Межпоселенческая центральная библиотека верхнедонского района. День специалиста для работников публичных библиотек Что будем делать с полученным материалом

Межпоселенческая центральная библиотека верхнедонского района. День специалиста для работников публичных библиотек Что будем делать с полученным материалом

День специалиста проведён в рамках проекта «Уроки литературы: взаимодействие школы и библиотеки» для преподавателей школ № 183 и № 41.

Мероприятие началось со знакомства с книжным фондом библиотеки. Особое внимание было уделено литературоведению и методической литературе. Большой интерес вызвала выставка-просмотр «Классика: новый взгляд», иллюстрирующая современные направления российской литературы.

Обзор современной российской литературы, подготовленный библиотекарями по просьбе педагогов, явился главной составляющей встречи.

Не секрет, что литературный процесс в России последних десятилетий трудно поддается обобщению. Безграничное число субкультур порождает не меньшее количество стилей и художественных направлений. Беда современной словесности - приход в литературу дилетантов и литературных анонимов. Литература на современном этапе приспосабливается к новому ритму жизни, к новому читательскому восприятию действительности: книга всё более становится товаром и всё менее источником преображения.

Однако несмотря ни на что, имена интересных, многообещающих, мыслящих авторов всё-таки появляются на литературном небосклоне. Среди них Дмитрий Быков, Елена Шубина, Павел Санаев, Евгений Гришковец, Михаил Шишкин, Александр Архангельский, Павел Басинский, Леонид Юзефович, Сергей Шаргунов, Майя Кучерская.

Ярким представителем современной российской литературы является писатель Алексей Иванов, лауреат премий имени Д. Н. Мамина-Сибиряка («Сердце Пармы»), П. П. Бажова («Вниз по реке Теснин»), премии «Ясная Поляна» («Золото бунта, или Вниз по реке теснин»).

«Поэзия прозы» - так можно назвать художественный стиль Александра Иличевского. За тринадцать лет он выпустил шесть больших вдумчивых романов, среди которых «Перс», «Матисс», «Математик», а также несколько сборников стихов и рассказов.

Интересны романы Марины Степновой «Хирург», «Женщины Лазаря», «Безбожный переулок».

Литературное открытие последних нескольких лет - Наринэ Абгарян. Ее автобиографическая повесть «Манюня» сначала появилась на личной странице в «Живом журнале». С этой книгой стала лауреатом Российской национальной литературной премии «Рукопись Года» в номинации «Язык». В августе 2015 года Наринэ Абгарян названа одним из двух лауреатов (наряду с Ириной Краевой) Российской литературной премии имени Александра Грина.

Герои произведений Захара Прилепина - сильные, мужественные ребята. Условия выживания молодого поколения в глубоко чуждом им мире - главная тема его романов «Патологии», «Санькя», «Чёрная обезьяна», «Обитель», «Восьмерка».

Один из лидеров молодого поколения писателей - Роман Сенчин. Его книги «Минус», «Нубук», «Ёлтышевы», «Зона затопления» пользуются неизменным вниманием читающей публики.

В 2005 на Парижском книжном Салоне Андрей Геласимов был признан самым популярным во Франции российским писателем, обойдя Людмилу Улицкую и Бориса Акунина. Геласимов - потрясающий рассказчик: не зря его повести «Жажда» и «Фокc Малдер похож на свинью» входили в шорт-лист премии Ивана Петровича Белкина. Его прозу отличает в первую очередь непривычное для сегодняшней литературы реальное и доброе отношение к действительности. Опубликованный весной 2015 года новый роман Андрея Геласимова «Холод» включен в лонг-листы литературных премий «Большая книга», «Ясная поляна», «Русский Букер».

Обсуждали преподаватели услышанные отрывки из интервью Олега Роя, Майи Кучерской, Ирины Шухаевой, Павла Басинского.

Неожиданно приятными оказались для педагогов результаты проведенного библиотекарями исследования о читательских предпочтениях учащихся старших классов школ района. Среди наиболее читаемых книг львиную долю составляют произведения классиков русской и зарубежной литературы.

Большой интерес на Дне специалиста вызвала презентация информационных ресурсов в помощь профессиональной деятельности учителей, размещённых на сайте библиотеки. Педагогам был предложен обзор наиболее качественных образовательных веб-порталов, которые можно использовать в работе и рекомендовать своим ученикам, а также электронных продуктов библиотеки: «Профориентация», «Право и я», «Методическая копилка», «Кировчане в годы Великой Отечественной войны», «Победа-70», «Календарь знаменательных и памятных дат» и других.

Кроме того, слушатели обучились методике поиска в электронном каталоге, подробнее узнали о виртуальных услугах «Спроси библиотекаря» и «Электронная доставка документов». Несколько учителей стали абонентами ИРИ (избирательного распространения информации) и смогут получать необходимые для педагогической деятельности статьи на свой электронный адрес.

День специалиста прошёл в заинтересованной, доброжелательной атмосфере. Думаем, что сотрудничество библиотеки и педагогов продолжится, и представленные материалы будут полезны учителям в работе.


День специалиста - это эффективная форма библиотечно-информационного обслуживания работников определенной специальности, профессии или ряда профессий.


Включает в себя комплекс мероприятий :
  • непосредственный показ первичных и вторичных документов,
  • чтение докладов и лекций,
  • демонстрацию научно-технических фильмов,
  • библиографический обзор основной литературы,
  • консультации специалистов.
Участниками Дня специалиста являются специалисты всех уровней предприятий, учреждений, организаций. Проводится для работников одной профессии или по межотраслевым вопросам для специалистов разных профессий.

Докладчиками могут выступать ведущие специалисты, представители других смежных и вышестоящих организаций

Продолжительность – от одного до пяти дней. Зависит от темы, числа приглашенных и других факторов.
Методика проведения Дня специалиста несложная, но требует четкой организации. Наиболее важные моменты - это выбор темы и оставление плана проведения.

План проведения Дня специалиста согласовывается с заранее разработанным тематическим планом, утвержденным руководством. С планом проведения Дня специалиста должны быть ознакомлены все отделы и подразделения.

Основные моменты плана:

Выбор тематики . Тематика Дня специалиста определяется на основе изучения актуальных проблем, стоящих перед предприятием или организацией и в соответствии с информационными потребностями специалистов.

Определение категории специалистов. Приглашаются специалисты одного или нескольких предприятий, а также организаций различных сфер (если темой Дня специалиста является межотраслевая или комплексная проблема).

Выбор места. День специалиста может быть:

  • стационарным – на базе организатора мероприятия библиотеки, службы НТИ, центра;
  • выездным - за пределами базы организатора.
Выбор мероприятий :
  • доклад
  • лекция
  • презентация
  • выставка
  • обзор литературы
  • круглый стол
  • мастер-класс
  • видеофильм
  • дискуссия
  • консультация по методике информационного поиска
Ответственные и сроки . Указываются основные виды работ по проведению Дня специалиста и ответственные за их подготовку и выполнение. Ответственные за подготовку подбирают литературу, согласовывают темы лекций и докладов с выступающими, подбирают фильмы, готовят приглашения и объявления в соответствии с указанными сроками.

Подбор литературы. Представляются самые разнообразные типы и виды информационных материалов:

  • официальные
  • научные
  • производственно-практические
  • справочные
  • книги
  • отечественные и иностранные
  • периодические издания
  • промышленные каталоги
  • проспекты
  • переводы в традиционной бумажной форме и на машиночитаемых носителях
Рекламно-информационная кампания мероприятия

Не менее чем за десять дней до проведения Дня специалиста необходимо информировать работников о теме, месте и дате его проведения.

  • Информирование проводится посредством печати, радио телевидения, на сайте организаторов и т. д.
  • Используются индивидуальные приглашения, объявления плакаты, которые вывешиваются в библиотеке, на предприятиях и организациях, рекламные буклеты.

Образец приглашения

Уважаемый специалист!

Приглашаем Вас принять участие в Дне специалиста,

который проводится _____________ (кем) ________________

(где) __________ _______ (дата, время)

по теме «_______________ ________________ _____________

______________». В программу входят: ________________ __

________________ ________________ ________________ ____

________________ _______________

Разработка регистрационных форм
Формы регистрации участников:

  • отрывные талоны бланка-приглашения,
  • регистрационные карточки и талоны,
  • регистрационные листы.
В них указываются фамилия, имя, отчество участника, место работы, должность, контактные сведения.

Образец регистрационной карточки участника Дня специалиста

________________ ________________ ____
ФИО

Место работы (для специалистов,
приглашенных с других предприятий)
________________ ________________ __
Должность
________________ ________________ ___
Адрес, телефон предприятия
________________ ________________ ____
Просмотрено источников
________________ ________________ _(наименований)
Получено документов:
________________ ________________ ____(наименовани й)
Заказано по МБА
________________ _____ наименований.
Замечания и предложения по проведению ДС
________________ ________________ _
«_____»________ _______20____г.
Подпись участника Дня специалиста ________________ ___

Разработка анкет
Анкеты для специалистов разрабатываются организаторами мероприятия с целью изучения эффективности проведения Дня специалиста.


Образец анкеты

Актуальна ли для Вас тема Дня специалиста

Удовлетворяет ли Вас организация и проведение
Дня специалиста __________
Оцените, пожалуйста, подбор литературы по теме
________________ ________________ _____
Считаете ли Вы проведение Дня специалиста нужным
________________ ____ если «да», то укажите почему
________________ ________________ _____
Предложите тему для очередного Дня специалиста
________________ ________________ _____
Ваши замечания и предложения по проведению Дня
специалиста ________________ _____________
________________ ________________ _____

Благодарим за участие!

Оформление помещения
  • выставки из подобранных ранее документов располагают на столах, стендах, витринах;
  • оформляется заглавие выставок, их разделы;
  • устанавливают технические средства для показа презентаций, просмотра видеофильмов, устных выступлений участников:
    • микрофоны;
    • мультимедиапроектор;
    • телевизор и пр.
Проведение Дня специалиста
Регистрация участников проводится по отрывным талонам бланка-приглашения или по регистрационным карточкам.
Мероприятие открывается вступительным словом ответственного за его проведение.
Обязательно следует рассказать:
  • о задачах проводимого Дня специалиста;
  • порядке получения информационных материалов;
  • представить докладчиков, специалистов, которые будут давать консультации, попросить заполнить анкеты.
С обзором современного состояния проблемы или лекцией, докладом выступают специалисты.
Выступления могут сопровождаться показами фильмов и презентациями.
Библиотечный работник или специалист предприятия проводит обзор представленных информационных материалов.
У выставки дежурят библиографы, которые проводят устные обзоры источников, дают консультации по правилам пользования различными материалами.
После выполнения основных мероприятий организуется показ фильмов, экскурсии и т. д.
По окончанию мероприятия всем участникам раздают анкеты и предлагают их заполнить.

Учет и анализ проведения Дня специалиста проводится по следующим показателям:

  • количество представленных материалов, в том числе по видам источников информации;
  • количество специалистов, принявших участие в Дне специалиста, в том числе по категориям;
  • количество просмотренных на мероприятии материалов, в том числе по видам источников информации;
  • количество выданных оригиналов и копий информационных материалов, в том числе по видам документов;
  • количество предприятий-участников, в том числе по категориям.
Эффективность Дня специалиста оценивается по следующим показателям:
  • количество присутствующих специалистов и предприятий-участников (% охвата);
  • количество представленных и выданных документов (оригиналов и копий);
  • процент использования представленной литературы;
  • количество в среднем выданных документов одному специалисту.
Анализ анкет даст возможность для дальнейшего совершенствования организации Дней специалиста, определения их последующей тематики.

При подготовке выводов по проведенному Дню специалиста необходимо выявлятьпричины неэффективного использования представленных документов:

  • неправильный выбор аудитории (можно определить по категориям присутствовавших специалистов из регистрационных карточек);
  • неудовлетворительная организация мероприятия;
  • недостаточное информирование о проводимом Дне специалиста;
  • неудачное оформление экспозиции представленных документов (крупные разделы, отсутствие заголовков разделов);
  • некачественно подготовленный обзор представленных документов, неактивная работа консультантов.

Участие в мероприятии предоставляет специалистам возможность профессионального общения, информационного обмена, а высокий уровень организации и проведения Дня специалиста повышает имидж библиотеки.

* Выставки информационных материалов на различного рода мероприятиях (конференциях, семинарах, совещаниях и т.д.), а также методические семинары НЕ считаются Днем специалиста.

Источники:

  1. Шейма Е.А. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДНЯ СПЕЦИАЛИСТА
  2. Компетентность и профессионализм современного библиотекаря: День специалиста [Текст] : метод.-библиогр. пособие / МУК «ЦБС»; ЦГБ им. М. Горького; сост.: И. П. Ревинова. – Батайск, 2011. - 44 с.

18 августа 2017 года методический отдел ОГОНБ имени А.С. Пушкина провёл День специалиста для работников публичных библиотек Марьяновского района на тему «Направления модернизации деятельности публичной библиотеки в современных условиях» . Сотрудники библиотек Марьяновского района посетили три библиотеки областного центра: две библиотеки бюджетного учреждения культуры города Омска «Омские муниципальные библиотеки» — имени Зои Космодемьянской и Библиотечный центр «Дом семьи»; главную региональную библиотеку — Омскую государственную областную научную библиотеку имени А.С. Пушкина.

В ходе деловой экскурсии Елена Евгеньевна Афанасьева, заведующая библиотекой имени Зои Космодемьянской, рассказала об истории, основных направлениях и формах работы учреждения по библиотечно-информационному обслуживанию населения Ленинского округа. Коллегам из сельских библиотек была наглядно показана деятельность созданного на территории библиотеки «Книжного сада», в котором постоянно открыта Литературная беседка с книгами и периодическими изданиями для читателей всех возрастов, детский игровой комплекс, где юные читатели знакомятся с героями сказок, есть место для настольных игр и изобразительного творчества, площадка для проведения массовых мероприятий. На базе библиотеки успешно действуют центр правовой информации, курсы обучения компьютерной грамотности пожилых людей. Библиотека имени З. Космодемьянской является востребованным центром приобщения к чтению, интеллектуального развития и творческого досуга для жителей посёлка телевизионного завода.

В Библиотечном центре «Дом семьи» главный библиотекарь Ольга Владимировна Чёрная представила опыт работы учреждения по активизации читательской деятельности различных категорий населения микрорайона, а также плодотворного сотрудничества библиотеки и общественных организаций, результатом которого является получение грантовой поддержки. На средства грантов приобретено необходимое оборудование в центр компьютерной грамотности и фотостудию для обучения ветеранов, пожилых людей и людей с инвалидностью, оборудован летний читальный зал. С большим интересом сотрудники сельских библиотек познакомились с выставочными экспозициями музея «Истоки», оставили добрые напутствия на «дереве пожеланий».

В Омской государственной областной научной библиотеке имени А.С. Пушкина состоялось знакомство с деятельностью структурных подразделений библиотеки: абонемента, молодёжного зала, музея книги, пушкинского зала, отдела культурных программ. Елена Ивановна Каткова, главный библиограф информационно-библиографического отдела провела обучающий тренинг по использованию краеведческих ресурсов областной библиотеки в практике работы специалистов сельских библиотек.




День специалиста - это эффективная форма библиотечно-информационного обслуживания работников определенной специальности, профессии или ряда профессий.


Включает в себя комплекс мероприятий :
  • непосредственный показ первичных и вторичных документов,
  • чтение докладов и лекций,
  • демонстрацию научно-технических фильмов,
  • библиографический обзор основной литературы,
  • консультации специалистов.
Участниками Дня специалиста являются специалисты всех уровней предприятий, учреждений, организаций. Проводится для работников одной профессии или по межотраслевым вопросам для специалистов разных профессий.

Докладчиками могут выступать ведущие специалисты, представители других смежных и вышестоящих организаций

Продолжительность – от одного до пяти дней. Зависит от темы, числа приглашенных и других факторов.
Методика проведения Дня специалиста несложная, но требует четкой организации. Наиболее важные моменты - это выбор темы и оставление плана проведения.

План проведения Дня специалиста согласовывается с заранее разработанным тематическим планом, утвержденным руководством. С планом проведения Дня специалиста должны быть ознакомлены все отделы и подразделения.

Основные моменты плана:

Выбор тематики . Тематика Дня специалиста определяется на основе изучения актуальных проблем, стоящих перед предприятием или организацией и в соответствии с информационными потребностями специалистов.

Определение категории специалистов. Приглашаются специалисты одного или нескольких предприятий, а также организаций различных сфер (если темой Дня специалиста является межотраслевая или комплексная проблема).

Выбор места. День специалиста может быть:

  • стационарным – на базе организатора мероприятия библиотеки, службы НТИ, центра;
  • выездным - за пределами базы организатора.
Выбор мероприятий :
  • доклад
  • лекция
  • презентация
  • выставка
  • обзор литературы
  • круглый стол
  • мастер-класс
  • видеофильм
  • дискуссия
  • консультация по методике информационного поиска
Ответственные и сроки . Указываются основные виды работ по проведению Дня специалиста и ответственные за их подготовку и выполнение. Ответственные за подготовку подбирают литературу, согласовывают темы лекций и докладов с выступающими, подбирают фильмы, готовят приглашения и объявления в соответствии с указанными сроками.

Подбор литературы. Представляются самые разнообразные типы и виды информационных материалов:

  • официальные
  • научные
  • производственно-практические
  • справочные
  • книги
  • отечественные и иностранные
  • периодические издания
  • промышленные каталоги
  • проспекты
  • переводы в традиционной бумажной форме и на машиночитаемых носителях
Рекламно-информационная кампания мероприятия

Не менее чем за десять дней до проведения Дня специалиста необходимо информировать работников о теме, месте и дате его проведения.

  • Информирование проводится посредством печати, радио телевидения, на сайте организаторов и т. д.
  • Используются индивидуальные приглашения, объявления плакаты, которые вывешиваются в библиотеке, на предприятиях и организациях, рекламные буклеты.

Образец приглашения

Уважаемый специалист!

Приглашаем Вас принять участие в Дне специалиста,

который проводится _____________ (кем) ________________

(где) __________ _______ (дата, время)

по теме «_______________ ________________ _____________

______________». В программу входят: ________________ __

________________ ________________ ________________ ____

________________ _______________

Разработка регистрационных форм
Формы регистрации участников:

  • отрывные талоны бланка-приглашения,
  • регистрационные карточки и талоны,
  • регистрационные листы.
В них указываются фамилия, имя, отчество участника, место работы, должность, контактные сведения.

Образец регистрационной карточки участника Дня специалиста

________________ ________________ ____
ФИО

Место работы (для специалистов,
приглашенных с других предприятий)
________________ ________________ __
Должность
________________ ________________ ___
Адрес, телефон предприятия
________________ ________________ ____
Просмотрено источников
________________ ________________ _(наименований)
Получено документов:
________________ ________________ ____(наименовани й)
Заказано по МБА
________________ _____ наименований.
Замечания и предложения по проведению ДС
________________ ________________ _
«_____»________ _______20____г.
Подпись участника Дня специалиста ________________ ___

Разработка анкет
Анкеты для специалистов разрабатываются организаторами мероприятия с целью изучения эффективности проведения Дня специалиста.


Образец анкеты

Актуальна ли для Вас тема Дня специалиста

Удовлетворяет ли Вас организация и проведение
Дня специалиста __________
Оцените, пожалуйста, подбор литературы по теме
________________ ________________ _____
Считаете ли Вы проведение Дня специалиста нужным
________________ ____ если «да», то укажите почему
________________ ________________ _____
Предложите тему для очередного Дня специалиста
________________ ________________ _____
Ваши замечания и предложения по проведению Дня
специалиста ________________ _____________
________________ ________________ _____

Благодарим за участие!

Оформление помещения
  • выставки из подобранных ранее документов располагают на столах, стендах, витринах;
  • оформляется заглавие выставок, их разделы;
  • устанавливают технические средства для показа презентаций, просмотра видеофильмов, устных выступлений участников:
    • микрофоны;
    • мультимедиапроектор;
    • телевизор и пр.
Проведение Дня специалиста
Регистрация участников проводится по отрывным талонам бланка-приглашения или по регистрационным карточкам.
Мероприятие открывается вступительным словом ответственного за его проведение.
Обязательно следует рассказать:
  • о задачах проводимого Дня специалиста;
  • порядке получения информационных материалов;
  • представить докладчиков, специалистов, которые будут давать консультации, попросить заполнить анкеты.
С обзором современного состояния проблемы или лекцией, докладом выступают специалисты.
Выступления могут сопровождаться показами фильмов и презентациями.
Библиотечный работник или специалист предприятия проводит обзор представленных информационных материалов.
У выставки дежурят библиографы, которые проводят устные обзоры источников, дают консультации по правилам пользования различными материалами.
После выполнения основных мероприятий организуется показ фильмов, экскурсии и т. д.
По окончанию мероприятия всем участникам раздают анкеты и предлагают их заполнить.

Учет и анализ проведения Дня специалиста проводится по следующим показателям:

  • количество представленных материалов, в том числе по видам источников информации;
  • количество специалистов, принявших участие в Дне специалиста, в том числе по категориям;
  • количество просмотренных на мероприятии материалов, в том числе по видам источников информации;
  • количество выданных оригиналов и копий информационных материалов, в том числе по видам документов;
  • количество предприятий-участников, в том числе по категориям.
Эффективность Дня специалиста оценивается по следующим показателям:
  • количество присутствующих специалистов и предприятий-участников (% охвата);
  • количество представленных и выданных документов (оригиналов и копий);
  • процент использования представленной литературы;
  • количество в среднем выданных документов одному специалисту.
Анализ анкет даст возможность для дальнейшего совершенствования организации Дней специалиста, определения их последующей тематики.

При подготовке выводов по проведенному Дню специалиста необходимо выявлятьпричины неэффективного использования представленных документов:

  • неправильный выбор аудитории (можно определить по категориям присутствовавших специалистов из регистрационных карточек);
  • неудовлетворительная организация мероприятия;
  • недостаточное информирование о проводимом Дне специалиста;
  • неудачное оформление экспозиции представленных документов (крупные разделы, отсутствие заголовков разделов);
  • некачественно подготовленный обзор представленных документов, неактивная работа консультантов.

Участие в мероприятии предоставляет специалистам возможность профессионального общения, информационного обмена, а высокий уровень организации и проведения Дня специалиста повышает имидж библиотеки.

* Выставки информационных материалов на различного рода мероприятиях (конференциях, семинарах, совещаниях и т.д.), а также методические семинары НЕ считаются Днем специалиста.

Источники:

  1. Шейма Е.А. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДНЯ СПЕЦИАЛИСТА
  2. Компетентность и профессионализм современного библиотекаря: День специалиста [Текст] : метод.-библиогр. пособие / МУК «ЦБС»; ЦГБ им. М. Горького; сост.: И. П. Ревинова. – Батайск, 2011. - 44 с.