Зададимся вопросом: нужна ли Риторика нам? Общая риторика: как составить текст? Федеральное агентство по образованию.

Зададимся вопросом: нужна ли Риторика нам? Общая риторика: как составить текст? Федеральное агентство по образованию.
Зададимся вопросом: нужна ли Риторика нам? Общая риторика: как составить текст? Федеральное агентство по образованию.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филологический факультет

Кафедра русской литературы

Специальность «Русский язык и литература»

ЗАЧЕМ НУЖНА РИТОРИКА

Акимова Л.П.

Проверила:

доцент Г.Х.Фазылова



Введение

1. Зачем нужна риторика

2. Чему учит риторика

Заключение

Список использований литературы


Введение


Мы живем в сложном, противоречивом мире. С одной стороны, это мир новейших достижений техники, мир открытых границ и больших возможностей для развития человека. Например, возможность путешествовать, получать любую информацию из Интернета. С другой стороны, это мир, в котором многие люди мало общаются, одиноки, лишены привычной системы нравственных ценностей, живут бедной духовной жизнью. Многие не умеют общаться в разных жизненных ситуациях: выступать с информационным сообщением, докладом; участвовать в дискуссии, убедительно аргументируя свою точку зрения; писать официальные письма; выступать с публичной речью; вежливо попросить, отказать, посоветовать, оценить что-либо и т.д.


1. Зачем нужна Риторика


Чтобы эффективно общаться в различных ситуациях, решать разнообразные коммуникативные задачи, которые ставит перед человеком жизнь, в конечном счете, для успешной самореализации человека.

1. Это осуществляется с помощью 1 линии развития, которая подразумевает:

Овладение умениями ориентироваться в различных ситуациях общения, учитывать компоненты этих ситуаций (ролевые характеристики коммуникантов, задачи общения, время и место взаимодействия и т.д.);

Овладение умениями реализовывать именно те устные и письменные тексты - речевые жанры (существующие в реальной речевой практике), которые эффективны для достижения задач общения в заданных ситуациях.

2. Чтобы развивать умения функциональной грамотности. Это 2-я линия развития, которая подразумевает:

Обучение ознакомительному и изучающему чтению;

Обучение умениям слушать различного вида высказывания, воспринимать смысловую и эмоциональную информацию;

Обучение умению свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме в соответствии с речевой ситуацией;

Овладение коммуникативными качествами речи: правильностью, богатством, уместностью, выразительностью и т.д., осознание важности качеств речи для достижения задач общения.

Речь обогащается лексическими, грамматическими, интонационными и другими средствами связи, важными для устных и письменных высказываний;

3. Чтобы развивать интеллект, гибкость мышления, эмоциональную сферу, умения и навыки оценки и самооценки, совершенствовать креативные способности, воображение, речевой слух, речевую память, чувство языка. Это достигается реализацией 3-й линии развития, которая обеспечивается не только содержанием и направленностью курса, но и применением специальных методов, приемов, специфической организацией преподавания, обусловленной особенностями предмета. Среди них важное место занимают такие методы и приемы, как риторический анализ, риторические задачи, риторические игры.

4. Чтобы помочь в осмыслении нравственных ориентиров, общечеловеческих ценностей, важности доброжелательного, уважительного отношения к людям, направленного на сотрудничество, взаимодействие. Это 4-я линия развития.


2. Чему учит риторика


Риторика была введена в дополнение к курсу русского языка во второй половине ХVIII века как самостоятельный учебный предмет. Именно риторика учила речи, по определению М.В. Ломоносова, - «о всякой предложенной материи... красно говорить и писать». А задача хорошо известного нам предмета «Русский язык» в то время состояла в том, чтобы изучить грамматику родного языка.

Начиная с конца ХIХ века риторика постепенно исчезает как самостоятельный предмет из школьного и высшего образования. Основная причина - отрыв от реалий современной жизни, чрезмерное увлечение «красивостями» в ущерб содержанию речи, мертвая, схоластическая методика преподавания риторики. До сих пор люди, слыша внешне эффектную, но бессодержательную речь, говорят: «Это все риторика».

Риторика учит анализировать различные обстоятельства общения: учитывать, с кем говорит человек, для чего, где, когда и как - адекватному речевому поведению. Анализируя примеры успешного и неуспешного общения, создавая свои собственные высказывания при решении риторических задач, оценивая свою и чужую речь, люди развивают умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, рефлексировать по поводу своего речевого поведения.

Так, риторика помогает стать личностью, которая совершает меньше ошибок в общении и тем самым избегает стрессов. Риторика готовит к успешной работе в коллективе, когда требуется взаимодействовать с коллегами, искать оптимального решения проблемы вместе с сотрудниками и начальством и т.д.

Риторика учит гуманитарному мышлению людей, привыкших делить мир на черное и белое, правильное и неправильное - учит искать разные варианты решения одной и той же задачи. (Например, как отказать, не обидев человека? Как отстоять свои убеждения, не поссорившись с оппонентом?) Тем самым риторика учит позитивному отношению к людям, к миру.

Кроме того, она помогает осознать некоторые нравственные ценности, в том числе связанные с общением, значением слова в жизни человека. Так, риторика учит: будь внимателен к своему слову; помогай другим и словом, и делом; общайся так, как бы ты хотел, чтобы общались с тобой.

Риторика также учит умениям, характеризующим уровень функциональной грамотности, например, умению извлекать значимую информацию из текста; выделять главное; интерпретировать и преобразовывать информацию, представляя ее в нескольких формах (схем, таблиц, диаграмм и т.д.); сжато пересказывать текст; реализовывать такие тексты, как отзыв, реферат, доклад, и т.д.

Ни для кого не секрет, что в последнее время происходит снижение уровня речевой культуры. Например, мы слышим неправильные ударения в речи дикторов, грубые слова в речи участников теле- и радиопередач, наблюдаем некорректное речевое поведение в самых различных сферах общения. Риторика во многом воспитывает неприятие этих отрицательных явлений и тем самым способствует повышению речевой культуры (а значит, и культуры вообще). Ведь культура, по мнению Ю.М. Лотмана, это то, как мы общаемся. Не случайно во всем мире при модернизации образования в центре оказываются вопросы коммуникативной компетенции. От коммуникативных умений во многом зависят и личные успехи, и успехи общества в целом.

Современная риторика, в центре которой общающийся человек, объединила в неразрывное целое разные знания о человеке из теории коммуникации, психологии общения, лингвистики, этики, социологии, логики, семиотики и т.д. Таким образом, риторика учит общению на новом витке развития общества, в условиях открытости информационного пространства, колоссальных возможностей информационных технологий. Именно этим отличается современная риторика от той, которая преподавалась в ХVIII-ХIХ веках.

Хотелось бы подчеркнуть, что риторика не вписывается в существующий лингвистический курс русского языка, не может быть его элементом, так как риторика отличается своими задачами, содержанием и структурой, а также специфическими методами и приемами преподавания.

Как показывает многолетний опыт, коммуникативные умения формируются только в результате целенаправленной работы, основанной на специальных методах и приемах. Эта работа может быть реализована только в рамках особого учебного предмета со своим содержанием, логикой изложения и технологией.


3. Так ли уж нова риторика как учебный предмет?


Начиная с 70-90 гг. ХIХ века, риторика постепенно исчезает как самостоятельный предмет из школьного и высшего образования. Основная причина такого положения дела - мертвая, схоластическая методика преподавания риторики, когда учили главным образом на текстах древних риторов, и обучаемые создавали “свои” произведения как подражание этим текстам по форме, стилю и нередко по содержанию.

Итак, исчезает специальный предмет, который учит речи. Но школа, педагоги чувствуют необходимость работы над речью. К началу 20 века складывается область преподавания родного языка, которая называется в методике “развитием речи”, появляется наименование “культура речи” и т.д.

И наконец, в 70-е годы 20 века в программе и учебниках по родному языку появляется раздел “Связная речь” (Работа над изложениями и сочинениями). В данной статье не представляется возможным охарактеризовать методические поиски включения элементов риторики в курс родного языка. Можно отметить только одно: стремление методистов включить работу над речью в этот предмет.

Однако эта работа не ставила и не ставит целью научить школьников общению, научить создавать тексты разной коммуникативной направленности - разные речевые жанры, такие, как доклад, отзыв, рецензия, приветственное слово, поздравительная речь, автобиография, благодарственное письмо, дискуссия, реферат и т.д. Хотя потребность обращения к многим из указанных речевых жанров в жизни, даже в учебном процессе очевидна. В учебниках по разным предметам мы встречаем задания типа: “Напишите доклад”, “Подготовьте реферат”, “Перескажите кратко текст ”; “Подготовьте устное выступление на тему: ...”, “Выступите в дискуссии” и т.д.

О несоответствии традиционного курса родного языка реальным потребностям человека в обществе писал Л.Н. Толстой, который, как известно, сам учил детей в Яснополянской школе: “В моем личном опыте я <...> не нахожу почти ни одного намека на то, чтобы знания грамматики яснополянских школьников прилагались ими к какому-нибудь употреблению. Мне кажется, что грамматика идет само собой... как умственное небесполезное гимнастическое упражнение, язык - умение писать, читать и понимать идет само собой...”



4. Что же представляет собой современная риторика?


Современная риторика не может быть слепком, копией русской риторики 19 века. Мы не можем, например, просто издать самые лучшие из этих учебников (Мещерякова, Сперанского и мн. других). Современная риторика базируется на достижениях современных гуманитарных наук - лингвистики, теории коммуникации, психологии общения, этики, социологии, логики, семиотики и т.д.

В центре центре современной риторики общающийся человек, человек, который общается. Следовательно, риторика - антропоцентрический предмет. Поэтому естественна его практическая направленность, его задача как учебного предмета - научить эффективному общению, что, конечно, требует определенной теоретической базы.

Итак, риторика - учебный предмет, при разработке которого реализуются оба направления модернизации образования:

За счет достижений современных базовых смежных наук;

За счет потребностей настоящего и будущего общества, так как риторика учит коммуникативным (риторическим) умениям на новом витке развития общества в условиях открытости информационного пространства и колоссальных возможностей информационных технологий.


5. Зададимся вопросом: нужна ли Риторика нам?


Насколько необходимы для нас риторические знания и умение применять их - сегодня и в будущем? Начнем с того очевидного факта, что природа человека с древнейших времен до наших дней осталась неизменной по крайней мере в одном своем проявлении: человек очень много говорит (65% рабочего времени проходит в устном общении, 2,5 года - расход чистого времени на беседы у среднестатистического жителя Земли, по данным американских ученых, что составляет 400 томов по 1000 страниц успеваем наговорить за свою трудовую деятельность).

Таким образом, человек разумный был и остается человеком говорящим.

Значит, говорили и говорим мы действительно много. Но, как показывают исследования, делаем это плохо: общение людей, не получивших специальной (риторической!) подготовки, эффективно (успешно) всего лишь на 50%. Конечно, это весьма приблизительные оценки, сухие факты и цифры, но и они свидетельствуют о многом: необходимо совершенствовать и владение собственным словом, и восприятие слова чужого.

"Приходит министр в парламент, скажем, в Думу. Выходит на трибуну и говорит...

Но министр плохой актер. Он не чувствует обстановки, не понимает ситуации, и неточности начинают нагромождаться одна на другую. Какая-нибудь забубенная голова выкрикивает нелестное замечание. Как плохой актер от неправильно поданной реплики, министр теряет тон и самообладание. Голос его начинает звучать фальшиво, жесты перестают подходить к принесенному делу. Мысль осталась недосказанной, дело недоделанным., а впечатление произведено отрицательное. Не понял министр своей роли - провалился" (Шаляпин Ф.И. Маска и душа: Мои сорок лет на сцене).

Не правда ли, это звучит достаточно современно? Однако в целом уровень речевой культуры общества в дореволюционной России и в первые послереволюционные годы был несравненно выше того, что мы имеем теперь, спустя почти столетие.

Почему это произошло? Каковы причины того, что лишь немногие наши современники сохранили высокую речевую культуру? Ответить на эти вопросы необходимо, чтобы представить перспективы реконструкции и возрождения отечественной речевой культуры, увидеть возможные пути грядущего "риторического Ренессанса" в России. Без возвращения риторики вряд ли мыслимо и возрождение отечественной культуры вообще. Ведь роль слова именно в русской культуре традиционно была особенно значительна.

Именно поэтому можно говорить о том, что слово современное (и будущее) реально возвращается к античному, сократовскому идеалу: оно должно быть полно смысла, глубоко, насыщено мыслью. Красота речи в наши дни во многом сродни красоте любого предмета обихода – это, прежде всего функциональность, соответствие своей основной задаче.

И так, риторика, особенно современная, - это прежде всего школа мысли, а затем уже - школа слова.

Хорошую современную публичную речь можно охарактеризовать так же, как некогда было сказано о речах замечательного афинского оратора и политического деятеля Демосфена: "Не ищите у него украшений, там имеются только доводы. Аргументы и доказательства скрещиваются, подталкивают друг друга, стремительно бегут перед вашими глазами, выбрасывая на ходу восхитительные блестки антитез".

Значит, современная речь - это некая " литературная геометрия", результат усиленной мыслительной работы, это соразмерное здание, логически выстроенное из четких смыслов точно употребленных слов. Мужественная логика слова вызывает у наших современников одобрение и восхищение скорее, нежели женское изящество. Чтобы убедиться в этом, посмотрим, как пишет о прекрасной речи Алексей Федорович Лосев: "Слова всегда были для меня глубоким, страстным, завораживающе-мудрым и талантливым делом. Как мало людей, которые любят и умеют талантливо говорить! И как я искал, как я любил, как я боготворил этих людей! Боже мой, что это за чудный дар - уметь говорить и уметь слушать, когда говорят! В молодости при звуках талантливой речи я чувствовал, как утончается, серебрится и играет моя мысль, как мозг перестраивается у меня наподобие драгоценного и тончайшего музыкального инструмента, как дух мой начинал носиться по безбрежной и бледной зелености мысленного моря, на котором вспененная мудрость ласкает и дразнит тебя своими багряными, алыми всплеками!" (Лосев. Жизнь).

Ядром, центром современной риторики является тот путь от мысли к слову, который в классической традиции описывался как совокупность трех этапов: изобретение содержания, расположение изобретенного в нужном порядке и, наконец, словесное выражение. Что сказать? Как? Какими словами? Вот три главных вопроса, на которые мы учимся отвечать, получая риторическое образование, чтобы овладеть мастерством эффективной речи.

Этот центральный и отправной раздел общей риторики будем называть риторическим каноном, так как три этапа пути от мысли к слову - изобретение, расположение и словесное выражение - определяются системой специальных законов и правил - каноном (греч. kanon).

Узнав эти законы и усвоив принципы, человек сможет уверенно ориентироваться в любой ситуации, требующей от него связной осмысленной речи.


Заключение


Итак, перед нами - задача исследовать путь от мысли к слову, как промелькнувшую идею превратить в хорошую риторически грамотную речь, т.е. можно ли сделать так, чтобы мыслей стало больше, чтобы они были интересней, чтобы идеи не ускользали и не мешали друг другу а получили стройный порядок, и наконец, ожили в слове.

Нам необходимо проникнуть в тайны совершенно особой жизни - жизни идей, понятий. Это необходимо, потому что научиться говорить можно только научившись думать.


Список использованной литературы


1. Ладыженская Т.А. Роскошь или необходимость? Зачем нужна риторика // Учительская газета. – 2006. -№23.

2. Панов М.И. Зачем сегодня нужно искусство красноречия?

3. Александров Д.Н. Риторика.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филологический факультет

Кафедра русской литературы

Специальность «Русский язык и литература»

ЗАЧЕМ НУЖНА РИТОРИКА

Акимова Л.П.

Проверила:

доцент Г.Х.Фазылова



Введение

1. Зачем нужна риторика

2. Чему учит риторика

Заключение

Список использований литературы


Введение


Мы живем в сложном, противоречивом мире. С одной стороны, это мир новейших достижений техники, мир открытых границ и больших возможностей для развития человека. Например, возможность путешествовать, получать любую информацию из Интернета. С другой стороны, это мир, в котором многие люди мало общаются, одиноки, лишены привычной системы нравственных ценностей, живут бедной духовной жизнью. Многие не умеют общаться в разных жизненных ситуациях: выступать с информационным сообщением, докладом; участвовать в дискуссии, убедительно аргументируя свою точку зрения; писать официальные письма; выступать с публичной речью; вежливо попросить, отказать, посоветовать, оценить что-либо и т.д.


1. Зачем нужна Риторика


Чтобы эффективно общаться в различных ситуациях, решать разнообразные коммуникативные задачи, которые ставит перед человеком жизнь, в конечном счете, для успешной самореализации человека.

1. Это осуществляется с помощью 1 линии развития, которая подразумевает:

Овладение умениями ориентироваться в различных ситуациях общения, учитывать компоненты этих ситуаций (ролевые характеристики коммуникантов, задачи общения, время и место взаимодействия и т.д.);

Овладение умениями реализовывать именно те устные и письменные тексты - речевые жанры (существующие в реальной речевой практике), которые эффективны для достижения задач общения в заданных ситуациях.

2. Чтобы развивать умения функциональной грамотности. Это 2-я линия развития, которая подразумевает:

Обучение ознакомительному и изучающему чтению;

Обучение умениям слушать различного вида высказывания, воспринимать смысловую и эмоциональную информацию;

Обучение умению свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме в соответствии с речевой ситуацией;

Овладение коммуникативными качествами речи: правильностью, богатством, уместностью, выразительностью и т.д., осознание важности качеств речи для достижения задач общения.

Речь обогащается лексическими, грамматическими, интонационными и другими средствами связи, важными для устных и письменных высказываний;

3. Чтобы развивать интеллект, гибкость мышления, эмоциональную сферу, умения и навыки оценки и самооценки, совершенствовать креативные способности, воображение, речевой слух, речевую память, чувство языка. Это достигается реализацией 3-й линии развития, которая обеспечивается не только содержанием и направленностью курса, но и применением специальных методов, приемов, специфической организацией преподавания, обусловленной особенностями предмета. Среди них важное место занимают такие методы и приемы, как риторический анализ, риторические задачи, риторические игры.

4. Чтобы помочь в осмыслении нравственных ориентиров, общечеловеческих ценностей, важности доброжелательного, уважительного отношения к людям, направленного на сотрудничество, взаимодействие. Это 4-я линия развития.


2. Чему учит риторика


Риторика была введена в дополнение к курсу русского языка во второй половине ХVIII века как самостоятельный учебный предмет. Именно риторика учила речи, по определению М.В. Ломоносова, - «о всякой предложенной материи... красно говорить и писать». А задача хорошо известного нам предмета «Русский язык» в то время состояла в том, чтобы изучить грамматику родного языка.

Начиная с конца ХIХ века риторика постепенно исчезает как самостоятельный предмет из школьного и высшего образования. Основная причина - отрыв от реалий современной жизни, чрезмерное увлечение «красивостями» в ущерб содержанию речи, мертвая, схоластическая методика преподавания риторики. До сих пор люди, слыша внешне эффектную, но бессодержательную речь, говорят: «Это все риторика».

Риторика учит анализировать различные обстоятельства общения: учитывать, с кем говорит человек, для чего, где, когда и как - адекватному речевому поведению. Анализируя примеры успешного и неуспешного общения, создавая свои собственные высказывания при решении риторических задач, оценивая свою и чужую речь, люди развивают умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, рефлексировать по поводу своего речевого поведения.

Так, риторика помогает стать личностью, которая совершает меньше ошибок в общении и тем самым избегает стрессов. Риторика готовит к успешной работе в коллективе, когда требуется взаимодействовать с коллегами, искать оптимального решения проблемы вместе с сотрудниками и начальством и т.д.

Риторика учит гуманитарному мышлению людей, привыкших делить мир на черное и белое, правильное и неправильное - учит искать разные варианты решения одной и той же задачи. (Например, как отказать, не обидев человека? Как отстоять свои убеждения, не поссорившись с оппонентом?) Тем самым риторика учит позитивному отношению к людям, к миру.

Кроме того, она помогает осознать некоторые нравственные ценности, в том числе связанные с общением, значением слова в жизни человека. Так, риторика учит: будь внимателен к своему слову; помогай другим и словом, и делом; общайся так, как бы ты хотел, чтобы общались с тобой.

Риторика также учит умениям, характеризующим уровень функциональной грамотности, например, умению извлекать значимую информацию из текста; выделять главное; интерпретировать и преобразовывать информацию, представляя ее в нескольких формах (схем, таблиц, диаграмм и т.д.); сжато пересказывать текст; реализовывать такие тексты, как отзыв, реферат, доклад, и т.д.

Ни для кого не секрет, что в последнее время происходит снижение уровня речевой культуры. Например, мы слышим неправильные ударения в речи дикторов, грубые слова в речи участников теле- и радиопередач, наблюдаем некорректное речевое поведение в самых различных сферах общения. Риторика во многом воспитывает неприятие этих отрицательных явлений и тем самым способствует повышению речевой культуры (а значит, и культуры вообще). Ведь культура, по мнению Ю.М. Лотмана, это то, как мы общаемся. Не случайно во всем мире при модернизации образования в центре оказываются вопросы коммуникативной компетенции. От коммуникативных умений во многом зависят и личные успехи, и успехи общества в целом.

Современная риторика, в центре которой общающийся человек, объединила в неразрывное целое разные знания о человеке из теории коммуникации, психологии общения, лингвистики, этики, социологии, логики, семиотики и т.д. Таким образом, риторика учит общению на новом витке развития общества, в условиях открытости информационного пространства, колоссальных возможностей информационных технологий. Именно этим отличается современная риторика от той, которая преподавалась в ХVIII-ХIХ веках.

Хотелось бы подчеркнуть, что риторика не вписывается в существующий лингвистический курс русского языка, не может быть его элементом, так как риторика отличается своими задачами, содержанием и структурой, а также специфическими методами и приемами преподавания.

Как показывает многолетний опыт, коммуникативные умения формируются только в результате целенаправленной работы, основанной на специальных методах и приемах. Эта работа может быть реализована только в рамках особого учебного предмета со своим содержанием, логикой изложения и технологией.


3. Так ли уж нова риторика как учебный предмет?


Начиная с 70-90 гг. ХIХ века, риторика постепенно исчезает как самостоятельный предмет из школьного и высшего образования. Основная причина такого положения дела - мертвая, схоластическая методика преподавания риторики, когда учили главным образом на текстах древних риторов, и обучаемые создавали “свои” произведения как подражание этим текстам по форме, стилю и нередко по содержанию.

Итак, исчезает специальный предмет, который учит речи. Но школа, педагоги чувствуют необходимость работы над речью. К началу 20 века складывается область преподавания родного языка, которая называется в методике “развитием речи”, появляется наименование “культура речи” и т.д.

И наконец, в 70-е годы 20 века в программе и учебниках по родному языку появляется раздел “Связная речь” (Работа над изложениями и сочинениями). В данной статье не представляется возможным охарактеризовать методические поиски включения элементов риторики в курс родного языка. Можно отметить только одно: стремление методистов включить работу над речью в этот предмет.

Однако эта работа не ставила и не ставит целью научить школьников общению, научить создавать тексты разной коммуникативной направленности - разные речевые жанры, такие, как доклад, отзыв, рецензия, приветственное слово, поздравительная речь, автобиография, благодарственное письмо, дискуссия, реферат и т.д. Хотя потребность обращения к многим из указанных речевых жанров в жизни, даже в учебном процессе очевидна. В учебниках по разным предметам мы встречаем задания типа: “Напишите доклад”, “Подготовьте реферат”, “Перескажите кратко текст ”; “Подготовьте устное выступление на тему: ...”, “Выступите в дискуссии” и т.д.

О несоответствии традиционного курса родного языка реальным потребностям человека в обществе писал Л.Н. Толстой, который, как известно, сам учил детей в Яснополянской школе: “В моем личном опыте я <...> не нахожу почти ни одного намека на то, чтобы знания грамматики яснополянских школьников прилагались ими к какому-нибудь употреблению. Мне кажется, что грамматика идет само собой... как умственное небесполезное гимнастическое упражнение, язык - умение писать, читать и понимать идет само собой...”



4. Что же представляет собой современная риторика?


Современная риторика не может быть слепком, копией русской риторики 19 века. Мы не можем, например, просто издать самые лучшие из этих учебников (Мещерякова, Сперанского и мн. других). Современная риторика базируется на достижениях современных гуманитарных наук - лингвистики, теории коммуникации, психологии общения, этики, социологии, логики, семиотики и т.д.

В центре центре современной риторики общающийся человек, человек, который общается. Следовательно, риторика - антропоцентрический предмет. Поэтому естественна его практическая направленность, его задача как учебного предмета - научить эффективному общению, что, конечно, требует определенной теоретической базы.

Итак, риторика - учебный предмет, при разработке которого реализуются оба направления модернизации образования:

За счет достижений современных базовых смежных наук;

За счет потребностей настоящего и будущего общества, так как риторика учит коммуникативным (риторическим) умениям на новом витке развития общества в условиях открытости информационного пространства и колоссальных возможностей информационных технологий.


5. Зададимся вопросом: нужна ли Риторика нам?


Насколько необходимы для нас риторические знания и умение применять их - сегодня и в будущем? Начнем с того очевидного факта, что природа человека с древнейших времен до наших дней осталась неизменной по крайней мере в одном своем проявлении: человек очень много говорит (65% рабочего времени проходит в устном общении, 2,5 года - расход чистого времени на беседы у среднестатистического жителя Земли, по данным американских ученых, что составляет 400 томов по 1000 страниц успеваем наговорить за свою трудовую деятельность).

Таким образом, человек разумный был и остается человеком говорящим.

Значит, говорили и говорим мы действительно много. Но, как показывают исследования, делаем это плохо: общение людей, не получивших специальной (риторической!) подготовки, эффективно (успешно) всего лишь на 50%. Конечно, это весьма приблизительные оценки, сухие факты и цифры, но и они свидетельствуют о многом: необходимо совершенствовать и владение собственным словом, и восприятие слова чужого.

"Приходит министр в парламент, скажем, в Думу. Выходит на трибуну и говорит...

Но министр плохой актер. Он не чувствует обстановки, не понимает ситуации, и неточности начинают нагромождаться одна на другую. Какая-нибудь забубенная голова выкрикивает нелестное замечание. Как плохой актер от неправильно поданной реплики, министр теряет тон и самообладание. Голос его начинает звучать фальшиво, жесты перестают подходить к принесенному делу. Мысль осталась недосказанной, дело недоделанным., а впечатление произведено отрицательное. Не понял министр своей роли - провалился" (Шаляпин Ф.И. Маска и душа: Мои сорок лет на сцене).

Не правда ли, это звучит достаточно современно? Однако в целом уровень речевой культуры общества в дореволюционной России и в первые послереволюционные годы был несравненно выше того, что мы имеем теперь, спустя почти столетие.

Почему это произошло? Каковы причины того, что лишь немногие наши современники сохранили высокую речевую культуру? Ответить на эти вопросы необходимо, чтобы представить перспективы реконструкции и возрождения отечественной речевой культуры, увидеть возможные пути грядущего "риторического Ренессанса" в России. Без возвращения риторики вряд ли мыслимо и возрождение отечественной культуры вообще. Ведь роль слова именно в русской культуре традиционно была особенно значительна.

Именно поэтому можно говорить о том, что слово современное (и будущее) реально возвращается к античному, сократовскому идеалу: оно должно быть полно смысла, глубоко, насыщено мыслью. Красота речи в наши дни во многом сродни красоте любого предмета обихода – это, прежде всего функциональность, соответствие своей основной задаче.

И так, риторика, особенно современная, - это прежде всего школа мысли, а затем уже - школа слова.

Хорошую современную публичную речь можно охарактеризовать так же, как некогда было сказано о речах замечательного афинского оратора и политического деятеля Демосфена: "Не ищите у него украшений, там имеются только доводы. Аргументы и доказательства скрещиваются, подталкивают друг друга, стремительно бегут перед вашими глазами, выбрасывая на ходу восхитительные блестки антитез".

Значит, современная речь - это некая " литературная геометрия", результат усиленной мыслительной работы, это соразмерное здание, логически выстроенное из четких смыслов точно употребленных слов. Мужественная логика слова вызывает у наших современников одобрение и восхищение скорее, нежели женское изящество. Чтобы убедиться в этом, посмотрим, как пишет о прекрасной речи Алексей Федорович Лосев: "Слова всегда были для меня глубоким, страстным, завораживающе-мудрым и талантливым делом. Как мало людей, которые любят и умеют талантливо говорить! И как я искал, как я любил, как я боготворил этих людей! Боже мой, что это за чудный дар - уметь говорить и уметь слушать, когда говорят! В молодости при звуках талантливой речи я чувствовал, как утончается, серебрится и играет моя мысль, как мозг перестраивается у меня наподобие драгоценного и тончайшего музыкального инструмента, как дух мой начинал носиться по безбрежной и бледной зелености мысленного моря, на котором вспененная мудрость ласкает и дразнит тебя своими багряными, алыми всплеками!" (Лосев. Жизнь).

Ядром, центром современной риторики является тот путь от мысли к слову, который в классической традиции описывался как совокупность трех этапов: изобретение содержания, расположение изобретенного в нужном порядке и, наконец, словесное выражение. Что сказать? Как? Какими словами? Вот три главных вопроса, на которые мы учимся отвечать, получая риторическое образование, чтобы овладеть мастерством эффективной речи.

Этот центральный и отправной раздел общей риторики будем называть риторическим каноном, так как три этапа пути от мысли к слову - изобретение, расположение и словесное выражение - определяются системой специальных законов и правил - каноном (греч. kanon).

Узнав эти законы и усвоив принципы, человек сможет уверенно ориентироваться в любой ситуации, требующей от него связной осмысленной речи.


Заключение


Итак, перед нами - задача исследовать путь от мысли к слову, как промелькнувшую идею превратить в хорошую риторически грамотную речь, т.е. можно ли сделать так, чтобы мыслей стало больше, чтобы они были интересней, чтобы идеи не ускользали и не мешали друг другу а получили стройный порядок, и наконец, ожили в слове.

Нам необходимо проникнуть в тайны совершенно особой жизни - жизни идей, понятий. Это необходимо, потому что научиться говорить можно только научившись думать.


Список использованной литературы


1. Ладыженская Т.А. Роскошь или необходимость? Зачем нужна риторика // Учительская газета. – 2006. -№23.

2. Панов М.И. Зачем сегодня нужно искусство красноречия?

3. Александров Д.Н. Риторика.


Заговори, чтоб я тебя увидел!

Наверное, все хоть раз в жизни слышали слово «риторика» или хотя бы выражения «риторический вопрос», «риторическое восклицание», «политическая риторика» и т.п. А может быть, кому-то из вас однажды язвительно порекомендовали заняться риторикой…

Давайте разберемся, что такое РИТОРИКА, с чем ее едят, для чего ей важно заниматься.

Для начала задам вам риторический вопрос: как вы составляете мнение о том или ином человеке? Вопрос риторический, потому что мне не нужен ответ на него. Ответ ясен, общеизвестен. В первую очередь мы судим о человеке по его внешности: как одет, как причесан и т.п. Это первый взгляд. Недаром гласит русская пословица: «По одежке встречают, а по уму провожают». В этих словах заложена тысячелетняя народная мудрость, способность наблюдать и ярко формулировать результат этих наблюдений. Итак, провожают по уму… То есть конечный вывод о человеке: умный он или не очень, порядочный или негодяй, воспитанный или невежа, знающий или невежда, с широким кругозором или ограниченный, способный к развитию, или эволюция прошла мимо него и еще много каких моментов важных для познания субъекта – мы можем сделать, только пообщавшись с ним. Все перечисленные черты и многие другие нюансы проявятся лишь в процессе коммуникации. Недаром много тысяч лет назад великий философ всех времен и народов произнес фразу, которую мы дали в качестве эпиграфа к этой статье…

Небольшая предыстория. Однажды Сократа попросили высказаться об одном человеке, которого к нему привели. Мыслитель долго смотрел на него, а потом произнес эту сакраментальную фразу: «Да заговори же наконец, чтобы я мог тебя увидеть»! Здесь слово «увидеть» толкуется очень широко: «узнать», «понять».

Итак, еще в Античности люди поняли, что речь может рассказать о человеке очень много… В прошлом карьера человека сильно зависела от того, как он умеет выражать свои мысли, как может воздействовать на толпу. Представьте себе политика или полководца, который, мямля, тихим голосом, неразборчиво, сбивчиво, задыхаясь, шепелявя, монотонно, комкая слова, будто у него во рту горячая картошка, пытается призвать к действию избирателей или отдает приказ войскам идти в атаку. Не можете представить? Правильно! Потому что такого просто не могло быть. И это только пример контактного общения, когда вы видите друг друга, смотрите друг другу в глаза. Здесь еще могут помочь жесты и мимика… А в современном мире многие вопросы решаются дистантно, например по телефону. И только ваш голос, ваша манера говорить может воздействовать на собеседника позитивно, а может раздражать его и злить… Подумайте об этом!

Очень трудно добиться карьерного роста, если не умеешь логично излагать мысли, аргументировать, привлекать и удерживать внимание собеседника (не говоря уже о потенциальной аудитории в сотни и тысячи человек), если твоя речь неточна и невыразительна, если есть проблемы с дикцией или дыханием, громкостью, темпом, с расстановкой логических акцентов, если ты не знаешь орфоэпических, морфологических, синтаксических, лексических и стилистических норм языка (в школе на это до сих пор практически не уделяют времени, там пытаются научить грамотно писать). Поэтому все больше политиков, менеджеров, бизнесменов, стоящих в начале карьерного пути или уже добившиеся больших результатов, обращаются именно к РИТОРИКЕ.

Риторика – искусство красиво говорить.

Так характеризовали это направление наши предки. В наше время РИТОРИКОЙ чаще называют науку и искусство эффективного общения. Какое общение считается эффективным? Такое – в процессе которого Вы достигаете поставленной цели. Пример. Вы хотите, чтобы Вам повысили зарплату (повысили оценку в школе и т.п.) и идете с этой целью к начальнику (учителю). Если после общения Вам повышают зарплату (исправляют оценку на более высокую), значит, ваша риторика удалась, цель достигнута, коммуникация была эффективной. А если нет… Значит, надо работать над своей риторикой, понять, почему Вы не смогли убедить шефа в необходимости повышения, понять, ЧТО Вы говорили не так, проанализировать, КАК Вы говорили… Поняли, а дальше? Дальше – работать над собой, над своей речью, жестами, мимикой… Заниматься риторикой .

Часто спрашивают: «Возможно ли взрослому человеку изменить свою речь?». Отвечаю: возможно. Вода камень точит. Уменье и труд все перетрут. Опять народная мудрость. История знает пример Демосфена – великого оратора всех времен и народов. Оратора, который сделал себя сам. Он был очень умным, знающим человеком, но от природы он был застенчив, имел слабое дыхание, подергивал плечом, у него был тихий голос и проблемы с дикцией. Однако он смог все это преодолеть и прославиться на тысячелетия. Упражнения, разработанные Демосфеном, до сих пор выполняются студентами актерских институтов и училищ, именитыми артистами, дикторами и нашими учениками на занятиях риторикой.

Все больше взрослых и детей мудрых родителей занимаются риторикой, потому что за умением хорошо говорить, эффективно общаться стоит многотысячелетняя история народов и это умение может обеспечить хорошее будущее тому, кто им владеет. Но заниматься риторикой одному очень сложно: мало иметь желание и силу воли, читать специальную литературу, пытаться выполнять упражнения… Этого мало. Нужно выполнять упражнение ПРАВИЛЬНО, нужно, чтобы тебя постоянно контролировал опытный человек, профессионал, оратор, твой риторический тренер, твой репетитор. Риторика учит общению, поэтому все занятия должны проходить в процессе общения с опытным наставником для взрослых и, конечно, для детей. Детям еще сложнее организовать себя, здесь нужны постоянные игровые технологии. О специфике занятий риторикой со взрослыми и детьми мы расскажем в следующих статьях.

А Вам удачи! Говорите, чтобы вас увидели! Говорите правильно и красиво вместе с нами!

Школа Юрия Окунева

Всем привет!

Как вы думаете, какое умение объединяет всех преуспевающих бизнесменов, известных политиков и общественных деятелей? Правильно, умение эффективно общаться и убеждать людей. Этому обучает дисциплина риторика. Приглашаю вас к разговору о том, что изучает риторика, насколько актуальна эта наука в наше время, и кому она будет полезна.

Ораторское искусство – самая древняя из отраслей человеческой деятельности, об этом искусстве знали еще в Древнем Египте и Вавилоне. Создателями риторики считаются древние греки. В V веке до н.э. греческими философами-софистами был составлен первый учебник по ораторскому мастерству, где были систематизированы знания об искусстве выступлений. К сожалению, до нас он не дошел.

По мнению греков, искусный оратор – это человек, который умеет убеждать, посредством хитроумных заключений он может предоставить наихудший аргумент в самом выгодном свете.


Риторика – это наука, изучающая методы гармоничной и технически правильной речи, убеждающей слушателя и побуждающей к действию. Речь оратора должна соответствовать лексическим нормам языка и быть уместной в данной ситуации.

В грамматических школах Древнего Рима мальчиков учили сначала читать, потом писать, а затем обучали высшему искусству – умению выступать перед публикой. Римляне считали, что настоящий оратор – это тот, кто умеет говорить красиво и образно, придерживаясь в своей речи определенного слога.

В современном мире риторика воспринимается как научная дисциплина, объединяющая в себе методы гармоничной речи, умение убеждать аудиторию, побуждать к действию. Речь оратора должна соответствовать лексическим нормам языка и быть уместной в данной ситуации.

Риторика подразделяется на частную и общую.

Общая риторика: как составить текст?

Здесь рассматриваются общие правила и методы составления текста выступлений, опираясь на закономерности человеческого общения. Готовится ли учитель к проведению урока в школе или прокурор пишет обвинительную речь для суда, а может, тамада готовит свадебную речь – все они должны учитывать принципы речевого поведения.

Общая риторика гласит, что любая ораторская речь должна соответствовать четырем основным правилам:

  1. Правило общения со слушателем – построение активного диалога с аудиторией.
  2. Навигационное правило – выступающий должен вести слушателя за собой, выстраивая свое выступление в логичной и понятной последовательности.
  3. Правило чувств – речь должна быть объемной, эмоциональной.
  4. Правило успешности – оратор будет иметь успех тогда, когда будет учитывать вкусы и интересы публики.

Разделы общей риторики

Риторику принято делить на несколько разделов, соответствующих разным сферам человеческой деятельности:

  • Риторический канон (этапы);
  • Техника ораторского выступления;
  • Искусство словесного поединка (полемика);
  • Искусство коммуникации (беседа);
  • Невербальные способы общения (жесты, поза, мимика);
  • Этнориторика – раздел, изучающий вопросы речевого поведения у представителей разных народов.

Риторический канон

Подготовка к любому выступлению на публике состоит из пяти этапов:

  • Подбор материала, осознание темы;
  • Составление структуры будущего выступления;
  • Проработка деталей речи, вставка художественных образов;
  • Запоминание текста;
  • Собственно выступление.

Такая последовательность работы над речью была известна еще древним грекам, это они изобрели античный риторический канон, которым мы и пользуемся до сих пор. Канон состоит из инвенции (изобретения), диспозиции (порядок), элокуции (красота), меморио (запоминание), акцио (выступление). В одной из статей мы разберем с вами эти этапы подробно.

Частная риторика: когда и где выступить?

Существует целый ряд профессий, так или иначе связанных с выступлениями перед аудиторией. Рекламный менеджер должен уметь представить товар лицом, священнику нужно так говорить свою проповедь, чтобы вызывать у прихожан слезы радости и умиления, адвокат должен выстроить свое обращение таким образом, чтобы суду стало ясно, подсудимый невиновен.

В каждом конкретном случае к речь у оратора будет своя, отвечающая определенным требованиям и правилам. Изучением особенностей ораторских выступлений в той или иной профессиональной сфере как раз и занимается частная риторика.

Виды речи

Ораторская речь подразделяется на виды:

  • Академическая – отличается строгим стилем и логичностью, в процессе выступления используется специальная терминология. К академической речи относятся доклад, обзор, диссертация, а также педагогические виды выступлений: лекция, урок, реферат.
  • Судебная – выступление в суде, например, обвинительная речь прокурора, защитительная речь адвоката. Основные признаки этого вида – объективность, аргументированность и доказательность.
  • Богословско-церковная – религиозная проповедь, прозносимая служителями церкви. Как правило, в ней отсутствует четкая аргументация и не соблюдаются законы логики, на первый план выступают эмоциональность и образность.
  • Социально-политическая – ораторское выступление на экономическую или политическую тематику, агитаторская и дипломатическая деятельность. Примеры: круглый стол, диспут, военно-патриотическая речь.
  • Социально-бытовая – это речь, подчеркивающая семейные и социальные отношения. Сюда относят тост, свадебную и поминальную речь, поздравление для юбиляра.

Жанры речи

В зависимости от того, кому адресована ораторская речь и по какому случаю она произносится, выступление оратора делится на жанры. В каждом жанре свой набор выразительных языковых средств и приемов, своя цель, учитывается степень осведомленности слушателя, его вкусовые пристрастия и интересы.

На сегодняшний день в риторике существуют сотни жанров, вот некоторые из них:

  1. Информационная цель – жанры инструктаж, отчет, доклад, самопредставление, рекомендация, лекция;
  2. Эмоционально-воодушевляющая (эпидейктическая) цель – поздравление, вступительное слово, представление гостя, приветствие;
  3. С целью убеждения в чем-то – обвинительная речь, прения, дебаты, совещание;
  4. Призыв к действию – рекламная агитация, гражданское обращение, воззвание.

Взаимодействие с другими дисциплинами

Риторика, как искусство ораторских выступлений и искусство эффективного общения, следует двум направлениям:

  • Логическое – убедительность выступающего, наличие аргументации и доказательной базы;
  • Художественное – красота и образность изложения, пышность и витиеватость слога.

Основные задачи риторики: правильность речи, убедительность и целесообразность выступления. Отсюда вытекают три основных понятия ораторского искусства: этос – уместность, нравственность; логос – логичность рассуждений и пафос – чувственность.

С какими дисциплинами соприкасается риторика?

  • Лингвистика. Оратора, не владеющего нормами и правилами русского языка, просто невозможно себе представить.
  • Стилистика. Эффективность речи определяется ее выразительностью, соответствием определенному стилю.
  • Логика. Оратор последовательно выстраивает цепочку событий, убеждая аудиторию.
  • Культура речи. Уровень духовного и интеллектуального развития выступающего напрямую влияет на качество речи.
  • Психология. Оратор в процессе выступления активно использует средства вербального и невербального воздействия на публику.

Зачем нужна риторика?

Ну, хорошо, скажет читатель, риторика нужна юристу, рекламному менеджеру, руководителю компании или проповеднику пригодится. А зачем изучать риторику человеку, чья профессия совсем не связана с общением?

В повседневной жизни нам часто приходится общаться с друзьями, с семьей, с коллегами по работе, обсуждать текущие проблемы, принимать совместные решения. Согласитесь, сколько людей, столько и мнений? И порою многие проблемы решаются методом дискуссий, прений, взаимных убеждений и доводов.

Последнее слово стоит за тем человеком, кто сумел убедить всех остальных. Убеждать – значит обосновывать и аргументировать свое решение так, чтобы всем участникам спора это решение показалось очевидным. Я вас убедил? J

Выводы

Надеюсь, я вас не сильно утомил научными терминами. Большое их количество говорит о том, что риторика – наука непростая. Риторика изучает способы изобретения и формирования живой убеждающей речи, а также методы результативного взаимодействия с аудиторией. Предмет риторики – рождение действенного слова, способного повлиять на мышление окружающих.

Риторика является практической наукой. Простого чтения греческих трактатов по ораторскому искусству недостаточно, чтобы научиться говорить логично и красиво. Требуются часы и годы практики, постоянной работы над собой.

Те, кто хочет изучить все хитроумности и заумности данной науки самостоятельно, следите за новыми статьями, обо всем расскажу весьма подробно. Можете заглянуть и в этот бесплатный курс .

Всего доброго! Всегда ваш Юрий Окунев.