неоспоримым символом Рима является Колизей, для меня самым удивительным и прекрасным местом этого древнего города является Фонтан Треви. Одна из самых популярных достопримечательностей Рима, этот шедевр 17-го века был увековечен в фильмах и романах. Бросок монеты в Фонтан Треви является традицией, гарантирующей повторное посещение города. Первоначально на этом месте был создан акведук, доставляющий воду к ваннам Марка Агриппа, великого покровителя искусств первого века до н.э. Самый большой фонтан Рима был построен Николо Сальви для Папы Римского Клемента XII между 1732 и 1751 годами. Треви увенчан статуей морского бога Нептуна верхом на лошадях. Вода спускается вдоль многочисленных статуй, фигур и искусственных скал, и собирается в большом бассейне, всегда заполняемом монетами.

Испанская Лестница

У подножия Испанской лестницы также установлен интересный фонтан - Фонтан Баркаччиа. Как ни странно, строительство Испанской Лестницы финансировалось французским послом, и ведет она к французской церкви Тринита ди Монти. Лестница, однако, берет свое имя от площади Испании в одном из кварталов Рима. Овальный фонтан Баркачча у подножия лестницы был создан Пьетро Бернини, сыном великого архитектора эпохи барокко Лоренцо Бернини. Церковь Тринита ди Монти, построенная Луи XII в 1502, все еще сохраняет некоторые оригинальные готические арки, а к юго-западу от площади Испании ведет самая модная торговая улица Рима. Её знаменитое Caffe Greco славится знаменитыми художниками, писателями и музыкантами, которые часто посещали его.

Достопримечательности Рима и Ватикан

Ватикан - самое маленькое независимое государство в мире с областью менее половины квадратного километра. За ватиканскими стенами расположились дворец и сады, Собор и Площадь Святого Петра. Этой областью управляет Папа Римский, верховный глава Римско-католической церкви. Компактное пространство Ватикана представляет огромный туристический интерес, с многочисленными музеями и самой большой базиликой. В Соборе Святого Петра находятся шедевры Микеланджело, Пьета, скульптуры и алтари Бернини и множество других ценностей. Главная достопримечательность Ватикана - Сикстинская капелла, великолепный потолок которой украшен фресками - самая известная работа Микеланджело. Стоит обратить внимание на Комнаты Рафаэля, Палаты Борджиа, ватиканскую Библиотеку и множество музеев, включая Картинную галерею, Музей Светского Искусства, этрусский Музей и другие. Их коллекции покрывают все, от древних времен к искусству 20-го века с отражением важных религиозных тем.

Катакомбы и Аппиева дорога

Катакомбы Сан Каллисто и Сан Себастиано вдоль Аппиевой дороги поражают своими размерами и сложными многоуровневыми сетями проходов и тоннелей. Под землей находится шесть священных часовен, созданных между 290 и 310 годами с языческой и ранне-христианской настенной живописью. Сан-Себастьяно - одна из семи паломнических церквей Рима, созданная в четвертом веке на месте старых кладбищ и катакомб. Катакомбы Домитилла являются самыми большими в Риме, с 15 километрами подземных проходов и подземной базиликой. Здесь сохранилось более 80 гробниц и фреска второго века «Последний Ужин». Аппиева дорога является одной из самых старых и самых важных римских магистралей. Она была построена приблизительно в 300 году до н.э и расширена до порта Бриндизи приблизительно в 190 году до н.э. Параллельно с дорогой можно увидеть руины акведуков, поставлявших в город воду. Среди кипарисов по обе стороны дороги встречаются остатки могил, принадлежащих аристократическим римским семьям. Самой видной из них является могила Цецилии Метелла и ее мужа.

Термы Диоклетиана

Термы Диоклетиана были столь огромны, что по сей день вмещают две сохранившиеся церкви, часть Картезианского монастыря и крупнейший музей. Микеланджело использовал обширный тепидариум (горячие ванны) в качестве основы для его церкви Санта-Мария дель Анджели и Национального музея Рима. Здесь хранятся ценнейшие сокровища старины: греческие и римские скульптуры, дохристианские и более поздние саркофаги, красивые мозаики и фрески. Церковь 16-го века Сан Бернардо алле Терме была создана в ротонде на углу Диоклетианских Терм. Её купол походит на купол Пантеона, но вдвое меньшего размера.

Палатинский Холм

Стратегически расположенный над Тибром Палатинский холм является доказательством самого раннего поселения Рима. Археологические находки перед Храмом Кибелы доказывают деятельность человека уже в девятом веке до н.э. Спустя несколько веков холм был выбран императорами и великими аристократическими семьями для их дворцов. Сады Фарнезе были созданы в 16-м веке для кардинала Алессандро Фарнезе со множеством террас, павильонов, газонов, клумб, деревьев и фонтанов. Особое украшение Палатинского холма - палата Ливии, полуподземный Криптопортик, Домус Флавия, Домус Агустана и самые внушительные Ванны Септимия Севера. Палатинский холм - прекрасное место для исследования достопримечательностей Рим, комбинирующее парк с великолепными древнеримскими руинами.

Форум Траяна

Крупнейший и лучше всего сохранившийся форум Римской Империи, Форум императора Траяна был создан в начале второго века и включал внушительный комплекс зданий и памятников: храм, базилику, серию рынков и три памятника в честь императора. Во время Средневековья в области форума были построены новые здания, включая Башню Милиции, церкви Санта Мария ди Лорето и Сантиссимо Номе ди Мария. Были также проложены современные улицы. Руины Базилики Ульпиа находятся в дальнем конце Форума Траяна, с Холлом размерами 130 на 125 метров и двумя библиотеками. Между библиотеками сохранился великолепный памятник навкам римских скульпторов - Победный Столб Траяна 38 метров высотой, созданный из мрамора с греческого острова Парос. Он покрыт спиральным бордюром 200 метров длиной, с более чем 2,500 сценами Траянских Войн, картинами борющихся солдат, скачущих лошадей и римской военной техники. В основе столба размещалась золотая урна с прахом императора Траяна, при котором Римская империя достигла своей наивысшей точки развития. Впечатляющие стены из красного кирпича и ряды полукруглых крытых рынков повышаются позади форума на склонах выступа Квиринале.

Термы Каракаллы

Термы и ванные всегда занимали особое место среди достопримечательностей Рима. Построенные в 216 году Термы Каракаллы, были чем-то намного большим, чем просто общественными банями. Они были полноценным спортивным центром, с горячими и холодными ваннами, бассейном, сухими и паровыми саунами, залом для гимнастики, социальными комнатами, садами, библиотекой, парикмахерской и магазинами. Крупная и внушительная структура покрывала область в 300 квадратных метров, комплекс гигантских залов, купола которых поддерживались огромными колоннами. Термы могли разместить до 1,500 человек за один раз. Их полы и стены были покрыты мрамором, мозаиками и фресками.

Одна из самых древних мировых цивилизаций – Священная Римская империя – подарила человечеству величайшую культуру, включавшую не только богатейшее литературное наследие, но и каменную летопись. Уже давно нет народа, населявшего эту державу, но благодаря сохранившимся памятникам архитектуры, можно воссоздать образ жизни римлян-язычников. 21 апреля, в день основания города на семи холмах, предлагаю посмотреть на 10 достопримечательностей Древнего Рима.

Римский форум

Площадь, расположенная в долине между Палатином и Велиа с южной стороны, Капитолием с западной, Эсквилином и склонами Квиринала и Виминала, доримского периода представляла собой заболоченное место. До середины VIII века до н. э. эта территория использовалась для захоронений, а поселения располагались на близлежащих холмах. Место было осушено во времена правления царя Тарквикия Древнего, который и прекратил его в центр политической, религиозной и культурной жизни горожан. Именно здесь и произошло знаменитое перемирие между римлянами и сабинами, проходили выборы в Сенат, заседали судьи и совершались богослужения.

С запада на восток через весь Римский форум проходит священная дорога империи - Via Appia, или Аппиева дорога, вдоль которой расположено множество памятников как древних, так и средневековых времен. На Римском форуме находятся Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Храм Весты.

Храм в честь бога Сатурна был воздвигнут около 489 г. до н.э., символизировал победу над этрусскими царями из рода Тарквинеев. Несколько раз он погибал во время пожаров, но возрождался. Надпись на фризе подтверждает, что «Сенат и народ Рима уничтоженное пожаром восстановили». Это было величественное здание, которое украшала статуя Сатурна, оно включало помещение государственной казны, эрарий, где хранились документы о государственных доходах и долгах. Однако до наших дней дошло лишь несколько колонн ионического ордера.

Строительство храма Веспасиана началось по решению Сената в 79 г. н. э. после смерти императора. Это святое здание посвятили Флавиям: Веспасиану и его сыну Титу. Длина его составляла 33 м, а в ширину он простирался на 22 м. До наших дней дошли три 15-метровые колонны коринфского ордера.

Храм Весты посвящен богине домашнего очага и в древние времена соединялся с Домом весталок. Во внутреннем помещении постоянно поддерживался Священный огонь. Изначально его охраняли дочери царя, затем их заменили жрицы-весталки, которые также проводили богослужение в честь Весты. В этом храме находился тайник с символами империи. Здание было округлой формы, территорию которого окаймляли 20 коринфских колонн. Несмотря на то что в крыше имелся выход для дыма, в храме часто возникали пожары. Его несколько раз спасали, реконструировали, но в 394-м император Феодосий приказал закрыть его. Постепенно здание ветшало и пришло в упадок.

Колонна Траяна

Памятник древнеримской архитектуры, возведенный в 113 г. н.э. архитектором Аполлодором Дамасским в честь побед императора Траяна над даками. Мраморная колонна, полая внутри, возвышается над землей на 38 м. В «теле» сооружения находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к обзорной площадке на капители.

Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии. Изначально монумент венчал орел, позже – статуя Траяна. А в Средневековье колонну стала украшать статуя апостола Петра. В основании колонны расположена дверь, ведущая в залу, где помещались золотые урны с прахом Траяна и его супруги Помпеи Плотины. Рельеф повествует о двух войнах Траяна с даками, причем период 101–102 гг. н.э. отделен от сражений 105–106 годов фигурой крылатой Виктории, пишущей на щите, окруженном трофеями, имя победителя. Также на нем изображены передвижение римлян, постройка укреплений, переправы через реки, битвы, очень подробно прорисованы детали оружия, доспехов обоих войск. Всего на 40-тонной колонне около 2 500 человеческих фигур. Траян появляется на ней 59 раз. Помимо Победы в рельефе присутствуют и иные аллегорические фигуры: Дунай в образе величественного старца, Ночь – женщина с закрытым покрывалом лицом, и др..

Пантеон

Храм всех богов построен в 126 году н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, возведенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой. Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT» – «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это». Располагается на площади Пьяцца-делла-Ротонда. Пантеон отличается классической ясностью и целостностью композиции внутреннего пространства, величественностью художественного образа. Лишенное внешних украшений цилиндрической формы здание венчает купол, покрытый неброской резьбой. Высота от пола до отверстия в своде в точности соответствует диаметру основания купола, представляя взору удивительную пропорциональность. Вес купола распределен по восьми секциям, составляющим монолит стены, между которыми находятся ниши, придающие массивному зданию ощущение воздушности. Благодаря иллюзии открытого пространства кажется, что стены не столь толсты, а купол гораздо легче, нежели в действительности. Круглое отверстие в своде храма пропускает свет, озаряющий богатую отделку внутреннего пространства. До наших дней все дошло почти без изменений.

Колизей

Одно из самых значительных сооружений Древнего Рима. Огромный амфитеатр строился на протяжении восьми лет. Он представлял собой овальное здание, по периметру арены которого располагались 80 больших арок, на них – более мелкие. Арену окружает стена в 3 яруса, а общее количество больших и малых арок составляло 240. Каждый ярус украшали колонны, выполненные в разных стилях. Первый – дорического ордера, второй – в ионического, а третий – коринфского. Кроме того, на первых двух ярусах были установлены скульптуры, выполненные лучшими римскими мастерами.

Здание амфитеатра включало галереи, предназначенные для отдыха зрителей, там же крикливые торговцы продавали различные товары. Снаружи Колизей был отделан мрамором, по его периметру располагались прекрасные статуи. В помещение вели 64 входа, которые располагались с разных сторон амфитеатра.

Внизу были расположены привилегированные места для знатных вельмож Рима и трон императора. Пол арены, где происходили не только гладиаторские бои, но и настоящие морские баталии, был деревянный.

В наши дни Колизей утратил две трети своей первоначальной массы, но и сегодня он представляет собой величественное сооружение, являясь символом Рима. Недаром поговорка гласит: «Пока Колизей стоит, будет стоять и Рим, исчезни Колизей – исчезнут Рим и вместе с ним весь мир».

Триумфальная арка Тита

Однопролетная мраморная арка, расположенная на дороге Via Sacra, построена после смерти императора Тита в честь взятия Иерусалима в 81-м г. н.э. Высота ее составляет 15,4 м, ширина – 13,5 м, глубина пролета – 4,75 м, ширина пролета - 5,33 м. Арка украшена полуколоннами композитного ордера, четырьмя фигурами Виктории, барельефами, изображающими Тита, управляющего квадригой, победное шествие с трофеями, среди которых главная святыня иудейского храма – менора.

Термы Каракаллы

Термы были построены в начале III века н.э. при Марке Аврелии по прозвищу Каракалла. Роскошное здание предназначалось не только для помывочного процесса, но и для проведения разнообразного досуга, включавшего и спортивный, и интеллектуальный. В «банный корпус» вело четыре входа; через два центральных входили в крытые залы. По обе его стороны были расположены комнаты для собраний, рецитаций и т.п. Среди множества всяческих помещений, находившихся справа и слева предназначенных для мытья комнат, следует отметить два больших открытых симметричных, окруженных с трех сторон колоннадой двора, пол которых украшала знаменитая мозаика с фигурами атлетов. Императоры не только облицовывали стены мрамором, покрывали мозаиками полы и ставили великолепные колонны: они систематически собирали здесь произведения искусства. В термах Каракаллы некогда стояли когда-то Фарнезский бык, статуи Флоры и Геркулеса, торс Аполлона Бельведерского.

Посетитель находил здесь и клуб, и стадион, и сад отдыха, и дом культуры. Каждый мог выбрать себе то, что было ему по вкусу: одни, вымывшись, усаживались поболтать с друзьями, шли поглядеть на борьбу и гимнастические упражнения, могли сами поразмяться; другие бродили по парку, любовались статуями, засиживались в библиотеке. Люди уходили с запасом новых сил, отдохнувшие и обновленные не только физически, но и нравственно. Несмотря на такой подарок судьбы, термам суждено было разрушиться.

Храмы Портуна и Геркулеса

Эти храмы находятся на левом берегу Тибра на другом древнем форуме города – Бычьим. В ранние республиканские времена здесь причаливали суда и велась бойкая торговля скотом, отсюда и название.

Храм Портуна построен в честь бога портов. Здание имеет прямоугольную форму, украшенную колоннами ионического ордера. Храм хорошо сохранился, так как около 872 года н.э. был превращен в христианскую церковь Санта-Мария-ин-Граделис, в V веке освящен в церковь Санта-Мария-Эгициана.

Храм Геркулеса имеет конструкцию моноптера – круглое здание без внутренних перегородок. Сооружение датируется II веком до н.э. Храм имеет диаметр 14,8 м, украшен двенадцатью коринфскими колоннами высотой 10,6 м. Конструкция опирается на фундамент из туфа. Ранее храм имел архитрав и крышу, которые не сохранились до наших времен. В 1132 году н.э. храм стал местом христианского богослужения. Первоначально церковь называлась Санто-Стефано-аль-Карозе. В XVII веке вновь освященный храм стали именовать Санта-Мария дель Соль.

Марсово поле

«Марсово поле» - так называлась часть Рима, расположенная на левом берегу Тибра, первоначально предназначенная для военных и гимнастических упражнений. В центре поля находился алтарь в честь бога войны. Эта часть поля осталась и впоследствии свободной, в то время как остальные части были застроены.

Мавзолей Адриана

Архитектурный памятник был задуман как гробница императора и его семьи. Мавзолей представлял собой квадратное основание (длина стороны - 84 м), в котором был установлен цилиндр (диаметр - 64 м, высота около 20 м), увенчанный насыпным холмом, вершину которого украшала скульптурная композиция: император в виде бога Солнца, управляющего квадригой. Впоследствии это гигантское сооружение стало использоваться в военных и стратегических целях. Века видоизменили первоначальный его облик. Сооружение приобрело дворик Ангела, средневековые залы, в том числе зал Правосудия, апартаменты Папы Римского, тюрьму, библиотеку, зал Сокровищ и Секретный архив. С террасы замка, над которой высится фигура Ангела, открывается великолепный вид на город.

Катакомбы

Катакомбы Рима - сеть античных строений, использовавшихся как места погребений, по большей части в период раннего христианства. Всего в Риме насчитывают более 60 различных катакомб (150-170 км длиной, около 750 000 захоронений), большинство из которых расположены под землей вдоль Аппиевой дороги. Лабиринты подземных ходов, по одной версии, возникли на месте древних каменоломен, по другой – образовались в частных земельных наделах. В Средневековье обычай хоронить в катакомбах исчез, и они остались как свидетельство культуры Древнего Рима.

Культура Древнего Рима существовала более 12 веков и имела свои уникальные ценности. В искусстве Древнего Рима воспевались почитание богов, любовь к Отечеству, солдатская честь. О Древнем Риме подготовлено множество докладов, в которых рассказывается об его достижениях.

Культура Древнего Рима

Ученые разделяют историю древнеримской культуры на три периода:

  • Царский (8-6 вв. до н.э.)
  • Республиканский (6-1 вв. до но.э.)
  • Имперский (1 в. до н.э. - 5 в.н.э.)

Царский считается примитивным периодом в плане развития культуры, однако, именно тогда у римлян появился свой алфавит.

Художественная культура римлян была схожа с эллинской, но имела свои характерные особенности. Например, скульптура Древнего Рима приобрела эмоции. На лицах персонажей римские скульпторы стали передавать состояние души. Особенно многочисленны были скульптуры современников - Цезаря, Красса, различных богов, обычных граждан.

Во времена Древнего Рима впервые появляется такое литературное понятие, как «роман». Среди поэтов, сочинявших комедии, наиболее знаменитым был Луцилий, являющийся автором стихотворений на бытовую тематику. Его любимой темой было высмеивание одержимости достижения различных богатств.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Римлянин Ливий Андроник, работавший актером трагедии, знал греческий язык. Ему удалось перевести «Одиссею» Гомера на латинский язык. Вероятно, под впечатлением от произведения, Вергилий вскоре напишет свою «Энеиду» о троянце Энее, ставшем дальним предком всех римлян.

Рис. 1. Похищение сабинянок.

Необыкновенного развития достигла философия. Были сформированы следующие философские течения: римский стоицизм, задача которого состояла в достижении духовных и нравственных идеалов, и неоплатонизм, сутью которого было развитие высшей духовной точки души человека и достижение экстаза.

В Риме античным ученым Птолемеем была создана геоцентрическая система мира. Ему же принадлежат многочисленные работы по математике и географии.

Музыка Древнего Рима копировала греческую. Из Эллады приглашались музыканты, актеры и скульпторы. Популярностью пользовались оды Горация и Овидия. Со временем, музыкальные представления приобрели зрелищный характер, сопровождающийся театральными представлениями или гладиаторскими боями.

Сохранилось письмо римского поэта Марциала, в котором он утверждает, что если станет преподавателем музыки, то безбедная старость ему обеспечена. Это говорит о том, что музыканты пользовались большим спросом в Риме.

Изобразительное искусство в Риме несло утилитарный характер. Оно представлялось римлянами как способ заполнить и организовать жизненное пространство. Оно, как и архитектура, выполнялось в виде монументальности и величия.

Подводя итог, отметим, что римскую культуру можно считать преемницей греческой, однако, римляне многое привнесли и доработали в ней. Иными словами, ученик превзошел учителя.

Рис. 2. Строительство римской дороги.

В архитектуре римляне строили свои здания на века. Термы Каракаллы - яркий пример гигантизма в строительстве. Архитекторы использовали такие приемы как использование палестр, перистильных дворов, садов. Бани снабжались сложным техническим оборудованием.

Величественными римскими сооружениями можно считать дороги, которые используются и по сей день, знаменитые оборонительные валы Траяна и Адриана, акведуки и, конечно же, амфитеатр Флавиев (Колизей).

Рис. 3. Колизей.

Что мы узнали?

Говоря кратко о культуре Древнего Рима, отметим, что созданная с милитаристской и величественной направленностью, создаваемая на века, заложила фундамент всей будущей европейской культуры, она наложила свой отпечаток на развитие цивилизации и вызывала восхищение у потомков.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 241.

Древний Рим ‒ античное государство, которое просуществовало 12 веков и оставило огромное культурное наследие. С Римом связан расцвет и завершение античного периода. Пройдя путь от небольшого города до огромной империи, Рим смог стать колыбелью современной европейской цивилизации.

1. Период царей (VIII ‒ VI век до н.э.)

По свидетельству Варрона Рим возник на берегу реки Тибр в 753 г. до н.э. Широко известен миф о братьях Реме и Ромуле, вскормленными волчицей и основавшими великий город.


Рим населяли латиняне, сабиняне, этруски и другие народности. Потомки основателей города именовали себя патрициями. Плебеями называли переселенцев из других мест.

В этот период Римом правили цари: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Древний, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый.

Царь избирался народом. Он руководил войском, считался главным жрецом и вершил суд. Царь делил власть с Сенатом, куда входило 100 старейшин родов патрициев.

В римском обществе основой был род. Позднее его заменила семья. Глава семьи имел непререкаемый авторитет и абсолютную власть над ее членами.

В царский период религия древних римлян была анимистической. Все вокруг было наполнено разными сущностями и божествами, которым следовало приносить жертвы и поклоняться.

Под влиянием этрусской и греческой религии у римлян стал формироваться свой пантеон богов, которым придавались человеческие черты. Вера римлян требовала точнейшего соблюдения многочисленных ритуалов. Отсюда последовало развитие института жречества. Жрецов в Древнем Риме избирал народ. Их было так много, что они образовывали свои коллегии.

Прикладное искусство в этот период все еще сохраняло этрусское и греческое влияние. Красная или черная керамика имела замысловатую сложную форму в виде людей, зверей или растений. Для украшения изделий мастера, как и греки, использовали геометрические узоры.

Живопись по большей части была декоративной. Стены домов и гробниц расписывались яркими фресками с бытовыми и культовыми сценами. Широко использовались изображения батальных сцен, флоры и фауны, мифических существ.


Скульптуры в основном изготавливались в малых формах из бронзы, дерева, камня, слоновой кости. Мастера только начинали изображать человеческие фигуры, поэтому они вырезаны упрощенно. Но художники пытались передать реалистичность изображаемых. Особенно это заметно в надгробных статуях. Рельефные скульптурные изображения использовались в предметах повседневного быта (кувшинах, сундуках, шкатулках, оружии и др.).

В этот период была построена, расширялась и укреплялась защитная стена вокруг Рима. Был возведен акведук, проводивший к городу воду. Постройки делали лаконичными, но прочными, декору уделялось мало внимания. В 509 г. до н.э. на Капитолийском холме был возведен храм Юпитера. Его архитектура соединила в себе элементы этрусской и греческой культур. Началась застройка Форума ‒ популярного места в Риме. Здесь находился рынок, проводились торжественные и религиозные церемонии, выборы должностных лиц, суд над преступниками.

До VI века до н.э. в основном использовалось устное творчество: песни, сказки, мифы. Затем римляне начали записывать сказания о божествах и героях, ритуальные песни и тексты. Многие истории перенимались у греков и переносились в римские реалии.

В этот период римская культура только начала формироваться. Она несла много заимствований от других народов, преимущественно этрусков и греков. Но в то же время уже проявлялась самобытность римлян и их собственное мироощущение.

2. Республика (VI ‒ I век до н.э.)

2.1 Период ранней республики (VI ‒ III век до н.э.)

Последний царь Тарквиний Гордый оказался тираном и был свергнут. В 510 г. до н.э. в Риме образовалась республика. Ей правили два консула, которых избирали каждый год. Чуть позже появилась должность диктатора, обладавшего чрезвычайными полномочиями. Он назначался на 6 месяцев консулами по решению Сената в моменты, когда Риму грозила опасность.

В этот период в Риме было много войн. Общество разрывалось внутренними противоречиями. В результате завоевательной политики, Риму удается установить господство на Апеннинах.


В середине V в. до н.э. принимаются Законы 12 таблиц. Они надолго становятся первым письменным источником римского права и регулируют имущественные, семейные, наследственные отношения.

В IV веке до н.э. денежные отношения пришли взамен натуральным ‒ в обращение вошли первые медные монеты.

К IV в. до н.э. влияние этрусков ослабевает, появляются самобытные римские изделия в керамике и бронзе. Однако в V веке до н.э. наступил некоторый упадок ремесел по сравнению с Царским периодом.

Что касается архитектуры, то здесь влияние этрусков еще сильно. Римляне возводили деревянные храмы с терракотовыми скульптурами и настенными росписями. Жилища строили без особых излишеств, копируя этрусские дома с атрием (внутренним двориком с неглубоким бассейном для сбора дождевой воды).


Народное творчество было представлено песнями (свадебные, магические, триумфальные, героические).

В письменности этрусские буквы заменяются греческими, происходит дальнейшее формирование латинского алфавита.

В 304 г. до н.э. эдилом Гнеем Флавием был опубликован календарь. Он считается первым римским литературным произведением.

В 280 г. до н.э. была записана публичная речь, произнесенная в Сенате Аппием Клавдием. Он же выпустил сборник нравственных изречений «Сентенций». Одно из них в ходу до сих пор: «Каждый кузнец своего счастья».

2.2 Период поздней республики(III ‒ I век до н.э.)

Многочисленные войны во II веке до н.э. (пунические, македонские) привели к расширению могущества Древнего Рима. Был разрушен соперничавший с Римом Карфаген, Греция и Македония превратились в римские провинции. Это повлекло за собой обогащение римской знати. Рабы и золото в ходе войн были основными трофеями. Появляются гладиаторские бои ‒ любимое развлечение древних римлян. Рим становится сильным государством, но внутри него назревают противоречия, ставшие причиной гражданских войн. Установление диктатуры Суллы и Цезаря во II ‒ I веках до н.э. привели впоследствии к принципату Октавиана Августа.


Гай Юлий Цезарь

Под греческим влиянием меняется архитектура города. Обеспеченные римляне строят дома с облицовкой мрамором, в украшении жилища используют мозаику, фрески. Внутри размещают статуи, картины и другие предметы искусства. В скульптуре характерным явлением становится реалистический портрет. К I веку до н.э. римская архитектура обретает свою самобытность. При Цезаре был построен новый Форум, в городе стали разбивать сады и парки.

С Востока и Греции в Рим пришли новые нравы. Римляне стали одеваться в разноцветные одежды, обильно украшая себя драгоценностями. Мужчины начали гладко бриться и коротко стричься.

Менялись и обычаи внутри семьи. Женщины получили больше свободы. Они могли распоряжаться своим имуществом и даже подать на развод. Впрочем, к концу периода республики число разводов сильно возросло. Это говорит об упадке семейного института.

В 240 г. до н.э. вольноотпущенный грек под именем Тит Ливий Андроник перевел греческие пьесы на латинский язык. С этого времени началась римская литература. Его последователем был Невий из Кампании. Он сочинял пьесы, беря за основу греческие, но использовал близкие ему события и узнаваемых людей. Известен был и комедиограф Тит Макций Плавт. В то же время у римлян были популярны народные фарсы и мимы.

Появились и описания современной истории. Так в конце III века до н.э. Квинт Фабий Пиктор и Луций Цинций Алимент написали «Анналы» ‒ подробное изложение истории Рима. Известны также труды Катона Старшего «О земледелии», «Начала», «Наставления сыну», где он выступает за патриархальные римские ценности, критикуя моду на все греческое.

Во времена поздней республики большое наследие в жизни Рима оставил Варрон. Основной его труд назывался «Древности дел божеских и человеческих». Кроме того, он написал множество исторических, биографических, философских произведений, создав энциклопедическую картину знаний о Древнем Риме.

В этот период приходит мода на политическую публицистику. Многие известные личности стремятся запечатлеть в письменных трудах свою деятельность. Среди них Сципион Старший, Сулла, Публий Рутилий Руф, Гай Юлий Цезарь и др.

Развивается ораторское искусство. Особую роль в его становлении сыграл Цицерон. Римляне брали уроки красноречия, для них очень важно было уметь публично выступать в Сенате, суде, на Форуме. Удачные речи записывались. В Риме преобладала греческая школа красноречия, но вскоре появилась и римская ‒ более лаконичная и доступная простым слоям населения.


В I веке до н.э. расцветает поэзия. Талантливыми поэтами были Лукреций и Катулл. Лукреций написал поэму «О природе вещей», а Катулл славился своими лирическими и сатирическими произведениями. Сатирические памфлеты пользовались популярностью и являлись методом политической борьбы.

В то же время происходила дальнейшая эллинизация римской религии. Пришел культ греческих богов Аполлона, Деметры, Диониса, Гермеса, Асклепия, Аида, Персефоны и др. Обряды становились все более пышными и сложными. С востока в Рим проник также культ богини Кибелы. К концу I века до н.э. в Риме появились египетские священные культы. Стали популярны астрология, гадания, магия.

3. Империя (I век до н.э. ‒ V век н.э.)

3.1 Период ранней Империи (принципат) (I век до н.э. ‒ II век н.э.)

В 30-е годы до н.э. племянник Цезаря Октавиан Август стал единовластным правителем Рима. Он называл себя «принцепсом» ‒ первым среди равных. А позднее получил титул императора, сосредоточив в своих руках всю власть. Так начался имперский период истории Рима ‒ «золотой век» римской культуры. Покровительство поэтам и художникам оказывал друг Октавиана Августа Гай Цильний Меценат, чье имя стало нарицательным.


В это время особых высот достигла поэзия. Самыми известными поэтами были Гораций, Овидий, Вергилий. Произведения Вергилия ‒ «Буколики», «Георгики», «Энеида» прославляли Августа и предсказывали наступление «золотого века». В то же время, он с любовью описывает природу Италии, обращается к традициям и самосознанию римлян. «Оды» Горация до сих пор остаются образцом лирической поэзии. Овидий прославился любовной лирикой. Наибольшую известность приобрели его произведения «Метаморфозы», «Фасты», «Наука любви». В это время обретает большую популярность реалистический римский роман. Наиболее известны «Сатирикон» Петрония и «Золотой осел» Апулея.

Во времена Августа развивалась и научная мысль. Исторические труды Тита Ливия и Диониссия Галикарнасского рассказывали о величии Рима и его роли в античной истории.

Географ Страбон описал многие народы и страны, Агриппа составлял карты империи. Витрувий написал трактат об архитектуре. Плиний старший создал «Естественную историю». Птолемей изложил в своем труде «Альмагест» все современные астрономические знания. Врач Гален написал трактат по анатомии «О частях человеческого тела».

Для того, чтобы соединить части огромной империи строились дороги, акведуки, сохранившиеся до наших времен. В самом Риме возводились храмы ‒ Аполлона и Весты на Палатине, Марса Мстителя на новом Форуме Августа. В I ‒ II веке н.э. были построены такие известные архитектурные памятники, как Пантеон и Колизей.


Появились новые архитектурные формы ‒ триумфальная арка, двухэтажная колоннада. В провинциях также строились храмы, бани, театры и цирки для боев гладиаторов.

3.2 Период поздней Империи (III ‒ V век н.э.)

После смерти Августа к власти приходят императоры, обладающие неограниченной, деспотичной властью на манер восточных тираний. Тиберий, Калигула, Нерон, Веспасиан проводили жестокие кровавые репрессии и, в свою очередь, были убиты в результате заговоров своего окружения.

Однако были и императоры, оставившие после себя хорошую славу ‒ Траян, Адриан, Марк Аврелий. При них возросла роль провинций. Их уроженцам был предоставлен доступ в Сенат и римскую армию. В то же время невозможно было уже скрыть внутренние противоречия среди римского общества. Несмотря на попытки Рима установить сильную власть, колонии стремились к независимости.

Архитектура становится монументальной, воплощающей идею могущества верховной власти. Строились грандиозные здания: стадионы, форумы, мавзолеи, акведуки. Примером такой архитектуры может служить форум Траяна.


К III веку Римская империя переживала упадок. В 395 г. произошло разделение Римской империи на две части: Западную и Восточную. В это время зарождается христианство. Сначала оно находится под запретом, его последователи жестоко преследуются. Император Константин разрешает христианам исповедовать их веру, а вскоре христианство становится официальной религией.

К сожалению, торжество христианской веры привело к уничтожению многих античных памятников. На основе римского начинает развиваться раннее христианское искусство: строятся храмы-базилики, в пещерах появляется живопись в виде росписей. Фигуры людей в них показаны довольно схематично, больше внимания уделяется внутреннему содержанию сцены.

Рим (Италия) - один из величайших городов мира. Его история насчитывает тысячи лет. Город поражает своей монументальной архитектурой, сказочными площадями, красочными рынками и улицами с интересными людьми - великолепие просто на каждом шагу.

Но если вы отправляетесь в путешествие в Рим, вам нужен четкий план. В противном случае есть риск перегрузки от множества вещей, которые можно увидеть в Вечном городе.

Мы собрали для вас в одном списке главные туристические достопримечательности города Рима с фото и описанием: от самых известных римских руин до величественных церквей, художественных музеев высшего класса, очаровательных площадей и оживленных продовольственных рынков.

Вам, вероятно, не обойтись одной поездкой в Рим, чтобы увидеть все достопримечательности из этого списка и те места, которые в него не поместились. Но нужно с чего-то начинать!


Основанные папой Юлием II в начале 16-го века и дополнявшиеся следующими понтификами, музеи Ватикана могут похвастаться одной из величайших коллекций произведений искусства в мире.

Экспонаты, которые занимают около 7 км залов и коридоров, максимально разнообразны: от египетских мумий и этрусских предметов из бронзы до древних бюстов, от картин ставших классикой до современных произведений.

Основные места для посещения: впечатляющая коллекция классических скульптур в музее Пио-Клементино, несколько выставочных залов с фресками Рафаэля и расписанная Микеланджело Сикстинская капелла.

Адрес: Musei Vaticani, Viale Vaticano, Рим, Италия.

Можно посетить в составе экскурсий:


Большая гладиаторская арена Рима - самая захватывающая из древних достопримечательностей города. Открывшийся в 80 году нашей эры, Колизей на 50 000 мест, также известный как амфитеатр Флавиев, был построен из травертина и покрыт огромным брезентовым тентом, поднятым на 240 мачт.

Внутри арену окружили многоуровневыми трибунами, а сама она была построена над подземным комплексом (гипогей), где сидели животные и готовились декорации. В играх участвовали гладиаторы, сражающиеся с дикими животными или друг с другом.

Адрес: Colosseo, Piazza del Colosseo, Рим, Италия.

Вход: Платный.

Билеты:

Колизей можно посетить в составе экскурсий:


Представляющий собой собрание руин, ранее Римский форум был центральным местом древнего Рима, грандиозным районом храмов, базилик и оживленных общественных мест.

Это место, которое первоначально было этрусским могильником, было впервые заселено в 7 веке до нашей эры, и со временем превратилось в социальный, политический и коммерческий центр Римской империи. Достопримечательности включают в себя арку Септемия Севера, Курию и Дом весталок.

Подобно многим великим городам древнего Рима форум потерял свое значение после падения Римской империи, пока в конце концов он не стал использоваться в качестве пастбищных угодий. В средние века он был известен как Кампо Ваччино («Коровье поле») и подвергся разграблению из-за камней и мрамора.

Район начали систематически исследовать в 18 и 19 веках, и раскопки продолжаются по сей день.

Адрес: Foro Romano, Via della Salara Vecchia, Рим, Италия.

Римский Форум можно посетить в составе экскурсий:

Собор Святого Петра


В этом городе много выдающихся церквей, но ни одна из них не сравнится с собором Святого Петра - самой большой, богатой и впечатляющей базилики Италии. Построенный на месте церкви 4-го века, он был освящен в 1626 году после завершения 120-летнего строительства.

Его роскошный интерьер включает множество известных произведений искусства, в том числе три самых знаменитых шедевра Италии: «Пьета» Микеланджело, его парящий купол и 29-метровый балдахин Бернини над папским алтарем.

В соборе, скорее всего, вас будут ждать очереди и правила строгого дресс-кода (не разрешаются шорты, мини-юбки или обнаженные плечи).

Адрес: Базилика Святого Петра, Piazza San Pietro, Ватикан, Папский Престол (Государство-город Ватикан).

Собор Святого Петра можно посетить в составе экскурсий:


Расположенный между Римским форумом и Цирком Массимо, Палатинский холм - это атмосферная зона с высокими соснами, величественными руинами и незабываемыми видами. Предполагают, что именно здесь Ромул основал город в 753 году до нашей эры, и здесь же, в сумасшедшей роскоши, жили императоры Рима.

Обратите внимание на стадион, руины Domus Flavia (императорский дворец) и трибуны с видом на Римский форум из Орти Фарнезиани.

Адрес: Palatino, Рим, Италия.


Если у вас есть время только на посещение одной художественной галереи в Риме, приходите сюда. Здесь находится то, что часто называют «королевой всех частных коллекций из произведений искусства»: галерея может похвастаться картинами Караваджо, Рафаэля и Тициана, а также некоторыми неизвестными скульптурами Бернини.

Посмотреть в целом есть на что, но ищите в первую очередь Ratto di Proserpina (Похищение Прозерпины) Бернини и Venere vincitrice (Венера Витрикс) Кановы.

Чтобы ограничить количество посетителей, их допускают с двухчасовым интервалом, поэтому вам необходимо предварительно забронировать билеты и узнать время входа.

Адрес: Museo e Galleria Borghese, Piazzale Scipione Borghese, Рим, Италия.

Капитолийские Музеи


Капитолийский Музей. | Фото: dvdbramhall / Flickr.

Построенные в 1471 году Капитолийские музеи являются старейшими публичными музеями мира. Их коллекция классической скульптуры - одна из лучших в Италии, в том числе известные Lupa Capitolina (Капитолийский волк), скульптура Ромула и Рема под волком и Galata morente (Умирающий галл), описывающая смерть война.

Есть также огромная картинная галерея с шедеврами Тициана, Тинторетто, Рубенса и Караваджо.

Адрес: Musei Capitolini, Piazza del Campidoglio, Рим, Италия.


Великолепный храм с 2000-летней историей, ныне церковь, Пантеон является наиболее сохранившимся из древних римских памятников и одним из самых влиятельных зданий в западном мире. Построенный Адрианом на базе более раннего храма Маркуса Агриппы в 27 г. до н.э., он стоит здесь примерно с 125 г. н.э., и хотя его серая внешность соответствует своей эпохе, он по-прежнему является уникальным и волнующим памятником.

Вам обязательно нужно пройти сквозь огромные бронзовые двери и посмотреть на самый большой неармированный бетонный купол.

Храм Адриана был посвящен классическим богам, отсюда и название Пантеон, производное от греческих слов pan (все) и theos (бог). Но в 608 году храм был освящен как христианская церковь и теперь официально носит название Базилика ди Санта Мария ад Мартирес.

Настоящее очарование Пантеона заключается в его огромных размерах и впечатляющем куполе. Считающийся величайшим архитектурным достижением древних римлян, он был самым большим куполом в мире до 15-го века и до сих пор является самым большим куполом из неармированного бетона.

Его гармоничный внешний вид обусловлен точно выверенной симметрией - диаметр купола в точности равен внутренней высоте Пантеона в 43,4 метра.

В его центре окулус диаметром 8,7 м, который символически связывал храм с богами, играет жизненно важную роль для геометрии, поглощая и перераспределяя огромные силы натяжения купола. Дождевая вода попадает, но стекает через 22 почти невидимых отверстия в наклонном мраморном полу.

Адрес: Pantheon, Пьяцца-делла-Ротонда, Рим, Италия.

Можно посетить в составе экскурсии:

Календарь цен на авиабилеты

Латеранская базилика (Базилика Сан-Джованни-ин-Латерано)


Латеранская базилика. | Фото: Paval Hadzinski / Flickr.

В течение тысячи лет этот монументальный собор был самой важной церковью в христианском мире. Построенная по заказу Константина и освященная в 324 году нашей эры это была первая христианская базилика построенная в городе. До конца 14-го века она была главным местом поклонения папы. Это по-прежнему официальный собор Рима и место Папы Римского в качестве епископа Рима.

Адрес: Basilica di San Giovanni in Laterano, Piazza di San Giovanni in Laterano, Рим, Италия.


Фонтан Треви, место действия сцены купания Аниты Экберг в фильме La Dolce Vita (Сладкая жизнь), представляет собой яркий барочный ансамбль мифических фигур и диких лошадей, занимающий всю сторону Палаццо Поли 17-го века.

После реставрации, спонсируемой Fendi в 2015 году, фонтан мерцает ярче, чем раньше. Здесь поддерживается традиция, гарантирующая возвращение в Рим - бросание монеты в воду. В среднем около 3000 евро бросают в фонтан каждый день.

Адрес: Fontana di Trevi, Piazza di Trevi, Рим, Италия.

Площадь Навона


Площадь Навона.

Пьяцца Навона с ее эффектными фонтанами, палаццо в стиле барокко, красочными актерами и уличными художниками, продавцами-лоточниками и туристами является элегантным воплощением культуры в центре Рима.

Построенная на месте стадиона Домициано 1-го века, она была вымощена в 15-м веке и в течение почти 300 лет являлась главным рынком города. Центральная часть включает «Фонтан четырех рек» скульптора Бернини - это яркий фонтан с египетским обелиском и мускулистыми олицетворениями рек Нил, Ганг, Дунай и Ла-Плата.

Адрес: Piazza Navona, Пьяцца Навона, Рим, Италия.


Дорога названа в честь консула Аппия Клавдия Цекуса, который заложил первый 90-километровый участок в 312 г. до н.э. Это была главная дорога Рима, позже в 190 г. до н.э., ее продлили, чтобы можно было доехать до Бриндизи.

Аппиева дорога долгое время была одним из самых эксклюзивных мест Рима, красивой мощеной магистралью в окружении травянистых полей, римских построек и высоких сосен. Самой великолепной постройкой на ней была Вилла дей Квинтили, столь желанная, что император Коммод убил ее владельца и стал владеть ей сам.

У этой дороги темная история - именно здесь Спартак и 6000 его рабов-последователей были распяты в 71 г. до н.э., и именно здесь первые христиане хоронили людей в трехсоткилометровых подземных катакомбах. Вы не сможете посетить все 300 км, но три главных катакомбы Сан-Каллисто, Сан-Себастьяно и Санта-Домитилья открыты для посещения.

Адрес: Parco Regionale Appia Antica, Via Appia Antica, Рим, Италия.


Базилика Санта Мария Маджоре. | Фото: Mario T. / Flickr.

Одна из четырех патриархальных базилик Рима, эта монументальная церковь 5-го века стоит на вершине холма Эсквилин, на месте, где, как говорят, чудесным образом выпал снег летом 358 года нашей эры. В ознаменование этого события, каждый год 5 августа тысячи белых лепестков опускают с кессонного потолка базилики.

Менявшийся на протяжении веков, этот архитектурный гибрид впечатляет романской колокольней 14-го века, барочным фасадом 18-го века, в основном барочным интерьером и серией великолепных мозаик 5-го века.

Адрес: Basilica Papale di Santa Maria Maggiore, Piazza di San Maria Maggiore, Рим, Италия.

Можно посетить в составе экскурсии:


Национальный музей Рима: Palazzo Massimo alle Terme. | Фото: Richard Cassan / Flickr.

Один из величайших музеев Рима, невероятная сокровищница классического искусства. Первый и второй этажи посвящены скульптуре, некоторые произведения просто захватывают дух. Посмотрите на Pugile (Боксер), греческую бронзу 2-го века до нашей эры, изящный Ermafrodite dormiente (Спящий гермафродит) также второго века до н. э. и идеализированный Il discobolo (Метатель диска).

На втором этаже расположены великолепные цветные фрески, которые стоит увидеть.

Адрес: Palazzo Massimo alle Terme, Largo di Villa Peretti, Рим, Италия.

Галерея Дориа Памфили


Галерея Дориа-Памфили. | Фото: damian entwistle / Flickr.

Эта замечательная галерея, спрятанная за грязно-серым фасадом Палаццо Дориа Памфили, может похвастаться одной из самых богатых частных коллекций Рима, в которой хранятся работы Рафаэля, Тинторетто, Тициана, Караваджо, Бернини и Веласкеса, а также нескольких фламандских мастеров.

Шедевров предостаточно, но бесспорная звезда - это портрет непримиримого папы Иннокентия X руки Веласкеса, который возмущался, что изображение было «слишком реальным». Для сравнения посмотрите скульптурную интерпретацию Джана Лоренцо Бернини того же действующего лица.

Адрес: Galleria Doria Pamphilj, Корсо, Рим, Италия.


Базилика di Sant’Agnese Fuori le Mura & Mausoleo di Santa Costanza. | Фото: Allie_Caulfield / Flickr.

Хотя это немного сложно, но стоит поискать этот интригующий средневековый церковный комплекс. Расположенный над катакомбами, где была похоронена святая Агнесса.

Он включает в себя Базилику Сант-Агнес-Фуори-ле-Мура, где находится потрясающая византийская мозаика святых, и Мавзолей Санта-Костанцы, круглый мавзолей 4-го века, украшенный самыми старыми мозаиками христианского мира.

Адрес: Basilica di Sant’Agnese fuori le Mura, Via Nomentana, Рим, Италия.

Церковь Джезу (Иль — Джезу)


Церковь Джезу (Иль — Джезу). | Фото: Karim Rezk / Flickr.

Впечатляющий пример архитектуры контрреформации, самая важная иезуитская церковь Рима - сказочный пример искусства барокко. Основные работы включают в себя фреску свода Джованни Баттисты Гаулли (он же Иль Бачичча) и роскошную гробницу Андреа дель Поццо для Игнатия Лойолы, испанского солдата и святого, который руководил иезуитами в 1540 году.

Святой Игнатий жил в церкви с 1544 года до своей смерти в 1556 году, и вы можете посетить его частные комнаты в Cappella di Sant’Ignazio.

Адрес: Chiesa del Gesù, Via degli Astalli, Рим, Италия.


Национальный музей Рима: Palazzo Altemps. | Фото: dvdbramhall / Flickr.

Расположенный к северу от площади Навона, дворец Альтемпс представляет собой прекрасный палаццо конца 15-го века, в котором хранится лучшее из огромной коллекции классической скульптуры Национального музея Рима. Многие произведения происходят из знаменитой коллекции Людовизи, собранной кардиналом Людовико Людовизи в 17 веке.

Адрес: Museo Nazionale Romano, Palazzo Altemps, Piazza di Sant’Apollinare, Рим, Италия.

Базилика Сан Паоло Фуори ле Мура


Базилика Сан Паоло Фуори ле Мура.

Эта великолепная базилика является самой большой церковью в Риме после собора Святого Петра (и третья по величине в мире), и стоит на месте, где был похоронен Святой Павел после обезглавливания в 67 году нашей эры.

Построенная Константином в 4 веке, она была в значительной степени разрушена пожаром в 1823 году и многое из того, что вы видите, является реконструкцией 19-го века.

Адрес: Basilica Papale San Paolo fuori le Mura, Piazzale San Paolo, Рим, Италия.

Площадь Испании и Испанская лестница

Испанская лестница. | Фото: Paolo Margari / Flickr.

Испанская лестница (Scalinata della Trinità dei Monti), которая с 18-го века привлекает посетителей, является идеальным местом для наблюдения за людьми. 135 сверкающих ступеней поднимаются от Пьяцца ди Спанья до знаменитой достопримечательности Кьеса делла Тринити дей Монти.

Площадь Испании была названа в честь посольства Испании при Святом Престоле, но сама лестница, спроектированная итальянцем Франческо де Сантис, была построена в 1725 году на деньги, завещанные французским дипломатом.

Адрес: Scalinata di Trinità dei Monti, площадь Испании, Рим, Италия.

Палаццо Колонна


Галерея Колонна. | Фото: dvdbramhall / Flickr.

В этой роскошной галерее 17-го века, единственной части Палаццо Колонна, открытой для публики, находится частная коллекция произведений искусства семьи Колонна.

Шесть комнат галереи увенчаны великолепными потолочными фресками, посвященным Маркантонио Колонне, величайшему предку семьи, который победил турков в морском сражении при Лепанто в 1571 году. Работы Джованни Коли и Филиппо Герарди в Большом зале, Себастьяно Риччи в Комнате Пейзажей и Джузеппе Бартоломео Киари в Тронном зале рассказывают о его заслугах.

Обратите внимание также на пушечное ядро, застрявшее в мраморной лестнице галереи, яркое напоминание об осаде Рима в 1849 году.

Другое крыло включает роскошный Часовенный зал и богатую коллекцию гобеленов Артемизии 17-го века. С мая по октябрь открыто кафе на террасе.

Адрес: Galleria Colonna, Via della Pilotta, Рим, Италия.

Можно посетить в составе экскурсии:


Замок Святого ангела.

Этот замок с круглой крепостью является мгновенно узнаваемой достопримечательностью. Построенный как мавзолей для императора Адриана, он был преобразован в папскую крепость в 6-м веке и назван в честь видения ангела, которое случилось у папы Григория Великого в 590 году.

В настоящее время в нем находится Национальный музей Замка Святого ангела и его коллекция картин, скульптур, военных памятных вещей и средневекового огнестрельного оружия.

Адрес: Castel Sant’Angelo, Lungotevere Castello, Рим, Италия.

Базилика Святого Климента

Базилика Святого Климента.

Нигде лучше не запечатлены различные этапы бурного прошлого Рима, чем в этой увлекательной многоуровневой церкви. Наземная базилика 12-го века находится на фундаменте церкви 4-го века, которая, в свою очередь, возвышается над языческим храмом 2-го века и римским домом 1-го века.

Адрес: Basilica di San Clemente, Via Labicana, Рим, Италия.


Палаццо Барберини. | Фото: Stin Shen / Flickr.

Дворец Барберини, построенный в честь восхождения семьи Барберини к папской власти, является роскошным дворцом в стиле барокко, который впечатляет еще до того, как вы увидите захватывающее дух искусство. Над ним работали многие известные архитекторы, включая конкурентов Бернини и Борромини.

Среди шедевров не пропустите Il Trionfo della Divina Provvidenza Пьетро да Кортоны («Триумф Божественного Провидения» 1632–39) и самые зрелищные фрески на потолке палаццо в главном зале на первом этаже.

Адрес: Galleria Nazionale d’Arte Antica in Palazzo Barberini, Via delle Quattro Fontane, Рим, Италия.


Термы Каракаллы.

Остатки банного комплекса императора Каракаллы являются одними из самых впечатляющих римских руин. Комплекс был открыт в 216 году нашей эры и занимал участок площадью 10 гектар. Здесь находились бани, тренажерные залы, библиотеки, магазины и сады. Комплексом ежедневно пользовались до 8000 человек.

Большинство руин это то, что осталось от центральной бани. Это было огромное прямоугольное здание, окруженное двумя спортивными залами и расположенное в центре фригидария (холодной комнаты), где купальщики останавливались после теплого тепидария и калдария с куполом (горячей комнаты).

Адрес: Terme di Caracalla, Viale delle Terme di Caracalla, Рим, Италия.

Можно посетить в составе экскурсии:


Вилла Медичи. | Фото: marthelelièvre / Flickr.

Этот роскошный ренессансный дворец изначально был построен для кардинала Риччи да Монтепульчано в 1540 году, но Фердинандо Медичи купил его в 1576 году. Он оставался в руках Медичи до 1801 года, пока Наполеон не приобрел его для Французской академии.

Адрес: Villa Medici, Viale della Trinità dei Monti, Рим, Италия.


Рынок Траяна.

Рынок Траяна - руины торговых зданий на форуме Траяна в Риме. Это был 5-ти этажный комплекс, который построил Апполодор Дамасский. Строение находилось на склоне холма и было построено в виде террас. В нем находились около 150 торговых точек, таверны, закусочные и пункты раздачи бесплатных продуктов для населения.

Каждая лавка имела выход (vitrina) на улицу. В лавках продавались специи, фрукты, вино, оливковое масло, рыба, шёлк и другие товары с Востока. Посреди рынка располагалась Via Biberatica - улица, названная по находившимся на ней харчевням.

Адрес: Mercati di Traiano, Via Quattro Novembre, Рим, Италия.

Санта Мария дель Пополо


Санта-Мария-дель-Пополо. | Фото: vgm8383 / Flickr.

Великолепное хранилище произведений искусства, это одна из самых ранних и богатых римских церквей эпохи Возрождения.

Из многочисленных выставленных произведений искусства, здесь можно выделить два шедевра Караваджо: «Обращение святого Павла» (1601) и «Распятие святого Петра» (1601) в часовне слева от главного алтаря. Но здесь есть и другие прекрасные работы.

Адрес: Basilica Parrocchiale Santa Maria del Popolo, Пьяцца-дель-Пополо, Рим, Италия.

Сан Луиджи деи Франчези


Церковь во французской общине Рима известная с 1589 года. Это роскошная барочная церковь является домом для знаменитого трио картин Караваджо: Vocazione di San Matteo (Призыв святого Матфея), Martirio di San Matteo (Мученичество святого Матфея) и San Matteo e l’angelo (Святой Матфей и Ангел), известный под общим названием цикл Святого Матфея.

Эти три полотна, размещенные в Cappella Contarelli слева от главного алтаря, являются одними из самых ранних из религиозных произведений Караваджо, написанных между 1600 и 1602 годами, обладая реализмом и потрясающим использованием кьяроскуро (смелый контраст света и тьмы).

Адрес: San Luigi dei Francesi, Piazza di San Luigi de’ Francesi, Рим, Италия.

Катакомбы святого Себастьяна


Катакомбы святого Себастьяна.

Эти подземные катакомбы, простирающиеся под Базиликой Сан-Себастьяно, первыми были названы катакомбами - название произошло от греческого ката (рядом) и кимбас (впадины), потому что они были расположены рядом с пещерой.

Катакомбы в значительной степени использовались с 1-го века, и во время гонительного правления Веспасиана они предоставили убежище для останков Святых Петра и Павла.

1-й уровень теперь почти полностью разрушен, но на 2-м уровне можно увидеть фрески, лепнину и эпиграфы. Есть также три прекрасно сохранившихся мавзолея и оштукатуренная стена с сотнями воззваний к Петру и Павлу, выгравированных верующими в 3-м и 4-м веках.

Над катакомбами расположена базилика, сильно измененная церковь 4-го века, которая хранит одну из стрел, якобы использовавшихся для убийства святого Себастьяна, и колонну, к которой он был привязан.

Адрес: Catacombe di San Sebastiano, Via Appia Antica, Рим, Италия.


Квиринальский Дворец. | Фото: Martha de Jong-Lantink / Flickr.

Этот огромный дворец с видом на площадь Пьяцца-дель-Квиринале является официальной резиденцией главы итальянского государства, а именно президента Республики. В течение почти трех веков это была летняя резиденция папы, но в 1870 году папа Пий IX передал ключи новому королю Италии. Позже, в 1948 году, дворец был передан итальянскому государству.

Адрес: Palazzo del Quirinale, Piazza del Quirinale, Рим, Италия.


Эта ослепительная площадь была заложена в 1538 году и располагается она у северных ворот Рима. С тех пор ее несколько раз перестраивали, последний раз Джузеппе Валадье в 1823 году. В центре площади установлен 36-метровый обелиск, который привезен Августом из древнего Египта, первоначально он стоял в Circo Massimo.

Адрес: Piazza del Popolo, Пьяцца-дель-Пополо, Рим, Италия.


Базилика Санта Мария ин Трастевере. | Фото: Scott Sherrill-Mix / Flickr.

Расположенная в тихом уголке центральной площади Трастевере, это, как говорят, самая старая церковь, посвященная Деве Марии в Риме. В своем первоначальном виде датируется началом 3-го века, но подверглась крупной перестройке в 12-го веке с добавлением романской колокольни и сверкающего фасада. Портик появился позже, добавленный Карло Фонтана в 1702 году. Внутри находится мозаика 12-го века.

Адрес: Basilica di Santa Maria in Trastevere, Piazza di Santa Maria in Trastevere, Рим, Италия.


Магистральная вилла.

Римская штаб-квартира Суверенного Мальтийского ордена, также известного как Кавальери Ди Мальта (Мальтийские рыцари), расположена на затененной кипарисами площади, откуда открывается один из самых знаменитых видов на Рим.

Адрес: Piazza Dei Cavalieri Di Malta, Piazza dei Cavalieri di Malta, Рим, Италия.


Национальный музей вилла Джулия.

Вилла 16-го века папы Юлия III обеспечивает очаровательную атмосферу для выставки лучших итальянских коллекций этрусских и римских сокровищ. Экспонаты, многие из которых пришли из гробниц в окрестностях региона Лацио, варьируются от бронзовых статуэток и чёрных буккерных столовых приборов до храмовых украшений, терракотовых ваз и изысканных украшений.

Достопримечательности включают полихромную терракотовую статую Аполлона из храма в Вейо и Sarcofago degli Sposi (саркофаг обрученных), найденный в 1881 году в Черветери.

Адрес: Museo Nazionale Etrusco di Villa Giulia, Piazzale di Villa Giulia 9, Рим, Италия.