Название мероприятия о теневом театре в библиотеке. План мероприятия ко Дню театра (старший дошкольный возраст)

Название мероприятия о теневом театре в библиотеке. План мероприятия ко Дню театра (старший дошкольный возраст)

«Детский кукольный театр в библиотеке»

Пояснительная записка

В последнее время наблюдается спад активности детского чтения, компьютерные технологии всё чаще заменяют ребёнку книгу, предоставляя при этом информацию, не всегда адекватно отражающую и интерпретирующую общечеловеческие ценности.

Масштабная информатизация изменила потребности населения. Дети в первую очередь впитывают плохое и хорошее, не думая чем может это сказаться на формировании их личности. В первую очередь, семья, школа должны им в этом помочь. Но статистика говорит сама за себя, родители не умеют или совсем не разговаривают со своими детьми. В доме есть телевизор и компьютер – подключившись к Интернету, можно общаться молча. А в школе иногда и писать не надо – достаточно обвести кружком номер правильного ответа. В результате ребенку, трудно сформулировать и озвучить самую простую мысль.

Постановка проблемы.

Актуальность этого проекта заключается в деятельном подходе к воспитанию, образованию и развитию ребенка средствами кукольного театра.

Театр кукол – одна из лучших моделей человечества. Среди качеств, выделяющих кукольный театр из других форм театрального искусства, можно назвать такие, как долговечность и универсальность. Персонажи кукольного театра способны жить целые столетия, а музейная кукла, ведомая рукой опытного кукловода, в любой момент может ожить, разыграв перед нами ту самую комедию, которой еще несколько веков назад восхищались зрители. Кукольный театр универсален – его спектакли увлекают в равной степени и взрослых, и детей. Давая возможность взрослому вновь окунуться в детство, а ребенку немного повзрослеть, погружая его в мир эмоций и переживаний, переданных на доступном ему уровне, кукольный театр их сближает.

Создание кукольного театра в библиотеке будет способствовать сохранению устойчивого интереса к литературе, театру, совершенствовать навыки, воплощать в игре определённые переживания, побуждать к созданию новых образов, а также привлечению внимания подрастающего поколения к сохранению народной культуры. Благодаря занятиям в театре кукол жизнь ребят будет более интересной и содержательней, наполнится яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Эмоционально пережитый спектакль поможет детям определить отношение к происходящему, определить положительных и отрицательных героев. В театре главное – не кукла, а замысел человека. Именно благодаря человеку оживает и действует кукла.

Цель

Создание детского кукольного театра, направленного на приобщение детей к книге и чтению, на их эстетическое и эмоционально-нравственное воспитание. Приобщение читателей к основам русской культуры, к познанию традиций, к обогащению театрального опыта.

Задачи

Создание условий для творческого, интеллектуального, физического и личностного развития детей через основы такого вида искусства как кукольный театр;

  • Создание предпосылок к выявлению, развитию индивидуальных способностей у детей и совершенствованию их в практике работы с куклами;
  • Обучение основам актерского творчества и развитие памяти, внимания, воображения, мышления посредством кукольного театра;
  • Формирование потребностей проявлять интерес к народному творчеству, показать лучшие традиции русского народа, помочь воспитанникам глубже освоить свой край, его культуру и историю на примере изучения традиций русского кукольного театра;
  • Привлечение как можно большего количества читателей в библиотеку, максимальное раскрытие фондов, привитие любви к чтению.

Целевая аудитория : дети от 3 лет, подростки, молодежь и взрослое население.

План мероприятий

Наименование работ

2017 год

Составление плана мероприятий по реализации проекта, информирование о проекте.

Привлечение детей к созданию кружка «В гостях у Петрушки». Создание кукольного кружка. Приобретение ширмы напольной и настольной с декорациями и ситцевыми шторками.

Выбор репертуара.

Подбор и запись музыкального сопровождения к спектаклям. Составление графика групповых и индивидуальных занятий с участниками театра.

Май - июнь – июль

Изготовление кукол.

Август – сентябрь

Репетиции спектаклей.

Октябрь –ноябрь- декабрь

Премьера спектакля. Показ спектаклей.


Целевая аудитория:
дети от 9-13 лет

Ожидаемый результат: Создание театра поможет в привлечении новой аудитории – родителей и их детей, так как им откроется необычный и прекрасный мир кукольного театра.Современные дети, недостаточно представляют жизнь своих предков, их быт, традиции и обычаи. Народные гуляния, веселья занимали в жизни русского народа весьма заметное место. В ярмарочных гуляниях зарождались основы будущего профессионального театра. Изучение истории русской культуры и участие в представлениях поможет детям лучше понять традиции своего народа.

В этот день можно провести конкурс «Театральные подмостки». Это мероприятие помогает формированию у учащихся активности, самостоятельности, умения быстро ориентироваться. Для участия в конкурсе заранее определяется 5 человек, они готовят представление себя (могут помогать другие ученики), так же они приносят с собой любой бросовый материал для изготовления костюма, а об остальных конкурсах они узнают на самом мероприятии.

Вечер «Театральные подмостки»

Ход вечера

(Ведущие выходят под звучание песни «Ах, этот вечер...».)

Ведущий 1 : Здравствуйте, многоуважаемые зрители, болельщики и те, кто просто заглянул в наш уютный зал.

Ведущий 2 : Сегодня, в международный день театра мы объявляем о начале конкурса «Театральные подмостки».

Ведущий 1 : Ведут этот вечер - ...

Ведущий 2 : И... (ведущие представляют друг друга)

(Перед началом конкурса ведущие могут немного рассказать о том, что такое театр вообще, когда он возник и т. д.)

Ведущий 1 : Мы традиционно начнем с представления наших участников - это пять самых смелых, творческих учеников нашей школы. Они приготовили визитную карточку о себе - это и будет нашим первым конкурсом. Первыми на эту сцену мы приглашаем...

(Идет представление участников.)

Ведущий 2 : С нашими участниками мы познакомились, нас вы тоже знаете, но кого-то мы все-таки забыли.

Ведущий 1 : Конечно, забыли, мы еще не представили наших вершителей судеб - справедливое и уважаемое жюри.

(Представление жюри.)

Ведущий 2 : Ну вот, теперь все представлены, и мы переходим к нашему второму конкурсу. Называется он «Вопросики».

Ведущий 1 : Мы приглашаем всех участников на сцену и раздаем им карточки с вопросами. Пока они читают вопросы и думают, как на них ответить, я объясню вам, что вопросы были взяты из известных вам литературных произведений.

(Участники по очереди вслух зачитывают вопрос и отвечают на него.)

Примерные вопросы:

1. Кто из русских писателей и к какому произведению дал эпиграф «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». (Н.В. Гоголь «Ревизор».)

2. Из какой шелковой ткани были сшиты платья дочерей купца в сказке «Аленький цветочек»? (Атлас.)

3. Кто из русских писателей написал три романа, название которых начинается с буквы «О»? (И.А. Гончаров «Обрыв», «Обломов», «Обыкновенная история».)

4. Труды какого английского экономиста читал Евгений Онегин? (Адам Смит.)

5. Какое событие произошло между дядей Федором и его родителями, и послужило причиной отъезда в Простоквашино? (Ссора.)

Ведущий 2: Замечательно, жюри сделало себе пометки о том, кто правильно ответил на вопрос и мы переходим к третьему конкурсу, который называется «Жующий человек».

Ведущий 1: Для актера бывает немаловажным разыграть пантомимический беспредметный этюд. Сейчас нашим участникам предлагается съесть предмет так, чтобы всем сразу стало ясно, что вы едите. Каждый участник получает карточку с теми предметами, которые ему необходимо съесть.

Ведущий 2 : У каждого участника три предмета. Как только зазвучит музыка, вы начинаете «есть» первый предмет, как только мы говорим, что предмет сменяется, вы переходите ко второму блюду, а потом, когда мы дадим команду, вы перейдете к «употреблению» третьего блюда.

(Звучит музыка, участники показывают пантомиму, для задания можно использовать следующие предметы: семечки, червивое яблоко, костлявая рыба, спелый арбуз, тающее мороженое, не прожаренный шашлык, спагетти, манная каша, касторка, спелая груша, банан, рисовая каша китайскими палочками, слива, горячая печеная картошка, конфета.)

Ведущий 1 : Отлично, вы так аппетитно ели, что я тоже захотел перекусить.

Ведущий 2: Жюри ставит оценки, и мы слушаем итоги за три конкурса.

Ведущий 1 : Первые итоги ясны и мы продолжаем конкурсные задания. Для следующего конкурса, который называется «Театр начинается с вешалки» участники принесли с собой бросовый материал.

Ведущий 2 : Сейчас участникам раздадут карточки с именами персонажей, костюм, которого им предстоит сделать. Их друзья могут помогать готовить костюм за кулисами.

(Под музыку участники удаляются за кулисы и готовят там костюм следующих сказочных персонажей: Снежная королева; Кощей бессмертный; Баба Яга; Водяной; Леший. Костюм может демонстрировать как сам участник, так и его помощник.)

Ведущий 1: Пока наши участники находятся за кулисами, мы проведем игру с залом.

(Зал вместе с ведущим произносит слова и повторяет его движения:

Приходили - приходили

(Идем на месте.)

Ежики - ежики

(Раскрываем ладони, сжимая и разжимая пальцы.)

Наковали - наковали

(Ударяем кулак о кулак.)

Ножницы - ножницы

(Руками показываем ножницы.)

Бег на месте - бег на месте

(Бежим на месте.)

Зайчики - зайчики

(Показываем уши.)

Ну-ка, дружно! Ну-ка, вместе!

(Все девочки громко кричат «Девочки!», все мальчики кричат «Мальчики!»)

Игра обычно проводится 2-3 раза.

Как только участники будут готовы - под музыку ведущие называют сказочный персонаж и участники демонстрируют костюмы. Можно предложить продемонстрировать костюмы, а жюри и в зале должны узнать персонажа.)

Ведущий 2 : Пока наши участники снимают костюмы, мы послушаем итоги прошедших конкурсов, которые нам объявит жюри.

Ведущий 1: Мы для наших актеров приготовили еще один конкурс - «Манекены». Для участия в нем мы приглашаем всех актеров на сцену.

Ведущий 2: Им предлагается представить себе следующую ситуацию: в магазине одежды разбили стекло и испортили все манекены. Администрация этого магазина обратилась в театр за помощью попросив постоять актеров в витрине пока не привезут новые манекены. Нашим участникам необходимо застыть в различных позах.

Ведущий 1 : Отлично, пока вы справляетесь с этим заданием. Но сложность не в этом. Пока наши актеры стоят в витринах, привозят новые манекены и их начинают менять местами, переодевать. Задача участников конкурса: продержаться в выбранной позе, не смотря ни на какие обстоятельства.

Ведущий 2: Если актеры готовы, то мы приглашаем в наш магазин грузчиков.

(Звучит музыка, па сцене появляется группа ребят посильнее, одетых грузчиками и имеющих определенную фантазию. Они перетаскивают застывшие фигуры актеров по сцене, надевают на них верхнюю одежду, возможно составление целых композиций из «манекенов».)

Ведущий 1 : Отлично, наши актеры успешно справились с ролью манекенов.

Ведущий 2 : Следующий наш конкурс «Скороговористы». Профессиональные актеры должны уметь быстро и четко говорить, поэтому нашим участникам необходимо произнести скороговорку, которая написана у них на карточке.

Варианты:

Уж и ужи уже в луже.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

Шел Фрол по шоссе к Саше в шашки играть.

Водовоз вез воду из водопровода.

Курьер курьера обгоняет в карьер.

Ведущий 1 : Мы поняли, что наши участники замечательно умеют произносить скороговорки, а что думает о талантах участников жюри, мы сейчас узнаем.

(Жюри подводит итоги прошедших конкурсов и объявляет общий балл за все конкурсы.)

Ведущий 2: Поаплодируем тем участникам, которые лидируют, и поддержим тех, у кого еще мало баллов, не расстраивайтесь, впереди еще много конкурсов.

Ведущий 1: Очень часто актерам приходится озвучивать различные радиоспектакли или фильмы, поэтому следующий наш конкурс - «Озвучка». Участникам предстоит изобразить голосом те явления, которые указаны у них на карточках.

(Участники получают карточки, в которых написано по два задания:

Причаливающая моторная лодка;

Водосточная труба во время дождя;

Заводящийся мотор автомобиля;

Закипающий чайник;

Вой сирены;

Шторм на море;

Тормозящий автомобиль;

Топот коня;

Шум взлетающего самолета;

Крик чаек.)

Ведущий 2 : Все актеры замечательно справились с озвучкой и мы продолжаем наши конкурсы.

Ведущий 1 : Конкурс «Ситуация». Для актера важно умение читать стихи. Но вот читать с определенной интонацией довольно-таки сложно. Участники должны прочитать известное всем стихотворение Агнии Барто «Наша Таня громко плачет» в предложенных ситуациях, которые указаны на карточках.

(Можно использовать следующие ситуации - для каждого участника две ситуации: на улице минус сорок, а вы стоите босиком; вы жуете горячую картошку; вы оратор, которого слушает человечество; вы работник милиции, составляющий протокол; вы ребенок трех лет читаете стихотворение перед гостями; вы священник, читающий проповедь в церкви; в час пик вы садитесь в маршрутку; вы участник концерта: работающий без микрофона в большом зале; вы придираетесь к маленькому ребенку; у вас на спине тяжелый груз.)

Ведущий 2: Мы переходим к следующему конкурсу. Самое сложное в работе актера - сыграть животного. Ведь для этого необходимо быть очень наблюдательным, тем более что словами пользоваться нельзя, а нужно точно воссоздать звуки и движения. Ведь животные умеют общаться друг с другом.

Ведущий 1 : Вот и сейчас, здесь встретятся двое животных и на наших глазах поговорят друг с другом через забор. Изобразят все это наши участники в конкурсе «Разговор животных».

(Для проведения конкурса необходимо поставить ширму, чтобы актёры не видели друг друга. У каждого участника на карточке написаны названия двух животных. Ведущие по очереди называют нары, которые будут общаться, они могут быть следующими: петух и курица; маленькая собачка и большой злобный пес; лев и козленок; баран и гусыня; свинья и козел.)

Ведущий 2 : У нас получился замечательный зоопарк, а вот что думает об этом наше жюри, мы сейчас узнаем.

(Жюри объявляет итоги по всем конкурсам.)

Ведущий 1 : Следующий конкурс очень серьезный, он называется «Телефон доверия». Сейчас будет звучать запись телефонного звонка человека, который просит помочь ему в той или иной ситуации, а задача участников - сориентироваться и дать хороший совет звонящему.

Для конкурса можно использовать следующие ситуации:

«Мне десять лет. У нас дома живет котенок. Я получил двойку по математике, и мама обещает за это выбросить моего котенка на улицу. Что мне делать, ведь я не могу быстро исправить эту двойку?»

«Мне семнадцать лет, я учусь в одиннадцатом классе, но еще не решила, что делать дальше - где учиться или работать. Говорят, что нужно выбрать то, что любишь, а что мне делать, если я люблю только колбасу?»

«Мне уже двенадцать лет, но бабушка продолжает меня провожать в школу, надо мной смеются мои одноклассники! Что мне делать?»

«Мне очень нравится один мальчик из параллельного класса, но он не обращает на меня никакого внимания. Что мне делать?»

«Меня предал друг. Мы дружим уже восемь лет, а когда нужно было выбирать с кем сидеть за партой, то он выбрал девчонку. Что мне делать?»

Ведущий 2: К сожалению, наш конкурс подходит к концу и мы просим жюри подвести итоги и обозначить победителей.

(Подведение итогов, награждение победителей - 1, 2 и 3 место.)

Главная > Документ

Библиотека плюс театр

В.А. Стахеева, заведующая библиотекой

МОУ Первомайской средней общеобразовательной школы Неоспорима роль театрального искусства в воспитании детей. Человечество вот уже много веков самозабвенно играет в эту волшебную игру- театр. Не случайно еще А.С. Пушкин восклицал: «Театр- это волшебный край!» К вопросам развития школьного самодеятельного театра обращались многие русские педагоги. Свои мысли об «обучающей», «воспитывающей», «облагораживающей» роли школьного театра раскрывает Н.Н.Бахтин, используя данные педагогики, психологии детской игры и реалистического актерского творчества. Анализируя некоторые характерные психологические особенности детской игры, Бахтин ставит вопрос о том, что сближает ее с природой сценического искусства и тем самым создает естественные предпосылки для занятий с детьми этим искусством, и что в свою очередь может дать детям школьного возраста, по сравнению с игрой, участие в педагогически направленной творческой деятельности по подготовке спектакля. Специфика же сценической деятельности, работа над доступной и полезной детям в воспитательном отношении пьесой, по мысли Бахтина, «представляет дисциплинирование этой способности, подчинение ее воле, определенному плану», и такую природную способность надо не глушить, а с помощью театральных занятий поддерживать и развивать в детях именно в целях нравственного и эстетического развития личности. Это положение Бахтина перекликается с мыслями К.Д. Ушинского о роли чтения художественной литературы и с высказываниями Н.К.Крупской о значении творческой деятельности детей, в частности театральной самодеятельности, для приобретения и обогащения нравственного опыта, воспитания эмоциональной отзывчивости на чужую радость или горе. Бахтин указывал на значение школьного театра для глубокого освоения литературных произведений. Он подчеркивал большой воспитательный смысл участия детей в творческом процессе воплощения пьесы на всех его этапах. В отличие от взрослого театра, детский театральный коллектив становится крепким и в обыденной жизни, причем иногда на долгие годы. Это важнейшая особенность детского театрального школьного коллектива необходима для нынешней педагогики особенно. Школьному театру, как ни одному самому замечательному педагогу, удается сплотить самых разных детей: по возрасту, полу, интеллекту, внешним данным. Валентина Анатольевна Стахеева пришла на работу заведующей библиотекой Первомайской средней общеобразовательной школой, имея диплом режиссера клубных мероприятий. Заочно она сумела закончить Санкт-Петербургскую академию культуры и получила специальность библиотекарь-библиограф. Освоившись, Валентина Анатольевна поняла, что она может использовать в своей работе предыдущий опыт, формы и методы клубной деятельности совмещать с библиотечными. Общаясь с детьми разного возраста, она заметила, как, взрослея, они нередко утрачивают интерес к художественной литературе. Это происходит к 4-5 – м классам. Свои познавательные потребности школьники часто удовлетворяют через телевидение, компьютер, справочную литературу, которые несут огромный поток информации. Он, несомненно, способствует быстрому интеллектуальному совершенствованию, но на этом фоне ощущается явное отставание эмоционального развития. Как добиться того, чтобы ребята сами захотели читать хорошие книги, не только схватывали сюжет, но понимали, какие проблемы решаются в произведении, обращали внимание на художественные детали, имели свое мнение о прочитанном, сопереживали героям? И сделать это надо ненавязчиво, нестандартно. Валентина Анатольевна стала часто проводить утренники, конкурсы, викторины, игры. Ребята начали читать чуть больше, но это не решало поставленной задачи. Как же спасти души ребят, помочь им увидеть этот прекрасный и удивительный мир? Как передать им свое восхищение, научить любить книгу, осознать прочитанное, а через это глубже проникать в смысл переживаний других, вернее понимать волнения, желания, поступки - свои и своих друзей? Валентина Анатольевна решила при библиотеке создать школьный театр книги. Дети без конца играют в театр. Ребенок находит сюжет, подбирает необходимую мебель, вещи, распределяет роли, выбирает игрушки. Ребята чувствуют, кто из сверстников способен лучше исполнить ту или иную роль. Они стремятся играть по-настоящему, меняя движения, интонации голоса, переодеваясь в разные костюмы. Театр книги «Фантазия» существует пятнадцать лет и имеет уже свой репертуар. Как много школьников за эти 15 лет ступили на подмостки сцены, сколько состоялось дебютов! А многие участники, выступив однажды перед зрителями, не расставались со сценой по несколько лет. Самых маленьких театр встречает сказкой. В сказках удивительно органично сочетается занимательность и мораль. Именно в младшем возрасте закладываются основы нравственности, вера в доброе, в конечную справедливость, желание помочь тем, кто в беде. В репертуаре маленького театра в основном сказочные постановки и театрализации по творчеству детских писателей: С.Я.Маршака, С.Михалкова, Н Носова, Г.Успенского, А.Л. Барто, К.Чуковского, В.Драгунского и других. Школьники старших классов черпают вдохновение из произведений А.С. Пушкина, Фонвизина. Театром поставлено около десяти новогодних представлений – сказок: «На площади серебряных часов», «Приключения Саши и Шуры», «Зимняя сказка», «Вас приглашает Снегурочка» и другие. Создание творческого коллектива ребят. К этой проблеме каждый подходит по-своему. Валентина Анатольевна приглашает играть в спектакле даже детей, имеющих по тем или иным причинам трудности в общении со сверстниками и тех, кто никак не может найти себя на учебных занятиях. Правда, чтобы выйти на сцену, детям надо много и долго работать над своей речью, воображением, пластикой - всем тем, что необходимо в театре да и в жизни. Но занимаются этим учащиеся не на уроке, не под критическим взглядом преподавателя, а в свое свободное время, вместе с такими же детьми, много еще не умеющими, но готовыми помочь, подсказать, чтобы стать потом на сцене коллективом единомышленников. Так рождается коллектив. Коллектив театра книги «Фантазия» постоянно обновляется, на смену выпускникам приходят первоклашки. Опросы выпускников, которые хотя бы раз сыграли на сцене, показывают, что в их памяти от лет, проведенных в школе, остаются наиболее яркими эпизоды их игры в спектаклях. При встрече с руководителем школьного театра они всегда интересуются современными постановками. Сложность состоит в том, что литературные произведения для детей, даже любимые ими сказки, нужно уметь инсценировать, то есть перевести с языка слов на язык действий. Их требуется бережно переосмыслить и с минимальными потерями донести до современного ребенка – исполнителя и ребенка-зрителя. Не каждый из руководителей школьного театра способен с этим в достаточной мере справиться. Ставя спектакль, Валентина Анатольевна всегда пишет точный календарный план своей работы: - время на репетиции за столом (выразительное чтение текста),

Репетиция в «загородке» (условно-выраженное пространство),

Монтировочные репетиции по блокам, - «прогонные репетиции» и - «генеральные репетиции» (минимум 1-2). К изготовлению костюмов и декораций привлекаются сами ребята и их родители. Оформление тоже очень важно. Возможности школы весьма ограничены. В то же время нельзя забывать, что без тщательно подобранного костюма, грима и прочих простейших вспомогательных средств будет серьезно обесценено даже талантливое исполнение роли. Репетиции, пусть даже очень маленького спектакля, доставляют детям много удовольствия. Оформление места действия, необычные, красочные костюмы углубляют их переживания. Валентина Анатольевна говорит, что, работая над спектаклем, они не ставят цели, что любая постановка – это выступление для выступления. В первую очередь, это детское творчество, и ценность его заключается не только в результате, а в самом процессе. Важно, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении. И деятельность театра организована так, чтобы ребята чувствовали, что они играют и для себя, и бывают захвачены этой игрой. Лица ребят после выступлений после выступлений бывают счастливыми. Они получают радость от своего творчества, от общения со зрителями. После спектакля они долго не могут разойтись и делятся впечатлениями. Коллектив театра книги «Фантазия» постоянный участник районных театральных фестивалей и конкурсов. Особенно были отмечены спектакли: «Вниз по волшебной реке» Э.Успенского, «Кошкин дом» С.Я. Маршака, «Одолень-трава» Любимова, «Два клена» Е. Шварца, «Барышня-крестьянка» А.С. Пушкина, «Приключения Незнайки и его друзей» Н.Носова,«Сказка о правде» М. Алигер, «Не буду просить прощения» С. Прокофьева, «Огонек на ветру» Т.Макарской. Всего театром книги поставлено более 30 спектаклей. На страницах районной газеты «Заря Севера» неоднократно помещались заметки о спектаклях театра книги «Фантазия». Вот что пишет почитательница театра: «Мне неоднократно приходилось быть зрителем на спектаклях, поставленных первомайскими актерами. Глядя на них, иногда забываешь, что действие происходит на обычной районной сцене, так как надо отдать должное умению ребят держаться на публике, вживаться в образы героев. И надо видеть, как радуются юные артисты, если их выступление находит отклик в сердцах зрителей. А ведь для любого артиста – это главная награда. Театр воспитал не одно поколение талантливых детей. В 2005 году «За актерское мастерство» получили Почетные грамоты Гавритенко Катя, Черняев Олег, Бушманова Марина. А еще раньше такие же грамоты были вручены Рябевой Оле, Шашериной Наташе, Жаравиной Оле, Корепину Андрею, Лобову Коле, Некипелову Жене, Горюновой Тане, Казаковой Юле и другим. Результаты превзошли ожидания. Ведь при подготовке спектакля детально изучаются произведение и творчество автора, эпоха, быт, костюмы, нравы; анализируются каждый поступок, движение, чувство персонажей; все учат наизусть большие отрывки из произведений и уже в жизни, при общении, используют цитаты из пьес. Когда человек окружен такой творческой аурой, он не способен совершить дурной поступок, у него все получается, он готов, как губка, впитывать в себя и знания, и чувства, и любовь, делиться этим богатством с другими. На вопрос «Что дал тебе школьный театр?» участница кружка Марина Бушманова ответила: «Театр дал мне многое. Кажется, что именно он вывел меня на новый путь вдохновения. Я буду творить, я буду выступать. Ведь именно на сцене я могу показать, какая я в душе». А вот слова Кати Чернышевой: «Здесь мы получаем творческий заряд на всю последующую жизнь, какую бы профессию не избрали. Театр является отличным учителем. Это мир прекрасного и сказочного царства». Две воспитанницы школьного театра Киркина Е.М. и Казакова О.А. продолжили дело Валентины Анатольевны, они создали свои театральные коллективы. Это особенно радует: дело, начатое в школе, нашло свое продолжение на профессиональной основе. Влюбить читателей в литературу, поэзию, помочь сформировать художественный вкус, содействовать развитию творческих способностей, привить потребность в познании прекрасного - вот задачи, которые должна решать библиотека. Русский педагог О. Галахова в докладе о влиянии театрального искусства на детей еще в 1916 году утверждала: « Театр- школа жизни. Его воспитательное значение гораздо шире, чем действие книги». Библиотека плюс театр - замечательное содружество, способное приносить плоды в области развивающего чтения детей, подростков, да и взрослых читателей. Литература

    Изучение, обобщение и распространение инновационного библиотечного опыта работы. (Методические рекомендации в помощь методисту по библиотечному фонду). // Школьная библиотека – 2004.-№5.-с. 19-24. Рубина Ю.И. и др. Театральная самодеятельность школьников: Основы педагогического руководства. Пособие для учителей и руководителей театральных коллективов.-М.: Просвещение.-1983.-176с. Бондарев В.П. Школьный театр- средство для самореализации личности обучающихся. // Дополнительное образовании.-2000.-№10.-с.42-43. Опарина Н. Школьный театр: Организация и режиссура. // Сельская школа.- 2003.-№3.-с. 64-69.

Сценарий

ПРАЗДНИКА « ГОРОДОК ЧУДЕС»

По мотивам произведений Н.Носова, В.Драгунского, Э.Успенского, В.Голявкина, Б.Заходера.

Для учащихся 1-4-х классов.

Действующие лица:

Библиотекарь

Колоброд

Дочь библиотекаря

Лесовички

Библиотекарь: Добрый день, дорогие дети и уважаемые взрослые!

Наша встреча происходит в апреле. А как говорят: весь апрель – никому не верь, то есть апрель ассоциируется с шуткой, юмором, выдумкой.

И у нас сегодня веселый праздник, праздник юмористический.

Вы любите юмор?

А вы любите волшебство и чудеса?

Я как, библиотекарь, хочу спросить вас: где мы можем прочитать про чудеса? В книгах и журналах.

Например, в журнале « В тридевятом царстве».

Там герои Тюхтя, Мастеря и Колоброд знакомят ребят с лучшими произведениями литературы, попадая в самые отдаленные уголки тридевятого царства.

Эти лесовички живут на маленькой поляне в лесу.

У Колоброда есть книга « Магия на каждый день». Это особая волшебная книга. Ее можно читать только тогда, когда ей самой этого захочется.

При этом из нее выпадает тот самый листок, который она дает почитать, но удивительное дело, листков в ней никогда не убывает.

И вот однажды из книги выпал лист. Лесовичок поспешно развернул его.

Это была карта. Карта нашего Кичменгского Городка.

(лесовичок побежал к друзям).

Колоброд: У меня карта Кичменгского Городка. Пора отправляться в путь.

Тюхтя: А чего там хорошего?

Колоброд: Как чего? Сегодня Кичменгский Городок превращается в Городок Чудес. Улицы села заселяют герои юмористических рассказов и стихов.

Любопытство колобродит:

На печи сидеть не впрок,

И толкает и выводит

Ранним утром за порог.

И пускай я- непоседа!

И дорога далека!

Интересная беседа

Мне дороже пирога.

По оврагам и болотам,

Через горы и леса

И за каждым поворотом

Ожидают чудеса!

Мастеря: Ну, айда по калитку.

(выносят калитку, на ней надпись: « Куда пожелаете?»)

Колоброд: (ткнул в карту пальцем и прочитал: Кичменгский Городок.

(калитка окрывается и герои проходят в нее).

Библиотекарь: Как вы думаете я узнала про лесовичков и про городок чудес, в который однажды превратился наш Кичменгский Городок. А дело было так.

Дочь библиотекаря: Как - то летом я у дедушки и бабушки залезла на чердак и заметила сундук. Меня заинтересовало, что там внутри. Я подняла крышку и увидела, что там лежат школьные учебники и тетради. Посмотрела я учебники, тетради, с отметкам, что поставлены красным карандашем и хотела уже закрыть крышку, как увидела на дне сундука еще одну тетрадь.

Открыла я ее и прочитала: « Достоверные записки Ани И Вани о необыкновенных путешествиях по Городку чудес». Меня, конечно, это очень заинтересовало и я принесла эту тетрадь маме и мы ее прочитали.

Библиотекарь: да мы прочитали с дочкой всю тетрадку. Из этих записей мы узнали, что оказывается однажды через наш Кичменгский Городок ночью пролетел волшебник Книж. Ему сверху понравилось наше спокойное село. Он решил задержаться хотя бы на денек.

А мы знаем, что если рядом волшебник, то случаются чудеса.

Да, когда жители Кичменгского Городка проснулись назавтра, то они не узнали своих улиц. Наш Кичменгский Городок был превращен в Городок Чудес.

И когда, проснулись брат и сестра Анечка и Ванечка, они услышали и увидели вот что:

Лесовички: - Ты еще не видел чуда?

Никогда не видел чуда?

Вот беда не видел чуда.

Так сходи и посмотри.

Ты увидишь просто чудо,

Удивительное чудо!

Ванечка: Какое чудо?

Анечка: Я хочу видеть чудо!

Ведущие: И наши лесовички повели Анечку и Ванечку на улицу.

А на улице было такое! Оказывается все улицы за ночь были переименованы.

Улица Заречная, на которой стоит наша школа и этот клуб стала называться улицей ФАНТАЗЕРОВ.

И на ней поселились герои всеми любимого писателя Н. Носова.

Вобщем, вы это все сами увидите. Как раз на эту улицу « Фантазеров» ведут лесовички Колоброд, Тюхтя и Мастеря Анечку и Ванечку.

Инсценировка « Фантазеры»

« Бобик в гостях у Барбоса»

Анечка: Мне хочется посмотреть, что на других улицах.

Тюхтя: Тогда вперед.

Ведущий: Пока наши герои бегут через реку Вообразилию, то есть через реку Кичменгу. Я хочу сказать, что на улице Фантазеров, то есть на Заречной улице мы посмотрели инсценированный рассказ « Фантазеры» и рассказ «Барбос в гостях у Бобика» Н. НОСОВА.

Ванечка: Вот мы и на Первомайской.

Мастеря: Нет, эта улица сейчас называется ОЗОРНАЯ.

Тюхтя: И на ней поселились герои рассказов Виктора Драгунского.

Инсценировка рассказов:

« Заколдованная буква».

« Пожар во флигеле, или подвиг во льдах».

« Главные реки».

« Где это видано, где это слышано»

Колоброд: Мы уже посмотрели и рассказы Драгунского.(перечисляет).

Но у меня любопытство колобродит. Идемте дальше. Если посмотреть на наш план села, то мы можем попасть на улицу Советскую.

Ванечка: Значит, она не переименована. Так и осталась Советской.

Колоброд: Волшебная книга говорит, что там поселились герои Успенского. И если вы расскажете хотя бы одно стихотворение Э. Успенского, книга расскажет как называется эта улица.

(пошушукались Ваня и Аня. Ваня рассказывает стихотворение « Память» Успенского.

Колоброд: Книга говорит, что улица Советская превратилась в ««РАЗНОЦВЕТНЫЙ БУЛЬВАР»

Инсценировка « Охотник».

« Академик Иванов».

Тюхтя: А сейчас мы по улице Центральной выйдем на главную площадь Кичменгского Городка.

Мастеря: Ты опять говоришь не по волшебству. Наш план села и книга говорит, что мы по проспекту ЧУДАКОВ пройдем на ЗАБАВНУЮ площадь! Правда Колоброд?

Колоброд: Правильно. Только давайте чуть- чуть остановимся на проспекте Чудаков и посмотрим на героев Б. Заходера

«Два и три».

Ванечка: Я слышу музыку, за мной на Забавную площадь.

Песня Юры Наволоцкого.

Колоброд: Волшебная книга говорит, что мы только тогда сможем покинуть эту площадь, если кто-то из нас споет песню.

Песня « Звездочка» Гали Карачевой.

Тюхтя: Вы тоже учитесь в школе. Ну-ка, пока мы идем туда, задайте нам какой- нибудь вопрос.

Ваня: Сколько будет девятью девять?

Тюхтя: это больше четырех.

Ваня: И насколько же больше?

Мастеря:(развел руки в стороны) Примерно вот на столько.

Ваня: Позор. Вы не знаете таблицу умножения на 9!

Колоброд: Почему не знаем. Я знаю все, только на минутку в книгу загляну.

Аня: Не думаю, что эта уловка тебе поможет. Никто не может научиться умножать за минутку.

Колоброд: Хочешь узнать один из секретов устного счета?

Давай прочтем, что было написано в Волшебной книге: Положи перед собой руки и мысленно пронумеруй все пальцы. Предположим, тебе надо перемножить 3 на 9.

Аня: Зачем мне это надо. Я итак, знаю таблицу умножения.

(Вдруг герои Голявкина окружают лесовичков и брата с сестрой.)

Здравствуйте, вы пришли к нам в гости.

Давайте познакомимся.

Тюхтя, мастеря, Колоброд, Ваня, Аня.

А мы герои Голявкина и поселились на улице УДИВИТЕЛЬНОЙ.

Да, вашу улицу Комсомольскую мы назвали улицей Удивительной. Правда красиво.

Инсценировка: « Как я всех обманул».

« Лукьян».

« Болтуны».

« Козел- баран».

« Яандреев».

Мастеря: Ребята, по стихам моих друзей вы поняли к улице какого автора мы подошли?

А где живут звери, кроме зоопарка. Правильно в лесу.

Итак, на какую мы улицу пришли?.

Правильно, на Лесную.

Только, если по- нашему, то на ЧУДНУЮ.

« Столяр Кушаков».

« Иван Иванович Самовар».

Ведущие: Так и водили лесовички наших Ваню и Аню, пока те не ёустали и не ушли спать.

А назавтра они написали все это в этой тетради.

А нам остается гадать, то ли они это все видели наяву, то ли это им приснилось.

Музыка песни « Городок». Все герои кланяются.

1. Обобщение опыта работы В.А. Стахеевой, заведующей библиотекой Первомайской средней общеобразовательной школы ………………………..4

2. Сценарий праздника « Городок чудес» ……………………………………10

Ирина Крыськив
План мероприятия ко Дню театра (старший дошкольный возраст)

Вечер развлечений : «Путешествие в Театрленд . Спасение кукол театра «Золотой ключик»

Цель театра , о театральных профессиях .

Задачи :

Образовательные задачи :

Дать детям представления о гардеробе, совершенствовать навыки классификации, сравнения; ознакомить детей с профессиями людей, которые работают в театре и с местом их работы в театре ;

Уточнить знание детей об эмоциях, объяснить связь эмоции с выражением лица человека (мимикой) ;

Повторить названия частей лица человека;

Совершенствовать навыки изображающей деятельности;

Учить отгадывать загадки связанные с театром .

Коррекционно – развивающие :

Развивать общую моторику;

Развивать воображение, мышление, память, внимание.

Воспитательные задачи :

Воспитывать интерес; воспитывать доброжелательные отношения в коллективе.

Оборудование : конверт с письмом, Буратино, Карабас – Барабас, куклы Петрушка, Пьеро, Мальвина, Артемон, вывески с названиями улиц, картинки (балет, опера, драматический театр , театр зверей , кукольный театр , теневой театр , магнитофон, и т. д.

2. Пришло письмо (в письме загадка) .

В какой же сказочке старинной

Театр был , была Мальвина

И был ужасный Карабас,

Он бородой своею тряс? -

В сказке давней и старинной - . ("Приключения Буратино")

3. Приезд Буратино и просьба о помощи (Карабас – Барабас украл Мальвину, Пьеро, Артемона и других актеров театра «Золотой ключик» .

4. Путешествие в город Театрленд .

5. Остановка 1 : Улица Театральная .

Цель : развивать представления детей о видах театра .

Задание 1 : угадай какой театр изображен на картинке (опера, балет, драматический театр , театр зверей , кукольный театр , теневой театр ).

6. Остановка 2 : Гардеробный переулок

Задание 2 : Дидактическая игра "Гардероб".

Цель : дать детям представления о гардеробе, совершенствовать навыки классификации, сравнения, развивать воображение, мышление.

Оборудование : предметные карточки с изображением сказочных героев и одежды.

Ход игры:

Воспитатель объясняет детям высказывание "Театр начинается с вешалки", рассказывает о таком месте театра , как гардероб и предлагает детям найти вещь каждого из посетителей театра , например, подобрать шляпу каждому персонажу : Красной шапочке, Санта Клаусу, Коту в сапогах, почтальону Печкину.

7. Остановка 3 : Улица Рабочая.

Задание 3 : Дидактическая игра «Профессии»

Цель : ознакомить детей с профессиями людей, которые работают в театре и с местом их работы в театре .

Оборудование : картинки с профессиями : актер, осветитель, декоратор, гример, гардеробщица, режиссер, картинки сцены, гримерной, гардероба, декораций, софитов).

Ход игры : Педагог показывает картинки с разными профессиями театра и предлагает совместить их с другой картинкой, на которой изображено место, где работает человек данной профессии (осветитель – софиты на сцене и т. д.) .

8. Остановка 4 : Балетная Площадь.

Физкультминутка.

С тобой гуляем весело,

В театр мы идем !

Шагаем мы на месте.

И песенку поем.

Ля-ля-ля-ля, 4 хлопка.

В театр мы идем . Шаги на месте.

Ля-ля-ля-ля, 4 хлопка.

Мы песенку поем. Шаги на месте.

9. Остановка 5 : Улица Маленьких актеров

Дидактическая игра "Эмоции".

Цель : уточнить знание детей об эмоциях, объяснить связь эмоции с выражением лица человека (мимикой, повторить названия частей лица человека, совершенствовать навыки изображающей деятельности, развивать воображение.

Оборудование : шаблоны лица человека, картинки животных.

Ход игры:

Педагог объясняет, что актерам в театре необходимо уметь изображать различные эмоции. Они делают это с помощью выражения лица (мимики) . Педагог раздает детям шаблоны лиц и предлагает изобразить любую эмоцию (страх, радость, гнев) . Также педагог предлагает детям изобразить животных : лису, зайчика, медведя, петуха и т. д.)

10. Остановка 6 : Улица Карабаса – Барабаса.

Выход Карабаса – Барабаса.

Загадки Карабаса – Барабаса :

Артист на сцене - кукловод,

А зритель в зале там - народ.

Артисту смотрят все на руку,

Что за театр ? (Театр кукол )

Артисты там работают,

А зрители им хлопают,

Спектакль в цирке - на арене,

В театре кукол где ? - На. (сцене)

Он веселый и смешной,

Взгляд лукавый, нос большой,

И колпак он красный

Носит не напрасно!

Любит зрителей встречать

И немного покричать.

Кто забавный - просто душка -

Крикнет : "Здрасьте! Я.

(Петрушка!"

В прошлый раз был педагогом,

Послезавтра - машинист.

Должен знать он очень много,

Потому, что он.

(Артист)

И актрисе, и актёру,

(Будь обычный он, иль мим)

Очень внешность изменяет

Макияж искусный – …

(ГРИМ)

Театральный он работник –

Постановок «дирижёр» ,

Управляющий спектаклем -

Это, верно, …

(РЕЖИССЁР)

11. Спасли кукол театра «Золотой ключик» .

12. Танцы со спасенными героями.

Сценарий Дня театра.

На сцене появляются два скомороха:

Проходи, честной народ,

Театр в гости вас зовет.

Первый Ведущий:

Мы сегодня вам покажем, как талантливы друзья,

Мы сегодня вам раскроем все секреты мастерства.

Второй ведущий:

Как хорошо, что есть театр!

Он был и будет с нами вечно.

Всегда готовый утверждать:

Всё, что на свете, человечно.

Здесь всё прекрасно –

Жесты, маски, костюмы, музыка, игра.

Здесь оживают наши сказки

И с ними светлый мир добра.

Первый ведущий:

Слово «театр» - в переводе с греческого означает «место, где происходят зрелища». Театральное искусство возникло более 2, 5 тысяч лет назад. В Древней Греции представления шли по несколько дней. Зрители приходили на них, запасаясь продуктами. Огромные толпы людей рассаживались на возвышениях. Само действие происходило на арене, расположенной прямо на траве. 27 марта в Древней Греции проходили великие праздники, они сопровождались весёлым шествием, на котором было много ряженых. А с 1961 года в этот день во всём мире стали отмечать Международный День Театра.

Второй ведущий:

Как вы думаете, какие театры бывают? (Кукольный, драмы, оперетты, оперы и балета)

Первый ведущий:

Театр! Любите ли вы театра? Так как я люблю его. Всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом Со всем исступлением, которому только способна пышная молодость, жадная и страстная до впечатлений изящества, или лучше сказать можете ли вы не любить театр больше всего на свете кроме блага и истины. Какое из всех искусств обладает таким могущественными средствами поражать душу впечатлениями и играть ее самовластно. В театре тысячи глаз устремлены на один предмет, тысячи сердец бьются одним чувством! О, ступайте, ступайте в театр!

А к нам в гости пожаловали артисты разносторонние, трагические, смешные и просто озорные. Встречайте их громкими аплодисментами.

Второй ведущий объявляет название первой постановки.

Первый ведущий:

- Театр родился из народных обрядов, а первыми актёрами на Руси были скоморохи и кукольники. Они исполняли драматические сценки и героические песни, играли на различных музыкальных инструментах, показывали дрессированных животных, рассказывали сказки, представляли акробатические номера. Для представления они возводили легкие постройки – балаганы. Скоморохи собирались в специальные «ватаги» - артели, чтобы бродить по городам и сёлам и показывать своё искусство.

(исполняется песня: «Мы бродячие артисты»)

Второе выступление.

Второй ведущий:

А теперь проверим, насколько вы знакомы с театром. (Загадывает театральные загадки).

Третье выступление.

Музыка «Остров невезения»


Населен талантами абсолютно весь
Конкурс театральный в нашей школе есть


На лицо прекрасные, добрые внутри
Учим мы все роли с ночи до зари

Четвертое выступление.

Первый ведущий:

Славно потрудились наши актеры, а теперь проверим, насколько внимательны и артистичны вы.

Конкурс.

На понимание «Изобразить песню без слов» 1. «В лесу родилась елочка» 2. «Улыбка» 3. «Мы желаем счастья Вам» 4. «Ой, мороз, мороз» - На удержание мизансцены «Покажи картину» 1. «Бурлаки на Волге» 2. «Опять двойка» 3. «Аленушка» - На умение повести за собой (агитирование на какое-то действие) 1. На постройку скворечников 2. На купание зимой 3. На поступление в цирковое училище 4. В поход в кино 5. На субботник

Пятое выступление.

Музыка «Нет я не плачу»

Поют все:
Нет, мы не плачем и не рыдаем,

На все вопросы мы открыто отвечаем!

Что наша жизнь-игра, и кто тому виной,

Что увлеклись мы этою игрой!

И перед кем же нам извиняться?

Нам предлагают- мы не в силах отказаться!

И разве наш талант и наш душевный жар

Не заслужили скромный гонорар?!

Припев: Пусть бесится ветер жестокий
В тумане учебных морей,

Играет наш театр такой одаренный
На фоне житейских проблем!