Народные одежды солнцев художник. Художник-археолог федор солнцев в сотрудничестве со святейшим синодом

Народные одежды солнцев художник. Художник-археолог федор солнцев в сотрудничестве со святейшим синодом
Народные одежды солнцев художник. Художник-археолог федор солнцев в сотрудничестве со святейшим синодом

) - крупнейший русский специалист по художественной археологии (художник, архитектор и историк), руководитель знаменитого издания «Древности Российского государства ». Заведовал художественным оформлением Большого Кремлёвского дворца .

Происхождение

Творчество

При окончании академического курса, в 1824 году, за картину «Крестьянское семейство», получил малую золотую медаль, а в 1827 году, за картину «Воздадите Кесарево Кесарю, а Божия Богови» - большую золотую медаль .

В 1830 году по высочайшему повелению и поручению Оленина направляется в Москву и другие места «для срисовывания старинных наших обычаев, одеяний, оружия, церковной и царской утвари, скарба, конской сбруи и проч. предметов». За всё время он нарисовал более 3000 высокоточных рисунков-эскизов , отличающихся большой детализацией. На них были изображены исторические предметы быта, иконы, сооружения, одежда, оружие, доспехи и т. д.. Около 700 из этих эскизов составили основную часть издания «Древности Российского государства » , задуманного Олениным и осуществлённого после его смерти императором Николаем I тиражом 600 экземпляров.

В 1836 году за картину «Встреча вел. кн. Святослава с Иоанном Цимисхием » Фёдор Григорьевич сделан академиком. Помимо этого, Солнцев принимал участие в росписи и реставрации многих Храмов. В 1836-1849 годах вместе с архитектором П. А. Герасимовым восстановил Теремной дворец в Московском Кремле . В 1876 году, в честь 50-летия его деятельности, возведён в звание профессора.

Умер в 1892 году, похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге . Мемориальная комната художника-археолога Ф. Г. Солнцева находится в Борке (Ярославская обл.).

Основные труды

  • «Рязанские древности»
  • «Памятники Московской древности»
  • «Древности Российского государства » (с 1846 по 1853 г.).
    • Выпуск «Киевский Софийский собор» (1871)
  • «Одежды Русского Государства»
  • «Керченские и Фанагорийские древности»
  • «Мотивы орнаментов, снятые со старинных русских произведений»
  • «Обозрение Киева» киевского гражданского губернатора И. И. Фундуклея (1847)
  • «Обозрение могил, валов и городищ Киевской губернии» (1848)
  • ряд рукописных книг для царской семьи:
    • Молитвослов для императрицы Александры Федоровны, жены Николая I;
    • Молитвослов для императрицы Марии Александровны, жены Александра II;
    • Молитвенники ангелам-хранителям для великих княгинь Марии Николаевны, Ольги Николаевны и Марии Александровны;
    • Жития избранных святых;
    • «Праздники в Доме Православного Царя Русского»;
    • Житие Сергия Радонежского; Служба святой Марии Магдалине;
    • «Русские святые, предстатели перед Богом за царя и святую Русь»;
    • «Знаменательные дни в Доме императора Александра III».
  • «Евангелие от Иоанна» по заказу княгини Леониллы Николаевны Меншиковой (1854)
  • Солневские «Святцы»
  • иллюстрации к трудам митрополита Филарета
  • Мемуары «Моя жизнь и художественно-археологические труды»

Напишите отзыв о статье "Солнцев, Фёдор Григорьевич"

Примечания

Литература

  • Евтушенко М. М. Фёдор Григорьевич Солнцев: Новые данные к творческой биографии художника // Русское искусство в Эрмитаже . - СПб., 2003 . - С. 240-249.
  • Тарасов Е. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

  • Солнцев Ф. Г. // Русская старина , 1876. – Т. 15. - № 1. – С. 109-128; № 2. – С. 311-323.

Отрывок, характеризующий Солнцев, Фёдор Григорьевич

Казака призвали, расспросили; казачьи командиры хотели воспользоваться этим случаем, чтобы отбить лошадей, но один из начальников, знакомый с высшими чинами армии, сообщил этот факт штабному генералу. В последнее время в штабе армии положение было в высшей степени натянутое. Ермолов, за несколько дней перед этим, придя к Бенигсену, умолял его употребить свое влияние на главнокомандующего, для того чтобы сделано было наступление.
– Ежели бы я не знал вас, я подумал бы, что вы не хотите того, о чем вы просите. Стоит мне посоветовать одно, чтобы светлейший наверное сделал противоположное, – отвечал Бенигсен.
Известие казаков, подтвержденное посланными разъездами, доказало окончательную зрелость события. Натянутая струна соскочила, и зашипели часы, и заиграли куранты. Несмотря на всю свою мнимую власть, на свой ум, опытность, знание людей, Кутузов, приняв во внимание записку Бенигсена, посылавшего лично донесения государю, выражаемое всеми генералами одно и то же желание, предполагаемое им желание государя и сведение казаков, уже не мог удержать неизбежного движения и отдал приказание на то, что он считал бесполезным и вредным, – благословил совершившийся факт.

Записка, поданная Бенигсеном о необходимости наступления, и сведения казаков о незакрытом левом фланге французов были только последние признаки необходимости отдать приказание о наступлении, и наступление было назначено на 5 е октября.
4 го октября утром Кутузов подписал диспозицию. Толь прочел ее Ермолову, предлагая ему заняться дальнейшими распоряжениями.
– Хорошо, хорошо, мне теперь некогда, – сказал Ермолов и вышел из избы. Диспозиция, составленная Толем, была очень хорошая. Так же, как и в аустерлицкой диспозиции, было написано, хотя и не по немецки:
«Die erste Colonne marschiert [Первая колонна идет (нем.) ] туда то и туда то, die zweite Colonne marschiert [вторая колонна идет (нем.) ] туда то и туда то» и т. д. И все эти колонны на бумаге приходили в назначенное время в свое место и уничтожали неприятеля. Все было, как и во всех диспозициях, прекрасно придумано, и, как и по всем диспозициям, ни одна колонна не пришла в свое время и на свое место.
Когда диспозиция была готова в должном количестве экземпляров, был призван офицер и послан к Ермолову, чтобы передать ему бумаги для исполнения. Молодой кавалергардский офицер, ординарец Кутузова, довольный важностью данного ему поручения, отправился на квартиру Ермолова.
– Уехали, – отвечал денщик Ермолова. Кавалергардский офицер пошел к генералу, у которого часто бывал Ермолов.
– Нет, и генерала нет.
Кавалергардский офицер, сев верхом, поехал к другому.
– Нет, уехали.
«Как бы мне не отвечать за промедление! Вот досада!» – думал офицер. Он объездил весь лагерь. Кто говорил, что видели, как Ермолов проехал с другими генералами куда то, кто говорил, что он, верно, опять дома. Офицер, не обедая, искал до шести часов вечера. Нигде Ермолова не было и никто не знал, где он был. Офицер наскоро перекусил у товарища и поехал опять в авангард к Милорадовичу. Милорадовича не было тоже дома, но тут ему сказали, что Милорадович на балу у генерала Кикина, что, должно быть, и Ермолов там.
– Да где же это?
– А вон, в Ечкине, – сказал казачий офицер, указывая на далекий помещичий дом.
– Да как же там, за цепью?
– Выслали два полка наших в цепь, там нынче такой кутеж идет, беда! Две музыки, три хора песенников.
Офицер поехал за цепь к Ечкину. Издалека еще, подъезжая к дому, он услыхал дружные, веселые звуки плясовой солдатской песни.
«Во олузя а ах… во олузях!..» – с присвистом и с торбаном слышалось ему, изредка заглушаемое криком голосов. Офицеру и весело стало на душе от этих звуков, но вместе с тем и страшно за то, что он виноват, так долго не передав важного, порученного ему приказания. Был уже девятый час. Он слез с лошади и вошел на крыльцо и в переднюю большого, сохранившегося в целости помещичьего дома, находившегося между русских и французов. В буфетной и в передней суетились лакеи с винами и яствами. Под окнами стояли песенники. Офицера ввели в дверь, и он увидал вдруг всех вместе важнейших генералов армии, в том числе и большую, заметную фигуру Ермолова. Все генералы были в расстегнутых сюртуках, с красными, оживленными лицами и громко смеялись, стоя полукругом. В середине залы красивый невысокий генерал с красным лицом бойко и ловко выделывал трепака.
– Ха, ха, ха! Ай да Николай Иванович! ха, ха, ха!..
Офицер чувствовал, что, входя в эту минуту с важным приказанием, он делается вдвойне виноват, и он хотел подождать; но один из генералов увидал его и, узнав, зачем он, сказал Ермолову. Ермолов с нахмуренным лицом вышел к офицеру и, выслушав, взял от него бумагу, ничего не сказав ему.
– Ты думаешь, это нечаянно он уехал? – сказал в этот вечер штабный товарищ кавалергардскому офицеру про Ермолова. – Это штуки, это все нарочно. Коновницына подкатить. Посмотри, завтра каша какая будет!

На другой день, рано утром, дряхлый Кутузов встал, помолился богу, оделся и с неприятным сознанием того, что он должен руководить сражением, которого он не одобрял, сел в коляску и выехал из Леташевки, в пяти верстах позади Тарутина, к тому месту, где должны были быть собраны наступающие колонны. Кутузов ехал, засыпая и просыпаясь и прислушиваясь, нет ли справа выстрелов, не начиналось ли дело? Но все еще было тихо. Только начинался рассвет сырого и пасмурного осеннего дня. Подъезжая к Тарутину, Кутузов заметил кавалеристов, ведших на водопой лошадей через дорогу, по которой ехала коляска. Кутузов присмотрелся к ним, остановил коляску и спросил, какого полка? Кавалеристы были из той колонны, которая должна была быть уже далеко впереди в засаде. «Ошибка, может быть», – подумал старый главнокомандующий. Но, проехав еще дальше, Кутузов увидал пехотные полки, ружья в козлах, солдат за кашей и с дровами, в подштанниках. Позвали офицера. Офицер доложил, что никакого приказания о выступлении не было.

Федор Григорьевич Солнцев родился в 1801 году в с. Верхне-Никульском Мологского уезда Ярославской губернии в семье помещичьих крестьян графа Мусина-Пушкина. В 1815 году отец забрал сына с собой в С.-Петербург, где он работал в доме графа Кутайсова. Здесь Федор Григорьевич начал учиться арифметике, французскому и немецкому языкам, изучать целый ряд общеобразовательных предметов, а также рисованию. В том же году его определили в первый рисовальный класс. Менее чем через полгода Солнцев оказался в натурном классе. Перейдя в третий возраст, Ф.Г. Солнцев выбрал своей специальностью историческую и портретную живопись, и стал работать под руководством известных русских живописцев, профессоров С.С. Щукина, А.А. Егорова и А.Г. Варнека. Работал Солнцев много и интересно, принял участие в росписи Казанского собора.


Солнцев Ф.Г.

Вскоре на картины начинающего художника обратил внимание директор Императорской публичной библиотеки А.Н. Оленин, ставший в 1817 г. Президентом Академии художеств. В 1829 г., почти пять лет спустя после окончания Солнцевым Академии художеств, Оленин привлек его к работе над изданием книги о Рязанских древностях. В мае 1830 года началась работа художника Ф.Г. Солнцева над «срисовыванием старинных наших обычаев, одеяний, оружия, церковной и царской утвари, скарба, конской сбруи и прочих предметов, принадлежащих к историческим, археологическим и этнографическим сведениям». Созданное Ф.Г. Солнцевым собрание рисунков русской старины (а их было к концу 40-х гг. более трех тысяч) привлекло внимание императора Николая I, и он пожаловал на их издание около ста тысяч рублей серебром. С 1830 по 1853 гг. Ф.Г. Солнцев много ездил по древнерусским городам, занимаясь исследованием и срисовыванием предметов и памятников старины, делая этнографические зарисовки.

Солнцев за свои труды Всемилостивейше пожалован орденами: св. Владимира 4-й степени, св. Станислава 2-й степени с короною и св. Анны 2-й степени, а за исполненную в программе от Императорской Академии художеств картину награжден Академиком.

Солнцев в Венёве?

Галина Владимировна Аксенова исследователь биографии Ф.Г. Солнцев считает, что художник не посещал Венёв, а сделал свой известный "веневский" рисунок где-то еще. Однако, не стоит отбрасывать тот факт, что главный наставник Федора Григорьевича - Алексей Николаевич Оленин, президент Академии художеств, был веневским помещиком. В 1842 году Солнцев предпринял поездку по Тульскому краю и создал серию рисунков жителей Тульской губернии без указания уездов, за одним исключением. Две работа подписаны "Каширского уезда Тульской губернии 1842г."

Солнцев (Федор Григорьевич) - живописец и археолог (1801 - 1892). Отец его, крепостной человек гр. Мусина-Пушкина, поместил сына в своекоштные ученики Академии Художеств (в 1815 г.).


Солнцев (Федор Григорьевич) - живописец и археолог (1801 - 1892). Отец его, крепостной человек гр. Мусина-Пушкина, поместил сына в своекоштные ученики Академии Художеств (в 1815 г.). Здесь, занимаясь под руководством С. Щукина и А. Егорова, С. быстро выказал успехи в живописи. При окончании акаде

мического курса в 1824 г. за картину "Крестьянское семейство", он получил малую золотую медаль, а в 1827 г. за картину "Воздадите Кесарево Кесарю, а Божия Богови" - большую золотую медаль. После этого С. оставил Академию и некоторое время добывал средства к жизни уроками рисования, писанием портрето

в и т. п. Тогдашний президент Академии А. Оленин стал направлять С. на ту дорогу, на которой С. потом получил известность. Благодаря Оленину, молодой художник сделался археологом-рисовальщиком и на всю жизнь приковался к исследованию и изображению различных памятников старины. В 1830 г. по Высочайш

ему повелению он был отправлен в Москву и другие места Империи "для срисовывания старинных наших обычаев, одеяний, оружия, церковной и царской утвари, скарба, конской сбруи и прочих предметов". С. тщательно воспроизводил акварелью всякую старинную вещь, имеющую какое-либо историческое значение, и вс

е свои рисунки пересылал Оленину, который постоянно руководил этими работами (особенно первые годы) и давал ему подробные инструкции. За свои работы С. причислен в 1833 г. к Академии и к Кабинету Его Величества. С этой поры начинается целый ряд поездок С. по старинным городам России для срисовывания

отечественных древностей. До 1836 г. он работал в Новгороде, Рязани, Москве, Торжке и других городах; в Москве занимался в Оружейной палате, в Успенском и Архангельском соборах и в других местах. Срисовывая и подробно исследуя царскую утварь в Оружейной палате, он сделал открытие, что так называемы

е венец и бармы Мономаха изготовлены при царе Михаиле Феодоровиче, в Греции. Кроме того, он делал наезды в Рязань, Юрьев-Польский, Смоленск и другие города. В конце 1835 г. он получил от Академии программу для получения звания академика: написать картину "Встреча великого князя Святослава с Иоанно

м Цимисхием". Через год эта картина (находится в музее императора Александра III) была окончена, и С. сделан академиком. Почти одновременно с этим С. занимался восстановлением древних царских теремов в Кремле, сочинил проекты их реставрации и по ним терема к концу 1836 г. были возобновлены вполне.

Император Николай, веривший безусловно в познания С., поручил ему срисовать многие из вещей, находящихся в Оружейной палате и в Благовещенском соборе. Из громадного количества солнцевских рисунков, изображающих древности, - а их всего наберется более 3000 - ни один не миновал глаз Государя. Исполня

я его поручение, С. определил, между прочим, что так называемая корона Астраханского царства сделана при Михаиле Феодоровиче, а корона Сибирская - при Алексее Михайловиче. С 1837 по 1843 г. С. работал преимущественно в Москве, хотя и посещал другие старинные города. В то же время он принимал участи

е в устройстве московского Большого Дворца, построенного на месте прежнего, сгоревшего в 1812 г. Когда, в 1843 г., Оленина не стало, Государь взялся сам руководить С. и отправил его в Киев для срисовывания и восстановления тамошних древностей. Отсюда начинается новая эпоха карьеры С., продолжавшаяся

десять лет. Летом он трудился обыкновенно в Киеве, а на зиму перебирался в Санкт-Петербург, куда привозил с собой каждый раз от 80 до 100 рисунков, которые были представляемы им Государю. Осматривая Киево-Софийский собор, он открыл там стенные фрески XI века. Не ограничиваясь этим открытием, которо

е можно считать одной из важнейших заслуг С., он приступил по Высочайшему повелению к восстановлению внутренности означенного собора по возможности в том виде, какой она имела, и окончил этот труд в 1851 г. Сверх того, С. снимал виды некоторых храмов, делал рисунки внутренности собора Киево-Печерско

й лавры, участвовал во временной комиссии для разбора древних актов Юго-Западной России, учрежденной в 1844 г., и был назначен в члены комитета для издания снятых им рисунков. Это издание продолжалось с 1846 по 1853 г. и составило шесть громадных томов "Древностей Российского Государства", в которых

большая часть рисунков (до 700) принадлежит С. Крымская война, кончина императора Николая I и наступление эпохи реформ в царствование его преемника на престоле - все это отодвинуло С. на второй план. Тем не менее, с 1853 г. он работал для Санкт-Петербургского Исаакиевского собора, исполнял заказы С

вятейшего Синода, каковы, например, рисунки антиминсов, изображения святых для помещения в молитвенниках, святцы и т. п.; в течение восьми лет он заведовал работами по изготовлению иконостасов для церквей западных губерний. С 1859 г. С. снова получает официальные командировки (например, во Владимир

на Клязьме) и причисляется к императорской археологической комиссии. Ввиду его заслуг Академия Художеств в 1863 г. дала ему титул ее почетного вольного общника. В 1876 г. было торжественно отпраздновано 50-летие деятельности С., причем поднесена ему выбитая в его честь золотая медаль и он возведен в

звание профессора. Не обладая особенно ярким художественным талантом, С. занял весьма видное место в истории русского искусства своей неутомимой деятельностью на поприще изучения художественных памятников отечественной старины: им исполнено несчетное количество рисунков всякого рода древностей Росс

ии, из которых многие были потом изданы и составили драгоценный вклад в нашу археологию. Очень любопытны также рисунки простонародных, теперь по большей части уже исчезнувших, костюмов разных местностей России, которые С. с любовью изучал и воспроизводил во время своих путешествий; наконец, ему мног

им обязаны как русское иконописание, так и орнаментистика построек и утвари, преимущественно церковной. Ср. Н. Собко "Ф.Г. Солнцев и его художественно-археологическая деятельность" ("Вестник изящных искусств", т. I, стр. 471); "Моя жизнь и художественно-археологические труды", рассказ Ф. Г. С. ("Рус

СОЛНЦЕВ Федор Григорьевич (14 апреля 1801, с. Верхне-Никульское Мологского уезда Ярославской губ. — 1892, Петербург) — художник, археолог, реставратор.

Из семьи крепостного крестьянина графа И.А. Мусина-Пушкина. Вскоре после рождения Фёдора его отец, получив место кассира в Императорских театрах, уехал в Петербург. Фёдор оставался в деревне с матерью, которая на шестом году начала обучать его грамоте. Но усилия матери, а потом и управляющего имением графов Мусиных-Пушкиных были безуспешны — мальчик вместо уроков разрисовывал свои тетради. Отец, заметивший склонность сына к рисованию, забрал его в Петербург.

В 1815 Солнцев поступил в Академию художеств в Петербурге, где обнаружил необыкновенные успехи. Учился у С. Щукина и А. Егорова. Специализировался« по части археологической и этнографической». В 1824 по окончании курса получил малую золотую медаль за картину« Крестьянское семейство». Как перспективный ученик был оставлен в Академии, и в 1827 за картину« Воздадите Кесарю кесарево, а Божие Богови» получил большую золотую медаль.

Еще во время учёбы Солнцев обнаружил удивительный дар копирования, на который обратил внимание президент Академии А. Н. Оленин. Первым заданием для Солнцева были копии« Рязанских древностей», найденных в 1822, которые он сделал с таким искусством, что, согласно легенде, профессор перспективы М. П. Воробьев принял рисованную бляху за настоящую и пытался взять ее в руки. В 1830-е Солнцев много путешествует по старым русским городам, делая зарисовки утвари и вооружения, предметов церковного культа, археологических находок, зданий, икон, фресок. Сохранилось около 5 тыс. акварельных рисунков с изображением древностей Киева, Чернигова, Новгорода, Смоленска, Полоцка, Рязани, Владимира, Суздаля, Москвы, многих монастырей. С натуры был выполнен альбом рисунков« Типы и костюмы народов России».

Николай I принял Солнцева под свое личное покровительство. «По высочайшему повелению» Солнцев создавал пейзажи, на которых царь дорисовывал батальные сцены, проводил крупные реставрационные работы, выпускал художественные издания. Художественная деятельность Солнцева была т.о. включена в контекст официальной идеологемы« Православие, Самодержавие, Народность». В 1834 Солнцев принял участие в реставрации фресок Дмитриевского собора во Владимире(XII в.). В 1835 сочинял проекты реставрации царских теремов в Кремле, по которым они были возобновлены, за эту работу он был удостоен Владимирского креста. В 1836 за картину« Встреча великого князя Святослава с Иоанном Цимисхием» получил звание академика. В 1838 Солнцев создал рисунки для паркетного пола Георгиевского зала Большого Кремлевского дворца(архитектор К.А. Тон). В 1843—1851 осуществлял контроль за реставрацией фресок Киевского Софийского собора(XI в.).

Принципы научной реставрации находились ещё в зачаточном состоянии, и «возобновление» было проведено в духе господствовавших тогда вкусов. Утраты были дописаны, все фрески грубо записаны масляной красой, многие изображения написаны заново. К работе привлекались ремесленники-иконописцы, ножом и топором счищавшие древнюю живопись. Несовершенство подобной реставрации осознавалось уже современниками. Акварели Солнцева стали основой 700 литографированных рисунков капитального 6-томного издания« Древности Российского государства»(1846−1853). В его атласе были воспроизведены чудотворные иконы, миниатюры рукописей, парсуны, фрески. В 1853 по рисункам Солнцева были выполнены церковная утварь и облачения священников для Исаакиевского собора в Петербурге(архитектор О. Монферран), фрески которого писал младший брат Фёдора — Егор, выпускник Академии художеств.

В 1850-е Солнцев заведовал работами по изготовлению иконостасов для церквей западных губерний, участвовал во временной комиссии для разбора древних актов Юго-Запада России. В 1859 он стал членом Императорской археологической комиссии. В 1863 Солнцев был удостоен титула« почетного вольного общника» АХ. В 1876 получил звание профессора и в честь 50-летия его деятельности была выбита золотая медаль.

В течение 30 лет Солнцев был попечителем отделения одаренных детей крепостных крестьян в Академии художеств. Он создал живописную энциклопедию русской средневековой и народной жизни в ее вещественных памятниках. Солнцев способствовал развитию иконописания и прикладного церковного искусства, сочиняя образцы« в старинном русском стиле» для художников, мебельщиков, золотых дел мастеров и др. Награжден орденами Св. Анны III степени(1835) и Св. Станислава I степени(1888). Наряду с К. А. Тоном считается зачинателем« русского стиля» в российском искусстве.

Произведения Солнцева хранятся во многих музеях, в т. ч. и в РИАХМЗ, а альбом« Типы и костюмы народов России» — в славяно-балтийском отделе Нью-Йорской публичной библиотеки.

Солнцев Федор Григорьевич (1801-1892)

Становящаяся на ноги нация всегда проявляет повышенный интерес к своему прошлому. Именно после Наполеоновских войн, когда Россия стала играть заметную роль в решении европейских проблем, у российского общества появилась потребность знать больше о себе.

Много сделал для изучения древнерусского искусства выпускник Академии художеств Федор Григорьевич Солнцев, который под руководством Варнека и Егорова (1815-1825) осваивал бытовое художество и иконопись.

Еще в Академии Федор Солнцев пишет картину "Крестьянское семейство перед обедом" (1824), за которую получает золотую медаль. Перед молодым художником открываются заманчивые перспективы. Тем более что к нему благоволит семья Николая I. Возможно, сам император и оказал решающее влияние на творческую жизнь Ф. Солнцева. В 1830 году его посылают в художественно-археологическую экспедицию по старинным городам России. Из командировки Ф.Г. Солнцев привозит более 3000 акварелей, связанных с древнерусским искусством. Отныне он - главный знаток древностей государства российского, а потому его, как авторитетного эксперта, привлекают к реставрационным работам и новым постройкам в византийско-русском стиле.

Художник по-прежнему не расстается с масляными и акварельными красками, но основные его заслуги связаны с художественно-археологической деятельностью. Именно за нее он в 1876 году получает звание профессора. А в 1885 общественность Петербурга тепло отмечает 50-летие присвоения Ф.Г. Солнцеву звания академика - радующее долголетие, прожитое с большой пользой для любезного Отечества.