Диктант. Сочетания ЖИ-ШИ, ЖЕ-ШЕ, ЧА

Диктант. Сочетания ЖИ-ШИ, ЖЕ-ШЕ, ЧА
Диктант. Сочетания ЖИ-ШИ, ЖЕ-ШЕ, ЧА

Урок русского языка во 2 «Д» классе
Урок закрепления и обобщения знаний
Тема: Правописание сочетаний жи, ши, же,ше, ча,ща, чу, щу
Цель: актуализировать знания учащихся о правописании сочетаний жи, ши,
же,ше, ча,ща, чу, щу.
Задачи:
Учебные:
1.повторить и обобщить знания учащихся о правописании сочетаний жи, ши,
же,ше, ча,ща, чу, щу.
2.совершенствовать навык правописания и самоконтроля.
Развивающие:
1. развитие орфографической зоркости;
2. развитие устной и письменной речи учащихся;
3. развитие познавательных интересов у учащихся.
Воспитательные:
1. воспитывать положительное отношение к учению;
2. воспитывать интерес к изучению русского языка.
Оборудование: презентация, карточки для индивидуальной работы, схема
предложения, сказочный герой Незнайка.
1.Организационный момент.
Ход урока
Прозвенел и смолк звонок,
Всех собрал нас на урок.
Все у парты ровно встали,
Улыбнулись, подровнялись
Тихо сели за свой стол,
Начинаем мы урок.
2.Сообщение темы и целей урока.
­ Ребята, сегодня на уроке мы будем повторять и обобщать знания о
правописаниях сочетаний жи, ши, же,ше, ча,ща, чу, щу. Слайд 1

3.Работа над темой урока
а) Проверка домашнего задания.
­ Начнём урок с проверки домашнего задания. Дома вы выполняли
упражнение 127. Все выполнили задание? Вопросы ко мне есть?
Тогда у меня есть вопросы к вам.
­По каким критериям вы оценили свою работу? (Правильность и
аккуратность.)
­Встаньте те дети, которые выполнили задание на высоком уровне.
­Молодцы. А остальные должны более внимательно выполнять домашнее
упражнение.
­Назовите слова с сочетаниями ча, чу из домашнего текста. (Пыхчу, не хочу,
чай.)
Игра «Назови слово»
­ Ребята, какие ещё слова с этими сочетаниями вы знаете? Я предлагаю вам
сыграть в игру. Я буду бросать мяч, а вы называете мне слово с этими
сочетаниями.
б) Чистописание.
­К нам в гости на урок пришёл гость, а кто, вы узнаете, когда отгадаете
загадку:
Он, конечно, самый главный
Озорник­шалун забавный.
Он в огромной синей шляпе
Неумеха и растяпа. (Незнайка.) Слайд 2
­Незнайка пришёл к нам в гости не с пустыми руками. А что он вам принёс, вы
сейчас узнаете из загадки:
Листья жёлтые летят,
падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковёр ложатся!
Что за жёлтый снегопад?
Это просто….(Листопад) Слайд 2
­Он принёс нам букет из осенних листьев. Это не простые листья, а сказочные.
На каждом из них задание для вас. (Открывается листок на доске)
­Вот первое задание: послушайте стихотворение и скажите, какой звук чаще
всего встречается в стихотворении.
Чайка, чайник вскипятила,
Чайка чаек пригласила:

­Какой согласный звук чаще всего встречается? (Звук ч)
Приходите все на чай!
Сколько чаек? Отвечай!
Характеристика звука.
­Давайте скажем Незнайке, какой это звук? (Согласный, шипящий, непарный
глухой, всегда мягкий).
­Какой буквой на письме обозначается звук ч? (Буквой Ч).
Пальчиковая гимнастика «Замок».
На дверях висит замок,
Кто открыть его бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли.
­Пропишите в своих тетрадях заглавную и строчную буквы Ч,ч.(Дети пишут
буквы, чередуя заглавную и строчную, одну строчку).
­Обведите карандашом ту букву, которая получилась у вас лучше всего.
­Какие ещё шипящие звуки вы знаете? (ж, ш, щ)
­Правописание каких сочетаний с этими буквами нужно знать на уроках
русского языка? (Дети называют сочетания парами, и прописывают их в
тетради).На доске появляются опорные схемы.
­Ребята сформулируйте цели нашего урока. (Повторять и закреплять
знания о правописании сочетаний жи, ши, же,ше, ча,ща, чу, щу,
совершенствовать навык грамотного письма.)
в) Словарная работа. Слайд 3
­ На втором листочке нам Незнайка принёс новое словарное слово, а какое,
узнаете из загадки.
а) Отгадайте загадку: Слайд 4
Чтобы я тебя повёз, не нужен мне овес…
Накорми меня бензином, на копытца дай резины.
(машина)
б) Игра «Живые буквы» (Выходят дети, у которых на парте лежат буквы,
и составляют слово «машина», затем выходит ученик с ударением.)
Слайд 4
­Запишем это слово.
в) Анализ слова:
­Сколько слогов в слове? (3 слога, потому что 3 гласных звука)
­На какой слог падает ударение? (ударение падает на второй слог)

­Какой слог безударный? (в первом слоге безударная гласная а)
­Какую букву надо писать? (а)
­Найдите шипящий звук в слове? (ш)
­Какой это звук? (согласный, всегда твердый, шипящий, парный глухой.)
г) Образование слов от слова машина.
­Как называют игрушечную машину? (машинка) Слайд 4
­Запишем это слово в тетради
­Где стоят новые машины? (машинный двор) Слайд 4
Слайд 5
д) Работа с поговоркой.

­Существует поговорка «Машина любит ласку, чистоту и смазку».
Почему так говорят?
(если не ухаживать за машиной, то она поломается, …)
­Как вы, мальчики, относитесь к своим игрушечным машинкам?
­А девочки к своим игрушкам?
е) Межпредметная связь.
­Какие виды машин вы знаете? Слайд 6
(служебные, для перевозки товаров, для личного пользования)
г) Физминутка.
д) Игра «Исправь ошибки»
На доске и на карточках у каждого ребёнка написаны слова с ошибками.
­Ребята, Незнайка просит вас помочь ему. Он написал слова, но не уверен,
правильно ли. Давайте прочитаем эти слова и проверим их.
Жэлезо, чудо, роща, чяйник, жывой, щука.
(Дети по одному выходят к доске и исправляют ошибки, а также на местах на
карточках.)
­Прочитайте ещё раз слова и подумайте, какое слово лишнее и по какому
признаку.(Живой – это слово­признак; железо – в нём три слога).
«Крылатые слова»
­Ребята, существуют такие выражения: «живое слово» и «живая вода».
Давайте запишем их.(На доске запись: Ж..вая вода, ж..вое слово.)
­Какие буквы вставим на месте пропусков? (Букву и)

­Где вы слышали выражение «живая вода»? (Вода, обладающая
определёнными волшебными или сверхъестественными свойствами.
Например, в сказках, живая вода способна оживлять мёртвое тело.)
­Кто знает, какое слово живое? (Речь, содержащая свежие, интересные
мысли, волнующая и трогающая слушателя.)
е) Гимнастика для глаз.
Чтоб глаза ваши зоркими были,
Чтоб в очках вам не ходить,
Эти легкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся - что такое
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведем глазами дружно.
Ну, а дальше - будь здоров.
ж) Работа в парах. Игра «Поле чудес» Слайд 7
­Следующее задание от Незнайки – это кроссворд. Запишите в ячейки
кроссворда слова, соответственно номерам рисунка. На это задание вам три
минуты.
1
2
3
4
5

1 Ч
У
Ч
Л
О
2 Ч
А
3
Ч
4 С В Е Ч А
Й
Н
И
Ы
5 Ч А Ш К А
­Проверим по слайду. Слайд 7
(Дети по очереди называют слова в кроссворде и орфограмму в них.)
з) Работа по учебнику. Упр.
и) Дифференцированная самостоятельная работа по разно­уровневым
карточкам.
1-й уровень
Ребята ч..сто бегали в рощ.. . Весной там цветут ландыш.. .
Дети видели ж..вую лису. У неё пуш..стый хвост.
2-й уровень
Ребята ___сто бегали в ро____. Весной там цветут ланды___.
Дети видели ____вую лису. У неё пу_____стый хвост.
3-й уровень. – “Соберите” предложения, используя слова для
справок.
Ребята ___________бегали в _____________. Весной там цветут___________.
Дети видели ___________ лису. У неё _____________хвост.
Слова для справок: рощ.., ландыш.., ч..сто, пуш..стый, ж..вую.
Проверка.
­Сколько предложений в тексте?

– О чём или о ком текст?
– Как можно озаглавить текст? (предположения учащихся)
­Какая орфограмма встречается в этих словах?
3.Подведение итогов урока
­Ребята, над какой орфограммой мы сегодня работали на уроке?
4. Домашнее задание.
­Дифференцированное задание на карточках.
1 уровень
Дятлы
Трещ..т морозы. В лесу тиш..на. Только дятлы стуч..т по стволам.
Они ищ..т пи.. под корой. Дятлы любят долбить ш..шки. Там они
и..т вкусные семена.
2 уровень
Дятлы

и__т вкусные семена.
3 уровень
Дятлы
Тре__т морозы. В лесу ти__на. Только дятлы сту__т по стволам.
Они и__т пи__ под корой. Дятлы любят долбить __шки. Там они
и__т вкусные семена.
Слова для справок: ищ..т, трещ..т, пищ.., ш..шки, тиш..на,
стуч..т.
5. Рефлексия «Волшебное дерево»
­Незнайке очень понравилось, как вы справились с его заданиями. Давайте и
вы сделаете ему подарок – нарядите деревце листочками. У вас на партах
лежат листочки, напишите несколько слов с сочетаниями же, ше, жи, ши, ча,
ща, чу, щу. На это вам даётся 1 минута.
­(По истечении одой минуты). Кто считает, что он ещё не совсем усвоил
правила написания сочетаний, прикрепите листочек на нижние веточки.

­ Кто думает, что он знает, как надо писать сочетания, прикрепите листочек
на средние веточки
­ Кто уверен в том, что он не только сам знает как писать сочетания, но и
может помочь товарищу, прикрепите листочек на верхние веточки.

Цели:

  • практическая : формировать навык правописания буквосочетаний жи-ши, же-ше в словах
  • образовательная : расширение кругозора учащихся, создание на уроке ситуации успеха, развитие умений оценивать свою работу
  • воспитательная : воспитание умения слушать и слышать, воспитание аккуратности, прилежности
  • развивающая : развитие орфографической зоркости, тренировка слуховой памяти, развитие умений производить звуко-буквенный анализ слов

Задача: сопутствующая : совершенствование каллиграфических навыков, умений делить слово на слоги

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, мультимедийная презентация, плоскостные наглядные пособия, бэджи с буквами ж, ш

Ход урока

Этап 1: Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
Доброе утро!
Доброе утро
Солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!

Учитель: Садитесь, ребята. Сегодня на уроке мы отправляемся в сказочное путешествие. (слайд 1 , см. Приложение 1 ) Давайте проверим, все ли мы взяли с собой: учебник – это наш компас, по нему мы будет сверять путь, ручка и карандаши – наши волшебные палочки, тетрадка – наша карта путешествия.

Этап 2: Постановка темы и целей урока

Учитель: Тема нашего урока – “Путешествие в страну Буквосочетаний” (слайд 2). Нам предстоит узнать (слайд 3 ) , какие буквы живут в стране Буквосочетаний, с кем они дружат, а с кем – нет, мы попробуем разгадать их секреты и найти на все вопросы ответы. А для этого нам нужно быть

  • внимательным,
  • старательным,
  • аккуратным,
  • писать в тетрадках опрятно.

Откройте свои тетради и запишите дату нашего путешествия. Посмотрите, к кому мы сегодня идем в гости (слайд 4 . Правильно, к буквосочетаниям ЖИ-ШИ, ЖЕ-ШЕ. Чтобы не забыть, как их зовут, давайте запишем имена этих буквосочетаний в свои тетрадки.

Минутка чистописания

жИ шИ жЕ шЕ жИшИ жЕшЕ

– Прочитайте предложение:

В лесу ежик жил, зверям одежду шил.

– Почему именно ёжик шил зверям одежду? (У него иголки).

– Найдите в предложении слова, которые отличаются друг от друга только одной буквой.

– Запишите эти слова в тетрадь, обращая внимание на правильное соединения букв в словах. Выделите кружочком сочетания жи-ши .

Этап 3: Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Учитель: Мы научились с вами правильно писать буквосочетания жи-ши, же-ше, и они приглашают нас к себе в гости. Буквосочетания живут в замке (слайд 5 ) . Замок стоит на высокой горе. Чтобы в него попасть, нам нужно будет преодолеть много препятствий. Вы готовы, ребята?

Мы сейчас узнаем, какой рюкзачок знаний вы дома собрали в дорогу. Я буду вам показывать ряд картинок. Ваша задача: найти лишнюю в ряду картинку и объяснить, почему она лишняя (слайд 6, 8, 10 )

Лексическая работа со словами камыш (слайд 7 ), ежевика (слайд 9 ).

Дома вы работали еще и над упражнением 109 на стр. 74 учебника. Поменяйтесь сейчас тетрадями. Проверьте, правильно ли ваш сосед сделал домашнее задание. (Проводится взаимопроверка)

Этап 4: Работа над новым материалом.

Учитель: Вы отлично справились с заданием. Мы начинаем наше восхождение к замку. Ребята, вы готовы узнать секреты букв Ж, Ш и вывести правило? Знание правила поможет нам открыть двери замка буквосочетаний. Я задам вам сейчас 3 вопроса:

  1. Ребята, скажите буквы Ж и Ш – твердые или мягкие? (Это твердые согласные)
  2. Какие гласные пишутся после твердых согласных? (А, О, У, Э, Ы).
  3. А что делают гласные Е, Ё, И, Е, Ю?

Вы правильно ответили на вопросы, и сейчас я открою вам секрет. Когда-то наши буквы Ж и Ш были мягкими. И в соответствии с произношением после них писали гласные И и Е. Но это было не очень удобно. Попробуйте сами произнести слова жир, железо мягко. Поэтому Ж и Ш со временем затвердели, но они настолько привыкли к своим соседкам И и Е, что не захотели с ними расставаться (слайд 11). И тогда Царь русского языка издал указ(слайд 12): “Повелеваю писать после Ж,Ш гласные И и Е”.

А теперь, ребята, подумайте: пишем мы жи-ши, же-ше с И и Е, а какие же гласные звуки мы слышим? (Звуко-буквенный анализ слов. Слова выставляются на наборное полотно).

Лексическая работа со словом жесть (слайд 13 )

Учитель: Теперь мы готовы вывести правило: Твердо …, мягко …. (слайд 14 )

У нас получилось:

Сверим по нашему компасу, по учебнику, на верном ли мы пути (слайд 15). Читаем правило на стр. 75. Закрепим новый материал. Нам поможет упражнение 111. Читаем, что нужно сделать в упражнении: “Измените слова так, чтобы они обозначали много предметов. Запишите эти слова в тетрадь”.

Слова для записи: морж, стриж, чиж, ёж, ёрш, мышь, уж.

Образец: Моржи, …. .

Физкультминутка

(слайд 16 )

Я вижу, что путешественники устали. Давайте сделаем небольшой привал. (Физкультминутка выполняется под музыку).

А я не знал, что я расту (поднимаем руки вверх)
Все время, каждый час. (наклоны головы)
Я сел на стул – расту, (приседания)
Расту, шагая в класс. (шаг на месте)
Расту, когда гляжу в окно, (повороты туловища)
Расту, когда сижу в кино,
Когда светло, когда темно, (наклоны)
Расту я все равно.
Идет борьба за чистоту, (бег на месте)
Я подметаю и расту. (наклоны, взмахи руками)
Сажусь я с книжкой на тахту, (повороты туловища)
Читаю книжку и расту.
Расту я в дождик и в мороз, (подняться на цыпочки, руки вверх)
Я даже маму перерос! (прыжки)

Гимнастика для глаз

(слайд 17 )

Этап 5: Усвоение нового материала. Выполнение тренировочных упражнений

Учитель: Мы с вами все ближе и ближе подходим к замку буквосочетаний. Но нам нужно пройти через заколдованный лес (слайд 18) . А там на каждом углу подстерегают опасные Ошибки. Чтобы их избежать, нужно быть очень внимательными и правильно выполнить все задания.

  1. “Найди слово, которое заблудилось” (слайд 19 ), выпиши его в тетрадь, выдели орфограмму. (мыши , лужи , же лезо, ше лест).
  2. Буквоешка съел буквы (слайд 20–21 ). Помоги братьям Ж и Ш “починить” слова.

Те из вас, у кого на бэдже буква Ж, помогают брату Ж, у кого Ш – брату Ш.

Физкультминутка

(слайд 22 )

(Дети показывают то, о чем говорится в стихотворении)

И вот пришел теперь черед
Сыграть в игру “наоборот”.
Скажу я слово высоко
А ты ответишь – …
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь – …
Скажу я слово лучше
А ты ответишь – …
Скажу я слово шире,
А ты ответишь – …
Скажу я слово тоньше,
А ты ответишь – …
Скажу я слово меньше
А ты ответишь – …
Скажу я слово громче,
А ты ответишь – …
Скажу я слово дальше,
А ты ответишь – …
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь – …
Скажу я слово потерял,
И скажешь ты нашел.
Тогда скажу я слово трус
Ответишь ты храбрец.
Теперь начало я скажу,
Ну, отвечай: конец!

Нам осталось совсем чуть-чуть, замок уже виден. Но путь нам преградила река. Нужно построить мост из слогов (слайд 23 ). Разделим слово на слоги и тогда мы переправимся на тот берег. (Слова выставляются на наборном полотне: ворона, погода, корова, щенок, язык, молодец ).

Этап 6: Подведение итогов, рефлексия, оценивание работы учеников

Мы молодцы, ребята! (слайд 24 ) Теперь мы Знайки!! Двери замка буквосочетаний для нас открыты и ни одна ошибка нам не страшна!

Оглянемся назад. Еще раз вспомним, какие буквы живут в замке? С кем они дружат? Узнали ли мы секрет буквосочетание жи-ши, же-ше?

Спасибо за урок. Особо хочу отметить работу…

В качестве домашнего задания я предлагаю вам выбрать одно из буквосочетаний жи, ши, же или ше , придумать слова, где оно встречается, записать их в тетрадку. Вы можете также нарисовать рисунок о том, как мы сегодня путешествовали.

Наше путешествие сегодня не заканчивается. На следующих уроках мы будем с вами раскрывать секреты других буквосочетаний, выполнять интересные задания, будет помогать буквам и звукам бороться с опасными Ошибками. Нас ждут удивительные приключения!

До новых встреч, друзья! (слайд 25 )

Работа со звуковым столбиком.

– Рассмотрите звуковой столбик.

– Каким цветом должны быть помечены звуки, о которых мы говорим?

(Голубым и зеленым.)

– Где в звуковом столбике находятся твердые звуки: слева и или справа?

– Движемся взглядом по левому столбику,отыскиваем глазами согласные,

у которых справа в скобках стоит прочерк, то есть нет мягкой пары.

Слайд 7

Произнеси звуки ж, ш, ц.

Какие звуки обозначают буквы ж, ш, ц: твердые или мягкие?

Сделайте cвой вывод.

5.Этап реализации построенного проекта

Волшебница говорит:

- Не все согласные звуки имеют пару по твердости-мягкости.

Есть всегда твёрдые согласные звуки (ж, ш, ц), а есть всегда мягкие согласные звуки

(щ, ч, й).

Учитель: - Ребята, какая задача стоит перед вами дальше? (выяснить в каких случаях

пишутся сочетания жи -ши, же-ше.) Слайд 8

Для этого нужно провести исследовательскую работу.

Учитель:

– Произнесите слова и поставьте ударение: жизнь, жир, чижи. Слайд 9

– Как вы произносите? (твердо) какой слышим звук? (ы)

– А теперь произнесите слова и поставьте ударение: шип, шишка, машина. Слайд 10

Какая буква написана после Ж и Ш, а какая стоит под ударением? (и)

Волшебница:

- Правильно! В старину произносили эти звуки мягко [ш’] и [ж’] Слайд 11 . Но сейчас

они стали твердыми. Это старинное произношение до сих пор отражается на письме.

Учитель: Сделайте вывод.

Прочитайте на стр 57 1-ое правило Слайд 12

Записаны слова: шесть, шерсть, ж есть, служебный. Слайд 13

Прочитайте слова.

Обращаемся к словарю.

Что такое жесть? (это лист железа, только очень тонкое.)

– как вы произносите? Какой звук слышите?(э) Какая буква написана после Ж, Ш.

Догадываешься, в какими раньше были произношения этих звуков? Попробуйте

Сделайте вывод. Прочитайте 2-ое правило на стр 58 Слайд 14

Как писать сочетание же-ше?

Запомните: же–ше пиши с буквой е . Слайд 15

– Вставьте пропущенные буквы в слова: ж..них, ш …стой. Слайд 16

– Подумайте, почему вы не смогли этого сделать? Если затрудняетесь ответить,

обратитесь за помощью к Летучей Мыши (с. 58).

Сделайте свой вывод. Слайд 17

(Сочетания жи–ши, же–ше пиши только под ударением.)

Вывод Волшебницы.

Слайд 18

Твёрдо слышится-

Мягко пишется.

Физкультминутка

Слышит мишка краем уха,

К Как жужжит над ухом муха.

Мишка лапой муху хвать!

Мухи слыхом не слыхать!

И понять не может мишка,

Отчего над ухом … (шишка) .

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Волшебнице понравилась ваша работа. Она предлагает вам кое-что Слайд 19

Работа по учебнику с. 59 упр.25.

Запись слов с проговариванием. Выпиши слова, вставив в них пропущенные

буквы.

Пользуйся правилом!

Сочетания жи-ши, же-ше подчеркиваем.

7. Этап рефлексии

На доске мухомор, шапка поделена на 3 части, каждая часть символизирует вопрос.

Интерес на уроке. Моя активность на уроке. Мои знания. С помощью цветов оцени себя.

(красный- очень, зеленый – не очень, желтых –не понравилось совсем)

8. Заключительный этап – итог

- Каким правилом пользовались, что бы правильно написать слова?

Урок русского языка во 2 классе «Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це»

Тема: Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це

Цели деятельности педагога : создать условия для формированиязнаний об особенностях звуков[ж], [ш] как всегда твердых; способствовать развитию навыка правописания слов с сочетаниями жи–ши, же–ше под ударением.

Планируемые результаты образования :

предметные: научатся определять звуки[ж], [ш] как всегда твердые, писать правильно словарные слова, слова с сочетаниями жи–ши, же–ше, ци, це, цы;

метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)):

регулятивные – понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

познавательные – осуществляют смысловое восприятие текста; коммуникативные – формулируют собственное мнение и позицию, принимают позицию партнера, в том числе отличную от своей;

личностные: проявляют первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Ход урока

I. Организационно-мотивационный этап.

1. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Приветствие.

Учитель:

Придумано кем-то

Просто и мудро.

При встрече здороваться:

Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится

Добрым, доверчивым,

Доброе утро длится до вечера.

Доброе утро, девочки!

Доброе утро, мальчики!

Ребята, сегодня на урок к нам пришли гости. Мы покажем нашим гостям, как мы работаем на уроке и то, что уже умеем делать.

Пожелаем гостям доброго утра.

Дети: Доброе утро!

Учитель: Мы рады приветствовать вас на нашем уроке.

II . Целеполагание

- Откройте учебники на стр. 63, прочитайте тему. Просмотрите страничку учебника. Над каким правилом будем работать на уроке? (правописание сочетаний жи, ши, ци, же, ше, це.

–Поставьте перед собой цель на сегодняшний урок.

1.Узнать, зачем нужны правила. 2.Научиться писать слова с сочетаниями жи, ши, ци, же, ше, це.

Учитель: Посмотрите на доску. Расскажите, по какому плану мы будем работать?

Жи, ши, ци.

Каждый урок несет в себе что-то новое. Повторите, на какой вопрос мы должны сегодня ответить? (Зачем нужны правила?).

1 этап.

Работа в паре. У вас на партах лежат карточки. Прочитайте предложение.

В цирке жили малыши. Подчеркните буквы, которые обозначают всегда твердые согласные звуки.

Проверка. Назовите буквы, которые вы подчеркнули. Дайте характеристику звуков.

На доске: В цирке жили малыши. (Дети называют – учитель подчеркивает)

Какие орфограммы вы видите в этом предложении? На какое правило?

Уч. С. 63. Прочитайте правило.

III . Чистописание :

Как пишутся сочетания жи, ши, ци под ударением? Как пишутся сочетания же, ше, це под ударением?

Работа в тетрадях. Запишем сочетания в тетрадь.

Повторение правил письма.

Над каким этапом работали?

IV . Актуализация опорных знаний.

V . Работа по теме урока.

2 этап. Где нам пригодятся эти знания? Что пишем дальше? (слова)

1. Словарный диктант.

Для мамы сегодня внимательный сын

Чудесные розы поставил в … (кувшин) .

Не поедет без бензина

Ни автобус, ни … (машина) .

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках целый год? (ежиха)

Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын … (жираф) .

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки

Белые (снежинки).

На доске ключ: Кувшин, машина, ежиха, жираф, снежинки.

Взаимопроверка.

– В каком слове не можете определить букву по этому правилу? Почему? Слово не подходит к этому правилу. (В слове «жираф», так как гласная безударная.) Когда мы можем пользоваться этим правилом? (Когда гласная под ударением).

Учитель: Удалось вам на этом этапе вспомнить и применить правило? Поставьте на полях цветной кружок (зеленый-вспомнили, желтый-не совсем, красный-совсем не вспомнили). Покажите мне карандаш, которым вы рисовали кружок.

VI . Физкультминутка

Я называю слова, если ударение падает на и или е – встаете, руки поднимаете вверх, если безударные – приседаете.

Лыжи, ежи, мыши, цех, цирк, стрижи, ландыши, циркуль, груши, церковь.

VII . Закрепление изученного материала.

Где применили правило? (В словах). С каким этапом урока справились? Что составляем из слов? (Предложения).

Придумайте предложение с любым словом на это правило. (Дети называют предложения). Повторите, как оформляем предложение на письме.

Запись предложения в тетрадь.

Учитель: В каком слове в вашем предложении встретилось правило?

Выполнили 3 этап? Что составляем из предложений? (Текст).

4 этап.

2.Работа в группе над деформированным текстом.

– Текст рассыпался. Расставьте предложения в нужной последовательности.

Карточка:

Звали кота Барсик. Ушки и шейка белые. У Славы жил кот. Сам он рыжий. Слава любил играть с котом. Хвост пушистый.

Проверка.

Встретились ли в тексте слова на наше правило? Какие? С каким этапом урока мы закончили работать?

Какой этап мы не выполнили? Какой вопрос вы перед собой ставили в начале урока, но на него ответа пока не нашли? (Зачем нужны правила?) Как вы думаете, зачем?

Учитель. Правильно, правила нужны для того, чтобы уметь писать грамотно.

VIII . Итог урока.

– Напомните, пожалуйста, какую цель мы перед собой ставили?

(Научиться писать слова)

– Когда появляются правила? (Правило появляется там, где есть что-то необычное.)

– Что необычного в сочетаниях жи, ши, ци? (Слышим [ы], а пишем и.)

Что необычного в сочетаниях же, ше, це? (Слышим [э], а пишем е.)

Рефлексия на конец урока.

Выберете любое высказывание и продолжите его.

Сегодня я узнал… (для чего нужны правила, что правила появляются там, где есть что-то необычное)

У меня получилось… (написать диктант без ошибок… и т.д)

Было трудно…

Было интересно…

Теперь я умею… (писать сочетания ши, жи, ци под ударением без ошибок)

В начальной школе мы изучим много правил. Надо их учить, чтобы быть грамотными.

– Молодцы! Сегодня очень хорошо работали …

Урок закончен.

В цирке жили малыши.

Звали кота Барсик.

Ушки и шейка белые.

Попова Аксана Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ школа №24
Населённый пункт: г Дзержинск Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це"
Дата публикации: 09.01.2016
Раздел: начальное образование

Тема: Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це.
Ц е л и

д е я т е л ь н о с т и

п е д а г о г а:
создать условия для формирования знаний об особенностях звуков [ж], [ш] как всегда твердых; способствовать развитию навыка правописания слов с сочетаниями жи–ши, же–ше под ударением.
П л а н и р у е м ы е

р е з у л ь т а т ы

о б р а з о в а н и я: предметные:
научатся определять звуки[ж], [ш] как всегда твердые, писать правильно словарные слова, слова с сочетаниями жи–ши, же–ше, ци, це, цы;
метапредметные
(критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): р е г у л я т и в н ы е – понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; п о з н а в а т е л ь н ы е – осуществляют смысловое восприятие текста; к о м м у н и к а т и в н ы е – формулируют собственное мнение и позицию, принимают позицию партнера, в том числе отличную от своей;
личностные УУД:
проявляют первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности I.
С ц е н а р и й

у р о к а

I. Организационно-мотивационный этап.
1. Проверка готовности учащихся к уроку. 2. Приветствие. Слайд 1. Звучит музыка: Э.Грига «Утро» Учитель: Придумано кем-то Просто и мудро. При встрече здороваться: Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам! И каждый становится Добрым, доверчивым, Доброе утро длится до вечера. Доброе утро, девочки! Доброе утро, мальчики! Ребята, сегодня на урок к нам пришли гости. Мы покажем нашим гостям, как мы работаем на уроке и то, что уже умеем делать. Пожелаем гостям доброго утра. Дети: Доброе утро!
Учитель: Мы рады приветствовать вас на нашем уроке.
II. Целеполагание

-
Откройте учебники, найдите новую тему. Какой значок? - Посмотрите в оглавлении как называется эта тема. (слайд 2) –Поставьте перед собой цель на сегодняшний урок.(слайд 3) Для меня сегодняшний урок….. (повторения) Я читаю тему урока и думаю, что….(мы повторим твердые согласные у которых нет пары – ж,ш,ц; вспомним особенности их правописания) На уроке мне хотелось бы не только….(повторить учебный материал, но и узнать что-то новое, потанцевать на физминутке, поработать в парах и т.д) – Сядьте ровно, ноги опустите, спинка прямая. Вы сегодня самые красивые, умные, внимательные и сообразительные. Я желаю вам добиться успехов в достижении этой цели.
III. Чистописние
: Читаем предложение на слайде 4: В цирке жили малыши. - Что вы скажите о звуках [Ж] - [Ш], какие они? (Парные по звонкости – глухости, не имеют пару по мягкости). О звуке [Ц]? (не имеет пару по мягкости) - Какие орфограммы вы видите в этом предложении? На какое правило? - Давайте вспомним, как пишутся эти буквы: Шш Жж Цц Пишем буквы. (слайд 5) Повторение правил письма.
IV. Актуализация опорных знаний.
– Вспомните правила, с которыми познакомились на предыдущих уроках. (Учебник, с. 57, 58, 60.) Незнайка считает, что без правил можно легко прожить. (слайд 6) Н е з н а й к а. Зачем мне правило учить? Без правил я могу прожить! И так могу я написать Любой диктант с отметкой «пять»! – «Зачем нужны правила?» – это тема нашего урока.
V. Работа по теме урока.

1. С л о в а р н ы й

д и к т а н т.
– Я буду читать вам стихотворение, а вы угадываете последнее слово и записываете его в тетрадь. Для мамы сегодня внимательный сын Чудесные розы поставил в … (кувшин). Не поедет без бензина Ни автобус, ни … (машина).
Ведет медведя в балаган На веревочке … (цыган). Вяжет мама длинный шарф, Потому что сын … (жираф). Учитель открывает доску, на которой эти же слова записаны Незнайкой:
Кувшын,

машына, цеган
.
жераф.
– Посмотрите, что написал Незнайка. Скорее исправьте ошибки, пока Анишит Йокоповна не заметила. – В каком слове не можете определить букву? Почему? (В слове «жираф», так как гласная безударная.) – Теперь вы можете объяснить, для чего нужны правила? (Ответы учащиеся.)
2.Ч т е н и е

у ч е б н и к а (с. 62–63).
– Незнайка решил исправиться. Он выучил правило. А вы? (слайд 7)
V I.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а «Цирк»

VII. Закрепление изученного материала.

1. Р а б о т а

у ч е б н и к у.
Уп р а ж н е н и е 29, с. 63. -Прочитаем задание. _Прочитаем текст упражнения -Первые трое правильно выполнившие будут консультантами и вместе со мной будут проверять остальных. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а. – Маша не стала выписывать слова: ш..мпанзе, ж..рафа, ж..вет. Вы согласны с Машей? Почему? (Гласные в этих словах безударные.)
Ф и з к у л ь т м и н у т к а (д л я

г л а з

« О б л а к а »)

2.Работа в парах над текстом.
– Во всех предложениях потерялись точки, как же быть? Слайд 11 . Дети идут в рощу стучат дятлы под кустом шуршит ежик Спишите предложения, расставив знаки препинания. Выделите знакомые орфограммы. Выпишите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает. Взаимопроверка Слайд 12 . Дети идут в рощу. Стучат дятлы. Под кустом шуршит ежик. Ежик – 4 б., 5 зв.

VIII. Итог урока.
– Напомните, пожалуйста, какие цели мы перед собой поставили? ….(мы повторим твердые согласные у которых нет пары – ж,ш,ц; вспомним особенности их правописания) (узнать что-то новое) – мы узнали, для чего нужны правила. Когда они появляются? (Правило появляется там, где есть что-то необычное.) – Что необычного в сочетаниях жи, ши, ци, же, ше, це? (В этих сочетаниях мы пишем гласные «и», «е» после твердых согласных.)
Рефлексия на конец урока.
Ребята выбирают любое высказывание и продолжают его. (слайд 13) -Сегодня я узнал… (для чего нужны правила, что правила появляются там, где есть что-то необычное) -У меня получилось… (написать диктант без ошибок… ит.д) -Было трудно… -Меня удивило…(пение птиц на уроке…) -Было интересно… -Теперь я умею… (писать сочетания ши, жи, ци, же, ше, це под ударением без ошибок) – С каким настроением вы заканчиваете наш урок? У вас на столе лежит рисунок-раскраска “Ежик”. (слайд 14) Если вам понравился урок, вы все поняли, делали правильно, довольны своей работой и у вас хорошее настроение, то нарисуйте ежику красивую улыбку красным карандашом. А если вы не очень довольны своей работой и от этого у вас испортилось настроение, то нарисуйте на его мордочке огорчение простым карандашом. Давайте посмотрим! – Молодцы! Сегодня очень хорошо работали … Урок закончен.