Известный бурятский скульптор. Даши Намдаков - Выставка «Кочевник

Известный бурятский скульптор. Даши Намдаков - Выставка «Кочевник
Известный бурятский скульптор. Даши Намдаков - Выставка «Кочевник

Скульптор Даши Намдаков

Даши Намдаков – бурятский художник и скульптор . Фото 2004 г. Несмотря на ярко выраженный национальный колорит работ бурятского скульптора Даши Намдакова, он воспринимается как представитель общечеловеческой культуры. Его встречают везде великолепно. «Даши, все хорошо. Жалко только, что ты не китаец! И все равно ты наш!» — говорят китайцы.


Даши Намдаков или Дашиним Бальжанович Намдаков, родился в бурятском селе Укурик, что в Читинской области, в 1967 году. Был шестым ребёнком в многодетной семье. Мастерство к Даши пришло с генами, так как весь род этого художника и скульптора занимался кузнечным и ювелирным делом. Отец этого скульптора вырезал из дерева буддийские символы и различных божеств.

Впитав с молоком матери многовековой опыт, традиции бурятского народа, воспитанный на мифах, легендах, улигерах (эпических сказаниях), сказках Даши до 7 лет не говорил по-русски, а жил в мире своих предков.
— У меня был полноценный богатый мир, просто гигантский, который был насыщен всевозможными духами, животными, существами. И когда я пошел в школу, мне сказали: “Весь мир вмещается в этот лист, все остальное выбрось из головы. Это твое больное воображение”. И мир ужался в этот лист. Мне 44 года и всю жизнь я борюсь, как мне избавиться от этого листа, который меня ограничивает — делится Даши Намдаков — всем, что я умею, обязан своим родителям, своей родине.
Род Намдаковых принадлежит к почитаемой в Бурятии касте кузнецов-дарханов «дархатэ». Кузнечное ремесло у Бурятов считалось божьим даром: “По повелению западных тэнгриев кузнец Божинтой отправил на землю своих детей, чтобы обучить людей кузнечному ремеслу, это искусство стало передаваться по наследству потомкам” (строки из предания бурят). Отец Даши Намдакова — мастер на все руки: делал мебель, ткал ковры, занимался живописью, вырезал из дерева скульптуры буддийских божеств и тангки (буддийские иконы). Взращенный в такой среде Даши впитал в себя все самое лучшее.

Учился в Красноярском Государственном художественном институте, после окончания которого перебрался в Улан-Удэ.

Ниже приводим с Даши Намдаковым интервью, которое взяла Елена Преображенская. (Источник: Преображенская Е. Пластика Будды./ Елена Преображенская.// Крестьянка. - 2004. - № 1 - с.68-71)

Даши Намдаков. Лучник. 2000


Скульптор Даши НАМДАКОВ необычен во всем. Экзотическое имя, которое полностью звучит как Даши-Нима и в переводе означает «удачливое солнце», родители дали ему по совету буддийских лам. В его истории есть тяжелая болезнь, снятое, как он считает, проклятие, последовавшее выздоровление и успех — такой, какого ждут порой всю жизнь. Но самое главное и поистине волшебное — это его работы.

Шаманы, воины, князья, звери, птицы, духи природы, деревья — его обычные герои. Бронза — любимый материал. Сегодня Даши Намдаков более чем популярен и востребован. Выставки скульптора проходят с неизменным успехом. Его пригласили к сотрудничеству крупнейшие галереи мира. Именно его работы стали призами Международного экологического кинофестиваля и целого ряда конкурсов. Государственный Эрмитаж приобрел скульптуры Даши для своей экспозиции, не говоря уже о коллекционерах Европы, Японии, Германии и США. Три скульптуры Даши Намдакова есть в личной коллекции Владимира Путина.

- А что это была за обстановка?

Я вырос в таком мире, который обычному человеку просто незнаком. Родился в селе Укурик, в Читинской области, что возле Бурятии. Наша земля насыщена мифами, сказаниями, легендами. Там и сегодня верят в духов, шаманов, колдовство. Хотя верят — это даже не совсем подходящее слово. Как жители Древней Греции и не думали сомневаться в существовании богов, их воли, духов, драконов, всевозможной нечисти, вполне комфортно существуя в такой системе мира, примерно так живут и буряты. А человеку, выросшему и живущему вне бурятской земли, трудно все это воспринять.

- И вы действительно должны были стать шаманом, а не скульптором?

У меня мощные шаманские корни. Но я с детства стремился к другому: быть художником, реализовать себя в изобразительном искусстве. Вообще нас воспитывали так: никогда не ругали, никогда не били, никогда ничего не советовали. Например, я серьезно занимался боксом и прекрасно видел, что родители относятся к этому неодобрительно. Мне не было сказано ни одного слова, но я чувствовал их крайнее недовольство.

- Но вы игнорировали это?

Дело в том, что я был вынужден заниматься спортом, мне нужно было хорошо драться, чтобы выжить. В семь лет я попал в интернат, порядки в котором вполне сравнимы с армейскими. Этот жестокий мир стал контрастом миру моего раннего детства, наполненному красотой, сказками, общением с природой. Я думаю, что болезнь, которая преследовала меня вплоть до юношеского возраста и которую многие отнесли к разряду пиар-приемов, была не в последнюю очередь вызвана этим диссонансом. А шаманы, проклятия, предписанные ими методы лечения — все это тоже присутствовало и совершенно логично накладывалось на жизненную ситуацию. Я очень чувствительный человек, и существовать среди грубости и жестокости мне было крайне сложно. Пришлось учиться себя защищать.

- А как осуществлялось художественное воспитание внутри семьи?

Мои родители — крестьяне, но отец при этом — буддийский художник. Не художник по профессии, он всегда рисовал, вырезал из дерева для буддийских храмов. Таким художником может быть только верующий человек. Все воспитание в семье ориенировало детей — а нас восемь человек — именно на художественное творчество. Мы все лепили, резали по дереву, рисовали, ткали шерсть, чеканили по металлу. Садились в кружок и ткали, например, ковер. Отец давал определенную тему, и каждый по-своему ткал свою часть общего рисунка. Точно так же и рисовали: каждый в меру своих сил выполнял тот фрагмент общей картины, который ему по плечу. Так что я всегда мечтал быть именно художником.

Даши Намдаков. Ритуал. 2001


- Буддийским художником?

Видите ли, у этого понятия — буддийское искусство — есть своя специфика. Все, что делает буддийский художник, подчинено одной цели: выразить отношение искренне верующего человека к религии. Маленький ребенок — это Бог, все, что он делает, абсолютно лишено греховности. И с этой точки зрения все, что я делал тогда, в детстве, было гораздо ближе именно к буддийскому искусству. Но нужно понимать: то, что я делаю сегодня, то, что представлено на моих выставках и в каталогах — это абсолютно светское творчество. Существует огромное количество нюансов,которые,собственно,и делают скульптуру религиозной или светской. Для того чтобы всерьез заниматься буддийским искусством,мне нужно еще очень многое изучать более подробно и глубоко — традиции, историю... Малейшая ошибка влечет за собой наказание — таков взгляд на творчество буддиста. Религиозные вещи предназначены строго соответствовать канону. Сегодня я не чувствую себя готовым, достаточно зрелым для такого рода работы. Я оставил это на потом, придет время, и я займусь действительно буддийской пластикой. Наверное, для человека, далекого от буддийской среды, любая экзотика — монгольская, тибетская, бурятская и есть буддийская. Я же родился в этой культурной традиции, вырос в ней, и, видимо, все, что я делаю, будет нести в себе несколько экзотический, а для дилетанта именно буддийский отголосок. Даже если я очень захочу, избавиться от этого невозможно.

В Бурятии я жил в абсолютно замкнутом пространстве, не бывал ни в Америке, ни в Европе, в Москве-то был пару раз и не подолгу. Я не видел музеев мира,не имел особенно четкого представления о современном искусстве. Но, знаете, иногда мне кажется, что если бы я с детства вращался в более открытой среде, я не стал бы таким, какой я есть. Мои работы были бы посредственными и безликими, в них трудно было бы уловить мою индивидуальность. Конечно, информация необходима, нельзя, да и невозможно искусственно ограждать себя от нее. Но некоторая замкнутость позволила мне максимально полно впитать в себя, пережить и прочувствовать культуру и историю Бурятии, моего родного народа.

Даши Намдаков. ЖЕМЧУЖИНА. Бронза, 2OO1 г. Женские образы в скульптурах Даши Намдакова целомудренны, нежны и лиричны.

— Но при этом вы получили классическое художественное образование?

— Да, я окончил отделение скульптуры Красноярского художественного института. Но, как видите, академическое образование никак не скорректировало мой собственный авторский взгляд, не сделало мои работы более европейскими, не лишило их того, что называется «этническим колоритом». Вполне возможно, окончи я какую-либо из более авторитарных школ живописи — скажем, Суриковский институт в Москве или Академию художеств имени Репина в Санкт-Петербурге, — все было бы несколько иначе. Там, во всяком случае, до недавнего времени, преподавали достаточно жестко. Освободиться от влияния определенной школы в живописи сложно: мы ведь знаем массу примеров, когда целый поток учеников пишет так, как их учитель — и ничего с этим не поделаешь.

В таком случае нужно ли вообще художнику учиться? Нет в этом угрозы для его самобытности?

Чтобы чем-либо заниматься, обязательно нужно иметь определенную базу. В институте я получил чисто академические навыки: изображение света, тени, пропорций, пластические приемы. Овладение всем этим на уровне техники дает свободу в выражении идеи. Но учеба никак не повлияла на мое восприятие мира. Мне очень повезло с педагогами. Среди них были, например, такие люди, как Эдуард Пахомов и Азат Баярлин, они сами совсем недавно окончили Репинку и совершенно не стремились как-то воздействовать на своих студентов с позиций авторитета, не подавали себя как менторы. Влиять, воспитывать в искусстве — дело крайне ответственное, и они это, к счастью, понимали. У нас сложились скорее дружеские, чем ученически-наставнические отношения. Но после института пришлось заниматься самыми разными вещами, в том числе и не имеющими никакого отношения к изобразительному искусству. Я ведь окончил институт в 1992 году, помните, что это было за время — кризис, неопределенность. К тому же дело было в Улан-Удэ, а не в Москве. Если здесь появлялись состоятельные иностранцы, интересующиеся живописью, то там все было гораздо труднее. Во всяком случае, никаким искусством заработать на жизнь было не реально. Но я должен был содержать семью. И я, например, занимался бизнесом — торговал чаем. Всякое было. Мне очень повезло: меня всегда поддерживала моя жена. Она бухгалтер, работала тогда в банковской структуре и не пилила меня, не заставляла идти и во что бы то ни стало зарабатывать деньги. Жена мне говорила: «Подожди, пусть не сейчас, но позже придет твое время».


Даши Намдаков. Царица. 2001. Грациозные движения гибкой от природы кошки энергичны. Развитая мускулатура и выпущенные когти ни на минуту не дают засомневаться в том, что материнский инстинкт черной пантеры силен, а она опасна тому, кто может представлять угрозу ее потомству.

- Если бы бизнес принес крупные успехи, вы могли бы отказаться от живописи в пользу торговли или предпринимательства?

Это все-таки не мое призвание. Я видел тогда ребят, действительно гениальных в этой сфере, бизнес — это ведь тоже призвание, точно такое же, как рисовать или петь. Не думаю, что смог бы отказаться от своей мечты стать скульптором. Сейчас, когда мы с женой приезжаем отдыхать на турбазу, для меня просто мука — сидеть без дела на берегу речки. Я думаю о своей будущей работе и одновременно рисую, вижу то, что хочу сделать, целиком. Ведь скульптура, на мой взгляд, сложнее, чем живопись. Там художник имеет дело с плоскостью, что-то может спрятать от зрителя, утаить, поиграть со светом и тенью. Все, что делает скульптор, — на виду.

А вообще меня многое увлекает. После института я пять лет работал в ювелирном деле. Это было, с одной стороны, любопытно для меня, с другой — давало возможность что-то заработать: свою первую выставку скульптуры я сделал именно на средства, заработанные ювелирной пластикой.

Сейчас я несколько устал от скульптуры, хочу опять вернуться к ювелирному делу. Возможно, это будут какие-то утилитарные, носибельные вещи, возможно, статуэтки, сделанные из драгоценных металлов. Пока точно сказать не могу. Еще меня привлекает книжная графика, я очень хочу проиллюстрировать героические бурятские эпосы. Складываясь в течение веков, они стали слишком сложными для восприятия обычного человека, если он не этнограф и не историк, так что здесь очень важна качественная литературная обработка. Если такая будет представлена кем-то из писателей, я с удовольствием поработал бы над иллюстрациями. Есть еще идея заняться анимацией, разработать рисунки для большого мультфильма, опять же по мотивам бурятской мифологии. Мне все интересно, я во многом готов себя попробовать.

- А какие книги вы читаете?

Сейчас я стал читать, кстати, гораздо больше, чем в юности. Конечно, перечитываю Толстого, Достоевского, это нужно делать обязательно. Многие идеи, мысли этих авторов я начинаю понимать по-настоящему только теперь. Читаю модных авторов — думаю, это тоже нужно, хотя бы для того, чтобы получить представление о книгах, которые популярны сегодня. Так что Харуки Мураками и Паоло Коэльо мною прочитаны. Кстати, «Алхимик» Коэльо мне очень понравился, я временами даже чувствовал, что эта книга обо мне: так много параллелей с моей жизнью, с моими мыслями. Мне было интересно.

- Знаете, говорят, будто бы Коэльо, будучи учеником мага, заколдовал тиражи своих книг, поэтому они так быстро расходятся. О вас говорят, что вы специальным образом энергетически заряжаете свои скульптуры и человек, попав под этот заряд, не может спокойно пройти мимо.

Да, я читал у кого-то из искусствоведов нечто подобное. Естественно, имея очень сильную предрасположенность к шаманской практике, я просто не могу не сообщать своим вещам некоторый потенциал. Один шаман, пришедший на мою выставку, просто пулей вылетел из зала: ему стало невозможно находиться около моих скульптур. Это очень тонкие вещи. Но специально для того, чтобы мои статуэтки продавались, я, конечно, не провожу над ними обрядов.

- Как с критиками складываются отношения?

Честно говоря, пока я какой-то отрицательной серьезной критики не замечал. Видимо, матерые искусствоведы пока до меня не добрались. Когда доберутся, буду внимательно смотреть, вдруг в их замечаниях будет рациональное зерно?

- Кто вам нравится из современных коллег?

— Мои интересы, приоритеты постоянно меняются. Если говорить о современниках, мне интересны Джакомо Манцу, Генри Мур, Бранкузи. Не так давно я открыл для себя итальянского скульптора Марино Марини. Пока не увидел его работ «живьем», я находил их примитивными.

Раньше главными ориентирами в искусстве для меня были те, которые навязывались и пропагандировались школой: Греция, Рим, Итальянское Возрождение. Но когда я уже сам начал подробно интересоваться мировой культурой, я понял, что существуют никак не менее интересные и значительные ее элементы. Например, в скульптуре Африки есть внешне абсолютно примитивные вещи, но совершенства в них никак не меньше, чем в Давиде Микеланджело. Придя в музей, я первым делом иду в зал первобытной культуры. Искусство этого периода не спрятано под шелухой цивилизации. Мне близко все от Египта, Ассирии, Вавилона, Финикии, в сторону Индии, Китая и Японии. А все, что делалось южнее — скажем, Индонезия, — мне не так нравится: слишком, на мой взгляд, слащаво. Но в принципе, если бы современное искусство достигло уровня первобытного, это был бы просто эстетический прорыв. Если задаться целью и поездить по России, можно найти с десяток очень и очень интересных скульпторов. В Якутске, на Урале есть ребята на голову выше раскрученных сегодня мастеров. Просто они сидят у себя в глубинке, и никто о них не знает. Все тусовки и пиар-акции происходят в Москве, именно здесь художник становится известным. Ведь для того, чтобы музей или коллекционер купил работу того или иного художника, она должна быть продемонстрирована.

- В современной России есть институт меценатства?

Он должен быть в каждом культурном обществе, в нашем, к счастью, возрождается. Мне повезло, на моем пути встретился Константин Ханхалаев, он буквально за уши вытащил меня в Москву. Кто-то должен помогать художникам, без этого невозможно развитие искусства. Я не знал, будет ли воспринято и востребовано то, что я делаю, за пределами моей земли, но я и не задумывался об этом, просто искал то, что меня увлекает. Я понимал, что этот поиск — тонкое лезвие, шаг влево, шаг вправо—и ты оступился, просто не нашел своего лица. В этом главная опасность, потому что в таком случае ты не интересен ни себе, ни зрителю. Но, судя по тому, что мои выставки интересны и в Европе, и в Америке, и в России, смею надеяться, что мне удалось и удастся в будущем удержаться на этой тонкой грани.

http://www.dashi-art.com/ru/about.php сайт, посвященный искусству Даши Намдакова, статьи о его творчестве и биографии, его произведения.


Даши́ Намдако́в (Дашинима Бальжанович Намдако́в) (р. 1967, село Укурик Читинской области) — российский скульптор, художник, ювелир, член Союза художников России.

Даши Намдаков родился в бурятском селе Укурик, в Забайкалье. Полное имя — Дашинима («Даши Нима») — «Удачливое солнце». Являлся шестым ребёнком в многодетной семье Бальжана и Буда-Ханды Намдаковых, у которых родилось восемь детей.

Семья Д. Б. Намдакова принадлежит к древнему уважаемому роду — кузнецов-дарханов «дархатэ». Из этих семей всегда выходили лучшие ювелиры, мастера и художники. Только им дозволялось работать с огнём, священным символом избранности.

Чингизхан

По вероисповеданию Намдаков — буддист. Отец художника вырезал из дерева буддийские символы, фигурки лам и божеств.

Буддизм нашел глубокое отражение в творчестве Даши. На вопрос о том, какую роль играет буддизм в его работах, он ответил, что ему как буддисту даже странно слышать такой вопрос. На стене дацана в Санкт-Петербурге находится мраморная доска-барельеф в память первого настоятеля храма, выполненная художником. Традиционные образы его работ видны сразу — это кочевники, воины и всадники, сакральные фигуры, волшебные женщины, родовые покровители бурят: тотемные животные и мифологические существа. Перед зрителем предстают деформированные, изогнутые, вытянутые персонажи с непропорциональными частями тела, например, вытянутыми шеями и удлинёнными конечностями. Почти все из них обладают азиатскими чертами лица.
Цой А. Даши Намдаков покорил Государственный ЭрмитажЭрмитаж// Новая Бурятия. — 2010. — 1 марта.

До семи лет Намдаков не говорил по-русски, жил в доме предков. В связи с этим он позже отмечал:

« У меня был полноценный богатый мир, просто гигантский, который был насыщен всевозможными духами, животными, существами. И когда я пошел в школу, мне сказали: «Весь мир вмещается в этот лист, всё остальное выбрось из головы. Это твое больное воображение». И мир ужался в этот лист. Мне 44 года и всю жизнь я борюсь, как мне избавиться от этого листа, который меня ограничивает, всем, что я умею, обязан своим родителям, своей родине. »

Даши Намдаков начал работать в мастерской бурятского скульптора Г. Г. Васильева в городе Улан-Удэ. В 1988 г. он поступил в Красноярский государственный художественный институт, учился у художников и скульпторов Л. Н. Головницкого (приехавшего для преподавания в Сибирь из Ленинграда), Ю. П. Ишханова. Окончив институт экстерном, возвратился в Улан-Удэ.

В 1990-х гг. Даши Намдаков открыл маленькую ювелирную мастерскую в Улан-Удэ. «Эти деньги и часть зарплаты моей супруги, которая тогда работала в Сбербанке, — вспоминал он позднее, — мы тратили на бронзу. А ведь литье из этого материала — целая технология. Одному это сделать невозможно — нужны люди, которым надо платить зарплату. Я вообще думаю, что скульпторов у нас было бы гораздо больше, если бы можно было проще организовать этот процесс».

В 2000 г. прошла первая персональная выставка Даши Намдакова в Иркутске.

По словам Даши, результаты этой выставки стали большим сюрпризом для него. До неё он считал, что его искусство интересно лишь бурятам и монголам, жителям Иркутской и Читинской областей, но не более того. И именно после этого вернисажа творческая судьба Даши резко пошла вверх: он переехал в Москву, его выставки регулярно проходят в странах Европы и Азии, в Америке.
— Богатых-Корк А. Украшения бурятского мастера носят Ума Турман и Глюкоза// Издательская группа «Номер один»

Работы Д. Б. Намдакова выполнены в технике художественного литья, ковки и смешанной технике. Произведения выполнены из бронзы, серебра, золота, меди, драгоценных камней, а также из кости (бивень мамонта), конского волоса и дерева. Скульптура, ювелирные изделия, графика и гобелены имеют ярко выраженный уникальный авторский стиль, в основе которого лежат элементы национальной культуры, традиции Центральной Азии, буддийские мотивы.

Работы Даши Намдакова хранятся в фондах Государственного Эрмитажа, Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге, Музее искусства народов Востока, Музее современного искусства в Москве, в музеях многих стран мира, в том числе — в «Тибет-Хаусе» (Нью-Йорк) и «Музее искусств» (Гуанчжоу, Китай). Скульптуры имеются в частных коллекциях В. В. Путина («Стихия»), М. Ш. Шаймиева («Всадник»), Ю. М. Лужкова, Р. А. Абрамовича («Вечер», «Старый воин»), других представителей элиты российской политики и бизнеса, а также в частных собраниях в Германии, Франции, Бельгии, Швейцарии, Финляндии, Японии, США, Тайване. Работами Д. Б. Намдакова обладают такие разные по характеру известные и влиятельные люди, как Герхард Шредер, звезда кантри-музыки Вилли Нельсон, а также актриса Ума Турман. В Лондоне 14 апреля 2012 г. установили монументальную скульптуру Чингисхана работы Даши Намдакова. Скульптуры Д. Б. Намдакова «Маски» и «Актёр» явились призами Всероссийского фестиваля современной драматургии им. Вампилова (Иркутск, 2002 г., 2003 г.), а скульптура «Хозяин» — Международного фестиваля документального кино в Иркутске (2002 г.). В 2003 г. он был награждён серебряной медалью Российской Академии Художеств.

С 2004 г. Д. Б. Намдаков живёт и работает в Москве.

В 2007 г. он осуществлял художественный дизайн фильма «Монгол». В марте 2008 г. Д. Б. Намдаков получил «за лучшую работу художника» в этом фильме премию «Ника-2008», а также «Белого слона».

30 июля 2008 г. мастерскую скульптора обокрали (причём, унесли не только ювелирные изделия, но и формы для их изготовления). «Всё, что у нас было за пять лет наработано, — утверждал Д. Б. Намдаков, — унесли в одну ночь. Некоторые люди, конечно, очень разбогатели — дай им бог здоровья. Сначала у нас была паника, но потом мы успокоились. Ведь это был не только мой труд, но и моих коллег — ювелиров и мастеров по камню. Но мы поставили задачу и в срок исполнили коллекцию заново».

За цикл выставок в 2009 г. Д. Б. Намдаков стал лауреатом Премии Правительства Российской Федерации в области культуры.

C 21 декабря 2007 г. по 13 января 2008 г. прошла персональная выставка Д. Б. Намдакова в Государственной Третьяковской галерее в Москве, где выставлялись его работы за предыдущие семь лет.

В ноябре 2008 г. в Иркутском областном художественном музее им. В. П. Сукачева открылась экспозиция Даши Намдакова «Преображение».

С 26 февраля по 4 апреля 2010 г. в Санкт-Петербурге, в Государственном Эрмитаже, при поддержке ОАО «Атомэнергомаш» (госкорпорация «Росатом»), в контексте шедевров археологической коллекции была экспонирована выставка Д. Б. Намдакова «Ностальгия по истокам. Вселенная кочевников Даши Намдакова».

С 1 июня по 31 июля 2011 г. — в Казани, в Национальной художественной галерее «Хазинэ», проходила выставка Д. Б. Намдакова «Вселенная кочевника», которую посетил президент Республики Татарстан Р. Н. Минниханов, государственный советник Республики Татарстан М. Ш. Шаймиев и председатель Государственного СоветаРеспублики Татарстан Ф. Х. Мухаметшин и другие официальные лица. Всего на открытии выставки присутствовало более четырёхсот человек, общее число посетителей составило около 4,2 тысяч человек.

Амазонка

Бегущий

Богатая невеста

Великий чемпион

Вельможа

Видение

Воин Чингисхана

Воспоминания о будущем

Всадник

Гаруда

Жемчужина

Жрица (Хозяйка тайги)

Затмение

Звездочет

Кентавр

Космическая степь

Кочевник

Лама с гонгом

Лама с барабаном

Лама с бубном

Лицо Африки

Лучник 1

Мадонна с птичкой

Мальчик на Коте

Мамонтенок

Медитация

Мистерия

Монумент Жер-ана (Земля-мать) в Астане

Мудрец

Обнаженная с жемчужиной

Похищение

Премудрый воин

Свет Шамбалы

Степная Нефертити

Степной ветер

Стихия

Стремительный

Таинство

Улигершин

Улыбающийся

Усть-Орда

Хозяин

Царица

Чингиз-Хан (статуэтка)

Юность

Ярость

Малакшинова Дарима

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

Джидинский район

МБОУ

«Цагатуйская средняя общеобразовательная школа

Имени Н.С. Сосорова»

XIV Республиканская научно-практическая

конференция учащихся

по гуманитарным дисциплинам «Сибирская весна»

Номинация: Культурология

Тема: «Бурятский скульптор Геннадий Васильев и его образы на Джидинской земле»

Выполнила : Малакшинова Дарима, ученица 8-го класса

Телефон:89085914415

Руководитель : Балданова Баярма Дашиевна,

учитель бурятского языка и литературы.

Домашний адрес: с. Цагатуй, ул. Молодёжная, 20

Телефон: 89024506965

2012-2013 учебный год

Введение

  1. Известный бурятский скульптор Геннадий Васильев
  2. Произведения Геннадия Васильева на Джидинской земле
  • В Бурятии установлен памятник первому ученому.
  • Образ Бурин-хана.
  • Оригинальнальный образ Будды Шакьямуни.
  • Добрый реалист

Заключение

Использованная литература

Приложения

Введение

Каждый народ справедливо гордится своими знаменитыми людьми, крупными учеными, общественными деятелями. 190 лет назад в бурятском улусе Ичётуй, на берегу быстроводной Джиды, впадающей в голубую Селенгу, родился озорной смуглолицый мальчик по имени Доржи. Ни сверстники, с которыми он играл, ни соседи, на глазах которых он рос, ни отец и мать не могли знать, что он станет в будущем первым бурятским учёным, талантливым востоковедом. Мы, джидинцы, в прошлом году, отмечая юбилей Доржи Банзарова, по праву гордились своим земляком, который в условиях царизма смог пробить себе дорогу в научный мир и стать известнейшим ученым.

Юбилейные «Банзаровские чтения» прошли под девизом и мы решили провести исследовательскую работу о Геннадии Васильеве, авторе памятника Доржи Банзарову, установленному на его малой родине, также о других скульптурах, созданных по инициативе Матвея Рабдановича, украшающих наш район.

Цель работы: выяснить историю создания скульптурных композиции Геннадия Васильева на территории нашего района.

Задачи:

  1. Найти в Интернете материалы о Геннадии Васильеве и о его работах;
  2. Анализ и обработка материалов;
  3. Оформление и формулировка выводов;
  4. Составление путеводителя

Я прочитала в Интернете о том, что «в Джидинском районе за последние 5 лет наметилась положительная динамика увеличения объёмов обслуживания туристов. По внутреннему туризму ежегодное увеличение потока туристов составляет в среднем 10 %, а по въездному 4 %. В связи с невысокими денежными доходами населения получает все большее развитие внутренний туризм». И поэтому, большой интерес для туристов представит наличие нашего путеводителя по памятным местам, созданным скульптором Геннадием Васильевым, даст возможность развития внутреннего и внешнего туризма. В этом актуальность нашей работы.

Объект исследования: «Памятные места Джидинской долины»,

Предмет исследования: Скульптуры Геннадия Васильева

При выполнении работы были использованы следующие методы:

Теоретический метод: сбор материалов об авторе скульптур, и о его работах, изучение и обработка собранных материалов по теме. (Интернет, школьная и сельская библиотеки.) Практический метод: Составление путеводителя по памятным местам, созданным скульптором Геннадием Васильевым и о его авторе.

Практическая значимость работы: Составленный в ходе работы путеводитель важен для будущего развития образовательного туризма на территории Джидинского района.

Об известном бурятском скульпторе Геннадии Васильеве.

Прежде я не знала об этом великом человеке нашей республики буквально ничего, хотя его произведения культуры много раз видела в журналах, в книгах и т. д. Изучив материалы о нём с Интернета, я узнала многое.

Творчество заслуженного художника России, члена-корреспондента Российской академии художеств, скульптора Геннадия Васильева вот уже три десятилетия занимает ведущее место в изобразительном искусстве республики. Многие скульптуры ваятеля посвящены извечной и благодатной для художника теме детства, которая проходит красной нитью сквозь его творческую биографию. В работе “Мальчик с птичкой” мы наблюдаем «волшебное мгновенье” – состояние удивления и сосредоточенности ребенка, бережно держащего в ру ках крохотное пернатое создание. В композиции “Дети тайги” показана трогательная встреча юных представителей мира людей и животных: мальчик и олененок доверчиво тянутся друг к другу, испытывая взаимное любопытство и дружелюбие . “Обучение верховой езде”, изображая бытовую сцену передачи исконных навыков ребенку, содержит идею эстафеты поколений, преемственности традиций и опыта от отца к сыну. Эти и многие другие сюжеты, по словам автора, он впитал в пору собственного детства, которое прошло в селе Хандагай Голумецкого района Иркутской области. Тогда же он стал свидетелем сценок, положе н ных в основу его будущих скульптур “Два упрямца”, когда мальчик и козлик не хотят уступить дорогу друг другу, и “Кто сильнее?”, где малолетние борцы выясняют между собой престижный мужской вопрос.

Первые секреты рукотворного ремесла в те далекие годы мальчику открыл его дедушка – потомственный кузнец. А интерес к художественному творчеству привил родственник по материнской линии – живописец Роман Сидорович Мэрдыгеев, стоявший в свое время у истоков бурятского профессионального искусства наряду с такими классиками национальной культуры, как Ц.Сампилов, Г.Павлов, А.Хангалов, И. Дадуев.

Окончив в 1962 году Ломоносовское училище резьбы по кости в Архангельской области, Г.Васильев несколько лет трудился реставратором в музейных фондах Бурятии. В повседневном общении с реликвиями буддизма, произведениями бурятского народного искусства молодой скульптор глубоко проникся культурой Востока, знанием национальной мифологии и эстетики, приобрел ценный опыт художественной обработки традиционных поделочных материалов. На этой основе у Г. Васильева сформировалась своя система взглядов на искусство ваяния, ни с кем несравнимый творческий почерк. Твердо встав на позиции традиционализма, он остается верен этому направлению три десятилетия к ряду.

Его произведения украшают интерьеры общественных зданий и природные ландшафты, знаменуют мемориальные места нашего города и сельских поселков республики. Это – декоративные маски по мотивам народного эпоса “Гэсэр” в государственном бурятском академическом театре драмы имени Х.Н. Намсараева, резное деревянное панно “Природа Бурятии” в столовой Совмина, анималистическая скульптурная композиция “Олени” при въезде на Селенгинский мост близ села Вахмистрово, памятник А.У.Модогоеву в центре столицы республики и многие другие.

«У каждой эпохи должно быть свое лицо», – убеждал скульптор. – «Отсутствие
единой программы градостроительства существенно обедняет городскую среду. В
современном цивилизованном городе, и в курортной зоне в особенности, необходимо
создание садово-парковых скульптур, созвучных нынешнему духу времени,
культурным традициям региона. Эпос, фольклор, экология Бурятии предоставляют
широкие возможности в выборе анималистических и жанровых мотивов
изображения. Комплексное решение этой проблемы позволит сделать более привлекательным и колоритным облик нашего города, эстетически облагородит места массового отдыха и курортные зоны республики».

Умелым рукам ваятеля были подвластны различные материалы – металл, мрамор, бетон. Однако Геннадий Георгиевич особо выделял для себя дерево, и прежде всего – наш сибирский кедр. “Это мягкий, податливый в обработке материал, обладающий неповторимой текстурой и пластичностью”, – объяснял скульптор. Геннадий Васильев был постоянным участником художественных вернисажей, проводимых в республике, в стране и за рубежом. Три его произведения – “Покровитель животных”, “Мать”, “Арканщик” находятся в Государственной Третьяковской галерее, около двух десятков – в республиканском художественном музее имени Ц.Сампилова, а также в других городах страны и зарубежных коллекциях. Удостоенный за творческие заслуги Государственной премии РБ, скульптор активно трудился в избранном им амплуа, всякий раз удивляя зрителей свежестью и оригинальностью этнических образов своих героев.

На вопрос: «Какими принципами Вы руководствуетесь в личном творчестве?» Геннадий Георгиевич отвечал: «Стараюсь, чтобы скульптура была цельная, выразительная, образная. Чтобы с ходу она была читаема как бурятская скульптура и в то же время являлась авторски узнаваемой». «Необходимо ли в Вашей работе то особое состояние, которое принято называть вдохновением?» «Да, обязательно», - говорил он. – «Очень важно уметь ставить цель и эмоционально войти в образ. Уже изначально надо видеть в материале, в куске дерева скульптуру, движение. Если делать холодно, вяло, таким же получится и результат. Всегда необходимо подходить к работе с желанием, с огоньком».

Профессиональный авторитет бурятского скульптора подчеркивает тот факт, что он около двух десятков лет являлся постоянным членом зонального выставочного комитета. Будучи членом-корреспондентом РАХ, Г.Васильев при жизни вёл регулярную выездную деятельность. Принимал участие в “элитарных” академических выставках, организуемых на фоне выездных сессий Академии художеств в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске. Являясь признанным мэтром скульптурного жанра республики, он передавал свои знания и опыт студентам ВСГАКИ. Один из первых его учеников – Даши Намдаков, как мы знаем, уже вырос в самостоятельную “звезду” пластического искусства, чьи выставки с успехом проходят во всём мире.

Матвей Чойбонов оживляет Джидинские степи скульптурами героев и богов.

Лама, поэт и казачий генерал Матвей Чойбонов оживляет скульптурами героев и богов Джидинские степи. Батор - огромный богатырь, восседающий на смолисто-черном коне у священной горы Буринхан, возникает перед путником, словно сказочный персонаж. Это самая запоминающаяся и величественная скульптура из всех монументов, воздвигнутых Матвеем Чойбоновым. Ее автор, как, впрочем, и остальных монументов, - скульптор, академик Геннадий Васильев.

«Буринхан бережет наш народ и чистоту Джидинской степи, - говорит Матвей Чойбонов. - В годы войны он спасал своих сыновей. Им было видение всадника на смолисто-черном коне и слышался громогласный голос: «Уходите отсюда!». И только бойцы покидали это место, как тотчас на это место обрушивался шквальный огонь! » Недалеко от Буринхана, около села Боргой, лама, поэт установил скульптуры пяти ланей, бегущих в сторону священной горы. Кроме того, Матвей Рабданович на свои собственные средства и при поддержке спонсоров воздвиг скульптуру Будды Шакьямуни на хребте, разделяющем Джидинский и Селенгинский районы. А в селе Верхний Торей установил бюсты Дугаржапа Дашиева, народного артиста СССР Найдан Гендуновой (Степановой) и Соднома Будажапова, народных артистов России. И это еще не все. Матвей Рабданович имеет непосредственное отношение к строительству 34 ступ в южных районах республики и 5 ступ в Республике Тыва. Очевидно, любовь к монументальному искусству у знаменитого ламы и председателя Союза писателей республики развилась давно. Ещё будучи настоятелем Сартул-Гэгэтуйского дацана в Джидинском районе, по его инициативе отстроен этот монастырь, а его двор украшен разнообразными скульптурами из буддийской мифологии. Дружба двух великих людей Матвея Рабдановича и Геннадия Георгиевича подарила нам джидинцам такие прекрасные творения, которые на века будут радовать наши глаза, но и самое главное, оберегать нас.

В Бурятии установлен памятник первому ученому республики.

Почти два года назад в Джидинском районе Бурятии появилась скульптура, изображающая Доржи Банзарова. 10-11 июня 2010 года Джидинский район республики Бурятии праздновал 75-летие своего рождения. В рамках юбилея 11 июня состоялось торжественное открытие памятника первому бурятскому ученому Доржи Банзарову. «Открытие памятника стало возможным благодаря народной помощи, - сообщил «Информ Полису online» генерал казачьих войск Матвей Чойбонов. - Средства собирали всем миром. Помогали предприниматели Бурятии, Иркутской области, Забайкальского края, жители района несли деньги. Собрали более 500 тысяч рублей». «Скульптура высотой 2,5 м изготовлена из искусственного камня в мастерской Союза художников в Улан-Удэ, - поведал автор памятника, известный бурятский скульптор Геннадий Васильев. - Постамент высотой 3,15 м построили жители села Нижний Ичетуй под руководством главы поселения Сергея Цыбикова. Работы продолжались 21 день». По словам скульптора, памятник выполнен в классическом стиле. На памятнике Доржи Банзаров изображен в иркутский период жизни, в правой руке ученый держит перо, в левой - раскрытую книгу. На мраморной плите постамента золотыми буквами высечена надпись: «Выдающемуся сыну бурятского народа, первому бурятскому ученому Доржи Банзарову, 1822-1855 гг., от благодарных земляков». Установлен памятник на его родине, в джидинской степи, приблизительно в 3 км от села Нижний Ичетуй, в нескольких сотнях метров от автотрассы «Улан-Удэ - Закаменск», у горы Сарбадуй-Хутул. Скульптура смотрит в сторону горы Бурин-Хан.

На торжественной церемонии открытия памятника присутствовали представители Народного Хурала Бурятии, глава администрации президента и правительства Бурятии Петр Носков, глава Джидинского района Виталий Батодоржиев, директор Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН Борис Базаров, высокопоставленные чиновники, общественные деятели, ученые, бизнесмены. Также были гости из Монголии, Тайваня, Москвы, Иркутска, Читы и других регионов России. После открытия памятника состоялась научно-практическая конференция, посвященная жизни и творчеству первого бурятского ученого.

Образ Бурин-хана

Гора Бурин-Хан - одна из пяти величайших святынь Азии расположена в Боргойской степи, близ села Инзагатуй Джидинского района Бурятии , на водоразделе рек Джида и Темник.

Бурин-хан в переводе с бурятского языка означает - «совершенный, действительный хан», царь всем не только его окружающим горам, но и горам всего Забайкалья . Он выделяется среди них не только высотой и величием, но и красотой, богатством своей флоры и фауны.

Гора состоит из трех родственных вершин: южной, северной и средней. Самая высокая и наиболее чтимая бурятами - южная , она собственно и называется Бурин-ханом. Вторая по важности - северная вершина, зовется она Ханшей. А между ними находится вершина, имя которой - Сын.

С юго-восточной стороны горы, на небольшой террасе, на высоте 1600 метров над уровнем моря находится озеро , где имеются 12 маленьких обо , расположенных по кругу, и одно большое. Каждое обо почитается отдельным родом.

Этой горе поклоняются бурятские роды, живущие в Боргойской и Селенгинской долинах. Поклонение и жертвоприношение проводится второго числа последнего летнего месяца по лунному календарю . С двух сторон Бурин-хана (с западной - Инзагатуй, Боргой, Ичетуй и восточной - Иро, Удунга, Ташир, Селендума) каждый год поднимаются мужчины, благодарят хозяина горы за жизнь, просят благословения своим детям и всему краю.

Геннадием Васильевым выполнена скульптура Бурин-Хана у подножия одноименной святой горы. Инициатор создания, как было сказано выше, скульптуры являлся Матвей Рабданович Чойбонов. Скульптура была закончена и открыта 16 августа 2009 года. Сегодня у горы возвышается скульптура огромного богатыря, восседающего на смолисто-черном коне, высотой 5,5 м, выполненная из бетона и искусственного камня. Она олицетворяет образ священной горы. Перед ошарашенными путниками неожиданно возникает 5-метровый исполин, фольклорный богатырь на огромной черной лошади. Сейчас одна из самых внушительных скульптур «Бурин-хан» стоит посреди степи и оберегает всех от злых духов, охраняет нашу спокойную счастливую жизнь.

Оригинальный образ Будды Шакьямуни.

Удостоенный за творческие заслуги Государственной премии республики Бурятия, скульптор активно трудился в избранном им амплуа, всякий раз удивляя зрителей свежестью и оригинальностью этнических образов своих героев. Его работа, созданная в октябре 2008 года этому свидетельство. Это Статуя Будды Шакьямуни. Она находится на хребте, разделяющем два района республики Бурятия. Стоит на перевале внушительных размеров монумент Будды Шакьямуни, и охраняет покой всех путников.

В 1973 году Васильев в составе делегации советских художников выехал в Чехословакию. Остановились в так называемой парковой зоне на полном обеспечении принимающей стороны. Но за два месяца бесплатного проживания гости должны были рассчитаться своими работами. Васильев поехал с полным чемоданом инструментов - топориком, стамесками, ножами и прочим. А вместе с ними заехал один венгерский скульптор. Вскоре он и говорит Васильеву: «Я сделал отличную скульптуру! Пойдем - оцени!». Работа представляла два раскрашенных ящика, сколоченных из досок и поставленных друг на друга. Посмотрел Васильев на его работу и только головой покачал: «Извини, Иштван, но я в абстракции не силен!». А венгр получил за работу гонорар и укатил в Голландию. А Васильев еще два месяца вырезал свои скульптуры из дерева. Зато получились они очень удачные. Это к тому, что Геннадий Георгиевич всегда выполнял свои работы от души, от всего сердца. Поэтому-то он и стал академиком.

Добрый реалист

Проезжая мимо села Боргой, на повороте в село Инзагатуй внимание каждого человека притягивают скачущие лани-косули. Скачущие в сторону горы Бурин-хан прекрасные 5 ланей гармонично вписываются в окружающую степь, сливаются с природой, как бы с глубокой древности обитали, бегали здесь, которых и видел, согласно легенде, Великий Чингис-хан. Васильев - реалист, и добиться сходства с натурой для него не проблема. Не все, наверное, знают, что легендарные «Олени» над Селенгой - это работа Васильева и что его чуть было, не убили за это. А поставили композицию в 70-х годах прошлого века. Тогда построили новый мост через Селенгу, и высокая скала над ней удачно подошла на роль постамента. В момент, когда завершалась установка композиции, раздался выстрел. Пуля чиркнула о скалу и рикошетом ушла в сторону реки. Автор и рабочие залегли. Оказалось, это проезжавший мимо водитель вытащил винчестер. Увидев скульптуры в лучах восходящего солнца, он принял их за живых оленей!

Эти изваяния монументальны, внутренне устойчивы, основательны. Они твердо стоят на земле, словно выросшие из нее. Эта земная привязанность скульптурных образов - характерная черта творчества Васильева. Она проявляется даже в таких темпераментных сюжетах, как бегущие лани, как бегущие лошади, - к ним особенно привязан мастер.

Творчество заслуженного художника России, члена-корреспондента Российской Академии художеств вот уже более трех десятилетий, действительно, заслуженно занимают ведущее место в изобразительном искусстве республики. Как говорит искусствовед Маргарита Хабарова: «Диапазон его творчества широк и разнообразен. Работы, созданные Васильевым, современны, самостоятельны и оригинальны. Он не подражает слепо старым образцам, не заимствует у древности ни форм, ни манеры, ни стиля, и в то же время в его скульптурах нет формального любования пластическими объёмами».

Его работы рядом с нами. Они украшают наши природные ландшафты, знаменуют мемориальные места Джидинского района.

Заключение

Выполнив работу, я пришла к такому выводу. Бесспорно, Доржи Банзаров, является одним из выдающихся деятелей российского монголоведения первой половины XIX века, чьим именем бурятский народ всегда должен гордиться. Но также мы должны гордиться теми людьми, кто вложил все силы, весь свой талант для нас, для будущего поколения, оставляя после себя великие творения. Мы должны во все века высоко чтить память своего первого учёного Доржи Банзарова, также память великого человека, мэтра скульптурного жанра республики Геннадия Васильева, равняться на них, широко изучать и пропагандировать их жизнедеятельность и творческое наследие.

Использованная литература

  1. Богомолова И.И. « Выставка, посвященная 70-летию со дня рождения бурятского скульптора Г. Васильева». Материал с Интернета
  2. Кончин Е. «Легенды мудрого Будамшуу». Материал с Интернета
  3. Материалы с Интернета
Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

На Джидинской земле Путеводитель Произведения Васильева Геннадия Георгиевича

Скульптор Геннадий Васильев фигура известная в художественном мире. Родился 2 февраля 1940 года в селе Хандагай Голумецкого района Иркутской области. Жил и работал в Улан-Удэ. В 1962 г. окончил Ломоносовскую школу художественной резьбы по кости (Архангельская обл.). Республиканская премия Бурятской АССР 1981 г. за скульптурные произведения "Дети тайги", "Рабочие ЗММК", «Встреча» и «Сказитель». Премия Бурятии 1975 г. за скульптуры "Укрощение огня», «Голова бурята» . Почетная грамота Президиума Верховного Совета Бурятской АССР 1982 г. за оформление интерьеров Бурятского академического театра драмы им. X. Намсараева. Среди основных работ также скульптурные композиции: "Материнство" (1978), "Мать" (1987), " Арканщик " (1990), " Чабанка " (1990), "Кто победит?" (1990), "Танцующие лошади" (1996). Член-корреспондент АХ СССР (1988), Отделение "Урал, Сибирь, Дальний Восток". Заслуженный художник РСФСР (1986). Народный художник Бурятской АССР (1979). Председатель правления Союза художников с 1991 года.

Скульптор среди своих произведении

Статуя Будды Шакьямуни Описание: Статуя Будды на границе с Селенгинским районом. Автор скульптуры: Геннадий Георгиевич Васильев Время создания: октябрь 2008 года Автор фото: Аркадий Зарубин

Описание: Лани бегущие в сторону горы Бурин-Хан Автор скульптуры: Геннадий Васильев Время создания: август 2009 года Автор фото: Аркадий Зарубин « Инзаганууд »

Описание: Памятник первому бурятскому учёномуДоржи Банзарову Автор скульптуры: Геннадий Георгиевич Васильев Время создания: 11 июня 2010 года Автор фото: Аркадий Зарубин Памятник первому учёному

Работу выполнила: Малакшинова Дарима, ученица 7-го класса МБОУ « Цагатуйская средняя общеобразовательная школа» Джидинского района РБ.

23 июня третья скульптура известного бурятского скульптора Даши Намдакова наконец-то заняла место у казанского центра семьи на берегу Казанки. Это самка Зиланта, у ног которой примостились два детеныша.

Несмотря на устрашающий вид, мама-зилантиха выглядит вполне миролюбиво. Возможно, такому восприятию способствуют прижимающиеся к ней детеныши, да и сама ее поза — она сидит, поджав под себя передние лапы, как кошка.

По словам рабочих из мастерской Намдакова, еще одна скульптура, на этот раз зиланта-самца, будет установлена у Чаши завтра, в пятницу, а в субботу состоится торжественное открытие композиции, сообщает «Бизнес Online» .

Предполагается, что мифические животные, установленные у входа в семейный центр, будут оберегать молодоженов от невзгод. Стоит отметить, что здание казанского ЗАГСа построено также по проекту Намдакова. Форма дворца бракосочетания в виде чаши символизирует татарский котел - казан, который украшает металлический барельеф с крылатыми барсами. Венчает здание смотровая площадка, рядом с дворцом разбит сквер, обустроена набережная. У входа в ЗАГС установят скульптуры зиланты и барсы (зилант - в татарских легендах и сказках существо, имеющее облик дракона). Символы Казани и Татарстана будут стоят парами и объединены под общим названием «Он и Она».

«К тюркам это не имеет никакого отношения»

В одной из публикаций издание также приводит комментарии различных деятелей культуры Татарстана.

Я еще не видел эти скульптуры, однако, если ориентироваться на прошлые работы Даши, то китаизация нашего края — это не очень здорово. У каждого человека есть предрасположенность к чему-то. Кто-то наверху у нас в Кремле в него влюбился, вот его и тянут. Я считаю, что 80 процентов населения у нас его не признает, - отметил татарский архитектор, краевед Сергей Саначин.

Он свои фантазии помножил на фэнтези. Это имеет право существовать, если человек себе в замок покупает, в частную коллекцию. И увеличение его скульптур изначально не предполагалось. Он очень камерный. Настольные фигуры, на подиумах, на подставках — это действительно работает. Но не всякая скульптура может увеличиваться. Она становится монстром. Я не очень был согласен и с «Хранительницей». Если вы помните, он бурят, и это совсем иная культура. К тюркам это не имеет никакого отношения. Мне это не близко, - поделился художник, руководитель ЦСК «Смена» Ильгизар Хасанов.

Я пока скульптуры не видела, но стилистику, в какой работает Даши Намдаков, не поддерживаю, особенно в городской среде. Этот скульптор начинал работу как художник камерной пластики, которая предназначена для интерьера. Там ювелирный подход. А монументальное искуство имеет свои пластические законы. Его попытки работать в этой области оцениваются некоторыми специалистами как неудачные, - отметила искусствовед, преподаватель КГАСУ Гузель Файзрахманова.

Даши Намдаков — замечательный скульптор, и скульптуры у него совершенно чудесные, барсы и зиланты вполне могут вписаться перед чашей. А то, что случается негодование в обществе по поводу его работ, так это может быть непонимание. Если произведение вызывает негодование, значит, оно художественно случилось, - отметил художник Виктор Тимофеев.

Пока можно говорить только о том, что скульптуры Даши Намдакова больше анималистические, больше к языческому, монгольскому стилю. И насколько это будет принято в республике, где достаточно давно есть ислам и христианство как основные религии и, соответственно, культурные парадигмы — это вопрос. Всегда есть часть людей, кто воспримет это негативно, есть большинство городских пассажиров, к которым относится, как правило, 80 процентов населения, которые в основном посещают дом, работу и магазин, они даже не заметят появления данных скульптур, - сказала координатор центра прикладной урбанистики Казани, исследователь ЦПУ при МВШСЭН Марья Леонтьева

"Думаю, боги обиделись бы на меня,
если бы я сказал, что не счастливый человек.
Я всегда чувствовал - меня «ведут» по жизни.
Мне везло на людей.
Я занимаюсь тем, что умею и люблю.
Скульптура - это мои стихи, поэзия в объеме.
Бывает, люди годами ищут свои почерк, свой стиль.
Я никогда его не искал.
Писал и творил как дышал - то, чем живу.
Это мой мир, который существует у меня внутри.

Но творчество - еще не вся жизнь. Я люблю свою семью, мне нравится путешествовать,
я много поездил по свету, с жадностью открывал для себя мир. Мне интересно все в этой жизни, интересно жить"
.

"Художник с безграничной фантазией, невероятный, завораживающий, мистический, - без этих, уже привычных по отношению к нему, эпитетов невозможно обойтись. Его люди и звери то летят, как степной ветер, то застывают в глубокой задумчивости. Даже фантастические образы выглядят так достоверно, как будто художник делал их с натуры. Они вообще выглядят нерукотворными.
А еще у них есть огромное преимущество... - они все из бронзы, хотя и разного цвета...
И даже если не всё понятно в произведении, вы всё равно не сможете пройти мимо. Оно остановит вас и заставит думать, чувствовать и восторгаться мастерством автора. Когда художник идет от своих корней и желаний, а не плетется в хвосте западной моды, мечтая удивить всех, то в итоге памятник Чингисхану появляется в Лондоне. "

Чингисхан (2011), бронза; литье, патинирование, 243 x 260 x 180 см

Чингисхан (2011), Мраморная арка, Лондон, дата установки — 2012
Бронза; литье, патинирование, 471 x 465 x 585 см

Грандиозная конная статуя изображает всадника в доспехах средневекового воина-монгола, с раскинутыми в стороны руками, в состоянии глубокого размышления. Гордая посадка, мощь тела и уверенность, исходящая от всего облика этого героя, свидетельствуют о его достоинстве, силе духа, долгом и трудном пути. Великолепный конь под ним замер, опустив голову, и ветер треплет струящуюся гриву.
Несмотря на обилие декоративных деталей: золоченые бляхи конской упряжи, рельефные сцены терзания зверей, особую «древнюю» патину заплетенных волос, — перед нами убедительный и цельный образ народного героя монголов, вошедшего в историю мировой цивилизации. Конь под всадником кажется троном, а сам человек — божеством-небожителем.
В 2012 году конная статуя была установлена у Лондонского городского совета Вестминстера рядом с Мраморной аркой в рамках проходящего в городе фестиваля «Город скульптур». Пятиметровая бронзовая статуя была отлита в Италии, доставлена в Великобританию по частям и простояла на этом месте до сентября 2012 года, после чего она отправилась по другим городам мира — в 2012 году отмечалось 850-летие со дня рождения знаменитого завоевателя. (Статуя весит 2714 кг без постамента).

Ханшаим (2008), Астана, Казахстан, дата установки — 2008
Бронза; литье, патинирование и золочение, 1000 x 1200 x 900 см

Композиция весом 15 тонн включает грандиозную фигуру символизирующего плодородие быка, служащего опорой для охраняемого двумя барсами с мечами в оскаленных пастях трона, на котором в полный рост стоит легендарная царица Ханшаим.
Согласно преданию, своими многочисленными победами древние предки нынешних казахов кочевники-саки были обязаны мужеству и доблести знаменитой амазонки Томирис. Под ее предводительством разрозненные племена объединились и образовали одно из первых государств на территории Казахстана. Образ Томирис соединен в сознании народа с образом всех легендарных женщин, вошедших в историю страны. Монумент создан как дань уважения женщине — прародительнице и защитнице.
Скульптурная композиция стилизована под древние памятники Переднего Востока, отличающиеся грандиозностью и эпической статичностью.

Монумент который представляет собой сакскую царицу Томирис, стоит на гигантском быке (бык длиной 10м, а размах рогов около 7 м).

Бронзовый монумент «Золотая Шория». Высота скульптуры больше 6 метров, а вес больше 5 тонн. Был отлит в Италии и частями перевезен по морю в Россию.
Кузбасс, Горная Шория
.

До установки в Кузбассе, монумент был представлен в Parco de la versiliana (Италия). Другое название - Хозяйка тайги. Монумент представляет собой образ сильного зверя - старый Лось с девушкой на спине. Этот образ связан с древней легендой удивительного края. Рисунки на рогах, как послания предков, рисунки эпохи бронзы. Это символы солнца и плодородия. Некоторые части скульптуры, после его установки на холме в Кузбасе, покрыли золотом. Это сделано для того, чтобы окружающий ландшафт и лучи солнца создавали дополнительный эффект восприятия "Золотой Шории".

Золотая Шория (2010), бронза; литье, патинирование и золочение
615 x 702 x 654 см

В основе авторского замысла лежит стремление передать средствами монументальной пластики представление людей, живущих в Шории, о красоте и величии этого древнего края, воплощенных в образе его легендарного прародителя.
Мифический предок-тотем предстает перед зрителем в облике могучего лося, которому многие века поклонялись обитатели тайги. Фигура животного с прекрасными раскидистыми рогами символизирует богатую историю этой заповедной земли. Плоскости рогов испещрены графическими изображениями сцен из повседневной жизни, сродни так называемым петроглифам, или наскальным рисункам, в которых без труда угадываются космогонические символы и магические знаки первобытных культур.
Верхом на лосе сидит девушка с чашей в руках. Это аллегория добросердечного приветствия, приглашения и одновременно символ связи настоящего Золотой Шории с ее далеким прошлым. В священной чаше горит питаемый природным газом «вечный огонь».

Четверо дружных (Туншээ), (2008), Агинск, Россия, дата установки — 2008 г.
Бронза; литье, патинирование, 480 x 215 x 106 см

Скульптура украшает местность, где издревле селились буряты-кочевники. Этот край прославился как центр распространения буддизма в Забайкалье. До сих пор здесь находится множество старых дацанов, которые на протяжении нескольких веков были оплотом просвещения и объединения бурятских родов, осуществляли связь национальной культуры со всем буддийским миром.
Стоящая на небольшой поселковой площади скульптурная композиция восходит к широко известному в буддизме сюжету. Она воплощает образы притчи о вере, о единении всех живых существ в достижении благородной цели. Перед нами несколько аллегорических животных, которые образовали пирамиду, встав друг другу на спины, и в результате достали желанный плод.

"Цель". Скульптура с выставки "Вселенная кочевника"

«Воспоминание»

Мистерия

«Медитация»
Скульптура с выставки "Вселенная кочевника"

«Хозяин»
Скульптура с выставки "Вселенная кочевника"

Царь-птица (2007)
Бронза; литье, чеканка, патинирование, 90 x 77 x 48 см

"Амазонка"
Выставка "Вселенная кочевника"

Вечер, 41х81х17 см

Стихия, 88х30х25 см

Сэтэр, 44х80х57 см, Конь Чингисхана

Мать, 41х111х29 см

Лучник, 44х80х27 см.

Великий чемпион, 47x31x23 см

Старый воин Хранительница

Старый воин, 70х30х17 см

Хранительница.
Крылатая хищница из семейства кошачьих угрожает не нам, а злым силам.

Бегущий, 90x37x30

Мудрец

Полет

Мадонна с птичкой Полет

Лицо Африки

Степная Нефертити

Похищение, бронза; литье, патинирование, 72,5 x 200 x 55,5 см

Царица, 33x80x27

Жемчужина II, 123х38х26
Девочка ли это? Развевающаяся юбка составляет с ней одно целое. А что за странная прореха на теле? На голове не волосы, растрепанные ветром, а раковина... Не сама ли жемчужница раскрыла свои створки перед нами?

Даши Намдаков - российский скульптор, график и ювелир, член Союза Художников РФ. Родился в 1967 году в Читинской области, окончил Красноярский художественный институт. В 2003 году Даши был удостоен Серебряной медали Российской академии художеств за произведения, представленные на персональных выставках в Москве.
За последние годы Даши провел более 15 персональных вставок в крупнейших музеях мира: Государственной Третьяковской галерее и Государственном Музее искусства народов Востока в Москве, Центр тибетской культуры «Тибетский Дом» в Нью-Йорке, Пекинском музее мирового искусств, Музее искусств г. Гуанчжоу в Китае, Национальном художественном музее им. Кастеева в Алматы в Казахстане и т.д.
Работы Даши находятся в личных коллекциях Президента РФ В.В.Путина, бывшего президента Татарстана М.Ш.Шаймиева, бывшего мэра Москвы Ю.М. Лужкова, главы Чукотского автономного округа Р.А. Абрамовича и т.д., в частных собраниях в США, Германии, Франции, Великобритании, Бельгии, Швейцарии, Японии, Китае и Тайване, Сингапуре.

Родители учили Даши: «Нельзя в этой жизни хотеть чего-то слишком сильно. Если начинаешь ставить какие-то сверхзадачи - все рушится. Живи спокойно, отдайся течению реки жизни, получай удовольствие». И он всю жизнь руководствуется этим правилом.
А боги помогают ему. Не зря же его так нарекли - Удачливое солнце.

сайт художника:
http://www.dashi-art.com/

Источники:

http://vakin.livejournal.com/401178.html

http://www.khankhalaev.com/body.php?mx=material&lang=ru&mi=64&smi=1&w=1366&h=768&

http://irinadvorkina.livejournal.com/55012.html

подробная биография еще здесь: