Участник шоу «Голос» Тимофей Копылов о русском роке, взглядах на жизнь и вредных привычках. Тимофей Копылов: есть ли жизнь после «Голоса Тимофей копылов в голосе

Участник шоу «Голос» Тимофей Копылов о русском роке, взглядах на жизнь и вредных привычках. Тимофей Копылов: есть ли жизнь после «Голоса Тимофей копылов в голосе
Участник шоу «Голос» Тимофей Копылов о русском роке, взглядах на жизнь и вредных привычках. Тимофей Копылов: есть ли жизнь после «Голоса Тимофей копылов в голосе

Он родился и вырос во Владимире, учился в 36-й школе и Владимирском педуниверситете. Как многие молодые люди 90-х, создал собственную рок-группу. Повзрослев, обзавелся бизнесом, но музыку не бросил. В 2013 году сочинил хит «Лада седан». Но по-настоящему знаменитым он стал, добравшись до вершины в мегапопулярном телевизионном шоу «Голос». Сегодня в рубрике «Персона» - серебряный призер «Голоса» Тимофей Копылов.

Стал больше интервью давать. И все. Но цель участия в шоу и была именно такая - привлечь внимание к группе «Рекорд Оркестр», к нашим песням. Пока группа не имеет медийной поддержки, наши новые песни не появляются в эфире. Эта задача - в стадии решения. Грех было не воспользоваться такой возможностью для популяризации нашего творчества. Хотя не сразу все сложилось. Я посылал заявку на третий, четвертый, пятый сезоны. И только шестой ответил.

Если бы не ответил, я посылал бы на седьмой. Просто за время этих попыток поменялись мои приоритеты. Если на третьем «Голосе» хотелось показать, как ты круто можешь спеть, забраться в заоблачные высоты в плане тональностей - был спортивный такой интерес. То к тому моменту, когда все произошло, было желание уже просто исполнить яркие эмоциональные и запоминающиеся номера.

Леонид Агутин прослушал весь наш репертуар. Сказал, что есть несколько шлягеров. Восприятие у него здравое. У нас основная масса песен - откровенная сатира. То, что они заставили его улыбаться и даже откровенно посмеяться, это высшая похвала. Но любое телешоу - про просмотры, а не про открытие новых звезд или расширение музыкальных горизонтов публики. Если будешь петь песню, абсолютно никому не известную, есть очень большой риск, что зритель просто переключит канал. Поэтому ставка делается на турбохиты. Здесь решает не артист. Только одна песня, которой я горел до этого шоу, была исполнена на сцене «Голоса». Все остальные номера - это плод компромисса или вызов, как «Кукушка». В шоу «Голос» 95% успеха - это выбор песни. И надо отдать Леониду Агутину должное, он никогда не переламывал через колено. Если песня не нравится, не получится она. С песней Human так было. Я пытался ее штурмовать, но в итоге за два дня до генеральной репетиции от нее отказались. Я пел Million Reasons Леди Гаги.

- Как можно номер подготовить за два дня?

Вот так. Садишься ночью и делаешь просто. А как в финале? Ты в пятницу прошел в финал. У тебя есть день на то, чтобы определиться, какие три песни ты будешь исполнять. Во вторник уже должны быть готовы аранжировки, чтобы оркестр «Фонограф» их разбирал. А в среду генеральная репетиция. А в четверг репетиция уже на сцене, когда ставятся свет, звук, сценическое движение. Делается прогон всей передачи. То есть на подготовку трех номеров - те же два дня.

- Пахать пришлось будь здоров! Во Владимир вообще не приезжал?

Между полуфиналом и финалом мы еще концерт давали во Владимире, потому что группе жить надо на что-то. И так декабрь вылетел. А призовые мы пока еще не получили. В этом шоу не заработаешь денег. «Голос» - это задел на будущее.

- А вообще музыка, творчество кормят? Или современному музыканту нужно, чтобы еще что-то было за душой?

Ну так, подкармливает. Михаил Круг, когда его спрашивали, зачем ему лесопилки, говорил: «Еще неизвестно, муза придет или не придет, а лесопилка пилит и пилит». Бизнес - это уже часть моей жизни с 1997 года. Это дисциплинирует: утром надо вставать, идти решать насущные проблемы и получать от этого кайф, такой простой, человеческий. Например, ничего не было, а ты отремонтировал помещение, где теперь работают люди, которые кормят свои семьи. Это фундаментальные какие-то вещи. Когда у человека в жизни этого нет, у него начинает ехать крыша от нереализованности. Потому что плоды творческого труда нельзя пощупать руками. А мне кажется, в человеке изначально заложена тяга к производству. Когда человеку не удается реализовать этот производственный творческий инстинкт, человек ломается как личность. Он превращается в какое-то животное с бесконечными поисками себя. А чего себя искать? Иди в сарай, бери лопату и копай! Вот это (бизнес в бывшем автобусном парке «Интуриста». - Прим. авт. ) - мой сарай.

- То есть жизненные и творческие цели ты для себя разделяешь?

Нет, я хочу оставить некий след, который будут добрым словом вспоминать: хорошие песни, крепко сложенный сарай, дом и так далее.

- Расскажи о своем детстве, юности, о людях, которые повлияли на твое становление.

Я учился в 36 школе. Папа - инженер, мама - бухгалтер. Родители - музыкально «начитанные» люди. С середины 1970-х годов они слушали рок, «хиповали». Black Sabbath и Pink Floyd у нас в семье звучали постоянно. Отец еще пел в хоре Владимира Завазальского «Владимирские певчие», благодаря чему у меня было общение в музыкальных кругах. Когда лет в 15 меня стало тянуть к электрогитарам, я не смог найти у нас в городе единомышленников. А потом уехал в Германию, как ученик-гость вальдорфской школы, и там увидел, что ребята моего возраста играют уже на очень высоком профессиональном уровне. У них для этого есть инфраструктура рок-клубов, оборудование в свободной продаже. У нас в 90-е его доставали через знакомых. Потом уже, когда я поступил во Владимирский педагогический университет, познакомился с местными рок-музыкантами. Не сказать, что влился в рок-тусовку, но нашел единомышленников. А в глубоком моем школьном детстве ребята мало интересовались музыкой. Все занимались спортом, восточными единоборствами. В нашей компании вообще считалось, что музыка - только для девчонок. Но само это время - незабываемое, оно до сих пор всплывает в голове.

- Получается, музыке ты учился уже в зрелом возрасте?

Я не учился.

- Самородок?

Я ходил к Ирине Васильевой. Она меня учила распеваться, потому что у меня раньше на второй-третьей песне голос срывало. Она научила меня разогреваться перед выступлением, чтобы дожил хотя бы до бисов. Мне еще помогают ребята из Владимирской областной филармонии - солисты русского оркестра. А какие-то вокальные фишки я схватываю просто на уровне общения с коллегами по цеху.

Я дитя горбачевской антиалкогольной пропаганды. С 1984 года по телевидению начали показывать детей алкоголиков с уродствами. На меня это произвело неизгладимое впечатление, поэтому спиртного я в своей жизни не пробовал. Я не хочу никого осуждать из людей, которые калечат свою жизнь наркотиками и алкоголем, уходя от реальности. Но система играет на этом самым бесчеловечным образом. Людям предлагается психологический паттерн по телевидению, в семье: проблема - выпей. Но проблема от этого меньше не становится. Человек просто заходит в алкогольный штопор и опускается все ниже и ниже. Социальные последствия употребления этих вещей ужасны. В нашей стране, где 80% заключенных сидят за преступления, совершенные в состоянии опьянения, показывать сцены употребления алкоголя, шутить об этом - просто верх идиотизма.

- Можешь расшифровать свой имидж? Борода, четки - это все религиозной природы?

Кольца, шапки, четки - это просто подарки. Плюс это средство производства шоу. Если песня требует всей этой мишуры, грех ее не использовать. Но я это все снимаю, когда это не нужно, как в песне «Звон», например. У меня нет имиджа, это просто сценический костюм для некоторых ролей.

Ты говорил, что «Лада седан» родилась на Сакко и Ванцетти, где много уличных торговцев фруктами. Есть во Владимире какие-то «места силы», которые тебя вдохновляют?

- «Лада седан» родилась в голове. Чаще всего песни приходят, когда ты наедине сам с собой, вне гаджетов, вне общения. Тогда у тебя начинается внутренний диалог. Самоизоляция помогает, не важно где ты находишься в это время. Больше всего за рулем и в душе приходит рифм мне лично. А места, которые эмоционально поддерживают, - это те места, где ты вырос, с которыми связаны воспоминания, чувства. Я из Доброго.

- Тебе во Владимире теперь не тесно?

Мне вообще кайф. Сытно ем, сладко сплю. Здесь можно спокойно заниматься творчеством. В Москве, конечно, больше возможностей для участия в различных шоу. Но, честно говоря, я не очень верю в то, что репертуар «Рекорд Оркестра» стал бы светиться на федеральных телеканалах. Это немного из разных категорий понятия. Рок-тусовок, концертов, этого да, немного не хватает. Но, с другой стороны, два часа езды до Москвы… Вся суть - в твоей активности.

^

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.

Владимирский финалист шоу «Голос» - фронтмер группы «Рекорд Оркестр» Тимофей Копылов - рассказал о впечатлениях от участия в проекте. «Программа минимум была пройти слепые прослушивания и, может быть, дойти до четвертьфинала », - второе место в крупнейшем музыкальном конкурсе страны стало неожиданностью даже для самого Тимофея. И это несмотря на весьма внушительный сценический опыт: в составе «Blackmailers Blues Band», в пришедшем ему на смену «Рекорд Оркестре» и даже несмотря на успешное участие в проекте «Главная сцена» на канале «Россия».

После шестого «Голоса» имя Тимофея Копылова стало известно всей стране. Хотя сам он подчеркивает, что и в «Главной сцене», и в шоу на Первом канале участвовал прежде всего «Рекорд оркестр». Большинство аранжировок для выступления в «Голосе» «оркестранты» делали самостоятельно. Алексей Барышев, один из основателей группы, неизменно присутствовал на сцене.

«Не удалось показать свой авторский материал », - сетует Тимофей Копылов. Зато получилось «отстроиться» от тех песен, с которыми сегодня ассоциируется «Рекорд Оркестр» (видимо, подразумевается принесшая всероссийскую популярность «Лада седан»).

- Плюс еще было желание выйти из некоей зоны комфорта, которую мы как-то для себя сделали и дальше нее у нас коллектив не выходил, не рос, не продвигался. И нужно периодически, как человеку творческому, да любому человеку, давать себе некую встряску, ставить для себя какие-то задачи, которые ты себе никогда не поставил бы вообще. Делать что-то за гранью. И в этом плане спасибо Леониду Николаевичу за предложение песен. Не все были мне свойственны и воспринимались мной на ура. Но основная масса песен - я за них просто не взялся бы ввиду величия этих песен, - рассказал Тимофей Копылов.

На слепых прослушиваниях в шоу «Голос», 6 сезон, спел цыганскую песню «Шукария». Наставники были уверены, что на сцене выступает иностранец. В итоге к Тимофею повернулся лишь Леонид Агутин, предложивший ему: «Тимофей, вам придётся идти ко мне. Ксожалению, больше никто не повернулся. И хорошо, что это сделал я». Впрочем, в ответ Копылов признался, что он изначально и хотел попасть именно в команду Агутина. Корреспондент «Вокруг ТВ» пообщался с Копыловым сразу после финала 6-го сезона шоу «Голос» расспросил о наставнике, дружбе с другими участниками проекта и планах на будущее.

– Ожидали, что дойдете до финала?

– Нет. Я еще на слепых прослушиваниях думал, что если на первом куплете ко мне никто не повернется, то на этом мое шоу «Голос» закончится. Но куплет закончился, начался припев и Леонид Николаевич (Агутин. – Прим. ред. ) повернулся. Дай бог ему здоровья.

– А с наставником удалось тесно поработать на проекте?

– Прежде всего вдохновение, а также идеи, какие песни исполнять, исходили от Леонида Николаевича. Мне особенно запомнилась работа над «Кукушкой». Мы вместе с наставником сделали аранжировку. Делал куплет – ему отсылал, потом второй, третий… Было очень круто. Главный совет, который дал Леонид Николаевич, – не ошибаться. Вот как хочешь, так и понимай.

– А вы изначально именно к нему хотели в команду?

– Да, причем еще начиная с того момента, когда посмотрел второй сезон шоу «Голос» и принял решение отправить заявку на участие в третьем. У меня первый посыл был в космос: Леонид Агутин. Попал я только в шестой сезон. И когда ко мне повернулся Агутин, я понял, что вселенная меня услышала.

Волновались перед каждым новым этапом?

Я волновался, что вылечу из проекта с «невкусно сыгранным» номером. А если номер получился классным, назовем это условно «Лебединая песня», то тут и вылететь не грех. Страха проиграть не было. Я не переживал насчет насчет того, что могу вылететь, а больше волновался за сам номер: сложится – не сложится. А там уже – как Бог даст.

Каких участников считаете наиболее сильными на проекте?

У нас очень сильная команда: и Миша Гришунов , и Давид Тодуа , и Габриэль Купатадзе . Девчонки у нас тоже были мощные: Шалжиян Дина и Олика Громова. И это не просто какие-то там слова патриотизма, «агутизма» и так далее. Это подтверждает тот факт, что практически вся команда за исключением моей напарницы Даши Винокуровой была спасена на этапе поединков. А про Викторию Олизе мне сказали: вот, Тимохина смерть пришла, из-за нее он вообще с проекта вылетит.

А друзей на проекте приобрели?

Я постоянно нахожусь в тесной кибернетической связи – поскольку человек живет далеко – с Филом Бальзано . И, в общем-то, мы все общаемся. И друзей приобрели не только среди участников, а также среди работников сцены… Со звукорежиссером тесные отношения у нас. Очень даже. Ну все хорошо. Слава Богу, все хорошо.

На что потратили бы миллион, если бы выиграли?

Не знаю... Купил бы, наверное, поле и засеял кукурузой. И в страну вернется коммунизм (Смеется.). На самом деле, я знаю, на что победитель потратит этот миллион. Но вам я не скажу. Промолчу, пожалуй. Я и так очень много лишнего наговорил во всех интервью. И вообще есть такая пословица: «Бог дал, Бог взял».

А о собственном гастрольном туре по России мечтаете?

У меня постоянно с 2001 года не прекращается один большой тур с моим музыкальным коллективом. Единственное, пришлось прерваться в связи с моим участием в «Голосе». Музыканты моего коллектива на меня смотрят зверями из-за того, что весь декабрь – самый жирный для музыкантов сезон, а мы просидели без корпоративов и без концертов. А в январе уже что там собирать? Все доедают вчерашний оливье и булькают перегретый выдохшийся лимонад.

А какие-нибудь интересные предложения вам поступают? Вот, Ян Гэ, например, снимается в фильмах...

Товарищеско-братские отношения. Не скажу, что было сильное противостояние . Что здесь сделаешь: по зрительскому голосованию победил Брендон, и это, в принципе, логично. Он действительно профессионал. У Брендона есть и замечательные вокальные данные, и актерское мастерство. Он артист, вживается в роль с каждой песней. Еще у него есть огромный багаж музыкального образования – того, чего мне здесь не хватает. И приходится где-то каким-то аферством, какими-то побрякушками, бусами с зеркальцем развлекать зрителей.

У всех разные вкусы. Леонид Николаевич в Instagram написал, что пытался угадать. Он говорит типа оба были дороги, но все равно на этом шоу приходится выбирать. Так бы дал 50 на 50 – мол, зрители решайте. Но он не мог так сделать по условиям конкурса. И я знаю, что для Леонида Николаевича это была боль большая. Как он говорит, единственный мой критерий – это желание угадать финалистов. И вот не угадал. С таким настроеньицем был в финале. Как мне кажется, Брендон в финале был бы намного более органичен с тем материалом, который я исполнял. Хотя Бог его знает! В тихом омуте черти водятся. Но все, что я исполнял в финале, определенно это конек Брендона. Я в финале со своего конька перелез на чей-то чужой...

В общем, финал для меня был не облегчением, когда ты выходишь со своими «коронками», а именно пиком напряжения – когда необходима концентрация и мозгов, и голоса, и всего остального. Это челлендж, соревнование, на которое я подписывался. Никто не говорил, что будет легко, но это круто. И дело даже не в каком-то вокальном пении: здесь композицию, которую ты никогда бы не взялся делать, придется пропустить через себя. А это уже актерское мастерство. Вот за это я переживал больше всего.

Можете пожелать что-нибудь вашим фанатам и нашим читателям под Новый год?

В Новом году я желаю всем больше работать. Прямо вот чтобы была полная загруженность. Немного хорошо отдохнуть, а потом работать. Потому что самое главное для человека – это быть востребованным. Неважно, кто ты – работник ручного труда, творческая интеллигенция или техническая… Востребованность – это самое главное. Ну и, естественно, здоровья – по старой русской традиции. Вообще, конечно, его в первую очередь надо желать. А остальное все продают – и, если что, я знаю где.

Тимофей Копылов

Когда журналист собирается на интервью к уже достаточно популярному артисту, то волнуется больше обычного. Но в данном случае складывалось ощущение, что идешь просто поболтать с другом. Так и получилось. Тимофей угостил кофе, и мы пропали на полтора часа в разговорах о шоу «Голос», о новых планах группы и об интересных знакомствах. Видно в нем нашу владимирскую душу! За простоту, справедливость и хорошую музыку вам, Тимофей, огромное спасибо. А читателю «Призыв.ТВ» мы представляем все последние новости о нашем земляке из первых уст.

  • Семейный «Голос»

    «Голос» — скажу абсолютно без всякого пафоса — это семья… В своих командах мы были крайне близки, переживали, болели, строили и обсуждали отношения с наставником и оркестром «Фонограф». Оркестр — чуть ли не главная составляющая шоу. Основная работа с ним остаётся за кадром, но то, насколько чётко артист и «Фонограф» сыгрались на репетициях, колоссально влияет на зрительское восприятие артиста в целом. При этом 95% успеха зависит от выбора песни, и это всегда компромисс — между твоим желанием, видением наставника и философией шоу плюс самого канала. Вроде бы и нет никаких кардинальных запретов, но надо понимать, что это все-таки шоу и подбор композиции — первое дело. Например, на этапе полуфиналов было обдумано несколько песен, пока не пришли к общему решению — петь песню «Звон» группы «Воскресение». А в виду возникшего цейтнота аранжировку пришлось делать в ночь перед генеральной репетицией.

    Также сами наставники и телеканал прекрасно понимают, какая песня будет рейтинговая, а какая нет. Как мне показалось, шоу-бизнес и вся эта история «заточены» под просмотры. Поэтому выбирать условно «не хит» или «нечто неизвестное» никто не будет, да и не позволят. Слишком высок риск, что среднестатистический телезритель, услышав, например, «индустриальный корейский джаз», попросту переключит канал. А вот это уже трагедия. Поэтому, увы, не до экспериментов. Хотя порой очень хотелось.

  • Про работу с Леонидом Агутиным

    Так уж сложилось на проекте исторически (насколько я это успел понять) — сразу после слепых прослушиваний все «агутинцы» дружно идут знакомиться друг с другом и с наставником в караоке. Леонид Николаевич попросил каждого принести пару-тройку своих «коронных» вещей… Я, если честно, в караоке практически не пел, да и вообще редко пою вне «Рекорд Оркестра» — довольствовался тем, что было в «меню» заведения. Ребята же принесли свои предложения, аранжировки. Говоря проще, это один из самых важных этапов, ибо там решается практически весь твой репертуар на текущий сезон. Увы, не удалось сыграть собственные песни.

    Но в любом случае огромное спасибо Леониду Агутину за то, что он увидел во мне именно рок-музыканта с самого начала, несмотря на то, что номер на слепых прослушиваниях был полнейший, как он сказал, аттракцион. Честно говоря, одной из причин моего «похода» на «Голос» было желание раскрыть рок-составляющую коллектива. И это, как мне кажется, удалось. Леонид Николаевич не просто не навесил ярлык «циркача», а направил нас именно в ту сторону, куда мы, по сути, с группой всегда и шли.

  • Про «Кукушку»

    Идея исполнить «Кукушку» Цоя исходила целиком и полностью от Леонида. Было, конечно, рискованно в том плане, что мы получили ведро «навоза» в комментах и в сообщениях за то, что взяли миллион раз перепетую песню. Но, если честно, плевать. Это любимая песня моя, наставника и самой группы. Плюс, лично мне было что в ней сказать именно от себя. Нам удалось с ребятами из «рекордов» сделать авторскую, ни на что не похожую аранжировку.

    Сначала отправили один куплет Леониду — он одобрил, второй — одобрил, третий — одобрил. А они все разные по темпу! И как их вместе совместить — неизвестно. В итоге песня вышла в трех настроениях, которые невозможно подвести под общий знаменатель метронома.

    Для меня всегда Цой отличался сильной, по-восточному даже иероглифической образностью, поэтому возникло желание разрешить эту песню — именно в таком «восточном» ключе. С этим нам безмерно помог Геннадий Лавреньев — таблист и скрипач, прошедший обучение в музыкальных высших учебных заведениях, на Востоке и Индии в том числе.

  • Про хейтеров и критику

    Я часто получаю сообщения типа: «Дашка Ставрович осмелилась выступить со своей песней, а вы вот зассали». Во-первых, многие пишут подобное, абсолютно не зная того, что за кадром шоу. Возможно, я бы тоже, если б и не писал, но критиковал бы за выбор песен — точно. Это неприятно, но хороших комментариев все равно больше.

    Хейтеры — ложка дегтя, которую в любом случае придется почувствовать. И я просто перестал читать все это. Плюс чтение комментов отнимает очень много времени. Мне кажется, лучше написать пару новых песен, чем потратить его на общение с «недовольными» или в купании в лучах славы. Зрителю интереснее новое.

    Есть, конечно, люди, к которым хочется прислушиваться. Например, медийные личности или люди, на чьей музыке я вырос. Кто-то пишет положительно, кто-то не очень. Для меня это лакмусовая бумажка, творческие ориентиры. Они, как правило, ввиду своей образованности и опыта объективны, и к ним я прислушиваюсь.

  • Про опыт

    Тебе дается только две репетиции: на базе «Фонографа» и на сцене. Все. Дальше уже репетиция для того, чтобы отстроить звук и свет. Для разговоров на коррективы уже нет времени. У каждый песни есть свой ритм, и под него выстраивают визуальное сопровождение номера. Поэтому на этом этапе уже никаких изменений темпа быть не может, все коррективы по музыке остаются на репетициях. Завораживающее действо — всегда на стыке «видео» и «аудио».

    Ты понимаешь, что выходишь в самое рейтинговое шоу страны, и эти три минуты — твои. Там будет написано твоё имя, не имя даже наставника, сотрудника канала. Все претензии по номеру повалятся к тебе. Насколько ты грамотно, дипломатично, иногда жестко доказал свою позицию, настолько корректно будет звучать номер в эфире. И жестких разговоров на шоу было много. В этом для меня особый кайф. Честно.

    Там работают настоящие профессионалы со своим мнением. И пусть порой случались какие-то даже личные обиды — каждый находил силы засунуть их куда поглубже и работать совместно дальше. За это я проникся ещё большим уважением ко всем, кто делает это лучшее музыкальное шоу страны. И этот огромный опыт по взаимодействию, по поиску компромиссов, по работе в таком окружении дорогого стоит.

  • Что после «Голоса»?

    Для «Рекорд Оркестра» в плане количества концертов мало что изменилось. Где-то на этапе полуфинала я уже понял, что желание поднять их количество благодаря шоу «Голос» было некой неоправданной иллюзией. Но есть огромный плюс в том, что у нас уже было некоторое количество поклонников. Вот для них мы устроили такой медийный аттракцион. Прибавились и новые подписчики — тоже большое приобретение для коллектива.

    Сейчас самое главное — писать свои песни. Чем мы активно и занимаемся. Гастроли расписаны уже до апреля включительно. Декабрь мы пропустили в виду занятости на «Голосе». И вся эта работа, несмотря на пропущенный хлебный для всех артистов месяц, была неплохим заделом на будущее. Но я шел на «Голос» исключительно для «Рекорд Оркестра». Нет такого сольного артиста «Копылов Тимофей».

    У меня после проекта появилось множество немыслимых до сего дня интересных знакомств. Это те люди, с которыми раньше я бы побоялся заговорить ввиду высочайших «орбит их полёта», а сейчас имею возможность обмениваться информацией, эмоциями. Многие ребята, которые занимаются музыкой, тайно или явно об этом мечтают. А у меня это есть. Слава Богу… Главное не забывать, что всё это временно. А то «кукушка» поедет в тот день, когда отзвучат медные трубы.

  • В полуфинале шоу «Голос» остались весьма сильные соперники. Тимофей Копылов, подопечный из команды Леонида Агутина, признался, что считает конкурентом Брендона Стоуна, однако готов бороться. Музыкант самостоятельно учился музыке, поэтому не исключает, что конкуренты гораздо сильнее его.

    «Я понимаю, что мне не хватает некой музыкальной, академической базы. Никогда не брал уроки. Я просто пою. Представлял себя иногда чуть ли не Томасом Андерсом, когда был маленьким. Я под него кошу. Меня сейчас поддерживают ребята из группы «Рекорд Оркестр», семья, дети…» - отметил Тимофей.

    С ранних лет Копылов рос на русском роке. Он полагает, что у этого жанра еще есть развитие. По его словам, многие коллективы дают концерты, выступают и собирают залы. «Ведь это музыка, идущая от сердца. Сейчас дали зеленую дорогу на федеральных каналах многим нестандартным исполнителям», - объяснил артист.

    Тимофей следит за современными тенденциями и считает, что рэп - это настоящее искусство, где чувствуются рифмы и ритм. «Музыка – это хобби, пока ты не начинаешь получать прибыль концертов. Сначала ты работаешь на имя и оборудование, лишь потом выступления приносят доход. Каждый артист обладает собственным материалом, но его пока не дают петь в эфирах. У полуфиналистов очень интересный материал. Настя Зорина тоже наделала много шума своим сольным номером, но, к сожалению, не прошла дальше», - поделился Копылов.

    Помимо музыки Тимофей управляет предприятием, которое занимается постройкой офисов.

    «Мы сдаем здания в аренду. А так я ленивый, иногда люблю полежать на диване. Я инертный: сначала тяжело раскачать, а потом остановиться. Мне иногда лучше работать руками», - отметил артист.

    Он вспомнил историю, что многие люди работали руками, так как не надеялись на свои вокальные данные. По мнению Тимофея, многие деятели шоу-бизнеса могли бы заменить рабочую силу на предприятиях.

    «Но много и космических артистов, которые существуют как будто в параллельных мирах. Иногда мне тоже кажется, что меня заберут инопланетяне, дадут мне космическую булаву и отправят на Землю карать грешников. Я верю в Бога, обычно прошу у него помощи. Считаю, что люди, у которых этого нет, иначе мыслят», - отметил Копылов.

    Музыкант считает, что надо всегда быть благодарными, как за критику, так и за позитивные отзывы. Однако при негативном раскладе сил, он не хочет пристального внимания.

    «Я делюсь эмоциями в песнях, на выступлениях, не люблю говорить о личном и приглашать людей в гости. Лучше встречаться в общественных кафе и ресторанах. Я отдыхаю, когда меняю деятельность», - отметил артист.

    В отличие от других людей его возраста Тимофей никогда не считал нужным использовать для вдохновения различные стимуляторы.

    «Я никогда не выпивал. Я – дитя антиалкогольной компании Горбачева. Мне кажется, что у наркомании и алкоголизма – социальные последствия. Рок – это движение в противовес тому, что есть», - объяснил Копылов.