Популярный символ российского патриотизма. Государственный флаг — символ патриотизма и верности Отечеству

Популярный символ российского патриотизма. Государственный флаг — символ патриотизма и верности Отечеству
Популярный символ российского патриотизма. Государственный флаг — символ патриотизма и верности Отечеству

Уверен, что с большинством государственных символов знакомы большинство жителей нашей страны. Проверять Ваши знания мы не возьмемся — лучше сделайте это самостоятельно.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ

К государственным символам любой страны относятся герб, флаг и гимн. Эта триада возникла не сразу. Только в XX веке во всём мире установилась обязательная традиция – каждой стране иметь свои герб, флаг и гимн.

Жители разных стран по праву гордятся своими символами. Отношение к гербу, флагу и гимну – это отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным.

Символы нашей Родины насчитывают не одну сотню лет.

Первый государственный герб появился в конце XV в., первый флаг — в XVIII в., а первый гимн – в XIX в. Но об этом чуть позже.

МОСКВА – СТОЛИЦА РОССИИ

2

КРЕМЛЬ – СИМВОЛ МОСКВЫ

Московский Кремль называют сердцем Москвы. Он расположен на берегу Москвы- реки, в самом центре города. Кремль – символ Москвы, — великолепный ансамбль, объединяющий архитектурные памятники разных эпох, огражден кирпичными стенами, над которыми возвышаются 20 башен. В Кремле размещаются государственные учреждения, старинные дворцы и храмы. Прогуляться по Кремлевским стенам можно Кстати, однажды его чуть не взорвали — узнать подробнее можно

3

КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ – СИМВОЛ МОСКВЫ

Красная площадь – главная площадь России. Здесь проходят военные парады и главные торжества страны. На Красной площади расположена масса интересных памятников культуры и достопримечательностей. Самыми известными из них являются Мавзолей В.И. Ленину, Лобное место, Храм Василия Блаженного, а также Верхние и Средние торговые ряды, Казанский собор. Кроме того, к западу расположен Московский кремль.

4

СОБОР ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО

Храм Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) – главный храм Красной площади и всей Москвы. Он построен в середине 16 века по указу царя Ивана Грозного в честь взятия Казанского ханства – части бывшей Золотой Орды. Ранее мы уже посвящали большую и интересную статью Собору — читайте её

5

ГЕРБ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ВСЕ, ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ.

Слово “герб” пришло в русский язык в XVI – XVII вв. В его основе лежит немецкое erbe, что означает “наследство”. Так уже в самом слове заложена одна из важных черт герба – стабильность, постоянство в употреблении.

Государственный герб свидетельствует о суверенитете страны, родовой герб – о принадлежности его владельца к определённому сословию. Герб может указывать на земельные владения, как многие родовые гербы Средневековья, служить средством удостоверения своего владельца. Поэтому герб, как правило, официально утверждается высшей властью.

Откуда же возникла эмблема двуглавого орла на Руси?

Первоначально историки думали, что Русь заимствовала её из Византии. Как знак императорского двора двуглавый орёл украшал ткани, одежду и обувь императоров и придворных. Особую популярность приобрела эта эмблема при императорах династии Палеологов. Возможно, двуглавый орёл являлся их родовой эмблемой. Его изображение можно увидеть на рукописном Евангелии, принадлежавшем Дмитрию Палеологу.

В Риме орёл почитался с древнейших времён. По преданию, именно орёл, этот вестник богов, предсказал Тарквинию Древнему обретение царской власти. Распространённость эмблемы двуглавого орла на Балканах привела учёных к мысли, что именно из этого региона орёл мог попасть на Русь. Но, самое интересное, двуглавый орёл встречался и на самой Руси, причём задолго до 1497 г. Двуглавый орёл призван был символизировать мощь и независимость нашей страны. В этом качестве он и продолжил свою историю на Русской земле.

В XVI – XVII вв. в Московском царстве использовались две государственные печати – Большая и Малая. Они отличались размерами, расположением эмблем и надписями, но на обеих сохранились изображения всадника и двуглавого орла. На Большой государственной печати всадник помещался на груди двуглавого орла. На Малой печати всадник и орёл изображались на двух сторонах.

В конце 1530-х гг. двуглавый орёл приобрёл более воинственный вид, Его начали изображать с раскрытыми клювами и высунутыми языками. В геральдике такая эмблема называется вооружённый орёл.


вооружённый орёл

На печати Лжедмитрия I орёл изображён с поднятыми вверх крыльями, а над его головами – две короны, между которыми – третья, большего размера. На печатях царя Михаила Фёдоровича крылья орла опустились, над головами орла помещались три короны.

В первой половине XIX в. изображение российского герба вновь изменилось. Возникло два типа государственного герба. На первом орёл с распластанными крыльями держал на груди московский герб в щите изящной, заострённой кверху формы. Над головами орла помещалась корона. В лапах этот орёл иногда держал – в одной пучок молний и факел, а в другой – лавровый венок. Второй тип герба – орёл с поднятыми крыльями, увенчанный тремя коронами. Щит с московским гербом на его груди обрамлялся цепью ордена Андрея Первозванного. А на крыльях орла – 6 щитков гербами наиболее важных земель, название которых входили в императорский титул. Последнее изменение государственного герба в дореволюционный период состоялось в 1882 – 1883гг.

Александр III принял выполненные художником А. И. Шарлеманем Большой, Средний и два Малых герба. Наличие трёх типов государственного типа герба объясняется тем, что они изображались на печатях, скреплявших разные по своей значимости документы.

Возрождение Российского государства повлекло неизбежное возвращение исконных российских символов, так безоглядно преданных забвению в советский период. История создания герба огромна. Символы безымянны, они не знают авторства, их создаёт сама история.

В 1917 году орел перестал быть гербом России. Возвращение двуглавого орла на герб России произошло в 1993 году Указом Президента РФ от 30.10.1993 г. Автор эскиза герба художник Государственной герольдии при Президенте РФ Е.И.Ухналёв.

6

ФЛАГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ВСЕ, ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ.

Своим рождением российский флаг обязан отечественному флоту.

B 1667-1669 гг. в селе Дединове на Оке была построена первая флотилия России.

Предстояло выбирать флаг для корабля. Флаг той или иной страны показывал, что данное судно принадлежит именно ей, является её территорией. Флаг служил опознавательным знаком корабля, а государство тем самым обозначало, что корабль находится под его защитой.

К тому времени ведущие морские державы уже имели свои флаги. Все они отличались несложным изображением и простой расцветкой, поскольку было важно, чтобы они были узнаваемы издалека. Обычно расцветка флага включала две-три полосы. Цвета полос соответствовали цветам государственных или династических символов страны.

Именно от морских флагов берут начало многие государственные флаги.

В апреле 1668 г. на российские суда было приказано выдать большое количество материи белого, синего и красного цвета, но как именно располагались эти цвета на первых российских флагах не известно.

Одни исследователи полагают, что флаг состоял из четырёх частей. Синий крест делил полотнище по вертикали и горизонтали, а белый и красный цвета располагались в шахматном порядке. По краям полотнища шла красная кайма.

В 1699 году Петр I придал морскому флагу статус государственного – главного символа страны.

В ноябре 1990 г. комиссия, которой предстояло разработать проект нового флага РСФСР, предложила восстановить исторический российский флаг – бело-сине-красное полотнище.

11 декабря 1993 г. в преддверии принятия новой Конституции президент России подписал указ “О государственном флаге Российской Федерации”. В соответствии с ним устанавливались белый, синий и красный цвета флага.

Российский триколор возник, вероятно, по голландскому образцу. Красный цвет, цвет крови, как бы обозначал земной мир, синий – небесную сферу, белый – божественный свет. Красный цвет считался символом отваги и мужества, а также был синонимом красивого. Голубой цвет был символом Богоматери. Белый цвет олицетворял мир, чистоту, благородство.

22 августа – День Государственного флага РФ.

Государственный флаг РФ постоянно поднят на зданиях органов власти нашей страны. Он вывешивается в дни государственных праздников о торжественных церемоний. Поднимается на зданиях дипломатический представительств России за рубежом. Флаг – наша святыня, и мы должны относиться к нему с уважением и почитанием.

7

ГИМН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ВСЕ, ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ.

Государственный гимн России – официальный государственный символ России — исполняется в самых торжественных случаях, во время проведения официальных церемоний государственного значения. Гимны как торжественные культовые песнопения, зародились в глубокой древности. В России до 17 века торжественные церемонии сопровождались церковными песнопениями.

« Гимн» — слово греческого происхождения, оно означает “торжественную, хвалебную песню”.Гимн имеет огромное значение для своего народа как в прошлом, так и в настоящем.

Со времен Петра I особое место занимали военные марши. А общепринятой традицией иметь государственный гимн стало в последние 200 лет. В декабре 2000 года Президент России Владимир Путин предложил принять «старый» советский гимн на музыку Александрова.

Первый официальный государственный гимн появился после победы русского оружия над наполеоновской армией.

В 1813 году в Петербурге на мелодию английского гимна «Боже, храни короля/королеву!» впервые исполнили «Песнь русскому царю», автором которой был известный поэт, переводчик, ученый-филолог А.Х.Востоков. В 1815 году появился новый текст песни под названием «Молитва русских»:

Боже, царя храни!
Славному долги дни
Дай на земли!….


В.А.Жуковский.

Через 2 года Жуковский дополнил текст двумя строфами, а окончательный вид гимн приобрел в 1833г., благодаря офицеру и композитору А.Ф.Львову. Гимн Львова звучал везде – и в армии, и во время гражданских торжеств. Он стал государственным гимном Российской империи.

Россия знала еще несколько мелодий, ставших её неофициальными гимнами. Одна из них принадлежит гению русской музыки М.И.Глинке, автору оперы “Жизнь за царя”:

Славься, славься, наш русский царь,
Господом данный нам царь-государь!….

В феврале 1917 г. вместе с монархией ушел в прошлое и старый гимн. На улицах звучали совсем другие песни, и главное место среди них заняла “Марсельеза”.

Гимн является официальным государственным символом. Он как-бы музыкально-поэтическое воплощение страны и её народа, и потому к нему должно быть самое уважительное отношение.

Эти символы – часть русской истории, воплощение её героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны.

— Все мы должны хорошо знать историю государственных символов России.

— Отношение к гербу, флагу и гимну – это отношение к самому государству. Оно должно быть уважительным.

— Оскорбление государственных символов сродни оскорблению и государства, и его народа, и его истории и культуры.

Наталья Маслова
Геральдика в знаках и символах патриотическое воспитание (познание)

Геральдика в знаках и символах

Патриотическое воспитание

Это святая обязанность – любить страну

Которая вспоила и вскормила нас, как родная мать.

М. А. Шолохов

Патриотизм – в переводе с греческого,означает соотечественник, родимо, отечество, а по отношению к человеку чувство принадлежности к родине, отечеству, где он родился к ее гражданам; любовь к отечеству, преданность стремление служить ее интересам. Отсюда и вытекает краткая характеристика гражданско-патриотической позиции человека . Которая, с давних времен является общечеловеческой культурной нормой.

В. Степанов

На карте мира не найдешь Тот дом в котором ты живешь, И даже улицы родной Мы не найдем на карте той, Но мы всегда на ней найдем Свою страну, свой общий дом.

Издревле наследники княжеских династий получали вместе с престолом свой родовой знак , который был запечатлен на шлеме, перстне, зеркальце и даже на домашней утвари. Эти нехитрые родовые знаки и стали основоположниками геральдики .

Геральдика наука об изучении гербов. Российская геральдика берет свое начало из традиций родового древнерусского дворянства. Когда- же по мнению историков появился первый герб России? Исследователи геральдики единодушно относят его появление к временам царствования князя Ивана третьего, который окончательно избрал символом государственной власти двуглавого орла.

Российская эмблема воспринималась однозначно : орел- царь птиц, его сила и зоркость служат непререкаемым символом мужества и проницательности. Необъятная Россия расположена и Европе и в Азии. Поэтому одна голова орла обращена на Восток, другая на Запад при едином теле- едином управлении. Российский двуглавый орел символизирует собой незыблемость и верность правлению. У каждого города России есть свой собственный герб. Рассмотрим Российский герб. Обратим внимание на то, что грудь орла украшена щитом с иконным изображением Георгия Победоносца – защитника Отечества, борющемся со змеем. В этом гербе отразилась постоянная борьба зла и добра. Три короны над двуглавым орлом означают единую связь трех дружественных народов – русских, украинцев и белорусов. Скипетр и держава в лапах орла, царские регалии, которые служат воплощением государственного порядка и верности закону. Герб России представляет собой темно-красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел. На груди орла помещен герб Москвы, это означает, что Москва- столица могучего Российского государства. Форма герба напоминает щит. Щит это вооружение древнего воина для предохранения от ударов, стрел.

Флаг отличительный знак , символ государства . Флаг России состоит из трех полос одинаковой ширины. Верхняя полоса белого цвета, средняя синего, нижняя красного. Россияне с уважением относятся к как к современным, так и к другим историческим флагов своего Отечества. Издревле на Руси был широко распространен красный цвет. Бело-сине-красный флаг впервые дал Русскому флоту и армии царь Петр первый, в его эпоху на его кораблях были красно-сине- белые флаги. Утвержденные Петром российские флаги сохранились несколько веков. Под этими знаменами сражались войска Кутузова в Бородинской битве. Расположение полос отражало древнерусское понимание мира : внизу мир физический (природный) - красный; выше- небесный, голубой; еще выше – мир Божественный –белый.

На Руси три цвета имели следующее символическое значение :

Белый – благородство, откровенность;

Синий – верность честность, безупречность, целомудрие;

Красный – мужество, смелость, великодушие, любовь.

Такое цветосочетание сохранилось в российском флаге и поныне.

Гимн главная государственная песня, в которой отражены народная любовь и патриотизм . Гимн исполняется и слушается стоя. Государственный гимн исполняется в особо торжественных случаях. Автор слов гимна России- знаменитый писатель и драматург Сергей Михалков. Во время Великой Отечественной войны С. Михалков был военным корреспондентам. Возле Кремля есть Могила Неизвестного солдата, на которой выбиты слова, сочиненные С. Михалковым : «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен» .

Цвет в гербах

Когда придумывается герб или эмблема, то внимание уделяют не только предметам, но и цвету, потому что он тоже может иметь значение.

Красный цвет - называется червленым и служит символом храбрости и мужества, а так же символизирует кровь , пролитую за веру, государя, отечество.

Синий цвет - именуется лазурным и символизирует красоту .

Голубой цвет - символизирует красоту величие , верность, доверие, безупречность, а так же развитие в перед, надежду, мечту.

Зеленый цвет - символ надежды , молодости, радости, изобилия, плодородия, свободы покоя и мира.

Черный цвет - обычно говорит о печали, благоразумии, и смирении. Кроме того это символ образованности , скромности и осторожности.

Желтый и белый цвета сравнивают с драгоценными металлами - золотом и серебром. Золотой чаще всего является символом богатства , а серебряный чистоты.

Публикации по теме:

В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном.

Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ Нравственно-Патриотическое воспитание в ДОУ Проблема нравственно - патриотического воспитания детей и подростков не нова, но по-прежнему.

Патриотическое воспитание «Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека.

Стихотворение. Патриотическое воспитание Уважаемые коллеги! В современном мире одной из самых важных моментов воспитания является патриотическое воспитания! К сожалению многие люди.

Патриотическое воспитание дошкольника Патриотическое воспитание дошкольника. Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

  • Введение
  • Глава 1. Теоретико-методологические основы патриотического воспитания школьников
  • 1.1 Сущность патриотического воспитания
  • 1.2 Методологические основы патриотического воспитания школьников
  • Глава 2. Особенности символики Московской области как средства патриотического воспитания школьников
  • 2.1 Понятие и роль символики
  • 2.2 Символика России: содержание и педагогическая значимость
  • 2.3 Геральдика как дисциплина, правила и история ее развития
  • 2.4 Гербы Московской области: история и описание

Введение

«Патриотизм - это когда вы считаете, что эта страна лучше всех остальных оттого, что вы здесь родились». Бернард Шоу

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине.

Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

К сожалению, в конце прошлого века школьное патриотическое воспитание практически сошло, как говорится, «на нет». Этому за последние годы способствовало немало факторов: усиленное насаждение СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной, так сказать, базовой идеологии. Кроме того, воспитание патриотизма затруднено отсутствием методической литературы, в которых педагоги могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме.

Смысл их заключается в объяснении реальных понятий добра и зла, обращении сознания школьников к высоким идеалам отечественной истории и создании у них тем самым самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и самоценности России. Если учитель в повседневной работе начнет регулярно обращаться к теме патриотизма, то позволит вырастить поколение людей убежденных, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и емким словом «патриот».

Актуальность исследования. Тема дипломной работы является актуальной, потому что по мере взросления у школьников, как отмечают ученые-исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок героизма», требующий реализации, но, как ни обидно это констатировать, он чаще всего остается невостребованным. Зато пробуждающиеся силы подрастающего организма могут найти свое применение в примыкании к антиобщественным организациям, поток которых год от года растет.

Использование геральдических символов сегодня возрождается. Геральдика происходит из родового строя. Это особое миросозерцание. Усилия современной геральдики направлены на изучение гербов, идентификацию их владельцев. Таким образом, мы прикасаемся к истории, участвуем в ее настоящем и будущем.

Происходит массовое возрождение старых и создание новых городских гербов, начинают появляться гербы общественных организаций, учреждений и даже частных лиц. Новая геральдика оказывает сильное влияние и на практическую сторону других дисциплин фалеристики, нумизматики, знаменоведения, т. к. гербы изображаются на наградах, на монетах и на знамёнах.

Сведения о геральдике имеют большое значение не только для изучения некоторых периодов средневековья, но и пояснения вопроса о современной государственной символике России. Краеведение немыслимо без геральдической атрибутики, в которой отражаются многие природные, географические, экономические, исторические особенности регионов.

Между тем, каждый народ должен с уважением относиться к своей истории, к своему прошлому. В каждом событии, которое происходило когда-то, участвовали или могли участвовать наши деды и прадеды. Именно поэтому, когда мы приходим к памятникам или на поля сражений, к величественным постройкам прошлого, то невольно думаем о том, что к ним могли иметь отношение представители наших семей. С этим связано чувство гордости за свою фамилию и свою страну.

Гербы занимают в нашей жизни гораздо большее место, чем может показаться на первый взгляд. Нет ни одного современного государства без своего герба. Гербы имеют муниципальные районы, города. Гербы имеют многие семьи (прежде всего старые дворянские). Есть свои символы, фирменные знаки (по существу подобие гербов) - у политических партий, университетов, спортивных и других организаций, обществ, клубов и т.д.

В школах часто объявляют конкурсы на лучший герб школы или класса, на лучшую спортивную эмблему и пр. Дети, незнакомые с геральдикой, испытывают затруднения при выполнении подобных заданий. Да и знание символики своего государства необходимо.

Темы, связанные с геральдикой, привлекают школьников, позволяют поддерживать устойчивый интерес к истории, продолжают работу по патриотическому воспитанию подрастающих граждан.

Геральдика - вспомогательная историческая дисциплина, объектом изучения которой являются гербы, название этой дисциплины происходит от латинского слова «heraldus» - глашатай. В польском языке «герб» произносился и писался как «herd», в немецком как «erde» - наследство, во французском «la blazon» - описание.

Что такое герб ? Существует несколько определений герба. Ю. А. Арсеньев писал: «Гербами называются особые фигуры или символические изображения, представленные на основании известных точно определенных правил и служащие постоянными отличительными знаками отдельному лицу, роду, сообществу или целому государству, как и всякий герб, он развивался в феодальном обществе Арсеньев Ю.В. Геральдика. - М.: Терра-Книжный клуб. 2001. .

Становление геральдики в России произошло позже. Чем в других европейских странах, и заняло весь XYIII в. и первую половину XIX в. В отличие от Запада, где сначала сложилось геральдическое пространство. А затем началось его осмысление, в России создание гербов и попытки их анализа происходили практически одновременно.

Среди исследователей нет единой точки зрения по вопросу о времени зарождения в России геральдической историографии. Одни связывали его с деятельностью приглашенного из Австрии герольдмейстера Лаврентия Хурелича (Курелича). Другие - с геральдическими трудами, переведенными во второй половине XYII в. в Посольском приказе. Третьи - с «Титулярником» 1672 г. - рукописной, роскошно оформленной книгой, содержащей наряду с общими историческими сведениями рисунки гербов европейских государств, а также территориальных эмблем России.

Однако наиболее убедительными выглядят утверждения исследователей, считающих, что литература по геральдике не могла возникнуть ранее того времени, когда в России стали распространяться сами гербы, следовательно, речь идет о конце XYII - XYIII столетий. Именно в этот период начали выходить в свет работы, посвященные непосредственно гербам.

С того времени геральдическая историография России прошла большой и сложный путь развития. На этом пути были достигнуты существенные успехи, главный из которых заключается в том, что к 1917 г. геральдика полностью сформировалась как научная дисциплина с четко определенным объектом исследования, выработанными методами работы. Разветвленной структурой, обширным кругом источников.

Формирование научной геральдики в России происходило в основном через изучение родовых гербов, которые предоставляли больше исследовательских возможностей, чем символы территориальные и государственные.

Важным моментом в изучении российских гербов считается труд А.Б. Лакнера «Русская геральдика», в которой обращено внимание на самобытность русской геральдики.

Интерес к геральдике начинается в 1990-е годы, когда переиздаются лучшие дореволюционные работы о гербах. В 1997 году вышло 2-е издание учебника по геральдике, подготовленное профессором Ю.В. Арсеньевым в 1908 г. Лекции Ю.В. Арсеньева представляют интерес не только для специалистов, но и для самой широкой аудитории интересующихся прошлым России.

В первые годы XX века в геральдике появились исследователи, которые много уделяли изучению дворянских, городских гербов, вопросам теоретической геральдики. Среди них работы В.Б. Лукомского, В.Е. Белинского.

Интерес к городской геральдике вернулся только в 1960 годы. Это было связано раскрепощением общественного сознания, его поворотом к гуманитарному знанию, интересам к коллекционированию городских гербов. Стали вноситься изменения в эмблемы старых гербов и составляться гербы для новых городов.

В советское время городской геральдике посвящены работы А.А. Урванова, Н.Н. Сперансова, В.С. Драчупа и др. Особо выделяются работы Н.А. Соболевой. Она впервые всесторонне изучила комплекс известных дореволюционных и послереволюционных городских гербов и связала свою концепцию происхождения городских гербов с правовым развитием народа и государственности в целом, с ростом городских привилегий и самостоятельности в условиях феодализма.

Достижением современной геральдики является издания Н.А. Соболевой «Очерки истории Российской символики» (От тамги до символов государственного суверенитета) 2006 г Соболева Н.А. Очерки истории российской символики. Изд.: Языки славянской культуры. Серия: Studia historica. ; иллюстрированное справочное пособие Н.Ю. Болотиной, О.Н. Чернышевой «Военная и наградная символика в вопросах и ответах» 2009 г Болотина Н.Ю., Чернышева О.Н. Военная и наградная символика в вопросах и ответах: Иллюстрированное справочное пособие. - Кострома, ОАО «Кострома», 2009. .

Объектом исследования является история образования символики России, гербов городов Московской области (юго-восток), герб г. Лыткарино, с также процесс становления патриотического воспитания младших школьников.

Предметом исследования выступают педагогические условия работы по патриотическому воспитанию младших школьников, методические приемы духовно-нравственного воспитания, а также государственные символы России, гербы юго-восточного округа города Москвы, семейные гербы учащихся.

Гипотеза: формирование личности с активной гражданской позицией, любящей свою Родину, бережно относящейся к её историческому прошлому невозможно без обращения к государственной символике России. В связи с этим требуется активизировать работу по ознакомлению детей с государственными символами Российской Федерации. Это возможно, если применять различные методические приёмы ознакомления школьников с символами государства, области, родного года о которых говорится в данном исследовании. Если подойти к работе по воспитанию патриотизма младших школьников то процесс воспитания можно сделать более естественным, эффективным. Можно предположить, что если на основе базисной программы разработать комплекс занятий, направленный на совершенствование работы по патриотическому воспитанию школьников, то можно получить следующие результаты:

- повысить уровень развития школьников;

- обеспечить комплексный подход к гармоническому развитию школьников;

- повысить эффективность воспитания у детей познавательного интереса к родному краю, к своей стране

Цель исследования состоит в ознакомлении учащихся с символическим языком гербов, флагов, эмблем, с гербами городов родного края, других российских городов, в формировании навыков составления композиции герба, сочетания цветов, герба своей семьи, выявить методы и приемы, используемые в воспитательной работе по формированию патриотического сознания младших школьников.

Исходя из поставленной цели, ставятся следующие задачи работы:

- сформировать у учащихся представление о символическом характере языка герба как отличительного языка, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, о символах и эмблемах в современном обществе;

- показать процессы становления гербов;

- проанализировать деятельность семьи в образовании семейных гербов;

- воспитывать чувство патриотизма, уважения к истории своего края, своей Родины;

- активизировать учебно-познавательную деятельность школьников, повысить интерес к учебным дисциплинам.

- обосновать задачи и принципы патриотического воспитания;

- выявить методы и приемы патриотического воспитания младших школьников;

- показать эффективные формы воспитания патриота в начальной школе.

Практическая значимость. Используемый материал может рекомендоваться при подготовке уроков окружающего мира, истории, внеклассных мероприятий.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Глава 1. Теоретико-методологические основы патриотического воспитания школьников

1.1 Сущность патриотического воспитания

В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания.

В отечественной и зарубежной педагогической науке проблема воспитания рассмотрена достаточно глубоко и разносторонне. Многие исследователи отмечают, что когда формирование личности имеет управляемый, контролируемый характер, где люди руководствуются сознательными намерениями, действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами, и проявляется воспитание. Воспитание, пишет Ю.К. Бабанский, это - «процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу» Бабанский Ю.К., Победоносцев Г.А. Комплексный подход к воспитанию школьников. М.: Педагогика, 1980. - С. 13. .

В буквальном смысле «воспитание» - вскармливание ребенка, духовное питание. Воспитание принято рассматривать как ведущую силу мотивационно-ценностного развития человека, целенаправленное формирование личности на основе складывания определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира, на основе ее мировоззрения, поведения.

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» определены содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, а также главная цель патриотического воспитания - становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования активной жизненной позиции россиян Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015годы» от 5 октября 2010 г. № 795. - М., 2011. .

Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:

· повышение роли государственных и общественных структур в формировании у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания;

· совершенствование нормативно-правового, методического и информационного обеспечения функционирования системы патриотического воспитания граждан;

· формирование позитивного отношения общества к военной службе и положительной мотивации у молодых людей относительно прохождения военной службы по контракту и по призыву;

· внедрение в деятельность организаторов и специалистов патриотического воспитания современных форм, методов и средств воспитательной работы;

· повышение профессионализма организаторов и специалистов патриотического воспитания;

· развитие материально-технической базы патриотического воспитания в образовательных, трудовых, творческих и воинских коллективах и общественных объединениях.

Выполнение этих задач предполагает осуществление следующих основных мер:

· проведение целенаправленной политики по созданию условий для социального, культурного, духовного и физического развития граждан;

· обеспечение возможности для полноценной социализации граждан, особенно молодежи, более активного вовлечения ее в решение социально-экономических, культурных, научных, экологических и других проблем;

· утверждение в сознании и чувствах граждан патриотических ценностей, взглядов, идеалов, уважения к старшим, религиозным воззрениям граждан, историческому и культурному прошлому России;

· повышение эффективности системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждой личности любви к Отечеству, готовности укреплять основы общества и государства, достойно и честно выполнять обязанности гражданина Отечества, патриота России;

· обновление и обогащение содержания патриотического воспитания, его методов, форм и средств;

· создание механизма, инициирующего и оптимизирующего эффективное функционирование системы патриотического воспитания граждан на всех уровнях.

Конечным результатом осуществления этих мер, выполняемых в рамках реализации программы по патриотическому воспитанию, должны стать:

повышение уровня патриотизма и интернационализма у российских граждан;

укрепление и расширение союза патриотических сил для защиты национальных интересов России, создания еще более благоприятных условий для ее возрождения как мировой державы;

повышение социальной активности и уровня социализации и самореализации граждан, особенно молодежи;

подъем образования, политической и правовой культуры;

социально-экономическая и политическая стабильность, укрепление национальной безопасности;

минимизация негативных проявлений в молодежной среде, снижение преступности, повышение уровня общественной безопасности и правопорядка;

возрастание степени участия граждан в общественной и государственной жизни, общественных организациях и объединениях;

повышение эффективности механизма координации деятельности межведомственных и межрегиональных органов и организаций, координационных советов по патриотическому воспитанию в целях более действенной реализации системного подхода, выполнения комплексных задач в процессе осуществления принятых проектов, программ и планов.

Как свидетельствует практика, перспективы актуализации патриотического воспитания с общегуманитарной точки зрения обладают самоценностью и поэтому представляют самостоятельный исследовательский интерес. Однако обращение к ним в сфере образования не должно являться самоцелью. Попытки достижения благовидной цели «возрождения национального самосознания» не должны оборачиваться изоляцией и маргинализацией этнокультуры, ее выпадением из мировой цивилизации, что в начале XXI столетия чревато губительными последствиями. И, вместе с тем, интерес к национальной культуре и традициям своего народа, его символам, стремление к их изучению и сохранению - важный показатель духовной цельности человека, его патриотических и нравственных качеств.

«Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству» Белинский В.Г. Полное собрание сочинений -- М.: Просвещение, 1954. -T. IV. - С. 88. - это высказывание великого русского критика В.Г. Белинского следует понимать в том смысле, что воспитывать детей необходимо путем приобщения к общечеловеческому, но делать это следует через родное, национальное. Так, национальное в геральдическом искусстве выступает как форма осознания нацией себя как мирового субъекта через национальные символы.

С.Н. Смирнов в своем исследовании Смирнов С.Н. Педагогические условия использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса: Автореф. дис. канд. пед. наук. Кострома, 2002. отмечает, что символика и ритуалы получили широкое применение в различных системах воспитания «благодаря способности выражать обобщённые идеи в яркой наглядной форме, замещать сложные понятия, явления сравнительно простыми и внешне привлекательными предметами, образами, выразительными жестами, действиями, а также в силу возможности внушить подрастающему поколению определённые идеи».

Здесь же С.Н. Смирнов частично рассматривает социально- ярким примером «использования школы как идеологической надстройки всей системы воспитания для идеологического воздействия на подрастающее поколение. Опираясь на такие психологические особенности юношеского возраста, как склонность к романтике, игре, она направляет естественные устремления детей в рамки военно-полицейской школы посредством специально организованных патрулей, введения униформы, особой формы приветствия, обязательной строевой подготовки, различных значков, напоминающих воинские знаки различия, наконец, устава, законов и клятвы членов организации».

Г.С. Карнеев, исследуя природу символов и ритуалов, их применение в различных областях человеческой деятельности, в том числе и в сфере воспитания, делает следующие выводы Воинские и патриотические ритуалы / Г. С. Карнеев. - М. : ДОСААФ, 1989. :

Символ - продукт общественного сознания. Его основой служит объективная реальность. Благодаря способности человека к обобщениям, его чувственное восприятие поднимается до уровня мысли, идеи и в то же время материализуется на конвенциальной основе в наглядно осязаемых, эмоционально воздействующих факторах - словах, предметах, действиях.

Ритуал - представляет собой систему символических действий. Ритуалы направлены на выражение конкретных идей, мыслей, представлений. По мере развития классов ритуалы всё более символизировали определённые социальные отношения, выступали своеобразной формой и нормой существующего социального порядка, признания господствующих ценностей и авторитетов общества.

Будучи явлением надстроечного порядка, символы и ритуалы всегда были отражением образа мыслей, мировоззрения, идеологии определённого класса, который, в свою очередь, формировал чувства, образ мыслей, мировоззрение на почве своих общественных отношений.

Способность символики условно, посредством наглядного образа передавать заключённое в ней обобщённое содержание, оказывать целенаправленное воздействие на сознание человека обусловила её применение в разнообразных сферах жизнедеятельности человека, в том числе и в социальном общении. Кроме того, возможность с помощью символики замещать сложные понятия, явления сравнительно простыми и внешне привлекательными предметами, образами, выразительными жестами, действиями, а также в силу возможности внушить подрастающему поколению определённые идеи, обеспечила активное использование символики и ритуалов в различных системах воспитания.

Здесь же, по мнению С.Н. Смирнова, символика и ритуалы, являясь средством воспитания, выполняют следующие функции: идеологическую, психологическую и функцию социальных связей С.Н. Смирнов. Указ. соч. - С. 21. .

В последние годы взгляды на содержание воспитательного процесса быстро и радикально менялись. Сегодня взят курс на гуманизацию и демократизацию образования, который должен привести к новому качеству воспитания. В основе современной идеологии воспитания лежат следующие идеи:

1.Реализм целей воспитания.

Реальная цель сегодня - разностороннее развитие человека, опирающееся на его способности и дарования. Средство достижения этой цели - освоение человеком базовых основ культуры. Отсюда центральное понятие содержания воспитания - «базовая культура» личности. Это культура жизненного самоопределения: экономическая культура и культура труда; политическая, демократическая и правовая; нравственная и экологическая, художественная и физическая; культура семейных отношений.

2.Совместная деятельность детей и взрослых.

Поиск совместно с детьми нравственных образцов, лучших образцов духовной культуры, культуры деятельности, выработка на этой основе собственных ценностей, норм и законов жизни составляют содержание работы воспитателя, обеспечивая активную личную позицию школьника в воспитательном процессе.

3.Самоопределение.

Патриотическое воспитание предполагает формирование целостной личности - человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной позицией. Важнейший элемент содержания воспитания - культура жизненного самоопределения человека. Жизненное самоопределение - понятие более широкое, чем только профессиональное и даже гражданское. Культура жизненного самоопределения характеризует человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья. Именно в гармонии человека с самим собой должно идти гражданское, профессиональное и нравственное самоопределение.

4.Личностная направленность воспитания.

В центре всей воспитательной работы школы должны стоять не программы, не мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок, подросток, юноша - высшая цель, смысл нашей педагогической заботы. Надо развивать их индивидуальные склонности и интересы, своеобразие характеров, чувство собственного достоинства. Движение от ближайших интересов воспитанников к развитию высоких духовных потребностей должно стать правилом воспитания.

5.Добровольность.

Без собственной доброй воли воспитанников не могут быть воплощены сущностные идеи воспитания: ни идея развития (преодоления, возвышения себя), ни идея сотрудничества. Воспитательный процесс, если он организован как принудительный, ведет к деградации нравственности как ребенка, так и учителя. Детей нельзя обязать «воспитываться». Свободная воля воспитанника проявляется, если воспитатели опираются на интерес, романтику, чувство товарищеского и гражданского долга, стремление к самодеятельности и творчеству.

6.Коллективистская направленность.

Повторяемость многих качеств в выделенных сферах свидетельствует об органичной целостности воспитания всех качеств и сторон личности и указывает единственно верный путь достижения этой целостности - комплексный подход к воспитанию.

В широком педагогическом смысле воспитание - это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Рассмотрим специфику патриотического воспитания.

По определению глубокого знатока русской культурной традиции В.И. Даля, «патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его». В другом месте своего фундаментального труда он поясняет: «ревнитель - усердный защитник, старатель, поборник, сподвижник» Даль В.И . Толковый словарь живого великорусского языка. - М.: «Прогресс», «Универс». - 1994. . СИ. Ожегов определяет патриотизм как преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу Ожегов , С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1992. . Таким образом, рассматривая патриотизм, необходимо остановится на базовых, глубинных и наиболее устойчивых элементах, выраженных в таких понятиях, как «Отечество» и «Родина».

«Родина - 1. Страна, в которой человек родился, отечество. 2. Место рождения, возникновения чего-либо, происхождения кого-нибудь» Педагогическая энциклопедия, в 2 тт. - М.: Педагогика, 1999. - С. 597. .

Как показывает анализ источников и литературы, понятие «Родина» можно понимать как территорию, географическое пространство, где человек родился; социальную и духовную среду, в которой он вырос, живет и воспитывается. Условно различают большую и малую Родину. Под большой Родиной подразумевают страну, где человек вырос, живет, и которая для него стала родной и близкой. Малая родина - это место рождения и становления человека как личности. А. Твардовский писал: «Эта малая родина со своим обликом, со своей, пусть скромной и непритязательной, красотой, предстает человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, с этой отдельной и малой Родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые и - великом целом своем - для всех она одна» Цит. по Кондратович А. И . Александр Твардовский. Поэзия и личность. -- 2-е изд., испр. и доп. -- М.: Худ. лит., 1985. .

Малая и большая Родина предстает в сознании человека как совокупность образов, отражающих картины природы и культуры, истории и современности.

«Русский толковый словарь» дает следующие определения: «Отечество - страна, где родился данный человек, к гражданам которой он принадлежит» Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Русский толковый словарь. -- М., 1994. - С. 399. . Эти понятия, наряду с такими как «отец», «мать», принято называть святыми, священными. С точки зрения социальных норм, ребенок по отношению к родителям должен испытывать чувства любви, проявлять уважение: в старости, болезни и т.п. (в трудный час) взять на себя заботу об отце и матери. По аналогии можно сконструировать отношения гражданина и родной страны.

По мнению В.В. Усова, содержание данных понятий инвариантно и всегда представляет для человека непреходящую, высшую ценность, могут меняться политические режимы и правительства, идеологии, но смысл понятий «Отечество», «Родина» всегда остаётся неизменным.

Отечество - понятие, родственное Родине, в которое, однако, вкладывается более глубокое содержание и, прежде всего, нравственное, духовное. Аналогия отношений ребенка к своим родителям и гражданина к Отечеству указывает на неразрывную связь понятий «Отечество» и «чувство долга». В зависимости от конкретных условий жизни людей, характера их деятельности долг принимает различные формы. Принято считать, что обязанности по отношению к Отечеству выражает гражданский долг; к вооружённой защите страны - воинский, к товарищам - товарищеский долг.

В этом плане можно констатировать вторую составляющую отношения субъекта и страны, определяемой им в качестве Родины или Отечества - связь функциональную. Данная связь включает функции (роли), человека по отношению к стране.

В педагогической литературе отмечается, что патриотизм проявляется в понимании личностью гражданского долга, в самоотверженном труде во имя укрепления Родины. Слово «патриот» впервые, как свидетельствует в своём исследовании Е.В. Лисецкая Лисецкая Е.В. Социально-педагогическая деятельность учреждений дополнительного образования по формированию патриотизма у современных школьников. - Дисс. .. к.п.н. = 2002.* , стало употребляться в период Великой Французской революции в 1789 году. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники республики. На протяжении столетий понятие «патриот» претерпевало существенные изменения. В его определении акцент ставился главным образом на различных отношениях личности к Родине, что определялось особенностями культурного и исторического развития общества. В современном понимании автор определяет, что патриот - это человек, любящий своё отечество, преданный своему народу и способный отстаивать его интересы, а патриотизм - как нравственное качество человека, которое выражается в его любви и преданности своей родине, осознании её величия и переживании своей духовной связи с ней.

В концепции военно-патриотического воспитания молодежи патриотизм рассматривается как олицетворение любви к своей Родине, сопричастность к ее истории, природе, достижениям, проблемам. Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественной и государственной систем, духовно-нравственную основу ее жизнеспособности и эффективного функционирования.

Патриотическое воспитание является составной частью воспитания. Поэтому к характеристикам патриотического воспитания можно отнести его нравственную (отношение человека к другим людям) и практическую (связь с деятельностью человека) направленность. Патриотизм как чувство можно отнести к эмоциональным состояниям человека, проявляющимся в собственных переживаниях, переживаниях, передающихся другим людям, в эмоциональных откликах на происходящие события. Наконец, патриотизм как чувство любви к Родине, готовность служить ее идеалам, можно отнести к высшим чувствам, причисляемым к духовным ценностям.

Говоря о патриотизме важно делать акцент не только на пассивно-созерцательной любви, но и любви деятельной, отдающей, а не себе только угождающей. Такая любовь бессмысленна с точки зрения потребительского сознания, но, на наш взгляд, только она создает Человека с большой буквы. В такой постановке патриотическое воспитание важно не только для успешного развития общества и государства, но, прежде всего, для самого человека, как необходимая составная часть развитой личности.

Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре, государственной, региональной символике и символике своей «малой Родины».

В то же время очень важно осознать духовно-нравственную природу патриотизма, потому что вне общего контекста духовно-нравственного воспитания, патриотизм в лучшем случае превратится в профанацию, а в худшем в шовинизм, национальное чванство, агрессивность по отношению к чужим.

Здесь «на помощь приходит» мощный, многогранный и универсальный духовно-нравственный потенциал русской культурной, исторической, в том числе и геральдической, традиции. Ведь в ходе своего тысячелетнего формирования наши традиции вобрали в себя все «разумное, доброе, вечное», что создавалось лучшими людьми России и входило в народную жизнь каждого из сословий.

1.2 Методологические основы патриотического воспитания школьников

В условиях многонациональности российского государства в системе образования важное значение приобретают вопросы воспитания у подрастающего поколения как чувства уважения к другим народам, так и чувства любви к Родине. Необходимо отметить, что, начиная с 90-х годов 20 века, молодое поколение россиян контактирует с новыми социальными посредниками и реалиями. Оно уже не приемлет прежних устоев и ценностей прежней общественной системы, появился новый социальный тип личности. В этих условиях важным является становление обновленной системы патриотического воспитания, формулировка новых задач и повышение эффективности его форм и методов.

Политическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовно-нравственных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп россиян, молодежи в первую очередь. Усилился процесс снижения воспитательного воздействия российской культуры, искусства, образования - важных факторов формирования патриотизма. Среди молодого поколения более заметной стала утрата традиционного российского патриотического сознания.

Произошла утрата идеологических ценностей, патриотическое и интернациональное воспитание находятся в процессе перестройки в новых социально-экономических условиях.

Объективные и субъективные процессы, происходящие в обществе, существенно обострили национальный вопрос. Как следствие, патриотизм порой перерождается в национализм, утрачивается истинное значение и понимание интернационализма.

Патриотизм (греч. рбфсйюфзт - соотечественник, рбфсЯт - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы (Солженицын 1996).

Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

Исторический источник патриотизма - веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

Приписывая другим лицам патриотические чувства, а некоторым событиям патриотическую окраску, оценивающее лицо тем самым чаще всего даёт положительную характеристику. Соответствующая статья в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона содержит слова о патриотизме, как нравственной добродетели. Пример опросов общественного мнения показывает, что большинство опрошенных поддерживает патриотические лозунги.

Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к своей Родине, но представление о сущности патриотизма у разных людей разное. По этой причине, одни люди считают себя патриотами, а другие их таковыми не считают. Например, Протоиерей РПЦ Димитрий Смирнов газете «Известия» 12 сентября 2008 дал следующее определение: «Патриотизм - это любовь к своей стране, а не ненависть к чужой». Среди тезисов интервьюируемого: патриотизм не связан с отношением человека к политике государства, патриотизм не может означать ненависть к чужому, патриотизм культивируется с помощью религии, и др.

Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите Мальгин А. С., Мальгин М. А. Ратная слава Отечества. - М.: Экзамен, 2006. .

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.

Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление - цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.

В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму.

Патриотизм - это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества Леонтьев А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование // Начальная школа - 2002. - № 4. - С. 4-6. .

Патриотизм - это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества Савотина Н. Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденции развития. // Воспитание школьников. - 2003. - № 5. - С. 17-18. . Такое понимание патриотизма является базовым, а Программа выступает в этой связи как направление формирования и реализации данного типа социального поведения граждан.

Патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера. Российскому патриотизму присущи свои особенности. Прежде всего, это высокая гуманистическая направленность российской патриотической идеи; веротерпимость; соборность и законопослушание; общность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни; особая любовь к родной природе.

Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины Леонтьев А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование // Начальная школа - 2002. - № 4. - С. 4-6. .

Как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности патриотическое воспитание включает социальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты, обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием все поколения, пронизывает все стороны жизни: социально-экономическую, политическую, духовную, правовую, педагогическую, опирается на образование, культуру, историю, государство, этносы. Оно является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности российского общества, его социальных и государственных институтов.

Патриотическое воспитание предполагает формирование у граждан общественно значимых ориентаций, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания. Технология патриотического воспитания должна быть направлена на создание условий для национального возрождения России как великой державы.

Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы.

Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Патриотическое воспитание военнослужащих организуется и проводится в рамках единой системы воинского воспитания военнослужащих.

В условиях борьбы с международным терроризмом патриотическое воспитание граждан должно определяться национальными интересами России и обеспечивать активное участие граждан в обеспечении ее безопасности от внешних и внутренних угроз.

Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. - 2005. - № 8. - С. 17. .

На современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели по патриотическому воспитанию осуществляется через решение следующих задач:

Утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;

Создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;

Воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;

Привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;

Привлечение традиционных для России религиозных конфессий для формирования у граждан потребности служения Родине, ее защиты как высшего духовного долга;

Создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;

Формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.

Реализация задач патриотического воспитания граждан Российской Федерации осуществляется через более частные задачи с учетом специфики субъектов и объектов воспитания, условий, в которых оно проводится, особенностей их решения в экономической, социальной, правовой, политической, духовной и других сферах.

В государственной Программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» определена цель развития в российском обществе высокой социальной активности ответственности граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его интересов.

Исходя из цели, перед образовательными учреждениями ставятся задачи утверждения в сознании и чувствах школьников социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышения престижа военной службы; создания возможностей для активного вовлечения школьников в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических проблем; привития чувства гордости, уважения и почитания символов России - Герба, Флага, гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества; формирования национальной терпимости.

В государственной Программе отмечено, что система патриотического воспитания в своей основе сложилась. Однако патриотизм еще не является в полной мере объединяющей силой общества. Основной целью Программы является совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству

В документах, принятых Министерством образования РФ, утверждается, что общественно-государственная система образования, ориентированная на формирование гражданских чувств, сознания, активной позиции школьников, способна обеспечить консолидацию общества, поддержание общественной и экономической стабильности, упрочить единство народов.

Опираясь на теоретические основы патриотического воспитания, раскроем методику классных часов «С чего начинается Родина?» для учащихся 1-4 классов.

Ход подготовки может включать: организацию экскурсий по городу и его музеям; посещение выставки «Народные художественные промыслы»; встречи с ветеранами Великой Отечественной войны в клубе ветеранов; проведение анкетирования: 1. Закончи предложение «Патриотизм - это…». 2. Считаешь ли ты себя патриотом? Почему? 3. Нужен ли патриотизм в мирное время?; составление родословного древа; написание сочинений «История Великой Отечественной войны в моей семье»; оформление выставки книг о земляках-героях.

Классный час может начаться с прослушивания песни «С чего начинается Родина?». Затем учащиеся делятся на группы, каждая из которых выполняет задание - нарисовать рисунок, с которым у них ассоциируется Родина, и делается презентация рисунка.

В ходе анализа ответов на вопросы анкеты классный руководитель раскрывает учащимся содержание патриотизма. Считаем целесообразным раскрыть учащимся инстинктивный, сознательный и активный характер патриотизма. Сущность характера инстинктивного патриотизма выражена в словах: «Люблю я Родину, за что не знаю сам». Сын своей Родины воспринимает ее как неотъемлемое свое, родное, с которым он живет и погибает. Это самое родное есть и он сам. Любовь к Родине бескорыстна, ее любят не за что-нибудь, это не сделка, не договор. Родину любят не потому, что она великая, богатая, прекрасная, а потому что в ней корни человека.

Сознательный патриотизм требует объективного оценивания положительных и отрицательных сторон культурно-исторического развития Родины. Недопустимо критическое направление преподавания, отрицающее многовековой опыт народа. Также следует исключить тенденциозность в преподавании, связанную с преувеличением достижений. В результате обогащения патриотических чувств историческими и культурными понятиями, которые приобретают школьники, происходит трансформация инстинктивного патриотизма в сознательный. Любящий Родину видит в ней гораздо больше нелюбящего, потому что любовь есть познание. Патриот, видящий в Родине слабую, немощную, больную, мать, готов на подвиг и самоотречение ради любви к ней. В самоотречении для других и для Родины есть несокрушимое самоутверждение человека.

Активный характер патриотизма проявляется в практической деятельности на благо Отечества. Знание культурно-исторических достижений развития России, понимание ее общественных нужд и потребностей вызывает у человека желание перенести свои теоретические взгляды и убеждения в сферу практической деятельности. Ограничение человеком деятельности в пределах своей страны является следствием осознания, что здесь его настоящее место, на котором он может быть наиболее полезен. Одним из возможных вариантов раскрытия особенностей активного характера патриотизма в мирное время служит выполнение учащимися групповых социальных проектов, направленных на участие в посильных преобразованиях своей школы, двора, города.

Занимаясь патриотическим воспитанием, педагоги должны знать соблюдать последовательность в развитии гражданско-патриотических чувств детей: любовь к семье, родному краю, стране. Важное значение этому придавали Н.А. Добролюбов, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский. Академик Д.С. Лихачев предупреждал, что при нарушении данной последовательности невозможно достичь поставленной цели, так как пропущенное звено разрушит всю цепь и будет трудно скрепить ее, если что-нибудь отсутствует с самого начала. Все педагоги проявляют единогласие в том, что основу гражданско-патриотического воспитания в школе должно составлять краеведение.

...

Подобные документы

    Воспитание патриотического чувства в учащихся. Этапы формирования личностного гражданского мировоззрения. Афинская Эфебия как образец воспитания молодежи в духе добра и патриотизма. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России.

    курсовая работа , добавлен 30.04.2015

    Патриотизм как социально-педагогическое явление и как одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. Патриотическое воспитание подрастающего поколения в педагогической науке. Проблемы патриотического воспитания в условиях современного образования.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2012

    История развития российского образования в XVIII веке, его краткая характеристика. Первый кадетский корпус в России. Патриотическое воспитание в кадетских корпусах в современной Российской Федерации. Содержание кадетского воспитания и образования.

    дипломная работа , добавлен 24.09.2017

    Роль сторон, участвующих в воспитании подрастающего поколения согласно "Конвенции ООН о правах ребенка". Проблема формирования ценностно-смысловой компетентности детей. Значение семейных и школьных праздников в реализации творческого потенциала учеников.

    реферат , добавлен 04.11.2010

    Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения в современной России, оценка ее актуальности, пути и направления разрешения. Разработка специальных программ, направленных на нравственно-патриотическое воспитание детей, анализ эффективности.

    контрольная работа , добавлен 17.09.2014

    Патриотизм как одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Принципы организации патриотического воспитания подрастающего поколения, роль в нем учебных дисциплин различного профиля.

    научная работа , добавлен 31.03.2014

    Роль патриотического воспитания в развитии личности современного школьника. Место патриотизма в формировании мировоззрения молодого поколения. Формы работы со школьниками, использование примеров и наследия ВОВ в этом процессе. Организация мероприятий.

    курсовая работа , добавлен 30.06.2014

    Особенности и перспективы развития современной семьи. Формы и методы работы учителя с родителями учащихся. Педагогическое образование родителей, их привлечение к воспитательной работе. Влияние семьи и классного руководителя на воспитание учащихся.

    контрольная работа , добавлен 05.01.2014

    Типология и характеристика основных стилей родительского воспитания: авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный. Воспитание подрастающего поколения - важнейшая социальная функция семьи. Главные цели и задачи семейного воспитания ребенка.

    контрольная работа , добавлен 30.01.2011

    Патриотическое воспитание учащихся. Ознакомление учеников с историей блокады Ленинграда. Развитие познавательной активности в области знаний об истории своей страны. Формирование гражданского самосознания, уважения к историческому прошлому России.

На Красной площади столицы перед собором Василия Блаженного стоит монумент в память освобождения Москвы от поляков в 1612 году. На его постаменте лаконичная надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».

Сбор средств на постройку памятника был начат в 1803 году по инициативе членов Вольного общества любителей словесно­сти, наук и художеств. В 1804 году скульптор Иван Петрович Мартос создаёт первый эскиз памятника.

Иван Мартос родился в 1754 году в местечке Ичня Черниговской губернии в семье мелкопоместный малороссийских дворян. В 1761 году он был принят в воспитанники Импе­раторской Академии художеств и окончил курс в 1773 году с ма­лой золотой медалью. Работая в классах живописи, юноша уже тогда чувствовал своё призвание ваятеля.

В числе лучших пансионе­ров Академии художеств Мартос был направлен на стажировку в Италию. В Риме он постигает ве­личественную простоту класси­ческих скульптурный форм. Как раз в те годы, когда барокко сме­нялся классицизмом, и молодой ваятель всей душой воспринял эстетические идеалы утверждав­шегося стиля.

По возвращении в Санкт-Петербург в 1779 году Мартос быт определён преподавателем ваяния в Академию художеств, затем стал её старшим профессо­ром, ректором и, наконец, в 1831 году - заслуженным ректором.

В начале 80-х годов XVIII века художник создаёт серию скульптурный портретов. Наиболее известные из них - портреты Н. И. Панина (1780) и А. В. Пани­ной (1782). Впоследствии Мартос работает в жанре элегической мемориальной скульптуры. Наи­более удачны надгробия М. П. Собакиной (1782), Е. С. Куракиной (1792), Е. И. Гагариной (1803). Особое место в этом ряду зани­мает надгробие фельдмаршала графа Петра Александровича Румянцева-Задунайского в Успен­ском соборе Киево-Печерской лавры. Однако ваятель мечтал о большой, масштабной работе.

В 1808 году император Алек­сандр I принимает решение о проведении конкурса на созда­ние памятника героям 1612 года - освободителям России, который планировали установить в Нижнем Новгороде, где было собрано ополчение.

В конкурсе участвовали многие российские скульпторы. Но лучшим быт признан проект Ивана Мартоса. Первого января 1809 года объявили всенародную подписку, разослав по всей им­перии гравюры с изображением утверждённого проекта, «дабы оный быт известен всем россия­нам». Этот рисунок значительно отличался от первого проекта и по своей композиции почти со­впадал с окончательным вариан­том памятника. К 1811 году быта собрана сумма, достаточная для начала работы. К этому же вре­мени было решено в Москве на Красной площади установить па­мятник, а в Нижнем Новгороде - обелиск.

Создание малой модели скульптурной композиции было начато в 1812 году, «в то время, когда предлежала великая работа вновь спасать отечество подоб­но тому, как Минин и Пожарский ровно за двести лет тому назад спасали Россию». Из-за начавшей­ся войны создание памятника продвигалось медленно, и лишь в 1815 году была завершена боль­шая модель, выставленная Мартосом для публичного обозрения.

Интерес к работе мастера был и без того велик, но после Отечественной войны 1812 года он возрос необычайно. Граждане России видели в этом монументе символ победы. В периодической печати публиковались не только заметки о ходе работ над памят­ником, но и посвящённые этому отдельные большие статьи, в том числе о технологиях, применяе­мых при его изготовлении.

Монумент по модели Мартоса в 1816 году отлил в бронзе в Санкт-Петербурге Василий Екимов, и 21 мая 1817 года памятник был отправлен в Москву водным путём - по Неве и Онежскому озеру, затем по каналам и Шексне до Рыбинска, а оттуда Волгой до Нижнего Новгорода. В городе, где Минин начинал собирать ополче­ние, памятнику устроили торже­ственную встречу. Очевидец так описывал это событие: «Никакое перо не может изобразить, в ка­кое восхищение приведены как некие горожане, так и всего здеш­него края жители появлением в здешних водах столь знаменитого памятника согражданину своему». Из Нижнего Новгорода скульпту­ру по Оке доставили до Коломны, а затем по Москве-реке прямо к стенам Кремля.

В Москве местом установ­ки монумента избрали середину Красной площади около Торго­вых рядов.

Торжественное открытие памятника Минину и Пожарско­му состоялось 20 февраля 1818 года. На Красной площади, за­полненной тысячами москвичей, были выстроены войска, прошёл военный парад. Под барабанный бой и крики «ура» со скульпту­ры сняли покрывало. Одна из московских газет так описывала это событие: «Во время сего тор­жественного обряда стечение жителей было неимоверное; все лавки, крыши Гостиного Двора, лавки, устроенные нарочно для дворянства около Кремлевской стены, и самые башни Кремля были усыпаны народом, жажду­щим насладиться сим новым и необыкновенным зрелищем».

Монумент отличался строго­стью и простотой силуэта, велича­вой эмоциональностью: одетый в русскую рубашку нижегородский староста Кузьма Минин призыва­ет Дмитрия Пожарского возгла­вить ополчение и повести его на спасение Отечества; Пожарский, опираясь на щит, принимает меч из рук Минина.

Постамент из красного гра­нита был украшен барельефами, изображающими сбор народ­ных пожертвований и героиче­ские эпизоды борьбы за осво­бождение Москвы. На одном из барельефов можно было увидеть самого Мартоса с двумя сыно­вьями - ополченцами уже Оте­чественной войны 1812 года. С тыльной стороны постамента бронзовая надпись: «Сочинил и изваял Иоанн Мартос, мастер из Ични».

Памятник Минину и Пожар­скому дополнил национально-патриотическое звучание ансам­бля Красной площади: Кремль и Покровский собор олицетво­ряли величие русского государ­ства, а Казанский собор напоми­нал о победах русского оружия начала XVII века. Иван Мартос оказал большое влияние на твор­чество многих русских скульпто­ров первой трети XIX века. Он умер в Петербурге 5 (17) апреля 1835 года.

Значение памятника Мини­ну и Пожарскому далеко выхо­дит за рамки памяти о событиях 1612 года. Он не только стал пер­вым монументом в Москве, но и первым памятником, на котором изображён человек из простого народа. В 1930 году во время ре­конструкции Красной площади памятник был перенесён к храму Василия Блаженного.

В начале XXI века вос­торжествовала историческая справедливость и в отношении Нижнего Новгорода, где напро­тив крепостных ворот, из кото­рых когда-то выходило народное ополчение, была установлена копия памятника Минину и По­жарскому.

Материал подготовил Е. В. Никольский

Каждая держава должна иметь свои официальные отличительные признаки, в частности, свой государственный флаг. Он является самым узнаваемым символом страны, так как индивидуален и неповторим. Как правило, он представляет собой определенных пропорций полотнище, которое может быть выполнено из ткани одного или нескольких цветов. На флаге нередко размещается государственный герб или эмблема. При помощи цветов и содержащихся на нем изображений может отражаться общественно-политическое устройство данной страны.

Флаг страны как государственный символ исключительно важен для воспитания патриотизма, любви к своей родине, ощущения кровного и духовного единства с предыдущими поколениями, людьми, защитившими ее суверенитет. Он связывает жизнь каждого гражданина с судьбой своей страны и имеет большое значение в международных отношениях. Многие россияне задаются вопросом о том, что означает флаг Российской Федерации. Однозначного официального толкования по этому поводу нет. Предпринимаются попытки связать его цвета со значениями, принятыми в давние времена, событиями последних веков на территории, которую занимала Российская империя, а также процессами, произошедшими недавно.
Что представляет собой флаг РФ на сегодняшний день Главный символ страны изготавливается в виде полотнища прямоугольной формы. Оно состоит из трех расположенных горизонтально равных по ширине полос. Верхняя имеет белый цвет, средняя - синего цвета, а нижняя - красная.
История флага Российской Федерации в нынешнем виде начинается с августа 1991 года, когда в Москве над Белым домом, где заседал Верховный Совет РСФСР, вновь подняли бело-сине-красный триколор, который использовался в дореволюционный период. Законодательно его применение было закреплено в ноябре 1991 г. Позже, 25 декабря 2000 года, Президент России подписал закон, содержащий описание и статус флага. Этот документ действует и ныне и носит характер конституционного.
История флага Российской Федерации сохранила свидетельства различных вариантов объяснения выбора цветов триколора. Согласно одному из них он показывал единение православной церкви, государевой власти и народа, где белая полоса была символом веры, синяя - власти, а красная символизировала русских людей. В начале прошлого века бытовало мнение, что первая полоса означала свободу, вторая указывала на покровительство Богородицы, а последняя обозначала державу. Сегодня, как и ранее, высказываются суждения о том, что цвета флага российского связаны с такими понятиями, как вера, надежда и любовь. Принятые указы показывают нам значение флага Российской Федерации для жизни страны и общества, а также его роль в международно-правовых отношениях.
Так, флаг должен быть постоянно поднят на зданиях органов государственного управления. Им украшаются и другие объекты в дни общенародных праздников. Его изображение размещается на автомобилях, самолетах и судах высших руководителей страны. В соответствии с установленным Президентом страны ритуалом каждый день он должен подниматься в воинских частях и формированиях. Законом предусмотрены и иные варианты использования этого официального символа государства. Роль флага России чрезвычайно важна для жизни современного государства и его будущего общественно-политического развития, позиционирования страны в мире. Он выполняет важную задачу и является символом патриотизма.