Значение жанра сказки в мировом искусстве слова. Русская народная сказка

Значение жанра сказки в мировом искусстве слова. Русская народная сказка

Первым литературным произведением в жизни каждого человека является сказка. Наверное, все мы хорошо помним, как их нам читала мама еще в самые ранние годы. Однако не следует воспринимать сказку исключительно как способ занять ребенка или развеселить его.

Так кажется только на первый взгляд, однако при детальном анализе, мы видим что такой литературный жанр исполняет весьма важную функцию, а именно - воспитание ребенка. Давайте вместе вспомним, какие ощущение у нас вызывали сказки.

Роль сказки в жизни читателя

В сюжете обязательно был негативный и положительный герои, которые попадали в одну жизненную ситуацию либо вместе принимали участие в определенном событии. Злые персонажи всячески препятствовали добрым, делая им разные козни.

Однако, в конечном итоге, добро всегда побеждало зло, а часто и склоняло его на свою сторону. Несформировавшаяся психика ребенка, на примере главных героев сказки, начинает понимать, что есть хорошо, а что плохо; как нужно относиться к людям, а как нельзя; что представляют собой настоящие жизненные ценности, а что ложные.

Нравственные ценности в сказках для взрослых

Не стоит считать, что сказки покидают ребенка в процессе взросления: они сопровождают человека всю его сознательную жизнь. Ведь людям свойственно терять жизненные ориентиры, а эти литературные произведения всячески способствуют обрести их вновь. В сказках для взрослых заложены несколько трансформированные нравственные ценности детских сказок.

Такие произведения учат человека быть патриотом своего государства, иметь представления о настоящей любви и дружбе. Поэтические образы героев сказок заставляют человека задуматься о том, не забыл ли он о главном в своей жизни - духовном становлении.

Ведь очень часто взрослые люди заняты различными житейскими хлопотами - работой, учебой и воспитанием детей. Духовное представление о жизни резко отходят на второй план, и в конечном итоге, вовсе теряют свою актуальность. Сказки выступают инструментом, при помощи которого, взрослые люди начинают понимать истинные ценности своей жизни.

Место сказки в мире художественной литературы

Сказка занимает одно из самых весомых мест в мировой художественной литературе. Более того, этот жанр является пионером в становлении непосредственного литературного процесса в жизни человечества. Сказка всегда шла в ритме со временем и полностью отражала те доминирующие ориентиры, которые были свойственны человечеству в определенный период его истории.

Этот литературный жанр возник не на пустом месте. В давние времена, он носил устный характер и передавался из поколения в поколение. Такие сказки получили название народных, так как не имели автора, а представляли собой дополненный и измененный устный текст.

Впервые авторские сказки появились в XVII веке. Отцом классической литературной сказки считается Шарль Перо, именно он создал литературную конструкцию сказки, которой неоднократно пользовались многие писатели в будущем. Сказка соответствует всем критериям литературного произведения, главным из которых является урок читателю.

"Сказка есть уже искусство: ибо она укрывает и являет за словами целый мир образов за образами, она разумеет художественно и символически глубокое духовное состояние" И.А. Ильин

Как мы относимся к сказке? Ведь сказка совсем не отражает нашу жизнь, и дети должны жить в реальном мире, быть в курсе развития науки и техники. Дети очень любят книгу, с замиранием сердца слушают сказки, небылицы, листают странички, рассматривая даже самые незамысловатые картинки, сопереживают героям, играют со сказкой.

Актуальность и перспективность опыта. Его значение для совершенствования образовательного процесса.

Всем известно, что самым популярным жанром устного народного творчества является сказка. Сказка входит в жизнь ребенка с его рождения и не только развлекает, но и воспитывает его умственно и эстетически. Как ребенок относится к героям и событиям сказки, так и складываются основы его чувств, моральных представлений. Сказка обязательно дает детям уроки на всю жизнь, а именно "уроки физической и нравственной чистоплотности".

Сказка - это сильнейшее педагогическое средство, значительная область художественной педагогики, уходящей своими истоками ещё в доисторические времена. Трудно найти другое такое качество словесного воздействия на ребёнка, с которым была бы сравнима сказка, вымысел, где переплелись реальные и фантастические события, герои которых - знакомые незнакомцы. Это известные детям животные, наделённые чертами и характером человека, растения, приобретающие невиданные качества, люди, совершающие необычные подвиги и поступки и в тоже время все персонажи сказок были хорошо знакомые детям, многие из них живут рядом. Сказки развивают и воспитывают ребёнка, но такое воспитание воспринимается им с удовольствием, ведь сказки увлекают в мир неизведанного и таинственнного.

Эстетическое воспитание детей на материале народной сказки сейчас очень актуально. Решение такой проблемы требует серьезной работы, характер и содержание которой и обусловливаются самим литературным произведением, сказочным героем, а также возрастом детей и уровнем их развития. Сказки - это очень понятный, любимый детьми жанр, огромная часть национальной культуры. Сказки учат доброте, сопереживанию, честности, они несут в себе то тепло, которого порой так не хватает детям. Поэтичность языка, пробуждаемые глубокие чувства рождают в детской душе прекрасный эмоциональный душевный отклик.

Демократизация и гуманизация осуществляются на фоне происходящих в обществе преобразований, в том числе и негативного характера: различные межнациональные конфликты, преступность, алкоголизм, наркомания, разгул вседозволенности, равнодушие к людям старшего поколения и инвалидам, появление детей-сирот при живых родителях. Все это выносит проблему нравственного воспитания молодежи, в том числе и дошкольников на первый план.

Дошкольный возраст - важный период в жизни ребенка. В это время происходит слияние ребенка с миром социальных отношений, усвоение элементарных моральных требований, приучение к их выполнению. В связи с этим одним из главных направлений перестройки дошкольного воспитания, предусмотренной Концепцией дошкольного воспитания,является "гуманизация педагогического процесса, предполагающая прежде всего ориентацию воспитателя на личность ребенка, коренное изменение характера общения с ним". В "Программе воспитания ребенка-дошкольника" принцип воспитания деятельной гуманистической направленности ребенка через приобщение его к общечеловеческим ценностям во всех видах деятельности также выдвинут как ведущий.

Дошкольный возраст - период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Это обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении с взрослыми и сверстниками, так и достигнутым уровнем нравственной воспитанности. В связи с этим расширяются возможности нравственного воспитания дошкольников.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

В детском саду уделяется большое внимание эстетическому воспитанию дошкольников. И одним из направлений данной работы в ходе поликультурного развития стало ознакомление детей со сказками разных народов.

В ходе работы в центре внимания были русские, мордовские и финские народные сказки, имеющие важное значение в формировании у дошкольников комплекса нравственных качеств. Подбор фольклорных произведений для чтения осуществлялся в направлении расширения и углубления круга нравственных представлений и чувств.

Для воспитания эмоциональной восприимчивости к образам художественной литературы и обогащения нравственных чувств мною отбирались такие народные сказки, которые вводили детей в область более сложных переживаний и в то же время могли ассоциироваться с их жизненными впечатлениями. Очень важно было вызвать у детей беспокойство за судьбу героев, размышления об их поступках.

Одним из ключевых вопросов было выделение критериев отбора народных сказок с нравственной направленностью. Одним из главных критериев являлась высокая художественная и воспитательная ценность произведения. Сказка, как и любое художественное произведение, представляет собой сложный комплекс, систему идей, мыслей, выраженных в богатых, ярких образах. Взаимоотношения героев, их поступки и действия, их чувства, переживания, мысли, особая ситуация, в которой они находятся, - все это сильно действует на чувственное восприятие детей и способствует формированию их нравственных качеств.

Наличие действенного сюжета, его увлекательность также учитывались при выборе народных сказок. Сюжет должен был развиваться вокруг одной основной мысли, так как ребенок дошкольного возраста не может охватить в одно и то же время несколько идей. Увлекательный сюжет вызывает у детей желание действовать.

Одним из критериев является ассоциативность. В сказках особенно интересует детей наличие ярких, динамичных образов персонажей, которое активизирует их желание быть такими, как они, пережить их чувства, мысли, поведение. Важным критерием отбора была доступность сказки. Ее язык должен был быть простым, но не примитивным.

Цель: воспитывать у детей любовь к сказкам разных народов, учить сопоставлять и сравнивать образы героев через литературное произведение, иллюстрации и изобразительное искусство.

Теоретическая база опыта

Слово "сказка" впервые встречается в семнадцатом веке в качестве термина, обозначающего те виды устной прозы, для которых, в первую очередь характерен поэтический вымысел. До середины девятнадцатого века в сказках видели только лишь забаву, достойную низших слоев общества или детей, поэтому сказки, публиковавшиеся в то время для широкой публики, часто переделывались и переиначивались согласно вкусам издателей.

А ведь мысль сказки всегда проста - хочешь себе счастливой жизни - учись уму-разуму. В сказках содержатся правила общения людей между собой, вежливого обращения друг к другу, признаки уважительного отношения к старшим, высказывания (" поклонился в пояс","добрый день вам", " ты бы сначала накормила, напоила...")

Влади́мир Проко́пьевич Ани́кин (род. 6 августа 1924 года) — советский и российский филолог-фольклорист, доктор филологических наук, заслуженный профессор МГУ имени М. В. Ломоносова указывал, что " сказки своего рода нравственный кодекс народа, их героика - это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Выдумка сказочника вышла из помыслов о торжестве сил жизни, труда и честности над бездельем, низостью"

В преобладающем большинстве сказок воплощены присущие народу нравственные черты: любовь к Родине, беспредельная отвага в борьбе со злом, трудолюбие и мастерство, справедливость, верность в дружбе. Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту предков, в частности, их представлениями понятиям о нравственном и безнравственном, к нормам морали, признаваемым в цивилизованном мире и в наши дни. Важным является воспитание молодого поколения в духе гуманных отношений между людьми. Моральные нормы и опыт нравственного воспитания детей легли в основу многочисленных народных сказок. Сказки содержат своеобразную базу нравственного воспитания. Они в доступной детскому пониманию форме повествуют о героизме и мужестве, правдивости, честности, утверждают идеи победы добра над злом. Великий педагог-гуманист двадцатого века В. А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал: «Сказка для маленьких детей - не просто рассказ о фантастических событиях. Это -целый мир, в котором ребенок живет, борется, противопоставляет злу свою добрую волю... Дети находят глубокое удовлетворение в том, что их мысль живет в мире сказочных образов. Пять, десять раз ребенок может пересказывать одну и ту же сказку и каждый раз oткрывaeт в ней что-то новое... Ребенок прекрасно знает, что в мире нет ни Бабы-Яги, ни Царевны-Лягушки, ни Кащея Бессмертного, но он воплощает в эти образы добро и зло и каждый раз, рассказывая одну и ту же сказку, выражает свое личное отношение к плохому и хорошему ». Сказка неотделима от прекрасного, она способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо некое благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, состраданию. Благодаря сказке ребенок познает окружающий мир не только умом, но и сердцем, откликается на события и явления, выражает своё отношение к добру и злу. Народные сказки высоко ценили наши известные детские писатели -К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, Л. А. Кассиль. Чингиз Айтматов писал: «В наш цивилизованный научно-технический век не до сказок вроде бы, но это не значит, что сказку можно выбросить как ненужную вещь из жилища. Это было бы с нашей стороны неразумно и даже бесчеловечно. Нельзя пренебрегать опытом прошлого. Сказка - это опыт человечества. Мы должны беречь сказку также, как бережем памятники старинного зодчества».

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

В связи с вышеизложенным в нашей группе ведутся занятия по ознакомлению воспитанников с историей и бытом мордовского, финского и русского народов, знакомство с их культурой, что невозможно без приобщения детей к фольклору. Отличительной чертой и русских и мордовских и финских народных сказок является принцип, осмеивающий лень, тупость, жадность, зло и восхваляющий трудолюбие, ум, находчивость, добро.

Успешное выполнение цели и решение задач по совершенствованию нравственного воспитания дошкольников с использованием народных сказок во многом зависит и от того, насколько изучено существующее состояние дел в этой области, какого уровня достиг положительный опыт.

В ходе его изучении мною были выявлены знания детьми русских, мордовских и финских народных сказок, соответствующих их возрасту, и отношение к ним, установлено отношение дошкольников к героям народных сказок, определены уровни сформированности у дошкольников нравственных качеств, и определено отношение родителей к использованию народных сказок в нравственном воспитании своих детей.

Задачи:

Физическое развитие: овладение подвижными играми с правилами.

Благодаря возрастным особенностям детей- подражательности, рефлексивности,- у детей воспитываются лучшие человеческие черты характера. Педагогу следует учесть, что большое количество сказок и их многообразие позволяет найти и посоветовать каждому ребёнку тот или иной пример для подражания героя сказки. Очень важно не только найти пример, но и поддержать выбор ребенка. Опосредованное влияние зачастую более эффективно, нежели постоянные замечания ребёнку. Он может рассказать о том, чем нравится ему герой, и чему бы он у него хотел научиться. Очень важно стимулировать и поощрять положительные изменения в поведении или деятельности ребенка. Таинственный, волшебный мир, наполненный чудесами, всегда привлекает детей, даёт возможность оценивать его, высту-пать на стороне того или иного персонажа, активно действовать в воображаемом мире, творчески преобразуя его. Перевоплощаясь в сказочных героев, в играх- драматизациях, следуя за ними, ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях; учится преодолевать барьеры возникающие в трудных ситуациях, искать союзников и вместе бороться за справедливость, верить в силы любви и добра. Сказка несёт в себе положительный эмоциональный заряд, пробуждая у детей, да и у нас, взрослых, целую гамму ощущений: веселье, юмор, радость, смех, нежность и тут же ужас, жалость, горе. Педагог должен акцентировать внимание детей на том, что учиться лучше не на своих ошибках, а на опыте других. Лучше подтвердить это примерами из сказок. Для того чтобы чего-то достичь, нужно хорошо потрудиться. Относиться к другим следует так, как хотел бы, чтобы относились к тебе другие. Помогать другим нужно бескорыстно, и тогда в трудную минуту тебе тоже помогут. Нужно уметь делиться тем, что у тебя есть. Любое дело легче делать сообща, чем одному. Только хорошее поведение и дела помогают найти настоящих и верных друзей. Гуманизация процесса воспитания и обучения предвидит поиск путей оптимизации общения дошкольников с целью повышения его воспитывающего и развивающего воздействия на личность. Задача педагогов состоит в том, чтобы общение, как постоянная актуальная потребность ребёнка, выступала источником информации, способствующей накоплению нравственного опыта и опыта общения. Значительный резерв повышения содержательности общения, его нравственной наполняемости таит в себе народная сказка. Роль сказки в оптимизации общения между детьми заключается в следующем:

Развитие интереса у ребят к объектам и явлениям окружающего мира;

Обострение восприимчивости и чувствительности к потребностям окружающих и желание оказать им посильную помощь;

Возникновение у ребенка под воздействием благополучного конца сказки оптимистического настроения, что положительно сказывается на развитии доброжелательных отношений между ними;

Содействию усвоению детьми речевого этикета;

Формирование у детей нравственных оценок с позиции добра, справедливости.

Наиболее эффективным путём использования сказки является её драматизация. В играх-драматизациях по сюжетам народных сказок ребёнок выступает то объектом, то субъектом общения, впитывая из их содержания мудрость предков. Сказка всегда нам нужна. Она не только забавляет, она утверждает чувство справедливости и любовь к добру, она воспитывает смелость мысли и творчество, воображение. Эти качества необходимы человеку во все эпохи, а в нашу - как никогда прежде.

Анализ результативности.

Педагогу необходимо обратить внимание на развивающую среду группы.

В группе можно создать сказочный уголок, в котором будут размещены герои сказок разных народов, художественные книги и рисунки детей и их родителей, различные фотоколлажи, пальчиковый театр, костюмы для театрализованных игр.

Игры - драматизации

Ситуации, занятия, наблюдения, игры с детьми (групповые и индивидуальные).

Ежедневное чтение сказок.

Совместная деятельность педагога, детей, их родителей. Оформление мини-выставок, поделок и рисунков «Моя любимая сказка», «Мой любимый сказочный герой», «На какого сказочного персонажа я хочу быть похож и почему», «Моя мама - принцесса из сказки», «Мой папа- доблестный рыцарь».

Подготовка консультаций для родителей по данной тематике

«Читаем и показываем сказку», «По дорогам сказок», «Читайте детям сказки!»

Проведение тематического родительского собрания «Роль народных сказок в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников», мини - викторина

« Узнай сказку!».

Волшебная мастерская: родители принимают участие в изготовлении пальчикового театра и изготавливают книжки - малышки на тему

" Герои сказок финского, мордовского и русского народов"

По необходимости со стороны взрослых, исполнителей проекта оказывать ребятам практическую помощь, а также направлять и контролировать осуществление данного проекта. В ходе реализации проекта у детей должно происходить формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

Проводится анализ ожидаемого результата и обобщение полученных результатов в процессе творческой деятельности. Оформляется книжный уголок. Оформление выставки семейных поделок сказочных персонажей.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Трудности работы заключается в том, что для дошкольников и большинства педагогов тема народной сказки не вызывает огромного интереса. Как рассуждают? Ну, сказка и сказка, ничего особенного. А ведь нужно постараться и найти в этой проблеме то самое зернышко, ту самую тонкую ниточку, которая приведет нас к пониманию самой сути проблемы.

Данный опыт работы может использоваться воспитателями детских садов, специалистами по дошкольному образованию, студентами педагогических колледжей и вузов, обучающихся по специальности «Дошкольное воспитание» и всем, кто интересуется проблемами воспитания и обучения дошкольников.

Опыт отражает инновационные подходы к проблеме нравственно-эстетического воспитания детей через сказку. И при определенном подборе сказок с учетом возрастных особенностей детей, идейно - художественной ценности произведения, правильной организации последующей деятельности детей, народные сказки могут оказывать огромное воспитательное воздействие на ребенка.

Приложения.

Конспект занятия в подготовительной группе на тему:

«Сказки из лукошка бабушки - Рассказушки»

Цели: Познакомить детей с разными образами одного и того же сказочного персонажа - лисой через текст сказок русского, мордовского и финского народов и иллюстраций к ним. Продолжать сопоставлять сказки, учить анализировать поступки, сравнивать характеры лисы в различных произведениях, обогащать словарный запас детей, делиться своими рассуждениями. Развивать память, творческое воображение, воспитывать любовь к народным сказкам разных народов, уважение к народному культурному наследию.

Задачи:

Социально - коммуникативное развитие: формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых в организации.

Познавательное развитие: формирование первичных представлений о многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие: владение речью, как средством общения. Обогащение активного словаря. Знакомство с книжной культурой

Художественно-эстетическое: восприятие художественной литературы, фольклора, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

Физическое развитие: овладение подвижными играми с правилами

Предварительная работа: участие детей в русских, мордовских народных играх, чтение русских, мордовских и финских народных сказок, рисование и аппликация элементов узоров народных костюмов.

Материалы: Лукошко, книга со сказками «Лиса и медведь» (мордовская), «Лиса и журавль» (русская народная) и «Сорока, ворона и лисица» (финская), народные игрушки и скульптуры малых форм с изображением лисы, акварель, бумага, простые карандаши, иллюстрации с изображением Лисы.

Содержание:

Тары - бары, растабары,

Посидим у самовара,

Чаю сладкого попьем,

Сказки-сказочки прочтем…

В гости к детям приходит бабушка - Рассказушка и приносит книгу со сказками «Лиса и медведь» (мордовская), «Лиса и журавль» (русская народная) и «Сорока, ворона и лисица» (финская).

Просит детей определить по иллюстрациям, как называются эти сказки, подводит детей к выводу, что одна из главных их героинь - Лиса.

Дети вспоминают каждую сказку, бабушка пересказывает или зачитывает фрагменты сказок, дети рассматривают иллюстрации.

Проводится беседа по сказкам:

Как называется сказка?

О чем в ней рассказывается?

Почему Лиса является одной из главных героинь сказки?

Какая она? Назовите черты характера Лисы. (Дети высказывают свои оценки, педагог помогает им дать мотивированный ответ)

Чем Лиса в русской народной сказке отличается от Лисы - героини мордовской и финской сказок?

На иллюстрациях к русской сказке Лиса обута в лапти (лапотки) , во что обута Лиса на иллюстрациях к мордовской и финской сказке?

Одинаковы ли наряды Лисы на иллюстрациях?

Чем они отличаются?

Знаком ли вам орнамент мордовского и русского костюмов? Какие элементы финского узора вы знаете?

Лиса из какой сказки вам больше всех нравится? Почему?

Какие сказки про Лису вы еще знаете?

Выслушав ответы и рассуждения детей, педагог подводит итог и дети делают выводы о том, чем похожи сказки и чем они отличаются, анализируют поступки лисы и сравнивают характеры Лисы в разных сказках.

В своем волшебном лукошке бабушка - Рассказушка принесла для рассматривания фигурки Лисы, народную игру «Хитрая лиса», и маленькую песенку.

Лиса по лесу ходила,

Звонки песни выводила,

Лиса лычко драла,

Себе лапотки плела!

В лукошке для ребят находится еще один сюрприз. Это краски и бумага. Бабушка - Рассказушка предлагает детям нарисовать Лису из любой понравившейся им сказки.

Дети рисуют Лису, в ярких, нарядных костюмах русского, мордовского и финского народов, дарят рисунки друг другу и Бабушке - Рассказушке.

Составила Кувшинова Е.Б. воспитатель

Приложение.

Финская сказка

Сорока, ворона и лисица

У сороки было на дереве гнездо. Подошла к подножию дерева лисица и говорит: "Я срублю это дерево, чтобы сделать лодку-долбленку". Сорока взмолилась: "Не руби, у меня пять птенчиков, они все погибнут, если дерево повалится". Лиса сказала: "Если дашь мне одного птенчика, то я всё-таки оставлю это дерево в покое". Сорока отдала.

На другой день лиса опять пришла и сказала, что не нашла другого подходящего дерева для лодки-плоскодонки. Сорока снова стала просить, чтобы она оставила это дерево. Отдала еще одного птенца.

Ворона пришла в гости к сороке - они были ведь приятельницами - и спросила: "Куда делись два твоих птенца?". Сорока сказала: "Сюда приходила лиса дважды поутру, и унесла их, иначе собиралась срубить всё дерево". Ворона сказала: "Вот ты глупая, никакого она дерева не сможет срубить, у нее же нет ни топора, ни пуукко".

Лиса пришла в третий раз, опять принялась говорить: "Я пока не нашла другого подходящего дерева, я всё же это срублю, если ты мне не отдашь еще одного птенчика". Сорока стала смеяться и сказала: "Да как ты дерево срубишь, у тебя же нет ни топора, ни пуукко!". Лисица спросила: "Кто тебя до такой мудрости надоумил? Уж не ворона ли? Ничего, я ее еще саму обману".

Пошла на открытую поляну, высунула язык, лежит там совсем как мертвая. Ворона прилетела, долго ходила вокруг лисы. Щелкала, щелкала клювом… Тут-то лиса схватила ворону и собралась съесть. Ворона говорит: "Пойдем туда, в развалины, а то ведь люди будут смеяться, что ты живую меня пожираешь!". Лисица поволокла ворону в зубах, старается изо всех сил, ворона говорит: "Успокойся ты, я и сама пешком дойду!". Лиса уже позабыла, что та умеет летать, и выпустила ворону из зубов. Тогда ворона тотчас же взлетела в воздух, а лиса осталось обдумывать, знать, не у нее одной в голове вся мудрость.

Русская народная сказка

Лиса и журавль

Лиса с журавлем подружились.

Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:

— Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!

Пошел журавль на званный пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает:

— Покушай, голубчик куманек, — сама стряпала.

Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал — ничего не попадает!

А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела.

Кашу съела и говорит:

— Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем.

Журавль ей отвечает:

— Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости.

На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:

— Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.

Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и эдак, и лизнет его, и понюхает-то, — никак достать не может: не лезет голова в кувшин.

А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел.

— Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем!

Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла — не солоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось!

С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

Мордовская сказка

Лиса и медведь

Однажды пришла лиса к соседу медведю и говорит:

Соседушко, у тебя силы много, а у меня сноровка есть. Давай вместе поле распашем, посеем, а когда поспеет урожай, поделим поровну и на базар повезём.

А ты меня не обманешь?

Что ты, Мишенька! Как ты можешь обо мне такое подумать?.. - обиделась лиса. -Ты выберешь себе половину урожая, какая понравится.

Ладно, - согласился медведь.

Распахали они поле и посеяли репу. Медведь в упряжке ходил, соху таскал - семь потов с него сошло. Лиса позади прутиком помахивала, на медведя покрикивала: мол, лениво работаешь, связалась я с тобой на свою голову - теперь сама не рада.

Осенью, когда поспел урожай, лиса говорит:

Ну, Мишенька, выбирай: вершки тебе или корешки?

Ботва у репы была сочная, густая. "Возьму-ка я вершки, - надумал медведь. - В корешках много ли проку!.." Забрал он ботву, а лиса выкопала репу. Повезли продавать на базар. Лиса быстро продала свой товар. А у медведя ботву никто не покупает, да ещё смеются над ним: "Эх ты, детинушка-простак!"

Рассердился медведь. "Ладно, - думает, -в другой раз я не оплошаю".

Наступила весна. Приходит медведь к лисе и говорит:

Вот что, соседка, давай опять поле засеем. Только теперь при делёжке меня не обманешь - знаю, как надо выбирать.

Опять медведь пахал-надрывался, а лиса упрекала:

Соху тянуть - это что! Попробовал бы ты за сохой ходить...

Посеяли они рожь. Когда она созрела, принялись делить урожай.

Что себе возьмёшь, Мишенька, - спрашивает лиса, - вершки или корешки?

Корешки! - сказал медведь.

Как хочешь, соседушко, как хочешь, -умильным голосом пропела лиса. -Сам видишь, я тебя не обманываю, а беру то, что остаётся.

Лиса намолотила зерна, а медведь выкопал корешки. Вот повезли на базар продавать. У лисы зерно быстро купили, над медведем ещё пуще смеются, пальцами на него показывают, обидными словами обзывают. Разозлился медведь.

Ну, - говорит, - соседка, это тебе даром не пройдёт! Садись около меня и давай с тобой реветь. Кто кого переревёт, тот того и съест. Тут меня не обманешь, на этот раз мой верх будет.

Сели они друг против друга на кочки. Медведь толстым голосом заревел, лиса завыла тонким. Изо всех сил медведь старался, пасть широко разинул, а глаза закрыл. Ревёт - ничего не слышит, ничего не видит. Лиса с кочки скок, за кусток юрк - и поминай как звали. Когда медведь замолк, открыл глаза - а лисы давно и след просты

детей дошкольного возраста»

«Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа»

(Алексей Николаевич Толстой).

С раннего возраста наши мамы и бабушки поют нам колыбельные, мы слышим прибаутки и потешки, а также сказки. Дошколята – большие фантазеры, поэтому попадая в мир сказки, они с удовольствием путешествуют по нему. И недаром дошкольный возраст называют возрастом сказки. В этом возрасте ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному.

Русская народная сказка - произведение устного творчества русского народа, один из видов фольклорной прозы. Они создавались в течение длительного времени путём наращений и убавлений в повествовании, которые производились каждым отдельно взятым человеком и, отсюда, всем русским народом. В сказках самосознание людей пыталось максимально выразить себя: они вкладывали в истории наиболее характерные элементы своей культуры, традиций, нравов, чтобы передать этот опыт подрастающему поколению, нуждающемуся в жизненном ориентире. Русские народные сказки, таким образом, это кладезь древней мудрости. В них поднимаются извечные вопросы нравственного, семейного, бытового, государственного характера, на каждый из которых в результате даётся однозначный ответ: так поступать – хорошо, а так – плохо.

Фольклорные сказки классифицируются на несколько крупных категорий. По одному из наиболее распространённых вариантов, который был предложен Э. В. Померанцевой, известной исследовательницей жанра, схема разграничения сказок выглядит следующим образом:

1.Сказки о животных («Колобок», «Коза-дереза»).

2. Волшебные сказки («Царевна-Лягушка», «Иван-дурак»).

3.Бытовые сказки («Каша из топора», «Как мужик с барином обедал»).

Теперь о каждом виде понемногу:

Детские сказки о животных – это одна из древнейших разновидностей данного жанра. Такие произведения целиком построены на иносказании, или аллегории: через животный мир явственно проступает мир человеческий. Каждый из персонажей наделяется чертами характера и свойствами людей: так, традиционные здесь герои – это лиса, которая всегда хитра и не побрезгует очередным обманом; волк, который самоуверен и глуп, в результате чего всегда заканчивает плачевно; медведь, нередко выступающий олицетворением невежественности и грубой силы. Дрозд, лягушка, заяц, мышка обычно являются представителями слабого начала, которое тем не менее в результате побеждает. Таким образом, в сказках о животных происходит развенчание человеческих пороков, таких как жадность, стремление причинить вред ближнему, зависть, корысть, алчность. Утверждаются противоположные, положительные черты, например, умение помочь другу в беде, сострадание, милосердие и пр.

Волшебные сказки. Сказка – это произведение, которое не сможет ничему научить ребёнка, если с первых слов его не заинтересует. В этом плане волшебные сказки – просто отличные помощники и для родителей, и для учителей! Главная задача данного типа сказок: вызвать у детей восхищение главным, всегда исключительно положительным героем, а также спровоцировать желание осудить антагониста (злодея).

Бытовые сказки. Не такая распространённая, но всё же небезынтересная разновидность – это бытовые сказки. Они призваны развенчать отрицательные черты человеческого характера и, наоборот, возвысить находчивость и острый ум. Здесь практически нет фантастических элементов, а сюжет вращается вокруг необычного, уникального случая, произошедшего в самых обычных взаимоотношениях между людьми. Традиционные персонажи – поп, солдат, баба, мужик, помещик и др.

Так чем же сказка важна для детей? Роль сказок в развитии детей многогранна. От развития фантазии до развития правильной речи она является неотъемлемым элементом в воспитании.

В русских сказках лежат основы доброты, справедливости и дружелюбия. Все эти качества мы хотим видеть в наших детях. Так репку тянуть всей семьей – взаимопомощь, Кот за петуха горой – помощь друга, Морозко – трудолюбие, которое обязательно оценят и лень, которая будет наказана. Таким примеров можно привести очень много. А ребенок, слушая сказку, эмоционально переживает за главного героя и когда добро побеждает зло, очень радуется. Впечатление от сказки будет долго сопровождать ребенка до его взросления и вера в добро помогут ему в дальнейшей жизни.

Русские сказки так же воспитывают любовь к родной природе, прививают патриотические чувства. Только в русской сказке растет травушка-муравушка, горит красная зорька, течет молочная речка кисельные берега. Слушая сказку, ребенок начинает ценить и любить природу и животных. У каждого животного в сказке есть свои отличительные черты и их не перепутаешь. А яркие художественные образы и яркие примеры в сказке являются ценным орудием воспитания.

В сказках заложена многовековая народная мудрость. Издавна житейский опыт передавался через образные истории. Дети забирались на печь, бабушки пряли и рассказывали сказки, поучительные истории, в памяти малыша накапливались знания о жизни. К великому сожалению, опыт этот утрачен. В наше «быстротечное» время взрослому некогда почитать, рассказать сказку своему малышу, да не просто прочитать, а осмыслить – чему учит она? какой жизненный урок скрыт в ней? Ребенок чаще сидит у телевизора, за компьютером. Весь багаж жизненных ценностей он черпает из средств массовой информации, компьютерных игр, а не из книг. А читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Роль сказок развивать фантазию и воображение ребёнка, а так же его творческий потенциал. Сказки расширяют познания детей. Форма восприятия добра и зла у взрослых не является образной,а дети, наоборот, не могут воспринимать информацию в такой форме, им необходима образность, игра.

Поэтому роль детских сказок в воспитании детей не может быть не замечена. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь. Поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства - сказку. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, понять собственные его переживания.

Как извлечь пользу из сказок? В поисках смысла. Правильно ли мы понимаем и истолковываем сказки? Может быть, в сказках есть какой-нибудь скрытый смысл, о значении которого мы и не догадываемся? Ведь ребенку мало, просто прочитать сказку, поговорить о сюжете, дать характеристику героям, его надо научить обдумывать сказку, находить в ней скрытые смыслы и извлекать жизненные уроки. Анализировать героев сказок, их поступки и последствия - важная составляющая воспитательного процесса. Прежде чем начать чтение ребенку, следует самостоятельно проанализировать произведение и осмыслить то, что должно понять из сказки дети.

НАПРИМЕР, сказка «Репка» - история о взаимопомощи и не только… Взять, например, ту же сказку про репку, которая, между прочим, «живет» в двух вариантах, и каждый вариант сказки по-своему интересен. В старинных фольклорных сборниках в сказке «Репка» сначала все вполне знакомо: «Посадил дед репку…». Дальше - тоже ничего нового: позвал дед бабку, бабка позвала внучку, а внучка - Жучку… Совсем другим оказался конец сказки: «Позвала Жучка кошку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Утомились, пошли спать. А ночью пришла мышка и погрызла всю репку!». Вот тебе на! Хотя оба варианта сказки повествуют о труде, но «наш» вариант - это была история о взаимопомощи, а древний - о том, что всякое дело надо доводить до конца. Можно прочитать ребенку сказку в обеих вариантах и после поговорить о том, что он извлек из них, как понял. Самое главное - это приучать малыша с самого детства обдумывать ту информацию, которую он получает.

О смене дня и ночи в сказке про петушка Очень интересное толкование сказки «Петушок Золотой гребешок», в которой говорится не только об излишней доверчивости петушка, но и зашифрована притча о том, как день приходит на смену ночи. Петушок в этой истории играет еще одну роль - роль солнца. Образ лисы - это символическое обозначение ночи. Лиса-ночь выманивает петушка-солнце из домика, а потом хватает и несет очень уж далеко: «за высокие горы, за дремучие леса, за синие моря». А выручает петушка - кот. Кот в этой сказке означает утро.

Баба-Яга как образ мудрости и смерти. А какой богатый образ Бабы-Яги! Помните, какая она? Страшная, злая, живет в лесу и все время норовит кого-нибудь изжарить и съесть. Однако почему же тогда к Бабе-Яге часто приходят за советом то Иван-царевич, то Василиса Прекрасная? А откуда взялось это странное имя - «Баба-Яга»? «Баба» - это мать, главная женщина в древних культурах. «Яга» - огонь. Был глагол «ягать». «Ягать» - означало «кричать, вкладывая в этот крик все силы». Ягали охотники, роженицы. Выходит, что Баба-Яга была главная матерь, мудрая женщина, которая знала все. И не такая уж она была страшная, как кажется. Ведь нет ни одной сказки, где бы Баба-Яга жарила людей, она только хочет это сделать. Откуда взялось это в сказке? Оказывается, существовал такой обряд - припекание больного ребенка. Бабка-повитуха заговаривала хлебное тесто, заворачивала в него младенца, клала на лопату и засовывала в печь. Потом вынимала, разворачивала, а тесто отдавала собакам. Ребенок от такого прогревания часто выздоравливал. Так что, если толковать сказку с точки зрения истории культуры, то Баба-Яга вовсе не злодейка, а народный целитель. И таких примеров очень много.

Таким образом, сказка в воспитании – это всегда помощник и друг. Произведения, созданные русским народом, – это то, что особенно необходимо ребёнку для правильного, гармоничного развития и дальнейшего становления его как человека и личности. Они совершенствуют воображение, мышление, эмоциональную сферу, развивают память и речь и, конечно, на самых ранних этапах знакомят детей с категориями нравственности и морали, которые закладываются и остаются с ребятами в течение всей их последующей жизни.

Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости.

Сказки любят и дети и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты. Сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты.

Сказка - один из основных видов устного народного творчества. Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.

Народные сказки делятся на три группы:

  • - сказки о животных - самый древний вид сказки. В них свой круг героев. Животные разговаривают и ведут себя как люди. Лиса всегда хитрая, волк глуп и жаден, заяц труслив.
  • - бытовые сказки - герои этих сказок - крестьянин, солдат, сапожник - живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря находчивости, уму и смелости.
  • - волшебные сказки - герои волшебных сказок борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой. Большинство этих сказок связано с поиском невесты или похищенной жены.

Композиция сказки:

  • 1. Зачин. (“В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…”).
  • 2. Основная часть.
  • 3. Концовка. (“Стали они жить – поживать и добра наживать” или “Устроили они пир на весь мир…”).

Герои сказок:

Любимый герой русских сказок - Иван-царевич, Иван-дурак, Иван - крестьянский сын. Это бесстрашный, добрый и благородный герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе счастье.

Важное место в русских волшебных сказках отведено женщинам - красивым, добрым, умным и трудолюбивым. Это Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна или Синеглазка.

Воплощением зла в русских сказках чаще всего выступают Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и Баба Яга.

Баба Яга - один из самых древних персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в лесу в избушке на курьих ножках, ездит в ступе. Чаще всего она вредит героям, но иногда помогает.

Змей Горыныч - огнедышащее чудовище с несколькими головами, летающее высоко над землей,- тоже очень известный персонаж русского фольклора. Когда появляется Змей, гаснет солнце, поднимается буря, сверкает молния, дрожит земля.

Особенности русских народных сказок:

В русских сказках часто встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли…

Часто в русских сказках определение ставится после определяемого слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые; солнце красное; красавица писаная…

Характерны для русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил;- и глаголов: хвать вместо схватил, подь вместо пойди.

Языку сказок свойственно употребление имен существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают им уменьшительно – ласкательное значение: мал-еньк –ий, брат-ец, петуш-ок, солн-ышк-о…Все это делает изложение плавным, напевным, эмоциональным. Этой же цели служат и различные усилительно-выделительные частицы: то, вот, что за, ка…(Вот чудо-то! Пойду-ка я направо. Что за чудо!)

Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Не случайно А. С. Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Мифологические и сказочные персонажи стали героями произведений русского искусства, в первую очередь, народного, начиная с древнейших времен. Народное искусство – один из носителей национальной памяти. Именно в нем сохранились образы славянской мифологии. Зачастую эти образы настолько трансформировались со временем, что нам трудно понять, что изображено на том или ином произведении. Но многие персонажи узнаваемы. Это и русалки-фараонки, украшавшие дома в Нижегородской губернии, и образы Матери Сырой Земли в северных красно-белых вышивках, и сказочные птицы Сирин и Алконост, появляющиеся во многих видах народного искусства – вышивке, росписи по дереву, а также в лубочных картинках, и многие другие. В народной игрушке – глиняной (Дымковской и Каргопольской) и деревянной (Богородской) – также изображалось много сказочных персонажей – особенно популярны были и остаются герои пушкинских сказок.

При Петре I происходило активное приобщение к достижениям многовекового европейского, в том числе античного, искусства, в связи с чем в XVIII – первой половине XIX вв. в произведениях выпускников и преподавателей Академии художеств в Петербурге (живописцев И.Акимова , А.Лосенко , П.Соколова , К.Брюллова , П.Басина , А.Иванова , скульпторов И.Прокофьева , Ф.Гордеева , Ф.Щедрина , М.Козловского , Б.Орловского , И.Витали и многих других) появляются герои античной мифологии – Зевс и Фетида, Нарцисс и Гименей, Парис и Меркурий, Аполлон и Венера, Диана и Прометей). По заказу Петра I были заказаны в Италии и установлены в Летнем саду около 90 скульптур, в том числе на мифологические сюжеты (Аполлон и Диана, Рок и Немезида, нимфы, музы Талия и Терпсихора, Вертумн и Помона и многие другие).

Особая страница русского искусства в этот период – украшение интерьеров зданий, в том числе дворцов, входящих ныне в комплекс Русского музея, росписями и скульптурой на сюжеты античной мифологии. Это и плафоны С.Торелли , Дж.Валериани и Э.Липгарта в Мраморном и Строгановском дворцах, и рельефы А.Адамсона в Академических залах Михайловского дворца, и росписи на сюжеты гомеровских «Илиады» и «Одиссеи» А.Виги на стенах Белого зала Михайловского дворца.

Во второй половине XIX века пробуждается интерес к русской истории, к фольклору, к народному искусству. В произведениях профессиональных художников (в первую очередь В.М.Васнецова ) входят герои былин (богатыри Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич) и сказок (Аленушка, Иван-царевич, Кощей). На рубеже XIX-XX веков Н.К.Рерих обращается к теме былин в серии монументальных панно "Богатырский фриз", которые он исполнил для одного из петербургских особняков. М.А.Врубель создает своего «Богатыря», а также серию майоликовых скульптур на темы опер-сказок «Садко» и «Снегурочка». И.Я.Билибин находит свой собственный стиль книжного оформления, основой которого являются мотивы русского народного и средневекового искусства. Многие художники обращались в этот период и к античной мифологии: А.Н.Бенуа, В.А.Серов, Е.Е.Лансере, Н.Д.Милиоти, Н.К.Калмаков, М.Ф.Ларионов.

В 1933 году издательство Academia выпустило сборник «Калевала» с оригинальными иллюстрациями группы «мастеров аналитического искусства» школы П.Н.Филонова : Т.Н.Глебовой, А.И.Порет, М.П.Цыбасова и других. К теме этого всемирно известного карело-финского эпоса обращались и другие художники – Н.Кочергин, В.Курдов, М.Мечев, Г.Стронк, Т.Юфа .

В XX веке сказочные образы живут, в первую очередь, в народном искусстве и в книжной иллюстрации. Особая роль в формировании облика советской детской книги принадлежит издательству «Детгиз» , созданному в Ленинграде 1933 году. Это издательство называли «университетом» для иллюстраторов детской книги. Художественную редакцию возглавлял В.Лебедев, под руководством которого работали В.Конашевич, В.Курдов, Ю.Васнецов, Н.Тырса, А.Пахомов, Е.Чарушин, А.Якобсон и многие другие.

Более 200 книг оформила Т.Маврина , единственный советский художник, удостоенный премии имени Г.Х.Андерсена за вклад в иллюстрирование детских книг.

В наши дни сказочные темы чаще всего появляются в народном искусстве – в миниатюрной росписи Палеха, Холуя, Мстеры, в богородской, дымковской и каргопольской игрушках.

Приглашаем к участию в виртуальной выставке музеи, участвующие в нашем проекте!