Палехская миниатюра. Народный промысел в посёлке Палех

Палехская миниатюра. Народный промысел в посёлке Палех
Палехская миниатюра. Народный промысел в посёлке Палех

Палех или палехская миниатюра - один из традиционных русских художественных промыслов, вид лаковой живописи .

Народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области, представляет собой лаковые миниатюры темперой на папье-маше. Палех - центр иконописи в традициях русской живописи XV-XVII веков.

В 1924 году палехские художники большим успехом пользовались на выставке в Венеции. Вскоре палешанам из Италии пришло приглашение - прислать четырех мастеров для организации школы, но художники отказались покинуть Родину.

Днем рождения палехского искусства принято считать основание "Артели древней живописи".

Первоначально в "Артель" вошли семь человек : Иван Голиков, Иван Баканов, Александр и Иван Зубковы, Александр и Владимир Котухины, Иван Маркичев. Вскоре к ним присоединились Дмитрий Буторин, Алексей Ватагин и другие. В 1925 году работы палешан получили признание на Международной выставке в Париже.

В июне 1932 года в "Артели древней живописи" работало более 100 человек, из них 48 мастеров, 20 кандидатов в ученики.

В марте 1935 года артель преобразована в "Товарищество художников Палеха". В 1940 году оно было закрыто, в 1943 году - восстановлено.

В 1954 году "Товарищество" преобразовано в Художественно-производственные мастерские (ПХПМ). В этом же году было создано Палехское отделение Союза художников РСФСР.

В 1989 году Палехские художественно-производственные мастерские были закрыты.

Для стиля палехской живописи характерны тонкий и плавный рисунок на преимущественно черном фоне, обилие золотой штриховки, четкость силуэта уплощенных фигур, подчас полностью покрывающих поверхность крышки и боковых стенок шкатулок. Декоративность пейзажа и архитектуры, вытянутые изящные пропорции фигур, колорит, построенный на сочетании красного, желтого и зеленого цветов, восходят к традициям древнерусской иконописи. Композиция обычно обрамляется изысканным орнаментом, выполненным твореным золотом.

Палехские художники успешно работали в области театрально-декорационного искусства, книжной графике, монументальной живописи, росписи изделий из фарфора, а также реставрации монументальной живописи.

В настоящее время в Палехе работают творческие организации: АО "Товарищество Палех", кооператив "Объединение художников Палеха", Малое предприятие (МП) "Мастера Палеха", МП "Традиции Палеха", Акционерное общество закрытого типа "Палех", творческая мастерская "Палешане".

С 1926 года при "Артели древней живописи" возродилось ученичество. На рубеже 1920-1930 годов была открыта профтехшкола, реорганизованная в 1935 году в художественный техникум, а с 1936 года - в Палехское художественное училище имени М. Горького.

В настоящее время в училище ведется обучение по специальности "Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы" (лаковая миниатюрная живопись).

Был создан Государственный музей палехского искусства. Его коллекция насчитывает более 15,4 тысячи единиц хранения. В ее состав входят 1,5 тысячи икон XIV-XX веков, произведения западноевропейской живописи XVI-XVIII веков, более трех тысяч произведений лаковой миниатюры, скульптура, графика, старопечатные книги, строчевышитые изделия, предметы быта и этнографии.

В структуре Государственного музея палехского искусства четыре мемориальных музея : Дом-музей П.Д. Корина, Музей-мастерская Н.В. Дыдыкина, Дом-музей И.И. Голикова, Музей-усадьба Н.М. Зиновьева.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Поселок городского типа Палех, центр Палехского района Ивановской области, мог бы быть обычным поселком, которых в России огромное количество. Однако особый характер Палеху придает народный промысел, известный не только по всей стране, но и далеко за ее пределами - палехская роспись (палехская миниатюра).

Когда промысел рождается поневоле

Палехской росписью называют, прежде всего, миниатюрную лаковую роспись на папье-маше, наносимую темперной краской (то есть краской, изготавливаемой из красителей естественного происхождения). И глядя на расписанные в этой манере шкатулки, броши, панно, пепельницы и другие декоративнее предметы повседневного быта, невозможно удержаться от соблазна считать этот промысел весьма древним, имеющим свои истоки в седой глубине веков. Отчасти это действительно так, но лишь отчасти. Если подходить к истории палехской росписи формально, то окажется, что этому промыслу нет еще и ста лет - ведь впервые изделия с палехской миниатюрой были представлены общественности лишь в 1923 году. Однако если копнуть поглубже, то окажется, что палехская миниатюра является прямым продолжением традиций оригинальной палехской школы иконописи, и вот тут-то речь нужно вести о нескольких столетиях.

Как известно, при всей строгости иконографии в русской православной традиции, в Средние века и в Новое время формировались различные школы иконописи. Следуя канонам в главном, каждая школа привносила какие-то свои особенности, выражающиеся или в цветовой гамме, или в отдельных деталях изображения людей, деталей одежды или пейзажей на иконах, и тому подобное. О том, что в селении Палех пишут иконы, источники сообщают еще в начале XVII века. Однако особый палехский стиль иконописи, отличающийся филигранной тонкостью письма и обильным использованием золотой краски для изображения одеяний святых, окончательно оформился ко второй половине XVIII столетия. К началу же прошлого века палехская иконописная школа славилась на всю Россию, здесь существовала обширная мастерская с четким разделением труда по иконописным профессиям. Однако революционные события 1917 года и последовавшие масштабные гонения на церковь и на все сферы религиозной жизни сделали палехскую иконопись невостребованной и опасной для жизни. Иконописцам Палеха пришлось искать новую сферу для применения своих талантов.

Когда история и культура оживают

И выход был найден, насколько простой, настолько же и гениальный. Обладающие соответствующими способностями и опытом иконописцы, имеющие к тому же и производственную базу, переквалифицировались в живописцев. Раз нельзя было изображать картины на религиозную тематику, пришлось писать картины на тематику светскую. Так в начале двадцатых годов и возникла палехская миниатюра. Оказалось, что рисунки в прежней, почти иконописной манере, на темы русских народных сказок, исторических событий, а также портретные изображения, нанесенные на папье-маше, весьма востребованы самыми различными по социальному статусу и материальным возможностям слоями населения. После демонстрации новых художественных изделий на ряде выставок 1923 года в конце следующего, двадцать четвертого, несколько палехских художников объединились в «Артель древней живописи», которая с успехом представила свои произведения уже на Всемирной выставке в Париже 1925 года. В 1932 году палехская роспись была поддержана государством, а «Артель древней живописи» преобразована в Палехское товарищество художников.

Широко за пределами России известны черные шкатулки со сказочными сюжетами - изделия из села Палех, расположенного в Ивановской области. Именно палехские шкатулки (ларцы, броши), наряду с жостовскими подносами и хохломой, уезжают за рубеж в качестве сувенира в багаже иностранного туриста. Однако, в селе Палех есть на что посмотреть и кроме производства шкатулок: здесь есть 19 объектов, которые можно посетить, среди которых: музей иконы, Дом-музей И.И. Голикова, музей палехского искусства, Крестовоздвиженский храм, полностью расписанный палехскими мастерами.

Палех - один из центров русского народного промысла, находится в 350 км от Москвы и в 60 км от Иваново. Население Палеха всего 4800 человек (по данным на 2017 год). Посещение Палеха можно совместить с осмотром достопримечательностей Ивановской области, городом Иваново, Плесом, Кинешмой.

Палех - «основной конкурент» подмосковного Федоскино, поскольку здесь тоже занимаются росписью шкатулок из папье-маше. За время очередного отпуска мне удалось побывать в селе Палех с экскурсией, о чем я расскажу читателям сайта.

В начале экскурсии нас высадили из автобуса рядом с плакатом, показывающим, что в Палехе как минимум 19 объектов, достойных внимания туриста: Но в нашей программе, к сожалению, времени было только на беглый осмотр четырёх из них.

Что посмотреть в Палехе

  • Музей палехского искусства (Палех, ул. Баканова, д. 50)
  • Крестовоздвиженский храм (Палех, Базарный пер., д. 1)
  • Музей иконы (Палех пос., ул. Ленина, 6)
  • Музей лаковой миниатюры,
  • Дом-музей художника Н. Голикова (Палех, ул. Ленина, д. 2)
  • Дом-музей скульптура Н. Дыдыкина (Палех, ул. Ленина, д.25а)
  • Дом-музей Н. Зиновьева
  • Дом-музей П. Корина (Палех, ул. Демьяна Бедного, д. 19)
  • Музей иконы в Палехе

Музей икон в Палехе

Наше знакомство с Палехом началось с Музея Иконы. Для меня стало настоящим открытием, что Палех до революции был одним из центров иконописи и к изготовлению шкатулок отношения не имел. У местных иконописцев сложился свой оригинальный и узнаваемый стиль со своими профессиональными секретами.

Музейная коллекция богата и включает в себя не только палехские иконы, но и привозимые в течение долгих лет из других древних городов России. Здесь даже есть деревянные скульптуры из старообрядческих храмов.



К сожалению, я неправильно выстроила настройки и большинство снимков вышло неудачно. Ведь, как оказалось, в палехской иконе самое главное - это цветовая гамма.



Дом-музей И.И.Голикова в Палехе

Далее мы проследовали в дом-музей И.И. Голикова. Это тот человек, который в изменившихся после 1917 года социально-экономических условиях смог «переориентировать» художников на новый вид деятельности. Сменившийся внутриполитический строй грозил уничтожением палехского искусства. И.И.Голиков с группой единомышленников основал декоративно-художественную артель. С иконописью, конечно, пришлось расстаться, но знаменитый стиль смог «прижиться» на декоративных изделиях. В частности, в доме-музее есть экземпляр книги «Слово о полку Игореве», который проиллюстрировал И.И.Голиков.


Дом, ставший музеем, был построен художником самостоятельно в 1928 году для своей семьи. Здесь воссозданы условия его жизни и работы; выставлены принадлежавшие ему вещи. А также здесь представлены документы и фотографии, иллюстрирующие процесс создания нового направления палехского искусства и оформлен стенд, наглядно показывающий процесс создания палехской шкатулки.


Внутри дома я сделала только одну фотографию. Удивительно, но даже придя с группой ты должен оплатить фотосъёмку в размере 150 рублей. В музее Иконы нам про это не говорили. А вот в Музее палехского искусства, в который мы прошли после дома И.И.Голикова, мне даже сделали замечание, когда увидели, что я делаю много снимков. Оплачивать я, правда, ничего не стала, но фотографировать прекратила.


В Музее палехского искусства выставлены уже те предметы, которые делались советскими мастерами, а также современные работы. И это не одни только шкатулки. Здесь есть мебель, настенные панно, канцелярские предметы и ювелирные украшения. Есть витрина с изделиями из фарфора. Одно время пытались применить палехскую роспись для украшения тарелок и других фарфоровых предметов, но не получилось.



Тематикой росписи изделий были былины, русские народные сказки и сказки Пушкина, а также быт советских людей, хотя сюжеты я бы назвала скорее агитационными, чем бытовыми. Не смогла сфотографировать одну замечательную работу под названием «Суд пионеров над Бабой-Ягой».

Мне понравилась шкатулка, посвящённая победе в Великой Отечественной войне.



К сожалению, большинство экспонатов находятся в не очень хорошем состоянии: лак, покрывающий миниатюры, сильно потрескан. Дело в том, что в Палехе не было своего лака. Здесь он был не нужен. За рецептом обратились в Федоскино, но там отказали в его предоставлении. Прошло несколько лет, прежде чем в Палехе создали свой фирменный лак для изделий.



Как отличить настоящие изделия из Палеха от подделок на бытовом уровне

  • Палехские поддельные шкатулки заполонили все сувенирные магазины и рынки, как же отличить настоящие изделия из Палеха от подделок? В музее нам рассказали некоторые секреты:
  • Чаще всего изделия из Палеха снаружи черного цвета (очень редко встречается зеленый и синий), но всегда внутри - красный цвет;
  • Высокое качество полировки как наружной, так и внутренней поверхности. Царапин, пятен и вздутий не должно быть;
  • Крышечки коробочек (ларцов и шкатулок) плотно подогнаны к основанию - кузовку;
  • Специальные отметки: в левом нижнем углу ищите золотом подпись «палех», в правом нижнем - фамилию автора;
  • На днище кузовка ПОД ЛАКОМ ищем фирменный знак Палеха. На подделки этот знак обычно приклеивают сверху;
  • Обращайте внимание на упаковку: готовое изделие при покупке должно быть упаковано в жесткую коробку, которая внутри должна быть проклеена ватой, защищающей лак и изображение;

Палехские изделия - это дорого. Шкатулка не может стоить 100 рублей, так как это ручная практически ювелирная работа.


Крестовоздвиженский храм

Последним объектом нашей экскурсии должен был стать Крестовоздвиженский храм, полностью расписанный палехскими мастерами. В своё время он был объявлен музеем и это спасло его от уничтожения. Но в шесть часов вечера храм оказался закрыт и мы в него не попали.


Палехские шкатулки до сих пор считаются хорошим подарком. Производство не «умирает» несмотря на то, что изделия довольно дорогие, а вокруг много дешёвых китайских подделок. Работает и училище, выпускающее новых мастеров лаковой миниатюры. Кстати, школу иконописи тоже возрождают.

На сувениры времени нам не дали. Лично я и не собиралась ничего покупать, поскольку заранее представляла цену изделий. Но, просто заглянув в лавку, увидела предмет, доказывающий, что Палех - это не только шкатулки и что мастера стараются идти в ногу со временем.

Как добраться до села Палех из Москвы

На машине. Самый удобный и быстрый способ добраться до Палеха - на автомобиле, ведь расстояние от Москвы до Палеха всего 400 км (трасса М7 через Владимир и Иваново, далее - Р152 через Шую). Дорого займет примерно 6 часов.

На автобусе. С Щелковского вокзала Москвы идет автобус до станции Южа. В пути около 7 часов. Есть также автобусы с пересадкой в городе Иваново - эти автобусы уходят от станции «Новогиреево».

На поезде. Ближайшая ж/д станция от Палеха находится в 75 км (г.Шуя) - это способ будет удобен тем, кто будет ехать из Санкт-Петербурга и Нижнего Новогорода, поэтому добираться до Палеха на поезде не получится.

Из Москвы придется на поезде доехать до Иваново (7 часов пути) - поезд - Москва — Кинешма, а потом от Иваново на автобусе добираться до Палеха.

От Иваново до Палеха автобусы ходят довольно часто - раз в полчаса, время в пути займет 1 ч 30 минут.


Село Палех - старинное русское село Владимиро-Суздальской земли, один из центров древнерусского искусства, находящийся в 64 километрах от областного центра. Население - 6400 человек, из них 500 художников, живущих в рамках своего сообщества.

Палех до 1947 года был селом, затем в 1947 г. был переименован в поселок. Точная дата возникновения Палеха неизвестна, но сохранившиеся в летописях записи свидетельствуют, что он существовал до XV века.

Палех стоит на холме, среди полей и лесов, разделяемых на две части рекой Палешкой, имеется много родников, прудов.

История Палеха уходит в глубокую древность. Палех - название угро-финского происхождения. Результаты археологических раскопок подтверждают, что издавна на территории края обитало одно из многочисленных угро-финских племён. Угро-финны полностью растворились среди славян, которые постепенно заселяли северо-восточные земли Руси и их языковая культура прослеживается лишь в географических названиях - Пурех, Палех, Ландех, Лух, Люлех. Сохранилось поверье, рассказанное местной жительницей Фелицатой Григорьевной Паликиной о происхождении назва

ния Палех.

"… Глухие леса стояли, населения никакого не было… случился в лесу большой пожар… от "молоньи". Спалил пожар все дерева на горе. А вскоре люди тут объявили сь ис тех, что вольной жизни искали, то ли от татарского набега, то ли от боярского ярма бежали. Гору Палёной нарекли, а то - Палихой. И село стали Палехом называть".

Есть и легенда: "Палех возник в те буйные годы глубокой древности, когда на Владимиро-Суздальскую Русь шли несметные татарские полчища. В глухие леса и болота бежало разорённое население и уносило с собой иконы. Татары жгли леса, была великая палиха" - отсюда и пошло название Палех.

В 16–17 вв. в селе зарождалось различное ремесло. К этому периоду относится начало расцвета старинного иконописного промысла Владимиро-Суздальской Руси в Палехе. В 18 веке искусство палехских иконописцев приобрело своеобразный стиль, названный в последствии "палехскими письмами". Палехские иконы славились особой тонкостью письма, темперными красками с применением золота на одеждах святых. Точная дата возникновения палехской иконописи письменными источниками не установлена. В основе стиля палехской иконописи лежат традиции древнесуздальской школы и некоторые особенности московского иконописания 15-16 вв..

("Не рыдай мене, Мати - 1769 г.)

Многие произведения палехской иконописи создавались под влиянием западноевропейского искусства и русской академической школы, так называемое "фряжское" письмо.

Палехскими иконами восхищались Гете, Чехов, Некрасов, Лесков. По всему миру расходятся шкатулки, ларцы, пудреницы, портсигары, сделанные в этом поселке. Некоторые выставляются в залах музеев или являются предметом гордости коллекционеров.


("Акафист Спасителю" - середина 18 века, "Акафист Богородице", "Преображение" - конец 18-го – начало 19 веков).

Кроме иконописи, палешане занимались монументальной живописью, участвуя в росписи и реставрации церквей и соборов, в том числе Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря.

Палехская иконопись

Современный Палех - один из признанных центров лаковой миниатюры. После революции 1917 года иконописцам Палеха пришлось искать новые пути применения своих творческих сил.

В 1918 году художники создали Палехскую художественную декоративную артель, которая занималась росписью по дереву.

Палешане познакомились с новым материалом папье-маше, являвшимся на протяжении века основой для лаковой миниатюры Федоскина. Мастера освоили новый материал, перенеся на него традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения, создали новый стиль миниатюрного письма, отличающийся особой тонкостью художественных приёмов. Он получил название Палехской Миниатюры.


Родоначальниками палехского стиля являются И. И. Голиков и Александр Александрович Глазунов, в московской мастерской которого Иваном Голиковым была написана первая работа в так называемом пал ехском стиле.


Впервые палехские миниатюры на папье-маше, выполненные по заказу Кустарного музея, были представлены на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в 1923 году, где были удостоены диплома 2-й степени. В 1925 году палехские миниатюры экспонировались на Всемирной выставке в Париже

Особенность палехской миниатюры - это типичные сюжеты, позаимствованные из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Для стиля палехской живописи характерны тонкий и плавный рисунок на преимущественно черном фоне, обилие золотой штриховки, четкость силуэта уплощенных фигур, подчас полностью покрывающих поверхность крышки и боковых стенок шкатулок. Декоративность пейзажа и архитектуры, вытянутые изящные пропорции фигур, колорит, построенный на сочетании трех основных цветов - красного, желтого и зеленого, восходят к традициям древнерусской иконописи. Композиция обычно обрамляется изысканным орнаментом, выполненным твореным золотом.

Одним из красивейших видов народно-прикладного творчества является русская лаковая миниатюра, современные центры которой расположены в Палехе, Федоскино, Мстёре и Холуе.

Древнейший центр этого искусства - поселок Палех Ивановской области, художники из которого на протяжении веков не только писали иконы, но также расписывали стены в православных храмах и реставрировали старинные церкви и соборы. Палехская миниатюра, возникшая в результате социальных и культурных изменений, произошедших в России после Октябрьской революции 1917 года, сумела сохранить вековые традиции иконописи и перенести их на новые формы и наполнить иным, востребованным обществом содержанием.

История русских лаков

В России лаковая живопись существует уже более двух столетий. Ее началом принято считать конец XVIII века, когда московский купец Коробов основал фабрику по производству лакированных козырьков, предназначенных для русских армейских головных уборов. Лаковая миниатюра появилась несколько позднее, когда при российском императорском дворе в моду вошел обычай нюхать табак. Коробов сумел довольно быстро организовать изготовление миниатюрных лаковых шкатулок - табакерок. Со временем подобные вещицы стали использоваться для украшения помещений. Соответственно, требования к их художественному оформлению стали выше. В дальнейшем произведения русских мастеров стали заметно отличаться от западных образцов как по технике исполнения, так и по сюжетам, имевшим ярко выраженный Так, в русской лаковой миниатюре появились герои и сцены из народных былин и сказаний классической и древнерусской литературы, показывавшие русские традиции и быт, воспроизводившие красоту окружающей природы.

Центры русской лаковой миниатюры

В современной России есть четыре центра, где активно развивают сохраненные старинные традиции русского искусства миниатюрной лаковой живописи: Федоскино, Палех, Холуй и Мстёра. До революции 1917 года все селения, кроме Федоскино, были известны в России как крупные центры иконописного промысла, в которых не только создавались иконы, но и готовились мастера по реставрации и стеновой Каждый из этих центров создавал иконы в единых православных традициях, но при этом имел и собственные характерные отличия. Мастера из Холуя, насколько это было возможно в иконописи, были близки к русскому традиционному реализму, жители Мстера следовали традициям старообрядческих общин разных российских регионов, а палехские художники выполняли наиболее каноничные православные иконы.

Как началось иконописание в Палехе

В XVI веке палехские жители под влиянием возникших раньше центров иконописи в Шуе и Холуе стали пробовать свои силы в написании икон. Попыток было немного, и особо удачными их не назовешь.

В середине XVII века слава о палехских иконописцах дошла до Москвы, и мастеров стали приглашать для исполнения работ при царском дворе. Если в XVII веке во иконы писали практически в каждом крупном селе, то в XVIII столетии остались три основных центра иконописи: Холуй, Мстёра и Палех. Палешане, в отличие от жителей более промышленно развитых Мстеры и Холуя, вплоть до начала XIX века совмещали ведение традиционного сельского хозяйства с написанием икон в свободное от работ в поле время. Тщательно вырисованные с соблюдением традиций иконы создавались медленно и были дороги.

Начало XIX века считается временем расцвета палехского иконописного промысла. Созданные в Палехе иконы продавались не только в столице и крупных российских городах, но и за границей.

К середине XIX века в Палехе организуются первые мастерские, принадлежавшие Сафонову, Корину, Наныкину и Удалову. К началу XX века производство икон стало массовым, более дешевым и менее качественным. Появление дешевых образов, распечатанных типографским способом, привело к упадку иконописи и ликвидации ряда известных мастерских. В начале двадцатого века в Холуе, Палехе и Мстёре для сохранения традиций Комитетом попечительства русской иконописи были созданы учебные мастерские, просуществовавшие вплоть до 1917 года.

После Октябрьской революции, вплоть до 1923 года, большинство мастеров в Палехе остались без работы. Кто-то уехал в поисках заработка в город, некоторые пытались делать игрушки, посуду или плести лапти. До 1923 года было предпринято несколько попыток приспособить бывших иконописцев к росписи ларцов, детских игрушек и Однако дело не пошло, так как необходимость выпуска больших объемов по низким расценкам, да и сам характер изделий привели к выпуску продукции низкого качества.

Датой, когда была создана палехская лаковая миниатюра, в том виде, в каком мы ее знаем, следует считать конец 1922-го, начало 1923 года. Именно тогда театральный художник Иван Иванович Голиков на черных заготовках из папье-маше создал композицию «Адам в раю». Эта работа заинтересовала руководство Кустарного музея (сегодня - Музей народного искусства), которое стало снабжать художника заготовками и оплачивало его работу. В дальнейшем к процессу подключились И. В. Маркичев, А. В. Котухин и И. П. Вакуров. Созданные этими мастерами работы были представлены в 1923 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве и были удостоены диплома 1-й степени. В 1924 году работы художников были представлены на выставке в Венеции, а в 1925-м - в Париже, где произвели настоящий фурор и пользовались большим успехом. Все это привело к тому, что 5 декабря 1924 года в Палехе В. В. и А. В. Котухиными, А. И. и И. И.Зубковыми, И. В. Маркичевым, И. М. Бакановым и И. И. Голиковым была создана Артель древней живописи.

Новорожденная палехская миниатюра столкнулась с рядом проблем: прежде всего необходим был новый материал - папье-маше, технология которого не была известна художникам-палешанам, кроме того, необходимо было перейти от росписи плоского полотна иконы к оформлению вещей и предметов, обладающих объемом и формой.

А ассортимент и формы расписываемых палехскими мастерами предметов был довольно велик: броши, бисерницы, лари, шкатулки, портсигары и табакерки, очечники и пудреницы и многое другое. Палехская миниатюра того времени обладает сильно выраженным орнаментальным началом, но в ней отсутствуют яркие образы и развивающаяся сюжетная линия. Наиболее удачными и популярными композициями того времени были битвы, пастушки, охота, гулянки и тройки.

Смело можно утверждать, что именно в 20-х годах ХХ века лаковая миниатюра в Палехе сформировалась под влиянием как древнерусской иконописной традиции, так и всего мирового художественного искусства.

Послевоенные годы

В первые мирные десятилетия многие мастера палехской миниатюры в своих произведениях изображают различные батальные сцены, как недавно окончившейся Второй мировой войны, так и других великих сражений, прославивших русскую армию. В пятидесятые годы, по мнению многих искусствоведов, лаковая миниатюра в Палехе переживает явный кризис, который был обусловлен склонностью многих художников к чрезмерной реалистичности, вытеснившей из работ романтичность и возвышенную изысканность, характерные для произведений прежних лет. Палехская миниатюра, фото которой представлено ниже, наглядно показывает влияние советской идеологии того времени на художников.

Излишняя реалистичность, монументальность и пафос характеризуют большую часть работ, созданных в эти годы, хотя и оставались некоторые мастера, сохранившие романтизм и традиции старой школы.

Шестидесятые годы характеризуются тем, что монументальность и избыточная натуралистичность уходят, а возвышенность и романтическая дымка возвращаются в Палех, лаковая миниатюра вновь становится поэтичной и иносказательной. В этот период художники-палешане обращаются не только к фольклорным источникам, но и к произведениям классической литературы, а также и к современным песням. В то же время социально значимые события, такие как, например, полет человека в космос, также находят свое отображение в работах мастеров.

Семидесятые-восьмидесятые годы XX века стали временем расцвета палехской росписи. Художники Палеха приглашаются для разработки декораций различных концертных программ, декоративного оформления детских и культурных учреждений.

Современность

Пережив сложные 90-е годы, палешане не оставили свой традиционный промысел. Палехское художественное училище ежегодно выпускает молодых мастеров, бережно сохраняющих традиции и особенности, которыми так интересна палехская миниатюра. Сегодня существует несколько артелей и семейных предприятий, изготавливающих в Палехе традиционные лаковые изделия.

Отличительные черты

Палехская роспись, как и любое другое народное искусство, сформировавшееся в той или иной местности, имеет свои отличительные черты и традиции. Как уже говорилось, иконописный промысел на протяжении веков прославлял Палех. Лаковая миниатюра переняла от иконописи множество черт, таких как, например, построение композиции и тщательная проработка каждой детали. Можно говорить о том, что палехская миниатюра выросла на вековых традициях иконописной живописи.

От других народных школ лаковой росписи палехский стиль отличается следующими особенностями:

  • прорисовывание цельных композиций и сюжетов;
  • миниатюрность росписи;
  • узорчатость и орнаментальное богатство рисунка;
  • тщательная детализация каждого элемента;
  • удлиненность и хрупкость человеческих фигур;
  • тонкость прорисовки частей тела людей;
  • разнообразные цветовые переходы;
  • использование темных фонов;
  • использование яичной темперы;
  • роспись золотом.

Но для того чтобы художник смог приступить к созданию миниатюры, необходимо прежде всего создать из папье-маше изделие, которое и будет расписываться.

Как делают папье-маше?

Изготавливают его из картона, который предварительно нарезают на полосы, смазывают клейстером, сваренным из пшеничной муки, и накладывают на деревянную форму (болванку) внахлест. После того как получилась нужная толщина, болванку вместе с картоном фиксируют в специальном прессе. Под воздействием давления они превращаются в трубки различной формы и размера. Спрессованные таким образом склейки просушиваются при комнатной температуре около двух недель. Затем высушенные заготовки опускают на сутки в теплое льняное масло для пропитки, после чего их сушат четыре дня в специальной печи, температура в которой поддерживается на уровне 120 0 С. На следующем этапе заготовку грунтуют и шлифуют. После шлифовки на ее внешнюю поверхность накладывают несколько слоев черного лака, а на внутреннюю - масляного лака с киноварью. В завершении процесса вся поверхность лакируется несколькими слоями светлого лака. После нанесения каждого слоя заготовку высушивают при определенной температуре в печи. Только после всех этих манипуляций художник сможет начать роспись.

Техники и приемы

Как уже отмечалось, одной из отличительных черт, которыми обладает лаковая миниатюра палехской росписи, является письмо яичными темперными красками.

Для того чтобы краски не скатывались с гладкой лаковой поверхности, ее специально обрабатывают пемзой. Контур будущего рисунка наносится на изделие острым карандашом, и делается подмалевок. Именно по нему и будет мастер наносить множество прозрачных и тонких слоев росписи. Всего основных этапов создания изображения пять:

1. Роскрышь - наметка основных силуэтов и контуров.

2. Прописка - уточнение контуров и оттенков цвета.

3. Плави - нанесение жидкой лессировочной краски жирными мазками.

4. Бликовка - насечка, выполняемая твореным золотом.

5. Обрамление росписи золотым узором.

После этого выполненный золотом орнамент полируют агатом в виде конуса или волчьим зубом, а затем все изделие покрывают 6-7 слоями лака. После нанесения каждого из них работа просушивается, полируется на особом полировальном круге, а затем проходит финишную обработку ручной полировкой. Лаковая поверхность, отполированная до зеркального блеска, дает изображению дополнительную глубину и заставляет краски «звучать» более насыщенно и мягко.