Православный крест в круге. Константиновский монограммный крест. Крест в форме буквы «Т»

Православный крест в круге. Константиновский монограммный крест. Крест в форме буквы «Т»
Православный крест в круге. Константиновский монограммный крест. Крест в форме буквы «Т»

В ветхозаветной церкви, состоящей в основном из евреев, распятие, как известно, не применялось, и казнили, по обычаю, тремя способами: побивали камнями, сожигали живьем и вешали на дереве. Поэтому “и пишется у них о висельниках: “проклят всякий висящий на древе” (Втор. 21:23)”, поясняет Святитель Димитрий Ростовский (Розыск, ч. 2, гл. 24). Четвертая же казнь – усечение головы мечом – прибавилась у них в эпоху Царств.
А крестная казнь была тогда языческой Греко-Римской традицией, и еврейский народ познал ее лишь за несколько десятилетий до Рождества Христова, когда римляне распяли их последнего законного царя Антигона. Поэтому в ветхозаветных текстах нет и не может быть никаких даже подобий креста в качестве орудия казни: как со стороны названия, так и со стороны формы; но, напротив, там имеется множество свидетельств: 1) о деяниях человеческих, образ креста Господня пророчески предобразовавших, 2) о предметах известных, силу и древо креста таинственно предначертавших и 3) о видениях и откровениях, самое страдание Господне предызобразивших.

Например, визуализируйте свое божественное осознание, поднимающееся и устанавливающее, как солнце, с центром креста в качестве фокуса баланса. Как насчет вертикальной перекладины? Это может хорошо представлять прошлое и будущее с центральной точкой, представляющей настоящее. Кельтский вид установил западное направление с отражающим качеством и прямым качеством на восток. Мы можем количественно оценить это, наблюдая за заходящим солнцем как прощание с днем. Подобным же образом, рассветное солнце станет предвестником новизны, добро пожаловать в будущий день.

Сам же крест, как страшное орудие позорной казни, избранное сатаной знаменем смертоносности, вызывал непреодолимый страх и ужас, но, благодаря Христу-Победителю, он стал желанным трофеем, вызывающим радостные чувства. Поэтому и святой Ипполит Римский – муж Апостольский – восклицал: “и у Церкви есть свой трофей над смертью – это Крест Христов, который она носит на себе”, и святой Павел – Апостол языков – писал в своем Послании: “желаю хвалиться (…) только крестом Господа нашего Иисуса Христа” (Гал. 6:14). “Смотри, сколь вожделенным и достолюбезным соделалось сие столь ужасное и поносное (позорное – славян.) в древности знамение жесточайших казней”, – свидетельствовал святитель Иоанн Златоуст. И Апостольский муж – святой Иустин Философ – утверждал: “Крест, как предсказал пророк, есть величайший символ силы и власти Христовой” (Апология, § 55).

Слово о кругах вокруг креста. Этот добавленный элемент кельтского креста приносит смысл объединения, целостности, целостности и включения. Со всеми мощными соображениями, обсуждаемыми в этой статье, это делает хороший духовный смысл включать всю эту добродетель. Это включение может быть символически представлено окружением креста.

Это всего лишь несколько замечаний о значении значения кельтского креста. Символизм - это выражение личной власти на нескольких уровнях. Кельтский крест может быть источником большой силы, но только тогда, когда вы сделаете его личным. Латинский крест с двумя лучами вместо одного известен как крест Лотарингии, патриархальный крест, архепископальный крест. Этот знак также является крестом Греческой Православной Церкви. Он использовался, например, в Белоруссии в средние века, и до сих пор там распространен.

Вообще же “символ” – по-гречески “соединение”, и означает или средство, осуществляющее соединенность, или обнаружение невидимой реальности через видимую натуральность, или выражаемость понятия изображением.
В новозаветной Церкви, возникшей в Палестине в основном из бывших иудеев, сначала привитие символических изображений было затруднено по причине приверженности их к своим прежним преданиям, строго запрещавшим изображения и тем самым ограждавшим ветхозаветную церковь от влияния языческого идолобесия. Впрочем, как известно, Промысл Божий уже тогда давал ей много уроков символического и иконографического языка. Например: Бог, запретив пророку Иезекилю говорить, повелел ему начертать на кирпиче изображение осады Иерусалима в “знамение сынам израилевым” (Иез. 4:3). И понятно, что со временем, при увеличении числа христиан из других народов, где традиционно допускались изображения, такое одностороннее влияние иудейского элемента, конечно же, ослабевало и постепенно исчезало совсем.
Уже с первых веков христианства, по причине преследования последователей распятого Искупителя, христиане принуждены были скрываться, исполняя свои обряды втайне. А отсутствие христианской государственности – внешней ограды Церкви и продолжительность такого угнетенного положения отразились на развитии богослужения и символики.
И по сей день сохранились в Церкви меры предосторожности для охранения самого учения да и святынь от зловредного любопытства врагов Христовых. Для примера, Иконостас – порождение Таинства причащения, подлежащего предохранительным мерам; или диаконский возглас: “елицы оглашенные изыдите” между литургиями оглашенных и верных, несомненно, напоминает нам, что “мы совершаем Таинство, затворив двери, и запрещаем непосвященным быть при оном”, пишет Златоустый (Беседа 24, Мф.).
Вспомним, как известный Римский лицедей и мим Генесий по приказу императора Диоклетиана в 268 году выставлял в цирке на посмешище Таинство крещения. Какое чудесное действие оказали на него произнесенные слова, видим из жития блаженного мученика Генесия: покаявшись, он принял крещение и вместе с приготовленными для публичной казни христианами “был первым усечен главою”. Этот далеко не единственный факт поругания святыни – пример того, что многое из христианских тайн сделалось известным язычникам уже давно.
“Мир сей, – по слову Тайновидца Иоанна, – весь лежащий во зле” (1 Ин. 5:19), и есть та агрессивная среда, в которой Церковь борется за спасение людей и которая вынудила христиан уже с первых веков употреблять условный символический язык: сокращения, монограммы, символические изображения и знаки.
Этот новый язык Церкви помогает посвящать новообращенного в тайну Креста постепенно, разумеется, с учетом его духовного возраста. Ведь необходимость (как добровольного условия) постепенности в раскрытии догматов оглашенным, готовящимся к принятию крещения, основана на словах Самого Спасителя (см. Мф. 7;6и1 Кор. 3:1). Именно поэтому святитель Кирилл Иерусалимский разделил свои проповеди на две части: первую -из 18 огласительных, где ни слова о Таинствах, и вторую – из 5 тайноводственных, объясняющих верным все церковные Таинства. В предисловии он убеждает оглашенных не передавать услышанное посторонним: “когда опытом изведаешь высоту преподаваемого, тогда узнаешь, что оглашаемые недостойны слышать его”. И святитель Иоанн Златоуст писал: “я желал бы открыто говорить об этом, но опасаюсь непосвященных. Ибо они затрудняют беседу нашу, заставляя нас говорить неясно и прикровенно” (Беседа 40, 1 Кор.). О том же говорится и у блаженного Феодорита, епископа Киррского: “о божественных тайнах, по причине непосвященных, беседуем прикровенно; по удалении же таковых, которые сподобились тайноводства, тех учим ясно” (15 вопр. Числ.).
Таким образом, изобразительные символы, ограждающие собой словесные формулы догматов и Таинств, не только улучшили способ выражения, но и, будучи новым священным языком, еще надежнее защитили церковное учение от агрессивного профанирования. Мы и до сего дня, как научил Апостол Павел, “проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную” (1 Кор. 2:7).

Это восьмиконечный крест, представляющий восемь частей или динамику жизни, через которую каждый человек стремится выжить. Этими частями являются: стремление к существованию как личности, как личности; стремление выжить через творчество, в том числе семейное подразделение и воспитание детей; стремление выжить через группу лиц или группу; стремление к выживанию через все человечество и как все человечество; стремление выжить как формы жизни и с помощью форм жизни, таких как животные, птицы, насекомые, рыба и растительность; стремление выжить от физической вселенной, самой физической Вселенной и с помощью физической вселенной и каждой из ее составных частей; стремление выжить как духовные существа или стремление к самой жизни, чтобы выжить; стремление к существованию как бесконечность.

Крест Т-образный “антониевский”

В южных и восточных частях Римской империи для казни преступников применялось орудие, называемое со времен Моисея “египетским” крестом и напоминающее букву “Т” в европейских языках. “Греческая буква Т, – писал граф А. С. Уваров, – одна из форм креста, употребляемая для распятий” (Христианская символика, М., 1908, стр. 76)
“Число 300, выражаемое по-гречески чрез букву Т, служило также со времен Апостольских для обозначения креста, – сообщает известный литургист архимандрит Гавриил. – Эта Греческая буква Т встречается в надписи гробницы III века, открытой в катакомбах святого Каллиста. (…) Такой образ буквы Т встречается на одном сердолике, гравированном во II веке” (Руководство по литургике, Тверь, 1886, стр. 344)
О том же рассуждает и святитель Димитрий Ростовский: “Изображение Греческое, “Тав” называемое, которым Ангел Господень сделал “знак на челах” (Иез. 9:4) Божиих людей в Иерусалиме, для ограничения от надвигающегося смертоубийства, видел в откровении святой Иезекиль пророк. (…)

Для того, чтобы жить счастливо в отношении каждой из этих сфер существования, символизируется крестом Саентологии. Крест Саентологии символизирует способность жить счастливо во всех восьми динамиках и триумфе духа. Интересно, что крест как символ предшествует христианству.

В прежние времена мексиканцы поклонялись кресту как тота. Эта практика обращения с куском дерева с названием «отец» также упоминается в Библии. Когда израильтяне смешали идолопоклонство со своей религией, они сказали запасу: «Ты мой отец», но это противоречит Священным Писаниям назвать кусок дерева по названию «отец».

Если приложим к этому изображению наверху титлу Христову таким образом, тотчас четвероконечный крест Христов увидим. Следовательно, там видел Иезекиль прообразование четвероконечного креста” (Розыск, М., 1855, кн. 2, гл. 24, стр. 458).
То же самое утвержает и Тертуллиан: “Греческая буква Тав и наше латинское Т составляют настоящую форму креста, которая, по пророчеству, должна будет изобразиться на наших челах в истинном Иерусалиме”.
“Если в христианских монограммах находится буква Т, то эта буква таким образом расположена, чтобы явственнее выступать перед всеми другими, так как Т считался не только символом, но даже и самым изображением креста. Пример такой монограммы находится на саркофаге III века” (Гр. Уваров, стр. 81). Согласно церковному Преданию, святой Антоний Великий носил на своих одеждах крест-Тау. Или, к примеру, святой Зенон, епископ города Вероны, поставил на крыше возведенной им в 362 году базилики крест в форме Т.

В прошлом веке в Италии, прежде чем люди знали что-либо о цивилизации цивилизации, они верили в крест как религиозный символ. Он считался защитником и помещался в гробницы. Вестальные Девственники поклонения солнцу Рим носили крест, отстраненный от своих ожерелий, как теперь делают монахини Римско-католической церкви.

Католическая энциклопедия признает, что знак креста, представленный в его простейшей форме пересечением двух линий под прямым углом, очень преувеличивает как на Востоке, так и на Западе введение христианства.

Крест “Египетский иероглиф Анх”

Иисус Христос – Победитель смерти – устами царепророка Соломона возвестил: “кто нашел Меня, тот нашел жизнь” (Прит. 8:35), и по воплощении Своем вторил: “Я семь воскресе и жизнь” (Ин. 11:25). Уже с первых веков христианства для символического изображения креста живоносного употреблялся, напоминающий его по форме, египетский иероглиф “anch”, обозначавший понятие “жизнь”.

Он восходит к очень отдаленной периода человеческой цивилизации. «Но поскольку Иисус умер на кресте, - спросил он, - разве это не означает, что это христианский символ?» Это правда, что в большинстве умов крест теперь стал ассоциироваться со Христом. Но те, кто знает свою историю и суеверные способы ее использования, особенно в прошлые века, могут видеть другую сторону монеты. Хотя это звучит грубо, кто-то спросил: «Предположим, что Иисус был убит дробовиком, разве это было бы повод для того, чтобы иметь ружье, свисающее с шеи или на крыше церкви?» Это сводится к следующему: важно не то, что, но кто - кто это был, что умер, а не инструмент смерти.

Крест “буквенный”

И другие буквы (из разных языков), приводимые ниже, также использовались первыми христианами в качестве символов креста. Такое изображение креста не отпугивало язычников, будучи для них знакомым. “И действительно, как видно из надписей Синайских, – сообщает граф А. С. Уваров, – буква принималась за символ и за настоящее изображение креста” (Христианская символика, ч. 1, стр. 81). В первые века христианства важна была, конечно, не художественная сторона символического изображения, но удобство его применения к прикровенному понятию.

Амвросий сделал правильный ответ, сказав: «Давайте обожаем Христа, нашего Царя, который висел на дереве, а не на дереве». Традиция приписывает изобретение наказания креста женщине, королеве Семирамида! Христос умер на одном кресте - каким бы он ни был - и все же в католической религии используется множество видов крестов. Здесь показаны несколько различных типов. Страница в «Католической энциклопедии» показывает сорок крестов! Если католическое использование креста начиналось просто с креста Христа - и на него не влияло богослужение солнца - почему так много разных типов крестов?

Крест “якореобразный”

Первоначально этот символ попался археологам на Солунской надписи III века, в Риме – в 230-м, а в Галлии – в 474 году. А из “Христианской символики” узнаем, что “в пещерах Претекстата находимы были плиты без всяких надписей, с одним изображением “якоря” ” (Гр. Уваров, стр. 114).

В своем Послании Апостол Павел поучает, что христиане имеют возможность “взяться за предлежащую надежду (т.е. Крест), которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий” (Евр. 6:18-19). Этот, по слову Апостола, “якорь” , символически прикрывающий крест от поругания неверных, а верным открывающий подлинный его смысл, как избавление от последствий греха, и есть наша крепкая надежда.

Говорит известный писатель: Из нескольких разновидностей креста, все еще в моде, как национальные и церковные эмблемы, отличающиеся знакомыми названиями Андрея, мальтийского, греческого, латинского и т.д. Нет никого среди их существование которых не может быть отнесено к самой отдаленной древности!

Крест, известный как крест Тау, широко использовался в Египте. В более поздние времена египетские христиане, привлеченные его формой и, возможно, своим символизмом, приняли его как эмблему креста. Греческий крест был также найден на египетских памятниках. Эта форма креста была использована в Фригия, где она украшала гробницу Мидаса. Среди руин Ниневии король изображен на мальтийском кресте на груди. Форма креста, которая сегодня известна как латинский крест, использовалась этрусками, как видно на древняя могила поклонения солнцу с крылатыми ангелами по обе стороны от нее.

Церковный корабль, образно говоря, по волнам бурной временной жизни доставляет всех желающих в тихую пристань жизни вечной. Поэтому “якорь”, будучи крестообразным, сделался у христиан символом надежды на крепчайший плод Креста Христова – Царство Небесное, хотя греки и римляне, тоже пользуясь этим знаком, усваивали ему значение “прочности” только дел земных.

Среди кумов в Южной Америке то, что называлось крестом Андрея Первозванного, считалось защитником от злых духов. Крест, который мы показываем здесь, сегодня называется крестом Голгофы, но этот рисунок из древней надписи в Фессалии, которая датируется периодом до христианской эры! Иисус умер на одном кресте - какая у него была форма? Некоторые считают, что это был просто мучительный пакет без какой-либо крестики. Английское слово «крест» автоматически передает смысл, что две части дерева пересекают друг друга в какой-то точке или под углом.

Но греческое слово, из которого «крест» переводится в Новом Завете, стауро, не требует этого значения. Само слово просто означает вертикальную ставку или пост. Если инструмент, на котором умер Иисус, был не более того, это не был «крест» вообще! Это ясно показало бы глупость многих типов крестов, которые «христианизированы». С другой стороны, утверждение Томаса о печати гвоздей в руках Иисуса могло указывать на то, что на костре был включен крест, потому что на одной доле его руки, вероятно, были бы пробиты одним гвоздем.

Крест монограммный “доконстантиновский”

Известный специалист по литургическому богословию – архимандрит Гавриил пишет, что “в монограмме, начертанной на надгробном камне (III века) и имеющей форму Андреевского креста, вертикально пересеченного чертою (рис.8), есть прикровенное изображение креста” (Руков. стр. 343).
Эта монограмма была составлена из Греческих начальных букв имени Иисуса Христа, путем перекрестного их совмещения: а именно буквы “1” (йот) и буквы “X” (хи).

Это, в сочетании с тем, что над его головой было пространство над головой, будет склоняться к тому, что было названо латинским крестом. Кресты, имеющие форму Т или Х, могут быть устранены, так как они, вероятно, не позволят над пространством над головой надписи над головой.

Что касается точной формы креста Христа, нам не нужно слишком беспокоиться. Все такие аргументы исчезают в ничтожестве по сравнению с реальным значением креста - не куском дерева, - но вечным искуплением, совершенным смертью Христа на кресте. В этом мире действительно не имеет значения, каковы ваши личные религиозные убеждения, но то, что происходит в современном мире, имеет все, что связано с поклонением Солнца.

Эта монограмма нередко встречается и в послеконстантиновский период; например, можем видеть ее изображение в мозаическом исполнении на сводах Архиепископской капеллы конца V века в Равенне.

Крест-монограмма “посох пастыря”

Прообразуя Христа-Пастыря, Господь сообщил посоху Моисея чудодейственную силу (Исх. 4:2-5) в знак пастырской власти над словесными овцами ветхозаветной церкви, затем и посоху Аарона (Исх. 2:8-10). Божественный Отец, устами пророка Михея, говорит Единородному Сыну: “Паси народ Твой жезлом Твоим, овец наследия Твоего” (Мих. 7:14). “Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец” (Ин. 10:11), – отвечает Небесному Отцу возлюбленный Сын.
Граф А. С. Уваров, описывая находки катакомбного периода, сообщил о том, что: “глиняная лампа, найденная в римских пещерах, показывает нам весьма ясно, каким образом рисовали загнутый посох вместо всего символа пастыря. На нижней части этой лампы посох изображен пересекающим букву X, первую букву имени Христа, что в совокупности образует монограмму Спасителя” (Христ. симв. стр. 184).
Вначале форма египетского жезла была подобна именно пастушескому посоху, верхняя часть которого загнута вниз. Все архиереи Византии награждались “посохом пастыря” только из рук императоров, а в XVII веке все Российские патриархи получали свой первосвятительский жезл из рук царствующих самодержцев.

Изготовление крестов, их покупка или их представление на одежде или стенах и тому подобное являются одним из запретных вещей, которые мусульманин не может совершить. Ему не разрешено создавать их или помогать им. Скорее, он должен бояться Аллаха, возвышенного Он, и остерегаться символов неверия, которые христиане сделали из их религии.

Шейх аль-Ислам Ибн Таймийя, да помилует его Аллах, сказал: Крест не может быть произведен против оплаты или даже без оплаты, а также не может быть продан. «Конечно, Аллах запретил продажу алкоголя, мертвых, свиней и статуй идолов». Он может помиловать Аллаха, спросил в «Лика» в Аль-Баб аль-Мафтуха Мы находимся в здании в одной из наших стран который состоит из десяти этажей, и в котором все окна имеют форму крестов, и они выглядят так же, как те, которые проектируют жители Запада для своих домов.

Крест “Бургундский”, или “Андреевский”

Святой мученик Иустин Философ, разъясняя вопрос о том, откуда язычникам еще до Рождества Христова стали известны крестообразные символы, утверждал: “То, что у Платона в Тимее говорится (…) о Сыне Божием (…), что Бог поместил Его во вселенной наподобие буквы X, он также заимствовал у Моисея!. Ибо в Моисеевых писаниях рассказано, что (…) Моисей по вдохновению и действию Божию взял медь и сделал образ креста (…) и сказал народу: если вы посмотрите на этот образ и уверуете, вы спасетесь чрез него (Числ. 21:8) (Ин. 3:14). (…) Платон прочитал это и, не зная точно и не сообразивши, что то был образ (вертикального) креста, а видя только фигуру буквы X, сказал, что сила, ближайшая к первому Богу, была во вселенной наподобие буквы X” (Апология 1, § 60).
Буква “X” греческого алфавита уже со II века служила основанием для монограммных символов, и не только потому, что она скрыла имя Христа; ведь, как известно, “древние писатели находят форму креста в букве X, который называется Андреевским, потому что, по преданию, на таком кресте кончил свою жизнь Апостол Андрей”, писал архимандрит Гавриил (Руков. стр. 345).
Около 1700 года помазанник Божий Петр Великий, желая выразить религиозное отличие православной России от еретичествующего Запада, поместил изображение Андреевского креста на государственном Гербе, на своей ручной печати, на военно-морском флаге и.т.д. Его собственноручное объяснение гласит, что: “крест Святого Андрея (принят) того ради, что от сего Апостола приняла Россия святое крещение”.

Он ответил: О, брат мой, Аллах, это требует посещения небоскреба. Не все, что имеет форму креста, также является крестом, потому что в противном случае мы бы сказали, что знак добавления запрещен или что строительство, которое люди на Западе используют для орошения своих полей, запрещено, поскольку известно, что у него две скрещенные деревянные доски, Крест имеет свою особую форму, и он также имеет свои связи или подсказки, указывающие, что это крест. Соответственно, требуется посещение зданий.

Основные размеры красиво-горизонтальной религиозности. Он представляет и комментирует некоторые простые частоты в отношении убеждений, причастности и религиозных сил, а также некоторые переходы религиозной принадлежности со структурными переменными. Модуль религии исследования столичного региона Белу-Оризонти.

Крест “монограмма Константина”

Святому Равноапостольному Царю Константину “во сне явился Христос Сын Божий с виденным на небе знамением и повелел, сделав знамя, подобное этому виденному на небе, употреблять его для защиты от нападения врагов”, повествует церковный историк Евсевий Памфил в своей “Книге первой о жизни блаженного Царя Константина” (гл. 29). “Это знамя случилось видеть и нам собственными очами, – продолжает Евсевий (гл. 30). – Оно имело следующий вид: на длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, образовавшая с копьем знак креста (…), а на нем символ спасительного наименования: две буквы показывали имя Христа (…), из середины которых выходила буква “Р”. Эти буквы Царь впоследствии имел обычай носить и на шлеме” (гл. 31).
“Комбинация (совмещенных) букв, известная под именем монограммы Константина, составленная из двух первых букв слова Христос – “Хи” и “Ро”, – пишет литургист архимандрит Гавриил, – эта Константиновская монограмма встречается на монетах Императора Константина” (стр. 344).

Каждая группа отвечала за тематический модуль вопросника, являясь религией главной целью наших рассуждений. Кроме того, мы используем базовые, расовые и стратификационные модули для некоторых переходов. Дизайн модуля религии был разработан таким образом, что с небольшим количеством вопросов он приводил не только данные о религиозной принадлежности народа, но и об их институциональных связях с «профессиональными» церквями и магами, а также во вселенной из магически-религиозных верований и даже магических способностей, которые они допускают.

Как известно, эта монограмма получила довольно широкое распространение: отчеканена была впервые еще на известной бронзовой монете императора Траяна Декия (249 -251 гг.) в Лидийском городе Меонии; была изображена на сосуде 397 года; вырезана была на надгробных плитах первых пяти веков или, к примеру, фресочно изображена на штукатурке в пещерах святого Сикста (Гр. Уваров, стр. 85).

Первый вопрос, по убеждениям, прямо спросил собеседника, верил ли он в ряд вещей, определенных в соответствии со ссылками в социологии религии в Бразилии. Второй спросил, участвовал ли он в ряде религиозных мероприятий. Третий, если он полагал, что у него есть набор подарков, которые ему также были представлены, и только тогда мы спросили, к какой религии он принадлежал, а также в этом случае мы представили варианты.

Этот порядок вопросов, а также вопросов, излагаемых в каждом из них, был заимствован из предположения, широко отмеченного в качественных исследованиях, сильной синкретической отметкой в ​​бразильской религиозности. Таким образом, мы хотели дать интервьюируемым возможность указать свои идеи и магико-религиозные действия, а не дать им определение, напоминая им о возможностях, которые могут оставаться скрытыми от прямого и общепринятого подхода. Как будет видно, эта стратегия подготовила набор данных, которые, если, с одной стороны, соответствуют теоретическим предположениям исследования, с другой стороны, показывают довольно необычные и подталкивающие измерения, с точки зрения их культурного значения, религиозной жизни из Белу-Оризонти.

Крест монограммный “послеконстантиновский”

“Иногда буква Т, – пишет архимандрит Гавриил, – встречается в соединении с буквой Р, что можно видеть в усыпальнице святого Каллиста в эпитафии” (стр. 344). Эта монограмма имеется и на греческих плитах, найденных в г. Мегаре, и на надгробиях кладбища святого Матфея в г. Тире.
Словами “се, Царь ваш” (Ин. 19:14) Пилат в первую очередь указал на благородное происхождение Иисуса из царской династии Давида, в отличие от безродных самозваных четвертовластников, и мысль эту письменно изложил “над головою Его” (Мф. 27:37), что, конечно же, вызвало недовольство властолюбивых первосвященников, похитивших у царей власть над народом Божиим. И именно поэтому Апостолы, проповедуя Воскресение распятого Христа и открыто “почитая, – как видно из Деяний Апостольских, – царем Иисуса” (Деян. 17;7), терпели от духовенства через обманутый народ сильные гонения.
Греческая буква “Р” (ро) – первая в слове по-латински “Pax”, по-римски “Rex”, по-русски Царь, – символизирующая Царя Иисуса, находится над буквой “Т” (тав), означающей Его крест; и вместе они напоминают слова из благовестия Апостольского, что вся наша сила и мудрость в Распятом Царе (1 Кор. 1:23 – 24).
Таким образом, “и эта монограмма, согласно толкованию святого Иустина, служила знамением Креста Христова (…), получила такое обширное значение в символике только после первой монограммы. (…) В Риме (…) стала общеупотребительною не прежде 355 года, а в Галлии – не прежде V века” (Гр. Уваров, стр. 77).

Крест монограммный “солнцеобразный”

Уже на монетах IV века встречается монограмма “I”исуса “ХР”иста “солнцеобразная”, “ибо Господь Бог, – как учит Священное Писание, – есть солнце” (Пс. 84:12).
Самая известная, “константиновская”, “монограмма подвергалась некоторым изменениям: прибавлена была еще черта или буква “I”, пересекающая монограмму поперек” (Архим. Гавриил, стр. 344).
Этот “солнцеобразный” крест символизирует исполнение пророчества о всепросвещающей и всепобеждающей силе Креста Христова: “А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцелением лучах Его, – возвещал Духом Святым пророк Малахия, – и будете попирать нечестивых; ибо они будут прахом под стопами ног ваших” (4:2-3).

Крест монограммный “трезубец”

Когда Спаситель проходил близ моря Галилейского, Он увидел рыбаков, забрасывающих сети в воду, будущих Своих учеников. “И говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков” (Мф. 4:19). А позднее, сидя у моря, Он поучал народ Своими притчами: “подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода” (Мф. 13:47). “Признав в снарядах для рыболовства символическое значение Царствия Небесного, – говорится в “Христианской символике”, – мы можем предположить, что все формулы, относящиеся к тому же понятию, иконно выражались этими общими символами. К таким же снарядам надо отнести трезубец, которым ловили рыбу, как теперь ловят баграми” (Гр. Уваров, 147).
Таким образом, трезубчатая монограмма Христа издавна означает причастность к Таинству крещения, как уловление в сети Божьего Царства. Например, на древнем памятнике скульптора Евтропия высечена надпись, говорящая о принятии им крещения и заканчивающаяся монограммой-трезубцем (Гр. Уваров, стр. 99).

Крест монограммный “константиновский”

Из церковной археологии и истории известно, что на древних памятниках письменности и архитектуры нередко встречается и вариант совмещения букв “Хи” и “Ро” в монограмме святого Царя Константина, Богоизбранного преемника Христа-Господа на престоле Давидовом.
Только с IV века постоянно изображаемый крест стал освобождаться от монограммной оболочки, терять свою символическую окраску, приближаясь к настоящей своей форме, напоминающей то букву “I”, то букву “X”.
Эти изменения в изображении креста произошли благодаря появлению христианской государственности, основанной на его открытом почитании и прославлении.

Крест круглый “нахлебный”

По древнему обыкновению, как свидетельствуют Гораций и Марциал, христиане надрезывали выпекаемый хлеб крестообразно, чтобы было легче его ломать. Но еще задолго до Иисуса Христа сие было на Востоке символическим преобразованием: надрезаемый крест, разделяющий целое на части, соединяет их употребивших, исцеляет разделенность.
Такие круглые хлебы изображены, к примеру, на надписи Синтрофиона разделенными на четыре части крестом, а на надгробии из пещеры святой Лукины разделенными на шесть частей монограммой III века.

В прямой связи с Таинством причащения на потирах, фелонях и других вещах изображали хлеб как символ Тела Христова, преломляемого за наши грехи.
Сам же круг до Рождества Христова изображался как неолицетворенная еще идея бессмертия и вечности. Ныне же верою уразумеваем, что Сам “Сын Божий есть бесконечный круг, – по слову святого Климента Александрийского, – в коем все силы сходятся”.

Крест катакомбный, или “знамение победы”

“В катакомбах и вообще на древних памятниках несравненно чаще встречаются кресты четвероконечные, чем какой-либо другой формы, – отмечает архимандрит Гавриил. Этот образ креста особенно сделался важным для христиан с тех пор, как Сам Бог показал на небе знамение креста четвероконечного” (Руков. стр. 345).
О том, как все это произошло, обстоятельно повествует знаменитый историк Евсевий Памфал в своей “Книге первой о жизни блаженного Царя Константина”.
“Однажды, в полуденные часы дня, когда солнце начало уже склоняться к западу, – говорил Царь, – я собственными очами видел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста с надписью “Сим побеждай!” Это зрелище объяло ужасом как его самого, так и все войско, которое следовало за ним и продолжало созерцать явившееся чудо (гл. 28).
Было это в 28-й день октября 312 года, когда Константин с войском шел против Максентия, заключившегося в Риме. Это чудесное явление креста среди белого дня засвидетельствовано и многими современными писателями со слов очевидцев.
Особенно важно свидетельство исповедника Артемия перед Юлианом Отступником, которому при допросе Артемий говорил:
“Христос свыше призвал Константина, когда он вел войну против Максентия, показав ему в полдень знамение креста, лучезарно сиявшее над солнцем и звездовидными римскими буквами предсказавшее ему победу на войне. Быв сами там, мы видели Его знамение и читали буквы, видело его и все войско: много свидетелей этому и в твоем войске, если только ты захочешь спросить их” (гл. 29).
“Силою Божией святой Император Константин одержал блистательную победу над тираном Максентием, творившим в Риме нечестивые и злодейские поступки” (гл. 39).
Таким образом, крест, бывший прежде у язычников орудием позорной казни, стал при Императоре Константине Великом знамением победы – торжества христианства над язычеством и предметом самого глубокого почитания.
Например, согласно новеллам святого Императора Юстиниана, подобные кресты должны были ставиться на договорах и означали подпись, “достойную всякого доверия” (кн. 73, гл. 8). Изображением креста скреплялись также и деяния (решения) Соборов. В одном из императорских постановлений говорится: “повелеваем всякое соборное деяние, которое утверждено знамением святого Креста Христова, так хранить и так ему быть, как оно есть”.

Вообще же такая форма креста наиболее часто употребляется в орнаментах

Для украшения храмов, икон, священнических облачений и иной церковной утвари.

Крест на Руси “патриарший”, или на Западе “лоренский”

Факт, доказывающий употребление уже с середины прошлого тысячелетия так называемого “патриаршего креста”, подтверждается многочисленными данными из области церковной археологии. Именно такая форма шестиконечного креста была изображена на печати наместника византийского Императора в городе Корсуни.
Этот же вид креста имел широкое распространение и на Западе под названием “лоренского”.
Для примера из русской традиции укажем хотя бы на хранящийся в Музее древнерусского исскуства имени Андрея Рублева большой медный крест преподобного Авраамия Ростовского XVIII века, отлитый по иконографическим образцам XI века.

Крест четырехконечный, или латинский “immissa”

В учебнике “Храм Божий и церковные службы” сообщается, что “сильным побуждением для почитания прямого изображения креста, а не монограммного, было обретение Честного и Животворящего Креста матерью святого Царя Константина, равноапостольною Еленою. По мере распространения прямого изображения креста он приобретает постепенно форму Распятия” (СП., 1912, стр. 46).
На Западе наиболее употребительным ныне является крест “иммисса”, который раскольники – поклонники мнимой старины – пренебрежительно называют (почему-то по-польски) “крыж латински” или “рымски”, что значит – Римский крест. Этим хулителям четвероконечного креста и истовым почитателям осмиконечия, видимо, необходимо напомнить, что, согласно Евангелию, казнь крестная была распространена по Империи именно римлянами и, конечно же, считалась римскою.
“И не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по Самому Христу, пресвятою кровью Которого обагрился, – обличал раскольничье умствование святитель Димитрий Ростовский. – И, проявляя чудесную силу, какой-либо крест не сам собою действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием пресвятого имени Его” (Розыск, кн. 2, гл. 24).
Принятый Вселенской Церковью в употребление “Канон Честному Кресту” – творение святого Григория Синаита – воспевает Божественную силу Креста, содержащую все небесное, земное и преисподнее: “Кресте всечестный, четвероконечная сила, Апостолом благолепие” (песн. 1), “Се четвероконечный Крест, имеяй высоту, глубину и широту” (песн. 4).
Начиная с III-го века, когда впервые и появились подобные кресты в Римских катакомбах, весь Православный Восток и поныне употребляет эту форму креста как равночестную всем другим.

Крест “папский”

Эта форма креста наиболее часто употреблялась в архиерейских и папских богослужениях Римской церкви в XIII-XV веках и поэтому получила название “папского креста”.
На вопрос о подножии, изображенном под прямым углом ко кресту, ответим словами святителя Димитрия Ростовского, сказавшего: “Лобызаю подножие крестное, аще косое, аще не косое, и обычай крестоделателей и крестописателей, как церкви непротиворечащий, не оспариваю, снисхожу” (Розыск, кн. 2, гл. 24).

Крест шестиконечный “Русский православный”

Вопрос о причине начертания нижней перекладины наклоненной достаточно убедительно разъясняется литургическим текстом 9-го часа службы Кресту Господню: “Посреде двою разбойнику мерило праведное обретеся Крест Твой: овому убо низводиму во ад тяготою хуления, другому же легчашуся от прегрешений к познанию богословия” . Иными словами, как на Голгофе для двоих разбойников, так и в жизни для каждого человека крест служит мерилом, как бы весами его внутреннего состояния.
Одному разбойнику, низводимому во ад “тяготою хуления” , произнесенного им на Христа, он стал как бы перекладиной весов, склонившейся вниз под этой страшной тяжестью; другого разбойника, освобожденного покаянием и словами Спасителя: “днесь со Мною будеши в раю” (Лк. 23:43), крест возносит в Царство Небесное.
Эта форма креста на Руси употреблялась издревле: к примеру, поклонный крест, устроенный в 1161 году преподобной Ефросинией княжной Полоцкой, был шестиконечным.
Шестиконечный православный крест, наряду с другими, использовался в Русской геральдике: например, на гербе Херсонской губернии, как поясняется в “Российском гербовнике” (стр. 193), изображается “серебряный Русский крест”.

Восьмиконечие – наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос, как свидетельствуют Тертуллиан, святой Ириней Лионский, святой Иустин Философ и другие. “А когда Христос Господь на плечах Своих носил крест, тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. (…) Не было подножия, потому что еще не поднят был Христос на кресте и воины, не зная, до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе”, – обличал раскольников святитель Димитрий Ростовский (Розыск, кн. 2, гл. 24). Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала “распяли Его” (Ин. 19:18), а потом только “Пилат написал надпись и поставил (своим распоряжением) на кресте” (Ин. 19:19). Именно сначала по жребию поделили “одежды Его” воины, “распявшие же Его” (Мф. 27:35), а уж только потом “поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский” (Мф. 27:3.7).
Итак, четвероконечный Крест Христов, несомый на Голгофу, который все, впавшие в беснование раскола, называют печатью антихриста, именуется в Святом Евангелии все же “крестом Его” (Мф. 27:32, Мк. 15:21, Лк. 23:26, Ин. 19:17), то есть также, как и с табличкой и подножием после распятия (Ин. 19:25). На Руси крест этой формы употреблялся чаще других.

Эта форма креста довольно часто встречается на иконах северного письма, например, псковской школы XV века: образ святой Параскевы Пятницы с житием – из Исторического Музея, или образ святого Димитрия Солунского – из Русского; или московской школы: “Распятие” работы Дионисия – из Третьяковки, датированное 1500 годом.
Видим седмиконечный крест и на куполах Русских храмов: приведем, к примеру, деревянную Ильинскую церковь 1786 года в селе Вазенцы (Святая Русь, СПб, 1993, илл. 129), или можем видеть его над входом в собор Воскресенского НовоИерусалимского монастыря, построенного патриархом Никоном.
В свое время богословами горячо обсуждался вопрос о том, какой же мистический и догматический смысл имеет подножие как часть искупительного Креста?
Дело в том, что ветхозаветное священство получало, так сказать, возможность приносить жертвы (как одно из условий) благодаря “золотому подножию, к престолу приделанному” (Пар. 9:18), который, как и поныне у нас – христиан, по Божию установлению, освящался через миропомазание: “и помажь им, – сказал Господь, – жертвенник всесожжения и все принадлежности его, (…) и подножия его. И освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится” (Исх. 30:26-29).
Таким образом, подножие крестное – это та часть новозаветного жертвенника, которая мистически указывает на священническое служение Спасителя мира, добровольно заплатившего Своей смертью за чужие грехи: ибо Сын Божий “грехи наши Сам вознес телом Своим на древо” (1 Пет. 2:24) Креста, “принеся в жертву Себя Самого” (Евр. 7:27) и, таким образом, “сделавшись Первосвященником навек” (Евр. 6:20), утвердил в Своем лице “священство непреходящее” (Евр. 7:24).
Так и утверждается в “Православном исповедании Восточных Патриархов”: “На кресте Он исполнил должность Священника, принесши Себя в жертву Богу и Отцу для искупления рода человеческого” (М., 1900, стр. 38).
Но не будем путать подножие Святого Креста, открывающее нам одну из таинственных его сторон, с двумя другими подножиями из Священного Писания. – поясняет св. Дмитрий Ростовский.
“Давид говорит: “превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его; свято Оно” (Пс. 99:5). А Исаия от лица Христова говорит: (Ис. 60:13), – поясняет святитель Димитрий Ростовский. Есть подножие, которому поклоняться велено, и есть подножие, которому поклоняться не указано. Говорит Бог в Исаином пророчестве: “небо престол Мой, а земля – подножие ног Моих” (Ис. 66:1): этому подножию – земле никто не должен поклоняться, но только Богу, Творцу ее. И еще пишется в псалмах: “сказал Господь (Отец) Господу (Сыну) моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих” (Пис. 109:1). И этому подножию Божию, врагам Божиим, кто захочет поклоняться? Какому же подножию поклоняться Давид повелевает?” (Розыск, кн. 2, гл. 24).
На сей вопрос само слово Божие от лица Спасителя отвечает: “и когда Я вознесен буду от земли” (Ин. 12:32) – “от подножия ног Моих” (Ис. 66:1), то “прославлю подножие ног Моих” (Ис. 60:13)- “подножие жертвенника” (Исх. 30:28) новозаветного – Святого Креста, низлагающего, как мы исповедаем, Господи, “врагов Твоих в подножие ног Твоих” (Пс. 109:1), и поэтому “поклоняйтесь подножию Его; свято Оно!” (Пс. 99:5), “подножию, к престолу приделанному” (2 Пар. 9:18).

Крест “терновый венец”

Изображение креста с терновым венцом употребляется на протяжении многих веков у разных принявших христианство народов. Но вместо многочисленных примеров из древней Греко-Римской традиции приведем несколько случаев его применения в позднейшие времена по источникам, что оказались под рукой. Крест с терновым венцом можно увидеть на страницах древней армянской рукописной книги периода Киликийского царства (Матенадаран, М., 1991, стр. 100); на иконе “Прославление Креста” XII-го века из Третьяковки (В. Н. Лазарев, Новгородская иконопись, М., 1976, стр. 11); на Старицком меднолитом кресте -тельнике XIV века; на покровце “Голгофа” – монастырском вкладе царицы Анастасии Романовой 1557 года; на серебряном блюде XVI века (Новодевичий монастырь, М., 1968, илл. 37) и т. д.
Бог сказал согрешившему Адаму, что “проклята земля за тебя. Терния и волчцы произрастит она тебе” (Быт. 3:17-18). А новый безгрешный Адам – Иисус Христос – добровольно взял на себя и чужие грехи, и смерть как последствие их, и терновые страдания, к ней ведущие по тернистому пути.
Христовы Апостолы Матфей (27:29), Марк (15:17) и Иоанн (19:2) повествуют о том, что “воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову” , “и ранами Его мы исцелились” (Ис. 53:5). Отсюда ясно, почему с тех пор венок символизирует победу и награду, начиная с книг Нового Завета: “венец правды” (2 Тим. 4:8), “венец славы” (1 Пет. 5:4), “венец жизни” (Иак. 1:12 и Апок. 2:10).

Крест “виселицеобразный”

Эта форма креста очень широко употребляется при украшении храмов, богослужебных предметов, святительских облачений, и в частности, как видим, архиерейских омофоров на иконах “трех вселенских учителей”.
“Если кто тебе скажет, ты Распятому поклоняешься? Ты светлым голосом и с веселым лицем отвечай: поклоняюся и не перестану поклоняться. Если засмеется, ты прослезись о нем, потому что беснуется”, – учит нас, сам украшаемый на образах сим крестом вселенский учитель святой Иоанн Златоуст (Беседа 54, на Мф.).
Крест любой формы имеет неземную красоту и животворящую силу, и каждый, кто познает эту Божию премудрость, восклицает с Апостолом: “я (…) желаю хвалиться (…) только крестом Господа нашего Иисуса Христа” (Гал. 6:14)!

Крест “виноградная лоза”

“Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь” (Ин. 15:1). Так назвал себя Иисус Христос, Глава насажденной Им же Церкви, единственный источник и проводник духовной, святой жизни для всех православно-верующих, которые суть члены тела Его.
“Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода” (Ин. 15:5). “Эти слова Самого Спасителя положили основание символизму виноградной лозы, – писал граф А. С. Уваров в своем труде “Христианская символика”; главное значение виноградной лозы для христиан находилось в символической связи с Таинством причащения” (стр. 172 – 173).

Крест “лепестковый”

Многообразие форм креста всегда признавалось Церковью вполне закономерным. По выражению преподобного Феодора Студита – “крест всякой формы есть истинный крест”. Очень часто встречается в церковном изобразительном искусстве “лепестковый” крест, который, к примеру, видим на омофоре святителя Григория Чудотворца мозаики XI века собора Святой Софии Киевской.
“Разнообразием чувственных знаков мы иерархически возводимся к единообразному соединению с Богом”, – поясняет знаменитый учитель Церкви святой Иоанн Дамаскин. От видимого к невидимому, от временного к вечности – таков путь человека, Церковью ведомого к Богу через постижение благодатных символов. История их многообразия неотделима от истории спасения человечества.

Крест “Греческий”, или древнерусский “корсунчик”

Традиционна для Византии и наиболее часто и широко употребляема форма так называемого “Греческого креста”. Этот же крест считается, как известно, и древнейшим “Русским крестом”, так как, согласно церковному Преданно святой князь Владимир вывез из Корсуни, где крестился, именно такой крест и установил его на берегу Днепра в Киеве. Подобный четвероконечный крест сохранился и ныне в Киевском Софийском соборе, высеченный на мраморной доске гробницы князя Ярослава, сына святого Владимира Равноапостольного.

Нередко для указания на вселенское значение Креста Христова как микровселенной крест изображается вписанным в круг, символизирующий космологически сферу небесную.

Крест “накупольный” с полумесяцем

Неудивительно, что часто задается вопрос о кресте с полумесяцем, так как “накупольники” расположены на самом видном месте храма. Например, такими крестами украшены купола собора Святой Софии Вологодской, построенного в 1570 году.

Типичная для домонгольского периода, эта форма купольного креста часто встречается на Псковщине, как-то на куполе церкви Успения Богородицы в селе Мелетово, воздвигнутой в 1461 году.
Вообще же символика православного храма необъяснима с точки зрения эстетического (а посему статического) восприятия, но, напротив, вполне раскрываема для осмысления именно в литургической динамике, так как почти все элементы храмовой символики, в разных местах богослужения, усваивают себе разные значения.
“И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце, – говорится в Откровении Иоанна Богослова, – под ногами ее луна” (Апок. 12;1), а святоотеческая мудрость поясняет: эта луна знаменует купель, в которой Церковь, крестившаяся во Христа, облекается в Него, в Солнце правды. Полумесяц – это еще и люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа; полумесяц – это чаша евхаристическая, в которой находится Тело Христово; полумесяц – это корабль церковный, ведомый Кормщиком Христом; полумесяц – это и якорь надежды, крестный дар Христа; полумесяц – это и древний змий, попираемый Крестом и полагаемый как враг Божий под ноги Христа.

Крест “трилистниковый”

В России эта форма креста употребляется чаще других для изготовления напрестольных крестов. Но, впрочем, можем видеть ее и на государственных символах. “Золотой русский трилистный крест, стоящий на серебряном опрокинутом полумесяце”, как сообщается в “Российском гербовнике”, изображался на гербе Тифлисской губернии.

Золотой “трилистник” (рис. 39) также имеется на гербе Оренбургской губернии, на гербе города Троицка Пензенской губернии, города Ахтырки Харьковской и города Спасска Тамбовской губерний, на гербе губернского города Чернигова и т.д.

Крест “мальтийский”, или “георгиевский”

Патриарх Иаков пророчески почтил Крест, когда “верою поклонился, – как говорит Апостол Павел, – на верх жезла своего” (Евр. 11,21), “жезла, – разъясняет святой Иоанн Дамаскин, – служившего изображением креста” (О святых иконах, 3 ел.). Вот поэтому сегодня над рукоятием архиерейского жезла имеется крест, “ибо крестом мы, – пишет святой Симеон Солунский, – путеводимся и пасемся, запечатлеваемся, детоводимся и, умертвивши страсти, привлекаемся ко Христу” (гл. 80).
Кроме всегдашнего и повсеместного церковного употребления, эта форма креста, к примеру, была официально принята орденом святого Иоанна Иерусалимского, образовавшимся на острове Мальта и открыто боровшимся против масонства, организовавшего, как известно, убийство Российского Императора Павла Петровича – покровителя мальтийцев. Так появилось наименование – “мальтийский крест” .

Согласно Российской геральдике, золотые “мальтийские” кресты имели на своих гербах некоторые города, к примеру: Золотоноша, Миргород и Зеньков Полтавской губернии; Погар, Бонза и Конотоп Черниговской губернии; Ковель Волынской,

Пермская и Елизаветпольская губернии и прочие. Павловск С.-Петербургской, Виндава Курляндской, Белозерск Новгородской губерний,

Пермская и Елизаветпольская губернии и прочие.

Все, кто награждался крестами святого Георгия Победоносца всех четырех степеней, именовались, как известно, “георгиевскими кавалерами”.

Крест “просфорный-константиновский”

Впервые эти слова по-гречески “IC.XP.NIKA”, что означает – “Иисус Христос – Победитель”, были написаны золотом на трех больших крестах в Царьграде самим Равноапостольным Императором Константином.
“Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил, и сел с Отцем Моим на престоле Его” (Апок. 3:21), – говорит Спаситель, Победитель ада и смерти.
По древней традиции, на просфорах печатается изображение креста с прибавлением слов, означающих эту крестную победу Христову: “IС.ХС.НИКА”. Эта “просфорная” печать означает выкуп грешников из греховного плена, или, иначе, великую цену нашего Искупления.

Крест старопечатный “плетеный”

“Это плетенье получено от древнехристианского искусства, – авторитетно сообщает профессор В. Н. Щепкин, – где оно известно в резьбе и мозаике. Византийское плетение в свою очередь переходит к славянам, у коих оно в древнейшую эпоху особенно распространено в глаголических рукописях” (Учебник Русской Палеографии, М., 1920, стр. 51).
Наиболее часто изображения “плетеных” крестов встречаются как украшения Болгарских и Русских старопечатных книг.

Крест четвероконечный “каплевидный”

Окропив крестное древо, капли Крови Христа навеки сообщили кресту Его силу.
Греческое Евангелие II века из Государственной Публичной Библиотеки открывается листом с изображением красивого “каплевидного” четвероконечного креста (Византийская миниатюра, М., 1977, табл. 30).

А также, для примера, напомним, что среди медных наперсных крестов, отлитых в первых веках второго тысячелетия, как известно, часто встречаются “каплевидные” энколпионы (по-греч. – “на груди”).
Вначале Христовы “капли крови, падающие на землю” (Лк. 22:44), стали уроком борьбы с грехом даже “до крови” (Евр. 12:4); когда же на кресте из Него “истекла кровь и вода” (Ин. 19:34), тогда примером научены были сражаться со злом даже до смерти.
“Ему (Спасителю), возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших кровию Своею” (Апок. 1:5), спасшему нас “Кровию креста Своего” (Кол. 1:20), – Слава вовек!

Крест “распятие”

Одно из первых дошедших до нас изображений распятого Иисуса Христа относится только к V веку, на дверях церкви святой Сабины в Риме. С V века Спаситель стал изображаться в длинном одеянии коллобии – как бы прислоненным ко кресту. Именно такой образ Христа можно видеть на ранних бронзовых и серебряных крестах византийского и сирийского происхождения VII-IX веков.
Святой VI века Анастасий Синаит написал апологетическое (по-греч. – “защита”) сочинение “Против акефалов” – еретической секты, отрицающей соединенность во Христе двух естеств. К этому сочинению он приложил изображение распятия Спасителя как довод против монофизитства. Он заклинает переписчиков своего произведения вместе с текстом передавать неприкосновенно и приложенное к нему изображение, как, впрочем, можем и видеть на рукописи Венской Библиотеки.
Другое, еще более древнее из сохранившихся изображений распятия находится на миниатюре Евангелия Раввулы из монастыря Загба. Этот манускрипт 586 года принадлежит Флорентийской Библиотеке святого Лаврентия.

До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, и только в Х веке появились изображения мертвого Христа (рис. 54).
С древнейших времен кресты-распятия, как на Востоке, так и на Западе, имели перекладину для упора ступней Распятого, и ноги Его изображались пригвожденными каждая отдельно своим гвоздем. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII века.
На крестчатом нимбе Спасителя обязательно писали греческие буквы ООН, означающие – “истинно Сущий”, потому что “Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий” (Исх. 3:14), открыв этим самым Свое имя, выражающее самобытийность, вечность и неизменяемость существа Божия.
Из православного догмата Креста (или Искупления) несомненно вытекает мысль о том, что смерть Господа – это выкуп всех, призвание всех народов. Только крест, в отличие от других казней, давал возможность Иисусу Христу умереть с распростертыми руками, призывающими “все концы земли” (Ис. 45:22).
Поэтому в традиции Православия – изображать Спасителя Вседержителя именно как уже Воскресшего Крестоносителя, держащего и призывающего в Свои объятия всю вселенную и несущего на Себе новозаветный жертвенник – Крест. Об этом говорил и пророк Иеремия от лица христоненавистников: “вложим древо в хлеб Его” (11:19), то есть – древо крестное наложим телу Христову, хлебом небесным называемому (Свт. Димитрий Рост. цит. соч.).
А традиционно католическое изображение распятия, с провисающим на руках Христом, напротив, имеет задачу показать то, как это все происходило, изобразить предсмертные страдания и смерть, а вовсе не то, что по существу есть вечный Плод Креста – Его торжество.

Крест схимнический, или “Голгофа”

Надписи и криптограммы на Русских крестах всегда были гораздо разнообразнее, чем на Греческих.
С XI века под нижней косой перекладиной восьмиконечного креста появляется символическое изображение головы Адама, погребенного по преданию на Голгофе (по-евр. – “лобное место”), где и был распят Христос. Эти его слова проясняют сложившуюся на Руси к XVI веку традицию производить около изображения “Голгофы” следующие обозначения: “М.Л.Р.Б.” – место лобное распят бысть, “Г.Г.” – гора Голгофа, “Г.А.” – глава Адамова; причем кости рук, лежащие перед головой, изображаются: правая на левой, как при погребении или причащении.
Буквы “К” и “Т” означают копие воина и трость с губкой, изображаемые вдоль креста.
Над средней перекладиной помещаются надписи: “IС” “ХС” – имя Иисуса Христа; а под ней: “НИКА” – Победитель; на титле или около нее надпись: “СНЪ” “БЖIЙ” – Сын Божий иногда – но чаще нет “I.Н.Ц.И” – Иисус Назорей Царь Иудейский; надписание же над титлой: “ЦРЪ” “СЛВЫ” – Царь Славы.
Такие кресты положено вышивать на облачении великой и ангельской схимы; три креста на парамане и пять на кукуле: на челе, на груди, на обоих плечах и на спине.
Крест “Голгофа” также изображается на погребальном саване, который знаменует сохранение обетов, данных при крещении, подобно белому савану новокрещаемых, означающему очищение от греха. При освящении храмов и домов изображенных на четырех стенах здания.
В отличие от образа креста, изображающего непосредственно Самого Распятого Христа, знамение креста передает его духовное значение, изображает его реальный смысл, но не являет сам Крест.
“Крест хранитель всей вселенной. Крест красота Церкви, Крест царей держава, Крест верным утверждение, Крест ангелом слава, Крест бесом язва”, – утверждает абсолютную Истину светилен праздника Воздвижения Животворящего Креста.

Крест карточный “трилистник”, копие, губка и гвоздь

Мотивы возмутительного осквернения и похуления святого Креста сознательными крестоненавистниками и крестоборцами вполне объяснимы. Но когда видим христиан, втянутых в это гнусное дело, тем более молчать нельзя, ибо – по слову святителя Василия Великого – “молчанием предается Бог”!
Так называемые “игральные карты”, имеющиеся, к несчастью, во многих домах, есть орудие бесо-общения, посредством которого человек непременно входит в контакт с демонами – врагами Бога. Все четыре картежные “масти” подразумевают не что иное, как крест Христов вместе с другими равнопочитаемыми у христиан священными предметами: копьем, губкой и гвоздями, то есть все то, что было орудиями страданий и смерти Божественного Искупителя.
И по невежеству многие люди, перекидываясь “в дурака”, позволяют себе хулить Господа, беря, к примеру, карту с изображением креста “трилистника”, то есть креста Христова, коему поклоняется полмира, и, швыряя ее небрежно со словами (прости, Господи!) “трефа”, что в переводе с идиш означает “скверный” или “нечисть”! Да мало того, эти смельчаки, заигравшиеся в самоубийство, по существу, верят в то, что крест этот “бьется” какой-нибудь паршивой “козырной шестеркой”, вовсе не ведая, что “козырь” и “кошер” пишется, например по-латыни, одинаково.
Давно пора было бы прояснить подлинные правила всех картежных игр, при которых “в дураках” остаются все играющие: они состоят в том, что ритуальные жертвоприношения, по-еврейски называемые талмудистами “кошерными” (то есть “чистыми”), якобы имеют силу над Животворящим Крестом!
Если знать о том, что игральные карты невозможно использовать в других целях, кроме сквернения христианских святынь на радость бесам, то станет предельно понятна роль карт и в “гаданиях” – этих гадких исканиях бесовских откровений. Надо ли в связи с этим доказывать, что всякий прикасавшийся к колоде карт и не принесший искреннего покаяния на исповеди в грехах богохульства и кощунства имеет гарантированную прописку в аду?

Итак, если “трефы” – это хула беснующихся картежников на специально для этого изображаемые кресты, называемые еще ими “крести”, то что же тогда означают – “вини”, “черви” и “бубны”? Не станем утруждать себя переводом и этих ругательств на русский язык, так как у нас не учебник идиша; уж лучше откроем Новый Завет для пролития на бесово племя невыносимого для них Света Божиего.
Святитель Игнатий Брянчанинов в повелительном наклонении назидает: “ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности избегнуть влияния его” .

Картежная масть “вини”, или иначе “пики”, хулит евангельскую пику, то Как предсказывал о Своем прободении Господь, устами пророка Захарии, что “воззрят на Того, Которого пронзили” (12:10), так и произошло: “один из воинов (Лонгин) копьем пронзил Ему ребра” (Ин. 19:34).

Картежная масть “черви” хулит евангельскую губку на трости. Как предупреждал о Своем отравлении Христос, устами царепророка Давида, что воины “дали Мне в пищу желчь, и в жажде Моей напоили Меня уксусом” (Пс. 68:22), так и сбылось: “один из них взял губку, напоил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить” (Мф. 27:48).

Картежная масть “бубны” хулит евангельские кованые четырехгранные зазубренные гвозди, коими были прибиты руки и ноги Спасителя ко древу Креста. Как пророчествовал Господь о своем гвоздичном пропятии, устами псалмопевца Давида, что “пронзили руки Мои и ноги Мои” (Пс. 22:17), так и исполнилось: Апостол Фома, сказавший “если не у вижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего враны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю” (Ин. 20:25), “поверил, потому что увидел” (Ин. 20:29); и Апостол Петр, обращаясь к соплеменникам, свидетельствовал: “мужи Израильские! – говорил он, – Иисуса Назорея (…) вы взяли и, пригвоздив (ко кресту) руками (римлян) беззаконных, убили; но Бог воскресил Его” (Деян. 2:22, 24).
Распятый со Христом нераскаянный разбойник, подобно нынешним картежникам, хулил крестные страдания Сына Божия и, по завзятости, по нераскаянности, навсегда отправился в преисполню; а разбойник благоразумный, подавая всем пример, покаялся на кресте и тем наследовал вечную жизнь с Богом. Поэтому будем помнить твердо, что для нас, христиан, не может быть никакого другого предмета упований и надежд, никакой другой опоры в жизни, никакого другого объединяющего и вдохновляющего нас знамени, кроме единственно спасительного знамения непобедимого Креста Господня!

“Гамматическим” этот крест называется потому, что состоит из греческой буквы “гаммы”. Уже первые христиане в римских катакомбах изображали гамматический крест. В Византии эта форма часто употреблялась для украшения Евангелий, церковной утвари, храмов, вышивалась на облачениях византийских святителей. В IX веке по заказу императрицы Феодоры было изготовлено Евангелие, украшенное золотым орнаментом из гамматических крестов.

Гамматический крест очень похож на древнеиндийский знак свастики. Санскритское слово свастика или су-асти-ка означает высшее бытие или совершенное блаженство. Это древний солярный, то есть связанный с солнцем, символ, который появляется уже в эпоху верхнего палеолита, получает широкое распространение в культурах ариев, древних иранцев, встречается в Египте и Китае. Безусловно, свастика была известна и почитаема во многих областях Римской Империи в эпоху распространения христианства. С этим символом были знакомы и древние славяне-язычники; изображения свастики встречается на перстнях, височных кольцах и других украшениях, как знак солнца или огня, отмечает иерей Михаил Ворбьев. Христианская Церковь, обладающая мощным духовным потенциалом, смогла переосмыслить, воцерковить многие культурные традиции языческой древности: от античной философии до бытовых обрядов. Возможно, гамматический крест вошел в христианскую культуру как воцерковленная свастика.

И на Руси издавна употреблялась форма этого креста. Он изображен на многих церковных предметах домонгольского периода, в виде мозаики под куполом собора Святой Софии киевской, в орнаменте дверей Нижегородского Кафедрального собора. Гамматические кресты вышиты на фелони московского храма Николы, что в Пыжах.

Статьи

04.04.2017

Простейший из символов дошедший до нас из глубины веков. В этой статье мы рассмотрим какие бывают кресты, что они символизирую и когда появились.

Любой символ, будь то круг, квадрат, линия или крест, кем бы и когда они не были начертаны впервые, появились не просто так. С начала своей жизни люди искали ответы на вопросы - именно этим они и отличались от животных, существующих ради продолжения рода и живущих инстинктами. Каждая буква любого народа была создана со смыслом, так что можно только гадать - мнения по многим вопросам не просто расходятся, а меняются с течением времени и, увы, многие факты переписываются: доходит лишь то, что сохраняется в рукописях или удачно является свету во время археологических раскопок. Одно лишь достаточно очевидно: при простоте очертаний сложно найти более «вселенский» символ, чем крест. Скорее всего, он появился намного раньше, чем можно себе представить, и почти везде почитался как высший знак или занимал одно из почетных мест среди наиболее важных обозначений.

Можно попробовать абстрагироваться от тех знаний о кресте, которые есть у каждого, представить себя ненадолго ребенком, познающим мир, и с этими ощущениями взглянуть на крест - интересно, на что он похож? Форма креста напоминает схематично очертания человека: голова, распростертые руки, ноги. Именно так, по-детски незамысловато и одновременно очень глубоко представляли себе мир многие древние народы, и в их письменности крест обозначал как человека, так и бога. Это было у коренного населения американского континента - индейцев, в Китае, у древних греков и не только.

«Греческий» крест

Наиболее простая форма креста, которая похожа на математический знак «+», именуется «греческим крестом» (кстати, он взят за основу медицинского «Красного креста»). У многих древних народов этот символ обозначал солнце, нередко он был заключен в круг (крест в круге так и именуют - «солнечным»). Символом солнца также является более сложный крест-свастика, с восемью одинаковыми и надломанными концами, направленными по часовой стрелке или против нее. «Подпорченная» фашистами репутация ни в коем случае не умаляет ее изначального положительного значения. Свастика широко использовалась в культуре древних ариев, индусов и других народов. Направленность в одну или другую сторону отличала, как один из возможных вариантов, мужской и женский символы.

Православный сербский крест

Из основы креста с одинаковыми составляющими выходит православный сербский - к нему лишь добавлены четыре стилизованных изображения огнива. Крест египетских христиан, коптов, также основан на «греческой» форме. Каждый из его концов представляет собой три луча, символизирующие Святую Троицу. Вообще форм у Греческого креста очень много - это и Мальтийский, и Крест-молот (потанский), и Тевтонский (кросслет), а также множество других конфигураций.

Иерусалимским крестом

Иерусалимский крест, нанесенный на грузинский флаг, в основе своей представляет собой тоже греческий, только его концы напоминают буквы «Т», а в секторах расположены четыре маленьких крестика простой формы. На одеянии священнослужителей православной церкви довольно часто встречается «Гаммадион» - крест в форме греческой буквы «гамма».

Крест с одинаковыми линиями, повернутый на 45 ° и напоминающий букву Х, кстати, первую в имени Христа, - это «Андреевский», по имени апостола Андрея Первозванного. Святой Андрей, бывший рыбаком, как и кровный брат его апостол Петр, был учеником Иисуса. Апостол Андрей лицезрел воскресение и вознесение Иисуса и был, по преданию, распят на кресте именно такой формы в греческом городе Патры.

Андреевский крест, пересеченный одной линией по вертикали, несет в себе информацию о первых буквах имени Спасителя. Две греческие буквы хи (Х) и йот (I) при пересечении образуют так называемый «Доконстантиновский» монограммный крест. Его изображение было найдено на одном из надгробий III столетия нашей эры, но встречалось и в более позднее время - например, в Равенне, на Архиепископской капелле постройки конца V столетия. Андреевский крест, имеющий одну из верхних оконечностей в виде все той же греческой буквы «ро», именуется Константиновским монограммным.

Константиновский монограммный крест

По преданию, царь Константин получил как-то знамение: явился ему во сне Христос и, указав на сияющий в небе крест, повелел изобразить его на знамени для охранения от врагов. Выглядел он как сочетание букв «Х» (хи) и «Р» (ро), являющихся первыми в греческом написании имени Спасителя. Император не ограничился нанесением монограммы на флаги, а также приказал чеканить монеты с ее изображением.

Существует монограмма «солнцеобразная» - изображение знаменитой Константиновской дополнено горизонтальной линией, пересекающей место соединения «Х» и «Р». Смысл ее заключен в словах из Священного Писания, где указывается, что Господь Бог есть Солнце и все верующие исцелятся в его лучах, когда оно взойдет. Есть также монограмма, основанная на Т-образной форме креста с добавленной сверху «ро», также символизирующая Крест Иисуса и распространившаяся в разных местах Европы, где в IV, а где и в V столетии нашей эры.

Крест в форме буквы «Т»

Антониевский крест

Крест, напоминающий своими очертаниями букву «Т» (тау), обозначается как «тау-крест» или «Антониевский» в честь преподобного подвижника Антония Великого, жившего по некоторым сведениями более ста лет (если точнее - 105). Последние четыре десятка лет Антоний, родившейся в семье коптов, провел невдалеке от Красного моря, ведя образ жизни отшельника на горе Колзим. Ранее он отказался от полагающегося ему наследства, оставленного родителями, в пользу бедствующих жителей местности, где родился. В связи с его подвигом пустынника он считается основателем отшельнического монашества.

Тау-крест с добавленным сверху кругом - это анх, или анк (anch). Этот символ, именуемый также «крестом с рукояткой», «ансате» и «круксансата», имел очень серьезное значение у древних египтян. Он сочетает в себе два важнейших понятия: жизнь, обозначенную именно самим крестом, и вечность, заключенную в круге. Объединение жизни и вечности - суть бессмертие. Также сочетание круга и креста обозначало объединение женской и мужской ипостаси. Амулеты с анхом египтяне носили для увеличения продолжительности своей земной жизни, а изображали его на погребальных предметах для уверенности в том, что усопшие обретут вечную жизнь в потустороннем мире. Древние египтяне представляли себе ключ, отворяющий загробные врата, именно в форме анха. У коптов, ранних христиан Египта, анх был символом загробной жизни. В египетских иероглифах этот знак трактуется как «жизнь», а также входит в слова «счастье» и «благосостояние». В шестидесятых годах прошлого столетия, когда стало популярным движение миролюбивых хиппи, анх символизировал мир и правду.

Крест «латинский», «римский» или «корсунский»

Наиболее популярной формой креста, в том числе и в современном православии, считаются очертания, именуемые чаще всего «латинским крестом», или «римским». Это название закрепилось не из каких-либо идеологических или религиозных соображений, а скорее всего, для простоты обозначения самой формы. Объясняется же название «римский» тем, что именно во времена Римской империи широко распространилась «крестная» казнь, или распятие.

Латинский крест схематично напоминает человеческую фигуру и использовался не только для казни древними римлянами: как уже упоминалось выше, у некоторых народов в письменности он обозначал слово «человек» или «бог». В языческих верованиях древних греков этот символ использовался для обозначения посоха солнечного бога Аполлона, сына громовержца Зевса. На некоторых древнегреческих монетах также можно обнаружить изображенный римский крест. Он состоит из длинной вертикальной линии и более короткой горизонтальной, точка же их пересечения находится не по центру вертикали, а смещена вверх. Крест с четырьмя концами, расширяющимися к краям, именуют «Византийским».

Латинский крест утвердился как символ христианства с третьего - четвертого столетия нашей эры, его также именуют Распятием, иногда называют «длинным крестом». Именно с такого креста был снят Спаситель, казненный римлянами, но не умерший, а воскресший и вознесшийся к Отцу своему. На этом кресте он принял муки за всех людей планеты Земля. Эта форма является основой для , символизирующих Православную Христианскую веру.

Установленный на трехступенчатой платформе латинский крест называется «Крестом Голгофы», а также крестом восхождения и нисхождения. Присутствующий в алтаре церкви, он является самым лаконичным. Три ступени, на которых он стоит, обозначают христианские добродетели: нижняя, самая широкая ступень - Милосердие, средняя - Надежда, а высшей ступенью является Вера.

Прямой четырехконечный крест также используется как основной символ католической церкви. У него есть разновидности - например, «папский», имеющий своей формой длинную вертикаль и укороченную горизонталь, пересекающую вертикаль по центру. Всего же горизонталей в этом кресте три, и они как бы делят вертикальную линию на четыре равные части. Две горизонтальные дополнительные линии короче центральной в два раза. Есть еще одна форма папского креста - от центральной горизонтали вверх расположены еще две, по убыванию длины. Также существует форма из вертикали и двух равновеликих горизонталей, расположенных ближе к краям стоящей линии: это «даггер», или литовский католический крест.

На стенах катакомб времен первых христиан можно встретить изображение креста латинской формы с кругом, завершающим вертикаль сверху, и лежащим полумесяцем, на котором все это стоит. Именуется он «Якорным», к некоторым его изображениям добавлялись свисающие с горизонтали две рыбы или дельфин. В христианстве якорь считается символом надежности и безопасности.

Длинный крест с полумесяцем в нижней его части нередко можно видеть на куполах церквей. Каких только «догадок» не вызывает этот символ у людей несведущих! Ассоциируя полумесяц с мусульманской религией, они приписывают подобному изображению несвойственный ему смысл: то ли победу над Исламом, то ли еще какую-то связь с мусульманством. На самом деле, полумесяц, изображенный в основании Православного креста, имеет множество значений, не связанных с Исламом. Основное - это то, что полумесяц («цата») считается символом девы Марии, из чьего тела был рожден младенец Иисус. Трактуется полумесяц и как символическая лодка, которая доставляет всех верующих христиан в тихую гавань.

Православный крест

По Православным канонам правильными считаются кресты, имеющими основанием «длинный» крест. При этом они могут быть как четырехконечными, так и иметь шесть, восемь, двенадцать и более окончаний. Они используются для ношения Православными христианами как нательные, священнослужители носят их поверх церковных одежд. Распятия изображаются внутри храмов, устанавливаются на могилах усопших верующих и возглавляют церковные купола.

Четырехконечный крест, имеющий самую лаконичную форму, в христианстве символизирует распятого Иисуса. Линия, идущая горизонтально земной поверхности, несет в себе смысл земной жизни Спасителя, его человеческий облик. Вертикаль - это Его божественная сущность, связующая всю людскую паству со Всевышним.

Есть латинский крест, все четыре линии которого оканчиваются листьями клевера. В геральдике он называется «крест боттони», в Православии же его именуют «трилистниковым». Лист клевера символизирует Троицу, что является одним из смыслов данного креста. Используют его также как обозначение Воскресения Спасителя.

Наиболее правильной формой Православного креста является восьмиконечная. Его именуют также «Русским», что по сути своей не имеет никакой национальной подоплеки. Еще одно его название - «Крест Святого Лазаря». К «основе» из двух пересекающихся линий добавлены еще две: одна - короткая горизонтальная сверху, другая - тоже короткая, но косая, в нижней части вертикали. Верхняя часть называется «титло», или «титулус». Ее присутствие объясняется тем, что во время казни Иисуса Понтий Пилат повелел прибить над головой Христа табличку, где было написано имя Спасителя и его титул: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Такая табличка присутствует и на шестиконечном кресте, называемом «Патриархальным».

Нижняя косая перекладина используется не только в восьмиконечном, но также и в шестиконечном православном кресте. Эта составляющая часть креста являлась «подножием» для принимающего муки Иисуса. Причем скошенность этой линии выбрана не просто так: она символично показывает неустойчивость опоры, которая должна не облегчать казнимому крестные муки и не быть «опорой» как таковой, а наоборот - продлевать и усиливать и так невыносимые страдания.

Шестиконечный крест используется православными верующими не менее часто, чем восьмиконечный. Отличается он лишь отсутствием верхней укороченной перекладины. Русская Православная Церковь разрешает носить кресты с любым количеством окончаний, главное, чтобы они соответствовали канонам.

Вид креста очень прост: одна линия пересекает другую. Пересечение - это соединение в одной точке, общее. Также это противостояние - одна линия горизонталь, другая вертикаль. Противоположности, нашедшие общее, также составляют целое. Сколько эпитетов такой простой фигуре, а ведь самый глубокий смысл как раз и содержится в наиболее элементарных вещах. Горизонталь - это материальная сущность, земля, фундамент, вертикаль - духовная, которая всегда базировалась на противостоянии ада и рая, низшего и высшего, борьбе человека со злом в себе и окружающем мире, устремлении к Богу. Наверное, не будет слишком пафосным предположение, что форма креста - совершенна.