Кустарный музей. Морозова с.т

Кустарный музей. Морозова с.т

Музей-мастерская Д.А. Налбандяна был создан правительством Москвы на основе коллекции, переданной художником в дар городу в конце 1992 года. В квартиру в доме 8/2 на улице Горького (Тверская) Дмитрий Налбандян переехал в 1956 году. Окна второго корпуса выходили на здание Моссовета и Советскую (Тверскую) площадь с памятником основателю города Юрию Долгорукому, открытым в 1954 году. В этом доме жили Демьян Бедный, Илья Эренбург, Михаил Ромм, в 1958-м здесь был открыт книжный магазин №100 торгового Дома книги «Москва». Последние этажи дома решили отдать художникам – Кукрыниксам, Николаю Жукову, Федору Константинову, Владимиру Минаеву, Дмитрию Налбандяну… Сегодня в собрании музея-мастерской, структурного подразделения Музейно-выставочного объединения «Манеж», более 1500 работ художника: живописных полотен, этюдов, рисунков, фотографий, личных вещей. Дмитрий Налбандян родился в 1906 году в Тифлисе. Окончив Академию художеств Грузии в классах Евгения Лансере и Егише Татевосяна, в 1931 году Налбандян приезжает в Москву: работает карикатуристом в «Крокодиле», мультипликатором на «Мосфильме» и плакатистом в «Изогизе». В 1934 году произошло событие, во многом определившее судьбу художника, – в Кремле он встречается с Серго Орджоникидзе, другом своего отца Аркадия Налбандяна, убитого меньшевиками в Грузии. Орджоникидзе знакомит Налбандяна с Сергеем Кировым и вводит в круг партийной элиты. Вскоре Налбандян пишет свое первое большое полотно «Речь С.М. Кирова на XVII съезде ВКП(б)» – картина выставляется в Государственном музее изобразительных искусств, публикуется в газетах «Правда» и «Известия», тиражируется в репродукциях… Уже позже Налбандян станет членом Московского союза советских художников и членом Академии художеств, получит Сталинскую премию за портрет Сталина и Ленинскую – за образы ленинианы. Для советского зрителя Налбандян был «первой кистью» Политбюро, классиком социалистического реализма, портретистом-хроникером эпохи, автором придуманных и срежиссированных картин: «Владимир Маяковский в Грузии (Багдади) в 1927 году», «В.И. Ленин и А.М. Горький среди рыбаков на острове Капри. 1908 год», «Вернатун (Могучая кучка). Групповой портрет выдающихся деятелей армянской культуры», знакомых многим по репродукциям в журнале «Огонёк». Пейзажи и натюрморты Налбандяна известны гораздо меньше, хотя именно они говорят о нем как об «импрессионисте коровинского толка», способного передать настроение быстрой и легкой кистью. Налбандяна-графика знают еще меньше. Его рисунки – а это галерея первых лиц политики и искусства: Ленин, Сталин, Хрущев, Брежнев, Черненко… Сарьян, Рерих, Ван Клиберн, Катаев, Леонов… – за понятным исключением делались с натуры и сегодня представляют удивительные документы времени. В начале 1990-х Налбандян завещал часть коллекции своих произведений городу при условии, что они не покинут стен его мастерской. И сегодня Музей Д.А. Налбандяна воссоздает пространство жизни и творчества художника советского времени таким, каким оно было тогда.

Один из них - сподвижник Петра Великого Автоном Головин, служивший в чине стольника - владел двухэтажными палатами, выстроенными из камня в Шереметьевском переулке (ныне - Леонтьевский переулок, 7).

В 1871 году здание перешло в собственность Анатолия Мамонтова, который приходился братом Савве Мамонтову - предпринимателю и меценату. При новом хозяине во владениях открыли издательство, а также типографию. Для последней даже отстроили специальное помещение по проекту архитектора В.А. Гартмана (сегодня - Леонтьевский переулок, дом 5).

Издательство Мамонтова занималось выпуском детских книжек, страницы которых иллюстрировали такие художники, как Виктор Васнецов, Валентин Серов и Сергей Малютин.

В начале XX века владение разделили на две части, и правый участок с нынешним домом №7 в Леонтьевском переулке перешел в собственность к промышленнику и коллекционеру С.Т. Морозову.

Сергей Тимофеевич был страстным ценителем поделок народного промысла. Именно это его увлечение и предопределило историю и судьбу старинного здания.

В первую очередь Морозов заказал проект реконструкции дома известному архитектору . Старинным палатам придали вид древнерусского терема. Этот облик в неизменном виде дошел до наших дней.

Следующим шагом Сергея Тимофеевича стала передача обновленного строения в дар Кустарному музею, который в ту пору располагался на Большой Никитской улице и вел свою историю с 1885 года. Интересно знать, что именно в нем, в 1898 году, широкой публике впервые была представлена красавица-матрешка, расписывал которую художник Сергей Милютин.

Новые залы начали наполняться новыми шедеврами народного искусства. Посетители могли увидеть резные прялки и коромысла, а также скульптуры различных птиц и животных.

В 1911 году здание в Леонтьевском переулке, дом 7 приросло дополнительным объемом, где был открыт магазин, предлагавший посетителям Кустарного музея различные изделия и поделки народных промыслов России.

Несколько слов об архитектуре пристройки.

Возвели ее по инициативе самого С.Т. Морозова, а проект исполнили архитекторы и . Вход оформлен в виде крыльца в «древнерусском» стиле с присущими ему колоннами-бочонками. Крышу строения венчает флюгер, украшенный игрушечным изображением. В вестибюле поражает красотой керамический камин, эскиз которого выполнил художник Михаил Врубель.

Кустарный музей внес огромный вклад в сохранение и развитие российских художественных промыслов. Начиная с 1910-х годов его сотрудники не только участвовали в различных выставках и ярмарках, но и являлись их организаторами.

В наши дни в здании по адресу Леонтьевский переулок, дом 7 расположены и

Среди музеев, история которых неразрывно связана с деятельностью меценатов, особое место занимает Кустарный музей. Его правопреемником является Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства.

В 60-70-е годы XIX века в среде русской интеллигенции пробуждается интерес ко всему, что связано с проявлением национального в отечественной культуре. Начинается изучение, собирательство и коллекционирование предметов крестьянского искусства. Интерес общественности к народной культуре побудил и земские организации обратить внимание на кустарные ремесла, предпринять попытку улучшить состояние кустарных промыслов как особой области традиционной художественной культуры.

В 1882 году на Всероссийской промышленно-художественной выставке, проходившей в Москве на Ходынском поле, публике впервые широко были представлены изделия ремесленников Московской и других губерний Центральной России. Известный критик В. Стасов писал: «Из всех русских выставок, какие у нас до сих пор бывали, это самая великолепная выставка». Раздел кустарных промыслов имел оглушительных успех и привлек внимание общественности к проблемам кустарной отрасли.

Страстный любитель старины, прекрасный знаток искусства, представитель известной в России семьи предпринимателей и меценатов, Сергей Тимофеевич Морозов приобрел всю выставочную коллекцию изделий народных промыслов, которая и легла в основу будущего Кустарного музея.

Коллекция была размещена на улице Знаменка в доме В. Я. Лепешкиной, где через три года открылся Торгово-промышленный музей кустарных изделий. Еще спустя три года музей переехал в арендованное С. Т. Морозовым помещение на углу Никитской улицы и проезда Никитского бульвара, а в 1903 году обрел свой постоянный адрес - Леонтьевский переулок, 7.

Новый дом Кустарного музея в русско-византийском стиле был сооружен на средства С. Т. Морозова по проекту архитектора С. У. Соловьева. Позже, в 1911 году, здание музея расширяется за счет пристройки для магазина, выполненного по проекту архитекторов В. Н. Башкирова и А. Э. Эрихсона.

Кустарный музей занимал особое положение в культурной жизни столицы. Влияние его простиралось далеко за пределы Москвы, потому что музей не только выполнял собирательскую и научно-просветительскую функции, но и был двигателем кустарной отрасли.

Основная деятельность музея была направлена на оказание помощи и поддержки кустарям как носителям традиционной народной культуры. Музей должен был стать центром популяризации кустарных изделий, способствовать повышению их художественного уровня, оказывать помощь мастерам в совершенствовании своих работ, содействовать сбыту продукции кустарных промыслов, участвовать в организации школ, училищ и мастерских.

В 1900-е годы складывается структура Московского кустарного музея, в корне иная, чем в других музеях того времени. В Кустарном музее было создано три самостоятельных подразделения, выполнявших конкретные задачи: бюро по содействию промыслам, торговое отделение и «Музей образцов», которому отводилась особая роль: он стал своего рода художественно-экспериментальной лабораторией.

Для создания высокохудожественных образцов кустарных изделий, по которым мастера могли работать, были привлечены известные художники - братья Васнецовы, А. Я. Головин, В. Д. Поленов и многие другие. Коллекция музея постоянно пополнялась памятниками «русской старины», служившими образцами для разработки новых произведений, формирования художественного вкуса кустарей, сохранения и приумножения культурных традиций.

Чтобы снабжать ремесленников образцами и рисунками, С. Т. Морозов пополнял коллекцию музея памятниками прикладного искусства XVII-XIX веков, причем на свои средства.

Большое значение для популяризации и развития народных художественных промыслов России имело участие Кустарного музея в крупнейших российских и международных выставках.

Особое место среди них принадлежит Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Павильон кустарных изделий и рукоделия выделялся среди остальных выставочных павильонов своим национальным колоритом. Он представлял собой вереницу небольших деревянных построек в типичном стиле Русского Севера XVII века с избами и сельской деревянной церковью.

«Русская деревня» - «Village Russe», как окрестили французы это необычное строение, была сооружена по проекту художника К. А. Коровина архитектором И. Е. Бондаренко.

В 1920-1930-е годы Кустарный музей много делал для того, чтобы промыслы приспособились к новым социально-экономическим условиям. В частности, он сыграл большую роль в становлении и развитии лаковой миниатюры в древних иконописных центрах - Палехе, Мстере и Холуе, способствовал возрождению гжельской керамики.

В 1931 году на базе Кустарного музея был создан научно-исследовательский институт, с 1941 года именовавшийся НИИ художественной промышленности (НИИХП). Музей стал его структурным подразделением на правах отдела и получил название «Музей народного искусства».

В 1999 году по распоряжению Правительства Российской Федерации коллекция Музея народного искусства имени С. Т. Морозова была передана во Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПНИ).

С Петра Великого национальное русское искусство утратило свой самобытный характер, но старые самобытные основы не исчезли, - в народных глубинах они сохранились до наших дней. Отдельные чуткие художники, а вслед за ними и общественные организации сумели открыть живую красоту в самобытном русском искусстве и с большой настойчивостью принялись за его возрождение.

Живым очагом этого возрождения является в Москве Кустарный музей Московского губернского земства. Он помещается в Леонтьевском переулке, между Тверской и Никитской, в небольшом белом здании, простом и уютном: крыльцо с пузатыми приземистыми колоннами и окна с колончатыми наличниками дают своеобразный тон всему зданию. Глядя на эти два домовых корпуса, соединенных галерейным переходом с узорчатыми рамами в небольших оконцах, чувствуешь прелесть древней Москвы, когда все здания были так уютны и красиво просты.

Дом этот построен несколько лет тому назад и выдержан в строгом стиле средины XVII столетия. Строгость стиля особенно выгодно оттеняется сопоставлением с соседним зданием (№5, бывшая типография Мамонтовых), построенным в 70-х годах минувшего века по проекту арх. Гартмана, который один из первых начал разработку и применение к постройкам древнерусских архитектурных форм и тем положил начало так называемому ложно - русскому стилю.

Более тридцати лет тому назад Московское губернское земство, под влиянием знаменитых статистических исследований крестьянского быта Московской губ., которыми руководил отец русской земской статистики В.И. Орлов, решило показать на Всероссийской выставке (1882 г.) всю кустарную промышленность Московской губ.

Кустарными промыслами кормятся многие тысячи населения губернии, и кустарное дело существует здесь исстари.

Выставка наглядно показала, что эта исконная отрасль народного труда и творчества стоит не на должной высоте: несовершенство техники, пошлые образцы, навеянные фабричным производством, и однообразие изделий, - вот чем характеризовались изделия кустаря. Земству необходимо было после этого генерального смотра прийти на помощь кустарям в их работе, дать новое направление их деятельности и для большей экономической устойчивости объединить кустарные предприятия губернии.

Центром этого нового дела явился вновь сорганизованный кустарный музей-лавка, куда поступили коллекции с выставки; затем был открыт кредит кустарям, открыты склады в уездах и сделаны попытки сбыта продуктов и их технического и художественного усовершенствования .

Главная заслуга в этом деле принадлежит Московскому губернскому земству, но и многие уездные земства, со своей стороны, работали в том же направлении, а частные лица нередко приходили на помощь и своими средствами и своим личным участием. Здесь с особой признательностью следует отметить выдающуюся деятельность Сергея Тимофеевича Морозова .

В настоящее время дело Московского кустарного музея поставлено столь широко, что заслуживает большого внимания и является любопытной страницей в истории русской культуры.

В достижение основных своих целей - доставления дешевого кредита кустарям и наиболее выгодного сбыта их продуктов - музей раскинул по уездам губернии целую сеть своих учреждений.Им сорганизован из кустарей ряд артелей (игрушечников, сусальщиков, кружевниц и т.д.), открыты склады (корзин, сельскохозяйственных орудий), мастерские (щеточная, кружевная) и, наконец, художественно-столярная и резная мастерская-школа в Сергиевом Посаде, исконном и единственном на Руси месте кустарного производства игрушек. Устраивая мастерские, земство, конечно, не выпускает из виду и целей образовательных: оно стремится развить вкус кустаря на художественных образцах тех или иных изделий и вместе с тем ознакомитьего с усовершенствованными приемами работы и наилучшими материалами. Но конечная цель земства - выработать из кустарей мастеров, способных самостоятельно и правильно вести дальше свое дело.

Поэтому земство при посредстве музей всячески содействует возникновению в каждой кустарной отрасли кооперативных организаций и, по возникновении их и приобретении ими экономической устойчивости, передает им в руки свои мастерские, склады и т.д.

Так, в настоящее уже время возникли и весьма успешно работают кооперативные учреждения:складочно - потребительское общество в с. Большие Вяземы (близ ст. Голицыно Александр[овской] ж.д., Звенигород[ского] уезда), потребительское общество в д. Собакине (щёточники), Марфинская кузнечно-слесарная артель, Назарьевская артель (Верейский у.) счеточников (производство счетов) и многие другие.

Самой крупной организацией этого рода является «Общество взаимопомощи кустарей» в Троицком Посаде (с 1906 г.), имеющее свою библиотеку, мастерскую, лавку и банк; все эти учреждения помещаются в собственном большом каменном доме.

Являясь центром кустарных организаций губернии, музей выполняет очень важную, ответственную и многосложную работу: с одной стороны, через него идет сбыт всего, что сработано кустарями, а с другой, он является в роли руководителя, направляющего все дело кустарного производства. Музей следит за тем, чтобы кустарные изделия постоянно прогрессировали в смысле техническом и художественном.

Свое первое назначение музей выполняет через посредство постоянного магазина, в который принимает от кустарей их изделия, и складов; заботится о сбыте этих изделий, как в розницу, так и оптом, в Россию и за границу, и снабжает кустарей лучшим материалом для их производств.

Магазин имеет для продажи решительно все, что производят кустари, а для нужд оптовиков в нем устроена постоянная выставка образцов, по которым можно через музей делать заказы кустарям.

Дело музея поставлено уже настолько прочно, что успех его среди русских покупателей громаден. С каждым годом растут его обороты, достигнув внушительной цифры - полумиллиона.

Но об руку с материальным успехом идет и художественное усовершенствование кустарных изделий. Это сторона деятельности музея является едва ли не самой блестящей страницей в истории русского прикладного искусства и народно-художественного творчества. Эту страницу земству удалось вписать благодаря группе художников, оценивших красоту старинных русских изделий.

В 80-х годах прошлого века вокруг Саввы И. и Ел. Гр. Мамонтовых в их имении Абрамцеве (Дмитров[ c кого] уезда) зародился художественный кружок, в который входили Репин, В.Д. Поленов, Е.Д. Поленова, В.М. Васнецов и многие другие. Этот кружок и нужно считать родоначальником возрождения русской художественной промышленности вообще и кустарной в частности.

Е.Д. Поленова и Е.Г. Мамонтова, увлеченные красотой и глубокой художественностью русских народных резных изделий, еще уцелевших кое-где на нашем севере, с любовью и настойчивостью стали собирать и свозить их в Абрамцево.

Эта коллекция резных дуг, старинных коромысел, окончин , а также вышивок, набоек и т.п. из северных и средних русских губерний дала могучий толчок творчеству Е.Д. Поленовой, и в то же время у Е.Г. Мамонтовой явилась мысль устроить кустарную мастерскую в воссоздании этих художественных образцов в новых кустарных работах. Мастерская открыта была в Абрамцеве, и ее художественной руководительницей явилась Е.Д. Поленова, одно время всецело ушедшая в эту работу. Абрамцевская кустарная мастерская, действующая и поныне, выпустила длинный ряд деревянных художественных изделий, от которых веет подлинной, неувядаемой красотой.

Одновременно возникает другая мастерская в лесистой местности Смоленской губернии, в селе Талашкине (имение кн. Тенишевой), руководителем которой является художник С.В. Малютин, столь же увлеченный красотой старинного русского искусства. В Талашкине не только изделия мастерской, но и самая мастерская и другие постройки воспроизводят дух древнерусских сказочных мотивов. Театр, дом, мастерские на фоне сосновых лесов составляют чарующую сказочную группу.

Появление этих двух глубоко самобытных художественных очагов русского прикладного искусства, увлечение их руководителей русским орнаментом и попытки их восстановить исчезающую прелесть резных деревянных изделий увлекают и других художников, намечая путь, по которому неизбежно должно пойти живое кустарное производство. И, действительно, вслед за ними возникает уже целый ряд других подобных мастерских в различных уголках России.

Это художественное течение, конечно, захватило и Московский кустарный музей, который пригласил одного из пионеров этого движения,Н.Д. Бартрама , в руководители по художественной части.

Весть об интересных изделиях русского кустаря проникает через выставки все больше и больше за границу и, наконец, на выставке 1900 г. в Париже эти работы, имевшие огромный успех, окончательно упрочивают свою репутацию. Этот успех совместного творчества русского художника и русского кустаря настолько силен, что за границей появились даже подделки под русские кустарные изделия, а посланные Кустарным музеем на знаменитую Лейпцигскую мессу (ярмарку) образцы способствовали оживленным сношениям с крупнейшими заграничными рынками.

Теперь музей имеет торговые связи не только с Францией, Англией, Голландией и Бельгией, но даже и с Америкой.

Такой успех деятельности Московского музея привлекает к нему внимание других земств и кладет основание к объединению вокруг музея многих земств в деле развития кустарных промыслов; уже и в настоящее время он является центром не только для московских земств, но и для целого ряда других (Полтавского, Тверского, Новоторжского, Вятского, Вологодского и т.д.).

Земства эти в основу кладут те же принципы, что и Московский кустарный музей, т.е. самобытность и художественность изделий.

Художественная сторона этих изделий имеет для их будущего серьезное значение. Только эстетическая внешность наряду с техническим совершенством создаст им будущее и, вместе с тем, воспитывая кустаря, опять наполнит художественной красотой уже иссякшую в этом отношении нашу деревню.

Поэтому кустарный музей заботится о привлечении к своей работе целого ряда художников, заказывает им проекты изделий и вообще всячески старается содействовать правильному развитию художественной стороны кустарного дела.

Но главным двигателем в этом деле музей все же считает соприкосновение кустаря с подлинными старинными работами русских мастеров, которые не имели даже понятия о пошлых фабричных изделиях.

Музей уже несколько лет был занят собиранием старинных работ: резьбы, вышивок, набоек, рисунков, игрушек и т.п. Все это, обвеянное самобытной красотой, дается как мотив для новых кустарных работ.

Посещение Кустарногомузея, помимо ознакомления с любопытной стороной деятельности Московского земства на помощь населению, имеет и историко-художественный интерес.

Войдя в музей, поднимемся по теремной лестнице во второй этаж, в обширную залу - музей образцов - и обойдем ее справа налево.

Вся правая сторона от входа занята резьбой по дереву в различных видах. Тут и шкатулки, и ряд женских укладок, рубели, скалки и даже целый наличник с окна крестьянской избы. Все это очень старой работы - XVII ипервой половины XVIII ст., - от которой трудно оторваться. А наличник окна со ставнями работы XVII в.,у следующей стены, приводит прямо в восхищение орнаментом, резьбой и особенно барельефом под окном, где изображен Гамаюн, птица вещая.

Повернем направо, в небольшую комнатку, и мы попадем в какой-то сказочный теремок: стол, стулья, стены, ведра, ушаты, подсвечники - все это покрыто очаровательной резьбой. Но это не сказочный терем, это остаток былой народной красоты, когда-то разлитой по всему нашему северу и отчасти по средней полосе России. Ныне все это почти всюду исчезло, исключая некоторые отдаленные глухие уголки.

Средина большой залы занята образцами игрушек, как современных, так и старинных. Здесь же коллекция набоек и вышивок - другая уже исчезающая отрасль народного творчества, - и коллекция уже исчезнувшей кустарной работы - подлинные старинные лубочные картинки с героем Ерусланом и Сиринами и Алконостами, этими древнесказочными птицами радости и печали.

Под впечатлением красоты народного творчества мы спускаемся в прихожую. В будни мы увидим здесь армяки и поддевки, - это пришли кустари за тем или иным советом, за той или иной помощью. И в этом общении деревни с культурным земским учреждением - залог ее лучшего будущего и ее художественного возрождения.


Публикация и ссылки подготовлены Л.В.Бадя:
Печатается по: По Москве: Прогулки по Москве и ее художественным и просветительным учреждениям/под редакцией Н.А. Гейнике, Н.С. Елагина, Е.А. Ефимовой, И.И. Шитца. - М.: Издание М. и С. Сабашниковых, 1917. - С.434-440.


На этой выставке кустари российских губерний впервые выступили как самостоятельные промышленники, а их изделия широко представили специфическую часть традиционной художественной культуры

В 1885 г. Московским губернским земством был открыт Торгово-промышленный музей кустарных изделий, который первоначально располагался на Знаменке в доме Лепешкиной . Тудабыли переданы экспонатыМосковской губернии с Всероссийской художественно-промышленной выставки 1882 г. Задачи земского музея формулировались следующим образом: ознакомление публики с кустарными промыслами, содействие сбыту, улучшение техники промыслов и совершенствование образцов изделий. При музее функционировал склад, который принимал изделия от кустарей с целью комиссионной продажи.

Морозов Сергей Тимофеевич (1860-1944) - представитель знаменитой семьи Морозовых, выпускник Московского университета, большую часть жизни посвятил помощи кустарям. В 1888 г. земство, рассматривая вопрос о деятельности музея, установило, что его работа в основном свелась к торговым операциям. При губернской земской управе создали кустарную комиссию, в которую вошел С.Т. Морозов. в В 1890 г. он стал заведующим музея, перевел его на Большую Никитскую ул. По его проекту музей,чтобы «переустроить трудовую деятельность кустарей в соответствии с меняющимися общественными и экономическими условиями», стал заниматьсяобучением кустарей в показательных мастерских, в том числе через сеть своих учреждений в уездах. В 1903 г. он построил на свои средства новое здание по проекту архитектора С.У. Соловьева в Леонтьевском переулке, 7. В 1911 г. к трехэтажному зданию было пристроено помещение для магазина. Морозов заведовал музеем до 1897г. После этого его избрали почетным попечителем музея,он продолжал руководить им и методически совершенствовать его деятельность до 1925 г.

Бартрам Николай Дмитриевич (1873-1931) - художник , заведовал«Музеем образцов» - особой художественно-экспериментальной лабораторией Кустарного музея. Отдел занимался собиранием экспонатов, популяризацией промыслов, контактами с кустарями, устройством выставок, разработкой образцов изделий для промыслов. Преподавал в учебных мастерских кустарного дела Московского губернского земства в 1907-1916 гг. Организатор и первый директор первого в России музея игрушки, выросшего из отдела Кустарного музея (ныне - Художественно-педагогический музей игрушки РАО, г. Сергиев Посад).