Образ библиотекаря в пособиях. «Имидж библиотеки

Образ библиотекаря в пособиях. «Имидж библиотеки
Образ библиотекаря в пособиях. «Имидж библиотеки
Слайд 1
Образ библиотекаря в литературе и киноискусстве.
Быть библиотекарем – то же, что ехать на велосипеде:

если вы перестаете нажимать на педали и двигаться вперед,

вы падаете.

Д. Шумахер.
Я получил образование в библиотеке.

Причем, совершенно бесплатно.

Р. Бредбери.
Библиотечная профессия не такова, какой ее обычно представляют, она – не для слабых душой.

В самом деле, отсутствие престижности, расхожее представление о библиотекарях, как о глубоко замкнутых, интровертных, не от мира сего личностях, - с этим приходится мириться и существовать или бороться профессиональным объединениям библиотекарей не только в нашей стране, но и по всему миру. Специфика библиотечной работы, как в древние времена, так и в наши дни, остается загадкой для большинства.
Слайд 2
Интересно то, что совершенно невозможно определить все разнообразие деятельности библиотекаря, используя для этого один единственный глагол, тогда как врач – лечит, учитель – учит, повар – готовит еду и т.д.

В энциклопедических словарях слово «библиотекарь» часто отсутствует. Слово «библиотека» есть, а слова «библиотекарь» нет. Толкование слова, обозначающего нашу с вами профессию, чаще звучит так: библиотекарь - работник библиотеки, в обязанности которого входит обработка поступающих в библиотеку книг, их хранение и выдача читателю.

Во французском энциклопедическом словаре Larousse 1980 года издания есть такое определение: библиотекарь - лицо, которому поручили управление библиотекой или присмотр за оной.

Остановиться я решила на следующем определении, понравившемся мне больше других своей многогранностью.

Библиотекарь - работник библиотеки, выполняющий операцию или комплекс операций по формированию библиотечного фонда, обслуживанию пользователей, созданию и использованию материально-технической базы, управлению персоналом и библиотекой в целом.
Слайд 3
Одной из многочисленных задач современного библиотекаря является создание условий, организация информационной среды библиотеки, чтобы с наибольшей экономией умственных сил и времени пользователя информация интериоризировалась (т.е. была бы глубинно усвоена) им.
Слайд 4
Библиотечная профессия является одной из самых интересных и увлекательных в том отношении, что каждый день приносит знакомство с новыми книгами, свежими номерами газет и журналов, новыми людьми, ежедневно возникают разные неповторимые ситуации.

На своей странице в Facebookе Российская государственная библиотека открыла интересную рубрику "Историческая жалоба". Здесь публикуются наиболее выдающиеся заметки, поступившие в жалобную книгу библиотеки.

Вот некоторые из них:
Слайд 5
"Очень просим вас, чтобы в вечерние часы библиотекари-консультанты удваивались или утраивались на рабочих местах, особенно в зале каталогов. Демченко И.В. 5 мая 1936 года".
«На вопрос, где бы читателям выпить воды с сиропом, библиотекарша ответила: «нигде». Мне, советскому человеку, такое отношение непонятно. Рядом с гардеробом иногда стоит самовар, но только в качестве издевательства, потому что при нём нет стакана! Неужели нельзя чем-нибудь заполнить этот пробел?» - негодовал 12 июля 1937 г. некто Черных Н.В.
Слайд 6
"Я считаю, что культурный человек не должен наблюдать за тем, как читают другие, даже если этот человек и сотрудник библиотеки! Нужно же всё-таки доверять людям и понимать особенности их настроения! А сотрудница Розенталь нагло продолжала оставаться в пределах читального зала и иногда бросать в мою сторону косые, подозрительные взгляды пока я сам оттуда не вышел. Считаю, что всё это было проделано с её стороны грубо, стыдно и нетактично", - возмущается неизвестный читатель в жалобной книге 21 июня 1937 г.
Слайд 7
Мы работаем для нашего читателя, каким бы он ни был. Профессиональной чертой библиотекаря должно быть высокое педагогическое мастерство. Нужно прежде всего любить людей, дифференцированно походить к различным категориям читателей, учитывая особенности их информационных запросов, помогать ориентироваться в справочно-библиографическом аппарате, объясняя доходчиво и терпеливо. Помимо эрудированности, мы должны быть чуткими и отзывчивыми, всегда неизменно вежливыми и внимательными.

Контакт с читателем должен быть доверительным. Ведь положительное отношение к специалисту возникает не только и не столько потому, что он хорошо ориентируется в фонде, но и из-за его доброжелательности, способности непринужденно и увлекательно вести беседу, охотно помогать в выборе книг. Настоящему библиотекарю свойственно сопереживание, эмпатия к другому человеку.

Общение с читателем – это обмен информацией. Помните ли вы, что 40% информации усваивается благодаря интонации речи, что помимо текста существует подтекст? К сожалению, «открытие» этих истин происходит порой в конфликтных ситуациях.
Слайд 8
Для библиотекарей, осуществляющих постоянный контакт с читателями, умение по-деловому общаться становится профессионально необходимым качеством, поэтому к речи библиотекаря предъявляются повышенные требования. Особое значение имеет частота и четкость произношения, связность, логичность, богатство словарного запаса, ясность при постановке вопросов и ответов, оптимальная для восприятия скорость речи.

Личное обаяние и приятная внешность также необходимы библиотекарю. А хороший психологический климат в библиотеке создают жизнерадостность и чувство юмора ее сотрудников.
Слайд 9
Сегодня профессия библиотекаря рассматривается в широком социальном контексте. В нашей нынешней, весьма напряженной жизни люди приходят в библиотеку не только за книгами, но и ради общения, для обретения душевного комфорта и равновесия.

В условиях глобальной информатизации все изменяется: меняются интерьеры, фонды, материально-техническая база, оснащенность библиотек. Но готовы ли к переменам сами библиотекари?..

Я не очень давно работаю в библиотеке. Но изучив эту проблему, мне стало интересно, почему до сих пор отечественный библиотекарь в глазах других предстаёт в образе серой мышки, почему выглядит не самым лучшим образом?

Характер изображения библиотекаря в художественной литературе и киноискусстве предстает отражением отношения к ним (то есть к нам, уважаемые коллеги) общества.
В отечественном кинематографе и литературе можно выделить следующие характерные образы библиотекарей:
1. Подвижник или святой. Это тип библиотекаря-праведника, думающего только о благополучии библиотеки, в которой он работает. Такие библиотекари видят цель своей жизни и счастье в том, чтобы сохранить книги для будущих поколений. Они безвозмездно и бескорыстно помогают людям, предоставляя им знания и информацию.

2. Идеалист, мечтающий приобщить всех читателей к «разумному, доброму, вечному». Библиотекари данного типа мечтают перевоспитать своих читателей посредством серьезной литературы, заставляющей думать.

3. Бунтарь, революционер, не согласный с политической системой, взглядами и порядками, существующими в обществе. К сожалению, очень часто такие библиотекари рассматривают библиотеку лишь как вынужденное и временное пристанище.

4. Честный и бедный труженик. Самый распространенный тип отечественного библиотекаря.
В зарубежной литературе и кино образы библиотекарей несколько ярче и заметней. Тем не менее, писатели и режиссеры зачастую изображали и изображают библиотеку как символ крушения жизненных планов. (Ниже падать уже некуда.) Такие стереотипы сохраняются вплоть до 2000-х годов.

Сегодня в зарубежном искусстве образ библиотекаря стал гораздо интереснее. Нашего коллегу можно «повстречать» и в фантастике, и в любовных романах, и в остросюжетных фильмах, детективах, в мистике и даже в ужастиках…
Я хочу представить вашему вниманию подборку произведений отечественных и зарубежных писателей и режиссеров на данную тему.
Итак, ПРО КИНО.

Открывает нашу подборку фильм

«Библиотекарь» США, 2004 г. Режиссер Питер Уинзер.
Слайд 10

Получив приглашение на собеседование в столичную библиотеку, студент-ботаник Флинн Карсен даже и не думал, что эта работа станет смыслом его жизни. Однако, то, что предложили ему работодатели, сильно отличается от будничной работы библиотекаря, перебирающего карточки посетителей и расставляющего книги по полкам. Оказывается, у библиотеки может быть тайная сторона, скрытая от глаз обывателей…
Слайд 11
«Брак по расчету». Россия, 2002 г. Режиссер – Ю. Павлов. В ролях: Н. Курдюбова, Е. Стычкин.

Провинциальный библиотекарь была уверена, что браки совершаются на небесах. Но когда на ней и ее отце повис огромный долг, задумала срочно найти богатого супруга, который уладил бы все материальные проблемы. После многочисленных поисков героиня поняла, что может рассчитывать только на себя…
«Багровые реки». Франция, 2000 г. Режиссер: Матье Кассовиц.

Реми, потомственный библиотекарь престижного колледжа в Альпах, непосредственно в фильме не появляется – его зверски убивают еще до начала триллера. Однако выясняется, что именно сотрудник библиотеки был причастен к генетическим экспериментам в стенах колледжа... И библиотекарь выполнял свою роль, рассаживая читателей попарно, согласно составленной в ректорате схеме…
Слайд 12
«Блюз опадающих листьев». Россия, 2006 г. Режиссер: Александр Михайлов. В ролях: Евгения Добровольская, Илья Рутберг, Юлия Рутберг.

Молодая библиотекарь Ксения, до недавнего времени решавшая свои многочисленные семейные и финансовые проблемы, в один день становится обладательницей наследства – огромной квартиры, счета в банке и нового Мерседеса, а вместе с этим множества тайн и загадок. Ксения понимает, что в этой жизни ничего не бывает просто так…
«Влюблен по собственному желанию». СССР, 1982 г. Режиссёр: Сергей Микаэлян. В ролях: Евгения Глушенко, Олег Янковский.

Героиня фильма – молодая, милая, образованная, но малопривлекательная внешне библиотекарь Вера с никак не складывающейся личной жизнью. Случайно она сталкивается в метро с бывшим спортсменом Брагиным. Он бросил спорт, его бросила жена, он пропил все, что нажил за годы спортивной карьеры и работает на заводе токарем, что его совершенно не радует. Поговорив, герои приходят к выводу, что влюбиться можно по желанию, в человека, которого просто наметишь. И они решили опробовать эту теорию, построенную на аутотренинге и самовнушении…
Слайд 13
«Живет такой парень». СССР, 1964 г. Режиссер: Василий Шукшин. В ролях: Леонид Куравлев, Белла Ахмадулина, Лидия Александрова.

История про молодого алтайского шофера Пашу Колокольникова, который, рискуя жизнью, предотвращает пожар бензовоза. Балагур и шутник, Пашка любит пофорсить. Ему нравится Настя, местный библиотекарь, но девушка предпочитает ему заезжего инженера, который её-то своей ровней не считает.
«У озера». СССР, 1970 г. Режиссёр Сергей Герасимов. В гл. ролях: Н. Белохвостикова, В. Шукшин.

Библиотекарь Лена Бармина – главная героиня прогремевшего более 40 лет назад на всю страну кинофильма. «У озера» - это фильм-размышление об ответственности человека перед другими людьми, родной природой и окружающим нас миром. А еще это история любви.

Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1971 году.
Слайд 14
«Пистолет в сумочке Бетти Лу». США, 1992 г. Режиссер Аллан Мойли. В гл. роли: Пенелопа Энн Миллер.

Героиня американского комедийного детектива Бетти Лу Перкинс работает в тихой провинциальной библиотеке. Она обожает своего мужа – полицейского, но он слишком увлечен работой и не обращает на нее внимания. Однажды Бетти находит на речном берегу настоящий пистолет, кладет его в сумочку, а затем начинаются невероятные приключения.

В этом фильме показан бунт библиотечных работников, когда они, устав от своего беспросветного существования, монотонной работы и всеобщего равнодушия идут на рискованные действия.
Слайд 15
«Как пройти в библиотеку?» Россия, 2011. Режиссер Е. Малков. В ролях: Т. Бибич, Т. Черкасова.

Владелец сети ночных клубов Олег Баринов по пути на работу заезжает в районную библиотеку, чтобы отдать ненужные книги, которых дома у него накопилось много, а выбрасывать их на помойку ему не позволяет воспитание. В библиотеке он знакомится с Аллой - невзрачной, незаметной девушкой-библиотекарем, которая сначала не производит на него ни малейшего впечатления…
«Мумия» США, 1999 г. Режиссер Стивен Соммерс. В ролях: Р. Вайс, Б. Фрейзер.

Конечно, я не могла пропустить этот фильм, ведь его главная героиня Эвелин говорит: «Я горжусь тем, кто я есть… Я – библиотекарь!».

Эвелин не только библиотекарь, она еще и историк, лингвист, и она знает сложнейший древний язык, мечтает прочитать Книгу Мертвых. Именно благодаря знаниям Эвелин герои фильма побеждают вставшую из гробницы мумию.
Фильмы фильмами, но наша профессиональная судьба (а для многих она неотделима от личной) заключена все же в книге. Судьба библиотекаря – смотря в книгу, видеть в ней собственное отражение. Это накладывает определенный отпечаток и формирует особый образ, далеко не всегда однозначный.
Итак, далее – ОБРАЗ БИБЛИОТЕКАРЯ В ЛИТЕРАТУРЕ
Слайд 16
Василий Шукшин «До третьих петухов. Сказка про Ивана-дурака, как он ходил за тридевять земель набираться ума-разума».

Это сказка-притча. Здесь ожившие литературные герои называют библиотекаря «вульгаритэ». Содержание телефонного разговора, который ведет героиня, не привлекает к ней поклонников, а совсем наоборот, делает образ женщины-библиотекаря примитивным и пошлым.

Лилия Беляева «Семь лет не в счет»

Библиотекарь в книге – честный и бедный труженик. Главный герой на семь лет уезжает зарабатывать деньги на Сахалин. За это время его жена Лариса превращается в типичную (по мнению автора) библиотекаршу с узлом волос на затылке и в бесформенном свитере: «Одна... утром, днем, вечером... Дома, в библиотеке. Книги, полки, книги...». В повести описываются и другие библиотекари. Это принципиальная заведующая читальным залом, а также две подруги Ларисы, для которых увидеть мир обеспеченных людей - все равно, что «слетать на Марс».
Слайд 17
Александр Володин «Идеалистка»

Автор не называет даже ее имени. Она – библиотекарь по профессии и идеалистка по жизни. Она изо всех сил верит в чистую и светлую любовь на всю жизнь, хотя знает, что многие легко сходятся всего лишь на неделю. В ее голове перемешаны истории любви - Офелии, Агафьи Тихоновны, Бедной Лизы, Анны Карениной и даже Дульсинеи Тобосской. И ни возраст, ни жизненные невзгоды никогда не изменят ее романтического восприятия мира. Потому что, как сказано в пьесе, «стыдно быть несчастливой».
Н.К. Горбунов «Доклад»

«Святость» библиотекаря приводит к трагикомическим ситуациям. Так, в рассказе библиотекарь искренне радуется за профессора, беззастенчиво использующего в своем выступлении редкие материалы, которые она собирала по крупицам в течение долгого времени.
Слайд 18
Илья Эренбург. «День второй».

Глядя на героиню этого романа, библиотекаря Наталью Петровну Горбачеву, «люди думали, что она похожа на книжного жучка и что в ее голове только номера каталога. Другим она казалась большой уродливой буквой... Наталья Петровна Горбачева не спасала ни свою жизнь, ни добро, ни революцию. Она спасала книги. Она была одинока, немолода и некрасива. Никто не знал даже, как ее зовут – говорили: библиотекарша. Они не знали Натальи Петровны… Она подходила к ним и жалобно шептала: «Товарищи, пожалуйста, осторожней!» Она страдала оттого, что никто из этих людей не чувствовал к книгам той любви, которая переполняла ее сердце. Нескладно всхлипывая, Наталья Петровна говорила: «Книги – большая вещь! …их нельзя сжечь, их надо хранить...»
Ларри Бейнхарт «Библиотекарь, или Как украсть президентское кресло»

Университетский библиотекарь Дэвид Голдберг работает на эксцентричного пожилого миллиардера, последнее желание которого - оставить потомкам мемориальную библиотеку о себе и своих достижениях. Впрочем, самая запоминающаяся вещь в его деятельности, как случайно обнаруживает Голдберг - тайна большой политики, которая никогда не должна выплыть наружу. Это заговор по фальсификации президентских выборов! За главным героем, библиотекарем, систематизирующим архивную информацию, начинается настоящая охота.
Слайд 19
Роман Сенчин «Елтышевы»

Валентина Викторовна, мать семейства, которое неуклонно катится к полной гибели - библиотекарь, женщина в годах, уставшая и отяжелевшая. Ни разу мы не увидим ее с книгой: такой привычный способ забыться в беспросветных буднях не приходит в голову ни автору, ни героине. Не разглядим в ней ни проблеска книжных (в смысле высоких) принципов и ценностей. Периодически она вспоминает, кто написал такую-то книжку, которую она когда-то выдавала. Не вспомнив, быстро успокаивается.
Александр Солженицын «Раковый корпус»

Один из персонажей некто Алексей Филиппович Шулубин – в молодости боевой командир, позже «красный профессор» – преподаватель философии. Он избежал сталинских лагерей, но на воле прошел все стадии запугивания, унижения. В действии романа Шулубин – библиотекарь. Профессия библиотекаря в романе оказалась тем крайним пределом, до которого можно было унизить человека, сделав его несчастным, сломленным полностью.
Слайд 20
Людмила Улицкая «Сонечка»

Людмила Улицкая написала яркий, удивительный образ библиотекарши Сонечки: «Целых двадцать лет, с семи до двадцати семи, Сонечка читала почти без перерыва. Она впадала в чтение как в обморок, оканчивавшийся с последней страницей книги.... Был у нее незаурядный читательский талант, а может, и своего рода гениальность. Отзывчивость ее к печатному слову была столь велика, что вымышленные герои стояли в одном ряду с живыми, близкими людьми...» .

О повести «Сонечка» когда-то напечатали в одном из наших профессиональных изданий. Автор статьи писала: «Сонечка» – это гимн нашей профессии, гимн в прозе, который надо читать стоя. «Сонечка» – наша честь и слава, …главная и любимая наша мысль о библиотекаре».

Мое мнение по поводу характера главной героини расходится с мнением автора этой статьи, и я думаю, что далеко не каждая из нас увидит в Сонечке образец для подражания и в профессиональном, и в личном плане.
Вера Калашникова «Ностальгия»

Действие в повести происходит в наши дни. Ее героиня Полина, по профессии библиотекарь, «говорит по-английски и по-французски... у нее собран большой материал для своей диссертации; надо только в немецких архивах немного порыться... Она умная, решительная современная женщина (тип нового русского библиотекаря), очень начитанная.

Ее ужасает окружающая бездуховность, наркомания, проституция. Разочарованная отечественной действительностью, Полина уезжает в Германию, к своему жениху. Однако и там она не находит успокоения… Повесть необычна и привлекает внимание тем, что в ней, в одной из первых в российской современной литературе, простой библиотекарь приравнивается к академикам, наделен большим интеллектуальным потенциалом.
И именно на этой высокой ноте мне хотелось бы закончить. Конечно, есть и другие образы, и множество других персонажей. Регламент нашего мероприятия не позволяет продемонстрировать все примеры образа библиотекаря, которые возможно обнаружить в художественной литературе и кино (приятно удивляет то, что их немало).

Как это ни странно, но социологические исследования показывают, что в азартные игры чаще всего играют люди двух типов. Большая их часть имеет весьма спокойные профессии (например, библиотекарь), а остальные заняты профессиональной деятельностью, связанной с высоким риском (полицейские, спасатели). Первые это делают из-за нехватки острых ощущений в повседневной жизни, а эмоции, между тем, рвутся наружу; а у вторых склонность к риску превращается в привычку.

Я не призываю вас играть в азартные игры, но хочу пожелать привнести этот азарт, огонь в душе, в нашу профессиональную деятельность; сохраняя традиции, постоянно желать нового. И тогда уже в скором будущем в кино и литературе появятся совсем иные образы российских библиотекарей.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Матвеев, М.Ю. Философские идеи ХХ века и их влияние на имидж библиотек // Библиотековедение.- 2008.- №1.- С.114-119.

Воздействие зарубежных философских течений ХХ в.(позитивизма, фрейдизма и постмодернизма) на восприятие библиотек общественностью и формирование стереотипов библиотекаря.

«…один из наиболее распространённых стереотипов: библиотека воспринимается как оплот порядка и дисциплины, который находится в конфликте с гораздо более хаотичным внешним миром».

«Если рассмотреть стереотипы библиотечных работников именно через триаду «страх-знание-власть», то можно обнаружить, что они не столько угрожающи, сколько комичны – таким образом писатели и журналисты просто «маскируют» свой страх перед знаниями, заключёнными в библиотеке».

Матвеев, М.Ю. Власть стереотипов или многообразие подходов? : образ библиотеки в худож. лит. // Библиотековедение.- 2003.- №2.- С.66-72.

«…изображение библиотек в художественной литературе можно рассматривать как небезынтересное дополнение к библиотечной социологии».

«…в художественной литературе довольно часто описываются причины, по которым библиотека становится привлекательной или, наоборот, отталкивает от себя талантливых людей».

Логинова, Н.В. Ловушка для интеллигента: образы библиотекарей в отеч. худож. лит. // Библиотековедение.- 2007.- №1.- С.118-123.

«…в литературе послесталинского времени постоянно возникает образ библиотечной профессии как жизненной ловушки для интеллигенции».

«Нужно всетаки признать, что специфика библиотечной работы остаётся загадкой для авторов (как и для общественного сознания в целом)».

«В общественном сознании утвердился образ «Бедного, но честного библиотекаря», который, надо полагать, важен для подтверждения морального баланса общества, для доказательства тезиса о том, что «не хлебом единым».

Матвеев, М.Ю. Книжные люди в русской литературе ХХ века // Библ. дело.- 2003.- №10.- С.36-39; №11.- С.41-43; №12.- С.40-43; 2004.- №1.- С.40-43.

Образ библиотеки и библиотекаря в русской художественной литературе ХХ века.

«Библиотекари в отечественной художественной литературе достаточно часто описываются в качестве главных героев (причем героев положительных), но сама библиотечная профессия в качестве достойного жизненного выбора показывается редко».

«При всём обилии стереотипов и малопривлекательных описаний художественная литература - очень интересный источник информации, поскольку взгляд писателя всегда отличается от взгляда библиотекаря-практика, и библиотековеда-теоретика. Это отличие и позволяет точнее представить место и роль библиотечной профессии в обществе».

Матвеев, М.Ю. Этот вечный стереотип: б-ки и библиотекари в зарубеж. лит. ХХ в. // Библ. дело.- 2004.- №5.- С.39-41; №6.- С.38-41; №8.- С.39-41; №9.-С.39-41.

Образ библиотеки и библиотекаря в зарубежной литературе ХХ в.

«Анализ различных жанров литературы позволяет с наибольшей точностью выявить характерные описания библиотек и библиотечных работников и определить, как же именно библиотекари «показываются» писателями широкой публике».

«Библиотечные «стереотипы»-упрощённые, схематизированные, а зачастую сильно искажёгнные представления о работе библиотеки и библиотечной профессии, которые присутствуют в художественной литературе на протяжении ХХ в.»

Заломкина, Г.В. Смыслы библиотеки в романе Э. Костовой «Историк» // Библиотековедение.- 2008.- №3.- С.119-124.

Образ библиотеки обновляется и углубляется в романе на широком историческом материале в контексте идей Х.Л. Борхеса и У. Эко. Роман Э. Костовой «Историк» вышел в США в 2005 г. и был переведён более чем на 30 языков.

«Библиотека в романе Э. Костовой – аналог драгоценного саркофага Дракулы у Б. Стокера, книги – освящённая, могущественная земля, без которой вампир нежизнеспособен. Дракула у Э. Костовой весьма дорожит своей библиотекой. Феномен библиотеки разворачивается в романе во всезначимый и всеобъемлющий образ».

Матвеев, М.Ю. Глазами фантастов: стереотипы проникают в будущее? // Библиотека.- 2007.- №4.- С.82-85.

Образ библиотеки и библиотекаря в произведениях отечественной и зарубежной научной фантастики.

«В целом образы библиотек в фантастике весьма разнообразны, но, по нашим наблюдениям, в данном жанре преобладают скорее пессимистические, чем оптимистические оценки их деятельности».

Матвеев, М.Ю. И непременно… труп: б-ки и библиотекари в детектив. романах // Библ. дело.- 2003.- №9.- С.36-41.

Образ библиотеки и библиотекаря в отечественных детективах.

«Частое использование образа библиотеки в детективах ведет к образованию устойчивых («стереотипных») представлений о том, что же в ней происходит, причём представлений далеко не лестных».

«…библиотекари в детективах зачастую тоже изображаются не лучшим образом».

«Но несмотря на все негативные черты образа библиотекаря, зарубежные исследователи склоняются к выводу, что в детективах он позитивнее, чем в «серьёзной» литературе…»

Отечественная художественная литература

Антонов, С. П. Библиотекарша: рассказ // Антонов, С. П. Рассказы. -Барнаул, 1953. - С. 21-32.

Астафьев, В.П. Царь-рыба: повествование в рассказах.- Красноярск: Краснояр. ред.-изд. центр «Гротеск», 1993.- 384 с.

Бабель, И. Э. Публичная библиотека // Сочинения: В 2 т. - Т. 1. Рассказы 1913-1924; Одесские рассказы; Публицистика; Письма; Приложение. - М., 1996. - С. 35-37.

Багмут, И. А. Драгоценное издание: рассказ // Багмут, И. А. Кусок пирога: рассказы. - М, 1969. - С. 155-162.

Басманова, Е. Тайна чёрной жемчужины: роман.- СПб.: Нева; М.: ОЛ-МА-пресс, 2002.- 382 с.

Беляева, Л.И. Семь лет не в счёт: повесть.- М.: Сов. писатель, 1978.- 326 с.

Володин, А.М. Идеалистка: пьеса // Володин, А.М. Для театра и кино.- М.,1967.- С.140-148.

Галин, А.М. Библиотекарь: пьеса // Соврем. драматургия.- 1989.- №3.- С.27-52.

Георгиевская, С.М. Серебряное слово // Георгиевская, С.М. Серебряное слово. Тарасик: повести.- М., 1973.- С.5-182.

Домбровский, Ю.О. Хранитель древностей: роман, новеллы, эссе.- М.: Известия, 1991.- 224 с.

Донцова, Д.А. Букет прекрасных дам: роман.- М.: ЭКСМО, 2002.- 379 с.

Залыгин, С.П. Южноамериканский вариант: роман.- М.: Современник, 1974.- 415 с.

Каверин, В.А. Скандалист или вечера на Васильевском острове: роман.- 3-е изд.- Л., 1931.- 212 с.

Калинина, Д.А. Из мухи получится слон: роман.- М.: ЗАО Изд-во Пресс, 1999.-432 с.- (Серия «Иронич. детектив»).

Карелин, Л.В. Микрорайон: роман.- М.: Сов. Россия, 1963.- 349 с.

Кулаковский, А.Н. Растёт мята под окном: повесть // Кулаковский, А.Н. Тропы хоженые и нехоженые. Растёт мята под окном.- М., 1978.- С.280-421.

Лиханов, А. А. Детская библиотека: повести. - М.: Сов. Россия, 1989. - 149, |2] с: ил.

Маринина, А.Б. Шестёрки умирают первыми: романы.- М.: ЭКСМО, 1996.- 483 с.

Муратов, И.Л. Окна, открытые настежь: повесть.- М.: Сов. писатель, 1964.- 215 с.

Мусатов, А.И. Острожская библия: рассказ // Мусатов, А.И. Твёрдый шаг: рассказы.- М., 1963.- С. 201-233.

Панаско, Е.В. Десант из прошлого: фантаст. повесть и рассказы.- Став-рополь: Кавказ. б-ка, 1991.- 126 с.

Правдин, Л.Н. Область личного счастья: роман.- Пермь: Кн. изд-во, 1975.- 543 с.

Распутин, В.Г. Пожар: повести.- М.: Сов. писатель, 1990.- 236 с.

Семенов, Т.В. Уличные фонари: повесть // Семенов, Т.В. Голубой дым.- М., 1979.- С. 5-272.

Солженицын, А. Не стоит село без праведника. Раковый корпус. Расска-зы.- М.: Кн. палата, 1990.- 573 с.

Стрехнин, Ю.Ф. Есть женщины в русских селеньях: повесть.- М. : Сов. Россия, 1970.- 174 с.

Чернооков, М. В. Книжники: роман. - Л.: Изд. писателей в Ленинграде, тип. «Печатный двор», 1933. - 184 с.

Улицкая, Л.Е. Сонечка: повесть.- М.: ЭКСМО-пресс, 2001.- 127 с.

Чуковский, Н.К. Неравный брак: рассказ // Чуковский, Н.К. Избранное.- М.., 1963.- С.491-542.

Шукшин, В.М. Психопат: рассказ //Шукшин, В.М. Рассказы.- М., 1984.- С.456-467.

Шукшин, В.М. До третьих петухов: рассказы и повести.- М.: Дет. лит., 2002.-302 с.

Эренбург, И.Г. День второй: роман //Эренбург, И.Г. Собр. соч.: в 9 т.- М.,1964.- Т.3.- С.151-362.

Зарубежная художественная литература

Борхес, Х.Л. Вавилонская библиотека // Борхес, Х.Л. Коллекция: рассказы, эссе, стихотворения/ пер. с исп.- СПб., 1992.- С. 142-150.

Бройн, Г. де. Буриданов осёл: роман / пер. с нем. Е. Кацевой и Т. Ил-леш.- М.: Прогресс, 1970.- 231 с.

Канетти, Э. Ослепление: роман /пер. с нем. С. Анта.- М.: Панорама, 1992.- 496 с.

Карр, Д.Д. Зловещий шёпот. Убийство в музее восковых фигур: романы / пер. с англ.- М.: Совершенно секретно, 1994.- 366 с.

Кристи, А. Происшествие в старом замке: роман

Кристи, А. Полное собрание детективных произведений.- Т.19: Тело в библиотеке: романы, рассказы.- М. : Центрполиграф, 1997.- 451 с.

Ле Карре, Д. Шпион, пришедший с холода: роман / пер с англ.- Л.: Лам-бус-пресс, 2000.- 237 с.

Маркес, Г. Г. Сто лет одиночества.- М.: Баян, 1992.- 447 с.

Переес-Реверте, А. Клуб Дюма, или Тень Ришелье / пер. с исп. Н. Бого-моловой.- М. : Иностранка, 2002.- 596 с.

Рот, Ф. Болезнь портного: Профессор желания; Прощай, Коламбус / пер. с англ..- М.: Фирма «ВиМо», 1994.- 508 с.

Уоллес, Э. Семь замков усыпальницы; Красный Круг; «Мёртвые глаза Лондона»: детектив. романы.- Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1995.- 494 с.

Франс, А. Восстание ангелов: роман / пер. с франц. М. Богословской и Н. Рыковой.- М.: Правда, 1958.- 219 с.

Хмелевская, И. Версия про запас: роман.- М.: Фантом Пресс, 1998.- 271с.

Эко, У. Имя розы: роман.- М.: Кн. палата, 1989.-486 с.

Библиотеки».

Методическая консультация для слушателей «Школы библиотекаря».

Огромное значение для библиотеки играет ее благоприятный образ - имидж. Имидж библиотеки можно определить как сложившийся в массовом сознании эмоционально окрашенный образ, определяемый отношением общества к библиотеке, ее услугам, ресурсам, товарам. Образ библиотеки постоянно меняется. Качество этих изменений зависит от деятельности коллектива, руководства библиотеки, которые должны целенаправленно, систематически формировать имидж на основе имеющихся ресурсов.


Сегодня, тема имиджа библиотеки, является одной из обсуждаемых и интересных в библиотечных кругах. Вопросы, которые поднимаются в профессиональной прессе: « что влияет на формирование благоприятного имиджа библиотеки в глазах читателя, как сделать внутрибиблиотечную среду более комфортной, какими навыками должен обладать библиотекарь, что необходимо для динамичного развития библиотеки?»

Имиджевая библиотечная политика долгосрочна и прогнозируема, направлена на формирование общественного мнения, создание ценностных установок, увеличивающих возможность библиотечно-информационных услуг в глазах пользователя.

Имидж библиотеки состоит из внешнебиблиотечного и внутрибиблиотечного.

Создание позитивного имиджа, формирование надежной репутации среди широкой общественности становится основой современного библиотечного учреждения и его приоритетным направлением.

Формирование имиджа библиотеки зависит от следующих компонентов:


  • авторитетность и компетентность руководителей;

  • квалификация персонала,

  • культура общения в библиотеке;

  • дизайн библиотеки (внешний и внутренний);

  • культура рабочих мест сотрудников;

  • комфортность условий для пользователей;

  • качество информационных ресурсов;

  • реклама библиотеки;

  • документация (ее соответствие нормам современного делопроизводства);

  • наличие собственного фирменного стиля;
Исходя из предложенных определений, можно выделить 4 основные направления для формирования положительного имиджа библиотеки:

1.Квалификация персонала.

2. Оснащенность, комфортная среда.

3. Многофункциональная библиотечная деятельность.

4. Социальное партнерство.
Рассмотрим наиболее, с нашей точки зрения, важные компоненты библиотечного имиджа.

Внешнебиблиотечный имидж - это то, как библиотеку воспринимают ее посетители, местные власти. Он складывается из качества услуг, оказываемых пользователям, осязаемого имиджа (здание библиотеки), внешнего вида персонала и мер, направленных на улучшение имиджа (реклама, контакты с прессой и т. д.).

В современном информационном обществе реклама - самый действенный инструмент по информированию читателя о богатстве фонда, о широте предоставляемых услуг, созданию положительного имиджа. Поэтому перед библиотеками стоит задача освоения процесса рекламирования услуг и продукции библиотеки, создания профессиональной и эффективной библиотечной рекламы.

Рекламная деятельность как составная часть маркетинговой политики библиотеки способствует утверждению имиджа, формирует общественное мнение путем реализации системы мероприятий, устанавливающих коммуникативную связь учреждения и разных категорий населения, органов управления, власти.

Для успешного формирования библиотечного имиджа правомерно говорить об условиях эффективной организации рекламной деятельности библиотеки: создания имидж-плана, начиная с планирования и разработки рекламы (рекламной кампании) и заканчивая определением эффективности рекламной деятельности библиотеки. Основной источник разработки стратегии рекламной кампании - общая программа деятельности библиотеки. Исходя, из этого и формируются цели и задачи рекламной кампании.

Сотрудничество со средствами массовой информации (СМИ) - важная составная часть рекламной и информационно-имиджевой политики современной библиотеки. Проводя работу со СМИ, библиотека, как правило, определяет круг источников: газет, журналов, радио и телекомпаний, которые наиболее охотно сотрудничают с нею, организуют постоянные рубрики об ее работе. В основном, это странички культуры, отражающие массовую работу с населением, литературные композиции, рассказы о событиях библиотечной жизни, о книгах, новых поступлениях в библиотеку.

В результате такого сотрудничества библиотеки повышают свой имидж, пользуются бесплатной рекламой своих услуг, привлекают внимание общественности, спонсоров. Большое внимание привлекают материалы о возможностях библиотеки в предоставлении читателям Интернета, о работе культурно-развлекательных комплексов. Активно освещаются в средствах массовой информации благотворительные акции, спонсирование библиотеки, участие библиотеки в конкурсах различных уровней.

При освещении значительных событий в жизни библиотеки - юбилеев, открытия выставок, организации специализированных отделов, создания дополнительных услуг, библиотека проводит пресс-конференции.

В век электронных технологий библиотеки не могут остаться в стороне от преимуществ web-сайта. Сегодня реклама в Интернете - это уже довольно распространенный вид рекламы, число пользователей сетью постоянно растет. Библиотеки размещают на сайтах информацию о библиотеке, услугах, электронные каталоги, предоставляют возможность произвести заказ книг по электронной почте. Способ оценки результатов рекламной кампании в Интернете зависит от ее целей. Это, может быть, и увеличение количества пользователей, расширение сферы услуг, и рост посещаемости сайта. Интернет, как информационная среда, предоставляет возможность не только получить необходимую информацию, но и предоставить сведения о себе российской и мировой общественности.

Другая сторона внешнебиблиотечного имиджа - имидж библиотечных специалистов - непосредственно связан с выполнением профессиональных обязанностей и складывается из внешнего облика, манеры поведения, умения общаться. От того, какое впечатление библиотекарь производит на окружающих, во многом зависит его успех. Имидж библиотекаря влияет на работу библиотеки, от него во многом зависят статус и роль библиотеки в обществе.
Имидж библиотекаря.

Авторов статьи, размещенной в интернет, Т. И. Иванова «Проблема имиджа библиотечной профессии на современном этапе» дает следующую формулировку имиджа библиотекаря. Статус-ит: как должно быть. Статус-кво: то, как нас воспринимают окружающие. Применительно к библиотечной профессии это выглядит так. Статус-ит: деловая женщина, профессионал, информационный менеджер. Статус-кво: «серая мышка», не профессионал в данной области, случайный человек в библиотеке. Итак, мы можем говорить о том, что вопрос об имидже профессии библиотекаря правомерен. Считается, что имидж должен стать частью действий публичных людей. Тем более это относится к представителям библиотечной профессии

Долгое время в средствах массовой информации, художественной литературе (как русской, так и мировой), киноискусстве формировался отрицательный образ библиотекаря (тусклая внешность, волосы, убранные в пучок, тихая, а порой даже забитая женщина). И что удивительно - библиотекари не пытались сломать данное представление о себе.
Но прошло время, и появился интерес к восприятию другими своей профессии. Это связано с изменениями в стране и в самом библиотечном сообществе. Библиотекари выходят на международный уровень, общаются с коллегами из разных стан , и как следствие этого приходит понимания себя и место своей профессии в мире. Возникает потребность во взгляде на себя со стороны, возникает проблема имиджа библиотечной профессии.
Проблема имиджа библиотеки и библиотекаря изучается во многих странах (но, к сожалению, не в России). В австралийских исследованиях отмечается, что библиотекари сами поддерживают свой негативный имидж. В 1990 г. P.G. Schuman отметил, что имидж библиотекаря очень часто сосредоточивается на физических стереотипах. Критика выражается не столько в имидже застенчивой старой девы, сколько в отсутствии осознания обязанностей библиотекаря. От хранителей знаний, отвечающих на изолированные справочные вопросы, библиотекари должны переходить к роли деятельных профессионалов, ассистирующих пользователю в решении его проблем. В США было проведено исследование «Имидж библиотекаря медицинских библиотек США». Его результаты показали, что, с одной стороны, библиотекари воспринимаются как образованные люди, готовые прийти на помощь, а с другой - как люди старомодные, робкие, сосредоточенные на себе, следующие за буквой закона.
В нашей стране подобных исследований по изучению имиджа библиотекарей не проводилось.

Что же нужно сделать для формирования имиджа библиотекаря?

Прежде всего, чтобы сломать негативное восприятие в обществе имиджа библиотекаря, надо сломать это восприятие в душе каждого из нас.

Об имидже библиотек будут судить по имиджу каждого из библиотекарей. И если хотим, чтобы у жителей города было восприятие библиотекаря как специалиста в области информации, а не «объекта для выдачи книг», то надо и соответствующий образ о себе у них сформировать. А для этого нужно, чтобы у них было определенное мнение о вас. Вот зачем необходимо формировать имидж.

Восприятие человека по его одежде, макияжу, прическе, называют «габитарным имиджем» (внешним). Мы часто слышим от библиотекарей постоянные жалобы на нехватку денег, книжных фондов и т. д. Но если задать вопрос: «А вы пытались изменить ситуацию (найти работу с достойной зарплатой, написать программу по фондам и получить под нее деньги)?» - то в ответ услышите: «Да кто я такая? Я простой библиотекарь!»

Не могу не прокомментировать данную позицию цитатой из книги Наталии Правдиной «Я люблю себя»: «Чувствуете себя свободными - станете свободными, чувствуете себя независимыми - станете независимыми, потому что Ваши мысли влияют и на то, как Вы двигаетесь, и на то, как Вы начинаете говорить и даже на скорость и легкость Вашей походки. Но для начала Вам стоит воспитать в себе отношение к своим заслугам. Поощрение Ваших успехов способно в несколько раз увеличить темпы их роста... Женщина чувствует себя так, как она выглядит... Мы можем подумать, что нас могут оценить не по достоинству? Что значит не по достоинству? Ведь достоинство определяется Вашим собственным к себе отношением. Эта та цена, которую мы сами себе назначаем. И получается, что чем более мы себя ценим, тем у нас больше шансов быть правильно оцененными. И чем больше мы себя ценим, тем больше это проявляется в нашем внешнем виде и в поступках. Женщина, которая себя высоко ценит, не позволит появиться на людях с немытыми волосами, в несвежей блузке, в стоптанных туфлях».


Одна из главных задач по формированию имиджа библиотечной профессии - это создание притяжения (аттракции), создание приятного мнения о специалистах в данной области. И если возможно не создавать искусственных препятствий на этом пути, то это нужно делать.
Содержание деятельности библиотекаря как составная часть его имиджа.

Имидж библиотекарей связан непосредственно с их профессиональным существованием. Если раньше библиотекари, хорошо выполняющие свою работу, могли быть уверены в своем дальнейшем существовании, то современные библиотекари нуждаются в активном маркетинге себя и своей роли в обществе. Библиотекарям не должно быть безразлично, как они выглядят со стороны, потому что через впечатление, производимое ими и их библиотеками на пользователей, лежит путь к определению статуса и роли данных библиотек.


J. Когеп считает, что имидж формируется под влиянием того комплекса услуг, который обеспечивает библиотека. Таким образом, если библиотекари не рассматриваются как информационные работники, то они не могут брать на себя ответственность за обеспечение информационного обслуживания. Библиотекари должны быть активны в предоставлении информационного сервиса, что будет влиять на их имидж. В современном обществе библиотекари должны рассматриваться как информационные специалисты-профессионалы.
Ни о каком имидже библиотекаря не может идти речь, если он не обладает профессиональным образованием.

Тем самым признано, что библиотекарь, библиограф - это такие же специалисты, как учитель, врач, инженер. И в работе библиотек имеется своя специфика, которая в большей степени понятна, знакома, выполняема людьми, специально обучавшимися этой профессии. И именно профессионал, несмотря на низкую зарплату, создаст современную библиотеку. Потому что его так учили, а по-другому он не может. Должна уйти в небытие «эпоха старых бабушек», которые заполонили собой библиотеки. Работодатели должны понять, а мы им должны суметь доказать, что себе дороже брать на работу неспециалиста.


а) Рекламная деятельность библиотекаря.

На первое место выходит уровень профессиональной подготовки библиотекаря как специалиста с маркетинговым мышлением, заинтересованного в востребованности информации, собранной в фондах.


Поэтому я считаю необходимым для успешной работы и создания положительного личностного имиджа владение основами PR и рекламы. Реклама одно из важнейших направлений деятельности библиотеки и одна из составляющих ее имиджа. И если имидж библиотеки сформируется под влиянием того комплекса услуг, которые предоставляет данная библиотека, то именно из рекламы данной библиотеки вы и узнаете об этих услугах. Необходимо создание фирменного стиля в каждой библиотеке (наличие визитки, рекламного буклета библиотеки, рекламных листовок, бланков писем с эмблемой библиотеки). От того, как мы представляем себя, зависит, как другие воспринимают нас.
б) Маркетинговые исследования в деятельности библиотекаря
Современная библиотечная жизнь невозможна без таких понятий, как менеджмент, маркетинг, фандрайзинг. Но мало знать эти понятия, надо овладеть технологиями их практического применения. Так, фандрайзинг - деятельность по ходатайству о выделении или пожертвовании средств для осуществления каких-либо проектов или программ.

Многие библиотекари считают, что для создания имиджа библиотеки достаточно оснастить ее оргтехникой, компьютером, сделать ремонт. Но главное в нашей работе - это информационное обслуживание, предоставление пользователям необходимой информации. И как раз владение маркетинговыми методами позволяет провести маркетинговое исследование деятельности своей библиотеки и ответить на вопросы: «Востребовано ли то, что вы делаете? Какие виды услуг необходимы в вашей библиотеке? Как изменились информационные запросы современных пользователей библиотеки? Какие новые фонды необходимы в данной библиотеке?»

в) Профессиональный рост как составная часть имиджа библиотекаря.
Потребность в постоянном обучении, повышении своей квалификации и как следствие - изменение пространства вокруг себя. Если раньше библиотека с хорошим книжным фондом была пределом мечтаний, то современная информационная ситуация и появление новых нетрадиционных для библиотеки информационных продуктов ставит вопрос о создании на базе библиотек медиатек. Благодаря Интернету, применению в практике работы библиотек компьютеров, оргтехники встал вопрос об обучении библиотекарей современным информационным технологиям и влиянии последних на формирование имиджа современного библиотекаря.

Умение работать на компьютере, свободное ориентирование в Интернете дает возможность узнавать о деятельности своих российских и зарубежных коллег, участвовать в проектах и конкурсах, обучаться дистанционно. Как видим, современная жизнь все время поднимает уровень требований, которому должны соответствовать современные библиотекари, и очень трудно удержаться на этом уровне.


3. Внутрибиблиотечный имидж.

Внутрибиблиотечный имидж определяют нормы и ценности (миссия библиотеки), организация внутренних коммуникаций, история библиотеки, социально-психологический микроклимат коллектива. Наиболее рациональным представляется рассмотрение внутрибиблиотечного имиджа через три понятия: управление, социально-психологический климат и организационную культуру.

Применительно к внутрибиблиотечному имиджу наибольшее значение имеют следующие качества руководителя: разумная настойчивость, решительность, энергичность, искренность, высокая самодисциплина, умение поддерживать подчиненных. Ввиду отсутствия идеального стиля руководства наиболее убедительным выглядит предположение, что лучший руководитель - это тот, кто ответственен за все, что входит в его служебные обязанности.

Социально-психологический климат в библиотеке как психологическое состояние коллектива складывается из удовлетворения системой управления, межличностными взаимоотношениями и оценки условий работы в коллективе. Он важен не только для оптимальной организации работы, но и потому, что без него любая работа по улучшению имиджа практически бесполезна. Многие причины ухудшения социально-психологического климата в библиотеке являются «вечными», поскольку они не зависят от ее типа, величины штата и т. п. факторов (конфликты с руководством, психологическая несовместимость сотрудников и др.).

Среди основных факторов социально-психологического климата в трудовом коллективе можно отметить взаимоотношения по вертикали и горизонтали; стиль и нормы общения; организацию и условия труда; систему стимулирования. В зависимости от состояния этих факторов складывается более или менее устойчивый эмоциональный настрой членов коллектива. Немаловажное значение имеет состав коллектива с точки зрения психологической совместимости его членов.

Принятые в коллективе нормы делового взаимодействия складываются в служебный этикет, определяющий правила поведения в ситуациях, когда люди выступают в официальных ролях руководителя и подчиненного.

Служебный этикет формирует стиль отношений в коллективе, в котором тесно переплетаются формальные и неформальные элементы служебного взаимодействия. Он включает в себя такие неформальные элементы, как настроение, манеру приветствия и обращения руководителя к сотрудникам, формы и методы критики. Знание служебного этикета - необходимое профессиональное качество, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать.

Нравственным в отношениях «библиотекарь-библиотекарь» становится стремление каждого сотрудника скрывать плохое настроение, негативные черты характера, неприятие критики и тем самым поддерживать свой индивидуальный имидж на требуемом уровне. Эта моральная целеустремленность способствует формированию благоприятной психологической атмосферы для реализации доброжелательности и творчества, профессиональных возможностей, как отдельного библиотекаря, так и всего коллектива.

Организационная культура представляет собой образ мысли и образ действия сотрудников библиотеки, направленные на гармонизацию отношений в коллективе и создание благоприятного отношения к библиотеке со стороны общественности. Организационную культуру можно рассматривать в трех аспектах: а) как умение и желание каждого сотрудника библиотеки отстаивать ее интересы, способствовать упрочению ее авторитета ; б) как благонадежность, лояльность и приверженность своей библиотеке; в) как поведение сотрудника вне библиотеки, включая то, какое впечатление он производит на окружающих. В целом именно организационная культура содействует проявлению основных характеристик имиджа: идентификации библиотеки обществом, отличию от других библиотек и формированию репутации.

Имидж читателя - важная составляющая внутрибиблиотечного имиджа. Он включает в себя читательскую направленность, интересы и потребности в чтении, подготовленность к процессу работы в библиотеке (наличие необходимых письменных принадлежностей), внешний вид читателя. Соблюдение правил поведения в библиотеке также характеризуют уровень позитивного имиджа читателя.

С другой стороны, библиотекарь выступает как педагог по отношению к читателям, применяя в практике работы методы воздействия на них в процессе индивидуальных бесед, рекомендации книг. Этим достигается имиджевое воздействие библиотекаря на читателей, что, в свою очередь, требует от библиотекаря повышения профессиональной квалификации, чтобы соответствовать запросам всех категорий посетителей библиотеки.

Библиография.

1. Аверьянова Н.В. Имидж библиотеки как фактор её развития // http://nashaucheba.ru

2. Алтухова, Г. А. Основы библиотечного имиджа [Текст] : учеб-метод. пособие / Г. А. Алтухова. – М.: Литера, 2008. – 224 с. – (Современная библиотека. Вып. 33).

5. Ванеев, А. Н. Конфликты в библиотеке: предупреждение и разрешение [Текст] / А. Н. Ванеев. – СПб.: Изд-во «Профессия», 2001. – 121с. – (Серия «Библиотечный практикум»).


2014 -> Человек в коммуникации: от категоризации эмоций к эмотивной лингвистике
2014 -> Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №504 на 2014 – 2015 учебный год

Профессия библиотекаря - одна из самых благородных профессий, требующая любви к делу, самоотверженности, силы души. Эта профессия считается социально значимой, но не престижной, почти незаметной.

Образы библиотек и библиотекарей в русской художественной литературе ХХ в. весьма интересны и противоречивы. Авторы книг отмечают черты, характерные для того или иного исторического периода, показывают положение библиотек в обществе, а также создают чисто литературные образы и ассоциации, устойчивые стереотипы библиотекарей.

Характер изображения книги, библиотеки и библиотекаря в художественной литературе предстает отражением отношения к ним общества. А произведения литературы позволяют осмыслить место библиотеки в жизни общества, уяснить имидж библиотекаря в социуме, ибо отношение к чтению, книге, библиотеке и ее сотрудникам зависит не столько от статуса учреждения, количественных показателей его деятельности, его социальной функции, сколько от бытующих в обществе представлений и стереотипов.

Вашему вниманию представлен выборочный список произведений отечественных и зарубежных писателей на данную тему.

Багмут, И. Драгоценное издание : рассказ

Рассказе, где описывается бой в развалинах одной из областных библиотек. В разгар сражения один из бойцов неожиданно вспоминает как нечто недостижимо-далекое обычную библиотечную тишину: «в его воображении всплыл роскошный вестибюль библиотеки и та особая, уютная тишина читального зала, когда слышен только тихий шелест переворачиваемых страниц» (10). Библиотека, потерявшая около 2 млн томов, была открыта на следующий же день после освобождения города. Одну из уцелевших книг, взятую главным героем в свою часть под честное слово, вернул в библиотеку его товарищ, поскольку тот «погиб при исполнении боевого задания».

Биргер, А. Заклятие слов: повесть

Писатель со знанием библиотечного дела повествует о работе библиотекаря. Тепло, трогательно, с симпатией рассказывает о библиотечном труде.

Библиотека в провинциальном городке. Кажется, что это самое тихое и безобидное место, где время течет медленно и ничто не может нарушить раз и навсегда установленный порядок. Известный столичный писатель, приехав на встречу с читателями, неожиданно попадает в водоворот мистических и загадочных событий, связанных с местной библиотекой.

Борисов, Л. Блокада : рассказ

В рассказе затрагивается трагическая тема блокады Ленинграда и книжных собраний в осажденном городе. Автор отмечает, что настоящему библиофилу, даже если бы у него и был килограмм крупы, стыдно было бы покупать за эти «деньги» целую философскую библиотеку, поскольку это - «цинический случай».

Володин, А. М. Идеалистка: пьеса

Пьеса А. Володина «Идеалистка» написана в 1962 г. В центре пьесы образ библиотекаря-идеалиста, мечтающего приобщить всех читателей к «разумному, доброму, вечному» и, в первую очередь, к чтению «серьезной» литературы. Это произведение - монодрама, исповедь героини о прожитой жизни. Имени у нее нет, автор называет ее несколько отчужденно - Она, есть профессия - библиотекарша. Четыре встречи, оставившие след в жизни героини, - четыре расставания. В 80-е годы по «Идеалистке» был снят телефильм с участием А. Фрейндлих и Н. Михалкова

Воробьёв, Е. Шелест страниц : рассказ

Рассказ - о блокадном Ленинграде, ленинградцу Е. Воробьеву душевно близка эта тема. Здесь ощутима особая атмосфера, запоминаются точные детали: шестьсот вымерзших чернильниц в Публичной библиотеке.

Галин, А. Библиотекарь: пьеса

Вынеся профессию героя в заглавие, драматург подчеркнул ее «знаковость». В пьесе представлен тип библиотечного работника - человека, не согласного с политической системой и существующими в обществе порядками, рассматривающего библиотеку как своеобразное убежище.

Действие пьесы происходит в библиотеке психоневрологического диспансера, затерянного где-то в российской глубинке. Судя по всему, библиотекой никто не пользуется. В ней, однако, целых три сотрудника, так или иначе загнанные в эту ловушку. Герой сослан в библиотеку по указке КГБ за издание какого-то невинного самиздатского журнала.

Скоро его должны «реабилитировать» - и он сможет покинуть библиотеку. Но в последний момент «библиотекарь» вступается за несправедливо преследуемого юношу и, как можно понять, его ждут новые напасти. Весьма знаменательно, что именно в библиотеке автор нашел «праведника», способного на самопожертвование: «Бунт слабых людей - самый сильный бунт!».

Георгиевская, С. Серебряное слово : повесть

"Серебряное слово" - повесть о молодой девушке-библиотекаре, уехавшей из Москвы в далекую Туву, о ее юношески страстном и глубоко ответственном отношении к своему делу.

Грекова, И. Летом в городе: рассказ

«Когда цветут липы, город весь погружается в запах. Пахнет в трамваях, в магазинах, на лестницах. В большом библиотечном зале тоже пахло липами. Окна были раскрыты, и, когда налетал ветерок, каждый чувствовал присутствие лип...»

Елизаров, М. Библиотекарь: роман

«Библиотекарь» - это, по сути, первый большой постсоветский роман, реакция поколения 30-летних на тот мир, в котором они оказались. За фантастическим сюжетом скрывается притча, южнорусская сказка о потерянном времени, ложной ностальгии и варварском настоящем. Главный герой, вечный лузер-студент, «лишний» человек, не вписавшийся капитализм, оказывается втянут в гущу кровавой войны, которую ведут между собой так называемые «библиотеки» за наследие советского писателя Д.А. Громова.

Вокруг книг разворачивается целая реальность, иногда напоминающая остросюжетный триллер, иногда боевик, но главное - в размытых контурах этой умело придуманной реальности, как в зеркале, узнают себя и свою историю многие читатели, чье детство началось раньше перестройки. Для других - этот мир, наполовину собранный из реальных фактов недалекого, но безвозвратно ушедшего времени, наполовину придуманный, покажется не менее фантастическим, чем умирающая профессия библиотекаря.

«Это книга о гибели советских читателей, которые вечно горят в пламени литературы соцреализма, - считает председатель жюри «Русский Букер», критик Евгений Сидоров.

Залыгин, С. Южноамериканский вариант : роман

Роман "Южноамериканский вариант", сугубо "городское" повествование о душевной маяте современной интеллигентной женщины.

Каверин, В. Скандалист, или Вечера на Васильевском острове : роман

В романе много страниц посвящено библиотекам

Калашникова, В. Ностальгия : повесть

Калашникова, В. Ностальгия Действие в повести происходит в наши дни. Ее героиня Полина, по профессии библиотекарь, «говорит по-английски и по-французски... у нее собран большой материал (для своей диссертации - Б.С.), надо только в немецких архивах немного порыться....».

«Кстати, именно вчера ночью Полине приснился вещий сон... Ее дом объят пожаром, стебли пламени уже поднимаются снизу, из подвала, огонь ярится на кухне, в коридоре, и она не может вырваться. Ну что же, узнаю тебя, жизнь, принимаю, и приветствую звоном щита. В библиотеку назад не примут, хотя можно податься в другую, попроще, и общаться уже не с академиками...». Она умная, решительная современная женщина (тип нового русского библиотекаря) и, что очень важно, весьма начитанная - «всю жизнь только и делала, что книги читала». В то же время ее ужасает окружающая бездуховность, наркомания, проституция: «... при коммунистах... порядок был... телевизор можно было смотреть. А сейчас у нас показывают сексфильмы... спрашивается, откуда к нам пришла эта гадость?». Разочарованная действительностью, Полина уезжает в Германию, к своему жениху. Однако и там она не находит успокоения: немецкий мужчина слишком расчетлив, там тоже проститутки и наркоманы... Конец истории трагичен. Полина гибнет в автокатастрофе.

Эта повесть символична. В ней, в одной из первых в российской современной литературе, образ библиотекаря наделяется высоким интеллектуальным потенциалом, способным на равных общаться с цветом нации (в данном случае - академиками).

(Звезда. - 1998. - № 9. - с. 33-104)

Крапивин, В. Оранжевый портрет в крапинку: повесть

Юля, героиня повести - практикантка в библиотеке очень маленького городка Верхоталье.

Лиханов, А. Детская библиотека : повесть

Повести «Магазин ненаглядных пособий», «Кикимора» и «Детская библиотека» А.А.Лиханова составляют часть романа в повестях «Русские мальчики». Все они о том, как прошли войну дети, ставшие школьниками в военное лихолетье, чем была заполнена их жизнь.

Лобанова, Л. Из жизни читательницы : роман

Марина устала от одиночества и безнадежности ни к чему не ведущих отношений с женатым мужчиной. Она живет среди книг и мечтает хоть как-то изменить свое унылое существование. И однажды мечты сбываются...

Теперь у Марины есть все и интересная работа в новом журнале, и даже роман с известным писателем. Но... как отличается реальность бытия литературной богемы от всего, что рисовалось ей в воображении! И как нелегко найти счастье в мире тех, кто избрал своим уделом Слово!..

Логан, Б. Библиотекарша

Реджина Финч мечтала работать в библиотеке - ей казалось, что ничего интереснее быть не может, и она была безумно счастлива, что ее мечта сбылась. Но в первый же рабочий день она стала свидетелем возмутительной сцены: двое молодых людей страстно предавались любви в одной из комнат Нью-Йоркской публичной библиотеки. Негодование Реджины было велико, но она не могла не заметить, как красив и сексуален молодой человек. Она была бы удивлена, узнав, что ее ждет: совсем скоро красавец мачо, осквернивший святая святых, станет ее бойфрендом...

Майрон Вики, Дьюи. Кот из библиотеки, который потряс весь

Герой этой книги - реально существовавший рыжий кот по кличке Дьюи, который в 1988-2006 годах жил в публичной библиотеке маленького города Спенсер, в штате Айова, США.

Книга представляет собой воспоминания его хозяйки Вики Майрон. Она работала в библиотеке Спенсера 25 лет, из них 20 была директором библиотеки и все это время вместе с ней был кот Дьюи - главный обитатель библиотечного здания, почетный сотрудник, талисман и всеобщий любимец.

Итак, какие переживания может вынести животное? Сколько жизней у кошки? Как получилось, что несчастный котенок-подкидыш сделал маленькую библиотеку местом встречи окрестных жителей и центром притяжения для туристов, а провинциальный американский городок - известным во всем мире? Об этом и многом другом в потрясающей книге Вики Майрон, которая сумела тронуть душу миллионов читателей во всех уголках планеты.

Майрон Вики, Девять жизней Дьюи. Наследники кота из библиотеки, который потряс весь мир

Трогательная история о рыжем коте из библиотеки городка Спенсер, описанная в книге Вики Майрон «Дьюи», вызвала миллионы восторженных отзывов. Читатели так прониклись атмосферой душевного тепла, которое дарил людям Дьюи, что вдохновили Вики Майрон написать продолжение.

В новой книге - девять историй о котах, которые объединили людей, подарили им надежду и помогли справиться с жизненными трудностями, научили радоваться, любить и сострадать.

Рыбакова, С. Приходской библиотекарь : рассказ

В рассказе С. Рыбаковой «Приходской библиотекарь» Вика, Виктория работает в приходской библиотеке. «Для нее работа была даром Божьим, который она ценила. Но и читатели, в свою очередь, давали Вике многое. Они все в суетном мире были единомышленниками.

(Наш современник. - 2002. - № 10. - С. 94-101)

Сенчин Р. Елтышевы: роман

Валентина Викторовна, мать семейства, которое неуклонно катится к полной гибели - тоже библиотекарь, женщина в годах, уставшая и отяжелевшая. Ни разу мы не увидим ее с книгой: такой привычный способ забыться в беспросветных буднях не приходит в голову ни автору, ни героине. Не разглядим в ней ни проблеска книжных (в смысле высоких) принципов и ценностей. Периодически она вспоминает, кто написал такую-то книжку, которую она когда-то выдавала. Не вспомнив, быстро успокаивается...

(Дружба народов.- 2009.- №3,4)

Стрехнин, Ю. Есть женщины в русских селеньях : повесть-быль

Улицкая, Л. Сонечка: повесть

Людмила Улицкая вывела яркий, удивительно самозабвенный характер библиотекарши Сонечки.

«Она окончила библиотечный техникум, стала работать в подвальном хранилище старой библиотеки и была одним из редких счастливцев, с легкой болью прерванного наслаждения покидающих в конце рабочего дня свой пыльный и душный подвал, не успев насытиться за день ни чередой каталожных карточек, ни белесыми листками требований, которые приходили к ней сверху, из читального зала, ни живой тяжестью томов, опускавшихся в ее худые руки».

Героиня «Сонечки», как в многолетнем обмороке, запоем читает книги, но реальность жизни - любовь, семья, материнство - выбивает ее из чтения... Наступает старость: умирает муж, уезжает дочь, - и она возвращается душой к великой литературе, которая дает пищу для души, примирение, наслаждение...).

Повесть "Сонечка" удостоена премий: Медичи (1996, Франция) и им. Джузеппе Асерби (1998, Италия).

Черноков, М. Книжники: роман

Причудливый мир библиофилов дореволюционной России предстает на страницах романа М. Чернокова «Книжники». В нем подробно и колоритно описаны и «сумрачные петербургские лавки антикваров», и сами книжники, всецело предавшиеся своей всепоглощающей страсти. При этом за помощь в разыскании книг они готовы вытерпеть какое угодно прозвище - «алхимики, пустосвяты, пыльная чудь» и т.п.

В целом «Книжники» М. Чернокова - одно из очень редких в отечественной литературе произведений, полностью посвященных библиофильской тематике, и в последующие десятилетия ничего подобного уже не печаталось.

В повседневной практике библиотека, как и любая социальная организация, сталкивается с параллельным существованием трех различных образов: идеальным, зеркальным и реальным.

Идеальный имидж — тот, к которому библиотека стремится. Он, отражает направление движения, стремления, генеральные цели деятельности. Идеальный имидж всегда остается таковым, так как по мере достижения намеченного ставятся новые, еще более сложные задачи. Идеальный имидж служит критерием оценки перспективных планов и текущих решений.

В зеркальном имидже отражается мнение сотрудников о привлекательности библиотеки для читателей, ее репутации, о внимании к ней властных структур и населения.

Реальный имидж характеризует действительное отношение различных групп граждан к библиотеке, их удовлетворенность качеством обслуживания, понимание значения библиотек для общества.

Естественно, что зеркальный и реальный образы не совпадают, но должны быть приближены к идеальному.


Исследования, проведенные отечественными библиотеками, показывают, что такое соответствие достигается далеко не всегда. Поэтому очень важно осуществлять постоянный мониторинг мнений, взглядов, предпочтений читателей и библиотекарей, добиваясь их максимального сближения.
Успех библиотеки определяется тем, насколько создаваемый образ подтверждается качеством повседневного обслуживания или насколько декларируемые обязательства совпадают с их реальным выполнением. Именно поэтому задачи повышения престижа затрагивают все стороны деятельности библиотеки и имеют отношение к каждому из ее сотрудников.

Итак, имидж — это общее представление о библиотеке, которое зависит от каждодневной работы и вырабатывается за долгие годы. Что же влияет на формирование благоприятного имидж библиотеки в глазах читателя? Давайте рассуждать вместе.

Дизайн

Не всегда библиотеки могут позволить себе большие материальные затраты на покупку оборудования, НО каждая старается художественно оформить свое пространство, создать свой неповторимый стиль.


Сельская библиотека как информационный, досуговый центр местного сообщества, мощный рычаг продвижения книги и чтения к сельскому жителю, будет способствовать приобщению к различным информационным, документным ресурсам в режиме отдаленного пользователя. Предполагается, что эстетически современная, технически оснащенная библиотека привлечет к себе проблемные социальные группы, молодежь, детей, юношество, безработных, пожилых людей путем предоставления им широкого спектра услуг, которые будут сочетать как платные, бесплатные, льготные. Таким образом, библиотека станет не только местом, где прикасаются к чтению, книге, информации, но она превратится в место встречи, общения, интеллектуального досуга, работы.

Создание привлекательного имиджа библиотеки – это главная функция, выполняемая комфортной библиотечной средой. Ее можно представить как совокупность нескольких компонентов: предоставление читателям сопутствующей информации; организация библиотечного пространства; состояние рабочих мест и мест отдыха; организация библиотечных фондов.

Особую роль играет создание фирменного стиля, который состоит из многих компонентов. В идеале для его разработки привлекаются специалисты, художники, дизайнеры, которые благодаря своему профессионализму, и творческому подходу находят особенности, отличающие библиотеку от других. В большинстве случаев библиотекари сами выступают в этих многочисленных ролях.

«Содержательная насыщенность библиотечного пространства не зависит от размера площади, обилия материальных носителей (включая современную технику), и даже от числа читателей и посещений. Это не поддающаяся количественным измерениям атмосфера творчества, сотворчества библиотекаря и читателя, межличностного общения в неформальных объединениях, развитая система коммуникаций, в том числе за счет сопряжения библиотечного пространства с социальными сетями, сочетания визуального и виртуальных его частей», — считает С.Г. Матлина

Положительный имидж формируется качеством услуг и уровнем обслуживания пользователей библиотеки . Читатель библиотеки должен без усилий получить информацию об ее услугах и не запутаться в объявлениях.
Библиотечные работники должны находиться в постоянном поиске новых форм коммуникативных связей с читателем, придумывать что-то необычное, что привлечет потенциальных читателей в библиотеку.
Насыщенность библиотечного пространства зависит от уровня его событийности. Событием, определяющим конфигурацию библиотечного пространства могут стать необычная по содержательному наполнению или дизайну выставка или встреча с интересным собеседником, выход в свет и презентация новой книги…Словом, все то, что создает атмосферу радости, приподнятости, «взрывает» однообразный, монотонный ритм обыденной жизни, а значит, стимулирует творческую активность личности.

Пример из профессиональной прессы: целевая программа по изучению чтения «Путешествие Синего чемоданчика» .
Сценарий проведения этой программы таков. Библиотекари составляют список книг для наполнения чемоданчика на основе рекомендаций специалистов детского чтения и опросов читателей. Состав списка состоит из новинок качественной детской литературы. Заполненный чемоданчик отправляется в выбранный город или район. «Синий чемоданчик» с целью пропаганды чтения едет в те библиотеки, где есть собственные программы развития чтения (особенно приветствуются инициативы и новые разработки). Библиотека должна представить свои предложения по проведению программы. На основании этих предложений составляется план путешествия. Программа продолжается два месяца, а затем «Синий чемоданчик» переезжает в другой город или район. Программа нацелена на достижение следующих результатов: увеличение численности читателей библиотеки; улучшение навыков чтения у детей; развитие литературного вкуса через популяризацию лучших современных российских и зарубежных произведений; развитие общественных инициатив, привлечение детей в качестве волонтеров; участие семьи; кооперация с другими культурными и социальными организациями; пропаганда программы через местные СМИ.


Использование рекламы для пользователей библиотечных услуг, — одно из ключевых звеньев продвижения библиотечной продукции и услуг на рынке. Это тоже является исключительно важным при формирование надежной репутации и доброжелательного мнения о библиотеке и ее услугах в обществе.
Популяризации библиотеки содействует создание звуковых рекламных записей и видеороликов, буклетов, проспектов, закладок, календариков, открыток, путеводителей. Информационные материалы о библиотеке будут оказывать содействие созданию положительного имиджа, раскрывать историю, современное состояние библиотеки и популяризировать ее услуги.

Примеры слоганов.

1. Открой свою книгу.
2. Книги — кирпичики вашей карьеры!
3. Книга — начало Вашей карьеры!
4. Книжек должно быть много
5. Хочешь все знать? Нечего спать! Друга бери – В библиотеку иди!
6. Наслаждение чтением – это – Наслаждение жизнью.
7. Новое поколение – выбирает чтение!
8. Хочешь быть продвинутым? Двигай в библиотеку!
9. Библиотека – место, где чтение уместно!
10. Интернет — это водопад, библиотека — кран с водой. Что вы выбираете, чтобы утолить жажду?
11. «Чтоб не прослыть невеждой, читайте «Белые одежды!»"
12. «У меня теперь до веку лучший друг – библиотека!»
13. Не пошёл на дискотеку – заходи в библиотеку!
14. Нам с Вами по пути. Слоган рекламы в России, 2008 Аудиокниги многие слушают в автомобилях, стоя в пробках…
15. «Частица сердца – читателю, библиотеке – семейный уют».
16. «Каждой книге – ее читателя».
17. «Время читать – время знать!
18. «Читателю – книгу»
19. «Библиотечная остановка»
20. «Это – Ваша библиотека»
21. «Библиотека работает для Вас»
22. «Библиотека готова предоставить Вам все свои книжные сокровища»
23. «Не забудь зайти в библиотеку: книжки скучают без тебя»
24. «Приходи почаще! Библиотечные книжки скучают без тебя!»
25. «В библиотеке Вас любят, ценят, помнят…»
26. «Твоя библиотека всегда ждет тебя!»
27. «Только у нас и только сегодня — максимум информации о женском чтении!»
28. «Ваше присутствие украсит нашу встречу!»
29. «Вас ждут приятные сюрпризы!»

Узнаваемости, формированию положительного имиджа библиотеки способствует и фирменный стиль : логотип, фирменные визитки, настольные календари, печатная продукция.



Созданию положительного имиджа библиотеки способствует и внедрение новых информационных технологий. Свой сайт, собственные электронные продукты, электронная доставка документов, — все это действенные способы продвижения и реклама библиотеки в международном информационном обществе.

Нельзя не упомянуть и о такой важной составляющей работы по формированию общественного мнения и имиджа как отношения со средствами массовой информации. Активно работая со СМИ, можно ощутить, что они во многом способствуют формированию привлекательного образа библиотеки, росту ее авторитета, социальной востребованности.


Очень важно видеть будущее своей библиотеки, продолжать и дальше формировать новый ее образ, искать новые идеи, говоря современным языком – формировать «брэнд-стратегию». Ведь забота о совершенствовании имиджа — это наглядное доказательство того, что организации небезразличны запросы ее пользователей. А отсутствие новых идей — показатель неблагополучия коллектива. Только от нас зависит и высокий общественный престиж библиотеки, и собственное удовлетворение от работы.