А родченко работы. Истории великих фотографов

А родченко работы. Истории великих фотографов
А родченко работы. Истории великих фотографов

Творчество для Родченко было одним большим экспериментом, который открывал возможности, позволял находить новые формы, грани, приемы. По этой причине его творческая деятельность была весьма разносторонней. Он выставлял свои работы на значимых выставках авангардистов, писал научные трактаты, создал несколько циклов пространственных конструкций, активно занимался фотографией, оформлял спектакли, фильмы, занимался скульптурой и создавал рекламные плакаты.

Не уступала в плане активности и общественная деятельность. Родченко состоял в ряде таких организаций, как Живскульптарх, «Реф», ЛЕФ, МОСХ, был в числе организаторов РАБИСа, фотогруппы «Октябрь», трудился профессором во ВХУТЕМАСе и других организациях.

Скончался Александр Михайлович в Москве в возрасте 64 лет.

Особенности творчества мастера

Живопись, графика и конструкции

Родченко можно отнести к числу тех новаторов, которые не боялись экспериментировать и быть неугодными обществу. В плане живописи он был сторонником авангардизма, который ввел такие самостоятельные формы живописи, как линии и точки, экспериментировал с плоскостью, увлекался скульптоживописью Татлина, переосмысливал идеи супрематистов и других авангардистов его времени.

В живописи и графике художник строил композиции из линий и геометрических фигур, уделяя большое внимание их пересечениям, соединениям и врезкам. В противовес работе Малевича «Белое на белом» Родченко создал цикл картин «Черное на черном», в котором основное внимание уделил фактуре материала как новой характеристике живописи. Еще одной фундаментальной работой в этом направлении стал триптих «Три цвета. Желтый. Красный. Синий». Одновременно с этим художник начал внедрять такие далекие от живописи инструменты, как циркуль и линейка.

Особое значение для искусства имеют его пространственные конструкции, которые представляют собой подвешенные картонные, фанерные или деревянные элементы, соединенные по определенным принципам. Работая с конструкциями, Родченко не только использовал известные конструктивные принципы, но и находил новые. Все работы он объединил в циклы в зависимости от целей экспериментов. Так появились циклы «Складывающиеся и разбирающиеся», «Плоскости, отражающие свет» и «По принципу одинаковых форм».

Рекламные плакаты и фотографии

Родченко был одним из идеологов конструктивизма, который собирал произведение, как конструктор. Также одним из первых он осознал значимость фотомонтажа для агитации, что принесло ему известность на весь Советский Союз. Особый успех имели рекламные плакаты, которые он создал совместно с поэтом В. Маяковским.

Не меньшее влияние на искусство оказали и его эксперименты в фотографии. Родченко открыл такие важнейшие приемы, как ракурс и диагональ, создал множество оригинальных фотографий, широко известных не только в СССР, но и за его пределами.

Аукционные рекорды, стоимость картин Родченко

Чтобы понять, сколько стоят картины Родченко сегодня, обратимся к аукционным продажам и начнем с рассмотрения четырех самых крупных уходов его работ.

По наименьшей цене из этой четверки ушло произведение «Реклама печенья фабрики “Красный Октябрь”». Это гуашевый коллаж, созданный художником в 1923 году для Моссельпрома. Работа является хорошим образцом того периода творчества Родченко, кода он совместно с Владимиром Маяковским создавал рекламные плакаты. Два талантливых человека сумели фактически отойти от традиций в рекламе тех времен и разработать оригинальный стиль. Для их стиля характерны неожиданные ракурсы, броский слоган и самое причудливое расположение текста. В 1925 году аналогичные работы Родченко были отмечены серебряной медалью на выставке в Париже.

В год создания эти плакаты были развешаны по всей Москве, после чего слоган «Нигде кроме, как в Моссельпроме» стал крылатой фразой. В дальнейшем данное произведение неоднократно экспонировалось на выставках по всему миру: в США, Швеции, Великобритании, Германии и других странах.

На аукционе работу купили за 201 тыс. фунтов (314 тыс. долларов) при эстимейте 170-200 тыс. фунтов.

Ко второму крупному уходу работ Родченко относится картина «Клоун. Сцена в цирке». Она представляет особый интерес уже потому, что является одной из первых, которую художник создал после четырнадцати лет перерыва в живописи. Придя к выводу, что советской стране нужны не только правила и достижения, но и клоуны, фокусники, фейерверки с их возможностями отойти от всего обычного, Родченко в дальнейшем несколько лет работал в этой тематике.

Картина «Клоун. Сцена в цирке» ранее выставлялась в знаменитом «Гараже» коллекционерами из Москвы Молчановыми. Впервые она была продана на аукционе Sotheby`s в 1988 году, а в 2006 году была выставлена в этом же аукционном доме с эстимейтом 180-220 тыс. долларов. С торгов холст ушел за 508 тыс. долларов, превысив цену предыдущей продажи во много раз.

В 2015 году на Sotheby`s была представлена еще одна работа автора, характерная для другого направления его деятельности. Это авангардистское полотно «Круговая и линейная композиция», созданное в 1917 году. Заметим, что в наиболее значительных выставках русских авангардистов художник начал участвовать с 1916 года. Полотно неоднократно представляли на выставках в самых разных городах: в Кельне, Нью-Йорке, Лондоне, Стокгольме, Дублине и других.

Владея данным произведением, дочь художника в 1962 году подарила его крупному советскому коллекционеру русского авангарда Георгию Костаки, у которого картина пробыла 28 лет. В 1990 году ее продали на Sotheby`s Адольфу Альфреду Таубману - американскому инвестору и бизнесмену. После его смерти на торгах в 2015 года картина ушла за 646 тыс. долларов при эстимейте 300-500 тыс. долларов.

Но самой крупной считается продажа картины «Конструкция 95» с торгов Sotheby`s. При поступлении произведения в аукционный дом эксперты заявили, что это самое значительная из работ Родченко, которые когда-либо выставлялись на аукцион. Это связано в первую очередь с тем, что композиция относится к наиболее значительному периоду творчества художника, когда он написал серию картин «Линиизм». У каждого из холстов этой серии были свои номера. Более десятка из них, включая и «Конструкцию 95», художник представил на девятнадцатой выставке ВЦВБ художественного отдела Наркомпроса. Помимо этого в последующие годы ее демонстрировали в Кельне, Лондоне и Вене.

До нашего времени дошли фотографии из мастерской Родченко, на стенах которой висела эта картина. После его смерти работа находилась в коллекции его жены Варвары Степановой, а затем до 1996 года хранилась в Galerie Gmurzynska в Кельне. В этот год ее купил частный коллекционер и повторно выставил на торги уже в 2016 году. Картина изначально была заявлена с высоким эстимейтом 2,5-3,5 млн фунтов стерлингов и ушла за 3,6 млн фунтов (4,5 млн долларов).

Для полного ответа на вопрос о том, сколько стоят картины Родченко, рассмотрим примеры и менее крупных уходов. На аукционах пользуются спросом его иллюстрации для книг, плакаты, портреты, фотографии и картины в стиле авангардизма. Например, были проданы такие произведения: «Композиция» (Christie`s, 1999 г., 123 тыс. долларов), «К живому Ильичу» (Bonhams, 2013 г., 9 тыс. долларов), «Красная площадь» (Sotheby`s, 2001, 3 тыс. фунтов) и другие.

Экспертиза и продажа картин Родченко

Где и как оценить картину Родченко

При оценке произведений художника лучше воспользоваться опытом профессионалов, так как конкретная работа может стоить больших денег. В ходе проведения экспертизы картины Родченко специалисты изучат ее на предмет подлинности, авторских приемов, сохранности и ценности для общества. На основании ряда исследований, проводимых в лабораторных условиях и в литературных источниках, они смогут назвать адекватную стоимость произведения.

Он пережил радикальные изменения в родной стране и закончил тем, что запустил решительные изменения в выбранной им форме искусства. «Мы обязаны экспериментировать», – провозглашал Родченко, отказавшийся от «созерцательной» фотографии.

Александр Михайлович Родченко родился в Санкт-Петербурге в 1891 году, застал конец царской империи, встретил приход Ленина, и был свидетелем сталинских репрессий. Как сын турбулентного поколения, он и сам был неспокойным. Хотя его первые художественные работы, появившиеся в течение 1910-х и 1920-х годов, были частью бурно развивающегося российского авангарда, Родченко стал одним из многих художников, чьи творческие инстинкты обуздали строгие принципы художественного выражения, действующие при советской власти. С 1930-х до самой смерти в 1956 году, его работы фокусировались на спортивных мероприятиях, парадах и других традиционных пропагандистских темах.

С 7 марта по 28 июня 2015 года в Вилла Манин , коммуна Кодройпо в северной Италии, проходит выставка, на которой представлены сто работ художника. Его произведения демонстрируют тематику, технические приёмы и изобретательность Родченко. Коллекция охватывает работы для журналов, кино и рекламы, а также прекрасные композиции, созданные вместе с женой и соратницей Варварой Степановой.

Ранние работы Родченко выдают одарённого и смелого художника, вливающего, казалось бы, в мирские картины новую жизнь. Эта выставка лишена диктата соцреализма, чтобы показать яркие, продуманные и запоминающиеся образы, которыми известен Александр Родченко.

Портрет Лилии Брик на плакате «Книги», 1924

Эскиз плаката для документального фильма Дзиги Вертова «Киноглаз», 1924

Утренняя гимнастика на крыше студенческого общежития в Лефортово, 1932

Пионер-трубач, 1930

Шуховская башня, 1929

Портрет матери, 1924

Варвара Степанова, 1928

Радиослушатель, 1929

Лестница, 1930

Здание Моссельпрома, 1926

Укладка асфальта, Ленинградское шоссе, 1929

Лодки, 1926

Автобус, 1932

Обед в механизированной столовой, 1932

Родченко называли в середине XX века гением советской пропаганды. Он был талантливым, креативным мастером. Александр Родченко стоял у истоков авангарда в СССР. Именно он задал новейшие стандарты рекламы и дизайна, разрушил старые представления о графике, плакатах, создал в этом направлении новый курс. За всеми сторонами этой творческой личности стоит такая грань, как фотография, и не все об этом знают. Родченко умел ловить интересные моменты и создавать неповторимые шедевры.

Больше чем фотограф

В 20-е годы начал создавать свои первые работы-фотографии Александр Родченко. Фотографом он был уникальным. В то время работал в театре художником-дизайнером. У него появилась необходимость фиксировать работы на пленку, так он и открыл для себя новое искусство, которое полностью его увлекло и очаровало. Главным вкладом Александра Родченко в развитие фоторепортажного жанра были первые многократные съемки человека в действии. Так он собирал документально-образные представления о моделях. Его необычные фоторепортажи публиковались во всех популярных центральных изданиях: в журналах "Огонек", "Пионер", "Радиослушатель", "30 дней", в газете "Вечерняя Москва".

Александр Родченко. Фотография - искусство

Визитной карточкой фотографа Родченко стали снимки, выполненные с разных ракурсов (ракурсные). С этими снимками мастер вошел в историю. Сделаны изображения под непривычным восприятию углом, зачастую с неповторимой необычной точки. Ракурс в определенной степени искажает, изменяет восприятие обычного предмета. К примеру, фото, сделанные художником с крыш, динамичны настолько, что кажется, будто изображение начнет вот-вот шевелиться. Неудивительно, что такая серия снимков впервые была опубликована именно в журнале "Советское кино".

Родченко задал такие каноны в фотоискусстве, которые заняли почетное место в современных учебниках по фотографии. Так, например, выполняя серию портретов Маяковского, фотограф полностью отошел от стандартов обычной павильонной съемки. Но в 30-х годах некоторые его эксперименты показались властям слишком смелыми. Фотография с нижней точки знаменитого "Пионера-трубача" некоторым показалась буржуазной. Мальчик в этом ракурсе был похож на этакого "откормленного" мальчиша-плохиша. Художник здесь не вошел в рамки пролетарской фотографии.

Александр Родченко, биография

В 1891 году в Санкт-Петербурге в простой, незнатной семье родился Александр Родченко. Отца звали Михаилом Михайловичем (1852-1907), он служил театральным бутафором. Мать, Ольга Евдокимовна (1865-1933), работала прачкой. По сложившимся обстоятельствам семья в 1902 году перебирается на постоянное место жительства в город Казань. Здесь и получил свое первое образование Александр в Казанском приходском начальном училище.

Александр Родченко (СССР, 1891-1956) был членом общества "Живскульптарх" с 1919 года. В 1920-м являлся участником группы по разработке Рабиса. В 1920-1930-е годы был преподавателем в должности профессора на металлообрабатывающем и деревообделочном факультетах. Учил он студентов проектировать многофункциональные предметы, добиваться выразительных форм за счет выявления особенностей конструкции.

Фотодеятельность

В 20-е годы Родченко активно занимается фотографией. Для иллюстрирования в 1923 г. книг Маяковского "Про это" он применил фотомонтаж. С 1924 года стал известен своими психологическими портретами друзей, близких и знакомых ("Портрет матери", Маяковского, Третьякова, Брика). В 1925-1926 годах опубликовал ракурсные снимки из серии "Дом Моссельпрома", "Дом на Мясницкой". Публиковал статьи про фотоискусство, где пропагандировал документальный взгляд на окружающий мир, отстаивал необходимость использовать новые методы, освоение различных точек зрения (нижние, верхние) на фото. Участвовал в выставке в 1928 году "Советская фотография".

Знаменитым мастером фотографии Александр Родченко стал благодаря применению различных ракурсов в фотосъемке. В 1926-1928 годы работал художником-постановщиком в кинематографе ("Москва в Октябре", "Журналистка", "Альбидум"). В 1929 г. по пьесе Глебова он оформил спектакль "Инга" в Театре Революции.

30-е годы

Александр Родченко, творчество которого словно раздваивается в 30-е годы, с одной стороны, занимается агитпропагандой соцреализма, с другой - старается сохранить собственную свободу. Символом ее становятся фоторепортажи о цирке, созданные в конце 30-х годов. Возвращается он в этот период и к станковой живописи. В 40-е годы Родченко пишет декоративные композиции, выполненные в абстрактном экспрессионизме.

30-е годы знаменуются переходом от ранних всесторонних работ к конкретному творчеству советского пропагандизма, которые полностью проникнуты революционным энтузиазмом. В 1933 году фотохудожника командировали на стройку Беломорканала, где он сделал множество репортажных снимков (около двух тысяч), но известно сейчас только тридцать.

Позже совместно с супругой Степановой были оформлены альбомы "Первая конная", "15 лет Казахстану", "Советская авиация", "Красная Армия". С 1932 года Родченко был членом Союза художников. В 1936-м принимал участие в выставке мастеров советского фотоискусства. Регулярно с 1928 года отсылал свои работы на выставки в салоны Франции, США, Великобритании, Испании и других стран.

Александр Родченко, вспоминая свое детство, рассказывает, что когда ему было 14 лет, он с грустью писал в своем дневнике о неопределенности в жизни. Его направили учиться медицине, а он с тоской мечтал стать настоящим художником. В конце концов в 20 лет Александр бросил медицину и поступил учиться в художественную школу. В 1916 году он будет призван в армию, и все-таки занятия медициной пойдут ему на пользу. Он будет назначен заведующим хозяйства санитарного поезда вместо отправки на фронт.

В 20-е годы Родченко совместно с супругой организовал творческий союз. Разрабатывали они "новый быт", совмещали множество художественных техник и искусств. Вместе спроектировали новую модель одежды - сейчас это комбинезон. Он предназначался для того, чтобы скрывать гендерные различия между поколениями будущего, восхвалять трудовую активность советского человека. В 1925 году в жизни мастера состоялась первая и последняя поездка за границу, его отправили в Париж. Там он оформлял отдел СССР при проведении Международной выставки.

Последние годы жизни

После войны Александр Родченко впал в депрессию, записи в его дневнике носят только пессимистический характер. В 1947 году он жалуется, что жизнь с каждым днем становится скучнее. Работу им с Варварой перестали предоставлять. Началась полоса безденежья. Как сказал сам автор, остается только молиться Богу. В 1951 году Родченко исключили даже из Союза художников, правда, через четыре года восстановили, но было уже поздно, художник перестал творить. Умер он в 1956 году, 3 декабря. Похоронили Александра Родченко на Донском кладбище.

Как говорится, талантливый человек талантлив во всем.

Легендарный советский фотограф, художник, скульптор. Основоположник конструктивизма, дизайна и рекламы в СССР. Сегодня мы расскажем вам об Александре Родченко (1891 - 1956) .

Любимого художника большинство людей назовут сразу же, любимого писателя - тоже, но над ответом на вопрос о любимом фотографе, скорее всего, задумаются. Александра Родченко немногие знают по имени, но не найдется человека, который бы не видел его снимков.

В своих работах он опережал время, за что нередко подвергался критике. Так, один из его известнейших снимков «Пионер-трубач» в свое время назвали неполиткорректным. Мальчик на фото получился слишком упитанным, а это не соответствовало советской пропаганде.

Александр Родченко не придерживался правил и создавал свой собственный стиль. Самые известные его кадры, снятые наперекор всем канонам фотографии того времени, - это документальная работа «Портрет матери», ставшая классикой съемки крупным планом, и серия портретов Владимира Маяковского, которые нарушали все правила павильонной съемки.

«Толчешься у предмета, здания или человека и думаешь, а как его снять: так, так или так?… Все старо… Так нас приучили, воспитывая тысячелетия на разных картинах, видеть все по правилам бабушкиной композиции. А нужно революционизировать людей, видеть со всех точек и при всяком освещении.»
А.Родченко. Записная книжка ЛЕФа. 1927 г.

Не менее известна работа мастера « Девушка с «лейкой»». На ней запечатлена его ученица Евгения Лемберг. Фотография получила мировое признание, и в 1994 году была продана на аукционе Christie"s за 115 000 фунтов стерлингов.



Фотограф серьёзно увлекся жанром спортивной фотографии, в чем добился больших успехов. Его визитной карточкой стали съемки необычных ракурсов, и в кадрах, снятых на спортивных аренах, он смог наиболее полно использовать этот прием. Даже самые обыкновенные сюжеты становились запоминающимися и яркими.

Александр Родченко - многогранный человек, который добивался успеха во всем, за что брался. Он работал над оформлением кафе «Питтореск» в Москве, создавал серии графических, живописных и пространственных абстрактно-геометрических минималистских работ. Он также принимал участие в выставках русского авангарда, например, в выставке «Магазин», организованной , и архитектурных конкурсах.

В 1918 году Александр Родченко написал живописное полотно «Черное на чёрном», основываясь только на фактуре. Позднее на его картинах появились линии и точки, которые стали самостоятельными живописными формами. В искусстве он был новатором, а свое творчество рассматривал как глобальный эксперимент.

Александр Родченко стал одним из основоположников советского конструктивизма. Он проявил себя не только в живописи, но и во многих других областях искусства. Художник создавал геометрические скульптуры из различных материалов.



Также Родченко заявил о себе как дизайнер мебели и одежды, был автором декораций для кино и театра.

Заметный след в его творчестве оставило сотрудничество с поэтом Владимиром Маяковским: он иллюстрировал некоторые его книги и журналы «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ», сделал вместе с ним серию рекламных плакатов.

Идеология советского искусства была преобразована после прихода к власти И. В. Сталина. Свободных духом авангардистов государство активно подавляло. В это время Александр Родченко оставил живопись и стал заниматься только фотожурналистикой. Его фотографии олицетворяли высшие достижения эпохи сталинизма, торжественные парады, народные стройки, огромные промышленные предприятия, жизнь советских колхозов.

Это были снимки побед и достижений, а обычная жизнь страны того времени оставалась за кадром, так как фотожурналистам категорически запрещалось отображать все, что бросало малейшую тень на власть и ее порядки.

В 1920-ые годы Александр Родченко внес огромный вклад в развитие европейской фотографии и фотомонтажа. Он оставил большое творческое наследие, повлиявшее на многих художников и фотографов.

В наше время его дело продолжает Александр Николаевич Лаврентьев, внук художника. Он преподает в Московской школе фотографии и мультимедиа имени А. Родченко и МГХПУ имени Строганова, а также является редактором и консультантом научных трудов о своем знаменитом предке.

Александр Родченко — такой же символ советской фотографии, как Влади-мир Маяковский — советской поэзии. Западные фотографы, начиная с осно-вателей фотоагентства Magnum и заканчивая современными звездами вроде Альберта Уотсона, до сих пор используют приемы, введенные Родченко в фотографический медиум. Кроме того, не будь Родченко — не было бы и современного дизайна, на который оказали огромное влияние его пла-каты, коллажи и интерьеры. К сожалению, в остальном творчество Родченко забыто — а ведь он не только фото-графировал и рисовал плакаты, но зани-мался живописью, скульптурой, театром и архитектурой.

Анатолий Скурихин. Александр Родченко на строительстве Беломорканала. 1933 год © Музей «Московский дом фотографии»

Александр Родченко. Похороны Владимира Ленина. Фотоколлаж для журнала «Молодая гвардия». 1924 год

Александр Родченко. Здание газеты «Известия». 1932 год © Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / музей «Московский дом фотографии»

Александр Родченко. Пространственная фотомультипликация «Самозвери». 1926 год © Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / музей «Московский дом фотографии»

Родченко и искусство

Александр Родченко родился в Санкт-Петербурге в 1891 году в семье театраль-ного бутафора. С детства он оказался вовлечен в мир искусства: квартира нахо-дилась прямо над сценой, через которую нужно было пройти, чтобы спустить-ся на улицу. В 1901 году семья переехала в Казань. Сначала Александр решает учиться на зубного техника. Впрочем, эту профессию он скоро бросает и стано-вится вольнослушателем Казанской художественной школы (поступить туда он не мог из-за отсутствия свидетельства о среднем образовании: Родченко окончил только четыре класса церковно-приходской школы).

В 1914 году в Казань приезжают футуристы Владимир Маяковский, Давид Бур-люк и Василий Каменский. Родченко сходил на их вечер и написал в дневнике: «Вечер окончился, и медленно расходилась взволнованная, но по-разному, публика. Враги и поклонники. Вторых мало. Ясно, я был не только поклон-ником, а гораздо больше, я был приверженцем». Этот вечер стал переломным: именно после него вольнослушатель Казанской художе-ственной школы, увле-кающийся Гогеном и мирискусниками, понимает, что хочет связать свою жизнь с футуристическим искусством. В том же году Родченко знакомится со своей будущей женой, ученицей той же Казанской художественной шко-лы Варварой Степановой. В конце 1915 года Родченко вслед за Степановой переезжает в Москву.

Родченко, Татлин и Малевич

Попав в Москву, через общих друзей Александр знакомится с Владимиром Тат-линым, одним из лидеров авангарда, и тот приглашает Родченко принять уча-стие в футуристической выставке «Магазин». Вместо вступительного взноса художника просят помочь с организацией — продавать билеты и рассказывать посетителям о смысле работ. Тогда же Родченко знакомится с Казимиром Ма-левичем, но к нему, в отличие от Татлина, симпатии не испытывает, да и идеи Малевича кажутся ему чужими. Родченко интереснее скульптоживопись Тат-лина и его интерес к конструкции и материалам, чем размышления Малевича о чистом искусстве. Позже Родченко напишет о Татлине: «Я от него учился всему: отношению к профессии, к вещам, к материалу, к продовольствию и всей жизни, и это оставило след на всю жизнь… Из всех современных худож-ников, которых я встречал, нет равного ему».

Казимир Малевич. Белое на белом. 1918 год MoMA‎

Александр Родченко. Из серии «Черное на черном». 1918 год © Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / MoMA‎

В ответ на «Белое на белом» Малевича Родченко пишет серию работ «Черное на черном». Эти, казалось бы, похожие работы решают противоположные задачи: с помощью монохромности Родченко использует фактуру материала в качестве нового свойства живописного искусства. Развивая идею о новом ис-кусстве, вдохновленном наукой и техникой, он вперые использует «нехудоже-ственные» инструменты — циркуль, линейку, валик.

Родченко и фотомонтаж


Александр Родченко. «Мена всех». Проект обложки сборника поэтов-конструктивистов. 1924 год Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / музей «Московский дом фотографии»

Одним из первых в Советском Союзе Родченко осознает потенциал фотомон-тажа в качестве нового вида искусства и начинает эксперименти-ровать с этой техникой в области иллюстрации и агитации. Преимущество фотомонтажа перед живописью и фотографией очевидно: благодаря отсутствию отвлекаю-щих элементов лаконичный коллаж становится самым ярким и точным спо-собом невербальной передачи информации.

Работа в этой технике принесет Родченко всесоюзную известность. Он иллю-стрирует журналы, книги, создает рекламные и агитационные плакаты.

«Реклам-конструкторы» Маяковский и Родченко

Родченко считается одним из идеологов конструктивизма , направления в ис-кусстве, где форма полностью сливается с функцией. В качестве образца такого конструктивистского мышления можно привести рекламный плакат «Книги» 1925 года. За основу берется плакат Эль Лисицкого «Клином красным бей бе-лых», при этом Родченко оставляет от него только геометрическую конструк-цию — треугольник, вторгающийся в пространство круга, — и наполняет его совершенно новым значением. Он больше не художник-созидатель, он — художник-конструктор.

Александр Родченко. Плакат «Ленгиз: книги по всем отраслям знания». 1924 год ТАСС

Эль Лисицкий. Плакат «Клином красным бей белых!». 1920 год Wikimedia Commons

В 1920 году Родченко знакомится с Маяковским. После достаточно курьезного случая, связанного с рекламной кампанией « » (Маяковский раскри-тиковал слоган Родченко, думая, что его написал какой-то второсортный поэт, тем самым серьезно Родченко обидев), Маяковский и Родченко решают объе-динить свои силы. Маяковский придумывает текст, Родченко занимается гра-фическим оформлением. Творческое объединение «Реклам-конструктор „Мая-ковский — Родченко“» ответственно за 1920-х годов — плакаты ГУМа, Моссельпрома, Резинотреста и других советских организаций.

Создавая новые плакаты, Родченко штудирует советские и иностранные фото-графические журналы, вырезая оттуда все, что может пригодиться, тесно общается с фотографами, которые помогают ему в съемке уникальных сюже-тов, и в конце концов в 1924 году покупает собственную камеру. И моменталь-но становится одним из главных фотографов в стране.

Родченко-фотограф

Фотографировать Родченко начинает достаточно поздно, будучи уже сформи-ровавшимся художником, иллюстратором и преподавателем ВХУТЕМАСа. Он переносит в новое искусство идеи конструктивизма, через линии и плос-кости показывая в снимке пространство и динамику. Из массива этих экспе-риментов можно выделить два важных приема, которые Родченко открывает для мировой фотографии и которые актуальны до сих пор.

Александр Родченко. Сухаревский бульвар. 1928 год © Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / музей «Московский дом фотографии»

Александр Родченко. Пионер-трубач. 1932 год © Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / музей «Московский дом фотографии»

Александр Родченко. Лестница. 1930 год © Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / музей «Московский дом фотографии»

Александр Родченко. Девушка с фотоаппаратом «Лейка». 1934 год © Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / музей «Московский дом фотографии»

Первый прием — это ракурсы . Для Родченко фотография — способ донести обществу новые идеи. В эпоху самолетов и небоскребов это новое искусство должно научить видеть со всех сторон и показать привычные объекты с неожи-данных точек зрения. Родченко особенно интересуют ракурсы «сверху вниз» и «снизу вверх». Этот один из самых популярных сегодня приемов в двадцатые годы стал настоящей революцией.

Второй прием называется диагональ . Еще в живописи Родченко выявил линию в качестве основы любого изображения: «Линия есть первое и последнее, как в живописи, так и во всякой конструкции вообще». Именно линия станет основным конструктивным элементом в его дальнейшем творчестве — фото-монтаже, архитектуре и, конечно же, фотографии. Чаще всего Родченко будет использовать диагональ, так как, помимо конструктивной нагрузки, она также несет в себе необходимую динамику; уравновешенная статичная композиция — это еще один анахронизм, против которого он будет активно бороться.

Родченко и соцреализм

В 1928 году в журнале «Советское фото» публикуется кляузное письмо, где Род-ченко обвиняется в плагиате западного искусства. Эта атака оказалась предве-стником более серьезных неприятностей — в тридцатых годах деятелей аван-гарда одного за другим осуждают за формализм. Родченко тяжело переживал обвинение: «Как же так, я всей душой за советскую власть, я всеми силами работаю с верой и любовью к ней, и вдруг мы неправы», — писал он в дневнике.

После этой работы Родченко снова попадает в милость. Теперь он среди созда-телей новой, «пролетарской» эстетики. Его снимки физкультурных парадов — апофеоз соцреалистической идеи и яркий пример молодым живописцам (среди его учеников — Александр Дейнека). Но с 1937 года отношения с властью снова разладились. Родченко не принимает входящий в силу тоталитарный режим, и работа больше не приносит ему удовлетворения.

Родченко в 1940-50-е

Александр Родченко. Акробатка. 1940 год Архив Александра Родченко и Варвары Степа-новой / музей «Московский дом фотографии»

После войны Родченко почти ничего не создает — только оформляет книги и альбомы вместе с женой. Устав от по-литики в искусстве, он обращается к пикториализму — направлению, появившемуся в фото-графии еще в восьмидесятых годах XIX века Фотографы-пикториалисты старались уйти от натуроподобности фотографии и снимали на специальные мягкорисующие объективы, меняли свет и выдержку, чтобы создать живописный эффект и приблизить фотогра-фию к живописи. . Он увлекается класси-ческим театром и цирком — ведь это последние обла-сти, где политика не определяет худо-жественную программу. О настроении и творчестве Родченко в конце соро-ковых годов много говорит новогоднее письмо его дочери Варвары: «Папуля! Мне бы хотелось, чтобы ты в этом году рисовал что-нибудь к произведениям. Ты не думай, что я хочу, чтобы ты де-лал все в „соцреализме“. Нет, чтобы ты мог делать так, как ты можешь делать. И я каждую минуту, каждый день помню, что ты грустишь и не ри-суешь. Мне кажется, что ты тогда был бы веселее и знал бы, что ты можешь делать такие вещи. Целую тебя и поздравляю с Новым годом, Муля».

В 1951 году Родченко исключают из Союза художников и только спустя четыре года благодаря бесконечной энергии Варвары Степановой восстанавливают. Александр Родченко умер в 1956 году, совсем немного не дожив до своей пер-вой фото-графической выставки, также организованной Степановой.

Материал был подготовлен совместно с Мультимедиа-арт-музеем к выставке «Опыты для будущего ».

Источники

  • Родченко А. Революция в фотографии.
  • Родченко А. Фотография - искусство.
  • Родченко А., Третьяков С. Самозвери.
  • Родченко А. М. Опыты для будущего.
  • В гостях у Родченко и Степановой!