VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Как проходили всемирные фестивали молодежи и студентов

VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Как проходили всемирные фестивали молодежи и студентов
VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Как проходили всемирные фестивали молодежи и студентов








VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов открылся 28 июля 1957 года в Москве. Гостями фестиваля стали 34000 человек из 131 страны мира. Лозунг фестиваля - «За мир и дружбу». Ему предшествовал Всесоюзный фестиваль советской молодёжи.
Символом молодёжного форума стал Голубь мира, придуманный Пабло Пикассо. К фестивалю в Москве открылся парк «Дружба», гостиница «Украина», стадион «Лужники». В столице впервые появились венгерские автобусы «Икарус», были выпущены первые автомобили ГАЗ-21 «Волга». Для свободного посещения был открыт Московский Кремль.
Ансамбль «Дружба» и Эдита Пьеха с программой «Песни народов мира» завоевали золотую медаль и звание лауреатов фестиваля.Прозвучавшая на церемонии закрытия песня «Подмосковные вечера» в исполнении Владимира Трошина и Эдиты Пьехи надолго сделалась визитной карточкой СССР.
В стране стала распространяться мода на джинсы, кеды, рок-н-ролл и игру бадминтон. Популярным стал музыкальный хит "Если бы парни всей Земли":
Если бы парни всей земли
Вместе собраться однажды могли
Вот было б весело в компании такой
И до грядущего подать рукой
Парни, парни, это в наших силах
Землю от пожара уберечь
Мы за мир, за дружбу, за улыбки милых,
За сердечность встреч. /Музыка: В. Соловьев-Седой Слова: Е. Долматовский/

Москва буквально гудела. Основной наплыв народа сосредоточивался в центре, на улицах Горького, на Пушкинской площади, проспекте Маркса, Садовом кольце. Молодежь общалась, пела песни, слушала джаз, дискутировала о еще недавно запрещенных импрессионистах, о Хемингуэе и Ремарке, Есенине и Зощенко, обо всем, что волновало юные умы.
Впервые за многие годы был приоткрыт «железный занавес», разделяющий мир на два лагеря. У советских же людей 6-й Всемирный Фестиваль перевернул взгляды на моду, манеру поведения, образ жизни, ускорив ход перемен. Хрущевская «оттепель», диссидентское движение, прорыв в литературе и живописи - все это началось именно в фестивальной круговерти.
Из воспоминаний москвичей в статье журнала "Огонёк" "Дети фестиваля":
Для жителей Москвы он стал настоящим шоком, настолько неожиданным оказалось все, что они увидели и почувствовали. Сейчас даже бесполезно пытаться объяснять людям новых поколений, что крылось тогда за словом «иностранец». Постоянная пропаганда, направленная на воспитание ненависти ко всему зарубежному, привела к тому, что само это слово вызывало у советского гражданина
смешанное чувство страха и восхищения. Днем и вечером делегации были заняты на встречах и выступлениях. Но поздним вечером и ночью начиналось свободное общение. Естественно, власти пытались установить контроль за контактами, но у них не хватало рук.
Как негативный фактор следует отметить, что в дни фестиваля в Москве произошла своеобразная сексуальная революция. Молодые люди, а особенно девушки, как будто с цепи сорвались. Пуританское советское общество стало вдруг свидетелем таких событий, которых не ожидал никто. Поражали формы и масштабы происходившего. К ночи, когда темнело, толпы девиц со всех концов Москвы пробирались к местам, где проживали иностранные делегации. Это были студенческие общежития и гостиницы на окраинах города. В корпуса девушкам прорваться было невозможно, так как все было оцеплено милицией и дружинниками. Но запретить иностранным гостям выходить из гостиниц никто не мог. Никаких ухаживаний, никакого ложного кокетства. Только что образовавшиеся парочки удалялись в темноту, в поля, в кусты, точно зная, чем они немедленно займутся. Образ загадочной, стеснительной и целомудренной русской девушки-комсомолки не то чтобы рухнул, а скорее обогатился какой-то новой, неожиданной чертой -- безрассудным, отчаянным распутством. Реакция подразделений нравственно-идеологического порядка не заставила себя ждать. Срочно были организованы летучие дружины, снабженные осветительными приборами, ножницами и парикмахерскими машинками. Иностранцев не трогали, расправлялись только с девушками, а так как их было слишком много, дружинникам было ни до выяснения личности, ни до простого задержания. У пойманных любительниц ночных приключений выстригалась часть волос, делалась такая «просека», после которой девице оставалось только одно -- постричься наголо. Сразу после фестиваля у жителей Москвы появился особо пристальный интерес к
девушкам, носившим на голове плотно повязанный платок... Много драм произошло в семьях, в учебных заведениях и на предприятиях, где скрыть отсутствие волос было труднее, чем просто на улице, в метро или троллейбусе. Еще труднее оказалось утаить появившихся через девять месяцев малышей, часто не похожих на собственную маму ни цветом кожи, ни разрезом глаз.

Недавно завершилась программа 19-го фестиваля молодёжи и студентов в Москве и Сочи. А это значит, что самое время напомнить историю фестиваля тем, кто с ней уже знаком, и ликвидировать пробелы в знаниях у тех, кто ничего о нём не слышал.

Как всё начиналось?

Осенью 1945 года в Лондоне прошла Всемирная конференция демократической молодёжи, где приняли постановление о создании Всемирной федерации демократической молодёжи.

Целью организации было содействие во взаимопонимании молодых людей по различным вопросам, а также обеспечение безопасности и отстаивание прав молодёжи. Также было решено ежегодно отмечать Всемирный день молодёжи 10 ноября.

Почти через год, в августе 1946-го, в Праге собрали 1-й Всемирный конгресс студентов, на котором был создан Международный союз студентов (МСС), объявивший своими целями борьбу за мир, социальный прогресс и права студентов. Именно под эгидой ВФДМ и МСС проходил самый первый фестиваль молодёжи и студентов в Чехии.

Многообещающий старт

На фестиваль в Прагу приехали 17 тысяч участников из 71 страны.

Главной темой было продолжение борьбы с фашизмом и необходимость объединения всех стран для этого. Конечно, обсуждались и итоги Второй мировой войны, вопрос сохранения памяти о людях, чьи жизни были отданы во имя победы.

На эмблеме фестиваля были изображены два человека, темнокожий и белокожий, их рукопожатие на фоне глобуса символизировало единение молодёжи всех стран, вне зависимости от национальности, в борьбе с главными мировыми проблемами.

Делегаты всех стран подготовили стенды, рассказывающие о восстановлении городов после войны и о деятельности ВФДМ в их стране. Советский стенд отличался от остальных. Большую его часть занимала информация об Иосифе Сталине, о конституции СССР, о вкладе Советского Союза в победу в войне и в борьбу с фашизмом.

На многочисленных конференциях в рамках фестиваля подчёркивалась роль Советского Союза в одержанной совсем недавно победе, о стране говорили с уважением и благодарностью.

Хронология

Всемирный фестиваль молодёжи и студентов изначально проводился раз в 2 года, но вскоре перерыв увеличился до нескольких лет.

Напомним хронологию его проведения:

  1. Прага, Чехословакия - 1947 г.
  2. Венгрия, Будапешт - 1949 г.
  3. ГДР, Берлин - 1951 г.
  4. Румыния, Бухарест - 1953 г.
  5. Польша, Варшава - 1955 г.
  6. СССР, Москва - 1957 г.
  7. Австрия, Вена - 1959 г.
  8. Финляндия, Хельсинки - 1962 г.
  9. Болгария, София - 1968 г.
  10. ГДР, Берлин - 1973 г.
  11. Куба, Гавана - 1978 г.
  12. СССР, Москва - 1985 г.
  13. Корея, Пхеньян - 1989 г.
  14. Куба, Гавана - 1997 г.
  15. Алжир, Алжир - 2001 г.
  16. Венесуэла, Каракас - 2005 г.
  17. ЮАР, Претория - 2010 г.
  18. Эквадор, Кито - 2013 г.
  19. - 2017 г.

Впервые в СССР

Первый Фестиваль молодежи и студентов в Москве прошёл в 1957 году. Он собрал 34000 участников из 131 страны. Такое количество делегатов до сих пор осталось непревзойдённым.

Страна радовалась открытию "железного занавеса", весь Советский Союз и столица тщательно готовились к фестивалю:

  • в Москве строились новые гостиницы;
  • разбили ;
  • на Центральном Телевидении была создана "Фестивальная редакция", выпустившая несколько программ под названием "Вечер весёлых вопросов" (прообраз современного КВН).

Лозунг фестиваля «За мир и дружбу» отражал его атмосферу и настроение. Произносилось множество речей о необходимости независимости народов и пропаганды интернационализма. Символом Фестиваля молодежи и студентов в Москве 1957 года стал знаменитый "Голубь мира".

Первый Фестиваль молодежи и студентов в Москве запомнился не только своим масштабом, но и рядом очень интересных фактов:

  • Москву накрыла настоящая "сексуальная революция". Молодые девушки охотно знакомились с иностранными гостями, заводили с ними быстротечные романы. Создавались целые дружины по борьбе с этим явлением. Они выезжали на московские улицы ночью и отлавливали такие парочки. Иностранцев не трогали, а вот советским барышням приходилось несладко: дружинники состригали им часть волос ножницами или машинками так, что девушкам ничего не оставалось кроме того, как постричься налысо. Спустя 9 месяцев после фестиваля на свет начали появляться темнокожие граждане Их так и называли - "Дети Фестиваля".
  • На церемонии закрытия звучала песня "Подмосковные вечера", её исполнили Эдита Пьеха и Мариса Лиепа. До сих пор у многих иностранцев Россия ассоциируется именно с этой композицией.
  • Как отмечал один из журналистов, приехавших тогда в Москву, советские граждане не желали пускать в свои дома иностранцев (он считал, что так проинструктировали их власти), однако на улицах москвичи общались с ними очень охотно.

Двенадцатый, или второй

Двенадцатый по общему счёту, и второй в Москве, Фестиваль молодежи и студентов провели в 1985 году. Помимо участников (а их было 26 000 из 157 стран), в фестивале приняли участие и многие знаменитые люди:

  • на открытии с приветствием выступил Михаил Горбачёв; "забег мира" открывал председатель олимпийского комитета Самаранч;
  • Анатолий Карпов показал мастерство игры в шахматы на тысяче досок одновременно;
  • на музыкальных площадках выступил немецкий музыкант Удо Линденберг.

Уже не тот?

Такой свободы слова, как в 1957 году, уже не наблюдалось. Согласно рекомендациям партии, все дискуссии должны были сводиться к определённому кругу вопросов, прописанных в документе. Провокационных вопросов старались избегать, либо обвиняли спикера в некомпетентности. Однако большая часть участников Фестиваля приехали вовсе не за политическими дискуссиями, а ради общения с делегатами из других стран и приобретения новых друзей.

Церемония закрытия Фестиваля молодежи и студентов в Москве прошла на стадионе имени Ленина (нынешние «Лужники»). Помимо речей делегатов и политических деятелей из разных стран, перед участниками выступали знаменитые и популярные артисты, например, свои песни представил Валерий Леонтьев, были показаны сцены из "Лебединого озера" в исполнении труппы Большого театра.

Девятнадцатый, или третий

В 2015 году стало известно, что фестиваль 2017-го года будет в третий раз принимать Россия (хотя, если быть точными Россия принимает его впервые, ведь два предыдущих раза страной-хозяйкой был СССР).

7 июня 2016 года были названы города, где пройдёт XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов - Москва и Сочи.

В России как всегда с усердием принялись готовиться к предстоящему событию. В октябре 2016 года перед зданием МГУ были установлены часы, отсчитывающие дни до начала Фестиваля. К этому событию была приурочена сдача норм ГТО, презентация кухонь мира, концерт с участием российских звёзд. Подобные мероприятия прошли не только в Москве, но и во многих других городах.

Проходило открытие Фестиваля молодежи и студентов в стартовал от и прошёл 8 км до спорткомплекса "Лужники", где состоялся грандиозный концерт с участием современных звёзд российской эстрады. Финалом праздника стал большой салют, длившийся 15 минут.

Торжественное открытие состоялось и в Сочи, где также выступили артисты и спикеры фестиваля.

Программа фестиваля - 2017

Программа фестиваля молодежи и студентов в Москве и Сочи была очень насыщенной. Столице отводилась роль "обрамления" мероприятия, его красочного открытия и закрытия. Основные же события разворачивались в Сочи:

  • В ходе культурной программы прошёл джазовый фестиваль, организованный Игорем Бутманом, выступила Manizha, получившая известность в сети Инстаграм. Участники посмотрели спектакль "Площадь революции. 17" в исполнении "Московского театра поэтов", насладились музыкой многонационального симфонического оркестра и даже поучаствовали в танцевальном батле от Егора Дружинина.
  • Спортивная программа тоже включала немало событий: сдачу норм ГТО, мастер-классы, забег на 2017 метров, встречи с известными российскими спортсменами.
  • Не менее обширной и важной стала образовательная программа фестиваля. В ходе неё участники встретились с учёными, бизнесменами, политиками и экспертами в различных областях науки, посетили многочисленные выставки и лекции, принимали участие в дискуссиях и мастер-классах.

Заключительный день Фестиваля был ознаменован личным присутствием на нём Владимира Путина. Он обратился к участникам с напутственной речью.

Завершился Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве, 22 октября. Организаторы подготовили впечатляющее пиротехническое шоу под музыку, написанную специально к закрытию Фестиваля.

Фестиваль молодежи и студентов в Москве год от года становится всё насыщеннее и ярче. Наверное, он вернётся в нашу страну не так скоро, как хотелось бы, ведь ещё очень много государств хотят принять его на своей территории. Пока же мы будем бережно хранить память о трёх прошедших у нас фестивалях и ждать новых побед и открытий от российской молодёжи.

Всемирный фестиваль молодёжи и студентов - нерегулярный фестиваль левых молодёжных организаций, проводящийся с 1947 года . Организаторы - Всемирная федерация демократической молодёжи (ВФДМ) и Международный союз студентов (МСС). С 1947 фестивали проходили под лозунгом «За мир и дружбу», с 1968 - под лозунгом «За солидарность, мир и дружбу»

Для подготовки к фестивалю создаётся Международный подготовительный комитет и национальные подготовительные комитеты в странах-участницах. В программу фестивалей входят спортивные соревнования по различным видам спорта, политические семинары и дискуссии, концерты, массовые празднества, а также - обязательное красочное шествие делегаций. [ ]

История

После окончания второй мировой войны (октябрь-ноябрь 1945) в Лондоне прошла всемирная конференция молодёжи за мир . На ней было принято решение создать Всемирную федерацию демократической молодёжи и начать проведение всемирных фестивалей молодёжи и студентов.

Первый всемирный фестиваль молодёжи и студентов состоялся в 1947 году в Праге. В нём приняли участие 17 тысяч человек из 71 страны . Затем последовали фестивали в столицах стран Восточной Европы: Будапеште (1949), Берлине (1951), Бухаресте (1953) и Варшаве (1955). Первые фестивали проводились с периодичностью раз в два года. В конце 40-х - начале 50-х годов наблюдался рост числа участников и число стран, которые они представляли. Численность участников к середине 50-х годов возросла до 30 тысяч. Они представляли уже более чем 100 стран.

Первоначальными задачами фестиваля были борьба за мир, за права молодёжи, за независимость народов, пропаганда интернационализма . Активное участие в фестивалях принимали коммунистические, социалистические и религиозные организации. На фестиваль приезжали представители широкого круга молодёжных организаций, выступающих против фашизма и военных диктатур. К участию допускались представители радикальных левых организаций, в том числе находящихся вне закона в своих странах. Особое внимание уделялась вопросу недопустимости возрождения фашизма и разжигания новой мировой войны.

Фестивали молодёжи и студентов предоставляли гражданам принимающей страны возможность живьём пообщаться с иностранцами и узнать, что на самом деле интересует молодёжь за рубежом. Это не всегда соответствовало задачам организаторов, а иногда - даже противоречило им. Например, после VI фестиваля 1957 года в СССР появились стиляги , фарцовщики и возникла мода давать детям иностранные имена.

VI всемирный фестиваль 1957 года, прошедший в Москве, стал самым массовым за всю историю фестивального движения. В нём участвовало 34 тысячи человек. Они представляли 131 страну мира , что в то время стало рекордом. На последующих фестивалях число участников было меньшим, однако рекорд по числу стран, которые были представлены на фестивале, был побит.

Фестивали проводились не только на территории соцстран и программа зачастую была настолько неформальной, что результат фестиваля был противоположен ожиданиям глав социалистических делегаций. В 1959 году VII фестиваль молодёжи и студентов впервые прошёл в капиталистической стране , в столице Австрии городе Вене. Затем фестиваль принимали Хельсинки (1962) и София (1968).

С 1960-х годов перерыв между фестивалями начал увеличиваться до нескольких лет.

Перерыв в 6 лет между фестивалями 1962 и 1968 годов , ранее проводившимися каждые 2-3 года, объясняется тем, что в 1965 году IX фестиваль было намечено провести в Алжире , в 1962 году получившем независимость от Франции. Были проведены все подготовительные мероприятия, но в 1965 году в Алжире произошёл военный переворот, к власти пришёл Хуари Бумедьен , провозгласивший курс на строительство прагматичной экономико-политической системы, с учётом алжирской специфики и без ориентации на какие-либо образцы. В стране установилась однопартийная система. IX фестиваль был отменён. Состоялся он только через три года, в 1968 году, в столице Болгарии - Софии.

На фестивалях в дружеской обстановке могли общаться делегаты из стран капитализма и социалистического лагеря, в том числе вступивших в военное противостояние. Например, из США и Северной Кореи.

В 1940-х - 1960-х годах каждый новый фестиваль проходил в новой стране. В 1973 году X всемирный фестиваль молодёжи и студентов вторично был проведён в Берлине. В 1970-х годах фестивальное движение приобрело ярко выраженную прокоммунистическую окраску.

В 1978 году XI фестиваль впервые был проведён на Американском континенте - в столице Кубы Гаване .

К 1980-м годам фестиваль, задуманный для свободного общения, стал сильно формализованным мероприятием. На прошедшем в Москве в 1985 году XII всемирном фестивале молодёжи и студентов советским гражданам, не входившим в состав делегаций, не разрешалось общение с гостями фестиваля, а программа была рассчитана на то, чтобы минимизировать общение иностранцев со случайными, непроверенными людьми.

В 1989 году XIII всемирный фестиваль молодёжи и студентов побил два рекорда. Во-первых, он впервые прошёл в Азии . Принимала гостей фестиваля столица КНДР Пхеньян. Во-вторых, этот фестиваль стал самым представительным - в нём участвовали гости из 177 стран мира. Специально для фестиваля был построен грандиозный стадион Первого мая на 150 000 человек, который и по сей день остается самым вместительным стадионом Земли.

В результате крушения социализма в странах Восточной Европы и Советском Союзе в конце 1980-х - начале 1990-х годов между фестивалями произошёл самый длительный перерыв - около 8 лет. Благодаря настойчивости организаций - членов ВФДМ и поддержке кубинского правительства во второй половине 1990-х годов фестивальное движение было возрождено. В 1997 году состоялся XIV фестиваль в Гаване . Исчез формализм, фестиваль вернулся к первоначальным целям.

В 2001 году прошёл XV фестиваль в Алжире . Этот фестиваль стал первым, прошедшим в Африке . В этом фестивале приняло участие наименьшее число участников за всю историю фестивального движения - 6500 человек.

XVI всемирный фестиваль молодёжи и студентов прошёл в Каракасе (Венесуэла) в 2005 году. В нём приняло участие 17 тысяч человек из 144 стран.

XVII фестиваль успешно прошёл в Претории , ЮАР 13-21 декабря 2010 года, а XVIII - в Эквадоре в декабре 2013 года, собрав свыше 8 тыс. участников из 88 стран.

Следующий XIX Фестиваль состоится в России в 2017 году . Решение о его проведении было принято на прошедшем в Москве 7 февраля 2016 года международном консультативном совещании ВФДМ и международных студенческих организаций по заявке российских молодёжных организаций - членов ВФДМ. Только одна из российских организаций-членов ВФДМ - Революционный Коммунистический Союз Молодёжи - отказалась подписать эту заявку, выразив опасения, что правительственные чиновники попытаются превратить фестиваль в выражение лояльности российским властям. Ранее заявку поддержали администрация президента России и Федеральное агентство по делам молодёжи , она была презентована делегацией Росмолодёжи во время Генеральной Ассамблеи ВФДМ на Кубе 10 ноября 2015 г. К заявке присоединились Российский союз молодёжи, Международный молодёжный центр и др. При этом сроки Фестиваля и даты его проведения не были определены .

Даты и место проведения Фестиваля, а также логотип и девиз «За мир, солидарность и социальную справедливость, мы боремся против империализма - уважая наше прошлое, мы строим наше будущее!» были определены на первом заседании международного подготовительного комитета в Каракасе (Венесуэла) 5 июня 2016 г. Решено, что Фестиваль пройдёт 14-22 октября 2017 г. в Москве (торжественный парад делегаций) и Сочи (сам фестиваль) .

Гимн

Музыкальная эмблема фестиваля - Гимн демократической молодёжи мира (музыка Анатолия Новикова , текст Льва Ошанина). Гимн впервые исполнен на Страговском стадионе в Праге на открытии I фестиваля .

Хронология

Дата Место Участников Стран Девиз
25 июля - 16 августа 1947 17 000 71 «Молодёжь, объединяйся, вперёд к будущему миру!»
14-28 августа 1949 20 000 82 «Молодёжь, объединяйся, вперёд к будущему миру, демократии, национальной независимости и лучшему будущему для людей»
III 5-19 августа 1951 26 000 104 «За мир и дружбу - против ядерного оружия»
2-16 августа 1953 30 000 111 «За мир и дружбу»
31 июля - 14 августа 1955 30 000 114 «За мир и дружбу - против агрессивных империалистических союзов»
28 июля - 11 августа 1957 34 000 131 «За мир и дружбу»
VII 26 июля - 4 августа 1959 18 000 112 «За мир и дружбу и мирное сосуществование»
VIII 27 июля - 5 августа 1962 18 000 137 «За мир и дружбу»
28 июля - 6 августа 1968 20 000 138 «За солидарность, мир и дружбу»
X 28 июля - 5 августа 1973 25 600 140
XI 29 июля - 7 августа 1978 18 500 145 «За антиимпериалистическую солидарность, мир и дружбу»
XII 27 июля - 3 августа 1985 26 000 157 «За антиимпериалистическую солидарность, мир и дружбу»
XIII 1-8 июля 1989 22 000 177 «За антиимпериалистическую солидарность, мир и дружбу»
XIV 29 июля - 5 августа 1997 12 325 136 «За антиимпериалистическую солидарность, мир и дружбу»
XV 8-16 августа 2001 6 500 110 «Глобализуем борьбу за мир, солидарность, развитие, против империализма»
XVI 4-19 августа 2005 17 000 144 «За мир и солидарность, мы боремся против империализма и войны»
XVII 13-21 декабря 2010 15 000 126 «За победу над империализмом, за мир во всем мире, солидарность и социальные изменения»
XVIII 7 - 13 декабря 2013 8 000 88 «Молодёжь объединилась против империализма, за мир во всём мире, солидарность и социальные перемены»
XIX 14 - 22 октября 2017 ~20 000 ~150 «За мир, солидарность и социальную справедливость, мы боремся против империализма - уважая наше прошлое, мы строим наше будущее!»

Публикация подготовлена в рамках реализации культурно-исследовательского проекта по гранту президента РФ "Искусство праздничного оформления города. История и современность".

Эпоха оттепели проявила себя в праздничном оформлении города целым рядом интересных художественных явлений. Излишняя массивность и украшательство послевоенных лет уступили место простым, легким, функциональным решениям. На смену парадным портретам приходят декоративные панно и тематические композиции, изображения на них приобретают более условную обобщенно-символическую трактовку. Исчезает эклектика и тяжеловесная монументальность, огромное значение приобретает цвет, гамма чистых открытых тонов. К концу 1950-х годов появляются первые примеры решения оформительских комплексов в пространственном развитии, во взаимосвязи с городской средой и, прежде всего, архитектурными ансамблями. Одним из лучших примеров такого подхода к декорированию города стало оформление Москвы летом 1957 года, в дни проведения VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов.

На время фестиваля весь город был превращен в гигантское театрально-выставочное пространство. Живописные панно, объемно-пластические конструкции, трансформирующиеся светокинетические устройства украсили улицы, парки и акваторию Москвы.

По Москве проследовал целый карнавальный поезд, состоявший из 120 подвижных декоративных установок, грузовых платформ, разноцветных автобусов, украшенных цветком фестиваля, флагами наций, пестрыми лентами и живыми цветами. Открывал это грандиозное шествие мотоциклетный эскорт знаменосцев, неся лазурные шелковые стяги с изображением белых голубей.


При создании праздничного убранства города прежде всего использовались «фирменные» фестивальные символы и эмблемы, ставшие лейтмотивом оформления столицы. Художником Константином Кузгиновым была разработана эмблема, получившая всемирную известность: пятилепестковый цветок — символ единства молодежи пяти континентов. Каждый континент получил свой цвет — красный, золотистый, голубой, зеленый и фиолетовый. На Всесоюзный конкурс по созданию эмблемы фестиваля было представлено порядка 300 эскизов со всего Союза. Жюри сразу же обратило внимание на цветок, который был прост, но вместе с тем – уникален. Дело в том, что присланные на конкурс эскизы либо повторяли голубя Пабло Пикассо, который являлся символом первого фестиваля молодежи, либо страдали сложностью рисунка. Последнее было недопустимо, так как при изменении масштаба, например до нагрудного значка, эмблема теряла вложенный в нее смысл. Как сообщали тогда в газетах, эмблема покорила сердца участников всемирного молодежного фестиваля. Поэтому в 1958 году Венский конгресс Всемирной федерации демократической молодежи объявил о том, что ромашка Константина Кузгинова взята за постоянную основу для всех последующих форумов. В одном из интервью Кузгинов сказал: «Я задался вопросом: что же такое фестиваль? И ответил так – молодость, дружба, мир и жизнь. Что точнее может символизировать все это? Работая над эскизами эмблемы, я находился на даче, когда всюду цвели цветы. Ассоциация родилась быстро и удивительно просто. Цветок. Сердцевина – земной шар, а вокруг 5 лепестков-континентов». Лепестки обрамляют голубой шар Земли, на котором написан девиз фестиваля: «За мир и дружбу».
Особое внимание художники и архитекторы уделили оформлению центров торжеств — стадиона в Лужниках, ВДНХ, стадиона «Динамо», ЦПКиО им. Горького, площадей и набережных. К тому времени тенденция внешнего дорогостоящего украшательства уже сошла на нет, появились новые облегченные металлические конструкции, тонкие оболочные покрытия из синтетических материалов, ажурные объемы и плоскости. Все они нашли самое широкое и разнообразное применение в украшении фестивальной столицы.

Яркое зрелище представляло оформление московского бульварного кольца на тему литературных произведений, авторских и народных сказок — множество расставленных вдоль пешеходной части бульваров вырезанных по контуру, мастерски расписанных конструкций, живописных панно и объемно-декоративных установок.

Манежная площадь превратилась в дни Фестиваля в своеобразную "бальную залу" и вместе с тем в галерею, где экспонировались увеличенные копии рисунков Бориса Пророкова и плакаты на антивоенные темы. Здание гостиницы "Москва" украсило гигантское декоративное панно с изображением женщины в русском костюме, держащей хлеб-соль (художник Чингиз Ахмаров).

В оформлении городских магистралей важную роль играла архитектура малых форм. Декорированные фонари объединяли ритмическими повторами композицию праздничного убранства и подчеркивали уходящую в даль перспективу улиц или замкнутое пространство площадей. Яркими красочными пятнами входили в нее многочисленные ларьки, киоски, палатки, где продавали фестивальные сувениры и атрибуты карнавала. Такое оформление активно включалось в пространственное решение магистралей, по-новому его организуя и приближаю к человеческому масштабу. Гирлянды зелени, арки из воздушных шаров, световые потолки выделяли праздничные зоны, отличавшиеся особым богатством декора.

Тверской бульвар был оформлен на тему «Сказки народов мира» (художники С. Амурский, Е. Брагин, И. Дервиз, И. Егоркина, И. Лаврова, В. Никитин). Декоративные установки, расположенные на газонах бульвара, иллюстрировали сюжеты русских, французских, китайских сказок. Другие персонажи расположились на перекинутых через аллеи бульвара арках.

«Чудо-городок», созданный по проекту художницы Иды Егоркиной на одной из площадок Тверского бульвара, воспроизводил волшебные замки из китайских, индийских и европейских сказок.

«Русская литература» стала темой убранства соседнего Суворовского бульвара, даже именовался он на время фестиваля «Книжным бульваром». В самом начале, у Никитских ворот, была установлена огром ная стела в виде стопки книг, рядом находилось панно-диптих «Слово о полку Игореве» (художники А.Л. Орловский, М.А. Велижева, Е.Г. Козакова). Вдоль бульвара были установлены книжные киоски и огромные макеты книг с иллюстрациями к произведениям русской классической литературы, высокие колонны, сложенные из множества томов (художник Г. Ткачев).

Вблизи здания университета на высоком берегу Москвы-реки была установлена композиция архитектора-художника Игоря Покровского «Факел фестиваля». Конструктивное решение установки отличалось простотой и четкостью, а применение средств изобразительной метафоры позволило создать выразительный образ: пламя высокого факела как бы превращалось в символ мира — белого голубя с распростертыми в полете крыльями.

Арбатскую площадь украсил электрофонтан архитектора Николая Латышева (конструктор Т. Комиссаров, художники В. Коновалов, Т. Михайлов). Светодинамический каскад из электрических лампочек венчала декоративная фигура голубя мира, чашу фонтана по периметру декорировали флаги стран-участниц молодежного фестиваля. Тогда это было новаторским решением, не получившим, впрочем, дальнейшего развития. Только в наши дни идея электрофонтана как элемента праздничного оформления города пережила второе рождение.

Выполненное по проекту архитектора Вадима Макаревича оформление площади Белорусского вокзала строилось на цветовом контрасте флагштоков, ритмически расположенных по периметру площади. Мачты с разноцветными лентами и полотнищами сходились к центру - к голубю, державшему в клюве цветок. На фоне голубя выделялись фигуры юноши и девушки, приветствовавших участников праздника. Картинка кликабельна.

Иллюминация Центрального телеграфа обыгрывала символику Фестиваля — крупно фестивальная ромашка и рука сжимающая горящий факел в центральной части и множество мелких силуэтов голубя мира на боковых фасадах.

На улицах фестивальной Москвы встречались и выполненные в старых традициях натуралистические панно, устаревшие гирлянды и узоры, плакаты с трафаретными лицами. Но лучшие изобразительные решения показали непрекращающиеся поиски выразительных средств, интерес художников к синтезу декоративных элементов с архитектурой.

Праздничное убранство Москвы в дни Фестиваля преображало весь город. По улицам передвигались окрашенные в пять цветов фестиваля грузовики и легковые автомашины. Многие улицы в эти дни приобрели фестивальные названия — улица Мира, улица Дружбы, улица Счастья, улица Пятнадцати республик. Некоторые из них так и остались в городской топонимике.

Во время манифестаций, массовых встреч и спортивных состязаний над площадями и улицами Москвы в свете прожекторов реяли подвешенные к аэростатам огромные изображения фестивальной ромашки, герба Советского Союза и голубя мира.

В заключении покажу подборку эскизов праздничного оформления Москвы к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов. Многие из них не были реализованы.

Полвека назад, 28 июля 1957 года, открылся Московский фестиваль молодежи и студентов - апофеоз хрущевской оттепели.

Никогда прежде советская столица не видала такого количества иностранцев и такой свободы.

Мой знакомый, которому тогда было пять лет, впервые увидел на улицах людей с другим цветом кожи. Впечатление осталось на всю жизнь.

Еще ему запомнились ряженые на ходулях, которые расхаживали по парку Горького, выкрикивая: "Веселись, народ, фестиваль идет!".

"Люди доброй воли"

Московский фестиваль был шестым по счету. Первый состоялся в Праге в 1947 году. Советский Союз являлся главным организатором и спонсором встреч "прогрессивной молодежи", однако предпочитал проводить их в столицах "стран народной демократии".

О том, как принималось решение приподнять "железный занавес", какие велись дискуссии в советском руководстве, достоверной информации нет. Однако известно, что подготовка к Московскому фестивалю началась за два года, иными словами, тогда, когда Никита Хрущев еще не был единоличным лидером.

В 50-е годы коммунистическая страна решила научиться улыбаться. Советское общество пыталось избавиться от имиджа закрытости, угрюмости и воинственности.

При Сталине любой иностранец, даже коммунист, считался в СССР потенциальным шпионом. Вступать с ним в контакт по собственной инициативе советским людям категорически не рекомендовалось. Общаться с иностранцами должны были только те, кому положено.

"Оттепель" принесла с собой новые принципы: иностранцы делятся на плохих и хороших, и последних неизмеримо больше; все трудящиеся - друзья СССР; если они пока и не готовы строить социализм, то уж точно хотят мира во всем мире, и на этой почве мы с ними столкуемся.

Прежде Россию полагалось считать "родиной слонов", а "их" науку и культуру - сплошь продажными и растленными. Теперь все западное перестали отвергать чохом и подняли на щит Пикассо, Феллини и Ван Клиберна. Чтобы чиcлиться в СССР "прогрессивным", членства в компартии от зарубежного писателя или режиссера уже не требовалось.

Появился специальный термин: "люди доброй воли". Не стопроцентно наши, но и не враги.

Они-то и съехались в Москву, причем в небывалом количестве - 34 тысячи человек из 131 страны!

Самые многочисленные делегации - по две тысячи человек - прибыли из Франции и Финляндии.

В фаворе у хозяев были представители "третьего мира", особенно насеровского Египта и только что получившей независимость Ганы.

Ряд делегаций представляли не государства, а национально-освободительные движения. "Героев", ненадолго вырвавшихся в Москву, старались принять особенно сердечно. Пресса расписывала трудности и опасности, которые им пришлось для этого преодолеть. В СССР никого не волновало, что у себя на родине они считались членами незаконных вооруженных формирований.

Советский размах

Советский Союз подготовился к мероприятию так, как умеют только в тоталитарных странах.

К фестивалю построили стадион "Лужники", расширили проспект Мира и впервые закупили венгерские "Икарусы".

Прежде всего, гостей старались поразить масштабами.

На церемонии открытия в тех самых Лужниках танцевально-спортивный номер исполняли 3200 физкультурников, а с восточной трибуны выпустили 25 тысяч голубей.

Белого голубя сделал символом борьбы за мир Пабло Пикассо. На предыдущем фестивале в Варшаве получился конфуз: голуби жались к ногам выпускающих и отказывались лететь.

В Москве голубятников-любителей специально освобождали от работы. К фестивалю вырастили сто тысяч птиц и отобрали самых здоровых и подвижных.

В главном мероприятии - митинге "За мир и дружбу!" на Манежной площади и прилегающих улицах участвовало полмиллиона человек. Больше москвичей собралось только на митинг и рок-концерт в честь победы над ГКЧП 24 августа 1991 года.

Всего с 28 июля по 11 августа состоялось больше 800 мероприятий, среди которых были такие экзотические, как бал в Грановитой палате и массовый заплыв с факелами по Москве-реке.

На фестивале были аккредитованы две тысячи журналистов. Для них и для гостей ввели 2800 новых телефонных номеров - очень много по меркам того времени.

Официальной песней фестиваля был "Гимн демократической молодежи" ("Песню дружбы запевает молодежь, эту песню не задушишь, не убьешь!"), но его подлинной музыкальной темой стали "Подмосковные вечера", звучавшие буквально всюду. Эта светлая и щемящая мелодия на несколько лет сделалась в СССР культовой.

Многое в те две недели произошло в стране впервые: прямые телетрансляции, ночная подсветка Кремля и Большого театра, фейерверк не в честь революционного праздника или военной победы.

Ветер перемен

Советская молодежь в суровые и скудные послевоенные годы не была избалована впечатлениями и удовольствиями, она кинулась в фестивальный вихрь с энтузиазмом, который в наши дни трудно понять и вообразить.

При огромном количестве гостей контролировать общение было невозможно, да никто особо и не пытался.

Две недели на улицах и в парках шло массовое братание. Нарушались заранее расписанные регламенты, мероприятия затягивались за полночь и плавно перетекали в гуляние до рассвета.

Знавшие языки радовались возможности блеснуть эрудицией и поговорить о еще недавно запрещенных импрессионистах, Хемингуэе и Ремарке. Гости бывали потрясены эрудицией собеседников, выросших за "железным занавесом", а молодые советские интеллектуалы - тем, что иностранцы не ценят счастья свободно читать любых авторов и ничего о них не знают.

Кто-то обходился минимумом слов. Через год в Москве появилось множество темнокожих ребятишек, которых так и называли: "дети фестиваля". Их матерей не отправляли в лагеря "за связь с иностранцем", как случилось бы еще недавно.

Конечно, кого попало, в Москву не приглашали. Подавляющее большинство зарубежных участников были "друзьями СССР", "борцами против колониализма", "людьми прогрессивных взглядов". Другие и не поехали бы на фестиваль меньше чем через год после венгерских событий. Но гости принесли совершенно непривычную для советских людей интеллектуальную и поведенческую свободу.

Все понимали, что праздник не может длиться вечно. Но очевидцы вспоминают: это было не просто грандиозное веселье, казалось, что навсегда наступает какая-то совершенно новая, лучшая жизнь.

Чуда не произошло. Но именно после Московского фестиваля в СССР появились джинсы, КВН, игра в бадминтон и абстрактная живопись, а Кремль был открыт для публики. Начались новые веяния в литературе и кино, "фарцовка" и диссидентское движение.

В одну реку дважды не войдешь

Летом 1985 года Москва опять принимала Всемирный фестиваль молодежи - двенадцатый по счету. Как и в первый раз, отпустили немалые средства, подготовили программу, привели в порядок город.

Однако ничего похожего на фестиваль 1957 года не получилось, и никому "сиквел" особо не запомнился.

С одной стороны, к середине 80-х для советских граждан иностранцы давно перестали быть невидалью.

С другой - политика советских властей была жестче, чем во времена "оттепели". У власти уже находился Михаил Горбачев, но слова "гласность" и "перестройка" еще не прозвучали, а отношения с Западом были близки к точке замерзания.

Гостей фестиваля старались плотно занять и держать подальше от москвичей. Общались с ними главным образом специально подобранные комсомольцы.

Нынешним летом московская мэрия и общественная организация "Федерация мира и согласия", которую возглавляет ветеран советской международной журналистики Валентин Зорин, провели в Москве "круглый стол" и шествие по проспекту Мира в честь 50-летия фестиваля 1957 года.

О степени общественного внимания к мероприятию свидетельствует красноречивый факт: организаторы перенесли его с конца июля, когда, собственно, отмечается юбилей, на 30 июня, чтобы потенциальные участники не разъехались на дачи и каникулы.

Самих же фестивалей больше не устраивают. Советская эпоха ушла в прошлое вместе со всем плохим и хорошим, что в ней было.