Описание картины В. М

Описание картины В. М
Описание картины В. М

"Царевна-Лягушка", Виктор Михайлович Васнецов, 1901-1918 гг., холст, масло, Дом-музей В. М. Васнецова, Москва

Картина «Царевна-Лягушка» написана

по мотивам одноименной сказки.

Изобразил тот момент, когда прекрасная Царевна танцевала и творила чудеса: озеро с белыми лебедями.

Композиция картины продумана и гармонична. Каждой детали художник уделил много внимания.

На полотне изображены богатые царские палаты с расписными стенами и коврами. Художник нарисовал лишь малую часть накрытого белой скатертью стола, но видно, что пир был пышным и знатным.

Царевна одета в нарядное изумрудное платье, её волосы заплетены в густые косы, а голову украшает прекрасная диадема.

Все герои изображены в движении, кажется, что время остановилось лишь на секунду. Создаётся впечатление, что вот-вот и музыканты продолжат играть, а Царевна - грациозно танцевать.

На лицах музыкантов радость и восхищение красотой девушки, совсем недавно бывшей лягушкой.

Картина «Царевна-Лягушка» Виктора Михайловича Васнецова наполнена сказкой и праздником. Произведение в целом очень красочное, яркое, с множеством деталей. Художник великолепно продумал и написал каждый образ. Эту картину можно с уверенностью назвать одной из лучших иллюстраций русских народных сказок.

28.11.2014

Описание картины Виктора Васнецова "Царевна-лягушка "

На этой картине изображена сцена из известной всем русской народной сказки «Царевна-лягушка». В центре картины представлена молодая девушка. Она повёрнута к зрителю спиной, но её голова немного обращена назад. Видно, что эта девушка очень хороша собой. Её тело изгибается, руки широко разведены в разные стороны. Голова, на которой красуется небольшая корона, запрокинута назад таким образом, что кажется, будто это великолепная длинная девичья коса немного тяжела для своей обладательницы. Вся поза свидетельствует о том, что царевна находится в танце.

Красавица одета в длинное платье малахитового цвета, из-под которого виднеется белая блуза с широкими рукавами. В руках у девушки небольшой платок, которым она размахивает в процессе танца. Вокруг царевны по обе стороны на лавках расположились музыканты, которые аккомпанируют ей на русских народных музыкальных инструментах. Судя по лицам музыкантов, они просто счастливы, что получили возможность играть для такой красавицы, как она. Мужчины просто очарованы её неземной красотой и грацией. Они не в силах оторвать свой взгляд. Они как будто околдованы. По сюжету сказки Василиса Премудрая приехала на бал к царю и в процессе танца она показывает всем присутствующим свои колдовские способности. Как махнёт она левой рукой, то раскинется прекрасное озеро, а когда махнёт она правой рукой, то поплывут по этому озеру лебеди белоснежные. Всё действие происходит в царских хоромах с очень богатым убранством. За окнами виднеется это волшебное озеро, по которому плывут грациозные лебеди, а несколько лебедей кружат в голубом небе. На другой стороне озера расположилась деревушка, в которой русские девушки в разноцветных сарафанах водят хороводы, а один из местных мужчин проплывает мимо на рыбацкой лодке.

Марина Скоробогатова

Цель: развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста

Задачи: продолжать знакомить детей с творчеством В. Васнецова; развивать эмоциональную сторону речи дошкольников; воспитывать интерес к родной культуре

Оснащение: на одном мольберте - репродукции картин В. Васнецова на сказочную тематику (формат не менее А4); на другом мольберте – репродукция картины “Царевна-лягушка” (формат не менее А2); аудиозапись веселой народной пляски; макет озера и бумажные фигурки лебедей по количеству детей)

Предварительная работа: чтение и разбор русской народной сказки “Царевна-лягушка”; рассматривание картины художника В. Васнецова “Царевна-лягушка”; упражнения на развитие образной речи детей.

Дети подходят к мольберту, на котором расположены репродукции картин В. Васнецова на сказочную тематику.

Перед вами несколько картин, которые написал замечательный русский художник Виктор Васнецов, много раз писавший героев волшебных сказок.

Виктор Михайлович Васнецов любил устное народное творчество и много героев и сюжетов для своих картин он черпал именно из былин и сказок. В своих картинах Васнецов пытался показать красоту и самобытность русского народа.

Попробуйте догадаться, к каким сказкам написаны эти картины (“Кощей Бессмертный”, “Аленушка”, “Ковер-самолет”, “Баба Яга” и др.) .

Одну из этих картин мы с вами уже рассматривали. Как она называется?

Дети подходят к мольберту, на котором расположена картина “Царевна-лягушка”.

Картина называется “Царевна-лягушка”, но на переднем плане мы видим красивую девушку. Кто же она? (Василиса Премудрая) .

Откуда такое необычное имя – Премудрая? (она была очень умной)

Как она стала лягушкой? (ей велел стать лягушкой ее отец Кощей Бессмертный, потому что она была мудрее его; и она его послушалась) .

Какой момент сказки изображен на картине? (Василиса танцует на пиру во дворце у царя).

Как вы догадались, что Василиса танцует именно во дворце? (Василиса танцует в царских хоромах, комната очень красива, об этом свидетельствуют и украшенные орнаментами стены и пол, и резные ножки деревянных столов, что ломятся от яств, и дверной проем, окаймленный росписью).

Царевна на картине стоит к нам спиной, и мы не видим ее лица. Как вы думаете, она красивая? Наверняка, - об этом можно догадаться, посмотрев на лица музыкантов, которые играют для Василисы. (Гусляры смотрят на девушку с восхищением и улыбкой, их завораживает ее танец, а непосредственная веселость девушки подкупает, и им самим хочется пуститься в пляс, - их ноги так и танцуют, а головы наклоняются в такт музыке.)

Изобразите, как могли бы смотреть музыканты на Царевну, если бы она им не нравилась. А теперь покажите, как они смотрят на нее (мимические этюды)

На каких инструментах играют музыканты? (гусли, балалайка, рожок) . Как вы думаете, какую музыку играют для царевны музыканты? (русскую плясовую). Давайте послушаем ее.

Дети слушают музыку, после первого куплета все приглашаются на общую веселую пляску (динамическая пауза).

Действительно, Василиса Премудрая очень красива! Сегодня мы с вами попробуем рассказать о ее красоте с помощью красивых слов. Давайте сначала вспомним эти слова.

Игра “Подбери словечко”

Как обычно в сказках говорят о неописуемой красоте? (НИ В СКАЗКЕ СКАЗАТЬ, НИ ПЕРОМ ОПИСАТЬ)

Если в сказке хотят подчеркнуть стройность девушки, с каким деревом ее сравнивают? (с БЕРЕЗКОЙ)

Сарафан из бархата – какой сарафан? (БАРХАТНЫЙ)

Сарафан зеленый, как изумруд – какого цвета сарафан? (ИЗУМРУДНОГО)

Рубашка белая как снег – какая рубашка? (БЕЛОСНЕЖНАЯ).

Корона из золота – какая корона? (ЗОЛОТАЯ).

Платочек легкий, как воздух – какой платочек? (ВОЗДУШНЫЙ)

Послушайте, как я опишу внешность царевны. Постарайтесь запомнить, какие красивые слова и сравнения я использую.

“Царевна так прекрасна, что ни в сказке сказать, ни пером описать! Она стройна, как березка! На ней нарядный бархатный сарафан изумрудного цвета и белоснежная рубашка. На голове у нее золотая корона, а в руках – легкий, воздушный платочек. Василиса весело танцует. Ее руки похожи на лебединые крылья, а длинные тяжелые косы развиваются в танце. Ай да царевна, ай да красавица!”

Давайте последнее предложение произнесем вместе, с радостью и восторгом!

А кто хочет сам описать красавицу царевну? (1-4 ребенка)

Вы сегодня замечательно поработали. И я хочу, чтобы танец нашей Василисы закончился таким же волшебством, как и в сказке.

Кто помнит, каким волшебством прославился танец Царевны на царском пиру? (взмахнула она правым рукавом, и разлилось синее озеро; взмахнула левым – и полетели к озеру белоснежные прекрасные лебеди).

Давайте попробуем повторить этот момент. За ваши красивые рассказы о прекрасной царевне я подарю каждому из вас по маленькому волшебному лебедю, который может быть исполнит какое-нибудь ваше желание. …А пока – снова звучит веселая плясовая, снова выходит в центр царского зала прекрасная царевна и – начинается волшебство…

Под веселую музыку все дети за воспитателем повторяют волшебный танец царевны: взмахивают правой рукой – и на столе появляется макет голубого озера; взмахивают левым рукавом – и сажают на озеро фигурки белых лебедей.


  1. В.М. Васнецов - сказочный живописец.
  2. Передний план:
    • танец Царевны-лягушки;
    • описание одежды Царевны-лягушки;
    • музыканты;
    • арский терем;
  3. Задний план (природа, русская деревня).
  4. Мое отношение к картине.

Виктор Михайлович Васнецов - живописец, увлеченный удивительным миром русских сказок, былин и легенд. Им написано огромное количество красочных полотен и эскизов на сюжеты, заимствованные из устного народного творчества. На его картинах перед нами оживают могучие богатыри и фантастические птицы Сирины, загадочные царевны и отважные царевичи, нежная Снегурочка и загрустившая Алёнушка… Один из захватывающих сюжетов по мотивам всеми любимой сказки «Царевна-лягушка» художник запечатлел на одноименном полотне.

На переднем плане изображена высокая, статная девушка с горделивой осанкой - это одна из невесток царя. По сюжету сказки мы знаем, что она - та самая волшебная лягушка, жена младшего сына, уже удивившая всех гостей званого пира своими необыкновенными чудесами. Девушка отплясывает русский народный танец. Что именно она приготовила для увеселения батюшки-царя на это раз? Может, «Барыню», а, может, зажигательную пляску-импровизацию. Художник уловил момент танца, когда героиня сказки повернулась к зрителю спиной. Тонкие черты её благородного лица изображены в профиль. Увлеченная музыкой, девушка прикрыла глаза, губы её плотно сжаты, подбородок гордо приподнят.

Вся её фигура пластична и динамична. Она полна изящества, величавости и грациозности: тонкий стан слегка прогнулся назад, голова чуть запрокинута, широко раскинутые руки плавно движутся в такт задорной музыки. В правой руке она манерно, двумя пальчиками, держит небольшой белоснежный воздушный платочек, кокетливо оттопырив мизинчик. Она - царевна, и каждое её движение полно чувства собственного достоинства и осознания своей неотразимой красоты.

На девушке поистине царский наряд. Художник не случайно выбрал цвет для её одеяния: глубокий изумрудный тон длинного сарафана напоминает о печальной тайне сказочной героини. Золотыми нитями по сарафану расшит растительный орнамент - листочки, травинки и замысловатые узоры. Ворот сарафана украшен дорогими каменьями, а манжеты отделаны золотой каймой. Золотистая подкладка говорит о скрытом пока для всех высоком происхождении царской невестки.

Рукава сарафана пошиты с большими прорезями, они свободно свисают во время движения. На Царевне-лягушке белоснежная рубашка из тонкой материи, отчего взмах рук становится похож на крылья белой лебедушки. Длинные, ниже пояса, темно-каштановые волосы убраны в две тяжелых толстых ниспадающих косы. На голове - невысокая корона с драгоценными камнями, скрепленная на затылке большой застежкой. На ногах героини маленькие аккуратные зеленые сапожки на невысоком каблучке. Они тоже расшиты золотистым узором.

Для Царевны-лягушки играют шесть придворных музыкантов. Они сидят на массивных резных деревянных лавках по обе стороны от плясавицы. На них яркие разноцветные кафтаны, у всех на ногах ярко-красные длинные сапоги. Балалаечники, гусляры и рожечники - все увлечены действием. И стар, и млад с молодецкой удалью исполняет задорную мелодию для царевны. Свою игру они сопровождают пением. Их лица сияют от бурного веселья, а от искрометной игры ноги готовы сами идти в пляс. Все они не могут отвести восхищенных глаз от прекрасной девушки, от её плавности и величавости.

Само действие происходит в расписном царском тереме. Художественное оформление помещения отличается торжественностью и праздничностью: стены украшены многоцветными росписями с дивными птицами и необычными цветами, пол выложен деревянными прямоугольниками светлого и темного тонов в шахматном порядке. На полу - цветастый ковер с изображением заморских животных и растений. На нем-то и отплясывает свой танец Царевна-лягушка.

Чтобы подчеркнуть, что действие происходит во время пира, В. Васнецов представил нашему взгляду небольшую часть праздничного застолья: на белоснежной кружевной скатерти, покрывающей стол с резными расписными ножками, уставлены изящные приборы и кушанья.

По центру царских хором устроен огромный трехарочный проем, который ведет на террасу терема. Отсюда нашему взору открывается живописный панорамный вид на русскую деревню, на широкие родные просторы и на чудеса, сотворенные Царевной-лягушкой: внизу, перед теремом раскинулось большое озеро, по водной глади которого плывут белые лебеди и утки. На берегу озера расположилась деревенька с аккуратными деревянными домиками. Как и в царском тереме, в деревне тоже идет шумное гулянье: девушки в ярких цветастых сарафанах водят хоровод. За древней - золотистое поле и темная лента леса. А над всей этой жизнерадостной панорамой раскинулось голубое небо, по которому плывут белые пушистые облака, летят белые лебеди.

Это очень живая, эмоциональная картина. В.М. Васнецов мастерски передает атмосферу и настроение сказочного сюжета. Кажется, что если прислушаться, то можно уловить звуки задорной музыки, а Царевна-лягушка закружится в танце, взмахнет белыми рукавами и, как белая лебедь, взмоет высоко в небеса и улетит с другими белыми птицами.

Эта картина Виктора Михайловича Васнецова, была написана в 1918 году. Произведение выполнено маслом на холсте. Картина находиться в Доме-музее В. М. Васнецова, Москва.

Царевна-Лягушка - персонаж русских народных сказок. По обычному сюжету сказки - Царевну-Лягушку Иван-Царевич находит случайно. Иван-Царевич стрелял из лука, чтобы стрела привела его к невесте, но вместо девушки находит лягушку в болоте, которая держит его стрелу. При этом стрелы всех остальных братьев (их обычно двое) попадают в дома боярской или купеческой дочери.

Иногда Царевна-Лягушка оказывается дочерью какого-либо царя, иногда - нет. Царевна-лягушка обычно в сказках умная, доброжелательная, умелая девушка, которая делает работу быстро и споро. Часто работу по дому она делает ночью, чтобы её жених - Иван-Царевич не видел этого. В образе Лягушки Царевна-Лягушка должна жить 3 года, так как она ослушалась своего отца (вариант: не захотела выйти замуж за Кощея Бессмертного).