Серый цвет в романе преступление и наказание. Курсовая работа Символика цвета в романе Ф

Серый цвет в романе преступление и наказание. Курсовая работа Символика цвета в романе Ф

В произведениях Ф. М. Достоевского много цветовых символов. Встречаются они довольно часто и в романе «Преступление и наказание». Именно цвет помогает понять душевное состояние героев произведения. Чаще всего на страницах романа встречается жёлтый цвет. Это – «жёлтенькие обои» в комнате Раскольникова и других героев. «Пожелтелая кацавейка» у Алёны Ивановны. У Сони – «жёлтый билет».

У Лужина перстень с жёлтым камнем. Жёлтая мебель, жёлтое лицо, желтые рамки, сахар тоже жёлтого цвета. Ощущение от такой цветовой гаммы не радостное, не солнечное, а наоборот — гнетущее. Эти детали отражают безысходность, с которой сталкиваются наши герои, и предвещают недобрые события. В «Преступлении и наказании» жёлтый цвет имеет грязный оттенок, это цвет болезни, душевного расстройства. Характерной чертой, по которой мы узнаём людей, затронутых болезнью, это нездоровый жёлтый цвет. У Сони бледное лицо «с горящими глазами». У Порфирия Петровича «жёлтое лицо». Жёлтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, женщина-самоубийца с жёлтым испитым лицом. Бледность и желтизна – основная портретная характеристика героев романа.

Для описания внутреннего состояния героев Достоевский использует слово жёлчный, которое имеет дополнительный смысл – злой, горький. Давайте вспомним, как Раскольников просыпается в своей комнате с желтенькими обоями, а состояние его жёлчное, раздражительное. Находясь в своей жёлтой каморке, герой жёлчно улыбается. Такая обстановка душит, давит, заставляет в голове вынашивать чудовищные теории. Часто в романе встречается красный цвет. И оттенков у него множество: от розового до багряного.

Самой яркой является сцена убийства старухи-процентщицы. Лужи крови, красный сафьян, красный гарнитур. Данный цвет – символ действия, активности. Раскольников идёт на убийство, как на казнь. Но всё равно идёт.

Сил у него почти нет. Они появляются только после первого удара топором, что символично: чувствуется в этом какая-то животная жажда крови. Герой вытирает красные от крови руки об красный гарнитур, чтоб незаметней было. И молодые мужики из первого сна Раскольникова, которые добивают лошадёнку, тоже с красными, как морковь, лицами. Проснувшись, Раскольников видит ярко-красный закат и понимает, что не сможет совершить задуманное, что идея его безумна. И природа как бы поддерживает героя в этом решении. Разные оттенки красного цвета скрываются и в именах героев. Родион по-гречески означает розовый. Это символично, ведь розовый цвет ассоциируется с незащищенностью, ранимостью, добротой.

Хотя герой совершает страшное преступление, мы помним и добрые его поступки. Он отдаёт последние гроши Мармеладовым, спасает от старого развратника девочку на бульваре. Имя Порфирий с греческого означает багряный. А порфира – багряница, что тоже вызывает определённые ассоциации. Ведь именно Порфирий будет главным мучителем Раскольникова.

На фоне болезненно-жёлтого выделяются и другие цвета. Например, голубой и синий. У Сонечки «замечательные голубые глаза». Кроме жёлтых обоев, в комнате героини есть синяя скатерть, что тоже ассоциируется с чистым, спокойным небом. Раскольникову перед убийством старухи кажется, что он в пустыне. Поэтому герой жадно пьёт спасительную воду из родника. Таким спасением для Родиона Раскольникова в эпилоге романа станет и Сонечка со своими «замечательными голубыми глазами». У Свидригайлова тоже голубые глаза, но смотрит он тяжело и пристально.

Мы видим, как Достоевский по-разному использует оттенки одного и того же цвета. Встречается в романе и зелёный цвет. В первом сне Раскольникова на фоне пьяных рож, пыльной, чёрной дороги, чернеющего леса вдруг появляется зелёный купол церкви как символ надежды на лучшее. Зелёный цвет в романе – символ защиты. После пробуждения Раскольников сидит под кроной зелёного дерева. Дочь купчихи, которая принимает Раскольникова за нищего и подаёт ему милостыню, в руках держит зелёный зонтик, чем-то напоминающий купол церкви. Сонечка после своего грехопадения укутывается в зелёный драдедамовый платок.

Известно, что зелёный цвет – символ Богородицы. И зелёный цвет платка подчёркивает святость героини. В этом же зелёном платке героиня появляется и в эпилоге романа, когда в душе Раскольникова происходит перелом и он возрождается к новой жизни. Используя зелёный цвет, автор подчеркивает, что доброта находится под покровом святости. Использует Достоевский и символику других цветов. Чёрный – неизвестность. Раскольников, идя на убийство, поднимается по «чёрной лестнице», входит в пустоту тёмной комнаты старухи-процентщицы и этим обрекает себя на гибель. Контрастен чёрному белый цвет, который является не только символом чистоты, невинности, но и скорби, печали. Ярким подтверждением этому является сон Свидригайлова о девочке-утопленнице, которая предпочла смерть позору. Здесь мы видим и белое платье, и белый рюш, мраморного цвета руки, светлые волосы.

Белые нарциссы с зелёными стеблями, которые у некоторых народов возлагают на могилы. Такого повторения цвета мы не встретим даже в сцене убийства старухи. У Сони белокурые волосы, у Свидригайлова тоже, но только с проседью. Но если цвет волос Сони – это символ святости, то у Свидригайлова – это оболочка, которая скрывает страшного грешника. Один и тот же цвет помогает писателю показать разную сущность героев. Серый цвет в роман также символичен. Разумихин покупает Раскольникову вещи серого цвета, но он их даже не хочет примерять.

Серый и серость – однокоренные слова. Герой романа точно не хочет быть незамеченным, о чём говорит его теория. Подтверждением этого является и рыжая шляпа героя. Ведь Раскольников пытается доказать прежде всего самому себе, что он «право имеет», а не «тварь дрожащая». И вот это нежелание героя примерять одежду серого цвета тоже помогает понять сущность его теории. Таким образом, использование различной цветовой гаммы в романе Достоевского «Преступление и наказание» помогает раскрыть идею произведения, характеры героев и их душевное состояние.

В романе Достоевского «Преступление и наказание» множество символических деталей. Символичны имена героев, многозначительны открывающиеся пейзажи, интерьеры. Характерен и цветовой колорит романа, его цветовая гамма.

Исследователи творчества Достоевского не раз отмечали преобладание в цветовой гамме романа одного цвета — желтого. Действительно, все действие в романе происходит практически на желтом фоне.

Желтый тон в романе проникает не только в интерьер, но и в портрет. Алена Ивановна одета в пожелтелую меховую кацавейку, в комнате ее — желтые обои, мебель из желтого дерева, картинки в желтых рамках. У Раскольникова «исхудалое, бледно-желтое лицо», в комнате его — «грязные, желтые обои», когда Родиону становится плохо, ему подают «желтый стакан, наполненный желтою водою». «Больное, темно-желтое лицо» у Порфирия Петровича, в кабинете его — казенная мебель, «из желтого, отполированного дерева». У Катерины Ивановны — «бледно-желтое, иссохшееся лицо», «отекшее от постоянного пьянства, желтое лицо» у Мармеладова, в комнате Сони — «желтоватые обшмыганные и истасканные обои».

В желтых тонах дан в «Преступлении и наказании» и образ Петербурга. Вот, стоя на мосту, Раскольников видит женщину «с желтым, продолговатым испитым лицом». Неожиданно она бросается в воду. Раскольников узнает, что у нее уже не первая попытка самоубийства. Раньше она «удавиться хотела», «с веревки сняли». В этой сцене воплощается мотив безысходности, тупика, когда человеку «уже некуда идти». Уныло и грязно смотрятся ярко-желтые домики на Большом проспекте, неподалеку от которого застрелился Свидригайлов.

Каков же смысл этого желтого колорита в романе Достоевского?

Известно, что желтый цвет — цвет солнца, цвет жизни, радости, энергии, располагающий к общению и открытости. В романе же значение этого цвета как будто перевернуто: он зачастую обрамляет бедность, болезни и смерть. Раскольников сидит в одиночестве в своей «желтой каморе», перед смертью Свидригайлов снимает номер в дешевой гостинице, и в комнате его — все те же грязные, желтые обои.

В постоянном, демонстративном использовании этого цвета — горькая ирония Достоевского и одновременно глубокий гуманистический подтекст. Желтый цвет, ставший в романе грязным, яркость которого приглушена, — это приглушенные, затушеванные грязью жизни, приглушенное жизнелюбие, способности и таланты, задавленная радость творчества, невостребованные человеческие силы и возможности. Вместе с тем Достоевский дает нам понять, что его герои, потерянные и одинокие, больные и задавленные бедностью, тоже достойны нормальной жизни. Это одно из значений желтого цветового фона.

Однако не стоит забывать, что желтый цвет при всей его жизненной силе — очень импульсивный цвет, цвет, будящий воображение, активизирующий деятельность мозга, подвигающий человека к действиям.

Желтый цвет в романе постоянно сопровождает Раскольникова, и мысли его действительно очень беспокойны, а поступки — импульсивны. Иногда герой впадает в беспамятство, иногда становится необычайно активным, энергичным.

Кроме того, здесь угадывается еще одно значение желтого цвета. Желтый цвет напоминает нам солнце, солнце ассоциируется с властью, величием (король-солнце Людовик XIV). Идея власти присутствует и в теории Раскольникова: «власть над всем муравейником», над тварями дрожащими — именно этого жаждет герой в романе.

Однако в критике встречаются и другие интерпретации желтого фона у Достоевского. С. М. Соловьев, например, считает, что желтый цвет ассоциируется здесь с атмосферой болезненности, печали, подавленности.

Кроме того, не стоит забывать о том, что «Преступление и наказание» — петербургский роман. А Петербург второй половины XIX века — город «золотого мешка». «Страсть к золоту сильнее любви, в царстве денежных отношений любовь, красота, женщина, ребенок...превращаются в товар, которым можно торговать...» — писал В. Я. Кирпотин. Поэтому желтый цветовой фон в романе, кроме того, символизирует золото, товарно-денежные отношения.

Кроме желтого цвета, в описаниях природы, в портретах в романе Достоевского часто встречается красный цвет, который связан в основном с образом Раскольникова. В своем первом сне он видит больших, пьяных мужиков в красных рубахах. У них красные лица. Рядом сидит «бабенка» в красном. На мосту Раскольников видит закат «яркого, красного солнца». Процентщице он закладывает «маленькое золотое колечко с тремя красными камешками». Под кроватью Алены Ивановны он находит укладку, «обитую красным сафьяном». Под белой простыней у старухи лежит заячья шубка, «крытая красным гарнитуром». Красный цвет здесь воплощает собой агрессию, ярость, гнев. Крайнее воплощение его — кровь.

Таким образом, цветовой колорит романа соответствует его сюжетной схеме и идейному содержанию. Все позитивное, радостное в жизни героев настолько затушевано, размыто и приглушено, что в человеке начинает доминировать агрессивное, разрушительное начало, льется кровь. Так, цветовой фон сливается в романе с его философской направленностью, мыслями о мире и человеке.

В произведениях Ф. М. Достоевского много цветовых символов. Встречаются они довольно часто и в романе «Преступление и наказание». Именно цвет помогает понять душевное состояние героев произведения.

Чаще всего на страницах романа встречается жёлтый цвет. Это – «жёлтенькие обои» в комнате Раскольникова и других героев. «Пожелтелая кацавейка» у Алёны Ивановны. У Сони – «жёлтый билет». У Лужина перстень с жёлтым камнем. Жёлтая мебель, жёлтое лицо, желтые рамки, сахар тоже жёлтого цвета. Ощущение от такой цветовой гаммы не радостное, не солнечное, а наоборот — гнетущее. Эти детали отражают безысходность, с которой сталкиваются наши герои, и предвещают недобрые события.

В «Преступлении и наказании» жёлтый цвет имеет грязный оттенок, это цвет болезни, душевного расстройства. Характерной чертой, по которой мы узнаём людей, затронутых болезнью, это нездоровый жёлтый цвет. У Сони бледное лицо «с горящими глазами». У Порфирия Петровича «жёлтое лицо». Жёлтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, женщина-самоубийца с жёлтым испитым лицом. Бледность и желтизна – основная портретная характеристика героев романа.

Для описания внутреннего состояния героев Достоевский использует слово жёлчный, которое имеет дополнительный смысл – злой, горький. Давайте вспомним, как Раскольников просыпается в своей комнате с желтенькими обоями, а состояние его жёлчное, раздражительное. Находясь в своей жёлтой каморке, герой жёлчно улыбается. Такая обстановка душит, давит, заставляет в голове вынашивать чудовищные теории.

Часто в романе встречается красный цвет. И оттенков у него множество: от розового до багряного.
Самой яркой является сцена убийства старухи-процентщицы. Лужи крови, красный сафьян, красный гарнитур. Данный цвет – символ действия, активности. Раскольников идёт на убийство, как на казнь. Но всё равно идёт. Сил у него почти нет. Они появляются только после первого удара топором, что символично: чувствуется в этом какая-то животная жажда крови. Герой вытирает красные от крови руки об красный гарнитур, чтоб незаметней было. И молодые мужики из первого сна Раскольникова, которые добивают лошадёнку, тоже с красными, как морковь, лицами. Проснувшись, Раскольников видит ярко-красный закат и понимает, что не сможет совершить задуманное, что идея его безумна. И природа как бы поддерживает героя в этом решении.

Разные оттенки красного цвета скрываются и в именах героев. Родион по-гречески означает розовый. Это символично, ведь розовый цвет ассоциируется с незащищенностью, ранимостью, добротой. Хотя герой совершает страшное преступление, мы помним и добрые его поступки. Он отдаёт последние гроши Мармеладовым, спасает от старого развратника девочку на бульваре.

Имя Порфирий с греческого означает багряный. А порфира – багряница, что тоже вызывает определённые ассоциации. Ведь именно Порфирий будет главным мучителем Раскольникова.

На фоне болезненно-жёлтого выделяются и другие цвета. Например, голубой и синий. У Сонечки «замечательные голубые глаза». Кроме жёлтых обоев, в комнате героини есть синяя скатерть, что тоже ассоциируется с чистым, спокойным небом. Раскольникову перед убийством старухи кажется, что он в пустыне. Поэтому герой жадно пьёт спасительную воду из родника. Таким спасением для Родиона Раскольникова в эпилоге романа станет и Сонечка со своими «замечательными голубыми глазами».

У Свидригайлова тоже голубые глаза, но смотрит он тяжело и пристально. Мы видим, как Достоевский по-разному использует оттенки одного и того же цвета.

Встречается в романе и зелёный цвет. В первом сне Раскольникова на фоне пьяных рож, пыльной, чёрной дороги, чернеющего леса вдруг появляется зелёный купол церкви как символ надежды на лучшее. Зелёный цвет в романе – символ защиты. После пробуждения Раскольников сидит под кроной зелёного дерева. Дочь купчихи, которая принимает Раскольникова за нищего и подаёт ему милостыню, в руках держит зелёный зонтик, чем-то напоминающий купол церкви. Сонечка после своего грехопадения укутывается в зелёный драдедамовый платок. Известно, что зелёный цвет – символ Богородицы. И зелёный цвет платка подчёркивает святость героини. В этом же зелёном платке героиня появляется и в эпилоге романа, когда в душе Раскольникова происходит перелом и он возрождается к новой жизни. Используя зелёный цвет, автор подчеркивает, что доброта находится под покровом святости.

Использует Достоевский и символику других цветов. Чёрный – неизвестность. Раскольников, идя на убийство, поднимается по «чёрной лестнице», входит в пустоту тёмной комнаты старухи-процентщицы и этим обрекает себя на гибель.
Контрастен чёрному белый цвет, который является не только символом чистоты, невинности, но и скорби, печали. Ярким подтверждением этому является сон Свидригайлова о девочке-утопленнице, которая предпочла смерть позору. Здесь мы видим и белое платье, и белый рюш, мраморного цвета руки, светлые волосы. Белые нарциссы с зелёными стеблями, которые у некоторых народов возлагают на могилы. Такого повторения цвета мы не встретим даже в сцене убийства старухи.

У Сони белокурые волосы, у Свидригайлова тоже, но только с проседью. Но если цвет волос Сони – это символ святости, то у Свидригайлова – это оболочка, которая скрывает страшного грешника. Один и тот же цвет помогает писателю показать разную сущность героев.

Серый цвет в роман также символичен. Разумихин покупает Раскольникову вещи серого цвета, но он их даже не хочет примерять. Серый и серость – однокоренные слова. Герой романа точно не хочет быть незамеченным, о чём говорит его теория. Подтверждением этого является и рыжая шляпа героя. Ведь Раскольников пытается доказать прежде всего самому себе, что он «право имеет», а не «тварь дрожащая». И вот это нежелание героя примерять одежду серого цвета тоже помогает понять сущность его теории.

Таким образом, использование различной цветовой гаммы в романе Достоевского «Преступление и наказание» помогает раскрыть идею произведения, характеры героев и их душевное состояние.

    • Обнищавший и опустившийся студент Родион Романович Раскольников – центральный персонаж эпохального романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Образ Сони Мармеладовой необходим автору для создания морального противовеса теории Раскольникова. Молодые герои находятся в критической жизненной ситуации, когда необходимо принять решение, как жить дальше. С самого начала повествования Раскольников ведет себя странно: он подозрителен и тревожен. В зловещий замысел Родиона Романовича читатель […]
    • Бывший студент Родион Романович Раскольников – главный герой «Преступления и наказания», одного из самых известных романов Федора Михайловича Достоевского. Фамилия этого персонажа говорит читателю о многом: Родион Романович – человек с расколотым сознанием. Он изобретает собственную теорию деления людей на два «разряда» – на «высших» и «тварей дрожащих». Эту теорию Раскольников описывает в газетной статье «О преступлении». Согласно статье, «высшие» наделяются правом переступить через нравственные законы и во имя […]
    • Соня Мармеладова – героиня романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Бедность и крайне безнадежное семейное положение вынуждают эту молодую девушку зарабатывать на панели. Читатель впервые узнает о Соне из адресованного Раскольникову рассказа бывшего титулярного советника Мармеладова – ее отца. Алкоголик Семен Захарович Мармеладов прозябает вместе с женой Катериной Ивановной и тремя маленькими детьми – жена и дети голодают, Мармеладов пьет. Соня – его дочь от первого брака – живет на […]
    • «Красота спасет мир», – написал Ф. М. Достоевский в своем романе «Идиот». Эту красоту, которая способна спасти и преобразовать мир, Достоевский искал на протяжении всей своей творческой жизни, поэтому почти в каждом его романе есть герой, в котором и заключена хотя бы частичка этой красоты. Причем писатель имел в виду вовсе не внешнюю красоту человека, а его нравственные качества, которые и превращают его в действительно прекрасного человека, который своей добротой и человеколюбием способен внести частичку света […]
    • Роман Ф. М. Достоевского назван «Преступление и наказание». Действительно, в нем есть преступление – убийство старухи‑процентщицы, и наказание – суд и каторга. Однако для Достоевского главным был философский, нравственный суд над Раскольниковым и его бесчеловечной теорией. Признание Раскольникова не связано окончательно с развенчанием самой идеи возможности насилия во имя блага человечества. Раскаяние приходит к герою только после его общения с Соней. Но что же тогда заставляет Раскольникова пойти в полицейский […]
    • Герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» – бедный студент Родион Раскольников, вынужденный сводить концы с концами и поэтому ненавидящий сильных мира сего за то, что они попирают слабых людей и унижают их достоинство. Раскольников очень чутко воспринимает чужое горе, пытается как‑то помочь беднякам, но вместе с тем понимает, что изменить что‑либо не в его силах. В его страдающем и измученном мозгу рождает теория, согласно которой все люди разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных». […]
    • В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский показал трагедию личности, которая видит многие противоречия своей эпохи и, запутавшись окончательно в жизни, создает теорию, которая идет вразрез с главными человеческими законами. Идея Раскольникова о том, что есть люди – «твари дрожащие» и «право имеющие», находит в романе много опровержение. И, пожалуй, самым ярким разоблачением этой идеи является образ Сонечки Мармеладовой. Именно этой героине суждено было разделить глубину всех душевных мук […]
    • Тема «маленького человека» является одной из центральных тем в русской литературе. Ее затрагивали в своих произведениях и Пушкин («Медный всадник»), и Толстой, и Чехов. Продолжая традиции русской литературы, особенно Гоголя, Достоевский с болью и любовью пишет о «маленьком человеке», живущем в холодном и жестоком мире. Сам писатель заметил: «Все мы вышли из “Шинели” Гоголя». Тема «маленького человека», «униженных и оскорбленных» особенно сильно прозвучала в романе Достоевского «Преступление и наказание». Одну […]
    • Человеческая душа, ее страдания и мучения, муки совести, нравственное падение, и духовное возрождение человека всегда интересовали Ф. М. Достоевского. В его произведениях встречается много персонажей, наделенных поистине трепетным и чутким сердцем, людей, добрых по природе, но по тем или иным причинам оказавшихся на нравственном дне, потерявших уважение к себе как личности или опустивших свою душу в моральном плане. Некоторые из этих героев так никогда и не поднимаются на прежний уровень, а становятся настоящими […]
    • В центре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» находится характер героя 60‑х гг. XIX в., разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху‑процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету. Убийство – это страшное преступление, но читатель не воспринимает Раскольникова отрицательным героем; он предстает героем трагическим. Достоевский наделил своего героя прекрасными чертами: Раскольников был «замечательного хорош собою, с […]
    • Во всемирно известном романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» образ Родиона Раскольникова является центральным. Читатель воспринимает происходящее именно с точки зрения этого персонажа – обнищавшего и опустившегося студента. Уже на первых страницах книги Родион Романович ведет себя странно: он подозрителен и тревожен. Мелкие, совершенно незначительные, казалось бы, происшествия он воспринимает весьма болезненно. Например, на улице его пугает внимание к его шляпе – и Раскольников тут […]
    • Роман Достоевского «Преступление и наказание» можно читать и перечитывать несколько раз и все время находить в нем что-то новое. Читая его впервые, мы следим за развитем сюжета и задаемся вопросами о правильности теории Раскольникова, о святой Сонечке Мармеладовой и о «хитрости» Порфирия Петровича. Однако, если мы откроем роман во второй раз, появляются и другие вопросы. Например, почему именно тех, а не иных героев вводит автор в повествование, и какую роль они играют во всей этой истории. Роль эта на первый […]
    • Раскольников Лужин Возраст 23 года Около 45 лет Род занятий Бывший студент, бросил учебу из-за невозможности платить Преуспевающий юрист, надворный советник. Внешность Очень хорош собой, темно-русые волосы, темные глаза, стройный и тонкий, рост выше среднего. Одевался чрезвычайно плохо, автор указывает, что другой человек даже постыдился бы в таком выходить на улицу. Немолод, осанист и чопорен. На лице постоянно выражение брюзгливости. Темные бакенбарды, волосы завиты. Лицо свежее и […]
    • Порфирий Петрович - пристав следственных дел, дальний родственник Разумихина. Это человек умный, хитрый, проницательный, ироничный, незаурядный. Три встречи Раскольникова со следователем - своеобразный психологический поединок. У Порфирия Петровича нет улик против Раскольникова, но он убежден, что тот - преступник, и свою задачу как следователя видит либо в том, чтобы найти улики, либо в его признании. Вот как Порфирий Петрович описывает свое общение с преступником: «Видали бабочку перед свечкой? Ну, так он все […]
    • Ф. М. Достоевский был настоящим писателем‑гуманистом. Боль за человека и человечество, сострадание к попранному человеческому достоинству, желание помочь людям постоянно присутствуют на страницах его романа. Герои романов Достоевского – это люди, желающие найти выход из жизненного тупика, в котором оказались по разным причинам. Они вынуждены жить в жестоком мире, который порабощает их умы и сердца, заставляет действовать и поступать так, как людям не хотелось бы, или как бы они не поступили, находясь в других […]
    • Соня Мармеладова для Достоевского – это то же самое, что для Пушкина Татьяна Ларина. Любовь автора к своей героине мы видим повсюду. Мы видим, как он восхищается ею, боготоворит и где-то даже ограждает от несчастий, как ни странно это звучит. Соня – это символ, божественный идеал, жертва во имя спасения человечества. Она как путеводная нить, как нравственный образец, несмотря на ее занятие. Соня Мармеладова – антагонист Раскольникова. И если разделять героев на положительных и отрицательных, то Раскольников будет […]
    • В центpе pомана Ф. М. Достоевского "Пpестyпление и наказание" - хаpактеp геpоя шестидесятых годов девятнадцатого века, pазночинца, бедного стyдента Родиона Раскольникова.Раскольников совеpшает пpестyпление: yбивает стаpyхy-пpоцентщицy и ее сестpy, безобиднyю, пpостодyшнyю Лизаветy. Престуление страшное, но я, как, наверное, и другие читатели, не воспринимаю Раскольникова отрицательным героем; мне он кажется героем трагическим. В чем же трагедия Раскольникова? Своего героя Достоевский наделил прекрасными […]
    • Тема «маленького человека» была продолжена в социально-бытовом, психологическом, философском романе-рассуждении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866). В этом романе тема «маленького человека» прозвучала намного громче. Место действия – «желтый Петербург», с его «желтыми обоями», «желчью», шумными грязными улочками, трущобами и тесными двориками. Таков мир нищеты, невыносимых страданий, мир в котором у людей рождаются больные замыслы (теория Раскольникова). Такие картины одна за другой появляются […]
    • Истоки романа восходят ко времени каторги Ф.М. Достоевского. 9 октября 1859 года он писал брату из Твери: «В декабре я начну роман... Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения...» Первоначально Достоевский задумал написать "Преступление и наказание" в […]
    • Одним из сильнейших моментов романа «Преступление и наказание» является его эпилог. Хотя, казалось бы, кульминация романа давно миновала, и события видимого «физического» плана уже произошли (задумано и содеяна страшное преступление, совершено признание, приведено в исполнение наказание), на самом деле только в эпилоге роман достигает своего подлинного, духовного пика. Ведь, как выясняется, совершив признание, Раскольников не раскаялся. «Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес […]

  • Роман «Преступление и наказание» занимает особое место в творчестве Ф. М. Достоевского. Никогда раньше он так широко не изображал нищету и страдания обездоленных, бесчеловечность и жестокость современной ему жизни. Трагическому содержанию романа соответствуют образные средства, используемые писателем. Это портреты героев, их речевая характеристика, описание их комнат, городские пейзажи.
    Важную роль в образном строе романа играет цвет. Особенно интересно то, что автор использует в произведении всего несколько цветов. Самый важный цвет в романе - желтый. Отчасти это произошло потому, что «Преступление и наказание» - петербургский роман, а в русской литературе образ Петербурга часто ассоциировался с желтым цветом. И это не только потому, что цвет многих официальных и парадных зданий Петербурга - желтый, но и потому, что желтый цвет - это цвет предательства, горя, болезни. Критик Соловьев, специально занимавшийся изучением цветового фона произведений Достоевского, пришел к выводу, что «Преступление и наказание» создано при использовании фактически одного желтого фона. Этот желтый фон - великолепное дополнение к драматическим переживаниям героев. «Желтый цвет уже сам по себе создает, вызывает, дополняет, усиливает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, болезненности, печали», - делает вывод Соловьев.
    Действительно, Петербург Достоевского болен, и больны, нравственно и физически, большинство персонажей его произведения. Важной чертой, по которой мы узнаем «больную» обстановку и больных людей, является неприятный, навязчивый, нездоровый желтый цвет, которым полны описания в романе. Это желтые обои и мебель желтого дерева в комнате старухи-процентщицы, «желтое от постоянного пьянства» лицо Мармеладова, встреченного Раскольниковым в распивочной, желтая, «похожая на шкаф или на сундук», производящая гнетущее впечатление каморка самого Раскольникова, женщина-самоубийца с желтым испитым лицом. С развитием действия желтого цвета становится все больше. В комнате у Сони - «желтоватые обшмыганные и истасканные обои». В кабинете у Порфирия Петровича - «мебель из отполированного желтого дерева». В номере гостиницы, где остановился Свидригайлов, - желтый цвет обоев. И даже перстень на руке у Лужина украшен желтым камнем. Эти детали отражают безысходную атмосферу существования главных героев и предвещают что-то недоброе. Наконец, принципиально важно то, что Сонечка Мармеладова живет по желтому билету, который олицетворяет все низкое, подлое, унизительное и грешное в жизни. (Содержание этого абзаца явно можно было бы развернуть и написать гораздо подробнее о значении желтого цвета в каждом из описанных контекстов.)
    Следует обратить внимание также на сопоставление двух однокоренных слов - желтый и желчный, которые не раз встречаются в романе рядом. О Раскольникове, например, говорится: «Тяжелая, желчная, злая улыбка змеилась по его губам», «Наконец ему стало душно и тесно в этой желтой каморке». Писатель показывает взаимодействие внутреннего и внешнего, мироощущения героя и окружающего мира. В этом взаимодействии, видимо, и заключен тот сложный смысл, который приобретает в романе желтый цвет.
    Однако в «Преступлении и наказании» мы иногда видим и зеленый цвет, цвет надежды. Это цвет зелени на Островах, где Раскольников видит хоть что-то живое и прекрасное. Символично, что это также цвет «фамильного» мармеладовского платка. Этот платок, как крест, носит Катерина Ивановна, а за ней и Соня. Платок олицетворяет одновременно страдания, которые выпадают на долю его обладательниц, и их искупительную силу, приводящую к нравственному возрождению. Отправляясь за Раскольниковым, который идет признаваться в совершенном преступлении, Соня накидывает на голову этот платок. Она готова принять на себя страдание и искупить этим вину героя. В эпилоге, в сцене, предвещающей возрождение Раскольникова, Соня появляется в этом же платке. В этот момент зеленый цвет страданий и надежды главных героев произведения оказывается более значимым, чем желтый цвет страдания и безнадежности.
    В этой победе зеленого над желтым - важный символический смысл. Достоевский надеется на лучшее будущее героев. В противоборстве добра и зла побеждает добро. Достоевский верит в человека… И в этой вере заключена художественная сила произведений писателя.

    ---
    Тема сочинения раскрыта, все основные положения верны. Работа написана хорошим литературным языком. Однако краткость и даже некоторая конспективность изложения, а также чрезмерная ориентация на критическую литературу не дают возможности поставить «отлично». Оценка - «хорошо» .

    Лекция, реферат. Роль цвета в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.











    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
    «ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ А. П. ЧЕХОВА»
    Факультет_______ русского языка и литературы _____________________
    Кафедра____________ литературы _ __________________________
    Курсовая работа
    Тема. Символика цвета в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

    Курсовая работа
    Студента 5 курса
    Морозовой Марии
    ОЗО литфак

    Научный руководитель:
    к. ф. н., доц. Кондратьева В. В.

    Таганрог
    2012
    ОГЛАВЛЕНИЕ
    ВВЕДЕНИЕ
    ГЛАВА1. ЦВЕТОПИСЬ КАК ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
    ГЛАВА 2. СИМВОЛИКА ЦВЕТА В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
    2.1. РОЛЬ ЦВЕТА В СОЗДАНИИ ОБРАЗА РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА
    2.2. РОЛЬ ЦВЕТА В СОЗДАНИИ ОБРАЗА СОНИ МАРМЕЛАДОВОЙ
    2.3. РОЛЬ ЦВЕТА В СОЗДАНИИ ОБРАЗА ПЕТЕРБУРГА
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    ВВЕДЕНИЕ
    Настоящая работа представляет собой попытку выявления и исследования символического значения цвета в прозе Ф. М. Достоевского. Стремление наиболее полно выявить множество очевидных и скрытых смыслов, содержащихся в образах, диктуется желанием понять духовный мир писателя и систему его ценностей.
    Содержание работы находится в русле тенденций современного литературоведения, активно разрабатывающего проблему интерпретации художественного текста.
    Чтобы понять глубинный смысл произведения, нужно знать "язык цветов", их символический смысл. В работе выявлена символика цветов в русской литературе на примере романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание».
    Актуальность данной работы определяется следующими фактами:
    1) Символика цвета в романе Достоевского Ф.М. «Преступление и наказание» недостаточно изучена.
    2) Достоевский по праву считается одним из лучших писателей в мире. Тонкий психологический анализ внутреннего мира героев его романов ещё глубже раскрывается через призму символики цвета, где не последнее место занимают христианские символы.
    Несмотря на большое количество работ, исследующих смысловое многообразие произведений писателя, этот аспект изучения его творчества остается актуальным, поскольку процесс постижения смысла великих художественных творений, к числу которых принадлежат произведения Ф.М. Достоевского, нескончаем. Никакому акту осмысления произведений искусства (даже самому проникновенному и глубокому) не дано оказаться единственно и исчерпывающе правильным, ведь любой художественный текст является, по определению Б. М. Гаспарова, «частицей непрерывно движущегося потока человеческого опыта» и каждый раз существует в новой смысловой среде, какой является «каждый новый случай предложения и восприятия текста».
    Предмет исследования: Символика цвета в романе Достоевского Ф. М. «Преступление и наказание».
    Объект исследования: роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
    Целью исследования данной работы является раскрытие символики цвета в романе «Преступление и наказание».
    Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
    Задачи:
    1) Изучить теорию вопроса по проблеме цветописи в художественном тексте.
    2) Исследование теоретического материала по символике цвета.
    3) Перечислить цвета в романе Ф. М. Достоевского и выявить их связь с образами героев.
    4)Анализ символики цвета «Преступления и наказания»
    Теоретико-методологическую базу исследования составляют работы, в которых рассмотрены теория определения символа, проблемы символа и его связь с реалистическим искусством (А.Ф. Лосев, С.С. Аверинцев, А.П. Квятковский), работы по изучению символики света Достоевского в данном произведении (А.Ф. Лосев, К.В. Мочульский).

    ГЛАВА 1. ЦВЕТОПИСЬ КАК ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
    ...Символ только тогда истинный символ,
    когда он неисчерпаемо беспределен в своем значении. Он многолик, многосмыслен и всегда темен в своей глубине.

    Д. Мережковский(О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы)

    Вопрос об использовании цвета в литературном творчестве как особого приема, средства передачи авторского сознания и особенности идиостиля еще тщательно не разработан, не имеет четкой теоретической основы. Но говорить об абсолютном отсутствии информации по данной теме нельзя, так как цвет изучается и в других сферах: дизайне, психолингвистике, искусстве вообще, иконографии, фольклоре и мифологии.
    Цветопись – Искусство передачи цветов, красок окружающего мира языком художественного произведения.[Кузнецов А. С. эл. ресурс]
    Для исследователей цвет в литературе имеет особый, исключительный интерес, так как писатель, как и любой человек, использует его интуитивно, подсознательно, что говорит об индивидуальном миросозерцании, неординарном взгляде на окружающий мир. Хотя употребление того или иного цвета может быть объяснено религиозными убеждениями, образованием, воспитанием, именно в этом и есть принципиальное различие цвета в литературе от цвета, например, в живописи, где использование цвета часто, но не всегда, подчинено традициям, в которой колорит входит в систему изучения живописи непосредственно. Закономерность в использовании цветообозначений уходит корнями в глубокую древность. В памятниках древнерусской письменности преимущественно названными, по свидетельству Д. С. Лихачева, оказываются белый, черный, красный цвета [Лихачев Д. С. эл ресурс]. В работе Л. В. Зубовой та же особенность отмечена и для русской классической литературы.[Зубова Л. В. эл. ресурс] Проблема цвета интересует представителей разных наук.
    С помощью цвета можно вызвать у читателя сложную гамму чувств и настроений при восприятии художественного произведения, так как он обладает огромной силой эмоционального воздействия, способностью выражать не только "видимые", внешние признаки, но и тончайшие психологические состояния. На протяжении всей своей истории человечество выработало целую систему ассоциаций, связанных с тем или иным цветом, имеющих особое символическое значение. Следует также помнить, что в каждой национальной культуре присутствует специфическое восприятие цвета. Все это необходимо учитывать при анализе произведений, для обозначения стиля автора.
    Все цветообозначения можно условно разделить на две функциональные группы:1)называющие цвет предмета в натуре[Лихачев Д. С. эл. ресурс], - изображение одной из реальных характеристик чего-либо. В таком рассмотрении цвета нельзя говорить об абсолютном отсутствии символического значения, так как в каждой культуре есть исторически сложившиеся ассоциации, параллели цвета с другими объектами и явлениями действительности. [Кандинский В. эл. ресурс] 2) несущие в себе подчас трудноразличимое символическое значение. Именно эта группа цветообозначений в большей мере может раскрыть отдельные грани индивидуального стиля писателя.
    Цвет играет важную роль в литературных произведениях, причем важно учитывать, что изображение цвета не является целью писателя, а служит реализацией творческих замыслов. В использовании цвета раскрывается индивидуальный стиль писателя, авторское виденье мира и его воплощение в произведениях.

    ГЛ. 2. СИМВОЛИКА ЦВЕТА В РОМАНЕ Ф. М. ЖОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
    Совершенно особый подход к цвету мы наблюдаем в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Лучшие романы Достоевского «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» значительно менее красочны, чем «Война и мир» Толстого и «Анна Каренина». Хотя нельзя не отметить общие черты в эволюции колорита в романах Толстого и Достоевского. У обоих писателей переход к зрелости ознаменован снижением и ограничением цветности.
    В чем же причина резкого понижения цветности в русской демократической литературе 50-80 годов XIX века? Может быть, это отражение остроконфликтных, кризисных состояний эпохи, приближающих не только литературу, но и часть живописи к атмосфере трагедии?
    Достоевский пишет в «Подростке»: «Я записываю лишь события, уклоняясь всеми силами от всего постороннего, а главное – от литературных красот».[Достоевский, с. 2] Художник, как известно, не был мастером пейзажного искусства, в его произведениях пейзажи малочисленны. Но закатов, изображений закатного солнца у него много. Целых 45 описаний! И из них – поразительная вещь – только в четырех упоминается цвет. Остальные лишены красок вовсе, зато очень грустны. «Пейзаж – это состояние души», – сказал кто-то. К Достоевскому этот афоризм имеет самое прямое отношение. У него особая, своеобразная восприимчивость к цвету.
    Достоевский – творец психологически акцентированного, острозвучащего цветового штриха. И этот штрих всегда направлен, ему придается множество сложных оттенков, бытовых и психологических подтекстов. Достоевский дает примеры использования экспрессивного цвета. Экспрессия эта создается применением цвета обычного, но рядом идет острая сюжетная разработка. Достоевский вводит читателя в мир усложненной, но чрезвычайно выразительной трактовки цвета. Он создает совершенно оригинальное направление в использовании его в литературе.
    2.1. РОЛЬ ЦВЕТА В РАСКРЫТИИ ОБРАЗА РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА.
    Произведение Ф. М. Достоевского отличает предельный драматизм идейных столкновений, катастрофичность ситуаций, непримиримость суждений. Достоевский искренне и страстно высказывает и отстаивает свои идеи, взгляды, он страдает, не находя ответов на сложные вопросы бытия. Герой интересует Достоевского не как элемент действительности, обладающий определенными и твердыми социально-типическими и индивидуально- характерологическими признаками, не как определенный облик, слагающийся из черт односмысленных и объективных, в своей совокупности отвечающих на вопрос – "кто он?". Нет, герой интересует Достоевского, как особая точка зрения на мир и на себя самого, как смысловая и оценивающая позиция человека по отношению к себе самому и по отношению к окружающей действительности. Достоевскому важно не то, чем его герой является в мире, а то, чем является для героя мир и чем является он сам для себя самого. [Бахтин М. М. эл. ресурс]
    Умами многих людей прошлого века владела ложная идея превосходства одних людей над другими, права сильной личности повелевать другими, решать их судьбы. Пленниками этой идеи стали герои анализируемого романа - Родион Раскольников и Аркадий Иванович Свидригайлов.
    Родион Раскольников - главный герой романа, живет в мрачной, угнетающей обстановке Петербурга. Бедный студент. Раскольников чувствует себя никому не нужным, отверженным среди богатых особняков, разряженной публики. Подавленный нищетой и несправедливостью жизни, Раскольников решается на убийство процентщицы Алены Ивановны.
    Идея заключалась в том, что, по мнению Родиона, можно совершить преступление ради общего блага, преступление «по совести»: можно убить глупую, бессмысленную, ничтожную, злую, больную, никому не нужную, а напротив, всем вредную старушонку(1, эл. ресурс), взять ее деньги и загладить это «крохотное преступленьице» тысячами добрых дел.
    Раскольников много думал об этой идее, пока не нашел ей объяснение. Он пришел к выводу, что все человечество издавна делится на две категории: на людей обыкновенных, подчиняющихся силе, «тварей дрожащих» и на сверхлюдей, которым все дозволено и которые не остановятся ни перед чем, даже перед преступлением. И это, думает Раскольников, вечный и непреложный закон:
    Кто крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может плюнуть, тот у них и законодатель... Так доселе велось и так всегда будет!(1, эл. ресурс)
    Уверовав в эту идею, Родион хочет испытать себя: кто он - «тварь дрожащая» или «властелин судьбы»? Но, убив старуху-процентщицу, Раскольников убедился, что он вовсе не «существо высшего порядка», так как преступление не принесло ему ничего, кроме страданий и мук совести.
    И вот, пытаясь переделать в себе человеческую натуру, отделить волю от совести, Раскольников приходит к трагическому раздвоению. Играя роль «властелина», он понимает, что такая роль не для него. Убив процентщицу, Родион убивает все то человеческое, что связывало его с окружающим миром, с людьми: «Я себя убил, а не старушонку».(1, эл. ресурс)
    После убийства Раскольников переживает состояние отрешенности от мира, его душа объята «мертвым холодом». Это ужасное ощущение становится расплатой за совершенное преступление.
    Герой понял, что все люди незримо связаны между собой и каждый человек, его жизнь - безусловная ценность, поэтому никто не имеет права распоряжаться жизнью другого человека.
    Трагизм Раскольникова - в ложности его собственной теории. Он понял это, совершив преступление, но возвратиться к прежней, нормальной жизни смог только через страдания.
    Самым распространенным цветом в романе оказывается желтый. Он присутствует почти постоянно, оказывает сильнейшее воздействие на действующих лиц и читателя, и даже является двигателем сюжета, определяя роковую участь героев. С. М. Соловьев, пишет, что произведение Достоевского создано при использовании фактически одного желтого фона! Этот желтый фон - великолепное, целостное живописное дополнение к драматическим переживаниям героев[Соловьев С. М. эл. ресурс]. Достоевский явно не любит желтый цвет: свое отрицательное отношение к желтому он высказывал неоднократно. Кроме воспоминаний о детстве, на отношение к цвету влияли, должно быть, и другие факторы, прежде всего – знания традиционного к нему отношения в народе, в христианстве.
    Пронзительно желтый цвет в народной символике связывается с завистью и ревностью (“желтый от зависти»). Чаще всего желтый цвет понимается как цвет Солнца: по своей двоякой природе это “цвет чутья, догадки, интуиции, так легко сбивающих с толку, в которых ведь заключена своеобразная солнечная мощь, всепроникающая и всепросветляющая. Золотисто-желтый, с легкой красноватинкой цвет относится чаще всего к зрелой мудрости; бледно-желтый – к коварной агрессивности, например в представлении о цвете одежды Иуды.[Лосев А. Ф. эл. ресурс] Поэтому в средние века иудеи должны были носить желтые одежды.
    В романе «Преступление и наказание», видимо, желтый (грязный, бледный, выгоревший) и имеет такой смысл: агрессивной коварности, измены, предательства, болезненности, нездоровой атмосферы как таковой. Проанализируем два примера: «Она поставила перед ним свой собственный надтреснутый чайник, с спитым уже чаем, и положила два желтых кусочка сахару». «Когда он очнулся, то увидел, что сидит на стуле, что его поддерживает справа какой-то человек, что слева стоит другой человек, с желтым стаканом, наполненным желтою водою..»(1, эл ресурс)
    «Желтый сахар» сочетается с надтреснутым чайником (сломанным, т. е. больным) и спитым чаем, который тоже имеет желтый цвет. Во втором примере «желтый стакан», то есть давно не мытый, с налетом желтой ржавчины, и желтая ржавая вода непосредственно связаны с болезнью героя, с его обморочным состоянием. Болезненную убогую желтизну мы встречаем и при описании других вещей, например: «пожелтелая меховая кацавейка» Алены Ивановны, «совсем рыжая, вся в дырах и пятнах» шляпа Раскольникова и т. д.
    Желтый цвет в романе присутствует почти во всех помещениях и создает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, болезненности, печали. Грязно-желтый, уныло желтый, болезненно желтый цвет вызывает чувства внутреннего угнетения, психической неустойчивости, общей подавленности. «Небольшая комната, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями. Мебель вся очень старая и из желтого дерева грошовые картинки в желтых рамах» 2 . Так описывает Достоевский квартиру Алены Ивановны. А вот описание бедного жилища Раскольникова. «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными, всюду отставшими от стены обоями» 2 .
    В постоянном, демонстративном использовании этого цвета - горькая ирония Достоевского и одновременно глубокий гуманистический подтекст. Желтый цвет, ставший в романе грязным, яркость которого приглушена, - это приглушенные, затушеванные грязью жизни, приглушенное жизнелюбие, способности и таланты, задавленная радость творчества, невостребованные человеческие силы и возможности. Вместе с тем Достоевский дает нам понять, что его герои, потерянные и одинокие, больные и задавленные бедностью, тоже достойны нормальной жизни. Это одно из значений желтого цветового фона.
    Однако не стоит забывать, что желтый цвет при всей его жизненной силе - очень импульсивный цвет, цвет, будящий воображение, активизирующий деятельность мозга, подвигающий человека к действиям.
    Желтый цвет в романе постоянно сопровождает Раскольникова, и мысли его действительно очень беспокойны, а поступки - импульсивны. Иногда герой впадает в беспамятство, иногда становится необычайно активным, энергичным.
    Кроме того, здесь угадывается еще одно значение желтого цвета.
    Желтый цвет напоминает нам солнце, солнце ассоциируется с властью, величием (король-солнце Людовик XIV). Идея власти присутствует и в теории Раскольникова: «власть над всем муравейником», над тварями дрожащими - именно этого жаждет герой в романе.
    Однако в критике встречаются и другие интерпретации желтого фона у Достоевского. С. М. Соловьев, например, считает, что «желтый цвет ассоциируется здесь с атмосферой болезненности, печали, подавленности.[Соловьев С. М. эл. ресурс]
    Исследователи творчества Достоевского, отмечают, что во всем мировом искусстве найдется немного произведений, подобных “Преступлению и наказанию”, в которых желтый цвет был бы в такой степени цельно выдержан. Аналогию проводят не с литературой, а с живописью, с творческими исканиями голландского художника

    Ван-Гога. Картина Ван-Гога “Кафе” изображает залу провинциального трактира с ярким желтым полом и висячими керосиновыми лампами,свет от которых окрашивает фигуру хозяина и всю обстановку в желтый цвет. “В моем “Кафе”, - писал Ван-Гог, - я попытался выразить то, что кафе - это место, где можно сойти с ума или совершить преступление… Все это выражает атмосферу раскаленной бездны, бледного страдания. Все это выражает мрак, в котором, однако, дремлет сила”.[Уоллэйс Р. эл. ресурс]
    Результаты исследования колористики как функционального явления в «Преступлении и наказании» убеждают нас в том, что как немногочисленность использования, так и выбор цветов в романе ни в коей мере не должны рассматриваться в качестве случайных или малозначащих явлений. Колористика, даже ее кажущаяся бедность, здесь носят огромную смысловую нагрузку и используются как средство выразительности замысла и мировоззрения Ф.Достоевского, выполняя прежде всего функции раскрытия духовно-философского содержания и эмоционально-психологического воздействия, и очень редко - описательную функцию.
    Достоевский постепенно раскрывает образ Раскольникова: мы видим его как любимого сына и брата, понимаем его социальное и материальное положение, чувствуем его гордый дух и убеждаемся в отзывчивости и сострадательности его сердца. При этом Достоевский уклоняется от открытых описаний характера, души, мировоззрения главного героя.
    Таким образом, желтый цвет, преобладая в описании героя и окружающих их предметов, создает глубокое впечатление всеобщей убогости и болезненности. Автор как бы наблюдает за своим героем через «желтые очки». Так случается с человеком, который теряет сознание и какое-то время видит все в желтом цвете.
    Большое символическое значение приобретают другие цвета, и в первую очередь - красный. В романе он имеет множество оттенков, поэтому и трактоваться они могут по-разному. Так, после убийства Алены Ивановны ее квартирка, которая на первых страницах романа описывалась в желтом цвете, приобретает в глазах Раскольникова красный оттенок, напоминающий цвет крови. Раскольников замечает, что в квартире стояла значительная укладка, побольше аршина в длину, с выпуклой крышей, обитая красным сафьяном, с утыканными по нем стальными гвоздиками. Зубчатый ключ как раз пришелся и отпер. Сверху, под белою простыней, лежала заячья шубка, крытая красным гарнитуром; под нею было шелковое платье, затем шаль... Прежде всего он принялся было вытирать об красный гарнитур свои запачканные в крови руки. «Красное, ну а на красном кровь неприметнее», - рассудилось было ему.(1, эл. ресурс) Контраст красного цвета на фоне привычного желтого оказывает сильнейшее впечатление на Раскольникова. «Господи! С ума, что ли, я схожу?» - думает он. Кажется, что эпизод убийства Алены Ивановны окрашен в кровавый цвет: “кровь хлынула, как из опрокинутого стакана”, “целая лужа крови”, “красный сафьян”, “красный гарнитур”. Красный цвет означает начало активности (повышается пульс, поднимается давление, учащается дыхание).
    Ярко-красным был закат, когда герой отказался от своего “наваждения”. Сама природа как будто поддерживала его в тот момент.
    В романе есть оттенки красного, “скрывающиеся” в именах героев. Например, Порфирий по-гречески – багряный, пурпурный. Порфира – багряница.
    Цветовым является и имя Раскольникова. По-гречески Родион – розовый. Довольно странное определение для убийцы. В психологии розовый цвет означает нежность, порой желание уйти от действительности. И на самом деле, искренние, добрые поступки героя убеждают нас в чуткости и ранимости его богатой души, несмотря на совершённое им двойное убийство.
    Остальные цвета в тексте тоже не случайны. Например, чёрный цвет – загадка, неизвестность. Когда Раскольников поднимался по “чёрной” лестнице, “тёмной и узкой”, в тёмную квартиру Алёны Ивановны, он ещё не знал, решится ли в действительности на убийство. Когда герой приходит сюда во второй раз, “два вострые и недоверчивые взгляда уставились на него из темноты” 2 . Входя в эту страшную комнату, герой как будто шагнул с порога своего дома в тёмную, беспросветную ночь, когда совсем ничего не видно, в ночь, которая обрекает его на гибель. Интересно, что у самого Раскольникова были “прекрасные тёмные глаза”.
    Подводя итог, можно отметить, что использование немногих цветов в романе не случайно. Достоевский таким образом хотел показать постепенное раскрытие и развитие образа Родиона Раскольникова и использовал для достижения этой цели в том числе и символику цвета. Все цветовые символы носят огромную смысловую нагрузку и используются как средство выразительности замысла и мировоззрения Ф. М. Достоевского, выполняя, прежде всего, функции раскрытия духовно-философского содержания и эмоционально-психологического воздействия
    2.2. РОЛЬ ЦВЕТА В СОЗДАНИИ ОБРАЗА СОНИ МАРМЕЛАДОВОЙ
    Соня Мармеладова - своего рода предел кротости и страдания. Во имя спасения от голодной смерти детей своей мачехи и пьяного, опустившегося до потери человеческого облика отца она идет на улицу и становится проституткой. « С тех пор, государь мой, – продолжал он после некоторого молчания, – с тех пор, по одному неблагоприятному случаю и по донесению неблагонамеренных лиц, – чему особенно способствовала Дарья Францовна, за то будто бы, что ей в надлежащем почтении манкировали, – с тех пор дочь моя, Софья Семеновна, желтый билет принуждена была получить, и уже вместе с нами по случаю сему не могла оставаться. Ибо и хозяйка, Амалия Федоровна, того допустить не хотела…».(1, эл. ресурс) И снова мы наблюдаем использование автором желтого цвета, как показателя нездорового, губительного положения Сони. Автор прямо не указывает на род занятий Сони, и именно этим обуславливается использования определения «желтый билет».
    Это - мучительное унижение, апофеоз страдания и самопожертвования. Кроткая, религиозно экзальтированная Соня приносит в жертву все то, что для нее особенно дорого, идет на тягчайшие страдания во имя счастья ближних. Соня исповедует нравственные заветы, которые, с точки зрения Достоевского, наиболее близки народу, - заветы смирения, всепрощения, жертвенной любви. Она не судит Раскольникова за его грех, но мучительно сострадает ему и призывает его самого «пострадать», искупить свою вину перед Богом и перед людьми.
    Сонечке Мармеладовой суждено разделить глубину душевных мук Раскольникова, именно ей герой решает поведать свою страшную, мучительную тайну. В лице Сони Раскольников встречает человека, который пробуждается в нем самом и которого он еще преследует как слабую и беспомощную «дрожащую тварь»: он вдруг поднял голову и пристально поглядел на нее; но он встретил на себе беспокойный и до муки заботливый взгляд ее; тут была любовь; ненависть его исчезла, как призрак.(1, эл. ресурс) «Натура» требует от героя, чтобы он поделился с Сонечкой страданиями от своей преступности, а не вызывающей ее манифестацией. К такому варианту признания зовет Раскольникова христиански-сострадательная Сонечкина любовь.
    Теперь о голубом цвете. Известно, что голубой – цвет неба, и видимого, и духовного.
    Замечательными голубыми глазами наделил Достоевский любимую героиню – Сонечку Мармеладову. Но голубой цвет выражает не всегда однозначное отношение к нему автора и героев. У другого героя тот же цвет производит совершенно иное впечатление. Голубой цвет глаз порочного, циничного, внутренне опустошённого Свидригайлова приобретает странное, двойственное, лживое значение, дополняет характеристику негодяя и распутника. Голубой цвет его глаз употребляется со словом «слишком», что вызывает вновь ассоциации опасности, чрезмерности чего бы то ни было, и это сразу настораживает. Сам Свидригайлов при этом со своими голубыми глазами выглядит отвратительно: глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжёл и неподвижен. Что-то было ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом, судя по летам, лице.(1, эл. ресурс)
    Голубой цвет используется и в другом качестве – как средство усиления иронии, даже насмешки, «участвует» в карикатурной сцене для описания туалета Луизы Ивановны – пышной, багрово-красной дамы, хозяйки «благородного дома».(1, эл. ресурс)
    Значение белого цвета в жизни - это воздух, солнце, чистота, прозрение, непорочность, невинность. Также белый цвет означает святость, спасение, священство, духовную власть. В христианстве этот цвет всегда означал невинность души, чистоту и святость жизни. А также этот цвет может означать изоляцию, бесплодность, разочарование, окоченение, скуку, чопорность.
    Контрастный чёрному белый цвет – символ чистоты, невинности, но в то же время скорби и печали. У кроткой Сонечки были белокурые волосы. Но у Свидригайлова волосы точно такие же, “чуть-чуть разве с проседью”. Здесь мы опять сталкиваемся с тем, что для Достоевского один и тот же цвет может означать и святость, и лишь оболочку, за которой скрывается грешная натура.
    Встречается в романе и зеленый цвет. И, как правило, символично. Зеленый цвет – цвет защиты. Обращаясь к церковным канонам, мы видим, что зеленые купола могут быть и у Троицких соборов, поскольку зеленый - это цвет Святого Духа.(7, эл.ресурс)
    Зелени как элемента летнего пейзажа в произведении почти нет, несмотря на то, что события происходят в летнее время года, в июле. Кроме картины, представившейся Свидригайлову в полудреме накануне самоубийства. Достоевский указывает праздник - Троицын день, день Пресвятой Троицы, праздник, посвященный единству Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого. Это праздник гармонии духа, души и тела. Только в такой гармонии возможно развитие, благополучие, цветение, рост.
    Но самым ярким символом в произведении звучит зеленый драдедамовый платок. Причем в сравнении с другими характеристиками этого символа (большой, драдедамовый, общий, фамильный) зеленый цвет в нем несет наибольшую функциональную нагрузку. Это символ того, что семья Мармеладовых как-будто находится под защитой некой Высшей силы. Сам предмет – платок и его цвет, наводят на мысль о Покрове Богородицы. На первых страницах романа, в рассказе Мармеладова, в этом платке появляется Соня после принесения себя в жертву ради ближних. На последних страницах «Преступления и наказания» также присутствует ее образ в зеленом платке, образ героини, вернувшей Раскольникова к жизни.
    Однако, несмотря на довольно ясное объективное и определенное символическое использование зеленого цвета в романе «Преступление и наказание», полезно знать все значения зеленого, чтобы убедиться в замысле автора относительно присутствия и роли зеленого цвета в произведении, а также прочувствовать все его семантические нюансы. Поэтому обращаемся к Энциклопедии символов:
    Зеленый, как и многие другие цвета, имеет в символическом смысле двойственное значение… В народных представлениях зеленый цвет символизирует прежде всего надежду. Где распускается зелень, там просто естество, там само собой разумеющийся вырост… переживание весны. Когда, например, даже дьявол является как “Зеленый”, это значит, что он остался там в обличье античного растительного бога. Однако этому противостоит и негативное содержание: безмерное появление зелени во всех снах означает перенасыщение отрицательными природными влечениями. [Эппли Э эл. ресурс] Христианская символика находит этот цвет цветом середины и посредничества, равноудаленным как от голубизны небес, так и от красноты ада, успокаивающим, освежающим, цветом созерцательности, ожидания возрождения. Крест Христов как символ надежды и Спасения часто представляется зеленым… престол Высшего Судии - как бы состоящим из зеленого ясписа (яшмы) (Откр. 4: 3). [Эппли Э. эл. ресурс]
    Как видим, Достоевский не случайно так сдержан в использовании зеленого цвета: в изображаемом им мире нет «перенасыщения природными влечениями», они обличительно выступают лишь в бреду Свидригайлова накануне его самоубийства. Недостаток зелени говорит об отсутствии даже необходимого развития того, что дано природой.
    Детально рассматривая использование цветовой гаммы при создании образа Сони Мармеладовой, мы можем отметить, что Достоевский вводит цвета практические противоположные использованным при сотворении Родиона Раскольникова. В этом проявляется отражение мировоззренческой позиции самого автора и проявление его как писателя-гуманиста. Образ Сони – любимый образ Достоевского, выступает в романе как основа добра, милосердия, самопожертвования и сострадания.
    2.3. РОЛЬ ЦВЕТА В СОЗДАНИИ ОБРАЗА ПЕТЕРБУРГА.
    Тема Петербурга традиционна для русской литературы. Действие романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» происходит в Петербурге. Этот город много раз становился действующим лицом русской художественной литературы, но каждый раз это был новый город: то горделиво выставляющий на показ свои дворцы и парки «полнощных стран краса и диво», как назвал его Пушкин, то – город трущоб и узеньких улочек – «каменных мешков». Каждый писатель видел и описывал город по-своему, в соответствии с той художественной задачей, которая стояла перед ним. Петербург в «Преступлении и наказании» – город одиночества. Нигде нет теплоты человеческого общения, домашнего уюта. Необъяснимый холод чувствует в столице Раскольников. Несчастье обитать в Петербурге ломает судьбы героев, приводит их к предельному отчаянию. Не случайно действие романа отнесено к городу белых ночей, особенно располагающих к снам наяву. Создав образ Петербурга, писатель тем самым показа ту базу, с помощью которой определяется личность, мировоззрение человека в нем. Здесь родилась и теория Раскольникова. Известно, что Достоевский отнюдь не выдумал ее, а почти полностью заимствовал из жизни. Подобные идеи действительно витали в воздухе в те годы. Они приобретали различные формы, но сам принцип – "вседозволенность" – был единым. Именно он, этот принцип, объединяет в романе Раскольникова, Лужина, Свидригайлова и, пожалуй, Лебезятникова, они лишь объясняют его по-разному, каждый для себя..
    Именно сном кажется автору эта неестественная, призрачная жизнь столицы, так разительно не похожая на норму человеческого бытия. Возрождение души Раскольникова немыслимо в такой обстановке, недаром совершенно иной пейзаж возникает в эпилоге романа. С высокого берега открывалась широкая окрестность. С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня. Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди, сов
    и т.д.................