Уровни восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возраста. Методические основы литературного развития младших школьников Вопросы и задания для повторения

Уровни восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возраста. Методические основы литературного развития младших школьников Вопросы и задания для повторения

Введение…………………………………………………………………………… 2

Глава 1 . Диагностика уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения……………………………………………………….. 5

1.1. Диагностика уровня литературного развития учащихся как основа повышения качества образов. ……………………………………………………. 5

1.2. Практическая значимость определения уровня литературного развития учащихся на современном этапе обучения………………………………………..8

1.2.1. Диагностика начитанности, читательских интересов и литературного кругозора школьников……………………………………………………………..10

1.2.2. Диагностика уровня читательского восприятия…………………………...13

1.2.3. Диагностика умения видеть в тексте актуальные социально-

нравственные проблемы…………………………………………………………...14

1.2.4. Диагностика навыков анализа произведения, его понимания и интерпретации………………………………………………………………………15

1.2.5. Диагностика объёма теоретико-литературных знаний и умений

применять их в анализе произведения………………………………………… 17

1.2.6. Диагностика уровня развития речи и литературно-творческих способностей школьников……………………………………………………… 18

1.3. Методика организации и проведения диагностики уровня литературного развития учащихся…………………………………………………………………………… 21

Глава 2. Опытно –экспериментальная работа по проведению диагностики уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения…………………………………………………………………………….24

2.1.Методика статистической обработки результатов диагностики………….. 24 Заключение………………………………………………………………………… 27

Список используемой литературы………………………………………………. 28


ВВЕДЕНИЕ.

Без получения объективной информации о динамике и качестве усвоения знаний учениками не может быть управляемого учебного процесса. Там, где проверка носит эпизодический, случайный и формальный характер, успеваемость резко снижается в сравнение с тем, где проверка проводится постоянно и систематически. Регулярный контроль воспитывает у учащихся привычку к систематическому труду не только в школе, но и дома. А также способствует выработке у школьников установки на длительное запоминание, на восполнение пробелов в их подготовке, на повторение и включение ранее приобретённых знаний в новую систему.

Планомерность, эффективность и результативность педагогического процесса достигается разными средствами. Одним из которых служит педагогическая диагностика.

В общем виде диагностика – особый вид познания, результатом которого становится диагноз, то есть заключение. Педагогическая диагностика имеет направленности на:

Оптимизацию процесса индивидуального обучения;

Обеспечение правильного результата обучения в интересах общества;

Сведения к минимуму ошибок при организации обучения.

Независимый характер диагностика достигает за счёт нескольких функций: обратной связи, прогностической, конструктивной, информационной, оценки результативности. В диагностике выделяют две разновидности методик. Так, клиническая методика даёт информацию о процессе развития, обучения, воспитания ребёнка, учащегося путём устной информации, например бесед, наблюдения. Вторая методика – это стандартизированные методы, при которых поступающая информация получается на основе выполнения испытуемым однократного короткого задания и выведения количественных показаний. Одним из основных методов этой группы служат тесты.

Учитывая дефицит времени, отведённого программой на изучение определённого раздела или темы, в последние годы всё более широкое применение в обучении находит тестирование, как одно из средств оперативного контроля, позволяющего провести диагностику усвоения учебного материала.

Независимый характер диагностика достигает за счёт нескольких функций: обратной связи, оценки результативности: прогностической, коммуникативной, конструктивной, информационной, воспитательно - побуждающей. В диагностике выделяют две разновидности методик: так, клиническая методика даёт информацию о процессе развития, обучения, воспитания ребёнка,

учащегося путём устной информации, например бесед, наблюдений. Вторая методика – это стандартизованные методы, при которых поступающая информация получается на основе выполнения испытуемым однократного короткого задания количественных показателей. Таким образом, актуальность заявленной темы на современном этапе обучения несомненна.

Научный аппарат исследования:

Объект исследования: процесс организации контроля за усвоением знаний, умений, навыков учеников средних классов посредством диагностики.

Предмет исследования: диагностика как средство повышения качества образования.

Цель: раскрыть психолого - педагогическую возможность диагностики в обучении литературе в средних классах на основе дифференцированного обучения..

Задачи:

1. Изучить научную и методическую литературу по данной теме;

2. Раскрыть значимость применения диагностики на уроках литературы в средних классах;


3. Описать личный опыт работы по использованию диагностических работ в учебном процессе;

Гипотеза - процесс развития познавательного интереса в условиях применения дидактических тестов будет успешным, если:

Осуществлять тщательный подбор заданий для выявления уровня литературного развития учащихся;

Активно включать школьников в диагностическую деятельность;

Создавать атмосферу заинтересованности учащихся в овладении знаниями.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы :

Анализ психолого - педагогической, методической, учебной литературы ;

Наблюдение за учебным процессом в общеобразовательной школе;

Синтез полученных данных.

Методическую основу исследования составляют достижения методистов, учителей - новаторов.

База исследования - МОУ сош №1 г. Бугуруслана.

Сроки исследования - январь - май учебного года.

Глава 1. Диагностика уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения.

1.1. Диагностика уровня литературного развития учащихся как основа повышения качества образов.

Процесс формирования знаний и умений представляет собой совместную деятельность учителя и ученика при ведущей роли учителя как организатора процесса обучения. Для того, чтобы процесс обучения был эффективным, необходимо слаженное взаимодействие обеих сторон, связующим звеном которого становится диагностика.

Проверка знаний учащихся – это один из важнейших этапов процесса обучения. Главная функция проверки состоит в контроле знаний и умений обучаемых, что позволяет определить результативность процесса преподавания и усвоения знаний и уровень достижения школьниками минимума содержания образования по тому или иному предмету. Выявленный уровень подготовки учащихся даёт возможность уточнить имеющиеся у них пробелы и систематизировать типичные ошибки, что в первую очередь предполагает выработку со стороны учителя стратегии и тактики дальнейшего обучения: определение путей ликвидации ошибок. Корректировку содержания и методов обучения и так далее.

В учебной практике используется в основном три вида контроля знаний и умений школьников. Это текущая, промежуточная и итоговая проверки.

Текущая проверка присутствует на каждом занятии, контролирует, обучает, развивает и воспитывает.

Промежуточная проверка проводится для контроля знаний по теме или крупному разделу, а также предусматривается в конце каждой четверти.

Итоговая проверка нацелена на выявление уровня умений и знаний учащихся, которого они достигли к концу учебного года.

Как текущая, так и промежуточная, и итоговая проверки проводятся с помощью разных форм, методов и приемов. Различают устную, письменную и практические проверки.

Устная проверка имеет довольно широкое распространение. Основное ее достоинство заключается в том, что она дает возможность научить учащихся ясно, кратко, логично и аргументировано излагать свои мысли. Однако такой контроль обладает рядом недостатков. При устной проверке невозможно сравнить ответы разных учащихся на один и тот же вопрос, с тем чтобы иметь реальное представление о степени усвоения классом того или иного материала. Устная проверка также занимает много времени; сосредоточивая внимание на одном учащемся, отвлекает от контроля за учебной деятельностью всего класса.

Письменная проверка позволяет преодолеть указанные недостатки устной проверки, а также охватить большой объем знаний и умений учащихся. Кроме того, она предполагает использование различных форм и методов контроля, что помогает разнообразить учебный процесс, а также осуществлять выбор форм и метода контроля в зависимости от его целей и задач, уровня знаний и умений класса и каждого учащегося в отдельности, интересы и степени мотивации к изучению предмета.

Практическая проверка предполагает исследовательскую деятельность учащихся. Она стимулирует творческую, познавательную и интеллектуальную деятельность школьников.

Текущая, промежуточная и итоговая проверки должны предполагать дифференцированный подход, который связан с учетом индивидуальных особенностей, успеваемости и личных потребностей учащегося. Как правило, дифференциация осуществляется с помощью выстраивания различных по сложности вариантов самостоятельной работы контрольного характера. Дифференциация, основанная на интересах и потребностях учащихся, чаще всего связана с делением классов на гуманитарный и негуманитарный, естественно- математический профиль. Дифференциация, учитывающая уровень успеваемости по предмету и способности учащихся, может предусматривать три уровня – А, Б и С. Уровень Б при этом является базовым для данного коллектива учащихся и рассчитан на среднестатистическое большинство. Уровень А предполагает низкий уровень знаний, несформированность связной речи и речевой культуры, слабую самостоятельную мыслительную деятельность. Уровень С ориентирован на сильных учеников, которые отличаются общей эрудированностью, способностью к самостоятельной аналитической деятельности и творческой самореализации.

Педагогическая диагностика представляет собой определение предварительных результатов педагогического процесса для дальнейшего эффективного управления им, его функционирования и развития.

Цель педагогической диагностики – анализ и оценивание протекания учебного процесса.

Таким образом, в понятие « педагогическая диагностика» вкладывается более глубокий смысл, чем традиционная проверка знаний и умений учащихся.

1.2. Практическая значимость определения уровня литературного развития учащихся на современном этапе обучения.

Вопрос о том, как проконтролировать уровень литературного развития, при всей его традиционности должен быть поставлен в современной школе заново. Долгое время контроль - как текущий, так и итоговый - состоял из устного монологического ответа(включая чтение наизусть и сочинения по литературе. В современной образовательной ситуации идет внедрение новых форм проверки знаний и умений, прежде всего в рамках ЕГЭ, а также обновление форм традиционных. Сегодня для грамотной проверки качества литературного образования учитель не только должен овладеть технологией проведения текущих и итоговых контрольных работ , но и, что особенно важно, четко осознавать критерии качества литературной подготовки.

В нормативных документах и программах литературного образования содержатся требования к подготовке учащихся, которые в комплексе можно было бы назвать « образом литературного развития выпускника». Однако в школьной практике возможны различные степени приближения к идеалу, зависящие от того, какой уровень литературного развития проектирует для себя сам ученик и каким он может стать в зависимости от объективных условий: способностей, прилежания, материально - технической базы школы, профессионализма учителя и т. д.

Чтобы наметить пути литературного развития учеников, следует выявить объективный уровень их подготовки и сравнить его с «идеальным».

Для этого необходима диагностика, которая при регулярном проведении помогает в корректировке литературных знаний, умений и навыков.

Прежде чем приступать к диагностике уровня литературного развития учащихся, учителю важно спроектировать образ литературного развития ученика для данного этапа обучения, определив, какие сферы литературного развития школьника подлежат совершенствованию. Это необходимо для того, чтобы сравнить реальный уровень литературной подготовки каждого ученика с предполагаемыми результатами обучения. Характеристики литературного развития выпускника основной и средней школы изложены в « Требованиях к уровню подготовки выпускника».(1, 97-98)

Применяя знания по истории и теории литературы и владея основными видами речевой деятельности (чтение, говорение, слушание, письмо) Добиться этих важных умений и углубить их у учащихся, склонных к гуманитарному знанию, можно только с помощью личностно- ориентированного обучения и дифференцированного подхода в обучении.

В методике преподавания литературы доказана необходимость

«регулярно определять уровень развития тех или иных читательских качеств учащихся».

Для выявления результатов предшествующего обучения и их корректировки необходимо регулярно проводить диагностику.

Обычно выделяют три уровня развития учащихся: базовый, продвинутый, углубленный. Однако такое деление недостаточно учитывает такие важные сферы литературного развития учащихся, как:

1. Начитанность, читательские интересы и литературный кругозор;

2. Уровень читательского восприятия;

3 Способность к актуализации социально - нравственной проблематики произведения;

4 Навыки анализа произведения, связанные с его пониманием и интерпретацией;

5 Объем теоретико- литературных знаний и умение применять в анализе текста;

6. Уровень развития речи и литературно-творческие способности;

Первый раз диагностическая работа проводится в начале учебного года для выявления уровня знаний и умений, приобретенных к концу предыдущего учебного года. В начале второго полугодия можно провести работу еще раз. Работы для второго полугодия содержат более трудные задания и позволяют определить динамику литературного развития ученика. В одну работу можно включить до шести заданий на выявление различных сфер литературной подготовки либо проверить уровень развития каждой сферы отдельно.

1.2.1. Диагностика начитанности, читательских интересов и литературного кругозора школьников.

В 5-ом классе проверку начитанности нужно начать с выявления связи названий книг с их авторами. Без этого невозможно приступать к работе по узнаванию авторского стиля - это важное умение должно быть развито к окончанию школы. По оценкам, которые «поставили» книгам пятиклассники, можно выявить их читательские интересы и составить индивидуальные программы чтения. В 6-ом классе важно проверить знания об авторах, сюжетах, героях и жанрах и умение определять их разновидности (например, сказка - литературная сказка).

В 7-ом классе нужно уметь обосновать свои читательские предпочтения

В 8-9 - ом классах при узнавании автора по фрагменту портрета или пейзажа можно проверить умение выявлять их функции и авторскую позицию. К началу 9-го класса надо определять особенности родов и жанров, а к окончанию - специфику литературного направления (сентиментализм, классицизм, романтизм).

Анализ результатов диагностики поможет наметить индивидуальные программы чтения в 10-11-ом классах, где выявление начитанности

связано с пониманием закономерностей историко-литературного

процесса, родо-жанровой природы и социально-нравственных проблем русской классики XVIII‑XX веков.

По результатам диагностики можно также определить, у кого из учащихся интерес к чтению отсутствует, кто читает только низкопробную

литературу, кто всё-таки прочёл тексты школьного курса, а также классику, не входящую в школьную программу, кому интересно чтение научно-популярных книг из различных областей знаний. Именно выявление

читательских интересов помогает развитию мотивации к чтению.

Для анализа результатов диагностики необходимо воспользоваться

критериями уровня литературного развития. Каждый из критериев может оцениваться в баллах. Если ученик набирает более 80 % от максимального количества баллов, то уровень его развития высокий.

Если от 50 % до 80 % - средний. Если менее 50 % - низкий.

Критерии диагностики начитанности, читательских интересов и литературного кругозора

5–6-ой классы. Может ли ученик:

Перечислить более трёх любимых писателей, включая русских классиков;

Назвать их имена и отчества, соотнести авторов и названия произведений;

Указать главных и второстепенных героев (имена, фамилии, род занятий);

Определить жанр (его разновидности);

Назвать писателей, не входящих в школьную программу.

7–9-ой классы. Способен ли учащийся:

Узнать произведение школьного курса по фрагменту;

Определить композиционный приём в данном отрывке;

Назвать произведения разных родов и направлений.

10–11-ой классы. Умеет ли ученик:

Назвать книги разных исторических эпох, в том числе прочитанные самостоятельно;

Определить родо-жанровые особенности и основную проблематику произведений;

- «вписать» проблемы в литературный контекст (например, увидеть проблему отцов и детей не только в романе Тургенева).

Так для выявления уровня начитанности, читательских интересов и литературного кругозора в 6 классе возможны следующие задания:

« Яблоки Гесперид», « Станционный смотритель», «Школьник»,« Левша»

На наш взгляд, целесообразность предложенных заданий основана на необходимости проверить у шестиклассников знания об авторах, сюжетах, героях и жанрах.

Для выявления уровня начитанности, читательских интересов и литературного кругозора, например в 8 классе , вполне подойдут задания типа:

Прочитайте описание портрета героя. Вспомните, в каком произведении вам встречался этот персонаж? Назовите автора произведения.

Девушка, которую он назвал своей сестрой, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что - то свое, особенное, в складе ее смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и светлыми глазами. Она была грациозно сложена, но как будто не вполне еще развита(…) ее черные волосы, остриженные и причесанные, как у мальчика, падали крупными завитками на шею и уши. Ее большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен.

Прочитайте описание природы, определите, какому литературному произведению принадлежит пейзаж, назовите автора и жанр произведения. Определите, в чем особенность пейзажа, какова его функция?

Море огромное, лениво вздыхающее у берега,- уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звезд.

Думается, целесообразность предложенных заданий основана на необходимости проверить у восьмиклассников сформированность умений узнавать произведение школьного курса по фрагмент портрета или пейзажа, проверить умение выявлять их функцию и авторскую позицию.

1.2.2. Диагностика уровня читательского восприятия.

Уровень читательского восприятия включает в себя умения определять эмоции текста, различая в них авторские и читательские чувства, степень развития воображения (воссоздающего и творческого) и уровень постижения содержания произведения:

- 5–6-ой классы - репродуктивный (пересказ);

- 7–8-ой классы - аналитический (умение определять взаимосвязи

героев и событий, задавать вопросы, рассуждать о прочитанном);

- 9–11-ый классы - синтезирующий (умение осмысливать форму

на уровне детали и композиции, определять концепцию произведения в целом).

Критерии диагностики уровня читательского восприятия

5–6-ой классы. Умеет ли учащийся:

Объяснить свои чувства, возникшие при чтении;

Создать словесное описание на тему, определённую автором.

Объяснить взаимосвязи событий и героев, проанализировав их

поведение и поступки;

Задать к тексту ключевые вопросы;

Составить рассуждение о прочитанном.

Осмыслить форму произведения на уровне детали и композиции;

Прокомментировать концепцию произведения в целом.

Для выявления уровня читательского восприятия в 6 классе целесообразны следующие задания:

Вспомните стихотворения «Зимнее утро»,

« Бесы». Каково настроение этих стихотворений? Какие чувства и вас они вызывают?

Вспомните стихотворений « Листок». Какие чувства вызывает у вас это лирическое произведение? Какой мотив звучит в этом стихотворении? В каких еще стихотворениях, прочитанных вами, звучит тот же мотив?

Предложенные задания направлены на выявление умений определять эмоции текста, определять настроения текста и авторские эмоции, объяснять свои чувства, возникшие при чтении.

Для выявления уровня читательского восприятия в 8 классе возможны следующие задания:

На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивает его поведение по отношению к дочери на балу? Какие качества характера в полковнике проявляются в сцене на плацу? В чем, по - вашему, корень противоречий?

Предложенные задания направлены на выявление умений объяснять взаимосвязи событий и героев, проанализировать их поведение и поступки, составлять рассуждения о прочитанном.

1.2.3. Диагностика умения видеть в тексте актуальные социально-

нравственные проблемы.

Критерии диагностики умения актуализировать социально-

нравственную проблематику

Умеет ли школьник выделять в тексте социально-нравственные

проблемы?

Насколько высока активность ученика в оценке прочитанного?

Задания для диагностики умений актуализировать социально-

нравственную проблематику для учеников 6 класса могут быть следующие:

Какой эпизод в повести « Станционный смотритель» подчеркивает нравственное превосходство смотрителя над « Хорошо одетыми» людьми привилегированного сословия.

Какая тема сближает рассказы « Смерть чиновника» и «Толстый и тонкий» ? За какого человека боролся в своих рассказах?

Предложенные задания направлены на проверку сформированности умений выделять в тексте социально-нравственные проблемы.

Задания для диагностики умений актуализировать социально-нравственную проблематику для учеников 8 класса могут быть следующие:

В чем привлекательность тургеневской героини для современного читателя?

Какую нравственную проблему поднимает А. де Сент-Экзюпери в философской сказке « Маленький принц»?

1.2.4. Диагностика навыков анализа произведения, его понимания и интерпретации.

Умения, связанные с анализом литературного произведения, проверяют заданиями:

На выявление смены чувств в лирике, сюжета в эпосе, конфликта в драме;

На определение стилистического колорита текста;

На сопоставление героев и событий в одном и разных произведениях;

На сопоставление замысла и его воплощения;

На определение общего и различного в произведениях одного жанра.

Критерии диагностики навыков анализа произведения, его

понимания и интерпретации

5–6-ой классы. Умеет ли ученик:

Определить настроение стихотворений, выученных наизусть;

Указать динамику чувств в лирике, элементы сюжета в эпосе

и причину конфликта в драме;

Назвать основные смысловые части произведения и их взаимосвязи.

7–8-ой классы. Может ли ученик:

Указать слова и выражения для определения стилистического колорита текста;

Определить функции изобразительно-выразительных средств языка;

Найти основания для сопоставления героев одного произведения.

9–11-ый классы. Способен ли ученик:

Найти общность в лирике разных поэтов;

Прокомментировать мысли и чувства лирического «я», разграничить понятия автор и лирический герой;

Определить основания для сопоставления героев разных произведений;

Выделить общее и особенное в разных произведениях.

Задания для диагностики навыков анализа произведения, его понимания и интерпретации предложенные ученикам 6 класса могут носить следующий характер:

Вспомните стихотворение « Неохотно и несмело». Проследите, как изменяется природа и настроение лирического героя стихотворения.

Что за история представлена в картинках, украшавших комнату Самсона Вырина? Связана ли она как-то с содержанием « Станционного смотрителя»

Вопросы направлены на проверку навыков анализа произведения, его понимания и интерпретации: а именно, умение определять настроение стихотворений; указывать динамику чувств в лирике, называть элементы сюжета в эпических произведениях.

Задания для диагностики навыков анализа произведения, его понимания и интерпретации предложенные ученикам 8 класса могут быть типа:

Вспомните афоризмы , характеризующие мировосприятия и взгляды Ужа и Сокола. Подумайте, почему произведение, в котором большое место отводится Ужу, называется « Песня о Соколе?»

Предложенные задания направлены на проверку навыков анализа произведения, его понимания и интерпретации: а именно, умение определять авторскую позицию, найти основания для сопоставления героев одного произведения.

1Диагностика объёма теоретико-литературных знаний и умений

применять их в анализе произведения.

Объём теоретико-литературных знаний определён в стандарте по литературе, но важнее выявить умение применять их в анализе текста. (Учитель может изменить наши вопросы и задания в соответствии с программой, по которой он работает.)

Критерии диагностики теоретико-литературных знаний и умения применять их в анализе:

Умеет ли ученик:

Определять сущность теоретико-литературных понятий в объёме программы данного класса;

Применять знания по теории литературы в анализе и оценке прочитанного;

Комментировать изобразительно-выразительные средства создания образов и определять их функции.

Вопросы и задания для диагностики объёма теоретико-литературных знаний и умения применять:

6 класс:

Перечислите приемы изображения комического в рассказе

« Лошадиная фамилия»

Как сказ «Левша» связан с фольклором? Что их роднит и различает?

8 класс:

Какой художественный прием, позволяющий раскрыть идею произведения, использует в рассказе« После бала»?

Какой художественный прием использует М. Горький в « Песне о Соколе»?

В каких еще произведения художественной литературы вы встречали этот прием? (Приведите примеры)

Данные задания направлены на проверку умений применять знания по теории литературы в анализе и оценке прочитанного, комментировать изобразительно - выразительные средства создания образов и определять их функции.

1.2.6. Диагностика уровня развития речи и литературно-творческих способностей школьников.

Развитие речи учащихся и литературно-творческие способности

можно проверить при помощи заданий на:

Выявление лексического запаса;

Объяснение чувств, возникших при чтении;

Словесное рисование обстановки действия и облика героев;

Составление киносценария, инсценировки;

Сравнение эпизода с иллюстрацией, экранизацией;

Составление письменного ответа на проблемный вопрос;

Создание литературных произведений разных жанров: художественных, критических, публицистических.

Критерии диагностики уровня развития речи и литературно-

творческих способностей

5–6-ой классы. Может ли ученик:

Составить текст в жанре описания, используя образные выражения;

Объяснить мысли и чувства, возникшие при чтении;

Продемонстрировать богатство своего лексического запаса, умение употреблять синонимы и разнообразные речевые конструкции.

7–8-ой классы. Умеет ли ученик:

Ответить точно на поставленный вопрос, ясно и последовательно выражать мысли;

Словесно описать обстановку действия и облик героев; составить инсценировку, описать кадры киносценария;

Сравнить эпизод с иллюстрацией, экранизацией.

9–11-ый классы. Способен ли учащийся:

Письменно ответить на проблемный вопрос, создав текст в жанре рассуждения;

Осознать и доказать современное звучание литературы прошлого;

Аргументировать своё мнение о произведении;

Создать литературно-критическое или публицистическое произведение.

Задания для диагностики уровня развития речи и литературно-творческих способностей могут быть следующими:

6 класс:

Объясните, какой смысл имеет пословица: « У него…хоть и шуба овечкина, так душа человечкина» в произведении « Левша»

Попробуйте нарисовать словесную картину « Вечер у пасичника Рудого Панька» . Например, она может начинаться так: « Поздний вечер. За окном по - осеннему поет ветер. А за столом в хате у Рудого Панька уютно и весело…»

Задания проверяют уровень развития речи литературно - творческие способности: составление текста в жанре описания, используя образные выражения, ясно и последовательно выражать свои мысли, выявляют лексический запас.

8 класс:

Рассмотрите кадры фильма и скажите, такими ли вы представляли себе Ивана Васильевича и полковника?

В чем, по – вашему, причина современности и популярности « Маленького принца» у детей и взрослых?

Предложенные задания проверяют уровень развития речи литературно - творческие способности: сравнивать эпизоды с иллюстрацией и экранизацией, осознавать и доказывать современное звучание литературы прошлого, словесно описывать облик героев.

1.3. Методика организации и проведения диагностики уровня литературного развития учащихся.

«Литература как искусство слова. Роль литературы в духовной жизни человека» - такова тема первого урока литературы в 9-ом классе, когда необходимо проведение диагностики. Урок можно начать с обсуждения и комментирования (например, в группах) нескольких интересных цитат, что нужно для создания проблемной ситуации, выявления умения аргументировать своё мнение и связано с актуализацией культурного опыта человечества.

1. «Вся Греция и Рим питались только литературою: школ, в нашем смысле, вовсе не было! И как возросли. Литература собственно есть единственная школа народа, и она может быть единственною и достаточною школою…» (В. Розанов).

2. «Как человек, как личность писатель русский… стоял освещённый ярким светом беззаветной и страстной любви к великому делу жизни - литературе, к усталому в труде народу, грустной своей земле. Это был честный боец, великомученик правды ради, богатырь в труде и дитя в отношении к людям, с душою, прозрачной, как слеза, и яркой, как звезда бледных небес России»

(М. Горький).

3. «Русская литература… всегда была совестью народа. Её место в

общественной жизни страны всегда было почётным и влиятельным.

Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни» (Д. Лихачёв).

4. «Кроме литературы, чем и дышать, опускаясь на дно морское»

(М. Щербаков)

Дополнительно читательский опыт учеников и их нравственную зрелость помогут актуализировать такие вопросы и задания:

Вспомните, герои каких произведений дают свои оценки книгам и чем важна для них литература. Что вы узнали из книг о любви и предательстве, о смерти и бессмертии , о благородстве и подлости? Важны ли эти знания? Что полезного в чтении литературы прошлого?

Фронтальная беседа определяет уровень литературного развития в общих чертах. Для дифференцированной диагностики вопросы и задания предлагаются группам, созданным по общности тех сфер литературного развития, которые необходимо совершенствовать.

1. В каких произведениях русской литературы отразились мысли авторов о предназначении человека? (Начитанность и литературный кругозор.)

2. Как пейзажи помогают в понимании человеческих характеров?(Читательское восприятие.)

3. Каков обобщённый облик России в книгах русских писателей

XIX века? (Социально-нравственная проблематика.)

4. Назовите произведения, где поднимается проблема защиты человеческой личности. Аргументируйте свою позицию. (Понимание и интерпретация.)

5. Какими способами писатели вызывают у читателя смех?

Приведите примеры. (Применение теоретико-литературных знаний.)

6. Расскажите, каким представляли себе счастье литературные герои? (Развитие речи.)

Наиболее объективно уровень литературного развития проверяется в письменной диагностической работе, которая проводится, например, во второй половине урока.

Начитанность учащихся можно проверить по распознаванию

знакомых текстов (детали портретов, пейзажей, интерьеров, имена и географические названия и т. п.), а дополнительными вопросами

В начале 9-го класса важно проверить и уровень понимания произведений, изученных в основной школе, которые обычно

включают в выпускной экзамен и программы для поступающих в вузы. Это «Капитанская дочка» Пушкина, «Мцыри» Лермонтова, «Ревизор» Гоголя, сказки Салтыкова-Щедрина и др. С повторением этих произведений можно связать диагностическое домашнее задание, где требуется письменно ответить

на один из вопросов:

1) Как связаны человек и история в «Капитанской дочке» Пушкина?

2) Какие нравственные ценности утверждает поэма Лермонтова «Мцыри»?

3) Что «дурное в России» высмеивают Гоголь в «Ревизоре» и Салтыков-Щедрин в сказках?

Систематическое проведение диагностики и анализ диагностических работ особенно поможет учителям-исследователям при аттестации на высшую категорию, когда необходимо осмысление результатов своего педагогического труда и выявление их динамики.

Глава 2. Опытно - практическая часть.

2.1. Методика статистической обработки результатов диагностики.

Исследуя в рамках заявленной темы опыт диагностической работы в нескольких школах г. Бугуруслана, мы пришли к выводу, что для большинства учителей понятие «диагностика» ограничивается фиксацией некоторых показателей обученности, воспитанности или проявлений личности ученика в различной его деятельности. Такой односторонний взгляд на диагностики сводится к элементарной проблеме оценки каких - либо личностных признаков, а сома личность ученика представляется в виде среза, фотографии. Однако разнообразие функций диагностики (развивающая, образовательная, контролирующая, аналитическая, прогнозирующая), среди которых одной из доминирующих является функция обратной связи, позволяет на всех этапах как организации и проведения учебного инновационного процесса, так и опытно- экспериментальной деятельности иметь объективную информацию для получения достоверных выводов.

Ведущим способом определения качества чтения, а значит, и уровня восприятия литературного произведения являются ответы детей на вопросы к тексту. В методике нет объективных способов исследования восприятия, так как от­веты детей необходимо интерпретировать. Как проводить анализ детских работ, на примере анкеты к рассказу В. Крапивина «Бегство рогатых викингов».

Вопросы на выявление активности и точности работы сфер чи­тательского восприятия к рассказу В. Крапивина «Бегство рогатых викингов»

1. Кто из персонажей рассказа тебе запомнился больше всех и почему? (Эчс, Оса)

2. Каким ты представляешь себе Джонни в тот момент, когда он стоя перед викингами? (Вт)

3. Какой ты представляешь себе бабку Наталью? Опиши ее. (Вв)

4. Один из героев называет бабку Наталью «неподходящей». Как та понимаешь это определение? (Офд)

5. Что общего у Сережи и его друзей? (Оса, способность к обобщению)

6. Как ты относишься к Самохину? Менялось ли твое отношение к нему по ходу чтения? (Эч)

7. Был ли ты уверен, что викинги не выиграют бой? Почему? (Офк, Эчф, способность к обобщению)

8. Почему викинги не смогли совершить «больших подвигов»? (Оск, характер героя, способность к обобщению)

9. Совершают ли подвиги Сережа и его друзья? Почему ты так считаешь? (Оск, характер героя, способностью к обобщению).

Ответы учеников III класса и их анализ

Дима Е. 1. Мне запомнился Сережа Волошин. Запомнился тем, что он выставлял и предлагал свои идеи.

Ответ на этот вопрос говорит о том, что Диме нравится герой-организатор, выбор именно Сережи, который в этом рассказе оказывается на периферии повествования, свидетельствует о сильном эмоциональном отклике ученика и о том, какие именно человеческие качества его привлекают. Используемая лексика, грамматические ошибки - показатель невысокого ре­чевого развития мальчика. Эмоции читателя активные и точные, мотивированные.

2. Джонни сосредоточен, смел, может быть, немного боится.

Дима не описывает Джонни, а характеризует его в указанный момент действия. Характеристика Джонни достаточно точная, из чего следует вывод о внимании к отдельным деталям текста и осознании характера героя (Оса). Замечание о том, что Джонни немного боится, - домысел ученика, адекватный авторскому за­мыслу, что говорит о творческом подходе ученика к этому вопросу (Оса). Но целостно описать зрительный образ Дима не смог. Ответ на этот вопрос, скорее, свидетельствует об осмыслении учеником образа героя (Оса).

3. Злая, кричит, не хочет видеть ребят.

Вместо описания внешности бабки Натальи Дима, как и в предыдущем ответе, дает характеристику персонажа, основываясь на его поведении, не проникая на этот раз вглубь образа. Так как в тексте есть описание бабки и на его основе можно конкретизировать образ, отсутствие описания в работе говорит о том, что воссоздать зрительно образ персонажа Дима пока не может. Его внимание привлекают только яркие внешние детали в поведении пер­сонажей, поэтому его восприятие образов поверхностно.

4. Мне кажется, что «неподходящая бабка» - это то, что она не под­ходит ни к кому, не хочет к ним приближаться.

Дима не замечает образной природы определения, вырывает слово из контекста и не видит игры персонажей со словом, по­этому толкует его прямо: неподходящая - значит, не подходит ни к чему. Это говорит о том, что ученик не осмысляет художе­ственную словесную деталь.

5. То, что они помогали друг другу.

Ответ на этот вопрос по сути верный, но поверхностный: Дима видит только внешнюю связь между членами команды Сережи Волошина, не обращая внимания на цели ребят, их отношение к людям и жизни, личностные качества. Это говорит о том, что способности к сопоставлению и обобщению у Димы развиты не­достаточно, и уже указывает на то, что осмыслить идею произве­дения глубоко Дима самостоятельно, скорее всего, не сможет.

6. Я отношусь к нему с непонятием, с невыражением.

Ответ говорит о недостаточном речевом развитии ученика, ему трудно подобрать слова для выражения своего отрицательного отношения к Самохину. Перевести ответ мальчика можно так: я не понимаю этого героя, мне непонятно, почему он так себя ве­дет, он не произвел на меня положительного впечатления. Одна­ко эмоционально образ Самохина воспринят точно, хотя и без динамики. Изменений в Самохине Дима не замечает, а потому и отношение к этому герою у мальчика не меняется.

7. Потому что, когда ребята накапали на них краски и выпустили козу.

Ответ на этот вопрос демонстрирует, что композиция произ­ведения для Димы не несет никакой содержательной нагрузки: он не улавливает композиционных подсказок, кроме самой очевид­ной (краска и коза). Название произведения остается вне поля его внимания и, естественно, осмысления.

8. Потому что они не хотели вредить.

Ответ на этот вопрос говорит о непонимании учеником либо вопроса, либо содержания произведения: обобщенный характер викингов Дима оценивает неадекватно авторскому замыслу и, сле­довательно, не понимает идею рассказа.

9. Да, они совершали подвиги.

Ответ на последний вопрос поверхностный. Он показывает лишь осмысление внешней стороны поступков. Отсутствие мотивации подтверждает предположение о том, что идея произведения не осмыслена Димой.

Вывод: анализ ответов Димы Е. позволяет сделать вывод о том, что рассказ воспринят на констатирующем уровне.

Маша А. 1. Мне запомнилась Виктория. Потому что она девочка, а ведет себя как мальчишка. У нее мальчишеские выходки, поступки. Я думаю, она стала такой потому, что она гуляет с такими озорными беспризорными мальчишками и ходит в такие же битвы вместе с ними, но иногда она показывает то, что она девочка.

Маша выделяет Вику, возможно, потому, что поведение Вики для ученицы представляется нетипичным. Здесь сказывается про­явление тендерного фактора. Из ответа не совсем понятна оценка ученицы: ей нравится такое поведение или нет? Кроме того, в ответе есть ряд неточностей: так, Викины друзья охарактеризова­ны как озорники и беспризорники (?!). Возможно, и здесь прояв­ляется гендерный фактор - отношение к мальчишкам вообще переносится и на персонажей рассказа. Эмоции яркие, но выска­заны неоднозначно, размыто.

2. Джонни - мальчик маленького роста, в октябрятской форме, с банкой зеленой краски и кисточкой в ней, с которой он собирается идти к бабке Наташе. Лицо у него испуганное, как будто на него несется стадо железных коров.

Маша описывает внешность Джонни, используя сравнение (!), но вновь допускает неточности: на Джонни не октябрятская (та­кой формы не было), а школьная форма, хотя он еще только осенью пойдет в школу. Да и навряд ли лицо Джонни так откро­венно выражало испуг: он храбрый мальчик и перед врагами не мог выдать свой страх, который, безусловно, испытывал. Ответ показывает, что, создавая зрительный образ героя, Маша допус­кает неточности, не замечает содержательных деталей текста, под­меняя их своими, взятыми из личного опыта.

3. Бабка Наталья - женщина среднего роста, с длинными темными волосами, смуглая, замкнутая в себе женщина, но в душе полная доброты.

Описание бабки Наташи тоже содержит ряд деталей, свидетель­ствующих о недостаточном внимании к авторскому тексту, но ха­рактер персонажа Маша восприняла полно, увидела контраст между внешним поведением и внутренним содержанием бабки.

4. «Неподходящая бабка» - это бабка, с которой невозможно об­щаться и даже находиться в ее обществе.

Этот ответ противоречит предыдущему. Маша не замечает игры словом и, предлагая свое толкование слова, не обращает внима­ние на противоречие своим же оценкам персонажа.

5. То, что они все в одной компании и не собирались переходить на сторону викингов.

Этот ответ поверхностный: Маша учитывает внешние связи между героями. Последнее ее замечание показывает, что девочка довольно близко подошла к обобщению личностных качеств этой группы персонажей, но найти адекватные своим мыслям слова не смогла.

6. Он не плохой мальчишка, только полон гордости и уверенности, что всех победит, даже козу, несущуюся на него. Но в конце он пытается быть дружелюбнее.

Оценка этого персонажа эмоционально точная: Маша видит динамику как в поведении Самохина, так и в авторском отноше­нии к этому персонажу. Свою оценку основывает не только на поступках героя, но и на его внутренних качествах. Образ воспри­нят эмоционально, но еще не осмыслен во всех деталях.

7. Потому что они очень уверены в себе и зазнались до предела.

Ответ на этот вопрос говорит о невнимательном прочтении вопроса: оценка, данная викингам уже после знакомства с ними, переносится на события, предшествующие тому, о котором спра­шивается. Девочка использует не композиционные подсказки, а усвоенный взгляд: добро победит зло.

8. Потому что они, как я уже сказала, очень уверены в себе и зазна­лись.

Это тоже поверхностный ответ: невнимание к деталям текста приводит к искажению авторской идеи в сознании ученицы.

9. Да. Они понимают своих врагов и прощают их. Это настоящий под­виг.

Положительные герои явно ближе ученице: но она привязыва­ет общий вопрос к одной-единственной ситуации в рассказе. Она права в своей оценке, но ответ мог бы быть более развернутым и включить в себя больший текстовый материал. Идея произведения осознана, но не достаточно полно.

Вывод. Работа яркая, эмоциональная, с подробными объяснения­ми выводов и оценок. Но Маше не хватает глубины в осмыслении содержания и формы произведения: она видит не все стороны ситу­аций, так как пока еще невнимательна к содержательности художест­венной формы произведения. Эмоциональность иногда мешает девоч­ке услышать голос автора, недостаточное внимание к содержатель­ным и изобразительно-выразительным деталям приводит ее к иска­жению отдельных образов. В целом восприятие активное, в центре внимания ученицы - образы героев, их отношения. Но оценки не всегда точные и полноценные. Уровень восприятия трудно определить однозначно, скорее всего, в литературном развитии девочки про­исходит движение от констатирующего уровня к уровню персонажа.

Лекция 2. Система повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения. Диагностика. Как определить уровень литературного развития учащихся?

Педагогический университет «Первое сентября»

Наталья БЕЛЯЕВА

Наталья Васильевна БЕЛЯЕВА - сотрудник Института содержания и методов обучения Российской академии образования (ИСМО РАО), доктор педагогических наук, заслуженный учитель РФ, автор книг и статей по методике преподавания литературы в школе.

Дифференциация обучения на уроках литературы

Учебный план курса

№ газеты Название лекции
17 Лекция 1. Введение. Зачем нужно дифференцировать обучение литературе? Что такое дифференциация обучения литературе? В чём отличие внешней и внутренней дифференциации? По каким основаниям можно дифференцировать процесс обучения литературе?
18 Лекция 2. Система повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения. Диагностика. Как определить уровень литературного развития учащихся? По каким критериям определяются начитанность и литературный кругозор школьников? Как проверить умение выделять в произведении актуальные социально-нравственные проблемы? Как выявить объём историко- и теоретико-литературных знаний и умение применять их на практике? Какими способами определяется уровень читательского восприятия школьников? По каким критериям выявляются навыки анализа произведения и уровень развития речи школьников?

Контрольная работа № 1.

19 Лекция 3. Какова методика дифференцированного обучения литературе в основной школе на уроках выразительного чтения; на уроках анализа эпических и лирических произведений; на уроках обучения сопоставительному анализу? Как составить технологическую карту урока литературы в основной школе с учетом дифференцированного подхода к обучению? (Начало. )
20 Лекция 4. Система повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения. Обучение. Как дифференцировать обучение литературе в основной школе? (Окончание. )
21 Лекция 5. Обучение. Как дифференцировать обучение литературе в старших классах? Какова методика дифференциации обучения литературе в старших классах на вводных уроках-лекциях; на уроках-практикумах по анализу эпизода; на уроках изучения лирики; на заключительных занятиях по изучению литературного произведения; на уроках обучения письменным высказываниям; на уроках внеклассного чтения? Как составить технологическую карту урока литературы в старшей школе с учётом дифференцированного подхода к обучению? (Начало. )
22 Лекция 6. Система повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения. Обучение. Как дифференцировать обучение литературе в старших классах? (Окончание. )

Контрольная работа № 2.

23 Лекция 7. Система повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения. Контроль. Как проконтролировать уровень литературного развития учащихся? Какие задания оптимальны для промежуточного контроля уровня литературной подготовки школьников? Как проконтролировать качество устных и письменных высказываний учащихся на итоговой аттестации? Какие контрольные работы по литературе нужны при подготовке к ЕГЭ? Какова методика подготовки и защиты выпускной исследовательской работы школьников? (Начало. )
24 Лекция 8. Система повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения. Контроль. Как проконтролировать уровень литературного развития учащихся? (Окончание. )
Итоговая работа должна быть отправлена в Педагогический университет не позднее 28 февраля 2009 г.

Лекция 2. Система повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения. Диагностика. Как определить уровень литературного развития учащихся?

Прежде чем приступать к диагностике уровня литературного развития учащихся, учителю важно спроектировать образ литературно развитого ученика для данного этапа обучения, определив, какие сферы литературного развития школьников подлежат совершенствованию. Это необходимо для того, чтобы сравнивать реальный уровень литературной подготовки каждого учащегося с предполагаемыми результатами обучения. Характеристики литературно развитого выпускника основной и средней школы изложены в «Требованиях к уровню подготовки выпускников» .

Выпускник должен не только прочитать программные произведения, но и уметь их адекватно воспринимать и грамотно анализировать в контексте родо-жанровой природы и авторской концепции, применяя знания по истории и теории литературы и владея основными видами речевой деятельности. Добиться этих важных умений и углубить их у учащихся, склонных к гуманитарному знанию, можно только с помощью личностно ориентированного образования и дифференцированного подхода в обучении .

В методике преподавания литературы доказано, что учителю необходимо “регулярно определять уровень развития тех или иных читательских качеств учащихся” . Для выявления результатов предшествующего обучения и их корректировки диагностику нужно проводить систематически. Обычно выделяют три уровня развития учащихся: базовый, продвинутый, углублённый . Однако такое деление недостаточно учитывает такие важные сферы литературного развития учащихся, как:

1. Начитанность, читательские интересы и литературный кругозор.

2. Уровень читательского восприятия.

3. Способность к актуализации социально-нравственной проблематики произведения.

4. Навыки анализа произведения, связанные с его пониманием и интерпретацией.

5. Объём теоретико-литературных знаний и умение применять их в анализе текста.

6. Уровень развития речи и литературно-творческие способности .

Дополнительно читательский опыт учеников и их нравственную зрелость помогут актуализировать такие вопросы и задания:

Вспомните, герои каких произведений дают свои оценки книгам и чем важна для них литература. Что вы узнали из книг о любви и предательстве, о смерти и бессмертии, о благородстве и подлости? Важны ли эти знания? Что полезного в чтении литературы прошлого?

Фронтальная беседа определяет уровень литературного развития в общих чертах. Для дифференцированной диагностики вопросы и задания предлагаются группам, созданным по общности тех сфер литературного развития, которые необходимо совершенствовать.

1. В каких произведениях русской литературы отразились мысли авторов о предназначении человека? (Начитанность и литературный кругозор.)

2. Как пейзажи помогают в понимании человеческих характеров? (Читательское восприятие.)

3. Каков обобщённый облик России в книгах русских писателей XIX века? (Социально-нравственная проблематика.)

4. Назовите произведения, где поднимается проблема защиты человеческой личности. Аргументируйте свою позицию. (Понимание и интерпретация.)

5. Какими способами писатели вызывают у читателя смех? Приведите примеры. (Применение теоретико-литературных знаний.)

6. Расскажите, каким представляли себе счастье литературные герои? (Развитие речи.)

Наиболее объективно уровень литературного развития проверяется в письменной диагностической работе, которая проводится, например, во второй половине урока.

Начитанность учащихся можно проверить по распознаванию знакомых текстов (детали портретов, пейзажей, интерьеров, имена и географические названия и т.п.), а дополнительными вопросами выявить авторскую позицию, функции композиционных приёмов, родо-жанровую специфику и т.п. (критерии диагностики см. выше).

В начале 9-го класса важно проверить и уровень понимания произведений, изученных в основной школе, которые обычно включают в выпускной экзамен и программы для поступающих в вузы. Это «Капитанская дочка» Пушкина, «Мцыри» Лермонтова, «Ревизор» Гоголя, сказки Салтыкова-Щедрина и др. С повторением этих произведений можно связать диагностическое домашнее задание, где требуется письменно ответить на один из вопросов:

1) Как связаны человек и история в «Капитанской дочке» Пушкина?

2) Какие нравственные ценности утверждает поэма Лермонтова «Мцыри»?

3) Что “дурное в России” высмеивают Гоголь в «Ревизоре» и Салтыков-Щедрин в сказках?

Систематическое проведение диагностики и анализ диагностических работ особенно поможет учителям-исследователям при аттестации на высшую категорию, когда необходимо осмысление результатов своего педагогического труда и выявление их динамики.

Вопросы и задания для повторения

  • Какие сферы литературного развития учащихся целесообразно выявлять в процессе диагностики?
  • Какие учебные умения нужно выявлять для определения уровня читательского восприятия школьников?
  • В чём особенности выявления читательского восприятия учащихся в основной и старшей школе?
  • Какими заданиями проверяются умения анализа литературного произведения?
  • Как выявляются уровень развития речи и литературно-творческие способности школьников?
  • Какие эмоционально-художественные качества личности нужно развивать у учащихся гуманитарных классов?
  • Каковы формы проверки уровня литературного развития учащихся основной школы? Приведите примеры.

Елена Тянгаева
Педагогическая диагностика по выявлению уровня сформированности восприятия художественной литературы

Задание № 1.

Выявить умение определять жанр произведения : сказка, рассказ, стихотворение.

Игра «Помоги Незнайке»

Незнайка не может разобраться, где сказка, где рассказ, а где стихотворение. Давайте ему поможем. Воспитатель читает отрывок из произведения, дети называют жанр и рассказывают Незнайке о характерных особенностях жанра.

Умение сформировано – ребёнок правильно называет жанр литературного произведения , аргументирует свой выбор.

Умение в стадии формирования - Ребёнок называет жанр литературного произведения после наводящих вопросов взрослого и с его помощью объясняет выбор.

Умение не сформировано – Ребёнок даже после наводящих вопросов не правильно выбирает жанр произведения. С непосредственной помощью воспитателя находит характерные признаки жанра произведения.

Задание № 2.

Выявить любимые произведения детей.

В книжном уголке оформлена выставка книг, иллюстраций к знакомым произведениям.

Воспитатель рассматривает с детьми книги, иллюстрации уточняет название. Затем предлагает детям : «Назовите свою любимую сказку, рассказ, стихотворение»

Умение сформировано – ребёнок самостоятельно выбирает книгу, даёт название произведения, высказывается о любимых героях.

Умение в стадии формирования - Ребёнок самостоятельно выбирает произведение, с помощью взрослого даёт правильное название, может назвать героев, но затрудняется ответить, почему это произведение любимое.

Умение не сформировано – Ребёнок выбирает произведение (книгу) после перечисления взрослым или затрудняется ответить, сделать выбор. Не может ответить на вопрос : «Почему ему нравиться это произведение?»

Задание № 3.

Выявить интерес детей к чтению объёмных произведений, которые читают по главам

Используется метод наблюдения.

Интерес сформирован – ребёнок внимателен во время чтения произведения, напоминает воспитателю и детям на чём «остановились» (последний прочитанный эпизод, высказывает просьбу о продолжении чтения, знает имена героев произведения, в свободное время рассматривает иллюстрации в книге.

Интерес в стадии формирования - ребёнок слушает внимательно непродолжительное время, знает имена героев, но не может вспомнить последний прочитанный эпизод, редко предлагает продолжить чтение, в свободное время рассматривает иллюстрации в книге по предложению взрослого.

Интерес не сформирован – Ребёнок во время чтения невнимателен, не проявляет желания продолжить чтение, имена героев запоминает с трудом.

Публикации по теме:

Повышение уровня психолого-педагогической культуры родителей Сообщение из опыта работы на тему: «Повышение уровня психолого – педагогической культуры родителей через реализацию проекта «Компетентный.

Аналитическая справка по итогам промежуточной педагогической диагностики речевого развития детей Аналитическая справка по итогам промежуточной педагогической диагностике речевого развития детей в подготовительной группе компенсирующей.

Аналитическая справка по итогам диагностики уровня развития речи детей Анализ диагностики детей в группе на февраль 2015 года определил 3 уровня развития речи. По итогам диагностики детей ДОУ в логопедическую.

Методики для выявления уровня сформированности полоролевых взаимоотношений у старших дошкольников Адаптированные методики для выявления уровеня сформированости полоролевых взаимоотношений у старших дошкольников в процессе совместной деятельности.

1часть. Введение «Слишком много на свете людей, которым никто не помог пробудиться» А. Экзюпери Президентом РФ 03.04.2012 утверждена Концепция.

Модель деятельности по выявлению художественной одаренности детей и её развитию при помощи нетрадиционных техник рисования 2 частьМодель деятельности по развитию одаренности Деятельность по развитию одаренности у воспитанников осуществляется по двум на-правлениям:.

Модель деятельности по выявлению художественной одаренности детей и её развитию при помощи нетрадиционных техник рисования .

Диагностика уровня литературного развития ребенка

Диагностика начитанности.

    Найди ошибку в обложках книг.

Б) Максим Пришвин «Ёж»

Г) Николай Носков «Фантазёры»

1 балл

1. «…Свет мой зеркальце скажи, да всю правду доложи…»

2. «…Белка песенки поет, да орешки всё грызет…»

3. «…жил старик со своею старухой самого синего моря…»

А.Сказка о золотой рыбке

1 балл

1 балл за каждого героя, максимум 5 баллов

«Если был бы я девчонкой» -

«Хорошее» -

    М. Пришвин 2) В. Овсеева 3) В. Драгунский 4) Э. Успенский

2 балла

Диагностика уровня читательского восприятия.(по 5 баллов)

    Что общего у Юрика из рассказа «Хорошее» и у мальчика из стихотворения «Если был бы я девчонкой»? (5 баллов)

    Опишите Дениску из сборника В. Драгунского «Денискины рассказы». (5 баллов)

Диагностика навыков анализа произведения, его понимания.

    С помощью каких средств Ф.Тютчев передает настроение в стихотворении «весенние воды»? (5 баллов)

    Почему Дениска (из сборника В.Драгунского «Денискины рассказы») не смог использовать старого мишку, как боксёрскую грушу. (5 баллов)

Диагностика уровня развития речи

    Подберите антонимы: (5 баллов)

Горячий -

Молодой -

Веселый -

Красивый –

    Объясните пословицы: (4 балла)

    Вежливости открываются все двери

    Красив тот, кто красиво поступает

    Объясните фразеологизмы. (5 баллов)

1) Бить баклуши -

2) В ежовых рукавицах -

3) Зарубить на носу -

4) Комар носа не подточит -

5) Семь пятниц на неделе –

Результаты диагностики :

Диагностика начитанности. (Всего 11)

9-11 – высокий уровень

6-8 – средний уровень

1-5 –низкий уровень

Диагностика уровня читательского восприятия (Всего 10)

8-10 – высокий уровень

6-8 – средний уровень

1-5 –низкий уровень

Диагностика навыков анализа произведения, его понимания. (Всего 15)

12-15 – высокий уровень

8-11 – средний уровень

1-7 –низкий уровень

Диагностика уровня развития речи (Всего 14)

11-14 – высокий уровень

7-10 – средний уровень

1-6 –низкий уровень

Общий уровень литературного развития ребенка (Всего 50 баллов)

40-50 – высокий уровень

30-39 – выше среднего

20-29 – средний уровень

1-19 – низкий уровень

Диагностируемая: Филиппова Мария Александровна 4 «б» класс

Ответы ребенка:

Диагностика начитанности.
1. Найди ошибку в обложках книг.
А) Виталий Бианки «Лесные домишки»
Б) Максим Пришвин «Ёж»
В) Самуил Маршак «Вот какой рассеянный»
Г) Николай Носков «Фантазёры»
1 балл
2. Прочитай строки из сказок А.С. Пушкина. Сопоставь с названиями сказок.
1. «…Свет мой зеркальце скажи, да всю правду доложи…» б
2. «…Белка песенки поет, да орешки всё грызет…» в
3. «…жил старик со своею старухой самого синего моря…» а
А.Сказка о золотой рыбке
Б. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
В. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.
1 балл
3. Назови несколько героев из произведений Э. Успенского, дай их краткую характеристику.
1 балл за каждого героя, максимум 5 баллов
4. Назови рассказ, который ты считаешь самым веселым.
2 балла
5. Назови авторов произведений
«Если был бы я девчонкой» - 3
«Хорошее» - 1
1) М. Пришвин 2) В. Овсеева 3) В. Драгунский 4) Э. Успенский
2 балла
Диагностика уровня читательского восприятия.(по 5 баллов)
1. Что общего у Юрика из рассказа «Хорошее» и у мальчика из стихотворения «Если был бы я девчонкой»? (5 баллов)
2. Опишите Дениску из сборника В. Драгунского «Денискины рассказы». (5 баллов) весёлый, смешной, дружелюбный
Диагностика навыков анализа произведения, его понимания.
1) О чем говорит автор стихотворения «Федорино горе» К.И. Чуковский своим читателям? (5 баллов) о том что надо убирать свои вещи и хорошо относиться к посуде
2) С помощью каких средств Ф.Тютчев передает настроение в стихотворении «весенние воды»? (5 баллов)
3) Почему Дениска (из сборника В.Драгунского «Денискины рассказы») не смог использовать старого мишку, как боксёрскую грушу. (5 баллов) потому что ему стало его жалко, так как он игрушка с его детства
Диагностика уровня развития речи
1. Подберите антонимы: (5 баллов)
Горячий - тёплый
Молодой - маленький
Глупый – ни чего незнающий
Веселый - смешной
Красивый – модный

2. Объясните пословицы: (4 балла)
1) Вежливости открываются все двери если будешь вежлив к тебе будут хорошо относиться
2) Красив тот, кто красиво поступает если ты сделал что то хорошее значит ты хороший, добрый

3. Объясните фразеологизмы. (5 баллов)
1) Бить баклуши - спать
2) В ежовых рукавицах – очень строго
3) Зарубить на носу – хорошо запомнить
4) Комар носа не подточит -
5) Семь пятниц на неделе –

Результат: Диагностика начитанности - 1 балл (из 11)

Диагностика уровня читательского восприятия – 5 баллов (из 10)

Диагностика навыков анализа произведения, его понимания - 9 баллов (из 15)

Диагностика уровня развития речи 5 баллов (из 14)

Общий уровень литературного развития ребенка 20 баллов (из 50)\

Характеристика: Маша справилась на 20 баллов из 50, что диагностирует у неё средний уровень литературного развития. Хотелось бы обратить внимание, что это нижняя граница среднего уровня, значит можно считать, что с данной диагностикой ребенок почти не справился.

Лучше всего Мария Филлипова справилась с блоком «Диагностика навыков анализа произведения, его понимания» , что говорит об аналитических способностях девочки, умении выделять из текста главное. Однако в целом она допустила много ошибок, что можно расценивать как некоторые пробелы в знании материала с урока литературного чтения за прошлый год и недостаток читательского опыта.

С заданиями типа: подбери антоним, а так же с заданиями из первого блока ученица справиться не смогла, что говорит о том, что крайне необходимо отдельно дополнительно поработать с ней для выявления причин подобных результатов диагностики.