Василиса прекрасная и премудрая. Василиса-Прекрасная: "Образ добра и красоты"

Василиса прекрасная и премудрая. Василиса-Прекрасная:
Василиса прекрасная и премудрая. Василиса-Прекрасная: "Образ добра и красоты"

Василиса Премудрая и Василиса Прекрасная

Жили были Василиса-Премудрая и Василиса Прекрасная.

Были они похожи друг на друга, как сестры-двойняшки-близняшки.

Но только внешне.

Василису Премудрую с детства родители-дураки приучили, что надо быть очень умной и очень занудной. Что ум и ученость красят девицу, а не шейпинг с косметологами. И что муж должен быть еще умнее и занудней, чем она. А следить за собой, красиво одеваться, тренироваться, краситься и носить каблуки не надо! А надо носить бабскую гульку на затылке, и очки, которыми на солнце можно было выжигать…

А Василису-Прекрасную с детства умные родители приучили, что надо красиво выглядеть, одеваться, следить за собой. Но главное, ни в коем случае не показывать мужчинам свой ум и сообразительность.

Лучше громко смеяться каждой шутке и говорить мужчинам!

О! Какой ты умный! Откуда ты столько знаешь? Ты где научился так разбираться в людях? Когда ты рассказываешь о своих увлечениях, я забываю обо всем на свете…

Поэтому от Василисы Премудрой даже Змей-Горыныч с Лешим отвернулись - побрезговали! Ну кому ж такая зануда нужна! И прожила она всю жизнь одна. Писала дамские романы и статьи о феминизме. И померла никому не нужной старой калошей.

А вокруг Василисы Прекрасной весь мир крутился.

Всем от нее крышу снесло!

И Ивану-дураку.

И Ивану-Царевичу.

И Змею Горынычу.

И Кощею Бессмертному.

Иван-Дурак. Хитер, сообразителен. Смел. Открыт. С обостренной тягой к справедливости. За что и выгнали его из Царской Гвардии, где служил он верой и правдой.

Иван Царевич. Избалован, труслив, сноб. Всех, у кого мешка золота нет за людей не считал. Всех женщин мнил своими поклонницами. Кроме папы-Царя и мешко золота ничего не имел. Туповат, чванлив, трусоват, слаб.

Змей-горыныч. Трехголовый мутант. Злобен, нагловат, лжив. До красивых женщин охоч. Но несмотря на уродство женщины его любили. Да кто их поймет этих женщин.

Кощей. В общем не бессмертный, просто живет очень долго и не стареет. Спорт, раздельное питание, самокодирование, и бесконечная работа над собой. Тоже весьма охоч до красавиц. Да и красавицы на него висли пачками, несмотря на возраст.

Сватались все они к Василисе Прекрасной. А Премудрая от зависти очки свои старомодные сгрызла. (К ней-то никто не сватался!) прекрасная всем им мозги вкручивала, всем по чуть-чуть обещала, а потом решила устроить меж ними турнир и достаться победителю.

Два Ванятки Дурак и Царевич сговорились вместе завалить Змея-Горыныча. А потом и Кощея Бессмертного. А уж потом между собой решить, кто ж с Василисой Прекрасной останется.

Бились они бились со Змеем, не могут одолеть, но и Змею с ними обоими не совладать никак.

А Кощей тем временем подкатил к Василисе Прекрасной и говорит:

Василиса, я тебе не клоун, чтоб на потеху всей царской псарне на арене пинать друг друга с другими клоунами. Этим пусть Ванятки со Змеюкой развлекаются. Я-то по другой части. Я тобой очарован. Я тебе такие горизонты чувств открою, о каких в вашем провонявшим спиртным Царстве никто и не слыхивал. И зашептал ей на ухо такие слова, что помчалась Василиса за ним, наплевав на Ваняток, на Змеюку и на Папаши-Царя мнение по этому поводу.

И зажили Кощей и Василиса в замке Кощея долго и счастливо.

Научил ее Кощей правильному образу жизни, самовнушению, отправил к лучшим косметологам, диетологам и тренерам.

А когда спустя много-много лет подтянутые, моложавые и шикарно выглядящие Кощей и Василиса приехали в Царство, где ее родина, увидели они двух пьяненьких беззубых старичков.

Посмотри, сказал Кощей. - Это ведь два Ивана Дурак да Царевич. Вот какие стали? Представляешь, если б ты в выборе ошиблась?

А вон смотри, червячок трехголовый, они ему водку в блюдечко наливают.

Это ж Змей-горыныч. Еще один претендент.

Да, Кощеюшка, зрелище мерзкое, поехали отсюда. Будем дальше молодыми, спортивными и гибкими.

И поехали прочь Василиса Прекрасная с Кощеем Бессмертным…

Тут и сказочке конец, а кто понял, как надо жить на свете - МОЛОДЕЦ!

Из книги Философские сказки для обдумывающих житье или веселая книга о свободе и нравственности автора Козлов Николай Иванович

Прекрасная бессмысленная жизнь Меня не устраивает ни первый, ни второй путь. Я долго брел путем служения, ПОКА НЕ ВЫЗДОРОВЕЛ и не задумался: а какая сладость в том, что твоя жизнь оказывается осмысленной? «Смысл», повторю, по правилам русского языка имеет только то, что

Из книги Такие неformatные взрослые автора Белопольская Наталия

Василиса Премудрая Молодая женщина, врач по образованию, пришла записаться ко мне на консультацию. Она приехала в Москву на повышение квалификации и заодно решила зайти к психологу.– У меня масса проблем, – с усилием произнесла женщина, – во-первых, как вы видите, я

Из книги Беседы Свобода - это Все, Любовь - это Все Остальное автора Бендлер Ричард

Ричард и его прекрасная супруга Паула. Ричард, как всегда, представил все в очень простом виде. И эта простота потрясала своей разумностью. Есть миф, культивируемый некоторыми теориями саморазвития, что вы должны всегда выражать то, что вы думаете по поводу другого

Из книги Стерва побеждает обстоятельства. Как извлечь пользу из неудач автора Кабанова Елена Александровна

Прекрасная непогода Поверь, мы не ставим перед собой задачи сделать из своего читателя прекраснодушного оптимиста. Некоторым психологическим типам - вроде Ослика Иа-Иа, Пятачка, Кролика - оптимизм несвойственен. Он для них вроде ясного неба в городе Бергене, где дождь

автора Джонсон Роберт

7. Прекрасная Изольда

Из книги Вруны и врунишки [Как распознать и обезвредить] автора Вемъ Александр

История о том, как прекрасная принцесса снизошла до лягушонка Они тоже учились вместе, но поженились в более «почтенном» возрасте. Оля была из провинциального городка, но очень «продвинутая и образованная», вернее, такой могла казаться. Гена был коренным питерцем,

Из книги Многослов-3, или Прочистите ваши уши: первая философская книга для подростков автора Максимов Андрей Маркович

Любовь прекрасная и ужасная Не удивлюсь, если ты решил начать читать мою книжку именно с этой главы. Потому что для молодого человека (или барышни) непременно наступает такой момент в жизни, когда ничего, кроме любви, не интересует.Все, что непосредственно не касается

Из книги Греческие богини. Архетипы женственности автора Бедненко Галина Борисовна

Эта прекрасная сила Одного из самых знаменитых ученых современности зовут Стивен Уильям Хокинг. Знаешь такого? Если не знаешь, рассказываю.Этот человек практически полностью парализован. Он не может держать в руках ни ручку, ни карандаш. Он не может говорить без

Из книги Имидж – путь к успеху автора Вемъ Александр

Противное вранье и прекрасная фантазия Взрослые очень любят твердить детям: «Не ври!» Особо нервные, всплескивая руками, голосят: «Зачем же ты врешь?!»Бывало, придумаешь какую-нибудь историю интересную… Мол, только вышел из дома, глядь – хулиган пытается у девушки сумку

Из книги Психотренинг по методу Альберта Эллиса автора Эллис Альберт

ЕЛЕНА ПРЕКРАСНАЯ Елена - самая известная смертная женщина в греческой мифологии. Отцом ее считается Зевс, соблазнивший царицу Леду в образе лебедя. Обратим внимание на то, что уже не первый раз отцом женщины, последовавшей сценарию Коры-Персефоны, оказывается Зевс. В

Из книги Искусство быть женщиной автора Фролова Евгения Валентиновна

Из книги Он и Она: тайный шифр сказки отношений автора Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна

Из книги Тайная история сновидений [Значение снов в различных культурах и жизни известных личностей] автора Мосс Роберт

Елена Прекрасная и опасная «Красота – страшная сила!» – этот афоризм больше всего подходит к судьбе Елены, супруги царя Спарты Атрида Менелая, женщины, из-за которой разгорелась война, погубившая Трою.Боги не часто награждали женщину красотой, способной поссорить две

Из книги МЫ: Глубинные аспекты романтической любви автора Джонсон Роберт Алекс

Иван Бесталанный и Елена Премудрая

Из книги автора

Глава 8 Прекрасная мадридская шпионка-сновидица Инквизитор: «Почему вы были арестованы?» Лукреция де Леон: «Из-за увиденных мною снов». Из материалов слушания дела в Толедо, 4 июня 1590 года Он обнял ее и сказал: «Ты так прекрасна, что даже мертвец поднялся бы из могилы, чтобы

Из книги автора

7 Прекрасная Изольда В нашем странствии мы находим много проявлений внутренней фемининности и определяем роль каждого из них в мужской психологии и романтической любви. Мы встретились с Бланшфлер, символизирующей судьбу фемининности в нашем патриархальном мире. Теперь

Раз уж вспомнил про Василису Премудрую. Действительно очень загадочный сказочный персонаж. Откуда сей образ вообще взялся в русском фолклёрё? С Еленой Прекрасной вроде как понятно. Это довольно известный персонаж античной мифологии, видимо знакомый древнерусским книжникам (про гиперборейские истоки слишком уж фантастично). А вот Василиса? В переводе с греческого означает "царица". Но вот кто был её прообразом?

Оригинал взят у iov75 в Русская сказка - Тайны Василисы Премудрой

Все мы с детства знакомы с Василисой Премудрой. По другой версии - Прекрасной.
Нашел тут материал и захотелось поделится с вами.
Мне он показался интересным.

Речь - про невесту главного героя. Будь он Иван-царевич или Иванушка-дурачок, ему непременно найдется Василиса Премудрая или Василиса Прекрасная . Девицу полагается сначала спасти, а потом жениться - все честь по чести. Вот только девица непростая. Она может скрываться в образе лягушки, обладать какими-то колдовским и способностями, уметь говорить с животными, солнцем, ветром и луной…

В общем, она явно непростая девушка. При этом еще и какая-то "засекреченная". Судите сами: найти сведения о ней намного труднее, чем о каком-либо другом сказочном персонаже. В энциклопедиях (как в классических, бумажных, так и в новых, сетевых) легко отыщутся пространные статьи об Илье Муромце и Добрыне Никитиче, о Кощее Бессмертном и о Бабе Яге, о русалках, леших и водяных, а вот про Василису почти ничего и нет. На поверхности лежит лишь коротенькая статья в Большой советской энциклопедии, которая гласит:

"Василиса Премудрая - персонаж русских народных волшебных сказок. В большинстве из них Василиса Премудрая - дочь морского царя, наделенная мудростью и способностью превращения. Тот же женский образ выступает под именем Марьи-царевны, Марьи Моревны, Елены Прекрасной. Максим Горький назвал Василису Премудрую одним из наиболее совершенных образов, созданных народной фантазией. Иной по своей природе является обездоленная сиротка - Василиса Прекрасная в уникальном тексте Афанасьева".

Начнем, пожалуй, с Василисы-старшей, с той, которую Горький отождествил с Марьей-царевной, Марьей Моревной и Еленой Прекрасной. И на то были все основания. Все эти персонажи очень похожи, например, тем, что ничего про них в сказках толком не сказано. Мол, красная девица, каких свет не видывал - и все. Ни подробного описания внешности, ни каких-то черт характера. Просто женщина-функция, без которой не получится сказка: ведь должен же герой завоевать принцессу, а кто она там - дело десятое. Пусть будет Василиса.

Имя, кстати, намекает на высокое происхождение. Имя "Василиса" можно перевести с греческого как "царственная". И эта царственная девица (иногда в сказках она так и называется - Царь-девица) начинает подвергать героя испытаниям. То есть порой это делает не она, а какой-нибудь сказочный злодей вроде Кощея Бессмертного или Змея Горыныча, который похитил царевну и держит в плену (в лучшем случае) или собирается сожрать (в худшем).

Иногда в роли злодея выступает отец потенциальной невесты. В сказке, где Василиса предстает дочерью водяного царя, владыка морских вод чинит герою препятствия, чтобы погубить его, но проигрывает, потому что враг вдруг оказывается мил сердцу его дочери, и никакое колдовство не может его одолеть. Но тут все более-менее понятно: есть некая злая сила (дракон, чародей или злые родители девушки), и герой должен сразиться с неприятелем. Собственно, именно так он и становится героем. А принцесса, королевна или царевна (неважно) - награда для героя.

Впрочем, бывает и так, что Иван-царевич или Иван-дурак или еще какой-нибудь центральный сказочный персонаж вынужден проходить испытания не из-за драконов или колдунов - его мучает сама невеста. То герою нужно на коне допрыгнуть до окон ее светлицы и поцеловать красавицу в уста сахарные, то узнать девицу среди двенадцати подруг, выглядящих точь-в-точь как она, то нужно поймать беглянку - или продемонстрировать завидное хитроумие, чтобы спрятаться от царевны так, чтобы та его не отыскала. На худой конец, герою предлагается разгадывать загадки. Но в той или иной форме Василиса будет его проверять.

Казалось бы, что необычного в испытаниях? Испытывать мужчину - это вообще в женском характере: достаточно ли он хорош, чтобы связать с ним свою жизнь или родить ему потомство, обладает ли он силой и умом для того, чтобы быть достойным супругом и отцом? С биологической точки зрения все совершенно правильно. Однако есть одна маленькая деталь. Если несчастный Иван не выполнит задания, то его ожидает смерть - и это неоднократно подчеркивается в десятках русских сказок.

Спрашивается, почему прекрасная царевна демонстрирует кровожадность, которая скорее к лицу Змею Горынычу? Потому, что на самом деле она замуж совершенно не хочет. Более того, она враг герою, полагает знаменитый исследователь русского фольклора Владимир Пропп в своей книге "Исторические корни волшебной сказки":

"Задача задается как испытание жениха… Но эти задачи интересны еще другим. Они содержат момент угрозы: "Если не сделает - срубить за провинность голову". Эта угроза выдает еще другую мотивировку. В задачах и угрозах сквозит не только желанье иметь для царевны наилучшего жениха, но и тайная, скрытая надежда, что такого жениха вообще не будет.

Слова "пожалуй, я согласна, только выполни наперед три задачи" полны коварства. Жениха посылают на гибель... В некоторых случаях эта враждебность выражена совершенно ясно. Она проявляется наружу тогда, когда задача уже выполнена и когда задаются все новые и новые и все более опасные задачи".

Почему Василиса, она же Марья Моревна, она же Елена Прекрасная, против замужества? Возможно, в сказках, где она постоянно чинит козни главному герою, это замужество ей просто не нужно. Она или сама правит страной - и ей не нужен муж как конкурент у власти, или же она - дочь царя, который будет свергнут ее потенциальным супругом, чтобы захватить престол. Вполне логичная версия.

Как пишет все тот же Пропп, сюжет о кознях, которые герою чинит будущий тесть на пару с дочерью или наперекор ей, вполне мог иметь под собой реальные основания. По мнению Проппа, борьба за престол между героем и старым царем есть явление вполне историческое. Сказка здесь отражает переход власти от тестя к зятю через женщину, через дочь. И это лишний раз объясняет, почему в сказках так мало говорится о внешности и характере невесты - это персонаж-функция: или приз герою, или средство достижения власти. Грустная история.

Между тем, в русской традиции есть сказка, которая рассказывает о детстве, отрочестве и юности Василисы. Как раз о ней упоминал Горький, говоря, что она не похожа на обычный образ царевны, которую пробует завоевать герой. В этой сказке Василиса - девочка-сирота. Не факт, что это тот же самый персонаж. Тем не менее, эта Василиса, в отличие от других сказочных тезок, абсолютно полнокровная героиня - с биографией, характером и так далее.

Пунктиром набросаю сюжетную линию. У купца умирает супруга, оставив ему маленькую дочь. Отец решает жениться снова. У мачехи есть свои дочери, и вся эта новая компания начинает тиранить Василису, загружая ее непосильной работой. В общем, очень похоже на сказку про Золушку. Похоже, да не совсем, потому что Золушке помогла фея-крестная, а Василисе - жуткая ведьма из леса.

Получилось это вот как. Мачеха и ее дочери сказали, что в доме нет больше огня, и отправили Василису в лес к Бабе Яге, само собой, надеясь, что она не вернется. Девушка послушалась. Ее дорога через темный лес была страшной - и странной: она встретила трех всадников, одного белого, другого красного, и третьего черного, и все они ехали в сторону Яги.

Когда Василиса добралась до ее обиталища, то ее встретил высокий забор из кольев, усаженных человеческими черепами. Не менее жутким оказался дом Яги: например, вместо слуг у ведьмы было три пары рук, которые появлялись ниоткуда и исчезали неведомо куда. Но самым страшным в этом доме существом была Баба Яга.

Ведьма, однако, приняла Василису благосклонно и пообещала, что огня ей даст, если Василиса выполнит все ее задания. Выполнение тяжелых заданий - непременный путь героя. В отличие от сказок, о которых говорилось выше, в этой его проходит женщина, потому и задания у нее женские, просто их слишком много: и двор вычистить, и избу вымести, и белье перестирать, и обед приготовить, и зерна перебрать, и все - за один день. Само собой, если задания будут выполнены плохо, Баба Яга пообещала Василису съесть.

Василиса постирала одежду Яги, убирает ее дом, приготовила ей еду, потом научилась отделять здоровые зерна от зараженных, а мак - от грязи. После Яга позволила Василисе задать ей несколько вопросов. Василиса спросила о трех загадочных всадниках - белом, красном и черном. Ведьма ответила, что это ясный день, красное солнце и черная ночь, и все они - ее верные слуги. То есть Баба Яга в этой сказке - чрезвычайно могущественная колдунья.

После она поинтересовалась у Василисы, что же она не спрашивает дальше, про мертвые руки, например, и Василиса отвечает, что, мол, если много знать - скоро состаришься. Яга посмотрела на нее и, сощурившись, сказала, что ответ верен: слишком любопытных она не любит и ест. А после поинтересовалась, как это Василисе удается отвечать на ее вопросы без ошибок и как она умудрилась правильно выполнить всю работу.

Василиса ответила, что ей помогло материнское благословение, и тогда ведьма вытолкала ее за порог: "Не надо мне здесь благословенных". Но в придачу дала девушке огня - сняла с ограды череп, чьи глазницы полыхали пламенем. И когда Василиса вернулась домой, череп сжег ее мучительниц.

Жуткая сказка. А суть ее в том, что Василиса Прекрасная, выполняя задания Бабы Яги, многому у нее научилась. Например, стирая одежду Яги, Василиса в буквальном смысле увидела, из чего старуха сшита, пишет в своей книге "Бегущая с волками" известная исследовательница сказок Кларисса Эстес:

"В символике архетипа одежда соответствует персоне, тому первому впечатлению, которое мы производим на окружающих. Персона - нечто вроде камуфляжа, который позволяет показать другим только то, что хотим мы сами, и не больше. Но … персона - не только маска, за которой можно спрятаться, но присутствие, затмевающее привычную личность.

В этом смысле персона или маска - это знак ранга, достоинства, характера и власти. Это внешний указатель, внешнее проявление мастерства. Стирая одежду Яги, посвящаемая воочию увидит, как выглядят швы персоны, как скроено платье".

И так - во всем. Василиса видит, как и что Яга ест, как заставляет мир вертеться вокруг себя, а день, солнце и ночь - ходить у себя в прислужниках. И страшный череп, полыхающий огнем, который ведьма вручает девушке, в данном случае - символ особого колдовского знания, которое та получила, находясь у Яги в послушницах.

Колдунья, кстати, может, и продолжила бы обучение, не окажись Василиса благословенной дочкой. Но не сложилось. И Василиса, вооруженная силой и тайными знаниями, отправилась обратно в мир. В таком случае понятно, откуда у Василисы волшебные навыки, которые нередко упоминаются в других сказках. Так же понятно, почему она может быть и доброй, и злой.

Она по-прежнему благословенное дитя, но школу Бабы Яги тоже никуда не денешь. Потому Василиса перестала быть кроткой сироткой: ее враги погибли, а сама она вышла замуж за царевича и села на престол…

Главная героиня большинства русских народных сказок - это Василиса Премудрая. Она является воплощением женского идеала, в котором сочетается ум и красота. Василиса Премудрая является главным женским персонажем русской народной сказки "Царевна-лягушка". И эта сказка учит, что главное в человеке - это его внутренний мир, а не внешность. Поэтому Василиса Прекрасная предстает в образ лягушке, а только потом - царевны.

Чтобы составить описание Василисы Премудрой, нужно знать о чем говорится в сказке. Иван-царевич вместе с братьями по велению своего батюшки-царя решили найти невесту. Для этого они пускали стрелу, и на какой двор она упадет, там и их невеста.

Получилось так, что стрела Ивана оказалась на болоте, и его суженой стала лягушка. Но она оказалась необычной, она могла разговаривать, поэтому успокоила царевича, сказав, что все образуется.

Царь решил проверить, насколько его будущие невестки хозяйственны и умеют себя вести в обществе. Царевна-лягушка справлялась со всем благодаря тому, что она была заколдованной Василисой Премудрой. Иван-царевич узнал об этом и во время пира сжег лягушачью шкуру. Из-за его нетерпения Василиса оставила его.

Чтобы вернуть свою суженую обратно, Ивану пришлось победить Кащея Бессмертного. И Василиса Премудрая стала женой Ивана-царевича.

Почему героиня превращалась в лягушку

В описании Василисы Премудрой стоит выделить, что уже в ее имени сделан акцент на внутренний мир героини. И образ лягушки помогает донести до читателя мысль, что главное в человеке не внешность. И в русской женщине больше всего ценилось именно ее умение вести хозяйство и создавать в семье уют. Были важны ее внутренние качества.

И поэтому описание Василисы Премудрой следует начинать именно с того, что она предстает перед читателями именно в малопривлекательном облике лягушке. И то, как повел себя Иван-царевич - характерная реакция человека на некрасивую внешность. Но стоит отметить, что постепенно царевич привязался к своей необычной суженой именно благодаря ее внутренним качествам. То есть главного героя больше покорила не внешность, а характер героини.


Внешность главной героини

В описании Василисы Премудрой в "Царевне-лягушке" нужно сказать, что в сказке максимально стараются сконцентрировать внимание читателя на внутреннем мире героини. Поэтому подробно говорится о заданиях, которые дает царь девушкам. А вот конкретного описания внешности героини нет.

Если проанализировать внешний вид других героинь, то можно предположить то, как могла выглядеть царевна. Описание Василисы Премудрой могло быть таким: статная девушка с плавной походкой, длинной красивой косой и ясными голубыми глазами. Следует особо отметить то, что длинные волосы всегда считались основным признаком женственности, поэтому у всех героинь русских сказок была длинная коса.


Внутренний мир героини

Основной акцент в описании Василисы Премудрой из сказки нужно сделать на ее внутреннем мире. Ее характер наиболее полно раскрылся именно тогда, когда она выполняла задания царя. В описании Василисы Премудрой из сказки "Царевна- лягушка" следует отметить, что она была очень хозяйственна. Она умела готовить и вышивать, что очень ценилось в женщине.

Но стоит выделить и то, что несмотря на ее терпение, доброту и заботу об Иване-царевиче, она любила выделиться среди окружающих. Потому что во время пира она продемонстрировала свои способности: из еды и напитков сделала море и лебедей. Этим она подчеркнула свою особенность, исключительность и тем самым, она получила дополнительное преимущество перед невестами братьев. Однако девушка была знакома с правилами этикета и знала как вести себя в обществе, чем восхитила Ивана-царевича и царя.


В описании Василисы Премудрой нужно отметить, что она была воплощением идеала русской женщины. Она была не только красива, но и умна и умела вести хозяйство. В сказке "Царевна-лягушка" показано как Иван-царевич научился ценить человека прежде всего за его характер, внутренний мир, а не за красоту.

Вся сказка построена на противопоставлении главной героини, Василисы Премудрой и образа лягушки - царевны, которая умела делать все по хозяйству, и неумелых невестах других царевичей. Благодаря этому образ Василисы получился выразительным и стал отражением представления русского народа о настоящей женщине.

Как помним еще из детства, Василиса Премудрая - один из персонажей русских сказок, девушка, наделенная мудростью и рассудительностью. Это одна из самых привлекательных героинь, тем более, что кроме этих неизменных черт ее характера, ей присущи чистота души, доброта и скромность. Более подробную характеристику Василисы Премудрой мы дадим в этой статье.

Какова история Василисы Премудрой?

Самой известной сказкой о Василисе Премудрой, пожалуй, является «Царевна-лягушка». Там героиня предстает волшебницей, которую заколдовал собственный отец Кощей Бессмертный, так как дочь превзошла его в мастерстве магии (по другим версиям, Василиса отказалась выйти за него замуж, и за это ее заколдовали). Волей случая она становится невестой Ивана-царевича, а после пройденных испытаний - и его женой. Как мы помним, она использует свой дар, выполняя приказы царя, - выткать ковер, испечь хлеб. Когда царь устраивает пир, она на время сбрасывает лягушачью шкурку и предстает перед гостями в своем истинном виде - писаной красавицей.

Иван, увидев, какова на самом деле его жена, разумеется, желает, чтобы она осталась в таком виде навсегда и сжигает ее шкурку. Но выясняется, что он не должен был делать этого ни в коем случае, так как Василиса вынуждена вернуться к Кощею. После многочисленных трудностей, с которыми Ивану-царевичу пришлось столкнуться в поисках жены, он наконец находит ее и сражается с Кощеем Бессмертным, одерживая над ним победу, спасая тем самым Василису от злых чар.

Пара слов об имени

Имя Василисы, кстати, может быть указанием на ее высокое происхождение, поскольку один из переводов этого слова с греческого звучит как «царственная». Так, образ Василисы Премудрой украшается дополнительными смыслами.

Другой вариант сказки с Василисой Премудрой

В другой сказке, где главной героиней является Василиса Премудрая (в иных вариантах - Василиса Прекрасная, но этот эпитет встречается значительно реже, в сущности, он не имеет прямого отношения к смыслу этой сказки), она - молодая девушка, которую злая мачеха и не менее злые сестры отправляют в лес в услужение Бабе Яге. Вопреки их ожиданиям, колдунья не съедает Василису моментально, а оставляет ее у себя.

Когда девушка правильно и вовремя выполняет все поручения Бабы Яги (на самом деле героине помогает волшебная куколка, доставшаяся ей в наследство от матери), та, удивившись, что девушке все так удачно удается, узнает, что той помогает материнское благословение и отпускает ее, дав ей на прощание шест с черепом на конце. Его глаза светятся - чтобы не заблудиться по дороге домой. Когда Василиса возвращается домой, глаза черепа начинают светить еще сильнее и испепеляют мачеху и сестер. Подтекст этой сказки подробно разбирает в «Бегущей с волками» Кларисса Пинкола Эстес, известная исследовательница волшебных сказок. Поэтому, чтобы прочесть более подробную характеристику Василисы Премудрой, стоит обратиться к этому произведению.

Внешность Василисы Премудрой

Для того, чтобы дать краткое описание Василисы Премудрой, стоит упомянуть ее внешность. Однако, как и в большинстве сказок, о внешнем виде героине не сказано почти ни слова - лишь на царском пире Василиса выглядит писаной красавицей, но это достаточно размытое определение. Из этого становится ясно, что главным является не внешность персонажа, а черты его характера - тот внутренний смысл, который он несет в себе.

В «Царевне-лягушке», где Василиса сначала носит шкуру лягушки, это выражено как нельзя более точно, равно как и то, что эпитет, стоящий после имени героини, указывает в первую очередь не на красоту, а на ее мудрость. Но, в сущности, внешность не важна и еще по одной причине - Василиса является не столько личностью, сколько функцией - призом, который Иван-царевич получит после того, как пройдет положенные испытания. Поэтому здесь Василиса является скорее собирательным женским образом.

В другой же сказке внешность в принципе не имеет особенного значения, поскольку внимание действительно концентрируется на линии жизни героини (которая, как считают исследователи, является образом женской инициации, превращения девушки в женщину путем получения мудрости от старшей по возрасту и опыту).

Характеристика Василисы Премудрой: ее личность

В «Царевне-лягушке» на первый план выступают ее ум, величественность и одновременно простота. В «Василисе Премудрой» девушка предстает смелой, стойкой, также послушной старшим и сдержанной. И наконец, в обеих сказках героиня обладает способностью принимать решения и сохранять спокойствие духа в любых обстоятельствах.

На самом деле многие героини волшебных русских сказок обладают аналогичными чертами, в том числе и способностью к перевоплощению и другим магическим свойствам, что позволяет отождествить их - и Марью Моревну, и Василису Премудрую, и Марью-царевну, и Елену Прекрасную. Впрочем, давать характеристику Василисе Премудрой и другим схожим героиням мы можем, исходя лишь из слов и поступков, принадлежащим им.

Имя: Василиса Премудрая (Vasilisa Premudraya)

Страна: Киевская Русь

Создатель: славянский фольклор

Деятельность: царевна

Семейное положение: замужем

Василиса Премудрая: история персонажа

Культура русских традиционных сказок, в которых народ пытался высказать свое национальное мироощущение, многообразна. Рассказчики, передающие истории из уст в уста, выдумали колоритных персонажей, которые окутаны ореолом таинственности.


Так, в национальных книгах встречаются летающая на метле , хозяин подземного царства и Василиса Премудрая, которая олицетворяет добро, заботливость и решительность. В основном эта девушка выступает как невеста главного героя, будь то или , но первоначально героиню предстоит спасти, а потом уже жениться.

Образ и характеристика

) предстает в русских народных сказках красивой девушкой, обладающей аналитическим складом ума. Например, она умудрилась выполнить задание, данное Морским царем: героиня за одну ночь построила церковь из чистого воска. Василиса наделена магическими способностями, о чем свидетельствуют эти строки из «Царевны-лягушки»:
«Пошла Василиса Премудрая плясать с Иваном-царевичем. Махнула левым рукавом - стало озеро, махнула правым - поплыли по озеру белые лебеди».

Правда, рассказчики не дают скрупулезного описания внешности и костюма этой девушки, обращая внимание слушателей на черты характера. К тому же в каждой сказке Василиса играет разную роль. В большинстве историй героиня приходится дочерью царю – повелителю морских вод и подводных обитателей, обладающему несметными богатствами.


Некоторые проводят параллель между Василисой и , так как у этих персонажей есть общие черты. Героиню ждал тяжелый каждодневный труд, коварная мачеха и злые сводные сестры, которые отправили девицу в заколдованный лес в услужение к Бабе-Яге. Но, вопреки ожиданиям недоброжелателей, старая ведьма, живущая в избушке на курьих ножках, не съела Василису, а оставила ее у себя.

Девушка вовремя выполняла поручения старухи с крючковатым носом. Дело в том, что красавице помогала кукла-оберег, подаренная покойной матерью. Здесь опять можно привести аналогию с девушкой, потерявшей хрустальную туфельку, ибо у нее тоже был магический помощник – крестная фея, обладательница волшебной палочки. В конечном итоге Баба-Яга отпустила Василису на свободу и, чтобы та не заблудилась в дремучем лесу, подарила ей светящийся череп, насаженный на шест. Эту иллюстрацию можно увидеть в работе художника .


«Царевна лягушка» – пожалуй, самая популярная сказка о Василисе Премудрой, однако подобный сюжет с использованием антитезы встречается и в других странах, например, Италии и Греции. Произведение рассказывает о царе, у которого было три сына. Когда пришло время искать даму сердца, братья пустили по стреле, дабы выбрать себе невесту. Ивану-царевичу повезло меньше всех, потому что его стрела оказалась у лягушки. Но знал бы молодой человек, что в кожу земноводного облачена Василиса, жертва колдовских чар Кощея Бессмертного!

Несмотря на столь плачевное положение, девушка умудрялась справляться (при помощи колдовства или «мамок-нянек») со всеми заданиями царя, чтобы показать себя с наилучшей стороны: выткала ковер, испекла вкусный хлеб. Когда подходит время пира, Василиса сбрасывает лягушачью шкурку и предстает писаной красавицей, от которой невозможно оторвать глаз.


Иван-царевич пожелал, чтобы его супруга осталась в таком облике навсегда, поэтому втайне сжег «одежду» девушки. Но царский сын сделал ошибку, из-за которой Премудрая обязана вернуться в Кощеево царство. Поэтому главный герой, вооружившись луком, отправляется на поиски злого колдуна, дабы освободить свою невесту.

Помимо прочего, Василиса умеет разговаривать с животными, Солнцем и Луной. А в сказке «Морской царь» главная героиня перевоплотилась в утку, а своего спутника превратила в селезня, чтобы спастись от неистового владельца трона, обитателя морского пространства.

Экранизации

Сказки о Василисе Премудрой не раз превращались в мультики и кинофильмы, а роль героини исполняли именитые актрисы. Рассмотрим несколько популярных фильмов.

«Веселое волшебство» (1969)

В 1969 году режиссером Борисом Рыцаревым была поставлена киносказка по мотивам пьесы Нины Гернет и Григория Ягдфельда «Катя и чудеса». Сюжет картины вращается вокруг Кати: девочка случайным образом нашла волшебную «кощееву траву», которая может расколдовать Василису Прекрасную.


Когда уборщица Акулина Ивановна, которая в прошлом была Бабой-Ягой, рассказала школьнице историю о Кощее, они отправились навстречу приключениям, чтобы одолеть злого волшебника и спасти заколдованную девушку. Роль Василисы досталась актрисе Светлане Смехновой, а других персонажей исполнили Марина Козодоева, Андрей Войновский, Елизавета Уварова, и другие актеры.

«Там, на неведомых дорожках…» (1982)

Режиссер Михаил Юзовский порадовал заядлых киноманов кроссовером по мотивам книги «Вниз по волшебной реке». Картина рассказывает о том, как мальчик Митя Сидоров окунается в сказочные приключения и встречается с культовыми русскими персонажами, например, с Бабой-Ягой, которая предстает в облике доброй колдуньи.


Василису Афанасьевну Премудрую сыграла , которая поработала на одной съемочной площадке с Романом Монастырским, и .

«Чудеса в Решетове» (2004)

Режиссер показал любителям кинематографа оригинальную концепцию, поместив сказочных героев в современный мир. Персонажи вынуждены скитаться по свету. Они не могут оставаться на одном месте подолгу, ибо нестареющая Василиса и говорящий кот – это как минимум странно. Когда герои переезжают в провинциальный городок Решетов, там начинают твориться чудеса: то волшебная водица появляется в колодце, то бабушка Ядвига ночью летает на стиральной машинке.


В Василису перевоплотилась актриса Мария Глазкова, а в роли ее коллег по съемочной площадке выступили