В башкирии умирают народные промыслы. Промышленность, домашнее производство и промыслы башкир

В башкирии умирают народные промыслы. Промышленность, домашнее производство и промыслы башкир
В башкирии умирают народные промыслы. Промышленность, домашнее производство и промыслы башкир

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Летом я гостил у родственников в Башкирии, в деревне Новая Маскара Белокатайского района. Деревенский образ жизни- это общение с природой. Мне было интересно наблюдать за домашними животными, за их кормлением. Но в особенности меня заинтересовало пчеловодство. Я стал расспрашивать о пчелах у дяди, и узнал много полезного и интересного. Но когда я услышал, что бывают дикие пчелы, решил изучить этот вопрос более подробно.

Актуальность исследования заключается в том, что, употребляя мёд, очень большое количество людей даже не задумываются о том, насколько уникален мёд диких пчел как натуральный природный продукт, и какую важную роль он играет в жизни человека.

Тема моего исследования: Мед диких пчёл. Бортничество - старинный народный промысел Башкортостана.

Наука говорит: только в результате появления насекомых, выделившихся потом в группу пчелиных, возникли все цветковые растения на нашей планете. Как не изучать после этого маленьких тружениц, их жизнь, связи с растениями?

В нашем веке всё актуальнее становится тема об использовании природных натуральных источников, одними из которых являются продукты пчеловодства. Многие люди повышают свой иммунитет и лечатся медом или другими продуктами, производимыми пчёлами. Понятно, что в основном используются продукты домашнего или пасечного пчеловодства.

А мне захотелось больше узнать о диких пчелах, о бортничестве, потому что бортевой мёд является одним из натуральных, естественных продуктов.

Объект исследования: старинный народный промысел-бортничество.

Предмет исследования: продукт производства диких пчёл - мёд.Цель: изучить уникальность мёда диких пчёл как натурального продукта.

Задачи:1.Познакомиться с уникальным промыслом башкирского народа - бортничеством, изучить историю его возникновения, как одного из видов деятельности башкирского народа.

2.Доказать важность сохранения бортничества в наши дни. 3.Изучить и проанализировать уникальные свойства «дикого меда».4. Узнать, чем мёд диких пчёл отличается от рамочного мёда. (Показать уникальность бортевого меда через сравнение с пасечным).

6. Провести статистическое исследование на предмет осведомлённости младших школьников о диких пчёлах и бортничестве.

Гипотеза: Мёд диких пчёл более ценен по качественным показателям, чем мёд из рамочных ульев и обладает уникальными целебными свойствами.

При проведении исследования я воспользовался услугами б иблиотеки, пчеловодческой площадки, кабинетом химии МОУ СОШ № 10, домашней кухней, Интернетом.

Глава I.

История происхождения бортничества

Чтобы ответить на поставленные вопросы, мы изучили научно-популярную литературу, из которой узнали об истории возникновения бортничества, о жизни диких пчел. Некоторый материал мы взяли из Интернета. Мы встретились с людьми, которые занимаются бортничеством, взяли у них интервью. Провели анкетирование среди учащихся, чтобы выяснить степень осведомлённости обучающихся о бортничестве, о диких пчёлах, как о насекомых, и какое количество обучающихся употребляют мёд рамочных пчёл и пробовали ли когда - нибудь мёд диких пчёл.

Использованы методы: опрос; анкетирование; интервью; изучение литературы; составление презентации и наглядности; наблюдение; работа с Интернет-ресурсами; проведение исследований; анализ работы.

Этапы работы:

1. Сбор информационного материала.

    Анкетирование среди одноклассников, встреча с людьми, занимающимися бортничеством.

    Дегустация мёда диких пчел.

    Изучение свойства мёда диких пчел из литературных источников и бесед с пчеловодами-бортниками.

    Проведение исследовательских практических опытов.

    Написание исследовательской работы.

Башкортостан всегда славился своим медом, и пчеловодство является древним промыслом башкир. По одной из версий даже название башкирского народа происходит от тюркских слов “баш” (голова) и “корт” (пчела). Впрочем, наша земля славилась как страна меда задолго до прихода на нее тюркских племен - предков современных башкир. Наскальные рисунки, найденные в пещерах Бурзянского района, свидетельствуют о том, что в этих местах мед добывали ещё первобытные люди. Палеонтологические и археологические исследования показали, что пчелы существовали уже за 56 миллионов лет до появления первобытного человека.

На основании сохранившихся памятников древней культуры можно предположить, что первобытный человек охотился за медом как за вкусным и питательным продуктом. Наиболее древний памятник, изображающий добычу меда человеком, найден возле Валенсии (Испания), и он относится к каменному веку. На камне сохранилось изображение человека в окружении пчел, извлекающего мед. В египетских пирамидах были найдены сведения об использовании меда как продукта питания и лечебного средства.

Башкортостан — единственное место на земном шаре, где сохранилось бортевое пчеловодство.Борть — специально сделанная полость внутри ствола дерева для разведения пчел. [Приложение 11].

Еще по первым письменным источникам о башкирах известно, что, кроме скотоводства, кочевого земледелия, промысла пушного зверя и рыболовства, занимались они пчеловодством в форме бортничества.

Однако и по сегодняшний день бортевое пчеловодство не утратило своей актуальности, и до сих пор соблюдая традиции, знания и навыки предков, процветает бортевое пчеловодство в лесах Башкирии, мед, который по праву считается самым лучшим в мире.

Ценные сведения по исследованию края были собраны ученым - географом П.И. Рычковым, участником Оренбургской экспедиции, организованной в 60-х годах XVIII века. Он опубликовал ряд статей, посвященных Башкирии, где отмечал, что «бортевое пчеловодство было самым доходным и распространенным промыслом в башкирском крае и не уступает по значению скотоводству».

Добывание меда — старинный промысел. Он назывался бортничеством, а люди, занимавшиеся им — бортниками. Бортники берегли старые толстые деревья, в которых были дупла, и сами выдалбливали отверстия — борти, устраивая в них склады для медовых запасов. Бортничество было нелегким занятием. Немало усилий, ловкости, труда требовалось от «древолаза». Ему приходилось забираться на высокие деревья, уметь «ладить» с пчелами, знать их нрав. Торговля медом процветала в башкирских землях так же, как и торговля мехами.

    1. История колодного пчеловодства.

История развития современного пчеловодства берет свое начало с применением колодного разведения пчел.[Приложение11]. В разных местах и в разное время они назывались по-разному, где-то их называли пеньки, липни (если они были сделаны из липы), а в некоторых местах они назывались смоляны (из хвойных деревьев).[Приложение 11]

300-400 лет назад в места, где люди занимались бортничеством, пришли люди, которые стали валить лес, в том числе и вместе с бортями. Бортникам ничего другого не оставалось, как на сваленном дереве выпилить участок, где располагалась борть, и принести домой вместе с пчелами. В результате оказалось, что пчелы вполне продуктивно работали на новом месте. С того времени к людям пришло понимание возможности делать борти не на дереве, а на земле и ставить их у себя на участке. Так происходило формирование колодного пчеловодства (прародителем современного пасечного пчеловодства), с возможностью кочевки к медоносам.

В одном стволе может быть от одной до трех бортей. Обычно бортевое дерево имело толщину от 1,5 до 2 метров. На здоровье дерева в ближайшее сто лет борть свое влияние не оказывало.

Современные борти строят в течение одного дня с применением как современных инструментов (бензопилы и т.д.), так и с использованием инструментов своих предков: керамы, и лянге. [Приложение ] Отстроенную борть оставляют открытыми для просушки на 2-3 года. В древности же строительство длилось несколько дней.

Интересен тот факт, что династия Романовых увлекалась разведением пчел и имела пасеку около 100 колод. Пчела являлась эмблемой власти. Парадная мантия Наполеона была усыпана пчелами, вышитыми золотом. Родовая эмблема Екатерины 2 представляла собой композицию из цветка, пчелы и улья. Пчел изображали на медалях, монетах и гербах.

Особенности проживания пчел

Для изучения особенностей проживания пчёл, я встретился с дядей, который содержит пасеку. Он рассказал, что разницы между организацией жизни диких пчел и пасечных практически нет.

Пчёлы не могут жить в одиночку, только семьями. Каждая пчелиная семья состоит из одной матки и нескольких тысяч рабочих пчёл. Летом в ней живут ещё и пчелиные самцы - трутни. В улье нет начальников и подчинённых, надсмотрщиков, бригадиров или учётчиков. Каждая пчела сама, повинуясь природному инстинкту, выполняет определённый круг обязанностей. Молодые пчёлы чистят улей, заботятся о потомстве, строят соты, перерабатывают нектар в мёд. Повзрослев, начинают вылетать из улья в поисках нектара и пыльцы. Центральная фигура пчелиной семьи - матка, продолжательница пчелиного рода. В сутки матка может отложить до 2 тысяч яиц. В этот период всю пищу ей обеспечивают 8-10 рабочих пчёл, входящих в её постоянную «свиту». Они чистят матку, кормят её высокопитательным кормом - маточным молочком. Состав свиты всё время обновляется.

Когда хозяин изготовит борть, сразу пчелам заселять его нельзя. Селятся пчёлы в бортях лишь спустя один - два года, когда оно хорошенько просохнет. Насекомых специально привлекают, натирая дупло ароматными травами и приклеивая соты.

Пчелы и природа.

Пчелы — частица живой природы. Без пчел обеднели бы, а может быть, и совсем исчезли с лица Земли многие представители высшей растительности. Очень важна природоохранная роль пчел. Там, где есть медоносные пчелы, благополучнее среда обитания для человека, снижается экологическая напряженность.

Потребность пчел в воде очень велика. Когда в бортевой улей поступает много свежего нектара, пчелы обходятся той водой, которая в нем содержится. В безвзяточное время или при слабом взятке пчелы бывают вынуждены вылетать за водой. В холодную и ветреную погоду много пчел-водоносов погибает, особенно если источник получения воды находится далеко от борти. Пчелы берут воду из ручьев, луж, болот и других естественных больших и малых водоемов или собирают ее на влажной почве, например, около колодцев. При этом теплую воду они предпочитают холодной. Некоторые пчеловоды приучают пчел брать воду из общих поилок, поставленных недалеко от борти. Пчелы нуждаются в воде не только в активный период жизни семьи, но и зимой, хотя при нормальных условиях зимовки им воду не дают. Пчелы получают ее из меда, который поглощает влагу из окружающего воздуха. Поэтому часть ячеек с медом пчелы держат зимой распечатанными.

Негативные факторы, влияющие на жизнь пчел.

Внаше время человек мало заботится о флоре и фауне на своей планете и больше уничтожает природу, чем сохраняет ее. Многие виды животных погибают из-за его деятельности. К сожалению, пчёлы не исключение. Такой гениальный человек, как Альберт Эйнштейн утверждал, что «если вымрут пчёлы, то люди не протянут без них и 4 лет».

При выполнении своих исследований я узнал, что на свойства меда особенно влияет степень загрязненности окружающей среды. Ученые считают, что в связи с этим пчел можно использовать для контроля загрязненности определенных районов. Так, в загрязненных районах отходами химической и других видов промышленности, пчел практически не увидишь. Они четко реагируют на загрязнение окружающей среды. Учеными были проведены многочисленные эксперименты по расселению пчелиных семей в районы загрязнения. И результаты оказались во всех случаях положительными. Многие пчелы погибли, а оставшиеся в живых были вынуждены мигрировать в относительно чистые от загрязнения районы. Таким образом, считается, что пчелы являются тем самым природным прибором, который можно использовать для контроля загрязненности определенных районов и даже возможно измерять его уровень.

Глава II.

Исследовательская деятельность.

Изучая литературу по теме своего проекта, из беседы с дядей, я узнал много интересного о мёде вообще, и о диком мёде в особенности. Меня заинтересовал вопрос: а чем мёд диких пчел отличается от мёда домашних, ульевых пчел, что и явилось основой моего исследования.

При сборе информации я обратился к своим родственникам, коренным жителям Башкирии, которые занимаются бортничеством уже в четвертомпоколении. Мы с родителями поехали в Башкирию, Белокатайский район, деревню Новая Маскара. Мы взяли интервью у двух дядей. В результате я получил информацию о самих пчелах, о бортях и мёде диких пчел. В Республике Башкортостан бортевое пчеловодство и дикий мед уже давно воспринимаются национальными символами. Мед является товаром № 1, его везут с собой на презентации, на международные и российские выставки. Башкирский мед является лучшим подарком, и гости Башкортостана всегда увозят сувенир - бочоночек меда в качестве самого дорого подарка.

Я взял интервью у дяди Миндуллы. Он рассказал мне об особенностях бортевого дела. Для борти выбирается прямое, высокое дерево. На высоте 8-10 метров выдалбливается продолговатое в высоту дупло. Особыми инструментами закрывают переднюю часть борти специальной дощечкой, устраивая вход для пчел, заселяют новым роем. Завершив все работы, мастер обязательно выжигает на стволе дерева свою тамгу, по которой все могут определить, кому принадлежит это дупло с бортью.

При исследовании темы бортничества, мне, в первую очередь, интересно было узнать, как мёд можно вынуть из борти. Об этом мне тоже рассказал дядя Миша. Существует несколько способов извлечения мёда: сотовый, секционный, прессованный, центробежный. [Приложение 11]. Особенно высоко ценятся сотовый и секционный мед.

На протяжении многих столетий получение мёда было неразрывно связано с полным или частичным разрушением пчелиного гнезда. Из вырезанных сотов его извлекали прессованием, вытапливанием и другими способами. Лишь после изобретения медогонки получила развитие новая технология - производство центробежного мёда. Она основывается на многократном использовании сотов для заполнения мёдом без их разрушения. Запечатанные соты сначала распечатывают при помощи специального пчеловодного ножа, потом вставляют в медогонку и вращают. Под действием центробежной силы мёд вылетает из ячеек и стекает по стенкам медогонки в бак, у дна которого есть отверстие для слива полученного мёда.

Мой дядя показал такую медогонку. С помощью этого аппарата он извлекает мёд из сотов. Кроме того, он рассказал, как в конце лета он снимает мед из бортей. Использует специальную одежду, шлем с сеткой, применяет дымарь для успокоения пчел [Приложение 3]. Собирает соты и извлекает мёд с помощью медогонки [Приложение 3]. Сбор меда проходит в конце лета и в начале осени. Мед диких пчел ценится весьма высоко по следующим причинам:

малое количество; уникальный состав; сложность добычи.

Дядя Миндулла рассказал, что в среднем одна дикая пчелиная семья собирает в сезон от 5 до 15 кг меда. Сезон медосбора у диких пчел длится всего 2-3 недели, в течение которых насекомые трудятся от рассвета до заката даже в плохую погоду. Дикие пчелы очень избирательны, они не будут собирать нектар в экологически неблагополучном районе.

Анкетирование

С целью выявления осведомленности своих одноклассников о бортничестве, мы с учителем провели анкетирование. Все ребята ответили, что не знакомы с таким понятием, как «бортничество», и никогда не пробовали мёд диких пчел. [Приложение 2]

Экспериментальная часть. Физические свойства

С целью изучения физических свойств, дома вместе с мамой я провел эксперимент.

    Определил цвет (темно-желтый, прозрачный) и сравнил с медом домашних пчел (светлый оттенок, прозрачный цвет).

    Отметил консистенцию мёда (вязкий) в сравнении с ульевым медом.

    Определил запах (душистый запах трав, цветов и дыма).

    Попробовал мёд на вкус (терпкий).

Эксперименты в домашних условиях.

Эксперимент №1. Проверка мёда по цвету. Каждый сорт меда имеет свою окраску, присущую только ему. Чистый без примесей мед, как правило, прозрачен, какого бы цвета он ни был. Исследуемые мною образцы мёда пасечного мёда и диких пчел отличаются по цвету. Образец № 2 имеет тёмно-жёлтый цвет, иногда почти коричневый, но всегда прозрачный. [Приложение 4]

Эксперимент №2. Проверка мёда по аромату. Настоящий мёд отличается душистым, приятным ароматом. Запах меда обычно свежий, имеет цветочный аромат, чему и соответствуют представленный образец № 1. Аромат образца № 2 (мёд диких пчел) отличается терпкостью вкуса, наличием запаха дыма. [Приложение 5]

Эксперимент №3. Проверка мёда по вязкости. Возьмем мёд на пробу, опустив в емкость ложку (или тонкую палочку). Настоящий мед тянется вслед за ложкой (палочкой) длинной непрерывной нитью, а когда эта нить прервется, то она целиком опустится, образуя на поверхности меда башенку, которая затем медленно разойдется.

Все представленные образцы №1 и №2 стекают непрерывной нитью. А кристаллизация мёда свидетельствует о его высоком качестве. [Приложение 5]

Химический состав мёда.

Изучая литературу и в результате беседы с дядей, я узнал, что мёд представляет в основном смесь различных сахаров. Химический состав меда следующий: глюкоза и фруктоза - 75%, сахароза - 2-3 %, белковые вещества - до 1 %, органические кислоты - до 1%, вода - 16%.

Под руководством учителя биологии Фадеевой Татьяны Павловны я провел эксперименты на наличие химических веществ и различных составляющих мёда. Ниже приведены результаты исследования.

Мои лабораторные исследования.

1. Опыт на наличие глюкозы в меде. Взять одну часть мёда и растворить его в двух частях дистиллированной воды. Затем налить в пробирку 1 мл раствора мёда и 2 мл раствора щёлочи. После этого добавить несколько капель раствора сульфата меди. Получили осадок синего цвета, который перешёл в раствор ярко-синего цвета. Окрашивание образцов в синий цвет указывает на высокое содержание глюкозыв мёде.Причём в образце № 2 (дикий мёд) глюкозы содержится больше. [Приложение 6].

2.Опыт на наличие в мёде крахмала и мела. Разбавить немного меда в небольшом количестве дистиллированной воды. Капнуть туда 4-5 капель йода. Если раствор посинеет, значит, для изготовления этого продукта использовали крахмал. Капнув в такой же раствор вместо йода несколько капель уксусной эссенции, мы проверим мёд на содержание мела. Если он там есть, раствор зашипит. В результате выяснили, что крахмала и мела в мёде не обнаружено. [Приложение № 7 ].

3.Опыт на определение нерастворимых посторонних примесей в мёде . Молоко в количестве 200 г вскипятить, добавить 50 г мёда, размешать. Когда мёд растворится в молоке, можно определить наличие вредных примесей: если молоко свернется, вредные примеси присутствуют в мёде, если их нет, мёд опустится на дно и растворится. В своем опыте я увидел, что мёд чистый.

4. Определение наличия олеиновой кислоты. Наличие в мёде олеиновой кислоты указывает на присутствие частичек воска. Для этого мед растворяем в теплой воде, и добавляем раствор марганцовки. Если раствор приобрел розовый цвет, значит, олеиновая кислота не содержится. Если раствор стал бесцветным, то это свидетельствует о наличии олеиновой кислоты. В результате проведенного опыта я увидел, что раствор стал бесцветным, значит, в мёде содержатся частички воска. [Приложение №8]

Заключение

В результате изучения литературы, Интернет - источников о бортничестве, в ходе беседы с пасечниками, можно сделать вывод:

    пчелы, довольно умные и трудолюбивые насекомые, появились задолго до первобытного человека, а сам мёд с успехом использовался нашими предками и как вкусный продукт, и как лекарство при самых различных заболеваниях;

    бортничество явилось основой происхождения пасечного пчеловодства и остаётся основным занятием башкирского народа;

    экологическая обстановка оказывает огромное влияние на пчёл; неблагополучная экология может угрожать их жизни; вода необходима пчелам так же, как и человеку;

    мёд диких пчёл из бортей по ряду показателей выгодно отличается от мёда из рамочных ульев. У него особый аромат и вкус. Он светло - коричневого цвета, насыщен воском и пергой. В состав бортевого мёда входит большое количество микроэлементов, вредные примеси отсутствуют. В состав мёда входят практически все химические соединения, необходимые для нормальной работы человеческого организма.

    Определена важность сохранения бортничества в наши дни.

По ходу исследования и сбора информации я провел анкетирование среди одноклассников на предмет их осведомлённости о диких пчёлах и бортничестве. Под руководством учителя Кудриной Людмилы Петровны создал презентацию и выступил перед ребятами 4 а класса. Кроме того, научился брать интервью и вести беседу.

Таким образом, мной доказано, что «дикий» мёд из бортей по ряду показателей выгодно отличается от мёда из рамочных ульев. Ценность бортевого мёда заключается в его зрелости, наличии большого количества микроэлементов, отсутствии вредных примесей.

Бортничество и по сегодняшний день является одним из основных занятий башкирского народа (Уфимский район - Шульган- таш, Белокатайский район, п Новая Маскара и др.).

Результаты моего исследования могут быть использованы на уроках окружающего мира и естествознания, а также помогут расширить кругозор учащимся в результате самостоятельного прочтения литературы.

Список литературы и других источников

    Большая энциклопедия народной медицины.- М.:Изд-во «Эксмо», 2006г.

    Детская энциклопедия «Я познаю мир». - М.: Изд-во «Просвещение», 2008г.

    Лудянский Э.А. Пчёлы и здоровье. - М.: «Знание», 1990,- 48 с.

    Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. -4-е изд., дополненное.- М.: Азбуковник, 1999, - 944 стр.

    Что есть что. Школьная энциклопедия. «Пчёлы». - 1996-2000г.

    ЧупахинаО.К., Бурмистров А.И., Кривцов Н.И., Лебедев В.И. Энциклопедия пчеловода. - М.: «Континенталь - книга», 2006г.

Сайты в Интернете:

    www.about-honey.ru

    www.aromatmeda.ru

    www.beehoney.ru

    www.inflora.ru

    www.lavanda-med.ru

    www.progalskiy.com

    www.sotmed.narod.ru

    www.znaytovar.ru

    www.sdorov.ru

Приложение 1.

Из источников.

Древние мыслители о мёде

В Древней Греции мед считался ценнейшим даром природы. Греки полагали, что их боги бессмертны потому, что они питались так называемой пищей богов — амброзией, в состав которой входил мед. Они приносили богам в жертву фрукты, намазанные медом.

Выдающийся философ Демокрит, употреблявший в пищу мед, прожил долгую жизнь. На вопрос, как нужно жить, чтобы сохранить здоровье, Демокрит обычно отвечал, что «для этого нужно орошать внутренность медом, а наружность маслом».

Гениальный врач и мыслитель древности Гиппократ, живший примерно 2500 лет назад, успешно применял мед при лечении многих заболеваний, а также сам употреблял его в пищу. Он говорил: «Мед, принимаемый с другой пищей, питателен и дает хороший цвет лица». Легенда гласит, что на могиле Гиппократа поселился рой пчел, который изготовлял мед особого качества. Это якобы вызвало массовое паломничество на могилу Гиппократа за целебным медом.

Авиценна рекомендовал употреблять в пищу мед для продления жизни. Он говорил: «Если хочешь сохранить молодость, то обязательно кушай мед». Авиценна считал, что людям в возрасте свыше 45 лет необходимо систематически употреблять мед, особенно с толченым грецким орехом, содержащим много жиров.

Влияние окружающей среды на жизнедеятельность пчёл.

Существует множество пагубных для пчёл факторов, таких как загрязнение окружающей среды, обработка полей инсектицидами для уничтожения вредных насекомых, сокращение площадей медоносных лугов…

Например, загрязнение окружающей среды ведет к накоплению в пчёлах токсичных веществ и снижению их иммунитета, обработка полей инсектицидами, направленная на уничтожение вредных насекомых, губит и пчел, сокращение площадей медоносных лугов ведет к сокращению кормовой базы, а вырубка лесов - к вытеснению пчел с привычных мест обитания, а, значит, к их гибели…

Интересным примером отрицательного влияния на жизнь пчел оказались факты о массовой гибели пчел из-за воздействия электромагнитного излучения мобильных телефонов. Учёные предполагают, что именно излучение мобильных телефонов является причиной таинственного исчезновения пчелиных колоний в США и континентальной Европе, которое сейчас распространилось на Британские острова и другие территории, приближаясь к России. По одной из теорий, у пчёл сбивается система навигации из-за мощных электромагнитных полей вокруг передатчиков GSM и рабочие пчёлы не могут найти обратную дорогу в улей. Оставшиеся в семье матка, яйца и небольшое количество молодых рабочих пчёл — все погибают без пищи.

На западном побережье в США вымерло 60% пчелиных семей, а на восточном — 70%. После этого данный феномен был отмечен в Германии, Швейцарии, Испании, Португалии, Италии и Греции, а сейчас — и в Великобритании. Данный факт свидетельствует о том, что разумная деятельность человека и научно - технический прогресс имеют непредсказуемые последствия для окружающей нас живой природы.

Бортевые угодья всегда ценились очень высоко. Борть передаётся от отца к сыну и может использоваться 150 лет. Некоторые семьи держали до 200 бортей, из которых ежегодно извлекалось несколько десятков килограммов меда. Сбор меда проходит в конце лета и в начале осени. Хозяин доказывал, что он берет мед из своей личной борти, помеченной его собственной тамгой. Мед хранили в специальных долбленых кадках, изготовленных только из березы или липы. Настоящий башкирский мед по своим целебным и вкусовым качествам, а также уникальному составу микроэлементов не имеет аналогов в мире.

На сегодняшний день дикая медоносная пчела занесена в Красную книгу. Для них пчеловодами строятся специальные дупла (борти). Дупло должно быть направленным к югу, рядом должно располагаться необходимое количество лип и источник чистой воды.

О пользе мёда

За рубежом башкирский мед подается только в самых дорогих элитных ресторанах. Башкирский мед отмечен наибольшим количеством медалей на международных выставках (в Париже - во Франции, 1990 г.; в Эрфурте - в Германии, 1961 г.). Даже в Швейцарии, которая славится богатой растительностью альпийских лугов, башкирский мед является самым почитаемым, т.к. имеет более высокие целебные и вкусовые качества. И только наш башкирский мед отправляют в космос в специально упакованных контейнерах в качестве ежедневного суточного рациона питания космонавтов. И именно наш башкирский мед по одной столовой ложке получают японские школьники как источник микроэлементов для лучшей умственной работоспособности. При этом Япония - мировой лидер по потреблению меда. На одного жителя этой страны приходится 13 - 15 кг меда в год. В США и странах Европы этот показатель - 6 - 8 кг, а в России - только 0,5 - 0,6 кг в год на человека.

Мед одинаково полезен больным и здоровым, пожилым и детям. Кто потребляет хотя бы по ложке меда в день, чувствует себя сильнее, выглядит бодрее. При употреблении меда и медовых композиций правильнее будет подержать их во рту, не сразу проглатывать, т.к. в полости рта выделяются именно те ферменты, которые необходимы для усвоения сладких веществ, углеводов. Мед хорошо запивать теплым настоем трав, употреблять с чаем или минеральной водой.

Мед - прекрасный консервант. Учеными были проведены исследования консервирующих свойств меда. Для опыта использовались свежие животные продукты: кусочки мяса, рыбы, куриных яиц. Их помещали в отдельные стерильные чашки, заливали медом, плотно закрывали, оставляли в комнатных условиях на несколько лет. В течение 4 лет исследованные образцы сохраняли свежий вид, нормальную консистенцию, вкус и запах. Роста микробов при бактериологическом исследовании не было обнаружено.

Целебные свойства пчелиного мёда

Больше половины всей энергии, производимой в человеческом организме, образуется за счет вводимых с пищей сахаристых веществ. Однако различные сахара по-разному усваиваются нашим организмом. В то время как глюкоза поступает в кровь без всяких превращений (ее можно вводить непосредственно в кровь, что, как известно, широко практикуется при многих заболеваниях), обычный сахар (свекловичный, тростниковый) должен предварительно подвергнуться гидролизу (расщеплению) при помощи ферментов.

Плодовый сахар (фруктоза) усваивается значительно медленнее, чем глюкоза, но он в 2,5 раза слаще глюкозы и в 1,75 раза слаще тростникового или свекловичного сахара.

Мёд почти целиком состоит из смеси глюкозы и фруктозы и, кроме того, содержит ряд ферментов, необходимых для жизнедеятельности клеток, тканей и органов. В состав мёда входят: кальций, натрий, калий, магний, железо, хлор, фосфор, сера, йод, а некоторые сорта мёда содержат даже радий.

Сегодня над сохранением популяции диких пчел работают сотрудники башкирского заповедника «Шульган- таш». Этот природный заповедник- единственное в мире место, где сохранился бортевой промысел.

За популяцией диких пчёл следят очень пристально, так как их мёд является удивительным целебным продуктом. Он является популярным ингредиентом многих средств народной медицины, помогая больным поднимать жизненный тонус и укреплять иммунитет. Дикий мёд очень популярен в народной медицине. Он применяется при воспалении бронхов и кашле для смягчения слизистых оболочек. Мёд рекомендован для приёма людям с заболеваниями пищеварительного тракта (гастриты, заболевания печени).

В результате своего исследования, я выяснил, что дикий мёд совершенно не похож по своим свойствам на домашний продукт. Его невероятный аромат немного отдаёт запахом дыма, на вкус он терпкий, с лёгкой кислинкой из-за наличия пчелиного хлеба и ячеечной перги.

Приложение 2.

Результаты опроса среди учеников 2 а класса

(опрошено 22 человека)

    Любите ли вы мёд?

Да- 20 чел.

Нет- 2 чел.

Не пробовал - 0 чел.

    Часто ли вы употребляете мёд в пищу?

Да- 5 чел.

Нет- 9 чел.

Иногда - 8 чел.

    Знаете ли вы, чем полезен мёд для человека?

Да - 9 чел.

Нет - 22 чел.

    Знаете ли вы, что такое бортничество?

Да- 0 чел.

Нет- 22 чел.

    Знаете, ли вы, как добывается мёд диких пчел?

Да- 5 чел.

Нет- 17 чел.

Приложение 3.

Фотографии

Фото № 1. БОРТЬ

Фото № 2. ДИКАЯ ПЧЕЛА

Фото № 3. ДЫМАРЬ

Фото № 4. МЕДОГОНКА

Приложение 4.

Эксперимент №1. Проверка мёда по цвету

Образец №1

Фото 1.

Образец № 2

Фото 2.

Приложение № 5.

Эксперимент №2. Проверка мёда по вязкости.

Образец№1.

Фото 3.

Образец №2 .

Фото 4.

Приложение № 6

Опыт № 3 - на наличие глюкозы в меде.

Слева - Образец №1 (мёд ульевых пчел), справа- образец № 2- мёд диких пчел

Фото 5.

Фото 6.

Фото 7

Фото 8.

Приложение № 7.

Опыт №4 на наличие в мёде крахмала и мела.

Фото 9

Фото 10

Приложение 8

Опыт № 6. Определение наличия олеиновой кислоты.

Фото 11.

Фото12.

Приложение 9

Опыт № 7 на определение посторонних примесей в меде

Приложение 10

Основные правила при выборе меда:

    Мед должен приятно пахнуть.

    Мед не должен иметь ни вкуса, ни запаха закисания.

    На меде не должно быть белой пенки;

    Мед не должен быть слишком дешевым.

    Неправильно распущенный мед (перевод из твердого состояния в жидкое может производиться только при температуре не выше 40 градусов) вообще не кристаллизуется.

    Закристаллизованный мед лучше хранится, поэтому не стоит бояться покупать засахаренный мед.

    Старайтесь покупать мед у проверенного продавца.

Советы по хранению меда

    Мед нельзя хранить в металлической посуде. Такой мед может вызвать неприятные ощущения и даже привести к отравлению.

    Мед хранят в стеклянной, глиняной, фарфоровой или деревянной посуде, плотно закрытой пластиковой крышкой.

    Нельзя хранить мед в холодильнике.

    Мед боится солнца и тепла.

    Лучшее место для меда там, где сухо, прохладно и ничем не пахнет

Приложение 11.

Глоссарий

Борть — специально сделанная полость внутри ствола дерева для разведения пчел.

Колода - это мобильная борть, примитивный неразборный улей.

Липни -пеньки для борти, сделанные из липы.

Смоляны - пеньки для борти, сделанные из хвойных деревьев.

Керама — опоясывающий ремень, позволяющий проводить работы на высоте с бортью.

Лянге — мобильная ступенька для работы с бортью.

Сотовый мёд - это мёд, который реализуется в сотах как магазинных, так и гнездовых рамок.

Секционный мёд - это сотовый мёд, заключенный в специальные секции, стенки которых обычно изготавливают из тонкой фанеры или пищевой пластмассы.

Прессованный мёд получают только в том случае, когда не представляется возможным откачать его на медогонке. Это мёд, собранный пчёлами с вереска. При прессовании (отжатии) этого мёда пчеловод вынужден нарушать целостность отстроенных доброкачественных сотов.

Центробежный мёд - это мёд, полученный при откачивании на медогонке.

Медогонка - часть пасечного инвентаря, используемая для получения центробежного мёда. На протяжении многих столетий получение мёда было неразрывно связано с полным или частичным разрушением пчелиного гнезда.

Дымарь - очень нужный на пасеке инструмент, без которого пчеловоду просто не обойтись. Это главный инструмент для успокоения и усмирения пчел перед работой с ульями.

Народные художественные промыслы представляют собой неотъемлемое достояние и национальное богатство народов Республики Башкортостан и являются одной из форм народного творчества.
Основным занятием башкир являлось полукочевое скотоводство. Стадо состояло из лошадей, овец, коз и крупного рогатого скота. Основную роль в хозяйстве играла лошадь. Конина и жир, кумыс из кобыльего молока составляли основную пищу башкир. Из конской шкуры изготовляли колчаны, щиты, сбрую. Конь был и рабочей силой и средством передвижения.
Крупного рогатого скота было мало, так как эти животные не могли сами зимой добывать пищу, как это делали лошади, которые разбивали снег своими копытами, освобождая траву от снежного покрова. И всё же молочные продукты занимали заметное место в кухне башкир. Топлёное масло, сыр, красный творог заготавливали на зиму, из кислого молока делали напиток айран. Важное значение в хозяйстве башкир имели овцы. Баранина шла и в пищу, а также на пошив одежды. Овечья шерсть шла на изготовление войлоков, паласов, сукна.
ОХОТА И РЫБОЛОВСТВО
Богатые степи и леса позволяли вдоволь ловить и стрелять дичь и зверя, держать ловчих птиц, ловить рыбу различными снастями. Облавная охота верхом на лошадях устраивалась большей частью в осеннее время. Группы людей, охватывая широкие пространства, выискивали волков, лисиц и зайцев, стреляли в них из лука, или, догнав на коне, убивали палицами и кистенями. Коллективная охота играла большую роль в обучении молодёжи военному искусству - стрельбе из лука, навыкам владения копьём и кистенём, джигитовке. Рыболовство было не так распространено как охота. Тем не менее в лесных и горных районах рыбный промысел играл значительную роль. В засушливые годы, а также в периоды военного разора, и в степной зоне население прибегало к рыболовству.
БОРТНИЧЕСТВО
В лесных и горно-лесных районах важное значение в хозяйстве башкир имело бортничество, воспринятое, видимо, от булгар и финно-угорского населения региона. Бортничество существовало у башкир в двух формах. Первая сводилась к тому, что бортник разыскивал в лесу дуплистое дерево, в котором поселились дикие пчелы, высекал на ней свою родовую или фамильную тамгу, расширял отверстие, ведущее в дупленицу и вставлял в неё колодки для сбора меда. Бортевое дерево становилось его собственностью.
Другая форма связана с выделкой искусственной борти. Для этого в лесу выбирали прямое дерево толщиной не менее 60 сантиметров и на высоте 6-8 метров выдалбливали объёмистое дупло с отверстиями для входа пчёл. Предприимчивые пчеловоды за первую половину лета старались изготовить как можно больше бортей в привлекательных для пчёл местах. В середине лета во время роения почти во все борти вселялись новые семьи пчёл. Практика изготовления искусственных бортей давала возможность регулировать расселение пчелосемей и сосредоточить бортевые владения отдельных людей и родовых общин на ограниченных участках, наиболее благоприятных для сбора меда и обеспечения охраны бортей от медведей.

Значительное развитие у башкир получили домашние промыслы и ремесло. Обработка дерева, кожи, шерсти, изготовление тканей, одежды, обуви, войлока являлись важным дополнением в хозяйстве, служившим для потребления самих производителей. Вместе с тем возникли элементы разделения труда, связанные с развитием ремесла. Это особенно заметно было в металлообработке.

С. И. Руденко, основательно исследовавший материальную культуру башкирского народа, писал, что задолго до вхождения в Россию башкиры сами выделывали себе железные наконечники стрел и копий, ножи и прочее, а впоследствии и ружья.

Помимо простых изделий башкир, можно было встретить не¬мало ценных предметов оружия и конской сбруи. Бляхи, покрытые сложными узорами, мы находим на большинстве старинных кожаных колчанов и налучий. Ременные части конской сбруи, иногда и деревянные седельные луки покрывались чеканным железом.

Башкиры имели своих мастеров по металлу – кузнецов и ювелиров. Их было немного, так как обработка металла требовала специальных знаний и навыков. Тем не менее нужды башкир в металлических изделиях в основном удовлетворялись за счет продукции своих мастеров.

Большое значение металла в хозяйстве и военном деле породило почтительное отношение к нему, переросшее в религиозный культ. По представлениям башкир, железо, особенно острое, способно отгонять, отпугивать болезни и болезнетворных злых духов, оберегать от несчастий. Серебряным изделиям приписывались, иные свойства. К примеру, женщинам при доении кобылиц и коров полагалось надевать серебряные браслеты, это защищало от порчи и молоко, и животное, и саму женщину. Вообще белый металл пользовался особым почитанием у башкир и других родственных с ними тюркских кочевников. Серебряной чешуёй, подвесками и бляшками обильно украшали женские нагрудники, головные уборы.

Культ металла получил отражение в системе личных имен у башкир. Тимер «железо, железный», алтын «золото, золотой», встречаются как в мужских, так и женских именах (Тимер-бай, Тимербика, Байтимер, Биктимер, Алтынбай, Алтынбика). Имена, в основе которых лежит слово «булат», давались только мужчинам – Булат, Тимербулат, Байбулат, Бикбулат.

Из дерева башкиры изготовляли орудия труда, деревянные части оружия, транспортные средства, различного рода сосуды и предметы бытового обихода.

Со степными скотоводческими традициями были связаны ремёсла по обработке животного сырья. Башкиры выделывали кожу, меха, войлок. Меха и кожа шли на изготовление одежды, обуви, воинского и охотничьего снаряжения, сбруи. Колчаны, налучья, различные футляры и сумы украшались тиснёным орнаментом, металлическими накладками. Войлок украшался вышивкой, аппликацией с узорами в технике вдавливания.

Получило распространение и ткачество. Пряжу получали, обрабатывая коноплю, крапиву, лён и шерсть. Ткали холст, грубое сукно, паласы. Холст из конопли был самым распространённым. Льняной же холст встречался очень редко.

Небольшое распространение имело ворсовое ковроделие. Хозяйство башкир в основном было натуральным. Тем не менее они поддерживали торговые связи с Волжской Булгарией, Средней Азией, Ближним Востоком. В обмен на скот, пушнину, мёд приобретали хлопчатобумажные и шелковые ткани, оружие, украшения, восточные сладости, а также цветные камни, кораллы, жемчуг, раковины, применявшиеся при изготовлении у себя женских украшений. Разумеется, дорогие восточные товары были доступны лишь зажиточной верхушке родоплеменной знати.

По Р. Кузееву, Н. Бикбулатову, С. Шитовой.


ДОМАШНИЕ ПРОМЫСЛЫ

Мужчина без ремесла, что птица без крыльев

Ведение натурального хозяйства башкирами потребовало развития домашнего производства. Немало различных прис-пособлений требовало занятие скотоводством. Скажем, для управления лашадыо требуется различная сбруя. Нужно изготавливать уздечки, недоуздки, повод недоуздка, шлею, вожжи, хомут, дугу и многое другое. Все это изготавливалось вручную в домашних условиях из подручных материалов. В каждом башкирском ауле были мастера по изготовлению седел. Седла состояли из деревянного каркаса, обычно пок-рытого кожей. Этот каркас особой конфигурации мог быть цельным, а мог состоять из четырех частей, закрепленных ремнями: из передней и задней луки, а также двух дощечек-ленчиков. Ленчик сам по себе мог быть цельным, полуци-линдрическим. Каждый мастер стремился придать различную конфигурацию передней луке седла (скажем, форму головы птицы). Применялась орнаментовка передней луки врезными узорами из спиралей и розеток.

Мужские, женские и детские седла несколько отличались друг от друга. Из толстой кошмы делали потник, чаще всего используя козью шерсть. Войлочный чепрак с кожаным или суконным верхом накладывался на потник, на чепраке уста-навливалось седло. Чепраки несли и эстетическую нагрузку, было принято разукрашивать их цветной аппликацией или вышивкой. К седельным принадлежностям относятся стре-мена, преимущественно железные или латунные , кованые или латунные. Из березы, березового корня, черемухи изготав-ливали деревянные стремена (гнутые, цельные, вырезанные). Нередко деревянные стремена орнаментировали с использо-ванием выемчатых линий, пунктирных точек и т. п.

У башкир было широко распространено изготовление кожаной посуды из шкур лошадей, быков, коров и телят, овец и коз, а также верблюдов. Со снятой шкуры тщательно удаляли остатки жира и мяса, затем подсушивали и удаляли шерсть. Из растянутой кожи выкраивались детали сосуда. Для шитья сосуда применяли коровьи сухожилия или конский волос. Шили плотными стежками, дно сосуда прикрепляли двойным швом. Внешняя сторона шкурок становилась внут-ренней стороной сосуда. Далее сосуд следовало закаливать в дыму (коптить) в продолжении 2-3-х недель, затем смазывать его конским жиром. Тогда сосуд становился полностью водонепроницаемым.

Самым объемистым кожаным сосудом, вмещающим 6-12 ведер жидкости, является ha6a(саба), который изготавливался из кожи туловища лошади. Этот сосуд представлял собой че-тырехгранную пирамиду с прямоугольным основанием, его широкое горло прикрывалось кожаной покрышкой. Специи-фическая форма сабы достигалась благодаря тому, что в боковые части вшивали треугольные клинья. Саба исполь-зовалась для приготовления и содержания кумыса. В сабе кобылье молоко периодически сбивали большой деревянной лутовкой (бешкек) с тяжелым грибовидным основанием. Это способствовало лучшему, более равномерному скисанию молока.

Саба занимала исключительное место в жизни баш-кирской семьи. Она располагалась на особом постоянном месте в жилище. Известен обычай прощания молодой невес-ты перед отъездом из родительского дома в дом будущего мужа: она подходит к сабе, обнимает ее и благодарит за то , что саба кормила ее. В качестве подарка девушка вешает на


Кожаные сосуды. Ткацкий станок.

сабу кусочек холста или ниточки.

Для перевозки кумыса служила другая разновидность кожаного сосуда- турһык (турсык, турсук). Отправляясь в до-рогу, башкиры брали с собой турсык с кумысом. Для изго-товления турсыка использовали шкуры с верхней части ноги молодых животных, чаще всего-лошади. Сосуд сшивался из двух кусков со швами по бокам. Горло сосуда слегка сужа-лось, к плечевым выступам прикреплялись ременные петли. Встречались турсыки со вшитыми боковыми треугольными клиньями. Турсык вмещал обычно 2-3 ведра кумыса.

Из лошадиной или коровьей шкуры изготавливался иной вид сосуда- дорожная плоская фляга с узким дном- муртай. Этот сосуд имеет сплющенную грушевидную форму, у горло-вины пришиваются ушки для прикрепления ремней. Задняя и передняя стенки фляги полуовальные, между ними вставля-ется клиновидная полоска кожи. Муртай мог быть различных размеров, обычно его изготавливали высотой 30-35 санти-метров. Сосуд средней величины бурһык (бурсык, бурдюк) шили из целой шкуры овцы, козы или теленка.

В быту башкирской семьи широко была распространена деревянная утварь, которая к началу ХХ-столетия вытеснила кожаную посуду почти полностью. Башкирские мастера изго-тавливали многочисленные и разнообразные виды утвари долблением цельного куска дерева. Целнодолбленая столовая посуда и кухонная утварь изготовливались из ствола липы, из корня березы и лиственницы, из нароста ветлы и березы.

Самодельные деревянные чаши для еды были разнооб-разными. К примеру, круглая чаша с ручкой- выступом (ашлау) имеет покатые стенки изнутри. Менее покатые внешние стенки переходят в основание. Ручка имеет форму полукруга или вертикально расположенного уголка, нередко ручку вырезают в форме змеи или головки птицы. Ашлау час-то использовали и как обрядовую чашу. Большие празднич-ные ашлау могли достигать даже одного метра в диаметре.

Обычная повседневная посуда (табак) имеет форму тарелки с устойчивым дном и широким отогнутым краем. Круглое блюдо с пологими низкими стенками и отогнутым широким краем называлось коштабак. В нем подавали на стол вареное мясо и птицу, политую жиром. Для подачи супа служила чаша средней величины на тяжелом массивном основании с утолщенными отвесными стенками (алтыр). Мастера изготавливали также деревянную глубокую чашу с двумя ручками.

Изготавливались чаши для подачи напитков. В глубоких больших чашах вместимостью в 4-5 литров было принято выносить напитки к месту трапезы. Налиток наливали специ-альным деревянным ковшом для каждого гостя в мелкие чаши (тустак, тагаяк, тустаган). Эти ковшики и черпаки могли быть резными, вместительными, с короткой или удлиненной ручкой и т. д.

Небольшие деревянные пиалы служили для кормления детей. Из такой посуды пили молоко и медовуху, в них подавали на стол мед, масло, сладости. Специфическую фор-му имели вазочки для меда. Некоторые вазочки вырезали в виде глубоких пиал с крышкой. Другие представляли собой пологие чаши на узорной подставке.

Изготавливалась разнообразная кухонная утварь из дере-ва. Для провеивания зерна, просеивания муки, замеса теста применялись специальные лотки (йулпыс, юлпыч). Их изго-тавливали из половины толстого ствола дерева долблением. Длинные (до 80 сантиметров),они сохраняют округлую форму дерева. Боковые их стенки покатые, узкие края постепенно переходят в выступы- ручки на обоих концах лотка. Подобное же изделие- долбленое корыто (ялгаш) использовалось для хранения продуктов или стирки белья, или же для кормления скота и птицы.

Для обдирки проса, дробления высушенных зерен пшеницы и ячменя, измельчения соли служили деревянные ступы (киле). Они имеют удлиненную верхнюю часть, которая постепенно сужается книзу и опирается на толстое нижнее основание. По высоте киле достигает 75 сантиметров, но ее рабочая часть весьма небольшая. Киле вырубали из удлиненного обрубка дерева. Из жерди изготавливали двусторонний пест с выемкой посредине для руки.

В числе элементов деревянной кухонной утвари, изготавливаемой башкирскими умельцами, можно назвать поварские ложки , совки и лопатки. Ложки имели разное предназначение. Например, поварешки на длинной ручке слу-жили для помешивания пищи в процессе ее приготовления. Такая поварешка изготавливалась с выступом- крюком на ручке для того, чтобы можно было подвесить ее на краю котла. Специальные деревянные ложки с отверстиями на дне предназначались для того, чтобы выбирать клецки из бульона. Изготавливались деревянные совки на короткой ручке, с их помощью набирали зерно и муку. Лепешки и хлеб сажали в печь при помощи лопатки на длинной ручке, а небольшие деревянные лопаточки были предназначены для замеса теста.

Разнообразны были деревянные кадки: от больших кадок для хранения муки и других продуктов до небольших кадочек для переноски продуктов. Долблением изготавливали разные ведра (подойники, ведра для воды, маленькие ведерки). Подойники вместимостью до шести литров выглядели широ-кими, устойчивыми. К отверстиям в стенке ведра прикреп-лялась ручка из плетеной бечевы. Ведра для воды вмещали до 10 литров жидкости. Маленькие ведерки служили для сбора ягод, переноски кумыса, айрана. Высотой они были как подойники, но узкими, вытянутыми и вмещали 3-4 литра жидкости.

Деревянным сосудам для сбора и первозки меда придавали удлиненную форму. Эти сосуды имели плотную крышку, с помощью специальной ручки их можно было носить за спиной или повесить на плечо. В зимнее время мед и масло хранили в этих же сосудах. Для хранения масла и меда изготавливали также специальные низкие кадки с прямыми стенками. Подобные же сосуды (тапан) служили для подачи гостям кумыса и медовухи. Эти сосуды имели слегка выпуклые стенки, украшенные резным орнаментом. Для соли, масла, сметаны использовались также специальные деревян-ные баночки.

Для изготовления кумыса и сбивания масла служили узкие долбленые сосуды. Изготавливались также большие кумысные сосуды вместимостью до 7 ведер молока ; анало-гичные сосуды, но более низкие, изготавливались как специи-альные маслобойки. В этих цилиндрических сосудах готовили масло и айран. Такие сосуды имели круглую крышку с отверстием для мутовки, это позволяло избегать разбрыз-гивания жидкости из сосуда при сбивании масла.

Большие долбленые кадки служили для хранения зерна, муки, сбора кислого молока или засолки мяса. Они могли вмещать до 10 ведер жидкости или 60-80 килограммов зерна.

Долбленые сосуды имели единообразную технологию изготовления. Дерево очищалось от коры и сучьев, распили-валось на заготовки необходимой длины и просушивалось. Наружную поверхность обрабатывали специальным стругом. Древесину внутри ствола вырубали долотом, а в толстых стволах плотную сердцевину выжигали. Внутренние стенки выскабливали. Если дно было вставным, то вырезали спе-циальные пазы. Круглое дно изготавливалось из дуба или клена и вставлялось на место, предварительно распаренное.

Изготовление деревянных сосудов из дощечек- клепок появилось среди башкир сравнительно недавно, в конце XIX-века. Для таких сосудов исполъзовали дубовые или осиновые клепки, металлические или черемуховые обручи. В числе по-добных клепаных сосудов башкир можно указать ведра, ка-дочки для масла, сметаны, кислого молока, для засолки мяса. Клепаные маслобойки и узкие кадки для приготовления ку-мыса также могли быть клепаными.По форме и размерам кле-паные сосуды соответствовали своим долбленым аналогам.

Башкиры лесных районов издавна занимались изготов-лением утвари из бересты и коры разных деревьев, из луба и лыка. Впрочем, такая домашняя утварь находила своих хозяев и в иных районах расселения башкир , попадая к ним в основ-ном в результате торговых операций.

Прямоугольные кузовки и короба получали, сшивая цельные куски бересты конским волосом. В больших коробах вместимостью 20-30 литров жидкости отстаивали молоко. В виде низкого ящичка изготавливали прямоугольные лотки из цельной берестяной заготовки. Край ящичка делался отвер-нутым, все углы прошивались нитками из крученого конского волоса. В таком лотке (тузаяк) хранили хлеб и муку для повседневного потребления, сушеные ягоды и т. п. Для сбора ягод использовались небольшие круглые или прямоугольные туески с веревочной ручкой. Берестяная утварь могла иметь также и деревянное дно.

Влагонепроницаемость таких сосудов обеспечивали плотные стенки, состоящие из двух-трех слоев бересты. Стенки прошивали в несколько рядов или же плотно сплетали края, предварительно вырезав их стреловидными зубцами. Такие сосуды могли быть небольшими, рассчитанными на 2-3 литра жидкости, или большими, емкостью до 20 литров жидкости.

Башкирские ремесленники-мастера изготавливали коро-ба, кузова, торбы, кадки, решета из липового или березового луба, а также из коры вяза. Такую утварь делали из цельной заготовки, используя черемуховые обручи для укрепления. Прямоугольный короб из липовой коры и луба мог быть длинным, продолговатым, иметь форму ящика, или корыта. Такой короб использовался для отстаивания молока , сбора кислого молока, для процеживания творожной массы. Короб большого размера мог вмещать до трех центнеров зерна и использовался для хранения зерна и муки. Для хранения курта изготавливали высокий короб из луба, а также лубяной кузов с широким прямоугольным основанием и треуголь-ными боковыми стенками, сужащимися кверху. Другой вид высокого кузова имел едва намеченное дно и расширяющиеся кверху стенки. Лубковые кадки были предназначены для хранения муки.

Из коры или луба изготавливали заплечную торбу, предназначенную для сбора ягод. Прямоугольное дно торбы делалось узким, вертикальные стены могли быть высотой до одного метра, верх укреплялся обручем, на задней стенке предусматривались лямки.

Из луба изготавливали также гнезда для гусей, а также совки и решета для провеивания зерна. Боковину решета делали из лыкового луба, сетку - из мочала или волоса.

Башкирские мастера занимались также изготовлением утвари из лыка. Из липового, березового или вязового лыка делали короба, сумки, корзины, кузова, котомки. Твердые лыковые короба имели прямоугольную форму и были приспособлены для ношения через плечо. Лыковые корзины и кузова изготавливали невысокими, круглыми или овалооб-разными. Изготавливали также высокие лыковые сумки для бутылей. Круглые в сечении, сужающиеся кверху, они повторяли форму бутылей.


ОДЕЖДА, ОБУВЬ И УКРАШЕНИЯ

Дерево красно листвой, человек - одеждой

Башкиры носили незамысловатую и удобную одежду, под стать ей была и обувь. Повседневная одежда мужчин и женщин состояла из рубахи, штанов и чулок. Шаровары шили длинными и широкими. Средняя часть шаровар состояла из одного цельного кучка ткани, к нему пришивались штанины с одной или двумя парами клиньев. Особым шнурком шаро-вары стягивались у пояса. Носили их, заправив в сапоги. Мужские верхние штаны (салбар, чалбар) шили из грубого конопляного холста, или из самодельного же сукна. В отли-чие от нижних штанов, верхние имели обычно один карман с правой стороны. Суконные верхние штаны предназначались для ношения в зимнее время.

Поверх рубахи надевали камзол (камзул) или казакин (кәзәки)- одежду типа расклешенного кафтана. При необхо-димости на камзол или казакин надевался бишмет- один из видов халата с рукавами, изготавливаемый из фабричной ткани. Бишмет шьют длиной ниже колен, он застегивается на 4-6 пуговиц, его нижняя часть расширяется ниже талии. Бишмет, казакин и камзол шьются приталенными, с подклад-кой, воротники имеют низкие, стоячие. Бишмет и казакин имеют внутренние завязки у пояса. Казакин короче бишмета (длиной несколько выше колен), с короткими рукавами. Камзол шьют еще короче из темного фабричного материала и тоже без рукавов.

Женские бишмет, казакин и камзол изготавливаются более тщательно. Женский камзол несколько шире мужского и застегивается на две пуговицы , расположенные у пояса и у ворота. Женский камзол шьют из темной ткани, из полушелка или бархата с ситцевым подкладом. Позумент, мелкие Моне-ты, кораллы и т. п. украшают женский камзол по бортам, по подолу и у ворота.

Верхняя одежда чекмень (сәкмән, чикмән) также был одинакового покроя для мужчин и женщин. Длинный, широкий в основной части и в рукавах, чекмень служил и повседневной одеждой. Для женского чекменя обычно ис-пользовали белое сукно, он не имел завязок или застежек и не подпоясывался. По краю ворота, по бортам и по подолу женский чекмень обшивали широкой полосой красного сукна и узкой полосой зеленой (или желтой) ткани. По бортам и на спине нашивали треугольнички, квадратики и спиралевидные полоски из цветного сукна. На плечах, на концах рукавов, по подолу могли быть вышивки цветной шерстью.

Башкирская верхняя одежда джилян (елән) напоминает среднеазиатские халаты и также имеет одинаковый покров для мужчин и женщин. Джилян шьют длинным и широким, с прямой спиной и отложным воротником. Он не имеет зас-тежек, пуговиц, не подпоясывается. Богатые мужчины носили джиляны, сшитые из полушелковой среднеазиатской ткани. Женский джилян не такой широкий и шьется в талию. Он мог быть изготовлен из бумажной ткани, простеньким, без украшений , а мог и представлять собой богато украшенный бархатный халат. Джилян шили на подкладе, для женского джиляна иногда предусматривалась застежка на груди. По краям на груди нашивали полоски красного или зеленого сукна. По краям бортов, по подолу, по концам рукавов нашивалась красная полоса. Женский джилян обшивали также полосами мишуры в несколько рядов и мелкими серебряными монетами, металлическими бляхами, нитями коралла.

Верхней рабочей одездой мужчин и женщин служил холщевый кафтан. Его носили поверх рубахи или бишмета.

Женское платье (күлдәк) в давние времена шили из домотканого холста, который был затем вытеснен фабрич-ными тканями. Платье шили из целой полосы ткани без швов на плечах, с широкими, прямыми рукавами. Два клина по бокам расширяли платье книзу. Ворот был низким, стоячим, его застегивали крючком или завязывали тесемкой. На груди имелся вырез, вокруг которого нашивали несколько полос разноцветных лент, несколько серебряных монет. Другой вид женского платья состоял из двух частей. Его верхняя часть такая же, как и у платья, описанного выше. Нижняя часть собрана у пояса и между частями вставлена узкая полоса какой-либо яркой ткани. Вместо этой полосы могли пришить широкую оборку, которую обшивали полосками цветной ленты. Это платье принято было украшать разноцветной тесьмой и вышивкой.

Специфическим добавлением к женскому платью является фартук (алъяпкыс, алъяпкыч). Простой фартук носи-ли мужчины и женщины во время различных хозяйственных работ. Такой фартук состоял из верхней и нижней частей , первая из них прикрывала грудь и повязывлась сзади на шее. Тесемки в средней части фартука завязывались на спине. Даже и такой, повседневный женский фартук разукрашивался разнообразной вышивкой. Иные же фартуки составляли сво-еобразный красочный ансамбль вместе с платьем. Таким образом, фартук выполнял роль матерчатого украшения баш-кирской женщины.

Один из видов тканевого женского украшения - это нагрудная повязка (күкрәксә) - прямоугольный кусок ситца с завязками по углам. На него нашивали прямоугольный же кусок цветной материи меньшего размера, вышитый цвет-ными нитками. Нагрудная повязка носилась под платьем и прикрывала грудь в области прорези платья. Подобный же нагрудник мог иметь лопатообразную форму, на него нашивали два-три ряда разноцветных лент. Ленты распо-лагались дугой и на них нашивали серебряные монеты или круглые металлические бляхи. Такой нагрудник нередко обшивали позументом.

Другой вид нагрудника (һакал) закрывал всю грудь, спускаясь до пояса и ниже. Он представлял собой лопа-тообразный кусок двойной ткани, обшитый несколькими рядами коралловых нитей по краям, монетами- в средней части. Этот нагрудник носили поверх платья, он имел две
завязки в верхних углах.

Нагрудник селтәр состоял из двух частей. Верхняя матерчатая часть сплошь обшивалась кораллами. Нижняя часть состояла из коралловой сетки, свободно лежащей на матерчатой основе. На такой нагрудник также нашивали серебряные монеты. В некоторых районах проживания баш-кир было принято надевать особую разновидность нагруд-ника, составляющего единое целое с наспинником. Такое украшение прикрывало грудь, спину и плечи. В виде украшения носили также повязку через плечо и грудь (хәситә), к которой прикрепляли различные религиозные изречения, молитвы, всякие амулеты.

Башкирки носили специальные шейные украшения. Из шейных украшений можно указать коралловые, янтарные или стекляные бусы (төймә), а также ожерелья. Последние могли состоять из крупных серебряных монет , скрепленных между собой металлическими бляшками и колечками. Бархатный ошейник (муйынса) спереди застегивался серебряной пряж-кой с подвесками. Специальные женские налобные повязки украшались разнообразной орнаментовкой

Заплетая свою косу в одну (девушки) или в две (жен-щины) косы, башкирки вплетали в них специальные шнурки, к которым подвешивались крупные монеты. Могли быть использованы ажурные или узорчатые металлические подвес-ки сулпы (чулпы) с монетами и вставками из камней и цветных стекол. Применялись также различные украшения для кос. Они могли представлять собой скрепленные нити разноцветных бус (число их доходило до 16). Вверху эти нити прикреплялись к косе, внизу оканчивались разноцветными кистями. Иное украшение для кос состояло из узкой и длинной цветной ткани, на которую нашивали монеты в два ряда. В верхней части укреплялась металлическая бляха или крупный агат в ажурной оправе. Внизу ленты пришивались подвески. Это украшение было длинным, оно спускалось поверх косы до пояса.

Из других башкирских женских украшений можно ука-зать серьги, кольца и перстни, заколки и застежки. На обеих руках выше запястья башкирки носили браслеты (витые серебряные с подвесками или пластинчатые). В женских украшениях чаще всего использовались монеты и бляхи, золото и серебро, сердолик и бирюза, морские раковины и кораллы, янтарь и стекло.

Самая распространенная мужская одежда- сорочка шьет-ся длинной и широкой. Сорочка кроится из цельного куска ткани без швов на плечах, предусматриваются широкие рукава. У прорези на груди не бывает застежек, ворот завязы-вается специальным плетеным шнурком. Шнурки изготав-ливают с кистями, обматывают золотыми и серебряными нитями. Башкирская мужская сорочка носится навыпуск , часто украшается прошивкой по вороту, рукавам и подолу.

Башкирские мужчины носили разнообразные пояса. Обыкновенный пояс (билбау) представляет собой кусок длин-ной фабричной ткани. Ее складывают в несколько слоев и обертываются ею дважды. Длинный пояс мог быть также шерстяным, тканым. Узкий ременной пояс имел крючкооб-разную пряжку, к такому поясу подвешивали кожаную суму, нож и футляр для оселка. Пояс мог иметь тисненые узоры или мог быть разукрашенным металлическими бляхами с серебря-ным чеканным узором. Богатые башкиры носили ковровые

кушаки(кәмәр билбау)с дорогими серебряными или медными





Ювелирные украшения


гравированными пряжками. Эти пояса богато укарашали бляхами с полудрагоценными камнями. Поверхностъ неко-торых кушаков такого рода украшали серебряными плас-тинками, покрытыми чеканным узором со вставными камнями.

Башкиры-мужчины брили волосы на голове и носили тюбетейки- постоянный головной убор. Обычно носили тюбе-тейки татарские, изготовленные из черного или красного бархата. Тюбетейки украшали мишурой, блестками, серебря-ным шитьем. Летом на тюбетейку надевали головной убор көләпәрә, несколько напоминающий малахай, но сшитый из домотканого белого сукна без подклада. В конце XIX - века получили распространение войлочные шляпы. Они могли быть полушаровидными с загнутыми кверху полями средних размеров. Другой вид войлочных шляп имел конусообрзную форму , усеченный верх и небольшие поля.

Зимний головной убор малахай (колаксын) шили из овчины или из лисьей шкуры. Это осторверхая шапка с небольшим козырьком спереди. Очень длинные уши и воедино с ними длинная задняя часть малахая позволяют закрывать затылок, скулы, плечи и верхнюю часть спины. Часто колаксын покрывали какой-либо тканью снаружи. Иногда такую шапку шили из войлока и подшивали мехом.

Круглую шапку (бүрк) покрывали черным сукном. Ее шили из овчины, часто с выпушкой из меха лисицы или бобра. Плоскоцилиндрическая шапка, несколько расширяю-щаяся кверху, также изготавливалась из овчины. Дно такой шапки делалось суконным, меховой околыш - из лисьих лапок. Подобная шапка с околышом из меха выдры или бобра называется камсат бүрк (кама бүрек).

В соответствии с мусульманскими обычаями башкирские женщины всегда покрывали голову. Обычно для этого пользовались платками (шалями), а пожилые женщинм-специальной длинной полосой ткани (тастар). Голова обматывалась так, что один конец ткани лежал на груди, другой - на спине. Тастар украшали вышивкой, разноцвет-ными прошивками. Женский головной убор кашау - это свое-го рода чепец, сшитый из холста и обшитый монетами, кораллами. С задней стороны этого чепца пришивается длинная (до пола) лопасть, сделанная из шерстяной ткани домашней работы. Кашау надевали на голову и застегивали при помощи особой пряжки под подбородком.

Другой женский головной убор - такыя представляет собой полушаровидную холщевую шапочку, обшитую по краю и в центре цветной тканью. Поверхность шапочки целиком обшивается серебряными монетами, наверху уста-навливается металлическая шишечка. Вокруг шишечки нашивают три ряда кораллов. Низ этого головного убора заканчивается бахромой из нитей кораллов, к концу нитей прикрепляются монеты. Башкирки носили также налобную повязку (һарауыс), вышитую шелком. В зимнее время, кроме шалей, носили также меховые шапочки (кама бүрк).

Зимней верхней одеждой башкир служили разнооб-разные , длинные и широкие шубы (тун) и полушубки (билле тун) с прямыми спинами, покрытые сукном или иной тканью. Из белой овчины шили тулупы, которые были расспрос-траненной зимней одеждой мужчин и женщин, рассчитанной на трескучие морозы и метели. Тулуп шили просторным, очень длинным. Мужчины носили его с поясом.


меха и т. д. Из конских шкур мехом наружу шили особые шубы - йылкы тун. Такую шубу можно было носить и поверх нагольного тулупа (Подобная шуба из шкуры жеребенка называется колон тун). При покрое этих шуб предус-матривалось, чтобы гривы шли во всю длину шубы по спине и по плечам, по рукавам.

Что касается обуви, то одним из наиболее распростра-ненных видов были бахилы (сарык)- обыкновенная кожаная подошва с пришитыми к ней кожаным носком и суконным голенищем без подметок и каблуков. Для изготовления бахил использовалась сыромятная кожа , шили их конскими сухожилиями, позже стали пользоваться дратвой. Эта обувь имела высоту до колен и наверху подвязывалась шнурками, плетеными из цветной шерсти. Во-внутрь помещали подс-тилку из травы или соломы. К мужским бахилам нашивали невысокие кожаные задники и несколько треугольников кожи в качестве украшения. Женские бахилы украшали по заднику расшивкой цветным сукном.

Постоянной обувью являлись также сапоги (итек), шитые из сыромятной конской кожи, имеющие довольно толстые подметки и невысокий каблук. Голенища сапог делали корот-кими, носок - прямым и широким. Женские сапоги изготав-ливались более изящными, они могли быть изготовлены и узорчатыми.Мягкие сафьяновые сапожки (ситек, читек) носи-ли в нерабочей обстановке. При выходе на улицу на сапожки надевали резиновые калоши или специальные кожаные туфли.

Зимней обувью являлись валеные калоши и валенки. Бедняцкие массы и зимой, и летом могли проходить в лыковой обуви - в лаптях (сабата, чабата). Их плели акку-ратными и легкими, в летнее сухое время они представляли собой самую удобную рабочую обувь. Один из видов лаптей - башымлы сабата плетут из лыка с берестяными лентами. К плотно сплетенной нижней части пришивается суконное голенище, затягиваемое шнурком вокруг ноги.

Обувь носили с онучами из холста или сукна и с чулками. Короткие онучи (сылгау, чылгау) носили с сапо-гами, а длинные (ыштыр) - с лаптями. Чулки бывают разные: шерстяные вязаные (бәйләм ойок), суконные из домотканого сукна (тула ойок), войлочные (кейез ойок). Войлочные белые чулки обычно носили мужчины в зимнее время.

В последние десятилетия башкирская национальная одежда, обувь, женские украшения сошли со сцены. В указанном смысле башкиры европеизированы. Традиционную одежду и обувь можно увидеть только лишь в музеях и в театрах. Правда, салоны моды уже стали обращаться к историческим истокам национальной одежды и обуви, но пока весьма робко. А жаль, ведь это целый пласт тради-ционной культуры народа!

23.07.2017 09:00:00

С начала года обзвонил несколько десятков сёл в поисках народных умельцев в Туймазинском, Шаранском районе и тихо ужаснулся. Не осталось никого. Звоню по номерам в старых блокнотах. Умерли все, более 20 человек. Простые, светлые люди.

«А как же их ученики, дети?» - тоскливо спрашиваю в трубку. «Кому это сейчас нужно?» - отвечают мне.

Вместе с народными промыслами тает неповторимый дух урало-поволжских этносов. Вспоминаю шедевральные кандринские, нижнетроцкие кленовые сани (лётки), которые мог поднять подросток, без единого гвоздя, стянутые кожей и лыком. 26 лёток, изъял участковый в 2003 году и передал лесхозу (из браконьерской древесины были сделаны). Когда изъятое реализовали в счёт возмещения ущерба, к этому умельцу начали ездить за лётками со всей России. Одно утешает, кто-нибудь перенял секреты формования клёна, скопировал, передал другим.

Гафуровские, нижнетроицкие расшитые валенки - отдельная песня! У них даже подошва была толще накатана. Отороченные русскими, марийскими, татарскими орнаментами. Расшитые катанки втыкали занозы в сердца красавиц. Но ушли мастера, уникальные секреты канули в Лету. Попытки новодела в интернете не содержат главного - вековой души и гениальной народной простоты. В селах, например, Туймазинского и Шаранского районов не осталось даже тех, кто умеет плести лапти и гусиные гнезда, резчиков по липе. Поищите. Не найдете. Ни одного межрайонного центра народных промыслов, хотя бы какая-нибудь серьезная общественная организация? Кроме танцевально-песенных коллективов (они не пропадут) ничего нет в западной части Башкирии. Вспоминаю Евгения Кравченко (соавтора автомата Калашникова) из Серафимовки. Его резные оконные наличники приезжали в 80-е годы фотографировать из «Комсомольской правды». Учеников не оставил. Его дома с флигельками и изразцами, напоминавшие памятники зодчества, снесены.

Однажды в бане у приятеля меня поверг в эстетический шок простой дубовый ковш. Удобный, изящный и прочный: вставная ручка с незатейливой резьбой в выдолбленной бадейке-лодочке. Этим ковшом приятель колол орехи. Когда я попросил продать шедевр, ковш был отлакирован и поставлен дома на полку. Душа бизнесмена проснулась: «Единственная память от деда. Во! Мужики были раньше! Ножом и топориком за один зимний день сделал, - сказал он мне. - Я тоже попробую».

Туймазинский предприниматель-коневод открыл кумысный цех. Звонит мне, мол, были же у тебя знакомые кумысоделы? «Нетути, - говорю. - Бог прибрал. Ищи теперь по всей Башкирии».

Ему нужен был рецепт не казахского или монгольского, а башкирского кумыса от башкирской породы лошадей. С большим трудом нашёл 76-летнюю женщину, владевшую дедовским рецептом приготовления закваски... В Мордовии. Вроде бы воспроизвели вкус закваски башкирского кумыса. Для этого потребовались бочки из определённых пород дерева и мешки из кожи. По слухам первая партия оригинального башкирского сильно-кислого кумыса (бывают еще слабокислые) в бочке ушла за валюту в противотуберкулезный санаторий Казахстана.

Вымывание национальной аутентичности и ее замена западной гламурятиной подобно плесени, поражающей плод с краю. Во многих селах разучились плести, вязать, вышивать, выкладывать и разрисовывать печи, хлеб печь не умеют.

Сегодня японцы могут воспроизвести меч катану по технологии XII века, а мы ищем рецепт оригинальной закваски башкирского кумыса в Мордовии. Бортевой башкирский мед нас научат делать немцы (они учились у нас и внедрили это у себя).

Что мы покажем иностранцам через 30-40 лет? Одноразовый китч, выполненный бездушным промышленным способом? Они и так гребут его на Арбате. Что у нас осталось? Уфимское объединение народных промыслов «Агидель» на улице Трамвайной. Это кое-что. Хорошо еще, додумались перевести его на госфинансирование в начале 2000-х. Иначе давно бы затерялись уникальные мастера в банкротной мути. Потому что у них нет волосатой руки с когтями в качестве поддержки, иным уж за 50 лет.

Нужно немедленно внедрять хотя бы какое-то подобие госпрограммы по возрождению народных промыслов. Чтобы по всем селам ездили не только журналисты, но и группа из шорников, плотников, медоделов, ткачей, плетельщиков, фиксировала, распространяла уникальные рецепты и методики, проверенные столетиями. В противном случае мы получим поколение, верящее, что песни Надежды Бабкиной - это и есть фольклор, а лучший мед делают в Германии.