Проект по созданию мультфильмов. Проект: студия «Мульти-Пульти». Создание мультфильма «Сагаалган – праздник света и добра». Анализ отечественных и зарубежных мультфильмов

Проект по созданию мультфильмов. Проект: студия «Мульти-Пульти». Создание мультфильма «Сагаалган – праздник света и добра». Анализ отечественных и зарубежных мультфильмов

Копирование и переработка любых материалов этого сайта для их публичного использования (размещение на других сайтах, публикации в печатных изданиях, размещение в электронных СМИ и проч.) разрешается исключительно при указании автора материала и наличии активной ссылки на сайт.

Проект "Создание мультфильма"

Руководители проекта:

Вот как привести героя к жизни. Даже если у вас есть целевая аудитория в виду при создании проекта, важно создать историю, которая является универсальной и нерегиональной, которая может быть интересна для самых разных групп зрителей и имеет множество символов, которые позволяют идентифицировать из тех, кто смотрит - Томаз Мартинс.

Вот мультфильм, который вы узнаете

Достойная больших школ графического дизайна и анимации, эта уникальная тренировка, почти 30 часов, предлагает вам задумать и реализовать последовательность мультфильмов, специально сделанных по этому случаю, с первых эскизов до окончательной сборки и интеграция звуковых эффектов. Если все методы, используемые профессиональной анимационной студией, хорошо поняты, этот курс также намеревается приобрести реальный рабочий метод, позволяющий полностью реализовать анимационный проект, например, предоставить вам треки размышления, связанные с каждым этапом творческого процесса.

  • Лубенцова Марина Анатольевна - учитель начальных классов,
  • Храпова Юлия Евгеньевна - учитель информатики,
  • Москаленко Константин Васильевич - учитель музыки.

Одним из важных мотивов учения младших школьников является интерес. Направляя интерес детей, их личную заинтересованность к этому предмету, учитель тем самым повышает познавательную активность. Предметом такой заинтересованности может стать создание мультипликационного фильма. Сегодня мультипликация уже перестала быть просто впечатляющим зрелищем, которое можно лишь воспринимать со всё большего числа окружающих человека экранов. Она - элемент "новой грамотности" современного человека.

Более конкретно, семь частей составляют этот семинар, каждый из которых посвящен программному обеспечению и новому этапу производственной цепочки. Таким образом, каждое программное обеспечение подошло в соответствии с потребностями и задачами анимационной работы.

Во время первой части тренер фокусируется на короткой презентации раскадровки и различных элементов, которые структурируют ее как способ ее представления: резка планов, перемещение персонажей и объектов, движения камеры, переходы, ритм последовательности.

Целью здесь является разработка визуального макета для проверки, в частности, временной коррекции и значимости фитингов. Кроме того, из эскизов, используемых для создания раскадровки, эта часть прикрепляется к настройке основных элементов, композиции планов камеры, вырезания последовательности и установки времени анимации.

Пояснительная записка

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, возможностей применения ИКТ не только в учебном процессе, но и в реализации проектной деятельности. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Если подробно описано создание символа, то для всех элементов должны применяться одни и те же методы. Поскольку основной фрейм и ритм были установлены во время аниматики, на этом четвертом этапе происходит очистка и анимация, прежде чем экспортируется последовательность. по изображению в дополнение к различным интерполяциям, предлагаемым программным обеспечением, а также некоторым трюкам, дающим иллюзию движения. Эта часть будет прилагаться для разработки следующих пунктов.

Потолок, стены, плакаты, металлические детали машины, трубы: этот раздел посвящен формированию и завершению декоров с интеграцией различных выбранных материалов. В основном будут использоваться маски, режимы смешивания, инструменты выбора и преобразования. Именно на этом этапе анимация примет окончательный вид. Вы обсудите следующие моменты и особенности. Создание и манипулирование использованием твердых тел масок создание анимированных элементов машины: монитор, слайдеры, эквалайзеры, датчики, индикаторные огни. создание анимационных циклов и случайных движений интеграция пузырьков в жидкость: смещение, уровень непрозрачности при вводе и выводе манипуляции ключевыми кадрами и различные эффекты изменение цвета жидкое перерисовка композиций активация размытия для перемещения управления глубиной резкости посредством размытия и смещений нескольких элементов интеграции и анимации экранов заголовков сборки окончательной композиции реализация виньетирования с фликкерным окончательным рендерингом последовательности. Таким образом, выбор создания этого практического семинара по анимированной последовательности во всей полноте является частью этой логики.

На сегодняшний день все актуальнее звучит вопрос о новых технологиях в обучении, в связи с концепцией «Наша новая школа». В настоящее время школа способствует формированию таких качеств личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Именно эти качества востребованы обществом в настоящее время.

Написание работы, постановка различных элементов, кадрирование, переходы, ритм анимации, выражения персонажей, все соглашающиеся определять историю, дать ей свое единство, привести ситуацию в свой комический характер. Все, что в конечном итоге делает небольшую красную таблетку, может быть только предлогом для сублимации простого тремора ноздри. Вам будут представлены два важных шага: раскадровка и анимация. В более или менее сложных формах эти две технические документы имеют роль планирования и овладения всей производственной цепочкой, прежде чем приступать к конкретному развитию анимация.

Главной целью учителя является развитие творческой, конкурентноспособной личности. Для этого необходимо создавать благоприятное пространство, способствующее успешному развитию каждого ребенка, через мотивацию учения, воспитание интереса к познавательной деятельности на уроках с применением ИКТ-технологийи выработку потребности и умения учиться.

В образовательных целях Эрик Дракон осознал эти два элемента здесь в своей наиболее совершенной форме. Если речь идет о деталях, проект анимации, характерный для реализации мультфильма, такой же, как и иллюзия. Этот тренинг также является поводом для подхода к представлению объектов, теней, огни и эффекты от элементарных форм; те, которые являются основой рисования.

Это независимо от принятого графического стиля. Примечание: все источники в этом портфеле поставляются с обучением. Основная флеш-анимация. Как следует из названия, наша главная цель - способствовать созданию небольших анимационных фильмов в элементарных классах.

В настоящее время нововведения стали реальностью повседневной жизни современной школы. Основной задачей является решение не «заставлять выучить», а «помочь развиваться». Внедрение ИКТ на всех уроках даёт возможность преподавателям осознать место и роль компьютера в учебном процессе, оценить возможности новых компьютерных технологий как средства обучения.

Реализация этого типа проекта часто кажется слишком сложной для учителей. Конечно, это будет зависеть от уровня ваших знаний. Кроме того, мы пользуемся этой возможностью, чтобы напомнить вам, что наша служба предлагает в каталоге продолжения обучения курс, посвященный анимационному фильму.

Мы продемонстрируем вам, используя различные примеры, что это не так. В таких проектах можно заниматься различными дисциплинами. Мы приглашаем вас ознакомиться с нашими различными статьями, открыть анимационный фильм, найти технические объяснения или посмотреть некоторые творения начальных учеников.

Одним из важных мотивов учения младших школьников является интерес. Интерес - это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ним. А стимулятором деятельности выступает личная заинтересованность ученика. Она состоит из реальных предметных, учебных, творческих действий в принятии решений по преодолению препятствий.

Для получения дополнительной информации, пожалуйста, нажмите на ссылки. Среда 15: Программа 1 Среда 15: Программа 2 Среда 15: Программа 3 Среда 15: Программа 4 Среда 15: Программа 5 Среда 15: Программа 6. Файл № 21: Чтение сети. Открытие мультфильма в классе - прекрасный проект, который можно реализовать разными способами. Это то, что Савине, молодежный библиотекарь, предложил в течение учебного года с двумя классами колледжей с мастерской. «Машина пузырьков».

Пример полосы, заполненной Ангелиной, учеником мастерской

Первые сессии, более посвященные теории, были аккредитованы с практическими упражнениями. Чтобы начать свой проект, сначала нужно было подумать о сценарии. Были предложены три темы: магия, пираты, видеоигры. Параллельно с этим отражением студенты обнаружили различные графические приемы. Этот способ работы позволил выделить определенные трудности: то, что было понято благодаря абзацу текста, не всегда переводилось в виньетки. Поэтому необходимо было подумать о другом способе связывания вещества и формы.

Интерес характеризуется познавательной активностью. Ученик ищет интересующую его информацию, посвящает свободное время предмету познавательного интереса. Направляя интерес детей, их личную заинтересованность к этому предмету, учитель тем самым повышает познавательную активность. Предметом такой заинтересованности может стать создание мультипликационного фильма. Сегодня мультипликация уже перестала быть просто впечатляющим зрелищем, которое можно лишь воспринимать со всё большего числа окружающих человека экранов. Она - элемент "новой грамотности". По мере компьютеризации нашей жизни, по мере наполнения школ современной техникой, всё больше и больше появляется людей, осознающих образовательные и просто коммуникационные возможности новых технологий и их большую доступность. И эти технологические изменения приводят постепенно к изменениям в самих наших представлениях о том, что такое грамотный человек. Понятие грамотности во всё большей степени включает в себя, кроме традиционных чтения и письма, ещё и умение набирать текст на клавиатуре, записывать звук, создавать цифровую фотографию и видео, работать с электронными документами. Мультипликация, безусловно, один из активных элементов в этом ряду мультимедийных возможностей.

Пример доски, выполненной Лубной, учеником мастерской

Главная трудность для студентов заключалась в том, чтобы синтезировать и сортировать идеи, чтобы их можно было разборчиво переписать на рисунке. Последовательность виньет также поставила проблему: важно было соблюдать логический порядок действий, чтобы они оставались понятными. Точно так же должно быть объяснено размещение персонажей, которые взаимодействуют друг с другом в виньетках. Также необходимо поощрять учащихся к документированию своих исследований, исследуя, что им поможет.

Создание мультфильма на уроках - это, по сути, проектное обучение. Личностный смысл деятельности ученика повышает его мотивацию в учении и развивает его творческий потенциал.

Тема «Создание рисунков»

Компьютерная графика. Примеры графических редакторов. Панель инструментов графического редактора. Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции.

Многие из них даже работали над своим проектом, продолжая свои исследования за пределами классной комнаты дома! Создание сквозного проекта было полезной и мотивирующей работой для всех учеников, которые не обманывают: многие из них перерегистрировались на следующий год. Интерес к мастерской также заключается в том, чтобы показать, что там произошло!

Для студентов мы особо отметим: - ученик мангаканы, Акира Торияма, который игриво объясняет создание манги. - Комиксы, учитесь и понимайте, обязательные для Тронхейма и Гарсии. Также обратите внимание на его очень богатую теоретическую часть. Этот проект позволяет учителю вводить новые навыки или позволять реанимацию навыков, известных учащимся, на службе полезного проекта.

В результате изучения данной темы учащиеся смогут научиться:

  • выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ;
  • сохранять созданные рисунки и вносить в них изменения.

Тема: «Пластилиновая мультипликация»

Цель: создание короткометражных пластилиновых мультфильмов.

Как и в любой проектной педагогике, для того, чтобы в полной мере использовать реализованный проект, необходимо прежде всего четко определить компетенции в каждой дисциплине, которые будут или не будут конкретно работать во время реализации фильма. Определенные таким образом цели позволят лучше спланировать проект, выбрать более подходящий технический выбор.

В принципе, когда вы делаете анимационный фильм, вы начинаете писать сценарий; как например. Отчет о педагогическом визите, эксперимент. Повествовательный текст: написание истории, придуманной или прочитанной. Затем мы должны осознать «рассказную доску», которая является транскрипцией сценария в изображениях.

Задачи:

Результаты обучения:

  • участие в создании пластилинового мультфильма
  • навыки работы в творческом коллективе с распределением ролей и задач
  • раскрытие творческого потенциала ребенка;
  • развитие навыков работы в команде;
  • проявление индивидуальности ребенка;
  • повышение общего культурного уровня;
  • развитие чувства кадра, композиции, цвета, масштаба;
  • прививание понятий о нравственности.

В результате обучения младших школьников созданию мультфильмов формируются универсальные учебные действия.

Затем мы должны осознать сцены и персонажи, чтобы, наконец, перейти к фазе цифровых захватов различных кадров. Обучение сосредоточено на технических аспектах производственных процессов и конвенциях, которые уважают профессионалы. То же самое относится к постоянной практике техники рисования, требующей и специфичной для мультфильмов. Мы обучаем универсальных дизайнеров и техников, которые могут легко интегрироваться в производственные студии.

Различные квалифицированные профессии, к которым наши ученики имеют доступ и продолжают иметь доступ, заключаются в следующем. Отвечает за организацию анимационного кинопроизводства, руководит командой, управляет связью между станциями, устанавливает, контролирует и исправляет график, делает его применимым. Он часто служит буфером между технической командой и производственной группой.

Личностные универсальные учебные действия:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности
  • способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Администратор производства управляет бюджетом и расходами на производство мультфильма. Он действительно должен предвидеть проблемы и знать, сколько будет стоить мультфильм. Он должен найти решение проблем, связанных с трудными сценами. Он также должен разработать компьютерные инструменты, чтобы сэкономить время для команды.

Работа раскадровки заключается в том, чтобы вставить изображения в текст сценария, который описывает идею главного директора. Историк должен будет убедиться, что камера, время, предложения разных планов и их правильная фурнитура используются для обогащения проекта, чтобы перейти к следующему шагу.

  • умение принимать и сохранять учебную задачу;
  • умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные универсальные учебные действия:

Благодаря компьютеру рассказчик может снимать свою работу и реализовывать анимацию. Это позволяет ему корректировать и совершенствовать свою работу. Работа состоит в том, чтобы сделать графическое исследование персонажей фильма, а затем создать окончательные персонажи.

С другой стороны, он должен создать модельный лист каждого символа. Типовой лист является справочным документом для фасилитаторов и посредников, также называемых интерваллистами. В этом документе все графические детали, составляющие символ, определены очень точно.

  • осуществление поиска необходимой информации
  • построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • формирование смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из текстов разных видов;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  • умение контролировать действия партнера;
  • умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Я, как и все дети, очень люблю смотреть мультфильмы. Количество просмотренных мною мультов уже и не сосчитать. И казалось, что я всё-всё знаю о них… Но однажды, после очередного просмотра моёго любимого «SonixХ», я задумался: а что же такое мульфильмы? Спросил у одноклассников, но они тоже затруднились ответить...

Сначала я отправился в библиотеку, где в словаре прочитал, что мультики, мультфильм, мультипликационный фильм, мультипликация - это всё одно и то же…так называют в нашем кино анимацию, в переводе с латинского означает «душа», «одушевление» или «оживление». Информацию о мультфильмах искал в разных источниках: из книг, интернета, познавательных телевизионных программ. А вот на этом сайте я нашел мультики , которые можно смотреть бесплатно онлайн .

Мне стало очень интересно, и захотелось попробовать себя в роли мультипликатора. Сюжет моего мультфильма прост: сюжет о танцевальном конкурсе мультоботов. Долго не мог определиться, каким же будет главный герой: рисованным, пластилиновым, кукольным или компьютерным. И решил сделать трех совершенно разных героев: Риссундо, Пластиллиниуса и Робо. Осветительные приборы включены. Фотоаппарат заряжен. Начался процесс съемки. Для нашего пятиминутного мультфильма было отснято более 2 тысяч кадров. Ведь для того, чтобы движение персонажа казалось плавным, требуется очень быстрая смена кадров - 24-30 в секунду! Полученные снимки обрабатывались на компьютере с помощью специальной программе, где смена кадров происходила с определенной скоростью. Подбиралось музыкальное сопровождение. Записывались голоса и накладывались на звуковые дорожки… Оформлялись титры. И вот мой собственный мультфильм готов! Я был и сценаристом, и режиссером, и художником-мультипликатором, и оформителем, и дизайнером, и диктором, и звукорежисером, видео- и фотооператором, и даже продюсером… Ох и нелегкая это работа- снимать мультфильмы… Как получилось - судить вам. А я теперь знаю точно, что такое мультфильм. Мультфильм - это талант и творчество, кропотливый труд людей и очень интересное занятие!

Проведенное анкетирование среди одноклассников выявило следующее: так же как и я, все ребята моего класса очень любят смотреть мультфильмы, посвящают этому занятию от 15 минут до 2 часовежедневно, но так же как и я не знают, что такое мультфильмы, с трудом дают характеристикулюбимому мультфильму(0 - 1 признак). Как показалоанкетирование в констатирующем эксперименте, самымилюбимымии популярными мультипликационными фильмами у одноклассников являютсярисованные мультфильмы зарубежного производства - 100%(«Человек Паук» - у мальчиков; «Клуб Винкс» - у девочек).

Информацию о возникновении, истории развития и технологиях изготовления мультипликационных фильмовчерпал из разных источников (книги, словари, познавательные телепередачи, видеофильмы, Интернет). Лично мной только за время проведения исследования было просмотрено около 40 мультипликационных лент различного содержания. Я определил мультфильмыкак особый вид киноискусства, создаваемый мультипликаторами, которые используют для создания персонажей различные материалы итехники, а «оживление» происходит путем быстрой смены кадров.

Были созданы различные классификации мультфильмов: по технологии изготовления;целям и задачам; по продолжительности; по возрастным критериям и интересам;по национальной принадлежности (странам-производителям)

Пользуясь классификациейтехнологииизготовления мультфильмов, для создания собственногомультфильма в домашних условиях было выбрано 3 персонажа: пластилиновый, кукольный и рисованный.Из подручных материалов сделан монтажный стол, всей семьёй изготавливали декорации и главныхгероев. Сюжет прост: телерепортаж Чебурашки с межгалактического танцевального конкурса мультоботов, проходящего на базе нашей гимназии,где3 финалиста (Робо, Пластиллиниус и Риссундо) демонстрируют танцевальные умения под зажигательные ритмы «техно». Для создания 5-минутного мультфильма потребовалось более 2 тысяч фотокадров, которые потом монтировались в видеоредакторе с определенной скоростью (0,03 с).

После ознакомления ребят с проектом и демонстрациимультфильма предложил сравнить и оценить главных героев. Больше всего ребятам понравился пластилиновый герой Пластилиниус (53%), Риссундо набрал 28%, а кукольный герой Робо 19%! Действительно, самая низкая затратность, отличная пластичность и визуальная эффектностьотмечалась у пластилинового героя, но он легко деформировался после каждого трюка и «таял на глазах» от тепла осветительных ламп, пачкал руки. Кукольный герой был более прочен, но ограничен в движениях и возможностях исполнения различных трюков. Наиболее сложным, кропотливым и затратным мне показалось создание рисованного персонажа, при том условии, что я использовал самую простую технологию рисованной мультипликации - метод «наложения»! Здесь требуются особые творческие и профессиональныеумения рисовать не только предметы, но и движения объектов, перемещение предметов в пространстве и огромное терпение.

На защите проекта я познакомил ребят с разработанными мной классификациями мультфильмов, которые былиоформлены в виде памяток. Благодаря этому ребята смогли легко давать характеристики любому мультфильму. Об этом же свидетельствует и контрольное анкетирование:89% детей смогли дать определение мультипликации и охарактеризовать любимый мультфильм по 3-5 признакам (86%).

Полученные знания в ходе проектной деятельностипомогаютмне относиться к мультипликационным фильмам с еще большим интересом,анализировать, сравнивать, классифицировать... В будущем я хотел бы продолжить исследование технологий создания мультипликационных фильмов, например, овладеть компьютерной 2-D и 3-D мультипликацией и, возможно, создать новый мультфильм.