Занятие на тему "Выразительные средства театра. Художественные средства театра и создание образа"

Занятие на тему "Выразительные средства театра. Художественные средства театра и создание образа"

Цель для педагога: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала

Цель для детей: понять новый материал через исследовательскую деятельность

Педагог: Ребята, вот вы, придя на художественную выставку и, разглядывая картину близко перед глазами, видите какие-то масляные мазки или какие-либо штрихи. Но, если отойдете от полотна на некоторое расстояние, то перед глазами оказывается панорама жизни с движущимися людьми, зеленеющими деревьями, дома, закатное небо и т.д Так художник выражает свое видение. Чем он рисует картину?

мы можем их назвать? Они что-то выражают?

Какова тема нашего занятия?

В театре тоже очень много выразительных средств. С эпохи греческого театра и до наших дней выразительные средства прошли путь значительных изменений.
Давайте вместе дадим определение, что такое выразительное средство?
Выразительное средство - прием, способ внешнего проявления, отражающего внутреннее состояние чего-либо. В данном случае человека, персонажа. Спектакль состоит из выразительных средств, и в первую очередь актерских.

Какие выразительные средства вы можете назвать?

Молодцы, много выразительных средств назвали.

А теперь ответьте мне на вопрос, зачем нужны выразительные средства в театре для актера? А для зрителя?

(Для актера – чтобы доходчиво все объяснить, донести смысл спектакля.

Для зрителя - чтобы спектакль был интересным, красочным, запоминающимся, чтобы зрителю было все понятно, чтобы пробудить светлые прекрасные чувства)

Давайте представим, что мы попали в театральную мастерскую. И сегодня поработаем над некоторыми выразительными средствами, которые помогают не только актеру воздействовать на зрителя, но и нужны любому человеку для более эффективного общения.

Начнем с того, что проведем артикуляционную гимнастику, но не обычную. Сейчас мы разыграем артикуляционную сказку. Я буду рассказывать, а вы – показывать. Необходимые действия будут изображены на экране. Готовы? Тогда начнем.

В одном лесу жил-был маленький Пятачок.

А на другом конце леса жил его друг – Винни Пух.

Винни Пух и Пятачок дружили.

Однажды Пятачок решил отправиться в гости к другу. Он вышел из дома, закрыл – открыл дверь.

Пятачок был очень трусливый, поэтому он посмотрел не спрятался ли кто-то в кустах.

А потом он посмотрел на небо, не собирается ли дождь.

Все было в порядке, и Пятачок весело побежал по дорожке.

Возле дорожки рос грибок.

Вдруг из-за кустов вышла большая, пребольшая лошадка.
Пятачок сел на нее и поскакал.

А Винни Пух в это время красил забор.

В это время прискакал Пятачок.

Пока Винни Пух красил, поднялся сильный ветер. Медвежонок ужасно испачкался и стал очень лохматым. Конечно, в таком виде он не мог встречать своего друга.

Поэтому он побежал умываться.

А ещё Винни Пуху нужно было расчесаться.

Когда друзья встретились, то они сначала поболтали.

Потом друзья решили поиграть в шарик.

Наступил вечер. Друзья попрощались. Пятачок сел на лошадку и поскакал домой.

“Разминка театральная”.

Раз, два, три, четыре, пять -
Вы хотите поиграть? (Да)

Тогда скажите мне, друзья,
Как можно изменить себя?
Чтоб быть похожим на лису?
Или на волка, иль на козу,
Или на принца, на Ягу,
Иль на лягушку, что в пруду?

У меня на столе лежат платки. Я предлагаю вам взять платки и при помощи их попробовать изобразить следующих героев:

Старенькую бабушку

Больного с зубной болью

Бабу ягу

Молодцы! Справились с заданием.

А без костюма можно дети,
Превратиться, скажем, в ветер,
Или в дождик, иль в грозу,
Или в бабочку, осу?
Что ж поможет здесь, друзья?

Что такое мимика и пантомимика?

(Мимика – это выражение лица. Пантомимика - это телодвижения, без слов)

Вот новость! Я чуть не упала с крыльца!
У каждого есть выраженье лица!
Испуганно соображаю, а я что в лице выражаю?
Наверное, смелость, наверное, ум!
А вдруг, если в мимике я ни бум-бум?

А давайте, ребята, проверим, владеете ли вы мимикой.

Бывает, без сомнения, разное настроение,
Его я буду называть, попробуйте его мне показать.

Покажите мимикой:

грусть, радость, удивление, горе, страх, восторг, ужас, съели лимон

А теперь пора пришла,
Общаться жестами, друзья!
Я вам слово говорю,
В ответ от вас я жестов жду.

“Иди сюда”, «привет», “пока”, “тихо”, “нельзя”, «ох, устал»,

“я думаю”, “нет”, “да”, «сейчас получишь».

Молодцы!

Мимика и пантомимика являются выразительными средствами, которыми должен владеть любой артист, т.е. уметь владеть своим телом.

А при помощи чего мы можем, выразись свои мысли и чувства вслух? Правильно, при помощи речи. Очень важно, каким голосом мы говорим. Как вы думаете почему? По голосу мы можем понять: злой человек или добрый, грустный или веселый, страшно ему или обидно. Понижение или повышение голоса, произношение, выражающее наши чувства, называется интонацией.

Я предлагаю вам посмотреть видеосюжет «Встреча с писателем», а потом мы его обсудим.

Вы понимаете, о чем будет следующая книга? Почему? А вам понравилась игра актеров в данном сюжете? Какова была их речь?

Подведя итог ваших рассуждений, можно сделать вывод: Чтобы тебя слушали и понимали, нужно уметь понятно, выразительно, а порой и эмоционально рассказывать.

Давайте посмотрим, как речь актера передает эмоциональный настрой его героя. Но перед этим подготовим наш голос к работе.

Основное выразительное средство сценического искусства - действие. Цель действия - изменить, переделать предмет, на который направлено действие. В актерском искусстве очень важны психофизические действия, из которых складывается актерская игра. Действия могут быть внутренними (направлены на себя) и внешними (направлены на партнера или на предмет). Действия на сцене выполняются актерами. Это главный выразитель актерского искусства. Все в театре выражается через него. Он говорит со сцены от лица автора, режиссера, целого коллектива, поэтому важны в его работе основные выразительные средства актерского мастерства: слово, голос, движение, пластика. Слово играет огромную роль в искусстве актера. Слово - главный выразитель мысли. Грамотная выразительная речь способна передать всю сложность духовного облика современного человека. Богатый выразительностью голос может передать разные нюансы. Слово - орудие действия. Выразительность сценического движения также очень важна в работе актера. Мимика, жест. Природа актера - виртуозное владение своим телом. Через позу, жест, движение актер должен уметь выражать внутреннее содержание. Плавность и непрерывность движения создают пластичность. Очень важен психологический жест, который должен быть волевым, активным, четким, масштабным, рельефным. Вспомогательными выразительными средствами являются грим, парик, наклейки, костюм, которые подчеркивают и дополняют по смежности или контрасту образ. К выразительным средствам театра относятся: музыка, свет, грим, мизансцена. Атмосфера, художественное оформление, композиция, ритм и т.д. Воздействие музыки на человека чрезвычайно велико, благодаря ее сценическим свойствам. Она способна отобразить чувства человека, явления внешнего мира, социальные конфликты, героические поступки и т.д. Это сильнейшее выразительное средство театра. Свет также является одним из сильнейших средств выразительности театра. Свет должен взаимодействовать с фактурой одежды сцены, костюмов. Свет способствует созданию сценической атмосферы. Атмосферу образуют актер и предлагаемые обстоятельства, в которых он находится. Главный выразитель атмосферы - актер. Через атмосферу выражается идея спектакля, выражаются ритмы сценической жизни, с ней связаны характеры действующих лиц и их отношения. Миссия атмосферы - спасти душу театра от механизации. Костюм должен подчеркивать образ это решение образа, в котором отображены биография человека, характер, национальность, характерные черты времени. Очень важно, чтобы грим был не просто внешним косметическим средством, а внутренним психологическим содержанием образа. Еще одним очень важным выразительным средством театра является художественное оформление, с помощью которого обдумывается решение занавеса, возможность вращающейся сцены, ее приподнимания, использования люков и т.д. Интерьер должен соответствовать характеру действующих лиц. Художник должен уметь образно раскрыть пьесу. Таким образом, выразительных средств очень много.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 4(8) 2015

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ И ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЗРИТЕЛЕЙ

Т.К. Донская1), И.В. Голиусова2)

Белгородский государственный институт искусств и культуры 1)e-mail: [email protected] 2)e-mail: [email protected]

В статье рассмотрены средства выразительности массовых представлений и праздников, выделены их социокультурные функции. Авторы раскрывают возможности выразительных средств театрализованных представлений и праздников с точки зрения их воздействия на мышление, сознание, чувства и поведение зрителей и слушателей.

Ключевые слова: искусство, язык искусства, функции искусства, театрализованные представления и праздники, выразительные средства театрализованных представлений и праздников.

В современном мире большой популярностью пользуются массовые зрелищные театрализованные представления и праздники (ТПП), отвечающие потребностям людей в удовлетворении растущих художественно-эстетических впечатлений. Грандиозный спортивный праздник в Сочи (Зимняя олимпиада 2013 г.), «День славянской письменности и культуры» на Красной площади (24 мая 2015 г.), многочисленные конкурсные программы на ТВ («Голос», «Танцы на льду» и др.), юбилейный концерт в честь Л. Зыкиной в Кремлёвском Дворце, музыкально-литературные концерты и фестивали, посвящённые выдающимся деятелям отечественной культуры и искусства (Г.В. Свиридову, К.С. Станиславскому, П.И. Чайковскому, А.П. Чехову,

М.А. Шолохову, М.С. Щепкину и др.), памятным историко-культурным событиям (Куликовская битва, Отечественная война 1812 года, Сталинградская и Курская битвы, 9 Мая и т.д.) - всё это свидетельство богатейшей культурной традиции нашего народа и демонстрации его таланта и неиссякаемости творческих возможностей, проявление благодарной и животворящей памяти народа, сознающего себя наследниками творческой созидательной деятельности своих предков во имя настоящего и будущего Отечества.

В организации подобных массовых зрелищных представлений ведущая роль принадлежит режиссёрам-постановщикам, имена которых заслуженно пользуются признанием зрителей: А.Д. Силин, О.Л. Орлов, Е.А. Глазов, Е.В. Вандалковский, В. А. Алексеев, А.И. Березин, С.М. Комин, С.В. Цветков и др.

Причина массового интереса к искусству, считал известный ленинградский режиссёр Н.П.Акимов, в том, что «искусство - это средство общения между людьми. Это - второй особый язык (выделено нами - И.Г.), на котором о многих важнейших и глубочайших вещах можно сказать лучше и полнее, чем на обыкновенном языке...»1.

«Люди ведь приходят на тот или иной спектакль разными тропами<...>Но, если на сцене происходит живое и подлинное<...>, тропы превращаются в одну большую дорогу, которая ведёт каждого к самому себе, открывая в нём то, чего он и не

1 Искусство и педагогика. Хрестоматия /Сост. М.А.Верб. СПб: Образование, 1995. С. 28.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 4(8) 2015

предполагал...», - считает Г.Г. Тараторкин, один из немногих современных актёров, оставшийся верным традициям русской театральной школы2.

В структуре готовности студентов-режиссёров творческих вузов к

самостоятельной исследовательской проектной деятельности по созданию произведений на социально-историко-культурную тему важным компонентом является владение режиссёрско-постановочным «языком», специфичным для их деятельности как представителей зрелищного массового искусства.

В каждом виде искусства есть особенные средства выражения: язык красок (живопись), язык телесного движения (танец, балет), мелодия (музыка), слово (художественная литература) и т.д. Имеются специфические особенности и в «языке» сценарно-режиссёрской деятельности режиссёра ТПП как особого вида искусства, имеющего свой «язык». Поэтому в конкретном анализе различных жанров массового зрелищного представления представляется методологически необходимым разграничение представления о языке искусства как средстве коммуникации в определённом социально-культурном контексте и как системе выразительных форм.

«Язык искусства - исторически сложившаяся вторичная по отношению к естественному языку моделирующая система, которой присуща определённая система знаков изобразительного характера и правил их соединения, служащих для передачи особых, иными средствами не передаваемых сообщений. Успешность акта художественной коммуникации определяется степенью общности абстрактной системы языка искусства для адресанта и адресата сообщения (верное понимание кода), таким образом, адресат получает ту информацию, к восприятию которой подготовлен на данный момент, в дальнейшем же восприятие может углубляться. Язык каждого вида искусства, как и естественный язык, поддаётся переводу в другую знаковую систему (экранизация, театральная постановка, иллюстрация)», - считал Ю.М. Лотман3.

По аналогии с функциями языка и речи, выделенными лингвистами (познавательная, коммуникативная, кумулятивная, экспрессивная, аксиологическая, апеллятивная, мировоззренческая и др.), В.И. Петрушин выделил следующие функции искусства и художественного творчества в обществе:

Познавательная функция отражает познание мира через образы и представления об окружающей действительности; понимание искусства как особого способа мышления и познания жизни широко представлено в работах В.Г. Белинского, который видел различие между наукой и поэзией «не в содержании, а только в способе обрабатывать данное содержание»4;

Воспитательная функция: «Подлинное произведение искусства включает в себя оценку художником того, что он изображает и выражает», поскольку «эстетика -красота формы и этика - красота содержания в классическом произведении искусства выступают в единстве»5; утверждая в художественно-эстетической форме общечеловеческие и национальные духовно-нравственные ценности, художник способствует стабильности этноса, «способность «схватывать», накапливать в значениях своих единиц и передавать каждому новому члену этноса наиболее ценные элементы чувственного, умственного и деятельностного опыта предшествующих поколений и ряд

2 Там же, с. 84.

3 Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб., 1998.

4 Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие для вузов. - 2-е изд. М., 2008. С. 59.

5 Там же, с. 60.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 4(8) 2015

других» ;

Гедонистическая функция, с точки зрения некоторых искусствоведов, используется в целях развлечения, однако ещё Л.Н. Толстой говорил, что надо «перестать смотреть на него как на средство наслаждения, а рассматривать искусство

как одно из условий человеческой жизни» ; современная психология далеко ушла от этих примитивных взглядов на природу искусства, но они оказались достаточно живучими в сфере эстетики; «но высшие достижения в любом виде искусства становятся возможными только тогда, когда достигается необходимое равновесие между

прекрасной внешней чувственной формой и воплощённым в этой форме духовным

Коммуникативная функция связана с одной из главных потребностей человека - потребности в общении. «Искусство, - говорил Л.Н. Толстой, - вовсе не игра, как думают физиологи, не наслаждение, а это просто один из видов общения людей между собой, и это общение соединяет их в одних и тех же чувствах»6 7 8 9 10;

Компенсаторная функция восполняет недостающие личности эмоциональные впечатления и переживания в области социальных и историко-культурных явлений, восполняющих недостаточность образования, оторванность от культурно-

просветительских центров, погружённость в быт, ограниченность социальной активности и т. д. Искусство для таких людей является «окном в мир», обогащающим встречей с выдающимися произведениями классического и народного достояния, а в некоторых случаях - и импульсом к самостоятельной творческой деятельности.

Психотерапевтическая функция произведений искусства используется не только в арт-педагогической деятельности, но и в повседневном быту, отвечая потребности каждого человека в красоте и способности произведений искусства поднимать человека над бытом, приобщать к диалогу с понравившимися живописными картинами, с поразившими воображение персонажами литературы, пьесы, кинофильма, балета, наполнять мир человека, даже далёкого от творческой деятельности в области искусства и культуры, светом и радостным ощущением бытия...

Однако следует выделить ещё одну важную, с нашей точки зрения, функцию массового зрелищного искусства - воздействующую (заряжающую - по словам Л.Н. Толстого) функцию искусства: «Как только зрители, слушатели заражаются тем же чувством, которое испытывал сочинитель, это и есть искусство» . Эта «заразительная» функция искусства тесно связана с идентификацией

зрителей/слушателей с теми художественными образами и символами

театрализованного представления, которые несут в себе те духовно-нравственные ценностные смыслы, которые близки и дороги зрителям, ощущающим себя единым коллективом с общим коллективным сознанием принадлежности к национальным сокровищам, переданным нам из прошлого в настоящее и будущее... Но для реализации этой функции в содержании и форме созданного произведения режиссёру необходимо овладеть всеми возможными средствами эмоционально-нравственного воздействия на чувства, сознание, волю и поведение зрителей, на все каналы восприятия ими ТПП.

6 Радбиль Т.Б. Основы изучения языкового менталитета: учебн. пособие / Т.Б.Радбиль. М., 2010.

7 Искусство и педагогика. Хрестоматия / Сост. М.А. Верб. СПб., 1995. С. 15.

8 Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие для вузов. - 2-е изд. М., 2008. С. 64.

9 Там же, с. 65.

10 Искусство и педагогика. Хрестоматия / Сост. М.А. Верб. СПб., 1995. С. 17.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 4(8) 2015

Однако для реализации этой важнейшей - воздействующей - функции, органично связанной с другими, перечисленными В.И.Петрушиным, которая, по сути, является интегративной по отношению к ним (воздействует и познавательно-информативный материал представления, и коммуникативная функция, обращённая к памяти и личному опыту зрителя, и артистизм артистов и др.), режиссёр-постановщик как автор должен «вызвать в себе раз испытанное чувство, и, вызвав его в себе, посредством движений, линий, красок, звуков, образов, выраженных словами, передать это чувство так, чтобы другие испытали то же чувство, и в этом состоит деятельность искусства»11.

Перечисленные функции ТПП проявляются не сами по себе, а в результате профессиональной художественно-эстетической деятельности режиссёра-постановщика и коллектива исполнителей его замысла, направленного на установление взаимопонимания и адекватного «вчувствования» (термин Л.С.Выготского - И.Г.) зрителями/слушателями в духовно-нравственный мир разворачивающегося перед ними действия, заражающего их органичным и гармоничным единством содержания и формы зримого представления, которое достигается разнообразными, специфичными для ТПП средствами - языком искусства ТПП.

Выразительные средства воздействия исследовательского проекта на социальнокультурную тему в аспекте их воздействия на мышление, сознание, чувства и поведение зрителей/слушателей массовых ТПП, составляющие их специфический язык, можно дифференцировать на две группы - вербальные и невербальные.

К вербальным средствам выразительности относим, в первую очередь, Слово родного языка с его функциональными разновидностями, богатством синонимической и антонимической системы, афористичностью фразеологии, мудростью крылатых слов и выражений, прецедентными текстами, метафоричностью переносных значений слов и словосочетаний, риторическими фигурами, концептами, отражающими нравственные ценности русского народа, составляющими концептосферу русской культуры (Д.С.Лихачёв). И особенно - интонационная выразительность произносимого текста. Как говорила М.А.Рыбникова, въедающийся отечественный методист-словесник: «Слово живёт в звуках голоса, в этом его природа». Но одновременно выразительное чтение - один из видов читательской интерпретации, в котором реализуется исполнительское искусство чтеца-декламатора и отражается результат анализа «партитуры чувств» текста литературного произведения автором вербального сценария и исполнителем, стремящихся к пробуждению чувств зрителей/слушателей, помочь им вжиться в ситуацию театрализованного представления, понять и пережить вместе с персонажами ТПП общие для них духовно-нравственные национальные ценности. В ходе восприятия талантливого исполнения текста сценария у зрителей/слушателей рождается иллюзия сопричастности к событиям текста. Чтобы этот воздействующий эффект «заражения» произошёл, при подготовке к презентации ТПП необходимо создать «партитуру» читаемого текста, акцентируя внимание чтеца на выделении голосом «ключевых» слов, словосочетаний, повышении и понижении голоса и других выразительных голосовых средств, передающих особенности поэтического или прозаического текста, чтобы привлечь внимание к семантике и образной выразительности звучащего художественного Слова. Таким образом, звучащее Слово в сценарии ТПП - это живое Слово (термин Г.Г. Шпета и М.М. Бахтина), одухотворённое чувством говорящего, которое «окутано ореолом народного духа» в формах культуры, как сказал бы немецкий лингвист В.фон Гумбольдт, русский филолог Ф.И.Буслаев, испанский философ Х. Ортего-и-Гассет и др., т.е. заинтересованное, пристрастное, не

11 Искусство и педагогика. Хрестоматия / Сост. М.А. Верб. СПб., 1995. С. 17.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 4(8) 2015

механическое, а одухотворённое Слово, в котором слиты воедино значение и эффективно окрашенный смысл (Н.Ф.Алефиренко, 2009). Такое понимание живого Слова отражает «действительную природу разума как механизма реализации духа». В противном случае ориентация только на философию рационализма в понимании Слова ведёт к «инвалидному интеллекту» (В.П.Зинченко). С этих позиций и следует рассматривать воздействующую функцию слова в системе языка искусства ТПП.

Уже выбор названия театрализованных представлений, обращённых к «памяти сердца» зрителей, к чувству идентификации с героическими традициями родного народа («Бесценная летопись священной войны», «Этих дней не смолкнет слава...», «Святое Белогорье» и т.п.); публицистическое Слово ведущих, отражающее их гражданскую позицию в оценке повествующих событий и обращённое с призывом беречь завоёванную нашими предками свободу Отечества, обращаясь к выразительным и страстным высказываниям известных общественных деятелей, светочей русской истории и культуры («Помните! Только единением спасётся Русь!» - прп Сергий Радонежский), обращённых и к нам, гражданам России ХХ1 века; речи действующих героев прошлого в ситуациях исторического повествования (Владимира Крестителя, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Александра Невского, Дмитрия Донского и др.), обращённые к сознанию, чувству и воле зрителей, побуждающие хранить героические традиции и быть готовыми встать на защиту Отечества от очередных агрессоров, не жалея живота своего и т. д. - уже активизирует национальное самосознание и чувство идентификации личности с провозглашённой темой и её подтекстом. Большое эмоциональное воздействие на зрителей/слушателей оказывает стилизованная речь реальных исторических государственных деятелей и

представителей культуры, созвучных мыслям и чувствам участников ТПП (Петра I, М. Ломоносова, А.С. Пушкина, В.В. Стасова, М.Горького, В.Маяковского, диктора Левитана, маршала Г. Жукова и др.), реализующих коммуникативно-диалогическую функцию проекта и вовлекающих зрителей/слушателей в заинтересованное вслушивание в каждое слово, обращённое к ним, особенно в том случае, когда «чтецкая интерпретация художественного текста» (Е.Р. Ядровская) передаёт отношение автора к изображаемой им действительности.

Талантливое воспроизведение исполнителями авторского текста создаёт, по мысли Г.В. Артобалевского, Д.Н. Журавлёва и других выдающихся мастеров художественного слова, «театр воображения». Воздействуя словом на фантазию зрителя/слушателя, любой персонаж и коллектив проекта в целом вовлекают их в процесс со-творчества: мысленно они как будто присутствуют при происходящем. «Этот момент взаимодействия, живого контакта между говорящими и слушателями совершенно необходим», - считает Д.Н.Журавлёв. И в этом отличие чтецкого исполнения от актёрского: «...без слушателей нет искусства художественного чтения», а «для актёра театра естественным партнёром, на которого он воздействует, с которым находится во взаимодействии, являются другие актёры, его партнёры по сцене» (из статьи «Об искусстве чтеца»). Без эмоционального отклика зрителей/слушателей на выразительное чтение, по мнению Л.С. Выготского, не может быть анализа, так как эмоции искусства он назвал «умными эмоциями». Выдающийся психолог считал, что можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать... Воспитанию такого зрителя/слушателя средствами ТПП и является важнейшей задачей, стоящей перед режиссёром массовых представлений, лучшие из которых понимают, что

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 4(8) 2015

«когнитивной основой «живого» слова является живое знание, формирующееся на взаимосвязях образования, науки и культуры»12.

Но звучащее живое Слово отражает смысл только в тексте как продукте речетворческой реализации авторского замысла. Не касаясь лексико-грамматической структуры текста, следует обратиться к интонации текста как средству воздействия этой единицы языка искусства ТПП на чувства и мысли зрителей/слушателей ТПП.

Интонация (мелодика, ритмомелодика, тональность, высота, длительность, сила, интенсивность, темп, тембр и т.п. интонации) - сложный комплекс голосовых особенностей выразительного произношения текста-высказывания для выражения различных смыслов, в нём выраженных, в том числе экспрессивных и эмоциональных коннотаций, которые служат для разного рода экспрессивно-эмоционально-оценочных обертонов и могут придавать высказыванию торжественность, лиричность, оптимизм, грусть, игривость, непринуждённость, фамильярность и др.

Интонация всегда признавалась важнейшей приметой звучащей, устной речи, средством её коммуникативного смысла и эмоционально-экспрессивных оттенков. Вот почему важнейшим приёмом обучения студентов-режиссёров ТПП выразительному высказыванию является рекомендация психолога Н.И. Жинкина - обучать умению вычитать ту интонацию, которая вписана в текст сочинителем. Точность (адекватность) понимания интонации авторского текста обеспечивается не только правдой слова, но также «правдой чувств», передаваемой «чтецкой» интонацией исполнителя. Блестящим интерпретатором произведений А.С.Пушкина был

В.Н.Яхонтов. Описанное И.Л.Андрониковым чтение В.Н.Яхонтовым «Пророка» А.С.Пушкина является непревзойдённым образцом для студентов-режиссёров в освоении понятия интонации как одной из выразительной единицы языка ТПП в её воздействующей коммуникативной функции13.

Однако нет текста вне жанра и стиля, которые проявляются с особой выразительностью в публицистической интонации текстов документалъно-пудлицистического жанра ТПП.

Публицистический стиль современного русского литературного языка -функциональная разновидность речи, в которой отразилась направленность высказывания на обращение к широким народным массам с разъяснением общественнополитических проблем, имеющих актуальное социокультурное и духовно-нравственное значение для стабилизации общественного порядка социума. Эта идейно-политическая заданность сказалась в устной и письменной речи в особой публицистической интонации, воздействующей на сознание, чувства и волю зрителей/слушателей, участников документально-публицистических представлений:

Эмоциональность, отражающая заинтересованное отношение автора к предложенной для обсуждения со зрителями социокультурной проблеме,

Призывность, реализующая агитационное и пропагандистское содержание публицистического представления,

Объективно-субъективная модальность, обращённая к зрителям как собеседникам, соучастникам диалога,

Логическая убедительность, подчёркнутая акцентированность внимания слушателей средствами логического и фразового ударения на важных, с точки зрения автора-публициста, ключевых моментах обсуждаемой проблемы,

Выразительность языковых средств, в том числе уместное использование троп,

12 Алефиренко Н.Ф. «Живое» слово: Проблемы функциональной лексикологии: монография / Н.Ф. Алефиренко. М., 2009. С. 14.

13 Там же, с. 7.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 4(8) 2015

риторических вопросов и риторических восклицаний, усиливающих

диалогический характер социальной коммуникации,

Доверительность тона,

Гражданский пафос.

Но речь, обращённая к зрителям/слушателям, сопровождается мимикой и жестами, движениями тела, артистизмом, органичностью поведения костюмного персонажа, мастерское владение предметными деталями, соответствующими игровому образу, и другим особенностями поведения исполнителей текста сценарного действия. Они оживляют, подчёркивают, усиливают смысл произносимого высказывания, привлекая внимание к тем смысловым актам художественной коммуникации, которые передают чувства автора и свои собственные. Так невербальные средства выразительности языка ТПП становятся дополнительными средствами выразительности к вербальным средствам воздействия на

зрителя/слушателя.

К невербальным языковым единицам выразительности того или иного жанра ТПП относим различные художественно-эстетические символы, заменяющие вербальные единицы, но несущие определённую обобщённую, сжатую смысловую информацию о закодированной в нём (символе) общеизвестного историко-культурной события. В роли символов в сценарии выступают исторические даты (1380, 1812, 1941 и т.д.), атрибуты власти (знамёна, гербы, ордена и т.п.), портреты, памятники, легендарные места, имеющие для народа немеркнущую славу (водружение Знамени Победы над рейхстагом) и т.п.

Но в силу своей синкретичности искусство ТПП обращается к синтезу искусств как наиболее выразительной единицы языка ТПП, поскольку семантическая близость произведений разных видов искусств (слова и музыки, литературы и балетного и живописного произведений и т.д.) способствует созданию обобщённого панорамного художественного образа предмета или явления, взятого для художественного воплощения в том или ином жанре ТПП. Синтез искусств, выполняя воздействующую функцию, действует на различные каналы восприятия зрителя/слушателя присущими каждому виду искусства языком: на зрение - языком красок в декорациях художника-оформителя и звукового и цветового фона, создаваемого техническими средствами, соответствующими мажорному или минорному настроению сценического действия; на слух - языком естественного языка и языком музыкального сопровождения вербального текста; на сознание и подсознание - языком танца через восприятие зрительного танцевального образа и соответствующей ему мелодии, а на образное мышление -синтезом всех видов искусств, который (синтез - И.Г.) интенсифицирует эффект «взаимодействия различных семиотических кодов», когда в художественном представлении «объединяются элементы нескольких знаковых систем, обеспечивая синэргетический эффект»14.

Таким образом, мы подтверждаем мысль Л.С. Выготского о роли единства формы и содержания произведения искусства и о значимости формы в художественном восприятии произведения искусства. Это не значит, что форма одна создаёт художественное произведение искусства (несостоятельность формальной эстетики и формального искусства в их отрицании сюжетности давно развенчаны в теории и практике литературоведения и теории искусства XX века): например, все звуки в языке могут приобрести выразительное впечатление, если тому способствует самый смысл слова, где они встречаются. Этот психологический закон, выведенный выдающимся

Иссерс О.С. Речевое воздействие: учебн. Пособие / О.С. Иссерс. - 3-е изд., перераб. М., 2013.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 4(8) 2015

психологом: «Звуки становятся выразительными, если этому способствует смысл слова. Звуки могут сделаться выразительными, если этому содействует стих»15-касается выразительного впечатления от любой единицы языка искусства. Но владеют этим «вторым языком» искусства ТПП артисты и другие исполнители художественного представления в соответствии с замыслом и сверхзадачей автора постановки.

В ряду важнейших выразительных единиц языка ТПП особое место необходимо отвести художественному образу, в котором органично переплетаются выразительные вербальные и невербальные средства, способствующие передаче авторского замысла и воздействующие на мысли и чувства зрителей/слушателей. Воплощается

художественный образ или в главном персонаже праздничного представления, или в собирательном образе, или в художественном символе, реализующими социальнокультурный и художественно-эстетический замысел автора-постановщика.

Художественный образ - художественное отражение идей и чувств в слове, красках и других единицах языков других искусств. Созданный режиссёром-постановщиком художественный образ отражает определённый типовой характер, несущий духовно-нравственные ценности, близкие русскому зрителю (например, собирательный образ молодого призывника, мужественного, задиристого,

неунывающего, с готовностью откликнувшегося на призыв Родины - ТПП «Несокрушимая и легендарная», реж. И.В. Голиусова). Художественное общение с героями ТПП - это диалог между автором и зрителями, осуществляемом посредством эстетического восприятия, осмысления, активного диалогического взаимопонимания и духовно-культурного присвоения произведения искусства. В нём отражается личный опыт режиссёра-постановщика, преобразующего личный опыт в целях порождения художественного творения. Проявление этой творческой, креативной способности перекодирования, преобразования реального жизненного опыта в художественный образ ТПП является важнейшим моментом исследовательской, поисковой деятельности режиссёра, возникающей одновременно с появлением замысла, предвосхищающего будущее творение. Наблюдение за исследовательской проектной деятельностью студентов показало, что в этом процессе важную роль играет художественная интуиция режиссёра.

Таким образом, владение студентами-режиссёрами выразительными единицами языка искусства ТПП является важнейшим компонентом готовности студентов к самостоятельному созданию любого вида ТПП.

Однако следует отметить ещё одно важное профессиональное умение, необходимое режиссёру-постановщику для осознанного выбора средств воздействия на зрителей/слушателей ТПП, - умение прогнозировать, на какие чувства и эмоции зрителя/слушателя автор того или иного социально-художественного представления планирует воздействовать, чтобы вызвать эмоции, адекватные потребностям автора и участников зрелищного представления.

Психолог Б.И. Додонов классифицирует эмоции в связи с потребностями человека, которые «провоцируют» появление этих эмоций. Основой его классификации выступают потребности и цели, т.е. мотивы, которым служат те или иные эмоции. Эти эмоции психолог относит к «ценным» эмоциям, то есть к тем, в которых человек чаще всего испытывает потребность.

Как свидетельствуют созданные студентами-режиссёрами различные ТПП, чаще всего они ставили перед собой цель - вызвать следующие эмоции у зрителей/слушателей:

1 альтруистические эмоции, которые возникают на основе желания

15 Выготский Л.С. Психология искусства. М., 2001. С. 86.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 4(8) 2015

приносить людям радость и счастье (например, ТПП «Новогодние сказки»),

3 пугнические эмоции связаны с потребностью в преодолении трудностей, опасности, на основании которых возникает интерес к борьбе (например, ТПП «Спорт -это мир!»),

4 романтические эмоции связаны со стремлением к переживанию «светлого чуда», в чувстве особой значимости происходящего (например, ТПП «Я помню чудное мгновенье...»),

5 гностические чувства, или интеллектуальны чувства, связаны с потребностью в получении любой новой когнитивной информации (например, ТПП «День Славянской письменности и Культуры»),

6 эстетические эмоции возникают из потребности в наслаждении красотой, в потребности возвышенного или величественного в жизни и искусстве (например, ТПП «Сергий Радонежский - защитник Земли Русской»).

Этот «эмоциональный инструментарий» обогащает готовность студентов-режиссёров к планированию воздействующей функции ТПП на зрителей/слушателей. Определяя тему своего ТПП, режиссёр-постановщик, обладая прогностическим мышлением, может предположить, какие «заряжающие» единицы языка ТПП следует использовать в качестве доминирующих, чтобы вызвать эмоции, адекватные замыслу автора постановки.

Например:

1. Героико-патриотическая тема.

Цель - воспитание исторической памяти.

Потребность - удовлетворить потребность в интересе к героическому прошлому своего народа.

Эмоции: коммуникативные, пугнические, гностические, эстетические.

2. Юбилейный концерт.

Цель - обогатить историко-культурные знания.

Потребность - приобщиться к культурно-эстетическим ценностям прошлого или настоящего своего народа.

Эмоции: коммуникативные, романтические, гностические, эстетические.

3. Документально-публицистический проект.

Цель - пропаганда социокультурных норм поведения.

Потребность - приобрести опыт социальной активности.

Эмоции: альтруистические, коммуникативные, гностические.

4. Историко-просветительский проект.

Цель - обогатить зрителей/слушателей достояниями национальной культуры и искусства.

Потребность - удовлетворить потребность в прекрасном в жизни и искусстве.

Эмоции: альтруистические, коммуникативные, гностические, эстетические.

5. Арт-педагогический проект.

Цель - предупредить негативные влияния антиобщественных явлений на подростков. Потребность - проявить социальную активность.

Эмоции: альтруистические, коммуникативные, пугнические, гностические,

эстетические.

Таким образом, овладение режиссёрами «эмоциональным инструментарием» не только обогащает их когнитивную компетенцию и развивает креативные (прогностические) способности, но и способствует формированию гуманистического

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 4(8) 2015

сознания режиссёров-постановщиков в направленности на «умные эмоции»

(JI.C. Выготский) и «ценные эмоции» (Б.И. Додонов).

Список литературы

1. Алефиренко, Н.Ф. «Живое» слово: Проблемы функциональной лексикологии: монография / Н.Ф. Алефиренко. - М., 2009. - 344 с.

2. Виноградов, С. «Театр - это таинство без надувательства» / С. Виноградов // Русский Мир.Яи Журнал о России и Русской цивилизации. - М., 2015. Апрель, № 1, с. 82-85.

3. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. - М., 2001. - 211 с.

4. Интерпретация текстов искусства. Учебное пособие / Под ред. Е.Р. Ядровской. - СПб., 2011. -196 с.

5. Искусство и педагогика. Хрестоматия. / Сост. М.А. Верб. - СПб: Образование, 1995. - 293 с.

6. Иссерс, О.С. Речевое воздействие: учебн. пособие / О.С. Иссерс. - 3-е изд., перераб. - М., 2013. -240 с.

7. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М. Лотман. Об искусстве. - СПб., 1998. -288 с.

8. Петрушин, В.И. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие для вузов / В.И. Петрушин. - 2-е изд. - М., 2008. - 490 с.

9. Радбиль, Т.Б. Основы изучения языкового менталитета: учебн. пособие / Т.Б. Радбиль. - М., 2010. - 328 с.

10. Яхонтов, В.Н. Театр одного актёра / В.Н. Яхонтов. - М., 1958. - 455 с.

THE EXPRESSIVE MEANS OF THEATRICAL PERFORMANCES AND FESTIVALS AND THEIR IMPACT ON THE SPECTATORS

T.K. Donskaya1-*, I.V. Goliusova2)

Belgorod state institute of arts and culture 1)e-mail: [email protected] 2)e-mail: [email protected]

The article is about the expressive means and socio-cultural functions of theatrical mass representations and holidays. The authors point out the opportunities of expressive means of theatrical performances and festivals from the point of view of their impact on thinking, consciousness, feelings, and behavior of spectator and listeners.

Keywords: art, language of art, the function of art, expressive means of theatrical performances and

Декорация (от лат. decoro - украшаю) - оформление сцены, воссоздающее материальную среду, в которой действует актер. Декорация "представляет собой художественный образ места действия и одновременно площадку, представляющую богатые возможности для осуществления на ней сценического действия". Декорация создается с помощью разнообразных выразительных средств, используемых в современном театре,- живописи, графики, архитектуры, искусства планировки места действия, особой фактуры декорации, освещения, сценической техники, проекции, кино и др. Основные системы декорации:

1) кулисная передвижная,

2) кулисно-арочная подъемная,

3) павильонная,

4) объемная

5) проекционная.

Возникновение, развитие каждой системы декораций и смена ее другой обусловливались конкретными требованиями драматургии, театральной эстетики, соответствующей истории эпохи, а также ростом науки и техники.

Кулисная передвижная декорация. Кулисы - части декорации, располагаемые по бокам сцены через определенные расстояния одна за другой (от портала вглубь сцены) и предназначенные для того, чтобы закрывать от зрителя закулисное пространство. Кулисы были мягкие, навесные или жесткие на рамках; иногда они имели фигурный контур, изображавший архитектурный профиль, очертания ствола дерева, листвы. Смена жестких кулис производилась с помощью специальных кулисных машин - рам на колесах, которые находились (18 и 19 вв.) на каждом плане сцены параллельно рампе. Эти рамы передвигались в специально вырезанных в планшете сцены проходах по рельсам, проложенным по полу первого трюма. В первых дворцовых театрах декорация состояла из задника, кулис и потолочных падуг, которые поднимались и опускались одновременно со сменой кулис. На падугах писались облака, ветки деревьев с листвой, части плафонов и т. п. До наших дней сохранились кулисные системы декораций в придворном театре в Дротнингхольме и в театре бывшего подмосковного имения кн. Н.Б. Юсупова в "Архангельском"

Кулисно-арочная подъемная декорация возникла в Италии в 17 в. и получила широкое распространение в общественных театрах с высокими колосниками. Этот вид декорации представляет собой холст, сшитый в виде арки с написанными (по краям и по верху) стволами деревьев, ветвями с листвой, архитектурными деталями (с соблюдением законов линейной и воздушной перспективы). На сцене может быть подвешено до 75 таких кулисных арок, фоном для которых служит писаный задник или горизонт. Разновидность кулисно-арочной декорации - ажурная декорация (писаные "лесные" или "архитектурные" кулисные арки, подклеивающиеся на специальные сетки или апплицирующиеся на тюле). В настоящее время кулисно-арочные декорации применяются главным образом в оперно-балетных постановках.

Павильонная декорация впервые применена в 1794 нем. актером и режиссером Ф.Л. Шредером. Павильонная декорация изображает закрытое помещение и состоит из стенок-рам, затянутых холстом и расписанных под рисунок обоев, досок, кафеля. Стенки могут быть "глухими" или иметь пролеты для окон, дверей. Между собой стенки соединяются с помощью закидных веревок - захлесток, и крепятся к полу сцены откосами. Ширина павильонных стенок в современном театре - не более 2,2 м (иначе при перевозе декораций стенка не пройдет в дверь товарного вагона). За окнами и дверьми павильонной декорации обычно ставятся заспинники (части подвесной декорации на рамах), на которых изображается соответствующий пейзажный или архитектурный мотив. Павильонная декорация перекрывается потолком, который в большинстве случаев подвешивается к колосникам.

В театре нового времени объемная декорация впервые появилась в спектаклях Мейнингенского театра в 1870. В этом театре наряду с плоскими стенками начали применяться объемные детали: станки прямые и наклонные - пандусы, лестницы и другие сооружения для изображения террас, холмов, крепостных стен. Конструкции станков обычно маскируются живописными холстами или бутафорскими рельефами (камни, корни дерева, трава). Для смены частей объемной декорации используются накатные площадки на роликах (фурки), поворотный круг и другие виды техники сцены. Объемная декорация позволила режиссерам строить мизансцены на "изломанном" планшете сцены, находить разнообразные конструктивные решения благодаря которым выразительные возможности театрального искусства необычайно расширились.

Проекционная декорация была впервые применена в 1908 в Нью-Йорке. Основана на проекции (на экран) цветных и черно-белых изображений, нарисованных на диапозитивах. Проекция осуществляется с помощью театральных проекторов. Экраном может служить задник, горизонт, стены, пол. Существуют прямая проекция (проектор находится перед экраном) и проекция на просвет (проектор за экраном). Проекция может быть статической (архитектурные, пейзажные и прочие мотивы) и динамической (движение облаков, дождя, снега). В современном театре, имеющем новые экранные материалы и проекционную аппаратуру, проекционные декорации получили широкое применение. Простота изготовления и эксплуатации, легкость и быстрота смены картин, долговечность, возможность достижения высоких художественных качеств делают проекционные декорации одним из перспективных видов декораций современного театра.

В. Сахновский

Овладение

Выразительными

Средствами

В в е д е н и е. ....................................................................4

Глава 1. Теория выразительных средств актера. ................9

1. Условность театра.............................................................9

2. Условность спектакля и жанр. ........................................10

3. Психология восприятия зрителей....................................11

4. Работа над образом..........................................................12

Глава 2. Общие вопросы методологии овладения выразительными средствами в любительском театральном коллективе ....15

1. Методика - как предмет..................................................15

2. Роль и значение воспитания актерской выразительности у участников любительского театрального коллектива...............15

4. Граница: режиссер (педагог) - актер (ученик).................17

Глава 3. Общие особенности овладения выразительными средствами в любительском театральном коллективе :............18

1. Особенности процесса..........................................................18

2. Необходимые навыки.............................................................15

3. Общие недостатки в выразительности актера.......................20

4. Основные дидактические принципы понятийного овладения выразительными средствами. ..........................................................23

5. Особенности психологии участников любительского театрального коллектива...................................................................26

6. Особенности психологии общения в любительском театральном коллективе.....................................................................27

Глава 4. Методика понятийного овладения выразительными средствами в любительском театральном коллективе ....................30

1. Понятийный этап овладения выразительными средствами...30

2. Психологические возрастные особенности участников дошкольного и школьного коллективов...........................................33

3. Терминология и понятия в процессе овладения.......................34

4. Дополнительные методы, способы в процессе понятийного овладения выразительными средствами.............................................36



5. Средства в процессе понятийного овладения выразительными средствами............................................................................................

Глава 5. Методика практического овладения выразительными средствами в любительском театральном коллективе ........................50

1. Понятие “выразительного средства” ..........................................50

2. Возрастные особенности и основные трудности при обучении навыкам выразительных средств в любительском театральном коллективе..............................................................................................50

3. Трудности и препятствия в практическом овладении выразительными средствами.................................................................51

4. Методы решения трудностей при обучении в практическом овладении выразительными средствами..............................................54

5. Схема простейших заданий в структуре процесса овладения навыка....................................................................................................54

6. Показ обучающим и параллельное выполнение обучаемым.....56

7. Метод “действия с определенной окраской” М.Чехова.............57

8. Метод “психологического жеста” М.Чехова.............................57

9. Игровой метод, как форма бессознательного овладения навыком и выразительным средством..................................................59

10. Метод музыкального и сюжетного подкрепления...................61

11. Предлагаемые обстоятельства и постановка действенной задачи - как способ оживления выразительных средств и осознанного подхода к овладению выразительными средствами......61

12. Метод “групповой обработки”. ................................................62

13. Метод “импровизации” ..............................................................63

14. Метод “погружения в атмосферу” .............................................64

15. Метод “пространственно-временной партитуры” ....................66

16. Постановка в определенные обязывающие условия, как метод практического овладения......................................................................67

17. Метод “обязательных проб и самостоятельного исправления ошибок” .................................................................................................69

18. Средства помогающие и вредящие практическому овладению выразительными средствами................................................................70

З а к л ю ч е н и е ...............................................................................73

Библиография ...................................................................................75

Приложение ......................................................................................79

Введение.

С ейчас, когда, наконец страна почувствовала какую-то опору, получила возможность субсидировать развитие культуры, правительство обратило внимание на молодежь. На президентском уровне России созданы программы “Молодежь России”, “Профилактика наркомании и других видов зависимости от психактивных веществ среди молодежи”, создаются социальные службы и учреждения для подростков с нарушениями поведения, создаются городские, районные подростковые клубы, в общеобразовательных школах открываются специализированные классы с направленностью на хореографию, театр, спорт и т.д., остро возникла проблема привлечения в них молодежи. В ряду видов деятельности, которую предлагают детям учреждения стоит деятельность в любительских театральных коллективах. Профессиональный уровень подготовки специалистов таких любительских коллективов не всегда соответствует запросам, создавая своеобразный дефицит. Особенно это касается специалистов-педагогов занимающихся развитием выразительности актера. Работа, как правило идет бессистемно, интуитивно, по созданным опытным путем своим способам, штампуя детей, не развивая их эстетический вкус и культурный кругозор, подменяя удовольствие от удачных работ (для детей), любительским участием в мероприятиях (спектаклях в том числе).

Дидактические методы и принципы, описываемые в учебной литературе общей педагогики имеют именно общий характер, и неопытные руководители любительских театральных коллективов не творчески используя их исходят из того положения, что пришедший в их коллектив участник является как бы “чистым листом” - использовал метод показа и принцип наглядности и участник сразу или спустя какое-то время с повтором показа овладеет выразительными средствами и навыками. На практике же все обстоит значительно сложнее. Педагоги в своей деятельности в первую очередь сталкиваются с многообразным внутренним миром участника: с его желаниями, чувствами, мотивами, самооценками, ценностями и мировоззрением. И тут начинают проявляться препятствия, о существовании которых не описывается в учебниках общей педагогики и даже во многих учебных пособиях по сценической педагогике. Каким препятствием, например, является так называаемая “звездная болезнь”, с которой до сих пор не найдено действительных способов борьбы в условиях и специфике деятельности любительского театрального коллектива. Ведь театральный коллектив не спорт, где результаты по сути материальны исчислимы секундами, сантиметрами или явным преимуществом в открытом соперничестве, соревновании. Театральная деятельность субъективна, и трудно бывает перестроить отношение к проявлению своих способностей участника со “звездной болезнью”, да еще одобряемого родителями и педагогами общеобразовательной школы и осознать участнику свою творческую неудачу и ошибки гораздо труднее. Так возникают препятствия подобного рода к овладению выразительными средствами, с которыми руководителю приходится бороться в одиночку, ориентируясь на опыт других педагогов и любительских театральных коллективов. И потребность в изложении такого опыта огромна именно для специфики любительского творческого (театрального) коллектива, так как в профессиональных коллективах за долгую историю становления профессионального театра отработаны свои методики преодоления творческих, физических и психологических препятствий, свои рычаги управления и взаимодействия с актером.

Помимо профессионального (актерского) использования навыков и выразительных средств, современная жизнь дает возможность реализовать себя человеку, в других отраслях искусства, журналистике, на телевидении, радио и т.д.. Безусловно выразительные средства могли бы сыграть ведущую роль в становлении участников как руководителей. Т.о. развитие актерской выразительности является неотъемлемой частью развития гармоничной личности. Поэтому повышенные требования к знаниям, навыкам, методам работы предъявляются к педагогам, занимающимся развитием актерской выразительности.

Практически не было ни одной театральной научно-практической конференции на которой не поднимались бы проблемы овладения выразительными средствами. Так на НПК “Повышение проф. уровня режиссеров профессиональных и любительских театров”, прошедшей в декабре 2001 года в Москве, методическим вопросам было отведено специальное время, показаны тренинги Московского государственного института культуры, РАТИ (Москва), ЛГИТМиК (Санкт-Петербург), театрального училища им. Щукина (Москва) и др.; продемонстрированы видеоматериалы проведения занятий по овладению выразительными средствами.

Навык преобразования движения в действие сегодня в любительских театральных коллективах становится особенно важным в связи с особенностями репетиционной практики. Развитие режиссуры как профессии заметно регламентировало свободу актера в создании пластического рисунка роли. Жесткость, рассчитанная выверенность формы спектакля, заданность ритмическая, темповая, пластическая, подкрепленная зачастую неумолимостью музыкального рисунка (да еще записанного на магнитофонную пленку!) - все это свойственно спектаклям любительских театральных коллективов последних лет... Импровизационность - в жестких “рамках”, вдохновенность - “в плановые сроки” - таковы сегодняшние профессиональные требования к актерской технике. И в этом ракурсе выработка навыков одухотворенного движения, устойчивость рефлекторной связи мышечного аппарата движения играют большую роль.

В разных отраслях науки скопилось достаточно опытного материала, что бы можно было говорить о создания методической системы преподавания и сведении их воедино в курсе преподавания в спец. учебных заведениях.

“Процесс овладения выразительными средствами” и является объектом исследования данной курсовой работы.

Предметом является исследование “проблем понятийного и практического овладения выразительными средствами в театральном любительском коллективе”.

Цель: Изучение проблем понятийного и практического овладения выразительными средствами в любительском театральном коллективе.

Методологическая: Выявить методолгические основы путей обучения и овладения выразительными средствами участника любительского коллектива;

Выявить и продемонстрировать методологическую специализацию общей методологии, ориентированную на овладение выразительных средств;

Психолого-педагогическая: Раскрыть научные аспекты подхода к воспитанию выразительности актера любительского театрального коллектива;

Историографическая: Изучить подходы к данной теме в научно-исследовательской работе в разные периоды времени и на разных исторических этапах;

Социо-культурная: Обосновать социально-культурное значение изучения данной темы для театрального движения, театральной педагогики и для развития личности как педагога, так и участника коллектива;

Методы исследования проблемы использованы:

1. Метод теоретического анализа;

2. Метод педагогического проектирования;

Глава 1. Теория выразительных средств актера.

Условность театра

Основополагающим фактором существования искусства является способность человека (зрителя) к восприятию условности искусства.

Человек, прийдя на художественную выставку, разглядывая картину близко перед глазами, видит хаотическое “ столпотворение ” масляных мазков или графических штрихов. Но, если человек отстранится о полотна на некоторое расстояние, то перед его глазами оказывается панорама жизни с движущимися людьми, зеленеющими деревьями, дома, закатное небо и т.д.

Художник китайской живописи несколькими скупыми штрихами кисти может изобразить тигра, готового к прыжку или рыбу, плывущую под водой. Система графических знаков сливается в воображении человека в единую картину.

Таков психологический закон восприятия человека, когда он способен дорисовывать (допредставлять, домысливать) недостающие элементы, воссоздавая полностью лишь обозначенную, предположенную картину действительности.

Вот пример восприятия упражнения на память физических действий из практики занятий К.С.Станиславского со студийцами: “...Он (К.С.) сначала поискал движение пальцев, которым предстояло захватить воображаемую вишню; затем несколько раз попробовал отделить от нее другие налипшие ягоды; достав, наконец, из пакета одну вишню, рассмотрел ее, тщательно стер с нее пыль, отряхнул какую-то соринку, которая, кстати, не хотела долго стряхиваться, и отправил эту вишню в рот; затем раздавил ее во рту, проглотил сок, вытолкнул языком косточку...

Смеясь, Константин Сергеевич поймал нас на том, что мы, вслед за ним, непроизвольно делали глотательные движения: упражнение было выполнено настолько достоверно, что у нас в буквальном смысле “слюнки потекли”.” (46, 86)

Даже читая это последовательное описание действий, у читателя возникает в воображении все происходящее, обрастая деталями, дополненными, домысленными читателем, на чем и основывается чтецкие спектакли. “Рассказывать глазам, а не ушам”, - именно так учил Станиславский студийцев на занятиях по сценической речи.

2. Условность спектакля и жанр.

Выдающийся режиссер и педагог Г.А.Товстоногов теоретически и практически осмыслил категорию сценического образа, разложив это понятие на составные компоненты. Одним из составных является вымысел, который создается через систему знаков, означающих явления реального мира. В спектакле такими знаками и будут те или иные приемы художественной условности. Когда режиссеру удается гармонически воссоединить все вышеназванные компоненты, то по законам художественного восприятия в зрительном зале должен возникнуть эффект заразительности.

Гармоничное единство компонентов сценического образа спектакля, как и разность этих соотношений, всегда должны рассматриваться в предельном единстве с понятием жанра. Так например, чем выше степень условности жанра, тем более повышается значимость выбора выразительных средств. В пьесах с повышенной степенью условности жанра “второй план” проявляется через звуковую, пластическую и изобразительную стороны спектакля. Общение со зрителем приобретает более условный характер (общение в прямую на зал, общение партнеров друг с другом на зал, зонги и т.д.). Оценки событий и фактов становятся более “зримыми”. Быт допускает преувеличения, гиперболы, а иногда и деформации - все зависит от степени условности в произведениях данного жанра или данного автора.

3. Психология восприятия зрителей.

Художественная условность, как один из компонентов сценического образа спектакля, служит задаче достижения определенного способа воздействия на зрительское восприятие, способствует созданию единой психологической установки восприятия. Вся система организации приемов художественной условности в спектакле должна быть направлена на достижение одной цели: на пробуждении в эмоциональной памяти зрителя определенных жизненных ассоциаций (ассоциативное поле). Ассоциативное поле активизирует воображение зрителя, направляя внимание на восприятие смысловых подтекстов. Смысловые подтексты образа, т.е. сокровенный смысл эпизодов спектакля, возникают в сознании зрителя в моменты восприятия приемов художественной условности, как безусловный вывод в воображении зрителя. В сознании возникают феноменальные явления, которые выходят за рамки предложенного режиссером образа. (Проблемы подготовки 90, 30).

С эпохи греческого театра и до современности выразительные средства прошли путь значительных трансформаций. Изменения произошли буквально во всех разделах выразительности:

В мизансцене - от статичных мизансцен, расположения актера лицом в зрительный зал, до полусвободных перемещений по сцене, до “спинных” мизансцен;

В использовании сценического боя от фехтования на шпагах и кинжалах в шекспировском театре, на двуручных мечах в сагах Ибсена, до боксирующих персонажей в пьесах американских авторов 20-х годов и т.д.;

От протяжных, “завывающих” или патетических интонаций французского театра, через этап натуралистического бормотания текста в ранние годы МХТ, годы становления “системы Станиславского”, до абсолютно разноплановой формы интонационной и голосовой подачи;

Прошли этапы фарсовой клоунады комедии д ель арте, реалистической пластики Станиславского, биомеханики Мейерхольда, пластического и мизанчсценического рисунка Вахтангова, до психоделической пластики Мерзоева и Адасинского.

Использование всего многообразия выразительных средств в любительском театральном коллективе (ЛТК) зависит в том числе и от кругозора руководителя в вопросах истории выразительных средств, истории театра.

4. Работа над образом

Так же как цвет или штрих не может быть выразительным средством вне зависимости от его сочетания с другим цветом или штрихом в живописи, так и выразительное средство не может существовать, как отдельное явление, в отрыве, вне контекста произведения. Таким образом, обязательна цепочка (партитура) выразительных средств, которая и выражает сущность образа, его роль во всей ткани спектакля. Как эта цепочка начинает свое существование - придуманная режиссером-постановщиком, запрограммированная или рожденная творческим и телесным аппаратом самими актером зависит от того каких методологических принципов работы над спектаклем придерживается руководитель ЛТК, режиссер. Подход будет влиять и на требования руководителя к своему актеру, и на тренинги, и на репетиции, и на формы решения сцен, и на процесс работы над образом, его внешним выражением.

В учебной литературе по мастерству актера часто приводится пример из рассказа А.П.Чехова, когда старичок сначала топнул, а потом рассердился. Так внешнее первично выполненное, выразительное средство - действие жестом привело персонажа в определенное эмоциональное состояние. Эксперименты на тренингах, проводимые со студентами, показали, что внешние изменения мимики или положения тела, управляемое заданиями проводящего тренинг, приводят к изменениям во внутренней жизни актера-персонажа. Актер, прислушиваясь к меняющимся внутренним состояниям, описывал их. В данном случае выразительное средство в виде мимической “гримасы” или жеста телом (положения) (т.е. по сути, комплекса выразительных средств) по этим опорным точкам дофантазировалось в определенный образ персонажа, его состояния и ситуации в которой он находится. Персонажи у студентов, то гневно оборачивались, то сосредоточенно что-то искали под ногами (у каждого возникал свой предмет поиска), то подозрительно следили за “проходящими мимо прохожими” и т.д. - т.е. действовали с определенной окраской. (см. Глава 5)

Михаилом Чеховым разработана целая система поиска зерна роли через цепочку жестов телом, система “психологического жеста”. (см. Глава 5)

Часто описываются случаи, когда верно найденный грим сразу раскрывал образный секрет роли. К.С.Станиславский приводит такой пример: “Я решил раздеваться и снимать грим с помощью стоявшей рядом со мной зеленоватой противной мази... смазал... Все краски расплылись, как смоченной водой акварели... Получился зеленовато-серовато-желтоватый тон лица, как раз в pendant к костюму... Я мазнул той же мазью сначала по бороде и усам, а потом и по всему парику... на этот раз я уже знал... кто тот, кого я изображал, какой он из себя.

В ожидании пера, я ходил по комнате, чувствуя, как сами собой все части тела, черты и линии лица находили для себя верное положение и утверждение.

В самых дверях я столкнулся с Иваном Платоновичем.

Кто же это?! -вырвалось у него невольно при виде меня. - Это вы, Названов? Кого же вы изображаете?

К р и т и к а н а! - ответил я каким-то скрипучим голосом с колючей дикцией.

Какой критикан?...

Какой критикан? - переспросил я с нескрываемым желанием оскорбить...

Я выхватил перо и зажал посередине между губ. От этого рот стал узкий, как щель, прямой и злой...”

Дальше описывается как “критик” Названова вел разговор с педагогов Торцовым, почти скрывшись за камином. Так общее чувство целого дало мезансценичское выразительное средство, много говорящее об этом персонаже.

Так же точно подобранная музыкальная тема персонажа, может сразу (!) дать нужную походку, жест, манеру речи, костюм, грим, состояния и другие выразительные средства.

Психические способности талантливого актера таковы, что зерно роли, образа может возникнуть мгновенно, как вспышка молнии, заполняя ощущением жизни персонажа, как область самих ощущений и воображения, так и телесный аппарат, “выдавая выразительные средства без всякого усилия”.

Глава 2. Общие вопросы методологии овладения выразительными средствами в любительском театральном коллективе.