Роль военкоматов в военно историческом просвещении молодежи. Военкоматы: миссия выполнима

Роль военкоматов в военно историческом просвещении молодежи. Военкоматы: миссия выполнима

8 апреля 1918 г. Совнарком принял «Декрет об учреждении волостных, уездных, губернских и окружных комиссариатов по военным делам», деятельность которых позволила в кратчайшие сроки создать сильную Красную Армию. 8 апреля исполняется 100 лет со дня создания военных комиссариатов. Советом Народных Комиссаров 8 апреля 1918 г. был принят «Декрет об учреждении волостных, уездных, губернских и окружных комиссариатов по военным делам», активная деятельность которых в последующем позволила в кратчайшие сроки создать сильную Красную Армию, укомплектовать ее рядовым и командным составом, вооружить и обеспечить всем необходимым для ведения боевых действий. Исключительно важную роль сыграли военные комиссариаты в годы Великой Отечественной войны. Благодаря их активной и напряженной деятельности, мужеству сотрудников военных комиссариатов уже в первые самые тяжелые дни Великой Отечественной войны удалось провести мобилизацию людских ресурсов и техники из народного хозяйства. Военные комиссариаты в годы войны призвали в Красную Армию более 30 млн человек, поставили тысячи единиц техники из народного хозяйства, обеспечили всеобщее военное обучение граждан, внеся тем самым важнейший вклад в достижение победы над фашистской Германией. В послевоенные годы на плечи сотрудников военкоматов легла большая нагрузка по встрече, учету и трудоустройству солдат-победителей, подлежащих демобилизации. Огромная работа военными комиссариатами была проделана по комплектованию войск, выполнявших интернациональный долг в Афганистане, принимавших участие в установлении конституционного строя на Северном Кавказе. Большая заслуга военных комиссариатов и в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Благодаря профессиональной деятельности сотрудников военкоматов для проведения аварийных работ из запаса были призваны на специальные сборы сотни тысяч граждан и привлечены тысячи единиц техники из народного хозяйства, обеспечив тем самым выполнение огромного комплекса работ по ликвидации последствий ядерной аварии. В настоящее время на военные комиссариаты возложены задачи, от своевременного и качественного выполнения которых зависит состояние боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил: подготовка молодежи к военной службе, учет мобилизационных людских и транспортных ресурсов, планирование мобилизации на территории субъектов Российской Федерации, организация и проведение призыва граждан на военную службу. Военные комиссариаты несут и большую социальную нагрузку, обеспечивая реализацию мер правовой и социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих. В преддверии 100-летия военных комиссариатов для участников сбора организована выставка и проведена конференция на тему «История становления и развития военных комиссариатов». Под руководством ГОМУ Генерального штаба разработан и готовится к изданию военно-исторический труд «Военные комиссариаты: история создания и развития. Проводится работа по выпуску юбилейной монеты и почтовой марки. Значительный вклад в данную работу вносит созданная в ГОМУ Генерального штаба ветеранская организация, председателем которой является бывший начальник управления ГОМУ Генерального штаба генерал-лейтенант в отставке Валерий Астанин. Необходимо отметить, что в настоящее время все больше и больше офицеров запаса, служивших в Генеральном штабе, желает вступить в ветеранскую организацию, тем самым передают свой драгоценный практический опыт, сохраняют преемственность поколений и радуют нас своим присутствием.

Армия начинается с призывной комиссии. Фото Reuters

За весь период существования военных комиссариатов практически все мужское население и часть женского пола нашей страны в той или иной мере обязательно были связаны с ними.

СВЯЗЬ АРМИИ С НАРОДОМ

По объему и специфике выполняемых задач военные комиссариаты являются уникальным органом военного управления на местах не только в России, но и в мире. Именно через них проходят незримые нити, связывающие армию с народом, с них начинается армия сегодняшнего дня и рождается армия будущего. Для многих россиян военные комиссариаты являются символом, живой историей того, что могущество армии исходит из усилий всего народа.

Военный комиссариат - это территориальный орган Министерства обороны в субъектах Российской Федерации, являющийся основным источником воинского учета людских ресурсов, предназначенных для комплектования личным составом Вооруженных сил, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований России в мирное и в военное время.

Пролетают десятилетия, меняется государство, но решение задач по обеспечению безопасности нашей страны военными комиссариатами остается практически неизменным. Вместе с тем быстро меняющаяся сегодня политическая обстановка в мире диктует введение новых приоритетных направлений, что может вносить коррективы во все сферы жизнедеятельности этих уникальных структур.

На протяжении многих лет военкоматы во взаимодействии с органами исполнительной власти на местах разрабатывают планы проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов на военное время, организуют воинский учет, призыв граждан на военную службу, бронирование рабочих и служащих за предприятиями в интересах Вооруженных сил и других силовых ведомств.

ГЛАВНОЕ – РАБОТА С ПРИЗЫВНИКАМИ

С истоков создания военных комиссариатов считалось, что военно-мобилизационная деятельность – это явление большой стратегии, от которой зависит судьба государства. А от четкости и слаженности работы этих структур напрямую зависит численность военнообученных резервов, возможности пополнения Вооруженных сил в ходе войны и формирование новых соединений и частей.

В ближайшее время в военных комиссариатах будет запущен механизм пребывания граждан в мобилизационном людском резерве. (Постановление правительства РФ № 933 «Положение о порядке пребывания граждан в мобилизационном людском резерве».) Это совершенно новая для нашего государства структура добровольного поступления запасников в резервное войско, которая значительно увеличит объем работы военкомата с воинскими соединениями и частями по их укомплектованию указанным контингентом.

Огромный пласт работы выполняют сегодня военкоматы по учету граждан, принимавших участие в боевых действиях по защите Отечества в зонах вооруженных конфликтов, а также лиц, участвовавших в ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий. Осуществляется учет военнослужащих, утративших трудоспособность при прохождении военной службы по призыву, оформляются соответствующие документы, позволяющие помочь им в решении социально-бытовых вопросов. Готовятся документы, и организуется вручение наград военнослужащим запаса, фронтовикам. Работники военкомата участвуют в увековечении памяти погибших при защите Отечества, приводят в порядок места воинских захоронений. Осуществляют пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных действующим законодательством.

Постоянно осуществляется аттестация граждан, пребывающих в запасе, для присвоения им первого и очередного воинского звания офицера.

Несмотря на созданные пункты набора по контракту, основную работу по обеспечению войск данной категорией военнослужащих на практике продолжают осуществлять военкоматы.

Однако особое место в их работе сегодня занимает организация и проведение призыва граждан на военную службу. Именно здесь сотрудничество со всеми органами, учреждениями и общественными организациями, которые в той или иной мере участвуют в этой работе, особенно плодотворно. Именно здесь привитие молодежи правосознания, неуклонности соблюдения ими действующего законодательства по вопросам обороны, а также постоянная работа по повышению престижа военной службы среди них являются приоритетными направлениями работы военкоматов. Именно здесь юноша реально познает основы правового воспитания – свои права и обязанности перед государством.

Благодаря предпринятым в последние годы шагам по совершенствованию допризывной подготовки юношей к военной службе военкоматы обеспечили гарантированное, качественное комплектование Вооруженных сил и других войск физически, морально и психологически подготовленным пополнением, обладающим положительной мотивацией к прохождению военной службы.

Военный комиссариат является одним из координаторов подготовки молодежи к военной службе в стране на уровне районного и субъектового звеньев. Именно он совместно с местными органами на местах проводит целенаправленную работу по формированию у допризывной и призывной молодежи преданности Родине и готовности к ее защите. Принимает активное участие в популяризации здорового образа жизни и спортивно-массовых мероприятий.

ПАТРИОТАМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ

Патриотическое воспитание молодого поколения – это долгосрочная программа, а настоящий патриотизм без определенной идеологии и постоянной информационной поддержки невозможен. Государству необходимо вкладывать в нее деньги, поскольку это одна из основных задач любой страны, которая хочет воспитать новое поколение, способное выполнить и отстоять все ведущие направления своего развития в будущем.

Именно сегодня, в условиях информационного противоборства и пропагандистских атак наших «либерал-доброжелателей» по негативному освещению патриотической и военно-патриотической тематики в отношении молодого поколения в нашей стране, назрела необходимость принятия новых форм конкурентной борьбы с ними.

Ведь поддержание и распространение негатива по этим вопросам продолжается действиями ряда правозащитных организаций и общественных объединений, а также некоторыми радио- и телеканалами. На различных сайтах в Интернете публикуются своеобразные информационные коктейли, состоящие из искаженных и непроверенных фактов, а также откровенной лжи по вопросам военного строительства государства.

Именно поэтому для освещения (доведения) военной и военно-патриотической тематики до большинства российской молодежи, на мой взгляд, необходимо принятие срочных мер по привлечению Интернет-ресурсов для системной работы военкоматов в постоянно изменяющемся информационном поле.

В первую очередь имеется в виду широкое использование в работе с молодежью социальных сетей, которые сегодня являются неотъемлемой частью их жизни. В настоящее время до них проще и удобней донести информацию через Интернет, а не по телефону или через родителей. Печатные СМИ сегодня не очень популярны среди них, поскольку юноши в меньшей степени читают газеты, а для получения различной информации чаще используют интернет-ресурсы. На этом пространстве необходимо создание атмосферы современного информационного диалога с молодежью с целью организации точечной работы по противодействию появляющейся заведомо негативной и ложной информации по армейской тематике и по искажению исторических событий в жизни нашего государства.

Нам необходимо постоянно находиться в готовности к обязательным разъяснениям реальной позиции Минобороны по разным публикациям, регулярно размещать на различных сайтах, наиболее посещаемых молодежью, информационные материалы, способствующие повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву и контракту. И это нужно было делать еще вчера.

В социальных сетях необходимо изменить сложившуюся ситуацию, при которой любое положительное освещение военно-патриотической темы вызывает шквал негативных высказываний от имени закодированных «правдолюбов». Подобное информационное противоборство происходит практически во всех субъектах Российской Федерации, особенно в городах-мегаполисах. Именно поэтому одним из шагов по реальному противодействию появляющейся негативной информации может быть организация в соцсетях системной работы военных комиссариатов как структуры, наиболее близкой и понятной абсолютному большинству допризывной и призывной молодежи.

Общая модель создания такой системы в военных комиссариатах субъектов может быть создана с учетом численности населения в регионе в составе 3–5 человек.

Этой группе необходимо будет постоянно размещать в социальных сетях фото- и видеоматериалы, освещающие работу военкомата по проведению таких мероприятий, как дни призывника, пятидневные сборы учащихся, процесс обучения в ДОСААФ, процесс отправки призывников на сборный пункт и в войска, а также работу различных патриотических общественных объединений. Устраивать тематические обсуждения по наиболее значимым историческим датам страны. Кроме того, возможны и опубликования списков по районам тех граждан, которые длительное время не являются в военкомат по вызовам (уклонистов). Организовывать также встречи уволенных с военной службы граждан в социальных сетях, для того чтобы они делились впечатлениями о прохождении ими военной службы с допризывниками. Приглашать в группу призывников, их родителей. Такие меры значительно расширят круг общения военкомата с призывным контингентом, позволят формировать необходимое армии общественное мнение по привлекательности армейской службы не только по призыву, но и по контракту, окажут существенную помощь юношам при принятии ими решения о поступлении в военные училища.

Именно привлечение Интернет-ресурса сегодня может быть использовано в военкоматах с наибольшей пользой для создания устойчивого положительного имиджа Вооруженных сил Российской Федерации, а такое общение значительно сократит переписку военкомата, снизив количество жалоб и заявлений.

Кроме того, военный комиссариат станет реальным проводником идей строительства современной армии среди населения страны, особенно среди молодежи, доводя до них информацию из первоисточников через социальные сети.

Аранович А.В.,
президент Региональной Общественной Организации
«Санкт-Петербургское военно-историческое общество»,
доктор исторических наук, профессор

Истоки военно-исторической реконструкции в России лежат в далеком прошлом. Можно, к примеру, вспомнить масштабную реконструкцию Полтавского сражения, разыгранную для Екатерины Великой, или рыцарские карусели, организованные Николаем I. Фотографический материал начала XX в. демонстрирует многочисленные сюжеты, связанные с реконструкцией военных исторических костюмов, подготовленных к юбилеям гвардейских полков и к 100-летию Отечественной войны 1812 г.

Военно-историческая реконструкция в СССР возникла в конце 80-х годов независимо, но параллельно аналогичному процессу в Европе. Она началась с объединения людей, увлеченных воссозданием военно-исторического костюма, первоначально в основном красочного мундира наполеоновской эпохи. По воспоминаниям одного из основателей движения в России, к. ист. наук, доц. СПбГУ О.В. Соколова, все началось в 1976 г. с похода в Копорье в мундирах наполеоновской эпохи. Движение вышло из тени благодаря капитану ВДВ Анатолию Новикову, который, обладая связями в ЦК ВЛКСМ, "пробил" поход от Москвы до Березины, который состоялся под руководством О. В. Соколова летом 1988 г. В нём участвовало около 80 человек в русских и французских мундирах.

В конце 80-х годов не менее популярной темой, чем история наполеоновской эпохи, стала история Первой мировой и Гражданской войн. Любители средневековой эпохи объединились вокруг П.А. Васина - основателя клуба "Княжеская дружина". Вскоре любители военной истории всех эпох, от Средневековья до Второй мировой войны, объединились в рядах Санкт-Петербургской военно-исторической ассоциации.

Неотъемлемой частью военно-исторической реконструкции является организация и проведение военно-исторических фестивалей, как на территории России, так и за её пределами. Очень часто фестивали организуют и на территории культурно-значимых объектов, например, таких как "Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи". В зависимости от эпохи участники "реконструкторского" движения стараются принимать участие в мероприятиях, проводимых на местах исторических сражений, таких как Бородинское поле, Старая Ладога, Выборгский замок, Куликово поле и на многих других исторических объектах, там где совершали воинский подвиг защитники Отечества.

Сейчас в Санкт-Петербурге действуют многочисленные военно-исторические клубы и объединения, занимающиеся различными историческими эпохами - от Древнего Рима до войны в Афганистане. Основная цель этих объединений - популяризация славного военного прошлого нашего Отечества, воспитание подрастающего поколения, глубокое изучение военной истории на основе прикладных исторических знаний. Привлечение молодых участников объединений к научно-исследовательской работе подготовило много кандидатов и несколько докторов исторических наук.

Большой вклад в изучение русской и советской военной истории XX в. внесли такие объединения, как "Эпохи" и "Красная звезда". Важным событием стало восстановление Российского военно-исторического общества, которое возглавляет Министр культуры РФ В.Р. Мединский.

Деятельность военно-исторических клубов и объединений, в рядах которых состоит более нескольких десятков тысяч человек, имеет большое значение для военно-патриотического и исторического воспитания молодежи, привлечения ее как к реконструкторской, так и научно-исследовательской работе.

Неотъемлемой частью военно-исторической реконструкции является организация и проведение военно-исторических фестивалей, как на территории России, так и за ее пределами. В зависимости от эпохи, участники "реконструкторского" движения стараются принимать участие в мероприятиях, проводимых на местах исторических сражений. В России, таких как Бородинское поле, Старая Ладога, Выборгский замок, Куликовское поле, и на многих других исторических объектах - там, где совершали воинский подвиг защитники Отечества. Однако, очень часто фестивали организуют и на территории культурно-значимых объектов, например, таких, как Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи.

Глава I. Историография и характеристика источников проблемы.

§ 1. Историография проблемы.

§ 2. Характеристика источниковой базы исследования.

Глава II. Становление и развитие отечественных военных музеев как культурно-воспитательных учреждений в период с 1918 по 1991 г.

§ 1. Военные музеи в системе воспитания военнослужащих.

§ 2. Создание и развитие правовых основ военных музеев.

§ 3. Деятельность органов государственного и военного управления по совершенствованию организационной структуры военно-музейной сети.

Глава III. Культурно-просветительная работа военных музеев в исследуемый период.

§ 1. Деятельность военных музеев по экскурсионному обслуживанию посетителей.

§ 2. Стационарные и передвижные выставки как форма культурно-просветительной работы военных музеев.

§ 3. Организация общественно-массовой и поисковой работы.

Глава IV. Популяризаторская и издательская работа военных музеев в период с 1918 по 1991 г.

§ 1. Работа военных музеев по популяризации своих фондов и коллекций.

§ 2. Роль издательской работы военных музеев в культурном обслуживании военнослужащих.

Введение диссертации2009 год, автореферат по истории, Кузнецов, Андрей Михайлович

В настоящее время перед органами государственного и военного управления стоит серьезная задача - укрепление морально-психологического состояния личного состава Вооруженных сил Российской Федерации. Практика воспитательной работы выработала множество направлений, форм и методов ее решения, однако особняком при этом стоит умелое и профессиональное использование возможностей многовековой культуры страны, вооруженных сил, особенно ее материальной составляющей. Материальная компонента культуры представляет собой совокупность осязаемых предметов, которые выражают уникальность и неповторимость той или иной культуры, существовавшей в человеческой истории. Это могут быть орудия труда, образцы домашней утвари, предметы одежды, архитектурные сооружения и, что немаловажно для военной аудитории, предметы воинской деятельности. Уже на заре своей истории люди стали собирать и передавать потомкам наиболее значимые и ценные предметы материальной культуры, которые служили основой в преемственности традиций того или иного народа. Для обеспечения сохранности предметов, возможности их показа стали создаваться специальные помещения, впоследствии получившие название музеев. С развитием цивилизации музейное дело совершенствовалось, приобретало новые черты и стало развиваться по определенным направлениям. Так появились исторические музеи, специализирующиеся на сборе, изучении и показе различных предметов истории того или иного государства, музеи искусств, собирающие и пропагандирующие предметы видов искусств, технические музеи, рассказывающие о развитии техники и т.д. Особое место среди них стали занимать музеи, собиравшие и хранившие предметы «материальной истории» военной практики человечества.

История создания, становления, развития и функционирования отечественных военных музеев свидетельствует о том, что они несли и несут в себе огромный воспитательный и культурный потенциал, направленный на формирование у русского воинства чувства любви к своей Родине, вооруженным силам, преданности лучшим воинским традициям.

Изучение исторического опыта деятельности отечественных военных музеев на различных этапах своего развития позволит расширить практические возможности в организации досуга военнослужащих, будет способствовать воспитанию личного состава на примерах героического прошлого нашей Родины.

Одним из наиболее значимых периодов в развитии отечественных военных музеев явился период с 1918 по 1991 гг. На данном этапе органами государственного и военного управления была практически заново создана военно-музейная сеть, разработаны правовые документы, которые легли в основу ее работы.

Деятельность военных музеев в советский период неоднократно проходила проверку временем. События Гражданской войны и иностранной военной интервенции, межвоенного периода, Великой Отечественной войны, послевоенного периода, периода 1960-начала 1980-х гг., перестройки показали, что работа по сохранению, накоплению и использованию предметов военной истории в воспитательной и культурно-просветительной работе с военнослужащими была достаточно эффективной. В связи с этим для военных историков представляет особый интерес изучение опыта функционирования отечественных военных музеев в советский период, деятельности по культурному обслуживанию военнослужащих и членов их семей, который может быть востребован в практике воспитательной работы и социально-культурной деятельности в Вооруженных силах Российской Федерации.

Актуальность исследования данной проблемы обуславливается следующими обстоятельствами.

Во-первых, ее недостаточной разработанностью, отсутствием по данной теме крупных обобщающих научных трудов, раскрывающих деятельность отечественных военных музеев в 1918-1991 гг. и их роль в культурно-просветительной работе с военнослужащими.

Во-вторых, изучение деятельности военных музеев в указанный период отвечает требованиям Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.», приказов Министра обороны

РФ № 265 от 10 июня 2001 г. «О военно-исторической работе в Вооруженных силах Российской Федерации» и № 79 от 28 февраля 2005 г. «О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных силах Российской Федерации».

В приказе № 265 от 10* июня 2001 г., в частности, говорится: «Использование военно-исторических знаний в воспитании военнослужащих проводится в целях развития у них способностей к осознанию и глубокому пониманию своего воинского долга и личной ответственности за защиту Отечества. Оно осуществляется в рамках исполнения должностных обязанностей соответствующими командирами (начальниками) совместно с органами воспитательной работы Вооруженных сил в ходе изучения военной истории Отечества в системе общественно-государственной подготовки, а также проведения мероприятий по ее пропаганде посредством популяризации героических подвигов российских воинов, деятельности выдающихся полководцев и военачальников»1.

Исторические предметы, находящиеся в фондах и экспозициях военных музеев, являются материальной основой ведения военно-исторической работы и способствуют более предметному формированию патриотизма у российских воинов.

В приказе № 79 от 28 февраля 2005 г. отмечено, что культурно-досуговые мероприятия входят в состав комплекса воспитательной работы, организуемой в ВС РФ. Одной из форм культурно-досуговых мероприятий является посещение военнослужащими в выходные и праздничные дни музеев.

Кроме этого, в приказе есть положение о том, что командиры всех степеней должны принимать меры для развития и обновления экспозиций военных музеев, образований музейного типа, комнат боевой славы. Для их эффективной работы должны избираться соответствующие советы2.

Для реализации данных положений в жизнь необходимо пристально изучать соответствующий опыт деятельности органов военного управления, военно-музейной сети, накопленный в период с 1918 по 1991 г.

1 См.: Приказ МО РФ № 265 от 10 июня 2001 г. «О военно-исторической работе в Вооруженных силах Российской Федерации». - М., 2001. - С. 3-4.

2 См.: Приказ МО РФ № 79 от 28 февраля 2005 г. «О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных силах Российской Федерации». - М., 2005. - С. 15-16.

В-третьих, повышением роли военных музеев в воспитании, просвещении и культурном обслуживании военнослужащих и членов их семей.

В-четвертых, необходимостью совершенствования деятельности органов государственного и военного управления, воспитательных структур в области культурного обслуживания личного состава Вооруженных сил России на основе опыта, накопленного отечественными военными музеями.

В-пятых, возрастанием внимания общественности к предметам материальной культуры воинской деятельности и быта отечественных вооруженных сил, хранящихся в военных музеях, и возможностью их использования в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

Актуальность, недостаточная степень разработанности проблемы обусловили выбор темы, определили объект, предмет, научную проблему, хронологические рамки, цель и задачи данного диссертационного исследования.

Объектом исследования являются отечественные военные музеи в период 1918-1991 гг. Автор считает необходимым отметить, что под военными музеями будут рассматриваться только те учреждения, которые находились под юрисдикцией военного ведомства. Музеи других министерств, хранившие, в числе прочих, предметы воинской деятельности и быта (культуры, внутренних дел, госбезопасности и пр.), в объект исследования не вошли.

Предметом исследования определена деятельность органов государственного и военного управления, музейного руководства по формированию и развитию сети военных музеев, организации их культурно-просветительной работы с военнослужащими в рассматриваемый период.

Обоснование хронологических рамок исследования.

События октября 1917 г. положили начало новому этапу в развитии отечественной государственности, который был связан с приходом к власти большевиков, ориентировавших страну на построение первого в мире социалистического государства. Для его вооруженной защиты Совет народных комиссаров РСФСР 15(28) января 1918 г. принял декрет о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА), а 29 января (11 февраля) 1918 г. - о создании Рабоче-Крестьянского Красного Флота (РККФ). С этого момента военные музеи Советской Республики были ориентированы на работу с военнослужащими РККА и РККФ.

8 декабря 1991 г. главы республик Российской Федерации, Украины и Белоруссии в подписанном ими соглашении заявили о прекращении существования СССР и создании Содружества Независимых Государств. Вместе с распадом Советского Союза прекратили существование его Вооруженные силы и военно-музейная сеть, деятельность которой, прежде всего, была направлена на воспитание и культурное обслуживание военнослужащих советских армии и флота.

Научная проблема диссертационного исследования заключается в том, чтобы комплексно исследовать и обобщить исторический опыт деятельности государственных и военных органов, музейного руководства по становлению и развитию сети военных музеев страны, организации их работы по культурному обслуживанию военнослужащих в период с 1918 по 1991 г., выявить характерные особенности и тенденции, сформулировать научные выводы, исторические уроки и практические рекомендации.

Цель работы - осуществить системное и комплексное исследование деятельности органов государственного и военного управления, музейного руководства по созданию и развитию сети военных музеев, организации их культурно-просветительной работы с военнослужащими в рассматриваемый период, сделать научно-обоснованные выводы, сформулировать исторические уроки, практические рекомендации и тенденции развития военных музеев Российской Федерации.

Для достижения данной цели диссертант сформулировал следующие основные задачи исследования.

1. Оценить степень разработанности проблемы и охарактеризовать источниковую базу исследования.

2. Определить роль советских военных музеев в воспитании военнослужащих с учетом предшествующего опыта военно-музейной сети императорской России.

3. Исследовать деятельность органов государственного и военного управления по созданию и совершенствованию правовых и организационных основ военных музеев в рассматриваемый период.

4. Раскрыть работу военных музеев по культурному обслуживанию личного состава армии и флота в период с 1918 по 1991 г.

5. Проанализировать популяризаторскую и издательскую работу военных музеев в исследуемый период.

6. Сделать научно-обоснованные выводы, сформулировать исторические уроки, вытекающие из деятельности отечественных военных музеев в 1918- 1991 гг., практические рекомендации для дальнейшего изучения и использования результатов диссертационного исследования, тенденции развития военных музеев Российской Федерации.

Диссертантом предлагается следующая концепция исследования.

Революционные события октября 1917 г. и создание в январе 1918 г. Рабоче-Крестьянской Красной Армии, а затем и Рабоче-Крестьянского Красного Флота определили новое содержание деятельности военных музеев и послужили отправной точкой советского этапа в развитии военно-музейного дела.

В годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции (1917-1920 гг.) органами государственного и военного управления были предприняты усилия по сохранению богатого историко-культурного наследия, хранившегося в военных музеях, а так же по созданию принципиально новой военно-музейной сети, которая должна была стать на службу воспитания и культурного обслуживания командного и рядового состава в духе новой идеологии.

В межвоенные годы (1921-июнь 1941 г.) были заложены основы правового и организационного развития советской военно-музейной сети, определены задачи и направления ее развития. В этот период была значительно укреплена материальная база существующих военных музеев, начато строительство новых. Эти процессы проходили под контролем органов партийного, государственного и военного управления.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. стала проверкой на прочность созданной советской военно-музейной сети. Опыт работы военных музеев в решении поставленных перед ними задач подтвердил правильность положения о том, их роль в воспитательной и культурно-просветительной работе с воинами армии и флота была весьма значительной.

Функционирование военных музеев в СССР в послевоенные годы тесно увязывалось с необходимостью сбора и сохранения документов и материалов, показывающих величие подвига советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., совершенствованием правовой и организационной структуры, материально-технической базы, строительством новых музеев.

С развитием страны, количественными и качественными изменениями советских Вооруженных сил органы государственного и военного управления подвергли корректировке задачи военных музеев в области воспитания воинов. Основными направлениями стали воспитание у личного состава высокой дисциплинированности, стремления к освоению оружия и боевой техники, верности военной присяге, уважения к своей истории и героическим традициям Вооруженных сил.

Конец 1980-начало 1990-х гг. были отмечены бурными процессами, происшедшими в отечественной истории. В этот период наметились две тенденции в развитии военных музеев. С одной стороны, снятие запретов по идеологическим соображениям, гласность, доступность к неизвестным ранее источникам позволили расширить экспозиционные комплексы военно-исторических музеев, «насытить» их новыми музейными предметами.

С другой стороны, переход на рыночные отношения хозяйствования, отсутствие должного внимания со стороны государства привели к тому, что многие военные музеи стали убыточными предприятиями. Следствием этому стали ветшающий материальный фонд, уход квалифицированных сотрудников, сдача своих площадей в аренду коммерческим организациям, превращение военных музеев в ряде случаев в склады, общежития и пр.

Военные музеи советского периода вели активную культурно-просветительную работу среди военнослужащих и членов их семей. Она была направлена на содействие нравственному и эстетическому воспитанию, утверждению в воинских коллективах славных боевых традиций, повышению культурного уровня, участие в организации полноценного досуга военнослужащих.

Обобщенный опыт работы военных музеев советского периода по воспитанию и культурному обслуживанию военнослужащих может быть использован в практике деятельности современной военно-музейной сети.

Структура диссертации включает введение, четыре главы, заключение, список источников и литературы, приложения.

Заключение научной работыдиссертация на тему "Военные музеи и их роль в культурно-просветительной работе с военнослужащими"

Выводы по главе

В период с 1918 по 1991 г. отечественные военные музеи осуществляли популяризаторскую и издательскую работу, которые в значительной степени оказывали воздействие на качество культурного обслуживания посетителей.

Популяризаторская работа делала акцент на тех людей, которые обладали недостаточными знаниями о том или ином музее и его работе. Ее главной целью было предоставление первичной информации о музее, его предметах и коллекциях и привлечение как можно большего числа посетителей в музейные залы. Издательская работа, в свою очередь, была ориентирована на подготовленную аудиторию, которая стремилась получить дополнительные сведения о музее и его деятельности. Ее целью было систематизация, расширение и углубление знаний о различных аспектах музейной деятельности, обмен опытом музейной работы.

Первые положения, касавшиеся ведения военными музеями популяризаторской и издательской работы, нашли свое отражение в правовых документах, регламентировавших деятельность военно-музейной сети в 1920-1930-е гг.

Работа военных музеев по популяризации своих фондов и коллекций в 19201930-е гг. носила достаточно конкретный и содержательный характер. Большое место в ней было отведено сотрудничеству музейных коллективов с представителями средств массовой информации. Это позволило расширить возможности по информационной поддержке различных направлений деятельности музеев, мероприятий культурной направленности.

Начиная с 1950-1960-х гг., военные музеи в популяризаторской работе стали активно использовать возможности кино, что предполагало, во-первых, сотрудничество с центральными киностудиями страны в области производства продукции информационного и просветительного характера, а, во-вторых, создание в этих целях собственных киностудий.

Важным событием, которое повлияло на расширение географии популяризаторской работы военных музеев, стало вступление СССР в

Международный совет музеев (ИКОМ) в 1957 г. Это позволило наладить взаимный обмен опытом в данном направлении со своими зарубежными коллегами.

Во второй половине 1980-х гг. изменившиеся политические4 и социально-экономические условия внесли изменения в работу военных музеев по популяризации своих предметов и коллекций. Это выразилось, с одной стороны, в укреплении технической базы для ее осуществления, приобретении права музейными коллективами самостоятельного выбора форм и методов популяризаторской работы, а, с другой стороны, в сокращении государственного финансирования, что привело к снижению показателей ее эффективности.

Издательская работа военных музеев в рассматриваемый период представляла собой комплекс мероприятий по выпуску печатной продукции, в которой находили свое отражение важные вопросы музейной деятельности. Направленностью ее развития был переход от издания мелкотиражной литературы одного-двух типов (путеводителей, каталогов) до выпуска литературы больших объемов и множества видов (каталогов, путеводителей, буклетов, брошюр, собственных периодических печатных органов и т. д.).

При ее организации в первые годы после Октябрьской революции 1917 г. военными музеями был взят на вооружение соответствующий опыт военно-музейной сети императорской России.

Несмотря на то, что вопросы издательской работы военных музеев нашли отражение в правовых документах, появившихся в 1920-1930-х гг., на практике она развивалась недостаточными темпами. Причинами этому были слабая материально-техническая база военных музеев, недостаток квалифицированных кадров, отсутствие должного внимания к издательской работе со стороны музейного руководства.

В 1940-1960-е гг. наблюдалось увеличение объема издательской работы военных музеев, что было связано с созданием в их штатах редакционно-издательских групп. Их главной задачей была подготовка и выпуск печатной продукции, соответствующей профилю музея и направлений деятельности. Одним из видом печатных изданий, вышедших в указанный период, были путеводители по военным музеям, которые сыграли большую роль в воспитательной и культурно-просветительной работе с военнослужащими.

В 1950-е гг. крупнейшие советские военные музеи стали готовить и выпускать собственные печатные периодические издания, которые стали трибуной для обсуждения важнейших вопросов музейной деятельности. Значительное место на страницах изданий было отведено освещению различных аспектов культурно-просветительной работы с посетителями.

В 1970-1980-е гг. были изданы приказы МО СССР, которые скорректировали цели и задачи издательской работы в соответствии с реалиями времени. Кроме этого, крупные военные музеи выпустили ряд документов внутреннего пользования, которые конкретизировали порядок подготовки и издания печатных материалов.

Значительные изменения в издательской работе военных музеев произошли во второй половине 1980-х гг. Ослабление военной цензуры, приобретение высококачественного полиграфического оборудования и техники, расширение самостоятельности военных музеев при планировании и выпуске печатной продукции должны были вывести издательскую работу военных музеев на качественно новый уровень. Однако этому помешали распад Советского Союза и его военно-музейной сети.

Глава I. Историография и характеристика источников проблемы.

§ 1. Историография проблемы.

§ 2. Характеристика источниковой базы исследования.

Глава II. Становление и развитие отечественных военных музеев как культурно-воспитательных учреждений в период с 1918 по 1991 г.

§ 1. Военные музеи в системе воспитания военнослужащих.

§ 2. Создание и развитие правовых основ военных музеев.

§ 3. Деятельность органов государственного и военного управления по совершенствованию организационной структуры военно-музейной сети.

Глава III. Культурно-просветительная работа военных музеев в исследуемый период.

§ 1. Деятельность военных музеев по экскурсионному обслуживанию посетителей.

§ 2. Стационарные и передвижные выставки как форма культурно-просветительной работы военных музеев.

§ 3. Организация общественно-массовой и поисковой работы.

Глава IV. Популяризаторская и издательская работа военных музеев в период с 1918 по 1991 г.

§ 1. Работа военных музеев по популяризации своих фондов и коллекций.

§ 2. Роль издательской работы военных музеев в культурном обслуживании военнослужащих.

Рекомендованный список диссертаций

  • История пограничных музеев в России и их роль в воспитании личного состава: 1893 - 2000 гг. 2000 год, кандидат исторических наук Скосарева, Лариса Алексеевна

  • Деятельность музеев военно-воздушных сил Российской Федерации по патриотическому воспитанию военнослужащих: 1991-2005 гг. 2007 год, кандидат исторических наук Семоненко, Юрий Федорович

  • Музеи Военно-Морского Флота России в XIX - XX вв.: история создания, становления и развития 2007 год, кандидат исторических наук Третьякова, Ирина Анатольевна

  • Становление и развитие Оружейной палаты как музейного учреждения, 1806 - 1918 гг. 2000 год, кандидат исторических наук Николаева, Анна Сергеевна

  • Российские военные музеи в первой трети ХХ в.: Из истории орг. и деятельности 1997 год, кандидат исторических наук Александрова, Наталья Владимировна

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Военные музеи и их роль в культурно-просветительной работе с военнослужащими: 1918-1991 гг.»

В настоящее время перед органами государственного и военного управления стоит серьезная задача - укрепление морально-психологического состояния личного состава Вооруженных сил Российской Федерации. Практика воспитательной работы выработала множество направлений, форм и методов ее решения, однако особняком при этом стоит умелое и профессиональное использование возможностей многовековой культуры страны, вооруженных сил, особенно ее материальной составляющей. Материальная компонента культуры представляет собой совокупность осязаемых предметов, которые выражают уникальность и неповторимость той или иной культуры, существовавшей в человеческой истории. Это могут быть орудия труда, образцы домашней утвари, предметы одежды, архитектурные сооружения и, что немаловажно для военной аудитории, предметы воинской деятельности. Уже на заре своей истории люди стали собирать и передавать потомкам наиболее значимые и ценные предметы материальной культуры, которые служили основой в преемственности традиций того или иного народа. Для обеспечения сохранности предметов, возможности их показа стали создаваться специальные помещения, впоследствии получившие название музеев. С развитием цивилизации музейное дело совершенствовалось, приобретало новые черты и стало развиваться по определенным направлениям. Так появились исторические музеи, специализирующиеся на сборе, изучении и показе различных предметов истории того или иного государства, музеи искусств, собирающие и пропагандирующие предметы видов искусств, технические музеи, рассказывающие о развитии техники и т.д. Особое место среди них стали занимать музеи, собиравшие и хранившие предметы «материальной истории» военной практики человечества.

История создания, становления, развития и функционирования отечественных военных музеев свидетельствует о том, что они несли и несут в себе огромный воспитательный и культурный потенциал, направленный на формирование у русского воинства чувства любви к своей Родине, вооруженным силам, преданности лучшим воинским традициям.

Изучение исторического опыта деятельности отечественных военных музеев на различных этапах своего развития позволит расширить практические возможности в организации досуга военнослужащих, будет способствовать воспитанию личного состава на примерах героического прошлого нашей Родины.

Одним из наиболее значимых периодов в развитии отечественных военных музеев явился период с 1918 по 1991 гг. На данном этапе органами государственного и военного управления была практически заново создана военно-музейная сеть, разработаны правовые документы, которые легли в основу ее работы.

Деятельность военных музеев в советский период неоднократно проходила проверку временем. События Гражданской войны и иностранной военной интервенции, межвоенного периода, Великой Отечественной войны, послевоенного периода, периода 1960-начала 1980-х гг., перестройки показали, что работа по сохранению, накоплению и использованию предметов военной истории в воспитательной и культурно-просветительной работе с военнослужащими была достаточно эффективной. В связи с этим для военных историков представляет особый интерес изучение опыта функционирования отечественных военных музеев в советский период, деятельности по культурному обслуживанию военнослужащих и членов их семей, который может быть востребован в практике воспитательной работы и социально-культурной деятельности в Вооруженных силах Российской Федерации.

Актуальность исследования данной проблемы обуславливается следующими обстоятельствами.

Во-первых, ее недостаточной разработанностью, отсутствием по данной теме крупных обобщающих научных трудов, раскрывающих деятельность отечественных военных музеев в 1918-1991 гг. и их роль в культурно-просветительной работе с военнослужащими.

Во-вторых, изучение деятельности военных музеев в указанный период отвечает требованиям Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.», приказов Министра обороны

РФ № 265 от 10 июня 2001 г. «О военно-исторической работе в Вооруженных силах Российской Федерации» и № 79 от 28 февраля 2005 г. «О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных силах Российской Федерации».

В приказе № 265 от 10* июня 2001 г., в частности, говорится: «Использование военно-исторических знаний в воспитании военнослужащих проводится в целях развития у них способностей к осознанию и глубокому пониманию своего воинского долга и личной ответственности за защиту Отечества. Оно осуществляется в рамках исполнения должностных обязанностей соответствующими командирами (начальниками) совместно с органами воспитательной работы Вооруженных сил в ходе изучения военной истории Отечества в системе общественно-государственной подготовки, а также проведения мероприятий по ее пропаганде посредством популяризации героических подвигов российских воинов, деятельности выдающихся полководцев и военачальников»1.

Исторические предметы, находящиеся в фондах и экспозициях военных музеев, являются материальной основой ведения военно-исторической работы и способствуют более предметному формированию патриотизма у российских воинов.

В приказе № 79 от 28 февраля 2005 г. отмечено, что культурно-досуговые мероприятия входят в состав комплекса воспитательной работы, организуемой в ВС РФ. Одной из форм культурно-досуговых мероприятий является посещение военнослужащими в выходные и праздничные дни музеев.

Кроме этого, в приказе есть положение о том, что командиры всех степеней должны принимать меры для развития и обновления экспозиций военных музеев, образований музейного типа, комнат боевой славы. Для их эффективной работы должны избираться соответствующие советы2.

Для реализации данных положений в жизнь необходимо пристально изучать соответствующий опыт деятельности органов военного управления, военно-музейной сети, накопленный в период с 1918 по 1991 г.

1 См.: Приказ МО РФ № 265 от 10 июня 2001 г. «О военно-исторической работе в Вооруженных силах Российской Федерации». - М., 2001. - С. 3-4.

2 См.: Приказ МО РФ № 79 от 28 февраля 2005 г. «О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных силах Российской Федерации». - М., 2005. - С. 15-16.

В-третьих, повышением роли военных музеев в воспитании, просвещении и культурном обслуживании военнослужащих и членов их семей.

В-четвертых, необходимостью совершенствования деятельности органов государственного и военного управления, воспитательных структур в области культурного обслуживания личного состава Вооруженных сил России на основе опыта, накопленного отечественными военными музеями.

В-пятых, возрастанием внимания общественности к предметам материальной культуры воинской деятельности и быта отечественных вооруженных сил, хранящихся в военных музеях, и возможностью их использования в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

Актуальность, недостаточная степень разработанности проблемы обусловили выбор темы, определили объект, предмет, научную проблему, хронологические рамки, цель и задачи данного диссертационного исследования.

Объектом исследования являются отечественные военные музеи в период 1918-1991 гг. Автор считает необходимым отметить, что под военными музеями будут рассматриваться только те учреждения, которые находились под юрисдикцией военного ведомства. Музеи других министерств, хранившие, в числе прочих, предметы воинской деятельности и быта (культуры, внутренних дел, госбезопасности и пр.), в объект исследования не вошли.

Предметом исследования определена деятельность органов государственного и военного управления, музейного руководства по формированию и развитию сети военных музеев, организации их культурно-просветительной работы с военнослужащими в рассматриваемый период.

Обоснование хронологических рамок исследования.

События октября 1917 г. положили начало новому этапу в развитии отечественной государственности, который был связан с приходом к власти большевиков, ориентировавших страну на построение первого в мире социалистического государства. Для его вооруженной защиты Совет народных комиссаров РСФСР 15(28) января 1918 г. принял декрет о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА), а 29 января (11 февраля) 1918 г. - о создании Рабоче-Крестьянского Красного Флота (РККФ). С этого момента военные музеи Советской Республики были ориентированы на работу с военнослужащими РККА и РККФ.

8 декабря 1991 г. главы республик Российской Федерации, Украины и Белоруссии в подписанном ими соглашении заявили о прекращении существования СССР и создании Содружества Независимых Государств. Вместе с распадом Советского Союза прекратили существование его Вооруженные силы и военно-музейная сеть, деятельность которой, прежде всего, была направлена на воспитание и культурное обслуживание военнослужащих советских армии и флота.

Научная проблема диссертационного исследования заключается в том, чтобы комплексно исследовать и обобщить исторический опыт деятельности государственных и военных органов, музейного руководства по становлению и развитию сети военных музеев страны, организации их работы по культурному обслуживанию военнослужащих в период с 1918 по 1991 г., выявить характерные особенности и тенденции, сформулировать научные выводы, исторические уроки и практические рекомендации.

Цель работы - осуществить системное и комплексное исследование деятельности органов государственного и военного управления, музейного руководства по созданию и развитию сети военных музеев, организации их культурно-просветительной работы с военнослужащими в рассматриваемый период, сделать научно-обоснованные выводы, сформулировать исторические уроки, практические рекомендации и тенденции развития военных музеев Российской Федерации.

Для достижения данной цели диссертант сформулировал следующие основные задачи исследования.

1. Оценить степень разработанности проблемы и охарактеризовать источниковую базу исследования.

2. Определить роль советских военных музеев в воспитании военнослужащих с учетом предшествующего опыта военно-музейной сети императорской России.

3. Исследовать деятельность органов государственного и военного управления по созданию и совершенствованию правовых и организационных основ военных музеев в рассматриваемый период.

4. Раскрыть работу военных музеев по культурному обслуживанию личного состава армии и флота в период с 1918 по 1991 г.

5. Проанализировать популяризаторскую и издательскую работу военных музеев в исследуемый период.

6. Сделать научно-обоснованные выводы, сформулировать исторические уроки, вытекающие из деятельности отечественных военных музеев в 1918- 1991 гг., практические рекомендации для дальнейшего изучения и использования результатов диссертационного исследования, тенденции развития военных музеев Российской Федерации.

Диссертантом предлагается следующая концепция исследования.

Революционные события октября 1917 г. и создание в январе 1918 г. Рабоче-Крестьянской Красной Армии, а затем и Рабоче-Крестьянского Красного Флота определили новое содержание деятельности военных музеев и послужили отправной точкой советского этапа в развитии военно-музейного дела.

В годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции (1917-1920 гг.) органами государственного и военного управления были предприняты усилия по сохранению богатого историко-культурного наследия, хранившегося в военных музеях, а так же по созданию принципиально новой военно-музейной сети, которая должна была стать на службу воспитания и культурного обслуживания командного и рядового состава в духе новой идеологии.

В межвоенные годы (1921-июнь 1941 г.) были заложены основы правового и организационного развития советской военно-музейной сети, определены задачи и направления ее развития. В этот период была значительно укреплена материальная база существующих военных музеев, начато строительство новых. Эти процессы проходили под контролем органов партийного, государственного и военного управления.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. стала проверкой на прочность созданной советской военно-музейной сети. Опыт работы военных музеев в решении поставленных перед ними задач подтвердил правильность положения о том, их роль в воспитательной и культурно-просветительной работе с воинами армии и флота была весьма значительной.

Функционирование военных музеев в СССР в послевоенные годы тесно увязывалось с необходимостью сбора и сохранения документов и материалов, показывающих величие подвига советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., совершенствованием правовой и организационной структуры, материально-технической базы, строительством новых музеев.

С развитием страны, количественными и качественными изменениями советских Вооруженных сил органы государственного и военного управления подвергли корректировке задачи военных музеев в области воспитания воинов. Основными направлениями стали воспитание у личного состава высокой дисциплинированности, стремления к освоению оружия и боевой техники, верности военной присяге, уважения к своей истории и героическим традициям Вооруженных сил.

Конец 1980-начало 1990-х гг. были отмечены бурными процессами, происшедшими в отечественной истории. В этот период наметились две тенденции в развитии военных музеев. С одной стороны, снятие запретов по идеологическим соображениям, гласность, доступность к неизвестным ранее источникам позволили расширить экспозиционные комплексы военно-исторических музеев, «насытить» их новыми музейными предметами.

С другой стороны, переход на рыночные отношения хозяйствования, отсутствие должного внимания со стороны государства привели к тому, что многие военные музеи стали убыточными предприятиями. Следствием этому стали ветшающий материальный фонд, уход квалифицированных сотрудников, сдача своих площадей в аренду коммерческим организациям, превращение военных музеев в ряде случаев в склады, общежития и пр.

Военные музеи советского периода вели активную культурно-просветительную работу среди военнослужащих и членов их семей. Она была направлена на содействие нравственному и эстетическому воспитанию, утверждению в воинских коллективах славных боевых традиций, повышению культурного уровня, участие в организации полноценного досуга военнослужащих.

Обобщенный опыт работы военных музеев советского периода по воспитанию и культурному обслуживанию военнослужащих может быть использован в практике деятельности современной военно-музейной сети.

Структура диссертации включает введение, четыре главы, заключение, список источников и литературы, приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

  • Эволюция музейного дела в Курской области: 1945-2005 гг. 2010 год, кандидат исторических наук Долженкова, Татьяна Ивановна

  • Общественные музеи Курской области в повседневной жизни населения: 1920-е - 1991 гг. 2013 год, кандидат исторических наук Беседин, Владимир Григорьевич

  • Деятельность краеведческих музеев в условиях реформирования российского государства на рубеже XX-XXI веков: На материалах краеведческих музеев Центрального региона РФ 2003 год, кандидат исторических наук Титова, Валентина Васильевна

  • История музейного дела в Республике Алтай: 1918–2009 2010 год, кандидат исторических наук Белекова, Эмилия Алексеевна

  • Становление и развитие музейного дела на Дальнем Востоке России, 1884-1917 гг. 2001 год, кандидат исторических наук Корнева, Лариса Владимировна

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Кузнецов, Андрей Михайлович

Выводы по главе

В период с 1918 по 1991 г. отечественные военные музеи осуществляли популяризаторскую и издательскую работу, которые в значительной степени оказывали воздействие на качество культурного обслуживания посетителей.

Популяризаторская работа делала акцент на тех людей, которые обладали недостаточными знаниями о том или ином музее и его работе. Ее главной целью было предоставление первичной информации о музее, его предметах и коллекциях и привлечение как можно большего числа посетителей в музейные залы. Издательская работа, в свою очередь, была ориентирована на подготовленную аудиторию, которая стремилась получить дополнительные сведения о музее и его деятельности. Ее целью было систематизация, расширение и углубление знаний о различных аспектах музейной деятельности, обмен опытом музейной работы.

Первые положения, касавшиеся ведения военными музеями популяризаторской и издательской работы, нашли свое отражение в правовых документах, регламентировавших деятельность военно-музейной сети в 1920-1930-е гг.

Работа военных музеев по популяризации своих фондов и коллекций в 19201930-е гг. носила достаточно конкретный и содержательный характер. Большое место в ней было отведено сотрудничеству музейных коллективов с представителями средств массовой информации. Это позволило расширить возможности по информационной поддержке различных направлений деятельности музеев, мероприятий культурной направленности.

Начиная с 1950-1960-х гг., военные музеи в популяризаторской работе стали активно использовать возможности кино, что предполагало, во-первых, сотрудничество с центральными киностудиями страны в области производства продукции информационного и просветительного характера, а, во-вторых, создание в этих целях собственных киностудий.

Важным событием, которое повлияло на расширение географии популяризаторской работы военных музеев, стало вступление СССР в

Международный совет музеев (ИКОМ) в 1957 г. Это позволило наладить взаимный обмен опытом в данном направлении со своими зарубежными коллегами.

Во второй половине 1980-х гг. изменившиеся политические4 и социально-экономические условия внесли изменения в работу военных музеев по популяризации своих предметов и коллекций. Это выразилось, с одной стороны, в укреплении технической базы для ее осуществления, приобретении права музейными коллективами самостоятельного выбора форм и методов популяризаторской работы, а, с другой стороны, в сокращении государственного финансирования, что привело к снижению показателей ее эффективности.

Издательская работа военных музеев в рассматриваемый период представляла собой комплекс мероприятий по выпуску печатной продукции, в которой находили свое отражение важные вопросы музейной деятельности. Направленностью ее развития был переход от издания мелкотиражной литературы одного-двух типов (путеводителей, каталогов) до выпуска литературы больших объемов и множества видов (каталогов, путеводителей, буклетов, брошюр, собственных периодических печатных органов и т. д.).

При ее организации в первые годы после Октябрьской революции 1917 г. военными музеями был взят на вооружение соответствующий опыт военно-музейной сети императорской России.

Несмотря на то, что вопросы издательской работы военных музеев нашли отражение в правовых документах, появившихся в 1920-1930-х гг., на практике она развивалась недостаточными темпами. Причинами этому были слабая материально-техническая база военных музеев, недостаток квалифицированных кадров, отсутствие должного внимания к издательской работе со стороны музейного руководства.

В 1940-1960-е гг. наблюдалось увеличение объема издательской работы военных музеев, что было связано с созданием в их штатах редакционно-издательских групп. Их главной задачей была подготовка и выпуск печатной продукции, соответствующей профилю музея и направлений деятельности. Одним из видом печатных изданий, вышедших в указанный период, были путеводители по военным музеям, которые сыграли большую роль в воспитательной и культурно-просветительной работе с военнослужащими.

В 1950-е гг. крупнейшие советские военные музеи стали готовить и выпускать собственные печатные периодические издания, которые стали трибуной для обсуждения важнейших вопросов музейной деятельности. Значительное место на страницах изданий было отведено освещению различных аспектов культурно-просветительной работы с посетителями.

В 1970-1980-е гг. были изданы приказы МО СССР, которые скорректировали цели и задачи издательской работы в соответствии с реалиями времени. Кроме этого, крупные военные музеи выпустили ряд документов внутреннего пользования, которые конкретизировали порядок подготовки и издания печатных материалов.

Значительные изменения в издательской работе военных музеев произошли во второй половине 1980-х гг. Ослабление военной цензуры, приобретение высококачественного полиграфического оборудования и техники, расширение самостоятельности военных музеев при планировании и выпуске печатной продукции должны были вывести издательскую работу военных музеев на качественно новый уровень. Однако этому помешали распад Советского Союза и его военно-музейной сети.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.