Крупнейшие меценаты современной россии. Cамые яркие звезды-благотворители Истоки русской благотворительности

Крупнейшие меценаты современной россии. Cамые яркие звезды-благотворители Истоки русской благотворительности
Крупнейшие меценаты современной россии. Cамые яркие звезды-благотворители Истоки русской благотворительности
Правильная ссылка на статью:

Кеня И.А. — Женская благотворительность как особый элемент российской благотворительности в XIX - н. XX // Genesis: исторические исследования. - 2014. - № 5. - С. 53 - 77. DOI: 10.7256/2306-420X.2014.5.12462 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=12462

Женская благотворительность как особый элемент российской благотворительности в XIX - н. XX

Другие публикации этого автора

Аннотация.

Предметом исследования являются мотивы, особенности, основные направления женской благотворительной деятельности в России в XIX - н. XX вв. Деятельность женских благотворительных обществ изучена на примере благотворительных обществ императрицы Марии Федоровны и деятельности общества "Дамского призрения бедных" С.С.Щербатовой. Приведены примеры благотворительной деятельности жен губернаторов, купцов, предпринимателей. Рассмотрена благотворительная деятельность графини А.Д.Блудовой и С.В.Паниной. Особое место в статье уделено благотворительной, просветительской и меценатской деятельности княгини М.К.Тенишевой. Использованы методы исследования: сравнительно-исторический, анализа и синтеза, индукции и дедукции. С помощью методов психологии определены мотивы женской и мужской благотворительности. Научная новизна исследования заключается в выявлении ценностных установок и синтезе мотивов женской благотворительности в России в XIX - н. XX вв. Выявлена разница мотивов и проявлений женской и мужской благотворительности. Одним из выводов является представление женской благотворительности как самореализации духовного мира женщины. Этот вывод подтвержден конкретными примерами деятельности известных благотворительниц С.В.Паниной, М.К.Тенишевой и др.


Ключевые слова: благотворительность, мотивы, особенности, благотворительные общества, история, ценностные установки, женская благотворительность, Тенишева, Панина, Вяльцева

10.7256/2306-420X.2014.5.12462


Дата направления в редакцию:

25-06-2014

Дата рецензирования:

26-06-2014

Дата публикации:

06-11-2014

Abstract.

Object of research are motives, features, the main directions of female charity in Russia in XIX - N of the XX centuries. Activity of women"s charitable societies is studied on the example of charitable societies of the empress Maria Fiodorovna and activity of society "Ladies" contempt poor" S. S. Shcherbatova. Examples of charity of wives of governors, merchants, businessmen are given. Charity of the countess A.D.Bludova and S.V.Panina is considered. In article it is featured charitable, educational and philanthropic activity of the princess M.K.Tenisheva. Research methods are used: comparative-historical, analysis and synthesis, induction and deduction. Motives of female and man"s charity are defined by methods of psychology. Scientific novelty of research consists in identification of valuable installations and synthesis of motives of female charity in Russia in XIX - N of the XX centuries. The difference of motives and manifestations of female and man"s charity is revealed. One of conclusions is representation of female charity as self-realization of an inner world of the woman. This conclusion is confirmed with concrete examples of activity of famous philanthropists of S.V.Panina, M. K. Tenisheva, etc.

Мотивы, особенности, направления женской благотворительной деятельности

Благотворительность - состоявшееся явление в жизни российского общества, особого расцвета она достигла во второй половине XIX в., когда беспрецедентная поддержка российским предпринимательством деятелей искусства и науки стала нравственным украшением истории культуры дореволюционной России. Одной из особенностей в развитии благотворительности этого периода является тот факт, что благотворительность становится одной из немногих разрешенных государством сфер проявления общественной активности граждан. Личное участие в деятельности благотворительных организаций и пожертвование крупных сумм на больницы, школы и богадельни способствовало повышению социального статуса предпринимателей, к тому же социально-экономические условия развития страны располагали к активной предпринимательской деятельности.

Благотворительность - этическая и социальная норма. Каноны мировых религий включают ее в число основных заповедей. Поэтому одним из мотивов пожертвований является их обусловленность христианскими побуждениями. Среди мотивов благотворительной деятельности оказались и особенности российского менталитета: милосердие, сострадание, помощь ближнему.

Женская благотворительность одна из мало изученных проблем в российской истории. Еще С.М.Соловьев выделял такие типичные черты русской женщины как трудолюбие, послушание, религиозность и милосердие. О женском милосердии говорили Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, В.В.Розанов. Мужская благотворительность рационально обоснована, ее базовые мотивы - гражданский долг, необходимость социальных изменений. Женская благотворительность более эмоциональна, а ее основным базовым мотивом является милосердие.

Женская благотворительность в России отличалась вариативностью, многоаспектностью и разноплановостью. На ценностные установки женщин влияли экономические и социальные обстоятельства. Для женщин долгое время был ограничен доступ к профессиональной реализации, поэтому их активность находила выход в социальной сфере. Наибольшую благотворительную активность проявляли представительницы элитарных групп и слоев российского общества. Благотворительность женщин данной социальной группы обуславливалась синтезом духовных, рациональных, религиозных, социально-статусных мотивов. Исследователи женского участия в благотворительной деятельности отмечали, что церковь всегда поощряла людей, подающих милостыню, но для глубоко набожных и благочестивых женщин подача милостыни считалась недостаточной. В любом российском регионе мы найдем примеры, когда женщины на свои средства строили церкви. Так Д.И.Голенищева-Кутузова строит Никольскую церковь в Матюшкине Псковской губернии, помещица В.Н. Безобразова строит церковь Преображения в селе Творишичи Брянского уезда Орловской губернии.

В мотивах благотворительной деятельности у российских женщин доминировали духовно-нравственные ценности, желание не просто жертвовать имея на это возможность, но и заниматься просвещением народа, а материальная поддержка нуждающихся строилась, прежде всего, на мотивах сострадания. Участие женщин в благотворительности, если они не принадлежали к высшему слою общества измерялось не тем, сколько они пожертвовали на благотворительность, а тем, сколько времени они потратили на заботу об обездоленных. Следует отметить тот факт, что женская благотворительность в своей основе была гуманной и представляла собой самореализацию богатого духовного мира женщины.

Можно выделить два основных направления женской благотворительной деятельности: общественная, осуществляемая через женские благотворительные организации и частная (индивидуальная).

Женские благотворительные общества

Женские благотворительные общества учитывали интересы и потребности женского населения России. Их деятельность была разноплановой, но в основном это была социально-реабилитационная помощь нуждающимся слоям населения (пособия, бесплатное питание, уход за больными) и нравственно-просветительская деятельность, связанная с распространением среди женщин полезных знаний. Женские благотворительные общества подвергались строгой правовой регламентации.

Яркий пример женской общественной благотворительности представляет благотворительное общество императрицы Марии Федоровны. Деятельность которого начавшись с попечения о воспитательных домах и институтах благородных девиц, распространилась на нуждающихся всех видов: детей, стариков, калек. Помощь осуществлялась предоставлением пропитания, проживания, обучения или денежного пособия. Помощь детям становится приоритетным направлением этого общества. К 1901 г. общее число всех детских приютов, принадлежавших ведомству Марии Федоровны, составило 428, из них в Москве и Петербурге 219. Помимо воспитательных домов и детских приютов, Мария Федоровна много внимания уделяла развитию женского образования, особенно специальным средним учебных заведений для девушек из небогатых семей. Эти заведения должны были давать одновременно общее и профессиональное образование. Такие учреждения получили название Мариинские училища и к концу XIX в. их в Российской империи было более 70. Мария Федоровна сама подавала пример подданным, жертвуя в пользу ряда учреждений из собственных средств, оплачивала обучение учениц, лишившихся отцов, поддерживала материально вдов. Главную цель в своей благотворительной деятельности видела в следовании христианской заповеди - помочь ближнему, оказавшемуся в тяжелых жизненных условиях.

Мария Федоровна учредила целый ряд стипендий. Стипендия на содержание учениц в школе для бедных девочек в Павловске, для беднейших выпускников Императорской Академии художеств. Благодаря денежной помощи императрицы 102 человека смогли обучаться в таких престижных заведениях как: Царскосельское женское училище духовного ведомства, Александровский лицей, Училище правоведения, Гатчинский сиротский институт, гимназии и начальные училища в Петербурге и Москве. Как меценат, она поддерживала науку и культуру: выделяла пособия нуждающимся ученым, литераторам и публицистам. Ежегодная помощь оказывалась общинам сестер милосердия, больницам, лечебницам, родильным приютам.

В годы Первой мировой войны Марии Федоровны стала вдохновителем организации общественной помощи. На средства ее благотворительного общества содержались одиннадцать военно-санитарных заведений: госпитали, лазареты, санаторий, лечебница. Высокая нравственная репутация императрицы объединила вокруг ее личности активистов российской благотворительности. Многие филантропические учреждения стремились попасть под ее патронат. Мария Федоровна никогда не отказывала тем, кто нуждался в милосердии: к 1916 г. под ее покровительством состояли 134 благотворительных общества и заведения по всей России. Мария Федоровна, занимаясь благотворительностью как общественной, так и частной, внесла огромный вклад в дело гуманизации общественной жизни в России. Благодаря ее неутомимой энергии сфера благотворительности в Российской империи в пореформенный период достигла расцвета и стала выражением гражданского самосознания.

Еще одно из старейших женских благотворительных обществ - «Дамское призрение бедных» было создано в Москве. У его истоков стояла известная московская благотворительница София Степановна Щербатова. Цель этого общества она видела в том, чтобы «открывать людей, которые поистине нуждаются в помощи, стесняются просить подаяние, и оказывать им по возможности такой помощи, которые приносили бы им существенную пользу». Собрав вокруг себя многих дам московского общества, С. С. Щербатова развернула активную деятельность. В ведении общества находились Мариинское училище для девушек, школ, приютов, богаделен, два приюта - для неизлечимо больных и для слепых детей, больницы, ясли и Александровский дом престарелых классных дам. Конец XIX века стал временем бурного развития женской инициативы во всех сферах жизни, в том числе и на ниве благотворительности. К началу XX века только в Москве и Санкт-Петербурге насчитывалось более 40 женских благотворительных организаций.

Благотворительность по статусу и состоянию души

Частная женская благотворительность проявлялось в деятельности представительниц высокопоставленных групп и слоев российского общества, это, прежде всего, благотворительность жен губернаторов, князей, графов, купеческих и предпринимательских жен.

Жена московского генерал-губернатора Голицына, - Татьяна Васильевна завоевала народную любовь своей благотворительной деятельностью. Сначала Голицына загорелась идеей женского образования. Системы общеобразовательных школ еще не существовало, а Смольный институт был рассчитан на очень небольшое число воспитанниц. По ее инициативе в 1825 году в Москве появляется Дом трудолюбия, который был преобразован в Елизаветинский институт благородных девиц. Позднее Татьяна Васильевна Голицына основывает Благотворительное общество, которое занимается устройством школ рукоделия для девочек по всей Москве. Княгиня считала, что каждая девочка должна не только обеспечивать своим мастерством собственную семью, но и иметь гарантированный приработок. Та же мысль побуждает Голицыну организовать в своем родовом имении Большие Вяземы кустарный промысел плетения корзин ракитника

Супруга купца Т.С.Морозова Марья Федоровна пожертвовала г. Москве более 150 тысяч рублей. В перечне ее пожертвований, такие общественные учреждения как: МГУ, Строгановское училище, Общество поощрения трудолюбия, Иверская община сестер милосердия, богадельни. Она единственная среди российских купчих была награждена Мариинским знаком отличия за 25 лет беспорочной службы в благотворительных заведениях.

Жена крупнейшего текстильного фабриканта И.А.Лямина Елизавета Семеновна в память о своем супруге сделала несколько больших пожертвований: 1895 г - украсила южный придел храма Николая в Пыжах, пожертвовала 600 тысяч рублей на создание приюта для неизлечимо больных им. митрополита Сергия.

Еще одной известной благотворительницей была певица Анастасия Дмитриевна Вяльцева. Родилась она в 1871 г. в слободе Алтухово Орловской губернии. Став известной певицей, она ступила стезю благотворительницы, когда началась русско-японская война часть денег от своих выступлений она отдает в пользу раненых. Узнав, что царское правительство отказало в помощи лейтенанту Седову, организовавшему экспедицию к Северному полюсу, Вяльцева вместе с Шаляпиным и Собиновым организовала ряд благотворительных концертов в пользу экспедиции и способствовала началу всероссийского сбора пожертвований для этой цели. Не забывала она и о своей малой Родине, в Алтухово на свои средства Анастасия Дмитриевна оборудовала приют для рожениц. В Виленской губернии восстановила две сгоревшие деревни. В Петербургском университете несколько талантливых студентов учились на ее средства. В 1907 г. Всероссийское братское общество избрало ее своим почетным членом, Вяльцева активно участвовала в его работе, жертвовала средства для пострадавших. В своем завещании она жертвовала Петербургу два собственных дома с обстановкой на набережной реки Карповки д. 22 и 24, с прилегающими земельными наделами. Просила в одном организовать женскую больницу для малоимущих а в другом - приют для детей, которых оставили родители. Населению Петербурга Вяльцева завещала 567 636 тыс. рублей. Особенностью феномена благотворительности Вяльцевой было ее простое происхождение, отсутствие богатого мужа и необходимость самой зарабатывать на жизнь и щедро делиться заработанным.

Графини благотворительницы

Графиня Антонина Дмитриевна Блудова (1812-1891 гг.) вошла в историю российской благотворительности как создательница общества взаимопомощи Кирилло-Мефодиевского братства в Остроге. На строительство церкви святых Кирилла и Мефодия большие пожертвования кроме нее внесли императрица Мария Александровна, графиня А.Г.Шереметева и княгиня Д.А.Голицына. При братстве была открыта начальная школа и женское высшее училище. Главная цель училища - научить быть человеком, следуя христианским заповедям. При братстве была небольшая библиотека, а вскоре еще и открылся крестьянский пансион для мальчиков, лечебница и странноприимный дом. На протяжении 10 лет все школы братства содержались на личные деньги графини Блудовой. Примеры её единомышленниц - Н.Д. Протасовой, Н.Б. Шаховской, М.С. Сабининой, П.А. Соболевой, М.М. Киселёвой, А.Ф. Аксаковой (Тютчевой) - показывают нам впечатляющую картину женской благотворительности России XIX столетия. Каждый из этих примеров достоин нашей благодарной памяти.

Другой яркий пример женской благотворительности графиня - Софья Владимировна Панина (1871-1957 гг.), внучка С.И.Мальцова. Усвоенные с раннего детства от матери Анастасии Сергеевны демократические убеждения, составляли основные жизненные принципы этой замечательной русской женщины. Войдя в среду, где смысл жизни искали в идеалах служения народу, Софья воспитывалась в самой что ни есть спартанской обстановке и с детства была приучена бегать "по мужицким избам берегов Волги". В 1890 г. по настоянию бабушки единственная наследница несметного состояния, молодая графиня выходит замуж. По этому случаю, бабушка невесты решила преподнести ей подарок и уговорила родственников мужа продать имение Гаспра в Крыму. После недолгого замужества и развода, не имея ни детей, ни иных прямых наследников, Софья Владимировна значительную долю своих капиталов отдает на благотворительные учреждения.

Получив прекрасное образование в привилегированном Екатерининском институте, графиня Софья в девятнадцать лет познакомилась с Александрой Пошехоновой, школьной учительницей из рабочего района, пришедшей просить ее о бесплатной столовой для нуждающихся учеников. В 1890 г. вместе с учительницей А.В.Пошехоновой в Александро-Невском районе Санкт-Петербурга на свои средства Софья Владимировна организовала столовую и библиотеку, затем детский сад для малышей. Позднее появились ремесленные и рукодельные классы для подростков, общеобразовательные для их родителей.

4 апреля 1903 года состоялось торжественное открытие Лиговского Народного Дома графини С.В.Паниной, ставшего известным на всю Россию. В нем были мастерские для мальчиков, читальня, библиотека, зоологический музей, ресторан, театр с превосходной труппой, гастролировавшей в летнее время с большим успехом по всей России. В актовом зале проводились научно-популярные лекции, был создан первый в стране подвижной музей учебных пособий, первая в стране общественная обсерватория. Вслед за Лиговским народным домом Панина открывает народные дома в г. Валуйки Воронежской губернии с ботанической станцией и в с. Марьино Московской губернии. Софья Владимировна оказывает поддержку многим высшим и специальным учебным заведениям, особенно женским и учреждает множество стипендий. Главное направление в ее деятельности - принести пользу народу, нести просвещение в народ. В 1901 году, городская Дума официально засвидетельствовала графине глубокую признательность «за труды и пожертвования на пользу народного образования в Петербурге».

В 1912 году Народный дом графини Паниной стал методическим центром для всех подобных домов России, а их к тому времени было 316. В 1914 году, с началом войны, большую часть Народного дома на улице Тамбовской занимает лазарет, тут же происходит распределение помощи семьям мобилизованных. В 1917 году начинается ее политическая карьера: Софья Владимировна избирается в число гласных Петроградской думы, в мае становится товарищем министра государственного призрения, а в августе - товарищем министра народного просвещения, на этом посту и застала ее Октябрьская революция. Вынужденная эмигрировать из России, находясь вдали от Родины она продолжает заниматься благотворительной деятельностью.

Мария Тенишева: благотворительница, просветительница и меценат

Особое имя в женскую благотворительность вписала Мария Клавдиевна Тенишева, деятельность которой охватывала Россию, Италию, Францию, Смоленский и Брянский края, Москву и Петербург. Круг ее деятельности с течением времени расширялся, включая в себя просвещение, искусство и искусствоведение, науку, продвижение российской культуры за границей. Как меценат она не только вкладывала свои материальные средства в поддержку творческой элиты России, создание и развитие социокультурных учреждений и музеев, одновременно она занималась пропагандой русского искусства и культуры за рубежом, вкладывая в этот процесс свои духовные силы. Широта души, желание принести пользу своему Отечеству, продемонстрировать Европе лучшие достижения российской культуры, вот, что двигало Марией Тенишевой в ее устремлениях.

В ее благотворительности не было ничего показного, рассчитанного на внешние эффекты, все шло от сердца. Щедрость и жертвенность - ее главные жизненные постулаты. «Русскими Афинами» назовут современники Талашкино, имение князей Тенишевых под Смоленском, а саму княгиню Марию Клавдиевну — «Периклом русских крестьян», ведь строила она свои «Афины» для простых людей. Судьба не дарила ей легких путей, ей много раз приходилось начинать все сначала, что стоило ей многих душевных и физических сил, но она никогда не предавала своих идеалов, в них ее вера была безгранична, ибо основана на знании сердца.

Благотворительная деятельность Марии Клавдиевны началась на Смоленской земле, задолго до того, как она стала княгиней Тенишевой. Марию Николаеву смоленское общество знало как оперную певицу, обладательницу прекрасного голоса, благотворительные концерты которой пользовались большим успехом. «Директор Смоленского отделения Императорского русского музыкального общества господин Кротков и певица госпожа Николаева отправляются на днях в Париж, где предполагают дать концерт в пользу фонда школы имени М. И. Глинки», - писал журнал «Баян» в 1888 году.

После второго замужества Тенишева с 1892 по 1896 гг. прожила в Бежице, где находились заводы ее мужа князя Вячеслава Николаевича Тенишева. Бежица стала для нее поистине «местом боевого крещения». Ее поразило тяжелое положение рабочих, их беспросветная нужда, полное бесправие, темнота и безграмотность. Она стремится улучшить их жизнь, организовала народную столовую с обедами за умеренную плату, хлопотала о выделении для рабочих во временное пользование пустующих земель, учредила благотворительное общество для оказания помощи сиротам и вдовам.

Тенишеву интересовала и проблема досуга рабочих, она организовывает в Бежице театр, открывает Дом общественного собрания с театральным и читальным залом, комнатами для кружковой работы. В парке были оборудованы площадки для тенниса, эстрада для концертов.

Вспоминая о годах, проведенных в Бежице, в книге «Впечатления моей жизни» Тенишева называла ее местом своего крещения, где ей «удалось стяжать славу, развернуться, выполнить все заветные мечты».

Тенишева живо отзывалась на все события, происходившие в России. В 1904 году во время русско-японской войны Тенишева и ее подруга Святополк-Четвертинская открыли в Талашкино первый лазарет. Во время Первой мировой войны лазарет был открыт уже в Смоленске, по оснащению и уровню медицинского обслуживания он не имел себе равных в городе. Мария Клавдиевна сама заведовала лазаретом, на свои средства оборудовала его всем необходимым вплоть до рентгеновского аппарата.

20 ноября 1914 года лазарет посетил Император Николай II. Тенишева писала: «Оставшись им (лазаретом) очень доволен, он (Император) благодарил меня, милостиво обласкал и наградил медалями моих раненых». Это только большие дела, а сколько было «малых»: пожертвований учебным заведениям, музеям и издательствам. Да просто участие в каждой конкретной судьбе: от крестьянского сироты до художника и ученого.

Высоко оценили деятельность Тенишевой ее соратники. Рерих писал: «Оглядываюсь с чувством радости на деятельность Марии Клавдиевны. Вспомним все школы, мастерские, заботы о просвещении, воодушевляющие спектакли, сказочные малютинские теремки, выставки, и в России, и за границей… Большой человек - настоящая Марфа Посадница. И теперь я вижу признательную память народа около имени Марии Клавдиевны. Много легенд сложится на Тенишевской улице, и имя княгини Тенишевой запечатлеется среди имен истинных созидателей».

Поражают масштабы общественной деятельности М. К. Тенишевой, в которой ведущим началом было просветительство: ею было создано ремесленное училище в Бежице, носившее имя своей основательницы; открыто несколько начальных народных школ в Петербурге и Смоленске, совместно с Репиным организованы рисовальные школы, открыты курсы для подготовки учителей; и, наконец, здесь, в Талашкино создан центр русского народного искусства и народных промыслов, о чем образно писал Н. К. Рерих: «В Кривичах Смоленских на великом пути в Греки этот родник. Там многое своеобычно. Дело широко открыто всему одаренному, всем хорошим поискам».

В 1911 году Смоленск стал обладателем уникального музея «Русская старина», созданного на средства княгини Тенишевой и насчитывающего почти 12000 единиц хранения. Первый в России общедоступный музея русского народного искусства обладал чрезвычайно ценной коллекцией предметов, отражающих историю, культуру, быт и искусство русского народа. Стоимость коллекции музея согласно официальным документам составляла 3 000 000 рублей. На базе музея был открыт филиал Московского археологического института. Тенишева финансировала институт, собирала книги для библиотеки, учредила стипендии. На торжествах по поводу передачи княгиней Тенишевой музея «Русская старина» в дар Московскому археологическому институту его директор Александр Иванович Успенский закончил свою речь словами: «Если музей есть гордость Смоленска, то женщина, проявившая такую любовь к просвещению, - есть гордость всей России». В благодарственном адресе от имени Смоленской Думы выражена признательность за великодушный дар, признание факта как великого события в истории города Смоленска и характеристика дарительницы как «воплощения русской женщины в самом лучшем значении слова, интеллигентной работницы, отдавшей свою несокрушимую энергию, любовь и знание отечественной старины на пользу дорогой родины...». 18 августа 1911 г. по повелению императора Николая II Тенишевой было присвоено звание Почетной гражданина г. Смоленска «за пожертвование Московскому археологическому институту музея древностей, с тем, чтобы музей оставался на вечные времена в г. Смоленске.». А улица на которой он находился получила название Тенишевской. 28 сентября 1911 г. в Петербурге нотариусом был заверен акт передачи музея Смоленску.

Важной областью ее благотворительной деятельности была деятельность в сфере народного образования. Еще в 1887 г. она предприняла первую попытку создания школы в Смоленской губернии, в Талашкино, совместно со своей подругой Е. К. Святополк-Четвертинской.

В Бежице в 1892 г. Тенишева открыла при заводе ремесленное училище на 60 человек в здании бывшего детского сада. В короткие сроки было куплено необходимое оборудование, открыты вечерние классы черчения. Для престижа учебного заведения были приглашены лучшие преподаватели из Смоленска. М. К. Тенишева выхлопотала в Петербурге в акционерном обществе завода 100 тысяч рублей на материальные нужды училища, а князь В.Н. Тенишев выделил 200 тысяч рублей для строительства здания. Новое двухэтажное здание было построено в короткий срок; машины и станки выписывались из Англии и Америки; электричество, водопровод - все было по последнему слову техники. Князь В.Н. Тенишев всячески поддерживал данное начинание, так как идея жены вполне отвечала его устремлению видеть рабочего более грамотного, приобщенного к технике, а это способствовало росту производительности труда на заводе. После того, как было построено новое двухэтажное здание училища, на первый курс уже было принято не 60, а 200 учащихся. Княгиня М.К. Тенишева с директором школы А.М. Смирновым разработали программу и устав училища, которое потом было преобразовано в школу ремесленных учеников с 3-х летним курсом обучения. По настоянию родителей и учеников училище стало носить имя М. К. Тенишевой. После окончания школы ученики поступали на Брянский завод.

Впоследствии она вспоминала: «главное, что удовлетворяло мое самолюбие, - это сознание того, что, придя туда последнею, после двадцатилетнего существования завода, мне удалось создать то, что уже давно должно было сделать». Появились индивидуальности, личный вкус, заговорили человеческие потребности в уютной, чистой обстановке. В этом проявились истинные пружины меценатства Марии Клавдиевны: сделать максимум возможного именно для того, чтобы «заговорили человеческие потребности». Просветительская и общественная деятельность приносила огромное удовлетворение самой Тенишевой.

В мае 1896 года учебное заведение отпраздновало первый выпуск. В этом же году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде «детище» Тенишевой ремесленная школа в Бежице удостоена высочайшей благодарности императора Николая II. Высокие знания выпускников Бежицкой школы ремесленных учеников были оценены быстро. Из разных уголков Российской империи посыпались заявки на знающих своё дело мастеров.

Деятельность княгини М. К. Тенишевой в создании школы ремесленных учеников сыграла важную роль в становлении низшего технического образования в Бежице. Поставив перед собой задачу по подготовке специалистов - практиков, на которых возлагалась задача повышения эффективности различных отраслей производства, М. К. Тенишева заложила основы профессионально-технического обучения рабочих, что является ярким примером богатого опыта подготовки молодых кадров дореволюционной России. Кроме ремесленной школы М.К. Тенишева оставила шесть благоустроенных школьных зданий, в которых обучалось тысяча двести ребят. Таким образом, заметная часть детского населения поселка получала образование. Все школы создавались и содержались на капиталы Тенишевых, а Мария Клавдиевна являлась их попечительницей. В селе Хотылево, где она часто бывала в своем имении, она также создала школу для сельских детей.

Фамилия и княжеский титул, состояние, которое ей принес брак с Тенишевым расширили возможности приложения сил и знаний. Оттолкнувшись от опыта, полученного при создании ремесленного училища в Бежице, Тенишева приступила к формированию собственной педагогической системы.

Талашкинская сельскохозяйственная школа под Смоленском реализовывала план М.К. Тенишевой по организации разумного образовательного процесса. В школу принимались ученики всех сословий, дети-сироты и бесприютные принимались на полное обеспечение княгини. Здесь не просто получали знания, все было направлено на облагораживание души маленького человека, развитие в нем скрытых дарований и талантов.

В учебных целях были устроены опытное поле, лаборатория, метеорологическая станция, сад с огородом и образцовая пасека. Таким образом, в образовательных учреждениях изучались технологии, которые могли пригодиться ученикам в будущем.

В 1894 году Тенишевы покупают соседний с Талашкиным хутор Фленово и переводят сюда школу из Талашкина, которая предназначалось в первую очередь для сиротских и крестьянских детей. Программа школы целиком отражала уклад крестьянской жизни, помимо общей грамотности, дети получали образование по сельскохозяйственным наукам и ремесленным дисциплинам. Школа стала своеобразным экспериментом, моделью государственного устройства страны с колоссальными земельными ресурсами. Одновременно школа стала культурным центром для всех местных крестьян и с точки зрения сельскохозяйственных знаний, и с позиции устройства быта. Творческое развитие детей осуществлялось и через участие в театральной деятельности. Организатором театра и режиссером многих спектаклей стала сама княгиня.

Уникальным проектом Марии Клавдиевны стали учебные художественные мастерские в Талашкине: столярная, резьбы и росписи по дереву, чеканки по металлу, керамическая, окраски тканей и вышивания, в которых возрождались русские ремесла. Все эти традиционные народные ремесла входили в программу школьного обучения. В мастерских ученики работали рядом с С. Малютиным, И. Барщевским, Н. Рерихом. Ученики выполняли изделия по эскизам художников, многие вещи были разработаны самой Марией Клавдиевной. Изготовленные в мастерских изделия выставлялись на различных выставках.

Тенишевские школы решали задачу сохранения и продолжения национальных традиций в земледелии, народном искусстве при воспитании в учениках «национального духовного характера». Спасение России Мария Тенишева видела в сохранении целостности русской деревни как ядра национального уклада, православного миропонимания и духовного здоровья. Она не мыслила народной культуры без православных традиций, именно поэтому тенишевские школы становились живым и притягательным центром.

Педагогическую деятельность М.К.Тенишевой разделял с ней ее муж Вячеслав Николаевич. Вместе им удалось создать стройную педагогическую систему, которая была воплощена в программах самых различных учебных заведений, открытых в Петербурге, Брянске, Смоленске. Анализ сохранившихся архивных документов от Устава и расписания уроков до бухгалтерских и педагогических отчётов, даёт возможность выделить четыре основных принципа педагогической системы князей Тенишевых: жизнь человека богатой и счастливой может сделать только хорошее образование; индивидуальный характер образования проявляется в учете личных способностей и интересов ученика, выявлении его природного таланта; любое знание должно носить прикладной характер; образование должно быть доступно любому человеку, желающему учиться.Учебные заведения, устроенные ими, являлись передовыми для своего времени.

Мария Клавдиевна создает художественную студию для подготовки будущих студентов к поступлению в Академию художеств и отдает под студию свою мастерскую в доме на Английской набережной в Петербурге. Обучение в студии было бесплатным, покупалось все необходимое для занятий, устраивались бесплатные чаи, приобретались студенческие работы. Среди учеников тенишевской студии были И.Я. Билибин, М.В. Добужинский, З.Е. Серебрякова, Е.В. Честняков и многие другие прославившиеся в будущем художники.

Образовательные проекты М.К. Тенишевой остаются примером реализации педагогических идей на практике и для современной России. Основа просветительской и меценатской деятельности Тенишевой «природный талант, блестящие организаторские способности, огромное желание внести лепту в просвещение своего народа и капиталы мужа.»

Благотворительность князей Тенишевых приносила фамилии известность, почетное положение в обществе и, можно сказать, европейское признание. Чета Тенишевых занималась благотворительностью по разным направлениям, имея разную программу, разные методы и принципы. Усилия Марии Клавдиевны в чем-то можно сопоставить с деятельностью С. И. Мамонтова, С. П. Дягилева: она осуществлялась в определенных, уже выработанных и опробованных культурой рамках. Тенишева отдавала свои силы коллекционированию, образованию и просвещению народа, поддержке начинающих художников, финансировала археологические изыскания и журнал «Мир искусства». Творческие силы и духовные запросы княгини реализовались в особом подходе к общественной и благотворительной деятельности, умении придать традиционным вещам новый оригинальный оттенок, довести развитие проблем до какой-то новой точки, открывающей в жизни уже другие перспективы и более высокие духовные цели. Энергия князя была направлена на практические, реальные задачи, связанные с воспитанием молодого поколения, сумевшего достойно применить свои знания в практической деятельности.

Пережив горечь разочарований и утрат, Тенишева напишет: «Я сказала себе, что храмы, музеи, памятники строятся не для современников, которые большей частью их не понимают. Они строятся для будущих поколений, для их развития и пользы». Устремленность в будущее, умение опередить свое время - характерная черта Марии Клавдиевны Тенишевой, оставившей нам в наследство коллекции и музеи, которыми мы восхищаемся до сих пор.

Яркие и социально активные женщины, занимавшиеся благотворительностью по зову сердца и велению души - неотъемлемая, но к сожалению почти неизвестная часть нашего исторического и культурного наследия. Историческая справедливость требует восстановить имена русских женщин - общественных деятельниц на ниве меценатства, благотворительности и просвещения как достойного примера для нынешних поколений. Нравственный завет М.К.Тенишевой для потомков «Придите и владейте, мудрые! И созидайте на благо России!» - очень актуален в наши дни.

Библиография

.

Соловьев С.М. Сочинения в 18 кн. – М., 1988,-Кн. 2 т. 3 с. 605

.

Ульянова Г.Н. Благотворительность в Российской империи. XIX – начало XX века. М., 2005. С.210.

.

Ульянова Г.Н. Императрица Мария Федоровна в российской благотворительности: материнское попечение о страждущих // Императрица Мария Федоровна. Жизнь и судьба. СПб., 2006. С.104.

.

ЦГИАМ Ф. 357 Оп. 1 Д. 11 Л. 175-176

.

Предпринимательство и городская культура в России 1861-1914 гг. М., 2002 с. 92

.

Жинжикова И.Н., Кеня И.А. Сергей Мальцов – благотворитель земли брянской. Брянск, 2010 С. 17

.

Кеня И.А. Лупоядова Л.А. М.К.Тенишева: Созидание на благо России. Брянск, 2013 С. 5

.

М.Заблоцкая. Я люблю свой народ. К 150-летию со дня рождения М.К.Тенишевой// http://www.newacropol.ru/activity/center/exibitions/maria-tenisheva/tenisheva-150/

.

Талашкино. Сборник документов. Смоленск, 1995. С. 23

.

М.К. Тенишева Впечатления моей жизни. М., 2006. С. 148

.

Смоленские ведомости. 1914. № 184.

.

Тенишева М.К. Впечатления моей жизни. М., 2006. С. 385.

.

Рерих Н.К. Памяти М.К.Тенишевой // Н.К.Рерих. Из литературного наследия. М., 1974. С. 17.

.

Рерих Н.К.. Записные листки художника. Талашкино. //Весы,1904.№ 9. С.36

.

РГИА. Ф. 472. Оп.43. Д. 137. Л. 57

.

Смоленские ведомости. 1911. № 118.

.

РГИА Ф. 1288 Оп. 5-1-1911. Д. 1А Л. 190

.

РГИА Ф.225. Оп.11. Д.796. Л.1-3

.

Тенишева М.К. Ук.соч. С. 140.

.

Тенишева М.К. Ук.соч. С. 148.

.

Смоленский вестник. 1896. № 270.

.

Городков А.В., Дубровский А.М., Кеня И.А. Мария Тенишева: духовное наследие в Брянском крае. Брянск, 2008. С.20.

.

Пономарева Н. Становление школ традиционной культуры в Талашкино и СПб// Край Смоленский. 2013. № 6. С. 85.

.

Дубровский А.М., Исаченко Т.В., Кеня И.А. В.Тенишев – предприниматель, ученый, меценат. Б., 2011. С.10

.

Склеенова В.И. История музея «Русская старина». Смоленск, 2012 С. 6

.

Тенишева М.К. Ук.соч. С. 257.

.

Кеня И.А. Благотворительность в России: традиции и современность // NB: Культуры и искусства.-2012.-1.-C. 258-275. URL: http://www..html

Богатство обязывает
(поговорка, переделанная П.П. Рябушинским с французского – "знатность обязывает" – на русский лад)

Истоки русской благотворительности

История русской благотворительности уходит корнями к тем временам, когда церковь была основой государственности. Монастыри давали приют осиротевшим и больным, делились зерном для посева с бедными крестьянами, обучали грамоте. Именно при монастырях начали строиться первые богадельни и больницы. В Москве, в Новоспасском, Новодевичьем и Донском монастырях, сохранились здания ХVII века, в которых когда-то находились лечебницы.

Для славян поддержка ближнего, сострадание и человеческая доброта были традиционными чертами характера во все времена. Самым распространенным деянием благотворительности в то время была милостыня, сопутствующая молитве и покаянию. Независимо от размеров помощи, будь то вклад царственной особы в монастырь или копейка юродивому, главной заботой было не поддержание неимущего, а нравственное совершенствование дарующего.

К концу XVII века государственная политика постепенно стала заменять главенствующую роль церкви в вопросах заботы о нуждающихся.

Важной вехой этого периода явилось открытие при Петре I (в 1715 г.) первых воспитательных домов для детей-подкидышей.

При Екатерине II для открытого ею в 1764 году Воспитательного дома в Москве была уже разработана специальная воспитательная программа, впитавшая лучшие идеи Просвещения. Императрица выделила на новое заведение 100 000 руб. личного капитала, остальные деньги поступали от добровольных пожертвователей. Воспитательный дом стал первым коллективным делом состоятельных москвичей.

Супруга императора Павла I Мария Федоровна ведала уже всеми воспитательными домами России, управляя ими более 30 лет. Она была признана современниками самой щедрой и радеющей благодетельницей. Пяти столичным институтам императрица пожертвовала при жизни и оставила по завещанию до 4 млн. руб. При ней детей в Воспитательном доме обучали ремеслам, готовили из них учителей и даже актеров. А в 1806 году появилось первое в России учебное заведение для детей-инвалидов – училище глухонемых.

В начале XIX века Мария Федоровна открыла в Петербурге Вдовий дом для вдов офицеров, чиновников и дам, служащих в придворном ведомстве и казенных учебных заведениях. Вдовьих детей отдавали учиться в различные учебные заведения в зависимости от их происхождения. Дом этот приобрел особую популярность после отмены крепостного права, когда поступило много заявлений от разорившихся помещиц. Просуществовал он вплоть до 1917 года. Особенно много сделала императрица для женского воспитания и образования.

До конца XIX века в России дело попечения о нуждающихся было сосредоточено в руках самого государства или императорской фамилии, которая в глазах народа была главной заступницей.

Среди членов царских семей встречалось немало людей, творящих добро от чистого сердца, отдающих делу попечения огромную часть души. Так супруга Александра I Елизавета Алексеевна из 200 тыс. руб. личного содержания использовала лишь 15 тыс. руб., отдавая все остальное на пособия для нуждающихся. Причем о многих ее благих деяниях стало известно лишь после ее смерти.

В России в период между 1860 и 1914 годом движение благотворительности приобрело поистине грандиозный размах, какого не знало ни одно европейское государство. Великие реформы Александра II дали толчок внутренней активности всего общества.

Стремительный рост населения городов за счет пришлых крестьян, увеличение количества бедных и безработных становились серьезными социально-экономическими и психологическими проблемами, с которыми государство уже не справлялось.

К этому времени наиболее платежеспособным слоем населения оказалось купечество, постепенно выходившее на историческую арену.

Все шло от бизнеса

Известный русский историк М.Н. Погодин в своем выступлении в Москве в 1856 г. говорил о московском купечестве: "…оно служит верно Отечеству своими трудами… Если бы счесть все их пожертвования за нынешнее только столетие, то они составили бы такую цифру, которой должна бы поклониться Европа".

Обращаясь к истории благотворительности в России, мы находим множество подтверждений тому, что путь к благотворительности лежит через предпринимательство. Эти два вида деятельности неразрывно связаны.

Можно сказать, что крупное предпринимательство является основой благотворительности. Сначала наживается немалый капитал, а затем уже появляется возможность жертвовать.

Не противопоставляя добро и выгоду, следует все же подчеркнуть, что благотворительность часто помогала развитию и укреплению дела. Построив фабрики и заводы, их владельцы вынуждены были строить жилье для рабочих. От работника, прошедшего до фабрики с утра 5 – 6 км, толку было меньше; заболел – нужна больница; женщина, имеющая детей, могла работать только при наличии яслей.

Крупные предприниматели вели большую социальную работу. Это была и выгода и нравственный долг. На вопрос о том, почему жилые казармы для рабочих бесплатны, владельцы отвечали, что в состоянии покрыть расходы из прибыли от продажи товара, не трогая и без того маленькую зарплату своего персонала. Строили дома для рабочих, артельные столовые, родильные дома, ясли для детей, богадельни для престарелых и увечных рабочих и т.д. Так появлялись целые промышленные городки, где были даже театры и библиотеки, не говоря о начальных школах и ремесленных учебных заведений для рабочих и их детей. Городки были у Коноваловых, Красильщиковых, Морозовых, Рябушинских и других промышленников. Капиталистам нужно было создать условия для своего дела, у которого в то время не было никакой базы. Для получения прибыли им нужны были здоровые, грамотные, непьющие работники. Расчет был точным – улучшая условия их труда и жизни, капиталисты способствовали возникновению рабочих династий, дети работающих шли на ту же самую фабрику.

К концу XIX века в России возникли сотни городков при фабриках, ставших промышленными центрами с развитой инфраструктурой: это Орехово-Зуево, Иваново-Вознесенск, Егорьевск, Кострома и многие другие. Кстати, современная Пресня – бывшее фабричное поселение известной Прохоровской мануфактуры, называемой и сейчас Трехгорной. С таких рабочих городков, ставших образцом благотворительной деятельности, начиналась индустриализация России.

Многие промышленники посредством благотворительности приобретали как в своих кругах, так и в обществе широкую известность и хорошую репутацию. Десятки, сотни тысяч и даже миллионы рублей, истраченные на благие цели были крепким свидетельством процветания дела. При этом происхождением капитала интересовались – в Москве, например, не любили ни ростовщиков, ни откупщиков. Почетным считалось состояние, нажитое собственным трудом.

Благотворительные дела велись бережливо и экономно. Все вклады шли через бухгалтерию фирмы и тщательно контролировались.

Замечательной чертой предпринимателей прошлого было отношение к объекту своей благотворительности. Строя новое заведение, они считали его как бы еще одним цехом собственной фабрики, учитывая при этом отсутствие будущей прибыли. А в самом строительстве принимали непосредственное участие – находили проектировщиков, покупали оборудование, обустраивали внутренние помещения. После открытия учреждения промышленники пожизненно входили в его попечительский совет, чувствуя свою ответственность за жизнь нового детища.

Люди особых нравственных качеств

Крупные российские предприниматели из купечества, активно занимающиеся благотворительностью на рубеже XIX – XX веков, были людьми особой породы, особых нравственных качеств. Прежде всего, многие из них были выходцами из крестьян и проповедовали старообрядчество.

Строгое воспитание в семье требовало неукоснительного соблюдения воли родителя, который приобщал детей мужского пола к делу с самого раннего детства, не делая им никаких поблажек. Лет с 7 – 8 мальчики уже помогали в лавке, не только делая черную работу по уборке, мелкому ремонту, разносу товара, но и вели учетные записи в амбарных книгах. Быстро вникая в тонкости технологии и бухгалтерии, уже в 16 – 17 лет молодые люди могли занимать в семейном предприятии достаточно серьезные посты. Так, сын фабриканта В.И. Прохорова Тимофей принял на себя руководство отцовской фабрикой в 16 лет. За 2 года он сумел увеличить капитал в 10 раз. Крепко встав на ноги, Тимофей начал заниматься благотворительностью.

Каждое поколение также старалось воспитать в детях умеренность в потребностях, скромность и рачительное отношение к капиталу, нажитому в семье. Дети знали, что сверх отпущенного они должны будут заработать сами.

Следующие поколения предпринимателей были уже людьми высокообразованными. Внук крепостного крестьянина Савва Тимофеевич Морозов, один из самых известных представителей династии благотворителей Морозовых, в 13 лет владел тремя иностранными языками, впоследствии помогая отцу вести заграничные переговоры и составлять контракты. Высшее образование получил в Московском университете, а в 25 лет защитил диссертацию в Кембридже, получив патенты на изобретения в области лаков и красителей. Сын известного московского купца А.В. Бурышкина – П.А. Бурышкин получил блестящее образование, окончив Катковский лицей, юридический факультет Московского университета и Московский коммерческий институт, в 25 лет занял пост директора в Правлении семейной фирмы.

Смекалистые, хваткие, восприимчивые ко всему новому, русские купцы вели свои дела с размахом, но рачительно. Ставя своей целью увеличение потомственного состояния, предприниматели чувствовали огромную ответственность за нажитый капитал. Страстно желали они, чтобы капитал работал и после их смерти. Честность и порядочность, уважение к делу конкурента, крепкое купеческое слово, имеющее силу документа, помогали предпринимателям находить общий язык и в социальной работе. Работая в попечительских советах благотворительных организаций, они всячески стимулировали друг друга к осуществлению пожертвований на добрые дела.

Воспитанные в христианстве, предприниматели считали для себя благотворительность естественной и необходимой. Стремительно увеличиваясь, благотворительный капитал часто играл решающую роль в решении проблем государства.

Широкая благотворительная деятельность принесла государству галереи и театры, школы и библиотеки, университеты и научные учреждения, больницы и приюты. Вспоминается знаменитое высказывание главного идеолога этого движения Павла Михайловича Третьякова. Он писал, что с юных лет мечтал, чтобы "нажитое от общества (народа) вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях".

Сложность натуры и особое мышление демонстрирует нам ярчайший представитель российских благотворителей Гаврила Гаврилович Солодовников (1826 – 1901). Купец первой гильдии, потомственный почетный гражданин, крупный домовладелец, землевладелец, банкир заработал свои миллионы благодаря необыкновенному таланту и деловой хватке.

О его скупости в повседневной жизни ходили легенды и анекдоты. Поговаривали, что он экономит на питании и дает копеечные чаевые. Зато на благотворительность Солодовников денег не жалел. Немеркнущая слава пришла к нему уже после смерти. По духовному завещанию он оставил Москве на благотворительные нужды свыше 20 млн. руб. Родственники получили из его наследства чуть больше 800 тыс. руб.

Благотворительность в своих проявлениях и по своей природе чрезвычайно многолика.

Мотивами благотворительности могли быть самые различные обстоятельства, например, семейные. Тяжелая болезнь или смерть близких вызывали желание жертвовать на добрые дела. Так появлялись санатории, больницы, приюты, учреждались учебные заведения.

Толчком к проявлению благодеяния для русского человека могло стать сильное эмоциональное впечатление.

В 1862 году дом городского головы, купца-обувщика Михаила Леонтьевича Королева посетил государь Александр II с супругой Марией Александровной. Впечатление от события было столь сильным, что братья Михаил и Иван Королевы пожелали ознаменовать его пожертвованием в 8000 руб. на стипендии в Мещанские училища. Московское же купеческое общество увековечило память о посещении венценосных особ открытием Александро-Мариинского Замоскворецкого училища за Москвой-рекой для обучения бедных детей обоего пола. В попечительский совет заведения вошли влиятельнейшие лица Москвы. Впоследствии М.Л. Королев завещал на усиление средств училища капитал в 50 000 руб.

Вклады делались и по случаю знаменательных дат или событий в царской семье. Так, например, по случаю рождения дочерей Николая II Татьяны и Ольги было учреждено по 25 дополнительных стипендий в женских учебных заведениях. А в 1907 году – 50 стипендий имени наследника государя Алексея в мужском учебных заведениях. 300-летие дома Романовых было отмечено ассигнованием на благотворительные цели 300 000руб.

Сильнейшим мотивом пожертвований была забота о счастье детей. Ярчайший пример родительской благотворительности оставил в истории Василий Федорович Аршанов. Поняв, что ни один из его сыновей не сможет продолжить торговое дело по велению души, он решил дать им возможность заниматься любимым делом. Для сына, увлекавшегося музыкой, в Саратове была построена консерватория. Здание ее до сих пор поражает своей красотой, а сама она считается одной из лучших в мире. Другому сыну, занимавшемуся геологией, был подарен Научно-исследовательский институт для изучения горных пород и минералов. Сегодня это Научно-исследовательский институт минерального сырья в Старомонетном переулке в Москве.

Стимулом к благотворительности были даже наука и технический прогресс. Д.П. Рябушинский в 1904 году в возрасте 20 – лет в родительском подмосковном имении Кучино (ныне пос. Железнодорожный) построил первую в мире аэродинамическую лабораторию для разработки вопросов воздухоплавания и гидродинамическую лабораторию, преобразованную затем в Аэродинамический институт, и приобрел широкую известность работами по теории воздухоплавания.

Ф.П. Рябушинский, имея склонность к естественно-историческим и географическим знаниям, стал инициатором и организатором научной экспедиции по изучению Камчатки в 1908 году.

На камчатскую экспедицию он выделил 200 тыс. руб. – значительную часть своего состояния. Он был воодушевлен самым искренним желанием – принести пользу Отечеству. Экспедиция увенчалась успехом, наука и Русское географическое общество получили богатейшие данные большой Камчатской экспедиции.

Благотворительное движение в России на рубеже XIX-XX веков развивалось по двум направлениям – поддержка социальной сферы, культуры для широких народных масс и покровительство наукам и высокому искусству.

Представители разных сословий – имущие и бедные – отдавали нуждающимся то, что имели: одни – состояние, другие – силы и время. Это были подвижники, получавшие удовлетворение от сознания собственной пользы, от служения своему Отечеству через человеколюбие. Наша задача – помнить о них и следовать их примеру.

К началу ХХ века в Москве существовало 628 благотворительных заведений, из них 427 для взрослых, 201 для детей, в том числе богаделен, приютов 239.


Можно сказать, что благотворительность сегодня в тренде. Представляю вашему вниманию реальные истории очень состоятельных людей, которые пожертвовали всё свое состояние.

1. Владислав Тетюхин (бывший совладелец крупной металлургической компании)

Свердловский олигарх в 80 лет не стал покупать себе виллу в тёплых странах и не завёл толпу супермоделей. Он продал все свои акции, и на вырученные 3,3 миллиарда построил медцентр в Нижнем Тагиле.

В будущем миллиардер планирует построить гостиницу, новые дома для сотрудников клиники на 350 квартир, общежитие для студентов, транспортный блок и вертолётную площадку.


Сейчас Тетюхин занимает здесь пост генерального директора и в свои 82 на работу приезжает строго по графику в 9:00 утра шесть дней в неделю! Сам он живет в 44 километрах от Тагила в городе Верхняя Салда. А местные чиновники прозвали бизнес Тетюхина альтруизмом. Мэр Нижнего Тагила даже пообещал назвать в честь него остановку общественного транспорта около медцентра.


2. Чак Фини (создатель Duty Free)

В 1988-м журнал "Forbes" поместил Чака Фини на 31-ю строчку своего списка богачей, и это было отчасти неверно – к тому моменту богатство Фини уже собственно не принадлежало ему. Фини анонимно жертвовал свои деньги всевозможным учреждениям и организациям – часто даже сами получатели не знали, кто был их благодетелем, а зачастую с них бралось слово о неразглашении.


Детище Чака Фини – фонд "The Atlantic Philanthropies", от лица которого и делаются все пожертвования. По общей оценке этот фонд уже сделал пожертвований на сумму свыше 6,2 млрд. долларов США.


Известно, что у Чака есть пятеро детей, а с первой женой он развёлся. Кстати, семейство его живет вполне обеспеченной жизнью обычных миллионеров, и лишь сам Чак Фини предпочитает принцип необходимой достаточности.


3. Браин Берни (имел бизнес в области подбора кадров и строительства)

У этого миллионера всё шло отлично, пока в его дом не пришла беда. У его жены диагностировали рак. Это оказало решающее влияние на магната, который много занимался благотворительностью. Он передал значительную часть своего состояния на создание целой колонны медицинских машин. Эти машины ездили по маленьким деревням в северной Англии и оказывали больным высокотехнологичную медицинскую помощь. Зарплату врачам Фред Берни платил из своего кармана.


Спустя долгие годы борьбы с болезнью, его жена выздоровела. На радостях Браин Берни продал большую часть имущества и отдал всё на благотворительность. Узнав об этом, его жена, решила подать на развод, так как не собиралась жить в нищете.


Браин Берни не стал препятствовать разводу и отдал положенные средства. После этого он переехал в маленькую квартиру над помещением своего благотворительного фонда, чтобы полностью посвятить себя делу борьбы с раком. Сейчас он живет на небольшую пенсию и ездит в подержанной машине.


4. Ли Лиюань (успешный инвестор)

Китайская бизнесвумен Ли Лиюань сделала многомиллионное состояние в 1980-х годах на удачных инвестициях в производство одежды и предприятия угольной промышленности. Однако сейчас от былых богатств не осталось и следа. Мало того – на Ли висят огромные долги.


Всё своё состояние бывшая миллионерша потратила на 75 сирот, которых она усыновила. А сейчас она даже не в состоянии самостоятельно их прокормить. На настоящий момент её долг составляет больше 300 000 $.


Ли получает пожертвования из благотворительных организаций и частных лиц, однако многие дети нуждаются в длительном и дорогом лечении или операциях, и поступающих денег катастрофически не хватает.


Сейчас мода на благотворительность набирает обороты.

Вот некоторые богатеи, которые в скором времени откажутся от всего.

5. Улав Тун (Норвежский миллиардер)

Всё свое состояние (около 6 миллиардов долларов) он решил потратить на финансирование медицинских исследований. Он решил, что деньги, которые он зарабатывал в течение своей жизни, лучше потратить на полезное дело. «Всё равно я не смогу забрать их с собой», - поясняет он.


Сам Улав живет довольно скромно. Он женат, но детей у него нет. Поэтому всё свое богатство он решил пожертвовать. «У меня есть велосипед и лыжи, а ем я немного. Так что, думаю, всё будет хорошо», - постоянно повторяет он в многочисленных интервью.


6. Тим Кук (генеральный директор Apple)

Его состояние оценивается в 800 млн. долларов. Практически все заработанные средства 54-летний бизнесмен планирует потратить на благотворительность после предоставления образования своему 10-летнему племяннику.


Он не распространяется, на какие цели будет направлять средства, хотя и говорит, что понемногу начал жертвовать деньги. Кук сообщил, что намерен выработать системный подход к благотворительности, а не просто подписывать чеки.


7. Саудовский принц аль-Валид

Не так давно принц заявил, что пожертвует все свое состояние на благотворительность. В первую очередь он хочет помогать организациям, которые занимаются борьбой за права женщин, а также спонсируют изучение неизлечимых болезней, помогают жертвам стихийных бедствий и популяризуют здоровый образ жизни.


Состояние аль-Валида, на 2015 год, оценивается в 21,5 млрд долларов. Инвестор занимает 22-ю строчку в списке самых богатых людей мира.

Как видите, все эти истории об одном, но развязка всегда разная и неоднозначная.

А если бы у вас были несметные богатства, как бы вы ими распорядились?

На 1-м Международном кинофестивале имени Саввы Морозова, который проходил в Москве с 20 по 27 сентября 2015 года в рамках цикла мастер-классов с докладом в Рогожском культурном центре выступил председатель Морозовского клуба, к.э.н. Столяров А.С.

На большем протяжении 20-го века понятие «благотворительности» в социалистической России ушло из повседневного лексикона. Поэтому статью о благотворительности не лишне будет начать с энциклопедических определений этого общественного явления.

1.ОПРЕДЕЛЕНИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ И МЕЦЕНАТСТВА

  • Благотворительность - проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему. (Словарь Брокгауза и Эфрона, 1891 г.)
  • Благотворительность - действия и поступки безвозмездного характера, направленные на общественную пользу или на оказание материальной помощи неимущим. (Толковый словарь русского языка / Сост. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М., 1983).
  • Благотворительность - оказание материальной помощи нуждающимся как отдельными лицами, так и организациями. Благотворительность может быть направлена также на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности (например, защита окружающей среды, охрана памятников культуры и т. д.) (Большой энциклопедический словарь, 2000 г.)

Меценат Гай Цильнис, живший между 74 и 64 г. до н.э., был приближенным римского императора Августа. Он устраивал пиры и угощения для людей искусства, покровительствовал поэтам Вергилию и Горацию и поддерживал их материально.

Покровительство поэтам сделало имя Мецената нарицательным. Сейчас меценатством называется направление благотворительности, связанное с поддержкой культуры, искусства.

2. ИСТОРИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

Первыми историческими свидетельствами о благотворительности в Древней Руси принято считать договоры князя Олега (911) и князя Игоря (945) с Византией о выкупе пленных, упоминаемые в «Повести временных лет».

Началом благотворительной деятельности в России можно считать 998 год – год крещения Руси. С принятием христианства в соответствии с одной из его основных заповедей «Возлюби ближнего своего, как самого себя» на Руси заговорили о призрении бедных, что находило свое отражение в раздаче милостыни.

Киевский князь Владимир Святославович Уставом 996г. официально вменил в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив десятину на содержание монастырей, церквей, богаделен и больниц.

Оказывал щедрую помощь неимущим. На свои пиры созывал народ отовсюду, кормил, поил всех пришедших, заботясь о неспособных к передвижению, приказывал развозить еду на повозках.

Деятельность русских благотворителей и меценатов в XVIII-XIX в.в. предопределялась государственной политикой, философией помощи, существовавшей в русском обществе.

Петром I в 1712 году был обнародован указ «Об учреждении во всех губерниях гошпиталей», Основным источником финансирования всех учреждений при Петре были частные пожертвования: царь для примера сам жертвовал на эти цели до трети своего жалования.

По велению царицы Екатерины II в 1775г. была основана система государственной помощи, включая бедных, нищих и сирот. К концу XIX века в России уже насчитывалось более 1000 благотворительных учреждений и организаций.

Благотворительная деятельность государства создала основу и для частной инициативы благотворительного характера. Постепенно, по примеру царской семьи благотворительность в России стала весьма распространённым явлением среди богатых предприимчивых россиян.

Что касается частной благотворительности, то в России активными благотворителями были не аристократы и интеллигенция, как в Западной Европе. В России XIX века сложилась иная экономическая основа для благотворительности.

Дворяне после реформы 1861 года, сохранив своё богатство в форме недвижимости, не имели крупных денежных средств. Русская интеллигенция , проникнутая идеей милосердия, не могла реализовать её на практике, так как сама нуждалась в материальной помощи.

Поэтому история благотворительности в России тесно связана с предпринимательской деятельностью богатых людей, а именно купечества . Побудительным мотивом российского купечества был инстинкт практической помощи нуждающимся. Благотворительность воспринималась купцами как богоугодное дело. Особую роль сыграла повышенная религиозность купеческого сословия, которая формировала желание обрести благодать в жизни вечной через добродетель в жизни земной. Щедрость российского купечества на благотворительность поражала современников.

3. РАСЦВЕТ РОССИЙСКОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В XIX ВЕКЕ.

Говоря о благотворительности, надо понимать движущие силы этого явления. Мотивацию людей к занятию благотворительностью и меценатством можно определить четырьмя моментами:

1) Религиозный мотив , который проявляется в проявлении человеколюбия к убогим и обездоленным и возведении православных храмов.

На протяжении тысячелетней истории у русского народ формировалось отношение к богатству как следствию греховной жизни. Христос сказал: «Не собирайте себе сокровищ на земле…, но собирайте себе сокровища на небе…, ибо где сокровище ваше там и будет и сердце ваше». И это стало для православных духовной основой для нестяжательства.

Многие российские предприниматели строили храмы, в чём отражалась идея искупления за богатство, которое всегда связано с грехом.

2) Личностный мотив позволяет человеку, занимающемуся благотворительностью утвердить себя как личность.

3) Статусный мотив решает потребности человека продвижения себя в общественной иерархии. (Например, поощрения, награды, звания).

4) Мемориальный мотив подразумевает творение добра для сохранения доброй памяти о себе в поколениях потомков и сограждан.

Необходимо отметить, что в России частная благотворительность всегда являлась компенсацией неэффективной государственной модели. Благотворительность позволяла «штопать те социальные дыры», до которых у государства «не доходили руки». Понимая это, государство всегда поощряло благотворительную деятельность.

В 60-80-е годы XIX века было образовано 70 % благотворительных обществ дореволюционной России, которые помогали развитию российского народа в новых исторических условиях. Так, в 1861-1870 гг. в России было создано 580 благотворительных заведений, в 1871-1880 гг. - 809 и т.д.

С полным основанием можно сказать, что русские купцы и промышленники дали материальную основу для расцвета национальной культуры, который наблюдался в конце 19 – начале 20 века.

Возрождение национальных русских форм в искусстве в то время, когда господствовали западноевропейские понятия о прекрасном, связано с меценатской деятельностью купцов. Строительство церквей в русском стиле, возрождение русской духовной живописи, поощрение мастеров, создававших произведения в национальном духе, в значительной степени осуществлялось на деньги русских предпринимателей. Русское купечество выполняло функции, которые в других странах лежали преимущественно на интеллигенции и образованном слое.

4. КУПЕЧЕСКАЯ ДИНАСТИЯ МОРОЗОВЫХ – ЯРКИЙ ПРИМЕР БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ И МЕЦЕНАТСТВА В ИСТОРИИ РОССИИ.

Передовые российские промышленники во второй половине XIX века стали комплексно подходить к организации деятельности своих предприятий. Невиданное до тех пор внимание стало уделяться созданию благоприятных условий жизни фабричных рабочих. Строились каменные казармы для проживания рабочих вместе с их семьями, возводились больницы, школы. Всё это было направлено на значительное улучшение труда и жизни работников промышленных предприятий. Такие разнообразные программы для персонала фабрик и их семей сейчас называют «социальной политикой». Но в то время этот термин не применялся, а сами предприниматели предпочитали называть созданные ими учреждения благотворительными.

С приходом к управлению «Товариществом Никольской мануфактуры» Саввы Тимофеевича Морозова в Орехово-Зуево начались социальные преобразования, которые позволили улучшить условия труда и жизни рабочих. Отношения между рабочими и предпринимателями после Морозовской стачки 1885 года стали перестраиваться. Это позволило на 20 лет сохранить социальное согласие и стабильную работу текстильных фабрик.

По настоянию Саввы Морозова на Никольской мануфактуре в условия труда рабочих были внесены значительные изменения:

  • отменена ночная работа женщин и детей до 12 лет;
  • дневной труд подростков с 12 лет ограничен 8 часами;
  • введена оплата отсутствия на работе беременных работниц до 40 дней и оплачиваемый отпуск после родов 15 дней;
  • для ухода за ребёнком работнице предоставлялись дополнительные часы отдыха в рабочее время;
  • вместо 12-часового рабочего дня введён 10-часовой (правление не согласилось с Саввой Морозовым, который требовал введения 8-часового рабочего дня);
  • введены пенсии по старости кадровым рабочим, проработавшим на фабрике 10 лет.

Другим направлением социальной политики Морозовых стало обеспечение бесплатным жильем своих рабочих и служащих. В начале ХХ в. Никольская мануфактура, которой руководил С.Т.Морозов, располагала 30 казармами, в которых проживало в общей сложности 14 441 человек (данные на 1906 г). При этом подавляющее большинство каморок отводилось для одной семьи (91,1%).

Построенная в Орехово-Зуеве и оборудованная по последнему слову медицинской техники больница (сейчас 1-я городская) была признана лучшей в Европе. Неработающие члены семейств получали здесь врачебную помощь безвозмездно наравне с рабочими. Все больные находились на бесплатном порционном питании. На особом счету находилось родильное отделение, которое получало усиленное питание.

В целях создания условий для здорового образа жизни рабочих и культурного их развития С.Т. Морозов организовал в Орехово-Зуево одно из первых в России общество трезвости, первый непрофессиональный оркестр, а также хор из рабочих и служащих, театральную труппу.

Савва построил в России три общедоступных театра, два из них в Орехово-Зуеве. Летний двухэтажный театр (не сохранился) располагался в парке народных гуляний (сейчас «Парк 1 мая») и пользовался большой популярностью у семей рабочих. В местечке Никольском были организованы две библиотеки: одна общественная, другая – в Никольском училище. Обе библиотеки предоставляли книги для чтения бесплатно.

Вся эта деятельность С.Т.Морозова заслужила высокую оценку современников. Владимирский жандармский полковник Н.И. Воронов в своих очерках писал: «Лучше других обставлена жизнь рабочих на фабриках Саввы Морозова. Рабочие пользуются здоровыми удобными квартирами, помещения устроены образцово, удовлетворяют необходимыми гигиеническими условиями, также и самые фабрики, где рабочие проводят полжизни».

Как меценат и филантроп С.Т.Морозов в полной мере проявил себя в столице России, Москве. Он помогал и отдельным лицам и организациям. Пожертвования были всегда значительными: несколько десятков тысяч рублей на строительство родильного приюта при Староекатерининской больнице, 10 тыс. рублей «на «дело призрения душевнобольных в Москве».

Культурные начинания Савва Морозов поддерживал исходя из своих взглядов. Так на Музей изящных искусств Морозов не пожертвовал ни копейки. Страстно любил театр и часто просил сохранять свои пожертвования в тайне. Так было в начале 90-х гг. 19 века, когда он предоставил средства Московскому частному театру. «Понимаете, - говорил он – коммерция руководствуется собственным катехизисом. И поэтому я буду просить Вас и Ваших товарищей ничего обо мне не говорить».

Всем известна помощь С.Т.Морозова Московскому художественному театру, которому он не только передал в общей сложности около полумиллиона рублей, но был и организатором и душой команды создателей этого театра. Решал многие производственные проблемы, отдавал во время строительства всё своё свободное время и даже жил в строящемся театре.

Широко известна среди современников своей благотворительностью была мать Саввы Морозова – М.Ф. Морозова (урожд. Симонова). Глубокая религиозность в сочетании с огромными финансовыми возможностями позволили Марии Фёдоровне Морозовой в течение десятилетий ежегодно раздавать сотни тысяч рублей на благотворительность. По свидетельству современников, «...в Москве нет ни одного общественно-просветительного или благотворительного учреждения, которое не пользовалось бы от нее крупными пожертвованиями». В своем доме в Трехсвятительском переулке она устроила храм во имя св. апостола Тимофея. Каждую субботу и воскресенье и в праздничные дни там совершались богослужения, на которых неукоснительно присутствовала Мария Федоровна.

Широта и щедрость М.Ф. Морозовой поражала даже известных московских купцов-меценатов. Так, например, после смерти Тимофея Саввича в память его она пожертвовала Рогожскому кладбищу 100 тысяч рублей (на колокольню, архиерейский дом, богадельню, училище, ремонт храма). Еще более значительные суммы М.Ф. Морозова передала на церковно-благотворительные цели по завещанию.

В день похорон Марии Федоровны, согласно ее предсмертной воле и в соответствии с православными обычаями, были сделаны благотворительные раздачи бедным денег и пищи, включая оплаченные обеды в день похорон на тысячу человек в двух московских бесплатных столовых. Деньги (приблизительно в размере дневного заработка) и «харчи на поминовение» получили более 26 тыс. рабочих морозовских фабрик...

Морозовы – миллионеры, меценаты, общественные деятели… Многие из них стали образцами активной благотворительной деятельности в самых разных областях культуры. Алексей Викулович создал Музей фарфора, Иван Абрамович собирал импрессионистов (ныне коллекция Пушкинского музея), Михаил Абрамович спонсировал Греческий зал ГМИИ, был директором Русского музыкального общества; Варвара Алексеевна создала библиотеку читальню им. Тургенева, Сергей Тимофеевич - музей кустарного искусства, Известны также многочисленные «морозовские» больницы и школы построенные в Москве, Орехово-Зуеве, Твери, Богородске.

5. СИТУАЦИЯ С БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЁ УЛУЧШЕНИЯ.

Настоящий современный этап развития благотворительности насчитывает не более 2-х десятков лет. Мы видим, что о восстановлении российской благотворительности в её традиционном для дореволюционной России виде говорить не приходится.

В основе традиционной благотворительности лежали эмоции – влечение сердца, сострадание, сознание греха, страх божьего суда и т.д. Сейчас многое из перечисленного в структуре личности современных людей или вычеркнуто, или значительно изменилось. Религиозный мотив, который ранее доминировал, в настоящее время часто является лишь внешним антуражем других мотивов. Он часто используется в ПР-политике для достижения определённого статуса.

В современной российской благотворительности именно статусный мотив занимает лидирующие позиции. «Благотворительная деятельность» становится обязательным условием прохождения во властные структуры. И здесь есть отличия от действия статусного мотива в дореволюционной России.

Рис. Мотивы занятия благотворительной деятельностью

Ранее благотворительной деятельностью занимался человек, уже достигший определённого социального статуса. Своими действиями он просто укреплял его и стремился реализовать мемориальный мотив. В настоящее время практичный россиянин использует благотворительность как инструмент для занятия статусной позиции и карьерного роста .

К сожалению, российское государство не смогло обеспечить справедливое распределение советского экономического наследия между гражданами страны. Поэтому оно должно создать экономические и политические предпосылки для добровольной мотивации имущих сословий на решение социальных проблем общества. Определённая работа в этом направлении ведётся.

По данным газеты «Государственная дума» около 2/3 коммерческих структур сейчас занимаются корпоративной благотворительностью. В основном это представители малого и среднего бизнеса, которые, по определению, ближе к народу. Но эффективным инструментом сглаживания чудовищного расслоения нашего общества корпоративная благотворительность ещё не стала.

Рис. 2. Формы благотворительности коммерческих предприятий.

Надо отметить, что законодательная база всех уровней власти не достаточно разработана, чтобы учитывать все мотивы участия граждан в благотворительной деятельности и мало поощряет к ней. В идеале надо стремиться к такой модели, при которой от оказания благотворительной помощи выигрывали бы все слои общества.

Рис. 3. Негативные условия для развития благотворительности в современной России

Таким образом, как показывает научное исследование, для эффективного развития благотворительности в стране существует несколько серьезных препятствий. Главные из них:

  1. неблагоприятная для благотворителей и благополучателей система налогообложения;
  2. недоверчивое, часто негативное отношение к благотворительности и ее представителям со стороны российского общества.

Для создания благоприятных условий для развития филантропии в России необходимо:

Совершенствование законодательной и нормативной базы в сфере благотворительности;

Введение благоприятного налогового режима для доноров и получателей благотворительных средств;

Обеспечение гарантий прав собственности и создание условий для развития предпринимательства;

Повышение открытости и прозрачности донорских структур для общества и власти

Формирование культуры благотворительности, этических стандартов, высокого профессионализма и ответственности доноров;

Формирование позитивного отношения к филантропической деятельности и институтам филантропии;

Формирование системы государственного поощрения.

Все поколения семьи, начиная с внуков основателя династии, Прокофия, Григория и Никиты Демидовых, активно занимались благотворительностью. Братья многое сделали для становления основанного в 1755 году Московского университета. Помимо денежных пожертвований они передали университету минералогический кабинет из 6 тысяч предметов, знаменитую коллекцию минералов, огромный гербарий, естественнонаучные коллекции, библиотеки. На средства Прокофия Демидова в университете были учреждены первые именные стипендии, так называемый Демидовский пансион. На средства Демидовых в университете были открыты первые в России кафедра и кабинет натуральной истории (ныне Зоологический музей МГУ) и музей естественной истории (ныне Государственный геологический музей имени Вернадского). На строительство и нужды Московского Воспитательного дома Прокофий Демидов пожертвовал свыше миллиона рублей серебром. На его же средства при Воспитательном доме было открыто родовспомогательное отделение, дом для подкидышей и больница для бедных рожениц в Петербурге. Брат Прокофия Никита Акинфиевич открывает в Нижнем Тагиле заводскую школу, поощряет развитие художественных промыслов. Его сын Николай (1773-1828) продолжил начинания отца: построил в Нижнем Тагиле школу, больницу, приют, преобразовал горнозаводскую школу в Выйское училище. В 1806 году Николай создал художественную школу, наиболее одаренных учеников которой отправлял в Москву, Петербург, во Францию и Италию. В первой половине XIX века в Нижнетагильском горном округе Демидовых на «господский кошт» содержались горнозаводское Выйское училище, приходские и ремесленная школа, «практические классы» для детей рабочих, основанная Николаем Никитичем Демидовым художественная школа, две библиотеки, краеведческий музей и театр. После гибели при пожаре коллекций Московского университета Николай подарил университету кабинет естественной истории из 6000 предметов стоимостью в 50 тысяч рублей. Он пожертвовал Москве 100 тысяч рублей для устройства в подаренном им ранее «Слободском дворце» дома трудолюбия и каменный дом в Гатчине, где разместился благотворительный приют. Он жертвовал средства в Комитет инвалидов, пострадавшим от наводнения в Петербурге. Общая сумма его пожертвований на благотворительные цели по неполным данным превысила 720 тысяч рублей. Кроме того, он построил школу во Флоренции (она существует до сих пор и носит имя Демидовых), больницу, дом трудолюбия для престарелых и детей-сирот. После его смерти Флоренция воздвигла Николаю Демидову памятник, который и ныне украшает площадь его имени (Piazza Niccola Demidoff). Двоюродный брат Николая Павел Демидов (1738-1821) инициировал и финансировал открытие в Ярославле Демидовского высших наук училища для подготовки гражданских чиновников. Он также традиционно для Демидовых был крупным жертвователем Московскому университету. Павел Демидов передал ему в дар помимо денег приобретенные за границей редчайшие естественнонаучные, нумизматические, художественные коллекции и огромную библиотеку. По 50 тысяч рублей он выделил на открытие университетов в Киеве и Тобольске. Сыновья Николая Демидова Павел (1798 - 1840) и Анатолий (1812 - 1870) продолжили благотворительные традиции семьи. Основными направлениями их деятельности в этой сфере были строительство больниц, помощь вдовам и сиротам офицеров и солдат, погибших в ходе войн, поддержка художников и развитие образования в России. Здесь следует отметить учреждение в 1830 году в Императорской академии наук Демидовских премий, призванных содействовать «преуспеянию наук, словесности и промышленности в своем Отечестве». Демидовские премии присуждались за достижения в науке, технике, искусстве и считались наиболее почетной общественной наградой России. На средства Анатолия Демидова в Петербурге раздавались бесплатные обеды беднякам, причем только в 1839-1851 годах было выдано более трех миллионов порций. Братья жертвовали средства на благотворительные цели и за границей: на поддержку дома трудолюбия для детей-сирот во Флоренции, основанного их отцом, на финансирование деятельности ассоциации «Донателло» и работы по завершению строительства фасадов базилики Санта-Кроче и собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, монастырю Святой Елизаветы в Австрии, беднякам Берлина и Парижа, парижскому Всемирному статистическому обществу, а также вдовам и сиротам воинов-французов, погибших в Африке. Демидовы финансировали открытие первого в России женского коммерческого училища для подготовки счетчиц, кассирш и делопроизводительниц.